Ни для кого не секрет, что киноиндустрия — одно из самых затратных направлений креативного бизнеса. Вместе с идеей фильма у режиссера сразу возникает внушительная статья расходов: оплата работы актеров, съемочной команды, их транспортировка и проживание, если съемки планируются где-то далеко, создание декораций и подготовка локаций, продакшн и постпродакшн, реклама, организация пресс-показа. Сделать все это своими силами практически нереально, и вопрос сбора средств выходит на первый план.
Как собрать деньги на фильм — способы и полезные рекомендации
Какой бы инструмент привлечения финансирования вы ни выбрали, чтобы он сработал, вам придется плотно взаимодействовать с потенциальными инвесторами, партнерами или сотрудниками банка, если вы попробуете взять кредит. Чтобы взаимодействие было успешным, необходимо правильное позиционирование. При этом важно не только красиво представить свой проект, но и доказать его значимость и перспективность. Здесь не обойтись без питч-дека — емкой и лаконичной презентации, в которой должны быть следующие пункты:
- подробное, детальное описание проекта,
- информация о его создателях и других членах команды — потенциальным инвесторам важно, кто за этим стоит, какой уровень профессионализма и бэкграунд у этих людей,
- цель, миссия проекта — чем он интересен в социальном, познавательном или культурологическом плане,
- бизнес-план с указанием целевой аудитории и ее объема, с полной статьей расходов, в которой учтена каждая деталь, этапы реализации проекта.
Когда презентация готова и вы находитесь на низком старте, можно начинать действовать.
Где найти деньги на съемку фильма?
На каком бы уровне развития вы ни находились, этот вопрос будет оставаться актуальным. Конечно, уровень вашего профессионализма, наличие уже реализованных проектов в портфолио, которые вы можете представить, повышают кредит доверия. Однако, если вы в самом начале пути, не стоит заранее ставить себе препятствия и ограничивать себя: и инвесторы, и рекламодатели интересуются не только представителями кинопроизводства с именем, им интересны и молодые инфлюэнсеры, если проект, который они предлагают, перспективен, а их аудитория — в случае с рекламодателями — совпадает с потенциальной клиентской базой. Поэтому стоит говорить о себе, знакомиться и общаться с людьми, которые могут быть вам потенциально полезны в привлечении инвестиций.
Что учесть перед тем, как начать привлекать инвестиции?
Самое главное — просчитать все финансовые риски. Привлекая инвестиции, вы должны помнить, что, скорее всего, если речь не идет о краудфандинге или меценатстве, средства придется отдавать. Поэтому имеет смысл составить для себя четкий и реалистичный прогноз возврата средств с учетом того, что проект может по различным причинам не окупиться, либо начать приносить доход позже, чем вы ожидаете.
Можно ли снять фильм, не собирая деньги?
Да, если речь идет об очень специфическом, арт-хаусном кино, либо экспериментальном видео, снятом на телефон. Но даже в этом случае вам понадобится хотя бы минимальный монтаж. Конечно, и его можно сделать «на коленке», но качество будет оставлять желать лучшего. Есть малобюджетное кино, которое тем не менее становится популярным, например, «Место встречи» Паоло Дженовезе, где действие происходит в одном кафе, планы почти не меняются, а героев не так много. Однако и в этом случае работали актеры, команда, нужно было арендовать помещение. Поэтому, говоря о полноценном кинопроекте, сделать его бесплатно не получится.
ТОП-5 способов собрать средства на съемку фильма
Мы выстроили рейтинг по нарастающей. От самого компромиссного к самому выгодному варианту.
- Банковский кредит. На первый взгляд, этот вариант кажется самым очевидным, он понятен и прозрачен по своей схеме. Минус в том, что банки неохотно кредитуют творческие проекты, а если все-таки получить средства удастся, возникают риски, связанные с процентной ставкой.
- Долг. Вы можете одолжить деньги у знакомых. Если получится это сделать — отлично, но здесь все же есть риск испортить репутацию и отношения, если вы по каким-то причинам не сможете вернуть средства в срок, да и суммы на реализацию кинопроекта обычно таковы, что вам, скорее всего, придется собирать их по частям.
- Меценатство. Случается и такое, что финансово обеспеченные люди помогают своим любимым креаторам, однако при таких отношениях «покровитель» может претендовать на вмешательство в творческий процесс.
- Краудфандинг. На сегодняшний день самый популярный способ привлечения финансирования для креаторов, когда автор проекта запускает кампанию на онлайн-платформе, а все желающие «донатят», жертвуют ему любую сумму. Минусы этого способа в том, что, если вы пока не в первом эшелоне популярности, средства очень сложно собрать. При этом в случае успешного завершения кампании в благодарность вы обязаны сделать каждому, кто поучаствовал в ней, какой-то подарок. По опыту многих креаторов затраты на такие подарки как правило автоматически «съедают» часть бюджета, собранного на проект.
- Краудлендинг — это удобный инструмент привлечения финансирования. Он чем-то похож на банковское кредитование, но кредиторами выступают частные инвесторы. Все документы подписываются онлайн, а деньги на счет после сбора поступают очень быстро. К тому же вам понадобится меньше документов, чем в случае с банком. Минусы этого способа в том, что средства, в отличие от краудфандинга, придется отдавать, а процентная ставка колеблется от 11 до 30%, что выше, чем при обычном кредитовании.
Краудлендинг на Ко-Фи как способ привлечь инвестиции на съемку кино или сериала
Краудлендинговая платформа Ко-Фи создана специально для инвестиций в креативные индустрии. В том числе на нашей площадке успешно проводится сбор средств на съемки фильмов, клипов, их постпродакшн. Для того, чтобы привлечь финансирование на реализацию проекта, вам нужно зарегистрироваться на сайте — эта опция доступна для всех резидентов РФ 18+, затем заполнить подробную заявку со всеми пунктами, указанными выше в описании питч-дека, также добавив прогноз сбора средств и приложив все необходимые документы. В случае с ИП понадобится загрузить только скан паспорта, с ООО — паспортные данные руководителя, устав, сведения о персональном составе органов управления, указать систему налогообложения, состав учредителей и сведения о бенефициарных владельцах.
Вы сами определяете в заявке сумму займа, процентную ставку, срок возврата и объект залога, если вам необходимо более 300 000 рублей. Это могут быть права на интеллектуальную собственность, которая уже приносит доход. Средняя процентная ставка на Ко-Фи составляет 20%. После того, как заявка пройдет модерацию, она окажется на витрине проектов. С этого момента вы в любой момент открываете раунд финансирования, который может длиться 2, 7 или 30 дней. Мы рекомендуем не торопиться и подождать какое-то время, пока потенциальные инвесторы изучат вашу заявку, поставят лайки. Получив такой фидбэк, можно уверенно стартовать. Если средства собраны в обозначенное время, в вашем личном кабинете автоматически появятся договора с инвесторами. Вы подписываете их онлайн, получаете деньги, начинаете реализацию своего проекта, возвращая средства равными ежемесячными платежами с процентами.
Как действовать начинающему режиссеру?
Самое главное — отнестись к своему проекту как к серьезной бизнес-идее, реализация которой требует внимания, подготовки и максимально ответственного отношения к созданию продукта. Такой подход поможет вам как можно раньше вступить во «взрослые» отношения с финансами, партнерами, инвесторами, рекламодателями, в конечном счете — своими зрителями и добиться карьерного роста. И не бойтесь заявлять о себе. Каждый профессионал, селебрити когда-то с чего-то начинал.
С чего начать свой первый фильм? Как получить финансовую поддержку? От чего зависит стоимость первого кино: планирование, актёры, локации, съёмочная группа, техника. Как сэкономить на постпродакшене? Что делать, когда фильм готов?
-
Идея
-
Сценарий
-
Финансирование
-
Краудфандинг
-
Конкурсы
-
Кредит
-
Министерство культуры
-
Акселераторы
-
Препродакшен
-
Поиск команды и локаций
-
Актёры
-
Локации
-
Съёмочная группа
-
Поиск техники
-
Кастинг
-
Личная встреча
-
Самопробы
-
Монтаж и постпродакшен
-
Носители
-
Монтаж
-
Звукорежиссёр
-
Дистрибьюция
Годами начинающие сценаристы слышат от знакомых и читают на просторах Интернета о том, что в киноиндустрии сценаристы не нужны, есть свои пригретые люди, поэтому даже и пытаться не стоит пробиться.
Но все это — коллективная выдумка. Чье-то мнение, которое люди воспринимают как факт. А родился этот слух из-за того, что невозможно найти вакансию сценариста где-нибудь на ХедХантере. Наши читатели, кстати, давно знают, что в эту профессию попадают совсем другими способами. Повторяться не будем.
Надо понимать, что не каждый сценарист в первый год работы напишет драму, которую тут же захочет купить платформа, или которая попадёт в сценарную комнату популярного ситкома. При этом данный факт не является подтверждением, что дороги в киноиндустрию закрыты. Например, самостоятельно снять свой фильм — это еще один неплохой способ зайти в отрасль.
Ниже мы приведём пошаговый алгоритм того, как можно снять свой фильм, с чего начать, как сделать это с минимальными затратами, а также продвинуть получившуюся ленту на рынок.
