Как найти фабулу в рассказе

Что такое фабула и чем она отличается от сюжета

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Термин «фабула» используется в литературоведении для обозначения цепочки последовательно сменяющих друг друга событий в художественном произведении.

Фабула – это важный элемент его структуры. Чтобы более точно сформулировать определение, необходимо обратиться к истории понятия.

Фабула

Определение фабулы (что это) и происхождение термина

Слово «фабула» (от лат. fabula) переводится как басня (что это такое?), житейская история.

Фабула это

В Древнем Риме фабулами назывались короткие истории на бытовые темы, пересказанные в прозе. В современном понимании они были ближе всего к жанру анекдота, но не всегда имели юмористическую окраску.

Позже, в средневековой Франции, Германии и Италии получили распространение фаблио – это поучительные новеллы из жизни простых людей. Они напоминали бытовые сказки или побасенки.

Фаблио

Простолюдины с удовольствием читали и пересказывали фаблио: их краткость и лёгкость не шли ни в какое сравнение с трудной для восприятия официальной церковной литературой. Эти черты сближали народный городской эпос с фольклором (что это?).

Основой таких историй становились определённые события, действия, положения, случаи, иногда – просто слова, произнесённые в подходящей ситуации.

Со временем фабулой стали называть основу повествования, его канву, смысловое и событийное ядро.

Современный словарь литературоведческих терминов сообщает что:

фабула в литературе – это фактическая составляющая произведения, хронологическая цепь событий, изложенных в определённой последовательности, в соответствии с творческим замыслом автора.

Элементы фабулы

В зависимости от жанра произведения, времени его создания, авторского замысла и других условий, фабула может состоять из следующих элементов:

  1. пролога;
  2. интриги;
  3. коллизии;
  4. кульминации;
  5. перипетий;
  6. развязки;
  7. эпилога (что это?).

Они могут использоваться писателем полностью или частично, менять последовательность или отсутствовать вовсе.

Чем сюжет отличается от фабулы

В российском литературоведении долгое время не было принято разделять понятия «сюжет» и «фабула». Они воспринимались как синонимы. Предпочтение отдавалось первому термину.

Современные учёные сошлись во мнении, что фабулой следует считать основу повествования, его стержень, а сюжетом – набор образных средств, с помощью которых реализуется раскрытие основной идеи произведения.

Если представить литературное произведение в виде живого организма, фабула будет его скелетом, а сюжет – мышцами. Без скелета корпус рассыплется, повествование станет вялым, бесструктурным. Но и без движущих сюжетных мышц скелет останется только схемой – пугающей, безобразной и бесполезной.

Как видите, фабула держит сюжет, а сюжет оживляет фабулу и приводит в действие весь организм художественного текста.

Увидеть различия между сюжетом и фабулой легко на примере конкретного произведения. Сухой пересказ романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин», каким мы привыкли видеть его в школьных читательских дневниках, будет выглядеть примерно так:

«Онегин приезжает из столицы в деревню. Он заводит дружбу с Ленским, увлекается Ольгой. Сестра Ольги Татьяна чувствует любовь к Онегину и признаётся ему в этом письмом. Герой отвечает отказом и уезжает.

Татьяна томится, но через несколько лет её выдают замуж, она становится петербургской светской дамой. Встретив её вновь, Онегин понимает, что влюблён, но быть вместе герои не могут».

Сюжетная канва будет чуть плотнее и богаче:

«Разочарованный светский лев Евгений Онегин после получения наследства приезжает в родовое деревенское поместье, где сближается с молодым романтиком Ленским и невольно становится предметом любви дочери помещиков Лариных. Татьяна – дитя природы, она естественна, не избалована, лишена светского кокетства, чиста и органична.

Из-за нелепой ссоры между друзьями происходит дуэль, Ленский погибает. Татьяна признаётся Евгению в любви, но вместо взаимного признания получает суровую отповедь. Евгений уезжает, так как его пугает серьёзность и решительность юной девушки. Через много лет в Петербурге он встречает повзрослевшую замужнюю Татьяну и понимает, что любит её.

Признавшись ей в любви, герой узнаёт, что её чувство не прошло, но теперь быть вместе им не суждено. В поисках политического, социального и поведенческого идеала, Онегин примеряет на себя все модные стереотипы своего времени (от байронического героя до декабриста-революционера), но так и не находит собственный путь.

Татьяна, олицетворяющая русский ум, русскую душу, верность традициям русской культуры остаётся целостной и естественной от начала до конца произведения».

Фабулу можно было бы записать ещё короче:

«Героиня любит героя, а он её – нет. Спустя время герой влюбляется в героиню, но его ждёт отказ».

Этот «костяк» сюжета находим в русской народной сказке «Цапля и Журавль». А. С. Пушкин выстраивает художественное полотно романа на крайне простом фабульном стержне, но от этого произведение не становится беднее.

Краткое резюме

Умение видеть фабулу – полезный навык для устного пересказа или письменного изложения текста. Оно помогает чувствовать его структуру и в дальнейшем с лёгкостью создавать собственные шедевры.

ПИШЕМ РАССКАЗ: что нужно знать о сюжете, фабуле, пространстве и времени

Вы наверняка замечали, как трудно читать рассказ, в котором «скачут» времена, много локаций, мелькают герои, персонажи.
В заметке
о теме и идее рассказа я говорил, что сюжет, фабула рассказа не должны быть сложными.

