Как найти гиперболу в былине

Чтобы найти в тексте былины “Илья Муромец и Соловей-разбойник” эпитеты и гиперболы, следует обратится к тексту самой былины, а не созданной на ее основе сказки.

Эпитеты – это красочные описания, слова, придающие большую выразительность речи. Найдем эпитеты в тексте былины:

В первой же строфе мы встречаем сразу три эпитета, которые характеризуют Илью Муромца: удаленький, дородный, добрый. Далее Илью также называют Славным, стрелу каленой, земля сырая, стремечко булатное. Киев называется стольным, палаты в нем белокаменные, князь Светлый. Уста свои Соловей зовет Сахарными.

Гипербола – это сознательное преувеличение. Язык былин часто использует гиперболы и их много в былине “Илья Муромец и Соловей-разбойник”.

Назовем некоторые гиперболы:

Силы черным-черно, С горы на гору перескакивать, Не малу стопу- полтора ведра, От свиста маковки покривились, околенки рассыпались.

система выбрала этот ответ лучшим

Zolot­ynka
[550K]

5 лет назад 

Прежде чем перечитывать былину в поисках нужных нам фигур речи, предлагаю вспомнить, хотя бы в двух словах, что такое гипербола и эпитет. И, основываясь на наших данных, постараться найти их в тексте произведения.

Итак, гипербола есть преувеличение. Авторы обычно используют этот прием, чтобы акцентировать на внимание на тех или иных качествах героя. Примеры из былины:

1) Описывая свист Соловья-Разбойника, автор говорит:

или еще, про коня богатырского:

2) Эпитеты: с их помощью автор делает описываемые качества людей, животных, предметов более красочными и заметными. Эпитеты могут быть авторскими и постоянными (т.е. те, которые часто встречаются). В былине про Илью – множество постоянных эпитетов, которые мы могли встречать как в других былинах, так и, например, в сказках:

Чёрна­я Луна
[265K]

2 года назад 

Как и в любом другом художественном произведении в былине “Илья Муромец и Соловей Разбойник” используются эпитеты и гиперболы. Эпитетами называют красочные описания в литературном произведении, которые предают речи выразительность. А гиперболы – это приемы, которые представляют собой преувеличение.

В былине гипербализована сила и могущество главного героя. Например, это выражается в описании движения Ильи:

В произведении так же гипербализован губительный свист Соловья-разбойника, для придания ему устрашения:

В этом же отрывке можно найти множество эпитетов, которые используются в фольклорных произведениях, такие как: добрый конь, белы ручишки, сыра земля, темные лесушки, лазоревы цветочки и другие.

Кроме этого, есть другие стандартные эпитеты для русских народных произведений : добрый молодец, чисто поле, славный град и др.

Так же есть слова в уменьшительно-ласкательной форме: реченька, травушка, ручушки, стремечко, дороженька.


Sveta-ksm
[41]

5 лет назад 

Гипербола:

1.С горы на гору стал перескакивать; 2.С холмы на холмы стал перемахивать;

3.Мелки реченьки, озёра промеж ног спущал.

Постоянные эпитеты:

  1. Силушка великая;
  2. Славный град
  3. Чисто поле;
  4. Лазоревы цветочки

Знаете ответ?

УДК 398.82; 81.38; 801.6; 808.

Д. С. Самедов, Т.М. Мусаева, М.Д. Самедов

Способы гиперболизации в русских былинах(лингвистический аспект)

Дагестанский государственный университет; Россия, 367001, г. Махачкала, ул. М. Гаджиева, 43 а;jalil.samedov@¡jandex.ru

В статьеанализируются разные способы гиперболизации в русских былинах. Основное внимание при этом уделяется лексико-синтаксическим, морфолого-синтаксическим и словообразовательным языковым средствам гиперболизации. Определяются стилистические и семантические последствия гиперболизациив былинных дискурсах.

Отмечается, что среди различных средств гиперболизации часто используются лексико-синтаксические языковые средства. Например, намеренное преувеличение лексико-синтаксическими средствамиколичества (объема) употребляемого героями былин вина (ср. не малую стопу, о полтора ведра), что связано с необходимостью оказания на читателя эмоционального воздействия.

Характерно также обозначение большого веса предмета (ср. двухпудовая плеточка, дуби-ночка девяностопудовая). Столкновение определительных компонентов со значением преувеличенного веса и определяемых уменьшительно-ласкательных форм субстантивов создает стилистический эффект. Такие примеры представляют интерес с точки зрения русской (фольклорной) языковой картины мира. Вместе с тем определяемые компоненты могут содержать и суффиксы со значением большого размера (ср. глазища, чашища и др.). С другой стороны, определительные компоненты также имеют гиперболический и в силу этого экспрессивный характер (ср. лошадь богатырская).

Реже используются приставочные глаголы, которые обозначают последствия применения богатырской силы.Такие приставочные глаголы обозначают разрушение, уничтожение, изменение обычного состояния предметов. Названия таких объектов могут сопровождаться определительными компонентами (ср. А от него сколебалося все синееморе). Разрушительные последствия обозначаются глаголами определенных семантических групп, при этом часто используются глаголы, обозначающие ситуации небывальщины в силу чрезмерного преувеличения.

Гиперболизация богатырской силы былинного героя может быть достигнута и путем обозначения ничтожных («смешных») последствий, наступивших в результате его боя с соперником. Актуализация одного образа в таких случаях достигается за счет деактуализации другого (ср. будто три раза комар кусил).

Анализ различных языковых средств гиперболизации в русских былинах показывает, что в основном используются лексико-синтаксические и морфолого-синтаксические средства экспрессивного синтаксиса. Используются также фразеологизированные структуры. Ситуацииги-перболизации рисуются и путем использования числовой символики, характерной для русской (фольклорной) языковой картины мира.

Ключевые слова: русские былины, языковые средства гиперболизации, семантико-стилистические последствия гиперболизации.

Под гиперболизацией обычно понимается художественный прием намеренного преувеличения какого-либо свойства, качества, особенностей предмета, явления или процесса [1]. Образные языковые средства в эпических жанрахразных языков имеют много общего: поэтические формулы, гиперболы, эпитеты, которые объясняются наднациональными чертами эпического жанра [2]. Суть гиперболизации обычно заключа-етсякак бы в неправдоподобном правдоподобии [3]. В связи с этим наше внимание к

текстам русских былин не является случайным, так как былинам присущи такие свойства, как образность, торжественность, масштабность событий, гиперболичность. Особое значение при этом имеет и то, что былины являются, как отмечает в заглавии своей книги В.Г.Мирзоев, памятниками русской исторической мысли [4].

Способы гиперболизации в русских былинах в лингвистическом аспекте изучены недостаточно, чем, прежде всего, определяется нашевнимание к поставленной проблеме. Гиперболы представляют интерес как в литературоведческом, так и в лингвистическом и лингвокультурологическом аспектах, т. к. средства гиперболизации в произведениях устного народного творчества могут быть национально-специфическими для того или иного культурно-языкового сообщества. Для лингвокультурологии и исследования языковой картины мира особый интерес представляют метафорические гиперболы (=гиперболические метафоры), основанные на переносном употреблении слов и выражений с явным преувеличением качества или признака [5]. Русская эпическая поэзия в этом плане является достаточно культуроносным материалом [6].

Довольно часто для гиперболизации в русских былинах используются лексико-синтаксические средства с количественной семантикой. Так, например, может быть обозначен объем, существенно превышающий норму. Обычно такой способ используется при описании употребления героями былин вина, для актуализации их богатырской силы, выдержки.Часто в этих целях в русских былинахиспользуетсясловосочета-ние с количественной семантикой полтора ведра [вина]. Такая гипербола в литературе характеризуется как квантитативная [7, с.120].

