Что такое фольклор и какие жанры он включает
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Современная литература имеет свое начало и одной из ее предтеч был фольклорный жанр.
Еще до изобретения книгопечатания произведения народного творчества передавались из уст в уста.
Давайте сегодня посмотрим на то, что такое фольклор в современном понимании, какие функции он выполняет, кто и как его изучает, по каким признакам можно отличить фольклорные произведения и, конечно же, посмотрим на примеры таких произведений в русском творчестве.
Фольклор — это наша генетика
Термин «фольклор» (от англ. folk-lore «народная мудрость») появился в Европе на рубеже XVIII-XIX веков. В России стал активно использоваться с 30-х годов ХIХ века.
Он обобщил представления о литературных и музыкальных произведениях (песнях, танцах), созданных коллективом неизвестных авторов из народа на протяжении нескольких десятков (или сотен) лет в отдалённом историческом прошлом.
До ХХ века фольклором также называли произведения декоративно-прикладного и архитектурного творчества.
Говоря проще, фольклор – это устное народное творчество. В настоящее время понятие активно используется в музыкальном и литературном смысле.
Нас интересует последний, и важно отметить, что именно он является первым источником возникновения художественной литературы. Второй её источник – духовная литература, создававшаяся в таких культурных центрах, как монастыри, — повлияла на народное мировоззрение цементирующим нравственным началом.
Фольклор же открыл шлюзы обыденной разговорной речи, источники словесной образности и сказочной фантазии.
Жанры фольклора
Произведения устного народного творчества принято делить на три разновидности:
- Лирические;
- Эпические;
- Драматические.
Как и в художественной литературе, эпос, лирика (что это?) и драма (что это?) представлены традиционными для каждого из родов жанрами. Лирические песни раскрывают сокровенные темы народной жизни.
Выделяют следующие их виды:
- исторические;
- любовные;
- свадебные;
- похоронные;
- трудовые;
- дорожные (ямщицкие);
- разбойничьи;
- шуточные.
Эпические жанры – это былина, сказка, сказ, быль, небылица, быличка, бывальщина.
Малые жанры фольклора — пословица, поговорка, скороговорка, загадка, прибаутка — тоже элементы эпоса.
Чтобы представить фольклорные драматические произведения, надо увидеть народный ярмарочный театр «раек». Тексты для него писались особым стихом – раешником. Рождественские мистерии, балаганные комедии, шаржи, бытовые зарисовки – всё это народная драма.
Особенности фольклорных произведений
Внимательно вчитавшись в определение, можно выделить несколько важных признаков фольклора:
- Историчность. Произведения народного творчества рождаются в глубине веков и постепенно отшлифовываются, обретая новые варианты, формы и оттенки значений.
- Коллективность. Рождение новой песни или сказки (что это такое?) нельзя считать состоявшимся, если она не была воспринята множеством слушателей-исполнителей. Её создают и рассказывают многократно, передавая из уст в уста. Окончательная оценка и последующая обработка фольклорного произведения возможна лишь в коллективе.
- Анонимность. Фольклорные произведения рождаются общими усилиями – выделить одного автора невозможно. Имя того, в чьей голове впервые созрела та или иная выдумка, скрыто. Оно не имеет значения, так как мысли и образы общедоступны и всенародны.
- Вариативность. Любое народное творение имеет несколько вариантов исполнения. Например, у сказки «Царевна-лягушка» насчитывается более 20 вариантов. В одном из них у царевны появляется неизвестный Жених, к которому она улетает, в другом действует Кощей.
Есть версия с участием Елены Прекрасной, есть такая, в которой действуют сразу 3 бабы-Яги (прямо вселенная Marvel какая-то).
- Повторяемость (цикличность). Модель фольклорного времени – это круг, колесо. События сменяют друг друга в строго определённой последовательности, начало сходится с концом, сиюминутность сливается с вечностью.
- Кумулятивность. Это непривычное для слуха слово означает, что фольклор вбирает в себя лучшее, чем живёт душа народа, нации. Он сохраняет традиции, воспевает идеалы, передаёт ценнейшую информацию о прошлом и будущем через особые культурные коды.
Фольклор – это наша генетика. Если народ исчезнет с лица Земли, «собрать по кусочкам» его культуру можно будет с помощью сказок, преданий, пословиц, песен.
Русский фольклор
Произведения русского литературного фольклора изучаются с первых ступеней школы. Это русские народные сказки, пословицы, загадки. Дети постарше знакомятся с былинами о русских богатырях.
В старших классах школы изучаются фольклорные источники произведений классической литературы: повестей и поэм А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя. Не зная народных сюжетов и персонажей, в каком-то смысле ставших азбукой национальной образности, нельзя до конца понять многообразный мир отечественной культуры.
Многие думают, что кроме «Курочки Рябы», «Колобка» и «Репки» русскому народу нечего рассказать. Это не так. Откройте сборник волшебных сказок — захватывающее чтение вам обеспечено!
В минуту лирической тоски перелистайте собрание народных песен, а лучше послушайте их в музыкальном сопровождении. То, о чём в них поётся, касается каждого, задевает самые тайные струны, вызывает и улыбки, и слёзы. Это наша звучащая жизнь, наша знающая, что всё на свете повторимо.
В чём смысл фольклорных произведений
Народное творчество всегда функционально, оно не рождается из ниоткуда и всегда имеет чёткую цель. Учёные предлагают разделять произведения фольклора на следующие типы:
- Обрядовые;
- Необрядовые.
В первом типе описывается повторение ритуальных действий, значимые для многих поколений жизненные события. Обрядовый фольклор делится на семейный и календарный. Первый касается вех семейной жизни: сватовства и свадьбы, рождения детей, смерти родственников. Он широко представлен венчальными и погребальными песнями, причитаниями, заговорами.
Отдельно стоит детский фольклор с его колыбельными, потешками, пестушками.
Необрядовый фольклор приурочен к календарному кругу крестьянской жизни: смене времён года и хозяйственной деятельности труженика-земплепашца. Каждое событие цикла сопровождается особыми песнями: колядками, закличками, запашками и т. д.
К необрядовым жанрам относятся былины, сказки, частушки, загадки, пословицы, поговорки.
Изучение фольклора
Видите, как важен фольклор! Вот почему для его изучения понадобилось создать отдельную научную дисциплину. Называется она фольклористикой. Наравне с этнографией эта наука исследует жизнь простого народа.
Этнографы занимаются описанием жилищ, одежды, посуды, пищи, обрядов, обнаруживая предметы материальной культуры, а фольклористы делают то же самое, изучая художественное слово.
Их цель – проследить, как менялись виды, жанры художественного творчества, как появлялись новые сюжеты и мотивы, какие социальные и психологические явления нашли отражение в тех или иных произведениях.
Выдающиеся отечественные учёные И. М. Снегирёв, И. П. Сахаров, Ф. И. Буславев, А. Н. Веселовский, П. Н. Рыбников, В. Я. Пропп и многие другие стали первыми собирателями фольклорных произведений.
Под их редакцией выходили сборники были, пословиц, сказов, записанных ими в экспедициях по стране. Добывая старинные образцы народного творчества, фольклористы дарят читателям богатый мир нашего звучащего прошлого.
Что лежит в основе фольклора. Фольклорные жанры
Что такое фольклор и какие жанры он включает
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Современная литература имеет свое начало и одной из ее предтеч был фольклорный жанр.
Еще до изобретения книгопечатания произведения народного творчества передавались из уст в уста.
Давайте сегодня посмотрим на то, что такое фольклор в современном понимании, какие функции он выполняет, кто и как его изучает, по каким признакам можно отличить фольклорные произведения и, конечно же, посмотрим на примеры таких произведений в русском творчестве.
Фольклор — это наша генетика
Термин «фольклор» (от англ. folk-lore «народная мудрость») появился в Европе на рубеже XVIII-XIX веков. В России стал активно использоваться с 30-х годов ХIХ века.
Он обобщил представления о литературных и музыкальных произведениях (песнях, танцах), созданных коллективом неизвестных авторов из народа на протяжении нескольких десятков (или сотен) лет в отдалённом историческом прошлом.
До ХХ века фольклором также называли произведения декоративно-прикладного и архитектурного творчества.
Говоря проще, фольклор – это устное народное творчество. В настоящее время понятие активно используется в музыкальном и литературном смысле.
Нас интересует последний, и важно отметить, что именно он является первым источником возникновения художественной литературы. Второй её источник – духовная литература, создававшаяся в таких культурных центрах, как монастыри, — повлияла на народное мировоззрение цементирующим нравственным началом.
Фольклор же открыл шлюзы обыденной разговорной речи, источники словесной образности и сказочной фантазии.
Жанры фольклора
Произведения устного народного творчества принято делить на три разновидности:
Как и в художественной литературе, эпос, лирика (что это?) и драма (что это?) представлены традиционными для каждого из родов жанрами. Лирические песни раскрывают сокровенные темы народной жизни.
Выделяют следующие их виды:
- исторические;
- любовные;
- свадебные;
- похоронные;
- трудовые;
- дорожные (ямщицкие);
- разбойничьи;
- шуточные.
Эпические жанры – это былина, сказка, сказ, быль, небылица, быличка, бывальщина.
