Почему вы должны знать, что такое фокусное расстояние?
Знать, что такое фокусное расстояние и в чем заключаются особенности, особенно важно при покупке объективов. Этот урок даст вам информацию о том, как работают объективы с различным фокусным расстоянием, как использовать их творчески и выбрать те, которые подходят именно вам.
Шаг 1 – Что это на самом деле означает?
Фокусное расстояние вашего объектива в основном определяет, какой масштаб изображения будет в ваших фотографиях: чем больше число, тем больше будет эффект увеличения и приближения.
Очень часто неправильно понимают фокусное расстояние, говоря что оно измеряется от передней или задней линзы. В действительности это расстояние от точки конвергенции до сенсора или пленки в фотоаппарате. Посмотрите на диаграмму ниже, где это объясняется
Шаг 2 – Различные фокусные расстояния и как они используются
Сверхширокоугольный 12-24 мм
Эти объективы считаются узкоспециализированными и не часто входят в комплект объективов обычного фотографа. Они создают столь широкий угол обзора, что изображение может выглядеть искаженным, так как наши глаза не привыкли к такого рода диапазонам. Они часто используются в событийной и архитектурной фотографии, для съемки в ограниченном пространстве. Широкоугольные объективы как бы помещают фотографа в центр событий, делая его уже не наблюдателем, а участником, создают эффект присутствия. Они не очень подходят для портретной съемки, так как увеличивают перспективу настолько, что черты лица могут искажаться и выглядеть неестественно.
Широкоугольный 24-35 мм
Здесь вы найдете много комплектных объективов для полнокадровых камер, они начинаются с фокусного расстояния 24 мм, когда угол широкий, но искажения еще не столь выражены. Эти объективы широко применяются для репортажной фотографии, фотожурналистами для документальных съемок, поскольку они обладают достаточно широким углом, чтобы включить большое количество объектов, и при этом искажения не столь значительны.
Стандартный 35-70 мм
Именно в этом диапазоне фокусных расстояний 45-50 мм угол зрения объектива будет примерно соответствовать тому, как видят наши глаза (исключая боковое зрение). Я лично хотел бы использовать этот диапазон при съемке на улице или на встречах с друзьями в пабе или за обеденным столом. Стандартный объектив, такой как 50 мм f/1.8 – отличный недорогой и дает отличные результаты. Объектив с фиксированным фокусным расстоянием всегда даст лучшее качество изображения, чем зум. Это потому, что он построен с единственной целью. Он делает одну работу хорошо, а несколько заданий плохо.
Начальное телефото 70-105 мм
Этот диапазон обычно является крайним для комплектных объективов. С него начинаются телеобъективы и фикс-объективы для портретной съемки (около 85 мм). Это хороший выбор для портретной съемки, так как им можно снимать крупноплановые портреты без искажений, а также получать отделение объекта от фона.
Теле 105-300 мм
Объективы в этом диапазоне часто используются для далеких сцен, таких как здания, горы. Они не подходят для пейзажей, так как сжимают перспективу. Линзы более длиннофокусного диапазона в основном используются для съемки спорта или диких животных.
Шаг 3 – Как фокусное расстояние влияет на перспективу?
Об этом я уже говорил в предыдущем разделе, но чтобы дать вам более полное представление о влиянии фокусного расстояния на перспективу, я сделал 4 фото одних и тех же предметов на разных фокусных расстояниях и сравнил их. Три предмета (банки с супом) находились в одном и том же положении на расстоянии 10 см друг от друга на каждой фотографии. Стоит отметить, что снимки сделаны на кроп-камеру, поэтому фокусное расстояние будет несколько больше.
Теперь поговорим о том, что такое кроп-фактор. В сущности это означает, что если любую линзу для полного кадра (EF, FX и т.д.) поставить на тушку с кроп-фактором, то часть изображения обрежется. Коэффициент обрезки будет составлять примерно 1.6. В реальном выражении это означает, что если вы снимаете объективом 35 мм, получите результат, как будто снимали объективом 50 мм.
Как это работает – показано на рисунках ниже. Это фактически зуммированое изображение, сужение угла зрения объектива.
Даже на объективах, которые сконструированы для кроп-камер (EF-S, DX), будет наблюдаться подобный эффект, так как фокусные расстояния всегда указывается для полного кадра. Просто эти объективы на полном кадре дадут сильный эффект виньетирования, так как изображение проецируется не на всю площадь кадра.
Вот и все! И еще два совершенно разных снимка, сделанных на разных фокусных расстояниях. Первый на 24 мм, второй на 300 мм (оба на камере с кроп-сенсором).
Еще уроки из рубрики “Все основы”
Покупка аккумуляторов: что нужно знать?
Доводилось ли вам использовать свою камеру с объективами от стороннего производителя? Предполагаю, что большинство ответит да. Причина этого в том, что на рынке есть много…
Читать дальше →
09/03/2020.
Основы — Все основы.
Перевод: Алексей Шаповал
9 748
1
Правило эквивалентной экспозиции
Фотоаппарат – восхитительный инструмент. Просто поразительно как одним щелчком затвора можно остановить текущий миг и сохранить его на будущее. Принцип работы фотоаппарата…
Читать дальше →
29/02/2020.
Основы — Все основы.
Перевод: Алексей Шаповал
18 151
2
Оцифровка фотографий и негативов
У каждой семьи есть своя история, а у каждой истории есть свои фотографии: старые цветные распечатки, винтажные черно-белые фотокарточки, негативы и пленки.
Читать дальше →
17/02/2020.
Основы — Все основы.
Перевод: Алексей Шаповал
32 603
4
Как развить профессиональный взгляд
Фотография – мощный инструмент визуальной коммуникации. Объектив в какой-то мере можно считать вашим третьим глазом, который позволяет поделиться с миром тем, что видите вы…
Читать дальше →
10/02/2020.
Основы — Все основы.
Перевод: Алексей Шаповал
14 085
0
Как избежать клише в фотографии
Мир современной пейзажной фотографии весьма сложный. Кажется, будто достаточно иметь камеру, несколько объективов, штатив, фильтры, карту и отличную идею в голове, но в реальности все…
Читать дальше →
05/09/2019.
