Содержание статьи
- 1
- 2 Гармонический минор. Общая информация
- 3 Какие ступени изменяются
- 4 Как легко построить гармонический минор
- 4.1 Как быстро найти повышенную ноту
- 4.2 Как построить на гитаре
- 5 Характерные интервалы
- 6 Построение гармонического минора в разных тональностях
- 6.1 До
- 6.2 До диез
- 6.3 Ре
- 6.4 Ре диез
- 6.5 Ми
- 6.6 Ми бемоль
- 6.7 Фа
- 6.8 Фа диез
- 6.9 Соль
- 6.10 Соль диез
- 6.11 Ля
- 6.12 Ля диез
- 6.13 Ля бемоль
- 6.14 Си
- 6.15 Си бемоль
Гармонический минор. Общая информация
Гармонический минор пришёл в музыку из Западной Европы. Ещё во времена средних веков композиторы задумались над тем, как обогатить строгое и ограниченное звучание натуральной гаммы. И хотя это европейская задумка, но звучание сразу переносит нас в страны Востока. Удивительный арабский колорит позволяет быстро отличить этот лад от других. Однако, его использование не ограничивается восточными мотивами. Данный звукоряд используется как в классической и народной, так и в современной эстрадной, рок-музыке. В настоящий момент это один из самых распространённых музыкальных ладов.
Какие ступени изменяются
Мы берём натуральный минор и повышаем его седьмую ступень. Это будет знак альтерации, который зависит от конкретной тональности. Если мы играем гармонический ля минор (без знаков при ключе), то это будет диез.
Допустим, при игре f-moll (фа) (на 7 ступени уже есть «ми бемоль»), чтобы получить гармонический минор, необходимо отменить ♭ при помощи бекара, чтобы ступень стала повышенной.
Пример гармонический Фа-минор
Натуральный Фа-минор
Также и с диезными тональностями, к примеру – dis-moll (ре-диез) (на 7 есть «до #), значит нам нужно дополнительно повысить ноту. Тогда получается значок «дубль диеза» — C ##).
При игре вниз данные изменения сохраняются.
Этот звукоряд имеет связь и с другими видами минора. Кроме того, его можно получить и из одноимённой мажорной тональности (ля мажор – ля минор гарм.) путём понижения 3 и 6 ступени.
За счёт этих изменений значительно усиливается тяготение 7 в 1, т.к. между ними вместо тона (большая секунда – б.2) образуется малая (м.2).
Как легко построить гармонический минор
Для того, чтобы научиться не только слышать этот лад, но и быстро ориентироваться в применении на практике, нужно уметь без труда находить альтерированный звук. Для этого можно применить некоторые способы.
Как быстро найти повышенную ноту
При хорошем знании гаммы вы без проблем скажете, какая ступень будет седьмой по счёту. Ведь она отстоит ровно на один шаг назад от тоники. Скажем, всем знакомый звукоряд «до – ре – ми – фа – соль – ля – си» оканчивается как раз на 7 («си»). Её-то и нужно повысить. Но не забывайте, что в до миноре на этой ноте как раз присутствует ♭. Поэтому в этом случае мы ставим не #, а ♮.
Из предыдущего варианта следует ещё один способ. Мы находим 8 ступень (она будет равняться тонике октавой выше) – «до-до». И откладываем вниз полтона. Получаем искомую ноту «си».
Как построить на гитаре
Зная строение натурального минора, нетрудно будет заменить одну повышаемую ноту.
По ладам:
Тон (2 лада) – Полутон (1 л.) – Т (2 л.) – Т (2) – П (1) – 1,5 Т (3 л.) – П (1).
Как мы видим, при приближении к верхней точке гаммы, у нас получается полуторатоновый ход на 3 лада. Удобнее всего будет играть эту гамму по 3 ноты на шестой и пятой струне, и 2 последние на четвёртой.
Характерные интервалы
Мы уже ознакомились, что между 6 и 7 ступенями образуются 1,5 тона. Для примера опять возьмём a-moll. Это ноты «соль-ля» между которыми в натуральном звукоряде изначально была большая секунда (1 тон). Но теперь за счёт альтерации – «ля #» мы получаем «увеличенную секунду» (ув. 2). Именно она придаёт этому ладу узнаваемый арабский саунд.
Также между третьей и седьмой увеличенной получается увеличенная квинта (ув. 5) – на нашем примере «до-соль #». А между 1 и 7 – увеличенная септима (ув. 7). Эти интервалы носят название «характерные».
Построение гармонического минора в разных тональностях
До
До – Ре – Ми ♭ — Фа – Соль – Ля ♭ – Си ♮.
