Начальник летнего спортивно-трудового лагеря, выпускник института физкультуры, собрал трудных подростков, многие из которых состояли на учете в милиции, и сумел стать для них другом и хорошим наставником.
Фрагмент статьи Валерия Приемыхова «Слово о друге». Опубликовано в «Учительской газете» (1985 г.):
«Вспоминаются недоверчивые, «умудренные жизнью» подростки, свысока поглядывающие на наивную Динару в начале работы над «Пацанами». Они уже твердо знали, что их жизнь не предмет для искусства. Их жизнь для нормальной жизни, а чья-то красивая — для кино. И многие, многие взрослые читали сценарий Клепикова и покачивали головами: что-то из этого выйдет? Вышло как взрыв. Ярко. Остро, злободневно, вовремя. После «Пацанов» письма приносили пачками, а в них Динара читала не про то, какой она замечательный режиссер, как здорово сделана та или другая сцена. Почти все письма о проблеме, о боли, о несчастье. Настолько личные, что руки опускались — зритель думал, режиссер все знает о «трудных», все может, рассчитывал на помощь, верил, ждал совета. И настойчиво зазвучали в выступлениях, интервью слова Динары: «Чем больше я узнаю, тем меньше знаю». Это было не растерянностью художника, а предостережением ретивым всезнайкам: тема поколения, тема воспитания, подхода к молодым чрезвычайно сложна, детство, молодость не островок, не отрывок от жизни, не «преджизнь», а уже жизнь. Так небрежно и свысока говорится иногда: «Подготовка к вступлению в большую жизнь». Ошибочно. Жизнь не делится на большую, среднюю, маленькую. Есть одна — большая. Так думала Динара Асанова».
Фрагмент воспоминаний кинодраматурга Юрия Клепикова. Опубликовано в газете «Аргументы и факты» (2014 г.):
«Молчание — не только характерная черта кинорежиссера Асановой, но и лейтмотив, проходящий через все ее творчество. В ее фильмах говорят не так много, а праздной болтовни в кадре нет и вовсе. Каждый эпизод ее картин наполнен смыслом и глубиной. Но это не напыщенная и надуманная глубина, иногда свойственная для фильмов, которые принято причислять к артхаусу. Это глубина настоящего момента реальности, самого обыденного момента жизни за окном, глубина обычной неосторожной фразы.
В ее фильме «Пацаны» есть эпизод, когда начальник спортивно-трудового лагеря для «проблемных» детей в исполнении Валерия Приемыхова на лодке доставляет родителей одного из ребят на островок, на котором тот поселился.
— …И сколько вы намерены их тут держать? — спрашивает мать.
— А мы здесь никого не держим. Вы своего можете забрать хоть сейчас, — отвечает Приемыхов.
— Вот еще. У нас отпуск, между прочим.
— …У вас отпуск? Ну вот возьмите его и воспитывайте.
— Да не будет этого!
Из подобных простых диалогов, до краев наполненных драматизмом обыденности, и состоят фильмы Динары Асановой. Трагичной была и фигура ее самой. Режиссер глубоко ощущала скоротечность жизни, не раз повторяла, что долго не проживет. Ее мать рассказывала, что Динара отводила себе максимум 45 лет. Асанова словно чувствовала, что ей нужно спешить, что нужно еще о многом рассказать зрителю. «У меня нет времени говорить неправду», — это ее фраза. Часто повторяла Асанова и слова японского писателя Кэнко-хоси из «Записок от скуки»: «Не держи двух стрел! Понадеявшись на вторую стрелу, ты беспечно отнесешься к первой. Всякий раз считай, что другого выхода у тебя нет и попасть ты должен этой единственной стрелой».
Именно поэтому трудно назвать какую-то картину из ее фильмографии более слабой, а какую-то более сильной. Все они хороши и по-своему, и как части единого целого, той самой стрелы. «Не болит голова у дятла», «Пацаны», «Беда», «Ключ без права передачи», «Жена ушла», другие ее фильмы — все они неразделимы и лишь по-разному говорят о самом главном. Без прикрас, но с нежностью и с надеждой.
