Как найти эпитеты в песни

Каждый шаг человеческой жизни освещался соответствующим шагом из жизни природы. Эта теснейшая связь с окружающей природой особенно ощутима в протяжных лирических песнях русского народа. Им особенно характерны всевозможные противопоставления, уподобления и сравнения из мира природы, они раскрывали глубину передаваемого в песне настроения или чувства. При помощи этих художественных компонентов человек мог ярче выразить свои переживания, свои чувства: боль и томление сердца, грусть, радость, веселье и т.д. В этом образном выражении переживаемых человеческих чувств не последнюю роль играл и эпитет. В нем отражалось художественное миросозерцание поющего, его поэтическое чувство. В песне о смертном бессилии он рассказывал о «желтых песках», которые «сердце высосали», слезу девичью называл о не иначе, как «слезою горючею» (эпитет «горючая» по отношению к девичьей слезе поразительный), глаза называл «ясными» по их способности «схватывать», обнимать предметы, находящийся в поле зрения.

Эпитеты отбирались постепенно на протяжении ряда столетий и отбирались лишь те из них, которые были типичными, жизненно необходимыми для общенационального песенного языка, обеспечивали широкое понимание и использование их всеми. Иногда в песне попадались местные эпитеты, т.е. значение которых было ограничено территориально. За пределами данной географической местности они не были понятны, требовалось специальное разъяснение их. Особенно такие местные эпитеты можно встретить в записях второй половины XIX в. и позднее, когда песенная территория расширилась: появились записи песен уральских, сибирских и др. Но эти местные поэтических речения постепенно теряли свою самобытность. Одни из них вливались в общенациональный песенный язык, усваивались поющими, другие – опускались как непонятные, заменялись общепринятыми.

Наиболее распространенными эпитетами лирической песни были следующие: «На горе бел-горюч камень лежит», «Он пущал стрелу во чисто поле», «Как на кустике сидит птица млад сизой орел», «Свахою была колена стрела», «Что по крутому, по красному бережку».

Очень распространен в русской лирической протяжной песне эпитет «красный» и в смысле обозначения цвета («красно солнышко», «круты красны бережки») и в смысле прекрасного при психологической поэтической характеристики действующего лица («красна девица», «красные девушки»). Если для латышей и вообще для народов Прибалтики, по наблюдению О.Л. Гребле, характерны эпитеты белый и синий, то для славянских народов и, в частности, для русского народа характерны эпитеты зеленый и красный. Особенно часто эпитет красный в сочетании с существительным девица или девицами.

Эпитет в народных песнях встречаются не только в форме прилагательного при определяемом существительном («Златоверхний терем»), но и в форме наречия, деепричастия, существительного в одинаковом падеже со словом, при котором он находится («Удача добрый молодец», «Со душою, со красной девицей», «Горячо любить красну девицу» – «горячо» в смысле «горячая любовь» и др.). Некоторые эпитеты в народных песнях стоят позади определяемого слова: «латы булатные», «печаль горькая», «заря ясная».

Иногда эпитеты являются простым повторением понятия и корня слова определяемого: «воля вольная», «старость старая», «горе горькое» и др. В некоторых случаях эпитеты строятся по звуковому созвучию, т.е. они являются созвучными определяемому слову, что придает особую музыкальность песне: «Добрый мОлодец», здесь мы слышим повторение ударной гласной.

Чаще всего эпитет встречается в краткой форме имен прилагательных: «Зашумели в поле, буйны ветры», «У чиста поля, у зеленого», «Ясны соколы разлетелися, черны держит черна ворона», «Осталася матера вода» и др.

Эпитеты свойственны и другим видам народного творчества, но в песенной лирике они выглядят как-то ярче и сильнее. В народных песнях эпитеты придают художественному образу исключительную выразительность, необычайную точность и ясность.

6.частушка
Добрый молодец – он коня поил,
Он коня поил, коня сивава,
Коня сивава – сивогривова,
Сивогривова, белокопытого,
Белокопытого, кругом кована…
      (П. Киреевский, вып. II. ч. 2., ст. 39)

Эпитеты реалистичны. Они доходят до огромного социального звучания и обобщения. Особенно это видно из песен антикрепостнического цикла или из песен так называемых «разбойничьих». При создании художественного образа своих любимых героев народ пользовался яркими эпитетами, выражающими любовь и уважение к этим героям:

7.частушка
На стружечках сидят гребцы, удалые молодцы
Удалые молодцы, все донские казаки,
Да еще же гребенские, запорожские…

В описании своего врага, угнетателя, притеснителя народ использовал такие эпитеты, которые могли бы ярче и резче подчеркнуть его ненависть и презрение, его уверенность в своей справедливости:

8.частушка
Нападали на сокола грачи-вороны,
Грачи-вороны, карги загуменные.
Вышивали его оченьки ясные,
Выщипали его перышки сизые.
      («Волжский фольклор», стр. 79)

В своей статье «Из истории эпитета» А.Н. Веселовский дает научную классификацию эпитетов, различая следующие виды. В первую группу он выделяет эпитеты тавтологические, подновляющие нарицательное значение слова, освещающие его потускневшую в сознании внутреннюю форму, «белый свет», «красна девица», «грязи топучие», «красное солнце» и др. Следует отметить, что в нескольких случаях в тавтологических эпитетах мы встречаемся не только с тавтологией, но и наблюдаем нюансы, т.е. различные оттенки. Например, вместо основного слова иногда дается уменьшительное: «красное солнышко», «красная девушка», или вместо одного существительного дается существительное с местоимением: «красное мое солнышко», «моя красна девица-душа». Здесь в какой-то степени идет уже расширение и выражение становиться более красочным.

Во вторую группу выделены эпитеты пояснительные, усиливающие и подчеркивающие какой-нибудь один признак. Этот признак либо считается в предмете существительным, либо характеризует его «по отношению к практической цели и идеальному совершенству» по выражению А.Веселовского: «столы белодубовые» – значит, столы крепкие, устойчивые, «добрый конь» – значит конь хороший, сильный, быстрый.

