Первый и самый известный фильм ужасов, снятый в СССР. Безусловный лидер советского кинопроката, вышедший на международный уровень. Невероятно зрелищный по меркам прошлых лет хоррор, в котором спортсменка, комсомолка и просто красавица Наталья Варлей перевоплотилась в инфернальную гостью с того света. Итак, предлагаем смотреть онлайн «Вий» – классику, легенду и гордость советского кинематографа.
Ни для кого не секрет, что «Вий» основан на одноименной повести Николая Гоголя, который питал особую страсть к потусторонним сюжетам. Итак, студент Хома Брут по определенному стечению обстоятельств убил ведьму, которая после смерти обернулась молодой красивой девушкой. После этого он отправляется на отпевание – умерла молодая красивая девушка, панночка. Хома должен провести у гроба умершей несколько ночей в старой церкви далекой забытой деревни. Невероятным образом панночка оказывается той самой ведьмой, которая, разумеется, собирается отомстить студенту.
Приглашаем посмотреть фильм «Вий» в нашем онлайн-кинотеатре совершенно бесплатно в хорошем HD качестве. Приятного просмотра!
Качество
Изображение и звук. Фактическое качество зависит от устройства и ограничений правообладателя.
Рейтинг Иви
Выдающиеся актеры
Рейтинг Иви
Выдающиеся актеры
Качество
Изображение и звук. Фактическое качество зависит от устройства и ограничений правообладателя.
На время летних каникул студент столичной бурсы Хома Брут отправляется из Киева в родное село. За день Хома с товарищами – Халявой и Горобцом – проходят почти полсотни вёрст и останавливаются на отдых в одном из попавшихся дворов.
Старуха, хозяйка дома, оказывается ведьмой и околдовывает Хому. Всю ночь до рассвета она скачет верхом на нём по окрестным полям и лугам. Обессиленный и доведённый до исступления, Хома начинает читать все известные молитвы, и чары постепенно рассеиваются. Остановившись, Хома колотит ведьму подвернувшимся поленом и убивает её. С рассветом Хома видит, что никакой старухи нет, а убитая им ведьма оказывается прекрасной панночкой.
Испугавшись, Хома бежит обратно в Киев, но сразу по прибытии ректор бурсы заставляет его ехать к богатому сотнику для молитв над телом его тяжело больной дочери. Приехав на хутор, где живёт казак, Хома узнаёт, что дочь сотника уже умерла. В покойнице Брут с ужасом узнаёт ту самую панночку, которую он избил поленом. Хома просит сотника отпустить его с миром, но казак заставляет его три ночи отпевать его дочь в церкви: именно такой была последняя воля панночки.
На ночь Хому запирают в церкви, оставив его наедине с гробом панночки. Испугавшись мести ведьмы, Хома берёт мел и чертит вокруг себя круг, надеясь, что это спасёт от чар. Пропев молитвы до полуночи, Брут обнаружил, что панночка встала из гроба и начала рыскать по церкви в поисках своего убийцы. Однако меловой круг и молитва надёжно защитили Хому, и до рассвета ведьме не удалось добраться до него. Как только пропел петух, панночка вернулась в гроб.
Вторая ночь оказалась страшнее: ведьма стала прорываться через круг и летать в гробу по церкви, но безуспешно. Испуганный Хома вышел наутро поседевший: перед тем, как лечь в гроб, панночка наложила на него чары.
На третью ночь ведьма призвала нечисть, чтобы та нашла ей бурсака. Чтобы увидеть Хому, чудовища привели Вия – страшное чудище с железным лицом и огромными веками, свисающими до земли. Чудовища подняли Вию веки, и Хома, сопротивляясь желанию посмотреть ему в глаза, всё же не выдерживает. Вий показывает на Хому пальцем, и нечисть, набросившись на Брута, убивает его и уходит из церкви с первым криком петуха.
opium040585
Вий есть колоссальное создание простонародного воображения. Вся эта повесть есть народное предание
Первый фильм "ужасов", который я "смотрел" в детстве(ВИЙ) – наверно ни один фильм, именно фильм, страшный, мистический, не ужасы… пока не оставил таких эмоций, эффект присутствия, страха, как этот фильм. Игра Актеров, Съемки, просто Высш
1 апреля 2013
Cмотреть «Вий» на всех устройствах
Приложение доступно для скачивания на iOS, Android, SmartTV и приставках
Подключить устройства
«Вий» традиционно принято считать первым отечественным «ужастиком». Действительно, в картине есть немало, леденящих душу сцен, да и сам мистический сюжет способствует тому, чтобы отнести «Вий» к разряду фильмов ужасов.
