Как найти гармонию в музыке

Подбираем музыкальные гармонииМузыкальная композиция состоит из нескольких составляющих – ритма, мелодии, гармонии.

Причем, если ритм с мелодией – это как единое целое, то гармония – это то, чем украшают любое музыкальное произведение, то, из чего состоит аккомпанемент, который вы мечтаете сыграть на пианино или гитаре.

Музыкальная гармония – это свод аккордов, без которых ни одна песня или пьеса не будет полноценной, полнозвучной.

Правильно подобранная гармония ласкает слух, облагораживает звучание, представляя нам в полной мере насладиться чудесными звуками пианино, гитары или инструментального ансамбля. Мелодию можно напеть, гармонию – только сыграть. (К слову, спеть гармонию тоже можно, но не одному человеку, а минимум – троим, причем, при условии, что они умеют петь – именно этому обучаются артисты хора и вокальных ансамблей).

Пьеса или песня без гармонии – это как нераскрашенная картинка в книжках для детей – она нарисована, но нет цвета, нет красок, яркости. Именно поэтому скрипачи, виолончелисты, домристы, балалаечники играют в сопровождении концертмейстера – в отличие от этих инструментов, на пианино можно исполнить аккорд. Ну, или играть домре или флейте в ансамбле или оркестре, где аккорды создаются благодаря количеству инструментов.

Содержание статьи

    • Как правильно подбирать музыкальную гармонию
  • Примеры аккордовых последовательностей
      • До мажор
      • Ре мажор
      • Ля минор
    • Как найти тонику

Как правильно подбирать музыкальную гармонию

В музыкальных училищах, колледжах и консерваториях существует специальная дисциплина – гармония, где студенты изучают все существующие в теории музыки аккорды, учатся применять их на практике и даже решают задачи по гармонии.

Я не буду углубляться в дебри теории, а расскажу о самых популярных аккордах, используемых в современных композициях. Зачастую они одни и те же. Есть некий блок аккордов, кочующих от одной песне к другой. Соответственно, на одном таком блоке можно исполнить очень много музыкальных произведений.

Для начала определяем тонику (основную ноту в музыкальной композиции) и вспоминаем главные ступени лада – вместе с тоникой субдоминанту и доминанту. Берем ступень лада и строим от нее трезвучие (нотки через одну). Очень часто их достаточно, чтобы сыграть несложную пьесу. Но не всегда. Итак, кроме трезвучий главных ступеней, используются трезвучия 3-й, 2-й  и 6-й ступеней. Реже –  7-й. Поясню на примере в тональности до мажор.

Примеры аккордовых последовательностей

Аккорды ставлю по мере их популярности по убывающей:

До мажор

  • до мажор, фа мажор, соль мажор (это и есть главные трезвучия лада);
  • ли минор (это ни что иное, как трезвучие 6-й ступени);
  • ми мажор, реже — ми минор (трезвучия 3-й ступени);
  • ре минор (2-я ступень);
  • си – уменьшенное трезвучие 7-й ступени.

А это еще один вариант использования трезвучия 6-й ступени в музыкальных композициях:

Но дело в том, что эти музыкальные гармонии свойственны, только если за тонику взята нота ДО. Если вдруг тональность до мажор вам неудобна, или пьеса звучит, скажем, в ре мажоре, просто смещаем весь блок и получаем следующие аккорды.

Ре мажор

  • ре мажор, соль мажор, ля мажор (1, 4, 5 ступени – главные трезвучия)
  • си минор (трезвучие 6-й ступени)
  • фа# мажор (трезвучия 3-й ступени)
  • ми минор (2-я ступень)
  • до# уменьшенное 7-й ступени.

Для вашего удобства покажу блок в минорной тональности, там популярны немного другие ступени и уже нельзя сказать, что аккорды 3-й и 2-й ступени используются редко. Не так уж и редко.

Ля минор

Стандартный набор аккордов в ля миноре выглядит так

Ну, а кроме стандартных — 1, 4 и 5 ступеней — базы любой тональности, используются следующие гармонии:

  • ля минор, ре минор, ми мажор (главные);
  • ми септаккорд (родственен с ми мажором, используется часто)
  • фа мажор (трезвучие 6-й ступени);
  • до мажор (трезвучие 3-й ступени);
  • соль мажор (трезвучие 2-й ступени);
  • ля мажор или ля септаккорд (одноименный мажор, нередко используют в качестве некого переходного аккорда).

Как найти тонику

Вопрос, мучающий многих. А как определить тонику, то есть основную тональность, от которой надо отталкиваться при поиске аккордов. Поясняю – надо спеть или сыграть мелодию. На какой ноте она заканчивается – такая и тоника. А уж лад (мажор или минор) определяем только на слух. Но надо сказать, что в музыке часто бывает, что песня начинается в одной тональности, а заканчивается – в другой, и определиться с тоникой бывает крайне сложно.

Тут поможет только слух, музыкальная интуиция и знание теории. Часто завершение какого-то поэтического текста совпадает с завершением музыкального текста. Тоника – это всегда нечто устойчивое, утверждающее, непоколебимое. Как только определили тонику, уже можно подбирать музыкальные гармонии, исходя из приведенных формул.

Ну и последнее, что мне бы хотелось сказать. Полет творческого вдохновения композитора может быть непредсказуем — стройно и красиво звучат, казалось бы, совершенно непредсказуемые аккорды. Это уже высший пилотаж.  Если в музыкальной композиции используются только главные ступени лада, то про такую говорят — «простенький аккомпанемент».  Он действительно несложный — при базовых знаниях их сумеет подобрать даже новичок. А вот более сложные музыкальные гармонии — это уже ближе к профессионализму.  Поэтому и называется «подобрать» аккорды к песне. Итак, резюмируем:

  1. Определяем тонику, а для этого играем или напеваем мелодию и ищем основную  ноту.
  2. Строим трезвучия от всех ступеней лада и пытаемся их запомнить
  3. Играем аккорды в указанных выше блоках — то есть стандартные аккорды
  4. Поем (или играем) мелодию и «подбираем» на слух аккорд, чтобы они создавали гармоничное и красивое звучание. Начинаем от главных ступеней, если не годятся, «щупаем» другие трезвучия.
  5. Репетируем песню и наслаждаемся собственным исполнением.

Как совет — удобно подбирать музыкальные гармонии вместе со звучанием оригинала на музыкальном центре, компьютере или магнитофоне. Прослушать несколько раз, а потом взять фрагмент, допустим, 1 куплет и, поставив на паузу, подобрать его на пианино. Дерзайте. Подбирать музыкальные гармонии — дело практики.

Живое исполнение музыкальной композиции всегда гораздо эффектней, чем технический «минус». Посмотрите и убедитесь сами.

Урок 3. Гармония в музыке

Гармония в музыкеОдним из важнейших понятий в музыке является гармония. Мелодия и гармония тесно связаны. Именно гармоничное сочетание звуков и дает право мелодии называться мелодией.

Цель урока: разобраться, что такое гармония в музыке, изучить ее основные составляющие и понять, как использоваться их на практике.

Вы уже имеете все необходимые для этого базовые знания. В частности, знаете, что такое тон, полутон и ступени звукоряда, что поможет вам разобраться с таким базовым объектом гармонии как интервалы, а также ладами и тональностью.

Содержание:

  • Что такое гармония
  • Интервалы
  • Лады
  • Тональность
  • Гаммы
  • Тест на проверку знаний

По секрету скажем, что к концу этого урока вы получите некоторые базовые знания, необходимые для написания музыкального произведения в жанрах поп и рок. А пока приступаем к учебе!

Что такое гармония

Эти аспекты гармонии тесно взаимосвязаны. Мелодия воспринимается, как благозвучная тогда, когда она построена с учетом определенных закономерностей сочетания звуков. Чтобы понять эти закономерности, нам нужно познакомиться с объектами гармонии, т.е. категориями, так или иначе объединенными понятием «гармония».

Интервалы

Базовый объект гармонии – это интервал. Под интервалом в музыке подразумевается расстояние в полутонах между двумя музыкальными звуками. С полутонами мы познакомились на предыдущих уроках, поэтому сейчас затруднений быть не должно.

Разновидности простых интервалов:

  • Прима – 0 полутонов или унисон.
  • Малая секунда – 1 полутон.
  • Большая секунда – 2 полутона.
  • Малая терция – 3 полутона.
  • Большая терция – 4 полутона.
  • Чистая кварта – 5 полутонов.
  • Увеличенная кварта – 6 полутонов или тритон (3 тона).
  • Уменьшенная квинта – 6 полутонов или тритон (3 тона).
  • Чистая квинта – 7 полутонов.
  • Малая секста – 8 полутонов.
  • Большая секста – 9 полутонов.
  • Малая септима – 10 полутонов.
  • Большая септима – 11 полутонов.
  • Октава – 12 полутонов.

Итак, под простыми интервалами подразумеваются интервалы между звуками в пределах октавы. Если интервал больше октавы, такой интервал именуется составным.

