Как найти форму глагола для 4 класса

Если вам нужно определить форму глагола, то читайте статью. В ней описаны правила и примеры всех видов и типов этой части речи.

Содержание

  • Что такое глагол в русском языке?
  • Какие бывают формы глагола в русском языке — 3, 4, 5, 6 класс: что это такое, как определить, какой формы глагол?
  • Определенная и неопределенная формы глагола в русском языке: как определить окончание глагола неопределенной формы?
  • Видео: Уроки русского. Неопределенная форма глагола
  • Как правильно определить начальную форму глагола: как определить окончание глагола начальной формы?
  • Видео: Урок русского языка — «Начальная (неопределенная) форма глагола»
  • Как правильно определить время, временную форму глагола?
  • Как определить спряжение глагола: как определить в неопределенной форме?
  • Видео: Спряжение глаголов. Что такое спряжение глаголов в русском языке? Для чего нужно спряжение глаголов?
  • Как определить форму числа глаголов?
  • Как правильно определить форму лица глагола в русском языке?
  • Неправильная форма глагола: как определить в русском языке?
  • Переходная и непереходная форма глагола: как определить переходность глагола?
  • Как определить лицо русского глагола в неопределенной форме?
  • Возвратная и невозвратная форма глагола: что это такое, как определить возвратность в русском языке?
  • Видео: Уроки русского. Возвратная форма глагола
  • Глаголы совершенного и несовершенного вида: как определить?
  • Какие бывают наклонения глаголов?
  • Глагол: какие существуют основные залоги?
  • Как определить третью форму глагола в английском языке?            
  • Видео: Все 5 форм английского глагола простым языком — таблица правильных и неправильных глаголов
  • Видео: Как определить форму глагола? Русский язык 3 класс

Еще в начальной школе дети начинают учить глаголы. Продолжается эта тема по русскому языку на протяжении всей учебы в школе.

Прочитайте на нашем сайте статью о том, что означает «ТЬ» в глаголах — окончание или суффикс. Вы найдете в ней все правила и примеры для лучшего запоминания материала.

Глаголы нужны, чтобы правильно строить предложения. Какие бывают формы глаголов? Что это такое? Ответы на эти и другие вопросы ищите в данной статье. Читайте далее.

Что такое глагол в русском языке?

Глаголы в русском языке

Глаголы в русском языке

Глаголом в русском языке называется самостоятельная часть речи, которая указывает на действие. Как правило, подразумевается такой смысл: «что делать?», «что сделать?». Существуют такие виды глагольной части речи, как переходной и непереходной, возвратный и невозвратный. В репликах и письменных фразах им отводиться роль сказуемого: «Аня купила», «Витя пошел», «Женя выронила».

Глаголы изменяемые по конкретным компонентам: временам, лицам, числам. Что примечательно, у видоизменения относительно лиц имеется и слово-синоним «спряжение».

Время глаголов

Время глаголов

Временные отличия:

  • Событие, которое совершается в данный момент – скачет
  • То, что уже имело место – скакал
  • Направление будущего – поскачет, будет скакать

Глагол изменяется по числам и лицам

Глагол изменяется по числам и лицам

Разнообразие лиц и чисел:

  • Первое лицо – я скачу
  • Второе – ты скачешь
  • Третье – онона скачет
  • Единственное число – я скачу
  • Множественное – мы скачем

Также в русск. языке глагольная часть речи может иметь формы вида, рода, залога и наклонения. Залог может быть средневозвратным, действительным, страдательным. От глаголов можно образовывать причастия и деепричастия.

Глаголы переходного типа подразумевают то непременное действие, что распространяется на предмет в любом случае и при любых условиях извне. Они сочетаются с существительными, местоимениями. Но должен быть винительный падеж: выругал мальчика, зарегистрировал на себя дом, поприветствовал тещу.

Что же касается отдельных случаев, могут предполагаться существительные и местоимения в родительном падеже: посадил немного картошки, продал 2 литра кваса, притащил хризантем, порезал колбасы.

Непереходными называются остальные компоненты, отвечающие на данный вопрос и имеющие схожие задачи, которые фиксируют передвижение кого-либо или функционирование физического тела в пространстве. Это глаголы: «бегать», «шагать», «возлегать» и т.д.

Глаголы бывают совершенными и несовершенными. Вторые обозначают то следствие активности индивида, что еще не завершено: «Мне нужно идти выбрасывать мусор», а первые говорят, что должно быть сделано, ограничивая личность рамками: «Этот портрет нужно нарисовать до пятницы».

Однако существуют и глаголы, которые ограничиваются одним видом: «принадлежать», «очутиться». А вот глаголы, к примеру, «обещать», «атаковать» вовсе не имеют никаких форм.

Глаголы возвратного вида легко «вычислить» по суффиксам -ся или –сь: злиться, ругаться, всполошиться. Некоторые из них зависимы от суффикса в своем составе: гордиться, надеяться, а некоторые допустимы без него: плакаться, умываться.

Невозвратные глаголы – это те, у которых нет суффикса –ся. Нередко встречаются и безличные глаголы: не спится, стемнело, похолодало и т.д. Подробнее о видах и формах глагола описано ниже по тексту. Читайте далее.

Какие бывают формы глагола в русском языке — 3, 4, 5, 6 класс: что это такое, как определить, какой формы глагол?

Глагол в русском языке

Глагол в русском языке

Теперь давайте изучим формы глагола. Многие дети не могут понять, что это значит. Какие бывают формы глагола в русском языке? Что это такое, как определить какой формы глагол? В 3, 4, 5, 6 классе учителя объясняют детям, что под «формой глагола» подразумеваются уже известные нам определения:

  • Число
  • Лицо
  • Время

Подробнее:

  • Число способно быть единств. и множеств.: «я репетирую — мы репетируем», «я пою – они поют», «я играл – они играли».
  • Лицо — оно может быть первым, вторым, третьим: «я вижу – ты видишь – она видит», «я сказал – ты сказал — он сказал». 
  • Время подразделяется на следующие категории: настоящее — сейчас, сегодня, прошедшее — было когда-то, не важно когда, будущее — когда-то произойдет, может иметь место»: «Я говорю — он сказал – она скажет» и т.д.

Как «вычислить» верную форму? Все дело в том, что это сочетание – лицо + время + число. Ответ должен строиться по конкретной схеме. Глагол 1 лица – «я, ты», второго – «ты, вы», третьего – «он, она, оно, они».

Какое предполагается время, определить просто. Активность творится сейчас — настоящее время:

  • Я леплю скульптуру
  • Я готовлюсь к экзамену
  • Я репетирую песню перед концертом

Если глагол прошедшего времени, то действие уже произошло:

  • Вчера я почти не репетировал, поэтому и выступил не так хорошо, как хотелось бы.
  • Вчера я не прочитал «Отцы и Дети», поэтому получил двойку за сочинение.
  • В пятницу я рисовал стенгазету, поэтому у меня не было возможности подготовиться к контрольной по алгебре.

А вот в глаголах будущего времени, действие произойдет потом (через час, год и так далее):

  • Я обязательно исправлю свою двойку, завтра я выучу весь материал.
  • Сегодня я не готов, но завтра обязательно подготовлюсь.

Многие языковеды добавляют еще неопред. форму. Надо запомнить окончания: -ть, -ти или –чьПроверочные фразы: Что делать?зубрить; Что сделать — вызубрить, подготовить, проанализировать, обжечь, сжечь, обрести, потрясти.

Определенная и неопределенная формы глагола в русском языке: как определить окончание глагола неопределенной формы?

Определенная и неопределенная формы глагола в русском языке

Определенная и неопределенная формы глагола в русском языке

Неопределенная форма глагола называется инфинитивом. Она отвечает на вопросы: «что делать?», «что сделать?». Примеры: работать, сказать, думать, говорить, уехать. По сути, это форма, которая не имеет лица, рода и времени: «выздороветь», «отказаться», «двигаться». Чисел и родов у этой формы нет. Пример: что делать? – работать, придумать.

Определенная форма глагола в русском языке всегда играет роль сказуемого. Данный глагол всегда может быть в изъявительном, сослагательном, повелительном наклонении.

Первое показывает текущее состояние. Касательно повелительного наклонения, значит, манипуляции являются желаемыми, а вот сослагательное наклонение предполагает нереальное действие.