Идея
Если вы начинающий сценарист, то, скорее всего, у вас уже есть идея, которую вы хотите поведать людям. Если нет, то это первый и, скорее всего, самый продолжительный и важный этап на пути к вашему фильму.
Вы можете познакомиться со множеством материалов в нашем блоге на тему разработки идеи. Например, прочесть про замысел или про то, как проработать тему в сценарии. Ниже приведём некие, пусть и слегка абстрактные, критерии идеи возможного первого фильма.
Волнующая тема
Тема вашей истории должна вас волновать. Мощный посыл, острая тема и яркое высказывание смогут перекрыть любые потенциальные косяки будущего фильма. Что нужно, чтобы сформулировать хорошую идею:
- подумайте, что вас искренне волнует;
- проведите исследование на эту тему в сети;
- углубитесь в поисках противоречия в выбранной теме;
- убедитесь в актуальности темы.
О том, как искать идеи, можно дополнительно прочитать здесь.
Жанр
Прагматично подойдите к выбору жанра. Если вы снимаете фильм самостоятельно, значит, вы независимый творец и, скорее всего, не имеете возможности получить внешние инвестиции. Соответственно, и начинать нужно с чего-то подешевле.
Космические путешествия, эпосы о будущей утопии, драмы о большом спорте, боевики и подобное лучше оставить на будущее. Начинающему кинематографисту стоит сосредоточиться на реалистичной драме или мелодраме, построенной на конфликтах и диалогах.
Детектив, триллер или психологический хоррор тоже могут подойти в качестве первого в жизни апробированного жанра. Улики, предметы убийства, помещения для удержания заложников — всё это можно воссоздать из подручных средств и в обычных квартирах.
Формат
Ваша история должна уместиться в короткометражный фильм. Даже известные сейчас режиссёры не так давно начинали с фестивального короткого метра. Почему именно короткий метр:
- он экономичен по всем параметрам;
- его можно снять за несколько дней;
- сохраняется поле для ёмкого высказывания;
- есть возможность продвинуть фильм на множество фестивалей и конкурсов, где нет строгих требований к жанрам и предыдущему опыту заявителя;
- имеется возможность сконцентрировать самое лучшее и совершить меньше ошибок на меньшем хронометраже.
Все рекомендации ниже подойдут и для съёмки документального фильма. Документальное кино аналогично может быть полнометражным и короткометражным. Как написать сценарный план документального фильма, мы уже рассказывали здесь
Сценарий
Варианты того, где взять сценарий для вашего первого фильма, множество, и все они зависят от разных факторов, в том числе от того, в каком амплуа вам хочется себя видеть.
Если вы сценарист
В этом случае вполне вероятно, что сценарий вам захочется написать самостоятельно, а, возможно, у вас в столе уже лежит история, достойная увидеть свет.
Если у вас есть сценарий полнометражного фильма или сериала, то можно попробовать переделать его в короткометражный фильм. Для этого потребуется взять только одну основную линию, откинуть второстепенные и определить законченную историю.
Как написать сценарий для короткометражки, мы уже рассказывали здесь. Некоторые советы определённо могут пригодиться.
Если вы режиссёр
Если вы режиссер и не хотите писать сценарий для кино самостоятельно, то можете попробовать найти начинающего сценариста, который готов за небольшое вознаграждение или вообще без него расписать вашу историю.
Либо попробуйте поискать готовые сценарии на специальных сайтах, куда начинающие авторы выкладывают свои работы, чтобы попытать творческие силы и найти того, кто захочет воплотить их задумку. Также сценарии выкладывают в разных группах в социальных сетях и даже Телеграм-чатах.
Соавторство
Такой вариант возможен как для сценариста, так и для режиссёра. Как распределять работы над сценарием между двумя или тремя людьми — дело совершенно творческое. Один, например, может взяться за основную историю, а остальные авторы пропишут второстепенные, пусть даже небольшие, линии. Такой подход хорош тогда, когда каждый автор искренне влюблён в историю и жаждет её исследовать.
Но короткий метр обычно имеет только одну линию. В этом случае кто-то один может написать сценарий целиком, а другой заняться вычиткой, редакцией, проверкой на наличие структуры и чёткого высказывания.
Есть ещё один вариант. Вдруг ваш соавтор силён в создании саспенса или в написании шуток? А вы, например, умеете отлично прописывать эмоциональную арку? Создайте эмоциональную канву и путь героя, а ваш соавтор дополнит историю шутками или жуткими моментами. Другими словами, соедините свои сильные стороны.
Финансирование
Деньги — всегда наиболее интимный вопрос. Даже самое бюджетное кино стоит немалых сумм. Начинать искать деньги нужно сразу, как только на руках появляется сценарий. Чем раньше вы займётесь этим вопросом, тем быстрее приступите к съёмкам.
Краудфандинг
Проверьте площадки так называемого краудфандинга. В переводе с английского crowd означает толпа, а funding — финансирование.
На подобных площадках оставляют сообщения люди, имеющие собственный проект, но не имеющие средств на него. Опубликуйте всю информацию о вашем фильме: о чём он, сколько вам нужно собрать денег, где вы покажите свой фильм и так далее. Возможно, вы вдохновите несколько человек вас поддержать, и они окажут небольшую безвозмездную помощь.
Изучите правила площадок для краудфандинга как можно внимательнее. Они разные и оказывают разного рода поддержку. Где-то люди просто могут перечислить деньги, где-то можно только купить акции стартапа. Подобных площадок с каждым годом становится всё больше и больше. Не упускайте такой простой способ получить поддержку.
Конкурсы
Например, общероссийская общественная организация «Союз кинематографистов РФ» регулярно проводит региональные питчинги дебютантов, победители которых получают финансирование для своих фильмов, в том числе короткометражек.
Периодически возникают всё новые конкурсы, где можно заручиться финансовой поддержкой. Надо их просто регулярно отслеживать.
Не раз на кинофестивалях и питчингах в России встречается номинация «Work inprogress» (работа в процессе). В этой номинации авторы фильмов могут представить свой пока не доснятый проект и попросить у потенциальных спонсоров и продюсеров поддержку для доведения ленты до готовности. Участвовать можно в том случае, если часть материала уже снята.
Не забывайте внимательно знакомиться с условиями подобных конкурсов. Какие-то потребуют от вас отчёта о потраченных средствах, какие-то — возврата средств, если цели проекта не были достигнуты в срок.
Кстати, некоторые конкурсы предлагают не только деньги. Среди призов за вторые и третьи места часто можно увидеть сертификаты на аренду оборудования в неплохих ренталах. Хорошее оборудование — это значительный вклад в качество вашего фильма.
Кредит
А вот это не шутки. Бывают случаи, когда начинающее авторы готовы вложится в своё имя и творческое продвижение самостоятельно. Действительно, порой утомительно искать человека, который будет с вами на одной креативной волне и захочет снять ваш проект таким, каким вы его видите.
Используйте любое финансирование в долг с умом. Рассчитывайте свои силы, творческие возможности и ставьте реалистичные цели. Просчитать грамотный финансовый план поможет препродакшен.
Кроме того, имейте ввиду, что возвращать этот кредит вам придется своей нынешней работой: заработать на короткометражках сегодня невозможно.
Министерство культуры
Ежегодно Министерство культуры выделяет финансирование для съёмок полнометражных фильмов опытными режиссерами и дебютантами. Но они принимают заявки только от кинокомпаний, то есть официальных юридических лиц. Для некоторых начинающих авторов такое кажется недостижимым с первого взгляда, но на самом деле ежегодно в разных киносообществах небольшие продюсерские организации или продакшены ищут сценарии для подачи заявки в Минкульт.
И у начинающего автора, и у такой молодой продюсерской организации цель одна — снять хороший первый фильм. Вы им нужны. Объедините усилия, договоритесь, подайте заявку, выступите вместе на питчинге Министерства культуры и ждите решения.
После выхода на открытый питчинг, переписывание или дописывание сценария не позволяется. Уже на питчинге ваша работа должна блистать и сиять.
Акселераторы
В последнее время все больше кинокомпаний готовы поддерживать молодых авторов и режиссёров. В 2021 году прошло целых две лаборатории в формате акселератора. Такой акселератор провёл «Ленфильм» для кинематографистов-дебютантов и Московская школа кино в сотрудничестве с российскими стриминговыми сервисами.
Заявки принимались от дуэтов сценариста и режиссёра. Поддержку разного рода получили несколько проектов. Не стесняйтесь, объединяйтесь с фанатами своего творчества и продвигайте свой фильм.
Особенность акселератора в том, что, в отличие от конкурса Министерства культуры, во время лаборатории можно дописывать свой сценарий.
Препродакшен
Препродакшен — это вся подготовка и всё планирование, которые происходят, когда сценарий уже на руках, и вы вот-вот начнёте снимать.
Чем качественнее планирование, тем удачнее выйдет фильм. Более того, именно на этом этапе работы роль сценариста сменяется ролью режиссёра.