Одна сюжетная линия. Простая фабула

В рассказах преобладает одна сюжетная линия, если и появляется вторая, то она вторична, событий в ней намного меньше, она служит для «подкрепления» первой, для нужных объяснений. Чаще всего при редактировании от второй сюжетной линии остаются лишь детали.

События в сюжетной линии можно выстроить в любой композиции, а вот фабула будет простой – то есть последовательность, хронология событий легко понимаются читателем.

Что делать, если автор вдруг сам увлекается второй сюжетной линией? Довести и ту, и другую в рассказе до необходимой концовки – единой – очень сложно. Потому он слышит: «А что же случилось с тем-то и тем-то персонажем?», «Вы написали о том-то, но бросили эту мысль, а мне интересно», «Ваш рассказ претендует на повесть или роман» и т.д.

Что ж делать – придется автору сокращать текст или писать роман.
Не спешите верить словам читателей: «мне не хватило», «мало о том-то». Вы сами легко можете понять – мало или нет, вспомнив простейшую схему сюжетной линии рассказа.

ПИШЕМ РАССКАЗ: что нужно знать о сюжете, фабуле, пространстве и времени

► Помним, что пролог не может быть больше всего рассказа, как и развязка. Затянутость начала, невыразительность кульминации, нелогичность развязки – беда многих рассказов.

► Если в этой простой схеме у вас есть лакуны – пустые места, то тогда, действительно, «мало», если же появились избыточные «веточки» – пишите роман либо отсекайте их.

Единство времени, пространства, событий, действий

Рассказ – это не «Сага о Форсайтах», где время охватывает целые поколения одной семьи.

В рассказе время имеет определенные рамки. В этих рамках и происходит событие.
Например, классицисты придумали рассказ, где все события происходят за 24 часа – «суточные» рассказы. Сейчас это правило не так строго соблюдается, но все же закон «единства времени, места, событий и действий» важен.

► О другом времени, других местах, событиях автор может лишь упомянуть, а то и «проскочить». Например, для автора важен один день героя в прошлом и событие в нем, которое изменит жизнь героя в будущем. Не нужно расписывать то, что было между.

► Важнее времени и места в рассказе то главное действие (конфликт), которое раскрывает в итоге идею – для чего собственно и написан рассказ. Множество действий – множество конфликтов, а это уже для романа.

Перемещение героя с места на место тоже должно работать на идею и быть целесообразным.
В качестве примера приведу рассказ Рея Брэдбери «Будет ласковый дождь». Его легко найти в электронных библиотеках.

Все действие замкнуто в рамках времени: событие начинается в семь часов утра, заканчивается в десять часов вечера.
Целый день мы проводим с главным героем – живым домом, который продолжает действовать так, словно и не было катастрофы. Он, конечно, не понимает, что все уже умерли, но читатель понимает. И от этой методичности дома, бессмысленности становится жутко.

Идея тут растворена в тексте, но времени и событий хватает, чтобы ее понять. Нужно ли было Брэдбери описывать, как все началось, что вообще случилось, как происходило, кто остался жив и жив ли вообще? Есть ли еще такие дома? Не нужно…

Как же выстраиваются события? Как действуют герои в рассказе? Об этом я расскажу в следующей статье на эту тему. Статья на сайте
©
Алексей Ладо
Буду рад отзывам

писательство
писательское мастерство
как написать книгу
литература
начинающий писатель

Так или иначе, термин «фабула» постоянно присутствует в профессиональной жизни сценариста. Но часто начинающие авторы не до конца понимают значение этого слова. Тем более, что рядом всегда находится очень близкое по значению понятие «сюжета». Со стороны кажется, что два этих слова полные синонимы. Но на самом деле, между ними есть разница. И для карьеры будущих сценаристов эту разницу важно понимать.

Понятие фабулы

В современном понимании фабула – это простейший из возможных пересказов истории.

Этот пересказ должен быть в хронологическом порядке и без художественных изысков.

Под фабулой понимается сама суть рассказа. Только факты и события. Основные точки, без которых история перестанет быть собой.

Когда один человек пересказывает какой-либо фильм другому, скорее всего он, по сути, пересказывает ему фабулу.

«Это история о полицейском, застрявшем в захваченном бандитами небоскребе. Преступники хотят ограбить хранилище в этой высотке, и чтобы полиция им не мешала, они захватывают заложников. Среди которых и жена этого полицейского. И весь фильм он прячется, выслеживает грабителей по одному и пытается спасти заложников» («Крепкий орешек»).

Такой упрощенный пересказ и есть фабула произведения. И да, это очень похоже на логлайн или короткую аннотацию.

Изначально слово «фабула» означала – говорить, рассказывать историю. Дословно латинское слово fabula как раз и переводится как – история.

Вот основные черты, по которым можно понять, что перед вами фабула:

  • Четкая передача сути истории
  • Относительная краткость рассказа
  • Хронологический порядок событий
  • Понятная причинно-следственная связь
  • Отсутствие художественных приемов
  • Опускаемые детали

Еще раз хочется заострить внимание. Одна из основных характеристик  фабулы в том, что в ней не используются никакие художественные средства. Нет литературных описаний, нелинейного повествования, не создается интрига, нет никаких композиционных решений. 

