Спряжение глаголов – одна из базовых и не всегда понятных тем. Любой школьник может запутаться и допустить ошибку во время определения спряжения и записи самого глагола. Для того, чтобы исключить такую вероятность, изучим правила русского языка и раз и навсегда запомним, как спрягаются глаголы.
Что такое глаголы инфинитивы?
Глагол – часть речи, обозначающая действие или состояние действующего лица. Найти глагол в тексте можно по следующим признакам:
- Наличие лица;
- Наличие вида;
- Наличие времени действия (настоящее, прошедшее, будущее);
- Наличие числа (множественное или единственное);
- Наличие рода (мужской, женский или средний);
- Наличие залога;
- Наличие спряжения;
- Возвратность.
Эти признаки позволят не только определить глагол, но и правильно просклонять его в тексте, чтобы он не потерял свой первоначальный смысл.
Как понять, что глагол находится в форме инфинитива?
Инфинитив – неопределённая (или начальная) форма глагола, имеет суффиксы:
Ть | Ти | Чь |
Эти суффиксы также можно определять как окончания. Поэтому ответ на вопрос «какие окончания бывают у глаголов в неопределённой форме» будет содержать ответы «ть, ти и чь».
Такие глаголы будут отвечать на следующие вопросы:
- Что делать?
- Что сделать?
Глагол-инфинитив довольно прост в определении, так как имеет только спряжение и вид. В предложении он может быть как сказуемым, так и подлежащим или второстепенным членом.
Что такое спряжение глагола и как его определить?
Спряжение глагола – это его изменение по лицам и числам, иногда – по временам и родам. Глаголы можно спрягать как в настоящем, так и в будущем времени.
Спряжение делится на следующие типы:
1 спряжение | 2 спряжение |
Определение 1 и 2 спряжения нужно для того, чтобы правильно ставить буквы Е и И в безударных окончаниях глаголов.
Как же понять, какое спряжение у рассматриваемого глагола?
Два самых распространённых способа:
- Обратить внимание на ударное личное окончание глаголов настоящего времени;
- Определить спряжение по суффиксу инфинитива, если глагол имеет безударное окончание.
Разберём этот вопрос подробнее на примере каждого спряжения.
Как определить 1 спряжение и 2 спряжение глаголов?
Определение спряжения глаголов часто становится довольно трудным делом, потому что нужно запомнить большое количество исключений спряжений. Чтобы лучше запомнить эту тему, обратимся к правилам и таблицам.
Начнём с первого спряжения. Это все глаголы, которые нельзя отнести ко второму спряжению. Для наилучшего запоминания темы, можно использовать следующую таблицу первого спряжения глаголов:
Правило | Примеры | Исключения |
---|---|---|
К нему относят инфинитив глагола с суффиксом «еть» | Велеть; Белеть; Алеть; Пестреть; Болеть; Лететь. |
Вертеть; Видеть; Зависеть; Обидеть; Ненавидеть; Смотреть; Терпеть. |
Глаголы с суффиксом «ать» | Бежать; Смешать; Мешать; Ругать; Спать; Играть; Блистать; Листать. |
Гнать; Дышать; Держать; Слышать. |
Глаголы с суффиксами: «оть» «уть» «ть» | Пороть; Молоть; Гнуть; Обмануть; Перегнуть; Перемолоть. |
Нет |
Глаголы-исключения 2 спряжения с суффиксом «ить» | Стелить; Брить; Зыбиться; Зиждиться. |
Являются исключением |
Итак, для определения первого спряжения важно запомнить:
- Суффиксы глаголов, которые относятся к первому спряжению («ать», «оть», «уть», «ть», «еть»)
- Запомнить глаголы из таблицы (гнать, держать, смотреть, видеть, дышать, слышать, ненавидеть и т.д.), которые по правилу являются исключением первого спряжения и относятся ко второму.
Как определить 2 спряжение глагола?
Принцип почти такой же, как при определении первого. Обратимся к таблице.
Правило | Пример | Исключения 2 спряжения |
---|---|---|
Ко второму спряжению относятся все глаголы на «ить» | Разбить; Молить; Убить; Рубить; Пробить; Побелить. |
Стелить; Брить; Зыбиться; Зиждиться. |
Глаголы-исключения 1 спряжения на «еть» | Вертеть; Видеть; Зависеть; Обидеть; Ненавидеть; Смотреть; Терпеть. |
Являются исключением |
Глаголы-исключения 1 спряжения на «ать» | Гнать; Дышать; Держать; Слышать. |
Являются исключением |
Глаголы с окончаниями: -у (-ю); -ит; -ишь; -им; -ать (-ять); -ите. |
Смотрю; Смотрит; Едим; Стоять; Смотрите; Молите. |
Нет |
Что запомнить глаголы второго спряжения и определять их в тексте, нужно запомнить глаголы-исключения, представленные в третьей графе таблицы.
Для определения глаголов второго спряжения нужно запомнить:
Глаголы на «ять» («ать»), «ю» («у»), «ит», «ишь», «им», «ите»;
Исключения на «еть» и «ать»;
Глаголы на «ить», которые не относятся ко второму спряжению.
Замечательное стихотворение о грамматике позволит запомнить глаголы-исключения буквально в два счёта:
Или:
Определение спряжения по личному окончанию глагола
Если ударение падает на окончание, то всё довольно просто: нужно поставить глагол в форму третьего лица множественного лица.
Запомним, что:
- –Ут (-ют) – первое спряжение.
- –Ат (-ят) – второе спряжение.
Что слышим на окончании, то и пишем в итоге.
Обратите внимание на таблицу с примерами склонения глаголов:
І спряжение
Число и лицо | Окончание | Пример |
---|---|---|
Ед. 1 – я 2 – ты 3 – он, она, оно |
-у -ю-ешь-ет |
хлопочу хлопочешь хлопочет |
Мн. 1 – мы 2 – вы 3 – они |
-ем-ете-ут -ют |
хлопочем хлопочете хлопочут |
ІІ спряжение
Число и лицо | Окончание | Пример |
---|---|---|
Ед. 1 – я 2 – ты 3 – он, она, оно |
-у, -ю -ишь -ит |
медлю медлишь медлит |
Мн. 1 – мы 2 – вы 3 – они |
-им -ите -ат, -ят |
медлим медлите медлят |
Как определяется спряжение глагола с безударным окончанием?
Одно из самых трудных способов определения спряжения – это безударные окончания. Если на окончание глагола не падает ударение, то оно считается безударным. Это создаёт ряд проблем во время определения спряжения. Но не стоит расстраиваться! Достаточно просто запомнить исключения и несколько правил, чтобы больше никогда не делать ошибки в таких словах.
