Как найти гиперболу в сказке

Что такое гипербола, примеры из литературы и повседневной жизни

Гипербола — это красивое преувеличение

Само это слово греческое – «hyperbole» и обозначает оно «чрезмерность, избыток, преувеличение».

Гипербола – это одно из средств усиления эмоциональной оценки, заключающееся в чрезмерном преувеличении каких-либо явлений, качеств, свойств или процессов. Благодаря этому создается более впечатляющий образ.

Причем часто преувеличение доходит до совершенно непостижимых понятий, иногда даже граничащих с абсурдом. Любой иностранец, если будет переводить такие словосочетания дословно, будет явно озадачен. Мы же давно к ним привыкли, и воспринимаем их как совершенно нормальные.

Вот примеры наиболее часто используемых в обиходе гипербол:

  • НАПУГАТЬ ДО СМЕРТИ
  • ТЫСЯЧА ИЗВИНЕНИЙ
  • ХОТЬ ЗАЛЕЙСЯ
  • РЕКИ КРОВИ
  • ГОРЫ ТРУПОВ
  • ЖДУ ЦЕЛУЮ ВЕЧНО
  • СТЬЕХАТЬ ЗА ТЫСЯЧУ КИЛОМЕТРОВ
  • ВЕСЬ ДЕНЬ ПРОСТОЯЛА
  • КУЧА ДЕНЕГ
  • ПИР НА ВЕСЬ МИР
  • МОРЕ СЛЕЗ
  • НЕ ВИДЕЛИСЬ 100 ЛЕТ
  • ОКЕАН СТРАСТЕЙ
  • ВЕСИТ СТО ПУДОВ
  • ЗАДУШИТЬ В ОБЪЯТЬЯХ
  • ИСПУГАТЬСЯ ДО СМЕРТИ

Все перечисленные выражения мы постоянно используем в разговорной речи. И ради эксперимента просто попробуйте разобрать их дословно и увидите, насколько некоторые из них смешны, а порой и абсурдны.

Ну, например, «хоть залейся» — это должно быть такое количество жидкости, чтобы ее хватило на целый бассейн, в который можно было бы погрузиться с головой. Хотя на самом деле мы этим выражением просто хотим сказать, что напитков у нас много — даже больше чем нужно.

Или фраза «куча денег» на самом ведь деле обозначает просто хорошее финансовое состояние, а не то, что человек собрал все свои сбережения и давай их складывать в одну кучу.

А выражение «ехать за тысячу километров» мы употребляем, ни когда речь идет о реальном расстоянии, например, от Москвы до Волгограда или Ростова-на-Дону. А просто в значении «далеко», хотя на самом деле в реальных цифрах там расстояние может быть всего в несколько километров.

И так можно «развенчать» абсолютно любую гиперболу. Но делать этого не стоит. Они и не должны означать абсолютную правду, их задача – наиболее живописно охарактеризовать конкретную ситуацию или мысль, усиливая ее эмоциональный окрас.

Примеры гипербол в художественной литературе

На самом деле подобные преувеличения – это очень старый литературный прием. Он использовался еще в русских былинах, а это было без малого тысячу лет назад. С помощью гипербол многократно усиливали силу богатырей и их противников:

  1. Сон богатырский длился 12 ДНЕЙ (ну не может человек спать почти две недели)
  2. На пути богатыря стояли силы несметные – ВОЛК ИХ ЗА ДЕНЬ НЕ ОБЕЖИТ, ВОРОН ЗА ДЕНЬ НЕ ОБЛЕТИТ (это сколько врагов должно быть – миллион?)
  3. Махнет богатырь рукой – СРЕДИ ВРАГОВ УЛИЦА, махнет другой – ПЕРЕУЛОК (то есть одним ударом богатырь убивает сразу несколько десятков)
  4. Взял Илья Муромец палицу ВЕСОМ СТО ПУДОВ (тут надо понимать, что сто пудов – это полторы тонны)
  5. Соловей-разбойник свистит – ЛЕС К ЗЕМЛЕ КЛОНИТСЯ, а ЛЮДИ МЕРТВЫМИ ПАДАЮТ (ну тут совсем что-то из разряда сказки)

Точно такие же гиперболы встречаются и в «Слове о полку Игореве». Например:

«Русичи червлеными щитами перегородили широкие поля, ища себе честь, а князю славы» или «Войско такое, что можно Волгу веслами расплескать, а Дон вычерпать шлемами».

Среди писателей больше всего гипербол встречается у Николая Васильевича Гоголя. Преувеличения есть практически в каждом его известном произведении. Вот, например, он описывает реку Днепр:

Редкая птица долетит до середины Днепра.Днепр как дорога без конца в длину и без меры в ширину.

Или использует преувеличения в своих сатирических произведениях, вкладывая их в уста героев:

В муку бы вас все стер! (Городничий)Тридцать пять тысяч одних курьеров… Меня сам государственный совет боится. (Хлестаков)

А в «Мертвых душах» есть такие слова: «Бесчисленны человеческие страсти как морские пески».

Гиперболы использует практически любой писатель или поэт. С их помощью они, например, более красочно описывают характер героев произведений или показывают свое авторское отношение к ним.

Причем писатели зачастую не используют уже устоявшиеся выражения, а стараются придумать что-то свое.

