Как найти фонетическое слово в предложении

Практическое занятие представляет собой комплексный анализ всех фонетических единиц речи, выявление их системных взаимосвязей. Анализ построен с учетом иерархической организации сегментных фонетических единиц.

Следовательно, содержание практического занятия направлено:

  • во-первых, на расширение и систематизацию знаний, приобретенных за весь период изучения фонетики;
  • во-вторых, на формирование умения применять теоретические знания при выполнении заданий аналитического характера.

Занятие такого характера проводится для студентов, обучающихся на специальности «Иностранный язык», это определило выбор анализируемого художественного произведения. В ходе дальнейшей работы студентам будет предложен для анализа текст данного сонета, но уже на английском языке.

Цель учебного занятия: создание условий для осознанного овладения учащимися практическими навыками фонетического анализа языковых единиц на основе теоретических знаний

Задачи:

  • обобщение теоретического материала по вопросам фонетического членения речи;
  • формирование умений, связанных с фонетическим анализом языковых единиц;
  • раскрытие взаимосвязей, лежащих в основе фонетического уровня языка, а также связи данного уровня с иерархически более сложными языковыми уровнями.

Ход занятия

I. Повторение пройденного материала на предыдущем учебном занятии (актуализация)

Человеческая речь – это, прежде всего речь звучащая, ее анализом занимается наука фонетика. Фонетический уровень языка имеет, как и любой другой, свои единицы. Перечислим их в порядке возрастания (обратиться к приложению 1).

Ваше умение выделять эти единицы в речи мы проверим в ходе практического занятия. 

II. Постановка проблемы: различают фонетику общую и частную.

Цель общей фонетики – установление общих закономерностей звукового строя всех языков. Например, общие принципы членения речевого потока на звуки, слоги и более крупные единицы. Частная фонетика – занимается изучением фонетики конкретного языка.

Особенность занятия: совмещение общей и частной фонетики

Цель: применить в ходе анализа общие принципы членения звукового потока речи к тексту, написанному на русском языке.

Но иногда необходимо сопоставить фонетические системы разных языков и установить сходства и различия м/у ними. Это важно при изучении иностранных языков. Такого рода задачи решаются в пределах сопоставительной фонетики – это будет вашим домашним заданием (цель: проследить одинаково ли членение звукового потока в русском и английском языках)

III. Практикум.

В ходе практикума мы будем использовать:

  • известную уже нам схему анализа фонетических единиц (см. приложение 2);
  • составленные нами ранее опорные конспекты по теории (см. ссылки на приложения по ходу занятия).

Для анализа мы возьмем 130 сонет В. Шекспира в переводе С.Я. Маршака (см. приложение 3).

Результаты анализа, к которым мы пришли в конце занятия, представлены в приложении 6.

Ход анализа

Задание 1. Разбейте стихотворение на фразы.

– Раскройте значение понятия «фраза».

Фраза – отрезок речи, выделенный с помощью интонации и фразового ударения и заключенный между длительными паузами. Фраза – это прежде всего единица речи, помогающая членить нам звуковую цепь, сообразуясь с нашим пониманием. От членения фразы зависит смысл высказывания.

– Совпадает ли количество фраз и предложений? Если нет, то как это можно объяснить?

На первый взгляд, фраза и предложение – это одно и то же. Но это не так. Во-первых, фраза не всегда совпадает с предложением. Сложное предложение может состоять из нескольких фраз. Во-вторых, даже если фраза и совпадает с предложением, то все равно оно будет рассматриваться с другой точки зрения. Так, предложение в грамматике характеризуется со стороны того, простое оно или сложное, где в нем подлежащие и сказуемое, как связаны они между собой.

– От чего зависит членение?

При анализе фразы в фонетике прежде всего обращается внимание на ее интонацию, то есть на то, сколько пауз внутри фразы, на сколько синтагм она делится, на какое слово оно падает.

– Не забывайте, что конец фразы обозначается графически двумя наклонными чертами.

В данном тексте 6 фраз. Количество фраз и предложений совпадает.

Задание 2. Разбейте фразы на синтагмы.

– Раскройте значение слова «синтагма»

Синтагма – это часть фразы, состоящая из нескольких слов (иногда одного), связанных по смыслу и интонационно.

Фраза распадается на более мелкие единицы – синтагмы, или речевые такты. Членение речевого потока на синтагмы обусловлено смыслом, значением, который говорящий вкладывает в высказывание. Чтобы правильно разделить текст на синтагмы нужно внимательно прочитать текст. Иностранцы или ученики, не владеющие навыками осмысленного чтения, часто делят текст на синтагмы неверно, что отражается на смысле. Ведь сегментация речевого потока строится на смысловых принципах.

– Мы помним, что границы между синтагмами обозначаются одной наклонной чертой.

В этом тексте 17 синтагм.

Задание 3. Сравните, совпадает ли количество лексических и фонетических слов. Найдите примеры клитиков.

Перед выполнением задания давайте вспомним и охарактеризуем такие лингвистические явления как фонетическое слово и клитики.

В синтагме можно выделить более дробные единицы, называемые фонетическими словами. Фонетическое слово – это отрезок речевого потока, объединенный одним словесным ударением. Поэтому фонетическое слово может состоять из нескольких лексических (графических) единиц, таким образом, под фонетическим словом мы очень часто понимаем – самостоятельно звучащее слово вместе с примыкающими к нему безударными служебными словами (предлогами, союзами, частицами).

Клитики – безударное служебное слово, примыкающее к самостоятельному и составляющее с ним одно фонетическое слово. В зависимости от места положения клитики делятся на два вида:

Проклитики – стоят перед самостоятельным словом: на звезды, не белоснежна, в сравненьях,

Энклитики – стоят после самостоятельного слова: и все ж, едва ли.

В данном тексте наблюдается несоответствие лексических и фонетических слов:

  • Лексических слов – 78
  • Фонетических слов – 56

Задание 4. Слова, выделенные полужирным шрифтом, разбить на слоги, слоги охарактеризовать.

Фонетическое слово распадается на слоги – один или несколько звуков, произносимых одним толчком выдыхаемого воздуха.

Как вы знаете слог может составлять не только группа звуков, но и один звук. Один звук в слоге должен быть обязательно слоговым (слогообразующим), а все остальные – неслоговыми. В русском языке слоговой звук – это гласный и иногда – сонорный, неслоговой – шумные согласные. Как же разобраться, где проходит граница между слогами в слове?

– Необходимо вспомнить на какую лингвистическую теорию мы опираемся при слогоделении?

Мы изучаем одну из наиболее убедительных теорий – сонорную. Согласно этой теории основным принципом при слогоделении должен стать принцип восходящей звучности. Согласно этому принципу начальный звук в слоге должен обладать наименьшей звучностью, а конечный звук – наибольшей.

