Игорь
Знаток
(452)
6 лет назад
Задачи бывают 2-х основных типов:
1) даны генотипы родителей, нужно определить генотипы потомков.
Проще некуда. Написать какой аллель доминантный, а какой рецессивный. Затем написать генотипы родителей. Дальше выписать возможные типы гамет. Затем соединить эти гаметы. Определить расщепление.
2) дано расщепление в потомстве, надо определить генотипы родителей.
Написать какой аллель доминантный, а какой рецессивный. Определить возможные типы гамет. Определить генотипы родителей.
PS. попробуйте задать вопрос с конкретной задачей и разберитесь с тем как ее решат.
Задача №1. У томатов аллель нормального роста доминирует над аллелем карликовости.
а) Какого роста будут растения первого поколения от скрещивания гомозиготных высоких растений с карлико-выми?
Решение:
вопрос а)
Объект: томат
Признак: высота растения
Обозначим доминантный ген нормального роста – А
Обозначим рецессивный ген карликовости – а
Генотипы родительских растений ясны из условий задачи. В данном случае гены локализованы в аутосомах, следовательно, не имеет значения отцовские или материнские растения являются высокими или карликовыми. Запишем схему скрещивания
P ♀ AA х ♂ аа
выс. карл.
Гаметы, образуемые каждым организмом А и а
F1 Аа
выс.
В данном случае будет наблюдаться единообразие гибридов первого поколения. Все потомки по генотипу будут гетерозиготами, по фенотипу – нормального роста.
Ответ: Все потомки от данного скрещивания будут нормального роста.
АлияУченик (195)
5 лет назад
Доминантный ген (В) обусловливает у человека способность свертывать язык трубочкой, рецессивный аллель (в) не позволяет свертывать язык. Мама гомозигота, умеет свертывать язык трубочкой, а папа – нет. Будут ли в этой семье дети свертывать язык трубочкой и какова вероятность их рождения, если пенетрантность по данному признаку составляет 25% ? помогите пожалуйста решить задачу
Антон Дятлов
Гений
(83312)
6 лет назад
Приведи какой-нибудь пример задачи. Там же есть разные типы: на скрещивание, на кодирование и т. д.
Антон ДятловГений (83312)
6 лет назад
Давай попробую объяснить на такой задаче, например.
Задача. Голубоглазый юноша женился на кареглазой девушке, у отца которой глаза были голубые. От этого брака родился кареглазый ребенок. Каков генотип ребенка?
Решение:
Есть доминантный признак – он всегда главенствующий, есть рецессивный, который подавляется доминантным. В первую очередь выявляют какой признак к какому наследуемому фактору относится.
В данной задаче, поскольку у девушки карие глаза, а ребенок тоже кареглазый, в то время, как отец голубоглазый, доминантный признак относится к кареглазости, т. е., обозначим, А – ген кареглазости. Тогда а – ген голубоглазости.
Далее, надо составить генотипы родителей. У девушки отец голубоглазый, а сама она кареглазая, следовательно, она будет иметь генотип Аа. Про юношу сказано, что он
светлана Давыдова
Профи
(732)
6 лет назад
Смотри. надеюсь, ты знаешь законы Менделя (единообразия гибридов первого поколения, расщепления и независимого наследования)?
Пишешь:” дано “(там расписываешь все признаки, допустим: A-желтый горох a-зеленый горох. Это пара альтернативных признаков.)
Дальше решаем;
пишем P:(парента-родители) знак мужского пола (копье и щит) и его генотип, знак скрещивания, знак женского пола (зеркальце) и его генотип
G:(жэ-гаметы) допустим, генотип Aa дает гаметы A и a, AaBb дает гаметы AB,Ab,aB,ab
а вообще по формуле 2^n, где n- количество гетерозигот
F:(filii-дети) составляем решетку Пеннета
сверху генотипы одного из родителей, сбоку- другого родителя, в клеточках пишем, что получится
Допустим, генотип матери-Aa, отца – aa
A a
a Aa aa
дети с генотипами Aa и aa
со сцепленным наследованием отдельная песня
ах да
генотип – признак в гаметах
фенотип-внешний признак
то есть если A-кареглазость, a-голубоглазость, взяла от балды)
то ребенок имеет генотип Aa и кареглазый (хотя не гомозиготен)
а второй ребенок имеет генотип aa и голубоглазый
Евгений Михалевский
Знаток
(295)
6 лет назад
Смотри. надеюсь, ты знаешь законы Менделя (единообразия гибридов первого поколения, расщепления и независимого наследования)?