Окончания глаголов по спряжениям (в этом случае) можно запомнить с помощью следующих правил:
Первое спряжение | Второе спряжение |
В инфинитиве — глаголы на «еть» (кроме исключений) | В инфинитиве — глаголы на «ить» (кроме исключений, которые относятся только к первому спряжению) |
Глаголы, которые оканчиваются на «ать» (кроме исключений) | Глаголы-исключения на «еть» (исключения первого спряжения) |
Глаголы, которые оканчиваются на «оть», «ёть», «уть», «ють», «ыть». | Глаголы-исключения на «ать» (исключения первого спряжения) |
Глаголы-исключения, которые оканчиваются на «ить» (исключения второго спряжения, которые нужно запомнить, чтобы не путать со вторым) |
Запомните это правило и все глаголы-исключения, чтобы не допускать ошибок во время работы с заданиями по русскому языку.
- Молить — 2 спряжение, так как глагол на «ить». Он не является исключением.
- Играть – 1 спряжение, так как глагол на «ать». Он не является исключением.
- Зыбиться – 1 спряжение, так как это глагол-исключение на «ить».
- Писать — 1 спряжение, так как глагол «ать». Он не является исключением.
- Гнать — 2 спряжение, так как это глагол-исключение на «ать».
В определении спряжения и дальнейшем склонении глагола нет ничего сложного, если разобраться в алгоритме действий и запомнить все правила с окончаниями. Самое главное — всегда помнить глаголы-исключения. Способы запоминания могут быть разными:
- Заучивание наизусть по таблице;
- Составление предложений с глаголами-исключениями;
- Заучивание грамматических стихов, которые позволят быстро запомнить все исключения первого и второго спряжения.
Разноспрягаемые глаголы: как определить?
Склонение и спряжение глаголов осложняется ещё и наличием так называемыми разноспрягаемыми глаголами. Это – такие глаголы, которые могут склоняться и по первому спряжению, и по второму. Более того, они будут по-разному звучать в разных числах и родах.
Разноспрягаемые глаголы следует запомнить раз и навсегда:
- Хотеть;
- Чтить;
- Бежать;
- Брезжить.
Все производные глаголы (происходящие от них) тоже относятся к разноспрягаемым.
Пример спряжения таких глаголов:
- Единственное число третьего лица – хочет (1 спряжение);
- Множественное число третьего лица – хотят (2 спряжение).
И далее по аналогии. Запомните эти слова, чтобы не допускать ошибок и точно знать, что с ними делать, если они попадутся в текстовом задании во время теста, ответа у доски или на экзамене.
Сюда можно отнести и слова с особым типом формирования окончания:
- Есть (ем, едим, ешь, едите, ест, едят);
- Дать (даю, даём, даёшь, даёте, даёт, дают).
Вышеперечисленные глаголы не относятся ни к одну из представленных видов спряжений и являются словами-исключениями. Их нужно заучить и не путать их спряжение во время выполнения тестовых заданий.
Самые распространённые ошибки
Чаще всего при определении окончания глаголов по спряжениям заключатся в том, что глаголы-исключения забываются. Запомним, что спряжение глаголов-исключений:
Запомните формы спряжения глаголов в третьем лице множественного числа 1 спряжения («ут» и «ют»), а «ат» и «ят» — 2 спряжения. Чтобы не запутаться, обратитесь к таблице и запомните виды глаголов и их окончаний в том или ином числе и лице. Это позволит избежать ошибок.
Определить спряжение глагола в русском языке можно по неопределенной форме, в которой суффикс обозначается буквами «а», «о», «у», «е», «и», «я», «ну» и находится перед окончанием -ть. Выясним, как можно определить первое и второе спряжение глагола с безударными личными окончаниями. Укажем глаголы-исключения, запомнить которые помогут стихи.
Что такое спряжение?
Спряжение является одним из постоянных признаков глагола. Чтобы правильно написать безударные личные окончания, необходимо определить спряжение глагола.
Определение
Изменение глаголов по лицам и числам в формах настоящего и будущего времени называется спряжением.
Глаголы изменяются по лицам и числам в настоящем и будущем времени изъявительного наклонения:
- гулять — я (что делаю?) гуляю, ты гуляешь, он гуляет;
- сказать — я (что сделаю?) скажу, ты скажешь, он скажет.
Спряжение — это изменение неопределенной формы глагола, которая является начальной, на формы первого, второго и третьего лица в единственном и множественном числе, например:
глагол «мурлыкать»
- 1 лицо я мурлы́чу — мы мурлы́чем
- 2 лицо ты мурлы́чешь — вы мурлы́чете
- 3 лицо он мурлы́чет — они мурлы́чут
Изменим глагол «славить» по лицам и числам:
- 1 лицо я сла́влю — мы сла́вим
- 2 лицо ты сла́вишь — вы сла́вите
- 3 лицо он сла́вит — они сла́вят.
Видеоурок «Что такое спряжение? Для чего нужно спряжение глаголов?»
Как определить глагол первого спряжения
У глагола «мурлыкать», как видим, личные окончания безударные, что доставит сложность в их написании. Но по неопределенной форме глагола, которая заканчивается на -а-ть, отнесем его к первому спряжению и напишем личные окончания:
- -у, -ю, -ешь (-ёшь), -ет (-ёт) — в формах единственного числа;
- -ем (-ём), -ете (-ёте), -ут, -ют — в формах множественного числа.
К первому спряжению отнесем все глаголы, в составе которых перед окончанием -ть имеются суффиксы, обозначенные буквами а, о, у (ну), е, я, например:
- а-ть — плавать, бросать, думать, рисовать;
- о-ть — прополоть, смолоть, заколоть, пороть;
- у (ну) -ть — тонуть, сохнуть, перепрыгнуть, капнуть;
- е-ть — осмелеть, зачерстветь, опротиветь, выздороветь,
- я-ть — веять, залаять, маяться, учуять, надеяться, лелеять, блеять, затеять, таять.
Число | Лицо | І спряжение | ІІ спряжение | ||
---|---|---|---|---|---|
Окончания | Примеры | Окончания | Примеры | ||
Ед. | 1 – я 2 – ты 3 – он, она, оно |
-у, -ю -ешь -ет |
хлопочу хлопочешь хлопочет |
-у, -ю -ишь -ит |
медлю медлишь медлит |
Мн. | 1 – мы 2 – вы 3 – они |
-ем -ете -ут, -ют |
хлопочем хлопочете хлопочут |
-им -ите -ат, -ят |
медлим медлите медлят |
В этот список добавим глагол-исключение «брить»
- 1 лицо я брею — мы бреем
- 2 лицо ты бреешь — вы бреете
- 3 лицо он бреет — они бреют.