<…>
«Я поняла, чем так привлекает меня работа над фильмами о подростках: они постоянно находятся в поиске, в поиске ответов на многочисленные вопросы, в поиске самого себя. Вот этот путь становления личности я прохожу вместе с ними. Детство, молодость не островок, не отрывок от жизни, не преджизнь, а уже жизнь», — писала Асанова в своих дневниках.
Документалист из фильма «Пацаны» уверенным голосом задал трудным подросткам вопрос: «А что значит «добрый человек»?» — и ребята терялись, потому что не знали точного ответа. Но смог бы ответить на этот вопрос сам вопрошающий? Каждый взрослый себе представляет, как нужно воспитывать ребенка, какие принципы и какое мировоззрение нужно ему прививать. Но верно ли оно?
<…>
Герой Валерия Приемыхова в «Пацанах» пытается подарить надежду на полноценную жизнь трудным подросткам, полны надежд и школьники из «Ключа без права передачи», не оставляет их и Слава Алексея Петренко в «Беде», спьяну горланивший песню Александры Пахмутовой, в тщетной погоне за уходящим поездом пытается ухватить надежду за хвост Муха в «Не болит голова у дятла». Надежды — они повсюду и нигде, а жизнь — вот она, утекает сквозь пальцы».
Информация для учителя.
Лекция о фильме «Пацаны»
Лектор: Лариса Малюкова.
У этого термина существуют и другие значения, см. Пацаны.
Пацаны | |
---|---|
нем. Die Halbstarken | |
Жанр | драма |
Режиссёр | Динара Асанова |
Автор сценария |
Юрий Клепиков |
В главных ролях |
Валерий Приёмыхов Андрей Зыков |
Оператор | Юрий Векслер |
Композитор | Виктор Кисин |
Художник-постановщик | Наталья Васильева, Владимир Светозаров |
Кинокомпания |
Киностудия «Ленфильм», Первое творческое объединение |
Длительность | 97 мин. |
Страна | СССР |
Язык | Русский |
Год | 1983 |
IMDb | ID 0086462 |
«Пацаны» — советская драма 1983 года режиссёра Динары Асановой по сценарию Юрия Клепикова. Снят Первым творческим объединением на киностудии «Ленфильм». Впервые был показан на Московском международном кинофестивале в июле 1983 года[1]. В широкий прокат картина вышла 5 ноября 1983 года[2].
В апреле 1984 года занял второе место в списке «лучших фильмов 1983 года» по мнению читателей журнала «Советский экран», уступив первое место картине «Вокзал для двоих». Помимо этого актёр Валерий Приёмыхов был назван в числе «лучших актёров года»[3]. В мае 1984 года получил первый приз по разделу фильмов для детей и юношества на XVII Всесоюзном кинофестивале в Киеве[4][2][5]. Летом 1984 года получил приз жюри на XIX Всесоюзной неделе фильмов для детей в Алма-Ате[2]. 11 сентября 1984 года режиссёр Динара Асанова и драматург Юрий Клепиков были удостоены премии имени Ф. Э. Дзержинского[2]. В сентябре 1984 года фильм получил премию, а актёр Приёмыхов — награду за лучшее исполнение мужской роли на Международном кинофестивале молодых кинематографистов социальных стран в Кошалине (Польша)[6][2].
Сюжет[править | править код]
Фильм начинается как документальный: подростки — будущие герои картины отвечают на вопросы: «Мог бы ты ударить человека?», «Что такое добро?» и тому подобное.
Затем происходит суд над 15-летним мальчиком — воришкой, которому сейчас угрожает реальный тюремный срок. По сути мальчик тоже стал жертвой неблагополучной среды. Мальчика привозят в суд в «воронке» из СИЗО. За него вступается главный герой, свидетель на суде — в миру начальник трудового лагеря. В последнем слове мальчик просит суд «дать ему поменьше», и в протоколе отмечают, что он раскаялся.
Валерий Приёмыхов в роли начальника летнего спортивно-трудового лагеря, выпускника Ленинградского института физкультуры, собрал «трудных» подростков, многие из которых состояли на учёте в милиции, а юного героя он взял на поруки прямо из зала суда, где тому был объявлен приговор — два года лишения свободы с предоставлением отсрочки сроком на один год. Они едут поездом в лагерь, где мы увидим жизнь неблагополучных ребят, их поведение и реакции на происходящие события, отношения к родителям, женщине, взрослым, их творческую и спортивную активность, и сможем сами составить о них — сложных детях — своё мнение.
