1. Личное окончание.
Правописание личных окончаний глаголов зависит от того, к какому типу спряжения относятся данные глаголы.
Различаются личные окончания глаголов в настоящем и в будущем времени:
– в I спряжении: -ешь, -ет, -ем, -ете-, -ут или -ют;
– во II спряжении: -ишь, -ит, -им, -ите, -aт или -ят.
У глаголов прошедшего времени личного окончания нет (окончания, которое указывало бы на лицо. Сравним: я иду, ты идёшь, он идёт; окончание -у указывает на первое лицо, -ёшь указывает на второе лицо, -ёт – на третье лицо) .
2. Родовое окончание.
Глагол в прошедшем времени в единственном числе изменяется по родам: катер приплыл, лодка приплыла, судно приплыло.
Мужской род родового окончания не имеет (нулевое окончание) : приплыл.
В женском роде родовое окончание -а: приплыл-а.
В среднем роде родовое окончание -о: приплыл-о.
Эти окончания указывают на единственное число этого глагола,
а во множественном числе глагол прошедшего времени по родам не изменяется и имеет окончание –и (мальчики играл-и, девочки играл-и) .
Род глагола в форме единственного числа прошедшего времени изъявительного наклонения определим по окончанию, задав один из вопросов к рассматриваемому слову: что сделал? что сделала? что сделало?
Род — это грамматическая категория, которой обладают слова многих частей речи в русском языке. Например, у изменяемых существительных можно определить род, подобрав к ним определения в виде местоимений или прилагательных, например:
Небо над головой почернело от свинцовых туч и стало как будто ниже.
- Небо (какое?) мое, наше, голубое, синее, свинцовое.
Значит, слово «небо» обладает категорией среднего рода, так как сочетается с местоимением и прилагательными такого же рода.
Род глаголов
Грамматической категорией рода обладают и глаголы, но не все. Этот непостоянный грамматический признак возможен у глаголов только в форме единственного числа прошедшего времени изъявительного наклонения или у глаголов в форме условного наклонения, которые по грамматической форме схожи (хотел — хотел бы).
Научимся определять род глагола. В приведенном выше примере использован глагол «почернело». От подлежащего зададим к нему вопрос:
небо (что сделало?) почернело.
Этот вопрос помог нам понять, что действие уже совершилось, произошло до момента речи о нём. Значит, это глагол в форме прошедшего времени, о чем нам подскажет не только заданный вопрос, но и типичный формообразующий суффикс -л- в морфемном составе рассматриваемого слова:
почерне-ть — почернело (приставка/корень/суффикс/суффикс/окончание)
Глаголы прошедшего времени образуются от основы инфинитива (неопределенной формы глагола), которую получим, отбросив окончание -ть, -ти:
- говорить — говорил;
- прочитать — прочитал;
- вытерпеть — вытерпел;
- приползти — приполз (нулевой суффикс формы прошедшего времени), сравним: приползла, приползло.
Существительное «небо» обладает грамматической категорией среднего рода. Оно согласуется в роде и числе со сказуемым, выраженным глаголом в форме прошедшего времени среднего рода. Показателем среднего рода данного глагола является окончание -о, как и у согласующегося с ним существительного:
небо почернело.
Глаголы в форме прошедшего времени изменяются по родам, например:
- почернеть — снег почернел , земля почернела, небо почернело.
- Снег (что сделал?) почернел;
- земля (что сделала?) почернела;
- небо (что сделало?) почернело.
Как видим, существительные и глаголы в форме прошедшего времени согласуются в роде и числе.
Вопросы что сделал? что сделало? что сделало? помогут установить форму рода любого глагола прошедшего времени. Запомним, что в форме множественного числа глагола прошедшего времени (почернели) род не определяется, то есть слова этой части речи изменяются по родам только в форме единственного числа, например:
- составить — мальчик составил ;
- девочка составила;
- объединение составило.
Сравнив родовые формы одного и того же глагола, выясним, что у слов этой части речи
- в форме мужского рода прошедшего времени окончание нулевое,
- в форме женского рода — окончание -а,
- в форме среднего рода — окончание -о.
Вывод
Род глагола в форме прошедшего времени единственного числа поможет определить родовое окончание:
- глагол мужской рода имеет нулевое окончание,
- женского рода — окончание -а,
- среднего рода — окончание -о.
Тест
Средняя оценка: 4.4.
Проголосовало: 67
Род глаголов в русском языке: как определить форму
Глаголы играют немаловажную роль в русском языке. В нашей речи практически нет предложений, где бы не встречались такие слова.
Род глаголов – морфологический признак, характеризующий эту часть речи, наряду с другими постоянными и непостоянными признаками, такими как время, вид, наклонение, залог, возвратность, число и др.
В данной статье мы рассмотрим некоторые изменяемые признаки глаголов, особенно те, у которых определяется род.
В каких формах можно выделить
Изменяющаяся категория под названием род (сокращённо – р.) выполняет три основных функции:
- Указывает на грамматический (грамм.) р. существительных, с которыми согласуется глагол (коротко – глаг. или гл.);
- Определяет пол субъекта действия – мужской (м. р.), женский (ж. р.).