Разновидности составных интервалов:

  • Малая нона – малая секунда + октава = 13 полутонов.
  • Большая нона – большая секунда + октава = 14 полутонов.
  • Малая децима – малая терция + октава = 15 полутонов.
  • Большая децима – большая терция + октава = 16 полутонов.
  • Чистая ундецима – чистая кварта + октава = 17 полутонов.
  • Увеличенная ундецима – увеличенная кварта + октава = 18 полутонов.
  • Уменьшенная дуодецима – уменьшенная квинта + октава = 18 полутонов.
  • Чистая дуодецима – чистая квинта + октава = 19 полутонов.
  • Малая терцдецима – малая секста + октава = 20 полутонов.
  • Большая терцидецима – большая секста + октава = 21 полутон.
  • Малая квартдецима – малая септима + октава = 22 полутона.
  • Большая квартдецима – большая септима + октава = 23 полутона.
  • Квинтдецима – 2 октавы = 24 полутона.

Первый и главный вопрос: как это запомнить? На самом деле это не так сложно.

Как и зачем запоминать интервалы

Из общего развития вам наверняка известно, что развитию памяти способствует тренировка мелкой моторки пальцев рук. Если вы будете тренировать мелкую моторику на клавиатуре фортепиано, вы разовьете не только память, но и музыкальный слух. Мы рекомендуем приложение Perfect Piano, которое можно скачать в Google Play:

Клавиатура в Perfect Piano

Далее вам остается регулярно проигрывать все вышеуказанные интервалы и проговаривать их названия вслух. Начинать можно с любой клавиши, в данном случае это не принципиально. Важно точно отсчитывать количество полутонов. Если сыграть одну клавишу 2 раза – это интервал в 0 полутонов, две соседние клавиши – это интервал в 1 полутон, через одну клавишу – 2 полутона и т.д. Добавим, что в настройках приложения можно установить удобное лично для вас число клавиш на экране.

Второй и не менее животрепещущий вопрос – зачем? Зачем вам знать и слышать интервалы, кроме как для освоения основ теории музыки? А вот тут дело не столько в теории, сколько в практике. Когда вы научитесь узнавать все эти интервалы на слух, вы будете запросто подбирать любую понравившуюся мелодию на слух, как для голоса, так и для исполнения на музыкальном инструменте. Собственно, большинство из нас и берет в руки гитару или скрипку, садится за фортепиано или барабанную установку как раз для того, чтобы исполнить любимые произведения.

И, наконец, зная названия интервалов, вы легко сориентируетесь, о чем речь, если услышите, что музыкальное произведение построено, к примеру, на квинт-аккордах. Это, кстати, распространенная практика в рок-музыке. Вам достаточно вспомнить, что чистая квинта – это 7 полутонов. Поэтому просто добавляете к каждому звуку, издаваемому бас-гитарой, 7 полутонов, и получаете квинт-аккорды, используемые в понравившемся вам произведении. Рекомендуем ориентироваться именно на бас, потому что он обычно более отчетливо слышен, что важно для начинающих исполнителей.

Чтобы услышать основной звук (тонику), нужно поработать над развитием музыкального слуха. Вы уже начали это делать, если скачали Perfect Piano и поиграли интервалы. Кроме того, вы можете с помощью этого приложения или настоящего музыкального инструмента попытаться услышать, какая нота звучит в унисон с тоникой (основным звуком) интересующего вас музыкального произведения. Для этого просто нажимайте клавиши подряд в пределах большой и малой октавы или проигрывайте все ноты на гитаре, зажимая 6 и 5 (басовые!) струны последовательно на каждом ладу. Вы заметите, что одна из нот явно попадает в унисон. Если ваш слух вас не подвел, это и есть тоника. Чтобы убедиться, что слух не подвел, найдите эту ноту одной-двумя октавами выше и сыграйте. Если это тоника, вы снова попадете в унисон с мелодией.

Прочие способы развития музыкального слуха мы рассмотрим в последующих уроках. Пока наша главная задача состоит в том, чтобы сделать более зримым понятие интервала в музыке для вас, как для начинающих музыкантов. Поэтому продолжим разговор про интервалы.

Часто можно встретить обозначения интервалов не в полутонах, а в ступенях. Тут имеются в виду только основные ступени звукоряда, т.е. «до», «ре», «ми», «фа», «соль», «ля», «си». Повышенные и пониженные ступени, т.е. диезы и бемоли, в подсчет не входят, поэтому количество ступеней в интервале отличается от количества полутонов. В принципе, подсчет интервалов в ступенях удобен для тех, кто собирается играть на фортепиано, потому что на клавиатуре основные ступени звукоряда соответствуют белым клавишам, и эта система выглядит очень наглядно.

Всем остальным удобнее считать интервалы в полутонах, т.к. на остальных музыкальных инструментах основные ступени звукоряда визуально никак не выделены. Зато, к примеру, на гитаре выделены лады. Они ограничены так называемыми «порожками», расположенными поперек гитарного грифа, на котором натянуты струны. Нумерация ладов идет от головы грифа:

Лады на гитаре

Кстати, слово «лад» обладает множеством значений и имеет непосредственное отношение к теме гармонии.

Лады

Второй центральный элемент гармонии – это лад. По мере развития теории музыки господствовали разные определения лада. Его понимали как систему объединения тонов, как организацию тонов в их взаимодействии, как звуковысотную систему соподчинения тонов. Сейчас больше принято определение лада как системности звуковысотных связей, объединенных при помощи центрального звука либо созвучия.

Если это пока сложно, просто представьте по аналогии с окружающим миром, что лад в музыке – это когда звуки как бы ладят друг с другом. Как о некоторых семьях можно сказать, что они живут в ладу, точно так об определенных музыкальных звуках можно сказать, что они находятся в ладу друг с другом.

В прикладном значении термин «лад» наиболее часто используется применительно к минору и мажору. Слово «минор» происходит от латинского mollis (переводится как «мягкий», «нежный»), поэтому минорные музыкальные произведения воспринимаются как лирические или даже грустные. Слово «мажор» происходит от латинского major (переводится как «больший», «старший»), поэтому мажорные музыкальные произведения воспринимаются в большей степени как напористые и оптимистичные.

Таким образом, основные виды ладов – это минорный и мажорный. Зеленым для наглядности отмечены ступени (ноты) ладов, которые отличаются для минора и мажора:

Примеры минорных и мажорных ладов

На обывательском уровне существует упрощенная градация и такая характеристика минора как «грустный», а мажора как «веселый». Это весьма условно. Вовсе необязательно, что минорное произведение всегда будет печальным, а мажорная мелодия всегда прозвучит радостно. Причем этот тренд прослеживается, как минимум, с 18 столетия. Так, произведение Моцарта «Соната №16 до мажор» звучит местами весьма тревожно, а зажигательная песенка «В траве сидел кузнечик» написана в минорной тональности.

И минорный, и мажорный лады начинаются с тоники – основного звука или основной ступени лада. Далее идет сочетание устойчивых и неустойчивых звуков в своей для каждого лада последовательности. Тут можно провести аналогию с возведением кирпичной стены. Для стены нужны как твердые кирпичи, так и полужидкая связующая смесь, иначе конструкция не обретет нужную высоту и не удержится в заданном состоянии.

И в мажоре, и в миноре есть 3 устойчивые ступени: 1-я, 3-я, 5-я. Остальные ступени считаются неустойчивыми. В музыкальной литературе можно встретить такие термины, как «тяготение» звуков, или «стремление к разрешению». Если сказать проще, мелодию нельзя обрывать на неустойчивом звуке, а всегда нужно завершать на устойчивом.

Далее в уроке вам встретится такой термин как «аккорд». Во избежание путаницы сразу скажем, что устойчивые ступени лада и основные ступени аккорда – это не тождественные понятия. Тем, кто хочет быстрее приступить к игре на музыкальном инструменте, для начала стоит пользоваться готовыми аппликатурами аккордов, а принципы построения будут понятны по мере того, как вы будете осваивать приемы игры и простые мелодии.

Более подробно про лады, минор и мажор можно прочитать в учебнике «Элементарная теория музыки», который написал российский музыковед, профессор Московской консерватории Игорь Способин [И. Способин, 1963]. Там, к слову, разобраны примеры из классической музыки, которые помогут вам лучше понять, как применяются эти понятия в классике.

Кроме того, в специальных музыкальных изданиях вам могут встретиться такие названия ладов как ионийский, дорийский, фригийский, лидийский, миксолидийский, эолийский и локрийский. Это лады, которые строятся на основе мажорной гаммы, а в качестве тоники используется одна из ступеней гаммы. Они еще называются натуральными, диатоническими или греческими.

Греческими их называют потому, что их названия произошли от племен и народностей, населявших территорию Древней Греции. Собственно, с тех времен ведут отсчет и музыкальные традиции, лежащие в основе каждого из названных диатонических ладов. Если вы намерены в будущем писать музыку, вам есть смысл вернуться к этому вопросу позже, когда разберетесь с построением мажорной гаммы. Кроме того, стоит изучить материал «Диатонические лады для начинающих» с аудиопримерами звучания каждого из них [Шугаев, 2015]:

Диатонические лады

А пока подытожим более применимые на практике понятия мажорного и минорного ладов. В целом, когда нам встречаются словосочетания «мажорный лад» или «минорный лад», имеются в виду лады гармонической тональности. Разберемся, что такое тональность вообще и гармоническая тональность в частности.

Тональность

Итак, что такое тональность? Как и для многих других музыкальных терминов, для тональности существуют разные определения. Сам по себе термин произошел от латинского слова tonus. В анатомии и физиологии это означает длительное возбуждение нервной системы и напряжение мышечных волокон, не приводящее к усталости.