– Давайте обратимся к составленной вами презентации с правилами слогоделения (см. презентация):

  • один интервокальный согласный (находящийся между гласными) отходит к следующему гласному: за-ро-дыш, на-су-хо
  • группа интервокальных согласных отходит к следующему гласному, если она состоит:

а) из шумных согласных: ку-пцы, и-зба

б) сонорных согласных: во-лна, су-мрак

в) начинается шумным и заканчивается сонорным: су-кно, во-бла

  • /й/ всегда отходит к предшествующему гласному: тай-га, чай-ник
  • одиночный сонорный отходит к предшествующему гласному: кон-верт, вер-сты

Слогораздел и правила переноса слов из одной строки в другую могут не совпадать

Каким образом мы характеризуем слоги в русском языке (см. приложение 4)?

  • Ударный / безударный,
  • Открытый (оканчивается на гласный) / закрытый (на согласный звук)
  • Прикрытый (начинается с согласного) / неприкрытый (начинается с гласного)

Задание 5. В этих же словах охарактеризовать каждый звук

Итак, слоги распадаются на звуки – членораздельный элемент произносимой речи, образуемый речевыми органами. Это кратчайшая звуковая единица, произносимая за одну артикуляцию. Именно на звуковом уровне можно выделить существенные различия языков.

Для того, чтобы это сделать нужно вспомнить классификацию звуков речи.

Лингвисты, опираясь на артикуляцию звуков, составили четкую классификацию звуков:

  • в зависимости от того, каким образом проходит воздушная струя через носовую или ротовую полости, все звуки делятся на гласные и согласные (две большие группы звуков);
  • всего в русском языке 6 гласных: /а/ /о/ /у/ /э/ /и/ /ы/.
  • З6 согласных звуков (когда мы считаем звуки, мы не забываем о том, что, например, звуки /б/ /б,/ – разные).

При классификации гласных мы учитываем (см. приложение 5):

  • артикуляционный ряд,
  • артикуляционный подъем,
  • участие губ в образовании звука (лабиализованные /нелабиализованные)

А качество согласных зависит от следующих моментов (см. приложение 5):

  • какие органы речи работают при образовании звука – место образования;
  • какое препятствие встречается во рту на пути воздушной струи способ образования. Оно бывает двух видов:

а) либо полная смычка во рту, которую струя воздуха преодолевает, образуя шум – смычные,

  • в зависимости от способа преодоления преграды смычные делятся на: взрывные /п/ /б/, аффрикаты /ц/, носовые /н/, дрожащие /р/

б) либо, когда органы речи образуют щель и шум возникает от трения струи воздуха об эту щель /ф/ ш/ – щелевые

  • согласные делятся на две группы по уровню шума: сонорные и шумные,
  • тоже на две группы – по участию голоса: глухие и звонкие,
  • также отличительной чертой русских звуков является то, что практически каждый может образовывать пару по твердости / мягкости, кроме /ш/ /ц/ /ж/ – всегда твердые, /ч/ /й/ /щ/ – всегда мягкие.

Задание 6. Сделайте фонетическую транскрипцию следующих слов: вьется, прядь, в сравненьях, с дамасской.

Фонетическая транскрипция. Непосредственно при транскрибировании нас интересуют звуки, так как под транскрипцией мы понимаем способ передачи всех тонкостей звукового облика слова.

– Какие фонетические явления необходимо учитывать при транскрибировании?

В непрерывном речевом потоке соседние звуки речи взаимодействуют друг с другом, влияют друг на друга. Изменения бывают позиционные и комбинаторные.

К позиционным относят редукцию гласных и оглушение на конце слова.

Редукция – изменение в произношении, вызванное сокращением его длительности или ослаблением напряжения (бывает количественная и качественная)

Результатом взаимодействия в потоке речи являются так называемые комбинаторные изменения.

Ассимиляция – это уподобление одного звука другому в потоке речи. Контактная и дистантная. Полная и частичная. Регрессивная и прогрессивная.

Ассимиляция бывает двух видов:

  • по глухости/звонкости – книжка, просьба
  • по мягкости/твердости – чистить, простить

Ассимиляция встречается также в латинском, французском, итальянском, немецком и многих других языках.

Диссимиляция – явление обратное ассимиляции. Это расподобление звуков, то есть утрата общих фонетических признаков. Д. свойственна живой, разговорной речи. (колидор, дохтур транвай). Аккомадация – это приспособление одних звуков к другим. Аккомадация возникает между согласными и гласными звуками, стоящими рядом (лед, мял – прогрессивная аккомадация; мать, соль – регрессивная). Обычно в русском языке гласные приспосабливаются к согласным.

Уподобление – процесс, при котором сочетание нескольких разнородных согласных произносится как один долгий ( например, сочетания сч, зч, шч, здч, стч произносятся долгий звук [ш’], а сочетания тс(я), тьс(я) произносится как один долгий звук [ц]) Упрощение групп согласных – процесс, при котором в сочетаниях согласных стн, здн, ест, дц, лиц и других происходит выпадение звука, хотя на письме употребляется буква, обозначающая этот звук (сердце, солнце)

– Прежде чем приступить к транскрибированию, давайте вспомнить основные правила фонетической транскрипции:

  • не использовать заглавные буквы;
  • не ставить знаки препинания;
  • не использовать знаки е, ё, я, ю, й, щ, ь, ъ;
  • ь, ъ – данные знаки использовать для обозначения редуцированных гласных звуков;
  • ставить знак ударения;
  • использовать надстрочные знаки для обозначения мягкости и долготы согласного;
  • записывать транскрипцию в квадратных скобках.
  • Фонетическая фраза —
    отрезок речи, представляющий собой
    интонационно-смысловое единство,
    выделенное с обеих сторон паузами.

  • Синтагма (речевой такт) —
    отрезок фонетической фразы, характеризуется
    особой интонацией и тактовым ударением.
    Паузы между тактами не обязательны
    (или короткие), тактовое
    ударение не очень интенсивно.

  • Фонетическое слово
    (ритмическая структура)
     —
    часть фразы, объединенная одним словесным
    ударением.

  • Слог —
    наименьшая единица речевой цепочки.

  • Звук —
    минимальная фонетическая единица.

  • Фонетическое членение речи

Наша речь представляет собой поток
звуков, звуковую цепь. Эта цепь членится
на отрезки, отдельные единицы. В русском
языке такими единицами являются фраза,
речевой такт, фонетическое слово, слог,
звук
.

Фраза – это отрезок речи, объединенный
особой интонацией и заключенный между
двумя достаточно длительными паузами.

Например, звуковая цепь было ветрено,
сыро и скверно
. // Дверь в сад была
открыта
, // на почерневшем от мокроты
полу террасы высыхали лужи ночного
дождя
(Л.Т.) членится паузками на три
фразы (границы между ними обозначены
двумя вертикальными чертами). Фраза
соответствует относительно законченному
по смыслу высказыванию. Однако, фразу
нельзя отождествлять с предложением.
Фраза – это фонетическая единица,
предложение – грамматическая, они
относятся к разным уровням языка. Они
и линейно могут не совпадать. Так, в
приведенном примере две фразы в одном
сложном предложении. Одной фразе может
соответствовать и одно сложное
предложение:

Он хотел было что-то сказать ему. но
толстяк уже исчез
(Гоголь);

Она не сводит глаз с дороги, что идет
через рощу
(Гонч.)