Основы — Все основы.
Перевод: Алексей Шаповал
12 977
1
Как подзаработать фотографу (не профи)
Существует миф, будто фотографы разделяются на две категории – те, для кого это просто хобби и профессионалы, которые зарабатывают деньги. На самом деле многие находятся в…
Читать дальше →
12/08/2019.
Основы — Все основы.
Перевод: Алексей Шаповал
16 715
2
Объектив – важнейший элемент любой фотокамеры. А фокусное расстояние – важнейшая характеристика объектива. Однако у начинающих фотографов-любителей с этой характеристикой наблюдается полная неразбериха. Они не могут понять: вот, например, объектив с фокусным расстоянием 24-70 мм на полноматричном фотоаппарате – это хорошо или плохо? А 15-44 мм на “кропнутой” зеркалке – это нормально или маловато? А 7,1-28,4 мм на “мыльнице” – это совсем мало или все же можно жить?
Ну так давайте разберемся, что такое вообще фокусное расстояние объектива и что означают его различные значения.
Объектив – это система, состоящая из нескольких линз. Изображение снимаемого объекта попадает в объектив, преломляется там и сводится в одну точку на определенном расстоянии от задней части объектива. Эта точка называется фокусом (точкой фокусировки), а расстояние от фокуса до линзы (системы линз) называется фокусным расстоянием.
Теперь о том, что чисто практически означают те или иные значения фокусных расстояний.
Первоначально условимся о том, что мы говорим сейчас об объективе, предназначенном для съемки на полноматричный фотоаппарат (в этой статье мы говорили о том, что такое “полная матрица”).
Давайте чисто практически посмотрим, чем отличаются кадры, сделанные с тем или иным фокусным расстоянием. Снимаем с одной точки и меняем фокусные расстояния от 24 до 200 мм.
Фокусное расстояние 24 мм.
Фокусное расстояние 35 мм.
Фокусное расстояние 50 мм.
Фокусное расстояние 70 мм.
Фокусное расстояние 100 мм.
Фокусное расстояние 135 мм.
Фокусное расстояние 200 мм.
Очевидно, что чем меньше фокусное расстояние, тем больше помещается в кадр, а чем больше фокусное расстояние – тем ближе объектив приближает удаленные предметы.
Маленькие фокусные расстояния используются для съемки всяких видов: пейзажи, архитектура, большие группы людей. Большие фокусные расстояния используются для съемки, например, животных и птиц, для спортивной съемки, когда нужно поймать крупным планом какой-нибудь эффектный кадр.
Фокусное расстояние в 50 мм примерно соответствует углу обзора человеческого глаза (46°).
Объективы с фокусным расстоянием менее 35 мм называются широкоугольными. С их помощью удобно снимать природу и архитектуру, однако следует иметь в виду, что чем шире угол (меньше фокусное расстояние), тем большие искажения, вызванные законами оптики, будут присутствовать на снимках. Например, если вы снимаете высотные дома на объектив с фокусным расстоянием в 24 мм, то ближе к краям кадра справа и слева здания будут выглядеть наклоненными – вот пример.
Объективы с фокусным расстоянием менее 20 мм называются сверхширокоугольными, и они очень сильно искажают изображение. (Там есть еще отдельный вид объективов с эффектом “рыбьего глаза”).
Вот пример фотографии (отсюда), снятой широкоугольником “рыбий глаз” с фокусным расстоянием 8 мм.
Объективы с большим фокусным расстоянием называются “длиннофокусниками”, а с очень большим – “телеобъективами”.
Вообще, классификация там примерно следующая:
Фокусное расстояние Группа Применение Менее 21 мм сверхширокоугольные архитектура, пейзажи 21-35 мм широкоугольные архитектура, пейзажи 35-70 мм нормальные жанровая съемка, портреты 70-135 мм длиннофокусники портреты, жанровая съемка 135-300 и больше телеобъективы спорт, природа
Объективы бывают с фиксированным фокусным расстоянием (так называемые “фиксы”) и с переменным фокусным расстоянием (так называемые “зумы” от слова zoom, приближать).
Как правило, объективы с фиксированным фокусным расстоянием снимают лучше (и стоят дешевле), чем зум, выставленный на такое же фокусное расстояние. То есть, например, в общем случае широкоугольник на 24 мм будет давать лучше качество, чем зум 24-70 мм, выставленный на 24 мм. (Там бывают исключения, но мы в эти дебри сейчас лезть не будем.)
И вот теперь мы подошли к очень важному вопросу. А что же за такой странный диапазон фокусных расстояний у моего Fujifilm X20, можете спросить вы? Там написано 7,1-28,4 мм. Это как – супермегаэкстраширокоугольник?
Нет. Дело в том, что когда мы говорим о фотоаппаратах с кропнутой матрицей, там физическое фокусное расстояние объектива не меняется (оно не может меняться), однако так как в кадр на кропе помещается заметно меньше, получается, что “угол зрения” объектива сужается, а соответственно, для данной матрицы фокусное расстояние будет как бы другим. Именно “как бы другим”, потому что если у объектива фокусное расстояние 50 мм, физически оно таким и останется на любых матрицах. Но кадры будут разные.
Сейчас поясню. Предположим, у нас есть объектив с фокусным расстоянием в 50 мм. Он формирует круглое изображение, которое, накладываясь на полноразмерную матрицу, дает нам полный кадр – вон он, отмечен на иллюстрации.
Ставим тот же объектив на фотоаппарат с кропнутой матрицей – например, с кроп-фактором 2. Как у нас будет выглядеть кадр, сделанный тем же объективом? Он будет выглядеть в границах синего прямоугольника на иллюстрации. То есть меньше. А меньше – объект будет ближе, поэтому получается что при съемке на объектив с фокусным расстоянием в 50 мм на фотоаппарат с матрицей кроп-фактора 2 фокусное расстояние будет эквивалентно съемке на объектив в 100 мм (50 мм, умноженные на кроп-фактор) на фотоаппарат с полноразмерной матрицей.
