Как найти форму глагола в неопределенной форме

В русском языке существует огромное количество различных правил, которые нужно запомнить и ежедневно применять при работе с текстом разной сложности. Перед тем, как решить вопрос с постановкой недостающей буквы в глаголе, нужно сперва привести его в неопределённую форму. Разберёмся, что это такое и как правильно нужно использовать это правило.

Что такое неопределённая форма глагола: понятие и признаки

Глаголы могут изменяться по временам, родам, числам, лицам. Это называется спряжением глагола, и оно позволяет выразить полноту действия, добавить дополнительные краски в повествование. Но у любого глагола есть изначальный вид — неопределённая форма, которая часто вызывает трудности у школьников.

Начнём с понятия самого глагола.

Глагол — это самостоятельная часть речи, обозначающая действие или состояние и изменяющаяся по временам, лицам, числам. Глагол отвечает на вопросы: «что делать? что сделать? кто сделал? кто делал?» и так далее. Вопросы к глаголу могут быть заданы как в прошедшем, так и в будущем или настоящем времени. В предложении глагол чаще всего выступает в качестве сказуемого (подчеркивается двумя чертами).

Как же ответить на вопрос: «Что такое неопределенная форма глагола»? 

Неопределённая форма глагола — это неизменяемая, начальная форма глагола форма. Отличительным признаком является то, что у неё невозможно указать ни категорию времени, ни лицо, ни число, ни род. Она может выражать только глагольное действие.

Неопределённую форму глагола в русском и других языках принято называть инфинитивом. Это научное название, которое в переводе с латыни и обозначает «неопределённый». Оба названия являются правильными и используются с одинаковой частотой. Однако, в русском языке это не совсем одно и тоже. Более подробно о различиях читайте ниже в этой статье.

Русский язык даёт чёткое объяснение неопределённой формы глагола. Правило звучит так: данная форма называет действие, процесс или состояние независимо от того, когда, кем и как это действие, процесс или состояние осуществляются. Отсюда следует, что неопределённая форма глагола указывает на действие, которое происходит независимо от каких-либо факторов.

На какой вопрос отвечает неопределённая форма глагола

Начальная форма глагола отвечает на вопросы: 

Что делать?

Что сделать?

Глаголы в неопределённой форме довольно просто распознать. Они:

Не имеют рода;

Не имеют лица;

Не имеют спряжения;

Не имеют склонения;

Не относятся к какому-либо времени.

Примеры глаголов в неопределённой форме: 

По данным примерам можно понять, что в такой форме все глаголы на «ть». Запомните, что «ть» — это суффикс, а не окончание.

На что может указывать суффикс «ть»? 

  1. На неопределённую форму глагола. Все глаголы с таким суффиксом считаются неопределёнными, если перед ним стоит гласная.
  2. На инфинитив.

Кроме суффикса «ть» у глагола в начальной форме может быть суффикс «ти». Он используется тогда, когда вместо гласной используется согласный.

Суффиксы глаголов в неопределённой форме довольно легко запомнить. Для лучшего усвоения материала приведём примеры слов на «ть» и «ти»:

Мелькать;
Бежать;
Свистеть;
Лететь;
Мечтать;
Идти;
Ползти;
Снести.
Унести;
Везти;

Мы выяснили, на какой вопрос отвечает глагол в неопределённой форме. Запомним, что:

Синтаксическая роль неопределённой формы глагола довольно обширна, так как она позволяет выражать действия героя. Глаголы в этой форме почти всегда являются синтаксической и грамматической основой предложения.

Как определить неопределённую форму глагола? 

Чтобы понять, какая форма глагола встретилась в тексте, нужно обратить внимание на:

Суффикс; Наличие времени, рода и так далее; Вопрос.

Запомним, что искомые глаголы:

Выяснив, на какой вопрос отвечают глаголы неопределённой формы, можно определить их принадлежность к завершённости действия. Дело в том, что хохотать и захохотать – глаголы с разным смысловым значением. Именно поэтому так важно разобраться в разнице вопросов глаголов совершенного и несовершенного вида. Чтобы избежать ошибки, запомните это правило и всегда задавайте вопрос перед определением принадлежности разбираемой части речи.

Используем примеры для наглядности.

Слова на вопрос «что сделать?» Слова на вопрос «что делать?»:
Сыграть;
Дописать;
Спеть;
Записать;
Собрать;
Списать;
Срисовать;
Смести;
Пронести;
Пробежать; 
Пролетать; 
Помечтать; 
Побрить; 
Посветить; 
Договорить;
Спасти;
Соблюсти.
Стоять;
Мечтать;
Протирать;
Умирать; 
Страдать; 
Курить;
Белить; 
Пропадать; 
Петлять;
Мести;
Пасти;
Лететь.

Очень часто слова, которые отвечают на вопрос «что сделать», имеют приставки, которые позволяют определить степень завершённости действия. Запомним, что глаголы, отвечающие на этот вопрос, всегда будут иметь приставку.