Пример:

  1. Если я был бы миллионером, я бы не стоял здесь за прилавкомсослагательное наклонение.
  2. Да будь ты уже мужчиной, в конце концов!повелительное наклонение.
  3. Я – адвокат. Эта профессия до сих пор является популярнойизъявительное наклонение.

Как определить окончание глагола неопределенной формы? Стоит отметить следующее:

  • Глагол неопред. формы можно узнать по суффиксам -ть или -ти.
  • У возвратных глаголов прибавляется постфикс -ся или -сь.

Допустим: представить не можете, вышел подышать свежим воздухом, было бы с кем поработать и пр.

Видео: Уроки русского. Неопределенная форма глагола

Как правильно определить начальную форму глагола: как определить окончание глагола начальной формы?

Начальная форма глагола

Начальная форма глагола

У глагола есть начальная форма. Как определить ее и окончание глагола начальной формы? Ответ:

  • Начальной является неопределенная форма глагола, то есть инфинитив.
  • Последний указывает на какие-то манипуляции либо состояние: «видеть», «слышать», но не значит время действа либо количества субъектов, которые там присутствуют. Причем, не важно, кем они приходятся.

Глагол может изменяться по лицам, числам, времени и наклонениям. У начальной формы невозможно определить род, время, лицо, число, прочие факторы:

  • Что делает? — играет
  • Что делать? — читать, писать
  • Что делаешь? — учишь
  • Что сделаю? — соберусь
  • Что сделать? — собраться, отправиться
  • Что сделаем? — отправимся

Начальную форму легко найти по окончаниям -ть, -ти, например: нести, ползти, обогнать и пр.

Видео: Урок русского языка — «Начальная (неопределенная) форма глагола»

Как правильно определить время, временную форму глагола?

Определение времени, временной формы глагола

Определение времени, временной формы глагола

Перемены состояния глагольной части речи по временному признаку – основная составляющая грамматики. Как определить временную форму глагола? Основой можно назвать противопоставление одного отрезка другому. Допустим: он ходил, он смеялся, я буду изучать, изучу, она верит, будет верить и т.д. Подробнее:

  •  Прошедшее время глагола говорит о том, что происходило когда-то раньше: «Вчера вечером мы нашли раненого солдата, но было уже поздно», «Паша работал над курсовой весь год».
  • Настоящее время указывает на то, что происходит сейчас: «Я пишу сценарий, поэтому пока не звони мне», «Журнал выходит по средам».
  • Будущее время выражает те события, которые еще только грядут: «На следующей неделе я не буду на соревнованиях, потому, что уезжаю к бабушке в Ярославль».

Написать правильно очень просто. Ведь время контролируемо при помощи ряда суффиксов. Также присутствует изменение по числам, лицам в ряде времен.

Жизнедеятельность человека тесно связана со временем: «вчера вечером я навестил своего соседа», «сегодня утром мы провели семейный совет», «завтра я поеду к бабушке, чтобы помочь ей с прополкой огорода». Соответственно, именно время – тот фактор, на который ориентируются в нашем родном языке. Однако в грамматике — это переменный фактор, который характерен в большей степени для изъявительного наклонения.  Даже если глагольные формы изменяются по временам, они сохраняют первичные признаки. К примеру:

  • Говорим о настоящем: что делаешь? – я сочиняю
  • Если это уже было: что сделал? – я сочинил
  • Мечтаем о том, что свершится: что сделаешь? – я сочиню, я намерен весь вечер сочинять

Глаголы из подраздела «совершенные» употребляют, когда говорят о тех событиях, которые произошли до текущего момента:

  • Джек построил прекрасный дом еще в прошлом месяце.
  • Когда Анна поступила в университет, она приобрела прекрасного друга в лице Николая.

Что же касается глагола несовершенного вида, он употребляется тогда, когда результат не важен:

  • Юля и Тимур сажали картошку.
  • Антон и Вика учили уроки.

В данном случае имеется только прошедшее время. Но рассказчик не говорит, насколько успешно молодые люди справились с этим заданием. Указывается сам факт того, что они уделяли этому занятию время в прошлом.

В случае с настоящим временем, имеются ввиду манипуляции, которые выполняются здесь и сейчас:

  • Не мешай мне, я решаю задачу.
  • Ты не мог бы отойти, я сейчас провожу опыт.
  • Перезвони мне попозже, потому что в настоящий момент я делаю лабораторную работу.
  • Когда я иду из школы, я всегда звоню маме.
  • Юноши учатся в колледже, а потом поступают в политех.

Чтобы правильно составлять предложения, важно знать и про спряжение глаголов. Читайте далее.

Как определить спряжение глагола: как определить в неопределенной форме?

Спряжение глаголов

Спряжение глаголов

Спряжение глагола определяет суффикс инфинитива и возможность образования неопределенной формы глагольной части речи. Но в конкретных случаях рассматривается ударный фактор окончания слова. В случае с 1-м спряжением, имеются такие различия в окончаниях: -у (-ю), -ешь, -ет, -ем, -ете, -ут (-ют), а со вторым: -у (-ю), -ишь, -ит, -им, -ите, -ат (-ят).

Как можно заметить, в первом варианте превалирует буква «Е», а во втором – «И»: видеть – видим, видите, видят, спать – спите, спит, спят, горите – горят, горим и т.д.

Но если глагол идет с приставкой, то он относится к тому же спряжению, что и без нее. Допустим:

  • «Лететь» и «вылететь»
  • «стонать – застонать»
  • «кричать – закричать»
  • «полежать» — «лежать»

Что же касается постфикса «-ся», для спряжения он тоже не важен. Имеется и еще ряд факторов, которые стоит учитывать.

  • Бывают и компоненты речи с различной степенью спряжения.
  • Они имеют вариативные окончания. Это слова: «есть», «блестеть», «брезжить», «хотеть», «бежать», «дать»: бежать – бегу, ем, ешь, едите, едят, дать – дам, дашь, дадут и т.д.

Но некоторые источники грамматики говорят, что имеют место компоненты с переменным спряжением.

Неопределенная форма глагола в русском языке – это инфинитив. Спряжение №2: это все слова на -ить — «зрить», «стелить», а также на -еть — «прозреть», «обидеть», «видеть», «ненавидеть», «терпеть», «зависеть» и т.д. Стоит знать:

  • Когда окончание «-ать» — это указывает на первое спряжение, «-ить» — на второе.

Как еще определить? Важно непременное наличие настоящего события. Окончание будет безударным, когда спряжение можно определить по суффиксу инфинитива (неопределенной формы).

Видео: Спряжение глаголов. Что такое спряжение глаголов в русском языке? Для чего нужно спряжение глаголов?

Как определить форму числа глаголов?

Форма числа глаголов

Форма числа глаголов

В русском языке глаголы всегда видоизменяются по числам: я кладу, ты кладешь, он кладет, они кладут, мы несем, они несут, она несет. Подсказки всегда предоставляют аналогичные окончания. Если же имеется ввиду прошедшее событие наклонения изъявительного толка, то задаются такие вопросы, как: «что делал?», «что делали?», добавляется окончание –и:

  • Корабли плыли неспешно.
  • Вчера соседи сильно шумели.

В повелительном наклонении имеются только 2 доступных вариации: ед. число и множеств. второго лица:

  • Выполнять – выполняйте
  • Выполните, осуществите непременно

Стоит обратить внимание, что активно реализуется постфикс –те. Порой уместно нулевое окончание или –и:

  • Отрежь – отрежьте
  • Иди – идите

При взаимодействии с условным наклонением, показателем множеств. числа является окончание , в ед. числе — нулевое окончание, что подразумевает мужской род, -а, — в форме жен. рода и  — в форме средн. рода. К глаголу, который ориентирован на одну персону, зададим вопросы: что сделал (-а,-о) бы? Во множественном числе звучит вопрос так: что сделали бы?Презрели бы, восславили бы, поработили бы.

Как правильно определить форму лица глагола в русском языке?

Форма лица глаголов

Форма лица глаголов

Глагол не может быть безличностным. По сути, данный аспект выражает все действие. Как правильно определить форму лица глагола в русском языке? Лицо бывает:

  • Первым
  • Вторым
  • Третьим

Помимо этого глаголы различаются по виду, наклонению, переходности и т.д.