Также стоит остановиться на пункте «относительная краткость». Это не значит, что в фабулу обязательно нужно сокращать до размера логлайна. Просто в чистом виде фабула затрагивает лишь ключевые события. Она всегда максимально проста и информативна.

Примеры фабул

Вот еще несколько примеров фабул всем известных фильмов

  • Юная дочь английского вельможи Элизабет по пути на Карибы, помогает спасти из воды плавающего на обломках корабля мальчика Уилла. Оказывая ему помощь, она находит на его шее пиратский амулет. И чтобы спасти мальчишку от казни забирает себе.

Много лет спустя, она случайно падает в океан с этим амулетом на шее. И таким образом призывает корабль проклятых пиратов «Черную жемчужину», которые похищают ее. Пиратам нужен амулет и его хозяин, чтобы избавиться от проклятья.

Выросший к тому моменту Уилл, тайно влюбленный в Элизабет, отправляется на ее поиски. А в помощь берет себе плененного недавно пиратского капитана Джека Воробья. Джек заинтересован, потому что хочет забрать себе жемчужину.

Вместе они угоняют английский корабль. Нанимают команду на Тортуги и находят пиратов, как раза когда те понимают, что Элизабет не настоящий владелец амулета. В итоге Уилла берут в плен, а Элизабет и Джека оставляют умирать на необитаемом острове.

К счастью оттуда их спасают английские корабли.

Элизабет уговаривает английского капитана атаковать проклятых пиратов и спасти Уилла, в обмен обещая выйти за него замуж. 

В результате все действующие лица встречаются в тайном гроте полном пиратских сокровищ, где с пиратов, наконец, снимают проклятье, Уилла спасают, а капитана Джека Воробья арестовывают.

В финале Джека приговаривают к смерти, а Уилл, наконец, признается в своих чувствах Элизабет, после чего срывает казнь. Джек сбегает, а английский командор, поняв, что Элизабет любит Уилла освобождает ее от данного слова.

  • В будущем космический торговый корабль «Ностромо» ловит неизвестный сигнал с неисследованной планеты. Так как эта передача очень похожа на призыв о помощи, экипаж корабля вынужден, высадиться на планету.

Там они находят разбившийся инопланетный корабль, после чего к лицу одного из членов экипажа присасывается неизвестное существо – лицехват. Игнорируя предупреждение одного из офицером Эллен Рипли, экипаж приносит тело с прицепившимся существом на борт «Ностромо». Вскоре лицехват умирает, но спустя некоторое время из грудной клетки укушенного члена экипажа вырывается новое существо – грудолом. Это существо сбегает в вентиляционную систему корабля, где очень быстро растет и превращается в Чужого. Экипаж раз за разом пытается уничтожить инопланетного хищника или хотя бы сбросить его в космос, но чужой людей по одному, очень быстро передвигаясь с места на место и прячась в темных отсеках корабля.

В итоге оставшаяся одна Рипли решает сбежать с корабля на челноке. Но Чужой следует за ней. И только там Эллен удается вытолкнуть существо за борт и сжечь корабельными двигателями.

Тогда Рипли возвращается на корабль и продолжает путь на землю в одиночестве.

Что такое сюжет?

В противовес фабуле, сюжет – это как раз художественное переосмысление истории.

Если рассказывать какой-то фильм, но уже с наведением интриги, использованием прыжков во времени, описанием мыслей и чувств героя, и даже просто с литературным описанием некоторых сцен, пересказ фабулы превращается в пересказ сюжета.

В сюжете, те же самые события истории преподносятся в соответствии с драматическими правилами. Задача сюжета, не только донести историю до слушателя/зрителя/читателя, а сделать это интересно, вызвав какую-то эмоциональную реакцию.

Отличия сюжета и фабулы

Если посмотреть внимательней, то разницу в сюжете и фабуле очень легко увидеть:

  • Фабула – сообщает о событиях в истории.
  • Сюжет – описывает события в истории.

То есть фабула – это что происходит. А сюжет – как это происходит.

Чтобы увидеть полную разницу между фабулой и сюжетом, можно, например сравнить логлайн какого-нибудь фильма и его сценарий.

Только так будет виден весь спектр различий. Но для этого материала, давайте приведем конкретный пример.

Фильм «12 обезьян» — фантастическая антиутопия 1995 года с Брюсом Уиллисом и Бредом Питом.

Краткий фабульный пересказ этого фильма будет примерно такой: «Герой Брюса Уиллиса живет в будущем, где почти все население убил какой-то вирус. Правительство пытается отправить его в прошлое, чтобы он предотвратил эту трагедию. В итоге, персонаж Брюса все-таки находит виновника, но его убивают полицейские до того как он успевает остановить безумца».

А чтобы превратить эту историю в краткий пересказ сюжета, достаточно добавить в этот же текст описание основного сюжетного твиста: «На протяжении всего фильма, героя Брюса мучают кошмары из детства, в которых он видит, как полиция расстреляла какого-то человека. В финале, когда главный герой умирает, зритель вдруг видит этого мальчика. И понимает, что главный герой еще в детстве видел собственную смерть».

Такая закольцовка композиции – художественный прием. А значит, вставив ее, мы превратим фабулу в сюжет.

Фильмы без фабулы и фильмы без сюжета

Обязательно стоит отметить, что бывают фильмы, где нет одного из этих компонентов.

Например, успешным фильмом без сюжета является «Безумный Макс. Дорога ярости».

