Средства художественной выразительности:
Эпитеты: леса темного, красна зорюшка, ясной радугой, ярким пламенем, роса жемчужная, озером серебряным, белоснежная лебедушка, гладь зеркальная, сторону раздольную, трава шелковая, малых детушек, оком доблестным, туча черная, грозный взмах, крыла могучего, когти острые, ногами помертвелыми, слезы горькие.
Метафоры: сетки хвойные, покрывала златотканные, ватагой стройною, дробилась гладь, бросал молнии, взмах отогнал.
Сравнения: выплывала словно зоренька, росинки словно жемчуг, как гости чужедальние, как стрела кинуться, летели словно брызги.
Олицетворения: камыши шепталися, зорюшка рассыпала, перешептывались лилии, цветы улыбались.
Уменьшительно-ласкательные формы слов: зоренька, лебёдушка, лебежатушки, детушки.
Эпитеты:
- леса тёмного
- красна зорюшка
- сосны старые, могучие,
- роса жемчужная
- блёстки алые
- озером серебряным
- тёмных зарослей
- Белоснежная лебёдушка
- гладь зеркальная
- колечки изумрудные.
- трава шелковая.
Сравнение:
- Выплывала, словно зоренька,
- Словно жемчуг, осыпалися.
- И, как гости чужедальние,
- И орёл, как точка чёрная,
- Словно брызги, во все стороны.
Композиция
В «Лебёдушке» 28 строф, все их можно разделить на несколько смысловых частей:
Пролог, который начинается с описания места действия. Первые три четверостишия уделяют внимание природе. В первой строчке присутствует повтор существительного «лес», слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, что свойственно жанру былинного сказания.
Следующая часть — экспозиция. В повествовании появляется лебёдушка с детками, которая получает сравнение с зоренькой. Есенин пишет о гармонии природы, о заботе матери, о её страхе за своих детей.
Завязка присутствует в 3-ей части. Поэт рассказывает читателю об опасностях, беспокоящих материнское сердце. Появляется злой герой – орёл.
Кульминацию содержит четвёртая часть. Орёл нападает на лебёдушку, которая самоотверженно защищает своих птенцов.
Эта часть выполняет роль развязки. Ведь опасности не исчезли, они там, где хищники, только теперь некому будет защитить малышей.
Образы и символы
Символом материнства и красоты в произведении является лебёдушка. Этот образ считается центральным. Читатель встречается в стихотворении с образом нежной зореньки («Подымалась красна зорюшка…»).
Лебедь с птенцами — это символ торжества жизненных сил.
Образ озера, где и разворачиваются главные события повествования, является символом женского начала, очищения и исцеления.
А лилия — символ жертвенности любви матери.
Так или иначе все поэтические образы связаны одной темой — материнство. Всё в жизни должно бороться со злом, но орёл всегда был символом мудрости и победы. Есенин вынужден был соединить орла с тучей, чтобы воссоздать образ трудностей и препятствий, делая из орла антигероя.
Появившаяся и несостоявшаяся добыча орла – змея – символизирует продолжение жизни, существование охотников и тех, кто будет вечно от них скрываться.
Стихотворение изобилует символами: белые крылья лебёдушки — свобода, защита; роса — слёзы матери.
Темы
Главная тема стихотворения «Лебёдушка» – любовь материнская, которая не знает страха. Автор говорит, что дети нуждаются в защите, так как они уязвимы. Всё стихотворение трагично заканчивается, но даже на фоне гибели прекрасной лебёдушки Есенин смог заговорить о светлом, так как лебедята выжили, они вырастут и превратятся в прекрасных птиц.
Также Есениным раскрыта тема природы. Описание зари, птиц, змеи, деревьев, травы, камышей, озера очень поэтично.
Идея
Основная мысль стихотворения «Лебёдушка» заключается в том, что порой и людям, и животным приходится терять самое дорогое, терпеть боль, получать раны. Но такова жизнь. Средства выразительности
Средств выразительности
Эпитеты («радуга ясная», «яркое пламя», «роса жемчужная», «луг пестреющий», «крыло могучее» и другие).
Сравнение («выплывала, словно зоренька», «пролегла струя лентой», «орёл, как точка чёрная», «летели перья белые, словно брызги»).
Метафора («загорались сосны», «волны пряные», «слёзы горькие», «бросал глазами молнии»).
Олицетворение («наряжали сосны», «прилегла трава», «камыши, склонясь, шепталися»).
Фразеологизмы («трава-муравушка»).
В стихотворении Есенина использованы все способы яркого красочного выражения: эпитеты, метафоры, сравнения. Весь стих «Лебёдушка» написан с трепетом, нежностью и любовью к родной природе. Автору удалось передать живую картину материнской любви и самоотверженности, готовность погибнуть за продолжение жизни своих детёнышей.
Каждая любящая мать готова жизнь отдать за своё чадо. Но чтобы это понять, прочувствовать и передать в стихотворной форме, надо обладать большим сердцем. Я могу сказать, что у Есенина получилось тронуть душу читателя.
Эпитеты почти в каждой строчке:
.если быть внимательными, можно выписать ещё.
