Как найти федеральный закон в российской газете

Документы

Список документов

Документы – российское законодательство

Рубрика «Документы» на сайте «Российской Газеты» – это самый полный перечень официальных документов Российской Федерации. Все вступающие в силу документы, законы, указы и другие нормативные акты России попадают на эту страницу. Здесь вы узнаете, какие документы официально вступили в силу и сможете ознакомиться с их полными текстами и приложениями. Также здесь вы можете подписаться на рассылку свежих документов 2017 года.

Документы – российское законодательство

Рубрика «Документы» на сайте «Российской Газеты» – это самый полный перечень официальных документов Российской Федерации. Все вступающие в силу документы, законы, указы и другие нормативные акты России попадают на эту страницу. Здесь вы узнаете, какие документы официально вступили в силу и сможете ознакомиться с их полными текстами и приложениями. Также здесь вы можете подписаться на рассылку свежих документов 2017 года.

Где искать тексты законов в Интернете: практическое руководство

В этой статье я подробно расскажу о том, где ищут законы юристы, и поделюсь полезными ссылками. Расскажу, что такое источники официального опубликования, зачем они нужны и почему искать законы в специальных программах легче.

Я всегда улыбаюсь, когда слышу: «Этот закон в Интернете есть!» Как будто глобальная сеть – это высшая инстанция в одном лице, и она точно не подведет. На деле за каждым сайтом стоят живые люди, и где-то они обновляют информацию, а где-то выкладывают ее однажды и больше не вносят изменений. Так и получаются казусы, когда люди ссылаются на законы, которые в Интернете есть, но уже не действуют.

“Законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются”. Cтатья 15 Конституции РФ

Выложить текст нового закона на каком-нибудь случайном сайте или развесить плакаты в фойе районной библиотеки не получится. У официального опубликования есть свои  строгие источники. Эти источники указаны в Федеральном законе от 14. 06. 1994 № 5-ФЗ и в Указе Президента РФ от 23.05.1996 № 763. Таких официальных публикаторов в России всего 4.
 

Источники официального опубликования нормативных правовых актов РФ

Собрание законодательства РФ1. «Собрание законодательства РФ»  – название этого издания говорит само за себя – здесь публикуются и законы, и акты Президента РФ, и акты Правительства РФ, и решения Конституционного суда РФ, и другие важные документы.  «Собрание законодательства» издается с 1994 года еженедельно в виде выпусков. По сути – это сухое издание актов. Не глянцевый журнал с новостями. Посмотреть, как выглядят выпуски «Собрания законодательства», и что там печатают, Вы всегда можете на официальном сайте – www.szrf.ru 

2. «Парламентская газета» –  совсем другое издание. Здесь есть и законодательство, и новости, и картинки. «Парламентская газета» – это издание нашего законодательного органа – Федерального собрания РФ, который состоит из двух палат – Совета Федерации и Государственной Думы. Поэтому в «Парламентской газете» мы не встретим ни актов Президента РФ, ни актов Правительства РФ. Здесь публикуют законы – федеральные конституционные (ФКЗ), федеральные (ФЗ), а еще другие акты самого Федерального Собрания РФ, плюс новости: о политике, экономике, культуре, происшествиях и тому подобном. Газета издается с 1997 года и выходит еженедельно. У «Парламентской газеты» тоже есть официальный сайт – www.pnp.ru. Там можно купить свежий или архивный номер газеты в формате pdf.

3. «Российская газета» – как правило, известна людям чаще. Подозреваю, что Вы о ней точно слышали. Это издание Правительства РФ. Первый номер «Российской газеты» вышел в 1990 году. С тех пор газета печатается и ежедневно, и еженедельно, в зависимости от города России – Москва, Новосибирск, Иркутск, Калининград и т.д. Кроме новостей о жизни в России и в мире, «Российская газета» – это официальный публикатор законов, других актов парламента, актов Президента РФ и Правительства РФ, решений Конституционного суда РФ, актов Центральной избирательной комиссии РФ и других значимых документов. У газеты тоже есть официальный сайт – www.rg.ru. 
«Российская газета» – это хороший инструмент, чтобы проверять достоверность новостей в духе «приняли недавно такой закон…» Чтобы узнать, действительно ли его «приняли», воспользуйтесь поиском по сайту газеты – он находится в верхнем правом углу на главной странице. Для поиска достаточно использовать ключевые слова.

4. Официальный интернет-портал правовой информации – www.pravo.gov.ru. Этот ресурс только электронный. Портал стал официальным публикатором актов с 2011 года. Здесь публикуют законы, другие акты парламента, акты Президента РФ и акты Правительства РФ, международные договоры, а также другие значимые документы.

На этом источники официального опубликования документов закончились. Возникает логичный вопрос: а как же все остальные – сайты, газеты, сборники – они публикуют законы (и другие акты) незаконно? Законно. Просто над остальными источниками не висит обязанность быть официальным публикатором и обнародовать документ в установленный законодательством срок. Поэтому публиковать тексты законов в других (дополнительных) источниках можно. Все это сказано в статье 5 Федерального закона от 14.06.1994  № 5-ФЗ и в пункте 3 Указа Президента РФ от 23.05.1996 № 763.

Есть еще один очень важный момент, зачем нужны официальные публикаторы – для того, чтобы отсчитывать дату вступления закона (или другого акта) в силу. Например, в тексте федерального закона читаем: “настоящий закон вступает в силу со дня его официального опубликования”. Днем его официального опубликования считается первая публикация полного текста в любом из четырех официальных источников (статья 4 ФЗ от 14.06.1994 № 5-ФЗ).
 