Вот еще примеры гипербол в литературе:

  1. И ядрам пролетать мешала гора кровавых тел (Лермонтов)
  2. Закат пылал во сто сорок солнц (Маяковский)
  3. Миллион терзаний (Грибоедов)
  4. Порядочный человек за вас за тридевять земель готов убежать (Достоевский)
  5. И сосна до звезд достает (Мандельштам)
  6. Во сне дворник стал тяжелым как комод (Ильф и Петров)

Примеры гипербол в рекламе

Конечно, мимо такого интересного приема, который позволяет усилить реальное значение слов, не могли пройти и рекламщики. Масса слоганов основана на этом принципе. Ведь задача – привлечь внимание клиента, обещая при этом «золотые горы» и всячески подчеркивая уникальность товара:

  1. Вкус на грани возможного (жевательная резинка «Стиморол»)
  2. Контроль над стихией (кроссовки «Адидас»)
  3. Король салатов (майонез «Оливьез»)

В создании рекламных роликов также часто используется принцип гиперболы. Например, серия знаменитых видео про батончики «Сникерс» со слоганом «Ты не ты, когда голоден». Там, где различные персонажи превращаются в совершенно других людей и начинают творить всякие глупости, и только шоколадный батончик способен вернуть их в привычную русло.

Ну и самый простой пример гипербол, который применяют в рекламе, это выражения типа «самый лучший», «самый стильный», «самый комфортный» и так далее, а про цены, наоборот, говорят «самые низкие».

Источник: https://KtoNaNovenkogo.ru/voprosy-i-otvety/giperbola-chto-ehto-takoe-primery-giperbol-literature.html

Примеры гипербол

Текст, содержащий преувеличения, становится более ярким и выразительным. Гипербола усиливает впечатление от персонажей и их действий, а также помогает глубже раскрыть характеры и точнее передать атмосферу.

Слишком частое использование преувеличений подрывает доверие к тексту. Наиболее распространённые гиперболы давно стали штампами: из-за частого употребления они утратили выразительный потенциал и больше не производят должного эффекта. Чтобы придать тексту яркость, необходимо придумывать новые, авторские преувеличения или неожиданно преподносить старые.

В литературе

На самом деле подобные преувеличения – это очень старый литературный прием. Он использовался еще в русских былинах, а это было без малого тысячу лет назад. С помощью гипербол многократно усиливали силу богатырей и их противников.

  • Сон богатырский длился 12 ДНЕЙ (ну не может человек спать почти две недели)
  • На пути богатыря стояли силы несметные – ВОЛК ИХ ЗА ДЕНЬ НЕ ОБЕЖИТ, ВОРОН ЗА ДЕНЬ НЕ ОБЛЕТИТ (это сколько врагов должно быть – миллион?)
  • Махнет богатырь рукой – СРЕДИ ВРАГОВ УЛИЦА, махнет другой – ПЕРЕУЛОК (то есть одним ударом богатырь убивает сразу несколько десятков)
  • Взял Илья Муромец палицу ВЕСОМ СТО ПУДОВ (тут надо понимать, что сто пудов – это полторы тонны)
  • Соловей-разбойник свистит – ЛЕС К ЗЕМЛЕ КЛОНИТСЯ, а ЛЮДИ МЕРТВЫМИ ПАДАЮТ (ну тут совсем что-то из разряда сказки)

Точно такие же гиперболы встречаются и в «Слове о полку Игореве». Например:

  • «Русичи червлеными щитами перегородили широкие поля, ища себе честь, а князю славы» или «Войско такое, что можно Волгу веслами расплескать, а Дон вычерпать шлемами».

Среди писателей больше всего гипербол встречается у Николая Васильевича Гоголя. Преувеличения есть практически в каждом его известном произведении. Вот, например, он описывает реку Днепр:

  • Редкая птица долетит до середины Днепра. Днепр как дорога без конца в длину и без меры в ширину.

Или использует преувеличения в своих сатирических произведениях, вкладывая их в уста героев:

  • В муку бы вас все стер! (Городничий) Тридцать пять тысяч одних курьеров… Меня сам государственный совет боится. (Хлестаков)

А в «Мертвых душах» есть такие слова: «Бесчисленны человеческие страсти как морские пески».

Гиперболы использует практически любой писатель или поэт. С их помощью они, например, более красочно описывают характер героев произведений или показывают свое авторское отношение к ним.

Причем писатели зачастую не используют уже устоявшиеся выражения, а стараются придумать что-то свое.

Вот еще примеры гипербол в литературе:

  1. И ядрам пролетать мешала гора кровавых тел (Лермонтов)
  2. Закат пылал во сто сорок солнц (Маяковский)
  3. Миллион терзаний (Грибоедов)
  4. Порядочный человек за вас за тридевять земель готов убежать (Достоевский)
  5. И сосна до звезд достает (Мандельштам)
  6. Во сне дворник стал тяжелым как комод (Ильф и Петров)

В рекламе

Конечно, мимо такого интересного приема, который позволяет усилить реальное значение слов, не могли пройти и рекламщики. Масса слоганов основана на этом принципе. Ведь задача – привлечь внимание клиента, обещая при этом «золотые горы» и всячески подчеркивая уникальность товара:

  1. Вкус на грани возможного (жевательная резинка «Стиморол»)
  2. Контроль над стихией (кроссовки «Адидас»)
  3. Король салатов (майонез «Оливьез»)

В создании рекламных роликов также часто используется принцип гиперболы. Например, серия знаменитых видео про батончики «Сникерс» со слоганом «Ты не ты, когда голоден». Там, где различные персонажи превращаются в совершенно других людей и начинают творить всякие глупости, и только шоколадный батончик способен вернуть их в привычную русло.

В этих роликах явно гиперболизировано (сильно преувеличено) чувство голода и «чудодейственная» сила самого «Сникерса».

Ну и самый простой пример гипербол, который применяют в рекламе, это выражения типа «самый лучший», «самый стильный», «самый комфортный» и так далее, а про цены, наоборот, говорят «самые низкие».

В политике

Предвыборные обещания политиков часто бывают невыполнимыми. Неудивительно, что их часто выражают при помощи гипербол. Самый распространённый пример – обещание благосостояния для всех и каждого.