До диез
До# — Ре# — Ми – Фа# — Соль# — Ля – Си#
Ре
Ре – Ми – Фа – Соль – Ля – Си ♭ — До#
Ре диез
Ре# — Ми# — Фа# — Соль# — Ля# -Си – До##
Ми
Ми – Фа# — Соль – Ля – Си – До – Ре#
Ми бемоль
Ми ♭ – Фа – Соль ♭ – Ля ♭ – Си ♭ – До ♭ – Ре ♮
Фа
Фа – Соль – Ля ♭ – Си ♭– До – Ре ♭ – Ми ♮
Фа диез
Фа# — Соль# — Ля – Си – До# — Ре – Ми#
Соль
Соль – Ля – Си ♭ – До – Ре – Ми ♭ – Фа#
Соль диез
Соль# – Ля# – Си – До# – Ре# – Ми – Фа##
Ля
Ля – Си – До – Ре – Ми – Фа – Соль#
Ля диез
Ля# – Си# – До# – Ре# – Ми# – Фа# – Соль##
Ля бемоль
Ля ♭ – Си ♭ – До ♭ – Ре ♭ – Ми ♭ – Фа ♭ — Соль ♮
Си
Си – До# — Ре – Ми – Фа# — Соль – Ля#
Си бемоль
Си ♭ – До – Ре ♭ – Ми ♭ – Фа – Соль ♭ — Ля ♮
Бесплатный ВИДЕО КУРС «Мастер медиатора» на сайте Pereborom.ru. 10 видео уроков по игре медиатором на акустической гитаре + 4 тренажёра. Курс для начинающих гитаристов.
Поддержать проект и создание уроков можно на Cбер 2202 2004 1296 6077
Натуральный ля минор. Прослушать:
Вводный тон соль-диез в третьем аккорде (мажорная доминанта минорного лада) придаёт особенность звукоряду гармонического ля минора
Гармони́ческий мино́р — разновидность звукоряда минорного лада. Звукоряд гармонического минора отличается от звукоряда натурального минора повышенной VII ступенью. Причиной повышения VII ступени считается имитация вводного тона, который есть в звукоряде натурального мажора и отсутствует в звукоряде натурального минора.
Звукоряд гармонического минора (в порядке восхождения) строится следующим образом: тон-полутон-тон-тон-полутон-полуторатон-полутон. Гармонический минор является самым распространённым видом минора в классической и популярной музыке и, в особенности, в русской городской музыке (городском романсе, шансоне, авторской песне, частично русском роке). Существует понятие о «трех блатных аккордах»[1], под которыми понимаются тоника, субдоминанта и доминанта гармонического ля-минора.
Гармонический минор специфически окрашен благодаря увеличенной секунде (полуторатону) между VI и VII ступенями. В связи с этим в классической музыке XVIII — начала XX вв., написанной в миноре, мелодический ход на полуторатон, как правило, избегается — за исключением тех случаев, когда композитору необходимо стилизовать «ориентальный колорит» (особенно часто — в музыке так называемого «русского Востока»). В подобных случаях можно говорить о ходе на увеличенную секунду как о модализме.
Примечания[править | править код]
- ↑ М. С. Саломатина. Психолингвистическое значение слова: Опыт описания // ВЕСТНИК ВГУ. СЕРИЯ: ФИЛОЛОГИЯ. ЖУРНАЛИСТИКА.. — 2014. — № 2. Архивировано 3 марта 2022 года.
См. также[править | править код]
- Натуральный минор
- Мелодический минор
- Гармонический мажор
- Характерные интервалы
Литература[править | править код]
- Гармонический минор // Музыкальная энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия, 1973. — Т. 1. — С. 907. — 1072 с.
- Гурулев Л., Низяев Д. Лад и тональность // 7not.ru
В музыкальной практике используется большое число разнообразных музыкальных ладов. Из них два лада наиболее распространены и практически универсальны: это мажор и минор. Так вот и мажор, и минор бывают трёх видов: натуральным, гармоническим и мелодическим. Только не нужно этого пугаться, всё просто: разница лишь в деталях (1-2 звука), остальное в них совпадает. Сегодня в поле нашего зрения – три вида минора.
3 вида минора: первый — натуральный
Натуральный минор – это простая гамма без всяких случайных знаков, в таком виде в каком она есть. Учитываются только ключевые знаки. Звукоряд этой гаммы один и тот же при движении и вверх, и вниз. Ничего лишнего. Звучание – простое, немного строгое, печальное.
Вот, например, что представляет собой звукоряд натурального ля минора:
3 вида минора: второй — гармонический
Гармонический минор – в нём при движении и вверх, и вниз повышается седьмая ступень (VII#). Повышается она не с бухты-барахты, а ради того, чтобы обострить её тяготение в первую ступень (то есть в тонику).
