Как найти этимологически родственные слова

Заметки по этимологии исконных русских слов





Глаголица - славянская речь в знаках Собирание русского языка ещё не окончено (Ф.Шимкевич об изучении славянских языков)

По мере “собирания русского языка” иногда возникали вопросы, предположения, появлялись наблюдения.
Человеку, не знакомому с компаративистикой, некоторые слова кажутся совершенно не родственными
из-за непохожего звучания или различного смысла.

Несходство звучания обусловлено фонетическими изменениями в жизни языка, которые затем отражаются в различных чередованиях звуков.
Особенно это относится к индоевропейским языкам, у которых внутрикорневое чередование гласных (аблаут, апофония)
играло грамматическую роль и до сих пор представлено во многих языках группами неправильных (“сильных”) глаголов.

Зная это, автору настоящего сборника хотелось найти как можно больше связей между корнями,
чтобы выявить минимальную квинтэссенцию лексики (наипервичный корнеслов), а также заглянуть глубже во время.
В результате появились списки замечаний (вкладка “Заметки” Excel-корнеслова), которые можно свести к 2 группам:

  1. списки корней с установленным родством, но отличающиеся фонетически из-за известных чередований;
  2. списки корней с предполагаемым родством, которое нужно проверить по словарям или исследовать самостоятельно.

Первую часть заметок вы можете увидеть на этой странице.
Фактически, это корни, разделённые по группам чередований:

  • Этимологически родственные корни с чередованием гласных
  • Этимологически родственные корни с древним чередованием согласных
  • Другие фонетически отдалённые однокоренные слова
  • Однокоренные слова, не ощущаемые таковыми (с отдалённым смыслом)

Вторая часть заметок, требующих разбирательства, была распределена по алфавитным разделам.

Для корней каждой начальной буквы таких групп несколько:

  1. Возможно, этимологически родственные слова (обычно просто пишется цепочка слов, похожих по звучанию и смыслу)
  2. Этимологические предположения по некоторым словам
  3. Этимологически неясные слова (и возможные заимствования, в т.ч.
    общеславянские)
  4. Нерусские слова из славянских языков не ясного родства

Этимологически родственные корни с чередованием гласных

Фактически, мы здесь выявим аблаутные парадигмы.
В большинстве случаев при таких чередованиях в слогокорневой таблице будет представлен один корень
(с указанием чередований через одинарную косую черту).

Этимологически родственные корни с чередованиями на основе *O/*E

Этимологически родственные корни с чередованием о/е/ё (от *о/е – этот вид чередований в таблице представлен одним корнем):

  1. водить, увод – вести, вёл;
  2. возить, воз – везти, вёз;
  3. косить?, коса – чесать [уже с неощущаемым родством из-за неочевидной смысловой близости],
    чёлка [это тоже неошутимо от “чесать”];
  4. носить, ноша – нести, нёс.

Этимологически родственные корни с нуль-чередованиями *о/0, *e/0, *o/e/0 (в т.ч. *or/*ъr, *ol/*ъl, *er/*ьr, *el/ьl*…):

  1. волк – волочить//влачить, влечь ?;
  2. длинный – долгий; даль, дол;
  3. чёлн – чело [в чём тут родство семантики?].

Этимологически родственные корни с чередованием а/е (из долгих *о:/е:):

  1. важ/веж (важный, вежливый);
  2. кадить/чад;
  3. лазить/лезть.

Этимологически родственные корни с длинным рядом чередований
(в общем случае – *о/е/o:/ou/e:[/ei?]/i:/en[/on?]):

  1. лаж?/леж/лож/ляг/луж (*о/е/en) [лужок и лужа – однокоренные ли?];
  2. рок/рек/риц: речь, рок, порицать (*о/е/e:/i:);
  3. сад/сед/сид/сод/сяд: сад, сажа?, седло, се(д)л, сода?, сидеть (*о/е/o:/e:/i:/en);
  4. ступ/стоп/степ: ступня, ступать; стопа; степенный (*о/е/ow).

Этимологически родственные корни с семантически неявным чередованием о/е
(из предыдущего типа чередования, а также в результате междиалектных заимствований):

  1. добрый, сдобный, удобный – дебелый (доб/деб – из *о/е?);
  2. лань – олень (из *ol-n-is, *el-n-is);
  3. осень – ясень? (вост. и юж. варианты *es-en-is) – ясный?;
  4. рок, урок – речь, предрекать; прорицать (рок/реч/риц – из *о/е:/i:);
  5. скудный – щедрый? [если “у” в скуд- не из юса – древнее чередование дифтонгов *оw/ey?].

Этимологически родственные корни с чередованием у/я (бывших предносовых *о/е):

  1. груда – гряда;
  2. груз – грязь;
  3. кудесник, чудо? – чад?;
  4. кусать – час, часть;
  5. куст – чаща;
  6. пружина, подпруга, упругий – напрягать, пряжка, впрячься;
  7. путь; путы? – пята; пять?;
  8. рубить, рубец – рябой;
  9. ружье – ряд, заряжать;
  10. скудный – щадить?;
  11. трус, труха – трясти [также дрязга, дрожать?];
  12. тугой, тужить – тяжелый, тянуть [считать 1 или 4 корнями?];
  13. узел, узкий – вязать, вязкий [отсюда же – уста, язык?];
  14. утро, нутро, внутри – ядро, ядрёный;
  15. хруст – хрящ.