Малые жанры фольклора — пословица, поговорка, скороговорка, загадка, прибаутка — тоже элементы эпоса.
Чтобы представить фольклорные драматические произведения, надо увидеть народный ярмарочный театр «раек». Тексты для него писались особым стихом – раешником. Рождественские мистерии, балаганные комедии, шаржи, бытовые зарисовки – всё это народная драма.
Особенности фольклорных произведений
Внимательно вчитавшись в определение, можно выделить несколько важных признаков фольклора:
- Историчность. Произведения народного творчества рождаются в глубине веков и постепенно отшлифовываются, обретая новые варианты, формы и оттенки значений.
- Коллективность. Рождение новой песни или сказки (что это такое?) нельзя считать состоявшимся, если она не была воспринята множеством слушателей-исполнителей. Её создают и рассказывают многократно, передавая из уст в уста. Окончательная оценка и последующая обработка фольклорного произведения возможна лишь в коллективе.
- Анонимность. Фольклорные произведения рождаются общими усилиями – выделить одного автора невозможно. Имя того, в чьей голове впервые созрела та или иная выдумка, скрыто. Оно не имеет значения, так как мысли и образы общедоступны и всенародны.
- Вариативность. Любое народное творение имеет несколько вариантов исполнения. Например, у сказки «Царевна-лягушка» насчитывается более 20 вариантов. В одном из них у царевны появляется неизвестный Жених, к которому она улетает, в другом действует Кощей.
Есть версия с участием Елены Прекрасной, есть такая, в которой действуют сразу 3 бабы-Яги (прямо вселенная Marvel какая-то).
Фольклор – это наша генетика. Если народ исчезнет с лица Земли, «собрать по кусочкам» его культуру можно будет с помощью сказок, преданий, пословиц, песен.
Русский фольклор
Произведения русского литературного фольклора изучаются с первых ступеней школы. Это русские народные сказки, пословицы, загадки. Дети постарше знакомятся с былинами о русских богатырях.
В старших классах школы изучаются фольклорные источники произведений классической литературы: повестей и поэм А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя. Не зная народных сюжетов и персонажей, в каком-то смысле ставших азбукой национальной образности, нельзя до конца понять многообразный мир отечественной культуры.
Многие думают, что кроме «Курочки Рябы», «Колобка» и «Репки» русскому народу нечего рассказать. Это не так. Откройте сборник волшебных сказок — захватывающее чтение вам обеспечено!
В минуту лирической тоски перелистайте собрание народных песен, а лучше послушайте их в музыкальном сопровождении. То, о чём в них поётся, касается каждого, задевает самые тайные струны, вызывает и улыбки, и слёзы. Это наша звучащая жизнь, наша знающая, что всё на свете повторимо.
В чём смысл фольклорных произведений
Народное творчество всегда функционально, оно не рождается из ниоткуда и всегда имеет чёткую цель. Учёные предлагают разделять произведения фольклора на следующие типы:
В первом типе описывается повторение ритуальных действий, значимые для многих поколений жизненные события. Обрядовый фольклор делится на семейный и календарный. Первый касается вех семейной жизни: сватовства и свадьбы, рождения детей, смерти родственников. Он широко представлен венчальными и погребальными песнями, причитаниями, заговорами.
Отдельно стоит детский фольклор с его колыбельными, потешками, пестушками.
Необрядовый фольклор приурочен к календарному кругу крестьянской жизни: смене времён года и хозяйственной деятельности труженика-земплепашца. Каждое событие цикла сопровождается особыми песнями: колядками, закличками, запашками и т. д.
К необрядовым жанрам относятся былины, сказки, частушки, загадки, пословицы, поговорки.
Изучение фольклора
Видите, как важен фольклор! Вот почему для его изучения понадобилось создать отдельную научную дисциплину. Называется она фольклористикой. Наравне с этнографией эта наука исследует жизнь простого народа.
Этнографы занимаются описанием жилищ, одежды, посуды, пищи, обрядов, обнаруживая предметы материальной культуры, а фольклористы делают то же самое, изучая художественное слово.
Их цель – проследить, как менялись виды, жанры художественного творчества, как появлялись новые сюжеты и мотивы, какие социальные и психологические явления нашли отражение в тех или иных произведениях.
Выдающиеся отечественные учёные И. М. Снегирёв, И. П. Сахаров, Ф. И. Буславев, А. Н. Веселовский, П. Н. Рыбников, В. Я. Пропп и многие другие стали первыми собирателями фольклорных произведений.
Под их редакцией выходили сборники были, пословиц, сказов, записанных ими в экспедициях по стране. Добывая старинные образцы народного творчества, фольклористы дарят читателям богатый мир нашего звучащего прошлого.
Фольклорные жанры. Примеры фольклорных жанров
Устное народное творчество – это богатейшее наследие каждой страны. Фольклор был еще до возникновения письменной речи, это не литература, а шедевральное искусство устной словесности. Роды фольклорного творчества сформировались еще в долитературный период искусства на основе обрядно-ритуальных действий. Первые попытки осмысления литературных родов относятся к эпохе античности.
Роды фольклорного творчества
Фольклор представлен тремя родами:
1. Эпическая литература. Этот род представлен в прозе и стихах. Русские фольклорные жанры эпического рода представлены былинами, историческими песнями, сказками, приданиями, легендами, притчами, небылицами пословицами и поговорками.
2. Лирическая литература. В основе всех лирических произведений присутствуют мысли и переживания лирического героя. Примеры фольклорных жанров лирического направления представлены обрядовыми, колыбельными, любовными песнями, частушками, баятами, гаивками, пасхальными и купальскими песнями. Кроме этого, существует отдельный блок – «Фольклорная лирика», который включает литературные песни, романсы.
3. Драматическая литература. Это род литературы, соединяющий в себе эпические и лирические способы изображения. Основой драматического произведения является конфликт, содержание которого открывается благодаря игре актеров. Драматические произведения имеют динамичный сюжет. Фольклорные жанры драматического рода представлены семейно-обрядовыми, календарными песнями, народными драмами.
Отдельные произведения могут содержать черты лирической и эпической литературы, поэтому выделяют смешанный род – лиро-эпос, который подразделяется в свою очередь на:
– произведения с героическими персонажами, лиро-эпического содержания (былина, дума, историческая песня).
– негероические произведения (баллада, песня-хроника).
Также различают фольклор для детей (колыбельная песня, потешка, утешка, пестушка, сказка).
Жанры фольклора
Фольклорные жанры народного творчества представлены двумя направлениями:
1. Обрядовые произведения УНТ.
Исполнялись во время проведения обрядов:
– календарные (колядки, масленичные действия, веснянки, троицкие песни);
– семейно-бытовые (рождение ребенка, свадебные торжества, празднование национальных праздников);
– окказиональные произведения – пришли в форме заговоров, считалок, закличек.
2. Необрядовые произведения УНТ.
Этот раздел включает в себя несколько подгрупп:
– Драма (фольклорная) – вертепные, религиозные произведения, театр «Петрушки».
– Поэзия (фольклорная) – былины, лирические, исторические и духовные песни, баллады, частушки.
– Проза (фольклорная) в свою очередь подразделяется на сказочную и несказочную. Первая включает в себя сказки о волшебстве, животных, бытовые и кумулятивные сказки, а вторая связана с известными богатырями и героями Руси, сражавшимися с ведьмами (баба-Яга) и прочими демонологическими существами. Также к несказочной прозе относят предания, легенды, мифологические рассказы.
– Речевой фольклор представлен пословицами, поговорками, речевками, загадками, скороговорками.
Фольклорные жанры несут свой индивидуальный сюжет и смысловую нагрузку.
Изображения ратных битв, подвигов богатырей и народных героев наблюдаются в былинах, яркие события прошлого, бытовую жизнь и воспоминания героев из прошлого можно найти в исторических песнях.
Рассказы о действиях богатырей Ильи Муромца, Добрыни Никитича, Алеши Поповича – это былина. Фольклорный жанр сказка повествует о действиях Ивана-царевича, Ивана-дурака, о Василисе Прекрасной и Бабе-Яге. Семейные песни всегда представлены такими персонажами, как свекровь, женушка, муженек.
Литература и фольклор
Фольклор разнится от литературы уникальной системой построения произведений. Характерное его отличие от литературы в том, что жанры фольклорных произведений имеют запевы, зачины, присказки, ретардации, троичности. Также существенными отличиями стилевых композиций будет употребление эпитета, тавтологии, параллелизма, гиперболы, синекдохи.
Так же, как и в устном народном творчестве (УНТ), фольклорные жанры в литературе представлены тремя родами. Это эпос, лирика, драма.
Отличительные черты литературы и УНТ
Большие произведения литературы, представленные романами, рассказами, повестями, написаны в спокойных размеренных тонах. Это позволяет читателю, не отрываясь от процесса чтения, анализировать сюжет и делать соответствующие выводы. Фольклор содержит присказку, зачин, говорок и запев. Прием тавтологии – это основной принцип рассказывания. Также большой популярностью пользуются гиперболы, преувеличения, синекдохи и параллелизмы. Такие образные действия не допускаются в литературе всего мира.