и глагол «стелить»
- 1 лицо я стелю — мы стелем
- 2 лицо ты стелешь — вы стелете
- 3 лицо он стелет — они стелют.
Как определить глагол второго спряжения
Чтобы определить глагол второго спряжения, поставим его в начальную форму и посмотрим, есть ли суффикс -и- перед окончанием -ть, например:
- строю — строить
- сохраним — сохранить
- отправите — отправить.
Все глаголы, заканчивающиеся на -и-ть, кроме «брить» и «стелить», отнесем ко второму спряжению.
Посмотрим личные окончания глагола второго спряжения «переносить»:
- 1 лицо я переношу — мы переносим
- 2 лицо ты переносишь — вы переносите
- 3 лицо он переносит — они переносят.
Сделаем вывод, что глаголы второго спряжения имеют личные окончания:
- -у, -ишь, -ит в формах единственного числа;
- -им, -ите, -ат/-ят в формах множественного числа.
Сюда же присоединим список глаголов-исключений, которые заканчиваются на -а-ть:
- гна́ть
- держа́ть
- слы́шать
- дыша́ть;
семь глаголов на -е-ть:
- смотре́ть
- ви́деть
- ненавиде́ть
- верте́ть
- зави́сеть
- терпе́ть
- оби́деть.
Для того чтобы быстро и легко их запомнить, придумали стихи.
Видеоурок «Как правильно определить спряжение глаголов? Как пишутся окончания глаголов?»
Разноспрягаемые глаголы
Ряд глаголов русского языка (чтить, бежать, хотеть и пр.) не относим ни к первому, ни ко второму спряжению. В их парадигме имеются окончания как первого, так и второго спряжения. Рассмотрим, как изменяется по лицам и числам глагол «бежать»:
- 1 лицо я бегу́ — мы бежи́м
- 2 лицо ты бежи́шь — вы бежи́те
- 3 лицо он бежи́т — они бегу́т.
Все личные формы слова имеют окончания второго спряжения. Форма 3 лица множественного числа отличается ударным окончанием, как у глагола первого спряжения.
Такие глаголы называют разноспрягаемыми.
Упомянем также глаголы «есть» и «дать», которые сохранили древнюю парадигму спряжения.
- 1 лицо я ем — мы едим
- 2 лицо ты ешь — вы едите
- 3 лицо он ест — они едят
Вывод
Спряжение глагола можно определить по его личным окончаниям, если они ударные, например как у слова «гореть»:
- 1 лицо я горю́ — мы гори́м
- 2 лицо ты гори́шь — вы гори́те
- 3 лицо он гори́т — они горя́т
Хотя неопределенная форма этого глагола заканчивается на -е-ть, все же он является глаголом второго спряжения в соответствии с его ударными личными окончаниями.
Если же личные окончания глагола безударные, то спряжение глагола выясним по неопределенной форме.
Для этого предпримем следующие шаги:
- поставим исследуемый глагол в неопределенную форму;
- выясним, какая гласная (суффикс) стоит перед окончанием -ть (выкро-и-ть, залат-а-ть);
- определим первое или второе спряжение.
Видеоурок «Спряжение глаголов в русском языке. Глаголы исключения 1 и 2 спряжения»
Тест
Средняя оценка: 4.4.
Проголосовало: 217
В начальной школе дети знакомятся с основными самостоятельными частями речи. Это имя существительное, имя прилагательное, личные местоимения и глагол. Глагол из них самая трудная для понимания часть речи.
Особенно много ошибок допускается при определении спряжения. От спряжения зависит правильное грамотное написание личных безударных окончаний глаголов.
Усвоить эту орфограмму нужно обязательно. Без глаголов не обходится ни одна письменная работа.
Содержание:
- Глагол как часть речи.
- Неопределенная форма глагола.
- Как правильно находить неопределенную форму?
- Что такое спряжение?
- Изменение глаголов настоящего и будущего времени по лицам и числам.
- Личные окончания глаголов I и II спряжения.
- Ударные и безударные личные окончания глаголов.
- Алгоритм определения спряжения глаголов.
- Глаголы-исключения.
- Как определить спряжение глаголов в прошедшем времени? Как определить спряжение глаголов, стоящих в повелительном наклонении?
- Алгоритм написания личных окончаний глаголов.
- Разноспрягаемые глаголы.
Глагол как часть речи
Глагол — самостоятельная часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать?, что сделать? что делает? что сделает? Что будет делать?
Глагол изменяется по числам и временам.
Единственное и множественное число: читал — читали.
Настоящее время (есть сейчас): читает, читают.
Прошедшее время (уже было): читал, читали.
Будущее время (еще будет): будет читать, будут читать.
Неопределенная форма глагола
Неопределенная форма (начальная форма) глагола или инфинитив отвечает на вопросы что делать?, что сделать? и оканчивается на ть, чь, ти.
Думать, убежать, нести, беречь.
Инфинитив может иметь на конце суффикс (постфикс) -ся(-сь):
расчесаться, нестись, уберечься.
В неопределенной форме глагол не имеет ни числа, ни рода, ни времени.
Как правильно находить неопределенную форму?
- Поставь вопрос к глаголу.
- Не меняя первой буквы в вопросе, переведи глагол в неопределенную форму.
Читал — что делал? — что делать? — читать (несовершенный вид)
Прочитал — что сделал? — что сделать? — прочитать (совершенный вид)
Очень важно следовать данному правилу, чтобы избежать ошибки в определении спряжения глаголов. Это позволит исключить замену глагола несовершенного вида на похожий глагол совершенного вида и наоборот.
Например: обучать — обучить, бросать — бросить и др.
Что такое спряжение?
Спряжение — это изменение глагола по лицам и числам в настоящем и будущем времени.
Спрягаются глаголы только в настоящем и будущем времени.
Лицо и число глагола можно определить, если подставить к нему одно из подходящих по смыслу личных местоимений.
Проспрягать глагол — это значит изменить его по лицам и числам.
Личными окончаниями называют окончания настоящего и будущего времени.
В прошедшем времени глаголы изменяются по родам (в ед.ч.) и числам.
Он думал, она думала, оно думало, они думали.
Личные окончания глаголов I и II спряжения
В русском языке два спряжения.
К первому спряжению относятся глаголы с окончаниями -ешь, -ет, -ем, -ете, -ут, -ют.