Актуализация гиперболы достигается и сравнительно-сопоставительным отрицанием (деактуализацией) малого объема: немалую стопу да полтора ведра [зелена вина]. Повтор преувеличиваемого объема при этом усиливает эмоциональное воздействие на читателя:

Ты Владимир князь да стольнё-киевской,

Ты поди в свою столовую во горенку,

Наливай-ко чару зелена вина,

Ты не малую стопу да полтора ведра,

Подноси-тко к Соловью к разбойнику. («Илья и Соловей»)

Наливал он чару зелена вина,

Да не малу он стопу да полтора ведра. («Илья и Соловей») Наливает князь чары зелена вина,

Не малы чары – в полтора ведра.(«Добрыня Никитич и Василий Казимирович»)

Формы императива наливай и индикатива наливал (для обозначения просьбы и её исполнения) используютсяв целях усиления достоверности повествования, зрительный образ приэтом становится более очевидным.Такой национально-культурный образ повторяется и в былине «Илья Муромец в ссоре с князем Владимиром», в которой использовано и другое средство гиперболизации – обозначение неправдоподобного веса: Илья Муромец да сын Иванович Наливает ему чару зелена вина, А не малу стопу – полтора ведра, Он весит весом полтора пуда.

Средство обозначения большого веса предмета, являющегося символомбогатыр-ской силы,используется и в других русских былинах: «Сухман», «Святогор», «Волх Всеславович»(Во всех былинах для обозначения преувеличенного веса предметов [ду-

бина, плеточка, палица, шалапуга, крест и т.д.] используются количественно-определительные компоненты типа «девяносто пудов», «триста пудов»: И привездубиночку Сухмантьеву, Потянула дубина девяносто пудов. («Сухман»)

По правую руку палицу, А и тяжку палицу свинцовую,

А весом та палица в триста пуд. (Волх Всеславович»)

А берет он шалапугу подорожную, А не малу шалапугу – да во сорок пудов. («Святогор»)

Крест на вороте шести пудов(«Илья и Калин-царь») Да и брал [Добрыня] с собой плеточку Все двухпудовую .(«Возвращение Добрыни»)

Интересно то, что количественно характеризуемые предметы при этом могут быть обозначены уменьшительно-ласкательными формами, что создает стилистический эффект семантической несовместимости составляющих компонентов: плеточка двухпудовая, дубиночкадевяностопудовая и т.д.

Такие характеристики обозначаемых предметов, семантически ориентированных на былинных (воспеваемых) героев, в уменьшительно-ласкательных формах в сочетании с лексическими средствами, обозначающими объем или вес намноговыше обычной нормы (дубиночка – девяносто пудов, подкорючил [Илья] правой ножечкой -пал богатырь, травонька – повянула и др.), представляют интерес васпекте русскойязыковой (фольклорной) картины мира:

Подкорючил [Илья] богатыря правой ножечкой, Еще пал богатырь на сыру землю,

Мать сыра земля-то потрясалася. («Бой Ильи Муромцас сыном»)

Свистнул татарин по-змеиному,

Темные леса распадались,

В чистом поле камешки раскатывались,

Травонька в чистом поле повянула. («Добрыня-сват»)

Нередко уменьшительно-ласкательные формы с соответствующими по значению суффиксами используются в сочетании со словами усилительной семантики (чаще с глаголами и прилагательными). Такой необычный способ гиперболизации в отдельных случаях поддерживается сравнительными оборотами: Повалила силушка черным-черно,

А черным-черно, как черна ворона.(«Добрыня и Василий Казимирович») Во тую во силушку великую,

Стал конем топтать да и копьем колоть. («Илья Муромец и Калин-царь») Говорили-то татары таковы слова:

«Отрубить ему да буйную головушку !»(«Илья и Калин-царь») Стали бить-то силушку татарскую,

Притоптали тут всю силушку. («Илья Муромец и Калин-царь»)

Он [Святогор] берет сумочку да одной рукой, Эта сумочка да не сшевелится, Как берет он обема рукам, Принатужился он силой богатырской,

По колен ушел да в мать сыру землю. («Святогор примеряет гроб»)

Напрасно жешла славушка великая про старого, От востока шла и до запада. («Мамаево побоище»)

В русских былинах для гиперболизации редко используются сравнительные конструкции. Обычно в этих целях называются (описываются) последствияконкретных физических действий былинных героев, поэтому в таких былинных дискурсах чаще используется форма аориста, обозначающего уже состоявшийся факт. Сравнительное сопоставление может быть усилено употреблением экспрессивных определительных компонентов (ср. лютый зверь,лошадь богатырскаяи др.): Засвистал как Соловей тут по-соловьему, Закричал разбойник по-звериному, Маковки на теремах покривились, А околенки во теремах рассыпались. От него отпосвисту соловьего,

А что есть-то людишок, так все мертвы лежат. («Илья и Соловей»)

Волх говорит, как гром гремит. («Волх Всеславович») У Святогора конь, будто лютый зверь. («Святогор»)

Умоей только у чадушки

Конь, как лев, ревел. («Возвращение Добрыни») А он силу бьет так, как траву косит,

А ведь сила в нем не уменьшилась. («Добрыня и Василий Казимирович») А тут Василий, ровно [=словно] бык прошел. («Добрыня и Василий Казимиро-

вич»)

Обращает на себя внимание употреблениепри описании наступивших последствий приставочных глаголов со значением разрушения, уничтожения, деформации, изменения обычного состояния предметов: земля потрясалася, вода поливалася, море взволновалось, сколебалося море, столы раскряталися, посуда рассыпалася, питья проливались и т.д.

Названия подвергающихся изменению предметов могут сопровождаться определительными компонентами в форме согласованных или несогласованных определений. В функции согласованных определений чаще выступают краткие формы прилагательных (сыра земля, сини море/сине море/синее море,вода из рек, столы дубовые и т.д.): Как зарыснула у коничка права нога -Мать сыра та земля да потрясалася, Еще синее море взволновалось,

Из озер, из рек вода да поливалася. («Бой Ильи Муромцас сыном»)

А как начал плясать царь морской теперь в синём море А от него сколебалосявсе сине море. («Садко»)

И опирается [Дунай] на рученьки о дубовый стол:

Столы дубовые раскряталися, Питья на столах проливались, Вся посударассыпалася. («Добрыня-сват»)

Дак куда ли махнет [Илья Муромец] – улица падет, А назад отмахнет – переулицы,

Даистребил он всех до единого. («Илья Муромец и голи кабацкие») В качестве средства гиперболизации в последнем примере использовано и опре-делительноеместоименно-количественное слово вся (посуда), которое «объединяет объекты в единое множество», обозначая совокупность расчлененных предметов [8, с. 299]. Такое обозначение большого множестваусилено употреблением припредикат-ном глаголеистребилусилительно-экспрессивного выражения всех до единого:

Гипербола используется и при описании буйного коня богатыря, например, в былине «Бой Ильи Муромца с сыном». При этом употребляются существительные и глаголы экспрессивно-оценочного характера, в количественной семантике которых зало-женыконнотативные возможности (пламя мечется, искры сыплются): Кабы из роту коня пламя мечется,

Из ноздрей у коня да искры сыплются. («Бой Ильи Муромцас сыном») В сравнительных конструкциях, употребляемых для гиперболизации, объект сравнения может быть обозначениспользованием суффиксов со значением большого размера (ср. глазища, чашища), или же субъект сравнения номинируется соответствующими словами-символами в количественно-усилительном значении (ср. нос с локоть). Такие примеры сравнительно-количественного преувеличения самого признака интенсивности предмета встречаются реже (см. пункт 1), чемквантитативные гиперболы, подчеркивающие значительность и силу действий, обозначающих небывальщину иразрушительные последствия, вызванные этими действиями. Наступившие последствия чаще всего обозначаются приставочными глаголами со значением негативных действий «разрушительной» силы: сколебалося (земля), разбежалися (звери), разлетелися (птицы), разметалися (рыбы),на куски разлетелось (дерево-дуб), и т.д.

