Дети часто путают форму слова и однокоренные слова. О том, как объяснить ребенку разницу между этими понятиями, я расскажу в этой статье.
Попросите ребенка записать слово школа. А дальше измените это слово по вопросам. С формой слова знакомятся во 2 – 3 классе (зависит от программы). Дети ещё не знают про падежи. Поэтому просто поможем ребенку изменить слово по вопросам.
- нет (чего?) школы
- вижу (что?) школу
- подошёл ( к чему) к школе.
Попросите ребенка выделить корень в этих словах.
Спросите ребенка, чем отличаются эти слова. Только окончание. У них меняется последняя буква. Спросите у ребенка, меняется ли значение слова? Оно не меняется. Когда в слове меняется только окончание, а значение слова не меняется, то перед нами форма слова.
А теперь подбираем однокоренные слова
Попросите ребенка выделить корень.
Спросите, появляется ли у этих слов новое значение. Да. Когда у слов общий корень и схожее значение, то это однокоренные слова. Если ребёнок уже прошёл разбор слова по составу, то обратите его внимание на то, что у однокоренных слов меняется не только значение, но и появляется приставка или суффикс, а при изменении формы слова меняется только окончание. Значение слова, при изменении его формы, не меняется.
Делитесь своим мнением в комментариях, подписывайтесь на мой канал
Содержание
- Форма слова
- Начальная форма слова
- Как изменить форму слова
- Основные разновидности
- Особенности формирования
- Однокоренные слова
- Методы образования
- Определение словоформы
- Урок русского языка «Формы слова. Окончание», 3 класс
- Урок по русскому языку для 3 класса «Формы слова. Окончание»
- «Управление общеобразовательной организацией: новые тенденции и современные технологии»
- Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Скоростное чтение
- Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО
Форма слова
Формы слова — это варианты одного и того же слова. Например:
лес, в лесу, нет леса, идти лесом.
Начальная форма слова
Начальная форма имени существительного (название объекта) — это слово в именительном падеже и единственном числе (И. п., ед. ч.). Имя существительное в начальной форме отвечает на вопрос: кто? или что? Например:
Начальная форма имени прилагательного (название признака) — это слово в единственном числе мужского рода. Имя прилагательное в начальной форме отвечает на вопрос какой? Например:
Начальная форма глагола (название действия) — это неопределённая форма глагола (инфинитив). Глагол в начальной форме отвечает на вопрос: что делать? или что сделать? Например:
( что делать?) сидеть, играть;
( что сделать?) списать, погулять.
Как изменить форму слова
Различные формы слова образуются с помощью окончаний, то есть, чтобы изменить форму слова, надо изменить окончание.
Чтобы изменить форму слова у существительного, надо перед существительным поставить одно из следующих слов: есть, нет, дать, люблю (виню), доволен (творю), думаю.
Форма слов имён существительных изменяется при склонении по падежам.
Чтобы изменить форму слова у прилагательного, надо перед прилагательным поставить одно из следующих слов: какой, какая, какое, какие.
Форма слов имён прилагательных изменяется при склонении и изменении по родам.
Чтобы изменить форму слова у глагола, надо перед глаголом поставить одно из следующих слов: я, ты, мы, вы, он, она, оно, они.
Форма слов глаголов изменяется при спряжении и изменении времени.
Источник
Основные разновидности
Разные словоформы отличаются по своим морфемам — наименьшим единицам языка, имеющим значение. Из морфем складываются слова, служащие для описания объектов. Каждая единица обладает собственным значением. Но она не выполняет коммуникативные функции, в отличие от полноценного слова.
В современном русском языке выделяются следующие морфемы:
Морфемы обладают множеством особенностей, они неспособны распадаться на более мелкие частицы слова и обладают собственным звуковым сопровождением, меняющимся в зависимости от смысла.
Все словоформы делятся на следующие разновидности:
Особенности формирования
Образование форм слова происходит в большинстве случаев при помощи окончаний и формообразовательных суффиксов. Каждая словоформа располагает собственными морфологическими признаками и грамматическими значениями (для существительного — число и падеж, для глагола — число, время и лицо). Пример: кот — котов, думать — думает. Словообразование может проводиться посредством присоединения дополнительных слов. Для образования конструкции будущего времени потребуется добавить «буду», «будет», «будешь». Пример: будет играть, будешь смотреть.
