Как найти эпитет в очерке

Эпитет как средство выразительности в очерке В.И.
Белова «На Родине»

Автор: А.Р. Свентковская, ученица 6-го класса МБОУ
«Сорожинская ООШ имени Ильи Налётова»

Творчество Василия Ивановича заставляет нас не только
чувствовать «самую жгучую связь» с Родиной, но и насладиться её красотой и
покоем. Очерк «На родине» небольшой по объёму. Но так трогательно он написан,
что кажется, будто это стихотворение. Об этом говорят и выразительные средства,
которые Василий Иванович использовал в тексте.

Цель
работы: изучить средство выразительности эпитет, классифицировать эпитеты на
основе очерка Василия Ивановича Белова «На родине».

В
очерке писатель раскрывает тему Родины. Автор рассказывает о своей любви к
малой родине, о неразрывной связи с местом, где родился. Писатель уверен, что
любовь к родине, к ее природе – это чувство, которое не дает человеку стареть
душой.
 Текст
эмоциональный, образный. Белов использует восклицательные предложения, которые
помогают нам почувствовать взволнованность автора, понять, как дороги ему эти
места. В тексте много метафор: “синяя тугая вода”, “прохладная русалочья
постель”, “умирают водяные круги”; сравнений, “как хитрая лисичка”, “белые сказки
моей земли”.  Они помогают автору создать сказочный образ родины, скромный,
простой и в то же время прекрасный. Но мы изучаем эпитеты.

Словарь
литературоведческих терминов даёт такое понятие эпитета: «ЭПИТЕТ – вид тропа:
образное определение, подчеркивающее какое-либо свойство предмета или явления,
обладающее особой художественной выразительностью.

Мы нашли несколько
классификаций эпитетов, подобрали к каждой групп примеры из очерка.

1.   
Горбачевич Кирилл Сергеевич выделяет три типа эпитетов:

Общеязыковые эпитеты – это принятая норма,
например, «родные места».

Народно-поэтические эпитеты уходят корнями в устный
фольклор, в сказки и былины. Зачастую это тоже устойчивые выражения: «хитрая
лисичка».

Индивидуально-авторские
эпитеты

придуманы конкретным человеком, используются ситуативно. Например, «нехитрые
мальчишеские богатства».

Также эпитеты можно делить на
оценочные, описательные и эмоциональные.

Описательный эпитет – «синие зубчатые леса»
(внешние данные)
Эмоциональный эпитет – «трепетно нарастает» (выражение чувств).

Эпитеты также делятся на
простые и сложные. Простые эпитеты выражены одним словом
(«родная земля»), сложные эпитеты – словосочетанием –  «омытые
июльскими дождями берёзы»

Гoлoвкинa Cветлана Христофоровна в статье 
«Лингвиcтичecкий aнaлиз тeкcтa» предлагает  следующую классификацию эпитетов.

Bce эпитeты (кaк c пpямым, тaк и c
пepeнocным знaчeниeм) мoгyт быть pacпpeдeлeны нa гpyппы c yчeтoм ключeвoгo для
oпpeдeляющeгo cлoвa кoмпoнeнтa знaчeния.

1) Пpизнaк цвeтa (цвeтoвoй эпитeт)
– «зелёная тишина», «белые сказки», «синяя тугая вода»

2) Maтepиaл, вeщecтвo – «скрипучие
лапти», «рыбий берег»

3) Paзмep, фopмa пpeдмeтa
(физичecкиe cвoйcтвa) – «двухнотный голос кукушки», «вечные свидетельницы»,
«старая моя деревня»

4) Oцeнoчныe эпитeты – «Стыдливо
полощут».

5) Kинecтeтичecкиe эпитeты
(нaзывaют oщyщeния чeлoвeкa пpи пpикocнoвeнии к пpeдмeтy) – «тёплый стог»,
«жаркая лучина», «пахучие веники», «
прохладная русалочья
постель»
.

Центральный
эпитет – «тихая родина», почему же она тихая? Мне кажется, что лирический
герой возвращается на родину, домой, в те места, которые всегда хранил в своей
памяти, туда, где похоронены его родные. Разве об этом можно кричать или даже
говорить громко?
Для писателя образ родного края оказывается неразрывно
связан с тишиной, которую дают леса и поля. Тишина – это чувство наступившего
покоя после главного выполненного долга – посещения малой родины.

Таким
образом, благодаря очерку «На родине» мы изучили все виды эпитетов и доказали,
что Василий Иванович Белов – мастер слова.

Как найти эпитет в тексте

Эпитет – слово или словосочетание, выполняющее в тексте функции выделения индивидуальных, неповторимых признаков объекта и характеристики его с совершенно необычной точки зрения.

