В русском языке слова пишутся не всегда так, как слышатся. Часто бывает, что количество букв и звуков не совпадает.
Буква ь
Итак, в каких словах больше букв, чем звуков? Прежде всего в тех, в которых есть ь. Эта буква пишется в словах для обозначения мягкости согласных. А такой звук в слышимом слове выражен одной фонемой.
В результате получится, что в слове букв будет больше, чем звуков, например:
- банька – шесть б., [бан’ка] – пять зв.;
- весть – пять б., [в’ес’т’] – четыре зв.;
- гость – пять б., [гос’т’] – четыре зв.;
- дождь – пять б., [дошт’] – четыре зв.;
- жизнь – пять б., [жыз’н’] – четыре зв.;
- конь – четыре б., [кон’] – три зв.;
- лень – четыре б., [л’эн’] – три зв.;
- моль – четыре б., [мол’] – три зв.;
- ноль – четыре б., [нол’] – три зв.;
- пароль – шесть б., [парол’] – пять зв.;
- роль – четыре б., [рол’] – три зв.;
- сельдь – шесть б., [с’эл’д’] – четыре зв.;
- темень – шесть б., [т’эмин’] – пять зв.;
- цепь – четыре б., [цэп’] – три зв.
Разделительные мягкий и твёрдый знаки, как правило, на разницу количества букв и звуков никак не влияет. Это объясняется тем, что буквы е, ё, ю, я после Ъ и Ь обозначают две фонемы, одна из которых [й]. А значит, в таких словах буквы и звуки останутся в равном количестве.
Мягкий знак оказывает влияние на разницу в счёте фонем и графических знаков, когда ставится с после шипящих. При этом он не влияет на произношение и служит для обозначачения грамматической формы слова:
- существительные 3-го склонения: рожь [рош] (четыре б., три зв.), дочь [доч’] (четыре б., три зв.), брошь [брош] (пять б., четыре зв.);
- наречия (кроме исключений: уж, замуж, невтерпёж): прочь [проч’] (пять б., четыре зв.), настежь [наст’эш’] (семь б., шесть зв.);
- глаголы: помочь [памоч’] (шесть б., пять зв.), не трожь – [трош’] (пять б., четыре зв.), посмотришь [пасмотр’иш] (десять б., девять зв.).
В этих словах, как мы видим, букв больше, чем звуков.
Практическое задание № 1
Предлагаем несколько практических заданий, для закрепления материала.
1. Нужно ли вставить ь на месте многоточия? Определите, в каких словах больше букв, чем звуков:
- стекол…щик;
- пят…надцать;
- бан…тик;
- сем…десят;
- нян…чить;
- мос…тик;
- фонар…щик;
- реч…ка;
- пят…сот;
- фан…тик.
2. В каких словах букв больше, чем звуков?
Лось жуёт травку, ветки, кору. Ему надо лизать соль. Лесник относит в лес соляную головку и кладёт на пень. Сюда приходит лось лизать соль.
2. Ставится ли мягкий знак после шипящих? Определите, в каких словах больше букв, чем звуков:
- кромки крыш…;
- слышится плач…;
- невтерпёж… приступить;
- вышла замуж…;
- отреж… хлеба;
- лесная глуш…;
- воздух свеж…;
- положиш… кирпич…;
- просторы пастбищ…;
- пустиш…ся вскач…;
- напряч… зрение;
- дуб могуч…;
- громады туч…;
- пойдёш… за водой на лесной ключ…;
- послушная доч…;
- съеш…те калач…;
- распахнёш… плащ…;
- прилеч… на лавку;
- намаж… бутерброд;
- ландыш… пахуч…;
- решиш… пять задач…;
- распахнёш… двери настеж…
Буквы Е, Ё, Ю, Я
Кроме мягкого знака, не обозначающего звука, существуют буквы, которые служат графическими знаками двух фонем. Это зависит от позиции их в слове. После мягких согласных они обозначают их палатализацию (смягчение) и никак не влияют на разницу количества букв и звуков. Другое дело в иных положениях:
- в начале слова: ел [йэл] – две б., три зв.;
- после гласных: заём [зайом] – четыре б., пять зв.