Пишешь:” дано “(там расписываешь все признаки, допустим: A-желтый горох a-зеленый горох. Это пара альтернативных признаков.)
Дальше решаем;
пишем P:(парента-родители) знак мужского пола (копье и щит) и его генотип, знак женского пола (зеркальце) и его генотип
G:(жэ-гаметы) допустим, генотип Aa дает гаметы A и a, AaBb дает гаметы AB,Ab,aB,ab
а вообще по формуле 2^n, где n- количество гетерозигот
F:(filii-дети) составляем решетку Пеннета
сверху генотипы одного из родителей, сбоку- другого родителя, в клеточках пишем, что получится
Допустим, генотип матери-Aa, отца – aa
A a
a Aa aa
дети с генотипами Aa и aa
со сцепленным наследованием отдельная песня
Никита Титов
Профи
(717)
6 лет назад
Смотри. надеюсь, ты знаешь законы Менделя (единообразия гибридов первого поколения, расщепления и независимого наследования)?
Пишешь:” дано “(там расписываешь все признаки, допустим: A-желтый горох a-зеленый горох. Это пара альтернативных признаков.)
Дальше решаем;
пишем P:(парента-родители) знак мужского пола (копье и щит) и его генотип, знак скрещивания, знак женского пола (зеркальце) и его генотип
G:(жэ-гаметы) допустим, генотип Aa дает гаметы A и a, AaBb дает гаметы AB,Ab,aB,ab
а вообще по формуле 2^n, где n- количество гетерозигот
F:(filii-дети) составляем решетку Пеннета
сверху генотипы одного из родителей, сбоку- другого родителя, в клеточках пишем, что получится
Допустим, генотип матери-Aa, отца – aa
A a
a Aa aa
дети с генотипами Aa и aa
со сцепленным наследованием отдельная песня
ах да
генотип – признак в гаметах
фенотип-внешний признак
то есть если A-кареглазость, a-голубоглазость, взяла от балды)
то ребенок имеет генотип Aa и кареглазый (хотя не гомозиготен)
а второй ребенок имеет генотип aa и голубоглазый
Minessota777
Знаток
(305)
6 лет назад
Задачи бывают 2-х основных типов:
1) даны генотипы родителей, нужно определить генотипы потомков.
Проще некуда. Написать какой аллель доминантный, а какой рецессивный. Затем написать генотипы родителей. Дальше выписать возможные типы гамет. Затем соединить эти гаметы. Определить расщепление.
2) дано расщепление в потомстве, надо определить генотипы родителей.
Написать какой аллель доминантный, а какой рецессивный. Определить возможные типы гамет. Определить генотипы родителей.
PS. попробуйте задать вопрос с конкретной задачей и разберитесь с тем как ее решат.
Задача №1. У томатов аллель нормального роста доминирует над аллелем карликовости.
а) Какого роста будут растения первого поколения от скрещивания гомозиготных высоких растений с карлико-выми?
Решение:
вопрос а)
Объект: томат
Признак: высота растения
Обозначим доминантный ген нормального роста – А
Обозначим рецессивный ген карликовости – а
Генотипы родительских растений ясны из условий задачи. В данном случае гены локализованы в аутосомах, следовательно, не имеет значения отцовские или материнские растения являются высокими или карликовыми. Запишем схему скрещивания
P ♀ AA х ♂ аа
выс. карл.
Гаметы, образуемые каждым организмом А и а
F1 Аа
выс.
В данном случае будет наблюдаться единообразие гибридов первого поколения. Все потомки по генотипу будут гетерозиготами, по фенотипу – нормального роста.
Ответ: Все потомки от данного скрещивания будут нормального роста.
Алиса Жук
Ученик
(242)
6 лет назад
Задачи бывают 2-х основных типов:
1) даны генотипы родителей, нужно определить генотипы потомков.
Проще некуда. Написать какой аллель доминантный, а какой рецессивный. Затем написать генотипы родителей. Дальше выписать возможные типы гамет. Затем соединить эти гаметы. Определить расщепление.
2) дано расщепление в потомстве, надо определить генотипы родителей.
Написать какой аллель доминантный, а какой рецессивный. Определить возможные типы гамет. Определить генотипы родителей.