Из чего состоит препродакшен? Из готового сценария вам нужно вычленить список всех ваших персонажей, посмотреть, где нужна массовка, создать список всех локаций, а также проставить номера дней, когда происходит действие. Далее не забудьте про список всего необходимого реквизита. Не надейтесь, что может быть на арендуемой для съёмок квартире будут вилки или нужный вам коврик. Приготовьте даже эти мелочи заранее.
Если в вашем проекте особенная одежда или она должна меняться во время съёмки, то обязательно составьте список костюмов. Вполне возможно и то, что ваш персонаж в фильме проживет лишь один день и переодеваться не потребуется. Но даже этот единственный образ вам нужно продумать самостоятельно. Пусть даже некоторые начинающие актёры готовы играть в своём, однако эти моменты вам нужно предусмотреть и обговорить с артистами «на берегу». Ведь вполне вероятно, что у исполнителя главной роли не окажется нужного вам красного шарфа или клетчатой рубашки.
Список игрового транспорта тоже будет кстати, если в сценарии герой даже один раз едет на такси, и при этом это очень важная сцена. Если вам кажется, что работать с транспортом в кадре слишком сложно и или сцена бьет по бюджету, поместите эпизод в другую локацию.
Когда вы разложите все эти списки перед собой, то станет ясно, куда уйдут основные финансы. Начинайте нещадно резать. Оставляйте лишь то, что влияет на историю или создаст действительно интересную сцену.
Поиск команды
На проектах, над которыми работают профессиональные кинокомпании, весь функционал делится между отдельными специалистами. Есть и кастинг-менеджер для поиска подходящих и по внешности, и по бюджету актёров. Скаут по локациям способен найти такие места, о существовании которых никто не подозревал ранее. Реквизитор в свою очередь имеет талант создать идеальную для сцены обстановку, а бутафор — воссоздать и сымитировать то, чего не способны найти скаут по локациями или реквизитор.
Но на вашем первом независимом фильме все эти виды работ придется выполнять вам, либо выборочно пользоваться помощью специалистов.
Актёры
В сети существует масса сообществ и чатов, где начинающие и опытные актёры ищут работу. Опубликуйте там своё объявление: какой типаж вам нужен, о чем ваш фильм, свои контактные данные для отправки фото и визитки. Что касается ставки, то это зависит от предыдущего вопроса и вашей готовности принять на проект малоопытного актёра. Если вы готовы платить, но бюджет ограничен, то указывайте минимальную ставку. Её вы часто можете найти в правилах этих же сообществ.
Актёра без опыта и без оплаты нужно искать в таких же профильных чатах, где люди изначально готовы поработать за еду. Другими словами, не надо писать в сообщества с опытными актёрами со ставками от 10 тысяч рублей, если вы готовы заплатить не более 5 тысяч за смену или вовсе ноль.
После публикации, вероятно, к вам начнут поступать резюме и фото потенциальных актёров вашего фильма. Отберите подходящие кандидатуры и приглашайте их на кастинг, либо на самопробы.
Локации
Для начала убедитесь, есть ли помещения, в которых вы можете снять бесплатно. Локацией вполне может стать ваша квартира, дача, гараж отца, загородный дом тёти и подобное.
Натурные объекты, то есть места съёмок на улице, стоит искать рядом с помещениями, которые вам приглянулись. Это сэкономит время и расходы на транспорт. Если бесплатных локаций найти не удалось — не отчаивайтесь. На сайтах объявлений вполне можно найти посуточные квартиры по вменяемым ценам.
Съёмочная группа
Понадобиться ли вам ассистент или вы сможете справится с организационными моментами сами, зависит опять же от проекта и бюджета.
Ассистент поможет отсмотреть объекты, провести кастинг актёров, организовать их на съёмочной площадке, договориться о питании.
Может быть, вы с вашим соавтором захотите разделить обязанности именно таким образом: вы отвечаете за организационные мелочи, а он — за творческий процесс. Или наоборот. Как вариант, таким ассистентом может стать студент продюсерского или режиссёрского факультета, желающий попробовать силы и получить свои первые титры в качестве продюсера или второго режиссёра.
Что касается операторов-постановщиков, тот тут точно нужен многофункциональный специалист. Он должен будет суметь и выставить свет, и управлять камерой. Прямым текстом указывайте свой запрос в объявлениях о наборе команды.
Поиск техники
Выбранный вами оператор-постановщик поможет подобрать технику для съёмки. Посетите вместе с ним отобранные вами локации съёмок, и он подберёт нужное световое и съёмочное оборудование.
Понадобиться и техника для записи звука: микрофон (петелька и бум) и записывающее устройство.
Если у вас есть друзья или родственники с неплохой фотокамерой, то она вас, безусловно, выручит. Всё, что понадобится, но чего, скорее всего, нет у любителей фотосъёмки — это стабилизирующее устройство. Профессиональное движение камеры помогут обеспечить слайдеры, easyrig или плечевой упор. Не забудьте и про надменный монитор, который позволит следить за фокусом.
Кастинг
Провести кастинг можно несколькими способами.
Личная встреча
Для того, чтобы отсмотреть кандидатов лично, понадобиться отдельное помещение, камера на штативе, сценарий и пара небольших организационных моментов.
Поставьте камеру перед актёром, выдайте ему номер на листе А4 и пару диалогов или монологов для каждого героя. Запишите кандидатов на видео, отсмотрите полученные результаты и лучших приглашайте на роли.
Самопробы
Уже очень давно в кино самопробы становятся нормальным явлением. Даже крупные кинокомпании и рекламные агентства всё чаще утверждают актёров на роли с помощью самопроб. В своём объявлении о наборе актёров так и укажите, что готовы принять видео, которое актёр запишет самостоятельно с текстом, который вы ему направите.
В заявке на самопробы помимо текста монолога или диалога пропишите небольшие посильные детали внешнего вида кандидата, может быть, какие-то эмоциональные ремарки или даже действия. Актёр должен будет воплотить их на камеру, записывая себя самостоятельно, например, на телефон.
Данный метод не требует аренды помещения и техники, как для кастинга с реальными людьми, а также сэкономит ваше время. Заинтересованные актёры могут записать пробу буквально сразу, как увидят ваше объявление, и сообщить, согласны ли они на ваши условия.
Монтаж и постпродакшен
На этом этапе экономить на специалистах, оборудовании и программах только себе в минус. Статья расходов на постпродакшен вполне может быть равна или даже превышать затраты на съёмочный процесс.
Носители
Нужно будет найти пару надежных жёстких дисков. На одни скопируйте отснятый материал, на другие запишите звуковые файлы.
Монтаж
Найти неплохого монтажёра, готового работать за минималку или портфолио, вполне вероятно. Используйте аналогичные пути, что и при поиске актёров. Но и сильно не надейтесь на совсем бесплатного или подозрительно дешевого. Внимательно изучите человека и его работы, не постесняйтесь собрать отзывы от тех, с кем он работал. Иначе вероятность того, что вас обманут на деньги или банально оставят без выполненной работы, присутствует.
Многофункциональный специалист по монтажу может стоит чуток дороже, но зато сможет провести и цветокоррекцию, и титрование.
Звукорежиссёр
Понадобится и звукорежиссёр. Его задача будет состоять в том, чтобы осуществить звуковое оформление фильма в соответствии с вашим замыслом. Он ответит за техническое и художественное качество звучания. Вашему фильму может понадобиться перезапись звуков, если что-то пошло не так на площадке, или дополнительное озвучивание. Звукорежиссёр займется всем этим.
Дистрибьюция
Куда и как распространять свой фильм, зависит от его формата и ваших амбиций.
Во-первых, не поленитесь и создайте самостоятельно или с помощью монтажёра небольшой трейлер. Он может пригодиться для фестивалей или распространения своего проекта в сети.
Во-вторых, короткометражный фильм готовы тепло встретить множество фестивалей и в России, и за рубежом. Прошерстите все возможные новостные источники о кинематографе. В них может быть объявление о старте сбора заявок на очередной фестиваль. Держите руку на пульсе у фестиваля «Кинотавр» и отслеживайте его даты. Наблюдайте за новостями молодёжного союза кинематографистов: они почти каждый день публикуют новые конкурсы.
Если вы живёте не в Москве, то точно обязаны поинтересоваться региональными конкурсами. На них попасть порой проще, так как желающих немного, а требования не высокие. Но при этом строчка о том, что ваш фильм что-то выиграл или где-то поучаствовал уже может сделать вас заметнее и придать творческих сил.
Если вы решились подаваться на зарубежные конкурсы, то сделайте субтитры на английском языке, а также включите в свои расходы сбор за подачу заявки.
В качестве вывода хочется высказать важнейшую мысль. Снять и продвинуть своё кино — реально. Не слушайте тех, кто говорит, что это высокое искусство только для опытных и образованных выпускников ВГИКа.
Получить деньги на кино или любую другую форму поддержки для съёмки становится не сложнее, чем написать хорошую историю для фильма. А с учетом того, что Интернет объединяет массу талантливых людей, вы можете найти единомышленников буквально за считанные часы.