1. А глазища, что пивные чашища,

А нос-то на роже он с локоть был. («Илья Муромец и Идолище»)

А головище – что ведь лютое лохалище. («Илья Муромец и Идолище в Царе-граде»)

Звал он [Владимир] тут в великое гостбище. («Илья Муромец и Идолище в Киеве»)

Плачет девица, как река течет,

Возрыдает красавица, как ручьи бежат. («Козарин»)

Еще конь ведь под ним, будто стрела летит. («Сухман»)

В вышину ли, он, Тугарин, [как] трех сажен.(«Алеша Попович»)

2. Которого он возьмет за руку –

Из плеча тому руку выдернет. («Василий Буслаев»)

И рос Вольга Буславлевич до пяти годков,

Пошел Вольга сударь Буславлевич по сырой земли;

Мать сыра земля сколебалася,

Звери в лесах разбежалися,

Птицы по подоблачью разлетелися,

И рыбы по синю морю разметалися. («Вольга»)

Он [Святогор] берет Илью да за желты кудри, ПоложилИлью да он к себе в карман, Илью с лошадью да богатырскоей, И поехал он да по святым горам. («Святогор»)

И ударил палицей стародревний дуб,

Как всё тут на куски разлетелося. («Добрыня и Настасья») Ухватя его, ударил о кирпищатый пол, Расшиб его в крохи. («Волх Всеславович»)

В таких примерах действия, вызывающие разрушительные последствия, обозначаются глаголами определенных семантических групп. Например, часто используются глаголы движения, речевого поведения, глаголы лексико-семантической группы со значением «бить, ударять» и т. д. Во второй части сложных предложений обозначаются соответствующие последствия:

А старый казак скричит – дак лесы ломятся. («Илья Муромец и Идолище в Царе-граде»)

А бежит его конь – дак земля дрожит.(«Илья Муромец и Идолище в Царе-граде»)

В отдельных примерах имеет место преувеличение посредством употребленияфразеологизированныхструктур. При этом обращает на себя внимание употреблениевыражения «вовсю голову» с компонентом-соматизмом «голова» в сочетании с глаголами речевого поведения (скричать, заплакать и т.д.). В таких структурах семантика сравнения выражается имплицированно: Так тут свет честна вдова заплакала

Женским голосом да во всю голову. («Добрыня и ВасилийКазимирович. Добрыня в отъезде»)

Скричал Добрыня тут да во всю голову.(«Добрыня и Настасья»)

А Владимир стольно-киевский

Горючими слезами изливается. («Изгнание Батыя»)

А самого Владимира будут тянуть очи косицами, А язык-то теменем – с живого кожу драть будут. («Изгнание Батыя»)

Ретиво сердце его разгорячилося,

Кабы ровно-неровно – будто в котлы кипят. («Илья Муромец и Идолище в Царе-граде»)

И начали копать мать сыру землю И хоронить тело да во сыру землю, И протекла река кровью горячею .(«Мамаево побоище») Имеет место употребление больших чисел, обозначающих неправдоподобное количество предметов и лиц или совершаемых ими действий:

А и коней, коров табуном делил,

А на всякого брата по сту тысячей. («Волх Всеславович»)

Бьются-рубятся двенадцать дней,

Не пиваючи, не едаючи,

Добрым коням вздоха не даваючи. («Изгнание Батыя»)

В семантико-стилистическом плане определенный интерес представляют случаи преувеличенияфизических (силовых) качеств богатырей посредствомкомпаративного обозначенияничтожности последствий (=состояний), которыеобозначают в богатырских схватках:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Как ты наехал, ударил меня-то ведь,

Будто три раза комар кусил. («Святогор примеряет гроб»)

В таких структурах, как свидетельствует приведенный пример, реализуются противительно-уступительные смысловые отношения, характеризующиеся логическим противоречием между ожидаемым (разрушительным) и реальным (ничтожным) результатом.

Проведенный выше анализ языковых средств гиперболизации в русских былинах свидетельствует о том, что здесь в основном используются лексико-синтаксические и морфолого-синтаксические средства. Такие средства носят достаточно яркий образно-экспрессивный характер не только втекстах былин на русском языке, но ив переводах произведений русской эпической поэзии на разные языки [9]. Использование словообразовательных средств с уменьшительно-ласкательным значением в предметных номинациях приводит к актуализации гиперболизации действий «разрушительной» силы и к стилистической окрашенности конструкции. В ряде случаев использование способов гиперболизации связано не столько с характеристикой самих былинных героев-богатырей, сколько с описанием последствий, вызванных их силовыми действиями. Определенную роль играет и прием антитезы с отрицанием малого количества обозначаемого (ср. не малы стопу, не малы чары) и актуализацией гиперболизируемого количества (полторы ведра).В таких случаях на семантику гиперболизациинаслаиваются оттенки гротеска, характерные для художественных произведений[10, с.52], и коннота-тивные значения.

В плане исследования языковых картин мира большой интерес представляет сопоставительный анализ средств гиперболизации на материале разных язы-ков.Гиперболизация и отражение небывальщины, например,характерны для фразеологических и отчастипаремиологическихединиц дагестанских языков, которые нередко используются в фольклорных текстах. Определенная информация о таких фразеологических единицах отражена в ряде опубликованных статей [11; 12]. Особый интерес в плане гиперболизации представляют зложелания в дагестанских языках [13]. Сопоставительное исследование приемов и средств гиперболизации в русском и дагестанских языках дало бы интересные результаты в плане выявления универсальных и национально-специфических признаков, характеризующих языковые картины мира. В этойс-вязи материал данной статьи имеет определенную перспективу сопоставительного исследования, имеющего научно-теоретическое и прикладное значение. Такое исследование материала разносистемных языков может дать сведения об особенностях образно-ассоциативного осмысления окружающей действительности носителями разных языков.

Литература

1. Эстетика. Словарь/ под общ. ред. А.А.Беляева. – М.: Политиздат, 1989.

2. Войтенко Е.П. Образные языковые средства в хакасском и русском эпосе: дис. .. .канд.филол.н. – Новосибирск, 2010.

3. ЕрофеевВ.С. Жизнь по понятиям (электронная книга). – М., 2014.

4. Мирзоев В.Г. Былины в летописи. Памятники русской исторической мысли. -М.: Мысль, 1979.

5. Ильинский С. Нейролингвистическое программирование. – М.: АСТ,Восток-Запад, 2006.

6. Азбелев С.Н. Слово о полку Игореве и его средневековое окружение в русской эпической поэзии//MedievaЮralLiterature. – Berlin: DeGruyter, 2011.

7. Савенкова Л.Б. Способы гиперболизации в русских паремиях//История языкознания, литературоведения и журналистики как основа современного филологического знания.- Ростовн/Д-Адлер, 2003.

8. Современный русский язык. Морфология. – СПб., 2007.

9. Булахов М.Г. «Слово о полку Игореве» в переводах на славянские языки Х1Х-ХХ вв. – Минск, 2013.

10. Ахмедова У.С. К вопросу о своеобразии гротеска в новеллистке Ф.О’Коннор//Вестник Дагестанского государственного университета. Вып.З.Филологические науки. – Махачкала, 2014.

11. Гасанова М.А. Концепт «труд» в табасаранской языковой картине ми-ра//Вестник Дагестанского государственного университета. Вып.3. Филологические науки. – Махачкала, 2013. – С. 193-199.

12. Мисиева Л.А. Национально-культурная гендерная фразеология в аварском и английском языках//Вестник Дагестанского государственного университета. Вып. 3. Филологические науки. – Махачкала, 2014. – С. 120-125.

13. Гаджиалиева М.Г., Рамазанова А.Х. Прототипические ситуации в зложелани-ях даргинского языка//Вестник Дагестанского государственного университета. Вып. 3. Филологические науки. – Махачкала, 2013. – С. 181-185.