Повесть Николая Гоголя «Вий» впервые была опубликована в 1835 году в его сборнике «Миргород». В своей повести писатель причудливо переплёл героев народных страшилок — упырей, вурдалаков, ведьм. А венчал весь этот хоровод демонический Вий, способный убивать одним лишь взглядом. Конечно же, если обычный, реальный, земной человек повстречает всю эту нечисть, ему может не поздоровиться. Что и произошло с героем повести, а впоследствии и фильма студентом-семинаристом Хомой Брутом. Он, правда, сам виноват отчасти, убил ведьму, с этого всё и началось. Когда его пригласили отпевать в течение трёх ночей прелестную панночку, выяснилось, что она и есть та самая ведьма, мечтающая отомстить своему убийце. Что она, в конечном итоге, с успехом и проделала вместе со всей компанией нечистой силы.
Идея экранизировать страшную историю Гоголя принадлежит тогдашнему директору «Мосфильма» Ивану Пырьеву. К постановке он привлёк двух студентов Высших режиссёрских курсов Константина Ершова и Георгия Кропачёва. Но в процессе съёмок стало понятно, что они не совсем справляются с материалом, и тогда им на помощь призвали уже опытного мастера Александра Птушко. Он к тому времени был уже известным режиссёром, давно работал в кино, специализировался, в основном, на фильмах-сказках, поэтому вполне был осведомлён о том, как придать картине волшебный оттенок. И именно благодаря Птушко в фильме появились многие динамичные эпизоды, в том числе и легендарная жуткая сцена с летающим гробом. Не стоит забывать, что на дворе стоял 1967-й год, и ни о каких сложных спецэффектах в кино, ни о какой компьютерной графике и речи быть не могло. Всего этого просто-напросто ещё не было и в помине. Поэтому и гроб в кадре летал на самом деле. И все остальные «эффекты ужастика» достигались чуть ли не ручным способом.
В съёмках было задействовано много животных. Снимались и девять чёрных кошек (для пущего устрашения на их головах красовались шапочки с рожками), и летучие мыши, и вороны, и филины. В общем, жуткий антураж гоголевской повести был воссоздан практически идеально.
«Вий» стал одним из лидеров советского проката в 1968 году. Картина также вышла в прокат в США, Аргентине, Финляндии и Франции. И вот уже более 40 лет картина будоражит зрителей, несмотря на то, что с тех пор технический прогресс шагнул далеко вперёд, и киноиндустрия пополнилась огромным множеством потрясающих спецэффектов. Чем же так притягателен этот старый фильм? Наверное, в первую очередь надо отдать должное магии гоголевского текста и сюжета. Ну, а во-вторых, людей всегда, во все времена привлекала мистика, то, что нельзя объяснить научным способом, то, что лежит за пределами простого человеческого разума и понимания. Да, это нельзя понять, но к этому хочется хоть ненадолго приблизиться, чтобы в очередной раз убедиться — есть вещи, от которых лучше держаться подальше. Этой истиной пренебрёг в своё время герой «Вия» Хома Брут и дорого за это поплатился.
Пожалуй, нет русскоязычного человека, который не знаком с повестью Николая Васильевича Гоголя «Вий» (1835 год), рассказывающей о злоключениях семинариста Хомы Брута. Убив ведьму, он вынужден на протяжении трех ночей ее отпевать, встречая при этом сопротивление нечистой силы. На третью ночь он сталкивается со злом, которому противостоять не может.
Первые экранизации повести Николая Васильевича Гоголя «Вий» относятся к началу XX века. Сохранилась информация о двух экранизациях того времени.
«Вий» (1909 год, Российская Империя) режиссёра Василия Гончарова, в главных ролях снялись И. Лангфельд, Платонов, Дальская. Этот фильм принято считать первым фильмом ужасов снятым в России.
«Вий» (1916 год, Российская Империя) режиссера Владислава Старевича, в главных ролях снялись Ф. Кусевицкий (Хома Брут) и Мария Болдырева (панночка – ведьма).
К сожалению оба фильма не сохранились до нашего времени.
Следующий фильм «Вий» был снят уже в СССР (1967 год) режиссёрами Георгием Кропачевым и Константином Ершовым, идейным вдохновителем экранизации считается режиссер Иван Пырьев. В главных ролях снялись Леонид Куравлёв (Хома Брут) и Наталья Варлей (панночка). Этот фильм является, пожалуй, лучшей экранизацией «Вий» за все время существования кинематографа.
Бытует мнение, что эта экранизация является единственным фильмом ужасов снятым в СССР.
«Ведьма» (2006 год, Россия) режиссёр Олег Фесенко.