В русском языке есть слова, которые не обладают способностью изменять свою форму. Они называются не изменяемыми. В данную категорию входят все наречия и деепричастия, некоторые прилагательные и местоимения, а также служебные части речи (предлоги, союзы и частицы) и междометия. Образец: холодно (наречие), играя (деепричастие), над (предлог), и (союз), же (частица), бордо (прилагательное, обозначающее цвет), где (местоимение), ах (междометие).
Слова, способные образовывать новые словоформы, называются изменяемыми. У каждой части речи существует только одна начальная форма:
Исключением выступает местоимение. Эта часть речи обладает несколькими начальными формами в зависимости от разряда. Они делятся на 3 основные группы:
Однокоренные слова
Формы слов постоянно путают с однокоренными словами. Главное отличие этих морфологических единиц заключается в лексическом значении образуемого. Если словоформа сохраняет свой смысл, то однокоренное выражает совершенно иное лексическое значение, также последние могут относиться к различным частям речи. Они образуются при помощи присоединения приставок и словообразовательных суффиксов.
Сравнение словоформ и однокоренных слов:
Словоформы | Однокоренные слова |
Родной | Родина |
Родная | Породниться |
Родные | Родовой |
Родное | Родственные |
Методы образования
Для создания новых словоформ применяют такие методы как склонение, спряжение, образование множественного числа, изменение временных форм и степеней сравнения. Склонение слов — способность имён существительных изменяться по родам и падежам. Для существительных в единственном числе существует отдельная классификация по склонениям:
Для каждого склонения существуют отдельные правила образования словоформ, различающиеся по методике постановки падежных окончаний. Существует огромное количество существительных, совмещающих в себе признаки разных склонений. К этой категории относятся существительные, оканчивающиеся на «-мя» и «путь». При их изменении по падежам образуется суффикс «-ен»: время — времени, бремя — бремени.
Спряжением называется изменение числа, времени, лица и рода глагола. Всего выделяют 2 вида спряжения:
Существует множество исключений из правил. Так, глаголы «брить», «стелить», «зиждиться» относятся к первому спряжению, но оканчиваются на «-ить». Глаголы «гнать», «держать», «дышать», «обидеть», «видеть», «слышать», «ненавидеть», «смотреть», «вертеть», «зависеть», «терпеть» относятся ко 2 спряжению.
Глаголы также могут изменять свою временную форму. Они могут быть употреблены в формах прошедшего, настоящего и будущего времени: старался (прошедшее время), старается (настоящее время) и будет стараться (будущее время).
Степени сравнения являются особой формой словоформ для прилагательных. Выделяют сравнительную и превосходную степень сравнения. Сравнительная степень олицетворяет признак, проявляющийся либо в большей, либо в меньшей мере. Образец: хороший — лучше, плохой — хуже. Превосходная степень сравнения указывает на свойство предмета в высшем его проявлении. Пример: сильнейший, умнейший.
Определение словоформы
Для правильного определения словоформы был создан следующий алгоритм действий:
Существует правило формы одного и того же слова. Оно гласит, что словоформа может изменяться только в пределах одной части речи.
Источник
Урок русского языка «Формы слова. Окончание», 3 класс
Тема урока: Формы слова. Окончание.
Предмет: русский язык
Тип урока: урок приобретения новых знаний
Цели по содержанию:
формировать представление об окончании как изменяемой части
слова и его роли в предложении;
ввести в познавательную деятельность и активный словарь
учащихся терминов: окончание, формы одного и того же слова;
совершенствовать знаний об однокоренных словах.
развивать умение сопоставлять и различать разные формы одного и
того же слова и однокоренные слова.
развивать память, мышление, наблюдательность;
развивать навыки самостоятельной работы.
воспитывать любовь к предмету;
создать условия для воспитания культуры общения;
формировать потребности писать грамотно;
мотивировать учащихся на здоровый образ жизни.
Планируемые результаты учебного занятия:
будут сформированы навыки грамотного и каллиграфического письма.
научатся контролировать свою деятельность по ходу выполнения заданий;
определять цель учебной деятельности;
будут учиться высказывать свои гипотезы, обосновывать их;
определять степень успешности выполнения своей работы и работы учащихся.
научатся сотрудничать, слушать мнение других, работать в парах и группе;
учиться слушать и слышать учителя и одноклассников, совместно обсуждать предложенную или выявленную проблему;
конструировать небольшие устные речевые высказывания;
доказывать свою точку зрения, подбирать аргументы для объяснения.
научатся ориентироваться в учебнике, отвечать на вопросы учителя;
научатся распознавать формы одного слова;
будут уметь перерабатывать полученную информацию.