Давайте посмотрим на звукоряд гармонического ля минора:
В результате седьмая (вводная) ступень действительно хорошо и естественно переходит в тонику, зато между шестой и седьмой ступенями (VI и VII#) образуется «дыра» – интервал увеличенной секунды (ув2).
Впрочем, в этом есть своя прелесть: ведь благодаря этой увеличенной секунде гармонический минор звучит как-то на арабский (восточный) лад – очень красиво, изысканно и очень характерно (то есть гармонический минор легко узнаётся на слух).
3 вида минора: третий — мелодический
Мелодический минор – это минор, в котором при движении гаммы вверх повышаются сразу две ступени – шестая и седьмая (VI# и VII#), зато при обратном (нисходящем) движении эти повышения отменяются, и играется (или поётся) фактически натуральный минор.
Вот пример мелодического вида того же ля минора:
Почему нужно было повысить эти две ступени? С седьмой мы уже разбирались – она хочет быть ближе к тонике. А вот шестая повышается для того, чтобы закрыть ту «дыру» (ув2), которая образовалась в гармоническом миноре.
Почему это так важно? Да потому что минор МЕЛОДИЧЕСКИЙ, а по строгим правилам ходы на увеличенные интервалы в МЕЛОДИИ запрещены.
Что даёт повышение VI и VII ступеней? С одной стороны, более направленное движение к тонике, с другой стороны, это движение смягчается.
Зачем тогда отменять эти повышения (альтерацию) при движении вниз? Тут всё очень просто: если мы будем играть гамму сверху вниз, то при возвращении на повышенную седьмую ступень нам снова захочется вернуться к тонике, притом что это уже не нужно (мы, преодолев напряжение, уже завоевали эту вершину (тонику) и спускаемся вниз, где можно отдохнуть). И ещё: мы просто не должны забывать, что находимся в миноре, а эти две подружки (повышенные шестая и седьмая ступени) как-то добавляют весёлости. Этой весёлости в первый раз может быть и в самый раз, но во второй – уже лишка.
Звучание мелодического минора полностью оправдывает своё название: он действительно звучит как-то по-особому МЕЛОДИЧНО, мягко, лирично и тепло. Такой лад часто встречается в романсах и песнях (например, о природе или в колыбельных).
Повторенье – мать ученья
О, как я тут разошёлся, сколько про мелодический минор написал. Скажу вам по секрету, что чаще всего вам предстоит иметь дело с гармоническим минором, поэтому про «госпожу седьмую ступень» не забывайте – иногда ей нужно «повыситься».
Давайте еще раз повторим, какие три вида минора есть в музыке. Это минор натуральный (простой , без прибамбасов и наворотов), гармонический (с повышенной седьмой ступенью – VII#) и мелодический (в котором при движении вверх нужно повысить шестую и седьмую ступени – VI# и VII#, а при движении вниз – играть просто натуральный минор). Вот вам в помощь рисуночек:
ОБЯЗАТЕЛЬНО ПОСМОТРИТЕ ЭТО ВИДЕО!
Правила теперь вы знаете, сейчас предлагаю посмотреть просто шикарное видео в тему. После просмотра этого короткого видео-урока вы раз и навсегда научитесь отличать один вид минора от другого (в том числе и на слух). В видео предлагается разучить песенку (на украинском языке) – очень интересно.
Три вида минора – другие примеры
Что это у нас всё ля минор да ля минор? Что же? других тональностей нет? Есть, конечно. Сейчас и посмотрим примеры натурального, гармонического и мелодического минора еще и в других нескольких тональностях.
Ми минор – три вида: в этом примере цветом выделены изменения ступеней (в соответствии с правилами) – поэтому не буду давать лишних комментариев.
Тональность си минор с двумя диезами при ключе, в гармоническом виде – появляется ля-диез, в мелодическом – к нему добавляется еще и соль-диез, а затем при движении гаммы вниз оба повышения отменяются (ля бекар, соль бекар).
Тональность фа-диез минор: в ней при ключе три знака – фа, до и соль диезы. В гармоническом фа-диез миноре повышается седьмая ступень (ми-диез),а в мелодическом – повышаются шестая и седьмая ступени (ре-диез и ми-диез), при нисходящем движении гаммы эта альтерация отменяется.
До-диез минор в трёх видах. При ключе у нас четыре диеза. В гармоническом виде – си-диез, в мелодическом – ля-диез и си-диез в восходящем движении, и натуральный до-диез минор в нисходящем движении.