Как найти эпитет  в тексте

Инструкция

Сам термин «эпитет» пришел к нам их греческого языка и буквально переводится как «приложенное». То есть он является дополнением к основному слову и позволяет охарактеризовать его эмоциональную окраску. Главная задача эпитета в тексте – придать ему особую смысловую выразительность, а иногда и вовсе в корне изменить значение слов и выражений. В теории литературы нет однозначного мнения, относится ли эпитет к фигурам или тропам, либо же является самостоятельным приемом поэтической изобразительности.

Широкое распространение эпитеты получили в поэзии. Однако любое прозаическое творение также содержит немало подобных слов и словосочетаний. Для точной идентификации эпитета в тексте необходимо знать, что они могут быть самыми разными частями речи. Наиболее часто в художественном тексте встречаются эпитеты-прилагательные (серебряный смех бубенца, волшебные звуки флейты). Они могут быть наречием (горячо молился, страстно взывал), существительным (праздник непослушания), числительным (час шестой, третьи руки). Вне зависимости от морфологической принадлежности эпитеты придают тексту особенную красочность и насыщенность.

Эпитеты подразделяются на несколько видов, исходя из той функции, которую они выполняют в тексте. Различают постоянные эпитеты, которые употребляются в устойчивых выражениях (добрый молодец, сыра земля, тридевятое царство). Оценочные (невыносимая легкость, потерянные чувства) и описательные эпитеты (живительная влага, утомленное сердце) дают характеристику какого-либо объекта, раскрывают его необычные признаки. Особую выразительность фразы или слова обеспечивают эмоциональные эпитеты (унылая пора, грустный пейзаж). По своему составу эпитеты могут быть простыми (звенящий лес) и сложными (молочно-белые березы).

Источники:

  • Что такое эпитет

Войти на сайт

или

Забыли пароль?
Еще не зарегистрированы?

This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.

Эпитетом называют образное определение. Определения отвечают на вопрос «какой?». От обычных определений эпитеты отличаются функциями. Чаще всего имеют дело с изобразительными и эмоциональными эпитетами.

Кругом меня цвел божий сад;

Растений радужный наряд

Хранил следы небесных слез,

И кудри виноградных лоз

Вились, красуясь меж дерев

Прозрачной зеленью листов…

В этом фрагменте из поэмы Лермонтова следует найти сначала все определения, их пять. Определение виноградные (лозы) употреблено в прямом значении. Остальныебожийсад,радужныйнаряд,небесныхслез,прозрачнойзеленью – в переносном. Эпитетами будут те, которые использованы в переносном значении, они усиливают выразительность и эмоциональность текста.

Опубликовано 27 мая, 2019

Содержание материала

  1. Определение эпитета
  2. Видео
  3. Примеры эпитетов-прилагательных в русском языке
  4. Практика: отличаем эпитет от логического определения
  5. Примеры эпитетов в литературе
  6. Что такое эпитет? Виды и примеры эпитетов
  7. На какие вопросы отвечает эпитет?
  8. Примеры эпитетов

Определение эпитета

Эпитет — это слово или фраза, которые добавляют выразительность стоящим рядом словам. Может использоваться с положительным или отрицательным оттенком, в прямом или переносном значении. Эпитеты могут быть выражены:

  • прилагательным (кислое лицо),
  • наречием (горячо любить),
  • существительным (веселья шум),
  • числительным (вторая жизнь).

На самом деле у термина «эпитет» в русском языке есть много определений. В широком смысле это любое слово, которое определяет предмет, описывает его характерные черты. Например: «синее небо», «теплое утро».

В узком смысле эпитетом называется средство выразительности, которое помогает автору передать отношение к предмету, придает предмету красочность, живость. Иногда в качестве эпитета используется слово в переносном значении. Например: «лошадиное здоровье», «драгоценный опыт».

Видео

Примеры эпитетов-прилагательных в русском языке

Многие из эпитетов-прилагательных стали постоянными и часто употребляемыми. Например: синее море, красна девица, глухая ночь, стальные нервы, ясный месяц, белые рученьки, добрый конь, трескучий мороз, чисто поле.

Интересный факт: в повседневной жизни мы чаще всего не замечаем, как употребляем эпитеты. Например, выражения “бархатные ночи” или “золотые ручки” тоже являются тропами. В общении эпитеты помогают нагляднее описать происходящее или наше отношение к нему.  

Практика: отличаем эпитет от логического определения

Зима. Шел снег. Вы вышли на улицу, перед вами береза. Как вы ее опишете? «Береза вся в снегу, на ветках у нее снег, на нее солнце светит». Вы скажете, что она «белая?». Нет, потому что она вообще-то не белая, у нее есть черные полосы на стволе, и ветки черные.