Дальше идет эпитет метафорический. Эпитет-метафора, как и всякая метафора, предполагает сознательное перенесение оттеняемого признака с одного из сравниваемых объектов на другой: «черная тоска» или «смертная тоска», «сонный лес», «сладкая тишина» и др. Заметим, что метафорический эпитет отличается от обыкновенной метафоры тем, что в нем присутствует элемент сопоставления. Для усиления этого сопоставления иногда подбираются эпитеты, противоположные определенному слову: «сладкая горечь», «честный вор», «труп живой», «звучная тишина» и др. Подобные контрастные сочетания слов, или противоречивые эпитеты, носят названия оксиморона. В народной протяжной песне этот вид художественного тропа очень редок.

В основе синкретического эпитета лежит слитность наших внешних восприятий, результат ассоциаций чувствительных представлений.

В народной поэзии преобладает эпитет тавтологический, который является постоянным. И этот постоянный эпитет самый традиционный. Он настолько сросся с определяемым словом, что это слово без него почти не употребляется. «Красный» неотделим от определяемого слова «девица», он, так сказать, с определяемым словом образует единое речение «красная девица».
К постоянным эпитетам, т.е. к традиционным и часто встречающимся песенным эпитетам, следует отнести такие, как «море синие», «поле чистое», «снега белые».

Встречается нередко в народных песнях и двойные эпитеты: «круты-славны бережки», «бел-горючь камень», «млад-сизой орел», «шитый-браный положек». Свойственны народной песенной речи и эпитеты-приложения: «Волга-матушка», «Ярослав – славный град».

Очень часты эпитеты в так называемых «песнях-обращениях». Они придают особую эмоциональность песенной речи, насыщают ее всевозможными лирическими оттенакми.

9.частушка
Ах, ты камень мой, камышек,
Самоцветный мой, лазоревый…
      ( «Отечественные записки», 1860, №4)

10.частушка
Ах, вы ветры, ветры буйные,
Вы буйные ветры, осенние…
      (М. Чулков, стр. 185)

В каждой лирической протяжной песне мы находим не более 10-ти эпитетов, но все они красочны, сильно эмоциональны и выразительны. Так, например, в известной народной песне об умирающем воине «Уж как пал туман на сине море» («Песенник» 1810, стр. 169) имеются всего лишь 10 эпитетов без повторений.

Таким образом, эпитет – это один из тропов, способствующих отражению действительности в образно-художественной форме. Причем между образно-художественной формой песни и ее идейным содержанием всегда гармоническое соответствие, органическая целостность. Эпитет способствует созданию картинности, созданию зрительных образов в поэтической речи. Эпитет является неотъемлемой частью прикладного песенного языка.

Задача эпитета – создать яркий образ. Чаще всего в качестве эпитетов используют прилагательные («белоснежная зима»). Но эпитетом может быть и наречие («горячо спорить»), и существительное («собака Калин-царь»), и числительное («первый ученик»), и причастие, и деепричастие («когда весенний, первый гром, как бы резвяся и играя, грохочет в небе голубом»).

Эпитет – одна из разновидностей тропов, художественных средств речи. Название происходит от греческого слова έπίθετος – «приложенный».

Чем эпитет отличается от описания и метафоры

Эпитет не просто указывает на определенное качество, а эмоционально и образно характеризует предмет, явление, человека или любой другой объект. Поэтому не стоит путать эпитеты с описаниями. Например, в выражении «седой старик» слово «седой» – это описательное прилагательное. А в стихотворении Тургенева «утро туманное, утро седое» – уже эпитет.

Следует также отличать эпитет от метафоры. Метафора – это скрытое сравнение, перенос свойств одного предмета на другой. Примеры метафоры: «говор волн», «море радости». При этом эпитеты могут быть составляющей частью метафоры. 

Например, Владимир Маяковский сравнивает свои стихи с оружием и использует эпитеты, чтобы раскрыть эту метафору:

Парадом развернув
                 моих страниц войска,
я прохожу
         по строчечному фронту.
Стихи стоят
           свинцово-тяжело,
готовые и к смерти
                  и к бессмертной славе.

Виды эпитетов

В русском языке выделяют различные виды эпитетов.

Общеязыковые эпитеты – это принятая норма. «Гробовая тишина», «нежный ветерок», «мягкий голос».

Народно-поэтические эпитеты уходят корнями в устный фольклор, в сказки и былины. Зачастую это тоже устойчивые выражения: «добрый молодец», «красна девица».

Постоянный эпитет неразрывно связан с определяемым словом, образуя устойчивое выражение. Например, «косолапый мишка» или «железный конь».

Индивидуально-авторские эпитеты придуманы конкретным человеком, используются ситуативно. Например, «мармеладное настроение» (А.П. Чехов).

Также эпитеты можно делить на оценочные, описательные и эмоциональные.
Оценочный эпитет – «чудесный вечер».
Описательный эпитет – «золотая осень».
Эмоциональный эпитет – «унылая пора».

Эпитеты также делятся на простые и сложные. Простые эпитеты выражены одним словом («парус одинокий»), сложные эпитеты – словосочетанием («берег, милый для меня»).

Примеры эпитетов в русском языке

Красно солнышко

Тридевятое царство

Чистое поле

Могучий дуб

Белокаменная Москва

Туманный Альбион

Дикий Запад

Примеры эпитетов в литературе

Ночь была свежая и неподвижно-светлая (Л. Толстой)

Кругом трава так весело цвела (И. Тургенев)

Мой край, задумчивый и нежный (С. Есенин)

Полночь сошла, непроглядная темень (Н. Гумилев)

В блюдечках – очках спасательных кругов (В. Маяковский)

О, покой мой многонеделен (А. Ахматова)

Шаркающей кавалерийской походкой (М. Булгаков)

Примеры эпитетов в песнях

Как я люблю глубину твоих ласковых глаз (В. Агатов)

Крылатые качели (Ю. Энтин)

Чумачечая весна (А. Потапенко)

Эпитет – это художественное определение предмета или явления, выраженное преимущественно прилагательным. Чтобы найти эпитет в тексте, ищем прилагательные. Зачастую эпитетом прилагательное становится именно в контексте.