Тональность фа минор. Ключевые знаки – бемоли в количестве 4-х штук. В гармоническом фа миноре повышается седьмая ступень (ми-бекар), в мелодическом – повышается шестая (ре-бекар) и седьмая (ми-бекар), при движении вниз повышения, разумеется, отменяются.
Три вида до минора. Тональность с трёмя бемолями при ключе (си, ми и ля). Седьмая ступень в гармоническом виде повышена (си-бекар), в мелодическом виде – кроме седьмой повышена ещё и шестая (ля-бекар), в нисходящем движении гаммы мелодического вида эти повышения отменяются и возвращаются си-бемоль и ля-бемоль, которые есть в натуральном виде.
Тональность соль минор: здесь при ключе выставляется два бемоля. В гармоническом соль миноре – фа-диез, в мелодическом – кроме фа-диеза, ещё и ми-бекар (повышение VI ступени), при движении вниз в мелодическом соль миноре – по правилу возвращаются знаки натурального минора (то есть фа-бекар и ми-бемоль).
Ре минор в своих трёх видах. Натуральный без какой-либо дополнительной альтерации (не забывайте только про знак си-бемоля при ключе). Гармонический ре минор – с повышенной седьмой (до-диез). Мелодический ре минор – при восходящем движении гаммы си-бекар и до-диез (повышенные шестая и седьмая ступень), при нисходящем движении – возвращение натурального вида (до-бекар и си-бемоль).
Ну вот, на этом и остановимся. Можете добавить страничку с этими примерами в закладки (наверняка пригодится). Ещё рекомендую подписаться на обновления странички сайта в контакте, чтобы быть в курсе всех обновлений и быстро находить нужный материал.
Содержание
- Формула натурального минора
- Знаки в гамме Ре-минор
- Упражнения для тренировки
- Гармонический минор Dm. Аппликатура. Как построить гармонический ре-минор
- Схема построения
- Мероприятия
- Повторим ещё раз
- Гармонический минор
- Аппликатуры гаммы ре-минор на грифе
- Пять позиций гаммы ре-минор на грифе гитары
- Первая позиция
- Вторая позиция
- Третья позиция
- Четвертая позиция
- Пятая позиция
- Гамма Ре-минор натуральный вид в 5-позициях на гитаре
- Аппликатура
- 1 схема
- 2 схема
- 3 схема
- 4 схема
- 5 схема
- Мелодический минор
- Какими способами играют гаммы
- Гармонический минор – сердце Востока
- Параллельные тональности
- Краткая памятка для начинающих
- Мелодический минор – эмоциональный и чувственный
- Гармонический мажор
Формула натурального минора
Любой диапазон, например математическое уравнение, можно построить из формулы. Формула для минорной гаммы выглядит следующим образом:
Если вам нужно построить минорную гамму из одной ноты, просто воспользуйтесь формулой. Но нужно знать, что эта формула подходит только для наращивания НАТУРАЛЬНОГО несовершеннолетнего. В мелодических и гармонических формах минорной тональности некоторые звуки будут повышаться или понижаться.
Если понятия «Тон» и «Полутон» для вас ничего не значат, мы объясним вам в нескольких словах:
Полутон — это минимальное расстояние между двумя звуками. На фортепиано это две самые близкие клавиши. Например, расстояние между плоскими клавишами C и D составляет полутона. Следовательно, высота звука является суммой двух полутонов, например расстояния между нотами C и PE.
Например, построим натуральную гамму соль минор по формуле:
Как видите, нам пришлось использовать B-бемоль и E-бемоль, чтобы масштаб соответствовал формуле.
Послушайте, как звучит натуральная соль минор
Знаки в гамме Ре-минор
Как видно из текста выше, есть только одна бемоль или одна диез ре минор — и это либо Bb, либо A #, что, по сути, одно и то же. В противном случае все заметки будут полными, и у вас не будет проблем с их поиском.
Упражнения для тренировки
Давайте сделаем пару упражнений, чтобы укрепить аргумент. Задача: написать, заговорить или сыграть на фортепиано гаммы 3-х видов минорных гамм ми минор и соль минор.
ПОКАЗАТЬ ОТВЕТЫ:
Диапазон ми минор диез, с фа-диезом (параллельная тональность соль мажор). В натуральном миноре кроме ключевых знаков нет. В гармонике ми минор седьмая ступень увеличивается — это будет звук ре-диез. В мелодической ми минор в восходящем движении шестая и седьмая ступени нарастают — звуки до-диез и ре-диез, в нисходящем движении эти нарастания отменяются.