В политической риторике художественное преувеличение также может применяться, чтобы разрядить обстановку или создать неформальную атмосферу. Президент США Джон Кеннеди встретил лауреатов Нобелевской премии в Белом доме шуткой, основанной на преувеличении:

«Я думаю, это самое необычное собрание человеческих талантов и умов в Белом Доме за исключением тех времена, когда Томас Джефферсон обедал здесь в одиночестве».

Гипербола в литературе

Гипербола и Литота в поэзии

Гипербола (греч. hyperbole — преувеличение) — это вид тропа, сводящийся к преувеличению свойств, особенностей предметов, явлений с целью усиления выразительности и образности художественной речи.

И полусонным стрелкам лень Ворочаться на циферблате, И ДОЛЬШЕ ВЕКА ДЛИТСЯ ДЕНЬ И НЕ КОНЧАЕТСЯ ОБЪЯТЬЕ. (Б. Пастернак.)

В выделенных строках содержатся гиперболы, что называется, в чистом виде. Каждый знает, что длительность дня — величина конечная и переменная в физическом и психологическом планах, т.е. зависит от времени года, месяца, а также от настроения, наполненности теми или иными событиями, переживаниями.

В цитируемом стихотворении поэт говорит о тех зимних днях, когда солнце поворачивает на лето, меняется настроение, особо ощущается и само время.

Всего два гиперболизирующих слова: «дольше века», но как глубоко, образно они передают душевное состояние поэта, его завороженность самой длительностью времени, а возвратный глагол «кончаться» в отрицательной форме передает бесконечность любви.

Как литературный прием гипербола подчеркивает субъективность создаваемого образа, его нарочитую условность. Но наряду с этим в гиперболе сохраняется связь с действительностью: в основе гиперболизации лежит оценка художественных явлений (образов), имеющих свой аналог в реальности.

Гипербола в литературе, примеры из художественных произведений и из бытовых бесед

Литературные тропы — это художественные приёмы, слово или выражение, используемые автором для усиления выразительности текста и усиления образности языка.

К тропам относятся метафора, сравнение, эпитет, гипербола, литота. В этой статье пойдёт речь о гиперболе и её антониме — литоте.

В википедии говорится, что гипербола — это слово из греческого языка и обозначает преувеличение. Первая часть слова «гипер» есть во многих словах со значением преувеличения, превышения: гипертония, гипергликемия, гипертиреоз, гиперфункция.

Гипербола в литературе — это художественное преувеличение. Кроме того, понятие гипербола есть в геометрии, и там она обозначает геометрическое место точек.

В данной статье будет идти речь о гиперболе с литературной точки зрения. Её определение, как давно она известна, кем и где употребляется. Она встречается повсюду: в литературных произведениях, в ораторских речах, в повседневных разговорах.

Гипербола в художественной литературе

Она известна с давних времён. В древнерусских былинах часто встречается преувеличение при описании героев-богатырей и их подвигов:

  • Богатырский сон на 12 дён.
  • На пути богатыря стоят вражьи силы несметные: серый волк их за день не обскачет, чёрный ворон за день не облетит. Богатырь махнёт рукой — и среди врагов улица, махнёт другой — переулочек.
  • От свиста Соловья-разбойника леса к земле приклоняются, а люди мёртвыми падают.

Гиперболы часто бывают в сказках и народных песнях: «то моё, моё сердечко стонет, как осенний лес гудит.»

Часто использует гиперболы автор древнерусской повести „Слово о полку Игореве“ Про князя Всеволода он пишет: „Ты можешь Волгу раскропить вёслами, а Дон шеломами вычерпать“, чтобы показать, какая многочисленная у него дружина. Здесь преувеличение применяется для возвышенной поэтической характеристики князя.

С этой же целью Н. В. Гоголь употребляет гиперболы для поэтического описания реки Днепр: „дорога, без меры в ширину, без конца в длину“. „Редкая птица долетит до середины Днепра.“ „И нет реки. равной ему в мире.“

Но чаще Гоголь использует её в сатирических своих произведениях с иронией и юмором, высмеивая и преувеличивая недостатки своих героев.

Гиперболы в монологах героев гоголевского»Ревизора“:

  • Осип — «как будто бы целый полк затрубил в трубы.»
  • Хлестаков — «…Тридцать пять тысяч одних курьеров», «как прохожу … просто землетрясенье, всё дрожит и трясётся», «меня сам государственный совет боится».
  • Городничий — «В муку бы стёр вас всех!».

Часто Гоголь употребляет художественные преувеличения на страницах своего произведения «Мёртвые души».

«Бесчисленны, как морские пески, человеческие страсти…»

Эмоциональные и громогласные гиперболы в стихах В. Маяковского:

  • «В сто сорок солнц закат пылал…»
  • » Светить и никаких гвоздей! Вот лозунг мой и солнца»

В стихах А. Пушкина , С. Есенина и у многих других поэтов используются художественные преувеличения при описании событий и пейзажа.

  • «Не видать конца и края
  • Только синь сосёт глаза.»
  • С. Есенин

В разговорной речи преувеличение употребляют повседневно не задумываясь. Особенно часто мы прибегаем к нему в состоянии аффекта, раздражения, чтобы собеседник лучше понял наши чувства:

  1. «Я уже сто раз звонила, представила тысячи неприятностей, чуть не умерла от беспокойства,»
  2. «Двадцать раз тебе объясняешь, а ты всё равно делаешь не так.»
  3. «Снова опаздываешь, опять целую вечность прождала.»
  4. Иногда при объяснении в любви:
  5. «Я люблю тебя, как никто любить не умеет, сильнее всех в мире.»

Литота и её значение

Антоним гиперболы — литота, художественное преуменьшение. В своей разговорной речи люди постоянно пользуются и преувеличением и преуменьшением.