А теперь неожиданный поворот. Все эти официальные публикаторы обязаны обнародовать полный текст закона только в первый раз. Если к закону принята поправка, наступает обязанность опубликовать только текст нового закона о поправке. Цитирую  статью 9 Федерального закона от 14.06.1994 № 5-ФЗ: федеральный конституционный закон, федеральный закон, акт палаты Федерального Собрания, в который были внесены изменения или дополнения, может быть повторно официально опубликован в полном объеме.

Справочные правовые системы в России или где ищут законы юристы

В далеком 2003-ем, когда я училась на первом курсе юридического факультета, мы с коллегами регулярно покупали тексты всех нужных нам законов в книжном магазине и носили их с собой, как учебники. На обложке каждого такого закона была надпись: «по состоянию … на «число.месяц.год». Это означало, что за пределами этой даты, текст закона может действовать уже в другой редакции. Например, статья № 5 могла быть уже другой, а № 6 точно такой же. Тогда нас учили так: покупать свежий номер российской газеты, вырезать текст нужной статьи закона в новой редакции и вклеивать поверх старой версии. Но это было, мягко говоря, не слишком-то удобно.
 

Сейчас все гораздо проще. Студенты на лекции приносят свои смартфоны, в которых вместе с Instagram и WhatsApp есть все законы (и другие акты) сразу – в нужной редакции, в полном объеме. Чудеса возникли не благодаря куче сайтов в Интернете, а благодаря справочным правовым системам (кратко – СПС) – специальным программам, которые облегчили жизнь миллионам (если не больше) юристов и всем, кому нужна точная правовая информация. О них, чудесных, дальше.

СПС бывают государственные и негосударственные, платные и бесплатные. Чтобы не перегружать Вас юридическими тонкостями, я расскажу про 3 самые известные системы в нашей стране и покажу, чем отличается их работа на примере одного и того же запроса. Итак, начнем с государственной системы.

Система «Законодательство России» 

Полное название – Информационно-правовая система «Законодательство России». Эта программа находится на сайте официального публикатора www. pavo.gov.ru по этой ссылке. Программа бесплатная и работает 24/7. Тесты размещенных там документов считаются официальными. Об этом говорят Указы Президента РФ от 05.04.1994 № 662 и от 23.05.1996 №763. 
 

Давайте попробуем найти в этой системе Федеральный закон «Об обществах с ограниченной ответственностью», используя простой запрос «закон об ООО». Эти ключевые слова мы вводим в строку «интеллектуального поиска», вот так: 



Нажимаем «Искать» и получаем результат – 532 документа, в которых просто встречаются слова из моего запроса, но каждое в отдельности, а не в заглавии. Среди первых 40 документов встретилось даже Постановление главного санитарного врача РФ, но текста самого закона не было.



Пробуем расширенный поиск по тем же ключевым словам:



В результате получаем всего 2 документа: Постановление Государственной Думы РФ и Постановление Конституционного суда РФ, текст самого закона по-прежнему не найден.



Наконец, чтобы поставить поисковую точку, я сделала расширенный поиск закона по номеру и дате принятия (их, полагаю, система ждет предварительно где-то найденные или наизусть заученные). Конечно, после такого запроса закон появился. Со всеми изменениями и дополнениями – текст в действующей редакции.



Когда я показывала такой пример поиска своим студентам на лекции, они воспринимали это как фокус и тут же начинали проверять в своих смартфонах. Искали. Получали тоже самое. С момента моей последней лекции и до написания этой статьи прошло уже почти 5 лет. Фокус можно показывать дальше.
 

Итак, краткое резюме по ИПС «Законодательство России» – бесплатно, 24/7, большая база документов, официальные тексты, но найти документ непросто.

Двигаемся дальше и рассматриваем негосударственные СПС –  «Консультант Плюс» и «Гарант». Коммерческие системы отличаются хорошими связями между документами. На языке программистов – перелинковкой. Это не сухая публикация текстов законов (и других актов), это человекопонятный инструмент для чтения правовой информации. Можно сравнить старую и новую редакцию, посмотреть комментарий к нужной статье закона, найти судебную практику, просто узнать ответ на вопрос, получить правовую инструкцию и много чего еще.

И “Гарант”, и “КонсультантПлюс” в своих полных версиях работают офлайн и платно. Именно здесь юристы нашей необъятной Родины черпают свои знания. Зачем это неюристам? – спросите Вы. Объясню. У каждой этой системы есть бесплатная онлайн-версия с самыми популярными документами, то есть не вся база целиком, но очень много всего нужного в открытом доступе есть. Искать документы под силу даже первокласснику. Сейчас покажу, как это работает.

Система «Консультант Плюс» 

Полное название – справочная правовая система «Консультант Плюс». Онлайн-программа доступна по ссылке: www.consultant.ru. Сайт “Консультанта” появился в 1997-м, а сама система еще раньше – в 1992. Для будущих правозащитников мир “Консультанта” открылся в 2004-м, когда компания стала рассылать по юридическим факультетам страны свои диски с небольшими, но качественными базами документов, которые собирали специально для студентов. За год было 2 диска (документы обновлялись). Эти диски мы брали в деканате, устанавливали на свои домашние компьютеры и радовались, что, наконец-то, все “правильные” документы под рукой. Вот так грамотно была выстроена маркетинговая стратегия “Консультанта”.