PS. попробуйте задать вопрос с конкретной задачей и разберитесь с тем как ее решат.
Задача №1. У томатов аллель нормального роста доминирует над аллелем карликовости.
а) Какого роста будут растения первого поколения от скрещивания гомозиготных высоких растений с карлико-выми?
Решение:
вопрос а)
Объект: томат
Признак: высота растения
Обозначим доминантный ген нормального роста – А
Обозначим рецессивный ген карликовости – а
Генотипы родительских растений ясны из условий задачи. В данном случае гены локализованы в аутосомах, следовательно, не имеет значения отцовские или материнские растения являются высокими или карликовыми. Запишем схему скрещивания
P ♀ AA х ♂ аа
выс. карл.
Гаметы, образуемые каждым организмом А и а
F1 Аа
выс.
В данном случае будет наблюдаться единообразие гибридов первого поколения. Все потомки по генотипу будут гетерозиготами, по фенотипу – нормального роста.
Ответ: Все потомки от данного скрещивания будут нормального роста.
кирилл попов
Знаток
(390)
6 лет назад
Задачи бывают 2-х основных типов:
1) даны генотипы родителей, нужно определить генотипы потомков.
Проще некуда. Написать какой аллель доминантный, а какой рецессивный. Затем написать генотипы родителей. Дальше выписать возможные типы гамет. Затем соединить эти гаметы. Определить расщепление.
2) дано расщепление в потомстве, надо определить генотипы родителей.
Написать какой аллель доминантный, а какой рецессивный. Определить возможные типы гамет. Определить генотипы родителей.
PS. попробуйте задать вопрос с конкретной задачей и разберитесь с тем как ее решат.
Задача №1. У томатов аллель нормального роста доминирует над аллелем карликовости.
а) Какого роста будут растения первого поколения от скрещивания гомозиготных высоких растений с карлико-выми?
Решение:
вопрос а)
Объект: томат
Признак: высота растения
Обозначим доминантный ген нормального роста – А
Обозначим рецессивный ген карликовости – а
Генотипы родительских растений ясны из условий задачи. В данном случае гены локализованы в аутосомах, следовательно, не имеет значения отцовские или материнские растения являются высокими или карликовыми. Запишем схему скрещивания
P ♀ AA х ♂ аа
выс. карл.
Гаметы, образуемые каждым организмом А и а
F1 Аа
выс.
В данном случае будет наблюдаться единообразие гибридов первого поколения. Все потомки по генотипу будут гетерозиготами, по фенотипу – нормального роста.
Ответ: Все потомки от данного скрещивания будут нормального роста.
Нравится Комментировать Пожаловаться
Monka kek
Знаток
(279)
6 лет назад
1) даны генотипы родителей, нужно определить генотипы потомков.
Проще некуда. Написать какой аллель доминантный, а какой рецессивный. Затем написать генотипы родителей. Дальше выписать возможные типы гамет. Затем соединить эти гаметы. Определить расщепление.
2) дано расщепление в потомстве, надо определить генотипы родителей.
Написать какой аллель доминантный, а какой рецессивный. Определить возможные типы гамет. Определить генотипы родителей.
PS. попробуйте задать вопрос с конкретной задачей и разберитесь с тем как ее решат.
Задача №1. У томатов аллель нормального роста доминирует над аллелем карликовости.
а) Какого роста будут растения первого поколения от скрещивания гомозиготных высоких растений с карлико-выми?
Решение:
вопрос а)
Объект: томат
Признак: высота растения
Обозначим доминантный ген нормального роста – А
Обозначим рецессивный ген карликовости – а
Генотипы родительских растений ясны из условий задачи. В данном случае гены локализованы в аутосомах, следовательно, не имеет значения отцовские или материнские растения являются высокими или карликовыми. Запишем схему скрещивания
P ♀ AA х ♂ аа
выс. карл.
Гаметы, образуемые каждым организмом А и а
F1 Аа
выс.
В данном случае будет наблюдаться единообразие гибридов первого поколения. Все потомки по генотипу будут гетерозиготами, по фенотипу – нормального роста.
Ответ: Все потомки от данного скрещивания будут нормального роста.
Как определить генотипы родителей
Определить генотипы (совокупность генов данного организма) родителей можно, зная генотипы детей, в идеале нескольких. Генотипы можно частично или даже полностью составить по фенотипам (совокупностям всех признаков и свойств организма).