Малые фольклорные жанры как отдельный блок произведений УНТ
В эту систему вошли преимущественно произведения для детей. Актуальность этих жанров сохраняется и по сей день, ведь каждый человек знакомится с этой литературой еще до того, как начнет говорить.
Колыбельная песня стала одним из первых произведений фольклора. Наличие частичных заговоров и оберегов является прямым доказательством этого факта. Многие верили, что вокруг человека действуют потусторонние силы, если малыш увидит плохое во сне, наяву это никогда не повторится. Наверное, поэтому колыбельная про «серенького волчка» пользуется популярностью даже сегодня.
Еще одним жанром является потешка. Чтобы разобраться, что именно представляют собой такие произведения, можно приравнять ее к песне-приговорке или песенке с одновременными действиями. Этот жанр способствует развитию мелкой моторики и эмоционального здоровья у ребенка, ключевым моментом считаются сюжеты с игрой пальчиков «Сорока-ворона», «Ладушки».
Все вышеперечисленные малые фольклорные жанры необходимы каждому человеку. Благодаря им малыши впервые узнают, что такое хорошо и что такое плохо, приучаются к порядку и гигиене.
Фольклор народностей
Интересным фактом является то, что разные народности по своей культуре, традициям и обычаям имеют общие точки соприкосновения в фольклоре. Существуют так называемые универсальные желания, благодаря которым и появляются песни, обряды, сказания, притчи. Многие народы проводят празднования и воспевания для получения богатого урожая.
Из вышесказанного становится очевидным, что разные народы зачастую оказываются близкими во многих сферах жизнедеятельности, а фольклор объединяет обычаи, традиции в единую структуру народного творчества.
Большие фольклорные жанры, их особенности
Содержание статьи
- Большие фольклорные жанры, их особенности
- В чем особенности литературной сказки
- Что такое былина
В фольклоре выделяют три разновидности произведений:
- Эпические, имеющие стихотворную и прозаическую форму: былины, легенды, предания, сказки, исторические песни и проч.
- Лирические являют собой обрядовые произведения: колыбельные, причитания, любовные песни, частушки.
- Драматические, представляющие собой народные драмы, как всем известный Петрушка.
Некоторые большие фольклорные жанры (сказка, песня, легенда) вошли в литературу.
Большие фольклорные жанры: сказка
Сказка – это древнейший жанр устного народного творчества. Это преимущественно прозаическое произведение авантюрной, волшебной или бытовой направленности. Большинство сказочных сюжетов повторяются у разных народов мира.
В сказке обязательно в финале торжествует добро и истина, которые всегда на стороне обиженных и притесняемых героев. Сказка имеет свой выразительный, лаконичный и ритмичный язык. Благодаря этому и создается особый фантастический мир. По тематике и стилистике сказки делят на несколько больших групп:
- волшебные сказки,
- сказки о животных,
- бытовые или сатирические сказки.
Сказки волшебного типа бывают приключенческими и героическими. Они повествуют о том, как главный герой сталкивается с бедой или трудностями, и рассказывают, как он их преодолевает. В основе повествования обычно лежит чудесный мир. Пример волшебных сказок: «Царевна-лягушка», «Иван-царевич и серый волк», «Марья Моревна».
В сказках о животных действующими персонажами являются звери, птицы, рыбы. Они разговаривают друг с другом, решают стоящие перед ними трудности, задачи, воюют друг с другом, примиряются. В основе таких произведений тотемизм, то есть вера в тотемного животного, покровителя рода. Пример таких сказок: «Лиса и Журавль», «Волк и Лиса», «Рукавичка» и др.
Бытовая сказка воспроизводит людской быт и показывает все стороны обыденной жизни. Конфликт такой сказки часто заключается противостоянии таких качеств человека, как порядочность, благородство, честность, спрятанным под маской простоватости и наивности, негативным качествам, жадности, злобы, зависти, вызывающим у народа резкое неприятие. В качестве примера подобных сказок можно привести «Каша из топора», «Мудрая дева», «Хитрый мужик».
Народная песня в большом фольклорном жанре
Народная песня – это словесно-музыкальное фольклорное творчество, отражающее национальные черты народа, его обычаи, важные исторические события. Песня своеобразна по языку и жанровой структуре.
Народные песни бывают обрядовые и необрядовые. Календарные обрядовые песни сопровождают праздники: Колядки, Масленицу, весну, жатву. Главное назначение таких произведений состоит в оказании желаемого воздействия на природу, например, попросить хороший урожай.
Необрядовые песни исполнялись в любое время года в самых разных условиях: «Дубинушка», «Черный ворон», «Во поле береза стояла», «Два веселых гуся».
Большие фольклорные жанры: былины
Былины представляют собой героический эпос и грандиозное создание народного искусства. Этот жанр имеет огромное значение в воспитании у детей любви к родной истории. Как правило, в произведении описывается героико-патриотическая жизнь богатырей и исторические события Древней Руси.
Суть былин зиждется на борьбе двух начал, добра и зла, в которой закономерно побеждает добро. Самые известные былинные герои — Алеша Попович, Илья Муромец, Добрыня Никитич. Они являются собирательными образами, в которых запечатлены черты многих реальных людей, чья жизнь и подвиги легли в основу героических повествований.
Былина произошла от слова «быль», однако присущая таким произведениям художественная условность часто выражается в фантастическом вымысле. Реалии древности в них тесно переплетаются с мифологическими мотивами и образами. Недаром одним из ведущих приемов в былинном повествовании считается гипербола. Она придает монументальность персонажам, а их фантастическим подвигам – достаточную художественную убедительность.
Примеры русских былин: «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Вольга и Микула», «Садко», «Добрыня и Змей».
Предание и сказ
Предание представляет собой созданный устно рассказ об исторических событиях и деяниях реальных лиц. Особенностью данного фольклорного жанра можно назвать то, что произведения имеют установку на достоверность. В преданиях также рассказывается о происхождении тех или иных названий.
Примеры преданий: «Повести временных лет», «О мести княгини Ольги древлянам», «О белгородском киселе», «предания о Петре Первом».
Сказ – это жанр фольклора, повествующий о современных событиях или недавнем прошлом. В отличие от былины или легенды, он не содержит фантастического элемента.
Данная форма эпического повествования основана на имитации речевой манеры обособленного от автора персонажа. Рассказчик синтаксически, интонационно и лексически ориентирован на устную речь. Примеры сказа: «Артемов ключ», «Еремеево слово».
Легенды
Легенды представляют собой прозаические народные произведения, в которых фантастическим образом осмыслены разные события. Обычно эти события связывают с миром растений, с явлениями неживой природы (гром, молнии, землетрясения), с царством животных и людей (народы, племена или отдельные личности). Легенды могут повествовать и о сверхъестественных существах: Боге, святых, ангелах или нечистых духах.
К основным функциям легенд относят объяснительную и нравоучительную. Важной особенностью данного жанра является то, что хотя в легендах явно ощущается языческая основа, они связаны с христианскими представлениями. Во всех подобных произведениях народного творчества человек – главный герой – оказывается выше и сильнее нечистых духов.
Выделяют из легенд народные демонологические рассказы, представляющие собой полностью суеверные повествования, связанные с персонажами низшей мифологии. Данные произведения имели большое распространение среди обычного неграмотного народа до начала ХХ века за счет сильного языческого мироощущения.
В научной литературе такие демонологические рассказы о колдунах, леших, чертях, домовых, полуверицах впервые были названы былинками. То есть это небольшие устные повествования о представителях нечистой силы, находящих отражение в бытовой жизни простого человека.
Встречаются нечистые духи там, где народным эпосом определено их место обитания, как правило, это пустынные и опасные места:
- лесные дебри, пустоши;
- пещеры, ямы,
- перекрестки безлюдных дорог;
- болота, водоемы, омуты, водовороты;
- колодцы и сосуды с водой.
Нечистая сила может обитать на деревьях, в заброшенных строениях, в подполе и на чердаке, в банях, сараях, хлевах. Один из самых популярных персонажей – домовой – вообще обычно живет в избе, под печью или за ней, и считается хозяином жилища.
Особенность демонологических рассказов в том, что они обращены к настоящему, а случившееся в них событие всегда невероятно. Рассказчик при повествовании всегда испытывает чувство страха. Главная цель, преследуемая такой легендой – убедить в истинности произошедшего и внушить страх перед демоническим существом, а также перед местами, где они обитают.
Источники:
http://ktonanovenkogo.ru/voprosy-i-otvety/folklor-chto-ehto-takoe-zhanry-proizvedeniya-folklora.html
http://www.syl.ru/article/172076/new_folklornyie-janryi-primeryi-folklornyih-janrov
http://www.kakprosto.ru/kak-959185-bolshie-folklornye-zhanry-ih-osobennosti
0
0
голоса
Рейтинг статьи
Гробатенко Сергей Олегович
5 «А» МОУ СОШ №15
г. Владимир
Научный руководитель:
учитель русского языка и литературы
Киселёва И.А.
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
Фольклорная основа «Сказки о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» Александра Сергеевича Пушкина.
2010 год
СОДЕРЖАНИЕ.