Проблема в том, что на объективах кропнутых фотокамер обычно указывают именно физическое фокусное расстояние объектива. И чтобы понять, что вообще означают эти цифры, надо указанное фокусное расстояние умножить на размер кропа – тогда вы получите цифры фокусного расстояния (расстояний – для зума) в эквиваленте полноматричного фотоаппарата (матрицы 35мм) и станете понимать, какой диапазон фокусных расстояний присутствует в данном фотоаппарате.
Пример. Камера Fujifilm Finepix X20, диапазон зума – 7,1-28,4 мм. Кроп-фактор у матрицы этой камеры – 3,93. Так что умножаем 7,1 на 3,93 и 28,4 на 3,93 – получаем диапазон (округляя) 28-112 мм в 35-миллиметровом эквиваленте. В общем, самый обычный диапазон для цифровой камеры.
Второй пример. Любительская зеркалка Canon EOS 100D с китовым объективом. На объективе указан диапазон 18-55 мм. Кроп-фактор матрицы – 1,6. Перемножаем – получаем 29-88 мм. Диапазончик очень так себе, но пользоваться можно.
Таким образом, чтобы четко себе представлять, какие именно фокусные расстояния доступны в вашем фотоаппарате (или в фотокамере, которую вы собираетесь покупать), нужно указанные на объективе цифры диапазона фокусных перемножить на кроп-фактор – так вы получите данные о фокусных расстояниях в 35-мм эквиваленте, который вам будет вполне понятен.
Понятно, что для полноформатных камер с их “родными” объективами никакие пересчеты делать не нужно.
Кстати, иногда для удобства пользователей производители пишут на несменных объективах камер и их физическое фокусное расстояние, и его эквивалент для 35 мм – вот как, например, у камеры Sony RX10, где физический диапазон – 8,8-73,3, а на установленном кропе 2,7 получается прекрасный диапазон 24-200 мм: от хорошего широкоугольника до очень приличного телеобъектива.
© 1998–2019 Alex Exler link
Покупка камеры со сменными объективами подталкивает пользователя к расширению парка оптики. Профессионалы ясно понимают, что им нужно, и выбирают модели, максимально подходящие для решения своих задач. Новичкам бывает непросто определиться в обилии предложений, доступных на рынке. Материал поможет начинающим фотографам разобраться с ключевым параметром любой оптической системы — фокусным расстоянием.
Теория вопроса
Объективы фотокамер — сложная комбинация линз разной геометрии, выполненных из материала с различными оптическими свойствами. Это необходимо для того, чтобы окружающий мир проектировался на матрицу без искажений и цветовых артефактов.
Проходя через линзы, лучи многократно преломляются, изменяя свою траекторию, и в конечном итоге пересекаются в одной точке, находящейся внутри объектива. Она называется точкой фокусировки. Длина отрезка от нее до матрицы и является фокусным расстоянием объектива.
Фокусное расстояние (ФР) измеряется в миллиметрах и всегда указывается в названии модели. В зависимости от него объективы делятся на сверхширокоугольные (менее 12 мм), широкоугольные (от 12 до 35 мм), стандартные / нормальные (35 – 90 мм), телеобъективы (90 – 200 мм), супертелеобъективы (более 200 мм).
Фокусное расстояние — это не качественная, а количественная характеристика. Объективы с одинаковым ФР представлены в разных ценовых категориях. Бюджетные экземпляры отличаются упрощённой оптической схемой, что так или иначе отражается на получающейся картинке.
Но какое влияние имеет само фокусное расстояние? В первую очередь, оно меняет угол обзора. Зависимость здесь обратная: чем меньше фокусное расстояние, тем больше пространства помещается на фото. На сайте nikon.ru доступен удобный симулятор фокусных расстояний. В нем можно оценить угол зрения объективов с ФР от 14 до 800 мм.
ФР влияет на пропорции объектов в кадре. Они выглядят крупнее при использовании объективов с большим фокусным расстоянием, а при съемке на широкий угол кажутся меньше. Это же относится и к визуальной удаленности объектов. Если сравнить снимки, снятые на 24 и 105 мм, можно заметить, насколько меньше пространства на заднем плане поместилось на фото и как сильно «приблизились» здания.
Кроме того, объективы с разным фокусным расстоянием по-разному относятся к геометрии. На широком угле горизонтальные линии приобретают «бочкообразное искажение» — дисторсию. В таком случае горизонтальные линии как бы стремятся от центра.
Для телеобъективов характерна подушкообразная дисторсия — тип геометрических искажений, при котором горизонтальные линии «проваливаются» в середину кадра. Из-за этого эффекта изображения, снятые на телеобъективы, кажутся плоскими, так как «подушкообразность» визуально уменьшает объем.
Искажения накладывают ограничения на использование широкоугольных объективов для портретной съемки. Черты лица выглядят неестественно крупно, тело визуально уменьшается.
Помимо изменения геометрии и пропорций объектов съемки, фокусное расстояние влияет на глубину резко изображаемого пространства (ГРИП). Зависимость обратная — ГРИП уменьшается с увеличением ФР. Другими словами, при прочих одинаковых настройках камеры и расстоянии до объекта съемки, у широкоугольного объектива в фокусе оказывается больше пространства, чем у стандартных и телеобъективов.
Влияние размера матрицы на фокусное расстояние
При определении нужного фокусного расстояния необходимо делать поправку на размер матрицы фотоаппарата. Коэффициент, показывающий во сколько раз площадь матрицы отличается от размера полного кадра, называется кроп-фактор. Фокусное расстояние объектива указывается в полнокадровом эквиваленте.
Чтобы узнать фактическое значение ФР, необходимо умножить его на кроп-фактор используемой камеры. Например, классический полтинник на камерах APS-C превращается в 75 мм, а на фотоаппаратах системы micro 4/3 — во все 100 мм.
Пользователь, не учитывающий эту особенность, рискует ошибиться с выбором. Вместо универсального он получит портретный объектив, на который в помещении снять что-то, помимо крупного плана, невозможно. Если вы хотите иметь в распоряжении те самые классические 50 мм, то для камер APS-C разумнее выбрать объектив 35 мм, а для micro 4/3 — 24 мм.