Инструкция
Решайте задачи по определению генотипа родителей с известными фенотипами по следующему алгоритму:
1. Определите какие признаки являются доминантными(проявляются как в гомозиготном, так и в гетерозиготном состоянии), а какие рецессивными(проявляются только в гомозиготном состоянии). Попытайтесь это сделать по условию задачи. Если по условию определить не получается, воспользуйтесь специальными таблицами, в которых указаны доминантные и рецессивные признаки.
2. Нарисуйте условие задачи схематично, используя общепринятые обозначения: А, В – доминантные гены, а, b – рецессивные гены.
3. Из схемы будет видно какими являются недостающие гены: доминантными или рецессивными.
Если же известны генотипы детей, задача упрощается. Записывайте генотипы детей, затем анализируйте какой из пары генов мог пойти от матери или отца.
Разберитесь подробнее на примере задачи. У Захара и Елисея глаза серые, а у их сестры Алефтины – зелёные. Мать этих детей сероглазая, хотя оба её родителя имели зелёные глаза. Ген, ответственный за цвет глаз расположен в неполовой хромосоме (аутосоме). Определить генотипы родителей и детей.
По линии матери видите, что серый цвет глаз, это рецессивный признак, т.к. он проявляется только в гомозиготном состоянии, т.е. при встрече двух одинаковых генов. В гетерозиготном же состоянии этот признак вытесняет доминантный ген, в данном случае отвечающий за зеленый цвет глаз.
Записывайте решение так: А – ген, отвечающий за зеленый цвет глаз(доминантный), а – ген, отвечающий за серый цвет глаз(рецессивный). Обозначьте известные признаки буквами.
P: мать: аа отец: __
G: мать: a отец: __
F: aa, aa, Aa
Далее рассуждайте так: если у сыновей серые глаза(признак, который проявляется в гомозиготном состоянии), один ген у них от матери, а другой от отца, следовательно, у отца тоже имеется рецессивный ген. Если у дочери присутствует доминантный ген, то он точно пошел от отца, т.к. у матери его быть не может(из-за того что ее глаза серого цвета).
Составляйте полную схему:
P: мать: аа отец: Аа
G: мать: a отец: А, а
F: aa, aa, Aa
Задача решена.
Полезный совет
Решайте все поэтапно, не торопясь, и тогда все ваши задачи будут решены.
Источники:
- “Биология”, В.Н. Ярыгин, 2004.
- как составить генотип
Войти на сайт
или
Забыли пароль?
Еще не зарегистрированы?
This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.
-
Основные термины генетики
-
Законы Г. Менделя
-
Первый закон Менделя — закон единообразия гибридов
-
Второй закон Менделя — закон расщепления
-
Третий закон Менделя — закон независимого наследования
-
Закон (гипотеза) «чистоты» гамет
-
Анализирующее скрещивание
-
Наследование групп крови (система АВ0)
-
Наследование признаков, сцепленных с полом
-
Типичные задания ЕГЭ по генетике
-
Определение числа типов гамет
-
Задачи на моно- и дигибридное скрещивание
-
На моногибридное скрещивание
-
На дигибридное скрещивание
-
Доминантные гены известны
-
Доминантные гены неизвестны
-
Решение задач на группы крови (система АВ0)
-
Решение задач на наследование признаков, сцепленных с полом
-
Решение задач смешанного типа
-
Задачи для самостоятельного решения
-
Ответы
Автор статьи – профессиональный репетитор, кандидат биологических наук Д. А. Соловков.
Среди заданий по генетике на ЕГЭ по биологии можно выделить 6 основных типов. Первые два – на определение числа типов гамет и моногибридное скрещивание – встречаются чаще всего в части А экзамена (вопросы А7, А8 и А30).
Задачи типов 3, 4 и 5 посвящены дигибридному скрещиванию, наследованию групп крови и признаков, сцепленных с полом. Такие задачи составляют большинство вопросов С6 в ЕГЭ.
Шестой тип задач – смешанный. В них рассматривается наследование двух пар признаков: одна пара сцеплена с Х-хромосомой (или определяет группы крови человека), а гены второй пары признаков расположены в аутосомах. Этот класс задач считается самым трудным для абитуриентов.