Введение. Актуальность темы. стр. 3
1 глава. Цель и задачи исследования. стр. 4
2 глава. Методика проведения исследовательской работы. стр. 5
3 глава. Исследовательская часть работы. стр. 5
4 глава. Выводы. стр. 10
Список литературы. стр. 12
Введение. Актуальность темы.
В программу по литературе для пятого класса обязательно входят литературные сказки, которые являются самым любимым жанром пятиклассников. В круг школьного чтения включены произведения А.С. Пушкина, П.П. Ершова, В.Ф. Одоевского, В.А. Жуковского. Сказки этих писателей вошли в золотой фонд детской литературы, так как помогают нам формировать в себе самые лучшие, полезные человеческие качества, развивать интерес к чтению, творческое начало.
Но литературная сказка – дочь сказки фольклорной. И, несомненно, при изучении литературной сказки нам надо обязательно уметь видеть те фольклорные традиции, на которые опирались писатели-классики, создавая свои произведения. Это даёт нам представление о народных корнях литературной сказки.
Н.В Гоголь назвал пушкинскую сказку «совершенно русской», так как фольклорное начало в ней очень сильно.
Что привлекало А.С.Пушкина в народной поэзии? Вот как на это он ответил сам в «Набросках статьи о русской литературе»: «Уважение к минувшему – вот черта, отличающая образованность от дикости».(4) Именно фольклор является хранителем народной традиции, народным видением мира и себя в этом мире. А в «Возражении на статью «Атенея» Пушкин призывал: «Читайте простонародные сказки, молодые писатели, чтобы видеть свойства русского языка».(4)
Несомненно, сказки поэта, столь любимые и почитаемые на протяжении почти двух веков, очень интересны и сегодняшнему читателю: и юному, и человеку взрослому. Каждый находит в них что-то для себя: кому-то интересна нравственная сторона сказок, кто-то увлечён их фантазийной стороной, кто-то восхищён волшебным поэтическим языком, а кого-то привлекает их фольклорная основа. Именно интерес к последнему стал причиной, побудившей меня провести данную исследовательскую работу.
Для исследования фольклорных особенностей я обратился к самой любимой моей сказке – «Сказке о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди». (Для краткости в дальнейшем я буду называть это произведение просто «Сказкой о царе Салтане». Понимая, что все сказочные произведения уже давным-давно изучены, я, тем не менее, решил попытаться самостоятельно сделать свой небольшой анализ этого произведения, тем более что совсем недавно на уроках литературы мы обращались к теме: «Сказки А.С.Пушкина», а именно, мы достаточно подробно разбирали «Сказку о мёртвой царевне и семи богатырях». Эта работа показалась мне очень интересной. Поэтому вполне объяснимо моё желание обратиться к другим пушкинским произведениям этого жанра, в частности, как я уже сказал выше, к своей любимой «Сказке о царе Салтане».
1 глава
Цель и задачи исследования.
Цель исследования: доказать родство фольклорных волшебных сказок и «Сказки о царе Салтане» А.С.Пушкина.
Задачи:
– изучить литературные источники, в которых описывается структура русской волшебной сказки;
– найти фольклорные элементы в «Сказке о царе Салтане» А.С.Пушкина;
– сделать выводы о родстве основ фольклорных сказок и «Сказки о царе Салтане.
2 глава
.
Методика проведения исследовательской работы.
Опираясь на знания, полученные при изучении литературы, в которой описывается структура и языковые особенности фольклорной волшебной сказки (Е.П. Посошкова «Фольклорные традиции и специфика литературной сказки»), проанализировать фольклорные элементы в сказке А.С.Пушкина по следующему плану:
1.Фольклорная особенность названия сказки Пушкина.
2. Её композиционные фольклорные особенности.
3. Фольклорные сюжетные мотивы сказки.
4. Использование в сказке традиционных образов – персонажей.
5. Фольклорные герои-прототипы.
6. Художественное пространство.
7. Использование средств народной поэтической речи.
3 глава
Исследование «Сказки о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».
1.Фольклорная особенность названия сказки.
Само невероятно длинное название сказки говорит о её родственных связях со сказкой фольклорной. Да, для фольклорных сказок часто придумывались длинные названия. Так название одного из лубочных циклов «Сказка о храбром, славном и могучем витязе и богатыре Бове», несомненно, повлияло и на название пушкинской сказки: «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».(3)
2.Композиционные фольклорные особенности сказки:
а) Зачин.
Зачин близок к фольклорному «Жили-были»: «Три девицы под окном/ Пряли поздно вечерком».
б) Концовка.
Концовка литературной сказки традиционная, народная: «Я там был; мёд, пиво пил – / И усы лишь обмочил».
в) Магическое число 3.
Три чуда (белочка, 33 богатыря с дядькой Черномором, лебедь в облике девицы);
Три отрицательных персонажа (ткачиха, повариха, сватья баба Бабариха).
г) Трёхкратные повторы.
Три раза приезжают гости к Гвидону: «Ветер по морю гуляет/ И кораблик подгоняет.// Он бежит себе в волнах/ На раздутых парусах».
Три раза купцы рассказывают Салтану о чудесах в царстве Гвидона: «Мы объехали весь свет;/ За морем житьё не худо,/ В свете ж вот какое чудо»…
Три раза царевна Лебедь демонстрирует свою волшебную силу, благодаря которой Гвидон в обличии комара, мухи и шмеля имеет возможность навестить своего отца и отомстить ненавистным тёткам и бабке.
3. Фольклорные сюжетные мотивы сказки:
а) Ненависть отрицательного героя к положительному.
Ткачиха, повариха и сватья баба Бабариха ненавидят молодую жену царя Салтана и «извести её хотят».
б) Чудесное спасение.
Волна вынесла бочку на берег острова Буяна: «И послушалась волна:/Тут же на берег она/бочку вынесла легонько»…
в) Нравственное испытание.
Гвидон спасает лебедь: «Ты не коршуна убил,/ чародея погубил».
4. Использование традиционных образов-персонажей, которые выполняют в сказке определённые действия- функции:
а) Идеальный герой.
Князь Гвидон – идеальный герой, нравственный идеал сказки и в то же время герой-мститель: он наказывает зло, то есть, находясь в облике насекомых (комара, мухи, шмеля) поочерёдно больно жалит ткачиху, повариху, сватью бабу Бабариху: «…А Гвидон-то злиться, злиться…// Зажужжал он и как раз/ Тётке сел на правый глаз»…
б) Герои-вредители.
Героями-вредителями в сказке Пушкина являются родные тётки Гвидона и его бабушка – сватья баба Бабариха. Именно они из зависти оклеветали молодую жену царя Салтана: «Родила царица в ночь/ не то сына, не то дочь;// Не мышонка, не лягушку,/ А неведому зверюшку». Именно они чуть не погубили царевну и Гвидона, посадив их в бочку и пустив в Окиян: «Так велел-де царь Салтан».
в) Обманутый герой.
Обманутым героем в сказке является царь Салтан: он получает ложное сообщение о рождении «неизвестной зверюшки», и его грамоту с приказом о том, чтобы дождаться «царёва возвращенья для законного решенья» подменяют грамотой, в которой говорится о том, чтоб «и царицу, и приплод тайно бросить в бездну вод». Так герой лишается жены и сына.
г) Герой-помощник.
В сказке эту роль выполняет волшебница-лебедь: она помогает Гвидону восстановить справедливость, о чём уже было сказано раньше (п.2).
5.Фольклорные герои-прототипы.
У большинства героев пушкинской «Сказки о царе Салтане» есть фольклорные прототипы. Так прототипом царя Салтана является фольклорный турецкий царь Султан Султанович, а прототип Гвидона -упомянутый выше Бова-королевич. Прекрасная царевна Лебедь вобрала в себя, с одной стороны, черты русской Василисы Премудрой, а с другой – библейской Софьи Премудрой.(3)
6. Художественное пространство.
Все события происходят в двух вымышленных царствах: «в царстве славного Салтана» и на острове Буяне, в сказочном городе, «где сидит… царь Гвидон».
7.Использование средств народной поэтической речи.
а) Постоянные эпитеты.
Самым ярким изобразительно-выразительным средством в фольклоре являются постоянные эпитеты, переходящие из одной народной сказки в другую. Именно они особенно поэтизируют речь. И автор с большой любовью тоже использует этот приём в своей сказке, что, в свою очередь, придаёт ей особенно народный оттенок.
Вот перечень тех постоянных эпитетов, которые найдены мной в «Сказке о царе Салтане»: «крещёный мир», «честные гости», «на добра коня садяся», «пир честной», «красная девица», «двор широкий», «сладка речь», «свет божий», «белая грудь», «широко поле», «дуб зелёный».
б) Сравнения.
Сравнительный ряд хоть невелик, но очень выразителен:
«как день неясный», «словно горькая вдовица», «злыми жабами глядят», «что не можно глаз отвесть».
в) Слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Используя этот фольклорный художественный приём, поэт передаёт нам, как ему самому дорог сказочный мир, который он описывает.
Ножки, головка, тросточка, кораблик, мешочек, белочка, изумрудец, с присвисточкой – эти слова не могут не обратить на себя внимания, не восхитить.
г) Метафоры.