научатся доводить начатую работу до конца; оценивать свою и работу других.
проявлять интерес к предмету;
осознать потребность в изучении темы;
самостоятельно объяснять и определять свои чувства и ощущения, возникающие в результате рассуждения, обсуждения.
Используемая технология: технология уровневой дифференциации, проблемного обучения, здоровьесберегающая, игровая, информационные технологии.
Организация образовательного пространства.
карточки с заданиями;
учебник В.П. Канакиной «Русский язык», 3 кл. М: Просвещение, 2013;
интерактивная доска, проектор;
система контроля и мониторинга качества знаний PROCLASS .
Используемые учебники и учебные пособия: В.П. Канакина «Русский язык» 3 класс. М: Просвещение, 2013. УМК «Школа России».
І. этап. Вырабатывание (5 мин)
Нагрузка относительно невелика
1.Этап мотивации к учебной деятельности (Цель: проверить готовность учащихся к уроку; создать условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность на уроке.)
Предлагаю взять для урока такой девиз: (прочтите его) «С малой удачи начинается большой успех».
Как вы понимаете это выражение? Я желаю вам много маленьких удач на нашем уроке. Записывают число.
2.Этап актуализации опорных знаний (Цель: активизация опыта и предыдущих знаний обучающих, активизация деятельности учащихся, постановка учащимися индивидуальных целей в учебной деятельности.).
Словарная работа. Кроссворд на интерактивной доске, картинки словарных слов будут появляться на экране, вы будете записывать их, чётко проговаривая, на доске.
(Пенал, петух, песок, пшеница, помидор, пассажир).
Молодцы, справились с заданием! Какие части речи записали? (Имена существительные). Устно придумайте однокоренные имена прилагательные к данным словам. (Петух – петушиный, песок – песочный, Пшеница – пшеничный, помидор – помидорный, пассажир – пассажирский).
Как пишутся корни в однокоренных словах? (Корни в родственных словах пишутся одинаково).
У вас на столах даны карточки. Прочитайте текст (Приложение 1), какое слово повторяется. Что вы можете сказать о лексическом значении этих слов: роса, без росы, росу, росой? (Одинаковое). Это однокоренные слова? (Нет). Почему? (Имеют одно лексическое значение). Какая часть слова меняется? Кто из вас знает, как она называется? Эта часть слова называется окончанием. Сформулируйте тему урока. Что мы должны сегодня узнать на уроке?
ІІ. этап. (20 мин) Максимальная работоспособность
Нагрузка максимальное снижение на 15 мин
3.Этап построения проекта выхода из затруднения.
Включение учащихся в целенаправленную деятельность
Упражнение 142 с. 79. Прочитаем текст и посмотрим, какая часть слова изменяется. Читаем вслух по одному предложению. Да, правильно изменяется окончание. Мы можем назвать её изменяемая?
Окончание – изменяемая часть слова. Повторяем. Выделяется окончание квадратиком.
Выпишите это слово так, как оно звучит в предложениях. Давайте отметим изменяемую часть в слове осина, посмотрите, пожалуйста. Как она называется? Обратите внимание, значение слова не изменяется, изменяется форма слова.
Осина, осины, к осине, про осину – разные формы одного и того же слова. Они различаются окончаниями. Посмотрите, как правильно выделять окончание в словах. Назовите, какие окончания встретились в этих словах? Прочитайте последнее предложение. Вы, наверное, слышали такую поговорку «Дрожит как осиновый лист».
Как вы думаете, когда так говорят? В каком значении употреблено это выражение?
У разных народов бытовали легенды и поверья, связанные с удивительным свойством осиновых листьев приходить в движение от малейшего дуновения ветра. Что вы можете сказать про окончание? Давайте сделаем вывод, для чего служит окончание. Окончание служит для связи слов в предложении.
На доске: хвост (лиса), подкрался к (лиса), увидел (лиса), охотился за (лиса), рассказ о (лиса).
Прочитайте. Составляет ли каждая пара слов словосочетание? Почему? Что мы знаем про связь слов в словосочетании? (Что все слова в словосочетании связаны по смыслу). Что нужно сделать, чтобы получились словосочетания? Давайте проверим, совпадает ли наш вывод с правилом, которое дано в учебнике (с. 80).
Подберите однокоренные слова к слову лиса. Как пишутся корни у родственных слов? Какой частью слова различаются разные формы одного и того же слова?
4.Физкультминутка (на 15 мин) (Цель: обеспечить активный отдых учащихся, снять утомление).