На какие вопросы отвечает неопределённая форма глагола: трудности с наклонением

Что делать, если вопрос неопределённой формы глагола «что делал?»? Дело в том, что глагол в неопределённой форме может отвечать на такой вопрос, если он находится в условном наклонении. Здесь более характерно понятие определённой формы глагола, так как у глаголов с наклонением часто можно определить время.

Отличие определённой и неопределённой форм глаголов как раз и заключается в определении их рода, числа, лица и наклонения. Каждый из видов наклонения позволяет добавить эмоциональность в предложение или лучше выразить состояние или действие героя произведения. 

Обратимся ко всем видам наклонения на примере:

Название Определение
Инфинитив Начальная (неопределённая) форма
Особенности Пример
Не имеет лица и рода Работать
Название Определение
Условное (сослагательное) Обозначают действия, желаемые или возможные при определённых условиях.
Особенности Пример
Только прошедшее время;
Частица бы, б;
Изменение по родам.
Работал бы;
Работала бы;
Работали б.
Название Определение
Изъявительное Описывают действия, которые происходят, происходили или будут происходить на самом деле.
Особенности Пример
Совершенные: настоящее и будущее время
Несовершенные: настоящее, прошедшее и будущее (сложное) время
Сработал, сработаю, буду срабатывать
Работаю, буду работать
Название Определение
Повелительное Выражают побуждение к действию, приказ, просьбу. Они употребляются обычно в форме 2-го лица, не изменяются по временам.
Особенности Пример
Образуются от будущего или настоящего времени;
Имеют суффиксы «й» и «те».
Работайте;
Работай.

Вернёмся к правилу. Вопросы неопределённой формы глагола – «что делать?» и «что сделать?». Если глагол отвечает на другой вопрос, то это уже изменённая форма, которую нужно привести к начальной. «Что сделал?» — это вопрос прошедшей формы глагола.

И так далее по образцу.

Инфинитив в русском языке: понятие, отличия и особенности

Инфинитив в русском языке – это ещё одно название неопределённой (начальной) формы глагола.

Дело в том, что это название считается более научным, но у инфинитива все же имеются некоторые особенности.

Инфинитив в русском языке может выполнять две роли:

  • Основу настоящего времени;
  • Основу инфинитива.

Последняя является образующей формой для:

  • Всех глаголов прошедшего времени (делала, делал, делали);
  • Всех глаголов условного наклонения (сделала бы, сделал бы, сделали бы);
  • Действительных причастий начального времени (делавший, сделавшая, сделавшие);
  • Страдательных причастий прошедшего времени (сделанный);
  • Деепричастий совершенного вида (сделав).

В отличие от глаголов в неопределённой форме, глагол в инфинитиве может иметь следующие суффиксы:

«ть» «сть» «ти» «сти» «чь»

Довольно часто в глаголах на «чь» это даже не суффикс или окончание, а часть самого слова.

В отличие от неопределённой формы глагола, имеет собственные суффиксы и более широкий спектр изменений и словоформ. Может выступать в качестве разных членов предложения. Выражает разные состояния. 

Синтаксическая роль инфинитива

Инфинитив – это всегда неизменяемая и неспрягаемая форма глагола. Он часто:

  • Бывает в совершенном и несовершенном виде (писать – переписать);
  • Бывает возвратным и невозвратным. Отличие – наличие суффиксов «сь» или «ся» (умыл – умылся);
  • Может быть переходным (передают действие на объект) и непереходным;
  • Отличаться по спряжению и залогу.

Синтаксическая роль инфинитива может быть представлена любым членом предложения:

Пример
  • Задание Анны — написать сочинение (подлежащее);
  • Валера будет играть на скрипке (часть сложной формы будущего времени простого глагольного сказуемого);
  • Любой гражданин обязан выполнять законы своей страны (основная часть составного глагольного сказуемого);
  • Мне нужно помыть пол (несогласованное определение);
  • Я забежал домой, чтобы забрать игрушку (обстоятельство);
  • Витя мечтал играть на барабанах (дополнение).

Инфинитив, хоть и соотносится с неопределённой формой глагола, все же имеет несущественный ряд отличий, поэтому некоторые авторы могут выносить его как отдельную часть речи. Тем не менее, инфинитив и неопределённая форма глагола остаются созвучными и часто приравниваются к одному понятию.

Как найти и что это такое неопределенная форма глагола

Владение любым языком немыслимо без знания основных единиц речи. Не менее важны и грамматические правила, которые позволяют все части речи гармонично связывать между собой с помощью падежей, предлогов, спряжения. Русский язык — предикативный, в нем чаще используются категории действия или глагольные конструкции. При знакомстве с этой частью речи учащиеся узнают, как она образуется и что такое неопределенная форма глагола.

Определение

неопределенная форма глагола

В учебнике за 4 класс, когда дети знакомятся с этим понятием, приведено правило.

Неопределенная форма глагола — это начальная и неизменяемая форма, от которой образуются все отглагольные части речи (причастия, деепричастия, отглагольные прилагательные) и формы глагола, образующиеся при спряжении.