Когда зрители говорят о производстве фильма, первыми на ум им приходят именно его съёмки. Тем временем за кадром остаётся другая важная часть — дистрибьюция, то есть продвижение этого фильма. Именно она превращает кино в огромный бизнес. От продюсеров до кинотеатров — разбираемся, как устроен этот бизнес в России и кому уходит прибыль от проката.
В современном кинематографе очень важным показателем для фильма являются его сборы. Чем больше картина соберет в прокате, тем известнее станет режиссёр, востребованнее актёры… и тем больше они заработают. Поэтому важно сделать так, чтобы фильм ждали еще до его выхода на экраны. Съемочная команда подогревает интерес к фильму фотографиями со съемок, аккаунтами в соцсетях, трейлерами и тизерами. Разрекламированность картины может помочь фильму хотя бы окупиться, даже если художественно он вышел слабым. Дистрибьюция не является последним этапом в цепочке производства: она начинается ещё на этапе планирования будущей картины.
Почти за все вопросы производства отвечает продюсер. По сути, им может быть кто угодно из съёмочной группы или же отдельный человек из компании, спонсирующей производство. Продюсер проходит с командой весь путь создания кинокартины — от ее планирования до выпуска в кинотеатры. В России крупными продюсерами становятся, в основном, сами режиссеры и принадлежащие им компании. Среди них имена Тимура Бекмамбетова (и его компания “ТаББАк”), Федора Бондарчука (“Арт Пикчерс Студия”), а также Сергея Сельянова и его студии “СТВ”, “Энджой мувис” Сарика Андреасян, “ТРИТЭ” Никиты Михалкова. Эти студии чаще всего получают господдержку на кинопроизводство в России и являются лидерами кинопроизводства.
Кроме работы с художественной линией картины, организацией процесса съемок и финансовыми вопросами, продюсер также занимается связями с дистрибьюторами — другим крупным игроком на кинорынке. Дистрибьютором может стать как кинокомпания, так и отдельный человек. Все то время, пока картина находится в производстве, дистрибьютор отвечает за ее рекламу — в журналах и газетах, в Интернете и на ТВ. Он же определяет дату релиза картины и способ ее распространения. Именно дистрибьюторы отвечают за выход фильма в кинотеатрах и/или на других платформах.
В России существует так называемая группа мейджоров — пятёрка крупнейших кинодистрибьюторов. В это число входят три представителя западных прокатчиков и две отечественные компании.
“Sony Pictures Productions and Releasing”: компания работает с фильмами киностудий “Columbia Pictures”, “Sony Pictures Animation” и другими. Студия периодически продвигает и картины отечественного производства.
“Universal Pictures Russia”: российское подразделение “Universal Pictures International”. Занимается дистрибуцией фильмов студий “Universal Pictures”, “DreamWorks”, “Illumination Entertainment”. Также сотрудничает с российскими киностудиями.
“Walt Disney Studios”: российский представитель одного из крупнейших западных медиахолдингов, которому принадлежат студии “Pixar”, “20th Century Studios”, “Marvel Studios” и “Lucasfilm” — производители известных франшиз и самых кассово успешных работ.
“Каро”: российская компания “Каро Премьер” была создана как официальный дистрибьютор студии “Warner Bros. Pictures” в РФ и некоторых странах СНГ. Чуть позже была создана ещё одна ветка холдинга — кинокомпания “Каропрокат”, которая взяла на себя распространение фильмов уже российского производства.
“Централ Партнершип”: кроме того, что компания является официальным дистрибьютором “Paramount Pictures”, она и крупнейший распространитель фильмов российского производства.
В эпоху популярности стриминговых платформ (“Netflix”, “Amazon”, “Disney+”) многие фильмы минуют кинотеатральный прокат и сразу попадают на эти сервисы. Но кинотеатры всё ещё играют огромную роль в кинобизнесе и, наверное, нескоро ее потеряют. Если картина не сразу выходит на онлайн-платформе, то успешность ее проката в кинотеатрах станет главной задачей дистрибьюторов, продюсеров, да и вообще всей команды фильма. Ведь именно кинотеатры собирают основную прибыль с проката картин.
В России существует 2088 кинотеатров, многие из которых представлены крупнейшими сетями кинотеатров: “Киномакс”, “Каро”, “Мираж Синема”, “Синема Стар”. Безусловным лидером среди российских киносетей является объединенная сеть “Синема Парк” и “Формула Кино”. Она насчитывает 626 залов в 30 городах России.
Между продюсерами, дистрибьюторами и кинотеатрами и распределяется основной доход от проката картины. Как это происходит? В России (как, впрочем, примерно и во всем остальном киномире) работает такая система: почти половина всех заработанных за прокат денег остаётся кинотеатрам, от 10 до 15% уходит дистрибьюторам, остальные 40-42% — для продюсера. С расчётом на это продюсер и должен выстроить работу так, чтобы в итоге самому не остаться в минусе, если фильм провалится в прокате. Ведь от того, сколько денег принесёт новая работа, зависит не только зарплата самого продюсера, то и зарплата творческой группы. Заработки влияют на имидж самого продюсера и кинокомпании, которую он представляет. Имидж, в свою очередь, будет решающим моментом, определяющим, захотят ли в будущем актёры и режиссёры сотрудничать с этим продюсером или его компанией.
В кинобизнесе кассовые сборы являются чуть ли не главным показателем успешности фильма. Если растет разница между затратами на производство и доходами от него (в пользу последних), то можно говорить о популярности фильма и признании. Немаловажную роль в этом играет бизнес-сторона кинопроизводства, основой которого и является продюсер. Он запускает цепочку продвижения картины: находит дистрибьютора, который рекламирует картину и договаривается с кинотеатрами. Кинотеатры, в свою очередь, обеспечивают доступность и массовость кинопоказа. Только после всех этих этапов, когда фильм вышел в прокат, на первый план выходит художественное качество картины.
__________________
Автор: Елена Сушинина
В Центральном Доме кино (ЦДК) прошёл семинар, на котором российским режиссёрам, сценаристам и продюсерам рассказали, как собирать деньги на культурные проекты методом КРАУДФАНДИНГА (народного финансирования). Мы сняли для вас этот полезнейший рассказ. Советы, которые звучат в этом видео, пригодятся абсолютно всем, кто стремится воплотить собственные идеи в области искусства, культуры и массовой информации.
Василина Горовая, менеджер сайта: «Друзья, добрый вечер! Я благодарю, что все мы здесь сегодня собрались такой большой и теплой компанией и, наверное, стоит представиться сначала. Меня зовут Васелина Горавай, я работаю на «Планета ru», как здесь написано. Работаю не просто внутри, а работаю как раз во вне, с авторами, то есть фактически с Вами, то есть с теми, кто здесь сегодня присутствует. Тема нашей сегодняшней встречи, тема нашей сегодняшней беседы это «Краудфандинг киноиндустрии», это система финансирования. Фактически, если переводить на русский язык, русский эквивалент «Народное финансирование». Это такой принцип, который позволяет Вам привлекать средства, зачастую, на свою творческую идею силами ваших зрителей, если мы говорим о кинематографе, в частности, силами тех людей, которые в будущем будут потребителями вашего продукта, зрителями вашего фильма. Сейчас эта система потрясающе хорошо развивается в кино, в музыке очень хорошо и динамично развивается технология в игровой индустрии, в общем «Краудфандинг» шагает по планете в широком смысле этого слова.
Сейчас расскажу о том, как этот принцип работает, и как вам с ним в будущем обращаться, и как с ним дружить. В первую очередь, наверное, стоит рассказать о целях, то есть классно, я могу привлекать деньги, а на что конкретно. Самый очевидный вопрос, самые очевидные ответы. Это – короткий метод, съемка короткого метода. Это – документальное кино, это – полный метод и это частные, конкретные цели, например, мне необходима аренда оборудования. Как мы общались до сегодняшней лекции с ребятами, им нужны какие-то конкретные вещи, досъем какой-то части фильма, или нужен постпродакшн, например, это тоже все абсолютно реальные возможные цели для того чтобы привлекать средства с помощью «Краудфандинг».
Для того, чтобы мне долго не рассказывать о том, как эта система работает, подетально, пошагово, мы об этом поговорим. Сначала мы посмотрим небольшой ролик, который я прошу сейчас включить.»
Фильм: «Здравствуйте и добро пожаловать. Это видео поможет вам грамотно создать проект на нашем портале, сэкономить время, избежать ошибок и, в конечном счете, реализовать ваши идеи. Прежде чем перейти к созданию проекта убедитесь, что вы отчетливо видите конечную цель проекта и пути ее достижения. У вас есть своя аудитория, и вы знаете, как с ней общаться. Вы понимаете, что создание Краудтроекта, накладывает на вас определенное обязательство, и вы готовы их выполнять и вы не преследуете личные, политические и экстремистские цели.
Если на все эти вопросы вы ответили утвердительно, то Краудфандинг и Планета ru для вас.