В этой статье изложены теоретические основы генетики, необходимые для успешной подготовки к заданию С6, а также рассмотрены решения задач всех типов и приведены примеры для самостоятельной работы.
к оглавлению ▴
Основные термины генетики
Ген — это участок молекулы ДНК, несущий информацию о первичной структуре одного белка. Ген — это структурная и функциональная единица наследственности.
Аллельные гены (аллели) — разные варианты одного гена, кодирующие альтернативное проявление одного и того же признака. Альтернативные признаки — признаки, которые не могут быть в организме одновременно.
Гомозиготный организм — организм, не дающий расщепления по тем или иным признакам. Его аллельные гены одинаково влияют на развитие данного признака.
Гетерозиготный организм — организм, дающий расщепление по тем или иным признакам. Его аллельные гены по-разному влияют на развитие данного признака.
Доминантный ген отвечает за развитие признака, который проявляется у гетерозиготного организма.
Рецессивный ген отвечает за признак, развитие которого подавляется доминантным геном. Рецессивный признак проявляется у гомозиготного организма, содержащего два рецессивных гена.
Генотип — совокупность генов в диплоидном наборе организма. Совокупность генов в гаплоидном наборе хромосом называется геномом.
Фенотип — совокупность всех признаков организма.
к оглавлению ▴
Законы Г. Менделя
Первый закон Менделя — закон единообразия гибридов
Этот закон выведен на основании результатов моногибридного скрещивания. Для опытов было взято два сорта гороха, отличающихся друг от друга одной парой признаков — цветом семян: один сорт имел желтую окраску, второй — зеленую. Скрещивающиеся растения были гомозиготными.
Для записи результатов скрещивания Менделем была предложена следующая схема:
— желтая окраска семян
— зеленая окраска семян
Формулировка закона: при скрещивании организмов, различающихся по одной паре альтернативных признаков, первое поколение единообразно по фенотипу и генотипу.
к оглавлению ▴
Второй закон Менделя — закон расщепления
Из семян, полученных при скрещивании гомозиготного растения с желтой окраской семян с растением с зеленой окраской семян, были выращены растения, и путем самоопыления было получено .
Формулировка закона: у потомства, полученного от скрещивания гибридов первого поколения, наблюдается расщепление по фенотипу в соотношении , а по генотипу — .
к оглавлению ▴
Третий закон Менделя — закон независимого наследования
Этот закон был выведен на основании данных, полученных при дигибридном скрещивании. Мендель рассматривал наследование двух пар признаков у гороха: окраски и формы семян.
В качестве родительских форм Мендель использовал гомозиготные по обоим парам признаков растения: один сорт имел желтые семена с гладкой кожицей, другой — зеленые и морщинистые.
— желтая окраска семян, — зеленая окраска семян,
— гладкая форма, — морщинистая форма.
Затем Мендель из семян вырастил растения и путем самоопыления получил гибриды второго поколения.
В произошло расщепление на фенотипических класса в соотношении . всех семян имели оба доминантных признака (желтые и гладкие), — первый доминантный и второй рецессивный (желтые и морщинистые), — первый рецессивный и второй доминантный (зеленые и гладкие), — оба рецессивных признака (зеленые и морщинистые).
При анализе наследования каждой пары признаков получаются следующие результаты. В частей желтых семян и части зеленых семян, т.е. соотношение . Точно такое же соотношение будет и по второй паре признаков (форме семян).
Формулировка закона: при скрещивании организмов, отличающихся друг от друга двумя и более парами альтернативных признаков, гены и соответствующие им признаки наследуются независимо друг от друга и комбинируются во всевозможных сочетаниях.
Третий закон Менделя выполняется только в том случае, если гены находятся в разных парах гомологичных хромосом.
к оглавлению ▴
Закон (гипотеза) «чистоты» гамет
При анализе признаков гибридов первого и второго поколений Мендель установил, что рецессивный ген не исчезает и не смешивается с доминантным. В проявляются оба гена, что возможно только в том случае, если гибриды образуют два типа гамет: одни несут доминантный ген, другие — рецессивный. Это явление и получило название гипотезы чистоты гамет: каждая гамета несет только один ген из каждой аллельной пары. Гипотеза чистоты гамет была доказана после изучения процессов, происходящих в мейозе.
Гипотеза «чистоты» гамет — это цитологическая основа первого и второго законов Менделя. С ее помощью можно объяснить расщепление по фенотипу и генотипу.