«Fish-eye» и широкоугольные объективы
Объективы «Fish-eye» (фокусное расстояние менее 10 мм) имеют ярко выраженную дисторсию, что вызывает сильные геометрические искажения кадра. По количеству помещающегося в поле зрения пространства им нет равных. Однако упомянутые искажения, которые остаются даже после корректировки программными средствами, делают работу с такой оптикой очень сложной.
Сверхширокоугольная оптика не отличается рекордной светосилой (лучшие модели имеют показатель не выше f/2.8-f/3.5), для нее характерны дисторсия и веньетирование, невысокая резкость картинки. Такие объективы приобретаются под конкретные проекты, и это точно не лучший выбор новичка.
Широкоугольная оптика (от 12 до 35 мм) имеет те же особенности. С увеличением фокусного расстояния их влияние на картинку уменьшается. Так, 28-миллиметровые объективы уже редко страдают от дисторсии. Если она все-таки заметна, то легко правится в редакторе.
Самый распространенный пример широкофокусного объектива — основная камера смартфона. Обычно имеет эквивалент 24 мм. Чтобы понять, нужно такое стекло или нет, достаточно поснимать на мобильный телефон.
Область применения широкофокусной оптики значительна: фокусные расстояния от 12 до 16 мм используют для фотографии ночного неба и пейзажной съемки. ФР от 16 до 24 мм часто применяются в архитектурной съемке. Модели в промежутке от 24 до 35 мм наиболее универсальны. Подойдут для стрит-фото и съемок в помещении. Это лучший вариант объектива на каждый день.
Объективы с нормальным фокусным расстоянием
Под «нормальными» принято понимать фокусные расстояния от 35 до 90 мм. В категорию входит универсальная оптика, подходящая для съемки портретов и пейзажей. А перспектива, полученная на изображении, наиболее близка к восприятию пространства человеческим зрением.
Такие системы имеют наилучшие оптические характеристики, поэтому модели обладают самыми высокими показателями светосилы и резкости. А геометрические искажения наименее выражены. На ресурсе DXOmark, занимающемся составлением рейтингов различной мобильной электроники, топ позиций занимают объективы с «нормальным» фокусным расстоянием.
Несмотря на клеймо универсальности, для повседневных задач такая оптика может быть менее применима. Например, диапазон 80-90 мм больше подходит для портретной съемки. Работа в ограниченном пространстве вызовет сложности.
Наиболее универсальным здесь является диапазон от 35 до 60 мм в полнокадровом эквиваленте.
Телеобъективы
Теле- и супертелеобъективы — инструменты весьма узкопрофильные. Диапазон фокусных расстояний от 90 до 135 мм идеален для портретной съемки, 150 – 200 мм хорошо подходят для спортивных мероприятий. Все, что выше 200, используется для спортивной репортажной съемки (когда корреспонденты находятся на значительном удалении от спортсменов) или для фотоохоты.
В сети можно найти ролики с нетипичным использованием больших фокусных расстояний. Например, стрит-фото на 400 мм. Но это скорее исключение из правил.
Сильное приближение супертелеобъективов позволяет наблюдать за дикими животными без риска привлечь излишнее внимание или спугнуть их.
Из-за сложной конструкции такие модели имеют внушительные габариты и еще более внушительный ценник. Он зачастую многократно превышает стоимость камеры и может перевалить за миллион рублей.
Немаленькая цена, крупные габариты и узкоспециализированная направленность делают такие модели прерогативой профессионалов.
Подведение итогов
Выбор фокусного расстояния очень важен на этапе знакомства с фотографией. Правильный выбор усилит интерес к фотоискусству. А ошибка способна свести на нет все желание заниматься фотографией.
Однозначный совет в этом вопросе дать невозможно. Все зависит от желаний конкретного пользователя: кто-то хочет заниматься фотоохотой, других привлекает уличная съемка, а третьи любят снимать пейзажи. Для каждого сценария нужно разное фокусное расстояние.
Но вначале стоит приобрести что-то универсальное (в диапазоне от 28 до 60 мм), подходящее для разных сюжетов. Во-первых, таким образом можно лучше изучить себя, свои интересы и ожидания от увлечения фотографией. Во-вторых, если вы поймете, что универсальное ФР не подходит для ваших задач, такой объектив легче продать на вторичном рынке.
Все примеры значений фокусных расстояний приведены в полнокадровом эквиваленте. Чтобы получить актуальные цифры для конкретной камеры, необходимо разделить фокусное расстояние на кроп-фактор матрицы камеры. Его значение можно найти в соответствующем пункте характеристик в карточке товара.
Что такое фокусное расстояние объектива?
Фокусное расстояние объектива – это физическая характеристика объектива, определяющая его возможности: увеличение и угол обзора, перспективу и размытие заднего плана. А технически это расстояние между матрицей фотокамеры и точкой фокусировки объектива, в которой сходится преломляемое изображение.
Точку фокусировки называют по-разному:
- фокус;
- фокальная точка;
- оптический центр объектива;
- точка конвергенции;
- точка схождения лучей.
Фокусное расстояние измеряется в миллиметрах и определяет угол обзора объектива.
В зависимости от угла обзора объективы делятся на:
- Широкоугольные объективы (ширики) – охватывают фокусные расстояния от 8 до 35 мм, при этом объектив с фокусным расстоянием 8 мм дает обзор 180 градусов, а 35 мм – 63 градуса. Такие объективы используются для съемки пейзажей, интерьеров, некрупных портретов в узких улочках или для съемки большого количества людей в небольшом помещении, где нет возможности отойти подальше. Такие объективы дают масштабную картинку, однако есть и минус – искажения по краям снимка, поэтому людей лучше размещать по центру.
- Портретные объективы (портретники) – охватывают фокусные расстояния от 35 до 85 мм и считаются нормой, то есть дают меньше всего искажений и лучше всего подходят для съемки портретов. Угол обзора тут от 63 до 28 градусов.