  • Форма 1 лица напоминает нам, что действие уже выполняется или будет исполняться самим индивидом вместе с другими участниками процесса. Используются местоимения «я» и «мы»: я строю – мы строим, я выдержу – мы выдержим, я защищаю – мы защищаем.
  • Форма 2-го лица — явление будет свершать кто-то. Соответственно, используются местоимения «ты», «вы»: ты польешь огород, вы пойдете в гости.

Предпочтительны личные окончания с буквой  «е» или «и». Дальнейшее функционирование зависит от соответствия глагола к какому-либо из утвержденных спряжений:

  • Ед. ч. -ешь (I спр.) -ишь (II спр.)
  • Мн. ч. -ете (I спр.), -ите (II спр.)

Что же касается описания процессов, которые еще не имели места, то добавляется «-ите»:

  • Я говорю — вы говорите
  • Я спешу – вы спешите
  • Я приведу – вы приведете

Предпочтительно и повелительное наклонение: сделай – сделайте.

  • Наличие 3-его лица формы глагола оповещает о том, что действие принадлежит тому, о ком идет речь. Вариации 3-го лица в различных числах соотносятся с местоимениями «он», «она», «оно», «они» и спрашивают: «что делает?», «что сделает?»: она сдает экзамен, он пилит бревно.

Подсказки для правильного выбора:

  • Нужно использовать проверочный вопрос.
  • Обозначить каким будет окончание.
  • Догадаться о наличии активности и течения событий путем соотнесения глагола с личным местоимением.
  • Подвести итоги.

Теперь вам будет просто определить форму лица глагола. Давайте научимся определять спряжение глагола. Читайте далее.

Неправильная форма глагола: как определить в русском языке?

Неправильная форма глагола

Неправильная форма глагола

Данные лингвистические компоненты заметны тем, что они имеют устоявшиеся причастные свойства, а также упоминания былых событий. Единого алгоритма образования нет. Все усваивается путем закрепления. Допустим: делать — сделал – сделанный.  Упорядочить данные связки нереально. Допустим, неправильная форма глагола «идти». Ударение ставится на последний слог. Вместо «-ть», которое ожидается, используется «-ти». Другими словами, это исключения.

Как еще определить в русском языке? Ответ:

  • Имеет место второе спряжение (кроме «брить» и «стелить»), могут использоваться производные от суффиксов.
  • Что же касается разноспрягаемых частей речи, имеются окончания обоих спряжений. Именно поэтому пишется не «хочут», а «хотят».
  • А вот глаголы «дать», «есть» имеют особую систему окончаний. Они не относятся ни к одному из существующих спряжений.

Существует еще такое понятие, как переходность глагола. Читайте далее.

Переходная и непереходная форма глагола: как определить переходность глагола?

Переходная и непереходная форма глагола

Переходная и непереходная форма глагола

Некоторые вариации русских глаголов распространенного вида подразумевают дополнение прямого вида. Глаголы бывают переходными и непереходными. О чем же здесь речь, что это за формы? Как определить переходность глагола?

  • Имеет место в предложениях прямое дополнение.
  • С его помощью глагол может взаимодействовать с существительными, не требуя предлога и т.д.
  • Также может обозначаться объект действия.

Пример:

  • Пойти на концерт
  • Есть доширак (прямое дополнение)
  • Расти как на дрожжах
  • Стоять под окном (непрямое дополнение)

Непереходные глаголы можно идентифицировать по значению и способам того, как можно ими оперировать.

Переходные глаголы подразумевают активность либо его влияние. Оно касается предметов и лиц. Аспект можно рассматривать как некий переход. Форма в данном случае беспредложная. Возможно существительное в винительном падеже.

Если есть отрицательная форма глагола, то падеж всегда родительный, как и тогда, когда речь идет о какой-то детали объекта: приглашать (кого?), испытывать (кого, что?) и т.д.

О чем еще говорят данные языковые условия?

  • Происхождение чего-либо: написать стихотворение, вырубить лес.
  • Восприятие каких-то аспектов: страдать от голода и холода, слышать скрипы и стоны, ощущать тепло.
  • Влияние на объект, которое в корне не меняет его: благодарить братьев, гладить собаку, приветствовать сослуживцев.
  • Отношение к человеку или любому живому и неживому существу: обожать кофе, ненавидеть соседа.

Имеются и те части речи, которые обозначают чьи-то поступки, однако действие не распространяется на прямой объект и в нем не нуждается. Такие глаголы не взаимодействуют с существительными в винительном падеже: возлегать на кушетке, обедать с сестрой, радоваться новому дню, преподавать в ВУЗе, удобно устроиться в микроавтобусе.

Нередко речь идет о лексическом сочетании, отображающем:

  • Состояние эмоций и психики, место расположении в пространстве и прочее: притулиться, хандрить, расстроиться.
  • Движение и существование: быть, казаться, являться.
  • Склонности и опыт: учительствовать, бедствовать, попрошайничать.

Признаки переходности глагола:

  1. Управляет существительными и местоимениями в падежах родительном и винительном без наличия предлога: исследовать машину, не принимать спиртное.
  2. Непереходным глаголам нужен предлог: «перескочить» из автобуса в такси, подраться из-за девушки.
  3. Возвратные глаголы почти всегда лишены переходного свойства: дом строится, люди влюбляются, ученики готовятся.

Далее еще больше правил и примеров.

Как определить лицо русского глагола в неопределенной форме?

Лицо русского глагола в неопределенной форме

Лицо русского глагола в неопределенной форме

 Неопределенная форма русского глагола отличается тем, что отвечает на вопросы: «что делать?», «что сделать?». Как определить лицо? Как правило, инфинитив может брать на себя обязательства любого члена предложения:

  • Курить – здоровью вредить (инфинитив в роли подлежащего).
  • Говорить с папой в таком состоянии нет никакого смысла.

Кроме этого:

  • Глагол в неопределенной форме может выступать в роли сказуемого: «Мне очень хочется победить в эстафете завтра утром».
  • Бывает, что инфинитив выступает вроде определения: «Невозможно не пошуметь на рок-концерте».

Также инфинитив управляет падежом существительного или местоимения. Это тоже отличительная черта такого глагола:

  • Добиться (чего?) признания
  • Аккомпанировать (кому?) дирижеру, пианисту
  • Пообещать (что?) комфортный сервис
  • Беспокоиться (о ком?) о сыне, который находится на срочной службе

Глаголы в неопределенной форме являются самостоятельными: что сделать – поесть, что делать – чинить машину и т.д.

Возвратная и невозвратная форма глагола: что это такое, как определить возвратность в русском языке?

Возвратная и невозвратная форма глагола

Возвратная и невозвратная форма глагола

Возвратностью называется языковое явление, в котором участвует направление, состояние либо действие. Спряжение применимо практически для всех данных слов. Они имеют префиксы -ся/-сь. Что такое возвратность хорошо видно на примерах:

  • Паша умылся, соседка разговорилась — возвратные глаголы русского языка
  • Щенок поиграл с мячиком и убежал в дом, сегодня шел дождь — невозвратные глаголы

Как определить возвратность?

  • Стоит обращать внимание и на значение.
  • Именно постфиксы -ся/-сь отличают возвратные глаголы от невозвратных: щенок кусается, ткань мнется и т.д.

Возвратные и невозвратные глаголы предполагают спрягаемые формы, добавляются постфиксы -ся/-сь. Рассматриваются и вариации разного свойства. Вот примеры, как определить в русском языке:

  • Вчера с неба спускался снег, а сегодня сухо.
  • Ипполит наскоро собрался.
  • Шура заболталась со своей кузиной.

Как правило, возвратные глаголы отображают прямую активность, которая проецируется на субъект (на говорящего, делающего и т. д.):

  • Одеваться, мытьсясобственная активность личности
  • Мириться, сходиться, расходитьсядействие между парой индивидов
  • Печалиться, огорчатьсяэмоциональная грань человека
  • Этот котенок царапается, это растение колетсяпостоянное свойство
  • Смеркается, лопаетсядействие без одушевленных участников

Окончания возвратных глаголов

Окончания возвратных глаголов

Возвратные глаголы легко определить по постфиксам. Если возвратный постфикс есть, значит, глагол возвратный. Речь идет о постфиксах:

  • -ся – имеет место, если основа глагола кончается на согласный — укрылся, взобраться
  • -сь – внедряется, если основа глагола оканчивается на гласный — поднялось, разлилась

Глаголы возвратного типа могут быть:

  • Производными от невозвратных: целовать – целоваться, судить – судиться
  • Непроизводными возвратными глаголами: улыбаться, смеяться, гордиться

Стоит знать: Все возвратные глаголы являются непереходными.