Фраза может члениться на речевые такты.

Речевой такт (или синтагма) также
характеризуется особой интонацией, но
паузы между тактами не обязательны и
они короче межфразовых пауз. Например,
фраза

Было ветрено, / сыро и скверно
состоит их трех тактов
(границы между
ними обозначены одной вертикальной
чертой).

Такт может совпадать с отдельным словом,
но обычно в речевом такте объединяется
несколько слов. Например:

На другой день / весть о пожаре
/ разнеслась по всему околотку (П.)

Членение речевого потока на фразы и
такты обусловлено смыслом, значением,
которое говорящий вкладывает в
высказывание. Наличие оттенков значения
отражается на допустимых колебаниях в
членении речевого потока, в некоторых
случаях варианты членения фразы на
речевые такты отражают разное значении.
Ср.:

Надо учиться / работать / и отдыхать.

Надо учиться работать / и отдыхать.

Речевой такт может состоять из одного
или нескольких фонетических слов.

Фонетическое слово – это отрезок
звуковой цепи, объединенный одним
словесным ударением. Фонетическое слово
может соответствовать одному или
нескольким лексическим словам. Так, во
фразе

В тỳ же нόчь / ширόкая лόдка / отчáлила
от берега
… (Т.)

три речевых такта, в каждом из которых
по два фонетических слова: одно
фонетическое слово образуют сочетания
в ту же, от берега. следовательно, фраза
имеет столько фонетических слов, сколько
ударений. К неударяемым словам обычно
относятся предлоги, союзы, частицы. Но
иногда в неударяемом положении оказывается
и знаменательное слово:

бéз вести пропáсть, бéз году недéля,
зá город, úз лесу, нá год, пόд руки.

Фонетическое слово делится на слоги, а
слоги на звуки.

2 вопрос СЛОГОВЫЕ КАЧЕСТВА
ЗВУКА ЗДЕСЬ Я НЕУВЕРЕННА насчет
правильности инфы

Слог
может состоять из одного или нескольких
звуков. В каждом слоге выделяется только
один слоговой
звук
,
составляющий ядро, вершину
слога
.
К нему примыкают остальные звуки —
неслоговые.

Типы
слогов

характеризуются по начальному и конечному
звукам. По начальному звуку слоги могут
быть:

1) прикрытые
— начинающиеся с неслогового звука:
[ру-кá] рука,

2) неприкрытые
— начинающиеся со слогового звука:
[á-ист] аист.

По
конечному звуку слоги делятся
на:
1) закрытые
— кончающиеся на неслоговой: [бал-кóн]
балкон;

2) открытые
— кончающиеся на слоговой звук: [вá-зъ]
ваза.

В
современном языкознании существует
несколько определений слога. Широкое
распространение имеет  определение
слога как совокупности разных по степени
звучности (сонорности) звуков — от менее
звучных к более звучным. Самым звучным
считается слоговой звук, он представляет
собой вершину слога. При таком понимании
слог строится по закону
восходящей звучности
.

  1. Слог
    с артикуляционной и акустической точек
    зрения

Фонетические слова делятся
на слоги. Существуют различные определения
слога, которые основываются на внимании
к его артикуляционным или акустическим
особенностям.

Артикуляционное определение
слога предлагается экспираторной
теорией.

Наиболее распространенным
артикуляционным определением слога
является сле-дующее: слог – это часть
фонетического слова, состоящая из одного
или нескольких звуков, произносимых
одним толчком выдыхаемого воздуха.

Такое определение соответствует
и определениям, предлагаемым в начальной
школе, в педагогическом училище. Оно
наглядно может быть проверено дрожанием
пламени свечи, перед которым будут
произнесены слова: отклонение пламени
свечи соответствует толчку выдыхаемого
воздуха, например: мама – пламя дрогнет
два раза, в слове два слога. Но возможны
и несоответствия.

При произнесении смычных
согласных эффект хот же, что и при
произнесении гласных, т.е. воздушный
поток будет разорван смычкой согласного,
пламя дрогнет: кто – один слог, а пламя
дрогнет дважды. При произнесении
нескольких гласных подряд количество
слогов будет соответствовать количеству
гласных, а пламя дрогнет один раз,
независимо от количества гласных: а-у;

видео у аэровокзала

Артикуляционное определение
слога, предложенное Л.В. Щербой,
основывается на теории пульсации.
Согласно этой теории слог – отрезок
речи, соответствующий чередованию
нагнетания и разрядки мускульного
напряжения речевого аппарата. При этом
слог образуется каждым нарастанием с
последующим падением; в начале цепи
может отсутствовать нарастание, а в
конце – падение.

В других артикуляционных
определениях слог характеризуется как
последова-тельность речевых движений,
которая образуется одним дыхательным
толчком (Р. Стетсон) или является
результатом одной управляющей команды
(Л.А. Чистович).

Акустическое определение
слога связано с сонорной теорией,
предложенной датским лингвистом О.
Есперсеном и применительно к русскому
языку разработанной Р.И. Аванесовым;
эта теория является наиболее признанной
в современном русском языкознании. В
соответствии с этой теорией слог –
отрезок с вершиной сонорности и менее
сонорным окружением, волна нарастания
и ослабления звучности.

Определение
слога

Артикуляционное

Акустическое

Экспираторная
теория
Р. Стетсон, Л.А. Чистович,
учебники школы, педучилища, вуза

Теория
пульсации
Л.В. Щерба

Сонорная теория
О.
Есперсен, Р.И. Аванесов

Слог
– это часть фонетического слова,
состоящая из одного или нескольких
звуков, произносимых одним толчком
выдыхаемого воздуха

Слог
– это отрезок речи, соответствующий
чередованию нагнетания и разрядки
мускульного напряжения речевого
аппарата

Слог
– это отрезок с вершиной сонорности
и менее сонорным окружением, волна
нарастания и ослабления звучности

Слог
– это последовательность речевых
движений, являющаяся результатом
одной управляющей команды

Распространённое
определение слога как дыхательного
толчка опровергается экс-периментальными
данными, согласно которым количество
слогов и количество дыхательных толчков
не совпадают (сравните приведённые выше
опыты с пламенем свечи).

Существует определение
слога как минимальной единицы речевого
потока, минимальной произносительной
единицы (Л.В. Бондарко). Такое определение
предлагается представителями ленинградской
фонологической школы, которые считают,
что деление речевого потока на звуки
является результатом лингвистического
анализа, а не непосредственного слухового
восприятия. Звуковой же поток по слуху
и по мускульному ощущению распадается
на самые мелкие отрезки, называемые
слогами.

Такое понимание минимальной
произносительной единицы расходится
с традиционным, согласно которому
минимальной фонетической единицей
является звук, поскольку он соответствует
одной артикуляции.

Связанность артикуляций
звуков в слоге ещё не даёт оснований
для отрицания звука как наименьшей
артикуляционной единицы, тем более что
экспериментально-фонетические
исследования слога показали, что
слитностью, связанностью звуков
характеризуется только открытый слог,
а в закрытых слогах с артикуляционной
и акустической точек зрения такой
слитности, связанности элементов нет.