У этого кино, есть четкая фабула: «Группа людей сбегает из города в центре радиоактивной пустыни, для того чтобы найти новую землю обетованную. За ними в погоню устремляются власти этого города. В итоге, беглецы понимают, что никаких райских лесов нет, и возвращаются обратно, попутно уничтожая остатки преследователей».

На сценарном уровне, эта фабула почти никак не перерабатывается в сюжет. Минимум диалогов, примитивная мотивация. Все эмоциональное подключение зрителя идет за счет режиссерских ходов.  Так что, вполне можно сказать, что это фильм с фабулой, но без внятного сюжета.

Обратные примеры можно найти в авторском кино. Обычно это истории о внутренних переживаниях, рефлексии и прочих тонких материях. С точки зрения сюжета, в таких фильмах много всего происходит. Персонажи, переживают, думают, внутренне меняются.

Но если попробовать найти фабулу такого кино – это не получится. Хронологически расставленные события не будут связаны причинно-следственной связью, а потому не увяжутся в цельную историю. Скорее всего, получится перечисление вроде: «Главный герой поссорился с девушкой. Потом с отцом. Затем он посидел в кафе, прогулялся по набережной, переспал с соседкой и уехал в другой город».

Типы сюжета по характеру событий и структуре

Так как сюжет подчиняется драматическим законам, история в сюжетном пересказе всегда структурирована и поделена на четкие элементы.

В зависимости от исходного признака, в сюжетах можно найти признаки актовой структуры, композиционной, временной и т.д.  Подробнее о структурах сюжета мы рассказывали в предыдущих материалах.

В фабуле такие элементы могут быть маловыражены или вообще стерты. И как мы уже говорили выше: в некоторых случаях хронологический буквальный пересказ событий и вовсе может терять драматическую целостность. Например, в авторском кино.

Зачем сценаристу фабула

Работа над сценарием делится на несколько этапов. И в большинстве из них, сценарист использует именно фабулу.

Мы уже определили, что именно фабула лежит в основе логлайна. Но также ее используют при написании заявки (идеи). Именно фабулу истории в первую очередь ищут отборщики просматривая синопсис. БитШит, поэпизодник, аутлайн – везде в основе лижет фабула.

Сюжет же, по сути, возникает только на этапе написания диалогов.

В кинопроизводстве под термином «диалог» понимают именно тот сам сценарий. Так что, речь тут идет  не только собственно диалогах, но и описании действия, места, времени, разбивке на сцены и других составляющих готового драфта.

Точно также, именно короткий хронологический пересказ сути фильма лежит в основе питчинга перед продюсером, инвестором или режиссером.

В качестве аннотации будущего проекта, скорее всего, тоже будет использоваться именно фабула.

Нужно ли знать виды фабул

Термин фабула  широко используется как в кино, так и в литературоведении. И как раз литературные теоретики зачастую пытаются создать классификацию фабул по какому-нибудь признаку, выделить виды или типы фабул.

Например, привязав фабулу к жанру произведения, можно выделить историческую фабулу, детективную фабулу, фантастическую фабулу и так далее.

По нашему мнению практической пользы в какой-либо классификации нет. Никакая структуризация не поможет автору написать хронологическую последовательность будущего сценария.

Дело в том, что фабула напрямую завязана только на историю. А истории, даже внутри одного жанра совершенно разные.

Понимание, к какой категории (по жанру, длительности, тональности и т.д.) будет относиться ваш будущий проект, безусловно, поможет написать историю. Но для того, чтобы сформулировать на ее основе фабулу, такие трудности ни к чему.

Фабула – это пересказ основных событий произведения в хронологическом порядке и без художественных отступлений, только действия и факты. Это сама суть истории, но не ее сюжет. Фабула – это сама сюжетная схема событий и поступков героев в художественном произведении.

Фабула

Термин пришел к нам из латыни «fābulа», что означает буквально «повествование, история, басня». В дальнейшем, словом «фабула» обозначают то, что сохраняется как «основа», «ядро» повествования, меняясь по изложению.

Содержание

  1. Основные черты фабулы
  2. Виды и элементы фабулы
  3. Фабула и сюжет – в чем отличие
  4. Сюжет и фабула «Евгения Онегина»
  5. Другие примеры фабулы и сюжета
  6. Фабульное и бесфабульное произведение

Основные черты фабулы

Фабула произведения очень похожа на короткую аннотацию. Однако у этого элемента есть собственные характерные признаки.

Вот основные черты, по которым можно понять, что перед вами фабула:

  • Четкая передача сути истории
  • Относительная краткость рассказа
  • Хронологический порядок событий
  • Понятная причинно-следственная связь
  • Отсутствие художественных приемов.
  • Опускаемые детали.

Еще раз хочется заострить внимание. Одна из основных характеристик фабулы в том, что в ней не используются никакие художественные средства. Нет литературных описаний, нелинейного повествования, не создается интрига, нет никаких композиционных решений.

Также стоит остановиться на пункте «относительная краткость». Это не значит, что в фабулу обязательно нужно сильно сокращать. Просто в чистом виде фабула затрагивает лишь ключевые события. Она всегда максимально проста и информативна.

Виды и элементы фабулы

В зависимости от характера понимания действительности и характера самого объекта фабулы могут быть мифологического порядка, сказочного, романического, утопического, реалистического и т. д.