Окончания невозвратных глаголов

Окончания невозвратных глаголов

Невозвратные глаголы бывают как переходного, так и не переходного типа, они отображают:

  • Действие, направленное на субъектчитать журнал, собирать пазл.
  • Состояние, положение в пространстве, разнонаправленное действие и др.ходить, стоять, думать, мечтать.

У невозвратных глаголов отсутствуют постфиксы -ся/-сь.

Видео: Уроки русского. Возвратная форма глагола

Глаголы совершенного и несовершенного вида: как определить?

Глаголы совершенного и несовершенного вида

Глаголы совершенного и несовершенного вида

Видом глагола называется характер протекания действия относительно временных отрезков, отношение внутреннего предела и действия, возможность ограничить либо лишить границы действие. Как определить глаголы совершенного и несовершенного вида? Ответ:

  • Глаголы совершенного вида отвечают на вопрос «что сделать?».  Они отображают активность, ограниченную пределом в тот или иной момент, либо же речь идет о законченности и результате: «что сделать?» — «купить», «что сделать?» — ответить.
  • Глаголы несовершенного вида не имеют временных отрезков. Допустим: «что делать?» — «читать» — «Человек может долго читать одну книгу, если его никто не лимитирует во времени». 

Определить достаточно просто. Во-первых, глаголы несовершенного вида отвечают на вопрос: «что делать?», «что делает?», «что делали?», а совершенного «что сделают?», «что сделали?». В совершенном виде всегда есть определенность и некие рамки. К примеру:

  • Антон читает (несовершенный вид)
  • Дети дочитали произведение до конца (совершенный вид)

Также, чтобы определить вид, можно подставить слово «буду»:

  • Буду петь – несовершенный вид
  • А вот к глаголу «спеть» нельзя поставить слово «буду» – значит, это совершенный вид

В совершенном виде еще добавляются приставки. Слово «готовить» — несовершенный вид, «приготовить» — совершенный:

  • «Мне нужно приготовить обед» — в определенное время, до определенного временного периода, или «Я люблю готовить» — в целом, отношение к процессу.

Ниже еще больше полезной лингвистической информации. Читайте далее.

Какие бывают наклонения глаголов?

Наклонения глаголов

Наклонения глаголов

Официально существует три вида наклонения глаголов:

  • Изъявительное (танцую)
  • Условное или сослагательное (пел бы)
  • Повелительное (пляши)

Подробнее:

  • Изъявительное – это те события, что наблюдаются, уже имели последствия, либо непременно произойдут: «Через 1000 лет Земля налетит на небесную ось», «Вчера мы гостили у бабушки с дедушкой», «Я пою – я пел – я буду петь» и т.д.
  • Сослагательное – это наклонение также подразумевается условным, и обозначает те виды активности и события, что произойдут при каких-то обстоятельствах: «Если бы я не знал английского, Джон меня не понял бы», «Если бы не неблагоприятная погода, мы бы обязательно пошли на рыбалку», «Если мне позволят выступить на концерте, я обязательно спою».
  • Повелительное – это направление побуждает другого участника действа к активности без промедления: «Немедленно перестань реветь!» «Быстро вытри руки!», «Сейчас же садись обедать!» «Возьми себя в руки, ты парень или кто?!», «Записывай, я сказал!».

Еще один важный момент русского языка — это залог глагола. Что это такое, читайте далее.

Глагол: какие существуют основные залоги?

Залоги глаголов

Залоги глаголов

Имеют место действительный, страдательный, средневозвратный залоги глаголов в русском языке. Подробнее:

  • Действительный залог подразумевает переходные глаголы, подразумевает активные действия. Их делает субъект по отношению к объекту. Что же касается действительного залога, то в нем субъект выступает подлежащим, а объект – дополнением. Винительный падеж не предполагает такой части речи, как предлог. К примеру: «Добро повергнет зло».
  • Средневозвратный залог подразумевает те проявления, что преобразованы исключительно от компонентов переходного типа. Используется аффикс –ся. Преимущественно, смысл заключается в действиях субъекта, которое никого напрямую не касается: возвращаться, возвращать, сосредоточиться.
  • Страдательный залог глагола в русском языке по значению похож на действительный залог. Но он характеризуется своими морфологическими и синтаксическими функциями. К примеру: «Рабочие строят дома».

Итак, про глаголы русского языка, вы знаете почти все. Но иногда нужно определить форму глагола в латинском языке. Читайте далее.

Как определить третью форму глагола в английском языке?            

Основные формы глагола

Основные формы глагола 

Одни части речи в английском подлежат установленным алгоритмам, а другие являются уникальными исключениями. Существует огромное количество правильных и неправильных глаголов:

Глаголы правильного типа (regular verbs) — отличаются тем, что «плюсуется» окончание -ed.

Например:

  • askasked, спрашивать — спросил.

Глаголы неправильного типа (irregular verbs) — это части речи, где образование не подлежит логике.

Например:

  • teach taught, учить— учил.

Третья форма обнаруживается у двух видов лингвистических компонентов. По сути, это глагол в прошлом времени, не утративший признаков предмета.

  • studied — освоенный
  • done — исполнивший
  • bought — купивший

 К примеру:

  • You have done your masterpiece. Ты сделал свой шедевр

У неправильных глаголов 2-я и 3-я формы могут:

  • Быть идентичными

Have— had — had, иметьимел.

  • Иметь различный вариативный ряд

Do — did — done, делать — сделал.

Видео: Все 5 форм английского глагола простым языком — таблица правильных и неправильных глаголов

Мы вам описали все существующие правила про формы глагола в русском языке. Примеры помогут закрепить знания. Если остались еще вопросы, посмотрите видео. В нем более наглядно разъясняется все лингвистические составляющие глаголов.

Видео: Как определить форму глагола? Русский язык 3 класс

Прочитайте по теме:

  • Мягкий знак после шипящих у глаголов: что означает?
  • Глаголы исключения 1 и 2 спряжения: таблица
  • Как определить лицо глагола: правило, примеры
  • Спряжение безударных окончаний глаголов
  • Как отличить суффикс от окончания 3 класс: правила

Глагол – это
самостоятельная  часть речи, которая обозначает  действие предмета  и
отвечает на вопросы  что делать? что сделать? что делал? что
делает? что будет делать? что делала? что делали? и т.д.
   Например: 
играют,  пишем, будут  читать, выучат,  нарисовали.

Глаголы 
называют  не  только  действия (работать, учиться, варить),  но  и 
состояния  (спать, ждать, думать, мёрзнуть).

В
предложении глагол чаще всего является   сказуемым.

На
вопросы  что делать? что делал? что делает? что будет делать? отвечают
глаголы несовершенного    вида.

На
вопросы что сделать? что сделал? что сделает? отвечают глаголы  совершенного
вида.

Как определить  вид глагола

1.     Чтобы
определить  вид глагола,  необходимо задать к нему вопросы.

2.    
Если
глагол отвечает на вопросы что делать? что делает? что делал? что будет
делать? – это глагол несовершенного вида.

3.    
Если
глагол отвечает на вопросы  что сделать? Что сделал? что сделает? – это
глагол совершенного вида.

Например:
прочитал  – что сделал? Глагол  совершенного вида.

                    
Рисовал – что делал? Глагол   несовершенного вида.

Глаголы
не употребляются  с предлогами.  У глаголов есть только приставки.

Частица не
с глаголами пишется раздельно, ( не выучил, не сказал, не пел) кроме
слов, которые без не не употребляются:  ненавидеть, негодовать,
недоумевать, невзлюбить, неволить, нездоровится 
и др.

Вид
глагола – это его обязательный постоянный признак.  Глаголы несовершенного 
и  совершенного вида – это  разные слова с разными значениями:  читает –
прочитал; дочитывает – дочитал.

В
русском языке есть глаголы несовершенного и  совершенного вида, которые имеют
близкое значение, но разные основы: брать – взять, класть – положить,
говорить – сказать, ловить – поймать, находить – найти.

Глагол  имеет
следующие формы:

начальную
говорить, писать, везти, беречь;

личные – 
говорю, говоришь, говорит,    говорим,  говорите,  говорят.

Глагол
имеет начальную форму. Начальная форма  образуется   с помощью суффиксов –ть,
ти, чь : бежать, ходить,  нести, беречь, жечь.

