Как найти этимологические родственные слова

Заметки по этимологии исконных русских слов





Глаголица - славянская речь в знаках Собирание русского языка ещё не окончено (Ф.Шимкевич об изучении славянских языков)

По мере “собирания русского языка” иногда возникали вопросы, предположения, появлялись наблюдения.
Человеку, не знакомому с компаративистикой, некоторые слова кажутся совершенно не родственными
из-за непохожего звучания или различного смысла.

Несходство звучания обусловлено фонетическими изменениями в жизни языка, которые затем отражаются в различных чередованиях звуков.
Особенно это относится к индоевропейским языкам, у которых внутрикорневое чередование гласных (аблаут, апофония)
играло грамматическую роль и до сих пор представлено во многих языках группами неправильных (“сильных”) глаголов.

Зная это, автору настоящего сборника хотелось найти как можно больше связей между корнями,
чтобы выявить минимальную квинтэссенцию лексики (наипервичный корнеслов), а также заглянуть глубже во время.
В результате появились списки замечаний (вкладка “Заметки” Excel-корнеслова), которые можно свести к 2 группам:

  1. списки корней с установленным родством, но отличающиеся фонетически из-за известных чередований;
  2. списки корней с предполагаемым родством, которое нужно проверить по словарям или исследовать самостоятельно.

Первую часть заметок вы можете увидеть на этой странице.
Фактически, это корни, разделённые по группам чередований:

  • Этимологически родственные корни с чередованием гласных
  • Этимологически родственные корни с древним чередованием согласных
  • Другие фонетически отдалённые однокоренные слова
  • Однокоренные слова, не ощущаемые таковыми (с отдалённым смыслом)

Вторая часть заметок, требующих разбирательства, была распределена по алфавитным разделам.

Для корней каждой начальной буквы таких групп несколько:

  1. Возможно, этимологически родственные слова (обычно просто пишется цепочка слов, похожих по звучанию и смыслу)
  2. Этимологические предположения по некоторым словам
  3. Этимологически неясные слова (и возможные заимствования, в т.ч.
    общеславянские)
  4. Нерусские слова из славянских языков не ясного родства

Этимологически родственные корни с чередованием гласных

Фактически, мы здесь выявим аблаутные парадигмы.
В большинстве случаев при таких чередованиях в слогокорневой таблице будет представлен один корень
(с указанием чередований через одинарную косую черту).

Этимологически родственные корни с чередованиями на основе *O/*E

Этимологически родственные корни с чередованием о/е/ё (от *о/е – этот вид чередований в таблице представлен одним корнем):

  1. водить, увод – вести, вёл;
  2. возить, воз – везти, вёз;
  3. косить?, коса – чесать [уже с неощущаемым родством из-за неочевидной смысловой близости],
    чёлка [это тоже неошутимо от “чесать”];
  4. носить, ноша – нести, нёс.

Этимологически родственные корни с нуль-чередованиями *о/0, *e/0, *o/e/0 (в т.ч. *or/*ъr, *ol/*ъl, *er/*ьr, *el/ьl*…):

  1. волк – волочить//влачить, влечь ?;
  2. длинный – долгий; даль, дол;
  3. чёлн – чело [в чём тут родство семантики?].

Этимологически родственные корни с чередованием а/е (из долгих *о:/е:):

  1. важ/веж (важный, вежливый);
  2. кадить/чад;
  3. лазить/лезть.

Этимологически родственные корни с длинным рядом чередований
(в общем случае – *о/е/o:/ou/e:[/ei?]/i:/en[/on?]):

  1. лаж?/леж/лож/ляг/луж (*о/е/en) [лужок и лужа – однокоренные ли?];
  2. рок/рек/риц: речь, рок, порицать (*о/е/e:/i:);
  3. сад/сед/сид/сод/сяд: сад, сажа?, седло, се(д)л, сода?, сидеть (*о/е/o:/e:/i:/en);
  4. ступ/стоп/степ: ступня, ступать; стопа; степенный (*о/е/ow).

Этимологически родственные корни с семантически неявным чередованием о/е
(из предыдущего типа чередования, а также в результате междиалектных заимствований):

  1. добрый, сдобный, удобный – дебелый (доб/деб – из *о/е?);
  2. лань – олень (из *ol-n-is, *el-n-is);
  3. осень – ясень? (вост. и юж. варианты *es-en-is) – ясный?;
  4. рок, урок – речь, предрекать; прорицать (рок/реч/риц – из *о/е:/i:);
  5. скудный – щедрый? [если “у” в скуд- не из юса – древнее чередование дифтонгов *оw/ey?].

Этимологически родственные корни с чередованием у/я (бывших предносовых *о/е):

  1. груда – гряда;
  2. груз – грязь;
  3. кудесник, чудо? – чад?;
  4. кусать – час, часть;
  5. куст – чаща;
  6. пружина, подпруга, упругий – напрягать, пряжка, впрячься;
  7. путь; путы? – пята; пять?;
  8. рубить, рубец – рябой;
  9. ружье – ряд, заряжать;
  10. скудный – щадить?;
  11. трус, труха – трясти [также дрязга, дрожать?];
  12. тугой, тужить – тяжелый, тянуть [считать 1 или 4 корнями?];
  13. узел, узкий – вязать, вязкий [отсюда же – уста, язык?];
  14. утро, нутро, внутри – ядро, ядрёный;
  15. хруст – хрящ.