На какие вопросы отвечает неопределенная форма: что делать? (что сделать?).

Называется неопределенная форма в лингвистике термином «инфинитив» (от лат. Infinitus). По инфинитиву невозможно сказать, кто и когда совершает какое-либо действие (например, «ходить»: не понятно, кто и когда это делал, нет указания ни на лицо, ни на число, ни на время). Его морфологическими признаками являются суффиксы –ть (-ти) (например, идти, сказать) или окончание корня на –чь (например, лечь, сечь).

Особенности

особенности неопределенного глагола

Неопределённая форма глагола не изменяется. В этом заключается особенность инфинитива, поэтому его нельзя проспрягать или как-то иным образом изменить.

Начальная форма у глагола может иметь только постоянные признаки:

  1. Спряжение (1-е, 2-е, разноспрягаемые).
  2. Возвратность (возвратный, невозвратный).
  3. Переходность (переходный или непереходный).
  4. Вид (несовершенный или совершенный).

Инфинитив лишен признаков лица, времени или числа, поэтому по нему невозможно сказать, кто и когда совершает действие.

Как найти инфинитив

Для осваивающих русский язык в качестве иностранного или для детей, которые недостаточно читают, вопрос поиска инфинитива может представлять некоторые сложности. Как найти неопределенную форму глагола.

Те, кто знает русский язык на уровне родного, как правило, не испытывают с этим особых трудностей. Как поставить глагол в неопределенную форму: мысленно задать вопросы инфинитива — «что делать?» или «что сделать?».

Также инфинитив можно определить еще одним способом:

  1. Узнать, к какому виду относится глагол в предложении.
  2. «Отсечь» личные окончания, которые появляются при спряжении, и (в случае необходимости) суффикс прошедшего времени –л-.
  3. Подставить к оставшейся части суффикс инфинитива –ть (-ти) или просто задать соответствующий вопрос.

Инфинитив это

Разберем на следующем примере: «Они старательно прописывали в тетради буквы». Начальная форма в данном случае будет «прописывать».

Это интересно! Что такое разряды и формы местоимений: таблица

Как мы ее определили:

  1. Задаём вопрос: Они (что делали?) прописывали.
  2. Вопрос «что делали?» указывает на то, что глагол несовершенного вида (без приставки «с»), значит, для определения инфинитива тоже нужно спрашивать без приставки «с»: «что делать?».
  3. Убираем окончание –и и суффикс прошедшего времени –л-. Имеем: прописыва-.
  4. Подставляем к оставшейся части слова суффикс инфинитива -ть: (что делать?) – прописывать.

Заметьте, что в данном случае можно ошибиться и назвать в качестве ответа «прописать», это будет неправильно, поскольку «прописать» отвечает на вопрос «что сделать?», то есть стоит в совершенном виде.

Важно! При определении начальной формы ставить вопрос к глаголу нужно в самом предложении, чтобы определить его вид.

Как найти и что это такое неопределенная форма глагола

Подсказка, как не ошибиться при определении (не)совершенного вида: в инфинитиве сохраняются все приставки и суффиксы (за исключением суффикса прошедшего времени –л-) той формы глагола, с которой вы работаете в тексте.

В нашем примере должны сохраниться приставка про- и суффикс –ыва-. «Прописать» — это неправильный ответ как раз потому, что мы «потеряли» суффикс –ыва-.

Для начального этапа освоения языка рекомендуется второй способ, позднее, когда уже наработается языковое чутье, можно будет определять инфинитив только по вопросу.

Обратите внимание! В процессе поиска Н.Ф. можно пойти двумя путями: задать вопрос — «что делать?» или «что сделать?», либо следовать вышеуказанному способу.

Синтаксическая функция

Какова роль неопределенной формы глагола в предложении. Она может выполнять различные синтаксические функции. Сводная информация о возможных членах предложения, выраженных инфинитивом, приведена в таблице:

Синтаксическая роль Пример
Составная часть глагольного сказуемого Я (что делаю?) люблю читать исторические романы.
Подлежащее (Что?) Защищать Родину — долг каждого человека.
Определение Он с трудом поборол желание (какое?) зевнуть.
Обстоятельство Они притормозили (зачем?), чтобы получше рассмотреть озеро.

Инфинитив в качестве дополнения почти не встречается. Тем не менее, в предложении «Он распорядился подать кофе» можно трактовать «подать» как дополнение (распорядился о чем?).

Определение онлайн

неопределенная форма глагола

Если вы затрудняетесь самостоятельно определить начальную форму или не уверены, что сделали это правильно, можно проверить себя с помощью онлайн-сервисов для морфологического разбора.

Поскольку определение инфинитива является его обязательной частью, можно зайти на любую интернет-страницу, которая предлагает эту услугу, и ввести нужный глагол в том виде, в каком он употреблен в предложении.

Первое слово, которое будет указано, и будет Н.ф. глагола..