Начальная
форма глаголов не изменяется (у  неё  нет окончания).

В
начальной форме глаголы несовершенного вида отвечают на вопрос что делать?

Глаголы совершенного
вида  в начальной форме  отвечают на вопрос что сделать?

Суффиксы
–ть, -ти, -чь   в основу глагола не включаются,   так  как они образуют  не 
новое слово, а  начальную  форму.

Глаголы
в начальной форме не указывают на того, кто совершает действие. Глаголы в 
личной форме  указывают на того, кто совершает действие: я учусь, они помогают,
ты выполняешь.

К
глаголам  в  личной  форме  можно  подставить  местоимения  я, ты, он, она,
оно, мы, вы, они.

Личные
формы  образуются с помощью окончаний:  я говорю, ты говоришь,  он  она  оно 
говорит,  мы говорим, вы говорите,  они говорят.

Суффиксы
–ть, -ти и личные окончания  глаголов  образуют форму слова, поэтому в
основу  не включаются.

Глаголы
могут употребляться  в форме  единственного и множественного числа:
я пишу – мы пишем, ты рисуешь – вы рисуете, он играет – они играют.

При образовании
личных форм могут происходить чередования звуков: бегу – бежишь, пеку –
печёшь.

[г]//[ж],  
[к]//[ч,],  [д]//[ж],  [ц]//[ч,], [с]//[ш], [ст]//[щ,
[т]//[ч,], [з]//[ж],  [м]//[мл]

Во всех
глагольных  формах
после  шипящих  пишется  мягкий знак:
знаешь, нарежь, стеречь.

Если 
глагол употреблён в начальной форме  (отвечает на  вопросы      что делать?
что сделать?), на конце пишется –ться – улыбаться, смеяться.

Если  глагол
 употреблён  в   форме 3 лица единственного  или множественного  числа  (отвечает
на вопросы что делает? что делают?,  что сделает? что сделают?), на конце
пишется  -тся – волнуется, улыбаются.

Спряжение

это изменение глагола по лицам    и числам и система его личных окончаний.

Если у
глагола  безударное личное окончание, то его спряжение  определяется по
начальной форме
. Ко 2 спряжению относятся глаголы, которые в
начальной форме оканчиваются на –ить (кроме глаголов  брить, стелить);  на 
-ать (гнать, дышать, держать, слышать)  на –еть (вертеть, видеть, зависеть,
ненавидеть, обидеть, смотреть, терпеть).

К 1
спряжению
  относятся  все остальные глаголы.

Как  определить спряжение глагола

1.     Если 
личное  окончание  ударное, спряжение  глагола  определяется  по  окончанию.

2.    
Если 
личное  окончание  безударное, спряжение глагола  определяется  по 
начальной  форме.

3.    
Если
в начальной форме глагол оканчивается на  -ить (кроме глаголов брить,
стелить), то это    глагол  2 спряжения.

4.    
Если
в начальной форме глагол оканчивается  не на –ить  и не относится  к 
глаголам-исключениям, то это глагол  1 спряжения.

Например:  стира[и]шь
– окончание безударное; начальная форма  стирать; оканчивается на –ать, не
исключение, значит, это глагол 1 спряжения – стираешь.

Вер[и]шь
– окончание  безударное; начальная форма – верить; оканчивается на –ить,
значит, это глагол  2 спряжения.

В
русском  языке есть два разноспрягаемых глаголахотеть,
бежать
. Они так называются потому, что имеют личные окончания и 1  и 2 
спряжения. Вот как они спрягаются:

Хочу,
хочешь, хочет, хотим, хотите, хотят.

Бегу,
бежишь, бежит, бежим, бежите, бегут.

Не
забывай, что начальная форма глагола не изменяется.  По начальной форме, не
поставив предварительно глагол в личную форму, его спряжение  определить
нельзя. К начальной форме  необходимо обращаться только тогда, когда личное
окончание глагола безударное.

Под
ударением  в  окончаниях глаголов после шипящих  пишется буква  ё. 
Например: стрижём, печём. Буква  о  в окончаниях 
глаголов  не   пишется.

http://as6400825.ru/russkij_yazyk_4.2/95.jpg

http://bacenko.ru/wp-content/uploads/2014/10/Skrinshot-22.10.2014-22-47-58.jpg

Глаголы
изменяются  по временам.

Глагол в
форме настоящего времени указывает на то, что действие совершается
тогда, когда о нём говорят ( в момент речи).

 Например:
Я читаю правило.

Глаголь
в форме  прошедшего времени указывает, что действие  совершалось до
момента речи.

Например:
Я  читал  правило.

Глагол 
в форме  будущего времени указывает, что действие  совершится после
момента речи.

Например: 
Я буду читать правило.

В формах
настоящего и будущего времени глаголы изменяются по лицам. Значит, личное
окончание глагола является  показателем настоящего или будущего времени . В
форме  прошедшего времени глаголы  по лицам не изменяются.

Глаголы совершенного
вида
не имеют форм настоящего времени, так как  совершенный вид
обозначает действие, которое в момент речи совершаться не может.

Суффикс
–ыва-/-ива- в форме 1 лица единственного числа сохраняется неизменным.
Суффикс –ова-/-ева- в форме 1 лица единственного числа превращается в суффикс
–у-/-ю-.

Форма прошедшего
времени
образуется  с  помощью суффикса –л-.  Этот суффикс  
образует форму слова, поэтому  в  основу   не   включается.

Форма
прошедшего времени образуется от глаголов несовершенного и совершенного вида:
варил, сварил, открывал, открыл.

Начальная
форма глагола и форма прошедшеговремени  имеют одинаковую основу.  Эта основа
так и называется – форма  прошедшего времени(начальной формы). К основе 
прибавляются суффиксы –ть, -ти – и образуется начальная форма;  прибавляется
суффикс  -л-  – образуется форма прошедшего времени.

В форме
прошедшего времени глаголы изменяются по родам и числам: стоял,стояла, 
стояло, стояли.

Написание 
безударных суффиксов –е-, -и-, -а-, -я-   перед –ть  в
начальной форме нужно  запомнить, а в случаях  затруднений проверять
по  словарю.

Глаголы несовершенного
вида
образуют составную форму будущего времени с помощью глагола
быть в личной форме: буду   делать, будешь делать, будет делать.

Глаголы совершенного
вида
образуют простую форму  будущего времени: сделаю, сделаешь,
сделает.

Глаголы
в форме  настоящего времени могут называть действия, которые совершаются
постоянно, всегда.

Например:
Волга впадает  в Каспийское  море.

В
предложении может говориться о действии, которое происходит на самом деле.
Для этого глагол употребляется в форме изъявительного наклонения.
Например: Мне подарили собаку.

Если о
действии говорится как о желаемом, возможном, то употребляется форма условного
наклонения.

Например:
Подарили бы мне собаку.

Если в
предложении есть совет, просьба или приказ, то глагол употребляется в форме повелительного
наклонения
.

Например:
Подарите мне собаку!

Глаголы
в форме изъявительного наклонения изменяются  по временам. Глаголы в
форме условного и повелительного наклонения по временам не изменяются.

Глаголы
в форме условного наклонения называют действие, о котором сообщается как о
возможном, желательном. Форма условного наклонения образуется с помощью
глагола в форме прошедшего времени и частицы  бы: поехал бы, отдыхала
бы, ныряли бы.

Глаголы
в форме повелительного наклонения обозначают совет, просьбу, приказ.

Форма
повелительного наклонения образуется от основы настоящего или будущего
времени с помощью суффикса –и-:

Уберу –
убери  , сниму – сними

Или без
суффикса:

Бросим –
брось, сядем – сядь.

Глаголы
в форме повелительного наклонения изменяются по числам: говори
– говорите, иди – идите.

Глагол  в 
форме  наклонения
  в  предложении  всегда  является  сказуемым.

В
словосочетании «глагол +существительное», где главное слово – глагол, при
изменении  главного слова  (глагола)  зависимое  (существительное)  не
изменяется. Глагол управляет  (командует)  определённой  падежной  формой
существительного:  сам меняется, а существительному запрещает. Такая связь
называется управлением.  

Например:
вспомнил о встрече,  помогала подруге.

Вид и
спряжение

глагола – это его постоянные признаки.  Остальные признаки глагола – наклонение,
время, лицо, число, род
непостоянные, изменяемые.