Этимологически родственные корни с проявленным и скрытым носовым (в общем случае – он/ен/у/я из *on/en):

  1. звон/звенеть – звучать/звякать;
  2. щенок – чадо? [здесь, по-вдимому, налагается еще чередование начальных согласных *sk/k].

Этимологически родственные корни с чередованиями на основе огласовок *U

В общем случае это индоевропейские чередования *ou/eu/u.

Этимологически родственные корни с чередованием у/ю индоевропейского характера (из *ou/eu)
[можно считать также первым типом – на основе вариантов *o/e]:

  1. кудесник – чудеса.

Этимологически родственные корни с чередованием у/ъ/о индоевропейского характера (из *ou/0u):

  1. бодрый – будить – бдить (и бодать?) [также блюсти – от *beud-tei?];
  2. крошить, крошка – крушить, крупа.

Этимологически родственные корни с чередованиями на основе огласовок *I

В общем случае это индоевропейские чередования *oi/ei/i.

Этимологически родственные корни с чередованием и/е индоевропейского характера (из *oi/ei)
[можно считать также первым типом – на основе вариантов *o/e]:

  1. блестеть – блистать [если здесь не чередование *e:/i:].

Этимологически родственные корни с чередованием е/и/ь индоевропейского характера (из *oi/0i):

  1. ?

Этимологически родственные корни с древним чередованием согласных

Некоторые из таких чередований могут быть, на самом деле, заимствованиями из родственных языков или диалектов.

Родственные корни с чередованиями согласных на основе фонетических законов в праславянском языке

Этимологически родственные корни с чередованием х/с; к/с, г/з:

  1. верста – верх;
  2. хватать – сватать (делать своим);
  3. ноготь – заноза, нога (перв. – копыто), ножъ?

Семантически близкие корни с чередованиями кв/к, хв/х:

  1. квас – кислый;
  2. хвала – хула.

Родственные корни с чередованиями согласных на основе индоевропейского *S-mobile

Пока представлены префиксальные сочетания начального *S-mobile с *k, g, gh.
Также “нащупываются” и другие.

Надо иметь ввиду, что здесь могут быть представлены чередования *sk/k/g/zg не инициальные, т.е.
на основе праиндоевропейской
спирантизации праностратических аффрикат.

Этимологически родственные корни с древним чередованием к/ск (в т.ч. ч/щ) (с начальным S-mobile):

  1. чадо – щенок ?

Этимологически родственные корни с древним чередованием г/ск (возможно, из *gh-/S-gh-, т.е. с S-mobile)
[и даже, возможно, с дополнительным чередованием на скв?]:

  1. грести – скрести (греб/скреб) [из звукоподражания как скрип или даже родственно ему ?];
  2. горб – скорбь [также – щерб? и скарб?] ?
  3. [гора – скорый ?]
  4. [голый – скользкий ?]
  5. гвоздь – сквозь [также – звезда?] ?
  6. зверь – скверный ?
  7. жать – щемить ? [и щадить?]
  8. жадный – скудный ? [и щадить?]
  9. жарить – шкварить (польск) – отсюда шкварки, сковорода? (зв/п);
  10. жена – щенок? (рожающая детей – рождённый детёныш ?) [и далее – чадо – см. выше].

Этот вид чередований в славянской слогокорневой таблице представлен двумя корнями, а в
индоевропейской должен быть представлен одним.

[Нижняя часть приведённых примеров – мои догадки, поэтому их может нре быть в этимологических словарях.]

Этимологически родственные корни с возможным индоевропейским чередованием п/сп (с начальным S-mobile):

  1. плод – спелый ?

Этимологически родственные корни с возможным индоевропейским чередованием т/ст (с начальным S-mobile):

  1. тугой – стужа ?
  2. трахать – страх ?

Родственные корни с чередованиями согласных из праиндоевропейской или праностратической эволюции

Здесь нужно разделить чередования на основе фонетических законов развития
индоевропейского и
ностратического праязыков.

Этот вид чередований в славянской слогокорневой таблице представлен двумя корнями. [?]

В “Основах общего языкознания” Ю. С. Степанова (1975, сс. 263-264) приведены интересные примеры таких слов.
Сначала он приводит паронимы на основе корреляции глухости-звонкости:

  1. современ. русск.:

    1. калоша — галоша;
    2. отрепье — отребье [какой корень?];
    3. околоток – околодок [?];
    4. просфора — просвира;
    5. гекзаметр — гексаметр [некорректный пример – это заимствование в латинской и греческой передаче];
    6. этак — эдак;
    7. дрязга — тряска;
    8. дряблый — тряпка;
    9. дробить — трепать;
    10. дрожать — трясти(сь) [некорреткно, надо – трогать?] и др.
  2. современ. русск.,
    древнерусск.
    и общеслав.:

    1. колокол — глагол (глагол — заимств. из церковнослав. вместо русск. * гологол);
    2. плевать — блевать;
    3. прыскать — брызгать;
    4. следует заметить также паронимию суффиксов -ск-, -зг- [?];
    5. прыгнуть — брыкнуть;
    6. плющ — блющ [?];
    7. плутать — блудить;
  3. слав. и балтийск.:

    1. голубь — слав. гълъбь — лит. gulbis;
    2. дрозд — древнепрусск. trezde — лит. strazdas и др.