Например, все знают строки замечательного русского поэта Сергея Есенина: “Отговорила роща золотая березовым весёлым языком…” Роща какая? золотая. Язык какой? веселый, березовый. Вот это и будут эпитеты. Видите, как употребил поэт слово “березовый” по отношению к языку рощи? А мы в обыденной речи сказали бы “березовый веник или березовая роща”.

автор вопроса выбрал этот ответ лучшим

Lune
[10.2K]

более года назад 

Эпитеты используются для того, чтобы выразительно подчеркнуть характерное свойство или качество кого-либо. Они могут использоваться как в прямом смысле, так и в переносном.

Чтобы определить эпитеты в стихотворении или тексте, нужно найти такие слова, которые используются именно для художественной характеристики и чтобы показать личное отношение автора к окружающей его действительности. Часто они используются не с нейтральным оттенком, а с положительным или отрицательным.

Эпитеты обычно выражаются именем прилагательным, поэтому при нахождении эпитетов можно ориентироваться на них. Но не каждое прилагательное будет эпитетом.

Сравните: серебряная медаль и серебряный ручей.

В первом случае слово “серебряная” не является эпитетом, так как просто показывает, из чего сделан предмет.

А вот по отношению к ручью это слово будет эпитетом, так как показывает красоту ручья, передаёт восхищение автора, делает текст более выразительным.

Также эпитетами иногда бывают и другие части речи. Например, числительные (вторая молодость) или существительные (Марья-краса).

Елена Д
[360K]

8 лет назад 

Эпитет – это такое определение при слове, которое подчёркивает его образность, художественную выразительность, либо какой-то отличительный признак обозначаемого понятия. Эпитеты могут применяться как для характеристики какого-то предмета, так и для усиления восприятия того или иного явления. В предложении эпитеты выражаются преимущественно именами прилагательными (бархатная кожа, малиновый звон, седой Кавказ, румяный восход), но можно встретить и эпитеты-наречия (горячо любить, холодно смотреть, жарко целовать), эпитеты-существительные (крик радости, слёзы счастья, синева моря) и даже эпитеты-числительные (первый зуб, четырнадцатый воин, весна сорок пятого) и т.д. Познавательная статья на тему эпитетов есть вот здесь.

Онлай­н
[15.4K]

8 лет назад 

Эпитет в тексте можно найти, таким образом. Ищем существительное с прилагательным в тексте и смотрим на то, как выражено понятие об образе. Существительное должно быть подчеркнуто с помощью образного понятия и в нем подчеркивается художественная выразительность. К примеру: Холодное сердце-значит, безчувственное сердце, кудрявый тополь-значит, крона тополя густая, золотые руки-значит, умелые руки, острый ум-значит, развитый ум и тому подобное. Возможно, что эпитетом будет наречие, существительное, глагол, числительное.

Помощ­ни к
[56.9K]

8 лет назад 

Эпитет подчеркивает свойства другого слова и чаще всего встречается в поэзии, но также присутствует и в прозе. Найти эпитет не сложно, чаще всего это прилагательное. К примеру: “Так скудно и одиноко в этот пасмурный день.” Эпитет может быть также наречием: “Не хотел, но пришлось сильно любить кошек – так здесь принято.”; существительным: “Из ночи, с дворов, из-под неба, прям под окном доносился шум – веселья шум.”; либо числительным: “Жила она этажом ниже – на третьем этаже.” Думаю, вы уловили суть.

Sheni­a
[38.9K]

8 лет назад 

Эпитет, это образное сравнение, которое помогает выразить мысль автора. Эпитет может быть не только прилагательным, но и существительным, глаголом или наречием. Эпитет помогает предложению найти новый смысловой оттенок. А найти его в тексте довольно легко, если внимательно прочитать текст. Все, что помогает определить мысль автора, делает ее ярче. Примеры: жарко целовать (наречие), золотая осень (прилагательное), первая любовь (идет как числительное) и другие.

Annet­007
[26.3K]

8 лет назад 

Обычно у школьников не возникает трудностей с нахождением эпитетов. По сути, эпитеты – все прилагательные, в литературном языке “образные определения”, поэтому в большинстве случаев достаточно всего лишь найти прилагательное.

Но бывает и посложнее, потому что зачастую эпитеты путают с метафорой. Метафора – это скрытое сравнение, т.е без союза “как”. Вот здесь действительно стоит быть внимательным.

stalo­nevic­h
[24.6K]

8 лет назад 

Эпитет – описательный термин (слово или фраза). Он имеет различные оттенки значения, когда применяется к, казалось бы, реальным или вымышленным людям, божествам, объектам и биномиальным номенклатурам. Он также может быть описательным: например, Александр Великий или Сулейман Великолепный.

Rosa Salva­je
[6.6K]

8 лет назад 

Читая текст, обращаем внимание на прилагательные.

Приведу пример, всем известное выражение «шёлковые кудри».

Кудри какие – шёлковые. Именно слово «шёлковые» и есть эпитетом.

Также эпитетом может быть существительное, например “бродяга-ветер”.

Solnc­e lychi­k
[40.9K]

8 лет назад 

Для начала нужно знать определения эпитета и метафоры. Ведь очень часто путают эпитет и метафору.

Когда мы знаем определение без труда сможем найти в тексте эпитет и метафору.

Пример.

Нужно подобрать эпитет к вопросу

А вот эпитеты

Leona-100
[110K]

8 лет назад 

Эпитет – это слово или словосочетание, которое подчёркивает образность, художественную выразительность, либо отличительный признак. Он уточняет свойства, качества или признаки понятия. Эпитетом чаще всего является прилагательное.

Знаете ответ?

Изобразительно-выразительные средства языка – что это такое, как в них разобраться и зачем они вообще нужны

Слова и словосочетания, которые делают художественную речь более яркой и выразительной.