Ко второму спряжению относятся глаголы с окончаниями -ишь, -ит, -им, -ите, -ат, -ят.
Алгоритм определения спряжения глаголов
Сначала посмотрите внимательно на эту таблицу-алгоритм. Далее разберем все подробно.
У глаголов с ударным личным окончанием спряжение определяется по личным окончаниям.
У глаголов с безударным личным окончанием спряжение определяется по неопределенной форме или по 3 лицу множественного числа (не всегда удобно).
Разберем с примерами.
Еще раз. Чтобы определить спряжение глагола и правильно написать окончание, необходимо определить ударное или безударное личное окончание глагола.
Для этого ставим глагол в любую форму, кроме первого лица единственного числа.
Например: писать — пи́шем, пи́шете; лететь — лети́м, лети́те.
Если окончания безударные, то смотрим на неопределенную форму глагола.
Если она оканчивается на -ить, то это глагол II спряжения.
По́мнить — по́мним — по́мните.
Ме́рить — ме́рим — ме́рите.
Ве́рить — ве́рим — ве́рите.
Остальные глаголы с безударными личными окончаниями относятся к I спряжению.
Думать — ду́маешь — думаем.
Со́хнуть — со́хнешь, со́хнем.
Писать — пи́шешь — пи́шете.
Искать — и́щешь — и́щете.
Если личные окончания ударные, то на инфинитив не смотрим. Спряжение определяем по личным окончаниям.
Можно заметить, что в первом спряжении «преобладает» буква «Е», во втором — «И».
Например:
- Лететь — лети́м, лети́те, летя́т.
- Спать — спим, спи́те, спят.
- Гореть — вы гори́те — они горя́т.
- Кричать — кричи́те — крича́т.
Это глаголы II спряжения.
- Пить — пьёшь, пьёте, пьют.
- Жить — живёшь, живу́т.
- Лить — льёшь, льют.
Это глаголы I спряжения.
При определении спряжения следует помнить, что глаголы с приставками относятся к тому же спряжению, что и глаголы без приставок. Тоже правило распространяется и на постфиксы ся, сь.
Но есть еще глаголы-исключения, которые нужно помнить.
Глаголы-исключения
Ко II спряжению относятся:
-
Все глаголы на -ить, кроме брить, стелить.
-
Четыре глагола на -ать: держать, слышать, дышать, гнать.
-
Семь глаголов на -еть: терпеть, вертеть, обидеть, ненавидеть, зависеть, видеть, смотреть.
К I спряжению относятся:
-
Все остальные глаголы. Это большинство глаголов на -ать, -еть, -ять, -ыть, -оть, -уть.
-
Два глагола на -ить — брить, стелить.
Глаголы на -ять лучше запомнить.
Всё пиши, как припаять —
Сеять, веять и лелеять,
Таять, лаять, хаять, блеять,
Чуять, каяться, затеять
И надеяться, и реять,
Маяться, но не отчаяться.
Запомни! Глаголы на –ять (I спр.) |
|
Всё пиши, как припаять — Сеять, веять и лелеять, Таять, лаять, хаять, блеять, Чуять, каяться, затеять И надеяться, и реять, Маяться, но не отчаяться. |
|
Наст. и буд. вр. Прош. вр. |
она чует, они надеются, вы затеете, мы лелеем, ты маешься, он тает лаяла , таял, сеял, затеяли, отчаялись |
Но: строить, клеить, усвоить, драить (II спр.) Строим, строят; клеишь, клеите, усвоит, усвоят Строили, клеила, усвоили, драил. |
Спряжение глаголов таблица с исключениями
Может быть кому-нибудь удобно будет пользоваться вот такой памяткой.
Памятка определения спряжения глаголов
Как определить спряжение глаголов в прошедшем времени?
Как определить спряжение глаголов, стоящих в неопределенной форме?
Как определить спряжение глаголов, стоящих в повелительном наклонении?
Все ответы на эти вопросы можно найти в этой таблице.
Глагол, стоящий в прошедшем времени, повелительном или условном наклонении, а также в неопределенной форме, для определения спряжения, необходимо поставить в 3-е лицо мн.ч. Зачем?
Например:
Глаголы кричать, сидеть, стоящие в неопределенной форме, многие сразу ошибочно относят к I спряжению. Но эти глаголы в 3 лице мн.ч. крича′т, сидя′т имеют ударные окончания II спряжения.
Еще примеры с глаголами, стоящими в прошедшем времени и в повелительном наклонении:
Задержался – глагол в форме прошедшего времени единственного числа, мужского рода.
Заде′ржатся – 3-е л. мн.ч. Личное окончание безударное.
Ставим глагол в начальную форму – задержаться.
Отделяем приставку и постфикс –держать.
Глагол держать – глагол-исключение II спряжения.
Значит глагол задержался – II спряжения.
Заучите – глагол в форме повелительного наклонения множественного числа.
Зау′чат – 3-е л. мн.ч. Личное окончание безударное.
Начальная форма – заучить.
Отделяем приставку – учить.
Глагол учить исключением не является.
Основа инфинитива оканчивается на и. Глагол II спряжения.
Значит глагол заучите – II спряжения.
!!!Научиться определять спряжение глаголов необходимо для того, чтобы правильно написать безударное личное окончание глаголов.
Это трудная орфограмма, которая требует знание алгоритма и практической тренировки.
Можно также пользовать следующим алгоритмом определения спряжения глагола.
Алгоритм написания безударных личных окончаний глаголов
- Нахожу глагол с безударным окончанием.
- Если перед личным окончанием стоит гласная буква, то глагол относится к I спряжению. Пишу гласную -е. Исключение глаголы строить, клеить, усвоить, драить.
- Если глагол относится к 11 глаголам-исключениям, то пишу гласную -и.
- Если глагол не является глаголом-исключением, то ставлю его в неопределенную форму.
- Смотрю, на что она заканчивается.
- Отделяю (если это возможно) приставку и постфикс (ся).
- Определяю спряжение. Если она заканчивается на -ить, то это глагол II спряжения, в окончании пишу -и. Если она заканчивается не на -ить, то это глагол I спряжения, в окончании пишу -е.
Можно рассуждать так:
Укрыва..м — перед личным окончанием гласная буква, это не глагол-исключение, значит это глагол относится к I спряжению, окончание -ем. Укрывать — укрываем.
Затоп..м — перед личным окончанием гласной нет, это не глагол-исключение. Ставлю в неопределенную форму: затопить. Отделяем приставку: топить. Оканчивается на -ить, значит, это глагол II спряжения, окончание -им. Затопим.
Что такое разноспрягаемые глаголы?
