Как найти еще один аргумент к сочинению

Как найти еще один аргумент к
сочинению?

Пример 1.

В Интернете
познакомилась с итогами социологического опроса по вопросу наркомании. 83%
респондентов, молодых людей в возрасте до 28 лет, на вопрос, привлекают ли их
наркотики, ответили отрицательно. И это уже радует.

PS. Респонденты –
это участники опроса, то есть опрошенные. А итоги соцопроса могут быть по проблемам
пьянства, взяточничества, хамства и т.д.

Пример 2.

В Интернете, на одном
из сайтов социальных сетей, участвовала в дискуссии по проблеме пьянства.
Отрадно отметить, что большинство участников спора писали о том, что спиртное
их не привлекает, они умеют организовать свое свободное время и без алкоголя.

В качестве аргумента можно использовать и
примеры из газет, которые вы будто бы прочитали, или телепрограмм, которые
будто бы посмотрели.

Пример 1.

В районной газете
прочитала рассказ о поступке юной мамаши, которая оставила своего ребенка в
роддоме. Каждая строка статьи была проникнута негодованием. И я вслед за
автором высказываю свое возмущение поступком моей сверстницы – «кукушки».

Пример 2.

По телевидению недавно
рассказывали о поступке молодого парня, который, рискуя собственной жизнью,
вынес из огня трех маленьких детей. Передав малышей соседям, молодой человек
ушел, потому что считал, что ничего героического он не совершил. Такова его
гражданская позиция.

Конечно, на экзамене вы будете волноваться
и, возможно, забудете даже то, что знали. Можете запамятовать и фамилию автора
книги, и имя главного героя. Но при написании сочинения возможно обойтись и без
них: проверяющие точно все помнят и поймут, о ком вы хотели сказать. Написать
об этом можно так.

Пример 1.

Все помнят книгу
советского писателя, герой которой, потеряв на войне ноги, научился на протезах
не только ходить, танцевать, но и летать. И все это потому, что у него была
большая сила воли.

PS. Речь идет о
книге Бориса Полевого «Повесть о настоящем человеке».

Пример 2.

Все знают великого
ленивца, героя знаменитого романа русского классика, который целый день лежал
на диване и мечтал… В наши дни такой « мечтатель» обречен на нищету и голод,
так как у него нет крепостных. Он должен работать.

20 января 2018

В закладки

Обсудить

Жалоба

Как подбирать литературные аргументы

Даже если вы наизусть вызубрите какой-нибудь интересный банк готовых аргументов, на сочинении это может вам никак не помочь. Нужно уметь самостоятельно писать аргументы.

Чтобы были аргументы, надо читать книжки. Что-то вы уже читали (ну или хотя бы слышали на уроках литературы), а что-то ещё всё-таки придется прочесть. И вот тут-то и возникает главная проблема: вы вроде как и читаете разную литературу, а аргументов в голове не прибавляется. Так вот, не то читаете, дамы и господа. На этот год рекомендую отложить любимую young-adult книжки, а также оставить на полке К. Вонненгута и взяться за список книг для сдающих ЕГЭ по литературе.

Не распыляйтесь. Если не хотите наизусть учить стихи, то и не надо, просто не приводите лирику в качестве аргумента. Произведений о войне тоже много не надо, 2-3 вполне хватит. Между “Войной и миром” и “Тихим доном” сейчас уже лучше выбрать что-то одно и всё-таки прочитать. Зарубежную литературу тоже не трогайте, пока не наработаете большой запас аргументов из русской литературы.

Кстати, кладезем ценных аргументов является сборник Цыбулько, который 30 вариантов. Схема действий простая: вводим первое предложение понравившегося текста в гугл, узнаем название. Там даны отрывки текстов с довольно яркими проблемами.

Анализы в интернете читать можно и нужно! Только умейте отличать хороший анализ, от плохого или (упаси боже) от сочинения какого-нибудь школьника.

Ну, отлично, у нас в голове целая Ленинская библиотека. Как из этого вычленить аргумент к нужной проблеме?

1. Мысленно или на бумаге (потом всё равно придется запомнить) составляем себе список всех прочитанных книг. Причем не просто “рассказы Чехова”, а каждый прочитанный рассказ отдельным пунктом.
2. Медленно идем по списку и вспоминаем, в каком из произведений была почти аналогичная или просто близкая ситуация к той, что описана у вас в тексте. Помните, что можете подобрать как аргумент, так и контраргумент.
3. Пишем сам аргумент. В аргументе должно быть: автор, произведение, жанр (если помните), краткий (очень-очень-супер краткий!) пересказ нужного вам эпизода и его анализа. Что такое анализ? Это ответ на вопрос “Как в данном произведении раскрывается рассматриваемая проблема?” Вы можете также анализировать всё произведение в целом или даже роль данного произведения в литературе в целом. Главное, не пишите то, насчет чего хоть чуточку сомневаетесь.

Вот и всё. Аргументы – это просто, если иметь в этом достаточный опыт. Не учите аргументы – читайте книги и их анализы

→ Сборник ссылок на материалы к сочинению.
→ Готовые сочинения.

Больше всего волнений в итоговом сочинении вызывает обязательный критерий — опора на литературу. Ведь так обидно будет не вспомнить автора или название произведения, привести неподходящий аргумент и отправиться на февральскую пересдачу. Чтобы этого не произошло, мы написали готовые аргументы для итогового сочинения — пользуйтесь!

В этой статье:

1. Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека 2. Семья, общество, Отечество в жизни человека 3. Природа и культура в жизни человека

Аргументы для итогового сиочинения
Готовые аргументы для итогового сочинения 2022/23

В одиннадцатом классе не так много времени для того, чтобы перечитать всю школьную программу по литературе в оригинале. Специально для вас мы собрали готовые аргументы по разделам и подразделам в соответствии с новыми правилами написания итогового сочинения — 2022.

Но мы настоятельно рекомендуем не переписывать эти аргументы слово в слово, а постараться передать их суть своими словами. Помните, что за несамостоятельно написанное сочинение можно получить незачет. 