Этимологически родственные корни с проявленным и скрытым носовым (в общем случае – он/ен/у/я из *on/en):

  1. звон/звенеть – звучать/звякать;
  2. щенок – чадо? [здесь, по-вдимому, налагается еще чередование начальных согласных *sk/k].

Этимологически родственные корни с чередованиями на основе огласовок *U

В общем случае это индоевропейские чередования *ou/eu/u.

Этимологически родственные корни с чередованием у/ю индоевропейского характера (из *ou/eu)
[можно считать также первым типом – на основе вариантов *o/e]:

  1. кудесник – чудеса.

Этимологически родственные корни с чередованием у/ъ/о индоевропейского характера (из *ou/0u):

  1. бодрый – будить – бдить (и бодать?) [также блюсти – от *beud-tei?];
  2. крошить, крошка – крушить, крупа.

Этимологически родственные корни с чередованиями на основе огласовок *I

В общем случае это индоевропейские чередования *oi/ei/i.

Этимологически родственные корни с чередованием и/е индоевропейского характера (из *oi/ei)
[можно считать также первым типом – на основе вариантов *o/e]:

  1. блестеть – блистать [если здесь не чередование *e:/i:].

Этимологически родственные корни с чередованием е/и/ь индоевропейского характера (из *oi/0i):

  1. ?

Этимологически родственные корни с древним чередованием согласных

Некоторые из таких чередований могут быть, на самом деле, заимствованиями из родственных языков или диалектов.

Родственные корни с чередованиями согласных на основе фонетических законов в праславянском языке

Этимологически родственные корни с чередованием х/с; к/с, г/з:

  1. верста – верх;
  2. хватать – сватать (делать своим);
  3. ноготь – заноза, нога (перв. – копыто), ножъ?

Семантически близкие корни с чередованиями кв/к, хв/х:

  1. квас – кислый;
  2. хвала – хула.

Родственные корни с чередованиями согласных на основе индоевропейского *S-mobile

Пока представлены префиксальные сочетания начального *S-mobile с *k, g, gh.
Также “нащупываются” и другие.

Надо иметь ввиду, что здесь могут быть представлены чередования *sk/k/g/zg не инициальные, т.е.
на основе праиндоевропейской
спирантизации праностратических аффрикат.

Этимологически родственные корни с древним чередованием к/ск (в т.ч. ч/щ) (с начальным S-mobile):

  1. чадо – щенок ?

Этимологически родственные корни с древним чередованием г/ск (возможно, из *gh-/S-gh-, т.е. с S-mobile)
[и даже, возможно, с дополнительным чередованием на скв?]:

  1. грести – скрести (греб/скреб) [из звукоподражания как скрип или даже родственно ему ?];
  2. горб – скорбь [также – щерб? и скарб?] ?
  3. [гора – скорый ?]
  4. [голый – скользкий ?]
  5. гвоздь – сквозь [также – звезда?] ?
  6. зверь – скверный ?
  7. жать – щемить ? [и щадить?]
  8. жадный – скудный ? [и щадить?]
  9. жарить – шкварить (польск) – отсюда шкварки, сковорода? (зв/п);
  10. жена – щенок? (рожающая детей – рождённый детёныш ?) [и далее – чадо – см. выше].

Этот вид чередований в славянской слогокорневой таблице представлен двумя корнями, а в
индоевропейской должен быть представлен одним.

[Нижняя часть приведённых примеров – мои догадки, поэтому их может нре быть в этимологических словарях.]

Этимологически родственные корни с возможным индоевропейским чередованием п/сп (с начальным S-mobile):

  1. плод – спелый ?

Этимологически родственные корни с возможным индоевропейским чередованием т/ст (с начальным S-mobile):

  1. тугой – стужа ?
  2. трахать – страх ?

Родственные корни с чередованиями согласных из праиндоевропейской или праностратической эволюции

Здесь нужно разделить чередования на основе фонетических законов развития
индоевропейского и
ностратического праязыков.

Этот вид чередований в славянской слогокорневой таблице представлен двумя корнями. [?]

В “Основах общего языкознания” Ю. С. Степанова (1975, сс. 263-264) приведены интересные примеры таких слов.
Сначала он приводит паронимы на основе корреляции глухости-звонкости:

  1. современ. русск.:

    1. калоша — галоша;
    2. отрепье — отребье [какой корень?];
    3. околоток – околодок [?];
    4. просфора — просвира;
    5. гекзаметр — гексаметр [некорректный пример – это заимствование в латинской и греческой передаче];
    6. этак — эдак;
    7. дрязга — тряска;
    8. дряблый — тряпка;
    9. дробить — трепать;
    10. дрожать — трясти(сь) [некорреткно, надо – трогать?] и др.
  2. современ. русск.,
    древнерусск.
    и общеслав.:

    1. колокол — глагол (глагол — заимств. из церковнослав. вместо русск. * гологол);
    2. плевать — блевать;
    3. прыскать — брызгать;
    4. следует заметить также паронимию суффиксов -ск-, -зг- [?];
    5. прыгнуть — брыкнуть;
    6. плющ — блющ [?];
    7. плутать — блудить;
  3. слав. и балтийск.:

    1. голубь — слав. гълъбь — лит. gulbis;
    2. дрозд — древнепрусск. trezde — лит. strazdas и др.