Если вы читали книгу Максима Батырева “45 татуировок продавана. Правила для тех, кто продает и управляет”, то наверняка помните собственную историю автора – о том, как он продавал программу “КонсультантПлюс” и какие уроки получил от этого опыта. О самой программе в книге, конечно, ничего не написано. Поэтому перейдем от историй – к делу и посмотрим, как работает бесплатная онлайн-версия “Консультанта” и, чем отличается поиск документов здесь от рассмотренной выше системы «Законодательство России».

Используем уже знакомый поисковый запрос и найдем «закон об ООО». Сделаем поиск сразу с главной страницы:



Подозреваю, что полученный результат в комментариях не нуждается:



Документы, которые открыты, отмечены зеленой галочкой. Если документ закрыт в бесплатной версии, Вы увидите “красный кирпич”. Здесь есть #лайфхак: больше документов открыто в вечернее время и по выходным дням. 

Другая коммерческая система, также доступная в бесплатной версии, называется «Гарант».

Система “Гарант”

Бесплатная версия системы доступна на сайте www.garant.ru.  “Гарант появился в 1990-м. Группа студентов МГУ создала компьютерный справочник по Кодексу законов о труде. Потом появилась небольшая справочная система с небольшим числом обновляемых документов, первые продажи этой системы сделали в том же 1990-м. А дальше пути студентов разошлись и получилось два коммерческих бренда – “Гарант” и “КонсультантПлюс”

Сегодня  сайт «Гаранта» больше похож на юридический портал – здесь и новости, и документы, и даже рекламные баннеры. Проверим поиск документов по кючевой фразе «закон об ООО». Слова вводим в строку поиска тоже на главной странице:



Нужный нам Федеральный закон тоже получаем в результате на первом месте:



Здесь отличается интерфейс выдачи, поэтому выбирайте ту программу, корая Вам покажется удобнее. 

Поиск по фразе “закон об ООО” я сделала в качестве примера. Искать в этих системах вы можете не только законы, но и другие документы. Например, бланк заявления о регистрации индивидуального предпринимателя, официальные правила заполнения этого зявления и много чего еще. 

Один небольшой #лайфхак по делу: перекрестный поиск в разных системах. Например, если Вы ищете документ на сайте “Консультанта”,  а там он “закрыт”, попробуйте поискать его в «Гаранте». Если и там недоступен, вооружайтесь точными реквизитами (и “Консультант”, и “Гарант” их обязательно покажут) и отправляйтесь на www.pravo.gov.ru, чтобы найти документ в системе “Законодательство России”.

Есть и другие СПС. Например, Кодекс и ТехЭксперт. В “ТехЭксперте” много разных ГОСТов, СанПинов, СНИПов и так далее (но вцелом документов гораздо меньше, чем в том же “Консультанте”). Перекрестный поиск к этим системам тоже относится.

Помните, в самом начале статьи я рассказывала Вам про официальных публикаторов – “Собрание законодательства РФ”, “Парламентская газета”, “Российская газета” и портал www.pravo.gov.ru? Теперь пазл замыкаем – “Консультант” и “Гарант” сюда не относятся. Эти системы публикуют документы очень удобно для пользователей, делают профессиональные инструкции и обзоры, но источниками официального опубликования не являются. Миллионы юристов доверяют этим системам исходя из сложившейся практики и репутации. Поэтому у каждого документа и в “Гаранте”, и в “Консультанте” есть справка с указанием источников публикации. 

На этом мой обзор завершён. Удачных Вам поисков и точных правовых документов.
И до встречи на Праводоксе!

Добавили: 13.03.2018 Обновили: 07.04.2019

Федеральные конституционные законы

Федеральный конституционный закон от 19.12.2022 № 9-ФКЗ “О внесении изменений в отдельные федеральные конституционные законы”

Внесены поправки в законы о военных, арбитражных судах и судах общей юрисдикции, касающиеся администраторов судов. В частности, внесены изменения в статью 45 Федерального конституционного закона от 28 апреля 1995 года № 1-ФКЗ “Об арбитражных судах в Российской Федерации”. Так, непосредственное руководство деятельностью аппарата арбитражного суда осуществляет руководитель аппарата – администратор соответствующего арбитражного суда (далее – руководитель аппарата суда). Руководитель аппарата суда назначается на должность и освобождается от должности председателем арбитражного суда, подчиняется непосредственно председателю этого суда. На должность руководителя аппарата суда назначается лицо, имеющее высшее юридическое образование. Типовой должностной регламент федерального государственного гражданского служащего, замещающего должность федеральной государственной гражданской службы руководителя аппарата администратора федерального арбитражного суда, утверждается Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации. Данный Федеральный конституционный закон вступает в силу с 1 июля 2023 года.

Федеральные законы

Федеральный закон от 19.12.2022 № 553-ФЗ “О внесении изменений в статью 18 Федерального закона “Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации”

Гражданину или получателю социальных услуг может быть отказано, в том числе временно, в предоставлении социальных услуг в форме социального обслуживания на дому, или в полустационарной форме, или в стационарной форме в связи с наличием медицинских противопоказаний, перечень которых утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения. Предоставление социальных услуг в форме социального обслуживания на дому, или в полустационарной форме, или в стационарной форме возобновляется после получения заключения уполномоченной медицинской организации об отсутствии медицинских противопоказаний. В случае, если гражданину или получателю социальных услуг отказано в предоставлении социальных услуг в форме социального обслуживания на дому, или в полустационарной форме, или в стационарной форме в связи с наличием медицинских противопоказаний, поставщики социальных услуг информируют медицинскую организацию по месту жительства гражданина или получателя социальных услуг о необходимости оказания ему медицинской помощи, в том числе медицинского наблюдения. Данный Федеральный закон вступает в силу по истечении девяноста дней после дня его официального опубликования.