В лагере проживают в палатках, практикуется традиционный «общественно-полезный труд» для этого сезона — прополка полей и другое. Основное развлечение в лагере — вечерние танцы, в честь которых начальник лагеря каждый раз запускает ракету. Фильм заканчивается тем, что при очередном объявлении танцев обнаруживается что ракетница пропала. Выясняется, что взял её главный герой фильма (Киреев) после того, как узнал, что его отец, чтобы порадовать свою сожительницу, обстриг свою дочь, сестру главного героя. Из-за этого та отравилась газом, и брат решил отомстить отцу. Весь контингент лагеря отправляется в погоню в направлении железнодорожной станции за Киреевым.
Игровые сюжеты в фильме с симуляцией приступа аппендицита и хулиганским приставанием к влюблённой парочке заимствованы из более раннего фильма «Ваши права?».
В ролях[править | править код]
- Валерий Приёмыхов — Павел Васильевич Антонов, начальник летнего спортивно-трудового лагеря для трудных подростков
- Андрей Зыков — Вова (Владимир Иванович) Киреев
- Ольга Машная — Маргарита Ивановна Киреева «Марго», сестра Вовы
- Сергей Наумов — Саша Белоусов
- Евгений Никитин — Олег Павлович Куренной
- Олег Хорев — Андрей Зайцев
- Александр Совков — Рублёв
- Александр Харашкевич — Борис Шмырёв
- Алексей Полуян — Синицын
- Виктор Михеев — командир отряда «Славян»
- Юлиан Груздев — командир отряда «Авангард»
- Владимир Гусев — командир отряда «Спартанцев»
- Екатерина Васильева — мать Зайцева
- Зиновий Гердт — судебный заседатель
- Сергей Лосев — Василий Васильевич, тренер
- Юрий Мороз — Костя
- Марина Левтова — подруга Кости
Съёмочная группа[править | править код]
- Автор сценария — Юрий Клепиков[2]
- Режиссёр-постановщик — Динара Асанова
- Оператор-постановщик — Юрий Векслер
- Художники-постановщики — Наталья Васильева, Владимир Светозаров
- Композитор — Виктор Кисин
- Звукооператор — Алиакпер Гасан-заде
- Автор текстов песен — Виктор Большаков (исполняет Виталий Черницкий)[2]
- Симфонический оркестр Ленинградской государственной филармонии, дирижёр — Павел Бубельников[2]
Съёмки фильма[править | править код]
В фильме воссозданы жизнь, быт и проблемы так называемых «трудных» подростков, проводящих лето в спортивно-трудовом лагере. Создатели картины размышляют о методах воспитания этих ребят, об ответственности юных за свои поступки[7].
Фильм основан на реальных событиях: почти 15 лет назад молодой ленинградец Сергей Алексеев собрал мальчишек, состоявших на учёте в детских комнатах милиции, и увёз их на лето в спортивно-трудовой лагерь «Прометей», чтобы они попробовали себя в полезных делах. Эксперимент удался: большинство ребят усвоили урок, преподнесённый им. Ленинградские кинодокументалисты во главе с режиссёром Михаилом Литвяковым сняли об этом фильм под названием «Трудные ребята» (1966). Режиссёр Динара Асанова и сценарист Юрий Клепиков посмотрели этот фильм, побывали в самом лагере, а после встречались с юристами, социологами, сидели в судах и разговаривали с «трудными» подростками[8].
По словам режиссёра Асановой, большинство ребят, снявшихся в роли воспитанников лагеря, были не профессиональными актёрами, а «трудными» подростками, у которых было по несколько приводов в милицию. Создатели фильма поставили перед собой цель: заглянуть в их внутренний мир и помочь им разобраться в самих себе. Картина о детях адресована прежде всего взрослым, и призвана заставить их по-новому подумать о проблеме, которая будет существовать, если они будут проходить мимо неё и будут надеяться на школу, милицию и другие организации[9].