Также советуем прочитать произведения, из которых взяты аргументы, в кратком содержании. Это позволит вам адаптировать аргумент под тему, которая вам попадется.

1. Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека 

1.1. Внутренний мир человека и его личностные качества

Н. В. Гоголь в повести «Шинель» показал внутренний мир маленького человека, жаждущего понимания и признания. В новой шинели главный герой Акакий Акакиевич Башмачкин видел не возможность похвастаться своей обеспеченностью и достатком, а путь к уважению и признанию в обществе. К сожалению, мы видим реальную картину: общество встречает человека по одежке и, если ты предстаешь перед ним в старой потрепанной шинели, тебя предпочитают не замечать. 

Главный герой с большим трудом приобретает новую шинель. После преображения он меняется не столько внешне, сколько внутренне. Силы жизни, свободы, мечтаний переполняют его. Он чувствует свою значимость, его наконец-то видят. Даже самый скромный и невзрачный человек имеет свой внутренний мир, ранимую душу и переживания. 

К сожалению, неизвестные отнимают шинель у главного героя, и он снова становится невидимым и никому не нужным. Башмачкин умирает, не добившись справедливости. На службе о нем спохватились только на четвертый день после похорон.

Таким образом, мы видим трагичную историю маленького человека, чей внутренний мир и личностные качества не были никем замечены из-за его невзрачной одежды.

1.2. Отношение человека к другому человеку (окружению), нравственные идеалы и выбор между добром и злом

В качестве литературного примера хочется привести повесть Н. В. Гоголя «Тарас Бульба». Главный герой — Тарас Бульба, казак, отличавшийся «грубой прямотой своего нрава». У него есть четкие понятия нравственных идеалов, которым он остается верен всю жизнь. Отец двух сыновей — Остапа и Андрия. Он видит своих сыновей только как продолжение самого себя: казаками, воинами, защитниками Отечества и православия. 

Но его младший сын, Андрий, был совсем непохож ни на отца, ни на брата. Андрий — мечтательная и романтичная натура. Влюбившись в польку, он перешел на сторону врага. Из-за своей страсти и любви к девушке герой забывает о Родине и боевых товарищах, а также о брате и отце. 

Однако для Тараса Бульбы такое предательство непростительно. Ведь сын — это продолжение его самого, его воспитания и нравственных идеалов. Тарас не может простить этот поступок и принимает тяжелое решение: отнять жизнь у собственного сына. Несмотря на всю тяжесть этого поступка, Тарас убивает Андрия, ведь жить с осознанием того, что твой сын — предатель родины, перешедший на сторону зла, переступивший через все, во что верил сам Тарас, невозможно.

1.3. Познание человеком самого себя

В качестве примера возьмем роман-эпопею Л. Н. Толстого «Война и мир». Пьер Безухов — внебрачный сын очень богатого человека. В обществе над ним потешаются, не воспринимают всерьез. Пьер пытается найти свое место в мире. Он испытывает себя светской жизнью, женитьбой, масонством, даже войной. На протяжении всего романа читателям раскрывается путь исканий Пьера Безухова, его удачи и поражения, несоответствие его внутренних требований окружающей действительности, недовольство собой и собственной жизнью. У него горячее сердце и чистая душа, он умеет искренне дружить и любить, но судьба сводит его с людьми, которые предают его, обжигая его чувства. 

Переломным моментом в познании себя для главного героя становится попадание в плен во время войны. Там Безухов знакомится с Платоном Каратаевым, который учит его принимать простые законы жизни: любить ближнего, помогать, жить с открытым сердцем. В финале романа мы видим, что Пьер нашел свое место в мире, он стал отличным мужем Наташе Ростовой, они создали семью, родили детей. Также герой видит свое предназначение в служении людям и Родине. Долгий путь скитаний и ошибок привел Пьера к ответу на вопрос о смысле жизни.

1.4. Свобода человека и ее ограничения

Одна из главных мыслей романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» — утверждение, что человек всегда свободен в своем выборе. Только он в конечном счете принимает все решения в своей жизни и несет за них ответственность. Все последствия за решение лежат на человеке, принявшем его.

Герой «Преступления и наказания» принимает роковое решение: убить человека. Родион Раскольников формулирует целую теорию, оправдывающую убийство, говоря, что определенной части человечества можно преступать нравственную черту, творить какие угодно преступления, потому что эти люди — «избранные». С помощью убийства герой решает проверить, входит ли он в их число «право имеющих». Кроме того, он оправдывает себя и тем, что совершит социальное благо, убив старуху, которая приносила людям зло, наживаясь на бедных и отчаявшихся.

Во время самого убийства все идет не по плану: под топор Раскольникова попадает не только старуха-процентщица, но и ее сестра Лизавета. К тому же она была беременна, так что Раскольников убил еще и неродившегося ребенка. После преступления Родион расплачивается за него муками совести, практически приведшими его к душевной болезни, страшным отчуждением от людей и общества, внутренним душевным распадом.

Только на каторге герой понимает, какую опасность представляет его «проклятая мечта». Если каждый захочет попасть в категорию «право имеющих», а всех остальных зачислить в «тварей дрожащих», и во имя этой цели начнет убивать… Именно тут Раскольников понимает, насколько страшным был роковой выбор и его последствия. Герой осознает, что он преступник. Раскольников повинен не только в смерти других людей, но и в потере собственной души, которая не смогла вынести зверств, совершенных им.

Таким образом, Ф. М. Достоевский в романе «Преступление и наказание» говорит о том, что у человека всегда существует свобода выбора. Однако к любой свободе нужно подходить ответственно, потому что тяжесть последствий неправильных поступков полностью ложится на плечи человека, принявшего ошибочное решение.