Поэтому закрытые слоги даже
представители ленинградской фонологической
школы считают не минимальными единицами
речевого потока, а последовательностями
минимальных единиц.

Изучение слога сопряжено
с трудностями, поскольку слог не
соотносится со значимыми единицами
языка, а определяется только по
фонетическим признакам. На ранних этапах
изучения слога экспериментально–фонетические
исследования не позволяли выявить
постоянные фонетические характеристики
слога.

Поэтому слог с фонетической
точки зрения некоторые лингвисты не
считали фонетической единицей. Тогда
был предложен фонологический подход к
слогу с точки зрения сочетаемости фонем
языка. Типы слогов при этом подходе
основываются на описании фонемной
структуры слогов.

Но отрицать фонетическую
природу слога нельзя. Любые носители
языка, даже дети, интуитивно верно
определяют количество слогов. Ритмика
слова определяется соотношением
безударных и ударных слогов. Системы
стихосложения также связаны со слогом
(силлабическая система предполагает
равносложие, одинаковое количество
слогов, а тоническая – равноударность,
определённое чередование ударных и
безударных слогов).

ИЛИ

С артикуляционной точки
зрения слог
– минимальная единица речевого потока
(Бондарко) или минимальная артикуляционная
единица речи (Маслов)

С акустической т.з. слог
определяется как волна нарастания и
ослабления звучности. Слог
– это отрезок речи,
ограниченный звуками с наименьшей
звучностью, между которыми находится
слоговой звук, звук с наибольшей
звучностью (Аванесов). Наиболее звучный
звук – слогообразующий, вокруг него
группируются неслогообразующие

5. РАЗЛИЧНЫЕ
ТЕОРИИ СЛОГА

Существуют 4 теории
слога.

1)Экспираторная
теория: слог создается одним моментом
выдоха, толчком выдыхаемого воздуха.
Сколько слогов в слове, столько раз
дрогнет пламя свечи при произнесении
слова. Но нередко пламя ведет себя
вопреки законам этой теории (напр., при
двусложном «ау» дрогнет один раз). Таким
образом, слог – один выдыхательный
толчок (Томпсон, молодой Василий
Алексеевич Богородицкий).

2) Динамическая
теория: слоговой звук – самый сильный,
интенсивный. Это теория мускульного
напряжения (Граммон, Франция; Л.В. Щерба,
Россия). Слог – импульс мускульного
напряжения. Правила слогоделения связаны
с местом ударения: ПРАЗ – ДНИК.

3) Сонорная
теория: в слоге наиболее звучный звук
– слоговой. Поэтому в порядке уменьшения
звучности слоговыми звуками чаще всего
бывают гласные, сонорные звонкие
согласные, шумные звонкие согласные и
иногда глухие согласные (тсс). Таким
образом, слог – сочетание более звучного
элемента с менее звучным (Отто Эсперсен,
Дания). Им разработана шкала звучности
из 10 ступеней. Известный лингвист
Р.И.Аванесов (МФШ) создал шкалу из 3
ступеней:

1.наименее
звучные (шумные)

2.более
звучные (сонорные)

3.максимально
звучные гласные.

Слог
строится по принципу волны восходящей
звучности.

4)Теория
открытого слога (Л.В. Бондарко, ПФШ) –
связь в группе «согласный + гласный»
теснее, чем в группе «гласный + согласный».
ССГ. Все слоги открытые, т.е. должны
оканчиваться на гласные. Исключения
составляют конечные слоги – слог может
закрываться J. В современном русском
языкознании наиболее признана сонорная
теория слога, основанная на акустических
критериях. Применительно к русскому
языку она была развита Р.И.Аванесовым.

6.
Слогораздел в русском языке

Слогораздел
— это граница между слогами.
Обычно мы:! не слышим деление речевого
потока на слоги,
так как паузы между слогами
не делаем. Тем не менее в устной речи
звуки все же группируются в слоги,
по определенным правилам.

Основная
закономерность строения слога
в русском языке называется законом
восходящей звучности, согласно которому
начало неначального слога
строится от менее звучного к более
звучному звуку. Это означает, что если
в слове имеется сочетание согласных
между двумя гласными, то слоговая граница
проходит так, чтобы второй слог
начинался с наименее звучного согласного.
По степени звучности (сонорности,
содержанию тона) все звуки русского
языка можно разделить на три группы:
наименее звучыми являются шумные
согласные (глухие и звонкие можно
объединить), более звучными — сонорные,
самые звучные —

гласные.
Поэтому правильно делить на слоги
так: [св’иэ-тло]
(светло), [ма-скъ] (маска), [к^-рм’йт’]
(кормить), [п’и-т’jo] (питьё), [бу-л’joн]
(бульон).
Но
в сочетани­ях, в которых сонорный
согласный идет перед шумным или [j]
(точнее, [и])
идёт
перед любым согласным, граница слога
проходит после сонорного или [j] ([и]):
[б^р-сук] (барсук), [в^и-на] (война), [мoи-къ]
(мойка).

При
делении слова на слоги
следует запомнить следую­щие правила:

1.
Деление на слоги
следует
производить по фонетиче­ской
транскрипции, а не по орфографической
записи слова, так как слог
— это элемент звучащего, а не написанного
слова,

2.
Большинство неконечных слогов
в слове являются от­крытыми (то есть
слогораздел
проходит после гласного зву­ка),
например: молоко
~ [мъ-л^-ко]; сестра

[с’иэ-стра];
смогла

[см^-гла];
волна — [в^-лна].

3
Слогораздел
проходит после сонорного согласного,
за которым следует шумный, или после
[j]
([и]),
за
которым идет любой другой согласный
(предыдущий слог
при этом окажется закрытым): [кар-тъ]
(карта), [саи-ръ] (сайра), [сои-къ] (сойка).

Слогораздел
не следует смешивать с переносом
слова.
на слоги

это характеристика звучащей речи, а
перенос — условные правила, принятые
на письме. Ср., например: идея

3 слога,
а перенести это слово нельзя, т.к. нельзя
одну букву оставить в строке или перенести
в следующую; слово пёстрый
можно
перенести тремя способами (пё-стрый,
пёс-трый, пёстрый),
а
на слоги
оно
делится только одним: [п’o-стрыи].

  1. Типы
    слогов

Деление на слоги происходит
рядом со звуком наименьшей звучности.
Звучность – слышимость звука на
расстоянии. Звук, имеющий наибольшую
звучность – слоговый носитель слога.

Неслоговые – согласные, но
слоговыми могут быть и согласные, но
лишь в беглой речи: в сочетаниях сонорных
с шумными, в конце и начале слов может
появиться дополнительная слоговость. Ритм,
рубль, театр.
 Звучность
может обозначаться цифрами. 4 – звучный
гласный, 3 – звучный сонорный, 2- звучный
зв-шумн. 1 – глух-шумн.