Потом приводятся паронимы на основе корреляции по месту образования согласного:

  1. паронимия на основе разноместных согласных:
    1. соврем, русск. разг. брызгать — дрызгать (Даль, I, 497);
    2. брылять — дрылять (Даль, I, 133);
    3. грохнуть – брякнуть – плюхнуть;
  2. паронимия на основе разноместных сонантов:
    1. трамвай — транвай;
    2. комфорка — конфорка [оба примера некорректны, т.к. передают просторечный вариант произношения];
    3. брезг (‘рассвет’) — блеск;
    4. тусклый — тускнеть, ср. литовск.
      tuknus — tuklus (тучный);
    5. брод, бред — блуд (Преображенский, I, 45);
  3. паронимия суффиксов, содержащих r, l, резко возрастает в древних индоевропейских языках:
    1. дублеты на -го-, -1о- у прилагательных,
    2. имена деятелей на -tel-, -tol-
    3. и названия орудий на -tro-, -tlo-, и -dhro-, -dhlo-.

    “При любом употреблении в системе имени, l способно заменять r.”
    (Э. Бенвенист. Индоевропейское именное словообразование, пер. с франц. Н. Д. Андреева. М., 1955, стр. 65.)

Ряд авторов предлагают для таких явлений объяснение через неиндоевропейский субстрат, и это, по-видимому, удачное объяснение
для одной группы случаев, в особенности балтийских, типа латышек, pupa — bupa ‘боб‘.
Однако для основной группы русских, а также для большей части общеславянских случаев Степанов предлагает объяснение через паронимию.

Разовьём эту тему и приведем другие группы примеров чередований согласных и сонорных разного способа или места образования.

Этимологически родственные корни с перебоем звонкости (что может быть как праиндоевропейскими чередованиями
*bh/p, dh/t, gh/k, так и, вероятно, чередованиями в праностратическом языке или его диалектах):

  1. брезговать – плескать ? [и блеск?]
  2. бросать – просо?
  3. брызгать – прыскать;
  4. городить – красть (первичное значение – скрывать?) [крад от корд – от него же корысть?];
  5. граб?, гроб? – короб, корабль, краб [и корыто – от корыб-то?] ?
  6. горб – круп ?
  7. грубый – крупный;
  8. груда/гряда – крутой/кряж [также грусть – кручина ?];
  9. грызть – крыса;
  10. дробить – тропа, трепать – теребить, требовать, требушить, требуха ? [и торба?];
  11. дрожать – трогать, а также родственные? дрязга – тряска [и друг?];
  12. дряблый – тряпка;
  13. жамкать – шамкать;
  14. мороз – морока [так же – мёрзнуть – меркнуть ?] – моросить (и морошка);
  15. низ – никнуть (из *g’/k);
  16. пядь – пята, пять.

Этимологически родственные корни с чередованием б/в:

  1. бой, бить – воевать;
  2. большой – великий [от велеть/воля?].

Этимологически родственные корни с чередованием р/л, наверное, всё-таки, несвойственного
для праиндоевропейского языка (и часто с перебоем звонкости и чередованием гласного):

  1. брезговать – плескать ?
  2. брезжить – блестеть;
  3. брус – плоский – простой ?;
  4. грубый – глупый – крупный ?;
  5. дорога – долгий ?;
  6. корячиться – кляча ?;
  7. кренить – клонить;
  8. крепить – клепать ?

Другие фонетически отдалённые однокоренные слова

(эта и следующая группа – в основном, семантически не очевидные этимологии)

Этимологически родственные корни с праславянскими метатезами:

  1. длань – ладонь;
  2. бедро – берцовый;
  3. менять – месяц.

Этимологически родственные корни (с ощущаемым единством) с древними (и.-е.) протезами и эпитезами:

  1. блеск, блест(еть) [отсюда блесн(а)?], блист(ать), блек/блёк [очевидно, более древний корень – бел];
  2. езд(ить), ех(ать), едет;
  3. ид(ти); ход(ить); шед(ший), шел, шествие;
  4. плоский, площадь; пласт? плат, плащ, ролотенце.

Корни ясной смысловой близости, но по звучанию близко не сводимые
(возможно – итог древних чередований, расширений и заимствований):

  1. ед-, езд-, ех- (< *ed-, *esd-, *es- ?);
  2. ид-, ход-, шед-.
  3. беречь, стеречь (< *berg-, *sterg- ?) [возможно эти 2 непохожих инициалей сводятся к чередовванию *gw/ch < * gw/kj < *gw/gj или *kw/kj ?];

Этимологически родственные корни (с потерянным ощущением единства) с древними (и.-е.) расширениями:

  1. ось – остов, ость (также осина);
  2. рост, род, раб, рало (из *or – расти, выращивать);
  3. узкий; уста, устье (также – вязкий, вязать).