Потом приводятся паронимы на основе корреляции по месту образования согласного:

  1. паронимия на основе разноместных согласных:
    1. соврем, русск. разг. брызгать — дрызгать (Даль, I, 497);
    2. брылять — дрылять (Даль, I, 133);
    3. грохнуть – брякнуть – плюхнуть;
  2. паронимия на основе разноместных сонантов:
    1. трамвай — транвай;
    2. комфорка — конфорка [оба примера некорректны, т.к. передают просторечный вариант произношения];
    3. брезг (‘рассвет’) — блеск;
    4. тусклый — тускнеть, ср. литовск.
      tuknus — tuklus (тучный);
    5. брод, бред — блуд (Преображенский, I, 45);
  3. паронимия суффиксов, содержащих r, l, резко возрастает в древних индоевропейских языках:
    1. дублеты на -го-, -1о- у прилагательных,
    2. имена деятелей на -tel-, -tol-
    3. и названия орудий на -tro-, -tlo-, и -dhro-, -dhlo-.

    “При любом употреблении в системе имени, l способно заменять r.”
    (Э. Бенвенист. Индоевропейское именное словообразование, пер. с франц. Н. Д. Андреева. М., 1955, стр. 65.)

Ряд авторов предлагают для таких явлений объяснение через неиндоевропейский субстрат, и это, по-видимому, удачное объяснение
для одной группы случаев, в особенности балтийских, типа латышек, pupa — bupa ‘боб‘.
Однако для основной группы русских, а также для большей части общеславянских случаев Степанов предлагает объяснение через паронимию.

Разовьём эту тему и приведем другие группы примеров чередований согласных и сонорных разного способа или места образования.

Этимологически родственные корни с перебоем звонкости (что может быть как праиндоевропейскими чередованиями
*bh/p, dh/t, gh/k, так и, вероятно, чередованиями в праностратическом языке или его диалектах):

  1. брезговать – плескать ? [и блеск?]
  2. бросать – просо?
  3. брызгать – прыскать;
  4. городить – красть (первичное значение – скрывать?) [крад от корд – от него же корысть?];
  5. граб?, гроб? – короб, корабль, краб [и корыто – от корыб-то?] ?
  6. горб – круп ?
  7. грубый – крупный;
  8. груда/гряда – крутой/кряж [также грусть – кручина ?];
  9. грызть – крыса;
  10. дробить – тропа, трепать – теребить, требовать, требушить, требуха ? [и торба?];
  11. дрожать – трогать, а также родственные? дрязга – тряска [и друг?];
  12. дряблый – тряпка;
  13. жамкать – шамкать;
  14. мороз – морока [так же – мёрзнуть – меркнуть ?] – моросить (и морошка);
  15. низ – никнуть (из *g’/k);
  16. пядь – пята, пять.

Этимологически родственные корни с чередованием б/в:

  1. бой, бить – воевать;
  2. большой – великий [от велеть/воля?].

Этимологически родственные корни с чередованием р/л, наверное, всё-таки, несвойственного
для праиндоевропейского языка (и часто с перебоем звонкости и чередованием гласного):

  1. брезговать – плескать ?
  2. брезжить – блестеть;
  3. брус – плоский – простой ?;
  4. грубый – глупый – крупный ?;
  5. дорога – долгий ?;
  6. корячиться – кляча ?;
  7. кренить – клонить;
  8. крепить – клепать ?

Другие фонетически отдалённые однокоренные слова

(эта и следующая группа – в основном, семантически не очевидные этимологии)

Этимологически родственные корни с праславянскими метатезами:

  1. длань – ладонь;
  2. бедро – берцовый;
  3. менять – месяц.

Этимологически родственные корни (с ощущаемым единством) с древними (и.-е.) протезами и эпитезами:

  1. блеск, блест(еть) [отсюда блесн(а)?], блист(ать), блек/блёк [очевидно, более древний корень – бел];
  2. езд(ить), ех(ать), едет;
  3. ид(ти); ход(ить); шед(ший), шел, шествие;
  4. плоский, площадь; пласт? плат, плащ, ролотенце.

Корни ясной смысловой близости, но по звучанию близко не сводимые
(возможно – итог древних чередований, расширений и заимствований):

  1. ед-, езд-, ех- (< *ed-, *esd-, *es- ?);
  2. ид-, ход-, шед-.
  3. беречь, стеречь (< *berg-, *sterg- ?) [возможно эти 2 непохожих инициалей сводятся к чередовванию *gw/ch < * gw/kj < *gw/gj или *kw/kj ?];

Этимологически родственные корни (с потерянным ощущением единства) с древними (и.-е.) расширениями:

  1. ось – остов, ость (также осина);
  2. рост, род, раб, рало (из *or – расти, выращивать);
  3. узкий; уста, устье (также – вязкий, вязать).

Однокоренные слова, не ощущаемые таковыми (с отдалённым смыслом)

Названия растений с мнимо изолированным корнем:

  1. брусника – от бросать?
  2. вишня – висеть;
  3. ежевика (также ажина) – ежовая (колючая);
  4. калина – (рас)кал(ённый);
  5. клюква – от клевать [тогда брюква – от бревить, бровить?];
  6. крыжовник – круглый;
  7. малина – малый;
  8. морошка – от моросить (мелко и часто покрывать);
  9. осина – ось;
  10. смородина – смрадная (пахучая);
  11. чкрёмуха – чермная (красная) – от чермь – червь;
  12. черешня – ?
  13. ясень – от ясный (т.е., растущий в светлом месте, производящий светлую рощу) ?

Другие одногнездовые слова, неощущаемые как однокоренные (с перенесённым смыслом):

  1. узел – узкий (зато просматривается связь с вязать) [можно было торн назвать вяжиной];
  2. уха – ухо;
  3. черёмуха – червь (из чермь).