Метафор в сказке не так уж и много, но их образность очень сильна. Вот, например, Гвидон, находясь в бочке, говорит: «Как бы здесь на двор окошко нам проделать». Или «Судно весело бежит».
д) Олицетворение.
«Белка песенки поёт», «Грусть- тоска меня съедает», «И послушалась волна».
е) Гипербола.
Гипербола «Месяц под косой блестит,/ А во лбу звезда горит» позаимствована Пушкиным из сказки про чудесного мальчика, которую он записал на одной из ярмарок.
ж) Сказочные формулы.
Сказочные формулы тоже перекочевали в «Сказку о царе Салтане» из народных сказок. Это всем хорошо известные «Стали жить да поживать» (о Гвидоне и царевне Лебедь), «И растёт ребёнок там/ Не по дням, а по часам» (о Гвидоне), «Хоть за тридевять земель», «А теперь ты воротись,/ Не горюй и спать ложись».
з) Яркая, образная живая устная речь тоже представлена в сказке фразеологизмами, поговорками, песней, просторечиями, словами с неполногласиями. Это позволило автору создать язык, максимально приближенный к народной жизни.
– фразеологизмы: «Дух занялся», «Взыграло ретивое»;
– поговорка: «Ведь жена не рукавица:/С белой ручки не стряхнёшь/ И за пояс не заткнёшь»;
– русская народная песня «Во саду ли, в огороде»;
-просторечия: позадь забора, пенять, внимать, не можно, вопит, восвояси, обещался, извести, тётка, ужо, жёнка, исподтиха;
– неполногласия: брег, златой, град.
и) Сказка не только хорошо слушается, но и хорошо представляется, видится. И не последнюю роль в этом играет цветопись, тоже часто используемая в фольклоре: «белые стены», «город златоглавый», «ядра – чистый изумруд», «дуб зелёный», «сине море», «в чешуе, как жар горя», «блистая сединами», «лазоревая даль».
4 глава
Выводы.
В результате проведённой мною исследовательской работы я пришёл к следующим выводам:
– «Сказка о царе Салтане» Александра Сергеевича Пушкина имеет богатую фольклорную основу;
– «Сказка о царе Салтане» по праву занимает одно из первых мест среди литературных сказок, созданных на фольклорной основе русской сказки.
* * *
Данная исследовательская работа может найти свою реализацию на уроках литературы при изучении сказок А.С. Пушкина в качестве примера исследования фольклорной основы как данной, так и других сказок великого русского поэта.
Литература.
-
А.С. Пушкин Сказки М. Эксмо 2009 стр.9-51
-
Е.П. Посошкова Фольклорные традиции и специфика литературной сказки. http://www.lit-studia.ru/articles/9.html
3. В.П. Ронкин Сказка о царе Салтане. (Архитипическое и актуальное.)
ronkinv.narod.ru/salt.htm
4. Лекция №6. Литературные сказки. Особенности жанра. Сказки А.С.Пушкина. Общее и различное с фольклорными сказками. lit.1september.ru
ТЕЗИСЫ
Сказки А.С.Пушкина вошли в золотой фонд детской литературы. Они помогают нам формировать в себе самые лучшие, полезные человеческие качества, развивать интерес к чтению, творческие способности.
Литературные сказки родственны сказкам фольклорным. И чтобы иметь представление о народных корнях литературной сказки, необходимо уметь видеть те фольклорные традиции, на которые опирался автор. Н.В.Гоголь назвал пушкинскую сказку «совершенно русской», т.к. фольклорное начало в ней очень сильно. Поэт призывал молодых своих собратьев читать «простонародные сказки,… чтобы видеть свойства русского языка».
Любовь русских людей к сказкам А.С.Пушкина постоянна, так как представитель каждого поколения в ней находит что-то для себя.
Меня же заинтересовали фольклорные традиции его сказок, и я решил попытаться самостоятельно проанализировать одну из сказок поэта. Для этого я решил обратиться к своей самой любимой сказке «Сказке о царе Салтане…».
Цели и задачи исследования.
Цель исследования: доказать родство фольклорных волшебных сказок и «Сказки о царе Салтане» А.С.Пушкина.
Задачи:
– изучить литературные источники, в которых описывается структура русской волшебной сказки;
– найти фольклорные элементы в «Сказке о царе Салтане» А.С.Пушкина;
– сделать выводы о родстве основ фольклорных сказок и «Сказки о царе Салтане.
Методика (программа) проведения исследовательской работы: была изучена доступная моему пониманию литература, в которой описывается структура и языковые особенности фольклорной волшебной сказки (в частности, статья Е.П.Посошковой «Фольклорные традиции и специфика литературной сказки»), был разработан план, по которому я анализировал сказку.
План исследования.
1.Фольклорная особенность названия сказки Пушкина.
2. Её композиционные фольклорные особенности.
3. Фольклорные сюжетные мотивы сказки.
4. Использование в сказке традиционных образов – персонажей.
5. Фольклорные герои-прототипы.
6. Художественное пространство.
7. Использование средств народной поэтической речи.
Далее по выше приведённому плану проводилось исследование. (Смотри работу.)
В результате проведённого исследования я пришел к следующим выводам:
– «Сказка о царе Салтане» Александра Сергеевича Пушкина имеет богатую фольклорную основу;
– «Сказка о царе Салтане» по праву занимает одно из первых мест среди литературных сказок, созданных на фольклорной основе русской сказки.
Смотрите также:
Исследовательская работа фольклорная основа «Сказки о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»
109.02kb.
1 стр.
Сказка о царе Салтане, о его сыне славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди
42.16kb.
1 стр.
Безумный день труффальдино
15.03kb.
1 стр.
Книги-юбиляры 2011 года 690 лет
25.99kb.
1 стр.
Конкурс поэтов «Я с детства Пушкина люблю!»
109.74kb.
1 стр.
Урок по литературному чтению и изобразительному искусству а. С. Пушкин. «Сказка о царе Салтане, о его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди»
880.98kb.
5 стр.
Сказка о царе салтане, о сыне его славном
154.57kb.
1 стр.
Программа «Начальная школа XXI века» Н. Ф. Виноградовой) Тема урока: «Сказка о царе Салтане…» (отрывок). Цели: Первая часть урока
49.05kb.
1 стр.
Тематическое планирование по литературе в 5 классе
363.11kb.
1 стр.
«волшебство музыки в сказке о царе салтане»
71.66kb.
1 стр.
Сказка о царе Салтане
310.9kb.
1 стр.
Сказка о царе Берендее, о сыне его Иване-царевиче, о хитростях Кощея Бессмертного и о премудрости Марьи-царевны, Кощеевой дочери
192.08kb.
1 стр.
Фольклор в «широком»
смысле – вся народная традиционная
крестьянская духовная и отчасти
материальная культура. В «узком» смысле
– устная крестьянская словесная
художественная традиция, «устная
словесность», «устная народная
словесность». Фольклор имеет специфические
особенности, каких нет у художественной
литературы – искусства слова.
Международный
термин “фольклор” появился в Англии
в середине XIX
в. Он происходит от англ. folk-lore
(“народное знание”, “народная
мудрость”) и обозначает народную
духовную культуру в различном объеме
ее видов (43).
В современной
фольклористике наибольшим авторитетом
пользуются четыре основные концепции
фольклора, которые вместе с тем постоянно
взаимодействуют (49):
а) фольклор – устно
передаваемый простонародный опыт и
знания. При этом имеются в виду все формы
духовной культуры, а при максимально
расширенном толковании – и некоторые
формы материальной культуры. Вводится
только социологическое ограничение
(«простонародные») и историко-культурный
критерий – архаичные формы господствующие
или функционирующие в качестве пережитков.
(Слово «простонародный» определеннее
чем «народное» в социологическом
отношении и не содержит оценочного
смысла («народный артист» «народный
поэт»);
б) фольклор –
простонародное художественное творчество
или по более современному определению
«художественная коммуникация». Эта
концепция позволяет распространять
употребление термина «фольклор» на
сферу музыкального, хореографического,
изобразительного и т.д. простонародного
творчества;
в) фольклор –
простонародная вербальная традиция.
При этом из всех форм простонародной
деятельности выделяются те, которые
связаны со словом;
г) фольклор – устная
традиция. При этом устности придается
первостепенное значение. Это позволяет
выделять фольклор из других вербальных
форм (прежде всего противопоставлять
его литературе).
То есть перед нами
следующие концепции: социологическая
(и историко-культурная), эстетическая,
филологическая и теоретико-коммуникативная
(устная прямая коммуникация). В двух
первых случаях это «широкое» употребление
термина «фольклор» и в двух последних
– два варианта «узкого» его употребления.
Неравноценное
употребление термина «фольклор»
сторонниками каждой из концепций
свидетельствует о сложности предмета
фольклористики, о его связях с различными
видами человеческой деятельности и
человеческого быта. В зависимости от
того, каким именно связям придается
особенно важное значение и какие
считаются второстепенными периферийными,
складывается и судьба основного термина
фольклористики в рамках той или иной
концепции. Поэтому названные концепции
в определенном смысле не только
пересекаются, но и подчас как бы не
противоречат друг другу.