к оглавлению ▴
Анализирующее скрещивание
Этот метод был предложен Менделем для выяснения генотипов организмов с доминантным признаком, имеющих одинаковый фенотип. Для этого их скрещивали с гомозиготными рецессивными формами.
Если в результате скрещивания все поколение оказывалось одинаковым и похожим на анализируемый организм, то можно было сделать вывод: исходный организм является гомозиготным по изучаемому признаку.
Если в результате скрещивания в поколении наблюдалось расщепление в соотношении , то исходный организм содержит гены в гетерозиготном состоянии.
к оглавлению ▴
Наследование групп крови (система АВ0)
Наследование групп крови в этой системе является примером множественного аллелизма (это существование у вида более двух аллелей одного гена). В человеческой популяции имеется три гена , кодирующие белки-антигены эритроцитов, которые определяют группы крови людей. В генотипе каждого человека содержится только два гена, определяющих его группу крови: первая группа ; вторая и ; третья и и четвертая .
к оглавлению ▴
Наследование признаков, сцепленных с полом
У большинства организмов пол определяется во время оплодотворения и зависит от набора хромосом. Такой способ называют хромосомным определением пола. У организмов с таким типом определения пола есть аутосомы и половые хромосомы — и .
У млекопитающих (в т.ч. у человека) женский пол обладает набором половых хромосом , мужской пол — . Женский пол называют гомогаметным (образует один тип гамет); а мужской — гетерогаметным (образует два типа гамет). У птиц и бабочек гомогаметным полом являются самцы , а гетерогаметным — самки .
В ЕГЭ включены задачи только на признаки, сцепленные с -хромосомой. В основном они касаются двух признаков человека: свертываемость крови ( — норма; — гемофилия), цветовое зрение ( — норма, — дальтонизм). Гораздо реже встречаются задачи на наследование признаков, сцепленных с полом, у птиц.
У человека женский пол может быть гомозиготным или гетерозиготным по отношению к этим генам. Рассмотрим возможные генетические наборы у женщины на примере гемофилии (аналогичная картина наблюдается при дальтонизме): — здорова; — здорова, но является носительницей; — больна. Мужской пол по этим генам является гомозиготным, т.к. -хромосома не имеет аллелей этих генов: — здоров; — болен. Поэтому чаще всего этими заболеваниями страдают мужчины, а женщины являются их носителями.
к оглавлению ▴
Типичные задания ЕГЭ по генетике
Определение числа типов гамет
Определение числа типов гамет проводится по формуле: , где — число пар генов в гетерозиготном состоянии. Например, у организма с генотипом генов в гетерозиготном состоянии нет, т.е. , следовательно, , и он образует один тип гамет . У организма с генотипом одна пара генов в гетерозиготном состоянии , т.е. , следовательно, , и он образует два типа гамет. У организма с генотипом три пары генов в гетерозиготном состоянии, т.е. , следовательно, , и он образует восемь типов гамет.
к оглавлению ▴
Задачи на моно- и дигибридное скрещивание
На моногибридное скрещивание
Задача: Скрестили белых кроликов с черными кроликами (черный цвет — доминантный признак). В белых и черных. Определите генотипы родителей и потомства.
Решение: Поскольку в потомстве наблюдается расщепление по изучаемому признаку, следовательно, родитель с доминантным признаком гетерозиготен.
к оглавлению ▴
На дигибридное скрещивание
Доминантные гены известны
Задача: Скрестили томаты нормального роста с красными плодами с томатами-карликами с красными плодами. В все растения были нормального роста; — с красными плодами и — с желтыми. Определите генотипы родителей и потомков, если известно, что у томатов красный цвет плодов доминирует над желтым, а нормальный рост — над карликовостью.
Решение: Обозначим доминантные и рецессивные гены: — нормальный рост, — карликовость; — красные плоды, — желтые плоды.
Проанализируем наследование каждого признака по отдельности. В все потомки имеют нормальный рост, т.е. расщепления по этому признаку не наблюдается, поэтому исходные формы — гомозиготны. По цвету плодов наблюдается расщепление , поэтому исходные формы гетерозиготны.
к оглавлению ▴
Доминантные гены неизвестны
Задача: Скрестили два сорта флоксов: один имеет красные блюдцевидные цветки, второй — красные воронковидные цветки. В потомстве было получено красных блюдцевидных, красных воронковидных, белых блюдцевидных и белых воронковидных. Определите доминантные гены и генотипы родительских форм, а также их потомков.