Поступила в редакцию 23 ноября 2014 г.

UDC 398.82; 81.38; 801.6; 808

The ways of exaggeration in Russian bylinas(linguistic point of view)

D.S. Samedov, Т.M. Мusaeva, M.D. Samedov

Dagestan State University; Russia, 367001, Makhachkala, M. Gadzhiev st., 43 a; ja-lil. samedov@jandex. ru

The article studies different ways of exaggeration in Russian bylinas (epic poems). The primary focus is on the morphological and syntactic, lexical and syntactic and word-building means of exagge-ration.Semantic and stylistic effects of exaggeration are considered in bylina discourses.

Among different means of exaggeration lexical and syntactic expressive means are often used. For example, the intended exaggeration by lexical and syntactic expressive means the volume of drunk by the characters of the bylinas wine (not little short glass; half a bucket). It is connected with the emotional effect on the reader.

A big weight of the object is also used (two-pound lash, ninety-pound bludgeon). Collision of the attributes with the meanings of the exaggerated weight and attributes used with pet forms of the nouns creates the stylistic effect. Such examples are interesting from the point of view of Russian (folk) linguistic worldview. Along with it these attributive elements may include suffixes with the meaning of large size (big eyes, bush). On the other hand, attributive elements also have hyperbolic and therefore expressive meaning (heroic horse).

Prefixed verbs are used more rarely and they denote the consequences of using heroic force. Such prefixed verbs denote destruction, demolition, change of the usual state of the things. The names of such objects may be used along with attributes (All the bluesea was agitated because of him). Destructive results are denoted by the verbs of particular semantic groups. In such a case the verbs denoting the situations of tall tales as the result of exaggeration are often used.

Exaggeration of the bylina hero’s heroic force may also be achieved by denoting those trifle (“minor”) consequences, which he can suffer from his rival. Realisation of one image in such case is achieved by concealing the other (as if a gnat bit).

Analysis of the different linguistic ways of exaggeration in Russian bylinas shows that lexical and syntactic and morphological and syntactic means of expressive syntax are mostly used. Some pra-seological units are also used. Exaggeration is also achieved by use of numbers which is a characteristic feature of Russian (folk) language worldview.

Keywords: Russian bylinas (epic poems), linguistic ways ofexaggeration, semantic-stylistic effects of exaggeration.

Received23 November, 2014

Все категории

  • Фотография и видеосъемка
  • Знания
  • Другое
  • Гороскопы, магия, гадания
  • Общество и политика
  • Образование
  • Путешествия и туризм
  • Искусство и культура
  • Города и страны
  • Строительство и ремонт
  • Работа и карьера
  • Спорт
  • Стиль и красота
  • Юридическая консультация
  • Компьютеры и интернет
  • Товары и услуги
  • Темы для взрослых
  • Семья и дом
  • Животные и растения
  • Еда и кулинария
  • Здоровье и медицина
  • Авто и мото
  • Бизнес и финансы
  • Философия, непознанное
  • Досуг и развлечения
  • Знакомства, любовь, отношения
  • Наука и техника


0

Былина Илья Муромец и Соловей-разбойник: гиперболы. Приведите примеры?

2 ответа:



2



0

Прежде чем искать гиперболы, попробуем вспомнить, а что они из себя представляют, для чего используются? В былинах использование гипербол обусловлено необходимостью обратить внимание слушателя на какие-то специфические детали, сделать на них акцент. Кроме того, гипербола разнообразит язык и стиль былины, делая ее более красочной и понятной.

Во всех былинах про Илью Муромца, и в обсуждаемой в том числе, гиперболы используются, чтобы подчеркнуть былинную силушку богатырскую, чтобы придать вес ратным подвигам и свершениям, чтобы описать силу и мощь поверженного супостата (врага). Примерами гипербол могут стать следующие строчки:

YpOOY9EFKqhZlr69VDzEwsYCZoZKEbhX.png



2



0

Гипербола в литературе – это сознательное преувеличение какого-то качества, которое призвано подчеркнуть значимость этого качества, обратить внимание слушателя на это качество, поразить воображение.

Гиперболы в былинах используются как по отношению к героям, былинным богатырям и тогда они призваны показать силу и величие богатыря. Так и к врагам, и тогда гипербола призвана показать силу врага, чтобы сделать еще более значимой победу богатыря над ним.

В былине “Илья Муромец и Соловей разбойник” главных героев два – сам Илья Муромец и его противник – Соловей разбойник. В тексте былины мы легко находим гиперболы, относящиеся как к Илье муромцу, так и к Соловью разбойнику.

Гиперболы про Илью Муромца:

О скорости:

HAfFP66FAqFcA0APtv446fjFgomDw8C.png

О силе:

H3ElYh0yVYcqRlGO4goT2l4kCukt0Mg.png

О коне богатырском:

jd5zVeg8MO6H0XU3dNrAwc73aCjDs.png

Гиперболы про Соловья разбойника:

Про свист:

eqWzdWqOOT88EIiQz2GG504hdzojhMwO.png

Про силу и способность много пить:

8ySODraTH1oRrWVJgHlQxoPUCp2Wmptp.png

Читайте также

MarrPxbDzLecaA1jwZ56vpXSXIPchyq.png

Потому что в сказках авторы пытаются за счет этого преувеличения, акцентировать внимание читателей, на тех или иных плохих или хороших чертах их героев, ну и каких либо ситуациях в целом, которые с ними связаны. При этом хорошие качества, получают еще больший восторг и к ним чисто умозрительно хочется стремиться и совершать похожие благие дела и привить себе столь значимые для общества. Плохие же черты при их заострении, выдаются в самом невыгодном свете, а потому данные произведения, отталкивают читателей от них.

В былинах все в принципе то же самое, единственное, они сильнее замешаны на политической пропаганде, которая олицетворяет своих национальных героев, которых вообще не было в том образе в котором они их преподносят, тем самым возвеличивая и само государство в целом.

К примеру наши всесильные Три богатыря.

Былина относится к народным песням-сказаниям, былины описывают подвиги героев, которые существовали на самом деле. Сказка относится к устному народному творчеству как и былина, главные действующие персонажи вымышленные персонажи. Смотрите таблицу Сходство и различие былины и сказки. Два признака, по которым схожи былина и сказка, 4 различия былины и сказки.

Былина об Илье Муромце отличается от сказки описанием настоящего оружия и качеств Илья Муромца. В былине нет волшебного меча, которым Илья Муромца убивает врага. В былине описаются события в реальных местах, а в сказке место действия и событие вымышленное.

В повести “Тарас Бульба” Гоголь, описывая воинские подвиги и самого Тараса и других его товарищей запорожцев, часто прибегает к приему гиперболы, который собственно является одним из отличительных признаков богатырских былин. Эти писатель проводит вполне очевидную параллель между своими героями и героями богатырского эпоса, сравнивая казаков с богатырями.

Богатырей в былинах было много – Святогор, Вольга, Алеша Попович, Добрыня, Кожемяка и многие другие. Все они совершали великие подвиги или просто отличались богатырской силой. Но какого же богатыря мы можем сравнить с Тарасом Бульбой, или скорее наоборот, с каким богатырем мы можем сравнить Тараса?

Мне кажется, что ближе всего к образу Тараса образ Ильи Муромца. Вспомним, что Илья также часто сражался один на один с многократно превосходящим его врагом – под Черниговым, с разбойниками и просто полчищами врагов.

Последний бой Тараса очень напоминает эти подвиги Муромца, за тем только исключением, что Тарас все-таки погиб.

Но:

lVNSWttI6pBD8Eqc23d3Jzn3sL4wD98.png

Разве не напоминает это бои Ильи Муромца? Тем более, что Илья Муромец также называется в былинах старым казаком:

rx8edx2QBidXnICwVTMUqiURZc6gLziy.png

В одной из былин рассказывается как богатырь победил змея, запряг его в плуг и сделал защитные валы южнее Киева, действительно в этом районе существует система земляных валов. Эту систему называют Змиевы валы. В 1941 году при обороне Киева некоторые валы использовались Красной Армией как рубежи обороны.