Слоги
бывают открытыми (оканчиваются на
гласный звук) и закрытыми (оканчиваются
на согласный звук) . Например, в слове
ко-ро-на все слоги открытые, а в слове
ар-буз оба слога закрытые.
Во всех
языках существуют открытые слоги, но в
некоторых, например, гавайском, закрытых
слогов нет.
Слоги могут быть прикрытыми
(начинаются с согласного) и неприкрытыми
(начинаются с гласного) . Например, в
слове ар-буз первый слог неприкрытый,
а второй прикрытый.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

 Фонетическое членение звучащей речи

Фонетическое членение звучащей речи

Речь представляет собой поток звуков, звуковую цепь. Эта цепь членится на отрезки – речевые единицы, выделяемые различными фонетическими средствами. В русском языке такими единицами являются фраза, речевой такт, фонетическое слово, слог и звук.

Речь представляет собой поток звуков, звуковую цепь. Эта цепь членится на отрезки – речевые единицы, выделяемые различными фонетическими средствами. В русском языке такими единицами являются фраза, речевой такт, фонетическое слово, слог и звук.

Наибольшей единицей, выделяемой при фонетическом членении речи, является  фраза  – относительно законченный в смысловом и интонационном отношении отрезок речи. Например, звуковая цепь  Была осень.// По большой дороге скорой рысью ехали два экипажа.// В передней карете сидели две женщины//  (Л.Толстой) членится паузами на три фразы (границы между паузами обозначаются двумя вертикальными чертами).

Наибольшей единицей, выделяемой при фонетическом членении речи, является  фраза  – относительно законченный в смысловом и интонационном отношении отрезок речи. Например, звуковая цепь  Была осень.// По большой дороге скорой рысью ехали два экипажа.// В передней карете сидели две женщины//  (Л.Толстой) членится паузами на три фразы (границы между паузами обозначаются двумя вертикальными чертами).

Фраза соответствует относительно законченному по смыслу предложению. Однако её нельзя отождествлять с предложением. Фраза – это фонетическая единица, а предложение – грамматическая, они относятся к разным уровням языка.

Фраза соответствует относительно законченному по смыслу предложению. Однако её нельзя отождествлять с предложением. Фраза – это фонетическая единица, а предложение – грамматическая, они относятся к разным уровням языка.

Фразы могут и не совпадать с предложениями. Например:  Было ветрено, сыро и скверно.// Дверь в сад была открыта,// на почерневшем от мокроты полу террасы высыхали лужи ночного дождя// (Л.Толстой). В приведённом тексте два предложения и три фразы

  • Фразы могут и не совпадать с предложениями. Например:  Было ветрено, сыро и скверно.// Дверь в сад была открыта,// на почерневшем от мокроты полу террасы высыхали лужи ночного дождя// (Л.Толстой). В приведённом тексте два предложения и три фразы

Фразы в свою очередь могут члениться на  речевые такты. Речевые такты  – более или менее законченные по смыслу части предложения. Например:  Было ветрено,/ сыро/ и скверно  - фраза состоит из трёх тактов (границы между тактами обозначаются одной вертикальной чертой).

  • Фразы в свою очередь могут члениться на  речевые такты. Речевые такты  – более или менее законченные по смыслу части предложения. Например:  Было ветрено,/ сыро/ и скверно  – фраза состоит из трёх тактов (границы между тактами обозначаются одной вертикальной чертой).

Однако следует иметь в виду, что деление это условно, так как в зависимости от темпа речи и желания говорящего выделить ту или иную часть высказывания членение предложения на речевые такты может иметь варианты.

  • Однако следует иметь в виду, что деление это условно, так как в зависимости от темпа речи и желания говорящего выделить ту или иную часть высказывания членение предложения на речевые такты может иметь варианты.

Так, возможны варианты членения фразы на речевые такты; ср.: На другой день весть о пожаре/ разнеслась по всему околотку  (А. Пушкин). –  На другой день/ весть о пожаре/ разнеслась по всему околотку. – На другой день/ весть о пожаре/ разнеслась/ по всему околотку.  В некоторых случаях варианты членения фразы на речевые такты отражают разное значение . Например, ср.:  Надо учиться,/ работать/ и отдыхать. – Надо учиться работать/ и отдыхать.

Так, возможны варианты членения фразы на речевые такты; ср.: На другой день весть о пожаре/ разнеслась по всему околотку  (А. Пушкин). –  На другой день/ весть о пожаре/ разнеслась по всему околотку. – На другой день/ весть о пожаре/ разнеслась/ по всему околотку.  В некоторых случаях варианты членения фразы на речевые такты отражают разное значение . Например, ср.:  Надо учиться,/ работать/ и отдыхать. – Надо учиться работать/ и отдыхать.

Речевой такт может состоять из одного или нескольких фонетических слов . Фонетическое слово   – это отрезок звучащей речи, объединённый одним словесным ударением. Фонетическое слово может состоять из одного или более слов, объединённых одним ударением.

  • Речевой такт может состоять из одного или нескольких фонетических слов . Фонетическое слово   – это отрезок звучащей речи, объединённый одним словесным ударением. Фонетическое слово может состоять из одного или более слов, объединённых одним ударением.

Например, во фразе  В ту же ночь/ широкая лодка/ отчалила от гостиницы… (И. Тургенев) три речевых такта, в каждом из которых по два фонетических слова (сочетания слов  в ту же, от гостиницы  образуют одно фонетическое слово).

  • Например, во фразе  В ту же ночь/ широкая лодка/ отчалила от гостиницы… (И. Тургенев) три речевых такта, в каждом из которых по два фонетических слова (сочетания слов  в ту же, от гостиницы  образуют одно фонетическое слово).

В фонетических словах, состоящих из двух и более слов, безударные слова могут стоять впереди или после ударного слова. Например, в фонетическом слове  от гостиницы   безударный предлог стоит впереди слова с ударением (проклитика), а в фонетическом слове  хотел бы безударное слово стоит после ударного (энклитика).

  • В фонетических словах, состоящих из двух и более слов, безударные слова могут стоять впереди или после ударного слова.
  • Например, в фонетическом слове  от гостиницы   безударный предлог стоит впереди слова с ударением (проклитика), а в фонетическом слове  хотел бы безударное слово стоит после ударного (энклитика).

Фонетическое слово делится на  слоги , а слоги – на  звуки . Разные линейные отрезки речевого потока называются сегментными единицами. Звук   – это наименьшая сегментная единица.  Каждая следующая по величине сегментная единица состоит из более мелких: слог– из звуков, фонетическое слово – из слогов, речевой такт – из слов,  фраза – из тактов.

  • Фонетическое слово делится на  слоги , а слоги – на  звуки . Разные линейные отрезки речевого потока называются сегментными единицами. Звук   – это наименьшая сегментная единица.
  • Каждая следующая по величине сегментная единица состоит из более мелких:
  • слог– из звуков, фонетическое слово – из слогов, речевой такт – из слов,
  • фраза – из тактов.