Начать нужно с названия. Оно должно правдиво отобразить суть вашего проекта и заинтересовать публику. Далее выберите категорию вашего проекта, а также подготовьте детальное изложение вашей идеи. Дальше добавьте фото и видеоматериалы, в общем, все то, что поможет проиллюстрировать вашу задумку. Расскажите о своей идее так, чтобы ей заинтересовались абсолютно все и будьте креативны. Во многом успех зависит именно от видео. Акция – это вознаграждения за поддержку проекта, их должно быть много и они должны быть разнообразные, подумайте о количестве, цене и наполнении каждой из акций и не забудьте о доставке, далеко не каждый, кто поддержит ваш проект, живет в соседнем подъезде. Укажите, какая сумма вам необходима. Соотнесите ваши потребности и возможности аудитории. Помните, лучше собрать 200% от разумной суммы, чем не собрать и половину от раздутого бюджета. Также определитесь со сроком действия проекта. Мы рекомендуем от полутора месяцев до полугода.
После того, как вы завершите оформление проекта и отправите его на модерацию, с вами свяжется наш менеджер. Ваш будущий куратор. Финальный шаг перед запуском – подписание договора. Если ваш проект собрал меньше 50% — деньги возвращаются акционеру. Если достиг больше половины от заявленной суммы – комиссия планеты будет 10% + еще 5%. Это сбор платежной системы. Если же проект успешен на все 100%, то общая комиссия составит всего 10%.
И, разумеется, мы не взимаем свою комиссию с благотворительных проектов. Помните, запуск вашего проекта, это лишь начало большой работы. Используйте каждую возможность рассказать о нем. Задействуйте СМИ, социальные сети и, конечно, своих друзей и знакомых. Не забывайте, у вас есть обязательства перед теми, кто вложился в ваши идеи. Акционерам будет интересно знать, как идет работа над проектом, и они непременно расскажут о нем своим друзьям. Мы искренне заинтересованы в успехе вашего проекта, но ваш энтузиазм должен быть больше нашего. Давайте работать вместе, и мы реализуем самые смелые мечты».
Василина Горовая: «Из чего состоит проект? Первое – это видеообращение, то, что находится в левом верхнем углу. Дальше, второе – это текстовое описание, фактически тоже самое, что и видеообращение, только буквы с картинками. Третья часть – это непосредственно финансовая цель, сколько денег вам нужно и за какой период времени вам эти средства необходимо привлечь. Ну и четвертое – это то, что отличает ключевым образом «Краудфандинг» от других систем финансирования, это акции, вознаграждения, то есть те вещи, которые люди будут получать в благодарность за то, что свои деньги вкладывают в вашу разработку, в вашу идею, в ваш фильм. Итого четыре вот такие ключевые момента. Поехали по каждому фрагменту отдельно.
Первое – это у нас видеообращение. Мне кажется, я не буду долго на этом останавливаться, вы сами мастера видео, вы сами снимаете его и знаете, как это делается. Самые важные моменты, которые, мне кажется, правильно проговорить. Первое – хронометраж видео, не больше трех минут. Это рекомендация практически для любого интернет-видео, чем меньше, тем лучше. Интернет-аудитория довольно ленива, поэтому нужно в короткий период времени привлечь внимание и побудить к действиям.
Второй момент – это обязательное присутствие четырех блоков. Это описание того, что вы уже делали. Это ваш background, ваш опыт, почему я классный парень или девченка, почему я здорово делаю то, что у меня получается и почему дальше будет еще лучше.
Второй момент – это ваша команда. Мы вот такие бравые ребята, мы отличные энтузиасты, которые делают хорошее кино. Расскажите об этом, покажите свою команду.
Третье – непосредственное описание вашей цели, зачем вам нужны деньги. И четвертое – мотивация, стимулирование аудитории, мотив – почему необходимо поддержать ваш проект, почему вы настолько классное кино снимаете, что не финансировать его просто невозможно. Ну и еще один, наверное, пример, потому что, говоря о видео меньше слов, больше видео. Давайте посмотрим реальное видеообращение, которое снято Михаилом Сегалом – это кинорежиссер, который сейчас в настоящий момент у нас запустил проект и вот с таким видеообращением он к нам пришел.»
Фильм: «Сегал один, один. Я троллейбус пропущу. Сегал два, два. Как правило, получается так. Ты снимаешь какой-то фильм, например, кино про войну и после этого на тебя все накидываются и говорят: «Он отличный парень, он может снимать только про войну» и предлагают тебе про это собственно весь остаток жизни и снимать. Потом ты снимаешь, допустим, комедию, что-то смешное.
— Я вот сейчас Карамзина читаю, я вот тут Ключевского читаю, я вот тут прессу читаю, я вот тут Толстого читаю, лично обо мне как о руководителе государства.
— Если мы на их организацию не ответим своей организацией, все пройдет не организованно.
— Но акулы они же не рыбы, они млекопитающие…., а дельфины добрые и гладкие, и водятся в дельфинариях.
— Я знаю, что немецкие танки почти до Киева дошли, о чем с тобой трахаться.
И тебе говорят, о классный парень, он умеет снимать смешно, давайте ему предлагать снимать комедии. Это конечно грустно и скучно. Независимость от себя прежнего и независимость от ожиданий, которые на тебя возлагают другие, это и есть то независимое кино, к которому хочется придти и там и находиться.
— Ну, и че, так дико боюсь будущего, аж дышу тихо.
— Если б как радиосигналы, она все мысли распознала.
— Глянешь так вокруг, шум, пусть, так не кипишуй.
— Люди больше не услышат наши юные смешные голоса.
— Замер троллейбус в троллейбусном парке, перепутал механик провода по запарке.
— Когда в самый разгар веселья падает из рук бокал вина… Скажи, что я ее люблю…
— И в том, что было набело, откроет все потом, мой рок-н-ролл – это не цель и даже не средство».
Этим летом совершенно неожиданно я написал новый сценарий и вот сейчас осень и мы уже с нашей группой веселых неунывающих единомышленников снимаем новый фильм. И я надеюсь, он будет правда новый, то есть не по счету, а новый на самом деле.
Всех поздравляем с первым съемочным днем. Внимание (звон разбитых бокалов).
Смотри, очень здорово, что телеграмма сзади просвечивает, это офигенно.
Мимика, горло – это все не главное, только мысли. Внимание, подъем.»
А вот в отличие от этого действия Тарковский хотел снять …..
По глазам по вашим будет понятно, просто в пустую стоят люди или зритель будет верить, что вы слушаете что-то очень проникновенное.
Сентябрь, в этом году был как октябрь, и нам казалось, что мы уже категорически ничего не успеем, что никакого бабьего лета не будет и осени не будет. А потом все изменилось и вот такое раз в сто лет бывает, судьба благоволила к нам и мы высадились съемочной группой в лесах, в полях. Это можно назвать авантюрой, но в принципе, это здорово, вот так без предварительных особых ухаживаний решительно овладеть фильмом и очень здорово, когда столько людей чувствуют в тебе эту страсть, верят тебе и, наверное, это логично так снимать фильмы о любви.
Василина Горовая: «Итак, текстовое описание, еще раз повторюсь, это практически то же самое, что и видеообращение, только буквами. Буквами, картинками, в общем, все то, что вы не можете уместить в этот короткий хронометраж, вы можете рассказать в текстовом описании.
И вот небольшие рекомендации к текстовому описанию. Во-первых, я уже сказала, тоже самое только буквами. Суть идеи, актуальность, почему вы предлагаете людям поддержать ваш проект, почему он важный, описание вашей команды. На что я хочу сделать отдельный акцент, это адресное обращение, персональное от первого лица, либо «Здравствуйте, я кинорежиссер Васелина Гаравай», либо «Привет мы команда фильма, Хайсфе» и это фантастическая штука, которую мы сейчас делаем, это крутое кино над которым мы работаем, и вы можете работать вместе с нами. И, наконец, фотографии, иллюстрации, то о чем я уже говорила. Обязательно их используйте, потому что колбаса текста, это довольно сложно, облегчайте хотя бы визуально.
Расчет, очень такой скользкий вопрос, который мы тоже уже начали обсуждать до начала лекции – это финансовая цель, самая болезненная такая история и продолжительность проекта. Первая рекламная рекомендация по этому вопросу следующая. Ваш первый проект – это первый ваш опыт в «Краудфандинге» как автора и, вероятнее всего, самый первый опыт в «Краудфандинге» для вашей аудитории, с которой вы будете работать. Поэтому, ребята, нужно вести себя максимально аккуратно и соответственно нужно ставить минимальную цель. Посмотрите ваш бюджет, вычеркните те вещи, от которых можно отказаться. Если вы поставите большую цель первый раз, к сожалению, вы отпугнете аудиторию. Миллионы, как я люблю говорить, мы обязательно с вами будем собирать, десятки миллионов рублей. Но сейчас и мы делаем это первый раз, и аудитория это делает первый раз. Соответственно, нужно попробовать сделать это вместе впервые и с минимальной суммой, чтоб потом они с большей охотой включались в новую работу и собирали, и вкладывали миллионы, десятки миллионов, сотни миллионов. Все это абсолютно реально и возможно, но нужно действовать поступательно.