15 686

Изобразительно-выразительные средства – что это

Сегодня мы будем говорить про изобразительно-выразительные средства. Вы узнаете, что это, зачем они нужны и как легко отличать один тип ИВС от других. Начнем с самых популярных. Я буду простым языком вам объяснять суть каждого средства и приводить примеры.

Метафора

Когда два предмета сравниваются между собой без слов «как», «словно», «будто». Поэтому ее в школе часто называют «скрытым сравнением».

Например. Вот решил Арсений Тарковский написать стихотворение о том, что жизнь очень быстро проходит. Как написать так, чтобы ярко передать эти чувства быстротечности жизни? Какой такой образ подобрать?

И он написал: «Вот и лето прошло». Дальше по ходу стихотворения мы понимаем, что в нем речь вообще не о лете, а о жизни. «Жизнь брала под крыло, берегла и спасала…». Лето – это метафора. Жизнь – как лето.

Более простые примеры. Волны шепчутся между собой – метафора, потому что волны издают такие звуки, которые «как шепот». Автомобиль летит по дороге – метафора, потому что он просто едет так быстро, что кажется – «летит».

Еще больше примеров вы найдете в моей статье про метафору.

Олицетворение

Надо запомнить, что это тоже метафора, разновидность метафоры. Олицетворение – это когда неживой предмет в художественном тексте изображен как живой.

Из песни Кадышевой: «Метель обвенчала горячие губы и клятвы до гроба в любви». Метель не живая, она ничего в принципе делать не может, а в песне она вдруг «венчает».

«На улице выл ветер». Ветер тоже неодушевленный. Он просто дует так, что кажется «воет». И когда мы читаем «ветер воет», нам кажется, что он какой-то живой, как будто это волк воет, а не ветер. Вот и получается олицетворение.

Сравнение

Это уже открытое сравнение двух предметов. Помните, как ведет себя «буря» у Пушкина? «То как зверь она завоет, то заплачет как дитя». Буря сравнивается то со зверем, то с ребенком.

Или, например, из песни, которую поет Алла Пугачева: «А ты такой холодный, как айсберг в океане». Человек сравнивается с айсбергом.

Эпитет

Это определение в переносном смысле. Запоминайте так. Эпитет – это определение, про которое можно спросить: «Как так?». «Синеглазый василек» – как так? Как он может быть синеглазым, у него что, глаз есть?

«У этого мальчика золотое сердце» – как так? Оно что, из золота? Как же оно кровь перегоняет? «Острый месяц» – как так? Я могу его взять и хлеб порезать что ли?

А вот про «деревянный стол» мы не будем спрашивать «как так?». Ежу понятно, что он деревянный, потому что из дерева.

У меня есть статья, где я учу отличать эпитеты от обычных определений. Обязательно прочитайте, чтобы не путаться.

Метонимия

Это когда вы вместо одного предмета называете тот, который с ним «смежен». Смежный – то есть предметы соприкасаются. Например, вы говорите: «Я выпил шесть стаканов [молока]». Понятно же, что вы не стаканы пили, а молоко, которое в них было налито. Но молоко и стаканы «смежны» друг с другом, они соприкасаются, молоко налито в эти самые стаканы, поэтому ваш слушатель легко поймет, о чем речь.

Еще мне очень нравится вот такой пример – из Блока: «И каждый из мрака смотрел и слушал, как белое платье пело в луче». Понятно, что поет не платье, а девушка, на которой это платье надето.

Или вот я показываю на шкаф с книгами и говорю: «За десять лет весь шкаф прочитал». Мой слушатель поймет, что речь не о шкафе, а о книгах, которые в нем стоят. Тут тоже налицо «смежность» – шкаф и книги соприкасаются.

«Весь зал нам хлопал» – это метонимия, потому что хлопают люди, которые находятся в зале. Люди заменились на зал, потому что они «в смежности» друг с другом.

Подробнее – в моей статье про метонимию.

Гипербола

Это преувеличение. Она используется тогда, когда человек хочет сказать о своих чувствах. В мультике «Тачки» есть такой момент – Молния МакКуин сделал в маленьком городке дорогу и когда один из автомобилей прокатился по ней, он с восторгом произнес: «Я такой дороги не видел сто лет!» Вот, типичная гипербола.

Или другой пример – из Ледникового периода. Ленивец устал идти по какой-то там тропинке и говорит: «Я сейчас умру!» Он не умрет, конечно. Просто он сильно устал и «гиперболизирует» вот эти свои чувства.

Литота

Тут уже обратный эффект. Гипербола преувеличивала, а литота преуменьшает. Например, на биологии учительница как-то раз рассказывала нам, что у самой маленькой женщины был рост 52 сантиметра. И учительница сказала: «женщина-кукла». Это как раз была литота.

В сказках тоже есть много подобных литот. Вспомните, например, дюймовочку. Почему ее так называли? Потому что она ростом была с дюйм – 2,54 сантиметра. Сюда же относится и мальчик-с-пальчик.

Когда у человека денег «кот наплакал» – это тоже литота. Когда от дома до школы «рукой подать» или темп работы у учеников «черепаший» – это все аналогичные литоты.

Ирония

Когда вы даете предмету противоположную характеристику. И получается немного комично. Например, приходит к вам гость, и вы говорите: «Милости прошу в мой царский дворец». Хотя у вас маленький-маленький деревянный домик.

Или: «приступайте к пиршеству» – а на столе просто тарелка супа с фрикадельками, сметана и хлеб.

Или: «Я ее люблю, как собака палку». Понятное дело, что собака палку вообще не любит.

Аллегория

Ее еще называют иносказанием. Тут смотрите, в чем дело. Берется что-то абстрактное, например, какое-то качество человека, и превращается в конкретный предмет. Например, взяли качество «трусость» и сделали конкретный предмет – «зайца». Заяц – это аллегорический образ трусости.

Лиса в народных сказках часто воплощает хитрость, козел – тупость, баран – упертость, волк – злобу, жестокость.