Решение: Проанализируем расщепление по каждому признаку в отдельности. Среди потомков растения с красными цветами составляют , с белыми цветами — , т.е. . Поэтому — красный цвет, — белый цвет, а родительские формы — гетерозиготны по этому признаку (т.к. есть расщепление в потомстве).
По форме цветка также наблюдается расщепление: половина потомства имеет блюдцеобразные цветки, половина — воронковидные. На основании этих данных однозначно определить доминантный признак не представляется возможным. Поэтому примем, что — блюдцевидные цветки, — воронковидные цветки.
– красные блюдцевидные цветки,
— красные воронковидные цветки,
— белые блюдцевидные цветки,
— белые воронковидные цветки.
к оглавлению ▴
Решение задач на группы крови (система АВ0)
Задача: у матери вторая группа крови (она гетерозиготна), у отца — четвертая. Какие группы крови возможны у детей?
Решение:
к оглавлению ▴
Решение задач на наследование признаков, сцепленных с полом
Такие задачи вполне могут встретиться как в части А, так и в части С ЕГЭ.
Задача: носительница гемофилии вышла замуж за здорового мужчину. Какие могут родиться дети?
Решение:
к оглавлению ▴
Решение задач смешанного типа
Задача: Мужчина с карими глазами и группой крови женился на женщине с карими глазами и группой крови. У них родился голубоглазый ребенок с группой крови. Определите генотипы всех лиц, указанных в задаче.
Решение: Карий цвет глаз доминирует над голубым, поэтому — карие глаза, — голубые глаза. У ребенка голубые глаза, поэтому его отец и мать гетерозиготны по этому признаку. Третья группа крови может иметь генотип или , первая — только . Поскольку у ребенка первая группа крови, следовательно, он получил ген и от отца, и от матери, поэтому у его отца генотип .
Задача: Мужчина дальтоник, правша (его мать была левшой) женат на женщине с нормальным зрением (ее отец и мать были полностью здоровы), левше. Какие могут родиться дети у этой пары?
Решение: У человека лучшее владение правой рукой доминирует над леворукостью, поэтому — правша, — левша. Генотип мужчины (т.к. он получил ген от матери-левши), а женщины — .
Мужчина-дальтоник имеет генотип , а его жена — , т.к. ее родители были полностью здоровы.
к оглавлению ▴
Задачи для самостоятельного решения
- Определите число типов гамет у организма с генотипом .
- Определите число типов гамет у организма с генотипом .
- Определите число типов гамет у организма с генотипом .
- Скрестили высокие растения с низкими растениями. В — все растения среднего размера. Какое будет ?
- Скрестили белого кролика с черным кроликом. В все кролики черные. Какое будет ?
- Скрестили двух кроликов с серой шерстью. В с черной шерстью, — с серой и с белой. Определите генотипы и объясните такое расщепление.
- Скрестили черного безрогого быка с белой рогатой коровой. В получили черных безрогих, черных рогатых, белых рогатых и белых безрогих. Объясните это расщепление, если черный цвет и отсутствие рогов — доминантные признаки.
- Скрестили дрозофил с красными глазами и нормальными крыльями с дрозофилами с белыми глазами и дефектными крыльями. В потомстве все мухи с красными глазами и дефектными крыльями. Какое будет потомство от скрещивания этих мух с обоими родителями?
- Голубоглазый брюнет женился на кареглазой блондинке. Какие могут родиться дети, если оба родителя гетерозиготны?
- Мужчина правша с положительным резус-фактором женился на женщине левше с отрицательным резусом. Какие могут родиться дети, если мужчина гетерозиготен только по второму признаку?
- У матери и у отца группа крови (оба родителя гетерозиготны). Какая группа крови возможна у детей?
- У матери группа крови, у ребенка — группа. Какая группа крови невозможна для отца?
- У отца первая группа крови, у матери — вторая. Какова вероятность рождения ребенка с первой группой крови?
- Голубоглазая женщина с группой крови (ее родители имели третью группу крови) вышла замуж за кареглазого мужчину со группой крови (его отец имел голубые глаза и первую группу крови). Какие могут родиться дети?