Это те глаголы, у которых окончания и первого, и второго спряжения.
Наиболее распространённые: хотеть, бежать, дать, брезжить, блестеть, есть (в значении «питаться»).
Хотеть — хочу́, хо́чешь, хо́чет, хоти́м, хоти́те, хотя́т.
В единственном числе — окончания первого спряжения, а во множественном — второго.
Есть — ем, ешь, ест, еди́м, еди́те, едя́т.
Дать — дам, дашь, даст, дади́м, дади́те, даду́т.
Бежать — бегу́, бежи́шь, бежи́т, бежи́м, бежи́те, бегу́т. В повелительном наклонении — беги́(те)
Например:
Деревенские ребятишки весёлой гурьбой перебежали на согретую солнцем полянку.
Определяем спряжение глагола.
1. Перебежали – глагол в форме прошедшего времени, множественного числа.
2. Перебегу′т – 3 л. мн. ч. Личное окончание ударное. Отбрасываем приставку: бегу′т.
Бегут – форма разноспрягаемого глагола бежать.
Значит перебежали – разноспрягаемый глагол.
Ольга Наумова «Нейросписывание 4 класс»
Задания этого нейропособия направлены на развитие навыков чтения, грамотности, внимания и памяти.
Пособие также поможет подготовиться и успешно написать ВПР по русскому языку.
Данное пособие содержит:
64 рабочих листа!
- Зрительно деформированные тексты для чтения и списывания;
- Различные задания к каждому тексту, позволяющие закрепить знания по русскому языку. а также развить внимание, память и навыки самоконтроля;
- Методические рекомендации для эффективной работы.
Какую пользу принесут занятия по данному пособию?
• Улучшение техники чтения;
• Развитие навыка понимания прочитанного;
• Повышение уровня орфографической зоркости;
• Развитие внимания и памяти;
• Улучшение работы мозга;
• Развитие навыка грамотного списывания текстов;
• Увеличение словарного запаса;
• Развитие навыка самоконтроля;
• Повышение уровня заинтересованности ребенка в учебе.
Кому необходимо данное пособие?
• Ребенку, который плохо читает;
• Ребенку, который допускает много ошибок при письме;
• Ребенку, у которого недостаточное внимание и слабая память;
• Учителю, который хочет разнообразить уроки и домашние задания;
• Родителю, который хочет помочь своему ребенку и получить действенный инструмент;
• Репетитору, который заинтересован в быстрых положительных результатах своего ученика.
Пособие полезно использовать для учащихся 4 классов, а также во время летних каникул перед 5-м классом.
Карточки спряжение глаголов 4 класс
Карточка 1
Определи спряжение глаголов и вставь пропущенные буквы.
Напиш_т ручкой, мы начерт…_м , они леч_т, наступа…_ весна, вы обижа_е, вы реша_те, ты подежур_шь, мы дыш_м, ты не догон_шь, маш_т рукой, ты ласка_ш_ся, ты вздыха_шь, ты выуч_шь, друзья не посмотр_т, ты постира_шь, мы не повер_м, вы готов_те, он подбира_т, они глад_т, мы увид_м, ты дыш_шь.
Карточка 2
Определи спряжение глаголов и вставь пропущенные буквы.
Стрекоч_т в поле, ты гуля_ш_, запиш_м в тетради, рассыпа_т по столу, бега_т по дорожке, выгруз_те из машины, дума_т на уроке, замороз_м в морозильнике, ты крас_ш_ся ярко, свет_т солнце, мы засе_м поле, он обид_лся на папу, попрыга_шь на улице, вы услыш_те звон, зна_те правило, смотр_т в окно, он верт_тся на уроке, они увид_т этот фильм, поигра_м в мяч, ты побре_шься.
Карточка 3
Определи спряжение глаголов и вставь пропущенные буквы.
Зеленее_т в лесу, она держ_тся, пиш_т в тетради, полива_т цветы, чернее_т в поле, мы вид_м, корм_т птиц, она завис_т, ход_т в школу, ты посмотр_ш_, ищ_т одежду, дела_шь уроки, замеча_шь ошибку, гон_т стаю туч, стон_т от боли, маш_т рукой, встрет_ш_ друга, ты жале_ш_ о случившемся.
Карточка 4
Вставь пропущенные буквы. Определи лицо и спряжение глаголов.
Вер_ш_ , леч_ш_ся, он зябн_т, вы обижа_т, он мороз_т, они хохоч_т, они слыш_т, она купа_тся, мечта_ш_ , дежур_ш_, оно свет_т, он гон_т, они уч_т, мы люб_м, готов_ш_, воз_ш_ся, он ро_т, вы руб_т, он кол_т, они дремл_т, они стел_т, она гоня_тся, гон_ш_ , пряч_ш_, оно се_т, он держ_т, они суш_т, мы гас_м.
Карточка 5
Вставь пропущенные буквы. Определи лицо и спряжение глаголов.
Догон_ш_, гре_ш_ся, он смотр_т, вы броса_т, он глад_т, они бормоч_т, они верт_т, она улыба_тся, куша_ш_, вздыха_ш_, оно гре_т, он стон_т, они леч_т, мы вер_м, собира_ш_, согре_ш_ся, он нос_т, вы постукива_т, он маш_т, они пляш_т, они терп_т, она стара_тся, держ_ш_ , пил_ш_, оно мел_т, мы стон_м, они сол_т, мы вер_м.
Карточка 6
Вставь пропущенные буквы. Определи спряжение всех глаголов.
Вет_р крут_т_ся в в_рху_ках д_рев__в. Рокоч_т гром. Хлещ_т дож_ь. Мы пробу_м укрыт_ся п_д стар_й ол_хой, приж_ма_мся к скр_пуч_му ств_лу и молч_ терп_м капризы пр_роды. Дож_ь моч_т нас и здес_. Молния на мгновенье _заря_т всё. И снова н_ступа_т т_мн_та. Бли_ко от нас в дер_в_ п_п_да_т молния. Мы п_к_да_м убежище и плута_м до ра__вета. Утр_ з_ст_ёт нас на вых_де из леса.
Карточка 7
Вставь пропущенные буквы. Определи спряжение всех глаголов.
- МЫ стро..м, реша..м, раска..мся, дыш..м, вид..м, стро..м, гоня..м, кле..м.
- ВЫ гон..те, вид..те, завис..те, растае..е, стел..те, управля..те, ед..те, дремл..те, ла..те, трепещ..те, вид..те.
- ОНИ бор..тся, почу..т, кле..т, стел..тся, выправ..т, ропщ..т, выдержива..т, леч..т, дыш..т, пляш..т, дремл..т, плач..т, пол..т.