Порядок морфологического  разбора глагола

1.    
Укажи
часть речи.

2.    
Запиши
глагол в начальной форме.

3.    
Укажи
постоянные признаки – вид и спряжение глагола.

4.    
Укажи
непостоянные признаки – наклонение, время, лицо, число, род.

5.    
Определи,
каким членом предложения   является глагол.

Пример В конце февраля  сильнее 
пригревает солнышко.

1.    
Пригревает
– глагол.

2.    
Нач.ф.
– пригревать.

3.    
Пост
. призн. – несов. в., 1 спр.

4.    
Непост.
призн.: изъявит.накл., наст. вр.,   3 л.,  ед.ч.

5.    
В
предложении является сказуемым: солнышко (что делает?) пригревает.

Как определить форму времени глагола

Любое действие происходит когда-то: вчера, сегодня, завтра. Сто веков назад или через пару сотен лет. Время глагола – это как раз та категория, что помогает нам понять, происходило уже действие, сейчас происходит или когда-то произойдет.

Категория времениу глаголов в грамматике русского языка – непостоянный признак и характерна исключительно для слов в форме изъявительного наклонения. Изменяются глаголы (ГЛ) по временам, сохраняя все постоянные признаки. Особенно важно при изменении глагола по временам не потерять вид и возвратность.

К 4-му классу ученики уже уверенно определяют, в каком времени стоит тот или иной глагол. Дети изменяют слово по временам, видят, чем отличаются формы ГЛ.

Как определить форму времени глагола

В русском языке только у глаголов три времени. В каждом из них – своя система изменения слова, т. е. разные формы времени отличаются окончаниями. Но возможны и другие способы формообразования.

Изменение глаголов в прошедшем времени

Когда рассказывают событиях, происходивших до момента речи, говорят в прошедшем времени. Причем, если действие уже закончилось, употребляют ГЛ совершенного вида:

  • узнали, увидели, приобрела, построил, получилось.

Когда результат неважен или неизвестно, завершено ли протяженное во времени действие, нужны ГЛ несовершенного вида:

  • думали, пересаживали, рисовала, поменял, моросило.

Только в прош.времени глаголов определяют род, если слово стоит в единственном числе.

Как определить форму времени глагола

Различают род или число в прош.вр. по окончаниям, место которых – после формообразующего суффикса :

Инфинитив Ед.ч. мужск.р. Ед.ч. женск.р. Ед.ч. средн.р. Множ.ч.
улыбаться улыба-Л-[ ]-ся улыба-Л-А-сь улыба-Л-О-сь улыба-Л-И-сь
петь запе-Л-[ ] запел-А запел-О запел-И
беречь берег[ ] (без -Л-) берег-Л-А берег-Л-О берег-Л-И

Из таблицы видно:

  • в словах муж. р. всегда окончание нулевое;
  • у форм жен. р. – А;
  • глаголы ср. р. имеют флексию – О;
  • во множ. ч. невозможно определить род, а окончание всегда – И.

Если ГЛ возвратный, то окончание (даже нулевое) стоит между суффиксом прош. вр. –Л– и постфиксом –СЯ.

Последний пример из таблицы (беречь) демонстрирует особенности образования форм прош. вр. Подобным бессуфиксальным способом образуется форма муж. рода, если основа слова заканчивается на:

  • Г – стерег, стерегла;
  • К – испек, испекла;
  • Х – высох, высохла;
  • З – привез, привезла;
  • С – отнес, отнесла;
  • Б – выгреб, выгребла;
  • -ереть – стереть, стер, стерла.

Суффикс отсутствует только в муж. р. Остальные формы рода и числа образуются при помощи –Л–.

Отличается образование форм прош. вр. слов прийти, идти, выйти и других однокоренных. Только в прош. вр. эти глаголы имеют другую основу: пришел, шла, вышли.

Глаголы настоящего времени

Попытки поставить в наст. время глаголы соверш. вида не приведут к успеху, потому что в этом времени употребляются только ГЛ, которые отвечают на вопрос «что делать?». Это происходит потому, что глаголы наст. вр. обозначают действие, которое:

  • происходит здесь и сей момент, в процессе рассказа, параллельно и одновременно, оно не завершено:
    Иду из школы и звоню маме.
  • происходит регулярно, повторяется постоянно, характерно для исполнителя:
    Дети учатся в школе, а потом поступают в техникумы и институты.
  • происходит вне времени, неизменно, не зависит от человека:
    Луна вращается вокруг Земли, а наша планета крутится вокруг своей оси.

Иногда в художественных текстах или при разговоре глаголы настоящего времени употребляют:

  • на месте ГЛ прош. времени, чтобы приблизить уж бывшее событие читателю (слушателю), сделать повествование более живым, осязаемым:
    Еду я как-то, лет 10 назад, в Питер – в командировку.
  • на месте ГЛ буд. времени, чтобы обозначит срочные дела, которые вот-вот должны состояться, завершиться:
    Через час выхожу к тебе, и мы клеим обои вместе.

В наст. вр. ГЛ изменяются по лицам и числам, а правописание окончаний зависит от постоянного признака – спряжения:

Как определить форму времени глагола

Первого спряжения

По правилу в ГЛ I спряжения гласные У(Ю) пишут в окончаниях 1 л. ед.ч. и 3 л. множ.ч. В остальных формах – Е:

Инфинитив Единств.ч. Множеств.ч.
Стелить стел-ю стел-ем
стел-ешь стел-ете
стел-ет стел-ют

Второго спряжения

В ГЛ II спряжения:

  • у(ю) – 1 л. ед. ч.;
  • ат(ят) – 3 л. мн. ч.;
  • гласная И – в остальных формах.

Образование глаголов будущего времени

О том, что когда-то произойдет – через минуту или тысячелетие – мы говорим используя ГЛ будущ. времени. В будущ. вр. можно поставить любое слово, но форма зависит от вида глагола:

  1. ГЛ соверш. вида в буд. вр. имеют простую форму:
    получу, доберусь, закончу.
  2. ГЛ несоверш. вида в буд. вр. состоят из двух слов: быть (в личной форме) + инфинитив:
    буду получать, будем добираться, будешь заканчивать.

Лицо и число у составной формы ГЛ определяют по вспомогательному слову «буду, будешь», окончание которого пишется по правилу ГЛ I спряжения.

Окончания глаголов совершенного вида первого спряжения

Окончания выбирают по тому же принципу, что и в настоящем времени:

  • определяют спряжение;
  • решают, какое лицо и число;
  • выбирают нужный вариант.

Окончания глаголов совершенного вида второго спряжения

Инфинитив Единств.ч. Множеств.ч.
Угнаться угон-ю-сь угон-им-ся
угон-ишь-ся угон-ите-сь
угон-ит-ся угон-ят-ся

Для подведения итогов – еще раз о том, что характерно для категории времени у глаголов:

Что такое начальная (неопределённая) форма глагола? Как её определить?

Начальная, исход­ная фор­ма гла­го­ла — это неопре­де­лен­ная фор­ма, или инфи­ни­тив, кото­рая в зави­си­мо­сти от грам­ма­ти­че­ской кате­го­рии вида гла­го­ла отве­ча­ет на вопрос: что делать? или что сде­лать?

Чтобы понять, что такое началь­ная фор­ма гла­го­ла, повто­рим, какие сло­ва в рус­ском язы­ке при­над­ле­жат к этой само­сто­я­тель­ной части речи.

В опре­де­ле­нии слов рас­смат­ри­ва­е­мой части речи про­зву­ча­ли вопросы:

  • что делать?
  • что сде­лать?

Эти вопро­сы зада­дим к гла­го­лу, если хотим уста­но­вить его началь­ную фор­му, кото­рая назы­ва­ет­ся неопре­де­лен­ной фор­мой, или латин­ским тер­ми­ном — «инфи­ни­тив».

Начальная форма глагола

Глагол изме­ня­ет­ся по лицам и чис­лам (спря­га­ет­ся), име­ет три накло­не­ния. В изъ­яви­тель­ном накло­не­нии гла­го­лы изме­ня­ют­ся по вре­ме­нам (гуляю, гулял, буду гулять).

Начальная фор­ма гла­го­ла назы­ва­ет­ся неопре­де­лен­ной, пото­му что у слов в этой фор­ме невоз­мож­но опре­де­лить мно­гие грам­ма­ти­че­ские кате­го­рии: лицо, чис­ло, накло­не­ние, вре­мя, род.