Здесь приведены примеры, где больше звуков, чем букв. Напомним, что после Ъ и Ь также появляется [й]. Но это не влияет на разницу между звуковым и графическим выражением слова.
Практическое задание № 2
1. Определите, в каких словах одинаковое количество фонем и их графических обозначений:
- двухъярусный павильон;
- въехал в подъезд;
- любопытная обезьяна;
- трёхэтажный дом;
- предэкзаменационные волнения;
- непоправимый изъян;
- медвежьи лапы;
- предъюбилейные хлопоты;
- телевизионная съёмка;
- пьёшь бульон;
- пичьи перья;
- сильная вьюга.
2. Найдите слова, в которых звуки и буквы в разных количествах.
Как вы думаете, птичье молоко бывает? Однако это не диковина вовсе. Обычные голуби кормят своих птенцов именно птичьим молоком. Оно появляется у голубей в зобу, напоминает белую кашицу. Его называют ещё зобным. У голубей оно выделяется недолго – восемнадцать–двадцать дней.
Непроизносимые согласные
Кроме вышеперечисленных фонетических явлений, звуки и буквы в разных количествах содержатся в словах с непроизносимыми согласными:
- властный [власный] – восемь б., семь зв.;
- солнце [сонцэ] – шесть б., пять зв.;
- праздничный [празн’ич’ный] – одиннадцать б., десять зв.;
- известный [изв’эсный] – девять б., восемь зв.
Если присутствуют непроизносимые согласные, то это слова, где букв больше звуков.
Нужно помнить, что орфограмму «непроизносимые согласные» надо проверять сильной позицией. В некоторых случаях нет таких букв:
- ужасный [ужасный] – семь б. и семь зв.;
- ровесник [ров’эсн’ик] – восемь б., восемь зв.;
- вкусный [фкусный] – семь б., семь зв.
Двойные согласные
Существует ещё такое явление, как двойные и удвоенные согласные. При их наличии в слове также мы будем иметь несоответствие количественного состава звуков и букв, например:
- телевизионная антенна [антэна] – семь б., шесть зв.;
- дружный коллектив [кол’икт’иф] – девять б., восемь зв.;
- старые дрожжи [дрожи] – шесть б., пять зв.;
- искусственный кристалл [кр’истал] – восемь б., семь зв.
- станционный [станцыоный] домик – одиннадцать б., десять зв.;
- стеклянный [ст’икл’аный] – десять б., девять зв.
В этих словах букв больше, чем звуков.
Изменение качества звуков
В словах нередко наблюдается упрощение в местах стечения согласных. Тогда вместо нескольких звуков произносится один, который отличается по качеству от исходных. Например:
- от глаз скрывается [скрываица] – десять б. и девять зв.;
- великий спортсмен [спорцмен] – девять б., восемь зв.;
- городской [гарацкой] житель – девять б., восемь зв.
Практическое задание № 3
1. Определите, в каких словах больше букв, чем звуков:
- чувствовать разочарование;
- участвовать в соревнованиях;
- неуместный вопрос;
- сверстник моих родителей;
- длинные ресницы;
- частное лицо;
- опасный возраст;
- ненастный день;
- вкусные яства;
- липовая аллея;
- ссорить друзей;
- захваченная территория;
- подать апелляцию;
- изобразительное искусство;
- аппетитное пирожное.
2. Диктант.
Ночью шёл дождь, но утром погода была чудесная. Сверстники и ровесники шествовали в школу. У всех было радостное настроение. Не доходя чуть-чуть до школы, ребята почувствовали явственный аромат роз. Это цвели кусты, которые посадили выпускники ещё в мае.
Недаром русский язык считается непростым и богатым на синонимы и различные правила написания тех или иных слов. Бывает, что букв меньше, а звуков больше.
Звуковой перевес
Перечислим правила, когда звуков больше, чем букв. Упражнения в фонетическом разборе лексических единиц часто вызывают трудности у учеников и студентов. Часто сложными при буквенно-звуковом разборе оказываются слова, в которых букв меньше, а фонем на 1-2 больше.
Обратите внимание!
Буква – это графическая единица, значок, используемый при письме.
Звук – это фонетическая единица, обозначающая звучание графического значка при произношении.