2. Семья, общество, Отечество в жизни человека 

2.1. Семья, род; семейные ценности и традиции

Одна из центральных семей романа «Война и мир» — семья Ростовых. Лев Николаевич Толстой наделяет Ростовых узнаваемыми русскими чертами характера. Ростовы добродушные, люди широкой души. Моральные ценности и помощь другим они ставят выше материальных ценностей. Семья Ростовых раскрывается перед читателями как семья высоких духовных ценностей, морали. Представители семейства — люди, готовые прийти на помощь в нужный момент. Ростовы готовы принимать любовь и дарить ее в ответ, они щедры и гостеприимны.

Дети рассказывают родителям обо всех своих переживаниях и проблемах, ведь те поддержат и подскажут, как поступить. После предательства Анатоля Курагина Наташа находит поддержку в семье. То же самое происходит с Николаем, проигравшимся в карты. Родители не давят на детей, не унижают их, не вгоняют в еще большее отчаяние. Позднее сын проявит благородство в память об отце и возьмет на себя уплату всех долгов.

Основа семьи Ростовых — взаимоуважение и любовь, и ценности этой семьи передаются от родителей к детям, помогая им вырасти достойными людьми.

2.2. Человек и общество

В комедии «Горе от ума» А. С. Грибоедов показывает конфликт между человеком и обществом. В этом произведении на примере Чацкого и фамусовского общества раскрывается противостояние. Погрязшее в меркантильных интересах общество, пользующееся любыми средствами для достижения целей, не принимает благородного Чацкого, который остается верным своим высоким нравственным принципам. 

Александр Андреевич Чацкий, вернувшись из путешествий по загранице, с удивлением видит, что за время его отсутствия в Москве ничего не изменилось. По-прежнему все боятся мнения тех, кто стоит выше на социальной лестнице. В своих речах Чацкий презирает чинопочитание и лесть, моральное разложение московского дворянства, бесчеловечное отношение к крепостным, преклонение перед всем иностранным. Он считает, что служить нужно Отечеству, а не чинам, верит в силу просвещения и духовное богатство русского народа. Но его не понимают в доме Фамусовых, объявляют опасным вольнодумцем и вообще сумасшедшим.

Если принятые в конкретном обществе понятия идут вразрез с общечеловеческими моральными ценностями, нельзя им следовать. А такие люди, как Чацкий, появляющиеся в жизни общества, способствуют пересмотру устоявшихся ценностей и выбору лучших устремлений и перемен.

2.3. Родина, государство, гражданская позиция человека

Ярким примером человека, который является истинным гражданином, патриотом своей страны, который всегда поступал по совести и чести, является Петр Гринев — главный герой романа «Капитанская дочка». События происходят в период Пугачевского бунта, и персонажу предстоит пройти тяжелые испытания: сохранить жизнь, предав свои убеждения, или умереть как герой. Ему грозит казнь, однако Петр Гринев ведет себя смело и достойно. В момент, когда его помиловали, Пугачев просит Гринева поцеловать его руку, что фактически является унижением для молодого человека. Но Петр Гринев стоял смирно, ведь лесть врагу — бесчестие и предательство. Любовь к Родине, честь и достоинство — без этих нравственных качеств невозможно представить образ Гринева. Именно внутренние установки и моральные принципы руководили им в каждой сложной ситуации.

Никакие обстоятельства не смогли повлиять на моральные принципы Петра Гринева, ведь у него был нравственный ориентир, на который он опирался. Он всегда оставался верен Отчизне, своему слову и выбору.

3. Природа и культура в жизни человека

3.1. Природа и человек

Человек и природа тесно связаны между собой.  Природа помогает человеку осознать истинные чувства, разобраться в собственной душе. Такова роль природы в романе Л. Н. Толстого «Война и мир». Андрея Болконский видит дуб в тяжелый момент жизни: разочаровавшись в Наполеоне, войне и себе самом, он не понимает смысла своего существования. По пути в Отрадное он видит  корявый, погибающий дуб, который не расцветает, как остальные растения, а стоит одинокий и безжизненный. Герой сравнивает себя с этим старым деревом и соглашается, что и его жизнь, и жизнь этого дуба закончена. 

Однако в душе главного героя происходят перемены: появляется надежда, пробуждается любовь. Герой был неправ в своих убеждениях: его жизнь продолжается несмотря на все трудности и невзгоды. На обратной дороге герой ищет дуб и не может его найти: дерево с молодыми, зелеными, сочными листьями возродилось так же, как и душа главного героя. Это помогает Болконскому осознать, что жизнь еще не кончена, впереди может быть счастье, исполнение своего истинного предназначения.

Таким образом, через связь душевного состояния главного героя и дуба автор подчеркнул связь человека и природы в целом, ведь часто мы находим в природе отражение своих внутренних переживаний.

3.2. Наука и человек

С самых ранних времен человечеству хотелось узнавать все больше, открывать новое и неизвестное, то, что изменит мир к лучшему. Но всегда ли открытия или новые технологии ведут к прогрессу? На этот счëт есть несколько мнений. Одни люди считают, что прогресс — это будущее человечества, что без него мы так и останемся на месте. Но есть и другое мнение: научные открытия могут быть опасными и даже погубить мир.

Так, в произведении Михаила Афанасьевича Булгакова «Собачье сердце» хорошо показано, как научное открытие пагубно сказывается на жизни общества, подвергая жизнь и здоровье простых людей опасности. Главный герой — профессор Преображенский — делает огромный шаг в науке, пересадив гипофиз собаки в тело человека. Создав новую личность, профессор гордится своим «революционным открытием» и пытается приобщить Шарикова к элитарной культуре и этикету в обществе. Но, увы, новый жилец видëт себя так же, как и его прошлое сознание: он не может стать культурным членом общества, ведь был обычной дворовой собакой, которая жила лишь инстинктами. Его поведение возмутительно, а порой даже опасно. 

Больше не вынуждая себя терпеть выходки Шарикова, профессор Преображенский возвращает гипофиз псу. В итоге всë стало как прежде, научное открытие удалось «отменить», вернув все на круги своя. Но каждый, прочитавший это произведение, задумывается, что порой лучше не стоит злоупотреблять наукой, изменяя естественные природные процессы, ведь это может привести к опасным и необратимым последствиям.