1. И.п.: сидя за партой, руки к плечам. 1-3 – одновременные круговые движения руками назад; 4 – и.п.
2. И.п.: стойка ноги врозь, руки к плечам. 1 – поворот налево; 2 – и.п.; 3-4 – то же направо.
3. И.п.: о.с., руки на пояс. 1-3 – медленно присесть; 4 – вернуться в и.п.
Если услышите слово с окончанием а, похлопайте в ладоши над головой. Если услышите другое окончание – похлопайте перед собой.
Река, озеро, пила, утро, звезды, роса, мячи, ворота, орехи, школа, дерево. Руки, сады.
5. Этап первичного закрепления (Цель: создать условия для выполнения учащимися заданий на применение изученного способа действий).
Разноуровневые задания с дифференцированным подходом (Приложение 2). Каждая карточка содержит в себе задание разного уровня сложности. Выберете себе карточку и выполните соответствующее задание.
1. Красная карточка. Прочитайте текст, вставьте разные формы слова «рыбка» и выделите в них окончания.
Я давно мечтал о _____________. И вот наступил мой день рожденья. Просыпаюсь утром и вижу аквариум. В нём плавают четыре ___________. Одна _____________ золотая, а остальные чёрные в крапинку. Я очень обрадовался _______________.
2. Жёлтая карточка. Дайте ответы на вопросы и запишите их, используя слова в скобках. Выделите окончания в данных словах.
Кого вызвали к больному? (Врач)
Кому дал книгу Вася? (Товарищ)
Чем наполнена корзина? (Овощи)
3. Зелёная карточка.Составьте из слов предложения, изменяя окончания. Выделите окончания в словах-предметах.
Новую, построили, городе, школа, в.
Светлые, уютные, и, школа, кабинеты.
Площадка, находится, школой, спортивный, за.
Ведут, дорожка, аккуратные, школа, к.
ІІІ. этап. Конечный порыв (10 мин)
Небольшое повышение работоспособности
7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону. (Цель: организовать самостоятельное выполнение учащимися заданий, организовать самопроверку работ).
Ребята, а сейчас я предлагаю вам поработать самостоятельно. Прочитайте текст (Приложение 3).
Рыбаки наловили много рыбы. Крупную рыбу сдали на рыбный завод. А бабушка испекла пирог с рыбой. Он называется рыбник.
1 группа. Выпишите разные формы одного и того же имени существительного.
2 группа. Выпишите однокоренные слова.
Какую часть слова называют окончанием? Для чего служит окончание?
Как пишутся корни в однокоренных словах?
8. Этап рефлексии и оценивания учебной деятельности на уроке (Цель: организовать фиксацию учащимися степени соответствия поставленной цели и полученного результата).
Тест (Приложение 4) проводится с помощью системы контроля и мониторинга качества знаний PROCLASS.
Где можно применить новое знание? Какие ошибки были допущены при выполнении самостоятельной работы? Над чем ещё надо поработать? У кого не было затруднений по новой теме? Как различали форму одного и того же слова от однокоренных слов? Правильно строить предложения при написании изложений, сочинений и в устной речи. У формы слова изменяется только окончание.
Оцените свою работу на протяжении всего урока. Я сейчас прочитаю стихотворение, а вы послушайте и выберите то утверждение, с которым вы будете согласны
Домашнее задание (Приложение 5).
Выполните то задание, которое вам по силам.
1.Упражнение 146. с. 81.
2. Раскрой скобки и поставь слова в нужную форму.
1. «Русский язык. Учебник для 3 класса начальной школы. В 2 ч.
Ч. 1» / В.П. Канакина, В.Г. Горецкий – М.: «Просвещение», 2013.
2. Поурочные разработки по русскому языку: 3 класс. /В помощь школьному учителю / О.И.Дмитриева – М.: ВАКО, 2013.
1.Роса – утра краса. 2.Без росы и трава не растёт. 3.Земля пьёт воду, а трава росу. 4.Утром лес росой умывается.
Выберете себе карточку и выполните соответствующее задание.
1. Красная карточка. Прочитайте текст, вставьте разные формы слова «рыбка» и выделите в них окончания.
Я давно мечтал о _____________. И вот наступил мой день рожденья. Просыпаюсь утром и вижу аквариум. В нём плавают четыре ___________. Одна _____________ золотая, а остальные чёрные в крапинку. Я очень обрадовался _______________.
2. Жёлтая карточка. Дайте ответы на вопросы и запишите их, используя слова в скобках. Выделите окончания в данных словах.