Взаимодействуют между собой не только звуки внутри и на стыке слов, но и сами слова между собой. Только с точки зрения фонетики слово — не то же самое, что с точки зрения орфографии и графики. Рассказываем, почему в устной речи предлоги, союзы и некоторые частицы могут быть не в счёт, а «юго-запад» не так прост, как кажется.

Фонетическое слово — это не отрезок текста от пробела до пробела, а группа слогов, объединённых одним ударением. Поэтому границы фонетического и привычного нам графического слов могут не совпадать.

На письме последовательность звуков иногда воспринимается как одно, но с точки зрения фонетики содержит два слова. И наоборот: два-три орфографических слова нередко составляют одно фонетическое.

В первом случае речь идёт о сложных словах, составные части которых могут иметь собственные — побочные — ударения помимо главного. Гласные внутри этих частей редуцируются как у самостоятельных слов. Например, слово «юго-запад» может быть произнесено как [j’у̀гъ͜ за́път], с ударением на первом (побочное) и третьем (главное) слогах. Тогда одно графическое слово «юго-запад» будет содержать два фонетических: [j’у̀гъ] и [за́път]. В противном случае [ъ] оказывается в первом предударном слоге, а это невозможно. Побочное ударение на гласном [у] фонетически выражается менее ярко, а в остальном по функциям не отличается от главного.

Слово «юго-запад» можно произнести и как [j’угᴧза́път] — с одним ударением, на третьем слоге. Тогда границы графического и фонетического слов совпадут, а в первом предударном будет звучать «а закрытое».

Более актуальный пример — слово «коронавирус». Чтобы произносить его правильно, нужно выделять в нём два фонетических слова: [кᴧро̀нъ͜ ви́рус] — по аналогии с «ротавирус»: [ро̀тъ͜ ви́рус]. Но встречается и произношение [кърънᴧви́рус] — без побочного ударения. Оно неверно, как отметил главный редактор портала Грамота.ру Владимир Пахомов в одном из выпусков подкаста «Медузы» «Розенталь и Гильденстерн» («Медуза» признана иностранным агентом на территории РФ; подкаст с 24 мая выходит в студии «Техника речи». — Прим. «Изборника»).

Одно фонетическое слово может складываться из нескольких орфографических. В этом случае фонетическое слово — это слово знаменательной части речи (существительное, прилагательное, глагол, числительное, местоимение или наречие) вместе с примыкающими к нему безударными служебными словами (предлогами, союзами) и частицами.

Безударные слова, которые примыкают к другим и составляют с ними одно фонетическое слово, называются клитиками.

1) проклитики — безударные слова, стоящие впереди ударного: как правило, это предлоги, союзы, некоторые частицы;

2) энклитики — безударные слова, стоящие после ударного: например, односложные частицы -ка, ли, же.

Взаимодействуют между собой не только звуки внутри и на стыке слов, но и сами слова между собой. Только с точки зрения фонетики слово — не то же самое, что с точки зрения орфографии и графики. Рассказываем, почему в устной речи предлоги, союзы и некоторые частицы могут быть не в счёт, а «юго-запад» не так прост, как кажется.

Фонетическое слово — это не отрезок текста от пробела до пробела, а группа слогов, объединённых одним ударением. Поэтому границы фонетического и привычного нам графического слов могут не совпадать.

На письме последовательность звуков иногда воспринимается как одно, но с точки зрения фонетики содержит два слова. И наоборот: два-три орфографических слова нередко составляют одно фонетическое.

В первом случае речь идёт о сложных словах, составные части которых могут иметь собственные — побочные — ударения помимо главного. Гласные внутри этих частей редуцируются как у самостоятельных слов. Например, слово «юго-запад» может быть произнесено как [j’у̀гъ͜ за́път], с ударением на первом (побочное) и третьем (главное) слогах. Тогда одно графическое слово «юго-запад» будет содержать два фонетических: [j’у̀гъ] и [за́път]. В противном случае [ъ] оказывается в первом предударном слоге, а это невозможно. Побочное ударение на гласном [у] фонетически выражается менее ярко, а в остальном по функциям не отличается от главного.

Слово «юго-запад» можно произнести и как [j’угᴧза́път] — с одним ударением, на третьем слоге. Тогда границы графического и фонетического слов совпадут, а в первом предударном будет звучать «а закрытое».

Более актуальный пример — слово «коронавирус». Чтобы произносить его правильно, нужно выделять в нём два фонетических слова: [кᴧро̀нъ͜ ви́рус] — по аналогии с «ротавирус»: [ро̀тъ͜ ви́рус]. Но встречается и произношение [кърънᴧви́рус] — без побочного ударения. Оно неверно, как отметил главный редактор портала Грамота.ру Владимир Пахомов в одном из выпусков подкаста «Медузы» «Розенталь и Гильденстерн» («Медуза» признана иностранным агентом на территории РФ; подкаст с 24 мая выходит в студии «Техника речи». — Прим. «Изборника»).

Одно фонетическое слово может складываться из нескольких орфографических. В этом случае фонетическое слово — это слово знаменательной части речи (существительное, прилагательное, глагол, числительное, местоимение или наречие) вместе с примыкающими к нему безударными служебными словами (предлогами, союзами) и частицами.

Безударные слова, которые примыкают к другим и составляют с ними одно фонетическое слово, называются клитиками.

1) проклитики — безударные слова, стоящие впереди ударного: как правило, это предлоги, союзы, некоторые частицы;

2) энклитики — безударные слова, стоящие после ударного: например, односложные частицы -ка, ли, же.

Фонетическое слово

  • Фонети́ческое сло́во, или ритми́ческая гру́ппа:27 — самостоятельное слово вместе с примыкающими к нему служебными словами, не имеющими собственного ударения, иначе говоря клитиками, для которых самостоятельное слово выступает опорным. Характеризуется наличием единственного словесного ударения:28, которое может падать как на самостоятельное, так и на служебное слово (в последнем случае говорят, что лишённое ударения самостоятельное слово является энклиноменом): рус. на горе́ — на́ гору.

    С точки зрения фонетики фонетическое слово представляет собой группу слогов, объединённую одним ударением. Ударный слог объединяет слоги в рамках слова за счёт того, что характеристики гласных безударных слогов (качество, интенсивность, длительность) зависят от их положения по отношению к ударному слогу. Внутри фонетического слова действуют те же фонетические закономерности: ассимиляция, диссимиляция, — что и внутри любого слова.

    В соответствии с определением, фонетическое слово может не совпадать с орфографическим словом или словом как единицей в словаре.

Источник: Википедия

Связанные понятия

Граммати́ческая фо́рма — языковой знак, в котором тем или иным грамматическим способом (иначе говоря, регулярно, стандартно) выражается грамматическое значение. В различных языках средствами выражения грамматических значений могут быть нулевые и ненулевые аффиксы, непозиционные чередования фонем (внутренние флексии), характер ударения, редупликация, служебные слова, порядок слов, интонация. В изолирующих и близких к ним языках основным способом…

Чередова́ние, альтерна́ция (лат. alterno — чередую) — парадигматическое отношение между единицами одного уровня языка, состоящее в их способности заменять друг друга на одном и том же месте в структуре единицы более высокого уровня в определённых синтагматических или парадигматических условиях.