Однокоренные слова, не ощущаемые таковыми (с отдалённым смыслом)

Названия растений с мнимо изолированным корнем:

  1. брусника – от бросать?
  2. вишня – висеть;
  3. ежевика (также ажина) – ежовая (колючая);
  4. калина – (рас)кал(ённый);
  5. клюква – от клевать [тогда брюква – от бревить, бровить?];
  6. крыжовник – круглый;
  7. малина – малый;
  8. морошка – от моросить (мелко и часто покрывать);
  9. осина – ось;
  10. смородина – смрадная (пахучая);
  11. чкрёмуха – чермная (красная) – от чермь – червь;
  12. черешня – ?
  13. ясень – от ясный (т.е., растущий в светлом месте, производящий светлую рощу) ?

Другие одногнездовые слова, неощущаемые как однокоренные (с перенесённым смыслом):

  1. узел – узкий (зато просматривается связь с вязать) [можно было торн назвать вяжиной];
  2. уха – ухо;
  3. черёмуха – червь (из чермь).

Старославянизмы (иногда с утраченным чувством родства)

  1. юг – ужин;
  2. юла, юлить – улей?, улитка.

Фонетически близкие корни с удаленной семантикой и утраченным чувством родства:

  1. добрый; сдобный, удобный, подобный; дебелый (готовый?);
  2. дёргать – от держать или драть?
  3. ёж, ежевика (ажина), также – игла?
  4. косить, коса, чесать; час;
  5. луг, лужа, луза ? (низовье?);
  6. милый, мир;
  7. мяч – от мять;
  8. путь, путы ? (от – пята?);
  9. пядь, пята, пять ?
  10. рок, урок; река, рёк ?
  11. ряд, наряд, снаряд;
  12. сало, садить, гнздо, ход;
  13. свора (связка) – веревка, верея, вервь (скрученная); вертеть;
  14. суд, судьба [также ссуда – от обсуждать, договариваться, выносить решение ?];
  15. ткать – от тыкать?
  16. ягода, ягнёнок – от 1 корня?

Слова с изменённым (в русском?) от корня смыслом:

  1. удирать (убегать) – от драть.





© «slovorod.ru», 2012.
Игорь Константинович Гаршин.

Дочерний веб-проект Сайта Игоря Гаршина.

Автор и владелец сайтов – Игорь Константинович Гаршин
(см. резюме автора).

Пишите письма
( Письмо Игорю Константиновичу Гаршину).

Страница обновлена 22.10.2022

[an error occurred while processing this directive]


Яндекс.Метрика

Рейтинг@Mail.ru

МОУ
«Милославская школа»

Проект
по русскому языку

«Этимологически
родственные слова»

Работу
выполнили

ученики
5 «Б»  класса:

Мавринский
Артём,

Гуськов
Александр,

Бокарёв
Андрей

Руководитель:

Обысова
Наталья

Владимировна

п.
Милославское, 2018 г.

Оглавление

1.    
Введение…………………………………………………………….стр. 3-6.

2.    
Основной этап………………………………………………………….стр.
7.

3.    
Практическая часть…………………………………………………стр.
8.

4.    
Заключительный этап…………………………………………………стр.
9.

5.    
Заключение……………………………………………………….стр. 9-10.

6.    
Источники информации (используемая
литература)……………….стр. 10.

7.    
Приложения………………………………………………………стр. 11-16.

Введение

          Когда
звучат этимологически родственные слова, то не каждый понимает, что они
однокоренные. Этимология – это наука о происхождении слов, одна из древнейших
отраслей языкознания. Ее основоположниками были древнегреческие философы, в
трудах которых и появился термин ετυμολογία, образованный из έτιμον ‘истина’ и
λογος ‘слово, учение’ и первоначально обозначавший ‘науку об истине’, или об
истинном значении слов.

В современном языкознании конечной
целью этимологического анализа считается определение того, где (в каком языке,
диалекте), когда, как (из каких составных частей – морфем, по какой
словообразовательной модели), с каким значением возникло слово и какие
изменения его формы и значения создали звуковую форму и значение слова,
известные исследователю.

          Школьники
должны понимать, что у многих слов с непроверяемыми орфограммами есть
этимологически родственные слова. Поэтому зная происхождение многих частей
речи, можно не только определить значение слов, но и проверить правописание.

Реальная
ситуация

Желаемая
ситуация

У
современных школьников отсутствует орфографическая зоркость при написании
диктантов на уроках русского языка.

Современные
школьники хорошо запоминают словарные слова и умеют писать без ошибок в
диктантах на уроках русского языка.

Проблема: Мы, как и все ученики
младшего школьного возраста, с трудом запоминаем словарные слова (а их
множество). Однако нам очень нужна орфографическая зоркость для написания
контрольных диктантов, а также любых проверочных работ на уроках русского
языка.

Актуальность
проблемы:

Зная этимологию слова, его этимологических
«родственников», можно не только запомнить правописание, но и проверить
безударные гласные.  Также ВПР, ОГЭ, ЕГЭ по русскому языку проверяют владения
навыками письменной речи в соответствии с орфографическими нормами. Поэтому ошибки
в словах – явление крайне нежелательное. 