В главных ролях снялись Валерий Николаев (Айван Бергхоф) и Евгения Крюкова (Мэрил).
Несмотря на заявления создателей фильма о том, что он снят по мотивам повести «Вий», найти в нём, что-то общее с произведением Н.В.Гоголя достаточно сложно.
Главный герой, проводя журналистское расследование мистических явлений, сталкивается с незнакомкой, которая является воплощением зла.
Интересным фактом является то, что изначально фильм полностью был снят на английском языке и позже переведен на русский.
«Вий 3D» (2014 год, Россия, Украина, Германия, Великобритания, Чехия) режиссёр Олег Степченко. В ролях снялись Джеймсон Флеминг (картограф Джонатан Грин), Алексей Петрухин (Хома Брут), Ольга Зайцева (панночка – ведьма), Валерий Золотухин (Явтух).
Хотя фильм и снят по мотивам повести «Вий», его сюжет достаточно далек от текста Николая Гоголя. Фильм рассказывает о картографе Джонатане Грине который по воле судьбы попал на Западную Украину и стал участником мистических событий.
Работа над фильмом велась с 2006 года.
Роль Явтуха, стала последней ролью в жизни Валерия Золотухина.
Сейчас режиссёром Олегом Степченко ведется работа над продолжением фильма, получившем рабочее название «Вий 2. Тайна Печати дракона» (Россия, КНР) предположительная дата выхода 2018 год. Сиквел никак не будет связан с повестью Н.В. Гоголя.
«Гоголь. Начало» (2017 год, Россия) режиссёр Егор Баранов.
Первый фильм из четырех запланированных. Снят на основе сборника Николая Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки», плавно подводит зрителя к истории Вия, которая получит свое развитие во втором фильме «Гоголь. Вий» (2018 год, Россия) вышедшем на экраны 5 апреля 2018 года.
В ролях: Александр Петров (Николай Гоголь), Олег Меньшиков (следователь Яков Петрович Гуро), Таисия Вилкова (Лиза), Юлия Франц (Оксана), Сергей Бадюк (Вакула), Алексей Вертков (Хома Брут).
Фильмы не являются прямым пересказом произведений Н.В. Гоголя.
Главный герой Николай Гоголь благодаря своему дару, раскрывает преступления, которые имеют, в том числе и мистические корни. По мере развития сюжета Гоголю предстоит разобраться в тайне происхождения своего дара.
Зарубежные Экранизации
«Святое место» (1990 год, Югославия). Режиссёр фильма Джордже Кадиевич.
Пожалуй, единственный зарубежный фильм, который хотя и с большой натяжкой можно считать экранизацией повести «Вий». Фильм содержит откровенные сцены и достаточно вольно трактует первоисточник.
В заключение можно сказать, все что остается зрителю, это ждать когда появится современная экранизация, которая будет наиболее близка по уровню передачи атмосферы повести Гоголя к фильму 1967 года.
Подписывайтесь на наш канал «Смотри и читай», ставьте лайки. Впереди Вас ждет много интересного!
Вий | |
---|---|
Жанр | ужасы |
Режиссёр |
Константин Ершов Георгий Кропачёв |
На основе | одноимённой повести Николая Гоголя |
Автор сценария |
Александр Птушко Константин Ершов Георгий Кропачёв |
В главных ролях |
Леонид Куравлёв Наталья Варлей |
Оператор |
Фёдор Проворов Виктор Пищальников |
Композитор | Карэн Хачатурян |
Художник-постановщик | Николай Маркин |
Кинокомпания |
«Мосфильм», Творческое объединение «Луч» |
Дистрибьютор | Мосфильм |
Длительность | 74 мин |
Страна | СССР |
Язык | русский |
Год | 1967 |
IMDb | ID 0062453 |
«Вий» — советский художественный фильм ужасов, снятый на студии «Мосфильм» в 1967 году по одноимённой повести Николая Васильевича Гоголя. Один из лидеров советского кинопроката 1968 года (32,6 млн зрителей). Премьера фильма состоялась 27 ноября 1967 года[1].
Сюжет[править | править код]
Бурсаков отпускают на каникулы, трое из них ночью сбиваются с дороги, среди них Хома Брут. Путники наталкиваются на хутор, где остаются на ночлег у старой женщины. Она оказывается ведьмой и, оседлав Хому, летает на нём по воздуху. Хоме удаётся вырваться и избить ведьму до смерти, при этом старуха превращается в девушку. Испугавшись строгого наказания, Хома убегает обратно в бурсу. Там ректор сообщает ему, что умерла панночка — дочь известного сотника, владельца хутора в 50 верстах от Киева, и её последним желанием было, чтобы именно Хома её отпевал. Хома вынужден ехать, по дороге неудачно пытаясь сбежать от сопровождающих его людей сотника.