3.3. Искусство и человек

О. Генри в рассказе «Последний лист» размышляет о том, каково же на самом деле предназначение искусства, описывая историю несчастной больной и потерявшей надежду девушки.

Главная героиня Джонси заболела воспалением легких и находится на грани смерти. За окном ее комнаты с плюща облетают листья. Джонси твердо уверена, что, когда с дерева упадет последний лист, она умрет. В том же доме в нижнем этаже живет старый художник по имени Берман. Он узнает о болезни девушки и ее предубеждении.

Листья неумолимо падали, приближая конец жизни героини. В итоге остался последний лист, и Джонси была уверена, что скоро он опадет и тогда она погибнет. Однако лист продолжал висеть на ветке еще несколько дней. Это вернуло героине волю к жизни, и она выздоровела.

Однако вскоре от воспаления легких умирает старый художник: ночью под дождем он пошел на улицу и нарисовал на стене лист плюща, когда последний, настоящий лист сорвался с дерева. Последний шедевр Бермана спас жизнь девушке, подарив ей надежду на выздоровление и вернув желание жить. 

Поскольку ни у кого, кроме как у человека, наделенного творческим воображением, не могло бы возникнуть столь прекрасной идеи — нарисовать лист так искусно, что никто даже не отличил, мы приходим к выводу, что талантливые люди приходят в этот мир, чтобы помогать людям и спасать их.


Надеемся, вам пригодятся наши аргументы для итогового сочинения, и желаем удачи на экзамене! А чтобы быть уверенными в своем сочинении, записывайтесь на наш курс подготовки. Вы разберете структуру сочинения, научитесь выделять основную мысль текста и подбирать убедительные аргументы, познакомитесь со списком литературы, в котором найдется аргумент для каждой темы. И главное — напишете 2 пробных сочинения, которые проверит эксперт и даст вам обратную связь. Приходите на курс по итоговому сочинению, чтобы точно получить зачет!

Как
найти еще один аргумент к сочинению?

Ребята, каждому из
вас известно, что в процессе написания
сочинения очень сложно подобрать
необходимые аргументы. Один еще как-то
из художественной литературы вспомните
и приведете… А вот второй? Оказывается,
найти его не так и сложно, надо только
помнить, что вы пишете сочинение и можете
слегка пофантазировать, что-то придумать
и слегка приврать. Результат стоит того!
Посмотрите на два первых примера,
придуманных учеником.

Пример 1.

В Интернете
познакомилась с итогами социологического
опроса по вопросу наркомании. 83%
респондентов, молодых людей в возрасте
до 28 лет, на вопрос, привлекают ли их
наркотики, ответили отрицательно. И это
уже радует.

PS. Респонденты –
это участники опроса, то есть опрошенные.
А итоги соцопроса могут быть по проблемам
пьянства, взяточничества, хамства и
т.д.

Пример 2.

В Интернете, на
одном из сайтов социальных сетей,
участвовала в дискуссии по проблеме
пьянства. Отрадно отметить, что большинство
участников спора писали о том, что
спиртное их не привлекает, они умеют
организовать свое свободное время и
без алкоголя.

В качестве аргумента
можно использовать и примеры из газет,
которые вы будто бы прочитали, или
телепрограмм, которые будто бы посмотрели.

Пример 1.

В районной газете
прочитала рассказ о поступке юной
мамаши, которая оставила своего ребенка
в роддоме. Каждая строка статьи была
проникнута негодованием. И я вслед за
автором высказываю свое возмущение
поступком моей сверстницы – «кукушки».

Пример 2.

По телевидению
недавно рассказывали о поступке молодого
парня, который, рискуя собственной
жизнью, вынес из огня трех маленьких
детей. Передав малышей соседям, молодой
человек ушел, потому что считал, что
ничего героического он не совершил.
Такова его гражданская позиция.

Конечно, на экзамене
вы будете волноваться и, возможно,
забудете даже то, что знали. Можете
запамятовать и фамилию автора книги, и
имя главного героя. Но при написании
сочинения возможно обойтись и без них:
проверяющие точно все помнят и поймут,
о ком вы хотели сказать. Написать об
этом можно так.

Пример 1.

Все помнят книгу
советского писателя, герой которой,
потеряв на войне ноги, научился на
протезах не только ходить, танцевать,
но и летать. И все это потому, что у него
была большая сила воли.

PS. Речь идет о книге
Бориса Полевого «Повесть о настоящем
человеке».

Пример 2.

Все знают великого
ленивца, героя знаменитого романа
русского классика, который целый день
лежал на диване и мечтал… В наши дни
такой « мечтатель» обречен на нищету и
голод, так как у него нет крепостных. Он
должен работать.

PS. Речь идет о романе
И. А. Гончарова «Обломов».

Вот так можно
обойтись с проблемой поиска второго, а
может, и первого аргумента. Творите,
пробуйте, сочиняйте!

Сочинения по текстам
К.Г.Паустовского

Сочинение–рассуждение
по тексту К.Г.Паустовского «Гибель
экспедиции Скотта»

Исходный текст:

(1) Экспедиция
капитана Скотта к Южному полюсу погибла
в страшных буранах, разразившихся в
Антарктике весной 1911 года.

(2) Шесть человек
вышли к полюсу на лыжах. (3) Шли больше
месяца. (4) До полюса дошли пятеро. (5) Один
сорвался в расщелину и умер от сотрясения
мозга.