И когда мы читаем в сказках про всех этих животных, мы понимаем, что речь-то идет о человеке, о его личностных качествах.

Оксюморон

Одни ученые в этом слове ставят ударение на «ю», другие на «о». В Викисловаре – на «ю».

Это средство выразительности представляет собой совмещение абсолютно противоположных признаков. Например, у Камю в романе «Посторонний» герой говорит монаху: «Вы живой мертвец!»

Как так может быть? Никак. Несовместимые вещи. Оксюморон.

У Юрия Бондарева есть книга «Горячий снег». Как снег может быть горячим? Никак. Но Юрий Васильевич описывает там битву за Сталинград, рев орудий, взрывы, раны и смерть. Поэтому снег «горячий».

Перифраза

Когда мы берем одно слово и заменяем его описательным оборотом, который всем понятен. Например, город на Неве – это что? Это Петербург.

А черное золото? Это нефть. А канцелярская крыса? Это офисный работник, чиновник.

Перифразы позволяют по сто раз не повторять одно и то же слово и при этом дают возможность выразить дополнительные оттенки смысла, дать предмету эмоциональную оценку.

Антитеза, или контраст

Антитезы – это противопоставление одних предметов другим. Самый простой пример – рассказ Чехова «Толстый и тонкий». Там противопоставляются два чиновника, причем антитеза проявляется во всем: во внешнем виде, в манере поведения, в речи.

Еще раз приведу цитату из стихотворения Блока: «И каждый из мрака смотрел и слушал, как белое платье пело в луче». Тут помимо метонимии есть еще и яркая антитеза: мрак и луч света. Так и представляешь вот эту тьму в храме и луч света на белом платье.

У Верки Сердючки есть песня: «Ты на север, я – на юг». Тоже антитеза.

Анафора

Это когда строки стихотворения начинаются одинаково. Например, строчки из песни группы «Високосный год»: «Мы могли бы служить в разведке, // Мы могли бы играть в кино». Как видите, две строки начинаются с одних и тех же слов – перед нами анафора.

Из песни Кадышевой: «Зачем это лето в снегах я ждала? // Зачем я рябиной весною цвела?» – тоже анафора.

Градация

Когда какие-то слова располагаются в порядке уменьшения или увеличения признака. Например: «Мы просили, умоляли, заклинали, но все было тщетно». Видите, тут идет как бы нарастание силы действия. Сначала просто просят, потом уже умоляют, а потом заклинают сделать что-либо.

Другой пример – из Есенина: «Не жалею, не зову, не плачу». Жалеть – это одно, звать – уже другое, нечто более сильное. Плакать – тем более.

Инверсия

Она наблюдается в двух случаях:

  1. Когда сказуемое перед подлежащим. Из старинного-старинного романса: «Окрасился месяц багрянцем». Должно было быть так: «Месяц окрасился багрянцем», но автор сделал наоборот.
  2. Когда определение после существительного (или местоимения). У Есенина: «Отговорила роща золотая». Должно быть: «Отговорила золотая роща», но он сделал инверсию.

Инверсия нужна для того, чтобы сделать акцент на каком-то слове, поставить на него логическое ударение. Она делает художественные тексты более яркими.

Подробнее читайте в статье про инверсию.

Параллелизм

Когда предложения строятся одинаково. Например, у Лермонтова: «Под ним струя светлей лазури, над ним луч солнца золотой». Сначала идет обстоятельство места (под ним или над ним), затем подлежащее (струя или луч), определение (светлей лазури, золотой).

Из песни, которую поет Шуфутинский: «Я уезжаю во вторник, ты приезжаешь в четверг». Тоже абсолютно одинаковое построение: подлежащее, сказуемое, обстоятельство времени.

Парцелляция

Она появляется тогда, когда автор намеренно дробит связанный текст на части. Например: «На улице лежал снег. Белый. Холодный. Он обжигал руки. Как пламя».

Парцелляция нужна для того, чтобы заставить читателя делать паузы на точках и задумываться о смысле каждого фрагмента текста.

Риторический вопрос

Когда человек задает вопрос, на который не надо отвечать. Вопрос, не требующий ответ. Например, вот у Витаса в песне есть такие строки: «Сколько же еще мне дорог предстоит пройти?» Он не ждет ответа на этот вопрос, когда задает его. Да никто ему и не ответит, потому что никто не знает.

Другой пример: «Зачем мне лгать самому себе?» – тоже вопрос, который не требует ответа. Этот вопрос человек задает как бы своему внутреннему Я.

Риторическое обращение

Когда вы обращаетесь к кому-то, хотя знаете, что этот кто-то вам не ответит. Он не может ответить вообще в принципе. У Жуковского, например: «Безмолвное море, лазурное море, открой мне глубокую тайну твою».

Или: «Не боли, душа». Или вот Есенин обращается к краю: «Край ты мой заброшенный…». Ждет ли он, что край ему ответит? Нет, конечно.

Умолчание

Эти когда в тексте многоточие – три точки. То есть автор хотел сказать какую-то мысль, но «умолчал» о ней, переключился на что-то другое.

Умолчаний очень много, например, в речи Глеба Капустина – героя рассказа Шукшина «Срезал». Цитирую: «Я с удовольствием тоже посмеюсь вместе с вами…», «Проблемы нету, а эти…», «Потому что, если… Хорошо!» – вот так почти в каждой реплике.

Функции изобразительно-выразительных средств

Они вызывают у человека чувство эстетического наслаждения. Вы читаете текст и наслаждаетесь, получаете удовольствие. А бывает даже так, что отдельные строки сами собой «запоминаются», остаются в вашей памяти. Именно потому, что они «запали вам в душу».

ИВС помогают автору лучше выражать свою мысль и быть убедительным. Автор подбирает яркие сравнения, метафоры, аллегории и заставляет своего читателя задумываться, размышлять над чем-то, ненавязчиво убеждает его в своей правоте.

Полезные материалы по теме

Советую вам посмотреть несколько моих статей по лексике. Они все небольшие, но я там разбираю трудные моменты, в которых дети практически всегда путаются.