Сотник вопрошает у Хомы, как тот познакомился с его дочерью, но не получает ответа. Увидев в горнице покойницу, Хома убеждается, что это убитая им ведьма. Сотник просит отпеть покойницу, три ночи читая в церкви Псалтирь над дочерью, за что обещает щедрое денежное вознаграждение. Хома неохотно соглашается.
В первую же ночь, когда Хома остаётся в церкви один с покойной, начинаются странные события: на лице панночки появляется кровавая слеза, свечи сами гаснут. Уверив себя, что это случайности, Хома начинает читать Псалтирь. Неожиданно панночка встаёт из гроба и начинает искать Хому, но он защищается от неё, начертив мелом на полу магический круг. Ведьма не может увидеть и пройти сквозь него, а с первым утренним криком петуха возвращается в гроб.
Местные жители подозревают, что умершая была ведьмой и спрашивают Хому, видел ли он что-то странное. Хома не осмеливается им ответить, а для себя решает ничего не бояться и продолжить отпевание. Напившись, на вторую ночь он сразу чертит магический круг, но ведьма теперь начинает летать по церкви в гробу, пытаясь пробить им круг. Обозлённая неудачами панночка заколдовывает Хому, в результате чего тот седеет и слепнет. Хома с трудом дожидается первого утреннего крика петуха.
Находясь в шоковом состоянии, Хома требует музыкантов и танцует, чем только радует крестьян, которые замечают, что философ сильно поседел. Придя в себя, он приходит к пану сотнику и заявляет, что не будет больше читать Псалтирь. Тот грозится жестоко высечь бурсака кожаными канчуками. Тогда Хома убегает, но местные силой возвращают его обратно и запирают на замок в церкви.
На третью ночь панночка призывает на помощь всю нечистую силу — упырей, вурдалаков, однако Хома чувствует себя в кругу в безопасности. Тогда она приказывает привести Вия, единственного из нечистой силы, способного видеть сквозь круг. Вию поднимают веки, он указывает пальцем на Хому и нечистая сила набрасывается на несчастного. С криком петуха нечисть прячется, Хому находят мёртвым, а ведьма, умирая, превращается обратно в старуху.
Через некоторое время в бурсе бурсаки обсуждают эти события. Один из них говорит другому, почему умер Хома — потому что испугался. Его товарищ, однако, не верит, что всё это было на самом деле.
В ролях[править | править код]
Актёр | Роль |
---|---|
Леонид Куравлёв | философ Хома Брут |
Наталья Варлей | панночка, дочь сотника (озвучивает Клара Румянова) |
Алексей Глазырин | сотник |
Николай Кутузов | ведьма |
Вадим Захарченко | бурсак, богослов Халява |
Пётр Вескляров | ректор бурсы / Дорош |
Владимир Сальников | бурсак, ритор Тиберий Горобець |
Дмитрий Капка | Оверко |
Степан Шкурат | Явтух |
Георгий Сочевко | Степан |
Николай Яковченко | Спирид |
Николай Панасьев | утешитель |
- Не указаны в титрах[комм. 1]
Актёр | Роль |
---|---|
Борислав Брондуков | бурсак |
Любовь Калюжная | селянка |
Александра Денисова | селянка |
Виктор Колпаков | селянин |
Сергей Степанов | Вий |
Борис Веселов | двуносый упырь |
Александр Лебедев | бурсак, который доит козу |
Михаил Крамар | бурсак |
Дмитрий Орловский | селянин |
Сергей Ваняшкин | дудочник |
Над фильмом работали[править | править код]
Сценарий | Александр Птушко, Константин Ершов, Георгий Кропачёв |
Режиссёры | Константин Ершов, Георгий Кропачёв |
Операторы | Фёдор Проворов, Виктор Пищальников |
Художник | Николай Маркин |
Композитор | Карен Хачатурян |
Звукооператоры | Евгений Кашкевич, Ирина Стулова |
Художественный руководитель и постановщик трюковых сцен | Александр Птушко |
Монтаж | Тамара Зубова, Регина Песецкая |
Художник по костюмам | Роза Сатуновская |
Художники-гримёры | Б. Егоров, З. Егорова |
Маски | Сарра Мокиль |
Комбинированные съёмки | оператор: Борис Травкин художники: Николай Звонарёв, В. Смирнов |
Директора картины | Виталий Кривонощенко |
История[править | править код]
Идея экранизации «Вия» принадлежала директору киностудии Мосфильм Ивану Пырьеву. Лишь по причине острой нехватки времени он предложил снять картину двум учащимся Высших режиссёрских курсов Союза кинематографистов СССР. Руководитель курсов Леонид Трауберг выдвинул кандидатуры Константина Ершова и Георгия Кропачёва.