Диапазон соль минор — бемоль, в естественной форме ключевых персонажей всего два: си-бемоль и ми-бемоль (параллельная система — си-бемоль мажор). В соль-гармонике минор повышение седьмой ступени приведет к появлению случайного знака — фа-диез. В мелодическом минорном ключе при подъеме приподнятые ступени дают знаки ми-бакара и фа-диез, при спуске — все как в естественном виде.
Гармонический минор Dm. Аппликатура. Как построить гармонический ре-минор
Схема построения
Чтобы получить гармонику из натурального ми минор, просто увеличьте седьмую ступень на полутон. Для наглядности разберем его закономерность.
DEFGAA # -DO # -RE
Ре-Ми-Фа-Соль-Ла-Ла-Дыр-До-Дыр-Ре
Как видно из диаграммы, нота C (C) увеличивается на полтона до C-диеза (C #). Благодаря этому между шестой и седьмой ступенями лестницы мы получаем диапазон — четверть литра уменьшена, а между 1 и 7 ступенями — увеличение седьмой. В отличие от натурального минора, гармонический ре минор уже содержит 2 ноты с диезом. Этот интервал придает шкале очень узнаваемый гармоничный звук. Теперь посмотрим на аппликатуры на грифе гитары.
Мероприятия
21 сентября Рок Академия «Москворечье» приглашает всех на концерт учениц вокального класса Эллы Швайгер!
21 сентября — студенческий отчетный концерт от класса Эллы Швайгер!
20 апреля 2021 года — традиционный концерт летописи учеников гитарного класса Игоря Ламзина!
20 апреля — Отчетный концерт учеников по классу гитары Игоря Ламзина
13 апреля приглашаем на концерт / мастер-класс Юрия Нугманова. Легенда вернется к нам в гости! Ведь Юрий — первый российский гитарист, которому знаменитый Карнеги-холл аплодировал стоя!!!
13 апреля концерт / мастер-класс Юрия Нугманова
18 марта творческий вечер «Культ хорошей личности». Квартет под управлением Александра Лаврова исполняет произведения Александра Лаврова
18 марта творческий вечер «Культ хорошей личности»
30.10.2021 17:00 — день открытых дверей
Мы открыты и работаем!
Приходите по нашему адресу в комнату 239.
Вы можете прийти без предварительной записи, регистрации и смс
Мы покажем вам школу, расскажем об учителях и процессе обучения, наших концертах, мероприятиях и обо всем остальном, что вы получаете от обучения у нас. Вы узнаете все подробности обучения, а мы разработаем индивидуальный план для ваших занятий.
Встреча мероприятия в социальной сети Вконтакте: vk.com/rockopenday. Зарегистрируйтесь, чтобы не забыть!
Повторим ещё раз
Таким образом, существует 3 типа минор: первый — естественный, второй — гармонический, а третий — мелодический:
- Натуральный минор получается построением гаммы по формуле «тон-полутон-тон-тон-полутон-тон-тон»;
- В гармонике минор седьмая ступень (VII #) увеличена#);
- В минорной мелодии, по мере того, как вы поднимаетесь, повышаются шестой и седьмой классы (VI #, VII #), и, возвращаясь назад, вы играете натуральный минор.
Чтобы разобраться в этой теме и вспомнить, как звучит минорная гамма в разных формах, настоятельно рекомендуем вам посмотреть это видео Анны Наумовой (поет вместе с ней):
Гармонический минор
В гармоническом миноре, когда вы двигаетесь вверх и вниз, поднимается 7-я ступень тональности.
Что это значит?
Используя нашу формулу (ТОН-ПОЛ-ТОН-ТОН-СРЕД-ТОН-ТОН) мы строим естественную форму соль минор, а затем поднимаем VII уровень:
Чтобы создать минорную гармонику, нам пришлось увеличить VII ступень, то есть заменить ноту F на F-диез. Теперь, когда мы будем двигаться вверх и вниз, вместо чистого Фа мы будем играть фа-диез.
Сравните звук. Гармоничный вид придает коллекции восточный оттенок, не так ли?
Попробуйте сами построить гармонический строй ре минор.
Аппликатуры гаммы ре-минор на грифе
На грифе гитары гамму ре минор можно играть в 5 различных позициях. Давайте посмотрим на их образцы, а также посмотрим на табулатуру гаммы ре минор.
Пять позиций гаммы ре-минор на грифе гитары
Красные точки обозначают корень гаммы — ноту D (D). Ниже 5 позиций шкалы
Первая позиция
Это основная и фундаментальная позиция гаммы ре минор. Начните с открытых струн. Это открытое положение гаммы ре минор. В этом поле мы находим известное открытое соглашение Dm.