В русском языке 6 основных гласных звуков:
[а] [о] [у] [и] [ы] [э]
10 букв, обозначающие гласные звуки:
а | о | у | ы | э |
я | ё | ю | и | е |
Такие расхождения возникают, если в исследуемой лексеме присутствуют буквы «Е», «Ё», «Ю», «Я».
Эти гласные особенные, они имеют свою хитрость, которая заключается в особом выражении в речи: они не имеют своей личной фонемы.
В случае, когда перечисленные гласные находятся в позиции после согласного, они смягчают его. А помимо этого произносятся как противоположные им гласные: «Е» как «Э» или «И», «Ё» как «О», «Ю» «У», «Я», «А».
Для сравнения: лук (согласный «Л» твердый, т.к. после него гласная «У»), люк («Ю» смягчает согласный «Л» и переходит в «У»).
В остальных случаях каждая из них распадается 2 фонемные единицы, одна из которых – «Й», вторая – произношение противоположной гласной. Вот за счет них количество звуков может быть увеличено.
Это происходит в позициях, когда:
- «хитрые» гласные находятся в начале слова (енот, ёлка, юнга, яблоко),
- идут после гласных (воевал, твоё, краюшка, моя).
Определение количества звуков
Быстро определить, в каком слове фонем больше, чем графических значков, поможет наличие или отсутствие «хитрых» гласных.
Чтобы выяснить, совпадают ли изучаемые элементы по количеству, нужно выполнить определенную последовательность действий.
Алгоритм следующий.
- Выписать анализируемое слово из текста и внимательно посмотреть: есть ли в нем «Е», «Ё», «Ю», «Я».
- Если есть, то определить их позицию:
- после согласной,
- после твердого или мягкого знаков,
- после гласной,
- самое начало.
Продолжаем анализ в зависимости от позиции:
- Если они идут после согласной, тогда, скорее всего, количество совпадет (если нет других особых случаев фонетики, а также ъ/ь),
- Когда перечисленные гласные стоят после ъ/ь – скорее всего, количество совпадет (эти знаки не имеют фонемы),
- Позиции вначале слова и после гласного свидетельствуют о том, что перед нами рассматриваемая ситуация с образованием дополнительной фонемы.
- Чтобы подтвердить правильность своих рассуждений, нужно убедиться, что в исследуемой лексической единице отсутствуют другие особые случаи фонетики.
Под выражением «особые фонетические случаи» подразумеваются явления, влияющие на разность количества исследуемых единиц.
Это следующие случаи:
- удвоенные и непроизносимые согласные,
- твердый/мягкий знаки,
- гласные «е», «ё», «ю», «я».
Важно!
Если слово, где есть гласная е, ё, ю или я, включает мягкий или твердый знак – фонем и графических знаков будет поровну (если нет других особых случаев), потому что твердый и мягкий знаки не произносятся и не имеют фонемы.
В каких словах звуков больше, чем букв в русском языке: список слов
Если разбирать слово фонетически, то в результате получится следующая картинка: количество звуков не будет соответствовать числу букв в слове. Часто бывает так, что звуков в словах бывает больше, чем самих букв. А если еще и знать, в каких словах звуков больше, чем букв в русском языке, то вы точно запомнили информацию, которую преподавали в школе учителя. Ниже представлена картинка, где есть примеры правильного написания слов и их фонетический разбор, точнее слово разобрано на звуки.
Как видите, пишется одно, а слышится иное. Посмотрите ниже некоторые примеры таковых слов в русской грамматике:
- Елочная – (йолочнайа) выходит семь букв и восемь звуков
- Маяк – (майак) четыре буквы, пять звуков
- Юла – (йула) три буквы, четыре звука
- Вьюга – (вйуга)
Таких слов с количеством звуков большим, чем букв в русской грамматике множество. А зная правила, когда гласная и согласная буква означает два звука, вы сможете привести много примеров и самостоятельно. Далее смотрите еще некоторые примеры таковых слов.
Буквы, обозначающие два звука
Примеры:
- Ералаш – ⌈йиралаш⌋
- Яблоки – ⌈йаблаки⌋
- Едкие – ⌈йэтк`ийе⌋
- Енот – ⌈йинот⌋
- Ёлка – ⌈йолка⌋
- Ёмкие – ⌈йомк`ийе⌋
Важно!