Вот, кстати, я привела два примера. Первый – тот самый фильм «Ненависть», который я приводила в самом начале, это короткий метр, ребята собирают на фильм 80 тысяч рублей. Свою финансовую цель они преодолели уже за первые три недели, то есть 80 тысяч рублей у них уже были через три недели и сейчас они продолжают собирать, то есть у них две недели еще остается до завершения проекта. Классная работа. И дальше, лихие парни решили собрать миллион шестьсот рублей на документальный фильм. Это тоже их первый проект. Есть идейные лица, все прекрасно, но для первого проекта великовата цель, пугает. Я вообще из Сибири, из Барнаула, у меня мама человек, который всю жизнь прожил в Сибири, миллион шестьсот воспринимает как, ну примерно двухкомнатная квартира. Она не понимает этими категориями, она не понимает, почему миллион шестьсот необходимо на съемку фильма. Это вы понимаете, а аудитории это еще нужно осознать немножечко.
Ну и наконец, продолжительность проекта, как уже говорилось с видео, от полутора месяцев до полугода. Почему не меньше, потому что просто не успеете рассказать всем, потому что аудитория еще не успеет прочитать, кто-то в отпуск уехал, кто-то еще куда-то, кто-то не заметил. За полтора месяца уже больше вероятности, что аудитория узнает. Почему не больше полугода, потому что вы банально сами устанете постоянно говорить об одном и том же, придумывать новые информационные поводы. Причем, даже полгода я здесь обозначила, потому что это действительно миллионы рублей, когда мы говорим о шести месяцах, это огромные суммы. Вы же рассчитываете на себя, и вы должны понимать, что вы как пиарщик, а вы не пиарщик, скорее всего. Я так понимаю, что большинство здесь не пиарщики собрались, а все-таки режиссеры, продюсеры, знаю, звукооператоры здесь есть, но они не пиарщики. Это для вас новая сфера, соответственно рассчитывайте свои силы.
Ну и давайте перейдем, наверное, к следующей теме и очень мной любимой, это то, что отличает «Краудфандинг» от других типов финансирования, то о чем я уже говорила. Важно, что вы дополняете в проект, что бы стимулировать аудиторию, какие-то бонусы, чтобы люди вкладывали деньги. Это не благотворительность, это не пожертвования. Это реальные вещи, если мы говорим о каких-то футболках и т.д. Это может быть реальная возможность стать частью команды вашей, если вы, например, предлагаете человеку сняться в массовке. Это какие-то бонусы, которые люди получают в благодарность за то, что вложили деньги. Какие могут быть примеры? От самых простых. Цифровая версия будущего фильма, самая логичная и очевидная. Это банальная ссылка на скачивание уже готового продукта. Вы презентовали фильм и рассылаете его людям, какая там будет концовка. Второй вариант тоже совершенно очевидный, но далеко не всегда реальный, это ДВД. Кто-то делает ДВД, кто-то не делает, физический носитель. Если делать ДВД, большая рекомендация, сделайте еще вариант с автографами, с автографами съемочной группы, актерами и т.д. Реально разбирают еще с большей охотой, и с большим интересом, потому что это не просто коробочка, а коробочка, до которой дотронулся своим перстом сам.
Другие варианты, благодарность титрам. Мне кажется, просто потрясающая штука. Без каких либо для вас лишних телодвижений, но никаких финансовых вложений, вы просто вписываете в титры финальные имена тех людей, которым вы очень сильно благодарны. Кстати, если делать физический носитель, можно ДВД то же самое устроить, какой-нибудь специальный вкладыш с именами людей, почему бы нет.
Дальше, тоже не совсем очевидная, но абсолютно рабочая штука. Лекции, мастер-классы, встречи с актерами, со съемочной группой, ведь аудитории безумно интересно, что происходит вот там, за кулисами. Вы это все видите изнутри, а нам это невероятно интересно. Это же вы видите в студиях, в монтажках, еще где-то, а для нас это святая святых. Если это возможно, приведите туда людей, покажите им то, что происходит за кулисами.
Эксклюзивный просмотр фильма. Я даже не знаю, нужны ли комментарии. То же самое, просмотр фильма с создателями, с возможностью пообщаться о том, что это было и как это было на самом деле во время сьемок.
Дальше штуки идут тщеславные, как я их называю. Это возможность, например, даже сняться в фильме. Вот сейчас у Михаила Сегала есть возможность сняться в групповке за 25 тысяч рублей, я начала откладывать, потому что мне кажется, черт побери, сняться в фильме Михаила Сегала – я хочу. Да, 25 тысяч рублей, но я буду откладывать несколько месяцев, я знаю когда завершается проект, и я знаю к какому числу мне нужны эти деньги – я коплю. В данном случае приведен пример сняться в эпизоде с Михаилом Ефремовым. Да, ушла такая акция. Круто, за 15 тысяч рублей, кто-то себе может это позволить, так дайте эту возможность людям.
И, наконец-то, как здесь названо пиценат – вещь для особо обеспеченных и для щедрых людей. Тоже история, которая тешет самолюбие, эго и так далее. Например, вы можете предложить вписать имя человека в титры, пригласить его на поклон на закрытом показе, в общем, какие-то такие почести, реверансы в сторону человека, но очень важно, что вы при этом не даете ему возможности влияния на творческий процесс, естественно. То есть, смотри, наслаждайся. Мы там можем рекламу, например, фотоплейсмент какой-то использовать, но не творческие кулуары, безусловно.
И еще один момент, который я тоже считаю правильным проговорить. Очень часто авторы говорят о том, что «Ну, вот я могу представить цифровую, 22:01 в титрах. Все, у меня больше ничего нет». Не правда. Во-первых, у вас есть те люди, которые, например, снимаются в фильме и они в спектакле играют, и они могут предоставить пару билетов на свой спектакль. Попросите у них такую возможность, они вас поддерживают билетами, в итоге это финансируется, все деньги идут в ваш проект. Или у вас есть прекрасная подруга, которая дизайнер, и она, например, шьет замечательные сумки, или как вот здесь, может предоставить футболки со своим принтом. Это тоже можно использовать. Подумайте, покреативьте, у нас вот такие ребята каким-то образом через знакомых попросили билеты на концерт Гарика Сукачева, и у них елки-палки, плюс 10 тысяч рублей, потому что у них есть классные друзья, который могли предоставить эти несколько билетов.
Следующий слайд, пожалуйста.
А, да, я немножко забыла про самую важную часть. Вот вы все подготовили, у вас есть прекрасное видеообращение, у вас все материалы собраны, вы готовы стартовать, но о таком важном моменте, как продвижение, это очень многие забывают. А это вещь, безусловно, важная. Я говорила уже о том, что Вы становитесь на некоторое время пиарщиками, либо вы, либо может быть, у вас есть продюсеры, это прекрасно, можно его привлекать к этому нелегкому делу, тем не менее, над моментом продвижения необходимо подумать заранее. Что оно под собой предполагает? Во-первых, самое очевидное, кто у вас есть в вашем ближнем расположении – это семья, это ваши друзья, это ваши знакомые, и это ваши персональные СМИ, то есть это социальные сети. Соответственно вот эту зону вам необходимо в первую очередь, простите, окучить. И первое, что нужно сделать – это начать работать еще примерно за неделю до запуска проекта.
Мне безумно нравится пример абсолютно реальный с нашей артисткой Инной Желанной, сейчас у нас есть проект 24:12 исполнительницы. Инна Желанная, чудесная женщина, которая за неделю до проекта, ровно за неделю, я посмотрела. Опубликовала у себя в Facebooke пост о том, что «Ребята, вы знаете, на планете есть совершенно чудесные благотворительные проекты, вы можете поддержать реальный проект, действительно реальный фонды, это реальные цели, где вы можете вложить 100 рублей и получить еще что-то в благодарность за то, что вы эти деньги вложили». И люди за неделю на этом примере уже попробовали, что такое краудфандинг. Они поняли на доступном, благотворительном, что очень важно примере, как оно вообще функционирует. И когда через неделю она запускалась и написала о том, что ребята, вот на планете мой проект по записи альбома, все уже знали, как работает краудфандинг. У них вот этот момент от понимания до действия занял считанные секунды. И первое, что она сделала, естественно рассказала заранее, затем уже опубликовала пост о том, что она запускает свой проект. Во-первых, сразу же перепосты, сразу же деньги и так далее.
Вы опубликовали информацию у себя в социальных сетях, вы попросили сделать репост своих друзей, что очень важно, все-таки одна рука хорошо, а 800 репостов это просто замечательно. Если люди могут помочь вам финансово, пусть они помогут вам информационно – это тоже очень важный момент.
И когда вы уже завершили работу со своей вот этой первой аудиторией, переходите на аудиторию вторую – это СМИ и лидеры мнений. Не стоит на самом деле бояться этой аудитории, потому что для многих это действительно момент пугающий. Как я уже говорила раньше, я из Сибири, я из Барнаула, у меня есть совершенно чудесный пример, который я знаю. Он совершенно рабочий, и я им пользуюсь, и пользоваться буду всегда. Когда я запущу свой проект первые, кому я напишу это естественно мои бывшие одноклассники, мои бывшие одногрупники, мои бывшие коллеги и клиенты с которыми я когда-то работала, потому что они знают, что я хороший человек, которому стоит доверять. Естественно посыл следует правильно ставить. И второй момент, я напишу пресс-релиз в «Алтайскую правду», я напишу пресс-релиз в «Вечерний Барнаул», я напишу пресс-релиз в «Алтапрес.ру» — это информационное агентство. В общем, это те СМИ, которые во мне, как в земляке, в частности заинтересованы. Я сейчас понимаю, говорю для части аудитории, но все это понимают, что Москва это только частично москвичи. Большинство из нас, здесь присутствующих, люди, которые приехали откуда-то. Вспомните откуда вы приехали, напишите туда свои пресс-релизы. О земляках пишут очень охотно и охотно поддерживают, естественно.