Гипербола – что это в литературе: примеры из художественных произведений, способы определения

Русская литература пестрит разнообразными речевыми оборотами. Для того, чтобы сделать речь более яркой и выразительной, люди часто используют образные средства языка и стилистические приемы: метафору, сравнение, инверсию и другие. Каждый в своей жизни при чтении той или иной литературы наверняка встречался с таким понятием как гипербола, даже не подозревая о значении этого термина.

Использование в литературе

Гиперболы в литературе очень любят использовать все без исключения писатели. Делают они это для того, чтобы украсить свои произведения, сделав их более эмоциональными, яркими, наполненными.

И это совсем не удивительно, ведь без этой стилистической фигуры и ей подобных любое произведение было бы пустым, скучным и абсолютно неинтересным. Навряд ли такие произведения захватили бы внимание читателя, будоража его воображение, вызывая в нем многочисленные яркие эмоции.

Гипербола же, в свою очередь, как раз и помогает добиться таких необходимых эффектов. Так что такое гипербола в русском языке? Это художественное средство изображения, основанное на чрезмерном преувеличении действительности.

Совет! Еще одно определение гиперболы – это преувеличение именно до неправдоподобности, поэтому очень важно помнить и иметь в виду, что её не нужно понимать буквально!

Для чего нужна гипербола?

Гипербола в литературе позволяет авторам передавать читателю свои эмоции, тем самым позволяя красочней представить ситуацию. Эти стилистические фигуры, которые достаточно просто отличить от любого другого речевого приема, нужны, чтобы привлечь внимание, позволить прочувствовать все эмоции, которыми хотел поделиться писатель.

Они освобождают читателя от рамок реальности и приписывают сверхъестественные характеристики природным явлениям и людям. Гипербола в литературе играет отнюдь не последнюю роль, так как она делает нашу речь более живой, и позволяет прочувствовать эмоциональное и душевное состояние рассказчика или автора текста.

Это позволяет им четко и правильно передать словесную атмосферу рассказа. Функция гиперболы как приема — придавать яркости, эмоциональности и убедительности тексту. Также ее часто используют писатели-юмористы для создания в своих произведениях комических образов для персонажей, позволяя фантазии читателя оживить их в своем воображении.

Это интересно! Как определить и что такое строфа в стихотворении

Как найти гиперболу в тексте?

Выполнить задание «найдите в тексте гиперболы » достаточно просто, так как среди всех других речевых оборотов они выделяются тем, что в них имеются явные преувеличения. Примеры употребления: «у этой девушки от удивления были глаза размером с блюдца» или, «эта собака была размером со слона».

Все эти фразы являются видимым преувеличением действительности, ведь вы не встретите на улице девушку с такими большими глазами или же собаку размером со слона, ведь таковых попросту нет и не может быть в природе. Это самые простые примеры использования рассматриваемого стилистического приема в русском литературном языке.

Внимание! Чтобы найти в тексте гиперболу, достаточно обратить свое внимание на явное значительное преувеличение.

Что такое гипербола в Русском языке?

Лингвистика именует какое-либо излишнее преувеличение свойств, качеств, явлений или действий для формирования эффектного и привлекающего внимание создаваемого образа гиперболой. Она используется не только в литературном языке.

В обычной разговорной речи она также является частым гостем. Отличием первого варианта применения от второго заключается в том, что в своей речи человек использует уже существующие высказывания, а писатель стремится создать свое, эксклюзивное высказывание, для того чтобы выделить собственное произведение из множества других.

Примеры

Примеры гиперболы из художественной и разговорной речи:

  • «реки крови»;
  • «вечно опаздываете»;
  • «горы трупов»;
  • «сто лет не виделись»;
  • «напугать до смерти»;
  • «сто раз говорила»;
  • «миллион извинений»;
  • «море поспевшей пшеницы»;
  • «жду уже целую вечность»;
  • «целый день простояла»;
  • «хоть залейся»;
  • «дом за тысячу километров»;
  • «извечно опаздывает».

Примеры в художественной литературе

Можно сказать, что все классические произведения держатся на передаче эмоций автора читателю, который перемещает его в созданную собой ситуацию. Гипербола в литературе, в классических произведениях очень активно использовалась многими известными авторами:

  1. «В сто сорок солнц закат пылал» – Маяковский.
  2. «И ядрам пролетать мешала гора кровавых тел» – Лермонтов.
  3. «Шаровары, шириной с Черное море» – Гоголь.

Примеры предложений с употреблением гиперболы в литературе можно перечислять практически бесконечно, ведь в ней их находится великое множество. Чтобы проверить себя, возьмите любую книгу и найдите в тексте гиперболы.

Гиперболизация

Что же такое гиперболизация? Для чего этот прием нужен? Это процесс создания гиперболы. При этом происходит намеренное, чрезмерное преувеличение каких-либо качеств и свойств предмета, понятия или же явления.

Важным моментом также является то, что после процесса гиперболизации предмет, на который было направленно её действие, приобретает качественно совершенно новый образ.

Замечательным примером могут послужить многие сказочные персонажи, например, такие как Мальчик-с-пальчик или великан Гулливер. Роль гиперболы в русском языке неоценима, это неотделимая часть нашего богатого на эмоции русского языка.

Источник: https://uchim.guru/literatura/chto-takoe-giperbola-eto-v-literature-osobyj-hudozhestvennyj-priem-primery-predlozhenij.html

Самые простые примеры

Широко используется гипербола в русском языке. Примеры покажут, что нередко мы пользуемся этим приемом, даже не обращая внимания. Например, слова «Я тебе уже тысячу раз говорила!». В данном случае «тысяча раз» — это и есть преувеличение, ведь автор высказывания, во-первых, вряд ли говорила что-либо так много раз. Во-вторых, она не считала число своих повторов. Еще один пример гиперболы в русском языке: «Мы не виделись уже сто лет». Здесь речь идет о том, что люди не встречались длительный период времени, но уж никак не сотню лет.