Цели:

1.
Изучение науки этимологии;

2.
Выявление способов проверки словарных слов с помощью этимологически родственных;

3.
Привлечение внимания школьников к проблеме необходимости повышать свою
орфографическую зоркость.

Способы достижения цели:анкетирование
учащихся Милославской школы,  работа с материалами районной библиотеки и
ресурсами сети Интернет.

Задачи:

1.
Подбор материала по теме «Этимологически родственные слова».

2.
Проведение анкетирования учащихся 5-6 классов Милославской школы.

4.Подведение
итогов анкетирования (составление диаграмм или обобщающих таблиц).

5.
Составление энциклопедии некоторых этимологически родственных слов, в которых
младшие школьники чаще всего делают ошибки.

Ресурсы: информационные
ресурсы: материалы сети Интернет и районной библиотеки; людские ресурсы:
учащиеся Милославской школы; материальные ресурсы: бумага для проведения
анкетирования учащихся.

Анализ источников:

Главным справочником стал для нас «Школьный
этимологический словарь русского языка»  Шанского Н.М. В словаре в
научно-популярной форме толкуется происхождение наиболее употребительных слов
современного русского языка. Значение некоторых слов было интересно найти в
книге Мокиенко В.М. «Почему так говорят? От Авося до Ятя: Историко-этимологический
справочник по русской фразеологии». Здесь  мы нашли происхождение русских
образных выражений, а также фразеологизмы к словам червонный, здравствовать
книге Пасхалова А.П. «Удивительная этимология» раскрывается происхождение и
значение собственных имен – личных имен, отчеств и фамилий, имен мифологических
персонажей, наименований географических объектов на территории нашей страны и
на всей планете. В книге Откупщикова Ю. «К истокам слова. Рассказы о
происхождении слов» мы прочитали интересный материал о науке этимологии в целом
и о происхождении отдельных слов и выражений.

Объект
проектирования (исследования):
этимологически
родственные слов, в которых учащиеся 5 – 6 классов делают больше всего ошибок.

Место
проведения
: Милославская школа.

Сроки
проведения
: сентябрь – февраль 2017-2018 гг.

План
выполнения работы

Содержание работы

Дата

1

Поиск, изучение, анализ информации об этимологически
родственных словах, о науке этимологии.

Сентябрь – октябрь

2

Составление вопросов для анкетирования учащихся 
5 – 6 классов  Милославской школы.

Первая неделя ноября

3

Проведение анкетирования среди учащихся 5
– 6 классов Милославской школы.

Ноябрь

4

Анализ результатов анкетирования.

Ноябрь

5

Составление
энциклопедии некоторых этимологически родственных слов. Подбор синонимов,
антонимов, пословиц, поговорок, фразеологизмов, стихотворений и иллюстраций.

Декабрь – январь

6

Презентация энциклопедии учащимся 5-6 классов.
Подведение итогов.

Февраль

Планируемый
продукт:
энциклопедия некоторых этимологически
родственных слов.

Основной
этап

Этимология
–  раздел науки о языке,  изучающий происхождение слов,  устойчивых оборотов и
реже морфем.

Проанализировав
источники информации, мы  узнали значение  таких этимологически родственных
слов, о значении и  родстве которых мы раньше даже не предполагали:

1.    
Шлем – это прочный головной
убор, защищающий голову от ударов, порезов и других не желательных механических
или  тепловых воздействий.

2.    
Ошеломить буквально-сбить с
врага шлем.

3.    
Здоровье – правильная,
нормальная деятельность организма, его полное физическое и
психическое благополучие.

4.    
Здравствовать –
быть здоровым, благополучно существовать.

5.    
Червь –  древнерусском и
старославянском встречаем слово «чьрмьный» (красный, багряный), от которого
образовано такое слово, как «червонец». В различных говорах до сих пор
встречаем слова «чермный», «черемнуха», соответственно означающие «красный»,
«краснуха, корь».

6.    
Червонный – заимствовано из
польского языка. Польское czerwony ‘красный’, ‘золотой’ – производное от
общеславянского ‘красить в красный цвет’.  Красная краска исконно готовилась из
определённого вида червей.

7.    
Облако – заимств. из
ст.-сл. яз., где оно является производным от облакати «одевать, окружать».

8.    
Проволока – искон.производное
от проволочить. Проволока получила название по способу изготовления
(волочением).

Практическая
часть

1.    
Анкетирование учащихся 5-6
классов Милославской школы.

2.    
Составление энциклопедии
некоторых этимологически родственных слов. Подбор синонимов, антонимов,
пословиц, поговорок, фразеологизмов, стихотворений и иллюстраций.

В исследовании приняли участие
ученики 5 – 6 классов Милославской школы. Все участники отвечали на вопросы
анкет (см. Приложение 1).

Первый  этап: анкетирование учащихся 5 – 6  классов Милославской школы. Ученики
отвечали на вопросы анкеты (см. Приложение 1).