Лидеры мнений – это блоггеры, это люди у которых очень много подписчиков, с которыми тоже нужно и можно дружить, и допустим, так просто же никто ничего не пишет, но в благодарность за их репост, вы можете снять их в фильме, например, но это же многим интересно. Или так же упомянуть их в благодарности в титрах. Ко всем есть свой подход.
И третий момент. Регулярно обновляйте информацию о том, как вы работаете, что вы делаете. «Ребята, мы привлекли, такую-то медийную личность в наш проект. А у нас теперь снимается та-то. А мы уже отсняли вот такой-то материал». Почему это важно и нужно? Во-первых, потому что, как знаете, это маркетинговый термин – лояльность. Потому что кому-то из той аудитории, которая вам уже помогла, которые уже вложили какие-то деньги, им важно знать о том, что у вас происходит, и они возможно, кстати, что часто бывает, поддержат вас второй раз, третий раз. Это действительно абсолютно реальная история. И следующий момент, это, так называемые, сомневающиеся ребята, которые еще не готовы вложить деньги, но они посмотрят. Знаете, как в магазине, ну, я еще посмотрю. Вот очень много таких людей, которые «еще посмотрю» и потом приходят, возвращаются.
В частности, мой случай с тем, что я хочу за 25 тысяч купить у Михаила Сегала групповку – это в том числе такая же история. Я буду смотреть, как у него идут дела, и, согласитесь, мне нужно подумать над такой весомой суммой, которую я бы хотела потратить, например, я могу потратить в этом проекте.
И еще один важный и последний в моем рассказе проект – это позиционирование. Вот это очень важный момент, с которого нужно начинать и которым нужно заканчивать на самом деле. Восприятие краундфандинга ни в коем случае не должно быть связано с благотворительностью, с тем, что люди вкладывают деньги просто так, потому что вы хороший человек. Вот этого делать не нужно ни в коем случае и никогда. Краундфандинг – это две вещи. Во-первых, это инвестирование, потому что человек, который поддерживает вашу идею, во-первых, он либо получает будущий продукт. Например, цифровую версию, DVD, все что угодно. Либо второе, он принимает участие, соучастие в том, что вы делаете. Например, он снимется в вашем фильме. Или, например, он пойдет в титры и это тоже для него очень важно. Или, если он очень щедрый и обеспеченный человек, он может выйти с вами поклониться за 500 тысяч рублей, такое тоже бывает. И вторая часть, почему краундфандинг это не благотворительность. А что это? Это пиар, черт побери. Это сбор огромного community вокруг вас на этапе, когда вы только начали работу над тем, что будет, над еще не готовым продуктом. Вы на этапе его создания, может быть, пишите где-то у себя в социальных сетях, если вы еще пишете об этом. Но проект вас стимулирует к тому, чтоб вы об этом писали активно и рассказывали это не только маме, бабушке, 130 человека в друзьях у себя в контакте, а вы об этом расскажете, например, на планете, где черт побери 165 тысяч пользователей, которые с большей вероятностью, которые вас не знают пока еще, но они узнают о вашем проекте, потому что они знают о том, что такое краундфандинг, что такое кино-краундфандинг, как это работает, и что это черт побери работает. Вот это очень и очень важно.
Поэтому выходите из своей зоны комфорта. Не только котиков мы начинаем публиковать у себя в фейсбуке, но подключаем очень важную вещь под названием продвижение того, что еще не готово, но что для вас является очень важным и самым значимым. Это ваша работа, это ваш труд, это ваше творчество, это вы сами, как создатель. Потому что, да, сейчас вы снимаете один фильм, но за ним будет второй, третий, полный метр, еще один полный метр и так далее. Пользуйтесь, это абсолютно реальный инструмент, очень полезный и очень динамично развивающийся. Спасибо большое.»
Дмитрий Якунин: «Молодые режиссеры, кинематографисты, продюсеры, которые работают над учебными работами, над своими мало коммерческими проектами практически все сталкиваются с проблемой финансирования своего проекта. Где найти деньги? Где закрыть оплату актеров в фильме, еду на съемочной площадке, монтаж, коррекцию и так далее? Безусловно, это очень важные вопросы. К сожалению, короткометражное кино практически не финансируется государством. Но с другой стороны, если на полуметре люди зарабатывают, то на короткий метр тратят свои. Получается, что короткометражное кино – это искреннее кино за свой счет. Вряд ли снимешь халтуру, будешь как-то отрабатывать номер. Нет, безусловно, это интересное и хорошее. Короткометражки все чаще и чаще выходят из-под пера, хотел сказать, из-под камеры молодых режиссеров. Поэтому, безусловно, краундфандинг – это очень честная система. Ты размещаешь в интернете информацию о своем проекте, о себе, кто ты такой есть, и потенциальный зритель этой картины помогает вам, либо не помогает. Смотрят, как это. Хочет видеть это на экране, либо не хочет. Безусловно, это, еще раз повторю, самый честный поиск финансирования, как мне кажется, настоящее народное финансирование.»
Большая часть фильмов, которые снимаются при поддержке государства, проходит незамеченной мимо рядового зрителя. Это социально значимые картины, а также те фильмы, которым чего-то не хватило до успеха. Реальность такова, что большинство российских фильмов не окупаются в прокате, но Фонд кино и Министерство культуры все равно продолжают помогать их создателям деньгами. Мы поговорили с участниками российского кинорынка о том, почему так происходит и нужна ли вообще государственная поддержка кинематографа.
Содержание статьи
- 1 Министерство культуры и Фонд кино
- 2 Какие требования к фильмам?
- 3 Сколько выделяется и сколько возвращается
- 4 Нужно ли вообще поддерживать российское кино?
Министерство культуры и Фонд кино
Государственная поддержка кинематографа в России существует уже давно, но с новой силой она заработала примерно с 2013 года, после того как на должность министра культуры был назначен Владимир Мединский. Практически сразу он занял такую позицию: государство должно поддерживать не просто интересные и потенциально успешные проекты, но и патриотические.
Примерно тогда же произошло важное разделение полномочий между министерством и Федеральным фондом социальной и экономической поддержки отечественной кинематографии (Фонд кино):
- Фонд финансирует коммерчески успешные проекты (или те проекты, которые имеют шансы на коммерческий успех);
- Министерство культуры финансирует некоммерческие проекты – дебютное, экспериментальное, детское и документальное кино.
Соответственно, по большинству поддерживаемых Фондом кино проектов у продюсеров возникает обязательство вернуть полученную от государства финансовую поддержку, тогда как Минкульт поддерживает социально значимые (при этом не очень дорогие) картины, не требуя возвратности.
То есть, если поддержанный Фондом кино фильм не окупается в прокате – это говорит о просчетах его создателей, но снимаемые при поддержке Минкульта фильма и не должны окупаться (пример – некий фильм «Берцы», на который потрачено 80 миллионов рублей, в прокате смог собрать только 23 тысячи).
Фонд кино по факту подчиняется Минкульту – но так было не всегда. Примерно до 2018 года между фондом и ведомством были весьма натянутые отношения – фонд поддерживал не те картины, которые бы одобрил министр, например, картину «Левиафан». Противостояние закончилось, когда в Фонде сменился директор, а траты Фонда теперь контролирует министерство.
Кстати, Министерство культуры и Фонд кино – не единственные, кто в России занимается поддержкой кинематографа. Александр Замыслов, руководитель «Первого документального кинотоварищества» перечисляет еще несколько источников финансовой поддержки кино:
Но, конечно, основная масса государственных денег проходит все же через перечисленные 2 направления. Вообще, Фонд кино поддерживает так много проектов, что большинство из них чисто физически не могут стать успешными – в России попросту не такие возможности по кинопоказу. Это вызывает закономерные вопросы у общественности – зачем выделять деньги из бюджета на кино, которое точно не окупится в прокате?
Что касается Минкульта, то ведомство поддерживает производство такого количества проектов, что о большинстве вообще мало кто что-то слышал. Тем не менее, говорит кинорежиссер и сценарист Сергей Дебижев, даже громкие коммерческие проекты часто не окупаются:
Соответственно, действующая система государственной поддержки кинематографа в России позволяет параллельно финансировать и те проекты, которые по задумке авторов должны конкурировать с Голливудом, и те, которые без поддержки никто просто не будет снимать.
Какие требования к фильмам?
Министерство культуры и Фонд кино работают с разными проектами, соответственно, у них и цели разные: если в случае с Фондом оценивается коммерческий успех, то с Минкультом все чуть сложнее.