Все отлично понимают, что значит словосочетание «быть в тонусе». В музыке дела обстоят примерно таким же образом. Мелодия и гармония пребывают, условно говоря, в тонусе на протяжении всего времени звучания музыкальной композиции.

Мы уже знаем, что любой лад – минорный или мажорный – начинается с тоники. И минорный, и мажорный лады можно отстраивать от любого звука, который будет принят за основной звук, т.е. тонику произведения. Высотное положение лада с его привязкой к высоте тоники называется тональностью. Таким образом, образование тональности можно свести к простой формуле.

Формула тональности:

Тональность = тоника + лад

Именно поэтому определение тональности часто дают как принцип лада, главная категория которого – тоника. Теперь подытожим.

Основные виды тональностей:

Что означает эта формула тональности и эти виды тональности на практике? Допустим, мы слышим минорное музыкальное произведение, где минорный лад выстроен от ноты «ля». Это будет означать, что тональность произведения «ля минор» (Am). Сразу скажем, что для обозначения минорной тональности к тонике добавляется латинская m. Другими словами, если вы видите обозначение Cm, это «до минор», если Dm – это «ре минор», Em – соответственно, «ми минор» и т.д.

Если вы видите в графе «тональность» просто большие буквы, обозначающие ту или иную ноту – C, D, E, F и прочие – это значит, вы имеете дело с мажорной тональностью, и перед вами произведение в тональности «до мажор», «ре мажор», «ми мажор», «фа мажор» и т.д.

Пониженная или повышенная относительно основной ступени звукоряда тональность обозначается известными вам значками диеза и бемоля. Если вы видите запись тональности в формате, к примеру, F♯m или G♯m, это значит, что перед вами произведение в тональности «фа-диез минор» или «соль-диез минор». Сниженная тональность будет со значком бемоля, т.е. A♭m (ля-бемоль минор»), B♭m («си-бемоль минор») и т.д.

В мажорной тональности возле обозначения тоники будет стоять значок диеза или бемоля без дополнительных символов. Например, C♯ («до-диез мажор»), D♯ («ре-диез мажор»), A♭ («ля-бемоль мажор»), В♭ («си-бемоль мажор») и т.д. Можно встретить и другие обозначения тональностей. Например, когда к ноте дописывается слово major или minor, а вместо значка диеза или бемоля – слово sharp или flat.

Есть и другие варианты записи, которые мало используются в повседневной практике. Поэтому мы не будем на них подробно останавливаться, а приведем в виде нижеследующих картинок исключительно в ознакомительных целях.

Это варианты представления минорных тональностей:

Минор

Далее варианты обозначения мажорных тональностей:

Мажор

Все вышеперечисленные тональности являются гармоническими, т.е. предопределяющими гармонию музыки.

Итак, гармоническая тональность – это мажорно-минорная система тональной гармонии.

Существуют и другие виды тональностей. Перечислим их все.

Разновидности тональностей:

  • Одноименные – образованные от одной тоники, но принадлежащие к разным ладам. Например, «фа минор» и «фа мажор».
  • Параллельные – с разницей между тониками минорной и мажорной тональностей в 3 полутона (малая терция). Например, «ля минор» и «до мажор», «соль-диез минор» и «си-бемоль мажор».
  • Однотерцовые – с совпадающей терцией и разницей между тониками в 1 полутон (малая секунда). Например, «до мажор» и «до-диез минор», общая терция «ми».

В последней разновидности нам встретился термин «терция». Ранее мы выяснили, что терция может быть малой (3 полутона) или большой (4 полутона). Тут мы подходим к такому понятию как «гамма», с которым нужно разобраться, чтобы окончательно понять, что же такое лады, тональности и прочие составляющие гармонии.

Гаммы

Про гаммы хоть раз слышал каждый, у кого кто-то из знакомых посещал музыкальную школу. И, как правило, слышал в негативном контексте – мол, скучно, утомительно. И, вообще, непонятно, зачем их разучивать. Для начала скажем, что гамма – это последовательность звуков в тональности. Другими словами, если последовательно выстроить все звуки тональности, начиная с тоники, это и будет гамма.

Каждая из тональностей – минорная и мажорная – строится по своим закономерностям. Тут нам снова нужно будет вспомнить, что такое полутон и тон. Напомним, тон – это 2 полутона. Теперь можно переходить к построению гаммы:

Мажорная гамма

Запомните эту последовательность для мажорных гамм: тон-тон-полутон-тон-тон-тон-полутон. Теперь посмотрим, как строить мажорную гамму на примере гаммы «до мажор»:

До мажор

Ноты вы уже знаете, поэтому по картинке видите, что в гамму «до мажор» входят ноты С (до), D (ре), E (ми), F (фа), G (соль), A (ля), B (си), С (до). Перейдем к минорным гаммам:

Минорная гамма

Запомните схему построения минорных гамм: тон-полутон-тон-тон-полутон-тон-тон. Посмотрим, как строить мажорную гамму на примере гаммы «ля минор»:

Ля минор

Чтобы проще было запомнить, обратите внимание, что в мажорной гамме сначала идет большая терция (4 полутона или 2 тона), а потом малая (3 полутона или полутон + тон). В минорной гамме сначала идет малая терция (3 полутона или тон + полутон), а потом большая (4 полутона или 2 тона).

Кроме того, вы видите, что в гамму «ля минор» входят те же ноты, что в «до мажор», только начинается она с ноты «ля»: А, В, C, D, E, F, G, A. Чуть ранее мы приводили эти тональности в качестве примера параллельных. Думается, сейчас самый подходящий момент остановиться на параллельных тональностях подробнее.

Мы выяснили, что параллельные тональности – это тональности с полностью совпадающими нотами и разницей между тониками минорной и мажорной тональностей в 3 полутона (малая терция). Ввиду того, что ноты полностью совпадают, у параллельных тональностей совпадает количество и вид знаков (диезов или бемолей) при ключе.

Мы акцентируем на этом внимание потому, что в специальной литературе можно встретить определение параллельных тональностей как таких, что имеют одинаковое количество и вид знаков при ключе. Как видите, это вполне простые и понятные вещи, но изложенные научным языком. Полный список таких тональностей представлен ниже:

Параллельные тональности

Зачем нам нужны эти сведения в практическом музицировании? Во-первых, в любой непонятной ситуации можно сыграть тонику параллельной тональности и разнообразить мелодию. Во-вторых, так вы облегчите себе задачу подбора мелодии и аккордов, если пока не различаете на слух все нюансы звучания музыкального произведения. Зная тональность, вы просто ограничите круг поиска подходящих аккордов теми, что подходят к этой тональности. Как вы это определите? Тут нужно сделать два уточнения:

1 Первое: аккорды записываются в том же формате, что и тональность. Аккорд «ля минор» и тональность «ля минор» в записи выглядят как Am; аккорд «до мажор» и тональность «до мажор» пишутся как С; и так со всеми остальными тональностями и аккордами.
2 Второе: подходящие друг другу аккорды расположены рядом друг с другом на квинтово-квартовом круге тональностей. Это не значит, что нельзя найти подходящий аккорд на некотором удалении от основного. Это значит, что вы точно не ошибетесь, если будете для начала компоновать те аккорды и тональности, которые находятся рядышком.

Квинтово-квартовым кругом эта схема называется потому, что по часовой стрелке основные звуки тональностей отстоят друг от друга на квинту (7 полутонов), а против часовой стрелки – на чистую кварту (5 полутонов). 7 + 5 = 12 полутонов, т.е. замкнутый круг образует октаву:

Круг тональностей

К слову, такой подход как компоновка рядом стоящих аккордов может выручить начинающих композиторов, в которых проснулась страсть к сочинительству, однако изучение теории музыки пока находится на начальной стадии. Да и композиторы, достигшие известности, тоже практикуют такой подход. Для наглядности приведем несколько примеров.

Подбор аккордов к песне «Звезда по имени Солнце» группы «Кино»:

Кино Звезда

А вот примеры из современной поп-музыки:

Подбор аккордов к песне «Обезоружена» в исполнении Полины Гагариной:

Гагарина Обезоружена

И достаточно свежая премьера 2020 года наглядно показывает, что тренд жив:

Подбор аккордов к песне «Голый Король» в исполнении Алины Гросу:

Гросу Голый Король

Для тех, кто спешит начать играть, можем посоветовать видео, посвященное ладам и гаммам от музыканта и преподавателя со стажем Александра Зилкова:

А желающим глубже вникнуть в теорию и узнать больше о гармонии в музыке рекомендуем книгу «Очерки современной гармонии», которую написал много лет назад искусствовед, преподаватель Московской консерватории Юрий Холопов, и которая до сих пор актуальна [Ю. Холопов, 1974].

Абсолютно всем рекомендуем пройти проверочный тест и при необходимости восполнить пробелы в знаниях прежде, чем переходить к следующему уроку. Эти знания вам точно пригодятся, поэтому желаем удачи!

Тест на усвоение материала урока

Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.

А теперь переходим к полифонии и сведению.

2 Нотная грамота4 Полифония и сведение →

Случалось ли вам испытывать “мурашки” при прослушивании музыки? Возможно, это было вызвано гармонией. Гармония – это одна из самых приятных в звуковом отношении частей музыки, которая делает прослушивание ваших любимых песен достойным. Но что такое гармония в музыке? И как вы можете воссоздать эту технику в своей музыке?