- Мужчина-гемофилик, правша (его мать была левшой) женился на женщине левше с нормальной кровью (ее отец и мать были здоровы). Какие могут родиться дети от этого брака?
- Скрестили растения земляники с красными плодами и длинночерешковыми листьями с растениями земляники с белыми плодами и короткочерешковыми листьями. Какое может быть потомство, если красная окраска и короткочерешковые листья доминируют, при этом оба родительских растения гетерозиготны?
- Мужчина с карими глазами и группой крови женился на женщине с карими глазами и группой крови. У них родился голубоглазый ребенок с группой крови. Определите генотипы всех лиц, указанных в задаче.
- Скрестили дыни с белыми овальными плодами с растениями, имевшими белые шаровидные плоды. В потомстве получены следующие растения: с белыми овальными, с белыми шаровидными, с желтыми овальными и с желтыми шаровидными плодами. Определите генотипы исходных растений и потомков, если у дыни белая окраска доминирует над желтой, овальная форма плода — над шаровидной.
к оглавлению ▴
Ответы
- типа гамет.
- типов гамет.
- типа гамет.
- высоких, средних и низких (неполное доминирование).
- черных и белых.
- — черные, — белые, — серые. Неполное доминирование.
- Бык: , корова — . Потомство: (черные безрогие), (черные рогатые), (белые рогатые), (белые безрогие).
- — красные глаза, — белые глаза; — дефектные крылья, — нормальные. Исходные формы — и , потомство .
Результаты скрещивания:
а)- красные глаза, дефектные крылья
- красные глаза, дефектные крылья
- красные глаза, нормальные крылья
- красные глаза, нормальные крылья
б)
- красные глаза, дефектные крылья
- красные глаза, дефектные крылья
- белые глаза, дефектные крылья
- белые глаза, дефектные крылья
- — карие глаза, — голубые; — темные волосы, — светлые. Отец , мать — .
- — правша, — левша; — положительный резус, — отрицательный. Отец , мать — . Дети: (правша, положительный резус) и (правша, отрицательный резус).
- Отец и мать — . У детей возможна третья группа крови (вероятность рождения — ) или первая группа крови (вероятность рождения — ).
- Мать , ребенок ; от матери он получил ген , а от отца — . Для отца невозможны следующие группы крови: вторая , третья , первая , четвертая .
- Ребенок с первой группой крови может родиться только в том случае, если его мать гетерозиготна. В этом случае вероятность рождения составляет .
- — карие глаза, — голубые. Женщина , мужчина . Дети: (карие глаза, четвертая группа), (карие глаза, третья группа), (голубые глаза, четвертая группа), (голубые глаза, третья группа).
- — правша, — левша. Мужчина , женщина . Дети (здоровый мальчик, правша), (здоровая девочка, носительница, правша), (здоровый мальчик, левша), (здоровая девочка, носительница, левша).
- — красные плоды, — белые; — короткочерешковые, — длинночерешковые.
Родители: и . Потомство: (красные плоды, короткочерешковые), (красные плоды, длинночерешковые), (белые плоды, короткочерешковые), (белые плоды, длинночерешковые).
Скрестили растения земляники с красными плодами и длинночерешковыми листьями с растениями земляники с белыми плодами и короткочерешковыми листьями. Какое может быть потомство, если красная окраска и короткочерешковые листья доминируют, при этом оба родительских растения гетерозиготны? - — карие глаза, — голубые. Женщина , мужчина . Ребенок:
- — белая окраска, — желтая; — овальные плоды, — круглые. Исходные растения: и . Потомство:
с белыми овальными плодами,
с белыми шаровидными плодами,
с желтыми овальными плодами,
с желтыми шаровидными плодами.
Если вы хотите разобрать большее количество примеров – записывайтесь на курсы подготовки к ЕГЭ по биологии онлайн
Спасибо за то, что пользуйтесь нашими публикациями.
Информация на странице «Задания по генетике на ЕГЭ по биологии. Задача С6.» подготовлена нашими редакторами специально, чтобы помочь вам в освоении предмета и подготовке к ЕГЭ и ОГЭ.
Чтобы успешно сдать нужные и поступить в высшее учебное заведение или колледж нужно использовать все инструменты: учеба, контрольные, олимпиады, онлайн-лекции, видеоуроки, сборники заданий.
Также вы можете воспользоваться другими статьями из разделов нашего сайта.
Публикация обновлена:
08.05.2023