Как найти эпитеты в стихотворении тютчева

Эпитеты в поэзии Тютчева

С помощью художественных средств поэт «оживляет» стихи, придает им глубину и выразительность, а также сокращает дистанцию между строфами и сердцем читателя. Одними из популярных троп являются сравнения и эпитеты, рассмотрим же их использование Федором Тютчевым на примере стихотворений «Листья» и «Цицерон».

Эпитеты Тютчева

Сразу короткое определение эпитетам простыми словами, чтобы было понятно, что сегодня станем анализировать.

Эпитетом (ἐπίθετον) называют фразу или слово, которое усиливает выразительность и добавляет свойств рядом стоящему слову. По-простому, эпитет можно назвать словом-приложением, чаще всего это прилагательное, например:

Резной стул

Эпитет может наделять определяемое слово положительными или отрицательными свойствами, прямым и переносным смыслом.

Примеры в стихах

В стихотворении «Листья» мы видим эпитеты:

  • Буйные ветры.
  • Красное лето.
  • Тощая зелень.
  • Докучные ветви.

Первый придает значение «буйные» существительному «ветры», во втором примере прилагательное «красное» наделяет свойствами слово «лето».

Эпитеты могут быть и другими средствами выразительности, например, «тощая зелень» это ещё и метафора, хотя в зависимости от контекста фразу можно определить, как олицетворение.

В произведении «Цицерон» использованы эпитеты:

  • Роковые минуты.
  • Гражданские бури.
  • Римский оратор.
  • Высокие зрелища.
  • Кровавый закат.

В первом примере эпитет «роковые» повышает значимость и опасность существительного «минуты», делая их важным, возможно, переломным моментом. Связка «Гражданские бури» показывает, что в общество накаляется атмосфера, ситуация в стране напряжена.

Сравнения у Тютчева

Сравнение в стихах – это художественный прием, при котором один предмет (явление, событие) сопоставляется с другим.

Ниже несколько примеров из произведений Тютчева, которые помогут понять суть этого средства выразительности.

В «Листьях» используется одно сравнение:

«Зелень, как иглы ежа»

Из этого примера мы видим, что листья похожи на иголки ежика, так поэт наделил одно слово свойствами другого с помощью сравнения.

Тропы в Цицероне

В «Цицероне» два сравнения:

  1. Призвали, как собеседника на пир.
  2. Заживо, как небожитель.

В первом мы видим (важно читать весь текст, а не вырывать из него обрывки), что Цицерон призван на свое место оратора Богами, для него это пир ораторского мастерства, для сената патока для ушей, для страны, возможно, спасение.

Второе показывает, что талант Цицерона так высок, что он может быть приравнен к Богам и награжден бессмертием.

В большинстве случаев, но не всегда, для сравнения в стихах используется наречие «как».

Сравнения достаточно просты для понимания, они хорошо разнообразят текст стихотворений и расширяют возможности поэта в передаче смысла строф.

Напоследок советуем почитать наш предыдущий урок, где мы разбирали на примерах метафоры и олицетворения Федора Тютчева.



ТОП русской поэзии

  • ✔ Анна Ахматова
  • ✔ Александр Блок
  • ✔ Валерий Брюсов
  • ✔ Иосиф Бродский
  • ✔ Иван Бунин
  • ✔ Константин Бальмонт
  • ✔ Зинаида Гиппиус
  • ✔ Николай Гумилёв
  • ✔ Сергей Есенин
  • ✔ Николай Заболоцкий
  • ✔ Владимир Маяковский
  • ✔ Осип Мандельштам
  • ✔ Николай Некрасов
  • ✔ Борис Пастернак
  • ✔ Игорь Северянин
  • ✔ Федор Тютчев
  • ✔ Афанасий Фет
  • ✔ Марина Цветаева

­Олицетворения – сосны и ели…..в снега и метели закутавшись, спят; краткое время на сучья гостим; играли с лучами; купались в росе; зефиры ушли.

Эпитеты – тощая зелень; лёгкое племя; красное лето; буйные ветры; докучные ветви. Метафоры-к молодости и красоте: мы краткое время на сучья гостим, буйные ветры, скорее, скорей!

Сравнения
– тощая зелень, как иглы ежа.