Кого вызвали к больному? (Врач)
Кому дал книгу Вася? (Товарищ)
Чем наполнена корзина? (Овощи)
3. Зелёная карточка. Составьте из слов предложения, изменяя окончания. Выделите окончания в словах-предметах.
Новую, построили, городе, школа, в.
Светлые, уютные, и, школа, кабинеты.
Площадка, находится, школой, спортивный, за.
Ведут, дорожка, аккуратные, школа, к.
Рыбаки наловили много рыбы. Крупную рыбу сдали на рыбный завод. А бабушка испекла пирог с рыбой. Он называется рыбник.
1 группа. Выпишите разные формы одного и того же имени существительного.
2 группа. Выпишите однокоренные слова.
1)Какая часть слова называется окончанием?
а) общая часть родственных слов
б) изменяемая часть слова
в) самая маленькая часть слова.
2) Для чего служит окончание?
а) для связи слов в предложении
б) для связи частей слова
в) для связи частей текста
3) Как найти окончание в слове?
а) надо сравнить родственные слова и выделить общую часть
б) надо изменить слово и найти ту часть, которая изменяется
в) надо выделить букву, которая стоит в конце слова
4) Каким знаком надо обозначать окончание
а)
б)
в)
5) В каком слове выделенные буквы являются окончанием?
Выполните то задание, которое вам по силам.
1.Упражнение 146. с. 81.
2. Раскрой скобки и поставь слова в нужную форму.
Источник
Урок по русскому языку для 3 класса «Формы слова. Окончание»
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Урок русского языка в 3 классе
Тема : Формы слова. Окончание
Тип урока: изучение нового материала
Цель: создать условия для изучения части слова- окончания
Формировать представление об изменении формы одного и того же слова
формулировать определение окончания;
определять значимость окончания в слове;
учить различать однокоренные слова и формы одного и того же слова
формировать умение понимать и принимать учебную задачу, решать её под руководством учителя;
наблюдать за изменением формы слова, делать выводы;
анализировать информацию, представленную в учебнике
проявлять интерес к русскому языку;
участвовать в диалоге, работать в парах
Оборудование: учебник Русский язык 3 класс, В.П. Канакина, В. Г. Горецкий, карточки, мультимедиа, презентация
Формы работы: фронтальная, в парах, индивидуальная
Мотивация к учебной деятельности
Цель: создать условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность на уроке
Предлагаю взять для урока такой девиз: (прочтите его) «С малой удачи начинается большой успех».
-Как вы понимаете это выражение?
— Я желаю вам много маленьких удач на нашем уроке
1 уч-ся читает вслух
-Откройте тетради, правильно расположите её на столе, проверьте свою посадку и запишите число, классная работа.
-Сегодня мы повторим соединения букв. У каждого из вас прописано в тетрадях разные соединения. Поднимите руку у кого показ соединения букв ос, осн, осв. Старайтесь писать красиво, выводя каждую букву. Подчеркните лучшее соединение букв
Дети смотрят показ и пишут в тетрадях
Актуализация знаний, пробное действие
Цель: активизировать имеющиеся знания мотивировать учащихся к выполнению пробного действия;
У вас на столах даны карточки. Прочитайте текст. Что необычного заметили?
-Что нужно сделать, чтобы предложения были понятны?
-Поработайте в парах и вставьте пропущенные буквы. Прочитайте, что у вас получилось.
Кто заметил, что в этом слове менялось?
-Почему возникла необходимость изменять часть слова в конце?
Проверка: читают по цепочке по 1 предложению
-Часть слова в конце
-Чтобы был понятен смысл предложения
Постановка учебной задачи
Цель: создать условия для проведения учащимися анализа своих действий
— Кто из вас знает, как эта часть слова называется?
Сформулируйте тему урока
— Что мы должны сегодня узнать на уроке? Давайте составим план.
А также научиться различать формы одного и того же слова от однокоренных слов
Что такое окончание?
Как находить в словах окончание?
Какие бывают окончания?
Открытие нового знания
Цель: организовать построение новой схемы
— Выпишите выделенные слова, обозначая в них изменяемую часть так. Какая орфограмма встретилась в слове осина.
— Назовите, какие окончания встретились в этих словах?
-Оцените свою работу.
-Скажите, выделенные слова имеют одно лексическое значение или разные?
-Что обозначает это слово?
— Что в нём менялось?
-Прочитайте последнее предложение. Вы, наверное, слышали такую поговорку «Дрожит как осиновый лист».
-Как вы думаете, когда так говорят? В каком значении употреблено это выражение?