Старославянизмы (иногда с утраченным чувством родства)

  1. юг – ужин;
  2. юла, юлить – улей?, улитка.

Фонетически близкие корни с удаленной семантикой и утраченным чувством родства:

  1. добрый; сдобный, удобный, подобный; дебелый (готовый?);
  2. дёргать – от держать или драть?
  3. ёж, ежевика (ажина), также – игла?
  4. косить, коса, чесать; час;
  5. луг, лужа, луза ? (низовье?);
  6. милый, мир;
  7. мяч – от мять;
  8. путь, путы ? (от – пята?);
  9. пядь, пята, пять ?
  10. рок, урок; река, рёк ?
  11. ряд, наряд, снаряд;
  12. сало, садить, гнздо, ход;
  13. свора (связка) – веревка, верея, вервь (скрученная); вертеть;
  14. суд, судьба [также ссуда – от обсуждать, договариваться, выносить решение ?];
  15. ткать – от тыкать?
  16. ягода, ягнёнок – от 1 корня?

Слова с изменённым (в русском?) от корня смыслом:

  1. удирать (убегать) – от драть.





© «slovorod.ru», 2012.
Игорь Константинович Гаршин.

Дочерний веб-проект Сайта Игоря Гаршина.

Автор и владелец сайтов – Игорь Константинович Гаршин
(см. резюме автора).

Пишите письма
( Письмо Игорю Константиновичу Гаршину).

Страница обновлена 22.10.2022

[an error occurred while processing this directive]


Яндекс.Метрика

Рейтинг@Mail.ru

Скорая орфографическая помощь

Вы,
конечно, помните, что научная этимология
объясняет происхождение слов и находит
родственные связи между ними. Во многих
случаях это помогает проверить и легко
запомнить даже непроверяемые
написания.

Возьмём, к примеру,
название всем известного цветка
– гв…здика.
А или О? Этимология подсказывает: О,
потому что растение получило такое имя
по сходству формы своих семян с маленькими
гвоздями. Да и сам цветок напоминает гвоздь.

Ещё
одна небольшая проблема для пишущего.
Специальный рисунок, украшающий начало
и конец книжной главы или журнальной
рубрики, называется в…ньетка.
Е или И?

И снова этимология быстро
оказывает квалифицированную орфографическую
помощь: пишите виньетка,
так как первоначально это слово имело
значение «украшение из листьев и
веток винограда».

Благодаря
чему возможна такая лёгкая проверка
трудного и непроверяемого? Дело в том,
что основной принцип русской орфографии
(морфологический) приказывает всем нам,
детям и взрослым, бизнесменам и учёным:
«Значимые части слова (корни, приставки,
суффиксы) всегда пишутся одинаково,
независимо от произношения. Гласные в
них пишутся так, как они произносятся
под ударением (вредить,
потому что вред),
а согласные – так, как они произносятся
перед гласными (зуб,
потому что зубы)».
И несмотря на все изменения своих
значений, слова обычно сохраняют единое
написание тех корней, приставок,
суффиксов, с помощью которых они когда-то
были образованы. Прямо как в мире людей:
взрослый правнук похож как две капли
воды на прадеда, которого он не
помнит.

Таким образом, с помощью
этимологии можно не только устанавливать
забытое родство между словами, но и
использовать это родство, чтобы проверять
правописание более сложных слов с
помощью более простых. Причём этимологически
родственные слова иногда образуют не
только «семейные дуэты», как в приведённых
примерах, но и целые ансамбли,
команды…

Возьмём, к примеру,
слово волк.
Кто они, его этимологические родственники?
Этимологические словари дают на этот
вопрос несколько неожиданных ответов.

Сам
волк получил такое имя потому, что он
свою жертву волочит,
то есть тянет, тащит по земле. А волоками в
старину называли участки суши между
двумя судоходными реками или мелководья,
через которые корабли надо было медленно,
с трудом волочить (вспомните
картину И.Е. Репина «Бурлаки на
Волге»).

Теперь понятно, почему
недобросовестное затягивание дела
называется волокита (например,
бюрократическая, бумажная волокита), а
человек, который этим занимается, –
это волокитчик.
Тот же этимологический корень (только
с чередованием к/ч,
как волк –
вол
чок)
и в словепроволочка («задержка,
промедление», например, решить дело
без проволочек). Проволока («металлическая
нить», например, моток
проволоки
)
получила название по способу производства:
металлическую заготовку волочат (то
есть протягивают) через отверстие, чтобы
уменьшить поперечные размеры. В результате
такого волочения можно
сделать проволоку диаметром
менее 0,01 мм! А наволочка –
это буквально «то, что натягивают на
подушку».

Вот сколько неожиданных
родственников оказалось у слова волк!
Лексические значения у них разные, но
всё же общий семантический элемент
(или, как говорят лингвисты, общая сема)
сохраняется во всех словах: то, что они
обозначают, обязательно связано с
«тянуть, волочить».

Однако главное
для нас то, что, несмотря на все изменения
значения, единое написание корня осталось
у всех близких и дальних родственников.
Значит, мы можем просто проверить
правописание безударных гласных у всех
членов этой большой этимологической
семьи:волочить,
потому что волк и проволочка и
т.д.

А
теперь внимание: домашнее задание.

1.
Какая общая сема (элемент лексического
значения) объединяет слова 
колесо,
колобок, кольцо
?
Как этимологическое родство этих слов
отразилось на их правописании?