- Длиннофокусные объективы (телевики) – охватывают фокусные расстояния от 85 до 600 мм и рассчитаны на съемку удаленных объектов с большим приближением. Используются в основном для съемки дикой природы, репортажа и слежки – ситуаций, когда ближе подойти просто невозможно. Если, к примеру, на 135 мм угол обзора примерно 18 градусов, то на сверхдлиннофокусном объективе 600 мм он сужается до 4 градусов. Дальше только телескопы.
Получается, чем меньше фокусное расстояние, тем больше объектов помещается в кадр и тем больше искажения этих объектов. А чем больше фокусное расстояние, тем лучше объектив приближает удаленные объекты и задний план.
Как влияет фокусное расстояние объектива на картинку?
Давайте посмотрим, как влияет фокусное расстояние объектива на картинку, на примерах фотографий Екатерины Пикулиной, которая фотографировала свою дочь примерно с расстояния трех метров до объекта съемки.
На широкоугольных объективах на первый план выходит красота пейзажа и архитектуры, а человек в кадре является лишь дополнением картинки, подчеркивает собой масштаб окружающего ландшафта. Обратите внимания на вертикальные линии: пространство так растянуто, что искажения видны невооруженным глазом.
Примерно такой угол обзора у человеческих глаз.
А пропорции и перспективу человеческий глаз воспринимает примерно так.
На портретных объективах обычно получается самое красивой размытие заднего плана.
На фокусных расстояниях больше 105 мм при съемке с трех метров даже маленький ребенок в кадр не влезет.
Схематически влияние фокусного расстояния объектива на масштаб снимаемого объекта при неизменном расстоянии до объекта можно представить вот так:
Фокусное расстояние человеческих глаз
Глаза человека имеют обзор до 125 градусов по вертикали и до 150 градусов по горизонтали (при условии, что оба глаза открыты). Если эти цифры перевести в фокусное расстояние в миллиметрах, то получится 22,3 мм (большинство исследователей сходятся именно на этой цифре). По углу обзора глаза похожи на широкоугольный объектив, однако перспективу и пространственные отношения между объектами мы воспринимаем примерно так, как на картинке портретного объектива (примерно 43 мм).
Фиксы и зумы
Но даже если прочесть всю информацию про фокусное расстояние объективов, все равно возникают вопросы: Объектив с каким фокусным расстоянием выбрать? Какое фокусное расстояние наиболее универсально? И что лучше: зум или фикс?
Фикс – это объектив с фиксированным фокусным расстоянием, например, только 85 мм или только 135 мм. А если хочешь приблизить или отдалить объект, придется это делать ножками, отходя или подходя к объекту съемки.
Плюсы фиксов:
- Светосила – у фиксов может быть светосила от f 1,4 (а топовые от f 0,95), тогда как у зумов обычно она стартует от f 2,8 (есть пару исключений, но они очень дорогие).
- Вес – фиксы намного легче зумов, поэтому в использовании они комфортнее.
- Стоимость – фиксы дешевле зумов аналогичного качества и светосилы.
- Качество фото – у фиксов хорошая контрастность, звенящая резкость, низкая дисторсия, эффективное подавление бликов и засветок, минимальные хроматические аберрации.
- Срок службы – поскольку в фиксах нет подвижных линз, они меньше подвержены поломке.
- Использование фильтров – светосила фиксов позволяет использовать творческие фильтры.
Минусы фиксов:
- Необходимость много бегать во время съемки вместо того, чтобы просто крутить колесико на объективе.
- Необходимость покупать дополнительные объективы для покрытия всех необходимых фокусных расстояний.
- Необходимость иметь один зум для путешествий, чтобы не тянуть с собой весь набор фиксов.
- Необходимость менять объективы во время съемки, когда приближение-отдаление ногами не помогает.
- Необходимость использовать нейтрально-серый фильтр при хорошей светосиле объектива и открытой диафрагме в солнечный день.
- Необходимость оперативной смены объектива в полевых условиях чревато загрязнением оптики.
Зум – это объектив с переменным фокусным расстоянием заданного диапазона, например, 18–55 мм или 24–70 мм.
Плюсы зумов:
- Удобство при съемке: нет необходимости бегать вперед-назад при съемке крупных и общих планов.
- Универсальность: нет необходимости брать разные объективы для съемки разных планов и жанров.
Минусы зумов:
- Большой вес – множество линз для охвата разных фокусных расстояний дают определенный вес, не особо комфортный при съемке с рук.
- Малая светосила – из-за большого количества линз такие объективы пропускают меньше света, что будет критично при съемке в помещении и в темное время суток.
- Отсутствие резкости – из-за того, что линз в зум-объективе много и они постоянно в движении, они физически не могут обеспечить такую резкую картинку, как фиксы.
- Высокая стоимость – зумы производить сложнее, поэтому они стоят дороже аналогичных по качеству фиксов.
- Быстрый износ – в сравнении с фиксами, зумы быстрее выходят из строя, так как в них больше подвижных элементов.
Достоинства и недостатки зумов и фиксов не однозначны, так как объектив нужно подбирать под конкретные задачи. Фикс 24 мм может идеально подходить для съемки интерьеров квартир, однако совсем не подойдет для съемки футбола. Поэтому при выборе объектива нужно опираться на личные предпочтения фотографа.
Как фокусное расстояние объектива влияет на перспективу?
В связи с фокусным расстоянием объектива необходимо также пару слов сказать о перспективе.
Перспектива – это соотношение дистанций и размеров объекта съемки и остальных объектов кадра.
Широкоугольные объективы расширяют пространство так, что в кадр попадает больше объектов, чем на стандартный или длиннофокусный объектив. Например, если вы фотографируете девушку в узкой улочке Парижа на объектив 24 мм, то, кроме девушки, в кадр попадут противоположные стены домов этой улочки, брусчатка и небо с Эйфелевой башней вдалеке.
Дома на горизонте, кажется, очень далеко. Перспектива растянута.
Длиннофокусные объективы приближают не только объект съемки, но и задний план к объекту съемки. Например, если вы фотографируете девушку на фоне Эйфелевой башни на 135 мм, то будет казаться, что башня намного ближе к девушке, чем есть на самом деле.