Федеральный закон от 19.12.2022 № 552-ФЗ “О внесении изменения в статью 102 части первой Налогового кодекса Российской Федерации”

Положения указанной статьи в части запрета на разглашение сведений, составляющих налоговую тайну, требований к специальному режиму хранения указанных сведений и доступа к ним, ответственности за утрату документов, содержащих указанные сведения, или за разглашение указанных сведений распространяются на сведения о снятии с учета в налоговых органах физических лиц в связи со смертью, поступившие от налоговых органов в банки в целях, установленных Федеральным законом «О банках и банковской деятельности». Доступ к указанным сведениям, составляющим налоговую тайну, в банках имеют должностные лица, определяемые руководителями таких банков. Данный Федеральный закон вступает в силу с 18 мая 2023 года.

Федеральный закон от 19.12.2022 № 551-ФЗ “О внесении изменения в Федеральный закон “О государственной социальной помощи”

В целях совершенствования осуществления органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, государственными внебюджетными фондами, организациями, находящимися в ведении органов государственной власти и органов местного самоуправления, процессов назначения и предоставления мер социальной защиты (поддержки), социальных услуг, предоставляемых в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иных социальных гарантий и выплат Правительством Российской Федерации устанавливаются основные требования к осуществлению указанных процессов. Данный Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2024 года.

Федеральный закон от 19.12.2022 № 547-ФЗ “О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации”

Членам экипажей пилотируемых воздушных судов, за исключением сверхлегких пилотируемых гражданских воздушных судов с массой конструкции 115 килограммов и менее, специалистам авиационного персонала, осуществляющим техническое обслуживание воздушных судов, сотрудникам по обеспечению полетов гражданской авиации уполномоченным Правительством Российской Федерации органом выдаются удостоверения члена экипажа гражданского воздушного судна. Порядок оформления, выдачи, учета, аннулирования и изъятия удостоверения члена экипажа гражданского воздушного судна и форма указанного удостоверения устанавливаются Правительством Российской Федерации. За выдачу удостоверения члена экипажа гражданского воздушного судна уплачивается государственная пошлина в размерах и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Порядок оформления, выдачи, учета, аннулирования и изъятия удостоверения инспектора гражданской авиации Российской Федерации и форма указанного удостоверения устанавливаются Правительством Российской Федерации. Данный Федеральный закон вступает в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня его официального опубликования, за исключением отдельных положений.

Федеральный закон от 19.12.2022 № 546-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”

Некоммерческая организация подлежит регистрации в государственном реестре саморегулируемых организаций кадастровых инженеров в качестве национального объединения по истечении трех рабочих дней с даты представления в орган федерального государственного надзора следующих документов: заявление о регистрации некоммерческой организации в качестве национального объединения; засвидетельствованная в нотариальном порядке копия устава некоммерческой организации; заверенные некоммерческой организацией копии заявлений саморегулируемых организаций кадастровых инженеров – всех ее членов о вступлении в такую некоммерческую организацию. Согласно поправке с 1 марта 2023 года заявление и документы некоммерческая организация может направлять в орган федерального государственного надзора в форме электронных документов (пакета электронных документов), подписанных некоммерческой организацией усиленной квалифицированной электронной подписью, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети «Интернет», включая единый портал государственных и муниципальных услуг.

Федеральный закон от 19.12.2022 № 545-ФЗ “О внесении изменений в статьи 302 и 351-7 Трудового кодекса Российской Федерации”

Доставка работников, работающих вахтовым методом, от места нахождения работодателя или пункта сбора до места выполнения работы и обратно осуществляется за счет средств работодателя. Работодатель может компенсировать работнику, работающему вахтовым методом, расходы на оплату стоимости его проезда от места жительства до места нахождения работодателя или пункта сбора. Размер и порядок компенсации устанавливаются коллективным договором, локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации. Данный Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением отдельного положения.

Указы Президента Российской Федерации

Указ Президента Российской Федерации от 22.12.2022 № 943 “О применении специальных экономических мер в сфере поставок природного газа в связи с недружественными действиями некоторых иностранных государств и международных организаций”

В частности, до 1 октября 2023 г. запрещается исполнение ПАО “Газпром” и его аффилированными лицами обязательств перед иностранными лицами, связанными с иностранными государствами, которые совершают в отношении Российской Федерации, российских юридических лиц и физических лиц недружественные действия (в том числе если такие иностранные лица имеют гражданство этих государств, местом их регистрации, местом преимущественного ведения ими хозяйственной деятельности или местом преимущественного извлечения ими прибыли от деятельности являются эти государства), или лицами, которые находятся под контролем указанных иностранных лиц, независимо от места их регистрации или места преимущественного ведения ими хозяйственной деятельности: по оплате поставок горючего природного газа, газового конденсата, добытых на участках Ачимовских отложений Уренгойского нефтегазоконденсатного месторождения, в случае если размер обязательств рассчитан по цене на горючий природный газ, газовый конденсат, превышающей предельный размер цены, установленный Правительством Российской Федерации; по оплате поставок горючего природного газа, добытого на участках Южно-Русского газового месторождения, в случае если размер обязательств рассчитан по цене на горючий природный газ, превышающей предельный размер цены, установленный Правительством Российской Федерации; по оплате услуг, связанных с добычей горючего природного газа, газового конденсата на участках Ачимовских отложений Уренгойского нефтегазоконденсатного месторождения, в случае если размер платы за такие услуги превышает предельный размер платы, установленный Правительством Российской Федерации. Министерству финансов Российской Федерации предоставлено право давать официальные разъяснения по вопросам применения данного Указа. Данный Указ вступает в силу со дня его официального опубликования.