Так, если наиболее
важными признаками фольклора признаются
вербальность и устность, то это совсем
не обязательно влечет за собой отрицание
связи с другими художественными формами
деятельности или тем более нежелание
считаться с тем, что фольклор всегда
существовал в контексте народной бытовой
культуры. Поэтому так бессодержателен
был не однажды вспыхивавший спор –
является фольклористика наукой
филологической или этнографической.
Если речь идет о вербальных структурах,
то их изучение неизбежно должно быть
названо филологическим, но поскольку
эти структуры функционируют в народном
быту – они изучаются этнографией. В этом
смысле фольклористика – одновременно
составная часть и той и другой науки в
каждый момент ее существования. Однако,
это не мешает ей быть в определенном
отношении самостоятельной – специфика
же исследовательских методов фольклористики
неизбежно развивается на скрещении
этих двух наук а также музыковедения
(этномузыкологии), социальной психологии
и т.п. Характерно, что после споров о
природе фольклора (причем не только в
нашей стране) фольклористика заметно
филологизировалась и одновременно
этнографизировалась и сблизилась с
музыкологией и общей теорией культуры
(работы Э.С. Маркаряна, М.С. Кагана, теория
этноса Ю.В. Бромлея, семиотика культуры
и др.) (49).
Итак, фольклор —
предмет изучения разных наук. Народную
музыку изучают музыковеды, народные
танцы — хореографы, обряды и другие
зрелищные формы народного творчества
— театроведы, народное
декоративно-прикладное искусство —
искусствоведы. К фольклору обращаются
лингвисты, историки, психологи,
социологи и другие ученые. Каждая наука
видит в фольклоре то, что интересует
именно ее.
Фольклор –
искусство слова, совокупность устных
художественных произведений разных
жанров, созданных многими поколениями
народа;
традиционное для народа бытовое
художественное творчество
и его результат, отражающее самосознание
народа, сложившееся в результате
многовековой истории
и проявляющееся в устной форме и в
большом
количестве вариантов произведений.
Представим общую
эволюцию фольклора с
древнейших времен до наших дней (49).
О наличии первобытных
форм фольклора у наших дальних предков
свидетельствуют многие данные. Уже в
период образования восточных славянских
племен распространенными были своеобразные
игрища и обряды, которые сопровождались
хороводами, пением, игрой на простейших
музыкальных инструментах, танцами,
играми, комплексом обрядовых действий.
Найденные сегодня историками и этнографами
изделия бытового, трудового назначения,
простейшие художественные инструменты
дают основания говорить о достаточно
развитых формах фольклорной (в нынешнем
понимании) практики человека на территории
дохристианской и раннехристианской
Руси. Вероятно, это можно обозначить
как формы раннетрадиционного
фольклора. В одном из первых документов
Древней Руси — “Повести временных
лет” говорится, что “устраивались
игрища между селами, и сходились на эти
игрища, на пляски и на всякие бесовские
песни, и здесь умыкали себе жен по сговору
с ними”.
Документ этот
отражает свое время — время раннего
христианства — и несет на себе его
приметы. В частности, в нем дается оценка
фольклору как бесовскому занятию,
несущему на себе языческое влияние.
Важно отметить и другое: развитость,
социальную организацию и практический
смысл подобных игрищ, которые не могли
появиться в одночасье, а значит, имели
длительную предысторию.
Христианизация
Руси далеко не однозначное явление для
народной культуры, которая корнями
уходила в язычество и сохранила на себе
его могучее влияние, постепенно включаясь
в новую религиозно-духовную систему.
Языческие
корни — первая и основная примета в
развитии раннетрадиционного фольклора.
Народные сказки, хороводы и песни, былины
и думы, красочные и глубокие по смыслу
свадебные обряды, народные вышивки,
художественная резьба по дереву – все
это может быть исторически осмысленно
только с учетом древнего языческого
миропонимания. Язычество определило
особый колорит славянского фольклора.
Языческая романтика придавала особую
красочность русской народной культуре.
Все богатырские волшебные сказки
оказываются фрагментами древних
славянских мифов и героического эпоса.
С язычеством связана орнаментика
крестьянской архитектуры, утвари и
одежды. Языческими мотивами проникнуты
сложные, многодневные свадебные обряды
Значительная часть песенного репертуара
проникнута языческим мировоззрением.
Живой неувядаемой формой обрядового
танца, сопровождаемого музыкой и пением,
являются красочные деревенские хороводы.
Основные языческие
обряды, праздники и песни связаны в
основном с земледелием. Народный
календарь, который мы пытаемся сегодня
реанимировать и приспособить к новым
условиям, – календарь земледельческий,
а значит, и весь обрядовый фольклор
несет на себе черты языческого характера.
Нельзя игнорировать
или недооценивать гот факт, что
раннетрадиционный фольклор, имеющий
свои начала со времен язычества,
подвергался постоянному давлению со
стороны христианской
идеологии, выразителем которой выступала
церковь. Наиболее наглядно это проявилось
в борьбе со скоморошеством, некоторыми
обрядами и обычаями, с музыкальными
инструментами на Руси в 15-17 вв.
Можно с известной
долей условности говорить о том, что
народные музыкальные инструменты,
пение, элементы драматической игры и
танца были широко распространены во
всех группах населения, равно, как и
прикладное творчество и ремесла (в
нынешнем понимании). Быт, жизнь, трудовая
практика были пронизаны мифами, обрядами,
ритуалами, празднествами.
На начальных этапах
культуры фольклор в его многообразных
формах и проявлениях захватывал обширную
сферу жизни, а его удельный вес в
художественной культуре средневековья
был значительнее, чем в системе искусств
нового времени. Фольклор восполнял тот
вакуум, который создавался отсутствием
письменных форм светского музыкального
творчества. Народная песня, искусство
народных “игрецов” — исполнителей
на музыкальных инструментах были
распространены не только среди трудящихся
низов, но и в высших слоях общества
вплоть до княжеского двора.
До эпохи Петра
I
фольклор оставался доминирующей
художественной системой на Руси.
При этом необходимо
отметить и еще одну немаловажную
закономерность — постепенное разрастание
пласта крестьянского фольклора в силу
роста массы крестьянства.
Фольклор имеет
конкретно-историческую окраску и
конкретно-исторический смысл: сакральный,
ритуальный, эстетический, прагматический.
В границах исторических эпох возникали
различные фольклорные волны, связанные
с конкретными историческими событиями.
При этом каждый фольклорный жанр отличают
свои закономерности возникновения,
расцвета, затухания, включения в культуру.
Его развитие не совпадает по своим
временным рамкам с границами явления,
их вызвавшего. Исторические песни,
сказания о пугачевском или разинском
восстаниях были рождены ими, но остались
в культуре и после их подавления.
На протяжении
длительного исторического периода
крестьянский фольклор оставался наиболее
мошной и целостной мировоззренческой
и культурной системой. Традиционная
многовековая культура русской деревни
— это не только источник интересующих
нас сведений о ее корнях. Одновременно
она – те корни, на которых стояла на
протяжении тысячи лет масса трудового
крестьянства, корни, питавшие не только
деревню, но и городской посад.
В силу особенностей
социального развития России, вступившей
на капиталистический путь развития
только во второй половине XIX
в., крестьянский
фольклор оставался доминирующей формой
народного творчества до начала XX
в. При этом речь должна идти и о появлении
новых, и о затухании и исчезновении
прежних жанров фольклора. За этими
изменениями стоят объективные исторические
предпосылки, обеспечивающие адекватность
народного творчества основополагающим
требованиям, которые были связаны с
социальной, экономической, политической
ситуацией в России.
Под влиянием мощных
социальных факторов начиная со второй
половины XIX
в. крестьянский фольклор претерпевает
трансформацию, уходит на периферию
художественной культуры. Это не могло
не отразиться кардинально на характере
его бытования, развития, включенности
в общий контекст жизни.
Возникновение и
развитие других социальных групп, каждая
из которых вырабатывала свои специфические
формы фольклорного творчества (сегодня
говорят о фольклоре студенческом,
интеллигенции, мещанском, рабочем),
привели к его усложнению и дифференциации.
Фольклор определенной
группы выполняет специфические функции
по отношению к этой группе, имеет свои
задачи, черты и особенности. Фольклор,
перенесенный из крестьянской среды на
княжеский двор или воспринятый рабочей
средой, становится иным, с эстетической
точки зрения, явлением, ибо он начинает
выполнять иную роль. Творчество различных
групп естественным образом соприкасается,
возникают пограничные заимствования.
Однако специфика каждого из потоков
всегда выражается достаточно явственно,
даже в случае глубинных преобразований.
Это относится ко всем без исключения
жанрам и видам фольклора крестьян,
интеллигенции, рабочих и др.
С усложнением форм
социальной и духовной жизни общества
фольклорные формы крестьянского
творчества воспринимались и активно
развивались представителями вновь
нарождающихся классов и групп. Формирование
рабочего класса в России в середине XIX
в., его выход на историческую арену,
повышение численности, рост политического
сознания — все это сопровождалось
формированием специфической этнофольклорной
среды. Появились отвечающие духу и
задачам пролетариата формы художественного
творчества, получившие название рабочего
фольклора.