(6) Вблизи полюса
Скотт, шедший впереди, внезапно
остановился: на снегу что-то чернело.
(7) То была палатка, брошенная Амундсеном.
(8) Норвежец опередил англичан. (9) Скотт
понял, что это конец, что им не осилить
обратного пути, не протащить по обледенелым
снегам окровавленных ног. (10) Тогда всем
поровну был роздан яд. (11) На обратном
пути заболел молчаливый шотландец,
лейтенант Отс. (12) У него началась гангрена
обеих ног. (13) Каждый шаг вызывал острую
боль. (14) Отс знал, что он задерживает
экспедицию, что из-за него могут погибнуть
все. (15) И он нашел выход. (16) В дневнике
Скотта, найденном вместе с четырьмя
труппами год спустя после экспедиции,
об этом говорится так:

(17) «За последние
сутки мы сделали всего три мили. (18)
Несмотря на нечеловеческую боль, Отс
отставал от нас, но мы шли гораздо тише,
чем могли бы. (19) Вчера к ночи мы
остановились. (20) Отс отдал мне записку
и просил передать родным, если мы
останемся в живых. (21) Потом он встал и
сказал, глядя мне в глаза: «Я пойду.
Должно быть, вернусь не скоро». (22) Он не
вернулся. (23) Он поступил как благородный
человек».

(24) В конце дневника
Скотт написал дрожащими буквами:

(25) «Я обращаюсь ко
всему человечеству. (26) Оно должно знать,
что мы рисковали сознательно, но нам во
всем была неудача. (27) Если бы мы остались
живы, я рассказал бы такие вещи о высоком
мужестве и простом величии моих товарищей,
что они потрясли бы каждого человека».

(По К.Г. Паустовскому)

Сочинение –
рассуждение по тексту К.Г.Паустовского:

Вспоминается
известное высказывание русского писателя
А.А.Бестужева-Марлинского: «Истинное
мужество немногоречиво: ему так мало
стоит показать себя, что само геройство
оно считает за долг, не за подвиг».

Передо мной текст
К.Г.Паустовского, который посвящён
проблеме мужества и героизма.

Кого считать
героем? В чём сила самоотверженного,
благородного человека? Эти вопросы
являются одними из актуальных в
современной жизни. Они волнуют людей
разных поколений, над ними размышляем
мы, когда читаем художественные
произведения, статьи в газетах и журналах
о наших современниках. Можно стать
героем на войне, защищая родину и своих
товарищей, можно и в мирной жизни.
Известны многие люди, которые проявляли
мужество, отвагу ради идеи, ради своих
убеждений, ради человечества. Текст
К.Г.Паустовского – это рассказ именно о
таких людях. Мы узнаём о неудавшейся
экспедиции капитана Скотта, которая
погибла в Антарктике. Путешественники
сознательно рисковали своей жизнью,
стремясь открыть новые земли.

Автор, безусловно,
восхищён смелостью и благородством
членов экспедиции капитана Скотта,
относится к ним с глубоким уважением.
Фрагменты из дневника руководителя
экспедиции, яркие эпитеты («окровавленных
ног», «молчаливый шотландец») позволяют
писателю воссоздать атмосферу труднейшего
пути к Южному полюсу, рассказать о
«высоком мужестве и простом величии»
людей.

Невозможно не
согласиться с мнением К.Г.Паустовского
о том, что риск – это благородное дело.
Только сильные духом, мужественные люди
способны на самоотверженные поступки.
Вспомним, например, героя рассказа
И.Бунина «Лапти», Нефёда. Он ради спасения
ребёнка, не задумываясь, идёт «добывать»
лапти и погибает. Так ценой своей жизни
герой исполняет волю умирающего ребёнка,
совершает подвиг.

Настоящий героизм
не связан с корыстными интересами, с
тщеславием. Риск должен быть оправданным.
Князь Андрей Болконский, герой романа
Л.Н.Толстого «Война и мир», во время
Аустерлицкого сражения соскакивает с
лошади, хватает древко знамени, бежит
вперед, думая, что весь батальон бросится
за ним. Ради чего рискует здесь князь,
если сражение уже обречено? Вряд ли этот
подвиг характеризует героя как
самоотверженного, мужественного
человека.

Человечество
прогрессирует благодаря людям, способным
ради идеи пожертвовать всем. Такова
судьба многих учёных, первооткрывателей.
Галилео Галилей, знаменитый итальянский
физик, механик, астроном, из-за конфликта
с католической церковью, преследовавшей
его, к концу жизни был больным, слепым
человеком. Но он не отказался от своих
идей, его по праву можно назвать
мужественным, стойким человеком.

В заключение
хотелось бы сказать, что прочитанный
текст КГ.Паустовского об экспедиции
Р.Скотта ещё раз заставил меня задуматься
о том, что героем может стать не каждый
и не всегда. Мужество, самоотверженность
– это удел благородных, отважных людей.

Сочинение по тексту
К.Паустовского

Исходный текст:

(1) Жизнь Гайдара
была продолжением, а иногда и началом
его книг. (2) Года за два до того, как вышел
«Тимур и его команда», Гайдар зашёл
как-то ко мне. (3) У меня был трудно болен
сын, и мы сбились с ног в поисках одного
редкого лекарства. (4) Его нигде не было.

(5) Гайдар подошёл
к телефону и позвонил к себе домой. – (6)
Пришлите сейчас же ко мне, – сказал он,
– мальчиков нашего двора. (7) Я жду.

(8) Он повесил трубку.
(9) Через десять минут раздался отчаянный
звонок у двери. (10) Гайдар вышел в переднюю.
(11) На площадке за дверью стояло человек
десять мальчиков, очень взволнованных
и запыхавшихся.

– (12) Вот что, – сказал
им Гайдар. – (13) Тяжело болен мальчик.
(14) Нужно лекарство. (15) Я вам запишу
каждому его название на бумажке. (16)
Сейчас же – во все аптеки: на юг, на восток,
на север, на запад. (17) Из аптек звонить
мне сюда. 18) Всё понятно?

– (19) Понятно, Аркадий
Петрович! – закричали мальчики и понеслись
вниз по лестнице.

(20) Вскоре начались
звонки.

– (21) Аркадий
Петрович! – кричал в трубку взволнованный
детский голос. – (22) В аптеке на Маросейке
нету.

– (23) Поезжай дальше.
(24) На Разгуляй.

(25) Гайдар сидел у
телефона, как капитан на мостике корабля.
(26) Через сорок минут восторженный
детский голос прокричал в трубку:

– (27) Аркадий
Петрович, есть! (28) Я достал!