А вот Есенин в своем стихотворении сказал: «Белая береза под моим окном». Он ее увидел именно как белую, поэтому «белый» – эпитет. Есенин так увидел, этот эпитет выражает его отношение.

Или вот Лермонтов пишет: «Ночь тиха, пустыня внемлет Богу» – ночь может быть «громкой»? Нет. Ночью машины могут ездить или не ездить, соседи шуметь или не шуметь, но сама ночь – это просто время суток, время звуков никаких не издает. Поэтому «тиха» – эпитет.

У Ахматовой то же самое: «Вечер осенний был душен и ал». Вечер – это просто время суток, если ей в этот вечер дышать было нечем – ее проблемы, всем и каждому не кажется, что он обязательно «душный». И тем более «вечер ал» – он что, может быть цветным? Красным, зеленым… Это просто время и все.

А вот посмотрите на строчку из песни Шатунова: «Белые розы, белые розы, беззащитны шипы». Роза белая, потому что у нее лепестки белого цвета, я смотрю на нее, и мне понятно, что она не красная и не черная. А то, что шипы «беззащитны» – это уже Шатунову так кажется. И потом, чем они должны быть защищены-то?

Примеры эпитетов в литературе

Ночь была свежая и неподвижно-светлая (Л. Толстой)

Кругом трава так весело цвела (И. Тургенев)

Мой край, задумчивый и нежный (С. Есенин)

Полночь сошла, непроглядная темень (Н. Гумилев)

В блюдечках — очках спасательных кругов (В. Маяковский)

О, покой мой многонеделен (А. Ахматова)

Шаркающей кавалерийской походкой (М. Булгаков)

Что такое эпитет? Виды и примеры эпитетов

Эпитет — это образное, художественное определение. Эпитет выразительно описывает признак предмета, его качество или свойство.

Эпитеты. Примеры

Задача эпитета — создать яркий образ. Чаще всего в качестве эпитетов используют прилагательные («белоснежная зима»). Но эпитетом может быть и наречие («горячо спорить»), и существительное («собака Калин-царь»), и числительное («первый ученик»), и причастие, и деепричастие («когда весенний, первый гром, как бы резвяся и играя , грохочет в небе голубом»).

Эпитет — одна из разновидностей тропов, художественных средств речи. Название происходит от греческого слова έπίθετος — «приложенный».

На какие вопросы отвечает эпитет?

Будучи определением, эпитет обозначает свойство, признак либо качество предмета. Соответственно, отвечает на те же вопросы, что и определение: какой? чей? который?, а также их производные (какая? чья? которое? и т.п.). Реже эпитет отвечает на вопрос как? Таким образом, все зависит от контекста и части речи, которая выступает эпитетом.

Вопросы, на которые отвечает эпитет

Интересный факт: некоторые эпитеты прочно вошли в наш обиход и стали устойчивыми словосочетаниями. Например, невыносимая жара, унылая осень, грустная пора, добрый молодец и другие.

Примеры эпитетов

  • бессмертное знамя;
  • кислое лицо;
  • мрачный день;
  • черепаший темп;
  • горькая досада;
  • кудрявый дым;
  • легкомысленная молодость;
  • кристально-чистая совесть;
  • волчья тоска;
  • звонкий поцелуй.

Теги

Что такое эпитет – разжевываю как могу, чтобы вы точно всё поняли и не путались

Когда ежу непонятно.

7 448

Что такое эпитет – понятное объяснение

Эпитет – это определение в переносном смысле, поэтическое определение. В литературе к эпитетам есть узкий и широкий подход. Согласно узкому, эпитетами могут быть только прилагательные, согласно широкому – слова любой части речи.

Чтобы полностью понять, что это, прочитайте о том, какой пургой эпитеты занесло в язык.

Откуда взялся эпитет

Сначала было только существительное, которое обозначало предмет: дом.

Потом домов стало много и возникла необходимость «конкретизировать» их, как-то различать. Для этого были созданы определения при существительных: деревянный дом, трехэтажный дом.

Такие определения называются «логическими». Логическое определение – это такое, которое все люди дают предмету. Кого в дом ни приведи, все увидят, что он «деревянный», «двухэтажный», «с отоплением». Про дом из бруса нормальный человек не скажет, что он «кирпичный».

А потом возникла другая проблема. Человеку захотелось выразить СВОЕ отношение к предмету. Поймите вот эту разницу. Не какое-то свойство выделить, а свое навязать, я вот типа так вижу. И пошло: «леденящий душу дом», «неприветливый дом», «какой-то у вас дом гнетущий…».

Он что, правда леденит душу [и что вообще такое «душа»?], не машет вам рукой в знак приветствия? Нет. Это просто вы так видите. Для меня дом как дом.