Вторая позиция
Это поле находится в пределах 2-6 клавиш клавиатуры. Основная нота D находится на второй и пятой струнах
Третья позиция
Здесь вы можете сыграть по 3 ноты на каждой струне. E находится на 3-й и 5-й струнах, соответственно, на 5-м и 7-м ладах.
Четвертая позиция
Пятая позиция
Гамма Ре-минор натуральный вид в 5-позициях на гитаре
Ниже представлены все паттерны, включающие гамму ре минор. Черные кружки на рисунках указывают, с каких тоников стоит начинать. Обязательно запомните, на каких ладах они находятся, чтобы в будущем быстро перемещаться по грифу. Это будет большим подспорьем при импровизации, а также при запоминании остальных гамм и нот. Также обязательно обратите внимание на то, что каждая из лестниц по своей сути является продолжением предыдущей. Это еще больше упростит процесс запоминания и изучения всех ящиков.
Аппликатура
Как вы можете видеть ниже, все коробки используют 4-5 ладов, а ноты расположены рядом друг с другом. Главное помнить, что вы должны использовать свой палец для каждого лада. Сначала это будет сложно, но так вы поймете технику игры правильно, а в будущем, исполняя сольные партии, вы будете располагать кисть максимально эффективно и удобно. Кроме того, понимая аппликатуру, вы можете играть быстрые соло, что делает ее даже более сложной, чем обычно, если ваши пальцы не на своем месте.
1 схема
2 схема
3 схема
4 схема
5 схема
Мелодический минор
В мелодическом миноре гамма имеет другую структуру и звучание. Вот почему:
В мелодическом миноре, когда вы поднимаетесь вверх, пассажи VI и VII будут подниматься, а когда вы спускаетесь, эти отметки изменения будут отменены.
Чтобы построить мелодическую гамму, мы сначала строим натуральную гамму по нашей формуле, затем добавляем необходимые знаки:
Как видите, поднимаясь наверх, мы подняли ступени VI и VII. Для этого пришлось заменить E-flat на E bekar, а чистую F на F-диез. По мере того, как мы спускаемся вниз, эти признаки выветривания исчезают, и диапазон приобретает ЕСТЕСТВЕННЫЙ вид. Слушать:
Попробуйте сами построить мелодическую гамму ля минор.
Какими способами играют гаммы
Есть много способов играть на весах. В музыкальных школах играют следующие виды:
- прямой
- расходящийся
- в третьем
- в шестой
- в десятом
- прямое и ломаное арпеджио
- октавы
- соглашения
- 11 однотонных арпеджио
- двойные трети
Гармонический минор – сердце Востока
В гармоническом миноре седьмая ступень возвышается по сравнению с естественной тональностью. Если в натуральном миноре седьмая ступень была «чистой», «белой» нотой, то она дополняется диезом, если бемоль, то бекаром, а если диез, то диезом дальнейшее увеличение высоты тона возможно с помощью дабл-дипл. Поэтому такой тип ключа всегда можно узнать по случайному признаку аварии.
Например, в той же ля минор седьмая ступень — звук G, в гармонической форме будет не только соль, но и соль-диез. Другой пример: до минор — тональность с тремя бемолями в тональности (си, ми и ля-бемоль), на седьмую ступень приходится нота си-бемоль, поднимаем ее бекаром (си-бакар).
Из-за подъема седьмой ступени (VII #) в гармоническом миноре структура звукоряда меняется. Расстояние между шестой и седьмой ступенями становится полутонами. Это соотношение вызывает появление новых увеличенных интервалов, которых раньше не было. Эти интервалы включают, например, увеличенную секунду (между VI и VII #) или увеличенную пятую (между III и VII#).
Гармонический минорный диапазон звучит плотно, имеет характерный арабско-восточный колорит. Однако, несмотря на это, гармонический минор является наиболее распространенным из трех типов минора в европейской музыке: классической, народной или эстрадной. Название «гармоническая» она получила из-за того, что очень хорошо проявляет себя в аккордах, то есть в гармонии.
Примером мелодии в этом режиме является русская народная «Песня о Боби» (ключ ля минор, гармонический тип, о чем нам говорит случайная соль-диез).
Композитор может использовать разные типы минор в одном и том же произведении, например, чередуя натуральный и гармонический минор, как это делает Моцарт в главной теме своей знаменитой Симфонии No. 40:
Параллельные тональности
Так родилась концепция параллельных ключей.
Старшие и второстепенные ключи с одинаковым количеством знаков (или без них, как в случае до мажор и ля минор) называются параллельными.
Они всегда отделены друг от друга второстепенной третью: минорная всегда будет построена на шестой ступени мажорной гаммы.