Эпитеты в стихотворении «Листья» Ф. Тютчева выделены жирным курсивом.

Пусть сосны и ели

Всю зиму торчат,

В снега и метели

Закутавшись, спят, –

Их тощая зелень,

Как иглы ежа,

Хоть ввек не желтеет,

Но ввек не свежа.

Мы ж, легкое племя,

Цветем и блестим

И краткое время

На сучьях гостим.

Всё красное лето

Мы были в красе –

Играли с лучами,

Купались в росе!..

Но птички отпели,

Цветы отцвели,

Лучи побледнели,

Зефиры ушли.

Так что же нам даром

Висеть и желтеть?

Не лучше ль за ними

И нам улететь!

О буйные ветры,

Скорее, скорей!

Скорей нас сорвите

С докучных ветвей!

Сорвите, умчите,

Мы ждать не хотим,

Летите, летите!

Мы с вами летим!..



Стихотворение «Листья» – анализ 1


Краткое содержание

Ели и сосны на протяжении холодных зимних месяцев крепко спят, укутанные в снежные шубы. Их листва, внешне напоминающая ежовые иголки, никогда не пожелтеет, но и никогда не будет восхищать своей свежестью.

В сравнении с ними, существуют другие листья, представляющие собой «иное племя», способное цвести и благоухать. К сожалению, жизнь их недолговечна: едва отзвучат последние птичьи трели и умчатся тёплые порывы ветров, листья не желают продолжать висеть на ветках,  желтеть и умирать. Они умоляют буйный ветер их сорвать, чтобы вместе умчаться в дальнее путешествие.

История создания

Будучи дипломатом, Тютчев, начиная с 1821 г.,  служил в Мюнхене. Там он проникся философией Шеллинга, утверждавшей идею единства противоположностей в природном мире. Через девять  лет проживания за пределами России поэт написал данное стихотворение. В нём наглядно отражена ключевая философия Шеллинга, с которым Тютчев познакомился  лично. Стихотворение увидело свет в журнале «Русская беседа» в 1879 г.

Оно остаётся и по сей день блистательным образцом пейзажно-философской лирики в отечественной литературе.

Жанр, направление, размер

Произведение представляет  жанр «элегия»: в нём через пейзажную зарисовку раскрываются глубокие мысли философского толка. В стихах второй части заметны ноты грусти и тоски, несмотря на то, что листья вдохновенно радуются предстоящему путешествию.

Стихотворный размер – двухстопный амфибрахий, рифма перекрёстная.

Композиция

Произведение представляет собой монолог листьев. С формальной точки зрения оно состоит из четырёх октав. В смысловом аспекте выделяются две части:

Часть первая – это раздумья листьев о всемирном хаосе.

Часть вторая – сравнение «тощей зелени» хвойных иголок со своей красотой, принятие решения лететь вместе с ветром в дальнее путешествие.

Образы и символы

В стихотворении представлено три ключевых образа, позволяющих нам понять основную смысловую идею произведения:

образ листьев – именно листья играют роль лирического героя и рассказчика. Всё повествование ведётся от их лица. В образе листьев прослеживается человеческая натура. Они символизируют людей, не способных долго сидеть на одном месте, ожидая старость. Такие активные люди постоянно стремятся к новым горизонтам и личной свободе;

образ сосновых/еловых игл – это «тощая» зелень, которая «век не желтеет». Хвойные иглы символизируют иную категорию людей, которым свойственны такие качества, как: косность, узость мировоззрения, нежелание меняться и развиваться. Иглы хотят жить однообразно, не стремясь к открытию новых горизонтов;

образ ветра символизирует надежды и возможности, которые даются человеку мирозданием, но которыми он не всегда пользуется. Ветер – это символ решимости, активного начала, стремления к переменам.

Темы и настроение

Основная тема произведения – раздумье листьев о собственной судьбе, а также противопоставление холодного разума мятежной душе. С целью более полного раскрытия темы Тютчев развивает одновременно два направления: размышление листьев о своей «жизни» и противопоставление мятежной натуры холодному спокойствию. Для раскрытия души природы поэт активно применяет приём очеловечивания листьев.