Минима́льная па́ра — два слова, словоформы или морфемы данного языка, различающиеся только одной фонемой в одной и той же позиции (иначе называются квазиомо́нимами:107). В частном случае различия фонем может состоять в несовпадении значений всего одного дифференциального признака: ср. рус. том — дом (согласные различаются как глухой и звонкий), быт — быть (согласные различаются как твёрдый и мягкий), кот — тот (согласные различаются местом образования).

Кли́тика — слово (например, местоимение или частица), грамматически самостоятельное, но фонологически зависимое. Клитиками по определению являются, в частности, все слова, не составляющие слога (например, предлоги в, к, с). Клитики могут присоединяться к ударной словоформе какой-то одной части речи (например, романские местоимённые формы в косвенных падежах — только к глаголу) либо к словоформам любой части речи (таковы русские частицы же, ли); последние называются транскатегориальными.

Фиксированное ударение — лингвистический термин, обозначающий закреплённость ударения за определёнными слогами и ограничения в его передвижении.

Упоминания в литературе

Последнее замечание представляется спорным: как произнести линейный отрезок звукового ряда «отдельно» от суперсегментной единицы, например слово отдельно от ударения? Очевидно, автор хотел подчеркнуть зависимый характер суперсегментной единицы, ее вторичность по отношению к сегментным единицам. Между тем думается, что в рамках фонетики практически невозможно решить вопрос о приоритете ударения или слова, поскольку само слово с позиций этой науки является словом фонетическим, то есть тактом, который по природе суперсегментен, и в этом смысле оказывается понятием, синонимичным ударению.

Связанные понятия (продолжение)

Словофо́рма (также фо́рма сло́ва) — слово в узком смысле, то есть обладающая признаками слова цепочка фонем, формально отличающаяся от другой.

Оппозиция в лингвистике — одно из понятий структурализма: существенное для смыслоразличения различие между единицами плана выражения (например, звуковое противопоставление, которое может дифференцировать значения двух слов). Такому различию соответствует различие единиц плана содержания.

Веляриза́ция (лат. velum «завеса») — дополнительная артикуляция (точнее, сложная одновременная консонантная артикуляция), при которой задняя часть спинки языка приближается к мягкому нёбу. Иначе говоря, на артикуляцию согласного накладывается дополнительная -образная язычная артикуляция. Звук, артикулируемый с веляризацией, называется веляризованным. Для заднеязычных согласных эта артикуляция является основной, откуда их другое название — велярные.

Стяже́ние (контракция) — слияние двух смежных гласных в один гласный или в дифтонг. Стяжение, как и другие фонетические изменения (диссимиляция, лениция и т. д.), бывает чисто фонетическим (беглое произношение, языковой закон), но может носить морфонологический характер, то есть становится частью морфологии языка. В русском языке формы глаголов приду и приму возникли путём стяжения гласных: при-иду > приду, при-иму > приму; в костромских говорах возникли стяжённые формы глаголов вследствие выпадения…

Синта́гма (др.-греч. σύνταγμα, букв. «сопорядок», от σύν «с» и τάγμα «порядок») — совокупность нескольких слов, объединённых по принципу семантико-грамматически-фонетической сочетаемости, единица синтагматики. Объём конкретной синтагмы определяется не только реальным употреблением слов в связке, но и самой сочетаемостью — возможностью объединения предметов, признаков и процессов окружающей действительности.

Твёрдые согла́сные (также непалатализованные согласные, несмягчённые согласные; англ. hard (non-palatalized) consonant, фр. consonne dure, нем. harter Konsonant) — согласные, отличающиеся от мягких (палатализованных) более низким тембром вследствие отсутствия дополнительной артикуляции, вызывающей палатализацию.

Паради́гма (от греч. παράδειγμα, «пример, модель, образец») — словоизменительная парадигма — в лингвистике список словоформ, принадлежащих одной лексеме и имеющих разные грамматические значения. Обычно представлена в виде таблицы. Фердинанд де Соссюр использовал этот термин для обозначения класса элементов, имеющих схожие свойства.

Морфе́ма — наименьшая единица языка, имеющая некоторый смысл (по определению, данному американским лингвистом Леонардом Блумфилдом в 1933 году). Термин введён И. А. Бодуэном де Куртене. Деление морфем на части приводит только к выделению незначимых элементов — фонем.

Оглушение — в языкознании фонетический процесс, при котором согласные звонкие звуки в определённых позициях переходят в соответствующие по парности глухие звуки. Согласные образуют пары по глухости/звонкости.

Эпенте́за (др.-греч. ἡ ἐπένθεσις, вставка) — фонетическое явление, добавление одного или более звуков в слово; согласного (лат. excrescentium, нарост) или гласного (т. н. анаптиксис, др.-греч. ἡ ἀνάπτυξις, вставка).

Позиция в лингвистике — окружение единицы того или иного уровня языка, её положение относительно других единиц…

Энкли́тика (от др.-греч. ἐγκλιτικός из др.-греч. ἐγκλίνω — «склоняюсь») — разновидность клитики: безударное слово, стоящее после опорного и примыкающее к этому слову в отношении просодии.

Шумные согла́сные (также обструэнты) образуются в результате препятствия воздушному потоку, вызывающего повышенное давление воздуха в голосовом тракте. В фонетике, артикуляция делится на два больших класса шумных и сонорных.

Акце́нтная паради́гма (схе́ма ударе́ния) — парадигма ударения, характеризующая тот или иной класс слов языка. В акцентную парадигму сводятся акцентные кривые — схемы распределения ударения по словоформам лексем, составляющих данный класс; акцентные кривые также могут называться схемами ударения:176. Акцентной парадигмой иногда называется и соотношение акцентных кривых производящих и производных слов.

По́стфикс (лат. postfixum — «прикрепленное после», термин был предложен Иваном Бодуэном де Куртенэ) — лингвистический термин, обозначающий аффикс, располагающийся в слове после корня.

Полугла́сный — в фонетике: звук, близкий к гласному по фонетическим свойствам, но не образующий слога. Чаще всего полугласными являются губные или среднеязычные щелевые сонорные согласные (, , ). Так, в рус. май в абсолютном конце слова среднеязычный сонорный реализуется как полугласный.

Подробнее: Полугласные согласные

Лениция (от новолат. lenitio «ослабление», также мягкая мутация) в лингвистической фонетике — ослабление трения или мутация согласных звуков, находящихся в интервокальной позиции, то есть между двумя гласными. Отмечается во многих языках мира. Лениция, как и диссимиляция, может быть чисто фонетической, т.е происходить в быстром потоке речи, как например в русской частице ся < себя. Но в некоторых языках (например, кельтских) может носить ярко выраженный морфонологический характер.

Смы́чные согласные, также окклюзивы (от лат. occlusio «сокрытие») — согласные звуки, при артикуляции которых органы речи находятся в таком положении, что поток воздуха из легких полностью блокируется с помощью смычки, создаваемой в полости рта или в гортани.