Когда в слове имеется мягкий, твердый знак и есть гласные: Ё, Е, Ю, Я, то буквы и звуки будут уравниваться за счет того, что мягкий, твердый знаки не имеют никаких звуков.
Пример анализа слов
Для сравнения ниже представлено несколько образцов анализа, для которых взяты слова, в которых букв меньше и слова с одинаковым буквенно-звуковым количеством:
- Маяк. Здесь есть «Я», она стоит в позиции после гласного «А» значит, распадается на «Й-А». Других особых случаев нет. Транскрипцию запишем так: «майак» согласно ей, слово состоит из 5 звуков. Значит, имеет 5 звуков и 4 букв, количество не совпало.
- Вьюга. Здесь есть «Ю», ее позиция – после «Ь» значит, распадается на «Й-У». Также присутствует «Ь», который никак не произносится. Транскрипцию запишем так: «в`йуга» («ь») 5 зв., 5 б. Так как «ь» в транскрипцию не вошел, количество уравнивается, несмотря на то, что «ю» распадалась на «й-у».
- Юла, всего 3 буквы. Здесь есть «Ю», позиция начало, значит, распадается на «Й-У». Других особых случаев нет. Транскрипцию запишем так: «йула» 4 звука. Количество не совпало.
- Ёлочная (игрушка). Здесь есть «Ё», позиция – начало, значит, распадается на «Й-О». Также есть «я», она стоит в позиции после гласного – значит, распадается на «Й-А». Других особых случаев нет – скорее всего, графических знаков здесь будет меньше чем фонетических единиц. Для утверждения запишем транскрипцию: «йолочнайа» 9 зв., 7 б.
Мы рассмотрели образцы фонетического анализа: 3 слова где звуков больше чем букв (маяк, юла, ёлочная), одно – с одинаковым значением единиц (вьюга). Для верного выполнения задания требуются внимательность и знание теоретического материала.
Примеры слов
Рассмотрим несколько примеров:
- ералаш – «йиралаш»,
- яблоко – «йаблака» (сюда же яблочный и подобные),
- едкий – «йэтк`ий»,
- енот – «йинот»,
- ёлка – «йолка» (ель не подходит, т.к. есть «ь», он уравнивает значение),
- ёмкий – «йомк`ий» (ёмкость не подходит, т.к. есть «ь», он уравнивает значение),
- юрист – «йур`ист»,
- ястреб – «йастр`ип»,
- юноша – «йунаша» (юность не подходит, т.к. есть «ь», он уравнивает значение),
- рояль – «райал`»,
- уныние – «унын`ийи»,
- светлая – «св`этлайа»,
- красивая – «крас`ивайа».
Примеры можно дополнить остальными прилагательными женского рода (счастливая, мудрая, любимая, чужая и прочие).
3 буквы и 4 звука
Ниже приведены слова в которых звуков также неодинаковое количество, по сравнению с графическими знаками:
- яма – «йама»,
- юла – «йула»,
- уют – «уйут»,
- еда – «йида»,
- шея – «шэйа»,
- пою – «пайу»,
- ёрш – «йорш»,
- туя – «туйа».
5 звуков и 4 буквы
В этих примерах количество фонетических и графических знаков тоже не равно:
- маяк – «майак»,
- дают – «дайут»,
- поёт – «пойот»,
- змея – «зм`ийа»,
- моет – «мойит»,
- своё – «свайо»,
- ярко – «йарка»»
- енот – «йинот».
Видеоурок по теме: Звуки и буквы
Младшим школьникам, да и старшеклассникам бывает затруднительно выполнить фонетический разбор речевых единиц и их транскрипционное написание из-за незнания, в каких словах букв больше, чем звуков. Не всегда в русских словах количество символов соответствует числу звуковых единиц — фонем. Тот, кто изучал такие слова, смотрел их в словарях, наверняка заметил, что большая их часть имеет нечитаемые буквы «Ъ» и «Ь», которые оказывают смягчающее или отвердевающее влияние на предшествующую согласную. Но не стоит думать, что в описываемую категорию входят все слова с данными знаками. Также при выявлении таких слов нужно учитывать йотированные буквы, заключающие в себе два звука.