– (29) Где? – (30) В
Марьиной роще! – (31) Вези сюда. (32) Немедленно.

(33) Лекарство было
привезено, и сыну вскоре стало легче.

(34) Благодарить
его было нельзя. (35) Он очень сердился,
когда его благодарили за помощь. (36) Он
считал помощь человеку таким же обычным
делом, как, скажем, приветствие. (37) Никого
же не благодарят за то, что он с вами
поздоровался.

(38) Однажды мы с
Гайдаром шли по улице и услышали
встревоженные голоса. (39) Оказалось, что
в саду вырвало кран из водопроводной
трубы. (40) Сильная струя воды била прямо
в кусты роз и сирени, в клумбы с цветами,
вымывала из-под них землю и вот-вот могла
уничтожить весь сад. (41) Люди броси¬лись
вверх по улице, чтобы закрыть какой-то
кран.

(42) Гайдар подбежал
к трубе, примерился и зажал трубу ладонью.
(43) Поток воды остановился. (44) По лицу
Гайдара я видел, что он сдерживает
давление воды изо всех сил и ему невыносимо
больно. (45) Он почернел и стиснул зубы,
но трубу не отпустил, пока не перекрыли
воду.

(46) Потом Гайдар
долго тяжело дышал. (47) Ладонь у него
была окровавлена. (48) Но он был очень
радостно настроен – не потому, конечно,
что проверил свою силу, а потому, что
ему удалось спасти маленький чудный
сад.

(49) Мне очень не
хватает Гайдара – большого, доброго,
талантливого человека.

(По К.Паустовскому)

Сочинение –
рассуждение по тексту К.Паустовского:

Подвиг. Поступок.
В какой-то степени эти слова синонимы,
хотя между ними есть и различия. Но как
часто человек готов на этот самый
Поступок с большой буквы и какие
побуждения, причины его толкают совершить
Подвиг? Желание помочь ближнему или
жажда выгодного вознаграждения?

В данном тексте
К.Паустовский раскрывает проблему
человеческой взаимопомощи. Эта проблема,
несомненно, является высоконравственной
и весьма актуальной в нынешнее время,
когда дружбу и уважение можно купить
так же, как стиральную машину: быстро,
без проблем и за умеренную плату. Автор
в качестве примера бескорыстия и
подлинного желания помочь другому
рассказывает об Аркадии Гайдаре.
Паустовский описывает трудные жизненные
ситуации, в которых известный писатель
стремился всегда поддержать людей,
помочь им и словом, и делом, при этом не
требуя благодарности (даже в устной
форме).

Авторская позиция
чётко прослеживается. Паустовский
восхищается бескорыстием поступков
Гайдара, но точно так же писатель бы
восхищался любым другим человеком,
способным на отважный поступок ради
другого. Ведь даже заткнуть рукой трубу,
чтобы вода не погубила сад, – это тоже
поступок.

Я согласна с
автором: люди должны помогать друг
другу. Если не мы, то кто? Правда, сейчас
всё больше людей предпочитают жить по
принципу «своя шкура ближе к телу». Эта
ситуация пугает.

Примеров проявления
взаимопомощи миллионы как в литературе,
так и в реальной жизни. Вспомните хотя
бы Родиона Раскольникова из «Преступления
и наказания» Достоевского и случай,
когда герой спас пьяную девушку от
домогавшегося её мужчины. Казалось бы,
какое кому дело до чужой жизни, когда
собственное благополучие нарушено,
когда сам Раскольников является убийцей
и терзается муками душевными и физическими?
Но нет, не совсем, значит, погибла в нём
человечность.

Или, например,
Гавриловна из «Людочки» В.Астафьева.
Ну, зачем ей было брать к себе в помощницы,
да и ещё и в постоялицы, бедную деревенскую
девушку? Отчим Людочки дров, которые
были платой за проживание, не привёз, а
Гавриловна не выгнала героиню, ещё и
помогала ей во всём. Что это, если не
пример настоящей взаимопомощи?

Люди – это, пожалуй,
самые загадочные существа, но и на них
распространяется один простой закон:
друг без друга мы погибнем.

Как правильно приводить аргументы в сочинении?

ОГЭ, ЕГЭ, ВПР, ГВЭ, итоговое сочинение — все эти экзамены объединяет одна жестокая необходимость: нужно написать сочинение, основываясь на аргументах. Так часто бывает, что мы вроде бы понимаем тему, готовы о ней рассуждать, но примеры подобрать не можем или же ошибаемся в выборе таковых. За это снимают баллы, а то и вовсе ставят «незачет». Порой именно от аргументации зависит оценка всей работы, и даже умные ребята становятся жертвами неумения обосновать свою позицию. Многомудрый Литрекон подскажет Вам, как правильно приводить аргументы в сочинении и написать на высший балл.

Содержание:

  • 1 Формулировка своей позиции
  • 2 Выбор материала для аргумента 
  • 3 Виды аргументов
  • 4 Структура идеального эссе
  • 5 Оформление аргумента и правильная подача
  • 6 Самые распространённые ошибки 

Формулировка своей позиции

Аргумент ─ это доказательство, приведённое в защиту или в опровержение того или иного мнения. В сочинении необходимо обозначить свою позицию по той или иной  теме, приняв или не приняв мнение автора. Как правило, необходимо привести два аргумента в ее защиту, используя примеры из жизни, литературы или кино. Значит, чтобы правильно подобрать примеры, нужно, в первую очередь, верно и точно сформулировать свое мнение. Соответствие тезису — самый важный критерий оценки аргумента.

Конечно, недостаточно просто озвучить своё мнение: согласны или не согласны Вы с тем или иным тезисом. Даже если Ваш взгляд на проблему совпадает со взглядом автора, он должен быть чётко сформулирован в отдельном развёрнутом ответе. Пока Вы сами не поймете, что Вы думаете об этом, Вы не сформулируете нормальный тезис. Поэтому начать подбор аргументов следует именно с формулировки тезиса — предложения, которое обозначает Вашу позицию и которому будут соответствовать примеры.