Основная идея

Главную идею Тютчев выразил единственной строкой: «…так что же нам даром висеть и желтеть?». Поэт доносит до нас следующую идею: лучше прожить недолгую жизнь, но яркую и достойную. Достойная человеческая жизнь, с точки зрения Тютчева, это активное нежелание унижаться, погрязнуть в обыденности и скуке. Хвойные иголки олицетворяют собой людей, не желающих открыто высказывать собственное суждение.

Средства выразительности

Интерпретируя по-своему философию Шеллинга, Тютчев использует определённые выразительные средства. С помощью них он мастерски создаёт природные образы и переживания:

эпитеты – «красное лето», «докучные ветви», «тощая зелень», «буйные ветры»;

метафоры – «мы ж, лёгкое племя», «сосны и ели…в снега и метели, закутавшись, спят»;

единственное сравнение – «зелень, как иглы ежа»;

аллитерация – грустное настроение листьев передаётся с помощью согласных «с» и «ж»: «так что же нам даром висеть и желтеть?». Решимость листьев передаётся путём нанизывания слов с согласным звуком «р»: «Скорее, скорее! …скорее сорвите нас…».


Стихотворение «Листья» – анализ 2

В этом хрестоматийном для современников стихотворении Тютчева главные герои – листья, чей век ярок, но недолог, сравниваются с хвойными иголками – зелеными вечно. И всё же симпатии автора на стороне скоротечной и сочной жизни листьев.

Начинается стихотворение как раз с допущения: «Пусть!..» Относится оно к елям и соснам. Хвойные деревья всю зиму зеленые, но они всё же спят в снегах, а не живут полной жизнью. Их зелень сравнивается с иглами ежа: иголки их колючие, холодные. Да, они вечнозеленые, но они, действительно, не бывают никогда свежими. Нет смерти, но нет и возрождения – обновления.

Здесь возникает вечный вопрос (при сравнении с жизнью людей): лучше жить ярко и быстро сгореть рано или вести спокойное и размеренное, безопасное, но скучное существование. Чаще именно люди искусства, например, поэты живут быстро и ярко, рано погибают.

Одушевленные листья в стихотворении называют себя «легкое племя», рассказывают о своей веселой жизни. Листья цветут, блестят, являясь гостями на ветках. Зато, как их ждут люди, животные, птицы! Лучшее время для листьев – лето. Они, как живые, играют лучами, купаются в росе. Здесь намек на то, что листья похожи на молодежь, полную сил и оптимизма.

Теперь листья вспоминают свою летнюю «юность», ведь пришла осень. В стихотворении подчеркивается, что цветы уже отцвели, а лучи побледнели, вот и листьям пожелтевшим пора слететь с веток. Птиц, которые теперь отпели, листья нежно называют «птички». Конечно, как и люди, листья здесь испытывают самые теплые чувства к своим радостным воспоминаниям.

Стихотворение написано в середине девятнадцатого века, поэтому логично, что многие слова кажутся нашим современникам устаревшими. Например, в этой второй строфе продолжается описание воспоминаний: Зефиры (так раньше называли ветра) ушли. И это даже не устаревшее слово, а поэтическое. Зефиром называли в древнегреческой мифологии божество именно теплого, легкого, весеннего ветра. Раз Зефир ушел, то кончился теплый ветер, пришли холода. Сейчас, конечно, для обывателей зефир – это, в бытовом понимании, десерт. Получается, что поэт разными описательными конструкциями передаёт окончание лета.

В третьей строфе поэт рисует печальную картину окончания прекрасной поры, но листья как раз и не хотят просто так желтеть на ветках. В принципе, они могли бы! Но они, по своему радостному характеру, хотят улететь с последними птицами и теплыми ветрами, подарить, на прощание, прекрасный листопад.

Сомнение, которое у листьев ещё было в третьей строфе сменяется уверенностью, призывом к ветру. Листья обращаются с горячей просьбой сорвать их с ветвей как можно быстрее. Ветви им кажутся уже скучными, надоевшими, перспектива зимних снегов – печальна. Череда глаголов создаёт страстный призыв к действию: «Сорвите – умчите – летите». Глаголы повторяются, повторяется слово «быстрей». Во всем этом звучит уверенность и страсть.