Указ Президента Российской Федерации от 22.12.2022 № 936 “О внесении изменения в Положение о порядке прохождения военной службы, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. № 1237”

Военнослужащему, срок военной службы которого в присвоенном воинском звании истек, за особые личные заслуги может быть присвоено воинское звание на одну ступень выше воинского звания, предусмотренного штатом для занимаемой им воинской должности, но не выше воинского звания майора или капитана 3 ранга, а военнослужащему, имеющему ученую степень и (или) ученое звание, занимающему воинскую должность педагогического работника в военной профессиональной образовательной организации или военной образовательной организации высшего образования либо научного работника в военной профессиональной образовательной организации, военной образовательной организации высшего образования или научной организации, а также военнослужащему летного состава, участвующему в летных испытаниях (исследованиях) опытной и серийной авиационной техники, – не выше воинского звания полковника или капитана 1 ранга. Данный Указ вступает в силу со дня его подписания.

Распоряжения Президента Российской Федерации

Распоряжение Президента Российской Федерации от 20.12.2022 № 420-рп “О рабочей группе по обеспечению взаимодействия органов публичной власти и организаций по вопросам мобилизационной подготовки и мобилизации, социальной и правовой защиты граждан Российской Федерации, принимающих участие в специальной военной операции, и членов их семей”

Утвержден прилагаемый состав рабочей группы по обеспечению взаимодействия органов публичной власти и организаций по вопросам мобилизационной подготовки и мобилизации, социальной и правовой защиты граждан Российской Федерации, принимающих участие в специальной военной операции, и членов их семей, назначаемый по согласованию. Установлено, что основными задачами рабочей группы являются: а) обеспечение взаимодействия палат Федерального Собрания Российской Федерации, федеральных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и организаций, в том числе общественных объединений, по вопросам мобилизационной подготовки и мобилизации, воинского учета, социальной и правовой защиты граждан Российской Федерации, принимающих участие в специальной военной операции, и членов их семей; б) мониторинг и анализ правоприменительной практики по вопросам, относящимся к компетенции рабочей группы; в) контроль за реализацией мер социальной и правовой защиты граждан Российской Федерации, принимающих участие в  специальной  военной операции, и членов их семей, а также взаимодействие с такими гражданами и членами их семей; г) рассмотрение вопросов, связанных с организацией мест размещения граждан Российской Федерации, призванных на военную службу по мобилизации, иным материально-техническим обеспечением таких граждан и воинских формирований, совершенствованием деятельности военных комиссариатов, и подготовка соответствующих предложений и др. Рабочая группа ежемесячно представляет доклад Президенту Российской Федерации. Организационно-техническое обеспечение деятельности рабочей группы осуществляет Минобороны России. Руководителю рабочей группы во взаимодействии с Минобороны России определить порядок ее работы. Данное распоряжение вступает в силу со дня его подписания.

Постановления Правительства Российской Федерации

Постановление Правительства Российской Федерации от 22.12.2022 № 2371 “Об особенностях применения законодательства о занятости населения на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области”

Утверждены прилагаемые особенности применения законодательства о занятости населения на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области. Граждане в целях поиска подходящей работы и в целях регистрации в качестве безработных обращаются в центры занятости населения с заявлением о предоставлении государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы (далее – заявление) лично. В заявлении гражданин, обратившийся в центр занятости населения, указывает, претендует ли он на признание его безработным. Для подбора подходящей работы гражданин также представляет документы об образовании, документы об образовании и о квалификации, документы о квалификации, документы об обучении, документы об ученых степенях и ученых званиях. Подбор подходящей работы гражданину, утратившему документы, подтверждающие его образование и (или) квалификацию, осуществляется с учетом сведений о трудовой деятельности и трудовом стаже этого гражданина. Постановка на регистрационный учет, ведение регистрационного учета, снятие с регистрационного учета граждан в целях поиска подходящей работы и безработных граждан, а также оказание иных государственных услуг в сфере содействия занятости осуществляются без использования единой цифровой платформы в сфере занятости и трудовых отношений “Работа в России”, федеральной государственной информационной системы “Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)”. Постановка на регистрационный учет, ведение регистрационного учета, снятие с регистрационного учета граждан в целях поиска подходящей работы и безработных граждан, а также оказание иных государственных услуг в сфере содействия занятости могут осуществляться с использованием региональных информационных систем. Данное постановление вступает в силу с 1 января 2023 г.