Отметим, что в целом умение определять части речи, изменять их по лицам, числам, временам, во многом зависит от врожденной грамотности и языкового чутья. Но даже если с этим не все в порядке, выучить, на какие вопросы отвечает неопределенная форма, не так уж сложно. В остальном следует придерживаться приведенных выше схем и советов.

Для закрепления (или формирования) знаний по указанной теме можно рекомендовать ряд заданий и упражнений:

  1. Различение частей речи со схожими концовками (поставить чугунок в печь (сущ.) — печь пироги (гл.), Петь, иди сюда! (имя собств.) — петь песни (гл.)).
  2. Преобразование глагола несовершенного вида в совершенный вид и обратно.
  3. Образование глагола от существительного (например, путешествие — путешествовать, еда — есть, поездка — поездить).

С практикой придут и необходимые умения.

Полезное видео: Неопределенная форма глагола

Как определить начальную форму глагола

Глагол – это часть речи, обозначающая какое-либо действие или указывающая на состояние.

глагол

Начальная (неопределенная) форма – это особый грамматический вид глагола, инфинитив, и он выделяется среди остальных частей речи. Инфинитив отвечает на глагольные вопросы что делать? что сделать?.

Название этой части речи (инфинитив) берет свое начало с латинского языка и переводится как «неопределённый». Это слово (infinitivus), а точнее его производная «инфинитив» указывает на особую глагольную форму. Ситуация схожа с существительными и их начальным видом именительного падежа, который всегда приводится в толковых словарях.

Если задать эти вопросы (что делать? что сделать?) к любой форме действия, то можно получить начальный вид, который и будет считаться неопределённым или нулевым.

Обычные глаголы можно спрягать по лицу и числу, времени, наклонению. Суть в том, что по инфинитиву нельзя определить ни время, ни число, ни любую другую грамматическую категорию взятого глагола (например, он рубит (н.в, ед.ч.), что делать? – рубить (?, ?.). Всегда неопределенный вид оканчивается на –ть, -ти или –чь.

Определение начальной формы глагола

У любого глагола, указывающего на совершения действия или на состояние, можно выделить неопределенную форму, например:

  • Плыл(что делал?)– плыть(что делать?);
  • Идешь(что делаешь?)– идти(что делать?);
  • Ударю(что сделаю?)– ударить(что сделать?);
  • Приветствую(что делаю?)– приветствовать (чтоделать?).

Определить начальную форму глагола не сложно, достаточно лишь задать один из указанных вопросов к слову. Также на неопределенность указывает окончание (-ть, -ти). Например:

  • Приду — прийти;
  • Пришью – пришить;
  • Бегу – бежать;
  • Читает — читать;
  • Дает – дать;
  • Пишет – писать.

начальная форма глагола

Стоит отметить, некоторые из глаголов совсем не имеют (нулевое) окончания (они оканчиваются на –чь), например:

  • Бережем – беречь (корень, нет окончания);
  • Привлекает – привлечь (приставка, корень, нет окончания);
  • Прилег – прилечь (приставка, корень, нет окончания);
  • Печем – печь (корень, нулевое окончание).

Также нужно уделить особое внимание некоторым нулевым глаголам, у которых в корне слова пишется буква «Й». Например:

  • Обошел – обойти;
  • Зайдем – зайти;
  • Перешли – перейти;
  • Выйдем – выйти.

Примечательно, что инфинитив может отвечать на два вопроса. Подобное разнообразие говорит о разных лексических видах слова, которые называются совершенной и несовершенной формой. Вид говорит о соответствии действия с пределом (происходит в начале или в конце). Например, несовершенная форма действия не ограничивается какими-либо рамками. Это постоянное действие, которое периодично повторяется (например, есть, бить, спать, гадать – что делать?). Совершенная форма указывает на действие, которое было окончено, но сохранило итог к моменту разговора (например, проплыть, проспать, пойти – что сделать?).

Для чего нужен инфинитив в глаголах?

Одна из причин использования инфинитива заключается в том, что в некоторых словах окончания не попадают под ударение. Это случается, когда у людей появляются сомнения в правописании букв «е» и «и» в словоформах:

  • Строишь или строешь ;
  • Клеит или клеет ;
  • Здоровеем или здровоеим .

Для правильности написания подобных слов понадобится определить спряжение этих глаголов, используя форму инфинитива. Все достаточно просто.

Другой момент — в прошедшем времени глаголы часто получают безударные суффиксы. К примеру:

  • Клеить – клеил;
  • Посеять – посеял;
  • Ненавидеть – ненавидел.
  • Зависеть – зависел.

Основываясь именно на неопределенном виде создаются другие словоформы глаголов, к примеру:

Лелея-ть – леле-ял, леле-ю, леле-яв (меняется только окончание, основа остается точно такой же, как в инфинитиве).

Именно поэтому так важно точно определить начальный вид и выделить в ней безударный суффикс. Без этих знаний не получится правильно писать глаголы в прошедшем времени, причастиях прошедшей формы, деепричастиях.