Тона параллельных клавиш разные, состав интервалов тоже разный, но соотношение между белыми и черными клавишами всегда одинаковое. Это еще раз доказывает, что музыка — это царство жестких математических законов и, поняв их, можно легко и свободно двигаться.
Разобраться во взаимосвязи параллельных тональностей не так уж и сложно: сыграйте гамму до мажор, затем сыграйте ту же гамму, но не с первого шага, а с шестого, и остановитесь на шестом выше — вы играли только гамма «натуральный минор» в тональности ля минор.
Вот список параллельных клавиш с их латинскими обозначениями и количеством символов клавиш.
- До мажор / ля минор — до мажор / ля минор
- Соль мажор / ми минор — соль мажор / ми минор (1-диез)
- Ре мажор / си минор — ре мажор / ми минор (2 диеза)
- Ля мажор / фа-диез минор — ля мажор / фа: минор (3-диез)
- Ми мажор / до-диез минор — ми мажор / цис минор (4-диез)
- Си мажор / соль-диез минор — си мажор / гис минор (5-диез)
- Фа-диез мажор / Ре-диез минор — Fis-dur / dis-moll (6-диез)
- Фа мажор ре минор — F-dur / D-moIl (1-бемоль)
- Си-бемоль мажор / соль минор — си мажор / соль минор (2-бемоль)
- Ми-бемоль мажор / до минор — ми мажор / до минор (3-бемоль)
- Ля-бемоль мажор / фа минор — ля мажор / фа минор (4-бемоль)
- Ре-бемоль мажор / си-бемоль минор — ре мажор / си минор (5-бемоль)
- Соль-бемоль мажор / ми-бемоль минор — Ges-dur / es-moll (6-бемоль)
Что ж, теперь у вас есть представление о несовершеннолетнем, и теперь все эти знания можно применить на практике. И начинать надо, конечно, с лестницы. Ниже представлена таблица всех существующих параллельных мажорных и минорных гамм со всеми аппликатурами (номерами пальцев). Учись, не торопись.
Краткая памятка для начинающих
Мелодический минор – эмоциональный и чувственный
Масштаб мелодической минорной тональности меняется при перемещении по ней вверх или вниз. Если они поднимаются, поднимаются одновременно две ступени: шестая (VI #) и седьмая (VII #). Если вы играете или поете, эти изменения отменяются, и воспроизводится нормальный естественный минор.
Например, лада минор в восходящем мелодическом движении будет представлять масштаб следующих нот: A, B, C, D, E, F-диез (VI #), G-диез (VII #), A при движении вниз эти высокие частоты исчезнут, превратившись в сол-бекар и фа-бекар.
Или гамма до минор в мелодическом восходящем движении: C, D, E-бемоль (с ключом), F, G, A-BECAR (VI #), B-BECAR (VII #), C при спуске спина снова превратится в B-бемоль и A-бемоль.
из названия этого типа минор ясно видно, что он предназначен для использования в красивых мелодиях. Поскольку мелодический минор играет по-разному (неравномерно вверх и вниз), он может отражать более тонкие настроения и переживания, когда он появляется.
При повышении шкалы ее последние четыре звука (например, ля минор — ми, фа-диез, соль-диез, ля) совпадают с гаммой одноименного мажора (в нашем случае — ля мажор). Поэтому они могут передавать светлые оттенки, поводы для надежды, теплые чувства. Движение в обратном направлении по звукам естественной гаммы вбирает в себя строгость натурального минора и, может быть, своеобразную судьбу, а может быть, еще и силу, уверенность звука.
Мелодический минор очень нравится композиторам за его красоту и гибкость, за широкие возможности в передаче чувств, поэтому его так часто можно встретить в известных романах и песнях. Вспомним, например, песню «Подмосковные вечера» (музыка В. Соловьева-Седого, стихи М. Матусовского), в которой мелодический минор с приподнятыми ступенями играет в момент, когда певец рассказывает о своих лирических чувствах (Если я знал, как у меня дороги…):
Гармонический мажор
Сначала послушайте пример: сначала я играю знакомый мажор натурального, затем — гармонический мажор. Вы чувствуете разницу?
Как и в случае с одноименным минором, в мажорной гармонике чувствуется восточный колорит (и легкое «меньшинство»).
Дело в том, что в основной гармонике мы понижаем VI ступень. Вместо большой шестой (от тоники) получаем малую — минор. Отсюда и второстепенная тень.
Отсюда и восточный колорит: между шестой и седьмой ступенями формируется полутон (второй плюс).
Формула основной гармоники:
тон — тон — полутон — тон — полутон — полутон — полутон.