В процессе съёмок помогал сценарист Клепиков и ленинградский тележурналист Владимир Коновалов, ведущий телепередачи «Ситуация» про «трудных» подростков. Спортивно-трудовой лагерь был выстроен на берегу реки в Приозёрске под Ленинградом. Подростки почти не замечали камеры оператора Юрия Векслера, они смотрели на начальника лагеря Павла Антонова, который по ходу фильма стал для них другом и авторитетом[9].
Критика[править | править код]
В 1983 году в сентябрьском номере журнала «Спутник кинозрителя» кинокритик Мирон Черненко заключил, что «возвращение в люди» этих сбитых с пути пацанов — «задача высокой сложности, но всё же разрешимая»[10].
В октябрьском номере журнала «Советский экран» кинокритик Александр Липков отметил, что в финале фильма за укравшим ракетницу Киреевым бегут все вместе, всем лагерем, значит труд Антонова не напрасен[11].
А в октябрьском номере журнала «Искусство кино» кинокритик Татьяна Хлоплянкина заметила, что перед нами очередная картина Асановой, «снятая методом импровизации и разыгранная непрофессиональными актёрами». В «Пацанах» в каждом кадре присутствует авторское отношение к действительности: несмотря на то, что мальчишкам предоставлена возможность играть самих себя, авторы готовы в любой момент прервать рассказ, чтобы высказать свою мысль. По мнению автора, фраза Антонова «надо спасать!» стала главным лейтмотивом фильма: когда он выступал на суде в защиту Киреева, когда выручал Шмыря из милиции, когда усмирял подростков после разгрома лагеря, когда спасал Киреева от покушения на жизнь отца в сцене финального бега[12].
Издание на видео[править | править код]
В России в 1990-е годы «Студия 48 часов» выпускала этот фильм на видеокассетах VHS.
В 2000-е годы фильм отреставрирован и выпущен на DVD изданием «Крупный план».
Рецензии[править | править код]
- Милосердова Н. Пацаны. Художественный фильм // РусскоеКино. Ру. — 01.10.2008.
Выпуск программы «Пусть говорят» от 3 апреля 2014 года называется «Пацаны: 30 лет спустя». В этом выпуске показаны актёры, снявшиеся в фильме и люди, причастные к его созданию[13].
Песню «Сколько я бродил…», прозвучавшую в фильме, впоследствии перепел известный в 90-е годы исполнитель «дворовых песен» Петлюра (Ю. Барабаш). Эту песню можно услышать на его альбоме 1994 года «Налетчик Беня».
Примечания[править | править код]
- ↑ Репортаж с XIII Международного кинофестиваля в Москве. Искусство, обращённое к миллионам. В дни фестиваля в рамках информационного показа демонстрировались новые советские фильмы «Без свидетелей», «Юность гения», «Пацаны» // Советский экран : журнал. — 1983. — Сентябрь (сдано в набор: 02.08.83) (№ 18). — С. 4, 12. — ISSN 0132-0742.
- ↑ 1 2 3 4 5 6 7 8 Семерчук В. Ф. (фильмы 1982 года), Сковородникова С. В. (фильмы 1983 года) при участии Антропова В. Н., Барыкина Е. М., Бочковой С. А., Леднёвой А. Н., Сергеевой Т.В., Чемоданова Н. М. Советские художественные фильмы: аннотированный каталог (1982—1983). — Госфильмофонд России (1999), Современные тетради (1999), 1999. — С. 273—275. — 368 с. — ISBN 5-88289-130-2.
- ↑ Бауман Е. В. Традиционный ежегодный конкурс проведён в 26-й раз: читатели журнала о фильмах 1983 года // Советский экран : журнал. — 1984. — Май (сдано в набор: 02.04.84) (№ 10). — С. 17. — ISSN 0132-0742.
- ↑ XVII Всесоюзный кинофестиваль в Киеве. Призы и дипломы. По разделу фильмов для детей и юношества. Первый приз — фильму «Пацаны» («Ленфильм») // Советский экран : журнал. — 1984. — Июль (сдано в набор: 31.05.84) (№ 14). — С. 3. — ISSN 0132-0742.
- ↑ КИНО: Энциклопедический словарь, главный редактор С. И. Юткевич, М. Советская энциклопедия, 1987, с. 538-539
- ↑ Советские фильмы — лауреаты международных кинофестивалей в 1984 году // Советский экран : журнал. — 1985. — Январь (сдано в набор: 16.11.84) (№ 1). — С. 5. — ISSN 0132-0742.