2.
Вставьте пропущенные буквы в словах 
к…лея,
к…льчуга, к…ляска
.
Найдите для них такого этимологического
родственника, с помощью которого можно
легко проверить безударную гласную в
корне.

3.
Являются ли этимологически родственными
слова 
колос,
колышек, околыш
?
Выполнение
домашнего задания начните с уточнения
современного лексического значения
каждого слова по толковому словарю.
Проверить правильность своих ответов
вы сможете, обратившись к справочной
этимологической литературе.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

На примерах «еда» и «яд» покажу, как определить по этимологическому словарю историческое родство двух и более слов. Интересно и полезно всем.

Благодаря таким маленьким исследованиям зачастую легко понять, почему слова пишутся именно так. Например, «скрупулёзный», потому что от латинского scrupulus.

В первую очередь это касается тех слов, которые в школьной практике преподносятся как словарные. А ещё можно обнаружить историческое сходство даже таких лексических единиц, которые на первый взгляд кажутся совершенно разными.

Итак, приступим.

1. Открываем этимологический словарь. В нашем случае это будет наиболее авторитетный — Макса Фасмера (Макс — это перевод немецкого имени Max, а не сокращение от Максим). Все подобные книги есть в свободном доступе.

2. Ищем словарную статью со словом «еда». Видим отсылку к слову «ешь», «ем»:

еда и яд

Этимологические изыскания всегда требуют от нас проверки как минимум двух — трёх однокоренных или родственных слов. Зачастую проверку нужно вести не по существительным, а по однокоренным глаголам. Поэтому открываем словарную статью со словом «ем». Вот что мы видим:

Из всего этого многообразия нам нужно обратить внимание на праславянские и индоевропейские формы. Они подчёркнуты красным, пишутся под звёздочкой и латиницей. Напомню, что латиница как наиболее универсальный алфавит применяется для обозначения индоевропейских и праславянских корней. И старославянское написание (самая первая строчка) тоже запоминаем.

Идём дальше.

2. Теперь открываем словарную статью со словом «яд». Она довольно длинная, вот её первая часть:

еда и яд

Любопытны отсылки к слову «еда, ем», а также написание в древнерусском этого существительного через букву «ять», которая писалась на месте нынешней «е».
Кроме того, обращаем внимание на родственные слова в других славянских языках, а также в литовском (к слову, он сохранил очень много архаичных индоевропейских слов и корней). Многие лингвисты считают литовский самым архаичным из сохранившихся индоевропейских языков.

И вторую часть статьи, где говорится об индоевропейском корне *ēdu:

Что это за «ядь»? Смотрим:

еда и яд

Становится ещё интереснее. В древнерусском и старославянском ядь — это пища.

Теперь переходим к третьему шагу. Чтобы окончательно убедиться в родстве этих существительных, нужно посмотреть определение слова «яд» в одном из толковых словарей. Возьмём за основу третье издание словаря Даля под редакцией И. А. Бодуэна де Куртенэ (1909 г.).

Читать ещё: Что значит слово «яства»

В нём мы видим диалектное написание «яда», ясти и есть (через «ять»):

Внимательно смотрим на третью строчку. Видим там существительное «яство». Думаю, книжное слово «яства» (кушанья) известно всем.

Теперь смотрим «ядовитый». Оказывается, в XIX веке оно употреблялось в двух значениях: нечто, содержащее отраву, и что-то съестное:

Причём под цифрой 2 есть помета «ошибч. говр. вместо ѣдовитый» и даётся отсылка к «яда». И смотрим ещё одно слово:

Видимо, в псковских и тверских говорах употреблялось (или до сих употребляется) прилагательное ядо́мый в значении «съестной».

Таким образом, мы выяснили слова, которые между собой родственны и восходят к таким же родственным корням: еда, яд, яства, ясти (древнерусское «есть»). В белорусском «яда» — это пища.

Что в результате? Значение «яд, отрава» является вторичным и развилось из буквального — «то, что едят, принимают в качестве пищи» (цитата из этимологического словаря Н. М. Шанского).

Я специально выбрал похожие по виду слова, чтобы было проще понять. Принцип таков: один или два этимологических словаря плюс хотя бы один толковый. Тогда родство слов с большой уверенностью можно определить. Если не помогает, подключаем диалектные словари. И обращаем внимание на отсылки (см. также) в этимологии.

Читать ещё: Кушать или есть? Извечный лингвистический спор

Подписывайтесь на мой телеграм-канал по русскому языку

сокровище, кровавый, крышка, покрывало, укрытие, крыло

Какие из этих слов этимологически родственны? Какие не входят в этот ряд?

“Сокровище” – образовано от “съкърон” (более современная версия – схрон) – кладовая, сокровенне место. Образовано от глагола “скрыти” (скрыть, спрятать). Очевидно, что оно находится в одной словообразовательной парадигме со словами “крышка”, “покрывало”, “укрытие”, “крыло”.

Не входит в этот ряд слово “кровавый”.

автор вопроса выбрал этот ответ лучшим

Тамми­Та
[105K]

более года назад 

Нам нужно рассмотреть этимологию, то есть, происхождение слов

-Сокровище – нечто драгоценное, сокрытое от других людей, оберегаемое;

-Кровавый – связанный с потерей крови, как жизненно важной жидкости организма;

-Крышка – приспособление для накрывания сосуда или емкости;

-Покрывало – вещь, нужная, чтобы укрыть тело или нечто другое;

-Укрытие – место, где можно временно укрыться от непогоды или опасности, схрон;

-Крыло – часть тела птиц или летучих мышей, часть механизмов, созданных для полетов (и еще так называют пристройку к зданию или военную эскадрилью) – но все значения как-то связаны с укрывающей поверхностью.