Слова, в которых букв больше, чем звуков
Прежде чем знакомиться с такими словами, нужно напомнить, что буква — это лишь графический символ, которым обозначается фонема — звуковая единица членораздельной речи. Рассмотрим все случаи, когда букв в слове оказывается больше, чем фонем.
Во-первых, это слова, в составе которых имеется «Ь». Этот алфавитный символ не имеет собственного артикуляционного звучания, а лишь обозначает мягкость стоящих рядом согласных. В фонематической транскрипции «Ь» не имеет отдельного обозначения, поскольку формирует с согласной один мягкий звук. Вместо символа [ь] при транскрипционном написании употребляется апостроф, указывающий на мягкость произношения.
Прислушайтесь, как звучат схожие слова:
- «полка» — «полька», [полка] — [пол’ка];
- «мел» — «мель», [м’эл] — [м’эл’];
- «гост» — «гость», [гост] — [гост’];
- «лён» — «лень», [л’он] — [л’эн’].
Когда символы «Ь» и «Ъ» выполняют в словах разделительную, а не смягчающую функцию, то они не меняют буквенно-звуковое соотношение. Это обусловлено тем, что йотированные гласные «Я», «Е», «Ё», «Ю», стоящие за мягким и твердым знаками, слышатся как два звука: [й’]+[а], [й’]+[э], [й’]+[о], [й’]+[у]. То есть прибавочная согласная фонема [й’] восполняет отсутствующий звук.
Символ «Ь» влияет на буквенно-звуковое соотношение, когда употребляется после шипящей фонемы. В таких случаях он вообще не сказывается на произношении, а лишь обозначает форму слова:
- букв больше, чем фонем в существительных 3-его склонения: «вошь» — [вош], «ночь» — [ноч’], «плешь» — [пл’эш];
- в наречиях: «навзничь» — [навзн’ич’], «сплошь» — [сплош], «вскачь» — [фскач’];
- в глаголах: «беречь» — [б’ир’эч’], «смотришь» — [смотр’иш].
Еще одним вариантом изменения соотношения фонем и букв являются слова, в составе которых присутствуют непроизносимые, то есть «проглатываемые», согласные. Вот несколько примеров для понимания: «известность» — [изв’эснас’т’], «праздный» — [празный’]. Непроизносимая фонема почти всегда означает, что символов в слове окажется больше, чем звуков.
Но нужно учитывать, что орфографическую проверку непроизносимых фонем нужно осуществлять посредством постановки в сильную фонетическую позицию. Это необходимо потому, что некоторые слова принято выговаривать так, будто они имеют непроизносимую согласную, но в действительности ее нет. Например: «вкуснятина» произносится как «вкустнятина», но в действительности буквы «Т» в слове нет, и транскрипционное написание [фкус’н’ит’ина].
В русской речи существует такой эффект, как удвоение согласных. В этом случае количество букв тоже будет превышать число фонем. Для примера приведем несколько слов: «вожжи» — [вожы], «бренный» — [бр’эный’], «холл» — [хол].
Помимо удвоения фонем, в русской речи нередко встречается такое явление как упрощение выговаривания стоящих друг за другом согласных. Артикуляционному аппарату сложно выговорить группу согласных, тогда они сливаются в один звук, отличный от изначальных, что сказывается на виде фонетической транскрипции. Вот некоторые примеры: «расчет» — [ращ’от], «улыбаться» — [улыбаца], «городской» — [гарацкой’].
Сочетание согласных «зж» всегда воспринимается слухом как протяжная и смягченная фонема [ж’]. Например: «разжевать» — [ражыват’], «визжать» — [в’ижат’].
Слова, в которых число звуков превышает число букв
Для этой категории речевых единиц характерны символы, являющиеся графическим обозначением двух звуков. Речь идет о йотированных гласных: «Я» произносится как [й’] и [а], «Е» звучит как [й’] и [э], «Ё» — [й’] и [о], «Ю» — [й’] и [у]. Все зависит от того, где именно в слове стоят эти буквы. Слова, где звуков больше, чем букв, это те, в которых йотированные гласные используются:
- в начале: «ёжик» — [й’ожык], «юркий» — [й’урк’ий’], «ярмарка» — [й’армарка];
- за иной гласной буквой: «поезд» — [пой’изт], «каяк» — [кай’ак], «фаянс» — [фай’ан’с].