Литературное чтение 4 класс. Основные три вида русских былин:

  1. Героические или богатырские былины. В таких былинах повествуется о сражениях, боях и столкновениях богатырей с врагами русской земли, о победах богатырей над злыми сказочными чудищами и полчищами иноземцев.
  2. Социально-бытовые былины. В таких былинах повествуется о спорах богатырей между собой, соперничестве, о бытовых ситуациях, в которых богатыри показывают свою силу и умение.
  3. Сказочные былины – повествуют о приключения богатырей, в которых они демонстрируют не только силу, но хитрость и смекалку.

Обновлено: 14.05.2023

Найдите примеры гиперболы и другие тропы в описании внешности персонажей былины и их поведения.

Фольклорные произведения обычно изобилуют различными тропами, в былине о трёх поездках Ильи Муромца их тоже можно найти в большом количестве. В основном это эпитеты и гиперболы. Вот некоторые примеры таких тропов, которые удалось на беглый взгляд отыскать в этой былине:

У Ильи Муромца “шелом-колпак да сорока пудов”. Явная гипербола, в пуде 16 килограммов, т. е. такой предмет должен был бы весить больше полутонны, шлем даже самого сильного воина, каким был Илья, не может быть таким тяжёлым.

Конь у Ильи “с горы на гору попрыгивает”, “реки и озёра между ног пропускает” – тоже преувеличение, гипербола, обычный, не былинный конь на такое не, пособен.

По пути Илья встречает “сорок тысяч разбойников” – снова гипербола, таких больших разбойничьих шаек не бывает, во всяком случае, не в одном месте и сразу.

С этими разбойниками Илья разобрался только шлемом помахивая: “в одну сторону махнёт – так тут улица, в другую махнёт – так тут переулочек”. Ещё одна гипербола. И так далее, по остальному тексту.

Cрeдcтвa художественной выразuтельностu представлены в былине довольно широко. Попробую их перечислить.

1) Постоянные эпитеты: дело ратное, чисто поле, дорожка прямоезжая (характерны для многих фольклорных произведений)

2) Гиперболы встречаются в былине в изобилии, приведу два примера:

xt28cuGwydWQ3zcrx6LzgC26Q4yZ49v.jpg

XbJqRmVflF2V0r9S7ON47QGVCNJIEO.jpg

3) Помимо гиперболы, в былине можно найти и пример литоты (приуменьшение). Разбойники просят оставить их в живых, “хоть на семена”:

8XzCoBhKfWymCbBlOqJsMRvhS7ev8w4.jpg

wKphcJR1qSzwUvCWPvCr6treIFkxKA7.jpg

5) метафора – называет разбойников “подорожниками” – перенос названия с одного предмета на другой (по сходству – творят разбой по дорогам).

6) Анафора создает эмоциональное нагнетание (разговор с разбойниками):

fz1BYvxfatqFWBD8KmURskz3hC6OCSkR.jpg

eg0HCgpjYjpsEEhSevz12fsV09sfPfv.jpg

8) Плеоназм: “подпись подписывал”.

В былине “Три поездки Ильи Муромца” множество примеров гипербол и других троп в описании. Это отличительная особенность былин. Найти их не составит труда. Назову основные гиперболы ( Сильное преувеличение чего либо) в этом произведении.

  • В одну сторону махнёт – так тут улица, в другую махнёт – так тут переулочек.
  • Сорок тысяч разбойников.
  • С горы на гору добрый молодец подскакивал.
  • Шелом-колпак да сорока пудов.

Как видите, задание очень простое. Для того, чтобы его правильно выполнить нужно понять что такое гипербола и внимательно прочитать былину. На мой взгляд, это очень увлекательно и интересно.

В былине “Три поездки Ильи Муромца” предостаточно гипербол и других троп в тексте.

0mEe4ad6GLBR7lwRaXcLDgYhdhbeXpnj.jpg

Явная гипербола, не может быть шлем таким тяжелым.

ll0AlgHz96g8D24CKK8Fqx7gStjjQvzg.jpg

В былине Илья Муромец встречает 40 тысяч разбойников, но это явно большое преувеличение, такого количества разбойников в одном месте просто не может быть.

OaSIRf3afUET2BI7EIeD9e1J4OR8p.jpg

Гипербола оказывается тесно связанной с жанром гротеск, в котором написано произведение Салтыкова-Щедрина “История одного города”. Все, что описывает писатель предстает перед нами в искаженном, преувеличенно уродливом облике. Будь то сами глуповцы, чья глупость была выше всего на свете, это явное преувеличение и следовательно гипербола, или будь то многочисленные градоначальники, каждый из которых был по своему оригинальным.

Вот например привычка глуповцов чуть что, скидывать с колокольни кого-либо – гипербола.

Но обратимся непосредственно к тексту произведения и подтвердим эту мысль цитатами о подвигах, которыми так гордились глуповцы:

NoJBHw6vSUsmyOWmHdPU7xwe1cm7fa.jpg

Гротеск в литературе – это художественный приём, основанный на чрезмерном преувеличении, сочетании неожиданных, резких контрастов, причудливом смешении в образе реального и фантастического, прекрасного и безобразного. Отличительная черта гротеска – неразрывная связь смешного и трагического, гротесковый смех – горький, негодующий. Смотреть на мир через призму гротеска – всё равно что разглядывать всё окружающее сквозь увеличительное стекло, искажающее реальные пропорции. Однако именно эта оптика помогает выявить трагическую сущность явлений, вскрыть жизненные противоречия, обнаружить истинную, порой зловещую и неприглядную, природу вещей.

Гротеск и гиперболу часто путают, так как в их основе лежит преувеличение. Гипербола – это образное выражение, стилистическая фигура, заключающаяся в намеренном преувеличении, употребляемая для большей выразительности. В бытовой речи мы используем гиперболы, чтобы передать наши чувства или впечатления, подчеркнуть размер того или иного явления или значимость события: сто раз говорил, прождать целую вечность, сто лет не виделись, надоел до смерти и т.п. В литературе гипербола – средство создания запоминающегося, впечатляющего образа: в сто сорок солнц закат пылал (В. Маяковский), шаровары шириною с Черное море (Н.В. Гоголь), реки, озера, моря, океаны слез (Ф. М. Достоевский), и дольше века длится день (Б. Пастернак). Иными словами, при помощи гиперболы мы преувеличиваем впечатление, произведенное на нас предметом или явлением, но не изображаем действительность в уродливо-комическом виде, искажая сами предметы или явления.

Обратная гипербола (или литота) представляет собой литературный прием, предполагающий усиление значения слова за счет двойного отрицания. В качестве примера можно привезти слово “небезизвестный”.

Второе значение этого слова – намеренное и излишнее преуменьшение или уничижение предмета разговора. Например: Человеческая жизнь – только миг.

Гипербола и гротеск используются создания определенного комического эффекта. Роли этих фигур речи могут варьироваться, в зависимости от авторского замысла. Чаще всего их используют для:

  • создания шокового эффекта, чтобы сбить с толку и дезориентировать читателя, вытащить его из привычных рамок восприятия мира и показать ему мир под совершенно другим углом зрения. Для усиления впечатления автор может использовать особый метод – сочетание несочетаемого.
  • чтобы вызвать смех или улыбку: обнажая ужасающие или отвратительные аспекты, вытаскивая их на поверхность, автор заставляет задуматься над происходящим.
  • снимает напряжение, особенно в тех случаях, когда общий трагизм произведения сочетается с комизмом той или ситуации.