Из всех указанных слов лишь “кровавый” никак не относится к базовому слову “крыть”.

кровь

Прейс­куран­т
[203K]

более года назад 

Очень интересное явление – этимологический разбор слова. Здесь самое трудное слово для раскрытия – слово сокровище, которое согласно древнеславянскому корню близко по значению с глаголом сокрывать, скрывать, и на самом деле очень ценные сокровища крупные бриллианты, топазы, изумруды как известно из вековой человеческой традиции принято скрывать от чуждых взглядов, чем и занимался скупой рыцарь Пушкина, скрывал свои сокровища в подземелье и в закрытых сундуках.Остальные слова из этого ряда -крышка, покрывало, укрытие, крыло – в конечном счеты связаны с понятием скрыть или быть скрытыми. Остается единственное слово кровавый, которое здесь лишнее.

Турун­тай
[3.5K]

6 дней назад 

Возьмем для сравнения два слова “сокровище” и “кровавый”. На первый взгляд они кажутся этимологически родственными, но это лишь внешнее сходство.В любом случае в слове кровавый, корнем является кров – в значении кровь. Однако в слове сокровище -со- является как бы древней этимологической приставкой, а слово само происходит от слова сокрыть, дальше крыть.Таким образом лишь единственное слово здесь не имеет значение крыть, сокрыть – это слово кровавый. Остальные слова этимологически родственны. Это слова – сокровище, крышка, покрывало, укрытие, крыло. Слово “кровавый выпадает из этого ряда и не имеет ничего родственного с данными словами…

Svetl­yacho­k zelen­ook
[191K]

2 года назад 

Этимологически родственными называются слова, произошедшие от одного и того же слова, но могущие иметь разные корни. Если рассмотреть слова: сокровище, кровавый, крышка, покрывало, укрытие, крыло, то можно заметить, что у всех у них, кроме одного, имелся один корень – крыть. Сокровище скрывали, крышкой накрывали, покрывалом покрывали, в укрытии укрывались от кого-то. Все эти слова, кроме слова “кровавый”, являются этимологически родственными.

Знаете ответ?

Цель урока – показать морфемное своеобразие
слов русского языка, сравнить морфемную
структуру слов с современной и этимологической
точек зрения; доказать эффективность
этимологического анализа слов в повышении
орфографической грамотности.

Задачи:

  • образовательные: повторить и обобщить
    знания учащихся по разделу “Морфемика.
    Словообразование. Орфография”; формировать
    умения исследовать морфемную структуру слов с
    помощью словообразовательного и
    этимологического анализа, подбирать
    однокоренные слова с точки зрения современного
    словообразования и этимологии, применять
    полученные знания на практике;
  • развивающие: развивать логическое
    мышление, познавательный интерес, творческую
    активность учащихся; развитие устной речи и
    зрительной памяти учащихся;
  • воспитательные: воспитывать любовь к
    русскому языку; прививать аккуратность на
    письме; создать условия для воспитания культуры
    речевого поведения, коллективной
    ответственности, взаимопомощи, формирование
    личности учащихся через трудолюбие, внимание на
    уроке, интереса к урокам русского языка.

Оборудование:

  • доска
  • проектор
  • презентация
  • карточки
  • раздаточный материал

Тип урока: систематизация и обобщение
изученного материала по теме “Морфемика.
Словообразование. Орфография”.

Форма урока: урок-исследование.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Постановка целей и задач урока.

– Ребята, сегодня у нас необычный урок:
урок-исследование. Мы с вами сегодня не только
вспомним изученные морфемный и
словообразовательный разборы, но и выясним, что
нет никакой гарантии, что слова, ныне корневые,
непроизводные, ранее не распадались на морфемы,
что слова, сейчас каким-либо образом членимые,
ранее членились так же. Во всем этом позволяет
разобраться лишь этимологический анализ. Таким
образом, мы заглянем “внутрь” слов, найдем
затаенный смысл слов и убедимся, что
этимологический анализ поможет нам легко
запомнить правильное написание слов. Итак,
вперед.

III. Работа на уроке.

1. Познавательный материал. Анализ слов.

– Можете ли себе представить, что бык, букашка и
пчела – слова родственные. Давайте проследим, как
с течением времени может измениться (порой до
неузнаваемости) облик слова.

Глагол букать у древних славян означал
“мычать, реветь”, то есть издавать низкий,
протяжный звук. В корне -бук- звук у мог
произноситься долго. Впоследствии такой долгий у
превратился в ы – получился бык. Но у
мог произноситься и очень кратко и обозначался
особой буквой –ъ (ером), как и другой краткий
звук о. Отсюда второй “мычащий зверь”
выглядел так: бъчела. Затем краткий у
исчез и получилось бчела. Однако сочетания бч
оказалось довольно трудным для произношения.
Следовало, чтобы оба звука стали либо звонкими,
либо глухими. Так и получилось: украинский язык
выбрал первое – бджола, русский – второе – пчела.
И действительно, бык и пчела похожи: упитанные и
мычат, вернее, бучат. Слово же букашка образовано
посредством суфф. -к- от букаш
 ‘букашка’. Букаш – производное с суфф.
-аш- от букъ – ‘глухой звук, жужжание’. Таким
образом, первичный морфемный состав слова букашка
следующий: бук-аш-к-а. Современный морфемный
состав: букашк-а. Значит, исторически бык, пчела
и букашка –
слова однокоренные.