Дома на горизонте, кажется, очень близко. Перспектива сжата.
Получается, что широкоугольные объективы (с небольшим фокусным) растягивают перспективу, а телеобъективы (с большим фокусным) сжимают ее.
Как влияет фокусное расстояние объектива на размытие?
Красота размытия заднего плана – характеристика субъективная.
Размытие зависит от многих факторов:
1. Строения линз объектива. Творческое размытие заднего плана, свойственное объективам типа Gelios 58 мм или Lensbaby 50 мм, является техническим браком оптики, однако эффект радиального размытия многим фотографам очень нравится.
2. Светосилы и значения диафрагмы. Чем светосильнее объектив, тем шире можно открыть диафрагму и получить меньшую глубину резко изображаемого пространства, то есть размыть задний план.
3. Расстояния от фотографа до объекта и от объекта до фона. Степень размытия заднего плана будет тем больше, чем объект съемки отдален от фона.
4. Фокусного расстояния объектива. Поскольку ширик позволяет взять в кадр больше пространства, то и размытого фона (обычно, неоднородного: небо, земля, деревья, здания) при открытой диафрагме в кадре будет больше; а телевик в кадр берет только объект съемки, а задний план за объектом приближает, за счет чего размытый фон при открытой диафрагме получается более однородным и красивым.
На фото с мишкой показано, как меняется степень размытия фона в зависимости от фокусного расстояния при одинаковых настройках камеры. Поскольку на 105 мм перспектива сжата, то и размытый фон получился более однородным.
Как рассчитать фокусное расстояние для кропа?
Поскольку фокусное расстояние объектива – это расстояние от точки фокусировки до матрицы, и размер матрицы камеры не влияет на эту физическую величину. Однако размер матрицы влияет на конечное изображение. Давайте разберемся, каким образом.
Фулфрейм-камера – это камера с полноразмерной матрицей – дорогим сенсорным элементом, который улавливает лучи света и проявляет изображение.
Кроп-камера – это камера с уменьшенной матрицей, которая была разработана для удешевления производства и доступности камер большинству фотолюбителей.
Объективы производятся как для фулфрейма, так и для кропа.
Если объектив для фулфрейма надеть на кроп-камеру, то мы получим урезанное, более плотно кадрированное изображение, чем на фулфрейме.
А если объектив для кропа надеть на фулфрейм, то, наоборот, у изображения появится виньетка в виде черной рамки. Правда, этого можно избежать, если в камере есть автокроп.
Слева объектив для фулфрейма, справа объектив для кропа. Зеленая – фулфрейм-матрица, желтая – кроп-матрица.
В зависимости от размера матрицы меняется угол обзора и размер изображения, получаемого на одинаковых фокусных расстояниях.
Получается, что на угол обзора влияет не только фокусное расстояние объектива, но и размер матрицы фотоаппарата.
Зависимость улга обзора объектива от фокусного расстояния
Зависимость угла обзора объектива от размера матрицы камеры
Чтобы разобраться с тем, какому фокусному расстоянию соответствует тот или иной угол обзора объектива, было введено два понятия: кроп-фактор и эквивалентное фокусное расстояние.
Эквивалентное фокусное расстояние позволяет узнать, какое фокусное расстояние будет иметь объектив с таким же углом обзора на полнокадровой (или пленочной) фотокамере. Эта характеристика будет полезна тем, кто задумался о покупке новой фотокамеры с матрицей другого размера и хочет выбрать подходящую для нее оптику, узнать, как на новой камере будут работать его старые объективы.
Кроп-фактор – это условный множитель, отражающий изменение угла обзора объектива при его использовании с матрицами меньшего размера. Например, диагональ матрицы формата APS-C меньше полнокадровой примерно в 1,5 раза. Так что кроп-фактор для матрицы APS-C будет равен 1,5. А вот диагональ матрицы формата Nikon CX меньше полнокадровой в 2,7 раз. Поэтому ее кроп-фактор будет равняться 2,7.
Теперь, зная кроп-фактор, мы сможем рассчитать и эквивалентное фокусное расстояние для объектива 50 мм. Чтобы на кроп-камере с объективом 50 мм получить такую же картинку, как на фулфрейм, нужно фокусное расстояние умножить на кроп-фактор.
50*1,5=75 мм (На кроп-камере с объективом 50 мм получится примерно такое же по размеру изображение, как на фулфрейм-камере с объективом 75 мм).
РЕЗЮМЕ
Теперь, зная все тонкости, на которые влияет фокусное расстояние объектива, вы сможете сделать правильный выбор. Самое главное, это ответить для себя на несколько вопросов:
- В каком жанре фотографии вы снимаете? Для свадебной съемки зум-объектив предпочтительней, в то время как для портретов лучше подойдет портретный фикс. Для детских фотосессий на улице идеально подходит светосильный фикс 85 мм благодаря его светосиле и размытию.
- Какая светосила объектива необходима? Если планируете использовать объектив в разных условиях освещения, вам понадобится светосила f-1.4, а для фотосессий на улице достаточно f-1.8-2.
- Как часто вы будете менять оптику? Если в этом есть необходимость, вы можете приобрести три фикса, которые перекроют наиболее востребованный диапазон фокусных расстояний. А если менять объективы во время съемки неудобно, то лучше подумать про качественный зум.
- Какой бюджет вы готовы выделить на покупку оптики? Если вы не уверены, приобретите для начала объектив с фокусным расстоянием 50 мм и светосилой f-1.8, а потом поймете, каких фокусных расстояний вам не хватает и докупите еще.
Поделиться в социальных сетях
45479
Что такое фокусное расстояние объектива и как его определить?
Содержание
- Что это такое?
- На что влияет?
- Классификация
- Как определить?
- Как изменить?