Важно, что стихотворение было написано поэтом, когда ему было только семнадцать лет. Понятно, что его юношеский задор, романтизм, протест против рутины сполна нашел отражение в этих строках. Важно, что юноша смог поставить себя на место старика, прочувствовать весь ужас старости и немощности, рутины. Он как будто предрекает себе раннюю кончину, но в итоге вышло не так. Поэт дожил до старости, в конце жизни даже некоторое время после инсульта был прикован к постели, но не хотел мириться со своей немощностью. Тютчев, не обращая внимания на предостережение врачей, отправился в гости, где его и застиг второй инсульт.

Это страстное, романтичное и немного философское стихотворение.

Эпитеты в стихотворении Федора Тютчева «Листья»

Давайте найдем эпитеты в стихотворении Федора Тютчева «Листья». Однако вначале вспомним, что такое эпитет.

ЭПИТЕТ – это художественное определение, которое образно и ярко описывает предмет или событие, явление или человека.

Эпитеты в стихотворении «Листья» Ф. Тютчева выделены жирным курсивом.

ЛИСТЬЯ

Пусть сосны и ели

Всю зиму торчат,

В снега и метели

Закутавшись, спят, –

Их тощая зелень,

Как иглы ежа,

Хоть ввек не желтеет,

Но ввек не свежа.

Мы ж, легкое племя,

Цветем и блестим

И краткое время

На сучьях гостим.

Всё красное лето

Мы были в красе –

Играли с лучами,

Купались в росе!..

Но птички отпели,

Цветы отцвели,

Лучи побледнели,

Зефиры ушли.

Так что же нам даром

Висеть и желтеть?

Не лучше ль за ними

И нам улететь!

О буйные ветры,

Скорее, скорей!

Скорей нас сорвите

С докучных ветвей!

Сорвите, умчите,

Мы ждать не хотим,

Летите, летите!

Мы с вами летим!..

Таким образом, в стихотворении Тютчева «Листья» можно выделить следующие эпитеты:

Тощая зелень, зелень не свежа, лёгкое племя, краткое время, красное лето, буйные ветры, докучные ветви.

Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора –

Весь день стоит как бы хрустальный,

И лучезарны вечера…

Где бодрый серп гулял и падал колос,

Теперь уж пусто всё – простор везде,-

Лишь паутины тонкий волос

Блестит на праздной борозде.

Пустеет воздух, птиц не слышно боле,

Но далеко ещё до первых зимних бурь –

И льётся чистая и тёплая лазурь

На отдыхающее поле…

Эпитет – главный признак, создающий зрительный образ:

Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора –

Метафоры – сравнение с неназванным предметом в переносном смысле

бодрый серп гулял, чистая и тёплая лазурь, на праздной борозде

Сравнения – используются союзы: как, будто.

система выбрала этот ответ лучшим

В Рокот­ов
[278K]

4 года назад 

Признанным мастерством украшения поэтической речи обладали все романтики символисты, Тютчев же предвосхитил это направление, сделав предметы внешнего мира символами внутреннего переживания. Это стихотворение об осени достаточно иллюстративно показывает это, благодаря многочислено примененным средствам выразительности – метафорам, сравнению, олицетворению, эпитетам:

в метафоре день стоит, используется сравнение с дополнительным словом – как бы-, также есть метафоры: серп гулял и падал колос,пустеет воздух, лазурь льется.

Natka­56
[143K]

6 лет назад 

Благодаря применённым эпитетам и метафорам в стихотворении Тютчева ” Есть в осени первоначальной”, оно окрашено особенной яркой эмоциональностью и вызывает поэтому чувства восхищения наступившими в природе изменениями. В этом, совсем небольшом стихотворении Тютчева, эпитеты и метафоры – буквально в каждой строке.

Эпитеты– лучезарны небеса; бодрый серп; на праздной борозде; тёплая лазурь; отдыхающее поле.

Метафоры– паутины тонкий волос; пустеет воздух; далеко ещё до первых зимних бурь; льётся чистая и тёплая лазурь.

Марин­а Волог­да
[295K]

4 года назад 

Разберем, какие эпитеты и метафоры Тютчев применял в стихотворении “Есть в осени первоначальной”­.

1) Сначала перечислим все эпитеты в стихотворении, их достаточно много: лучезарны небеса; бодрый серп; на праздной борозде; тёплая лазурь; отдыхающее поле.