У разных народов бытовали легенды и поверия, связанные с удивительным свойством осиновых листьев приходить в движение от малейшего дуновения ветра.
-Что вы можете сказать про окончание?
( на слайде появляется алгоритм, в котором использованы опорные слова)
— Давайте проверим, совпадает ли наш вывод с правилом, которое дано в учебнике (с. 80)
— Как вы думаете, почему окончание получило такое название?
В русском языке встречаются такие слова,
когда окончание может стоять в середине слова (смеркалось, надвигалась)
С такими словами вы будете знакомиться позже
Непроверяемая безударная гласная
-Осина, осины, к осине, осину
Самопроверка по слайду и оценивание
-Когда кто-то боится
-Окончание- это изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении
-Потому что оно стоит в конце слова
Цель: обеспечить активный отдых учащихся, снять утомление
Первичное закрепление знаний
Цель: создать условия для выполнения учащимися нескольких типовых заданий на применение изученного способа действий
Работа с учебником с. 80 упр.144 (устно разобрать)
Прочитайте. Составляет ли каждая пара слов словосочетание? Почему?
— Что нужно сделать, чтобы получились словосочетания?
Давайте поработаем у доски с объяснением, выделяя окончание и объясняя встретившиеся в словах орфограммы.
— Что менялось в слове лиса, когда вы составляли словосочетания? Для чего служат окончания?
— Нет. Слова не связаны по смыслу
-Изменить форму слова лиса
— Для связи слов в словосочетании
Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу
Цель: организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действий, организовать самопроверку работ
-Ребята, а сейчас я предлагаю вам поработать самостоятельно
На доске даны слова: вода, воде, водичка, водный, воду, водой.
Задание: 1. Выписать формы одного и того же слова. Выделить окончания
2. Выписать однокоренные слова и выделить корень.
3.Для тех, кто справится с этой работой быстро
3. Придумать 2 предложения с этими словами.
Это однокоренные слова или формы слова? Докажи
Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу
Рефлексия учебной деятельности
Цель: организовать фиксацию учащимися степени соответствия поставленной цели и полученного результата УД
Давайте вернёмся к целям, поставленным в начале урока (Если дети затрудняются, можно обратиться к учебнику)
— Где можно применить новое знание?
— Какие ошибки были допущены при выполнении самостоятельной работы?
— Над чем ещё надо поработать?
— У кого не было затруднений по новой теме?
— Как различали форму одного и того же слова от однокоренных слов?
-Правильно строить предложения при написании изложений, сочинений и в устной речи
-У формы слова изменяется только окончание
-Оцените свою работу на протяжении всего урока. Я сейчас прочитаю стихотворение, а вы послушайте и выберите то утверждение, с которым вы будете согласны и поднимите руку
Урок полезен, всё понятно.
Лишь кое-что чуть-чуть неясно.
Ещё придётся потрудиться.
Предлагаю на выбор Т. с.43 либо 104, либо105. Потруднее.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Скоростное чтение
Курс повышения квалификации
Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Представляю разработку урока по русскому языку, для 3 класса, автор учебника В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. УМК «Школа России» по теме «Формы слова. Окончание».
«№ п/п этап урока деятельность учителя деятельность учащихся
«1 Мотивация к учебной деятельности
«Цель: создать условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность на уроке Предлагаю взять для урока такой девиз: (прочтите его) «С малой удачи начинается большой успех».
-Как вы понимаете это выражение?
— Я желаю вам много маленьких удач на нашем уроке 1 уч-ся читает вслух
«
2 Минутка чистописания
«-Откройте тетради, правильно расположите её на столе, проверьте свою посадку и запишите число, классная работа.
-Сегодня мы повторим соединения букв. У каждого из вас прописано в тетрадях разные соединения. Поднимите руку у кого показ соединения букв ос, осн, осв. Старайтесь писать красиво, выводя каждую букву. Подчеркните лучшее соединение букв
Работа в тетрадях: дети смотрят показ и пишут в тетрадях
«
3 Актуализация знаний, пробное действие
Цель: активизировать имеющиеся знания мотивировать учащихся к выполнению пробного действия; У вас на столах даны карточки. Прочитайте текст. Что необычного заметили?
-Что нужно сделать, чтобы предложения были понятны?
-Поработайте в парах и вставьте пропущенные буквы. Прочитайте, что у вас получилось.
Кто заметил, что в этом слове менялось?
-Почему возникла необходимость изменять часть слова в конце?