Результаты анкетирования
(см. Приложение 2):

Анкетирование учащихся 5-6
классов Милославской школы показало, что большинство ребят не знают, что
изучает наука этимология. Однако большинство учащихся смогли найти 1-2 ряда
этимологически родственных слов из перечисленных, а также смогли подобрать к ним
проверочные слова из перечня. Наибольшие затруднения в толковании и в подборе 
однокоренных слов вызвали слова червь, червонный, здоровье, здравствуйте,
шлем, ошеломить.
Поэтому мы решили именно эти слова включить в нашу
энциклопедию этимологически родственных слов. Хотя список можно продолжить.

Второй  этап:

Работа в группе. Работа со
словарями и справочниками. Нахождение этимологической справки к словам шлем,
ошеломить, червонный, червь, здоровье, здравствуйте.
Подбор синонимов,
антонимов, пословиц, поговорок, фразеологизмов, стихотворений и иллюстраций

Заключительный этап

Результаты
и выводы:
проведенное  анкетирование учащихся 5 – 6 классов
Милославской школы позволяют сделать вывод о том,   что многие учащиеся
способны увидеть не только однокоренные слова, но и этимологически родственные.
Энциклопедия родственных слов, которые в современном русском языке утратили 
близкую связь друг с другом,  поможет запомнить и значение подобных лексем, и
правописание.

Заключение

         Работая над
проектом, мы узнали много интересного и полезного для себя: пополнили свой
словарный запас, нашли много пословиц и поговорок, прочитали и выписали много
фразеологизмов, значение которых нам раньше не было известно. Но также мы
столкнулись с трудностями. Некоторые ученики вообще не отвечали на вопросы
анкеты, что означает их незнание или непонимание того или иного слова. Несмотря
на эти трудности, мы смогли составить энциклопедию некоторых этимологически
родственных слов.  Надеюсь, она привлечёт внимание многих учащихся к словам и
выражениям, которые ежедневно звучат в нашей речи, поможет запомнить их
толкование, происхождение и правописание.После презентации энциклопедии
учащимся 5 – 6 классов  мы отметили неподдельный интерес к нашей брошюре,
ребята задавали вопросы о происхождении слов здравствовать, ошеломить и
червонный
. Учащиеся без труда смогли подобрать проверочные слова к
безударным гласным в корне слов червонныйи ошеломить, что можно
увидеть в отзывах.Многим понравились не только иллюстрации, но и другие
найденные материалы к этим словам. (См. Приложение6).Также через
несколько лет нам предстоит сдавать экзамены по русскому языку и литературе,
которые проверяют владение навыками письменной речи школьников в соответствии с
нормами литературного языка. Поэтому этимологически родственные слова тоже надо
уметь проверять, а также знать их значение и происхождение. Хотелось бы
отметить, что такую работу нам интересно будет продолжить и в следующем учебном
году, потому что подобное исследование интересно и увлекательно.

Источники
информации (используемая литература)

1. Шанский Н.М. Школьный
этимологический словарь русского языка: Происхождение слов/ Н.М. Шанский, Т.А.
Боброва. – М.: Дрофа, 2003.

2. Мокиенко В.М. Почему
так говорят? От Авося до Ятя: Историко-этимологический справочник по русской
фразеологии. – СПб.:  «Норинт», 2005.

3. Пасхалов А.П.
Удивительная этимология. – М.: «ЭНАС», 2008.

4. Откупщиков Ю. К
истокам слова. Рассказы о происхождении слов.

5. http://gramota.ru/biblio/magazines/gramota

6. http://www.rumvi.com/products/ebook/школьный-этимологический-словарь

Приложения

Приложение 1

Вопросы для анкетирования среди учащихся5
– 6 классов Милославской школы:

1. Что изучает наука этимология?

2. Выберите родственные слова из
перечисленных: шлем,червь, здоровье, красный, краснеть, красота, здравствуйте,
червонный, облако, проволока, обволакивать, ошеломить.

3. Выпишите слова с безударными гласными,
подберите проверочные слова.

Приложение 2

Результаты
анкетирования

Приложение 3

Анкетирование  учащихся 5 – 6 классов.  Фотографии

Приложение 4

Презентация  брошюры «Энциклопедия
некоторых этимологически родственных слов» учащимся 5 – 6 классов

Приложение 5

Вопросы для рефлексии учащихся 5-6 классов

·       
Происхождение каких слов, представленных в
энциклопедии, вам особенно запомнилось?

·       
Как можно проверить правописание
безударных гласных в словах ошеломить, червонный?

·       
Какая ещё информация показалась наиболее
интересной?

Приложение 6

Отзывы учащихся 5 – 6 классов

Если вы часто задаётесь этим вопросом, сохраняйте пост в закладки.

Что делать НЕ нужно:

набирать в поисковике “происхождение слова N”. Хотя вы, конечно, обнаружите много интересной информации😄 Например, о том, что радость — от бога Ра, а Яга — от йоги.

Так что же нужно сделать?

Правильно, посмотреть информацию в этимологических словарях. И если у вас под рукой только смартфон, удобнее всего сделать это так:

️Используйте портал lexicography.online — собрание оцифрованных этимологических словарей. Поиск очень удобный: не нужно искать слово в каждом словаре по отдельности. Вы вбиваете слово в строку поиска, а сайт выдает всё, что написано о нём во всех словарях.

Какие словари считаются самыми авторитетными?

📖 Макс Фасмер. Этимологический словарь русского языка.