Сказав, что у него миллион проблем, человек подчеркнет то, что у него сейчас черная полоса в жизни, а о четкой количественной характеристике проблем речь не ведется. Похожих примеров можно привести множество:

  • «Есть сотня причин, почему я все еще стремлюсь получить образование».
  • «У дедушки тысяча болячек, а он все еще трудится на огороде».
  • «Ты не поверишь, вчера видела такого крупного мужчину. Не человек, а слон». Здесь гипербола соединена с элементом сравнения. Человек уподобляется слону по весовому параметру.
  • «Сиди, работай, заработаешь миллион!». В этом примере явно звучит ирония. Говорящий сильно преувеличивает возможности заработка своего оппонента, издевательски подшучивает над ним.
  • «Ты говоришь, Маша не поступила в институт? Да это же известно всем!» В примере представлена лексическая гипербола, преувеличение достигается за счет словосочетания «известно всем». Понятно, что это не так, ведь жители другого города могут не знать о Машиных проблемах, и они их не интересуют.

Нередко, сами не обращая внимания, мы употребляем гиперболу. Примеры в русском языке, приведенные выше, проиллюстрировали эту мысль.

гипербола примеры из литературы

Что такое гипербола, примеры из литературы и повседневной жизни

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Все мы в жизни хоть раз говорили или слышали подобные выражение (а кто-то и не раз): ВЕЧНО ОПАЗДЫВАЕТЕ или СТО ЛЕТ НЕ ВИДЕЛИСЬ.

И мало кто задумывался, что эти фразы лишены какого-то здравого смысла. Так, человек просто не может «вечно опаздывать». И не может кто-то не видиться «сто лет», хотя бы потому, что люди редко так долго живут.

Пример гиперболы - преувеличение рыба о размере пойманной рыбы

Подобные преувеличения в русском языке называются гиперболами и именно о них пойдет речь в этой публикации.

Гипербола — это красивое преувеличение

Само это слово греческое – «hyperbole» и обозначает оно «чрезмерность, избыток, преувеличение».

Гипербола – это одно из средств усиления эмоциональной оценки, заключающееся в чрезмерном преувеличении каких-либо явлений, качеств, свойств или процессов. Благодаря этому создается более впечатляющий образ.

Причем часто преувеличение доходит до совершенно непостижимых понятий, иногда даже граничащих с абсурдом. Любой иностранец, если будет переводить такие словосочетания дословно, будет явно озадачен. Мы же давно к ним привыкли, и воспринимаем их как совершенно нормальные.

Вот примеры наиболее часто используемых в обиходе гипербол:

НАПУГАТЬ ДО СМЕРТИ
ТЫСЯЧА ИЗВИНЕНИЙ
ХОТЬ ЗАЛЕЙСЯ
РЕКИ КРОВИ
ГОРЫ ТРУПОВ
ЖДУ ЦЕЛУЮ ВЕЧНОСТЬ
ЕХАТЬ ЗА ТЫСЯЧУ КИЛОМЕТРОВ
ВЕСЬ ДЕНЬ ПРОСТОЯЛА
КУЧА ДЕНЕГ
ПИР НА ВЕСЬ МИР
МОРЕ СЛЕЗ
НЕ ВИДЕЛИСЬ 100 ЛЕТ
ОКЕАН СТРАСТЕЙ
ВЕСИТ СТО ПУДОВ
ЗАДУШИТЬ В ОБЪЯТЬЯХ
ИСПУГАТЬСЯ ДО СМЕРТИ

Все перечисленные выражения мы постоянно используем в разговорной речи. И ради эксперимента просто попробуйте разобрать их дословно и увидите, насколько некоторые из них смешны, а порой и абсурдны.

Ну, например, «хоть залейся» — это должно быть такое количество жидкости, чтобы ее хватило на целый бассейн, в который можно было бы погрузиться с головой. Хотя на самом деле мы этим выражением просто хотим сказать, что напитков у нас много — даже больше чем нужно.

Или фраза «куча денег» на самом ведь деле обозначает просто хорошее финансовое состояние, а не то, что человек собрал все свои сбережения и давай их складывать в одну кучу.

Куча денег

А выражение «ехать за тысячу километров» мы употребляем, ни когда речь идет о реальном расстоянии, например, от Москвы до Волгограда или Ростова-на-Дону. А просто в значении «далеко», хотя на самом деле в реальных цифрах там расстояние может быть всего в несколько километров.

И так можно «развенчать» абсолютно любую гиперболу. Но делать этого не стоит. Они и не должны означать абсолютную правду, их задача – наиболее живописно охарактеризовать конкретную ситуацию или мысль, усиливая ее эмоциональный окрас.

Примеры гипербол в художественной литературе

На самом деле подобные преувеличения – это очень старый литературный прием. Он использовался еще в русских былинах, а это было без малого тысячу лет назад. С помощью гипербол многократно усиливали силу богатырей и их противников.

Сон богатырский длился 12 ДНЕЙ (ну не может человек спать почти две недели)

На пути богатыря стояли силы несметные – ВОЛК ИХ ЗА ДЕНЬ НЕ ОБЕЖИТ, ВОРОН ЗА ДЕНЬ НЕ ОБЛЕТИТ (это сколько врагов должно быть – миллион?)

Махнет богатырь рукой – СРЕДИ ВРАГОВ УЛИЦА, махнет другой – ПЕРЕУЛОК (то есть одним ударом богатырь убивает сразу несколько десятков)

Взял Илья Муромец палицу ВЕСОМ СТО ПУДОВ (тут надо понимать, что сто пудов – это полторы тонны)

Соловей-разбойник свистит – ЛЕС К ЗЕМЛЕ КЛОНИТСЯ, а ЛЮДИ МЕРТВЫМИ ПАДАЮТ (ну тут совсем что-то из разряда сказки)

Три богатыря

Точно такие же гиперболы встречаются и в «Слове о полку Игореве». Например:

«Русичи червлеными щитами перегородили широкие поля, ища себе честь, а князю славы» или «Войско такое, что можно Волгу веслами расплескать, а Дон вычерпать шлемами».