  1. Что такое омонимы и чем они отличаются от многозначных слов.
  2. Архаизмы и историзмы.
  3. Жаргон и его отличия от других пластов лексики, например от арго.
  4. Паронимы.
  5. Синонимы и антонимы.

И саму статью про лексику прочитайте тоже.

Подпишитесь на мою рассылку. В ближайшие месяцы будет еще много новых статей по русскому и литературе, я постараюсь разобрать в том числе и практические темы – как делать разные виды разборов, правильно строить схемы предложений и пр. Рассылка позволит мне держать вас в курсе и высылать ссылочки на новые публикации.

Посмотрите обязательно подборки с курсами по подготовке к ОГЭ, ЕГЭ и ВПР. Там очень хорошие материалы, большинство занятий проводится в групповом формате. Учиться можно «из дома», не тратя время на дорогу до репетитора. Это комфортно, удобно и экономно.

Рекомендую вам учебник «Русский язык. Теория. 5-9 класс». Он мне особенно нравится, потому что в нем собрана вся теория, которую вы должны изучить в школе. А упражнений нет, они вынесены в отдельные книги. Это такой универсальный справочник. Его надо приобрести, для начала просто прочитать, чтобы знать, где какая информация находится, а потом изучать темы, которые «западают».

Заключение

Это была статья о том, что такое изобразительно-выразительные средства. Смог ли я понятным языком объяснить вам материал, достаточно ли было примеров? Получится ли у вас теперь самостоятельно находить ИВС в тексте и правильно определять их тип?

Напишите, пожалуйста, свое мнение о статье в комментариях, чтобы я мог ее доработать.

Спасибо.

( 15 оценок, среднее 4.53 из 5 )

Оцените статью

ЕЖЕНЕДЕЛЬНАЯ РАССЫЛКА

Получайте самые интересные статьи по почте и подписывайтесь на наши социальные сети

ПОДПИСАТЬСЯ

Руководитель: 

Иванова Наталья Александровна

В процессе работы над индивидуальным проектом по русскому языку “Язык современных песен” учениками 7 класса школы была поставлена и реализована цель проанализировать языковые средства выразительности в соответствии с лексическим ярусом языка в соотнесенности с современной песней.

Подробнее о проекте:

В ученической исследовательской работе по русскому языку “Язык современных песен” авторы определили роль музыки в жизни человека, а особенно ее значение для подростков. В центре исследования стоит проблема, заключающаяся в понимании и выявлении интереса к современной поп-музыке, определении роли современной музыки для подрастающего поколения.

В готовом творческом и исследовательском проекте по русскому языку “Язык современных песен” учащиеся рассмотрели изобразительные средства в классической поэзии и постарались классифицировать строчки из текстов современных песен в соответствии с этими художественными средствами. Не все ли потеряно в современной музыкальной поэзии далее в работе.

Оглавление

Введение
1. Изобразительные средства в тексте.
2. Нахождение изобразительных средств в современных песнях.
Заключение
Список использованной литературы

Введение

Музыка – древний вид искусства, развивающий в человеке чувство прекрасного. Музыкальные произведения – это поэзия со своими особенностями. Ее главная функция – воздействие,  остается прежней на протяжении долгих лет. Но данный вид искусства во многом зависит от потребностей общества.

Социальный запрос, как важное явление, оказывает влияние на музыкальную сферу. Меняются вкусы , предпочтения людей, соответственно, альтернатива. В музыкальной индустрии это частое явление.  Внешние события ; переживания, связанные с внутренним миром человека, должны находить отражение в особой музыке. В той, которая будет  насыщена определенными средствами, фразами, используемыми в речи

Тема исследования: «Язык современных песен». Смысловая составляющая современных песен оказывает влияние на культурно-нравственное развитие детей. Проблематика песен, звучащих по радио и телевизору, их тематическое разнообразие – все это вызывает интерес у молодого поколения. Своеобразный язык, его ненормативность,   экспрессивность легко запоминаются. Простые мелодии , примитивный ритм становится навязчивыми .  Но не смотря на это , современные песни , их поэтика сподвигают молодежь на определенные действия, а значит, обладают сильным воздействием на эмоциональную сферу . В них прослеживается особая философия, дух , которому они стараются следовать. Какова их особенность, в чем главное назначение современных песен? Почему их с удовольствием слушает молодежь? Почему молодые люди отдают предпочтение современным песням, а не лирики прошлых лет?

Нас заинтересовала эта проблема, и мы решили провести исследование на основе десяти современных песен на русском языке.

Тема работы:«Язык современных песен»

Актуальность избранной темы определяется потребностью в исследовании текстов современных песен, нахождение  языковых средств в современных песнях; выявление метафоричности языка.

Проблема исследования состоит в понимании и выявлении интереса к данной музыке; определении роли современной музыки для подрастающего поколения

Объект исследования: современная музыка (стиль: поп-музыка)

Предмет исследования: тексты десяти современных песен, работа с терминами

Цель исследования: проанализировать языковые средства выразительности в соответствии с лексическим ярусом языка  в соотнесенности с современной песней

Перед собой мы поставили несколько конкретных задач:

  1. поработать с лексическим минимумом :  «метафора», «эпитет», «олицетворение», «фразеологизм», «сравнение»;
  2. изучить теоретический материал по данной теме;
  3. изучить опыт анализа текстов современных песен;
  4. провести сравнительный анализ 10 современных песен на русском языке (научный эксперимент)
  5. создать презентацию с целью наглядно показать итоги всей своей работы.

Гипотеза: тексты современных песен содержат богатый лексический материал, который воздействует на эмоциональное состояние детей, на развитие их культурного уровня; обладают своеобразным языком и метафоричностью, которые  они используют в речи; 

Методы исследования:

  1. обзор литературы по теме исследования;
  2. анализ текстов песен /описательный метод/;
  3. метод классификации и обобщения материала

Результаты работы: современные песни могут дать яркие образцы художественных средств, использование которых возможно на уроках литературы;

-тексты популярных песен тяготеют к активному использованию сравнений, олицетворений, близких к устойчивым эпитетам, что сближает их с народной поэзией, фольклором;

Практическая значимость работы заключается в том, что результаты данного исследования могут быть использованы в средней школе при изучении стихотворных текстов; при подготовке к ОГЭ, ЕГЭ по русскому языку и литературе.