Это самый известный и полный словарь.

Плюсы: исчерпывающая информация, перечень однокоренных слов в других языках, изложение разных гипотез о происхождении слова.

Как самостоятельно узнать происхождение слова?

Минусы: словарь Фасмера — научное издание, рассчитанное прежде всего на филологов. Подача материала может показаться сложной.

📖 Л. В. Успенский. Почему не иначе? Этимологический словарь школьника.

Плюсы: словарь рассчитан на широкую аудиторию, прежде всего на страшеклассников. Информация изложена очень ясно, доступно, образно. Книгу можно просто читать как качественный научпоп.

Минусы: как правило, изложена только одна гипотеза о происхождении слова (впрочем, самая правдоподобная). Обычно нет дополнительной информации о слове (например, об однокоренных словах из других языков).

📖 Н. М. Шанский. Школьный этимологический словарь русского языка.

Плюсы и минусы те же, что и у словаря Успенского.

Другие словари портала lexicography.online менее известны и авторитетны. Но информацию из них, конечно, тоже можно принять к сведению.

К этим словарям очень хочется добавить ещё одно достойное издание:

📖 П. Я. Черных. Историко-этимологический словарь современного русского языка.

К сожалению, этот словарь не оцифрован, но его можно легко найти и скачать в формате pdf.

➕ Плюсы: этот словарь с точки зрения подачи материала — нечто среднее между трудами Фасмера с одной стороны и Успенского с Шанским с другой. Даётся довольно полная информация о слове, но не так наукообразно, как у Фасмера.

➖ Минусы: такие же, как в любом словаре. Не хватает статей о некоторых словах, иногда изложена не самая достоверная гипотеза о происхождении слова.

✔️Если вы хотите узнать о происхождении английского слова, открывайте сайт etymonline.com.

Неочевидные преимущества сайта:

➕ Часто в статьях есть указание на праиндоевропейскую основу, от которой было образовано слово. Если на него кликнуть, вы получите информацию об основе и о других словах, которые были от нее образованы. Так можно найти в языке неожиданных «родственников».

➕ Если вы читали русские словари и увидели реконструкцию праиндоевропейской основы там, забейте ее в строке поиска на etymonline.com. Узнаете много интересного.

➕ В статьях о словах и праосновах внизу часто бывают приведены родственные параллели или потомки основ из других языков. Обращайте внимание на пометки Russian и Old Church Slavonic (старославянский). Правда, иногда возникает проблема с транслитерацией слов в латиницу.

Надеюсь, пост оказался полезным! Так хочется, чтобы всё больше людей научились проверять те тонны псевдолингвистического бреда, которые льются с мониторов и экранов…

Еще больше настоящей этимологии – в моем инстаграме @istoki_slova

Скорая орфографическая помощь

Вы,
конечно, помните, что научная этимология
объясняет происхождение слов и находит
родственные связи между ними. Во многих
случаях это помогает проверить и легко
запомнить даже непроверяемые
написания.

Возьмём, к примеру,
название всем известного цветка
– гв…здика.
А или О? Этимология подсказывает: О,
потому что растение получило такое имя
по сходству формы своих семян с маленькими
гвоздями. Да и сам цветок напоминает гвоздь.

Ещё
одна небольшая проблема для пишущего.
Специальный рисунок, украшающий начало
и конец книжной главы или журнальной
рубрики, называется в…ньетка.
Е или И?

И снова этимология быстро
оказывает квалифицированную орфографическую
помощь: пишите виньетка,
так как первоначально это слово имело
значение «украшение из листьев и
веток винограда».

Благодаря
чему возможна такая лёгкая проверка
трудного и непроверяемого? Дело в том,
что основной принцип русской орфографии
(морфологический) приказывает всем нам,
детям и взрослым, бизнесменам и учёным:
«Значимые части слова (корни, приставки,
суффиксы) всегда пишутся одинаково,
независимо от произношения. Гласные в
них пишутся так, как они произносятся
под ударением (вредить,
потому что вред),
а согласные – так, как они произносятся
перед гласными (зуб,
потому что зубы)».
И несмотря на все изменения своих
значений, слова обычно сохраняют единое
написание тех корней, приставок,
суффиксов, с помощью которых они когда-то
были образованы. Прямо как в мире людей:
взрослый правнук похож как две капли
воды на прадеда, которого он не
помнит.

Таким образом, с помощью
этимологии можно не только устанавливать
забытое родство между словами, но и
использовать это родство, чтобы проверять
правописание более сложных слов с
помощью более простых. Причём этимологически
родственные слова иногда образуют не
только «семейные дуэты», как в приведённых
примерах, но и целые ансамбли,
команды…

Возьмём, к примеру,
слово волк.
Кто они, его этимологические родственники?
Этимологические словари дают на этот
вопрос несколько неожиданных ответов.

Сам
волк получил такое имя потому, что он
свою жертву волочит,
то есть тянет, тащит по земле. А волоками в
старину называли участки суши между
двумя судоходными реками или мелководья,
через которые корабли надо было медленно,
с трудом волочить (вспомните
картину И.Е. Репина «Бурлаки на
Волге»).