Среди писателей больше всего гипербол встречается у Николая Васильевича Гоголя. Преувеличения есть практически в каждом его известном произведении. Вот, например, он описывает реку Днепр:

Редкая птица долетит до середины Днепра.
Днепр как дорога без конца в длину и без меры в ширину.

Или использует преувеличения в своих сатирических произведениях, вкладывая их в уста героев:

В муку бы вас все стер! (Городничий)
Тридцать пять тысяч одних курьеров… Меня сам государственный совет боится. (Хлестаков)

А в «Мертвых душах» есть такие слова: «Бесчисленны человеческие страсти как морские пески».

Гоголь

Гиперболы использует практически любой писатель или поэт. С их помощью они, например, более красочно описывают характер героев произведений или показывают свое авторское отношение к ним.

Причем писатели зачастую не используют уже устоявшиеся выражения, а стараются придумать что-то свое.

Вот еще примеры гипербол в литературе:

  1. И ядрам пролетать мешала гора кровавых тел (Лермонтов)
  2. Закат пылал во сто сорок солнц (Маяковский)
  3. Миллион терзаний (Грибоедов)
  4. Порядочный человек за вас за тридевять земель готов убежать (Достоевский)
  5. И сосна до звезд достает (Мандельштам)
  6. Во сне дворник стал тяжелым как комод (Ильф и Петров)

Примеры гипербол в рекламе

Конечно, мимо такого интересного приема, который позволяет усилить реальное значение слов, не могли пройти и рекламщики. Масса слоганов основана на этом принципе. Ведь задача – привлечь внимание клиента, обещая при этом «золотые горы» и всячески подчеркивая уникальность товара:

  1. Вкус на грани возможного (жевательная резинка «Стиморол»)
  2. Контроль над стихией (кроссовки «Адидас»)
  3. Король салатов (майонез «Оливьез»)

В создании рекламных роликов также часто используется принцип гиперболы. Например, серия знаменитых видео про батончики «Сникерс» со слоганом «Ты не ты, когда голоден». Там, где различные персонажи превращаются в совершенно других людей и начинают творить всякие глупости, и только шоколадный батончик способен вернуть их в привычную русло.

Комик

В этих роликах явно гиперболизировано (сильно преувеличено) чувство голода и «чудодейственная» сила самого «Сникерса».

Ну и самый простой пример гипербол, который применяют в рекламе, это выражения типа «самый лучший», «самый стильный», «самый комфортный» и так далее, а про цены, наоборот, говорят «самые низкие».

Вместо заключения

Придать большую выразительность и эмоциональную окраску любому выражению можно не только с помощью гиперболы. Есть в русском языке прием, который является ее полной противоположностью. Он не преувеличивает, а, наоборот, уменьшает значение.

Не успеешь глазом моргнуть, а годы уже пролетели.

Называется такой прием «литота». Об этом подробно – в нашей следующей статье.

Какие есть гиперболы в сказке “Царевна-лягушка”?

AlexSEO
[85.9K]

2 года назад 

Karal­llina
[97]

2 года назад 

Как известно гипербола средство художественного изображения,основанн­ое на преувеличении. Таким образом в сказке, мы находим такие гиперболы, как “буйну голову повесил”, “махнула левой рукой – сделалось озеро”, махнула правой рукой – поплыли лебеди белые”,” за три девять земель, в три десятое царство “,” весь дворец затрясся”,” птица запищала человеческим голосом”,” обернулась белой лебедью”,” нос в потолок врос”.

автор вопроса выбрал этот ответ лучшим

комментировать

в избранное

ссылка

отблагодарить

Знаете ответ?

Русская литература пестрит разнообразными речевыми оборотами. Для того, чтобы сделать речь более яркой и выразительной, люди часто используют образные средства языка и стилистические приемы: метафору, сравнение, инверсию и другие. Каждый в своей жизни при чтении той или иной литературы наверняка встречался с таким понятием как гипербола, даже не подозревая о значении этого термина….

Использование в литературе

Что такое гипербола - это в литературе особый художественный прием: примеры предложенийГиперболы в литературе очень любят использовать все без исключения писатели. Делают они это для того, чтобы украсить свои произведения, сделав их более эмоциональными, яркими, наполненными.

И это совсем не удивительно, ведь без этой стилистической фигуры и ей подобных любое произведение было бы пустым, скучным и абсолютно неинтересным. Навряд ли такие произведения захватили бы внимание читателя, будоража его воображение, вызывая в нем многочисленные яркие эмоции.

Гипербола же, в свою очередь, как раз и помогает добиться таких необходимых эффектов. Так что такое гипербола в русском языке? Это художественное средство изображения, основанное на чрезмерном преувеличении действительности.

Совет! Еще одно определение гиперболы – это преувеличение именно до неправдоподобности, поэтому очень важно помнить и иметь в виду, что её не нужно понимать буквально!

Для чего нужна гипербола?

Гипербола в литературе позволяет авторам передавать читателю свои эмоции, тем самым позволяя красочней представить ситуацию. Эти стилистические фигуры, которые достаточно просто отличить от любого другого речевого приема, нужны, чтобы привлечь внимание, позволить прочувствовать все эмоции, которыми хотел поделиться писатель.

Они освобождают читателя от рамок реальности и приписывают сверхъестественные характеристики природным явлениям и людям. Гипербола в литературе играет отнюдь не последнюю роль, так как она делает нашу речь более живой, и позволяет прочувствовать эмоциональное и душевное состояние рассказчика или автора текста.