Как определить начальную форму глагола?

У каж­до­го гла­го­ла, обо­зна­ча­ю­ще­го дей­ствие или состо­я­ние, суще­ству­ет началь­ная фор­ма, например:

  • (что дела­ет?) гуля­ет — (что делать?) гулять;
  • (что дела­ешь?) пишешь — (что делать?) писать;
  • (что сде­лаю?) собе­русь — (что сде­лать?) собраться;
  • (что сде­ла­ем?) отпра­вим­ся — (что сде­лать?) отправиться.

«Узнать» началь­ную (неопре­де­лён­ную) фор­му гла­го­ла мож­но, задав уже про­зву­чав­шие вопро­сы к сло­вам этой части речи, и по харак­тер­ным окон­ча­ни­ям -ть, -ти, напри­мер:

  • рас­спро­си ть
  • обо­гна ть
  • вер­те ть
  • зады­ша ть
  • нес ти
  • отполз ти .

Некоторые гла­го­лы, корень кото­рых закан­чи­ва­ет­ся на -чь, не име­ют это­го окон­ча­ния, например:

  • беречь — корень/нулевое окончание;
  • пре­не­бречь — корень/нулевое окончание;
  • при влечь — приставка/корень/нулевое окончание;
  • за печь ся — приставка/корень/нулевое окончание/постфикс.

Запомним напи­са­ние неопре­де­лён­ной фор­мы гла­го­ла «прий­ти» с бук­вой «й» в его корне.

Сравним:

  • обой­ти
  • зай­ти
  • перей­ти
  • вый­ти.

Для чего используется неопределенная форма глагола?

Во-первых, у мно­гих сло­во­форм гла­го­лов лич­ные окон­ча­ния явля­ют­ся без­удар­ны­ми. Например, воз­ни­ка­ют сомне­ния в напи­са­нии букв «е» или «и» в фор­мах слов:

Чтобы пра­виль­но напи­сать сло­ва в подоб­ной ситу­а­ции, необ­хо­ди­мо уста­но­вить спря­же­ние гла­го­ла по его неопре­де­лен­ной фор­ме. Алгоритм это­го подроб­но объ­яс­ня­ет­ся в этой ста­тье.

Во-вторых, в фор­ме про­шед­ше­го вре­ме­ни мно­гих гла­го­лов явля­ет­ся без­удар­ным суф­фикс, например:

  • кле́ и -ть — кле́ и -л;
  • посе́ я -ть — посе́ я -л;
  • ненави́д е -ть — ненави́д е -л.

От осно­вы неопре­де­лен­ной фор­мы обра­зу­ют­ся мно­гие гла­голь­ные формы.

Поэтому важ­но пра­виль­но опре­де­лить неопре­де­лен­ную фор­му, а в ней без­удар­ный гла­голь­ный суф­фикс, зна­ние кото­ро­го помо­жет в напи­са­нии гла­голь­ных форм про­шед­ше­го вре­ме­ни, дей­стви­тель­но­го и стра­да­тель­но­го при­ча­стий про­шед­ше­го вре­ме­ни, форм дее­при­ча­стий.

Морфологические признаки неопределенной формы глагола

Неопределённая фор­ма гла­го­ла обо­зна­ча­ет дей­ствие или состо­я­ние пред­ме­та, но при этом не обла­да­ет непо­сто­ян­ны­ми гла­голь­ны­ми при­зна­ка­ми лица, чис­ла, накло­не­ния, вре­ме­ни и рода. Инфинитив име­ет толь­ко посто­ян­ные мор­фо­ло­ги­че­ские признаки.

ИНФИНИТИВ
Есть мор­фо­ло­ги­че­ские признаки Примеры Нет грам­ма­ти­че­ских значений
Вид бро­сить – бросать лица
Переходность – непереходность беречь (что?) книги
любить (кого?) собак
гулять (в чём?) в парке
спе­шить (на что?) на встречу
чис­ла
Возвратность – невозвратность убе­дить – убедиться вре­ме­ни
Спряжение рода
накло­не­ния

Выполним мор­фо­ло­ги­че­ский раз­бор сло­ва «гас­нуть».

I. Гаснуть (что делать?), гла­гол, обо­зна­ча­ет действие;

II . Морфологические признаки

  • неопре­де­лен­ная форма
  • несо­вер­шен­ный вид
  • непе­ре­ход­ный
  • невоз­врат­ный
  • I спря­же­ние.

III . Синтаксическая роль — часть состав­но­го гла­голь­но­го ска­зу­е­мо­го «нача­ли гас­нуть».

Мечта вырвать­ся из пле­на домаш­них забот была в ней сильна.

I. Вырваться (что сде­лать?), гла­гол, обо­зна­ча­ет действие.

II . Морфологические признаки

  • неопре­де­лён­ная форма
  • совер­шен­ный вид
  • непе­ре­ход­ный
  • воз­врат­ный
  • I спря­же­ние.

III . Синтаксическая роль — несо­гла­со­ван­ное определение.

Видеоурок «Неопределенная форма глагола»

[spoiler title=”источники:”]

https://kakpishem.ru/chasti-rechi/glagol/kak-opredelit-formu-vremeni-glagola.html

https://russkiiyazyk.ru/chasti-rechi/glagol/chto-takoe-nachalnaya-forma-glagola.html

[/spoiler]

КОНСПЕКТ УРОКА

Русский язык, 4 класс

Урок № 58. Неопределённая форма глагола.

Вопросы, рассматриваемые на уроке

На этом уроке

Вы повторите:

  • вопросы, по которым можно определить глагол.

Вы научитесь:

  • находить глаголы в неопределённой форме по вопросам;
  • оценивать результаты своей деятельности.

Тезаурус

Глагол – часть речи, обозначает действие предмета, отвечает на вопросы что делать? что сделать? В предложении глагол обычно является сказуемым.

Неопределённая форма глагола – форма, в которой нельзя определить число, лицо, род. Отвечает на вопросы что делать? что сделать? Является начальной формой глагола. Неопределённая форма глагола чаще всего оканчивается на -ть или -ти: рисовать, лепить, нести, идти. Есть также глаголы, которые оканчиваются на -чь: стеречь, прилечь.

Литература

Основная:

  • Канакина В. П. Русский язык. 4 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. —М.: Просвещение, 2017.

Дополнительная:

  • Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 4 класс: учеб. пособие для общеобразоват. организаций. В 2 ч. / В. П. Канакина. — М.: Просвещение, 2017.
  • Канакина В. П. Русский язык. Сборник диктантов и творческих работ. 3-4 классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / В. П. Канакина, Г. С. Щёголева. — М.: Просвещение, 2017.
  • Канакина В. П. Русский язык. Проверочные работы. 4 класс: учеб. пособие для общеобразоват. организаций. / В. П. Канакина. — М.: Просвещение, 2017.

Открытые электронные ресурсы по теме урока:

Уроки русского. Неопределённая форма глагола.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Глагол – изменяемая часть речи. У всех изменяемых частей речи есть начальная форма. Начальная форма есть и у глагола. Она отвечает на один из двух вопросов: что делать? или что сделать? Особенность начальной формы глаголов в том, что по ней нельзя определить ни время, ни род, ни лицо. Поэтому её называют неопределённой формой глагола.

Обратите внимание, что глаголы, которые отвечают на вопросы что делать? что сделать?, являются разными словами, даже если они однокоренные:

что делать?

что сделать?

решать

надевать

давать

пожимать

губить

решить

надеть

дать

пожать

погубить

Очень важно при поиске неопределённой формы глагола, при изменении глагола по лицам и числам не заменять один глагол другим. Вот почему надо следить за приставкой с- в вопросе глагола

Примеры и разбор заданий тренировочного модуля

  1. Распредели глаголы в две группы.

что делать?

что сделать?

Падать, упасть, склеить, клеить, рассказывать, рассказать, сбежать, бежать, зацвести, цвести, прилететь, лететь.

Проверьте себя по эталону:

что делать?

что сделать?

падать

клеить

рассказывать

бежать

цвести

лететь

упасть

склеить

рассказать

сбежать

зацвести

прилететь

  1. Прочитайте текст. Подчеркните глаголы в неопределённой форме.