- ОН кол..т, грохоч..т, бор..тся, ре..т, увид..т, бормоч..т, ищ..т, постел..т.
Надеюсь, что данная статья помогла вам разобраться в этой сложной орфограмме, научиться верно определять спряжение глаголов и грамотно писать безударные глагольные окончания.
С уважением, Ольга Наумова
Сайт НАУМЁНОК
Также рекомендую:
Карточки с заданиями по русскому языку для 4 класса
ВПР УДАРЕНИЕ
Диктанты для подготовки к ВПР 4 класс
Синтаксический разбор предложения
В помощь в учёбе:
О. Наумова ТРЕНИНГ «Скорочтение и развитие речи»
Если вы УЧИТЕЛЬ, то у вас будет готовый комплект специальных текстов, заданий по скорочтению и развитию речи, отдельные странички которого удобно распечатывать.
Если вы РОДИТЕЛЬ, который очень хочет, чтобы его ребёнок повысил свою скорость чтения хотя бы в 2-3 раза, то тренинг поможет вам сделать это самостоятельно, не прибегая к помощи специалиста.
Желаемый результат — это не случайность, это итог правильных действий.
Этот ТРЕНИНГ полезно пройти каждому ребенку. Он прекрасно развивает мозг ребенка!
Удобный и результативный тренинг по скорочтению и развитию речи.
- 100 готовых текстов для развития навыков скорочтения.
- Гарантированный результат после прохождения.
- Лучшие приемы.
- Подходит как для индивидуальной работы, так и для работы с целым классом.
- Интересные тексты, написанные мастерами слова.
- Легко распечатать.
- Каждая страница содержит отдельный текст-задание.
- 180 страниц ценных упражнений.
- Самые результативные приёмы.
- 80 страниц дополнительных, самых эффективных упражнений по развитию речи, навыков скорочтения и внимания.
Пройдя тренинг, ваш ребёнок получит:
- Увеличение скорости и качества чтения в 2-3 раза;
- Развитие речи;
- Увеличение скорости мышления;
- Приобретение навыков осознанного чтения;
- Развитие внимания;
- Улучшение показателей в учёбе.
Тренинг успешно может быть использован родителями, репетиторами, учителями.
Самостоятельные занятия по ТРЕНИНГУ дома со своим ребенком позволяют полноценно заменить занятия с репетитором!
ПОДАРОК ПОСЛЕ ПОКУПКИ — 20 слоговых таблиц
О. Наумова «Большая книга слоговых таблиц»
(не повторяют таблиц из подарка)
Таблицы для чтения слогов и слов являются одним из лучших и необходимых инструментов при обучении чтению и для улучшения качества чтения.
Приобретая БОЛЬШУЮ КНИГУ СЛОГОВЫХ ТАБЛИЦ
Вы получите:
- готовый инструмент для тренировки навыков чтения и скорочтения;
- 200 слоговых таблиц разного уровня сложности;
- профессиональную методику работы с таблицами.
Самые результативные методики позволят каждую таблицу использовать многократно несколько раз, повышая интерес ребенка к чтению.
Ребенок получит:
- улучшение навыков чтения;
- повышение скорости чтения;
- улучшение дикции;
- понимание прочитанного;
- развитие мышления и внимания;
- расширение словарного запаса;
- повышение уверенности в себе.
Ребенок перестанет при чтении спотыкаться на трудных словах.
Процесс чтения станет естественным и безболезненным.
Вы без труда сможете распечатать необходимые страницы. Все страницы книги можно использовать отдельно.
БОЛЬШАЯ КНИГА СЛОГОВЫХ ТАБЛИЦ подойдет и тем, кто только делает первые шаги в чтении, и тем кто хочет значительно улучшить качество чтения.
О. Наумова НЕЙРОТРЕНИНГ Безударные гласные
Большой полноценный ТРЕНИНГ с выстроенной системой упражнений.
НЕЙРОТРЕНИНГ позволит продуктивно отработать самую распространенную и трудную орфограмму в русском языке — безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением.
Что даст прохождение ТРЕНИНГА:
- повышение уровня грамотности;
- развитие внимания;
- активацию работы мозга;
- умение применять полученные знания на практике;
- увеличение скорости обработки информации;
- развитие речи;
- развитие памяти;
- улучшение успеваемости в школе и т.д.
Кому нужен этот ТРЕНИНГ?
- Ребенку, который делает ошибки на письме;
- Родителям, которые хотят разобраться в теме и помочь своему ребенку;
- Учителю, который использует нестандартные и действенные приёмы в обучении;
- Репетитору, желающему в разы увеличить результативность своих занятий.
Что найдете в ТРЕНИНГЕ:
- Продуманную и проверенную на практике систему упражнений;
- 200 страниц результативных заданий;
- 9 уровней сложности нейроупражнений;
- Нестандартные и наиболее эффективные задания по основной теме;
- Упражнения для развития речи;
- Дополнительные задания к упражнениям на отработку знаний частей речи, состава слова, деления на слоги, умения составлять предложения и др.
В результате прохождения ТРЕНИНГА ребенок получит:
- умение видеть в текстах и слышать слова с безударными гласными;
- умение быстро и без ошибок подбирать проверочные слова;
- повышение грамотности в целом;
- развитие «орфографического чутья»;
- уменьшение количества ошибок;
- активацию работы мозга;
- развитие мышления;
- увеличение скорости мысли;
- улучшение показателей в учёбе!
ПОДХОДИТ ДЛЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ И ГРУППОВОЙ РАБОТЫ.
Заходите также в Книжную лавку за полезными книгами!
С уважением, Ольга Наумова
Благодарю, что поделились статьей в социальных сетях!
Разберёмся, как определить спряжение глагола, на что нужно обратить внимание, какие есть факты, о которых не везде говорят. Например, почему «стелить» — это исключение.
Статью написал в формате пошаговой инструкции, чтобы проще было воспринимать информацию и периодически к ней возвращаться, уточнять детали. Добавил и некоторые тонкости. Например, какие тайны хранит слово «стелить».
Публикация делится на несколько частей.
- Что такое спряжение? Какой частью слова являются «-ить», «-ать», «-ять»?
- Как определить спряжение, если личные окончания безударные?
- Исключения из 1 и 2 спряжения.
- Как определить спряжение, если личные окончания ударные?
- Что такое разноспрягаемые глаголы?
- Почему «стелить» — это исключение?
- Вывод: зачем нужно определять спряжение и есть ли в этом смысл? О чём не говорят в школе?