Плавные согласные (лат. liquidae ) — сонорные звуки типа или в функции наиболее звучной части слога.

Грамматическое значение — значение, выражаемое словоизменительной морфемой (грамматическим показателем).

В фонетике и фонологии соно́рные согла́сные — это звуки, производимые без участия турбулентного потока воздуха в голосовом тракте (такие как и ). Также к сонорным относят аппроксиманты, носовые согласные, одноударные и дрожащие. По степени звучности, все звуки, находящиеся выше фрикативных, являются сонорными, из-за чего они способны образовывать вершину слога в тех языках, которые различают звучность такого уровня.

Сибилянты (свистящие) — согласные звуки, при произношении которых поток воздуха стремительно проходит между зубами. Примерами слов, начинающихся с сибилянтов, являются: «сок», «зверь», «щит», «час». В МФА для обозначения сибилянтов используются знаки . Звуки — аффрикаты.

Грамме́ма (англ. grammeme) — грамматическое значение, понимаемое как один из элементов грамматической категории; различные граммемы одной категории исключают друг друга и не могут быть выражены вместе. Так, в русском языке единственное и множественное число — граммемы категории числа; обязательно должно быть выражено то или другое значение, но не одновременно оба. Также граммемой может называться грамматический показатель — план выражения грамматического значения (в этом же значении употребляется…

Диссимиля́ция (от от лат. dis- — приставка, означающая разделение, отрицание («раз/рас») и similis «подобный», то есть «расподобление», «расхождение») — в фонетике и фонологии под диссимиляцией понимают процесс обратный ассимиляции, то есть два или более одинаковых или близких по типу звука расходятся в произношении всё дальше. В целом, диссимиляция выражается в замене одного из двух одинаковых или похожих (по месту образования) звуков другим, менее сходным по артикуляции с тем, который остался без…

Ударе́ние — выделение каким-либо акустическим средством одного из компонентов речи…

Редуплика́ция (позднелат. reduplicatio — удвоение) — фономорфологическое явление, состоящее в удвоении какого-либо слога, основы (полностью или частично) или всего слова.

Заднеязычные согласные (также задненёбные, мягконёбные, веля́рные ) — согласные, образуемые поднятием задней части спинки языка к заднему (мягкому) нёбу или к задней части твёрдого нёба.

Редукция (лат. reducire сокращать) — лингвистический термин, обозначающий ощущаемое человеческим ухом изменение звуковых характеристик речевых элементов, вызванное их безударным положением по отношению к другим — ударным элементам. В языкознании наибольшее внимание исследователей обычно приковано к описанию процесса редукции гласных, так как именно гласные являются основным слогообразующим элементом, хотя и не единственным. Редукция согласных — оглушение — также очень распространена в ряде языков…

Фу́зия (лат. fusio «слияние») — способ соединения морфем, при котором фонетические изменения (чередования) на стыке морфем делают неочевидным место морфемной границы.

Аффикса́ция — способ образования слов с помощью аффиксов, т.е. присоединение аффиксов к корню или основе слова.

Сочета́емость — свойство языковых единиц сочетаться в речи при образовании единиц более высокого уровня, отражающее синтагматические отношения между ними. Сочетаемость является одним из фундаментальных свойств единиц языка.

Глоттализа́ция обозначает форму артикуляции, при которой звуки образуются одновременным сужением или закрытием голосовой щели.

Морфоноло́гия (гаплология от «морфофонология», от «морфология» + «фонология»; также фономорфоло́гия) — раздел языкознания, изучающий закономерности фонемного строения и состава, варьирования морфем того или иного языка, акцентированно на тех из них, которые не выводимы полностью из особенностей фонологии языка в общем (совокупность явлений морфонологической природы, присущих данному языку). Во многих работах, написанных на английском языке (а иногда — и по-русски), морфонология называется морфофонемикой…

Словоизмене́ние — образование словоформ той же лексемы, имеющих разные грамматические значения.

Зубные, или дентальные согласные (лат. dens — зуб) согласные, образуемые между языком и верхним рядом зубов, например: /t/, /d/, /n/. Зубные согласные не следует путать с альвеолярными и постальвеолярными, которые образуются между языком и нёбом.

Гласные верхнего подъёма — разновидность гласных звуков, присутствующая в большинстве языков мира. Основная характеристика гласных подъема — положение языка, максимально приближенное к верхнему нёбу, однако без создания шумового фона, характеризуемого, как согласный звук.

Палатальные согласные (среднеязычные, средненёбные, твердонёбные) — согласные, образуемые между средней частью спинки языка и твёрдым нёбом (palatum).

Гласный среднего подъёма является гласным звуком, использующимся в некоторых языках. Характеризуется средним положением языка между гласными нижнего и верхнего подъёма.

Монофтонг, монофтонга, от (др.-греч. μόνος — один и φθόγγος — звук) — гласный звук, не распадающийся на два элемента. Противоположности: дифтонг, трифтонг. Во время произношения звука монофтонга артикуляция речевого аппарата стабильна и неизменна весь период звучания.

Боковы́е (или латера́льные, от лат. laterālis, «боковой») согласные — это звуки, образуемые проходом воздуха по бокам (или с одного бока) смычки кончика языка с зубами или альвеолами, а также средней части языка с твёрдым нёбом. При их образовании происходит сужение прохода вдоль мускулов языка, обычно не вызывающее дополнительных шумов.

Подробнее: Боковые согласные

Зво́нкий лабиовеля́рный аппроксима́нт — тип ртового центрального согласного звука, встречающийся в ряде языков мира. Данный звук является коартикулированным: при его произнесении язык приближается к мягкому нёбу, а губы принимают округлую форму, делая звук лабиализованным. Таким образом, этот звук является лабиализованным велярным аппроксимантом () и полугласным, соответствующим огубленному гласному заднего ряда верхнего подъёма .

Слог — это минимальная фонетико-фонологическая единица, характеризующаяся наибольшей акустико-артикуляционной слитностью своих компонентов, то есть входящих в него звуков. Слог не имеет связи с формированием и выражением смысловых отношений. Это чисто произносительная единица. В слоге группируются звуки разной степени звучности, наиболее звучные — слогообразующие, остальные — неслоговые.

Речевой звук — звук, образуемый произносительным аппаратом человека с целью языкового общения (к произносительному аппарату относятся: гортань, глотка, ротовая полость с языком, лёгкие, носовая полость, губы, зубы).

Гласные заднего ряда — гласные, образующиеся в задней части гортани. В русском языке это гласные о (в двух вариантах произношений — как и , то есть, соответственно, как о в слове мост и мосты) и у.

Абла́ут, абля́ут (нем. Ablaut, именуемый также апофони́я) — чередования гласных в составе одной морфемы, гласные часто выступают в виде внутренней флексии. Пример: собирать — соберу — сбор — соб-рать. Термин «аблаут» был введён немецким филологом Якобом Гриммом при описании грамматических систем индоевропейских и, в частности, германских языков.

Добавить комментарий