При постановке йотированных гласных за согласными подобного эффекта не возникает. Согласная просто смягчается, но соотношение символов и фонем не меняется.
После символов «Ь» и «Ъ» тоже может значиться «Й», но и в этом случае говорить о появлении разницы между звучанием и написанием слова не приходится. Чтобы убедиться в этом, прочитайте следующие примеры: «вьюрок» — [в’й’урок], «кальян» — [кал’й’ан], «колье» — [кал’й’э].
Как определить, сколько звуков в слове
Для этого применяется звуко-буквенный разбор слова, с которым школьники знакомятся еще в начальной школе. Для проверки знаний учителя просят учащихся выполнить задание: выписать слова, в которых звуков больше, чем букв. Чтобы это сделать правильно, нужно написать фонетическую транскрипцию каждого слова. Транскрипционное — это написание не так, как оно должно быть грамотно, а в соответствии с произношением. Такой вариант написания заключается в квадратные скобки.
Фонетический разбор — важный этап обучения русскому языку, закрепляющий правильное написание слов. Особенно он помогает школьникам, когда слова имеют сложные для слухового восприятия фонемы: гласные в безударном положении, непроизносимые звуки, две фонемы, обозначаемые одной буквой, не имеющие звучания символы.
Фонетический разбор осуществляется поэтапно. Школьники должны знать этапы:
- разделение на слоги соответственно числу гласных, выполняющих слогообразующую функцию;
- выделение слога в ударной позиции;
- транскрипционное написание слова;
- фонетическая характеристика каждой фонемы;
- подсчет общего числа букв и фонем, а также отдельно гласных и согласных.
Главное, что должны помнить школьники, берясь за фонетический разбор, это то, что орфографический вид слова в большинстве случаев не совпадает с произношением. Слово может иметь одно из 3-х соотношений:
- звуки = буквы;
- звуков больше, чем обозначающих их букв;
- букв больше, чем соответствующих им звуков.
Пример анализа слова
Для примера возьмем сложное в произношении слово «яблочный». Выделим слоги, ориентируясь на число гласных: «яб-лоч-ный». Ударение падает на первую гласную «Я». Следовательно, первый слог стоит в сильной позиции: «я́блочный».
В транскрипции слово выглядит следующим образом: [й’аблач’ный’]. Охарактеризуем каждую фонему, для этого удобно записать все буквы вертикально в ряд:
- гласная буква «Я» является йотированной, делится на согласный звук [й’] — сонорный, то есть постоянно звонкий, и мягкий, и гласную фонему [а], стоящую в ударной позиции;
- символ «Б» обозначает согласную фонему [б] — звонкую парную, твердую;
- буква «Л» формирует согласную [л] — всегда звонкую, то есть сонорную, и твердую;
- гласная «О» из-за безударного положения такая слабая, что при произношении коверкается, слышится как [а];
- символ «Ч» — шипящая согласная [ч’], глухая непарная, всегда мягкая;
- буква «Н» формирует сонорную, твердую согласную [н];
- гласная «Ы», формирующая соответствующий звук [ы], стоит в безударной позиции;
- согласная буква «Й» обозначает сонорный, мягкий звук [й’].
Остается посчитать буквы — их 8, и звуки — их 9, что обусловлено йотированной формой первой гласной.
Укажем три слова, в которых букв больше, чем звуков. Узнаем, почему бывает в словах букв больше, чем звуков. Приведем примеры слов.
В русском языке часто количество букв и звуков в слове не совпадает по разным причинам. Чтобы подробнее узнать об этом, поинтересуемся, как выполнить звуко-буквенный разбор слова.
Выясним, в связи с чем в слове насчитывается букв больше, чем звуков. Рассмотрим случаи несовпадения количества букв и звуков в словах. Приведем примеры слов, в которых букв больше, чем звуков.
1. В алфавите русского языка существуют две буквы, которые не обозначают звуков. Это, как нетрудно догадаться, «ь» и «ъ».