Что такое спряжение?
Это изменение глагола по лицам и числам в настоящем и будущем времени. В прошедшем глаголы не спрягаются (согласно школьной грамматике и толкованию спряжения в узком смысле), потому что у них нет категории лица. Только число. Причём в единственном они ещё и по родам изменяются.
А личными окончаниями называют окончания настоящего и будущего времени. Они же указывают на лицо глагола: первое (я, мы), второе (ты, вы), третье (он, она, оно, они).
Чтобы определить спряжение, сначала смотрим на личные окончания и определяем, безударные они или ударные. Для этого ставим глагол в любую форму, кроме первого лица единственного числа. Примеры: писать — пи́шем, пи́шете; лететь — лети́м, лети́те.
К какой части слова относятся «-ить», «-ать», «-еть»? Это суффикс или окончание? В первую очередь это две разные морфемы. Гласная перед «-ть/-ти» — это суффикс. По поводу «-ть/-ти» и «-чь» единого мнения в лингвистике нет. Чаще считается формообразующим суффиксом, но в некоторых учебниках можно найти утверждение, что это окончание либо «показатель неопределенной формы».
Итак, посмотрели на личные окончания. Идём дальше.
Как определить спряжение, если личные окончания безударные?
Смотрим на инфинитив. То есть на начальную форму глагола. На что она оканчивается? Если на -ить, то это II спряжение (и да, спряжение обозначается римскими цифрами).
Примеры. По́мнить — по́мним — по́мните. Ме́рить — ме́рим — ме́рите. Ве́рить — ве́рим — ве́рите.
Исключения из 1 и 2 спряжения
- Брить, зиждиться, зыбиться, стелить (по поводу него скажу отдельно чуть ниже). Они относятся к I спряжению.
- Ещё семь глаголов на -еть: видеть, смотреть, ненавидеть, терпеть, обидеть, вертеть, зависеть.
И четыре глагола на -ать: гнать, дышать, держать, слышать.
Эти исключения на «-еть» и «-ать» — II спряжения.
А также производные от них приставочные глаголы. То есть «догнать», «вытерпеть», «посмотреть» и др. будут того же спряжения, что и без приставки.
Остальные глаголы с безударными личными окончаниями — I спряжения. Это слова на -еть, -ать, -ять, -оть, -уть, -ыть, -чь, -ти и др.
Примеры. Думать — ду́маешь — думаем. Со́хнуть — со́хнешь, со́хнем. Писать — пи́шешь — пи́шете. Искать — и́щешь — и́щете.
Как определить спряжение, если личные окончания ударные?
Всё намного проще. На инфинитив не смотрим. Спряжение определяем по личным окончаниям. Достаточно их запомнить:
I спряжение: -у (-ю), -ешь (-ёшь), -ет (-ёт), -ем (-ём), -ете (-ёте), -ут (-ют).
II спряжение: -у (-ю), -ишь, -ит, -им, -ите, -ат (-ят).
Мы видим, что в первом спряжении «преобладает» (если так можно сказать) буква «Е», во втором — «И».
Примеры. Лететь — лети́м, лети́те, летя́т. Спать — спи́м, спи́те, спя́т. Гореть — вы гори́те — они горя́т. Кричать — кричи́те — крича́т.
Это всё II спряжение, хотя по суффиксу инфинитива может показаться, что первое. Однако нет, для нас ориентир — ударные личные окончания.
Идём далее. Пить — пьёшь, пьёте, пью́т. Жить — живёшь, живу́т. Лить — льёшь, лью́т. Это I спряжение.
Внимание! Если глагол с приставкой, то он относится к такому же спряжению, что и без неё. Например, «вылететь». Поэтому приставку «вы-» убираем, чтобы она не запутывала. Точно так же: закричать — кричать; поспать — спать. Постфикс «-ся» тоже не влияет на спряжение.
И это далеко не всё. Чтобы определить спряжение некоторых глаголов, нужно учитывать ещё ряд факторов. Итак, по порядку.
Что такое разноспрягаемые глаголы?
Это те глаголы, у которых окончания и первого, и второго спряжения. К счастью, их в русском языке немного. Наиболее распространённые: хотеть, бежать, дать, брезжить, блестеть, есть (в значении «питаться»).
Хотеть — хочу́, хо́чешь, хо́чет, хоти́м, хоти́те, хотя́т. В единственном числе — окончания первого спряжения, а во множественном — второго.
Есть — ем, ешь, ест, еди́м, еди́те, едя́т.
Дать — дам, дашь, даст, дади́м, дади́те, даду́т.
Бежать — бегу́, бежи́шь, бежи́т, бежи́м, бежи́те, бегу́т. В повелительном наклонении — беги́(те).
Термин «разноспрягаемый глагол» выделяется только в школьной грамматике. В вузовской его нет. Поэтому и список таких слов не везде одинаковый.
В вузовских учебниках в основном пишется, что «хотеть», «бежать» и «чтить» относятся к глаголам со смешанным спряжением. О первых двух я сказал выше, а «чтить» к ним причисляют потому, что в 3-м лице множественного возможны варианты: чтят, чтут.
«Быть», «дать», «создать» и «есть» (питаться) включают в список слов с архаичными личными окончаниями. А ещё слова, образованные от них (съесть, передать), а также глаголы, косвенно связанные по происхождению: надоесть, создать.
У глагола «быть» в современном русском языке сохранились малоупотребительные формы настоящего времени: есть и суть. Будущее время образуется от другого корня: буду, будешь, будет, будем, будете, будут.
А в академической «Русской грамматике-80» все эти глаголы (со смешанным и архаическим спряжением) описываются как изолированные, поскольку у них своя, особая система окончаний и соотношение основ.
Почему «стелить» — это исключение?
Возможно, для кого-то будет сюрприз. Однако «стелить» в литературном русском не считается общеупотребительным. Это всего лишь вариант к глаголу «стлать». Если откроем толковые словари, то увидим помету «разговорное» и отсылку к словарной статье под названием «Стлать».
Для унификации орфографии признаются допустимыми следующие формы:
стелю, стелешь, стелет, стелем, стелете, стелют
Они относятся к глаголу «стлать». А буква «е» во всех тех словах — это не что иное, как беглая гласная.
Поэтому в русском языке нет личных форм от «стелить»: стелишь, стелит и др. Зато есть формы прошедшего! Стелил(ся), стелила(сь), стелило(сь), стелили(сь).