Ниже мы ответим на все эти и другие вопросы. Давайте окунемся в магию гармонии!

Что такое гармония в музыке?

Так что же такое гармония? Скорее всего, вы понимаете гармонию интуитивно, даже без знания теории музыки. Это потому, что гармония – это просто две или более нот, сыгранных одновременно в музыке. Независимо от того, любите ли вы классическую музыку или поп-музыку, вы обязательно найдете множество примеров гармонии.

Две или более нот не обязательно должны звучать “созвучно”. Однако, как правило, музыканты используют принципы теории гармонии для создания созвучных
аккордовых прогрессий
, которые звучат приятно для большинства слушателей.

Хотя некоторые люди могут интуитивно определять гармонии для определенной мелодии, существуют способы, с помощью которых вы можете вручную определить гармонии, о которых мы расскажем ниже. Для того чтобы создавать гармонии, вам придется посвятить себя музыкальной практике, но со временем создание этих тональных отношений станет второй натурой.

Основные элементы гармонии

Гармония состоит из нескольких ключевых элементов. Вот некоторые из основных понятий теории музыки, составляющих основу тональной гармонии.

элементы гармонии

Ключевая подпись

Ключевая подпись определяет, сколько диезов или бемолей находится в определенном семействе нот, которое отображается в верхней части нотного стана. Ключ песни обычно определяет аккордовую прогрессию, а также мажорные и минорные трезвучия, которые необходимы для создания разумных гармоний.

Вообще говоря, минорный ключ обозначает песню с более грустным или таинственным тоном, в то время как мажорный ключ обозначает более радостный, бодрый тон. Ключи также содержат шкалы, которые представляют собой особые способы игры нот в пределах ключа. Часто ноты мажорной или минорной гаммы являются хорошей основой для создания гармонии.

Тональное различие

Большинство великих гармоний строятся на основе
великой мелодии
. Для того чтобы создать звуковые интервалы и интерес в композиции, важно иметь тональное различие или слышимое разделение между различными нотами.

Согласный и диссонансный

Гармонии состоят из согласных и диссонансных звуков. Как правило, согласные гармонии открыты, звучат приятно и вращаются вокруг тех же нот, что и в аккордовой прогрессии песни. Согласные аккорды легко прослушиваются и встречаются во всей современной музыке.

С другой стороны, диссонирующие гармонии несут в себе большое напряжение и могут вызывать яркие, иногда неприятные ощущения в зависимости от контекста. Возможно, диссонирующим аккордам больше места в музыке фильмов ужасов, чем на радио, но их определенно стоит понять.

Скорость гармонического изменения

Скорость перехода от одного аккорда к другому в музыкальной композиции может сильно повлиять на ваши гармонические возможности. В большинстве популярной западной музыки аккорд меняется каждый такт или
каждый второй такт
.

Инструментальные гармоники

Различные инструменты вносят различные гармонические структуры в зависимости от их тембра и качества нот. Например, бас-гитара может помочь выделить тонику в мажорной аккордовой прогрессии, чтобы сохранить структуру песни.

Модуляция

Модуляция происходит, когда композиция отходит от первоначального ключа песни. Такое изменение ключа может помочь обозначить сдвиг в музыке, а также сместить гармонию композиции.

Ритм

Гармоническая фразировка во многом
связана с ритмом
или скоростью исполнения мелодической линии. Гармония может иметь тот же ритм, что и мелодическая линия для более тонкого эффекта или совершенно другую фразировку для дополнительного контраста.

Прогрессия аккордов

Аккордовая прогрессия песни оказывает большое влияние на созвучные гармонии в песне. Гармония включает в себя аккорды, поскольку самые сильные ноты в мажорном или минорном ключе обычно вращаются вокруг доминантовых аккордов композиции. Если вам трудно создать гармонию в конкретном произведении, попробуйте следовать нотам установленной аккордовой прогрессии.

История тональной гармонии в музыке

Гармония происходит от греческого слова, означающего соединение досок корабля или соединение этих досок. Греческая музыка интегрировала практику одновременного исполнения нескольких мелодий через пифагорейскую или аристоксеновскую гармоническую структуру.

В разных культурах подчеркиваются разные гармонические структуры. Например, южноазиатская художественная музыка делает акцент на открытой пятой или четвертой, оставаясь на одной и той же ноте. Напротив, в ранней западной религиозной музыке использовались параллельные совершенные интервалы, которые вошли в современные западные музыкальные традиции.

Одно можно сказать точно – гармония, безусловно, влияет на то, как мы строим музыку в целом.

Примеры гармонии в музыке

Существует множество примеров музыкальной гармонии во всех жанрах восточной и западной музыки, тем более что даже унисонное пение считается гармонией. Вот несколько распространенных примеров гармонии, которые вы можете узнать:


  • The Beach Boys:

    The Beach Boys известны тем, что исполняют обширные гармонии. Послушайте любую из их песен, и вы увидите, что каждый голос состоит из разных гармоний.

  • Imogen Heap:

    Певица и продюсер Imogen Heap используют гармонизацию в песне “Hide and Seek”.

  • Fleet Foxes:

    Эта альтернативная группа известна плотными инструментальными гармониями, которые вносят свой вклад в их несколько средневековые звуковые ландшафты.

Гармония и классификация аккордов

В западной музыке существует три различных типа аккордов в прогрессии, которые определяют силу мелодий и гармоний.


Тоник

Тонические аккорды обычно являются ведущими в прогрессии. Именно здесь аккордовая прогрессия чувствует себя наиболее стабильно.


Доминанта

Вторыми по важности аккордами являются доминантовые аккорды. Эти аккорды строятся на 5-й степени определенной шкалы.


Предшественник

Преддоминантовые аккорды используются для преодоления гармонического разрыва между тоническим и доминантовым аккордами.

Каковы различные типы гармонии?

типы гармонии

Гармонию можно разделить на три основные категории. Вот все, что вам нужно знать о различных типах гармонии.


Диатоническая гармония

Диатоническая гармония относится к музыкальной гармонии, в которой все ноты и аккорды могут быть прослежены до одной мажорной или минорной гаммы.


Недиатоническая гармония

Недиатоническая гармония похожа на диатоническую, поскольку в основном вращается вокруг центральной гаммы песни. Однако недиатоническая гармония также вводит ноты вне тонической структуры аккордов, что может создать напряжение и добавить интерес к мелодической фразе.


Атональная гармония

Атональная гармония полностью игнорирует ключ, считая все двенадцать полутонов одинаково важными в любой звуковой структуре. Формы аккордов не влияют на этот тип гармонии, который используется в экспериментальных музыкальных направлениях, таких как свободный джаз.

Разница между открытой и закрытой гармониями

Термины “открытый” и “закрытый” по отношению к гармонии описывают, насколько близко каждая нота находится внутри лада в тональной музыке. В тесной гармонии все ноты расположены как можно ближе. Аккорды в открытой позиции гораздо более разнесены, и тоника может находиться более чем в октаве от двух других нот в аккорде.

Открытая гармония может помочь создать менее диссонансную структуру аккорда, создавая больше пространства внутри звукового пространства для более сладкого звучания.

Что такое подразумеваемая гармония?

Подразумеваемая гармония состоит из ключевых нот в структуре определенного аккорда, которые способны определить конкретный аккорд без явного воспроизведения всех нот. Поскольку различные музыкальные инструменты могут играть только одну ноту одновременно, подразумеваемая гармония в тональной музыке может восполнить недостающие партии.

Возьмем, к примеру, мажорное трезвучие. Обычно мажорное трезвучие состоит из нот C, E, G. Однако если вы сыграете ноты “C” и “G” в тональности до мажор, ваши уши смогут определить структуру мажорного аккорда без минорной терции “E”. Подразумеваемые гармонии широко распространены в мире джаза, хотя их можно встретить в самых разных музыкальных произведениях.

Как написать гармонию

Сочинение гармонии – это отличная практика, которая в целом улучшит ваши навыки как музыканта. Вот простая дорожная карта, если вы не знаете, с чего начать.


  1. Сначала найдите свою мелодию.

    Для того чтобы создать гармонию, вам нужна мелодия.
    Напишите мелодию
    , прежде чем переходить к гармонической линии.

  2. Экспериментируйте с инструментом или голосом.

    Иногда гармонию можно создать с помощью импровизации. Попробуйте сыграть или спеть поверх мелодии, чтобы добиться гармонии.

  3. Используйте аккорды для вдохновения.

    Если вы сомневаетесь, обратитесь к нотам в доминантсептаккордах. Обычные интервалы в доминантовых аккордах, такие как совершенная 4-я и совершенная 5-я, могут создать удивительные гармонии для вашей мелодии.

  4. Отталкивайтесь от гаммы.

    Использование гаммы – еще один способ создания сильных диатонических гармоний. Возьмите шкалу и сделайте другую мелодию с отдельными нотами в качестве гармонии.

Советы по пению гармонии

Вот несколько кратких советов по гармоничному пению, если вы только начинаете.


  1. Пойте в группе.

    Вы все еще пытаетесь понять, “что такое гармония в музыке”? В таком случае, участие в хоре поможет вам лучше понять наложение различных мелодий. Участие в хоре – это отличная гармоническая практика, а регулярные занятия помогут вам настроить слух.