списывание

Морфологические характеристики инфинитивной формы глаголов в русском языке

Неопределенные глаголы нужны для обозначения действия или состояние того, о чем говорится. При этом они не имеют каких-либо изменяемых характеристик, которые присущи другим частям речи и формам. Инфинитивы получили только незыблемые морфологические определения:

  • Вид.
  • Возвратность.
  • Спряжение и переходность.

Рассмотрим предложение: Они начали понемногу зажигать огни. Выделим морфологические характеристики на примере начальной формы «зажигать».

Зажигать – отвечает на вопрос что делать?

  • Это глагол, указывающий на действие;
  • Форма инфинитив;
  • Несовершенный вид;
  • Невозвратный;
  • Непереходный;
  • Первое спряжение.

Синтаксическое назначение – часть составного глагольного сказуемого «начали зажигать».

Рассмотрим другое предложение: В ней жила мечта освободиться из плена.

Освободиться – отвечает на вопрос что сделать?

  • Глагол, указывает на какое-либо действие;
  • Форма инфинитив;
  • Совершенный вид;
  • Непереходный;
  • Возвратный;
  • Первое спряжение.

Синтаксическое назначение – несогласованное определение.

Важно помнить, что начальная форма глагола отвечает на вопросы «что делать? что сделать?» и может являться любым членом в предложении.

[spoiler title=”источники:”]

https://znaniya.guru/russkij-i-literatura/neopredelennaya-forma-glagola.html

https://nach-shkola.ru/kak-opredelit-nachal-nuyu-formu-glagola.html

[/spoiler]

КОНСПЕКТ УРОКА

Русский язык, 4 класс

Урок № 58. Неопределённая форма глагола.

Вопросы, рассматриваемые на уроке

На этом уроке

Вы повторите:

  • вопросы, по которым можно определить глагол.

Вы научитесь:

  • находить глаголы в неопределённой форме по вопросам;
  • оценивать результаты своей деятельности.

Тезаурус

Глагол – часть речи, обозначает действие предмета, отвечает на вопросы что делать? что сделать? В предложении глагол обычно является сказуемым.

Неопределённая форма глагола – форма, в которой нельзя определить число, лицо, род. Отвечает на вопросы что делать? что сделать? Является начальной формой глагола. Неопределённая форма глагола чаще всего оканчивается на -ть или -ти: рисовать, лепить, нести, идти. Есть также глаголы, которые оканчиваются на -чь: стеречь, прилечь.

Литература

Основная:

  • Канакина В. П. Русский язык. 4 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. —М.: Просвещение, 2017.

Дополнительная:

  • Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 4 класс: учеб. пособие для общеобразоват. организаций. В 2 ч. / В. П. Канакина. — М.: Просвещение, 2017.
  • Канакина В. П. Русский язык. Сборник диктантов и творческих работ. 3-4 классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / В. П. Канакина, Г. С. Щёголева. — М.: Просвещение, 2017.
  • Канакина В. П. Русский язык. Проверочные работы. 4 класс: учеб. пособие для общеобразоват. организаций. / В. П. Канакина. — М.: Просвещение, 2017.

Открытые электронные ресурсы по теме урока:

Уроки русского. Неопределённая форма глагола.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Глагол – изменяемая часть речи. У всех изменяемых частей речи есть начальная форма. Начальная форма есть и у глагола. Она отвечает на один из двух вопросов: что делать? или что сделать? Особенность начальной формы глаголов в том, что по ней нельзя определить ни время, ни род, ни лицо. Поэтому её называют неопределённой формой глагола.

Обратите внимание, что глаголы, которые отвечают на вопросы что делать? что сделать?, являются разными словами, даже если они однокоренные:

что делать?

что сделать?

решать

надевать

давать

пожимать

губить

решить

надеть

дать

пожать

погубить

Очень важно при поиске неопределённой формы глагола, при изменении глагола по лицам и числам не заменять один глагол другим. Вот почему надо следить за приставкой с- в вопросе глагола

Примеры и разбор заданий тренировочного модуля

  1. Распредели глаголы в две группы.

что делать?

что сделать?

Падать, упасть, склеить, клеить, рассказывать, рассказать, сбежать, бежать, зацвести, цвести, прилететь, лететь.

Проверьте себя по эталону:

что делать?

что сделать?

падать

клеить

рассказывать

бежать

цвести

лететь

упасть

склеить

рассказать

сбежать

зацвести

прилететь

  1. Прочитайте текст. Подчеркните глаголы в неопределённой форме.

Ольга Николаевна стала объяснять нам, что, для того чтобы успешно учиться, надо правильно распределять свой день. Надо пораньше ложиться спать и пораньше вставать. Утром делать зарядку, почаще бывать на свежем воздухе. Уроки нужно делать не сейчас же после школы, а сначала часа полтора-два отдохнуть. Уроки обязательно делать днём. Поздно вечером заниматься вредно. Сначала надо делать уроки, которые потрудней, а потом те, что полегче.