Можно говорить о
существовании в России XIX
в. фольклорной культуры помещичьих и
дворянских усадеб, русской интеллигенции,
заявившей о себе в полный голос начиная
с начала XIX
в., а затем студенчества, рабочих и города
в целом. Несмотря на определенную разницу
в формах творчества, жанрово-видовом
составе, художественной образности, в
фольклоре всех социальных групп имелось
немало общего. Только со временем,
постепенно в фольклоре каждой социальной
группы появились собственные черты.
Начиная с конца
XIX
в. фольклор под влиянием объективных
геополитических и экономических
процессов, происходящих в стране,
испытывал все возрастающее давление
со стороны других слоев культуры, терял
наиболее стабильные крестьянские
истоки. Массовое раскрестьянивание,
уничтожение естественного образа жизни
крестьянства, сопровождаемое физическим
уничтожением значительной его части,
привели к глобальному разрушению
крестьянского слоя культуры. Ее эрозия,
наблюдавшаяся более полувека, превратилась
в необратимый процесс.
Насаждение в
массовом сознании идеологии нетерпимости
к традициям, к фольклорной культуре,
привело к тому, что они действительно
изгонялись из жизни якобы из-за их
патриархальности и несовременности.
Фольклор выпадал из поля внимания мощной
и разветвленной системы государственной
и общественной помощи народному
творчеству. Были закрыты и перепрофилированы
все дореволюционные массовые издания
по традиционной культуре, фольклору
(например, журнал “Живая старина”
и др.). Практика ориентировалась на
создание фольклорных форм художественной
самодеятельности. Такой подход был
доминирующим, определяющим. Некоторые
специалисты подводили “научную”
базу под процесс отмирания фольклора
и считали необходимым обратить усиленное
внимание на создание “новин” —
советского фольклора.
В народном творчестве
распространилась идея использовать
фольклорные возможности для восхваления
побед и достижений социализма, личностей
Ленина и Сталина, других руководителей
государства.
Между тем участники
научных экспедиций отмечали наличие
крепких основ для развития и бытования
фольклора. Деревня оставалась во многом
архаической. Прежние традиции, обычаи
поддерживались искусственным
“замораживанием” деревни (ее жители
не могли менять место жительства без
специального разрешения вплоть до 60-х
годов). В активном обиходе оставались
многие обряды — свадьбы, крестины,
похороны, народное пение, игра на
гармонике, балалайке. Еще живы были
действительно выдающиеся народные
исполнители, чье мастерство, знание
фольклора, умение его творить складывались
в пору активного бытования традиций.
Они формировали вокруг себя фольклорную
среду. В целом внутридеревенский бытовой
уклад сохранял черты предреволюционного.
Новые явления не приводили к коренным
изменениям культурного уклада жизни.
Фольклор в
предвоенные десятилетия еще не был
разрушен как целостное эстетическое
явление. В его недрах происходили,
нередко подспудно, сложнейшие эволюционные
процессы, затрагивающие прежде всего
качественные стороны его дальнейшего
бытия.
Значительно
ускорился темп разрушения культурно-бытового
уклада после коллективизации, а затем
во время Великой Отечественной войны.
Если коллективизация положила начало
этому процессу, то война, переместив
сотни миллионов людей из исконных мест
проживания, уничтожила фольклорную
среду по существу на всей европейской
части территории СССР.
Фольклор второй
половины 40-х — начала 70-х годов — это
фольклор, существующий как бы вне
социально-духовных рамок, сложившихся
в обществе. Он не только не вписывался
в них, но и его искусственно выводили
за рамки художественной жизни народных
масс. Возникла ситуация, когда, несмотря
на то что фольклорная традиция оставалась
еще жизнетворной, сохраняла свои яркие
формы, она не получала должной поддержки,
оказывалась задавленной и
противопоставленной художественной
самодеятельности. Небрежение фольклорными
традициями принимало резкие формы
отторжения традиционных форм народной
жизни.
Насаждение в массах
как в городе, так и в деревне ценностей
псевдонародной культуры или культуры,
не воспринимаемой ими (в частности,
оперной, симфонической музыки,
изобразительного искусства, классического
балета и т.п.), вело к размыванию и
доступной, близкой народу культуры –
традиционной. Установка на то, чтобы
всех приобщить к вершинам музыкального,
хореографического, драматического,
изобразительного искусства пришла в
противоречие с потребностями гигантского
большинства населения, которое не могло
в своей массе воспринять эти ценности.
Сегодня фольклор
активно собирается и изучается
исследователями, так как современное
общество пришло к пониманию его ценности
и огромного воспитательного значения.
Народное словесное
творчество хранилось в памяти людей, в
процессе общения произведения переходили
от одного к другому и не записывались.
По этой причине фольклористы должны
заниматься так называемой “полевой
работой” — выезжать в фольклорные
экспедиции, чтобы выявлять исполнителей
и записывать от них фольклор. Записанные
тексты устных народных произведений
(а также фотографии, магнитофонные
записи, дневниковые заметки собирателей
и проч.) хранятся в фольклорных архивах.
Архивные материалы могут быть
опубликованы, например в виде
фольклорных сборников (43).
Фольклор имеет
свои художественные законы. Устная
форма создания, распространения и
бытования произведений — та главная
особенность, которая порождает СПЕЦИФИКУ
фольклора, вызывает его отличие от
литературы.
1. Традиционность.
Фольклор — массовое творчество.
Произведения литературы имеют автора,
произведения фольклора анонимны, их
автор — народ. В литературе есть писатели
и читатели, в фольклоре — исполнители
и слушатели.
Устные произведения
создавались по уже известным образцам,
даже включали прямые заимствования. В
речевом стиле использовались постоянные
эпитеты, символы, сравнения и другие
традиционные поэтические средства. Для
произведений, имеющих сюжет, был
характерен набор типичных повествовательных
элементов, их привычное композиционное
сочетание. В образах фольклорных
персонажей типическое также преобладало
над индивидуальным. Традиция требовала
идейной направленности произведений:
они учили добру, содержали правила
жизненного поведения человека.
Сказочники
(исполнители сказок), песельники
(исполнители песен), сказители (исполнители
былин), вопленицы (исполнительницы
причитаний) стремились прежде всего
донести до слушателей то, что
соответствовало традиции. Повторяемость
устного текста допускала его изменения,
а это позволяло отдельной талантливой
личности проявить себя. Происходил
многократный творческий акт, сотворчество,
в котором любой представитель народа
мог быть участником.
Устная художественная
традиция была общим фондом. Каждый
человек мог отобрать для себя то, что
ему требовалось.
Не все вновь
созданное сохранялось в устном бытовании.
Многократно повторяемые сказки, песни,
былины, пословицы и другие произведения
переходили “из уст в уста, из поколения
в поколение”. На этом пути они теряли
то, что несло на себе печать индивидуальности,
но одновременно выявляли и углубляли
то, что могло удовлетворить всех. Новое
рождалось только на традиционной основе,
при этом оно должно было не просто
копировать традицию, а дополнять ее.
В фольклоре
постоянно протекал творческий процесс,
который поддерживал и развивал
художественную традицию (43).
2. Синкретизм.
Художественное
начало победило в фольклоре не сразу.
В древнем обществе слово сливалось с
верованиями и бытовыми потребностями
людей, а его поэтическое значение, если
оно было, не осознавалось.
Остаточные формы
этого состояния сохранились в обрядах,
заговорах и других жанрах позднего
фольклора. Например, хороводная игра
— комплекс нескольких художественных
компонентов: слова, музыки, мимики,
жеста, танца. Все они могут существовать
только вместе, как элементы целого —
хоровода. Такое свойство принято
обозначать словом “синкретизм”
(от греч. synkretismos
— “соединение”).
С течением времени
синкретизм исторически угас. Разные
виды искусства преодолели состояние
первобытной нерасчлененности и
выделились сами по себе. В фольклоре
стали возникать их поздние соединения
— синтез (43).
3. Вариативность.
Устная форма усвоения и передачи
произведений делала их открытыми для
изменений. Двух полностью одинаковых
исполнений одного и того же произведения
не было даже в том случае, когда
исполнитель был один. Устные произведения
имели подвижную, вариантную природу.
Вариант (от лат.
variants
— “меняющийся”) — каждое однократное
исполнение фольклорного произведения,
а также его зафиксированный текст.
Поскольку фольклорное
произведение бытовало в виде многократных
исполнений, оно существовало в совокупности
своих вариантов. Любой вариант отличался
от других, рассказанных или спетых в
разное время, в разных местностях, в
разной среде, разными исполнителями
или одним (повторно).
Устная народная
традиция стремилась сохранить, оградить
от забвения то, что было наиболее ценным.
Традиция удерживала изменения текста
в своих границах. Для вариантов
фольклорного произведения важно то,
что является общим, повторяется, и
второстепенно то, чем они отличаются
один от другого (43).
4. Импровизация.
Вариативность фольклора могла практически
осуществляться благодаря импровизации.
Импровизация (от
лат. improviso
— “непредвиденно, внезапно”) —
создание текста фольклорного произведения,
или его отдельных частей, в процессе
исполнения.