2) Всего в стихотворении я насчитала 4 метафоры, выпишем их: паутины тонкий волос; пустеет воздух; далеко ещё до первых зимних бурь; льётся чистая и тёплая лазурь.

Кроме их Тютчев использовал и сравнение дня с хрусталем.

storu­s
[73.8K]

5 лет назад 

В стихотворении “Есть в осени первоначальной”­ можно выделить следующие метафоры и эпитеты:

Метафоры: лазурь льется, серп гулял. Тютчев называет голубое небо лазурью и сравнивает паутину с волосами. А обычное поле предстаёт перед читателем в виде большого человека, отдыхающего после своих тяжких трудов.

Эпитеты: отдыхающее поле, чистая и теплая лазурь, на праздной борозде, бодрый серп, дивная пора, в осени первоначальной.

Благодаря столь выразительным эпитетам поэту удалось создать настроение торжественности и нежной грусти.

РУДЬК­О
[257K]

5 лет назад 

У жего-чего, а эпитетов и метафор в стихотворенни Тютчева “Есть в осени превоначальной” имеется в достаточном количестве, хотя само стихотворение, в принципе, не такое уж и большое.

Например “дивная пора”

“Хрустальный день”

“Лучезарны вечера”.

Касаемо метафор, то очень характерно выражение “льётся чистая и тёплая лазурь”, №паутины тонкий волос” и так далее.

Барха­тные лапки
[382K]

4 года назад 

Стихотворение Тютчева “Есть в осени первоначальной”­ прекрасно описывает природу, изменения природы, которые происходят осенью.

Автор используют в своем стихе следующие эпитеты:

Метафоры Тютчев тоже используют в этом стихотворении:

Паутину сравнивает с тонким волосом:

Также еще такая метафора.

Добры­й Мстит­ель
[255K]

4 года назад 

В стихотворении Ф.И. Тютчева: “Есть в осени первоначальной”­ достаточно много эпитетов, четыре метафоры, сравнение и олицетворение.

К эпитетам отнесём:

Выделим метафоры в стихотворении:

К сравнению отнесём: “день, как бы хрустальный”, а олицетворением является “отдающее поле”.

-Irink­a-
[282K]

4 года назад 

Стихотворение Федора Ивановича Тютчева “Есть в осени первоначальной” красочно описывает осень и её изменения. Осень ранняя, поэтому она особенно хороша и красива.

В стихотворении применены такие художественные приёмы, как:

  • Эпитеты

  • Сравнение –

  • Метафора:

  • Олицетворение

Ната лия
[138K]

4 года назад 

Красивое и очень лирическое стихотворение поэта Ф. И. Тютчева “Есть в осени первоначальной” имеет большое количество эпитет, сравнений, а так же метафор, как пример можно рассказать о таких как :

Чистая и тёплая лазурь, день как бы хрустальный, лучезарны вечера.

Знаете ответ?

Конечно, есть. Эпитеты выделены жирным шрифтом, определяемые слова подчёркнуты.

Ф. И. Тютчев

ЛИСТЬЯ

Пусть сосны и ели
Всю зиму торчат,
В снега и метели
Закутавшись, спят –
Их тощая зелень,
Как иглы ежа,
Хоть ввек не желтеет,
Но ввек не свежа.

Мы ж, легкое племя,
Цветём и блестим
И краткое время
На сучьях гостим.
Все красное лето
Мы были в красе –
Играли с лучами,
Купались в росе!. .

Но птички отпели,
Цветы отцвели,
Лучи побледнели –
Зефиры ушли.
Так что же нам даром
Висеть и желтеть?
Не лучше ль за ними
И нам улететь!

О буйные ветры,
Скорее, скорей!
Скорей нас сорвите
С докучных ветвей,
Сорвите, умчите,
Мы ждать не хотим,
Летите, летите!
Мы с вами летим!. .

Эпитет (греч. epítheton, буквально – приложенное) , художественное определение, один из тропов. Выражается преимущественно именем прилагательным (“сладостный напев”), но также наречием (“горячо любить”), именем существительным (“веселья шум”), числительным (“первый друг”), глаголом (“желание забыться”).

Добавить комментарий