Тематическое многообразие фабул неисчерпаемо. Каждый исторический период, каждый этап в развитии художественного творчества, каждое литературное направление создают свои характерные фабулы, которые в первую очередь и определяют конкретно-исторические особенности сюжетов.

Итак, прежде чем создать творение, художник задумывает фабулу. С помощью различных художественных методов он раскрывает ее глубину и правдивость.

К элементам фабулы относятся:

  • Пролог — подводка к истории, дополнение к ней. Зачастую не освещает какие-либо элементы сюжета, а лишь описывает мотивы произведения, общий смысл и т. д. Важно разделять это понятие с понятием экспозиции и предисловия.
  • Завязка — событие, дающее начало действию: оно обнаруживает или создает конфликт, вокруг которого построена история.
  • Основное действие — все события, развивающие повествование.
  • Кульминация — момент, когда события достигают высшей точки напряжения, происходит разрешение конфликтов. Кульминация подводит историю к развязке,
  • Развязка — логическое завершение повествования, заключительная часть литературного произведения. Все сюжетные линии логически приходят к завершению, определяются судьбы героев.
  • Эпилог — дополнение основной истории, зачастую никак на нее не влияющее. Эпилог может состоять как из событий описываемого мира, так и из обращения автора к читателям.

В произведение могут быть включены художественные приемы, которые являются основой действия:

  • Перипетия — внезапный неблагоприятный для героя поворот сюжета, осложнение обстоятельств. В античности данный прием использовался в описании резкого невезения героя как способ наказания от богов.
  • Коллизия — изображение жизненных конфликтов, противоборствующих сторон и проблем в повествовании. Одним из способов выражения коллизии являются два противоположных персонажа с разными идеями и стремлениями.

Основная задача фабулы — создать для читателя четкую картину описываемых событий, установить последовательность для лучшего понимания сюжета.

Фабула и сюжет – в чем отличие

В противовес фабуле, сюжет – это как раз художественное переосмысление истории.

Если рассказывать какою-то историю, но уже с наведением интриги, использованием прыжков во времени, описанием мыслей и чувств героя, и даже просто с литературным описанием некоторых сцен, пересказ фабулы превращается в пересказ сюжета.

В сюжете, те же самые события истории преподносятся в соответствии с драматическими правилами. Задача сюжета, не только донести историю до читателя, а сделать это интересно, вызвав какую-то эмоциональную реакцию.

Основные отличия в следующем:

  1. События в фабуле излагаются в хронологической последовательности, а не так, как о них рассказывает автор. В сюжете повествование может иметь предысторию, начинаться после каких-то ключевых событий, о которых герои и читатель узнают где-нибудь к середине, а то и к концу книги.
  2. Фабула — это факты и ничего, кроме фактов. В ней не затрагиваются чувства героев, их внутренние конфликты, проблема выбора, нравственные терзания. То есть всё то, что наполняет художественное произведение жизнью. Но для того чтобы понять, о чём книга или рассказ, всё это не нужно.
  3. В фабуле отсутствует интрига, загадки, неясности, которые придают привлекательность и остроту сюжету.

Если посмотреть внимательней, то разницу в сюжете и фабуле очень легко увидеть:

  • Фабула – сообщает о событиях в истории.
  • Сюжет – описывает события в истории.

То есть фабула – это что происходит. А сюжеткак это происходит.

Словом «фабула» называют череду событий в литературном произведении в той последовательности, в которой они происходят в реальности этого сочинения. Автор компонует их, переплетает между собой, создает взаимосвязи и закономерности — и формирует сюжет.

Если представить литературное произведение в виде живого организма, фабула будет его скелетом, а сюжет – мышцами. Без скелета корпус рассыплется, повествование станет вялым, бесструктурным. Но и без движущих сюжетных мышц скелет останется только схемой – пугающей, безобразной и бесполезной.

Как видите, фабула держит сюжет, а сюжет оживляет фабулу и приводит в действие весь организм художественного текста.

Сюжет и фабула «Евгения Онегина»

Увидеть различия между сюжетом и фабулой легко на примере конкретного произведения. Сухой пересказ романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин», каким мы привыкли видеть его в школьных читательских дневниках, будет выглядеть примерно так:

«Онегин приезжает из столицы в деревню. Он заводит дружбу с Ленским, увлекается Ольгой. Сестра Ольги Татьяна чувствует любовь к Онегину и признаётся ему в этом письмом. Герой отвечает отказом и уезжает.

Татьяна томится, но через несколько лет её выдают замуж, она становится петербургской светской дамой. Встретив её вновь, Онегин понимает, что влюблён, но быть вместе герои не могут».

Сюжетная канва будет чуть плотнее и богаче:

«Разочарованный светский лев Евгений Онегин после получения наследства приезжает в родовое деревенское поместье, где сближается с молодым романтиком Ленским и невольно становится предметом любви дочери помещиков Лариных. Татьяна – дитя природы, она естественна, не избалована, лишена светского кокетства, чиста и органична.

Из-за нелепой ссоры между друзьями происходит дуэль, Ленский погибает. Татьяна признаётся Евгению в любви, но вместо взаимного признания получает суровую отповедь. Евгений уезжает, так как его пугает серьёзность и решительность юной девушки. Через много лет в Петербурге он встречает повзрослевшую замужнюю Татьяну и понимает, что любит её.