Это позволяет им четко и правильно передать словесную атмосферу рассказа. Функция гиперболы как приема придавать яркости, эмоциональности и убедительности тексту. Также ее часто используют писатели-юмористы для создания в своих произведениях комических образов для персонажей, позволяя фантазии читателя оживить их в своем воображении.

Это интересно! Как определить и что такое строфа в стихотворении

Как найти гиперболу в тексте?

Что такое гипербола - это в литературе особый художественный прием: примеры предложенийВыполнить задание найдите в тексте гиперболы достаточно просто, так как среди всех других речевых оборотов они выделяются тем, что в них имеются явные преувеличения. Примеры употребления: «у этой девушки от удивления были глаза размером с блюдца» или, «эта собака была размером со слона».

Все эти фразы являются видимым преувеличением действительности, ведь вы не встретите на улице девушку с такими большими глазами или же собаку размером со слона, ведь таковых попросту нет и не может быть в природе. Это самые простые примеры использования рассматриваемого стилистического приема в русском литературном языке.

Внимание! Чтобы найти в тексте гиперболу, достаточно обратить свое внимание на явное значительное преувеличение.

Что такое гипербола в Русском языке?

Что такое гипербола - это в литературе особый художественный прием: примеры предложенийЛингвистика именует какое-либо излишнее преувеличение свойств, качеств, явлений или действий для формирования эффектного и привлекающего внимание создаваемого образа гиперболой. Она используется не только в литературном языке.

В обычной разговорной речи она также является частым гостем. Отличием первого варианта применения от второго заключается в том, что в своей речи человек использует уже существующие высказывания, а писатель стремится создать свое, эксклюзивное высказывание, для того чтобы выделить собственное произведение из множества других.

Это интересно! Излагаем мысли: что такое изложение и как его писать

Примеры

Примеры гиперболы из художественной и разговорной речи:

  • «реки крови»,
  • «вечно опаздываете»,
  • «горы трупов»,
  • «сто лет не виделись»,
  • «напугать до смерти»,
  • «сто раз говорила»,
  • «миллион извинений»,
  • «море поспевшей пшеницы»,
  • «жду уже целую вечность»,
  • «целый день простояла»,
  • «хоть залейся»,
  • «дом за тысячу километров»,
  • «извечно опаздывает».

Примеры в художественной литературе

Можно сказать, что все классические произведения держатся на передаче эмоций автора читателю, который перемещает его в созданную собой ситуацию. Гипербола в литературе, в классических произведениях очень активно использовалась многими известными авторами:

  1. «В сто сорок солнц закат пылал» – Маяковский.
  2. «И ядрам пролетать мешала гора кровавых тел» – Лермонтов.
  3. «Шаровары, шириной с Черное море» – Гоголь.

Примеры предложений с употреблением гиперболы в литературе можно перечислять практически бесконечно, ведь в ней их находится великое множество. Чтобы проверить себя, возьмите любую книгу и найдите в тексте гиперболы.

ЕГЭ 2017. Рус. яз. Гипербола (Вопрос 24)

Что такое гипербола

Гиперболизация

Что же такое гиперболизация? Для чего этот прием нужен? Это процесс создания гиперболы. При этом происходит намеренное, чрезмерное преувеличение каких-либо качеств и свойств предмета, понятия или же явления. Важным моментом также является то, что после процесса гиперболизации предмет, на который было направленно её действие, приобретает качественно совершенно новый образ.

Замечательным примером могут послужить многие сказочные персонажи, например, такие как Мальчик-с-пальчик или великан Гулливер. Роль гиперболы в русском языке неоценима, это неотделимая часть нашего богатого на эмоции русского языка.

Это интересно! Неореализм и реализм в русской литературе – это: черты и основные жанры


0

Какие есть гиперболы в сказке “Царевна-лягушка”?

1 ответ:



1



0

Как известно гипербола средство художественного изображения,основанн­<wbr />ое на преувеличении. Таким образом в сказке, мы находим такие гиперболы, как “буйну голову повесил”, “махнула левой рукой – сделалось озеро”, махнула правой рукой – поплыли лебеди белые”,” за три девять земель, в три десятое царство “,” весь дворец затрясся”,” птица запищала человеческим голосом”,” обернулась белой лебедью”,” нос в потолок врос”.

Читайте также

Царевна-лягушка постоянно всех удивляла. Она проявляла чудеса, которые никто не мог понять и объяснить – какой-то лягушонок, а на такое способна. Всего за одну ночь была пошита рубашка.

9vnWQTAda9MNKDPw4rTaJ6lEFXtUym.png

Думаю, последний вариант ЗЛАТОМ-СЕРЕБРОМ.

“В юности я не поладила со своим отцом, великим волшебником. Рассердился он на меня за то, что я хитрей и мудреней его уродилась, превратил меня за то в лягушку на три года и послал жить на болота… Уж недолго оставалось мне томиться, как вдруг однажды стрела упала подле меня. А следом за ней явился добрый молодец, Иван-царевич. Я сразу поняла, что это судьба моя, и что быть мне его женой. Конечно, не хотел он поначалу брать меня, думая, что я простая квакушка. Но я его убедила. Взял он меня и женился на мне, хоть люди и смеялись. А братья его женились на боярской да на купеческой дочерях.

Затем отец его решил испытать своих невесток. Велел нам за ночь рубашки сшить ему. Ночью вышла я на крыльцо, кликнула мамок да нянек, велела сшить рубашку, как у моего батюшки. Унес ее муж мой отцу, тот доволен остался.

На другую ночь велел царь нам испечь хлебы. На сей раз подослали боярышня да купчиха ко мне служанок, хотели узнать, что я делаю. Да я хитра: бросила квашню прямо в печь. Они потом также сделали, вот хлеб и не вышел.