  2. Используйте музыкальные инструменты в качестве вспомогательного средства.

    Для создания точных гармонических интервальных переходов полезно использовать музыкальный инструмент для воспроизведения гармонии перед ее пением. Намного легче петь в ключе, когда вы играете ту же ноту на настроенной гитаре или пианино.

  3. Критически относитесь к гармониям в музыке.

    Всякий раз, когда вы играете аккорды или просто слушаете музыку, старайтесь обращать внимание на гармонии. Это хорошая практика, чтобы попытаться определить отдельные части, что, в свою очередь, может помочь вам петь более сильные отдельные части.

  4. Практикуйтесь в создании и написании гармоний.

    Практика не заменима! Уделите время написанию как открытых, так и закрытых гармоний. Практика ручной работы над гармониями облегчит ваше пение и понимание музыкальной теории, лежащей в основе гармоний.

понимание гармонии в музыке

Вопросы и ответы по гармонии

Вы все еще не можете понять, что такое гармония? Не бойтесь! Вот некоторые часто задаваемые вопросы и ответы на них, которые помогут вам расширить свое понимание.

Как найти гармонию песни?

Технически гармония – это несколько нот, сыгранных одновременно. Тем не менее, некоторые из самых приятных в звуковом отношении гармоний вращаются вокруг мажорного тонического аккорда песни. Возьмите корневую ноту клавиши и сыграйте 3-ю и 5-ю ноты мажорной гаммы.

Как определить гармонию?

Когда более одной ноты звучат одновременно, возникает гармония. Чтобы определить гармонию, ищите мелодии, исполняемые вне основной мелодии. Часто гармонию можно найти в припеве и
припевной части песен
, хотя это не всегда применимо.

В чем разница между мелодией и гармонией?

Гармония основана на мелодии. Мелодия – это основная тональная фраза в песне, а гармония служит для дополнения мелодии различными нотами. Что касается
различных типов пения
, то мелодию часто поют сопрано, а гармонию в большинстве случаев берут на себя альты.

В чем разница между ритмом и гармонией?

Гармония имеет отношение к тональной информации песни по отношению к мелодии. Ритм говорит о
каденции
или о том, как мелодическая фраза выражается певцом или инструменталистом. Гармония и мелодия могут иметь схожие или совершенно разные ритмы в зависимости от потребностей песни.

В чем разница между гармонией и контрапунктом?

Контрапункт – это практика создания одной мелодической фразы с использованием более чем одного голоса, обычно опирающаяся на гармоническую структуру. Гармонии, с другой стороны, это просто несколько нот, сыгранных одновременно, чтобы поддержать существующую законченную мелодию.

Что такое двухчастная гармония в музыке?

Двухчастная гармония означает, что кто-то поет мелодию, а затем голос гармонии поет в рамках существующей аккордовой структуры или на том же самом штабеле мелодической линии. Двухчастная гармония довольно распространена благодаря своей простоте и приятному звучанию.

Может ли быть гармония без мелодии?

Гармония может быть и без выраженной мелодии – Поскольку гармония – это несколько нот, сыгранных одновременно, технически даже аккордовая прогрессия в принципе использует гармонию. Таким образом, практически вся музыка в той или иной форме использует гармонию, независимо от жанра и эпохи.  

Барабаны – это мелодия или гармония?

Барабаны не обязательно относятся к мелодии или гармонии – это скорее ритмическая часть, чем что-либо еще. Хотя это правда, что барабаны могут иметь отчетливые тона, они известны тем, что несут мелодическую информацию для создания мелодии или гармонии.

Является ли гармония аккордом?

Гармонии не обязательно являются аккордами (они более гибкие), но аккорд всегда является гармонией, поскольку гармония – это просто несколько различных тонов, исполняемых одновременно. Гармонии обычно строятся вокруг определенной аккордовой структуры по отношению к мелодии.

Легко ли гармонизировать?

Гармонизация может быть сложной для любого новичка, как и любой другой навык. Тем не менее, это может стать второй натурой при достаточной практике. Научившись играть аккорды и импровизировать на мелодию, вам будет легче интуитивно гармонизировать.

Проще говоря, гармония в музыке – это две или более нот, сыгранных одновременно. Хотя эта концепция не является сверхсложной, она может внести огромную разницу в качество ваших песен и миксов. Наслаждайтесь включением гармонии в свою музыку!

Гармо́ния (др.-греч. ἁρμονία — связь, порядок; строй, лад; слаженность, соразмерность, стройность) — комплекс понятий теории музыки. Гармоничной называется (в том числе и в обиходной речи) приятная для слуха и постигаемая разумом слаженность звуков (музыкально-эстетическое понятие). В научной перспективе это представление приводит к композиционно-техническому понятию гармонии как объединения звуков в созвучия и их закономерного последования. Гармония как научная и учебно-практическая дисциплина изучает звуковысотную организацию музыки — как многоголосной, так и одноголосной.

Понятие и сущность гармонии[править | править код]

Понятие гармонии применяется для характеристики логически организованной звуковысотной системы: типа лада (модальная гармония, тональная гармония), музыкального стиля (например, «гармония барокко»), индивидуально специфического воплощения звуковысотности («гармония Скрябина», «гармония Джезуальдо»), характерной для стиля композитора аккордики (например, «рахманиновская гармония», «шубертовская гармония»[1]).

Понятие гармонии, однако, не следует смешивать с понятиями «сопровождение», гомофония (например, в выражении «мелодия и гармония» вместо «мелодия и аккомпанемент» или вместо «мелодия и аккордика»; «полифония и гармония» вместо «полифония и гомофония»).

Сущность музыкальной гармонии — проекция философско-эстетического понятия гармонии на область звуковых явлений. Гармония объединяет наиболее специфические для музыки художественные элементы и отношения: звукоряды и интервальные системы, аккорды и ладовые функции и т. д. (тогда как, например, метр и ритм, присутствующие в музыке, свойственны также поэзии). Осознание благозвучности гармонически упорядоченных отношений звуков явилось величайшим завоеванием художественного мышления.

При этом восприятие того или иного аккорда как «гармонии» (то есть созвучия) или как набора несвязанных звуков зависит от музыкального опыта слушателя и его эстетических предпочтений. Так, неподготовленному слушателю гармония музыки XX — XXI веков (особенно в произведениях композиторов-авангардистов) может показаться хаотичным набором звуков, «какофонией»[2].

Объекты и категории гармонии[править | править код]

Первичный объект гармонии — музыкальные интервалы, художественное освоение которых составляет стержень исторического развития музыкального искусства. «Согласное» звучание даёт первую категорию гармонии — консонанс, противопоставляемый диссонансу. Другой важнейшей категорией гармонии является звукоряд определённого интервального рода в пределах звуковой системы — материальной основы всякой музыки. Форма, в которой воплощаются (реализуются, разворачиваются во времени и высотном «пространстве») звукоряд и сонансы, определяет центральную категорию гармонии — лад.

Отношения между звуками (частотами звуковых колебаний) различных созвучий отвечают ряду числовых отношений, представляющих интервалы:

  • 1:1 и 1:2 (унисон и октава),
  • 2:3 и 3:4 (квинта и кварта),
  • 4:5 и 5:6 (большая и малая терции) и т. д.

Эти интервалы реализуются в последовании (во времени) и в одновременности (образуя созвучия — аккорды и конкорды). Соответственно в музыкальной гармонии обособляются одноголосные и многоголосные звуковысотные системы. В русском музыкознании термин «гармония» традиционно относят лишь к многоголосию (прежде всего, к многоголосной музыке Нового времени), а одноголосные звуковысотные системы объявляют «ладовыми». Это различение условно, поскольку лад может быть как одноголосным, так и многоголосным (например, церковные лады в монодических григорианских хоралах и в мессах франко-фламандских композиторов на те же хоралы), а равно и гармония (например, мажорно-минорная тональная) может проявить себя в одноголосии.

Становление, развитие и история гармонии[править | править код]

Становление многоголосной гармонии (IX—XI века) — важнейший этап эволюции музыкального мышления. Связанность всех звуков отношением к тону-устою выражается категорией лада, а дифференциация их значений — системой ладовых функций. Первичная форма многоголосия — бурдон — представляет собой гармонию в рамках монодического принципа музыкального мышления. В условиях развитого многоголосия гармония становится системой созвучий, важнейшие из неустоев монодии — неаккордовыми звуками. Многоголосная гармония в ходе эволюции захватывает как эстетически и композиционно приемлемые всё более сложные созвучия — от кварто-квинтовых до большесептово-тритоновых и полиаккордов (в XX—XXI веках).

Одновременно с эволюцией гармонии (и звуковой системы) внутренне реорганизуется ладовая система как совокупность и средоточие музыкально-логических значений тонов и созвучий; одним из вершинных достижений этого процесса стала классическая тональность с присущими ей ладовыми функциями — прежде всего, тоникой, субдоминантой и доминантой. Классическая гармоническая структура в европейской музыке тесно связана формообразованием и метром.

Начальная история гармонии[править | править код]

Начальная история гармонии в музыке — развёртывание свойств консонанса—диссонанса и форм лада в монодико-ладовых системах (Древнего Китая, Индии, стран Ближнего Востока, Древней Греции и Рима и др. культур).
Предформы гармонии (сонорно окрашенная гетерофония и др.) закрепили в слуховом восприятии человека сам феномен вертикального созвучия, которое, однако, ещё не стало осознанным фактором музыкального мышления.