(По Н. Носову)

Проверьте себя по эталону:

Ольга Николаевна стала объяснять нам, что, для того чтобы успешно учиться, надо правильно распределять свой день. Надо пораньше ложиться спать и пораньше вставать. Утром делать зарядку, почаще бывать на свежем воздухе. Уроки нужно делать не сейчас же после школы, а сначала часа полтора-два отдохнуть. Уроки обязательно делать днём. Поздно вечером заниматься вредно. Сначала надо делать уроки, которые потрудней, а потом те, что полегче.

(По Н. Носову)

  1. Образуйте от имён существительных однокоренные глаголы в неопределённой форме, которые отвечают на вопрос что делать? Запишите их.

Ходьба – ________________, скука – ________________, жизнь – ________________, победа – ________________, лечение – ________________, жалость – ________________, любовь – ________________, горе – ________________, покупка – ________________, молчание – ________________.

Проверьте себя по эталону:

Ходьба – ходить, скука – скучать, жизнь – жить, победа – побеждать, лечение – лечить, жалость – жалеть, любовь – любить, горе – горевать, покупка – покупать, молчание – молчать.

Примеры и разбор заданий контрольного модуля

1. Тест.

1. Прочитайте стихотворение. Сколько в нём глаголов в неопределённой форме?

Коли спорить, так уж смело.

Коль карать, так уж за дело.

Коль простить, так всей душой.

Коли пир, так пир горой.

(А. Толстой)

В этом стихотворении …

А) 2 глагола в неопределённой форме;

Б) 3 глагола в неопределённой форме;

В) 4 глагола в неопределённой форме.

2. Отметьте предложение, в котором все глаголы в неопределённой форме.

А) Ребята принялись разглядывать друг друга и рассказывать, кто как провёл лето. (Н. Носов)

Б) Петушок с высокой спицы стал стеречь его границы. (А. Пушкин)

В) Уметь говорить – хорошо, уметь слушать – ещё лучше. (Пословица)

3. Отметьте строку, в которой неверно указан глагол неопределённой формы.

А) вставал – вставать;

Б) решаем – решить;

В) полежите – полежать.

Проверьте себя по эталону:

1 Б

2 В

3 Б

Три правильных ответа – «Отличный результат!»

Два правильных ответа – «Хороший результат!»

Один правильный ответ – «Потренируйтесь ещё!»

  1. Задайте вопросы к глаголам в неопределённой форме.

Глаза у вальдшнепа размещены далеко друг от друга, можно (______________) сказать, на затылке. Поэтому ему не надо (________________) поворачивать голову, чтобы (________________) увидеть всё, что происходит вокруг него.

Проверьте себя по эталону:

Глаза у вальдшнепа размещены далеко друг от друга, можно (что сделать?) сказать, на затылке. Поэтому ему не надо (что делать?) поворачивать голову, чтобы (что сделать?) увидеть всё, что происходит вокруг него.

  1. По какому правилу слова объединены в группы?

1

2

3

коньки

мальки

кольцо

меньше

прилечь

стеречь

стричь

вовлечь

льют

вьют

разобьёт

пришьют

В какой группе Ь служит для обозначения мягкости согласных? (___) В какой группе Ь указывает на форму слов? (___).

Проверьте себя по эталону:

В какой группе Ь служит для обозначения мягкости согласных? (1) В какой группе Ь указывает на форму слов? (2).

Чтобы определить глагол в неопределенной форме, надо к этому глаголу задать вопросы : ” Что делать ? Что сделать ? “.

Например :

летит – Что делать ? – лететь ( глагол лететь в неопределенной форме ) ;

читает – читать ;

бегает – бежать ;

прыгает – прыгать

и др.

система выбрала этот ответ лучшим

Определить глагол в неопределенной форме не очень сложно.

Прежде всего нужно помнить, что глагол в неопределенной форме ( или инфинитиве, или начальной форме ) называет действие и отвечает на вопрос что делать?, если это инфинитив глагола несовершенного вида ( лечить, нести, печь ), или вопрос что сделать?, если это начальная форма глагола совершенного вида ( вылечить, принести, испечь ).

Можно сказать, что определение неопределенной формы глагола по вопросу, задаваемому к ней, это грамматический способ определения.

Но есть еще и формальный способ: по тому, на что глагольная форма заканчивается. Инфинитив глагола чаще всего заканчивается на -ть ( свернуть, лежать, полоть ), но может заканчиваться на -ти ( плести, завести, отойти ) или на -чь ( стеречь, беречь, отвлечь ).

Важно помнить, что есть возвратные глаголы ( с постфиксом -ся ), у них на -ся заканчивается не только инфинитив ( бриться, умываться, определяться ), но и личные формы глагола ( бреешься, умывается, определяются ). В это случае только на основании наличия -ся, инфинитив определить нельзя, необходимо задать вопрос, чтобы не допустить ошибки:

краситься ( что делать? ) – инфинитив,

красится ( что делает? ) – форма настоящего времени третьего лица единственного числа.