Новичок в мире фотографии наверняка уже знает, что профессионалы используют несколько различных объективов для съемки разных объектов, но далеко не всегда понимает, как их различают, и почему они обеспечивают неодинаковый эффект. Тем временем без использования разных аксессуаров профессиональным фотографом не стать – слишком уж однообразными, а зачастую и просто бестолковыми будут получаться снимки. Приподнимем пелену тайны – разберем на пальцах, что же такое фокусное расстояние (основное различие между объективами) и как оно влияет на фотографию.
Что это такое?
В первую очередь следует понять, что любой нормальный объектив – это не одна линза, а сразу несколько. Располагаясь на определенном расстоянии друг от друга, линзы позволяют хорошо видеть объекты в конкретной точке удаленности. Именно расстояние между линзами определяет, какой план будет лучше виден – передний или задний. Подобный эффект вы наблюдаете, когда держите в руках увеличительное стекло: оно является одной линзой, тогда как роль второй выполняет хрусталик глаза.
Перемещая лупу относительно газеты, вы видите буквы или более крупными и четкими, или вовсе размытыми.
Точно так же происходит с оптикой в фотоаппарате – линзы объектива должны «поймать» изображение так, чтобы нужный вам объект четко ложился на пленку в старых фотоаппаратах и на матрицу – в новых, цифровых моделях. В недрах объектива есть смещающаяся в зависимости от расстояния между линзами точка, в которой изображение сжимается до предельно малого размера и переворачивается – ее называют фокусом. Фокус никогда не находится непосредственно на матрице или пленке – он располагается на некотором расстоянии, измеряемом в миллиметрах и называемом фокусным.
От фокуса к матрице или пленке изображение постепенно начинает снова увеличиваться во все стороны, потому чем больше фокусное расстояние, тем более крупно мы увидим изображенное на фото. Это означает, что нет некоего «лучшего» фокусного расстояния – просто разные объективы предназначены для разных нужд. Небольшое фокусное расстояние прекрасно подходит для того, чтобы захватить масштабную панораму, самые большие, соответственно, действуют как увеличительное стекло и способны крупно снять небольшой объект даже с большого расстояния.
Современные объективы фото- и видеокамер оставляют своим владельцам возможность оптического зума – того, который «увеличивает» масштаб фотографии, не уменьшая при этом ее качество.
Вы наверняка видели, как фотограф перед тем как сделать снимок крутит и проворачивает объектив – этим движением он сближает или отдаляет линзы друг от друга, меняя фокусное расстояние. По этой причине фокусное расстояние объективов указывается не как одна конкретная цифра, а как определенный диапазон между двумя крайними величинами. Впрочем, бывают и «фиксы» – объективы с фиксированным фокусным расстоянием, которые снимают четче, чем соответствующе настроенные зумы, да и стоят дешевле, но при этом не оставляют пространства для маневра.
На что влияет?
Умелая игра с фокусным расстоянием – необходимый навык для любого профессионального фотографа. При этом объектив для каждого фото (или фокусное расстояние, выставленное на нем) надо выбирать с умом, понимая, как будет выглядеть итоговый кадр вследствие вашего выбора.
На перспективу
Говоря глобально, чем меньше фокусное расстояние у оптики, тем больше она может захватить в кадр. Соответственно, наоборот, чем этот показатель больше, тем меньшая площадь перспективы оказывается на фотографии. Последнее в данном случае ничуть не является недостатком, потому что устройства с большим фокусным расстоянием передают маленькие объекты на снимок полноценного размера без потери качества.
Таким образом, для фотографирования больших объектов с малого расстояния наиболее практичным будет оборудование с малыми фокусными расстояниями. Фотографирование крупным планом, особенно со значительных расстояний, будет намного более продуктивным при значительном фокусном расстоянии. При этом следует помнить, что чересчур маленькое фокусное расстояние неизбежно даст хорошо видимые искажения по краям кадра.
На размытие и ГРИП
Эти два понятия взаимосвязаны, а ГРИП (расшифровывается как «глубина резко изображаемого пространства») – это термин, который должен понимать каждый профессионал. Наверняка вы не раз замечали, что на профессиональном фото центральный объект снимка выделяется повышенной резкостью, тогда как фон намеренно размыт, чтобы не отвлекать от созерцания главного. Так происходит неслучайно – это результат грамотного просчета.
Ошибка в вычислениях приведет к тому, что кадр скатится в разряд любительских, и действительно резко не будет отображен даже сам объект съемки.
На самом деле на ГРИП и размытие влияет не только фокусное расстояние, но чем больше последнее, тем меньше ГРИП – при условии, что все остальные параметры одинаковы. Грубо говоря, оптика с малым фокусным расстоянием с примерно одинаковой четкостью снимет и человека, и достопримечательность позади него.
Типичный объектив со средними показателями даст характерную картинку – человека видно хорошо, а за ним все в тумане. Аппаратуру с большим фокусным расстоянием фокусировать особенно сложно, потому что она будет размывать даже то, что расположено сразу за снимаемым объектом – этот эффект вы видели в передачах о диких животных, когда оператор наводит камеру на зверя, отдыхающего на большом расстоянии от него.
На угол обзора
Поскольку малое фокусное расстояние позволяет захватить в кадр более широкую панораму и значительно больше объектов, логично предположить, что оно дает более широкий угол обзора как по ширине, так и по высоте. Следует заметить, что человеческое зрение превзойти все равно будет тяжело, ведь по ширине обзора фокусное расстояние человека примерно равно 22,3 мм. Тем не менее есть оборудование и с еще меньшими показателями, но тогда оно несколько исказит картинку, неуместно загибая линии, особенно по бокам.
Соответственно, большое фокусное расстояние дает малый угол обзора. Оно специфически предназначено для съемки небольших объектов максимально крупным планом. Простой пример – фотография лица человека во весь кадр. По той же логике можно привести в пример любые сравнительно небольшие объекты, снятые с большого расстояния: тот же человек в полный рост, если он занимает весь кадр, но снят был с нескольких десятков метров, тоже представлял собой лишь небольшую часть всей панорамы.