Слово врач образовалось от врать с
помощью суффикса -ЧЬ от ВЬРАТИ, но в его старом,
исконном значении “говорить”.

Астрономы – это специалисты по астрам.
Астрономы занимаются изучением небесных тел. Но,
учитывая, что астра в переводе с греческого
означает “звезда”, можно считать, что в этом
предположении есть доля истины.

Оказывается юг имеет отношение к ужину.
“Ужин” образован с помощью суффикса -ИНЪ (совр.
-ИН) от угъ – “юг, полдень”. Первоначальное
значение слова ужин – “полдник”.)

Мешок является родственником слова “мех”.
Первоначально словом мешок называлось
вместилище, изготовленное только из шкуры (меха)
дикого зверя или домашнего животного.

А какая может быть связь между компотом и композитором?
Оказывается, что оба слова имеют тот же
этимологический корень, что и латинский глагол ponere
(“класть, ставить”). Более того, и
этимологическая приставка у них абсолютно
одинаковая: тоже латинская приставка ком-,
синонимичная русской со- в словах сотрудник,
сочувствие. Композитор
буквально значит
“составитель, сочинитель”, а компот
“сложенное вместе” (из разных фруктов и ягод).
Интересно, что этимологическими родственниками композитора
и компота (причем и со стороны корня, и со
стороны приставки) являются также композиция
(буквально “состав”), компонент (“составная
часть чего-либо”), компоновка (“составление
целого из частей”), компоновать.

Что общего может быть у слов капуста и капитан?
Оба слова начинаются на кап. Слово капитан
произошло от латинского “капут” – голова.
Капуста – очень древнее слово, которое появилось
в русском языке раньше капитана и было
образовано от слова “капут” – голова.

Таким образом, в разных, на первый взгляд, по
семантике словах можно обнаружить
этимологически родственные связи.

2. Работа учащихся в парах. Закрепление.

– А теперь попробуйте сами найти родственные
связи слов, а потом разобрать их с точки зрения
этимологической структуры.

Конура, полотенце, курица, лопух, лопата.

Справка: Основа слова конура от нура (ср.
др.-пол. nura –  “нора”), имеющего тот же
корень, что нора, нырять, при помощи приставки
ко- (эта же приставка исторически выделяется в
словах ковылять, ковырять). Полотенце
суффиксальное уменьшительно-ласкательное
производное от полотно “кусок ткани”. Слово курица
оказывается производным от слова кур (ср.: как
кур во щи),
для обозначения особи женского пола.
Кур, т. е. петух, получил название
звукоподражательного характера (по крику кукареку).
Лопата – раньше существовало слово “лопа“,
то же, что рука, ладонь. От него и образовалось “лопата
– похожая на лопасть, и “лопух” – растение с
широкими листьями, похожими на ладонь. Отсюда
понятно значение слова “лопоухий” – имеющий
большие уши, напоминающие лопух.

3. Знакомство с новыми терминами.

– В процессе исторического развития языка
морфемная структура слова может подвергаться
различным изменениям. К важнейшим из них
относятся: опрощение, переразложение,
усложнение
. Опрощением называется такой
вид исторического изменения в морфемном составе
слова, при котором ранее производная основа
становится непроизводной. Например, пи-р-? <
nu-ти (“пить”). Переразложение –  это
изменение границы между морфемами в составе
слова. Например, вслове удилище (“часть
удочки — длинная гибкая палка, к которой
прикреплена леса”) сейчас выделяется суффикс
-лищ-, а не -ищ-, как в слове город-ищ-е.
В состав этого суффикса вошел суффикс -л-,
принадлежавший ранее слову удил-о, утраченному
в современном русском языке. Усложнение
 превращение ранее непроизводной основы в
основу производную.

4. Закрепление изученного. Работа в группах.

– А теперь вам нужно поработать в группах. У
каждой группы на парте лежит карточка с
названием вида исторического изменения и слов,
которые вы должны попробовать, посовещавшись,
разобрать с точки зрения современной морфемной и
этимологической структуры.

Опрощение

Колыбель

Лезвие

Лихорадка

Наука

Пещера

Нельзя

Переразложение

Снять

Живность

Усложнение

Гравюра

Фляжка

Зонтик

5. Выступления учащихся.

– В наших школьных учебниках встречается очень
много словарных слов, запоминание которых иногда
вызывает значительные трудности у учащихся. Мы с
вами должны попробовать доказать, что применение
этимологического анализа слова на уроках
русского языка будет способствовать улучшению
грамотности при осмыслении и понимании
написания словарных слов. То есть
этимологический анализ поможет правильно
написать слово. Давайте послушаем наших
одноклассников.

1) В слове аллея пишется ЛЛ, так как
написание слова аллея передаёт орфографию
своего французского первоисточника – allee –
“проход, дорога”, которое унаследовало ЛЛ от
своего “родителя” – глагола aller – “идти,
проходить”. В слове печать надо писать
букву Е, так как оно образовано с помощью
суффикса -ТЬ от peketi (печати), являющегося
производным к pekti – “печь”. Первоначальное
значение – “выжженный знак”. В корне слова трава
пишется буква А, потому что оно образовано от трути
– “тратить”. Трава – буквально “то,
что тратится, потребляется, съедается.