владс­андро­вич
[766K]

5 лет назад 

Неопределенная форма глагола, это как и любая форма глагола, имеет к себе, определенного рода вопрос, который выявляет эту самую форму и флексию, то есть окончание в ней.

Так вот для определения неопределенной формы, вам нужно задать к любому глаголу вопрос что делать?. После этого, вам нужно подобрать то слово, которое сможет на него ответить.

Слово это, если брать специфику построения окончаний глаголов, всегда будет иметь нулевое окончание и оканчиваться на – ть.

Например: Что делать: играть, работать, косить, носить или разносить.

Поэтому если вы задали нужный вопрос и у вас появилось такое слово которое отвечат на впрос что делать? и заканчивается на -ть-, то у вас все получилось.

Светл­аночк­а100
[49.2K]

4 года назад 

Форму глагола мы с вами можем определить, лишь когда мы зададим вопрос. По правилам русского языка, вопрос к неопределённой форме глагола будет таким: “Что делать?, или “Что сделать”. Эти оба варианта вопросов нам указывают на неопределённую форму глагола. Ещё по-другому эти глаголы называют инфинитив. Давайте теперь на примере рассмотрим предложения, в которых имеется неопределённая форма глагола.

  • Что делать? Искать мальчика, который спрятался. Кричать во всё горло в лесу. Рисовать на доске мелом.
  • Что сделать? Испечь для внучки пирожки. Слетать в другой город в командировку. Съездить в городской парк.

Ninaa­rc
[481K]

3 года назад 

Каждый глагол имеет начальную форму, которая называется инфинитивом или неопределенной формой. Именно в этой форме мы видим глаголы в словарях. В инфинитиве не показывается ни род, ни число, ни время, ни лицо.

Чтобы определить неопределенную форму глагола, следует задать вопросы: “что делать?”, “что сделать?”. Таким образом можно узнать инфинитив глагола, а оканчиваются они формообразующими суффиксами “-ти” или “-ть”. Некоторые глаголы в начальной форме оканчиваются на “-чь”, однако в этом случае эта часть слова относится к корню.

Примеры глаголов в неопределенной форме

◆ с суффиксом “-ть”:

возражать;

бежать;

реагировать;

держать;

решать.

◆ с суффиксом “-ти”:

нести;

вести;

трясти;

ползти;

грести.

◆ с окончанием на “-чь”:

жечь;

стричь;

беречь;

печь;

отвлечь.

Чёрна­я Луна
[265K]

4 года назад 

Неопределенную форму глаголов так же называют инфинитивом глагола. Инфинитив есть у каждого глагола в русском языке. Как понять, что глагол имеет неопределенную форму? Достаточно задать к нему вопрос, инфинитив отвечает на вопросы “что делать?” и “что сделать?”. Он не имеет ни числа, ни лица. Примеры: водить, звонить, говорить, стоять, просить и другие.

Rogne­da
[416K]

9 лет назад 

Глагол имеет начальную форму, которая называется неопределенной формой, или инфинитивом. Глаголы в неопределенной форме отвечают на вопросы что делать? что сделать? и имеют на конце формообразовательные суффиксы : -ть ( узна-ть, удивля-ть, езди-ть, верте-ть, тону-ть),

-ти (нес-ти, пас-ти,вез-ти ) и -чь ( увле-чь, стере-чь,бере-чь).

Nelli­4ka
[114K]

6 лет назад 

Как поставить глагол в неопределенную форму (или в начальную форму, или в инфинитив)?

Возьмем глагол “испекла” (глагол женского рода, прошедшего времени, единственного числа). Зададим от этого глагола вопросы:

  • что делать? – печь. Мы получили глагол несовершенного вида.
  • что сделать? – испечь. Так мы нашли глагол совершенного вида.

Autho­r
[788K]

5 лет назад 

Глаголы в

Что делать? А также, что сделать? Их еще называют инфинитив.

Например: узнает – узнать, удивляет – удивлять, тонет – тонуть, несет – нести, пасет – пасти, везет – везти, мешает – мешать, пишет – писать, стирает – стирать, убирает – убирать, думает – думать, играет – играть.

УРАЛО­ЧКА74
[177K]

6 лет назад 

Вот буквально сегодня попалось задание: “Подчеркнуть глаголы в неопределенной форме”.

Ищем глаголы в неопределенной форме, которые отвечают на вопросы (что делать?), (что сделать?).

Примеры: пускать, сеять, мешать, собирать, испечь, слетать и т.п

Marin­a82
[43.1K]

9 лет назад 

Насколько я помню школьную программу, глагол в неопределенной форме отвечает на вопрос “что делать?”. Например, читать, писать, стоять, думать – это глаголы в неопределенной форме. Еще неопределенную форму глаголов называют инфинитив.

Знаете ответ?

Что такое инфинитив – что он обозначает, как образуется и что про него надо знать

Он отвечает на вопросы «что делать?» и «что сделать?».