Признавшись ей в любви, герой узнаёт, что её чувство не прошло, но теперь быть вместе им не суждено. В поисках политического, социального и поведенческого идеала, Онегин примеряет на себя все модные стереотипы своего времени (от байронического героя до декабриста-революционера), но так и не находит собственный путь.

Татьяна, олицетворяющая русский ум, русскую душу, верность традициям русской культуры остаётся целостной и естественной от начала до конца произведения».

Фабулу можно было бы записать ещё короче:

«Героиня любит героя, а он её – нет. Спустя время герой влюбляется в героиню, но его ждёт отказ».

А. С. Пушкин выстраивает художественное полотно романа на крайне простом фабульном стержне, но от этого произведение не становится беднее.

Другие примеры фабулы и сюжета

Фабула не всегда совпадает с сюжетом. Фабулу рассматривают, как основу, каркас художественного произведения, вокруг которого строится сюжет. Этот каркас собирается из фактов и событий, расположенных в хронологической последовательности, как если бы эти события происходили в реальной жизни, а не так, как описаны автором произведения

Вот, например, всем известная трагедия В. Шекспира «Гамлет». Её фабула выглядит следующим образом

Датского короля убивает его брат Клавдий и, захватив престол, берёт замуж вдову убитого им правителя Гертруду. Призрак короля является к сыну Гамлету и сообщает о причине и обстоятельствах смерти. Гамлет хочет отомстить за смерть отца, но погибает на дуэли.

Это фабула. И она чётко излагает содержание пьесы, но не её сюжет, в котором события описываются в иной последовательности. И никакой Офелии, никаких страданий-переживаний, никаких нравственных метаний и пафосного «быть или не быть». Зато сразу понятно, о чём пьеса.

Однако в произведении эти события разворачиваются в другой, более запутанной авторской последовательности, что создает сюжет с интригой.

Фабулой произведения может служить реальная история. Например, в основе повести Александра Пушкина «Дубровский» лежит череда событий из жизни дворянина по фамилии Островский, которую автор превратил в роман.

Известным примером повествования с не линейным сюжетом является роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», где ни одна глава сюжета не совпадает с положением глав фабулы.

ФАБУЛА – основа произведения

Кроме того, одна и та же история может быть изложена по-разному, поэтому в мировой литературе существует много произведений с разными сюжетами, но одинаковой фабулой. Так, биография Иоганна Фауста — доктора, чернокнижника, который жил в первой половине XVI века в Германии, — стала фабулой многих произведений европейских писателей.

Среди них — пьеса «Трагическая история доктора Фауста» Кристофера Марло, трагедия «Фауст» Иоганна Гете, стихотворение «Сцена из Фауста» Александра Пушкина, рассказ в письмах «Фауст» Ивана Тургенева.

Фабульное и бесфабульное произведение

Большинство художественных произведений имеют фабулу, то есть являются фабульными. В них описываются события, которые можно выстроить в хронологической последовательности и кратко пересказать.

Уровень «фабульности» может быть разный. Так в любовных романах акцент делается на чувствах и отношениях героев, и нередко события в их жизни представляют меньший интерес, чем чувства. Но эти события всё же есть.

Встречаются и такие произведения, где фабула — это основное, а личности и отношения героев описаны автором поверхностно. Это не значит, что такие произведения плохие, просто у писателя иные цели. Например, если он описывает путешествия, как И. Гончаров в книге «Фрегат “Паллада”» или В. Арсеньев в повести «Дерсу Узала».

Но есть и бесфабульные произведения, где вообще никаких событий не описывается. Чаще всего такие тексты встречаются в поэзии, например, «Граф Нулин» у А. С. Пушкина.

Прозаические произведения, где фабула отсутствует, встречаются реже. Но они тоже есть, в них автор уделяет внимание внутреннему миру героев или рассказывает о своих мыслях и переживаниях, или излагает какие-то философские теории.

Такие бесфабульные произведения встречаются в модернистской литературе, например, у М. Пруста или у более современного Михаила Бутова. И эти книги вполне могут вызвать интерес. Есть любители такого рода литературы, гурманы и эстеты.

Но основной массе читателей всё же более интересны события, развитие сюжета и отношений героев, а бесфабульные произведения навевают скуку и воспринимаются как самолюбование автора.

Читайте также: Триллер в литературе – что это и характерные черты жанра.

Таким образом, фабула — фактическая сторона повествования, те события, случаи, действия, которые компонуются и оформляются в сюжете автором в хронологической последовательности. Сюжет также важен и нужен, писать без него и без фабулы могут только единицы.

Источники:

  • Богомолова Е. И., Жаров Т. К., Кедрова М. М. Пособие по литературе для слушателей подготовительных отделений высших учебных заведений. — Москва: Высшая школа, 1986.
  • Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред. А. Н. Николюкина. — Институт научной информации по общественным наукам РАН: Интелвак, 2001. — Стб. 435—437. — 1596 с. — ISBN 5–93264–026‑
  • Словарь литературоведческих терминов / Ред.-сост.: Л. И. Тимофеев и С. В. Тураев. — М.: «Просвещение», 1974.
  • Словарь русского языка: В 4‑х т. / РАН, Ин‑т лингвистических исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4‑е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999;
  • Толковый словарь русского языка. Т. 3. П – Ряшка / гл. ред.: Б. М. Волин, Д. Н. Ушаков; под ред. Д. Н. Ушакова. – Москва: Государственное издательство иностранных и национальных слов., 1939.