Между актами
исполнения фольклорное произведение
хранилось в памяти. Озвучиваясь,
текст каждый раз как бы рождался
заново. Исполнитель импровизировал. Он
опирался на знание поэтического
языка фольклора, отбирал готовые
художественные компоненты, создавал
их комбинации. Без импровизации
использование речевых “заготовок”
и применение устно-поэтических приемов
было бы невозможно.
Импровизация не
противоречила традиции, напротив, —
она существовала именно потому, что
существовали определенные правила,
художественный канон.
Устное произведение
подчинялось законам своего жанра. Жанр
допускал ту или иную подвижность текста,
устанавливал границы колебания.
В разных жанрах
импровизация проявлялась с большей или
меньшей силой. Есть жанры, ориентированные
на импровизацию (причитания, колыбельные
песни), и даже такие, тексты которых были
разовыми (ярмарочные выкрики торговцев).
В отличие от них, имеются жанры,
предназначенные для точного запоминания,
следовательно, как бы не допускавшие
импровизации (например, заговоры).
Импровизация несла
в себе творческий импульс, порождала
новизну. Она выражала динамику фольклорного
процесса (43).
Фольклор (от англ. folk+lore — “народная мудрость”) — устное народное творчество, собранное из народных традиций, легенд и народных верований, выраженное в пословицах, сказках и песнях, передаваемых из поколения в поколение.
Британский антиквар и писатель Уильям Джон Томс (1803–1885) впервые использовал этот термин в 1846 году.
Синонимы слова фольклор: устное народное творчество, произведение, творчество, наследие, фольклористика.
Примеры фольклора
Золушка
“Золушка” — одна из самых знаменитых сказок, которая считается западноевропейской, но похожая история встречается буквально у всех народов мира, таким образом, отследить её происхождение уже кажется невозможным.
Кровавая Мэри
Легенда о “Кровавой Мэри” (англ. Bloody Mary) — городская легенда англоязычных стран, согласно которой можно вызвать её призрак, если три раза произнести имя (“Кровавая Мэри”) перед зеркалом в тёмной комнате при свете свечи.
Некоторые говорят, что она появляется с мёртвым ребёнком, другие говорят, что она обещает вернуться за тем, кто её вызвал.
Эта легенда может выглядеть как обычная страшилка, но за ней стоит реальная историческая персона — королева Англии Мария I Тюдор. Её трагическая судьба о неудавшейся личной жизни и беременностях положила начало целому множеству историй про Кровавую Мэри.
Фольклорист и фольклористика
Фольклорист— это человек, который изучает фольклор.
Фольклористика — наука, которая изучает всё о народном творчестве (его исследование, коллекционирование и публикация работ).
Русский фольклор
Мы знакомимся с произведениями русского фольклора ещё в самом раннем детстве. Это — русские народные сказки, загадки, пословицы, поговорки и др.
Например, такие незабываемые сказки, как: “Петушок — золотой гребешок”, “Курочка Ряба” или “Колобок”.
Родители, бабушки и дедушки читают нам книжки народного творчества, прививая любовь к героям нашей культуры. А им их читали или же рассказывали по памяти ещё их родители или же их бабушки и дедушки, а до них были предыдущие поколения.
Дети постарше уже в школе знакомятся с приключениями великих русских богатырей и других героев, авторы которых неизвестны.
Основные жанры русского фольклора
Жанры русского фольклора делятся на:
Эпические произведения
В отличие от литературных произведений эпические ещё делятся на стихотворную и прозаическую форму. Это:
- былины (исторические древнерусские эпические пecни-сказания, воспевающие богатырские подвиги);
- бывальщины (краткий вербальный рассказ о как будто реальных событиях, схож с “городской легендой”);
- былички (рассказ “очевидца” о якобы реальной встрече с нечистой силой);
- небылицы;
- поговорки;
- сказки;
- исторические песни;
- предания;
- легенды;
- сказы;
- пословицы.
Лирические произведения
Это: частушки, колыбельные, обрядовые, семейные и любовные песни, похоронные причитания.
Драматические произведения
Это: народные драмы.
Читайте подробнее про Жанры фольклора с примерами.
Для разного жанра фольклора характерно и разное содержание: былины рассказывают о подвигах богатырей, а исторические песни — о деяниях героев исторических событий.
В разных жанрах существует свой тип персонажа: в былинах герои — богатыри, а в сказках — например, Иван-дурак и Баба Яга.
Для композиции фольклорных произведений типично присутствие: присказки, запева, замедления действия, троичности событий и тавтологии, эпитетов, гипербол и др.
Фольклор разных стран отличается, но при этом имеет много общего. Это связывают с географической близостью, экономическими взаимоотношениями или другими связями, что повлекло за собой межкультурный обмен.
Узнайте также, что такое Эпитет.
Особенности фольклора
Отличительные черты фольклора: устная форма, народность, вариативность, анонимность, коллективность, историчность, кумулятивность, контакт между исполнителем и слушателем, повторяемость, фундамент — традиции.
Устная форма
В отличие от письменной литературы у фольклора устный характер исполнения.
Народность фольклора
Представляется в нестандартных образах. Выражает идеалы, стремления и самые глубокие насущные жизненные интересы народа.
Вариативность
В народном творении обычно существуют разные варианты исполнения. Например, сказка “Царевна-лягушка” имеет более двадцати разных вариантов с разными героями (в одном у неё появляется неизвестный жених, в другом — Кощей-бессмертный, существует вариация с Еленой Прекрасной и т. д.).
Анонимность
Фольклорные произведения сочиняются общими усилиями — имя человека, кто впервые рассказал ту или иную историю (или придумал героя), неизвестно. Но это даже неважно, так как эти образы считаются общедоступными и всенародными.
Коллективность
Новая песня, сказка или какое другое творение устного народного творчества считаются состоявшимися только тогда, когда они были восприняты большим количеством слушателей-исполнителей.
Это творение должно создаваться, рассказываться и передаваться из уст в уста множество раз. Окончательная критика и обработка фольклорной композиции может произойти только в коллективе, массами людей.
Историчность
Творения фольклора создавались в глубине веков и совершенствовались временем, получая новые формы, вариации и оттенки.
Фундамент — традиции
Любое творение народного творчества берёт своё основание в традициях своей нации и пытается привить их новым поколениям.
Кумулятивность
Произведения народного творчества поглощают то, чем живёт душа нации. Таким образом она сохраняет традиции, воспевает людские идеалы и передаёт ценную информацию о прошлом для обеспечения лучшего будущего посредством культуры.
Контакт между исполнителем и слушателем
Существует непосредственный контакт между исполнителем и слушателем.
Повторяемость (или цикличность)
Шаблон времени в фольклоре — это круг или колесо. События происходят в строго определённой последовательности, начало и конец сходятся вместе, мгновенность сливается с вечностью.
Фольклор в музыке
Жанры музыкального фольклора — это типы музыкальных произведений, которые были созданы анонимными авторами, сохранены в памяти и передаются устно от одного поколения другому.
Во всём мире существует огромное количество разных фольклорных музыкальных жанров, назвать их все будет почти нереально. Однако их можно разделить на вокальные (поются), инструментальные (играются на инструментах) и вокально-инструментальные (одновременно поются и играются на инструментах).
Также их можно распределить на три категории по содержанию: эпос (рассказывается история), лирика (упор на чувства), драма (происходит действие).
Примером фольклорного музыкального произведения можно назвать такую известную и любимую всеми нами песню, как “Во поле берёза стояла”. Авторство этой песни уже давно потеряно с веками, а слова и мелодия передавались из поколения в поколение, пока она не дошла и до наших времён мобильных телефонов и интернета.
Русская народная песня “Во поле берёза стояла”
Фольклор и литература
Сходства между фольклором и литературой
Очень важная часть общего развития мировой культуры и литературы — это отношения литературы и фольклора.
Литература всех народов мира была рождена на основе устного народного творчества, а оно появилось ещё до письменности.
Для каждой нации эти процессы происходили в различные исторические времена.
Обращение фольклора в литературу всегда происходило с применением в литературе жанров фольклора (сказки, предания и т. д.) и художественных средств (тропов).
Фольклор является результатом специфического видa поэтического творчества. Однако литература также поэтическое творчество. И на самом деле между фольклором и литepaтypoй, одновременно как между фольклористикой и литepaтypoвeдeниeм, присутствует непосредственная взаимосвязь.
Различия между фольклором и литературой
Фольклор и литература совпадают по многим поэтическим жанрам (за исключением некоторых, которые возможны исключительно в литературе или лишь в устном народном творчестве).
Однако исследования показывают, что структура фольклора и литературы различна. Фольклор имеет свои структурные особенности и законы (например, использование параллелизмов и повторений).
Правильное произношение и использование слова “фольклор”
Произношение слова фольклор иногда вызывает споры. Но всё же различные составители словарей в основном сходятся во мнении, что оба варианта произношения (“фольклёр” и “фольклор”) допустимы, с ударением в обоих случаях на последний слог.
В обиходе широко используется словосочетание “народный фольклор”. Однако это использование термина не совсем правильное, ведь “фольк” из слова фольклор уже означает “народное”, таким образом, если говорить “народный фольклор”, то мы повторяем “народный” дважды, получается речевая избыточность.
Наилучшими сочетаниями будут: народное творчество, танцевальный фольклор и т. д.
Смотрите также значения Культура и Искусство.