Однако в школе эти тонкости опускают, чтобы не загружать лишней информацией. Вот почему нас издавна учат, что «стелить» — это исключение и оно I спряжения. Хотя по факту это глагол «стлать», и если мы посмотрим на безударные личные окончания и потом на инфинитив, то поймём, что он и так первого спряжения. Поскольку оканчивается на «-ать».
Ах, да. Туманы стелются (первое спряжение ведь). В единственном — стелется. Причастие — стелющий(ся).
Уникальное слово, согласен.
Читать ещё: Почему «брить, стелить, видеть» — это исключения
Вывод. Зачем нас учат определять спряжение?
В основном это нужно для того, чтобы правильно писать безударные личные окончания, другого практического смысла нет. Например, чтобы по ошибке не написать «и» в слове «пишешь».
Однако зачастую в школе мы учим правила спряжения глаголов только с безударными личными окончаниями. О словах с ударными личными окончаниями нам могут не говорить вообще. И поэтому у многих в памяти сохраняется следующая мантра: «Чтобы определить спряжение, нужно поставить глагол в начальную форму». И ещё стишки про слова-исключения на «-ать» и «-еть» запоминаются. Хотя, как мы видим, с глаголами вроде «лететь», «гореть» или «жить» подобный принцип не срабатывает.
А ещё мало рассказывается о приставках и постфиксах, что они не влияют на спряжение и их нужно отбросить. Устаревшие слова «зиждиться», «зыбиться» не упоминаются, как и архаичное спряжение у «быть», «дать». Всё это потому, что школьная грамматика нацелена больше на практику, то есть на то, чтобы научить детей писать и читать. Тогда как вузовская, где все вышесказанные тонкости изучаются, посвящена в том числе теории. Однако это тема отдельной статьи.
Надеюсь, вам теперь стало понятно, как определить спряжение глагола. Напишите в комментариях, как вы проходите эту тему в школе, как вам её объясняют. Или расскажите, как объясняют эти правила вашим детям. Интересно будет почитать.
Читать ещё: Пишете или пишите: поговорим о спряжении глагола «писать»
Подписывайтесь на мой телеграм-канал по русскому языку
Спряжение глаголов — это изменение глаголов по лицам и числам. В русском языке есть два типа спряжения: первое (I) и второе (II).
- Если ударение падает на окончание глагола, то спряжение определяется на слух по окончанию.
- Если ударение падает на основу и личные окончания на слух различить трудно, то спряжение определяется по неопределённой форме глагола. Знать правила спряжения глаголов нужно для того, чтобы правильно определять буквы Е или И в безударных окончаниях.
I спряжение
К I спряжению относятся глаголы:
- начальная форма оканчивается на -еть, -ать, -оть, -уть, -ять, -ыть, -ть,
- исключения (на —ить): брить, стелить.
НЕ относятся к I спряжению глаголы-исключения:
- на -еть: смотреть, видеть, обидеть, ненавидеть, вертеть, зависеть, терпеть.
- на -ать: гнать, держать, дышать, слышать.
Окончания глаголов I спряжения:
- 1-е лицо: ед. ч. — «у» («ю»), мн. ч. — «ем» («ём»)
- 2-е лицо: ед. ч. — «ешь», мн. ч. — «ете» («ёте»)
- 3-е лицо: ед. ч. — «ет», мн. ч. — «ут» («ют»).
II спряжение
К II спряжению относятся глаголы:
- начальная форма оканчивается на -ить
- на -еть: смотреть, видеть, обидеть, ненавидеть, вертеть, зависеть, терпеть.
- на -ать: гнать, держать, дышать, слышать.
НЕ относятся к II спряжению глаголы-исключения:
- на -ить: брить, стелить.
Окончания глаголов I спряжения:
- 1-е лицо: ед. ч. — «у» («ю»), мн. ч. — «им»
- 2-е лицо: ед. ч. — «ишь», мн. ч. — «ите»
- 3-е лицо: ед. ч. — «ит», мн. ч. — «ят» (-«ат»).
Таблица окончаний для глаголов 1 и 2 спряжения
Глаголы исключения
Правило: как определяется спряжение глаголов с ударным окончанием
Чтобы определить спряжение глагола с ударным личным окончанием, нужно поставить его в форму третьего лица множественного числа.:
- если слышим -ут (-ют) — это первое спряжение;
- если слышим -ат (-ят) — это второе спряжение.
Примеры глаголов первого спряжения:
- пою, выберу, расту, рисуем, выберем, растем,
- поешь, выберешь, растешь, рисуете, сошьете, растете,
- поет, выберет, растет, поют, выберут, растут.
Примеры глаголов второго спряжения:
- пилю, куплю, держу, пилим, купим, держим
- пилишь, купишь, держишь, пилите, купите, держите
- пилит, купит, держит, пилят, купят, держат.
Правило: как определить спряжение глагола с безударным окончанием
Чтобы узнать спряжение глагола с безударным личным окончанием, нужно поставить его в начальную форму и по его суффиксу определить спряжение:
Как определить глаголы первого спряжения:
- в неопределенной форме глаголы оканчиваются на -еть, -ать, -оть, -ёть, -уть, -ють, -ыть (кроме исключений) — это первое спряжение;
- исключения на -ить: брить, стелить — это первое спряжение;
- в неопределенной форме глаголы оканчиваются на -ить (кроме исключений) — это второе спряжение;
- исключения на -еть: смотреть, видеть, обидеть, ненавидеть, вертеть, зависеть, терпеть — это второе спряжение;
- исключения на -ать: гнать, держать, дышать, слышать — это второе спряжение;
Примеры
Глагол: рисует.
Начальная форма: рисовать.
Оканчивается на «-ать», потому это первое спряжение.
Спряжение глагола: Я рисую. Мы рисуем. Ты рисуешь. Вы рисуете. Он рисует. Они рисуют.
Глагол: «пилит».
Начальная форма: пилить.
Заканчивается на «-ить», значит это второе спряжение.
Спряжение глагола: Я пилю. Мы пилим. Ты пилишь. Вы пилите. Он пилит. Они пилят.
Как определить спряжение глагола: алгоритм
Определить, падает ли ударение на окончание?
- да ➝ определяем спряжение глагола по окончанию ➝ смотреть таблицу с окончаниями.
- нет ➝ ставим глагол в начальную форму ➝ глагол заканчивается на -ИТЬ?
- да ➝ 2 спряжение (кроме глаголов: брить, стелить)
- нет➝ 1 спряжение (кроме глаголов: гнать, держать, смотреть и видеть, дышать, слышать, ненавидеть, и зависеть, и вертеть, и обидеть, и терпеть — это второе спряжение).
Определение спряжения глагола необходимо при морфологическом разборе.