Гармония в Средние века и в эпоху Возрождения[править | править код]

В ранних формах многоголосия (органум IX—XI вв.) выдвинулся новый элемент музыки — автономное созвучие. Роль сонантных опор в Средневековье (например, в многоголосной музыке школы Нотр-Дам и в период Арс нова) выполняли квинта и квинтоктава.

С XIII века гармония обогатилась терцовыми созвучиями, которые поначалу интерпретировались как несовершенные, требующие разрешения диссонансы; позже, в XV-XVI веках, терцовые созвучия начали употребляться свободно и, наконец, стали доминирующими.

До начала XVII века господствовала модальность (такую гармонию называют старомодальной). Церковная музыка (одноголосная и многоголосная) основана на восьми (с середины XVI века — двенадцати) церковных тонах, с добавлением внутриладового хроматизма. Светскую музыку эпохи Возрождения зачастую также объясняют через церковные тоны, к которым, однако, она полностью не сводима (напр., категориями церковных тонов невозможно объяснить гармонию Вичентино и позднего Джезуальдо). Образец модальной гармонии эпохи Ренессанса — шансон Лассо «Се faux amour d’are» (G-миксолидийский).

Гармония Нового Времени[править | править код]

Гармония Нового времени (XVII—XIX вв.) основана на тональности как системе музыкального мышления особого типа, окончательно оформившейся в русле идей эпохи Просвещения и характеризующейся функциональной централизованностью, строгой рациональной выверенностью и иерархией, разветвлённостью, динамизмом тональных функций, оптимальным единообразием всех структур — от строения и расположения аккордов до монументальных тональных планов в крупных формах. Хотя ещё у И. С. Баха заметны следы старинной модальности (фригийский лад во 2-й части 1-го Бранденбургского концерта), в эпоху барокко уже утверждаются мажор и минор как два господствующих лада. Господствующими они являются и в наше время (особенно в массовой культуре), несмотря на чрезвычайное усложнение гармонии в XX веке и появление атональной музыки.

Гармония в русской музыке[править | править код]

Предысторию гармонии в русской музыке составляют ладовые системы древних церковных распевов. С XVII века известны многоголосные записи «троестрочного пения». В том же веке в русской духовной музыке (см. партесное пение) утвердилась тональность, типологически родственная западноевропейской. Если в русской гармонии XVIII века (М. С. Березовский, Д. С. Бортнянский) национальный характер был несколько нивелирован, то в XIX веке выступила мощная тенденция к национальному своеобразию гармонии (М. И. Глинка, М. П. Мусоргский, Н. А. Римский-Корсаков и др.). В целом использующая общеевропейскую гармоническую систему, гармония русской музыки имеет характерные черты. Среди них — широкое использование плагальности, применение гармоний побочных ступеней, многочисленные модализмы и в целом — тенденция к свободе гармонической структуры. Эти и другие свойства русской гармонии в сочетании с оригинальной мелодикой и ритмикой во многом обусловливают своеобразие русской «композиторской» музыки.

Русская музыка в поисках нового в гармонии XX века характерна разнообразием гармонических стилей, сосредоточенных в сочинениях отдельных композиторов. Таковыми стали, например, гармонические стили, созданные Скрябиным, Рахманиновым, Стравинским, Прокофьевым, Шостаковичем и др.

Гармония XX—XXI веков[править | править код]

Общие законы гармонии XX—XXI веков:

  • свобода в применении диссонанса и связанная с ней новая аккордика (гармоническая вертикаль; например, «Весна священная» Стравинского);
  • автономность хроматики, то есть 12-ступенность тональной гармонии (заключительный каданс «Ромео и Джульетты» Прокофьева);
  • свободная 12-тоновость (Багатели, ор. 9 Веберна);
  • множественность гармонико-функциональных систем;
    • диатоническая модальная гармония («Курские песни» Свиридова);
    • хроматическая тональность (2-й виолончельный концерт Шостаковича);
    • полимодальность (пьеса «Неосязаемые звуки грёз» Мессиана);
    • техника центрального созвучия (4-я картина 3-го действия «Воццека» Берга);
    • серийная гармония (Вариации для фортепиано, ор. 27 Веберна);
    • сонорная гармония разных типов и гармония микрохроматики («Группы» для 3 оркестров Штокхаузена; «Pianissimo» Шнитке; «Звоны» Щедрина; фортепианное трио Э. В.Денисова) и т. д.

Развитие понятия гармонии[править | править код]

Философско-эстетическое понятие гармонии разрабатывалось с глубокой древности. У греков оно нашло отражение в учении о согласии («симфонии») противоположностей. В этом философском контексте слово «гармония» применительно к музыке употреблял (со ссылкой на Гераклита), например, неизвестный автор трактата «О мире» (Псевдо-Аристотель, I в. до н.э.):

Надо думать, природа влекома к противоположностям, и из них, а не из подобного, образует согласное (др.-греч. τὸ σύμφωνον). Так, она свела мужчину с женщиной, а не с однополым существом (равно как и женщину) и сочетала первое согласие из противоположных, а не подобных друг другу существ. Похоже, что и искусство (др.-греч. τέχνη), подражая природе, делает то же самое. Живопись, смешивая белые и черные, желтые и красные краски, создает изображения, соответствующие оригиналам. Музыка, смешав одновременно высокие и низкие, длительные и краткие звуки в различных голосах, создает единую гармонию (др.-греч. ἁρμονίαν). Грамматика, смешав гласные и согласные буквы, составила из них всё [словесное] искусство. О том же говорил и Гераклит по прозвищу Темный…

[Аристотель]. О мире, 395b[3]

Гармонию греки понимали как универсальную категорию бытия. Они усматривали её проявления не только в природных сущностях, а также в занятиях (искусстве-«те́хнэ») человека, но и в космосе. Отсюда возникло философско-музыкальное учение о гармонии сфер.

В V—IV вв. до н. э. отмечаются первые свидетельства применения слова «гармония» в специальном музыкально-теоретическом смысле. У Филолая и Платона «гармонией» называется октавный звукоряд (разновидности интервальной структуры консонансов получили в гармонике название «видов»), который мыслился как сцепление кварты и квинты. У Аристоксена и (позднее) Боэция «гармонией» также назван один из трёх — энармонический — родов мелоса.

Античные учебники гармоники (Клеонид, Бакхий, Гауденций, Боэций) и музыкально-теоретические исследования гармонии (наиболее значительны труды греков Аристоксена, Птолемея, Аристида Квинтилиана) содержали в обязательном порядке изложение и толкование вопросов гармонии: учение о музыкальном (высотно определённом) звуке, об интервалах (в пифагорейской традиции — обязательно в «математическом» ключе), об интервально-звуковой (в том числе о Полной двухоктавной) системе с присущими ей звукорядными («модальными») функциями, о ладовых звукорядах («тонах», «ладах»), о метаболе и др.

Впоследствии понятие гармонии сохраняло свою смысловую основу («логос»), однако конкретные представления о гармонии как звуковысотной слаженности диктовались актуальными для данной исторической эпохи оценочными критериями. По мере развития многоголосной музыки гармония разделилась на «простую» (одноголосную) и «составную» (многоголосную; в трактате английского учёного Вальтера Одингтона «Сумма теории музыки», начала XIV века). Дж. Царлино дал математическое обоснование (которое сам считал «природным») большого и малого трезвучий (которые по традиции описывал как конкорды); поделил все лады (одноголосные) на большетерцовые и малотерцовые. Ему же принадлежит знаменитая характеристика (ныне оценивающаяся как упрощённая) мажорного трезвучия как «веселого» (итал. harmonia allegra), а минорного как «грустного» (итал. harmonia mesta). М. Мерсенн определил роль баса как фундамента гармонии, описал явление обертонов в составе музыкального звука. Иоганн Липпий впервые трактовал оба трезвучия как аккорды, описав «гармоническую триаду» (лат. trias harmonica) как «истинный и триединый звучащий корень самой совершенной и полнейшей гармонии»; также впервые засвидетельствовал обращения аккордов.

Некоторые выдающиеся труды о гармонии[править | править код]

Жан-Филипп Рамо (1722, 1726) разработал науку о гармонии как системе аккордов (теория аккорда, фундаментального баса <basse fondamentale>, обращений, тональной связи, тональной каденции; образование тонального круга, система «тройной пропорции» S-T-D). Во многом его трактат определил тенденции тональной гармонии, основанной на терцовых созвучиях.

Кельнер Д. Верное наставление в сочинении генерал-баса[4]. Перевод с немецкого Н.Зубрилова. Москва, 1791. Первая книга о (мажорно-минорной) гармонии на русском языке.

Франсуа-Жозеф Фетис (1844, ред. 1867) ввёл в общемировое употребление понятие тональности (в его учении термин «тональность» охватывал и старинные модальные лады и мажорно-минорную тональность), которую рассмотрел впервые в исторической перспективе — от григорианского хорала до «омнитональности» романтиков — Берлиоза и Вагнера. В отличие от пифагорейцев и рационалистов эпохи Просвещения трактовал «тональность» (в широком смысле, т.е. лад) как «чисто метафизический принцип» (фр. principe purement métaphysique), находя в нём «тяготения», «разрешения», «устои», «притягательный консонанс» тритона и т.п.