-Пропущены буквы
— Изменить слова
Проверка: читают по цепочке по 1 предложению
-Часть слова в конце
-Чтобы был понятен смысл предложения
«4 Постановка учебной задачи
5 Открытие нового знания
«6 Физминутка
Цель: обеспечить активный отдых учащихся, снять утомление
«7 Первичное закрепление знаний
«Цель: создать условия для выполнения учащимися нескольких типовых заданий на применение изученного способа действий Работа с учебником с. 80 упр.144 (устно разобрать)
Прочитайте. Составляет ли каждая пара слов словосочетание? Почему?
— Что нужно сделать, чтобы получились словосочетания?
Давайте поработаем у доски с объяснением, выделяя окончание и объясняя встретившиеся в словах орфограммы.
— Что менялось в слове лиса, когда вы составляли словосочетания? Для чего служат окончания?
— Нет. Слова не связаны по смыслу
-Изменить форму слова лиса
-Окончания
— Для связи слов в словосочетании
«8 Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу
«9 Рефлексия учебной деятельности
«Цель: организовать фиксацию учащимися степени соответствия поставленной цели и полученного результата УД Давайте вернёмся к целям, поставленным в начале урока (Если дети затрудняются, можно обратиться к учебнику)
— Где можно применить новое знание?
— Какие ошибки были допущены при выполнении самостоятельной работы?
— Над чем ещё надо поработать?
— У кого не было затруднений по новой теме?
— Как различали форму одного и того же слова от однокоренных слов?
— Правильно строить предложения при написании изложений, сочинений и в устной речи
— У формы слова изменяется только окончание
«10 Оценивание
«11 Домашнее задание
«Предлагаю на выбор Т. с.43 либо 104, либо105. Потруднее. Дифференциация
Источник
Здравствуй, друг. Сейчас мы будем изучать, что такое окончание, а также чем отличаются новые слова от форм слов.
Форма слова — это одно и то же слово, в котором изменяется только окончание.
Окончанием называется значимая часть слова, которая находится в его конце (после корня) и служит в основном для образования форм слов: веснА, делО, рыбА.
Таким образом, окончание не меняет лексического значения слова, а указывает на различные формы слов — рода, числа и падежа.
Чтобы выделить в слове окончание, необходимо изменить его по родам (белЫй и белАЯ, светлАЯ и светлОЕ), числам (онА и онИ, книгА и книгИ), падежам (рукА и рукЕ, рукУ, силА и силЕ, силОй). Та часть слова, которая меняется, и является окончанием.
Очень важно отличать однокоренные слова от форм одного и того же слова: в первом случае слова имеют разные лексические значения (лес и лесник, дом и домашний), а в другом — нет (лес и лесу, лесник и лесники, дом и дома, домашний и домашнего).
Обрати внимание!
1. Окончанием называется изменяемая часть слова (находится в самом конце слова, после корня), указывающая на его форму.
2. Окончание указывает на различные формы слова (число, падеж, род).
3. При изменении формы слова его лексическое значение не меняется.
- Главная
- Справочники
- Справочник по русскому языку для начальной школы
- Морфемный разбор
- Корень и однокоренные (родственные) слова
- Однокоренные слова и формы слова
Формы одного и того же слова образуются окончанием, например книга и книгу – они стоят в разных падежах, поэтому окончания у них разные. Слова книга и книгу не родственные, не однокоренные, а одно и то же слово с разными окончаниями, т.е. формы одного слова.
Как же отличить однокоренные слова и формы слова?
Однокоренные слова меняются с помощью приставок и суффиксов, тогда как в формах слова изменяется только окончание! При этом основа слова остаётся неизменной.