Текст: Ольга Лапенкова

Многие представляют поэтов и писателей потусторонними существами, почти экстрасенсами, которые садятся за письменный стол — и, водя пером по бумаге, слушают, как кто-то свыше диктует им гениальный текст. Разумеется, такое представление несправедливо. Чтобы создать выдающееся произведение, люди годами и десятилетиями учатся своему ремеслу. Например, А. С. Пушкин, за которым по сей день тянется слава озорника и светского «тусовщика», к двенадцати годам перечитал чуть ли не всю домашнюю библиотеку, включая «Илиаду» и «Одиссею», и за всю жизнь выучил не менее 14 иностранных языков.

Вдобавок к этому, любой писатель должен знать, как строится художественный текст. Чаще всего, задумав поведать читателю историю, отечественные классики не мудрствовали лукаво — и рассказывали её от начала до конца, от экспозиции до развязки. Так построены, например, пьеса Д. И. Фонвизина «Недоросль», повесть Н. М. Карамзина «Бедная Лиза», комедия А. Н. Островского «Бедность не порок» — но вообще примеров произведений, где история написана предельно последовательно и логично, огромное количество.

Иногда, впрочем, писатели немного усложняли эту конструкцию и помещали «кусочек» экспозиции (той части, благодаря которой читатели узнают всё самое важное о прошлом и настоящем центральных персонажей) в середину, а то и в конец произведения. Например, в поэме Н. В. Гоголя «Мёртвые души» мы сначала наблюдаем за тем, как Чичиков разъезжает туда-сюда в поисках помещиков, которые были бы готовы «продать» ему покойных крестьян, — и только потом узнаём, как главному герою вообще пришла в голову эта авантюра. Оказывается, что «виноват» непутёвый папенька Павлуши. Будучи ребёнком, а затем школьником, Чичиков усвоил, что любовь и дружба — это пустяки, намного важнее — любой ценой скопить состояние. И научил его этому не кто иной, как родной отец. (Впрочем, подобная информация не имеет особенного значения для развития действия: детские травмы Чичикова никак не влияют на происходящее в городе NN.)

Однако, как мы знаем, не бывает правил без исключений. Вот и среди русских классиков нашлись такие, которые решили перевернуть всё с ног на голову: начать историю с середины, продолжить с конца, а завершить — началом. Иными словами, отойти от фабулы, заменив её сюжетом.

Фабула — хронологическая последовательность событий, которые происходят с тем или иным персонажем.

Сюжет — авторская последовательность событий, то есть такой порядок эпизодов, который выбрал сам писатель.

Что самое удивительное, подобная «путаница» иногда более чем полезна: именно благодаря ей автор доносит до читателя, что он, собственно, думает по тому или иному вопросу. Так что, если говорить о писателях из школьной программы, решение подменить фабулу сюжетом для них — не просто скандальная выходка, но осознанное творческое решение.

Посмотрим, как это работает, на примере двух произведений: романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» и рассказа Л. Н. Толстого «После бала».

WARNING! ОСТОРОЖНО! 警告!

Дальнейший текст содержит спойлеры. Предупреждён — значит вооружён!

М. Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени»

Роман о Григории Александровиче Печорине — молодом, бравом, остром на язык и чертовски привлекательном офицере, разрушающем одну жизнь за другой, — начинается довольно необычно: со встречи двух героев, которые никоим образом не участвуют в его судьбе. Один — пожилой вояка Максим Максимыч: с ним Печорин когда-то служил на Кавказе. Второй — случайный попутчик, который возомнил себя писателем и поэтому только и делает, что «собирает материал». То есть переносит на бумагу все свои впечатления и разговоры. Поэтому он, конечно, не упускает случая выведать у Максима Максимыча какую-нибудь любопытную историю.

Пожилой вояка не отказывает попутчику в этом удовольствии — и рассказывает, как давным-давно его сослуживец по фамилии Печорин выкрал юную черкешенку Бэлу и привёз в ту самую крепость. И это можно было бы назвать подвигом во имя любви, если не одно «но»: Печорин быстро охладел к прекрасной дикарке. Тем временем Казбич — самонадеянный горец, с которым у главного героя были свои счёты, — подготовил план мести и попытался выкрасть Бэлу из крепости, однако Печорин и Максим Максимыч застали злодея врасплох. Понимая, что не сумеет сбежать, если как-нибудь их не отвлечёт, Казбич ранил Бэлу и бросил её умирать, а сам спасся бегством. Так и получилось, что из-за интриг русского офицера, которые он затевал просто от скуки, погибла ни в чём не повинная девушка — искренне, кстати говоря, его полюбившая.

От этой истории попутчика Максима Максимыча прошибает холодный пот — но вместе с тем разыгрывается интерес, свойственный многим писателям. Как Печорин докатился до жизни такой? Почему отказался от благих намерений, которые наверняка были ему свойственны — хотя бы в детстве или в юности, — и предпочёл разрушать чужие жизни?

Узнать настолько личные вещи, мягко говоря, нелегко. Особенно про человека, с которым ты даже не знаком. Но проезжему писателю несказанно везёт: буквально на следующий день Максим Максимыч сталкивается с Григорием Александровичем. Встреча проходит, мягко говоря, неудачно, и раздосадованный Максимыч отдаёт писателю старые бумаги, которые Печорин когда-то оставил у сослуживца: сохрани, мол, до лучших времён. Оказывается, что это не просто какие-нибудь документы или путевые заметки, а самый настоящий личный дневник, который и становится продолжением «Героя нашего времени». Большинство событий, отражённых в этом дневнике, относятся к тому времени, когда Печорин ещё не был знаком с Максимом Максимычем.