Гуго Риман (1893), опираясь на идеи Рамо и теорию «гармонического дуализма» (мажор и минор как противоположные полюсы) А. фон Эттингена, обосновал функциональную теорию классической гармонии, дал глубокий анализ модуляции и других специфических явлений тональной гармонии.

Б. Л. Яворский (1908) и С. В. Протопопов (1930) описывали новые (называемые также «симметричными») лады, помимо мажора и минора. Сердцевина теории Яворского — понятие ладового ритма.

Генрих Шенкер (1935) выдвинул теорию структурных уровней гармонической ткани в тональной музыке XVIII-XIX веков. Разработал алгоритм анализа, в основе которого лежит последовательное снятие («редукция») слоёв живой музыки, вплоть до элементарного мелодико-гармонического остова (Ursatz) и, в конечном итоге, ведёт к простейшему мажорному или минорному трезвучию. Гармонический анализ «по Шенкеру» получил широкое распространение в США.

Ю. Н. Тюлин (1937) выдвинул теорию переменности тональных функций.

Пауль Хиндемит (1937) разработал эволюционное учение о гармонии, положив в его основу «природные основания», в том числе и главным образом, акустическое понятие основного тона (нем. Grundton) интервала, аккорда, любого созвучия.

Карл Дальхауз (1968) исследовал формирование классической мажорно-минорной тональности, «гармонической тональности» (нем. harmonische Tonalität), продемонстрировал её становление на образцах многоголосной музыки Средних веков, особенно же Ренессанса и барокко.

Ю. Н. Холопов (1988) разработал всеобщую (без каких-либо хронологических и стилистических ограничений в музыкальном материале) теорию гармонии, в основу которой положил представление о двух принципах лада, модальности и тональности, некоррелятивных друг другу. Выдвинул теорию модальных функций и существенно развил римановскую теорию тональных функций. Выделил 6 универсальных, наиболее значимых в музыке типовых интервальных структур, обозначив их как «интервальные роды».

Примечания[править | править код]

  1. Известна также как «Шубертова шестая», имеется в виду малое трезвучие на VI ступени в миноре (например, as/ces/es в c-moll).
  2. Как, например, в таком высказывании: «С потерей дифференциации консонансов и диссонансов гармония пришла к атонализму и превратилась в бессмысленный набор звуков (дисгармонию, какофонию)» (Тюлин Ю.Н. Привано Н.Г. Теоретические основы гармонии. М., 1956, с.15). При таком подходе новая гармония неизбежно предстаёт как «плод искусственного изобретательства теоретиков и композиторов (двенадцатитоновая система Шенберга, четвертитоновые системы и проч.)» (там же).
  3. Перевод А.В.Лебедева. Цит. по: Лебедев А.В. Логос Гераклита. СПб.: Наука, 2014, с.191.
  4. Генерал-бас (в данном контексте) — старинное обозначение (мажорно-минорной) тональной гармонии. В первоначальном значении — то же, что basso continuo.

Литература[править | править код]

  • Zarlino G. Le istitutioni harmoniche, Venetia, 1558; факсимильное издание: New York, [1965].
  • Mersenne M. Harmonie universelle, P., 1636—37; факс. изд.: Paris, 1963.
  • Rameau J. Ph. Traile de l’harmonie <…>, P., 1722; факс. изд.: Νew Υork, [1965].
  • Rameau J. Ph. Nouveau Systeme de musique théorique. Paris, [1726].
  • Риман Г. Упрощенная гармония…, пер. с нем. М.— Лейпциг, 1901.
  • Fétis F. J. Traité complet de la théorie et de la pratique de l’harmonie. P., 1903.
  • Gevaert F. Α. Traité d’harmonie théorique et pratique, v. 1—2. Paris—Bruxelles, 1905—07.
  • Schenker H. Neue musikalische Theorien und Phantasien, Teil 1 — Harmonielehre. Stuttgart, 1906.
  • Яворский Б. Л. Строение музыкальной речи, ч. 1—3. М., 1908.
  • Катуар Г. Л. Теоретический курс гармонии, ч. 1—2. М., 1924—25.
  • Протопопов С. В. Элементы строения музыкальной речи, ч. 1—2. М., 1930.
  • Hindemith P. Unterweisung im Tonsatz, Bd. 1. Mainz, 1937.
  • Ван дер Варден Б.Л. Пифагорейское учение о гармонии // Пробуждающаяся наука. Математика древнего Египта, Вавилона и Греции. М., 1959 (репринт: М., 2006), сс. 393-434.
  • Blankenburg W. Der Harmonie-Begriff in der lutherisch-barocken Musikanschauung // Archiv für Musikwissenschaft 16 (1959), S.44-56.
  • Тюлин Ю. Н. Учение о гармонии. М., 1966.
  • Dahlhaus C. Untersuchungen über die Entstehung der harmonischen Tonalität. Kassel — Basel, 1968.
  • Способин И. В. Лекции по курсу гармонии. М., 1969.
  • Холопов Ю. Н. Очерки современной гармонии. М., 1974.
  • Курт Э. Романтическая гармония и её кризис в «Тристане» Вагнера, [пер. с нем.]. М., 1975.
  • Этингер Μ. Α. Раннеклассическая гармония. М., 1979.
  • Motte D. de la. Harmonielehre. Ein Lese- und Arbeitsbuch. München, 1981; 17te Aufl. Kassel: Bärenreiter, 2014.
  • Gárdonyi Zs., Nordhoff H. Harmonik. Wolfenbüttel: Möseler Verlag, 2002. ISBN 978-3-7877-3035-3.
  • Холопов Ю. Н. Гармония. Теоретический курс. — М.: Музыка, 1988. (Переиздание: СПб.: Издательство «Лань», 2003. — ISBN 5-8114-0516-2.).
  • Холопов Ю. Н. Гармония. Практический курс. Части 1, 2. М., 2003, 2005.
  • Холопов Ю. Н. Музыкально-теоретическая система Хайнриха Шенкера. М., 2006.
  • Fuhrmann W. Harmonik im 15. Jahrhundert // Musiktheorie an ihren Grenzen: Neue und Alte Musik. 3. internationaler Kongress für Musiktheorie 10-12.2003, Musik-Akademie der Stadt Basel, hrsg. v. Angelika Moths u.a. Bern: Peter Lang, 2009, S.243-288.
  • Amon R. Lexikon der Harmonielehre. 2. völlig neu überarbeitete und ergänzte Auflage. Wien: Doblinger, 2015. 453 SS.

Ссылки[править | править код]

  • Рязанов П.Б. Сравнение практических учебников гармонии П.И. Чайковского и Н.А. Римского-Корсакова
  • Оголевец А. С. Основы гармонического языка. М. — Л., 1941. Фрагменты.
  • Шульгин Д. И. Теоретические основы современной гармонии. М., 1994.; Современная гармония. Книга I. М., 2010.
  • Электронная библиотека Ю.Н.Холопова (книги и статьи о гармонии разных авторов)

Простейший способ создания музыкальной гармонии. Квинтовый круг с числами мажорности аккордов

Время на прочтение
6 мин

Количество просмотров 22K

Рассмотрим квинтовый круг аккордов. Число – значение мажорности аккорда. Вне зависимости от лада, тоника должна быть установлена в верхнее положение:

Установка тоники

Установка тоники

В конце статьи будет инструкция как изготовить такой вращающийся круг

Мельчайшие шаги по кругу аккордов. Здесь C-Am(+2) и C-Dm(-1)

Мельчайшие шаги по кругу аккордов. Здесь C-Am(+2) и C-Dm(-1)

Мельчайшие шаги по кругу аккордов происходят при ходе мажорный-параллельный минорный аккорд, +2(изменение числа при этом ходе), а также при движении мажорного аккорда на секунду вверх в минорный, -1, и назад с обратным знаком для обоих случаев. Движение по часовой стрелке ведёт к музыкально мажорным, против часовой к минорным аккордам(отрицательные числа). Для запуска простейшей гармонии достаточно создать некую закономерность например волну из значений(чисел) аккордов:

Гармоническая фигура "Волна". Аккорды Cm-Eb-Fm-Eb

Гармоническая фигура “Волна”. Аккорды Cm-Eb-Fm-Eb

Если у вас нет доступа к инструменту и воспроизведению этих аккордов можете посмотреть видео в конце статьи. Там и аккорды и текст с озвучкой.

Можно перескочить через несколько и плавно вернуться назад. Получим фигуру “Пила”:

Гармоническая фигура "Пила". Аккорды Cm-Ab-Fm-Eb

Гармоническая фигура “Пила”. Аккорды Cm-Ab-Fm-Eb

Следующее движение через один мельчайший шаг. Его называют кварто-квинтовым, так как звуки аккорда идут на квинту или кварту. Изменение между числами(далее дельта Δ) 3. В этих ходах уже больше динамики(напряженности), чем в предыдущих:

Кварто-квинтовое движение в мажоре и миноре и его динамика. Аккорды C-F-C-G и Fm-Cm-Gm-Cm

Кварто-квинтовое движение в мажоре и миноре и его динамика. Аккорды C-F-C-G и Fm-Cm-Gm-Cm

Первое что важно в аккордовых прогрессиях так это периодическое возвращение к тоническому аккорду. Без этого слух просто потеряет ориентир и не сможет дальше интерпретировать аккорды.