Метафоры – это словосочетания, где используется переносное значение, сравнение:
Сравнения очень трогательные:
ГАЛИНА
Высший разум
(2299148)
6 лет назад
эпитеты
– гладь зеркальная
– тихая заводь
– молчаливый затон
– трава шелковая
– тихозвонные ручейки
– росинки серебристые
– цветы лазоревые
– волны пряные
-лучи багровые
-сосны старые, могучие,
-роса жемчужная
-колечки изумрудные.
-блестки алые, головки нежные,
-луг пестреющий
-крыло материнское
-крыло могуче
-равнина бесконечная
-когти острые, седое облако
Живописная картина “красной зорюшки” открывает
стихотворение. Каждая из её частей олицетворена:
сосны наряжаются, камыши шепчутся,
а сама зорька рассыпает “огоньки-лучи”.
Олицетворения:
подымалась красна зорюшка,
рассыпала огоньки-лучи, сосны наряжали сетки хвойные,
камыши шепталися, выплывала зоренька, прилегла трава,
перешептывались лилии, цветы улыбались.
Развернутая метафора:
орёл, взмахнувши крыльями, как стрела на землю кинулся…
бросал глазами молнии
Сравнения: орел, как точка черная;
летели перья белые,
Словно брызги, во все стороны.
Дмитрий Анисимов
Ученик
(125)
5 месяцев назад
эпитеты
– гладь зеркальная
– тихая заводь
– молчаливый затон
– трава шелковая
– тихозвонные ручейки
– росинки серебристые
– цветы лазоревые
– волны пряные
-лучи багровые
-сосны старые, могучие,
-роса жемчужная
-колечки изумрудные.
-блестки алые, головки нежные,
-луг пестреющий
-крыло материнское
-крыло могуче
-равнина бесконечная
-когти острые, седое облако
Живописная картина “красной зорюшки” открывает
стихотворение. Каждая из её частей олицетворена:
сосны наряжаются, камыши шепчутся,
а сама зорька рассыпает “огоньки-лучи”.
Олицетворения:
подымалась красна зорюшка,
рассыпала огоньки-лучи, сосны наряжали сетки хвойные,
камыши шепталися, выплывала зоренька, прилегла трава,
перешептывались лилии, цветы улыбались.
Развернутая метафора:
орёл, взмахнувши крыльями, как стрела на землю кинулся…
бросал глазами молнии
Сравнения: орел, как точка черная;
летели перья белые,
Словно брызги, во все стороны.
Пользователь
2 месяца назад
“Тёмного” (леса), “красна” (зорюшка), “ясной” (радугой), “багровые” (огоньки), “ярким” (пламенем), “старые, могучие” (сосны), “златотканые” (покрывала), “жемчужная” (роса), “алые” (блёстки), “белоснежная” (лебёдушка), “зеркальная” (гладь), “изумрудные” (колечки), “тихой” (заводи), “зелёного” (побережья), “нежные” (головки), “пестреющий” (луг), “душистую” (траву), “лазоревы” (цветы), “материнское” (крыло), “золотистого” (солнца), “чёрная” (туча), “бесконечную” (равнину), “острые” (когти), “широкого” (озера), “густые” (заросли), “горькие” (слёзы)!
Задали по литературному чтению 4 класс😵 Раиса Ивановна
Ева
3 месяца назад
“Тёмного” (леса), “красна” (зорюшка), “ясной” (радугой), “багровые” (огоньки), “ярким” (пламенем), “старые, могучие” (сосны), “златотканые” (покрывала), “жемчужная” (роса), “алые” (блёстки), “белоснежная” (лебёдушка), “зеркальная” (гладь), “изумрудные” (колечки), “тихой” (заводи), “зелёного” (побережья), “нежные” (головки), “пестреющий” (луг), “душистую” (траву), “лазоревы” (цветы), “материнское” (крыло), “золотистого” (солнца), “чёрная” (туча), “бесконечную” (равнину), “острые” (когти), “широкого” (озера), “густые” (заросли), “горькие” (слёзы)!
Задали по литературному чтению 4 класс😅
- Учебники
- 4 класс
- Литературное чтение 👍
- ГДЗ Литературное чтение 4 класс рабочая тетрадь №2
- №5
Раздел:
- ПРИРОДА И МЫ
- С.А. Есенин “Лебедушка” (стр.26-28)
ГДЗ Литературное чтение 4 класс рабочая тетрадь №2. С.А. Есенин “Лебедушка” (стр.26-28). Номер №5
Приведи примеры средств художественной выразительности из стихотворения “Лебёдушка”.
Эпитеты | Сравнения | Олицетворения |
---|---|---|
reshalka.com
ГДЗ Литературное чтение 4 класс рабочая тетрадь №2. С.А. Есенин “Лебедушка” (стр.26-28). Номер №5
Решение
Эпитеты | Сравнения | Олицетворения |
---|---|---|
леса тёмного, красна зорюшка, ясной радугой, ярким пламенем, роса жемчужная, озером серебряным, белоснежная лебёдушка, гладь зеркальная, сторону раздольную, трава шелковая, малых детушек, оком доблестным, туча чёрная, грозный взмах, крыла могучего, когти острые, ногами помертвелыми, слёзы горькие. | выплывала словно зоренька, росинки словно жемчуг, как гости чужедальние, как стрела кинуться, летели словно брызги. | камыши шепталися, перешептывались лилии, цветы улыбались. |
Нашли ошибку?
Если Вы нашли ошибку, неточность или просто не согласны с ответом, пожалуйста сообщите нам об этом