На масштаб изображения
Разница в фокусном расстоянии видна в том случае, если итоговая фотография получается одинакового размера – собственно, так оно и будет, если вы фотографируете на одну камеру, а фокусное расстояние меняете путем замены объектива. На фото, снятое с минимальным фокусным расстоянием, влезет вся панорама – все или почти все, что вы видите перед собой. Соответственно, кадр будет содержать массу различных деталей, но каждой из них на фотографии будет отведено сравнительно немного места, рассмотреть ее до мелочей вряд ли будет возможным.
Большое фокусное расстояние не позволит оценить всю картину в целом, зато то, что вы видите, можно рассмотреть до малейших нюансов.
Если показатель фокусного расстояния действительно отличный, необязательно даже приближаться к объекту, чтобы рассмотреть его так, будто он прямо перед вами. В этом смысле значительное фокусное расстояние действует аналогично увеличительным приборам.
Классификация
У каждой модели объектива свое минимальное и максимальное фокусное расстояние, но все-таки их принято делить на несколько больших классов, которые в целом очерчивают наиболее вероятную сферу потенциального использования. Рассмотрим данную классификацию.
- Сверхширокоугольные объективы отличаются крошечным фокусным расстоянием, не превышающим 21 мм. Это аппаратура для съемок пейзажей и архитектуры – в кадр влезет любая громадина, даже если вы очень близко к ней. При этом весьма вероятно искажение, известное как «рыбий глаз»: вертикальные линии по бокам будут деформированы, расширяясь к центру по высоте.
- Широкоугольные объективы имеют расстояние чуть больше – 21-35 мм. Это оборудование тоже для пейзажных фото, но искажения не так бросаются в глаза, а от сильно крупных объектов придется отойти подальше. Такая аппаратура типична для фотографов-пейзажников.
- Портретные объективы говорят сами за себя – они лучше всего подходят для фотографирования людей и других аналогичных объектов. Их фокусное расстояние пребывает в диапазоне 35-70 мм.
- Длиннофокусная аппаратура фокусируется в 70-135 мм от пленки или матрицы, ее легко опознать по заметно вытянутому объективу. Ее тоже часто используют для портретов, но уже крупным планом – так, чтобы любоваться каждой веснушкой. Такой объектив годится также для съемки натюрмортов и других небольших объектов, которые надо отснять в отличном качестве.
- Телеобъективы имеют самое большое фокусное расстояние – 135 мм и больше, иногда значительно больше. С таким устройством фотограф может крупно заснять выражение лица футболиста на поле, даже если сам сидит далеко на трибуне. Также на такую аппаратуру фотографируют диких животных, которые не потерпят чересчур явного нарушения своего личного пространства.
Как определить?
Узнать, каково расстояние от фокуса до матрицы или пленки у конкретного объектива, на первый взгляд несложно. Дело в том, что производители сами указывают это на коробке, а иногда и непосредственно на объективе, чтобы фотографу было проще разобраться со своей техникой. Съемные объективы примерно можно различить еще и по их габаритам – понятно, что телеобъектив с его фокусным расстоянием от 13,5 см будет иметь куда более вытянутый корпус, чем портретный или широкоугольный.
Однако отдельно надо упомянуть, что в характеристиках некоторых недорогих камер с несъемным объективом часто фигурируют фантастические фокусные расстояния, например, в 7-28 мм.
При фотографировании вы сразу заметите, что это, конечно, не совсем правда – точнее, с физической точки зрения показатель такой и есть, но присутствует одна загвоздка: матрица устройства заметно меньше, чем стандартный кадр 35 мм пленки. Из-за этого при крошечном размере матрицы на нее все равно попадает лишь небольшая часть перспективы, потому «объективное» фокусное расстояние окажется в несколько раз большим.
Узнать точное фокусное расстояние можно лишь в том случае, если вы знаете, во сколько раз матрица меньше кадра 35 мм пленки. Формула состоит в том, чтобы физическое фокусное расстояние умножить на кроп-фактор матрицы – это то, во сколько раз матрица меньше полноценной. Пленочные камеры и цифровые фотоаппараты с матрицей размера пленочного кадра называются полноразмерными, а та техника, где матрица обрезана – «кропнутыми».
Как итог, странная суперширокоугольная «мыльница» с фокусным расстоянием в 7-28 мм наверняка окажется средней пользовательской камерой, просто «кропнутой». Дешевые модели с несъемными объективами в 99,9% случаев являются «кропнутыми», причем с большим кроп-фактором – в пределах 3-4. Как итог, и 50 мм, и даже 100 мм «настоящего» фокусного расстояния будут доступны вашему агрегату, хотя физически расстояние от фокуса до матрицы действительно составляет не более 3 см.
Стоит помнить, что в последнее время для «кропнутых» камер выпускают съемные «кропнутые» объективы, которые в этом случае практичнее. Это несколько усложняет задачу поиска идеально подходящего оборудования, зато позволяет выбрать оптику конкретно под вашу камеру.
Как изменить?
Если ваша камера не предполагает наличия съемного объектива, но оснащена оптическим зумом (объектив умеет «выезжать»), то фокусное расстояние вы меняете именно таким способом. Вопрос решается специальными кнопками – «увеличить» («приблизить») и «уменьшить» изображение. Соответственно, картинка крупным планом снята с большим фокусным расстоянием, пейзажная – с малым.
Оптический зум позволяет не терять качество изображения и не уменьшать расширение фото, как бы вы ни приближали картинку перед фотографированием. Если ваш объектив не умеет «выезжать» (как в смартфонах), то зум в нем цифровой – пытаясь увеличить план, техника просто более подробно показывает вам фрагмент своего обзора, но при этом вы теряете и в качестве, и в расширении.
Фокусное расстояние при этом не меняется.
Если объектив агрегата съемный, но сам он при этом является «фиксом» с четко установленным фокусным расстоянием, то изменить последнее можно только путем замены оптики. Это не самый плохой вариант, учитывая, что «фиксы» дают отличное качество картинки, а стоят сравнительно недорого. Что же касается «зумов» (объективов, обладающих диапазонным фокусным расстоянием), их нужно просто покрутить по или против часовой стрелки, параллельно оценивая картинку на дисплее.
О том, что такое фокусное расстояние объектива, смотрите далее.