На ощущение завершенности прогрессии аккордов заметно влияет метрическое положение аккордов.

Наиболее завершённо звучит тонический аккорд на сильном времени метра(такте), иначе будет запущена фаза движения, подстёгивающая гармонию к развитию. В простом чередовании Cm Gm Cm Gm в размере 4/4 третий аккорд хоть и тонический но выпадает на метрическую фазу движения — относительно сильную долю квадрата поэтому не звучит завершённо.

Рассмотренный выше подход к созданию прогрессий я назвал линейным. Ниже будет рассмотрен второй – квинтовый. Оба подхода связаны и один другому не мешает – можно их комбинировать.

В этом движении уже наблюдаем некую закономерность о которой сейчас поговорим:

Образовавшаяся линия нисходящих квинт. Аккорды C-F-Bb-Eb

Образовавшаяся линия нисходящих квинт. Аккорды C-F-Bb-Eb

Вкратце скажу о программе слева. Она показывает расположение звуков аккордов на квинтовой цепи. Чёрная линия посередине(сейчас между C и G) показывает тонику и доминанту. Выше линии находятся – мажорные звуки, ниже – минорные(сейчас это не особо важно, можно пропустить,а кому интересно почитайте потом предыдущую статью).

Секрет золотой секвенции

Рассмотрим золотую секвенцию(тонику поменяли на A):
Am Dm G C F Bdim Em Am
Im-IVm-VIIb-IIIb-VIb-IIdim-Vm-Im

Путь аккордов золотой секвенции на квинтовом круге можно представить так:

Секвенция без обращений аккордов. Вверху интервалы на которые движется каждый из трёх голосов
Секвенция без обращений аккордов. Вверху интервалы на которые движется каждый из трёх голосов
Золотая секвенция на квинтовой цепи
Золотая секвенция на квинтовой цепи

Из-за ограничения 7звучного лада, в ходе Dm-G нижний звук F, что далее должен быть Bb переносится на 6 квинт вверх в звук B. То же самое и дальше при ходе F-Bdim и Bdim-Em.

В итоге мы видим, что золотая секвенции это движение звуков по нисходящему ладу Шепарда, создающее иллюзию постоянного минорного движения вниз по квинтовой цепи.

Все разновидности ладов Шепарда звучат гармонично, поэтому ниже покажу все что нашёл

Нисходящий лад Шепарда золотой секвенции

Нисходящий лад Шепарда золотой секвенции

Секвенцию можно перевернуть, брать из неё фрагменты и смещать начало(звучать всегда будет хорошо). Например прогрессия Am Em Bdim F это первые 4 аккорда перевёрнутой. Если начать секвенцию с аккорда C то получим круговую цепочку в мажоре: C F Bdim Em Am Dm G C. Вот пример использования крупного фрагмента перевернутой: Am C G Dm Am Em Bdim F.

Динамичная золотая секвенция

Динамичная золотая секвенция

На рисунке выше лад Шепарда с шагом 2 или динамичная золотая секвенция(тоника С). Все звуки идут на 2 шага вниз по квинтовой цепи, а вверх переносятся если выходят за пределы лада. Самая динамичная её часть(Bb-Ab-Gm) подчёркнута красным, остальные ходы(Fm-Eb-Ddim-Cm-Bb) очень спокойны(Δ+1).

Осевые прогрессии

Осевые прогрессии

Особенность большинства прогрессий с формой волны в том, что крайние звуки на цепи очерчивающие большую терцию движутся равномерно на квинту вверх и вниз вокруг виртуальной оси(красная линия). Их назовём осевыми. Принцип сохранится если любой аккорд этой последовательности заменить на ему параллельный(на квинтовом круге) с общей большой терцией. Осевую можно логически продолжить по принципу золотой, получим часть восходящего лада Шепарда:

Нисходящий лад Шепарда дают также ходы dim7 по полутонам вниз, увеличенные по полутонам вверх, и уменьшенные по квартам вверх что часто можно увидеть в цепочках доминантсептаккордов:

Вернёмся к простым аккордам.

Перед минорной тоникой на крайней мажорной точке движения вместо аккорда VIIb(Bb) lin-1 или Vm(Gm) lin1 часто встречается мажорная доминанта со значением 8(G подчеркнул на рисунке ниже) для усиления мажорности на этой фазе движения гармонии и более резкого утвердительного прихода в тонику(8->-2 Δ10). Возникает один внеладовый звук VII(B), а квинта(G-D) остается в ладу. При этом в цепочке также могут присутствовать аккорды Bb или Gm например в фигуре шаг вперед 2 назад или обратной осевой гармонической:

Сопоставление минорных аккордов с мажорной доминантой звучит динамично так как при этих ходах сильно меняется линейное значение. Максимальное изменение гармонического минора можем наблюдать в прогрессии VI-V-I(крайний круг справа):

Динамичные прогрессии с участием мажорной доминанты

Динамичные прогрессии с участием мажорной доминанты

Ещё большую динамичность можно получить заимствуя аккорды из крайних ладов, например лидийский D lin11(ещё называют двойной доминантой) или фригийский Db lin -10:

Круг с квартаккордами(sus), уменьшенными и увеличенными.

Для тех продвинутых кому интересны уменьшенные(-) и увеличенные(+) аккорды и квартаккорды(4, две кварты вверх, они же sus в обращениях) сделал версию круга с ними(ссылка в конце статьи). Для прямого сравнения(в экспериментальных целях) корректнее сопоставлять однотипные(G4-C4,C-Bbm…) аккорды на фоне постоянно звучащей тоники т.к. они немного из разных “измерений”.

Круг аккордов С

Круг аккордов С

А сейчас анализ гармонии на примере простой популярной песни Hi-Fi “Седьмой лепесток”(тоника Bb).

Анализ гармонии

Сопоставление аккордов квадратов куплета

Сопоставление аккордов квадратов куплета

Куплет начинается с обратной осевой. Во втором проходе аккорд -7 меняется на +8(ход в него более динамичен) что создает сопоставление двух квадратов или вопрос-ответ(рисунок выше).

Перед припевом гармония останавливается на Db(IIIb) и плавно выходит на припев(Δ-3). Припев начинается уже не с тоники, а с минорного аккорда Gb. Создается метрическая и гармоническая неустойчивости и это запускает фазу движения: минорный аккорд Gb(-7) на сильном времени, а тонический Bbm на слабом. Гармония замедляется в 2 раза, один аккорд на 2 такта, и плавно идёт на подъём. На стыке первого и второго прохода(красная стрелка выше) возникает самый динамичный ход натурального 7 звучного лада Δ8.

Припев плавно(Δ-3) выходит на тонический аккорд проигрыша. Далее в проигрыше идёт простая волна кварто-квинтовыми шагами:

Весь гармонический путь песни:

Фигура "Волна" в куплете и проигрыше и "Пила" в припеве

Фигура “Волна” в куплете и проигрыше и “Пила” в припеве
Кому интересно откуда взялись числа мажоности аккордов.

Каждый звук аккорда можно представить как отдельный голос который при переходе в другой аккорд двигается на определенный интервал. Суммарное изменение в голосах при такой смене легко вычислить. Переводим все звуки первого созвучия в линейный вид(б звуки становятся отрицательными:
-6 -5 -4 -3 -2 -1 0 1 2 3 4 5 6), суммируем, то же самое для второго и находим разницу между ними – линейную дельту.
К примеру хотим узнать какое изменение будет при переходе созвучия Fm в C. Первое в линейном виде при тонике C 0 -1 -4 что суммарно -5а. Второе 0 4 1 сумма 5а. Получаем разницу между ними +10а. И действительно убеждаемся что в этом переходе аккордов два голоса идут на м2 вниз что даст +5а и +5а(таблица интервалов в предыдущей статье). Это значит что второе созвучие на 10 единиц мажорнее первого и при переходе слушатель это изменение почувствует причем вне зависимости от тоники и обращения. Собственно и почему ход Fm-C(Δ+10) звучит также хорошо как и G-Cm(Δ-10).
Линейное значение созвучия относительно других не зависит от текущей тоники, поэтому такой учёт будет абсолютным.

Как мы увидели, для запуска гармонии достаточно создать логичное движение звуков по квинтовой цепи(квинтовый подход, например как в золотой секвенции) или логичное движение значений аккордов(линейный подход, гармонические фигуры).

Изготавливаем вращающийся круг аккордов со значениями мажорности

Инструкция по изготовлению круга

Инструкция по изготовлению круга

После всех действий установите нужную тонику в верхнее положение как вначале статьи на рисунке “Установка тоники”.

Квинтовые круги аккордов(файлы “Круг для печати” и “Круг для печати sus,dim,aug”) и программу музыкальный анализатор для просмотра аккордов на квинтовой цепи(видеоинструкция на канале) можно скачать здесь.

Статья создана на основе видео с моего канала “Природа звука”. Для тех кто хочет закрепить прочитанное и лучше разобраться в теории рекомендую к просмотру:

Предыдущие статьи:
Природа музыкальных ощущений. Родство звуков.
13 звуков и интервалов. Их восприятие и обозначение. Лады отклонения и модуляции.

Добавить комментарий