Ольга Николаевна стала объяснять нам, что, для того чтобы успешно учиться, надо правильно распределять свой день. Надо пораньше ложиться спать и пораньше вставать. Утром делать зарядку, почаще бывать на свежем воздухе. Уроки нужно делать не сейчас же после школы, а сначала часа полтора-два отдохнуть. Уроки обязательно делать днём. Поздно вечером заниматься вредно. Сначала надо делать уроки, которые потрудней, а потом те, что полегче.

(По Н. Носову)

Проверьте себя по эталону:

Ольга Николаевна стала объяснять нам, что, для того чтобы успешно учиться, надо правильно распределять свой день. Надо пораньше ложиться спать и пораньше вставать. Утром делать зарядку, почаще бывать на свежем воздухе. Уроки нужно делать не сейчас же после школы, а сначала часа полтора-два отдохнуть. Уроки обязательно делать днём. Поздно вечером заниматься вредно. Сначала надо делать уроки, которые потрудней, а потом те, что полегче.

(По Н. Носову)

  1. Образуйте от имён существительных однокоренные глаголы в неопределённой форме, которые отвечают на вопрос что делать? Запишите их.

Ходьба – ________________, скука – ________________, жизнь – ________________, победа – ________________, лечение – ________________, жалость – ________________, любовь – ________________, горе – ________________, покупка – ________________, молчание – ________________.

Проверьте себя по эталону:

Ходьба – ходить, скука – скучать, жизнь – жить, победа – побеждать, лечение – лечить, жалость – жалеть, любовь – любить, горе – горевать, покупка – покупать, молчание – молчать.

Примеры и разбор заданий контрольного модуля

1. Тест.

1. Прочитайте стихотворение. Сколько в нём глаголов в неопределённой форме?

Коли спорить, так уж смело.

Коль карать, так уж за дело.

Коль простить, так всей душой.

Коли пир, так пир горой.

(А. Толстой)

В этом стихотворении …

А) 2 глагола в неопределённой форме;

Б) 3 глагола в неопределённой форме;

В) 4 глагола в неопределённой форме.

2. Отметьте предложение, в котором все глаголы в неопределённой форме.

А) Ребята принялись разглядывать друг друга и рассказывать, кто как провёл лето. (Н. Носов)

Б) Петушок с высокой спицы стал стеречь его границы. (А. Пушкин)

В) Уметь говорить – хорошо, уметь слушать – ещё лучше. (Пословица)

3. Отметьте строку, в которой неверно указан глагол неопределённой формы.

А) вставал – вставать;

Б) решаем – решить;

В) полежите – полежать.

Проверьте себя по эталону:

1 Б

2 В

3 Б

Три правильных ответа – «Отличный результат!»

Два правильных ответа – «Хороший результат!»

Один правильный ответ – «Потренируйтесь ещё!»

  1. Задайте вопросы к глаголам в неопределённой форме.

Глаза у вальдшнепа размещены далеко друг от друга, можно (______________) сказать, на затылке. Поэтому ему не надо (________________) поворачивать голову, чтобы (________________) увидеть всё, что происходит вокруг него.

Проверьте себя по эталону:

Глаза у вальдшнепа размещены далеко друг от друга, можно (что сделать?) сказать, на затылке. Поэтому ему не надо (что делать?) поворачивать голову, чтобы (что сделать?) увидеть всё, что происходит вокруг него.

  1. По какому правилу слова объединены в группы?

1

2

3

коньки

мальки

кольцо

меньше

прилечь

стеречь

стричь

вовлечь

льют

вьют

разобьёт

пришьют

В какой группе Ь служит для обозначения мягкости согласных? (___) В какой группе Ь указывает на форму слов? (___).

Проверьте себя по эталону:

В какой группе Ь служит для обозначения мягкости согласных? (1) В какой группе Ь указывает на форму слов? (2).

Начальная, исходная форма глагола — это неопределенная форма, или инфинитив, которая в зависимости от грамматической категории вида глагола отвечает на вопрос: что делать? или что сделать?

Начальная форма глагола — это… (определение)

Чтобы понять, что такое начальная форма глагола, повторим, какие слова в русском языке принадлежат к этой самостоятельной части речи.

Определение

Глагол — это часть речи, которая обозначает действие или состояние предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать?

В определении слов рассматриваемой части речи прозвучали вопросы:

  • что делать?
  • что сделать?

Эти вопросы зададим к глаголу, если хотим установить его начальную форму, которая называется неопределенной формой, или латинским термином — «инфинитив».

Начальная форма глагола

Глагол изменяется по лицам и числам (спрягается), имеет три наклонения. В изъявительном наклонении глаголы изменяются по временам (гуляю, гулял, буду гулять).

Начальная форма глагола называется неопределенной, потому что у слов в этой форме невозможно определить многие грамматические категории: лицо, число, наклонение, время, род.

Как определить начальную форму глагола?

У каждого глагола, обозначающего действие или состояние, существует начальная форма, например:

  • (что делает?) гуляет — (что делать?) гулять;
  • (что делаешь?) пишешь — (что делать?) писать;
  • (что сделаю?) соберусь — (что сделать?) собраться;
  • (что сделаем?) отправимся — (что сделать?) отправиться.

«Узнать» начальную (неопределённую) форму глагола можно, задав уже прозвучавшие вопросы к словам этой части речи, и по характерным окончаниям -ть, -ти, например:

  • расспросить
  • обогнать
  • вертеть
  • задышать
  • нести
  • отползти.

Некоторые глаголы, корень которых заканчивается на -чь, не имеют этого окончания, например:

  • беречь   — корень/нулевое окончание;
  • пренебречь   — корень/нулевое окончание;
  • привлечь   — приставка/корень/нулевое окончание;
  • запечь  ся — приставка/корень/нулевое окончание/постфикс.

Запомним написание неопределённой формы глагола «прийти» с буквой «й» в его корне.

Сравним:

  • обойти
  • зайти
  • перейти
  • выйти.

Для чего используется неопределенная форма глагола?

Во-первых, у многих словоформ глаголов личные окончания являются безударными. Например, возникают сомнения в написании букв «е» или «и» в формах слов:

  • строишь или строешь;
  • клеит или клеет;
  • выздоровеем или выздоровим.

Чтобы правильно написать слова в подобной ситуации, необходимо установить спряжение глагола по его неопределенной форме. Алгоритм этого подробно объясняется в этой статье.

Во-вторых, в форме прошедшего времени многих глаголов является безударным суффикс, например:

  • кле́и-ть — кле́и-л;
  • посе́я-ть — посе́я-л;
  • ненави́де-ть — ненави́де-л.

От основы неопределенной формы образуются многие глагольные формы.


Примеры

посея-ть — посея-л, посея-вш-ий, посе-я-нн-ый, посея-в, посея-вши


Поэтому важно правильно определить неопределенную форму, а в ней безударный глагольный суффикс, знание которого поможет в написании глагольных форм прошедшего времени, действительного и страдательного причастий прошедшего времени, форм деепричастий.

Морфологические признаки неопределенной формы глагола

Неопределённая форма глагола обозначает действие или состояние предмета, но при этом не обладает непостоянными глагольными признаками лица, числа, наклонения, времени и рода. Инфинитив имеет только постоянные морфологические признаки.

ИНФИНИТИВ
Есть морфологические признаки Примеры Нет грамматических значений
Вид бросить – бросать лица
Переходность – непереходность беречь (что?) книги
любить (кого?) собак
гулять (в чём?) в парке
спешить (на что?) на встречу
числа
Возвратность – невозвратность убедить – убедиться времени
Спряжение рода
наклонения

Звёзды начали потихоньку гаснуть.

Выполним  морфологический разбор слова «гаснуть».

I. Гаснуть (что делать?), глагол, обозначает действие;

II. Морфологические признаки

  • неопределенная форма
  • несовершенный вид
  • непереходный
  • невозвратный
  • I спряжение.

III. Синтаксическая роль — часть составного глагольного сказуемого «начали гаснуть».


Мечта вырваться из плена домашних забот была в ней сильна.

I. Вырваться (что сделать?), глагол, обозначает действие.

II. Морфологические признаки

  • неопределённая форма
  • совершенный вид
  • непереходный
  • возвратный
  • I спряжение.

III. Синтаксическая роль —  несогласованное определение.


Запомним

Неопределенная форма глагола может быть любым членом предложения.


Видео «Неопределенная форма глагола»

Тест

Средняя оценка: 4.5.
Проголосовало: 61

Добавить комментарий