Например:
Однокоренные слова (Меняются приставки и суффиксы) |
Формы слова (Меняются окончания) |
корм | |
покормить откормленный прикорм кормушка кормление накормлю |
корма корму кормами кормом корм кормах |
цветной | |
соцветие расцветка цветок зацветет расцветают |
цветной цветная цветное цветные цветными |
Советуем посмотреть:
Сложные слова
Окончание
Основа слова
Корень и однокоренные (родственные) слова
Приставки и их значения
Суффикс
Морфемный разбор
Правило встречается в следующих упражнениях:
1 класс
Упражнение 150,
Полякова, Учебник
Упражнение 169,
Полякова, Учебник
Упражнение 55,
Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник
2 класс
Упражнение 144,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 1
Упражнение 31,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2
Упражнение 150,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 1
Упражнение 155,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 1
3 класс
Упражнение 152,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 1
Упражнение 170,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 1
Упражнение 179,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 1
Упражнение 189,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2
Упражнение 252,
Полякова, Учебник, часть 1
Упражнение 259,
Полякова, Учебник, часть 1
Упражнение 261,
Полякова, Учебник, часть 1
Упражнение 8,
Песняева, Анащенкова, Рабочая тетрадь, часть 2
Упражнение 3,
Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, часть 1
Упражнение 284,
Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, часть 2
4 класс
Упражнение 77,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 1
Упражнение 30,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2
Упражнение 174,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 1
Упражнение 190,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 1
Упражнение 191,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 1
Упражнение 88,
Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, часть 1
Упражнение 89,
Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, часть 1
Упражнение 117,
Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, часть 1
Упражнение 4,
Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, часть 1
Упражнение 7,
Исаева, Бунеев, Рабочая тетрадь
5 класс
Упражнение 107,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1
Упражнение 378,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2
Упражнение 127,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение ЗСП-10,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение ЗСП-11,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 68,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 1
Упражнение 203,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 1
Упражнение 211,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 1
6 класс
Упражнение 138,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1
Упражнение 157,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1
Упражнение 161,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1
Упражнение 615,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2
7 класс
Упражнение 268,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник
Упражнение 339,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник
Упражнение 108,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 353,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
8 класс
Упражнение 380,
Бархударов, Крючков, Максимов, Учебник
Выясним, как отличить однокоренные слова, которые могут быть словами разных частей речи, от форм одного и того же слова.
Однокоренные слова
В русском языке существуют ряды слов, которые роднит главная морфема — корень.
Вспомним, что такое корень слова.
Определение
Корень — это главная значимая морфема слова, в которой заключено общее значение всех однокоренных слов.
Следовательно, однокоренными являются слова с одним и тем же смысловым корнем.
Пример
скорый — скорость, ускорение, скоростной, ускорить, скоро, наскоро, поскорее, вскоре
Их объединяет корень скор-, который содержит общее для всех родственных слов значение «быстрое передвижение«.
Как видим, в ряду однокоренных слов могут быть лексемы, принадлежащие к разным частям речи:
- скорость, ускорение — существительные;
- скорый, скоростной — прилагательные;
- ускорить — глагол;
- скоро, наскоро, поскорее, вскоре — наречия.
Формы слова
Следует отличать родственные слова, которые могут быть словами разных частей речи, от грамматических форм одного и того же слова.
Так, у качественного прилагательного «скорый» образуем формы степеней сравнения:
скорый — скорее, более/менее скорый, скорейший, скорее всех, самый скорый
Эти грамматические формы не являются однокоренными словами к ряду родственных слов с корнем скор- (скорость, скоро, скоростной и т.д.), а представляют собой формоизменение одного и того же прилагательного «скорый».
Как отличить родственные слова от форм слова?
В таблице ниже можно увидеть, в чем заключаются отличия однокоренных слов от форм одного и того же слова:
К существительному «гора» подберем родственные слова:
горный, гористый, гористость, пригорок, горняк, горняцкий
Слово «гора» может менять свою форму, изменяясь по падежам и числам:
- склон горы
- направлюсь к горе
- вижу гору
- любуюсь горой
- думаю о горе
- высокие горы.
Это все грамматические формы одного и того же существительного «гора», у которых меняется только окончание. Их нельзя включать в ряд родственных слов с корнем гор-.
У прилагательных тоже имеются свои грамматические формы, которые не следует вносить в перечень родственных слов. Рассмотрим это на примере слова «яркий»:
Родственные слова с корнем ярк- | Формы прилагательного «яркий» |
---|---|
яркий | яркая, яркое, яркие |
яркость | он ярок, она ярка, оно ярко, они ярки |
ярко | ярче, более/менее яркий, самый яркий, ярче всех |
У глаголов различаются родственные слова и их формы.
Родственные слова | Формы глагола “решить” |
---|---|
решить | решу, решишь, решит |
решиться | решим, решите, решат |
решать | решивший, решившая, решившее, решившие Решенный, решенная, решенное, решенные |
решаться | решив |
решение | |
решительный |
Изучением форм слов занимается морфология.
Определение
Морфология — раздел науки о языке, в котором изучаются части речи.
Изучение частей речи предполагает знакомство с формами существительных, прилагательных, глаголов и особых глагольных форм (причастия и деепричастия), местоимений, числительных и наречий.
Видеоурок «Однокоренные слова и формы слова»
Средняя оценка: 4.5.
Проголосовало: 74