Определения, которые выражают отношение человека к предмету, чувства, которые этот предмет у этого (именно этого, не у всех подряд) человека вызывает, называются поэтическими определениями. Или эпитетами.

Логические определения дополняют значение существительного. Например, вот есть «треугольник» – у него просто три угла и все. А если сказать «равнобедренный треугольник» – добавится новое свойство – боковые стороны у этого треугольника равны.

Поэтические определения (эпитеты) ничего не дополняют. Красивый треугольник, отвратительный, оригинальный – вы что-нибудь узнали о свойствах этого треугольника? Ничего. Только чьи-то голословные оценки.

Логическому определению можно противопоставить другое логическое: деревянный дом – кирпичный дом, железная кружка – пластмассовая кружка.

Поэтическому определению нельзя ничего противопоставить. «Безмолвное море» – оно что, говорить должно? Не бывает «говорливого» моря.

Практика: отличаем эпитет от логического определения

Зима. Шел снег. Вы вышли на улицу, перед вами береза. Как вы ее опишете? «Береза вся в снегу, на ветках у нее снег, на нее солнце светит». Вы скажете, что она «белая?». Нет, потому что она вообще-то не белая, у нее есть черные полосы на стволе, и ветки черные.

А вот Есенин в своем стихотворении сказал: «Белая береза под моим окном». Он ее увидел именно как белую, поэтому «белый» – эпитет. Есенин так увидел, этот эпитет выражает его отношение.

Или вот Лермонтов пишет: «Ночь тиха, пустыня внемлет Богу» – ночь может быть «громкой»? Нет. Ночью машины могут ездить или не ездить, соседи шуметь или не шуметь, но сама ночь – это просто время суток, время звуков никаких не издает. Поэтому «тиха» – эпитет.

У Ахматовой то же самое: «Вечер осенний был душен и ал». Вечер – это просто время суток, если ей в этот вечер дышать было нечем – ее проблемы, всем и каждому не кажется, что он обязательно «душный». И тем более «вечер ал» – он что, может быть цветным? Красным, зеленым… Это просто время и все.

А вот посмотрите на строчку из песни Шатунова: «Белые розы, белые розы, беззащитны шипы». Роза белая, потому что у нее лепестки белого цвета, я смотрю на нее, и мне понятно, что она не красная и не черная. А то, что шипы «беззащитны» – это уже Шатунову так кажется. И потом, чем они должны быть защищены-то?

Типы эпитетов

Постоянные. Характерны для фольклора, устного народного творчества. Волк какой? Серый. Молодец какой? Добрый. Девица? Красная. Поле? Чистое.

Авторские. Это когда вообще непонятно, как можно сочетать эпитет с определяемым словом. Но автор так «увидел» и написал. У Маяковского, например, есть «тысячеглазовый трест». Надо было еще слово такое придумать…

Общеязыковые. Все остальные.

Широкий и узкий подход к эпитетам

В школах обычно узкий подход к эпитетам, согласно которому эпитетами можно называть только прилагательные и причастия. Согласно широкому подходу, эпитетами могут быть и слова других частей речи:

  1. У меня сейчас другая жизнь (определительное местоимение) – в смысле, а где прежняя? И как может быть «другая», если она одна, от рождения и до смерти?
  2. Здесь как будто произошло мое второе рождение (порядковое числительное) – да как такое возможно? Один раз человек рождается и всё!
  3. Как нежно, пламенно любил я (это из Лермонтова, здесь эпитеты – наречия) – то есть можно еще любить грубо, безразлично, с огнем, золой и пеплом? Так не бывает. Это все отсебятина, поэтические определения.
  4. Крик ужаса (существительное) – крик – это громкий звук, издаваемый голосом. А то, что он «ужаса» – вы сами себе придумали. Крик не может быть ужаса, ликования, счастья, печали, тихой грусти и пр. Вы сами для себя так интерпретируете звук.
  5. Лишь бич свистал, играя (из Некрасова, деепричастие) – как он может «свистать, играя»? А не играя – это как? Нет уж, только Некрасов так увидел и такое определение подобрал.

Суть всей статьи

Логическое определение – это когда «ежу понятно». Золотое кольцо на руке – ежу понятно, что оно из золота.

Эпитет – когда ежу НЕ понятно. Золотые руки, золотое сердце – ёж точно не поймет. И никогда вы ему не объясните.

( 14 оценок, среднее 4.71 из 5 )

Оцените статью

ЕЖЕНЕДЕЛЬНАЯ РАССЫЛКА

Получайте самые интересные статьи по почте и подписывайтесь на наши социальные сети

ПОДПИСАТЬСЯ

Ваш браузер устарел рекомендуем обновить его до последней версии
или использовать другой более современный.

Добавить комментарий