2) В слове полено пишется буква О, так как
исторически в нем выделяется корень ПОЛ
“половина”. От слова “полоть” – разрубать,
раскалывать надвое. Слово огород образовалось от
слова “городить” – “место огороженное
забором”. Является родственным слову город.
Огород – городить в данном случае справка
помогает запоминанию написания словарного
слова.

3) Деревня – в старину место, на котором
корчевали, дергали с корнем деревья, а потом
строили дома, распахивали пашню – называли
деревней (“деревня” – “дерево” – место,
отчищенное от деревьев). Петух – прозвали так
за способность к пению. Т.е. петух образованно от
слова петь.

4) Прилагательное меркантильный само по
себе сложно как для понимания смысла слова, так и
для написания. Источником света и здесь станет
этимология. И существительное коммерция, и
прилагательное меркантильный, и имя римского
бога торговли Меркурий содержат тот же
корень, что и латинское слово merx (“товар”). (Коммерция
сверх того имеет этимологическую приставку ком-,
знакомую нам по словам компот и композитор,
– отсюда и удвоение согласного). Подобным
образом можно решить и проблему усвоения
правописания безударного, но этимологически
проверяемого е: комМЕРЦия ––> МЕРКурий,
МЕРКантильный.

6. Практика. Работа в группах.

– Попробуйте теперь объяснить написание
непроверяемой гласной или согласной в словарном
слове, исходя из его этимологии, а потом укажите
морфемную структуру данных слов с разных точек
зрения.

Медведь, пенал, трамвай, картина, коньки,
погода, здравствуйте.

Справка: Медведь – образованно от слов
“мёд” и “ведает”. Т.е. зверь знающий где
найти в лесу мёд. Пенал – перо по латински –
“пенна”, а перья хранили в коробочке, которую
называли пенал. Хотя теперь мы ими не пишем,
название сохранилось. Трамвай – английское
“tram” – вагон, “way” – дорога, путь. Картина
– с эпохи Петра I. Итальянское “cartina” – тонкая,
красивая бумага, произошло от слова “карта” –
бумага. Коньки – изгиб конька обычно в старину
изображали в виде лошадиной головы. Отсюда
название коньки – “маленькие кони” (коньки –
конь). Погода – общеславянское. Образованно с
помощью приставки по- от исчезнувшего года
(сравни год, первичное значение – “хорошая
погода”). Здравствуй – образованно от
“здравствовать”. При встрече люди желают
друг другу здоровья.

7. Подведение итогов.

– Ну вот, ребята, и подошло наше занятие к концу.
Я надеюсь, вы убедились, что много интересного
скрыто в, казалось бы, простых словах. Но,
вскрывая “прошлое” слова, мы тем самым
открываем для себя в нем и то, что принадлежит ему
как определенной лексической единице, точнее и
вернее понимаем его значение, полнее
представляем себе его место в языковом
“обществе”, сознательно усваиваем его
орфографическое обличье, глубже проникаем в его
художественно-выразительные возможности и
образную суть. Кроме того, этимологический
анализ структуры слов помогает также грамотно
написать его.

Вы достойно прошли все испытания, нашли
правильные ответы на все задания. И нам осталось
только подвести итоги. А пока поделитесь своими
впечатлениями от урока, используя начало
предложения, которое вы видите на доске:

  • сегодня я узнал…
  • было интересно…
  • было трудно…
  • я выполнял задания…
  • я понял, что…
  • теперь я могу…
  • я почувствовал, что…
  • я приобрел…
  • я научился…
  • у меня получилось …
  • я смог…
  • я попробую…
  • меня удивило…
  • мне захотелось…

И заполните небольшую анкету, по которой я
подведу также итоги нашей совместной
деятельности:

1. На уроке я работал активно / пассивно

2. Своей работой на уроке я доволен / не
доволен

3. Урок для меня показался коротким / длинным

4. За урок я не устал / устал

5. Мое настроение стало лучше / стало хуже

6. Материал урока мне был понятен / не понятен

7. Домашнее задание мне кажется

интересно / не интересно

полезен / бесполезен

интересен / скучен

легким / трудным

Выставление оценок.

V. Домашнее задание:

1. Подготовить этимологические справки слов: береза,
автомобиль, багровый, хоккей, тетрадь, солдат
.

2. Произведите морфемный разбор слов с точки
зрения современной и этимологической структуры,
подбирая однокоренные слова: огурец, обед,
ягода, красный, вкус, обаяние, неодолимый.

Список использованной литературы.

1. http://www.e-reading.bz/chapter.php/1006422/152/Shanskiy_
_Lingvisticheskie_detektivy.html
(Происхождение слов и
этимологический анализ).

2. http://jivuchest.agni-age.net/CULTURE/ENCYCL/SVET/CHAP01/chap0124.htm
(Энциклопедический словарь “Живучесть основ
культуры”)

3. http://www.k2x2.info/jazykoznanie/lingvisticheskie_detektivy/p4.php
(Лингвистические детективы)

4. Ковалёв В.И. Словарь этимологически
проверяемых слов русского языка. Луганск, 2002.

5. Лебедев Н. М. Турниры знатоков русского языка:
Дидактические материалы. – М.: Вербум. М, 2006.

6. Львова С.И. Орфография. Этимология на службе
орфографии. М., 2000.

7. Пасхалов А. П. Удивительная этимология. М.
  ЭНАС, 2008.

8. Шанский Н.М., Боброва Т.А. Этимологический
словарь русского языка. М., 1994.

9. Задания ВОШ по русскому языку.

Добавить комментарий