Если «ь» знак пишется после согласного, смягчая его, или в конце существительного женского рода третьего склонения, являясь морфологическим знаком, то в слове, конечно, насчитаем букв больше, чем звуков:
- плоть [пло т’] — 5 букв и 4 звука;
- завязь [зав’ас’] — 6 букв, 5 звуков;
- плешь [пл’эш] — 5 букв, 4 звука;
- картечь [карт’еч’] — 7 букв, 6 звуков;
- вещь [в’эш’] — 4 буквы, 3 звука.
2. В словах с орфографическим удвоенным написанием согласных в звуковой записи (транскрипции) обозначается один длинный согласный звук, за счет чего букв в слове больше, а звуков меньше:
- тонна [тона];
- касса [каса];
- рассол [расол];
- дрожжи [дрожы].
3. В некоторых словах имеются непроизносимые согласные:
- праздный [празный’] — 8 букв, 7 звуков;
- сердце [с’эрцэ] — 6 букв, 5 звуков;
- солнце [сонцэ] — 6 букв, 5 звуков;
- властный [власный’] — 8 букв, 7 звуков.
4. В неопределенной форме возвратных глаголов буквосочетание -ться звучит как длинный звук «ц», длину которого обозначим сверху звука длинной черточкой, и гласный «а»:
- купаться [купаца];
- веселиться [в’ис’ил’ица].
5. Буквосочетание «зж» в ряде слов русского языка звучит как длинный мягкий звук [ж’]:
- визжать [в’иж’ат’];
- разжечь [раж’эч’];
- приезжать [пр’ий’иж’ат’].
В таких словах русского языка пишется букв больше, чем насчитывается звуков.
Средняя оценка: 4.1.
Проголосовало: 36
Готовимся к олимпиадам по русскому языку: список слов, в которых букв больше чем звуков.
В этой статье мы рассмотрим, в каких словах букв больше, чем звуков в русском языке.
В каких словах букв больше, чем звуков в русском языке: список слов
Русский язык создан таким образом, что одна буква может состоять из одного или двух звуков, также есть масса слов, в которых букв больше, чем звуков. На контрольных, олимпиадах и прочих учебных конкурсах часто предлагают написать ряд слов, в которых букв больше, чем звуков. Мы составили большую таблицу, в которой десятки слов — выбирайте готовые варианты!
В каких словах букв больше, чем звуков в русском языке | |||
кисель | вуаль | счастье | лень |
моль | свиньи | соль | воробьи |
бежать | предложение | стремиться | мощь |
дичь | мягонький | ученье | учиться |
печь | вьюга | льется | ружье |
терпеть | мель | гарь | уважать |
шаль | тепленький | маленький | подножие |
соловьи | индустриальный | стульев | уровень |
сидеть | подъем | моль | промышленность |
вонь | лечь | офтальмолог | смотреть |
хотеть | желать | больше | страсть |
воробьи | корысть | любовь | судить |
полью | кость | осень | независимость |
всякое | мель | только | даль |
отдыхать | варенье | мать | мочь |
мочь | работать | сельский | съем |
объект | жилье | мышь | отъем |
сечь | подъем | субъект | необъятный |
обнимать | муравьи | ночь | представить |
дочь | захотеть | пересмотреть | предъявить |
отъезд | неподъемный | телеобъектив | разъезд |
фотообъектив | разъем | печь | волеизъявление |
помощь | грузоподъемность | разъесть | объездить |
подсесть | ртуть | объезд | пообедать |
позавтракать | воробьи | презентовать | подъем |
безопасность | извлечь | посмотреть | фельдъегерь |
объектив | подъезд | объем | киносъемка |
подъемник | мгновенье | инъекция | объединить |
Для тех, кто внимательно смотрел таблицу, не составило труда найти простейшую закономерность — все слова содержат буквы «ь» и «ъ», при этом данные знаки не читаются, а являются смягчением согласной буквы или напротив, делает предыдущую согласную букву твердой. Но если вы думаете, что для данной цели подойдет любое слово с мягким или твердым знаком — не все так просто. Ведь если в слове присутствуют буквы «ю», «я», то необходимо проверить, звучат в данном слове они как один звук, или как два (в этом случае количество звуков и букв сравнивается).
И в заключение предлагаем посмотреть интересный видео урок на данную тему.