Изобразительные средства в текст

Средства выразительности придают речи яркость, усиливают её эмоциональное воздействие, привлекают внимание читателя и слушателя к высказыванию. Средства речевой выразительности многообразны. Выделяются фонетические (звуковые), лексические (связанные со словом –лексемой), синтаксические (связанные со словосочетанием и предложением),фразеологические (фразеологизмы), тропы (обороты речи в переносном значении) изобразительные средства. Они используются в разных сферах общения: художественной, публицистической, разговорной и даже научной речи. Мы более подробно остановимся на лексических средствах речевой выразительности.

Метафора – (от греч. metaphora – перенос) – вид тропа: переносное знание слова, основанное на уподоблении одного предмета или явления другому; скрытое сравнение, построенное на сходстве или контрасте явлений, в котором слова “как”, “как будто”, “словно” отсутствуют, но подразумеваются.

Oлицeтвopeниe – этo изoбpaжeниe нeoдyшeвлeнныx пpeдмeтoв кaк oдyшeвлeнныx, пpи кoтopoм oни нaдeляютcя cвoйcтвaми живыx cyщecтв: дapoм peчи, cпocoбнocтью мыcлить и чyвcтвoвaть.

Эпитeт – этo xyдoжecтвeннo-oбpaзнoe oпpeдeлeниe, пoдчepкивaющee нaибoлee cyщecтвeнный в дaннoм кoнтeкcтe пpизнaк пpeдмeтa или явлeния; пpимeняeтcя для тoгo, чтoбы вызвaть y читaтeля зpимый oбpaз чeлoвeкa, вeщи, пpиpoды и т.п.

Я пocлaл тeбe чepнyю poзy в бoкaлe
3oлoтoгo, кaк нeбo, Aи…
A.A.Блoк

Cpaвнeниe – этo изoбpaзитeльный пpиeм, ocнoвaнный нa coпocтaвлeнии явлeния или пoнятия (oбъeкт cpaвнeния) c дpyгим явлeниeм или пoнятиeм (cpeдcтвo cpaвнeния) я цeлью выдeлить кaкoй-либo ocoбo вaжный в xyдoжecтвeннoм oтнoшeнии пpизнaк oбъeктa cpaвнeния:

Пoлны дoбpa пepeд итoгoм гoдa,
Kaк яблoки aнтoнoвcкиe, дни.
A.T.Tвapдoвcкий

ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ– (от греч. phrasis – выражение и logos – слово) – устойчивые по составу словосочетания (выражения), смысл которых принципиально невыводим из значений составляющих их слов, например: набрать в рот воды – молчать, пятое колесо в телеге – лишний, нажимать на все педали – прилагать все усилия для достижения цели или выполнения какого-либо дела и др. Для Ф. характерны: постоянный состав (вместо кот наплакал нельзя сказать собака наплакала), недопустимость включения в их структуру новых слов

Нахождение изобразительных средств в современных песнях

Исследовав научную литературу по данной теме, изучив опыт анализа поэтических текстов.  Мы решили провести собственный научный эксперимент. Нами было выбрано  десять современных песен, занимающих лидирующие позиции в чартах музыкальных каналов, ориентировались на чистоту скачивания песен с мобильного приложения iTunes . Стиль в музыке: поп-музыка. Тексты всех песен находятся в приложении [cм. приложение 1].

В тексте каждой песни мы попыталась определить и найти изобразительно-выразительные средства.

Метафоры современных песен легко растолковать. Большая часть построена на сближение одного предмета с другим. Первоначальный метафорический перенос может свободно воспринимается читателем и слушателем.

Молодой  белорусский исполнитель Тима Белорусских в своих текстах создает простые цитаты. Большая их часть  связана с несчастной любовью, быстрым расставанием.

  • Воздушный поцелуй станет самым горьким (Тима Белорусских «Незабудки»)
  • Надеждой на светлое будущее
  • Еду «зайцем» прямиком к твоему сердцу( песня «Незабудки»)
  • Фонари для нас не гаснут (песня  «Мокрые  кроссы»)
  • Встречаются грамматические и речевые ошибки в построении предложения.
  • Иду в мокрых кроссах к тебе, где бы я не был ( песня«Мокрые  кроссы»)
  • Я вновь закрыл глаза и закрылся от всех ( песня «Мокрые  кроссы»)
  • Мокрый насквозь до глубины души ( песня  «Мокрые  кроссы»)

Эксцентричный исполнитель из Новосибирска – Элджей  создает эффект полета, беззаботности благодаря фразам:

  • Здесь так красиво, я перестаю дышать. (Элджей, Feduk « Розовое вино»
  • Когда мы летели на байке. (Элджей, Feduk « Розовое вино»)

Популярный представитель хип-хоп индустрии Леша Свик  необычно показал рассвет и его назначение. Именно это фраза часто повторялась в песне для усиления эффекта романтики.

Малиновый свет искал нас долго. (Леша Свик «Малиновый свет»)

Запоминающаяся песня  певца Matrang «Медуза» содержит метафору, связанную с философией восьмеричного пути.  Пройдя нелегкий путь герой обретает свободу или ,наоборот, остается в своем мире без возможности измениться

Время – тихая вода, утекающая вон. Кто не видит в небе знак-потеряет восемь ног.

Метафоры,  более приближенные к литературному тексту,  мы нашли у Макса Барских. Напевность , лиричность  практически приближают песни к любовным балладам.

«Раненое сердце не зашьёшь
Мы на рассвете мир потеряли
Я давно не видел свет В твоих глазах
Любовь всегда возможно спасти
(Макс Барских «Берега
»)

Дуэт HammAli&Navai в песне « Девочка-война» используют неправильные речевые конструкции. Но данное языковое нарушение  запоминается

Мы летаем мало. Долго падаем-падаем.
Ты огня прям комок
Весной пахнешь зимой
Научилась забирать меня снова?
Опять эти штормы между нами прошли.
Закружило нас волной.