Теперь понятно, почему
недобросовестное затягивание дела
называется волокита (например,
бюрократическая, бумажная волокита), а
человек, который этим занимается, –
это волокитчик.
Тот же этимологический корень (только
с чередованием к/ч,
как волк –
вол
чок)
и в словепроволочка («задержка,
промедление», например, решить дело
без проволочек). Проволока («металлическая
нить», например, моток
проволоки
)
получила название по способу производства:
металлическую заготовку волочат (то
есть протягивают) через отверстие, чтобы
уменьшить поперечные размеры. В результате
такого волочения можно
сделать проволоку диаметром
менее 0,01 мм! А наволочка –
это буквально «то, что натягивают на
подушку».

Вот сколько неожиданных
родственников оказалось у слова волк!
Лексические значения у них разные, но
всё же общий семантический элемент
(или, как говорят лингвисты, общая сема)
сохраняется во всех словах: то, что они
обозначают, обязательно связано с
«тянуть, волочить».

Однако главное
для нас то, что, несмотря на все изменения
значения, единое написание корня осталось
у всех близких и дальних родственников.
Значит, мы можем просто проверить
правописание безударных гласных у всех
членов этой большой этимологической
семьи:волочить,
потому что волк и проволочка и
т.д.

А
теперь внимание: домашнее задание.

1.
Какая общая сема (элемент лексического
значения) объединяет слова 
колесо,
колобок, кольцо
?
Как этимологическое родство этих слов
отразилось на их правописании?

2.
Вставьте пропущенные буквы в словах 
к…лея,
к…льчуга, к…ляска
.
Найдите для них такого этимологического
родственника, с помощью которого можно
легко проверить безударную гласную в
корне.

3.
Являются ли этимологически родственными
слова 
колос,
колышек, околыш
?
Выполнение
домашнего задания начните с уточнения
современного лексического значения
каждого слова по толковому словарю.
Проверить правильность своих ответов
вы сможете, обратившись к справочной
этимологической литературе.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Иногда они могут звучать похоже, а иногда не так просто догадаться, что у них один «прародитель».


Множество слов, которые в современном языке, казалось бы, не имеют ничего общего, когда-то в древности произошли от одного корня. Вот несколько любопытных примеров.

1. Кришна и чёрный

Имя древнеиндийского бога с санскрита переводится как «чёрный, тёмный». Однако оно не только означает то же, что и русское прилагательное, но и имеет с ним общие корни.
Условно можно сказать, что «Кришна» и «чёрный» — это одно и то же слово в древнем языке-прародителе, которое через века получило два варианта произношения.

2. Короткий и черта

Русское прилагательное «короткий» имеет общее происхождение с латинским curtus — «обрезанный». А в предке существительного «черта» есть характерное для подобных слов чередование «ч» и «к». Древнерусское чрѣсти — это «резать», а исходное значение слова «черта» — «разрез».
Кстати, от того же древнего корня образованы и «корнать», «кора», «куртка», «курносый».

3. Плод и племя

Древнейшее буквальное значение существительного «плод» — «рождённое, детёныш». Здесь в корне наблюдалось чередование «о» с «е», которое мы видим в слове «племя» (в его прародителе была буква «д», но со временем исчезла).
Смысл общего корня становится понятен, если сравнить со словом «народ»: оно образовано от глагола «народить» и буквально означало «все, кто народились»; то же самое и с племенем — это все рождённые.

4. Дерево и драть

Существительное «дерево» происходит от той же основы, что и глагол «драть», и в древности оно означало «выдранное или ободранное». Наши предки смотрели на вещи с практической стороны и назвали растение именно тем именем, которое отражало то, что нужно с ним сделать.
Кстати, однокоренным с «дерево» и «драть» является и слово «деревня». Его исходное значение — «место, очищенное от леса».

5. Каналья и каникулы

Оба эти слова восходят к латинскому canis — «собака».
«Каналья» заимствовано в начале XVIII века из польского языка, но ведёт своё происхождение от итальянского canaglia — «сброд», которое образовано от canis. То есть это фактически ругательное «пёс».
Слово «каникулы» восходит к латинскому саnīсulа — «собачка». Выражение diēs canīculāres буквально означает «дни собачьи». Псом Ориона древние греки называли звезду Сириус. Она была хорошо видна на небе летом, в июле и августе. Астрономическое название самого жаркого сезона подарило нам название отдыха от учёбы.

6. Ржавчина и русый

Прилагательное «ржавый» образовано от той же основы, что и «рдеть», «руда», «рыжий». Значения всех этих слов объединяет «красный»: рдеть — это краснеть; рыжий — это оранжевый, или красновато-жёлтый; руда — красная; а ржавчина — бурая с красноватым оттенком.
Слово «русый» происходит от той же самой основы. Изначально у прилагательных «русый» и «рыжий» даже было одинаковое значение, но со временем случилась трансформация «красный → коричневый → светло-коричневый».

7. Космос и косметика

Существительное «космос» пришло к нам из греческого языка. В значении «мир, Вселенная» оно связано со словом «порядок».
Космос — это противоположность хаоса. Наведение порядка можно назвать процессом украшения, потому логично, что появилось слово «косметика», которое ведёт свою «родословную» от греческого kosmos.

Добавить комментарий