Подбор актёров[править | править код]
На роль Панночки сначала была утверждена Александра Завьялова (пробовались также Ёла Санько, Светлана Коркошко и Жанна Болотова). Но в процессе съёмок, по настоянию Пырьева, Завьялова была снята с роли, и её заменила Наталья Варлей. По другой версии, будущий муж Завьяловой, режиссёр Резо Эсадзе, потребовал, чтобы она отказалась от роли[источник не указан 157 дней].
Для эпизодов с нечистью приглашали артистов цирка и спортсменов, в их числе был Борис Веселов[2]. Исполнить Вия поручили артисту цирка, силовому акробату Сергею Степанову[комм. 2]. Для контраста в массовку включили нескольких карликов. Маски нечисти созданы Саррой Мокиль.
Съёмки[править | править код]
Съёмки проходили в трёх православных храмах Украины: в деревянной церкви Пресвятой Богородицы села Горохолин Лес Богородчанского района Ивано-Франковской области (сгорела дотла 20 февраля 2006 года, по официальной версии, в результате нарушения правил монтажа и эксплуатации электросети[6], на её месте в 2008 году построена Золотокупольная Успенская церковь из красного кирпича[7]), в деревянной казацкой церкви святого Георгия (Святого Юра) (1745) посёлка Седнев Черниговской области, выстроенной без единого гвоздя, и в Елецком монастыре Чернигова.
Отснятый на натуре материал разочаровал руководство «Мосфильма», оказавшись «слишком реалистическим». К работе было решено привлечь известного киносказочника Александра Птушко. В результате много материала, отснятого Ершовым и Кропачёвым, не было использовано, ряд идей так и остался невоплощённым. Изменён был и облик Вия (по замыслу Кропачёва и Ершова Вий должен был быть похож на сотника). Ряд сцен был переосмыслен и переснят заново. Птушко создал костюм Вия, разработал его дизайн, сконструировал механику для пальцев[8].
Комментарии[править | править код]
- ↑ Фамилии актёров приводятся по Аннотированному каталогу фильмов 1966—1967 годов (1995)[1], а также из русскоязычных порталов о кино.
- ↑ По воспоминаниям участника съёмок Бориса Веселова, Вия исполнял «артист цирка, акробат Степанов»[2], имя он не называет. Речь по всей видимости о художественном руководителе и основателе циркового коллектива «Акробатический квинтет Степановых» — атлете-тяжеловесе Сергее Степанове (нижний на фото[3]), — как раз на 1960-е годы приходится расцвет его коллектива[4].
Другой артист цирка Степанов к моменту съёмок уже более двух десятков лет не выступал на манеже, перейдя на тренерско-режиссёрскую работу[5].
Примечания[править | править код]
- ↑ 1 2 Советские художественные фильмы, 1995, с. 143.
- ↑ 1 2 Савинкин Павел. Борис Веселов, заслуженный тренер РСФСР. AMUR.INFO (18 октября 2006). Дата обращения: 20 июля 2008. Архивная копия от 2 января 2014 на Wayback Machine
- ↑ Мишин-Моргенштерн Семён. Силовые акробаты Степановы. История России в фотографиях. Мультимедиа Арт Музей, Москва. Дата обращения: 13 декабря 2022.
- ↑ Зуев Сергей. Акробатический квинтет Степановых. В мире цирка и эстрады. Дата обращения: 14 декабря 2022.
- ↑ Степанов Николай Лаврентьевич. В мире цирка и эстрады. Дата обращения: 12 декабря 2022.
- ↑ На Украине сгорела церковь, где являлся Вий. Lenta.ru (22 февраля 2006). Дата обращения: 13 августа 2010. Архивировано 28 января 2008 года.
- ↑ Успенська церква, Горохолин Ліс (укр.). Дата обращения: 4 ноября 2019. Архивировано 4 ноября 2019 года.
- ↑ Влад Таупеш рассказал о проблемах чешского кинопроизводства. Дата обращения: 26 декабря 2017. Архивировано 27 декабря 2017 года.
Литература[править | править код]
- Советские художественные фильмы // Аннотированный каталог (1966—1967) / Сост. М. И. Павлова, В. П. Боровков. — М.: Нива России, 1995. — 288 с. — 7000 экз. — ISBN 5-88289-005-5.
Ссылки[править | править код]
- Вий. Мосфильм. Дата обращения: 22 мая 2022.