Bn4CZZODWwJW5eXjw3ZKHfUTzgNdDQGg.jpg

Я лично считаю, что применение гиперболы в литературе и особенно литературы для детей просто необходимо. Иначе скучно будет читать. А некоторые произведения просто бы не появились на свет. В многих произведениях это просто необходимо, чтобы подчеркнуть силу и масштаб действий.

Презентация. Гипербола, гротеск, литота.

Предлагаемая учителям учебная методическая презентация продолжает серию работ по изучению учащимися изобразительных, выразительных средств языка для всех видов анализа текстов разной стилистической привязанности на уроках по развитию речи. Материал собран теоретический, но, конечно, с использованием примеров на каждое теоретическое заключение.Первый слайд.

Презентация. Гипербола, гротеск, литота.

Презентация. Гипербола, гротеск, литота.

Презентация Гипербола, гротеск, литота как средства выразительности Пыстина Лидия Митрофановна учитель русской литературы школа – гимназия № 9 г. Павлодар

Презентация. Гипербола, гротеск, литота.

Презентация. Гипербола, гротеск, литота.

Презентация. Гипербола, гротеск, литота.

Презентация. Гипербола, гротеск, литота.

Презентация. Гипербола, гротеск, литота.

Презентация. Гипербола, гротеск, литота.

Презентация. Гипербола, гротеск, литота.

Презентация. Гипербола, гротеск, литота.

Гипербола – это средство художественного изображения, основанное на чрезмерном преувеличении; образное выражение, заключающееся в непомерном преувеличении событий, чувств, силы, значения, размера изображаемого явления; внешне эффектная форма подачи изображаемого.

Презентация. Гипербола, гротеск, литота.

Презентация. Гипербола, гротеск, литота.

Презентация. Гипербола, гротеск, литота.

Презентация. Гипербола, гротеск, литота.

Презентация. Гипербола, гротеск, литота.

Презентация. Гипербола, гротеск, литота.

Способы реализации гиперболы Лексические гиперболы Выразительность литературе путем использования совсем скверно, определенных слов: создается в совершенно непонятный почерк, никуда не годится, всем людям известно. Образный перенос содержат такие словосочетания: весь мир – театр, безграничный океан обещать золотые Метафорические гиперболы лес рук, любви, горы.

Презентация. Гипербола, гротеск, литота.

Презентация. Гипербола, гротеск, литота.

Фразеологическ ие гиперболы Количественные гиперболы Устойчивыми выражениями преувеличения: являются следующие козе понятно, побьют как младенца, контракт дешевле бумаги, на которой он написан. Численные преувеличения содержат такие выражения: тысяча дел на вечер, миллион раз предупреждал, гора папок с бумагами.

Презентация. Гипербола, гротеск, литота.

Презентация. Гипербола, гротеск, литота.

примеры Поэтические гиперболы в русском языке Выразительность стихотворного произведения достигается путем преувеличения значения предложений: В сто сорок солнц закат пылал… (В.В. Маяковский) Гой ты, Русь, моя родная, Хаты – в ризах образа… Не видать конца и края – Только синь сосет глаза (С. Есенин). Вихрь полуночный – летит богатырь! Тьма от чела его, с посвиста пыль! Молнии от взоров бегут впереди, Дубы грядою лежат позади (Г.Р. Державин).

Презентация. Гипербола, гротеск, литота.

Презентация. Гипербола, гротеск, литота.

Презентация. Гипербола, гротеск, литота.

Презентация. Гипербола, гротеск, литота.

Презентация. Гипербола, гротеск, литота.

Презентация. Гипербола, гротеск, литота.

Презентация. Гипербола, гротеск, литота.

Презентация. Гипербола, гротеск, литота.

Основа использования гиперболы Преувеличение количества эту новость уже рассказали миллион раз Затронуто качество они поругались в пух и прах Задействованы эмоции он бросил ее одну, и мира для нее не стало

Презентация. Гипербола, гротеск, литота.

Презентация. Гипербола, гротеск, литота.

Презентация. Гипербола, гротеск, литота.

Презентация. Гипербола, гротеск, литота.

Презентация. Гипербола, гротеск, литота.

Презентация. Гипербола, гротеск, литота.

Цели использования гиперболы ­ гипербола призвана усиливать выразительность высказывания для того, чтобы показать её особую значимость. ­ гипербола – средство заострения внимания или усиления выразительности. ­ гипербола используется для эмоционального усиления, когда идет не просто передача сухих сведений, подчеркивается личная оценка происходящего ­ гипербола цепляет внимание, оказывает будоражащее действие на воображение, заставляет по­новому взглянуть на факты реальности, почувствовать их значимость, особую роль

Презентация. Гипербола, гротеск, литота.

Презентация. Гипербола, гротеск, литота.

Презентация. Гипербола, гротеск, литота.

Презентация. Гипербола, гротеск, литота.

Гротеск – это всегда смесь комичного образа. реальности и фантастики, красоты и уродства с целью создания особого

Презентация. Гипербола, гротеск, литота.

Презентация. Гипербола, гротеск, литота.

Презентация. Гипербола, гротеск, литота.

Презентация. Гипербола, гротеск, литота.

Презентация. Гипербола, гротеск, литота.

Презентация. Гипербола, гротеск, литота.

Презентация. Гипербола, гротеск, литота.

Презентация. Гипербола, гротеск, литота.

Гротеск в литературе — одна из разновидностей комического приёма. ­ как форма комического гротеск отличается от юмора и иронии тем, что в нём смешное и забавное неотделимы от страшного и гротеска несут в себе трагический зловещего; образы смысл.

Презентация. Гипербола, гротеск, литота.

Презентация. Гипербола, гротеск, литота.

В гротеске за внешним неправдоподобием, фантастичностью кроется глубокое художественное обобщение важных явлений жизни.

Презентация. Гипербола, гротеск, литота.

Презентация. Гипербола, гротеск, литота.

Гротеск отличается двуплановостью, контрастностью. Гротеск — всегда отклонение от нормы, условность, преувеличение, намеренная карикатура, поэтому он широко используется в сатирических целях.

Презентация. Гипербола, гротеск, литота.

Презентация. Гипербола, гротеск, литота.

Гротеск используется в сказках, Кощея Бессмертного. легендах и мифах. Один из самых ярких в сказке ­ это образ

Презентация на тему: ” Знакомство с понятиями гипербола и литота Эффект волшебного стекла.” — Транскрипт:

1 Знакомство с понятиями гипербола и литота Эффект волшебного стекла

2 Для чего автору понадобилось сделать мальчика ростом с пальчик?

3 Гипербола – это художественное преувеличение Литота – это художественное преуменьшение

9 Вспомните, из-за чего враждовали две партии в Стране лилипутов? Вспомните, из-за чего враждовали две партии в Стране лилипутов? А из-за чего велась война между Лилипутией и соседним государством Блефуску? А из-за чего велась война между Лилипутией и соседним государством Блефуску? Какие художественные приемы использовал автор? Какие художественные приемы использовал автор?

11 3.Кто из литературных героев вылупился из прекрасного, похожего на тюльпан цветка и спал в скорлупе грецкого ореха? Какой литературный прием и с какой целью использован в этой сказке? 4.Рост какого литературного персонажа измерялся ноготком? Какой литературный прием и зачем использовал поэт? 5.В какой сказке братьев Гримм и почему людям приходилось проедать себе дорогу в каше? 6.Герой какого произведения сумел выковать крошечные гвоздики для подковок английской блохи? Какой литературный прием здесь использован и для чего?

12 Рождение гиперболы и литоты Выражение Толчок фантазии Наполнение его буквальным содержанием, обставление подробностями, деталями(развитие идеи) Осуществление действия в реальном пространстве

Что такое гипербола в литературе? Что такое литота? Где и зачем используется гипербола? Примеры гиперболы в русском языке. Как связаны гипербола и метафора?

Фото Гипербола - что это такое? Примеры гиперболы в литературе

Гипербола – это намеренное художественное преувеличение. Ее задача – усилить выразительность, подчеркнуть свою мысль. Гипербола активно используется и в литературе, и в ораторском искусстве, и в разговорной речи.