- ↑ Скоро: «Пацаны» («Ленфильм») // Советский экран : журнал. — 1983. — Сентябрь (сдано в набор: 18.07.83) (№ 17). — С. 19. — ISSN 0132-0742.
- ↑ Интервью вёл М. Дорфман. Динара Асанова. Вырастить человека // Искусство кино : журнал. — 1982. — Ноябрь (№ 11 (сдано в набор 11.08.82)). — С. 91-93. — ISSN 0130-6405.
- ↑ 1 2 Динара Асанова. Фильм «Пацаны» представляет режиссёр Динара Асанова // Советский экран : журнал. — 1983. — Август (сдано в набор: 16.06.83) (№ 15). — С. 10-11. — ISSN 0132-0742.
- ↑ Мирон Черненко. «Пацаны» // Спутник кинозрителя : журнал. — 1983. — Сентябрь (сдано в набор: 15.06.83) (№ 9). — С. 8. — ISSN 0208-3140.
- ↑ А. Липков. Рецензии. «Пацаны»: Неистовый Антонов // Советский экран : журнал. — 1983. — Октябрь (сдано в набор: 17.08.83) (№ 19). — С. 6-7. — ISSN 0132-0742.
- ↑ Татьяна Хлоплянкина. Кинематограф 80-х. Дневник. Разборы и размышления. На стыке с документом // Искусство кино : журнал. — 1983. — Октябрь (№ 10 (сдано в набор 14.07.83)). — С. 26-33. — ISSN 0130-6405.
- ↑ «Пацаны»: 30 лет спустя. («Пусть говооят», 03.04.2014). Дата обращения: 1 мая 2017. Архивировано 23 мая 2017 года.
Ссылки[править | править код]
- «Пацаны» на сайте «Энциклопедия отечественного кино»
- «Пацаны». Государственный регистр фильмов. Министерство Культуры Российской Федерации. Дата обращения: 20 мая 2013.
- «Пацаны» Аннотированный каталог фильмов киностудии «Ленфильм» 1918—2003
- «Пацаны». Теле- и художественные фильмы. Телеканал «Культура». Дата обращения: 20 мая 2013. Архивировано из оригинала 16 июня 2013 года.
- Истории и легенды Ленфильма. Как снимали фильм «Пацаны». Программа канала 100tv (недоступная ссылка — история). Дата обращения: 9 июля 2009. Архивировано 25 февраля 2012 года.
- Программа «Пусть говорят», выпуск от 03.04.2014 — «Пацаны. 30 лет спустя.» — Официальный сайт первого канала
Причины посмотреть Факты О фильме
Павел Васильевич – начальник спортивно-трудового лагеря для трудных подростков, которые стали жертвами неблагополучия в семье и в обществе. Разъяренные и добрые, чувствительные и черствые, умные и глупые – все эти дети совсем разные. У каждого из них своя манера поведения, свои взгляды и суждения. Павел Васильевич старается найти подход и помочь каждому, но взрослому трудно достучаться до ребенка…
- Сценарий фильма был написан режиссером Динарой Асановой в соавторстве с Юрием Клепиковым, ее постоянным партнером с первого фильма. Их знакомство состоялось на студии Ленфильм, когда Асанова уже четыре года не могла получить работу. Прочтя сценарий «Не болит голова у дятла», она поняла, что искала именно такой проект.
- На этот раз в основу сюжета лег документальный материал: в Ленинградской области реально существовал трудовой лагерь «Прометей», куда на лето свозили трудных детей со всего города. Детские роли в фильме исполнили реальные воспитанники лагеря.
- Как и другие работы Асановой, фильм отмечен большим количеством импровизации. Полное отсутствие профессиональных актеров, сдержанность оператора и скупость драматических линий создают эффект кинохроники, документальности происходящего.
Павел, начальник летнего спортивно-трудового лагеря, выпускник института физкультуры, собрал “трудных” подростков, многие из которых состояли на учете в милиции, и сумел стать для них другом и хорошим наставником.
Продолжительность
1 час 37 минут
Год выпуска
1983
Премьера в России
5 ноября 1983
Премьера в мире
5 ноября 1983
Возраст
12+