Например, автор показывает ужасы войны, то, как она не щадит ни своих, ни чужих. Вот наш тезис:

Я полностью солидарен с автором и считаю, что война антигуманна по своей сути, и в ней нет победителя, потому что обе стороны несут катастрофические потери. Если речь идет об ОГЭ или ЕГЭ, первым аргументом может быть пример из жизни, а вторым ─ из книг. 

Итак, что мы должны доказать? Этот вопрос нужно задать себе после формулировки тезиса. Вот с него мы и начнем следующий пункт.

Выбор материала для аргумента 

Мы должны доказать, что война одинаково разрушительна для обеих сторон конфликта, что она ужасна и опасна для всех нас. Теперь нам становится ясно, какие примеры могут подтвердить эту точку зрения — только те, где показаны без прикрас губительные последствия войны для всех участников. Очевидно, что нужно не воспевать подвиги предков и оценивать роль солдата на войне. Нам нужно осудить войну и показать ее истинную (неприглядную и отталкивающую) сущность. Итак, какие примеры подойдут?

  1. Первый аргумент из жизни: можно рассказать о своём прадедушке, который воевал и видел все ужасы боевых действий. Можно упомянуть о том, что ветеран не любил говорить об этом, старался забыть об увиденном, чтобы научиться жить мирной жизнью, чтобы вернуть душе гармонию. Можно описать кровопролитие и кошмар битвы, в которой ему довелось почувствовать. Можно рассказать о его ранениях и травмах. Словом, его опыт на войне должен быть негативным, а микровыводом в этом случае станет заключение: война бесчеловечна и жестока по отношению ко всем людям, в ней нет ничего героического и красивого.
  2. В качестве литературного аргумента можно привести судьбы девушек − зенитчиц из повести Б. Васильева «А зори здесь тихие». Они пошли на фронт добровольцами, не задумываясь, отдали свои жизни за Родину, и, можно сказать, превзошли сами себя. Однако автор далек от идеализации войны. В его повести она разрушает самое дорогое, посягает на святыни: вырывает юных девушек, в большинстве своем еще не ставших матерями, из семей и уничтожает их без жалости и сочувствия. Война вынуждает мужчин убивать женщин, что противоестественно и аморально. Вот Вам и микровывод, который подтверждает разрушительный и антигуманный характер войны.

Аргумент может быть и не таким прямолинейным. Если Вы можете анализировать произведение глубже, видеть не очевидные параллели и выводы, то лучше взять мало известное произведение и выделиться нестандартным подходом, вот пример:

Еще один литературный пример можно найти в повести В. Распутина «Живи и помни». Борьба изнуряет и духовно опускает личность, развращая ее попранием законов морали. Так, Андрей Гуськов устал от войны и просто ушел с передовой, бросив товарищей и подвергнув семью опасности. Почему? Он не был плохим изначально, он несколько лет упорно и честно сражался за Родину. Но война, в конце концов, сломала его характер. голод, холод, унижение, постоянные потери, снижение ценности жизни в глазах большинства — все эти факторы поспособствовали нравственному разложению героя. Он стал дезертиром и обрёк на гибель свою жену и ещё не родившегося ребёнка. Таковы разрушительные и фатальные последствия войны для отдельного человека. 

В данном случае наши примеры отвечают на поставленный вопрос: война ужасна и опасна для всех участников конфликта, потому что в ней гибнут случайные люди и в больших количествах, чего никак не оправдывает даже победный результат. На войне разрушаются привычные нормы морали и этики, поэтому человечество не должно повторять своих ошибок и вновь затевать вооруженные столкновения. Это и будет нашим выводом. Все логично, понятно и точно, как будто мы беседуем с друзьями и аргументируем свою позицию по интересующему нас вопросу.

Виды аргументов

Чтобы лучше подбирать примеры, обратимся к теории и выясним, какими они бывают?

Выделяют два вида аргументов: логические аргументы ─ доказательства, обращающиеся к человеческому разуму (научные постулаты, данные статистики,  литературные и жизненные примеры), а также психологические аргументы, вызывающие у читателя те или иные чувства и создающие эмоциональное восприятие человека, события, поступка, о которых идёт речь. В качестве психологического аргумента может быть использованы чувства и мысли самого абитуриента, обращение к общечеловеческим ценностям, религиозным догматам. 

Подбирая аргумент, важно знать критерии его оценивания, чтобы получить максимум. Например, выпускник должен знать, что одни аргументы оцениваются одним баллом, другие ─ двумя. Чтобы получить два балла, нужно привести ссылку на автора и произведение. Причём недостаточно просто назвать произведение и автора, необходимо указать конкретные события или героев.  Например, трагедию гражданской братоубийственной войны ярко показал Шолохов в своём романе «Тихий Дон» на примере того, как лучшие друзья, Григорий Мелехов и Михаил Кошевой, стали заклятыми врагами. В качестве аргумента, оцениваемого на два балла, можно также использовать, пословицы, поговорки, афоризмы. Но их употребление также нужно сопровождать своими рассуждениями. Например: «Не всё то золото, что блестит». Внешность человека, первое впечатление о нём могут быть обманчивыми. Также можно использовать цитаты известных людей. В случае использования публицистического источника не забудьте указать название материала, автора и в каком издании он вышел.

Аргументы, в которых экзаменуемый ссылается на свой жизненный опыт, либо на примеры из жизни своих родных или друзей, как правило, получают один балл. С такими аргументами нужно быть осторожнее: в этих примерах легко растечься мыслью по древу и уйти не туда. Чтобы такого не произошло, постоянно задавайте себе исходный вопрос и отвечайте только на него. Другие темы не затрагивайте и старайтесь точнее говорить о том, о чем уместно сказать. Но и в своей жизни, и в жизни своего окружения можно найти яркие примеры хороших или плохих поступков. Главное ─ грамотно о них рассказать.