Примеры гиперболы:

сто лет не виделись

напугать до смерти

накупили еды на год вперед

Что такое литота?

Зачем нужны гиперболы?

Гипербола помогает более резко выразить мысль, захватить внимание, подчеркнуть особую значимость предмета. Гипербола может добавить повествованию драматизма или сделать его комичным. Она показывает отношение автора к изображаемым явлениям.

Какими бывают гиперболы?

Количественные гиперболы содержат численные преувеличения: миллион дел, тысячу раз предупреждал.

Лексические гиперболы используют определенные слова: абсолютно непонятный текст, работа никуда не годится.

Метафорические гиперболы содержат метафору, переносящую свойства одного предмета на другой: океан любви, лес рук.

Фразеологические гиперболы – это устойчивые выражения: ежу понятно, море по колено.

Примеры гиперболы

Быстрый как молния
Вечный спорщик
Горы мусора
Ждать целую вечность
Куча денег
Миллион извинений
Море слез
Объехала полмира
Сто раз говорил

Читайте также:

      

  • Подготовьте сообщение о значении словесной зрительной
  •   

  • Сообщение песенная культура семейских
  •   

  • Бангладеш сообщение по географии
  •   

  • Сообщение взаимодействие с родителями в детском саду о проекту куклы из бабушкиного сундучка отчет
  •   

  • Сообщение о художнике пейзажисте

Героический эпос русского народа

Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник»

Теория литературы: былина, гипербола

1. Героический эпос
русского народа

– На прошлом уроке мы изучали
«Калевалу» – героический эпос финского народа. Сегодня я предлагаю вашему
вниманию героический эпос русского народа – былины.

– Вспомните, что такое
героический эпос? (Это фольклорные произведения, рассказывающие о героях, их
нравственных чувствах).

– Едва ли найдется такой жанр в фольклоре, о котором было бы написано
статей и книг больше, чем о былинах. Это объясняется, прежде всего, высокими
художественными достоинствами эпоса.

– Издавна люди преклонялись перед теми своими собратьями, которые,
обладая недюжинными способностями и незаурядным умом, использовали эти качества,
служа родной стране, родному народу. О них слагались песни, стихи, сказы. В
русском народном творчестве появились богатыри – Святогор, Илья Муромец,
Добрыня Никитич, Алеша Попович. В их образы сказители из народа вложили свои
мысли о том, каким должен быть человек. Произведения о них стали называться
былинами.

2. Теория литературы: былины

– Как вы думаете, почему
возникло именно такое название: былина? (От слова «быль»: то что было).

– То есть былина построена на
реальном историческом материале.

– Что такое былина? (…). Запишем
определение (проектор):

Былины – это героические песни, возникшие как выражение исторического
сознания в восточнославянскую эпоху, ставящие перед собой цель возвеличить
социальные и нравственно-этические идеалы народа.

– В прошлом году мы подробно
изучали другой жанр фольклора – сказку. Чем отличается былина от сказки?

– Составим таблицу (проектор):

Отличия былин от
сказок

Сказка

Былина

1. Существует в устной форме.

2. Известна с древнейших времен.

3.
Фантастический рассказ в прозе волшебного или бытового характера.

4.
Главная черта – вымысел.

5.
Способ исполнения – сказывание.

3.
Рассказ об исторической реальности в обобщенных образах в
песенно-стихотворной форме.

4.
Главная черта – описание подвигов богатырей.

5.
Способ исполнения – пение или речитатив.

3. Герои былин – богатыри

– Назовите автора картин,
которые вы видите на экране (проектор). (Это Васнецов).

– Как звали былинных богатырей,
изображенных на картине «Богатыри»? (Добрыня Никитич, Илья Муромец, Алеша
Попович).

– Вот они, знаменитые три богатыря русских, три воина на могучих конях.
Стоят они на страже русских границ. Старший – самый сильный и мудрый, – Илья
Муромец. Средний – Добрыня Никитич. Он искусен не только в воинском ремесле, но
и в науках, и в игре шахматной. Если нужно какое дело миром уладить – лучше
Добрыни никто не справится. И богатырской силы и храбрости ему не занимать:
одолел самого Змея Горыныча! Забаву Путятишну, племянницу князя Владимира,
вызволил из змеевых пещер. Младший – Алеша Попович, победитель Тугарина
Змеевича. У Алеши главное – смекалка да хитрость. Веселый человек Алеша, потому
и любят его товарищи. Правда, порой ему достается от них за рискованные
проделки, но до ссоры дело не доходит.

4. Илья Муромец – народный герой (инд. зад. – пересказ
карточки + презентация)

Илья Муромец – самый известный, но в то же время самый загадочный герой
русского эпоса. Трудно найти такого человека в России, который бы не слышал о
богатыре из древнего города Мурома.

В селе Карачарове, что под Муромом, если верить былинам, родился
знаменитый богатырь Илья Муромец. Карачаровцы рассказывали об Илье Муромце
попросту, как о своем знакомом, родственнике. Здесь, мол, родился, в том
колодце воду испил, по этому оврагу на коне проскакал. «Во славном во городе во
Муроме, во селе Карачарове» сидел силач Муромский, а фамилия у него Гущин, Илья
Иванович Гущин. Жил богатырь в густых дремучих лесах, среди болот – отсюда и
фамилия. Мать былинного героя – Ефросинья Яковлевна, отец – Иван Тимофеевич.
Сидел Илья дома тридцать лет, болен был, но вот пришли «калики перехожие» –
старцы, попросили напиться, Илья подал им, и началась совсем другая история –
богатырская служба: «Вставай-ка, Илья Муромец, на резвые ноги, отворяй ворота
широкие, как одно на небе красно солнышко, так один на Руси Илья Муромец».

В Муроме в 1999 году
установили памятник легендарному богатырю. Это символ не только физической, но
и высокой нравственной силы. Для многих современных людей бывает откровением
тот факт, что популярный герой эпоса почитается святым Русской Православной
Церковью. Илья  – бесстрашный воин и мудрец. Всегда готовый защитить слабого,
помочь доброму человеку и мечом, и советом. За его подвиги, за его служение
родине и людям Илья Муромец был официально канонизирован, т.е. причислен к лику
святых в 1643 году.

По церковному календарю день памяти Ильи Муромца 19 декабря по старому
стилю или 1 января по новому стилю. Кстати, именно 1 января 1999 года на родине
героя, в селе Карачарове, торжественно установили икону преподобного Ильи
Муромца (со вставленным в неё ковчежцем с частицей мощей богатыря), с 28 января
по март икона мироточила, как будто плакала.

Предполагается, что
родился богатырь в 1145 году, а мощи хранятся в Антониевой пещере
Киево-Печерской Лавры, рядом с погребением первого летописца Нестора.

Исследование останков, проведенное ещё в советское время, показало, что
жил удалой молодец лет 40-45, что росту был, по тем временам, высокого, под 180
см., что у него из-за редкого заболевания произошло утолщение костей, отсюда,
мол, и великая сила.

Из богатырей ушел Илья Муромец в монахи, а погиб в 1203 году, защищая
Киев от набегов половцев. Принял он смерть, судя по ранам, от удара копья или
кинжала в сердце, в последний момент защищая себя левой рукой. Есть много
версий о жизни Ильи Муромца, о его исцелении, о его сражениях. Где сражался
Илья Муромец с Соловьем-разбойником? Одни говорят, что за Окой, другие – в
Черниговских лесах.

5. Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник»

– Напомню, что былины
рассказывают об историческом прошлом. Значит, в них должны упоминаться какие-то
реальные исторические факты, места. Найдите такие упоминания в тексте былины
«Илья Муромец и Соловей-разбойник». (Муром, Карачарово, Киев, Чернигов, князь
Владимир киевский, Куликово поле).