Постановление Правительства Российской Федерации от 20.12.2022 № 2358 “Об утверждении Правил ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации семян сельскохозяйственных растений”

Утверждены Правила, определяющие порядок ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации семян сельскохозяйственных растений. Ввозить в Российскую Федерацию семена сельскохозяйственных растений могут следующие лица: а) юридические лица, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, осуществляющие производство семян сельскохозяйственных растений; б) юридические лица, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, осуществляющие реализацию и (или) использование семян сельскохозяйственных растений; в) юридические лица, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, осуществляющие транспортировку семян сельскохозяйственных растений с территории иностранного государства на территорию Российской Федерации. Запрещаются ввоз в Российскую Федерацию и использование для посева (посадки) семян сельскохозяйственных растений, содержащих генно-инженерно-модифицированные организмы, за исключением посева (посадки) таких семян для проведения экспертиз и научно-исследовательских работ. Запрещается вывоз из Российской Федерации семян сельскохозяйственных растений в случае установления временного ограничения или запрета на экспорт семян сельскохозяйственных растений в соответствии с правом Евразийского экономического союза и (или) законодательством Российской Федерации. Количественные ограничения экспорта семян сельскохозяйственных растений, вывоз которых осуществляется в пределах объемов экспортных квот, устанавливаются в соответствии с правом Евразийского экономического союза и (или) законодательством Российской Федерации.

Постановление Правительства Российской Федерации от 15.12.2022 № 2304 “О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 2 марта 2021 г. № 295 и признании утратившими силу отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации”

Внесены изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 2 марта 2021 г. № 295 “О предоставлении и распределении грантов в форме субсидий из федерального бюджета на государственную поддержку некоммерческих организаций в целях реализации задач государственной молодежной политики и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации”. Грант предоставляется, в частности, общероссийской молодежной общественной организации “Ассоциация студенческих спортивных клубов России” – на финансовое обеспечение мероприятий в рамках реализации федерального проекта в целях объединения граждан и общественных объединений для формирования высоконравственного, физически и духовно здорового, гармонично развитого поколения, для всесторонней реализации его потенциала, популяризации здорового образа жизни и создания оптимальных условий для развития и функционирования массового студенческого спорта как важнейшей, всеобщей и равнодоступной формы общественной жизни молодежи, обучающейся в образовательных организациях высшего и профессионального образования. Результатом предоставления гранта является количество участников проведенных мероприятий, направленных на развитие студенческого спорта и вовлечение молодежи в занятия физической культурой и спортом. Характеристиками (показателями, необходимыми для достижения результата предоставления гранта) являются: количество проведенных мероприятий, направленных на развитие студенческого спорта и на вовлечение молодежи в занятия физической культурой и спортом; функционирование региональных отделений в сфере студенческого спорта в субъектах Российской Федерации. Данное постановление вступает в силу с 1 января 2023 г.

Постановление Правительства Российской Федерации от 22.12.2022 № 2377 “Об особенностях составления, рассмотрения и утверждения проектов бюджетов Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области, проектов бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов и местных бюджетов, а также исполнения указанных бюджетов и формирования бюджетной отчетности на 2023 – 2025 годы”

В 2023 году доходы от платных услуг и иной приносящей доход деятельности, получаемые государственными и муниципальными учреждениями, поступают в распоряжение государственных и муниципальных учреждений и используются ими для достижения целей, предусмотренных уставами государственных и муниципальных учреждений, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Указанные средства в полном объеме зачисляются соответственно в бюджеты Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области и направляются согласно бюджетным сметам на финансовое обеспечение осуществления деятельности государственных и муниципальных учреждений сверх бюджетных ассигнований (лимитов бюджетных обязательств), предусмотренных законом о бюджете и (или) сводной бюджетной росписью. Остатки средств бюджетов Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области, учтенных по состоянию на 1 января 2023 г. на счетах, открытых в кредитных организациях, подлежат перечислению на казначейские счета, открытые соответствующим финансовым органам Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области в органах Федерального казначейства в первые 5 рабочих дней 2023 года. Установлено, что в 2023 – 2025 годах: а) особенности применения классификации операций сектора государственного управления и ведение бюджетного учета (бухгалтерского учета государственных (муниципальных) учреждений) Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области осуществляются с учетом переходных положений, установленных Министерством финансов Российской Федерации; б) особенности формирования, представления и утверждения бюджетной отчетности Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области за 2023 – 2025 годы устанавливаются Министерством финансов Российской Федерации.

Распоряжения Правительства Российской Федерации

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 23.12.2022 № 4154-р

Выделяются в 2022 году Минфину России для предоставления межбюджетных трансфертов бюджету Пенсионного фонда Российской Федерации, имея в виду обеспечение 100-процентного исполнения обязательств Российской Федерации по выплате пенсий, пособий и иных социальных выплат, бюджетные ассигнования в размере до 1496206700 тыс. рублей из резервного фонда Правительства Российской Федерации.

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 23.12.2022 № 4153-р

Выделяются в 2022 году из резервного фонда Правительства Российской Федерации Минздраву России бюджетные ассигнования в размере 69920627,8 тыс. рублей на предоставление гранта в форме субсидии Фонду поддержки детей с тяжелыми жизнеугрожающими и хроническими заболеваниями, в том числе редкими (орфанными) заболеваниями, “Круг добра” в целях достижения результатов, установленных Правилами предоставления грантов в форме субсидий из федерального бюджета Фонду поддержки детей с тяжелыми жизнеугрожающими и хроническими заболеваниями, в том числе редкими (орфанными) заболеваниями, “Круг добра”, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2021 г. № 2409 “Об утверждении Правил предоставления грантов в форме субсидий из федерального бюджета Фонду поддержки детей с тяжелыми жизнеугрожающими и хроническими заболеваниями, в том числе редкими (орфанными) заболеваниями, “Круг добра”.