По факту мы видим, что поддержка фильмов министерством немного тяготеет к интересам уже бывшего министра Мединского. Так, ведомство финансировало фильмы вроде «Танки» за 60 миллионов рублей, который посмотрели 398 тысяч зрителей, «Дорога на Берлин» за 45 миллионов рублей (посмотрели его 129 тысяч раз), «На Париж» – 34 тысячи зрителей и 40 миллионов рублей. То есть, это такой перекос в сторону военно-патриотического кино (хоть это и не единственное направление).
Но главное – это то, что проекты, поддерживаемые Министерством культуры, впоследствии оцениваются не по кассовым сборам, а по числу зрителей, говорит Александр Замыслов. По его словам, главное для продюсера – собрать аудиторию, и где-то найти треть бюджета для проекта:
Что касается Фонда кино, то, по словам эксперта, процесс получения поддержки отличается, к нему добавляется еще один пункт – возврат денег, полученных от Фонда. Соответственно, и к будущей картине требований выдвигается больше: желательно заранее найти прокатчика, медиапартнеров, заложить определенные деньги на проект в бюджете. Также смотрят на имя режиссера, на проведенные кастинги, на репутацию продюсера. Другими словами, все ради одной цели – максимально снизить риски провала в прокате.
В итоге, говорит Замыслов, четко разделяются 2 модели поддержки кинематографа: «Минкульт способствует развитию культуры через кинематограф (ну, и еще поддержанию сегмента неигрового и авторского кино, поскольку ФК им точно ничего не даст в виду их убыточности априори), а Фонд кино поддерживает развитие киноотрасли – чтобы российские картины все же были в кинотеатрах и в принципе, живое кинопроизводство позволяет не утратить профессиональную школу».
Сергей Дебижев рассказывает о процессе отбора претендентов на субсидии от Минкульта. По его словам, суммы субсидий совершенно не сопоставимы с другими странами, но и при таких скромных бюджетах нужно делать качественное кино:
Все же критики в адрес Минкульта (и в том, что касается работы Фонда кино) есть предостаточно. Так, в 2019 году все российские фильмы с государственной поддержки собрали меньше, чем голливудский «Король Лев», а среди российских фильмов, занимающих высокие места на международных кинофестивалях, господдержку не получает практически никто.
Действительно, громкие картины – «Дылда» Кантемира Балагова или «Нелюбовь» Андрея Звягинцева – получают престижные награды, но в их создании государство не принимало участия. При этом фильмы вроде «Греха» Андрея Кончаловского (60 миллионов рублей) или «Одессы» Валерия Тодоровского принимают к участию даже не на все российские кинофестивали.
Сколько выделяется и сколько возвращается
В случае с кассовыми сборами речь обычно идет именно о тех картинах, производство которых финансово поддержал «Фонд кино» – поскольку для него главным критерием является окупаемость проекта. Кстати, данные по господдержке и кассовых сборах в российском кинематографе открыли буквально в прошлом году. По состоянию на 2019-й, самым коммерчески успешным фильмом было «Движение вверх», а самым неудачным – скандальная «Матильда»:
Большая часть фильмов (80% и более) в итоге не окупается в прокате. С другой стороны, не каждый проект финансируется только за счет бюджета – главным требованием Фонда остается софинансирование производства фильма. Соответственно, самый дорогой фильм может получить из бюджета меньше других, а самый провальный необязательно даст самый большой минус по Фонду.
Так, самым дорогим фильмом из российских стала «Тайна печати дракона», он же «Вий-2», на картину потратили 2,3 миллиарда рублей. Однако значительную часть этой суммы дал Китай, а российский Фонд кино обеспечил всего 270 миллионов рублей. Правда, фильм не окупился в прокате, на данный момент сумма сборов – чуть больше 360 миллионов рублей.
Больше всего государство потратило на «Викинг» Андрея Кравчука – фильм обошелся налогоплательщикам в 728 миллионов рублей, из которых 115 миллионов нужно вернуть. При общем бюджете в 1,2 миллиарда рублей картина собрала в прокате 1,5 миллиарда, так что с возвратом всей суммы проблемы быть не должно. «Дуэлянт» обошелся бюджету в 450 миллионов рублей, собрав 365 миллионов всего, «Экипаж» потребовал 442,1 миллиона рублей, а сборы составили 635,3 миллиона.
Кстати, сумма сборов достаточно условна, так как фильм полностью окупается, когда его сборы в несколько раз превышают бюджет – кинотеатры тоже работают не бесплатно, как и прокатчики.
Что касается убыточных картин, то на «Матильде» создатели потеряли почти 1,3 миллиарда рублей – но бюджет вложил в картину только 280 миллионов. Съемки и выход фильма в прокат сопровождался массовым скандалом, но даже он не помог: в прокате фильм собрал всего 537 миллионов рублей, а критики восприняли его весьма неоднозначно. Потерять деньги, как оказалось, можно и на мультфильмах: «Савва. Сердце воина» обошелся создателям в 1 миллиард рублей, а в прокате собрал всего 195 миллионов, а на «Смешарики. Легенда о золотом драконе» потратили 991 миллион рублей при кассовых сборах в 261 миллион.
Интересно вышло с фильмом Тимура Бекмамбетова «Он – дракон»: фильм не окупился, собрав 780 миллионов рублей при бюджете в миллиард, но по сборам вошел в тройку лучших фильмов 2016 года.
Всего на поддержку кинематографа в России было выделено 22,8 миллиарда рублей, говорит Екатерина Косарева из аналитического агентства WMT Consult, но к прозрачности распределения этой суммы есть вопросы:
Сейчас в производстве находятся 195 проектов с финансированием от Фонда кино, с общей суммой поддержки в 12,8 миллиардов рублей – что достаточно много (учитывая, что суммы уже были выделены, а даты выхода в прокат по многим картинам весьма отдаленные).
С кассовыми провалами поддержанных государством фильмов связана еще одна проблема: Фонд кино пытается взыскать порядка 739 миллионов рублей с их создателей. На первом месте по сумме долга оказался «Алладин» компании «Энджой мувиз» всем известного Сарика Андреасяна – долг составляет 112,8 миллионов рублей. При этом компания продолжает снимать фильмы (правда, в списке государственной поддержки их нет).
Долги возникают и по другим причинам: например, в 2011 году Фонд кино выделил 21,9 миллиона рублей студии «Чеченфильм» на съемки фильма «Тоска» по мотивам рассказа Антона Чехова, но картина так и не была снята, студия ликвидировалась в 2014 году. Иногда кинокомпании тратят получаемые деньги не по назначению – и это тоже влияет на то, как киноотрасль воспринимают в обществе.
Нужно ли вообще поддерживать российское кино?
Историй успеха среди отечественных фильмов немного: из сотен картин по-настоящему популярными становятся единицы (и то не все из них способны даже окупить себя), остальные проходят почти незамеченными. Из-за этого российский кинорынок – это практически гарантированная работа себе в убыток. В этих условиях государственная поддержка просто необходима, иначе кинопроизводство в России почти полностью остановится.
С другой стороны, есть вполне объективные причины непопулярности многих фильмов – они банально проигрывают более дорогим, глубоким и зрелищным фильмам из-за рубежа. Владимир Мединский стал первым министром культуры, при котором появилось подобие политики протекционизма, когда выход в прокат зарубежных картин откладывался, чтобы «расчистить» кинозалы для российских премьер. Результат бывает прямо противоположным – люди по-прежнему не особенно охотно ходят на новые российские фильмы, а теряют на этом кинотеатры.
Их всех фильмов, поддержанных Фондом кино за 5 лет (до 2017 года), в номинации престижных кинопремий или кинофестивалей за границей попали всего 7 картин, а больше всего наград получил «Левиафан», который раскритиковал Мединский. То есть, проблемы с качеством российского кино пока еще есть.
Итак, российское кино – убыточное, и (в массе своей) проигрывает зарубежному. И стоит ли в таких условиях тратить десятки миллиардов бюджетных рублей на него?
Все, кто так или иначе связан с кино и искусством, говорят, что стоит – иначе от российского кино попросту ничего не останется. Как говорит Сергей Дебижев, вопрос даже не столько в выживании отрасли, сколько в идеологии:
Пока государство добивается это двумя способами – финансирует создание отечественного кино, а также финансирует открытие кинозалов для показа национальных фильмов. Согласно национальному проекту «Культура», на конец 2020 года в городах с населением менее 500 тысяч человек таких кинозалов должно быть не меньше 400, а через 5 лет – 1200. Правда, как это все реализовать с коронавирусом (который закрыл кинотеатры уже сейчас) и долларом по 80 рублей – вопрос отдельный.
У России уже есть свои конкурентные преимущества – новый министр культуры ранее была главной Департамента кинематографии, говорит Александр Замыслов, и изменения в лучшую сторону уже есть:
Но в 2020 году все будет не так просто – на сколько затянется ограничение работы кинотеатров, никто не знает, а за премьеры фильмов в онлайн-кинотеатрах россияне пока платят не очень охотно (к тому же демпинг привел к тому, что за счет промокодов фильмы смотрят преимущественно бесплатно).
Но этот кризис – общий для всех стран, поэтому российское кинопроизводство снова будет на равных конкурировать за внимание зрителя.