– В былине ни слова не говорится
о том, что Илья Муромец отличался от других людей небывалой силой, великим
мужеством, изумительной находчивостью, умением моментально принимать верные
решения. И тем не менее мы с первых строк понимаем, что герой обладает всеми
этими качествами. Как удалось внушить нам такую уверенность? (Илья Муромец на
протяжении былины совершает немало подвигов и поступков, характеризующих его:
сражается под Черниговом, бьется с Соловьем-разбойником, достойно ведет себя на
пиру у князя Владимира).

– Прочитайте отрывки, где
рассказывается о снаряжении Ильи Муромца. (Богатое убранство коня (стр. 72):

Брал коня он за повода шелковые…

…Да й которое седелко изукрашено,

Разноцветным каменьем усажено,

Драгоценными шелками изушивано,

Да й червонным золотом обивано

тяжелое вооружение (стр. 72):

Да й берет с собой тут саблю
вострую,

Свое длинное копье он
муржамецкое,

Да й берет он палицу тяжелую,

А которая весом в девяносто пуд;

Брал он свой-от тугой лук
разрывчатый,

Да й набрал он много стрелочек
каленыих…
)

– Какую «заповедь великую»
он кладет себе, выходя из храма? Прочитайте отрывок (Стр. 72:     
Не съезжаться, не слетаться во чистом поли,

Да не делать бою-драки-кроволития)

– Зачем же тогда берет он с
собой столько оружия? (Время неспокойное, оружие нужно не для нападения, а для
защиты).

– Виноват ли Илья Муромец в том,
что нарушил свою «заповедь великую»? Как это получилось? Прочитайте
отрывок. (Илья Муромец не виноват, он поступил правильно, потому что он богатырь
и должен защищать родину; около Чернигова он увидел, что город в осаде, поэтому
не смог проехать мимо (стр. 73):

Усмотрел под городом Черниговом,

Нагнано там силушки черным-черно,

Аи черным-черно, как черна
ворона, –

Хочут мужиков черниговских да всех
повырубить,

Хочут церкви Божии да на дым
спустить.

Так тут старый казак да Илья
Муромец,

Илья Муромец да сын Иванович,

Нарушает заповедь великую:

Да й просил себе он Бога на
помочь,

Да й Пречисту Пресвятую
Богородицу,

Приспускал коня он богатырского

А на тую ль рать – силу великую;

Стал конем топтать, а копьем
колоть,

Из лука стрелять, рубить он
силушку поганую;

Потоптал всю силушку й поганую).

– Как и почему отнеслись к Илье
Муромцу черниговские мужики? (Они оказали ему почет, предложили быть воеводой в
Чернигове).

– Почему же Илья Муромец не
соглашается? Ведь воевода – это очень почетная должность. (Илья Муромец –
богатырь, он защищает Русь от нападений, а ему предлагают защищать один только
город. Он не может согласиться на эту, пусть и почетную, должность).

– На вопрос о прямой дороге до
Киева черниговские мужики рассказывают, что по ней уже давно никто не ездит.
Почему? (На ней уже 30 лет сидит Соловей-разбойник, который убивает людей,
проходящих мимо).

– Почему черниговские мужики
только сообщают Илье Муромцу об этом, но не отговаривают его ехать по этой
дороге? (Илья Муромец только что победил целую армию под городом Черниговом,
поэтому, возможно, справится и с Соловьем-разбойником. Не черниговским мужикам
советовать богатырю, что тому делать).

– Но ведь есть же еще «окольная
дорожка»
! Почему же Илья Муромец выбирает «прямоезжую»? (Во-первых, «окольная
дорожка»
в два раза длинней, а Илья Муромец собирался «попасть к обедне
в стольный Киев-град»
. А во-вторых, Илья Муромец – богатырь, кому как не
ему сразиться с Соловьем-разбойником! Ведь богатыри – защита родины от врагов).

– Прочитайте, как встретил Илью
Муромца  Соловей-разбойник. (Стр. 75:

Как завидел его й
Соловей-разбойничек,

Засвистел тут Соловей
по-соловьиному,

Закричал, собака, й по-звериному,

Зашипел, проклятый, по-змеиному…).

– Великая сила и мощь Ильи
Муромца оказалась неожиданностью для Соловья-разбойника. Илья Муромец легко
справился с ним.

– Почему Илья Муромец с охотой
рассказывает киевскому князю Владимиру о своей победе над «рать-силой
великой»
под Черниговом, но ни словом не упоминает о пленении
Соловья-разбойника? (Он не считает это подвигом, чем-то замечательным. Вот
победа над целым войском – это дело, достойное богатыря).

– Зачем князь Владимир
спрашивает у Ильи Муромца, какой дорогой тот ехал из Чернигова в Киев? (Князь
впервые видит Илью Муромца, он хочет получше узнать этого человека, поэтому
задает вопрос, который покажет честность или лживость богатыря).

– Почему князь Владимир не верит
Илье Муромцу, что тот ехал «прямоезжею дорожкой»? (Князь прекрасно
знает, что

…прямоезжая ль дорожка
заколодела,

Заколодела ль дорожка,
замуравела,

Замуравела ль дорожка ровно й
тридцать лет…
)

– Почему Соловей-разбойник
отказывается свистеть, когда его просит князь Владимир? Прочитайте слова Соловья-разбойника
и объясните их. (Стр. 80 – 81:

Аи же ты, князь Владимир
стольно-киевский!

Не у тя я сегодня ведь ел да пил,

Не тебя ведь я й хочу послушати:

А сегодня я-то в поле ел и пил

А у старого казака Илья Муромца,

А его я могу й послушати)

Соловей-разбойник оказывает уважение богатырю:
признает лишь слово Ильи Муромца, который его победил. 30 лет киевский князь
Владимир ничего не мог с ним сделать, значит он слаб и не ему приказывать
Соловью-разбойнику. Но есть еще одна причина: Соловей-разбойник боится Илью
Муромца, поэтому хочет от него услышать, что ему можно засвистеть).

– Почему Илья Муромец казнит
покорившегося ему Соловья-разбойника? Может быть, можно было с ним
договориться? (Нет, Соловей – разбойник, как только он почувствует слабость
Ильи Муромца, тут же примется за старое. Илья Муромец это понимает, поэтому
казнит его).

6. Теория литературы: гипербола

– Что реально, а что
преувеличено в образе Ильи Муромца? (У него всего слишком: слишком тяжелое
вооружение, слишком дорогое убранство коня, слишком много силы и ума).

– Образ Ильи Муромца нарисован с
помощью гиперболы, художественного средства.

– Прочитайте статью учебника
«Гипербола» (стр. 85).

– Запишем определение:

Гипербола – выразительное
средство лексики, художественное преувеличение.

Например: мальчик-с-пальчик.

6. Выводы

– Какими чертами обладает Илья
Муромец, богатырь русский? (Он очень силен, мужественен, бесстрашен, умен и
находчив, в то же время он простодушен, скромен и очень честен, глубоко верит в
Бога, почитает своих родителей).

– Какого древнегреческого героя
напоминает нам Илья Муромец? (Геракла и немного Прометея).

– Вспомните, мы говорили, что
древние греки наделяли героев своих мифов теми чертами, которые они ценили в
людях больше всего. Можем ли мы сказать, что былинные богатыри – это идеал
человека для древних русичей? (Да, это идеальные представления о
нравственности).

– Что же ценили наши предки в
людях? (Запись в тетради)

Древние русичи ценили в людях
мужество, бесстрашие, физическую силу, ум, находчивость и в то же время
простодушие, скромность, честность, веру в Бога, уважение к родителям.

7. Д/з: подготовиться к сочинению-рассказу на тему
«Добро побеждает зло» (стилизация под былину, библейскую притчу, миф).

На перспективу: перечитать роман Д.Дефо «Робинзон Крузо»

Добавить комментарий