7 406

Что такое инфинитив простым языком

Инфинитив – это глагол, который отвечает на вопросы «что делать?» или «что сделать?». Другие его названия: начальная форма глагола, неопределенная форма глагола. Все три правильные.

Примеры инфинитивов: (что делать?) делать, играть, воевать, грустить, ныть; (что сделать?) сделать, вызволить, съесть, спеть, сыграть, отвоевать.

Что означает инфинитив

Он называет действие, как и любой глагол: учиться – то есть получать знания; вспоминать – то есть пытаться воспроизвести в памяти детали какого-то события из прошлого.

Инфинитив может быть совершенного или несовершенного вида. То есть он показывает, есть у действия «предел» или нет. Сравните: читать, играть, звать, танцевать – все эти действия «бесконечные». А вот прочитать, сыграть, позвать, станцевать – здесь уже четко чувствуется «конечность», ограниченность какая-то, то есть у действия есть «предел».

Инфинитив может указывать на возвратность и невозвратность. Возвратность – когда есть «-ся»: умыться, побриться, причесаться – то есть я направляю действие на самого себя, возвращаю его на себя. Невозвратность – когда нет «-ся»: умыть, побрить, причесать – действие направлено на кого-то.

Больше инфинитив ничего не обозначает и ни на что не указывает. У него нет времени, лица, числа. Сравните: пел, пою, поет, пела, пели и петь – личные формы глагола указывают на время, лица, числа, а инфинитив «петь» такой информации не дает.

Запомните

Инфинитив – неизменяемое слово. В словосочетаниях с зависимым инфинитивом тип связи – всегда примыкание.

Как делать морфемный разбор инфинитива

Надо сразу выделить «-ть» или «-ти». В большинстве учебников русского это окончания, в некоторых других (например, у Бабайцевой) – суффикс. Спросите у своего учителя, как выделять и выделяйте так до 11 класса.

Все то, что остается после «-ть» и «-ти» – это основа инфинитива. В ней вам надо выделить корень, подобрав однокоренные слова. Примеры:

  1. Играть (игра, игры) – корень «-игр-».
  2. Танцевать (танец, танцы) – корень «танц-».
  3. Воевать (воjую, воjна) – корень «воj-».

То, что останется между корнем и окончанием – это суффикс. В слове «воевать» – «-эва-», играть – «-а-», «танцевать» – «-ева-».

Обратите внимание

Этот суффикс называется суффиксом основы инфинитива.

Есть несколько инфинитивов, которые оканчиваются на «-чь»: печь, беречь, стеречь. «-Чь» у них входит в состав корня. То есть корнем будет все слово.

Как подчеркивать инфинитив в предложении

Он может быть любым членом предложения. Смотрите:

  1. Курить – здоровью вредить. Курить – подлежащее, так как отвечает на вопрос «о чем говорится в предложении?», «вредить» – сказуемое, отвечает на вопрос «что говорится о подлежащем?».
  2. Я хочу спать – «спать» входит в состав составного глагольного сказуемого.
  3. Она умоляла меня остаться – «остаться» здесь – дополнение, потому что относится к другому лицу – не ко ней, а ко мне. Умоляла (о чем?) остаться.
  4. У меня есть дикое желание съесть торт – «съесть» – несогласованное определение. Желание (какое?) съесть торт.
  5. Я иду на речку ловить рыбу – «ловить» – обстоятельство цели, потому что «иду (для чего? с какой целью?) ловить рыбу».

Есть ли инфинитивы в других языках

Да. Например, в английском: «love», «to love» – любить, «cry», «to cry» – плакать. В предложениях в зависимости от контекста этот глагол можно переводить как в начальной, так и в личной форме: «I love you» – «Я люблю тебя» – личная форма. «He makes me cry» – «Он заставляет меня плакать» – «плакать» здесь инфинитив, хоть и без «to».

В немецком глаголы в неопределенной форме – это глаголы с -en: machen – делать, studieren – изучать («штудировать»). Если -en нет, значит глагол в личной форме: «Ich mag lehren» – «Я люблю учиться». «Mag» – личная форма (люблю, мне нравится), «lehren» – инфинитив (учиться).

Почему инфинитив еще называют начальной, или неопределенной формой глагола

Неопределенной – потому что он кроме вида и возвратности ничего не обозначает. Не определено, какого он времени, числа, лица. Ничего непонятно, в общем.

Начальной – потому что от инфинитива начинается образование разных других форм глагола. Смотрите: Читать – читаjэт (глагол в настоящем времени) – читаjущий (причастие); видеть – видел (глагол в прошедшем времени); позвать – позвав (деепричастие).

Кстати

Латинское слово infinitivus так и переводится – неопределенный.

( 9 оценок, среднее 4.11 из 5 )

Оцените статью

ЕЖЕНЕДЕЛЬНАЯ РАССЫЛКА

Получайте самые интересные статьи по почте и подписывайтесь на наши социальные сети

ПОДПИСАТЬСЯ

Добавить комментарий