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 23.12.2022 № 4149-р

Выделяются Минцифры России в 2022 году на предоставление бюджетных инвестиций в виде взноса Российской Федерации в уставный капитал акционерного общества “Почта России” в целях модернизации и  приведения в  нормативное состояние отделений и иных объектов почтовой связи этого акционерного общества, расположенных в сельской местности, а также в труднодоступных местностях, бюджетные ассигнования в размере 5000000 тыс. рублей из резервного фонда Правительства   Российской   Федерации, имея в виду, что выделение указанных средств позволит модернизировать и привести в нормативное состояние не менее 800 указанных объектов почтовой связи до конца 2023 года.

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 23.12.2022 № 4148-р

Выделяются Росавиации в 2022 году бюджетные ассигнования в размере 751096,2 тыс. рублей из резервного фонда Правительства Российской Федерации на возмещение организациям недополученных доходов от предоставления услуг по аэропортовому и наземному обеспечению полетов воздушных судов пользователей воздушного пространства, освобожденных в соответствии с законодательством Российской Федерации от платы за них, имея в виду возмещение недополученных доходов не менее чем за 31647 оказанных услуг.

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 23.12.2022 № 4134-р

Выделяются Минтруду России в 2022 году на предоставление субсидии бюджету Псковской области для софинансирования расходного обязательства субъекта Российской Федерации, возникающего при реализации регионального проекта, обеспечивающего достижение целей, показателей и результатов федерального проекта “Старшее поколение” национального проекта “Демография”, бюджетные ассигнования в размере 51022,9 тыс. рублей из резервного фонда  Правительства  Российской Федерации, имея в виду завершение строительства объекта в Псковской области “Социальный городок”, расположенного в Псковской области, Псковском районе, д. Борисовичи.

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 23.12.2022 № 4125-р

В целях оказания в 2022 – 2023 годах срочной гуманитарной помощи Республике Куба выделяются МЧС России бюджетные ассигнования федерального бюджета: в 2022 году в размере до 468912 тыс. рублей на закупку до 25000 тонн продовольственной пшеницы (далее – грузы гуманитарной помощи); в 2022 году в размере до 298563,3 тыс. рублей и в 2023 году в размере до 33173,7 тыс. рублей на доставку грузов гуманитарной помощи морским транспортом в Республику Куба.

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 22.12.2022 № 4090-р

Внесены изменения в состав делегации Российской Федерации для презентации в Комиссии по границам континентального шельфа, созданной в соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву 1982 года, частичного пересмотренного представления Российской Федерации в отношении континентального шельфа Российской Федерации в Северном Ледовитом океане, сформированной распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 января 2016 г. № 16-р.

Для применения любой информации правового характера на практике важно знать, когда тот или иной правовой акт стал действовать. При возникновении споров и для эффективной защиты законных требований необходимо точно знать, когда стала действовать норма права.

Во многих актах и законах не указывается момент, когда они вступают в силу и не разработан порядок начала его действия. Такая дата может быть вычислена по правилам, которые устанавливает законодательство. Для того, чтобы определить точный момент начала действия закона или другого акта, нужно знать источники их опубликования в официальных источниках информации и конкретные даты.

В российской Конституции сказано, что правовые акты, которые касаются прав и обязанностей граждан, должны быть обязательно доведены до них. Это возможно только через публикацию в официальных источниках. Если они не опубликованы, то и не приводят к последствиям в правовом плане. Только официальная публикация всех актов позволяет государству требовать от граждан строгого соблюдения законодательства, а также гарантировать права граждан, указанные в основном законе.

Законы федерального значения обязательно публикуются в «Российской газете» и «Парламентской газете». Также их можно прочитать в «Собрании законодательства Российской Федерации». В этих же источниках печатаются акты, которые принимаются Федеральным собранием. Акты, которые принадлежат Президенту страны и Правительству, подлежат публикации в «Собрании законодательства Российской Федерации». Они отражаются и в «Российской газете». Также эти акты могут публиковаться в других печатных изданиях. Акты, которые принимаются исполнительной властью, могут быть напечатаны в «Российской газете». Наряду с этим их можно прочитать в «Бюллетене нормативных актов федеральных органов». Кроме того, их публикация осуществляется в «Бюллетене», который выпускается информационным центром «Система».

Решения Совета директоров ЦБ РФ можно прочитать в «Вестнике Банка России». Постановления и заключения Конституционного Суда печатаются в официальных изданиях, которые выпускают органы власти. Также с решениями этого органа можно познакомиться в «Вестнике Конституционного Суда РФ». Все международные договоры, принятые в форме закона, официально публикуются в «Собрании законодательства РФ», а договора, которые уже действуют, в «Бюллетене международных договоров».

Условием вступления в силу нормативного правового акта является его обязательное опубликование в официальном источнике опубликования, определенном для каждого вида нормативных правовых актов. Таких источников может быть несколько. Официальным опубликованием может быть как публикация нормативного акта в печатном издании, так и размещение его текста на официальном сайте.

Так, для федеральных законов и актов палаты Федерального Собрания источниками официального опубликования являются “Российская газета”, “Парламентская газета”, журнал “Собрание законодательства Российской Федерации” и “Официальный интернет-портал правовой информации” (www.pravo.gov.ru).