Итак, по сюжету главы «Героя нашего времени» расположены следующим образом:

  • •«Бэла»;
  • •«Максим Максимыч»;
  • •«Предисловие к журналу Печорина»;
  • •«Тамань»;
  • •«Княжна Мери»;
  • •«Фаталист».

Однако в хронологической последовательности, то есть в соответствии с фабулой, их стоило бы расположить так:

  • •«Тамань»;
  • •«Княжна Мери»;
  • •«Бэла»;
  • •«Фаталист»;
  • •«Максим Максимыч»;
  • •«Предисловие к журналу Печорина».

В главе «Тамань» Григорий Александрович едет на Кавказ, точнее — в славный город Пятигорск. По дороге он останавливается в домишке, где, судя по всему, обделывают свои тёмные делишки контрабандисты. Ради праздного любопытства Печорин решает разобраться, прав ли он в своих догадках, — и в итоге чуть не погибает. А местная молодёжь, которая и вправду занималась контрабандой, разбегается кто куда.

В главе «Княжна Мери» Печорин наконец-то добирается до Пятигорска — и там закручивает одну интригу за другой. Результаты неутешительные: в семье Веры — давней возлюбленной главного героя — разгорается страшный скандал; юная княжна Мери Лиговская, любви которой Печорин так долго и усердно добивался, остаётся одна-одинёшенька с разбитым сердцем; но самое ужасное, что давний приятель Печорина — Грушницкий — вызывает главного героя на дуэль и погибает. Так слова и действия Григория Александровича впервые приводят к гибели человека. Грушницкий, отдадим ему должное, тоже вёл себя более чем некрасиво, но ведь можно было не усугублять ситуацию…

Далее, в главе «Бэла» Печорина (очевидно, за участие в дуэли) отправляют служить в глухую крепость, но и там главный герой продолжает плести интриги. Как было сказано, это становится причиной гибели ещё одного человека — на сей раз ни в чём не повинной, чистой, искренней девушки. Затем следует, на первый взгляд, не особенно значимый эпизод, описанный в главе «Фаталист»… а потом мы узнаём, что офицер страшно некрасиво обошёлся со старым товарищем («Максим Максимыч») — и, в конце концов, что Григорий Александрович умер, возвращаясь из Персии («Предисловие к журналу Печорина»).

Итак, повествование в «Герое нашего времени» строится как своего рода детектив — с той лишь разницей, что мы, читатели, расследуем не уголовные, а нравственные преступления. Если посмотреть на дело именно так, то вполне понятно, почему автор не располагает главы в хронологической последовательности.

Но вот вопрос: почему роман заканчивается главой «Фаталист», где Печорин впервые показывает себя молодцом? Он помогает арестовать казака, который, будучи пьяным, зарезал русского офицера — и теперь, забаррикадировавшись в пустой хате, грозит смертью любому, кто попробует его выманить. Григорий Александрович, в принципе, не обязан вмешиваться: да, он военный — но ему никто не давал соответствующего приказа. Почему же самолюбивый Печорин добровольно рискует жизнью?

Скорее всего, таким образом он решает хоть как-то искупить вину за гибель Бэлы. В тексте главы «Фаталист» нет чётких указаний на то, когда произошли эти события, — до истории с несчастной черкешенкой или после, но второе вероятнее. Каким бы самовлюблённым эгоистом ни был Печорин, он не мог не слышать голоса совести. Предыдущие свои поступки главный герой мог хоть как-то оправдать: например, сказать самому себе, что контрабандисты, княжна Мери, Вера и Грушницкий сами во всём виноваты. Но с Бэлой это уже не работало — потому-то Печорин и решил рискнуть жизнью. Возможно, подсознательно он понимал: если выберется из переделки, значит, хоть на малую часть загладит вину перед Бэлой. Ну, а если не выберется, переживать и вовсе не придётся.

Л. Н. Толстой. «После бала»

Ещё одно произведение, где сюжет значительно отличается от фабулы, — «После бала»: действие здесь разворачивается как бы посередине. В литературоведении такой тип композиции называется «рассказ в рассказе».

В начале произведения мы видим, как главный герой, «всеми уважаемый» Иван Васильевич, непринуждённо общается с друзьями. Затем — узнаём, как давным-давно вся его жизнь «переменилась от одной ночи, или скорее утра». Когда же история из молодости центрального персонажа заканчивается, он снова предстаёт перед нами эдаким светским львом, ушедшим на покой, — драгоценным украшением дворянской компании. Это спокойный и вдумчивый человек, у которого, судя по всему, нет серьёзных проблем — ни со здоровьем, ни с финансами, ни с чем-нибудь ещё. Но счастлив ли он?

Судя по всему, нет. Как говорил герой другого отечественного классика:

  • Чужой для всех, ничем не связан,
  • Я думал: вольность и покой
  • Замена счастью. Боже мой!
  • Как я ошибся, как наказан!

Если бы в толстовском рассказе не было «рамки», мы могли бы надеяться, что после душераздирающей истории с Варенькой Б. герой сумел-таки оправиться и снова поверить в любовь. Но увы!

Добавить комментарий