Весомее выглядят наблюдения за жизнью страны, общества в целом. Но и здесь лучше опираться на социологические исследования, опросы, сообщения СМИ, а не только на свой субъективный взгляд. Например, можно сказать о том, что во время пандемии значительно расширилось волонтёрское движение, люди стали отзывчивее к чужой беде. Но нельзя, например, огульно обвинять всех, кто читает жёлтую прессу и смотрит сериалы, в узком кругозоре и недостатке образования. 

Структура идеального эссе

Чтобы Вам было легче сформулировать четкие и понятные аргументы, важно сохранить в сочинении логическую структуру. Лучше всего строить её следующим образом: 

  1. тезис (утверждение) который нужно подтвердить или опровергнуть;
  2. логический переход;
  3. аргумент и так называемый микровывод. 

Рассмотрим пример:

  • Тезис: высказывание Чехова: «В человеке всё должно быть прекрасно: и мысли, и душа, и чувства, и одежда». 
  • Логический переход: действительно, внешне красивый и приятный в общении человек не всегда также красив внутренне, духовно, и этот диссонанс всегда порождает разочарование. Люди не могут обойтись лишь красивой одеждой и миловидной внешностью, ведь от них всегда будут ожидать большего, и если этого не будет, то они лишь временно получат признание общества, и вскоре все от них отвернутся. 
  • Аргумент: вспоминаются русские пословицы «Не всё то золото, что блестит» и «По одёжке встречают, по уму провожают». В русском народе было принято акцентировать внимание на несоответствие внутреннего мира и внешнего облика. Этот диссонанс всегда порождал негативное впечатление, которое портило мнение о людях. Значит, для полного социального одобрения необходимо развиваться всесторонне.
  • Также можно вспомнить о героях романов Пушкина и Лермонтова, Онегине и Печорине. Они были привлекательными людьми,  умели расположить к себе собеседника, очаровывать женщин, но их мысли и души были полны неприязнью и презрением к окружающим, поэтому они приносили несчастья всем, с кем встречались на жизненном пути. Они так и не обрели счастья и признания в обществе, потому что лишь разочаровывали тех, кто в них верил. Микровывод: и народные мудрости, и литературные классики учат нас тому, что человек должен быть прекрасен во всех своих проявлениях, иначе одна его уязвимость сведет на нет все положительные стороны, и он не реализует свой потенциал в полной мере.

Оформление аргумента и правильная подача

Новый абзац — это новая мысль, так или иначе связанная с предыдущей, поэтому необходимо продумать грамотные логические переходы от одной мысли к другой. Вы можете использовать следующие слова и словосочетания для выражения связи между абзацами:

  1. вначале, прежде всего, затем, во-первых, во-вторых, значит, итак и др. (последовательность развития мысли);
  2. однако, между тем, в то время как, тем не менее (отношения противоречия, противопоставления);
  3. следовательно, поэтому, благодаря этому, вследствие этого, кроме того, к тому же (причинно-следственные отношения);
  4. обратимся к…, вспомним также, остановимся на…, перейдём к…,необходимо остановиться на…, необходимо рассмотреть…(переход от одной мысли к другой);
  5. итак, таким образом, значит, в заключение хочу отметить, всё сказанное позволяет сделать вывод, подводя итог, следует сказать… (итог, вывод).

Самые распространённые ошибки 

Чтобы оценить качество своих аргументов, проверьте, нет ли в сочинении этих ошибок:

  1. Использование аргументов не к месту: сочинение превращается в набор общих, не связанных между собой фраз. Например: я считаю, что вечная любовь возможна. Так, Желтков любил Веру, а она его — нет. Он писал ей несколько лет подряд, но она не отвечала ему, ведь была замужем. Георгий очень старался не отчаиваться в любви, ждал и надеялся, но все было тщетно, ведь Вера-то его не любила. В итоге Желтков покончил с собой, и только тогда Вера поняла свою ошибку.  В данном примере автор не доказывает свой тезис, а пересказывает содержание повести, расставляя не те смысловые акценты.
  2. Использование аргументов, противоречащих друг другу или собственной позиции абитуриента. Например: я считаю, что человек не должен прощать оскорбление, иначе его так и будут унижать. Например, Владимир Дубровский простил своего обидчика, и чего он добился? Того, что Троекуров так не осознал свою вину перед ним, так и не научился поступать по совести. Он выдал свою дочь против ее воли, даже не приняв во внимание милосердие Дубровского. В этом примере автор неправильно понял точку зрения автора и значение эпизода. Во-первых, Владимира никто не унижал снова в ответ на его прощение, а значит, этот аргумент тезис не подкрепляет и не докатывает. Во-вторых, поступок Владимира одобряется автором, потому что герой не мог поступить иначе: месть Троекурову ранила бы Марью, которая не была повинна в смерти отца главного героя.
  3. Подмена собственно аргументации рассуждениями о том, что хотел сказать автор. Например: я считаю, что Чехов имел в виду, что красота должна проявляться в каждом действии человека. Некрасивые поступки отталкивают людей и унижают того, кто их совершает. Тот, кто ведет себя плохо, не может прикрыться от осуждения внешней красотой. В данном примере человек вообще не приводит аргумент, а лишь абстрактно рассуждает о поставленной теме. Это никто не засчитает.
  4. Искажение цитат, добавление в них своих  фраз, вольное обращение с фактами, текстами произведений. Например: Наташа Ростова не любила Андрея Болконского, поэтому изменяла ему без тени раскаяния и хотела скрыть свой грех. В данном случае автор допустил несколько фактических ошибок: Наташа любила Андрея, но после увлечения Анатолем сама написала ему и разорвала помолвку. От горя и раскаяния она потом серьезно заболела.

Многомудрый Литрекон уверен, что теперь Вы знаете, как правильно подобрать аргумент для сочинения. Ни пуха, ни пера на экзамене!

Автор: Артем Аввакумов

Метки: аргумент и литературыаргумент из жизниГВЭЕГЭ по русскому языкуитоговое сочинениеОГЭ по русскому языку

Читайте также:

Добавить комментарий