“Официальный интернет-портал правовой информации” является источником опубликования для законов только с 10 ноября 2011 года. До этого официальными источниками опубликования являлись только печатные издания.

Если закон опубликован сразу в нескольких источниках, необходимо определить, по дате какого источника будет определяться момент вступления закона в силу.

Если документ опубликован в газете или на Официальном интернет-портале раньше, чем в журнале, проблем, как правило, не возникает. В ситуациях же, когда дата газеты или дата размещения на Официальном интернет-портале позже, чем дата журнала, однозначно определить реальную дату вступления закона в силу затруднительно.

Встречаются 2 варианта разрешения этой ситуации:

1 вариант – его сторонники считают, что датой официальной публикации в этом случае не может являться дата публикации в журнале “Собрание законодательства”. В качестве основного аргумента приводится Постановление Конституционного Суда РФ от 24 октября 1996 г. N 17-П, в котором на конкретном материале рассматривается порядок определения даты официального опубликования акта. Суть доводов в следующем: “Российская газета” является ежедневной газетой, и проставляемая на ней дата является датой, когда опубликованный в газете закон реально доходит до адресатов; в отличие от газеты, “Собрание законодательства” является еженедельным изданием, дата которого совпадает с датой его подписания в печать и не является датой поступления журнала в продажу или по подписке, т.е. реально “Собрание законодательства” доходит до адресатов значительно позже (на практике – через 1,5 – 2 недели после указанной на нем даты). Следовательно, правильнее будет считать первой официальной публикацией – публикацию в “Российской газете”.

Такая позиция находит подтверждение и в разъяснениях федеральных органов исполнительной власти, и в решениях судебных органов. Например: Федеральная таможенная служба, сообщая о вступлении в силу Постановления Правительства РФ от 07.04.2005 N 202, которое опубликовано в “Собрании законодательства” раньше, чем в “Российской газете”, прямо указывает, что оно официально опубликовано 12 апреля 2005 года в газете “Российская газета” N 74 и вступает в силу с 12 мая 2005 года (телетайпограмма ФТС России от 15.04.2005 N ТФ-837).

Аналогичный подход применяет Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ и разъясняет, что пункт 3 статьи 231 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)” вступил в силу с 02.11.2002 (Постановление Пленума ВАС РФ от 08.04.2003 N 4). Указанный пункт должен был вступить в силу со дня официального опубликования. Закон был опубликован в “Собрании законодательства” – 28.10.2002, в “Российской газете” – 02.11.2002.

Еще один пример: Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа разъяснил, что Федеральный закон от 06.06.2003 N 65-ФЗ “О внесении дополнения в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации, внесении изменений и дополнений в некоторые другие законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации” впервые официально опубликован в “Российской газете” 10.06.2003 и подлежит введению в действие не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования, т.е. с 10.07.2003 (Постановление ФАС Дальневосточного округа от 28.07.2004 N Ф03-А59/04-2/1704). При этом указанный Закон был опубликован и в “Собрании законодательства” – 09.06.2003.

2 вариант подхода к решению проблемы первой официальной публикации – формальный и основывается на нормах Федерального закона от 14.06.1994 N 5-ФЗ: тот источник, который имеет наиболее раннюю дату, и будет первым официальным опубликованием нормативного акта. Следовательно, если дата “Собрания законодательства” более ранняя, чем дата “Российской газеты”, то и нужно определять первую публикацию по “Собранию законодательства”. Эту позицию также можно проиллюстрировать на примере: Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа разъяснил, что Федеральный закон от 24.02.2004 N 5-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон “Об акционерных обществах” был официально опубликован 15.03.2004 в “Собрании законодательства” и с этой даты вступил в силу (Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 12.05.2005 N А74-3716/04-Ф02-2008/05-С2). В “Российской газете” Закон был опубликован 17.03.2004.

Выбирая один из приведенных выше вариантов, нужно учитывать, что каждый из них имеет свои минусы. Так, в первом варианте нужно обращать внимание на разницу между датами газеты и журнала. Если разница, например, составляет более 10 дней, то еще неизвестно, какой источник – “Российская газета” или “Собрание законодательства” реально дошел до адресатов раньше. Второй вариант, хотя формально и основан на нормах закона, может быть “проигрышным”, если дело дойдет до судебного разбирательства, т.к. в судебной практике все же чаще отдается предпочтение публикации в газете.

Проблема первой официальной публикации также актуальна для актов Президента РФ и Правительства РФ, официальными источниками опубликования которых являются “Собрание законодательства”, “Российская газета” и “Официальный интернет-портал правовой информации”.

Следует отметить, что с появлением электронного источника официального опубликования – “Официального интернет-портала правовой информации” (www.pravo.gov.ru), количество проблемных случаев с определением первой официальной публикации значительно уменьшилось. Конфликт между первыми публикациями в газете и журнале, например в “Российской газете” и Собрании законодательства” теперь практически не встречается.

Официальный интернет-портал правовой информации стал одним из самых оперативных источников официальной публикации, перехватив первенство у “Российской газеты”. Но говорить о том, что проблема определения первой официальной публикации перестала существовать, пока еще рано. Мы уже зафиксировали несколько новых случаев возникновения неопределенности с первой официальной публикацией. Суть проблемы не изменилась, только в роли “Российской газеты” теперь выступает Официальный интернет-портал.

Добавить комментарий