А я снова кликнула своим чародейством мамок да нянек,велела хлеб испечь. Вышел хлеб на загляденье.

В третий вечер позвал нас царь в гости. Муж мой совестился с лягушкой ехать. Но я велела ему ехать одному. А позже приняла свой настоящий облик, приехала на пир и свое чародейное искусство тоже показала.

Тут влюбился в меня муж мой,Иван царевич. На беду, решил он снять заклятье сам. Сжег мою лягушечью кожу! А ведь если бы еще три дня подождал, была бы я его навеки!!!

Увы! Обернулась я кукушкой и полетела в мрачное царство Кощеево, ибо таково было заклятье, наложенное на меня.

Долго пришлось ждать мне избавления.

Отправился муж мой в далекий и опасный путь, много невзгод перенес. Но все хорошо кончилось. Он Кощея одолел, меня выручил. Поцеловались мы и домой поехали”.

Сказка “Царевна Лягушка” одна из самых известных русских народных сказок, сюжет которой знают практически все взрослые и дети. Иван Царевич пустил стрелу в болото, которое упало к лягушке и ему пришлось на ней жениться. Но лягушка оказалась красивой Василисой Премудрой, которая справилась со всеми заданиями царя. Не стерпев, Иван царевич сжег лягушачью кожу и Василиса улетела. Иван следует за ней, он получает волшебный клубок, который ведет его к бабе Яге. По пути он спасает разных зверей, а баба Яга указывает ему путь к Кощеевой смерти. С помощью зверей Иван убивает Кощея и находит Василису Премудрую.

Теперь найдем устаревшие слова в сказке “Царевна Лягушка”. К устаревшим словам относят историзмы и архаизмы. Историзмамы – это названия предметов, а так же званий и профессий, которые исчезли из жизни. Архаизмами принято называть те слова, которые являются устаревшими названиями явлений и предметов, существующих в нашей жизни.

<hr />

Список историзмов в сказке “Царевна Лягушка” и их значение:

Царь – звание государя, монарха;

Царевичи – сыновья государя, наследники;

Купец – торговец;

Боярышня – незамужнаяя дочь боярина (человека высшего слоя);

Конники – кавалеристы, конные воины;

Скороход – гонец, слуга, бегущий впереди экипажа;

Палаты – большое богатое здание с множеством комнат.

<hr />

Список арахаизмов в сказке “Царевна Лягушка” и их значение:

Мудреными – трудными и сложными для понимания;

Рыскучими – обладающими способностью рыскать (искать, бродить), слово применимо к зверям;

Кликать – звать, зазывать;

Батюшка – отец;

Пособили – помогли;

Кручиниться – грустить, горевать, печалиться;

Глянул – взглянул, посмотрел;

Воротился – вернуться;

Загоревал – опечалился, огорчился;

Горница – комната;

Издыхает – выдыхает, дышит из себя;

Дело пытаешь или от дела лытаешь – ищешь дел или ленишься, не хочешь работать;

Буйна голова – беспутный, шальной человек;

Душа-девица – добрая девушка;

Беда неминучая – неминуемая беда, горе.

<hr />

Из сказки “Царевна-лягушка” выходит очень поучительная мысль: не суди, да и не судим будешь. Так, над Иваном все смеялись, над лягушкой издевались, а она оказалась в душе красавицей, и хорошей хозяюшкой к тому же. Вторая мысль: порой неказистый внешний вид может скрывать духовно богатую личность, и наоборот. И третья мысль – любовь всегда побеждает. Вот такой глубокий смысл у простенькой на вид сказки.

Сказка царевна лягушка о что не все является на самом деле таким каким видится на певрый взгляд, также о человеческой глупости и доброте.

Главными героями сказки являются Иван-царевич и Василиса Премудрая-она же лягушка.

Как охарактеризовать царевича? Иван – царевич человек молодой, не очень уверенный в себе, иначе бы выбором супруги занимался самостоятельно, уважающий родителей либо не имеющий своего мнения, поэтому соглашается на предложение отца отправится за стрелой в столь важном вопросе, (но лучше считать уважающий родителей). Также он зависим от мнения окружающих, об этом говорит его крайняя растроенность по поводу нахождения стрелы у лягушки, он боится осуждения окружающих, потому и не хочет везти на пир жену-лягушку и сомневается в ее качествах хозяйки, когда царь-отец дает задания испечь пирог и соткать ковер или сшить рубашку(в разных источниках). Также его можно характеризовать как человека нерассудительного, действующего сгоряга, не умеющего предвидеть результат иипоследствия своих действий – сжигает кожу лягушки предварительно с ней не обсудив и не подумав какие могут быть последствия. Также можно охарактеризовать как человека нерешительного, не ответственного, склонного к меланхолии-его действиями руководит супруга даже будучи лягушкой, на прямую говорит что делать, так как он не взял ответственность за свой выбор и не говорит лягушке что и как они будут делать и как поступать и как представлять свою семью в обществе, это должен был решить он. А он вместо этого начал плакать и кручинится-нетипично­<wbr />е для мужчины поведение (в лучшем случае меланхолик). Но есть небольшое но в его пользу-обладатель доброго сердца и искренняя любвь к супруге. Именно любовь толкает его на далекие странствия-поиски, а доброе сердце на вежливое обращение со встречными(дед, баба-яга)и доброе отношение к встречающимся животным-не стал причинять им вред, но правда после просьбы последних. То что он не сумел вовремя ни зайца схватить, ни утку, ни яйцо – характеризует его как человека нерасторопного, вялого. А то что не вступил в прямую схватку с Кощеем как не сильного, бочщегося вступить в прямую схватку. Вобщем не повезло лягушке-царевне с супругом.

Добавить комментарий