Еще один дует Арти и Асти создает собственные по уже известным конструкциям

Мне сводит душу
Отпускаю нашу любовь
ты рассыпаешься в памяти

создают индивидуально-авторские метафоры. Скорее всего авторы хотели показать способ забыть прежнюю любовь.

Оттанцую всю свою боль
(Арти и Асти «Грустный Дэнс»)

Метафоры, показывающие влияние любви на человека. Светлое чувство, переполняющее сердце

«Только ты расплавишь мою сталь. Не давая медленно тонуть..» «Моя музыка полна тобой…» «Забери меня куда- то в даль. Подожди меня еще чуть-чуть».
(Звонкий «Голоса»)

Эпитет.  Распространенное изобразительное средство. В текстах современных исполнителей  троп встречается редко, т.к. его можно отнести к разряду общеязыковых эпитетов. Большая часть эпитетов стали принятыми в разговорной речи. Встречаются оценочные эпитеты и описательные .

«…нелепой суеты..»
(Филипп Киркоров «Цвет настроения синий»)

«Танцевали до утра под неоновым дождём».
«И бездонные глаза — ты актриса моих снов».
( Matrang Медуза)

«Твои солёные губы…»
«Малиновый свет упал на окна»
(Леша Свик «Малиновый свет»)

«…пальмы в алом закате.»
(Элджей, Feduk « Розовое вино»

«…минорные треки»
« Под грустный дэнс…»
(Арти и Асти «Грустный Дэнс»)

«Одинокие звёзды..»
(Макс Барских «Берега»)

Олицетворение. Для придания выразительности часто использует этот троп. Современные авторы песен не стали исключением в словотворчестве,  они попытались воссоздать олицетворение. Расширишь возможности в описании предметов, наделить предметы образностью. У некоторых авторов встречаются антропоморфизмы ( Тима Белорусских и  дует Раса )

«Молчит экран и я вместе с ним..»
« Звонки без ответа…»
(Тима Белорусских «Мокрые  кроссы»)

«Дождик не сможет потушить..»
(Тима Белорусских «Мокрые  кроссы»)

«Музыка так орет
Скорость спать не дает..
»
(Раса «Танцы под фонарем»)

И обычные лиричные олицетворения 
«..сердце снова подскажет»
(Макс Барских «Берега»)

Сравнение. Немаловажный прием , основанный на сопоставлении предметов, явлений. Способ создания сравнения осуществляется  с помощью сравнительных союзов.

«Ты далеко , но как за моим окном»
(Тима Белорусских «Незабудки»)

« ..мы словно на корабле..»
(Раса «Танцы под фонарем»)

Сопоставление без грамматических средств, сравнительной степени. Они основаны на уподоблении двух понятий.

Мы с тобою — звездопад (Matrang Медуза)
Время — тихая вода(Matrang Медуза)
Ты именно та, не подделка из Китая
Эти облака – фиолетовая вата.

Фразеологизм . Обратимся к устойчивым сочетаниям слов. Тексты, исследуемых песен, содержат закрепленные  речевые обороты, среди можно обнаружить  фразеологизмы.

«Можешь продолжить нести чушь..»
«Ноги еле плетутся ..»
« Не надо дуться ..»
(Тима Белорусских «Мокрые  кроссы»)

« Дважды в одну реку не войдёшь»
«..Разрушив между нами мосты»
(Макс Барских «Берега»)

Заключение

Проверив песенные тексты и проведя их лексический анализ, мы пришли к выводу, что в современных песнях употребляются   различного рода ошибок.   Молодые люди, читая тексты песен, часто не могут определить их тему и основную мысль. Это говорит о том, что во время прослушивания современной песни человек порой не задумывается над её смыслом, его интересует форма  – средства изобразительной выразительности, речитативы  Анализ показал, что тексты современных песен в основной массе пишутся в соответствии с требованиями культуры речи.

Стоит отметить , что авторы песен, как поэты» нового времени» создали новые средства выразительности, которые обладают своей необычностью. Они становятся постоянными употребляются и повторяются в разных текстах. В текстах современных исполнителей много метафор (10 песен из 10) Некоторые художественные средства языка: эпитеты и сравнения – употребляются редко. Таким образом создается новый язык. Привычные средства выразительности приобретают новую форму. Они обладают эмоциональностью, яркой стилистической окрашенностью

В песнях наших дней рифма отходит на второй план: над ней доминирует мелодия.

Также хочется отметить, что, несмотря на все перечисленные факторы, современная песня продолжает оставаться популярной. Критики не берутся за разбор текстов современных произведений. А старшее поколение не принимает современные песни лишь из-за внешнего вида исполнителей и их публичной жизни, которая является предметом пристального внимания прессы.

Популярная музыка – естественная и важная для подростков и молодежи сфера бытия, влияющая на воспитание и формирование речевой культуры. В таких условиях особое значение приобретает воспитание молодого поколения, поскольку от него напрямую зависит будущее языка.

Список литературы

  1. Даль, В.И. Иллюстрированный толковый словарь русского языка. Современная версия. [Текст]/ В.И. Даль. – М: Эксмо; Форум. 2007. – 246 с.
  2. Исхакова, Н.Р. Музыкальные предпочтения молодёжи. [Текст]/ Н.Р. Исхакова. – М.: Социс. – 2006. – С.35 – 37.
  3. Капанадзе, Л.А. Пространство русской речи. Из газеты «Русский язык»/ № 9, 1996.
  4. Полежаева А. Н. Современный песенный текст и формирование речевой культуры подростков // Личность. Культура. Общество. Т. 12. Вып. 1 (53 –54) – М, 2010. – С. 313-317.
  5. Интернет-источники

Если страница Вам понравилась, поделитесь в социальных сетях:

Добавить комментарий