Перейдем к основной гармонической шкале: LeftRight Practice 4
Играйте гармоническую гамму до мажор ниже минуса: из-за измененной высоты этот тип мажора гармонизируется по-разному:
Шаг; Триада I; Майор II; Минор III; Minor IV; Минор V; Майор VI; Увеличенный VII; Минор Это звучит так: Обратите внимание на четвертую ступень — на ней есть минорный аккорд. Основной переход от тоники к гармонике четвертой степени часто встречается в музыке. Например, в песне Radiohead — No Surprise: после первого аккорда F играет Bbm, что относится к мажорной гармонике. Добавьте этот ход в свой арсенал!
Используйте Harmonic Major при построении фраз, если хотите придать своей музыке восточный оттенок. Например, вы можете переключиться на Harmonic Major на доминанте: Workshop 5
Попробуйте независимо переключиться с натурального ля мажора на гармонику на доминанте и обратно на минусовку.
3
Источники
- http://earsfingers.ru/minornye-gammy/
- https://pereborom.ru/gamma-re-minor-na-gitare/
- https://muz-teoretik.ru/tri-vida-minora-v-muzyke/
- https://guitargrad.ru/nachinayushchemu/osnovy-teorii-muzyki/330-gamma-re-minor-na-gitare-kak-postroit-pozitsii-applikatury
- https://rock-academy.ru/specializacii/gitara/gitara-teoriya-dlya-nachinayushchih/gitara-teoriya-dlya-nachinayushchih-garmonicheskiy-i-melodicheskiy-minor
- https://ProPianino.ru/minor-urok-8
- https://mandelstamdavid.ru/music_theory/major_and_minor_types
Редактор, корректор: Полина Полянская
Какие существуют популярные модификации минора для придания ему особенного оттенка?
С развитием музыки минорный лад менялся, добавляя новые «краски» к звучанию уже сложившегося натурального минора. Изменения заключались в появлении знаков альтерации перед некоторыми ступенями и, как следствие, изменении интервалов для этих ступеней. Как и в случае с мажорным ладом, изменялась степень тяготения неустойчивых звуков к устойчивым. В результате появились ещё два вида миноров: гармонический и мелодический.
Рассмотрим в качестве примеров минорные лады на базе натурального Ля-минора. Этот лад удобен для изучения, поскольку не имеет при ключе знаков альтерации. Ниже на рисунке приводим натуральный ля-минор:
Рисунок 1. Натуральный минорный лад
Гармонический минор
Отличие гармонического минора от натурального минора заключается в повышении VII ступени. Это значительно усиливает тяготение восходящего вводного звука к тонике.
Интервалы гармонического минора представляют собой секунды. Вот их порядок: б.2, м.2, б.2, б.2, м.2, ув.2, м.2. На рисунке представлен гармонический минор:
Рисунок 2. Гармонический минор
Сравните звучание VII ступени гармонического и натурального миноров. Тяготение указанной ступени к тонике настолько явно усиливается, что Вы без труда это услышите.
Мелодический минор
Отличие мелодического минора от натурального заключается в повышении VI и VII ступеней. Повышение VI ступени позволяет более равномерно расположить ступени в восходящем движении:
Рисунок 3. Мелодический минор
При нисходящем движении мелодический минор используется довольно редко (как и гармонический). Объясняется это явление просто: нет надобности усиливать тяготение к тонике (на рисунке она обозначена единицей в скобках), если мы идём от неё, но зато нужно вернуть тяготение VI ступени к V ступени.
Отметим, что тональности минорного лада находятся в родственных связях также, как и тональности мажорного лада. При образовании минорных тональностей используются теже основные и производные ступени, что и у мажорного лада.
Параллельные тональности
Параллельными тональностями называют те мажорные и минорные тональности, у которых при ключе одинаковые знаки альтерации. Например, параллельными тональностями будут до-мажор и ля-минор. У обеих тональностей при ключе вообще нет знаков. Или ещё пример: соль-мажор и ми-минор тоже параллельны, т.к. у обеих тональностей при ключе будет фа-диез.
Обратите внимание, что у минора, параллельного мажору, тоника находится на малую терцию ниже. Эту закономерность можно использовать при поисках параллельной мажору тональности.
И у мажоров, и у миноров, знаки альтерации в мелодических и гармонических ладах считаются «случайными», они не выносятся к ключу. Их ставят в музыкальном произведении только там, где необходимо.
Количество мажорных и минорных тональностей совпадают: их по 15. Названия миноров образуются по тому же принципу, что и мажоров. Для буквенного обозначения минорной тональности пишут «moll» или только первую букву: «m». Т.е. ля-минор обозначается как A-moll, либо Am.
Итоги
Вы познакомились с гармоническим и мелодическим минорами.