- Представляет объект в безличной форме – среднего рода (с. р.).
Непостоянность категории выражается в том, что она проявляется не во всех формах глагола.
Вспомним известные формы времени:
- прошедшее время (прош. вр.) – признак действия, которое произошло до начала речи: журавли прилетели;
- настоящее (наст. вр.) – обозначает действие, происходящее сейчас, в данный момент: ласточка летит;
- будущее (буд. вр.) – значит, действие совершилось после того, как о предмете было сказано: я вернусь.
Для наст. и буд. времён характерно спряжение – изменение по лицам и числам (единственное число – ед. ч., и множественное – мн. ч.). Ну а категории, которые характерны для прошедшего времени глаголов – это число и род. Последняя определяется исключительно в ед.ч. и прош.вр. Пример на таблице 1:
Изменение глаголов прошедшего времени
Мы уже знаем, какие формы глаголов обладают категорией рода. Теперь важно научиться их образовывать и выделять окончания.
Процесс формирования происходит следующим образом. Суффикс «-л-» подставляется вместо «-ть» или «-ти» у глагола начальной формы (инфинитива). В итоге, у слова остаётся основа, меняется суффикс и добавляется окончание.
Внимание! В некоторых случаях, после образования гл. прош. вр., суффикс «-л-» может отсутствовать: сжечь – сжёг, стеречь – стерёг, везти – вёз, нести – нёс. А возвратные формы глаг. имеют постфиксы «-сь» и «-ся», которые прибавляются после окончаний.
На табл. 2 видны изменения в столбцах М.р., Ж.р. и С.р.: присутствуют окончания [ ], «-а», «-о», показывающие принадлежность к одному из родов.
Проверить их образование можно задавая вопросы что «делала? что делал? что сделало?» и т.п. к связанным по смыслу существительным или местоимениям.
- дуть – ветер (муж. р., что делал?) дул [ ];
- прыгать – девочка (жен. р., что делала?) прыгала;
- пролететь – время (ср. р., что сделало?) пролетело.
- мешать – они (мн. ч., что делали?) мешали.
Последний пример доказывает, что определить род глагола во множественном числе невозможно, так как в данной форме слово обозначает действие нескольких лиц или предметов. Любое из слов будет иметь окончание «-и» (волки выли, вьюги выли).
Только в прош. вр., ед. ч., изъявительного наклонения мы сможем точно сказать, что:
- у глаголов женского рода всегда окончание «-а»;
- у среднего – окончание «-о»;
- мужскому – соответствует окончание [ ] – нулевое.
Алгоритм определения рода глаголов
На примерах ниже рассмотрим, как по окончаниям глаголов можно определить род.
Первый способ
Если заданные слова находятся в тексте упражнения:
- Выявим глаголы, которые стоят в форме прош. времени и в ед. ч.
- Задавая вопросы, найдём слова, от которых зависит число и род глаг. (существительные, местоимения).
- Выделим окончания у гл.
- Определим, какому из родов соответствуют найденные окончания.
Второй способ
Если категорию рода нужно определить самостоятельно, предварительно поставив гл. в прош. врем. Например, когда дано предложение:
- (Попросить) его невестка: «Сходи, Емеля, за водой!»
Здесь поможет метод образования глаг. в прош. вр. из его начальной формы. Зададим вопрос к связанному слову:
Невестка (что сделала?) – попросила.
В полученном слове окончание «-а», значит – это ж.р.
В статье был рассмотрен важный признак глагола – категория рода. Для его изучения потребовалось вспомнить и о других формах: о временах действия, о числах. Теперь известно, какие окончания в прошедшем вр., как образуются такие формы слова, какие есть закономерности и др.
И если когда-нибудь снова потребуется определить в упражнении род глагола – возвращайтесь для восполнения знаний!
Глагол – это второй по важности после существительного член предложения
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru.
Уверен, о том, что такое ГЛАГОЛ, знают все! Ну, или хотя бы имеют представление и могут объяснить своими словами.
Но в этой статье мы расскажем о многочисленных нюансах, связанных с этим понятием.
О том, что все без исключения проходят в школе, но могли уже и подзабыть.
Что такое глагол
Глагол – это часть речи, которая в первую очередь обозначает действие, совершенное кем-то или чем-то, а также над кем-то или над чем-то. Также это процесс, отношение и состояние любых одушевленных лиц, предметов или явлений.
По частоте употребления в нашей речи глагол занимает почетное второе место после существительного. Распознать его очень просто.
Он отвечает всего на два вопроса – «Что делать?» и «Что сделать?», а также их различные формы.
(что делает?) парус одинокий. (М.Лермонтов)
Итак, она (что делала?) Татьяной. (А.Пушкин)
(что делаю?) грозу в начале мая. (Ф.Тютчев)
Все теперь (что сделано?) без возврата. (С.Есенин)
Как уже было сказано, глаголы обозначают:
- Действие – мыть, стелить, бежать;
- Процесс – объяснять, изучать, готовить;
- Состояние – любить, болеть, грустить;
- Отношение – нравиться, интересовать, предпочитать.
Глагол относится к так называемым самостоятельным частям речи. Это те, которые могут существовать сами по себе. К ним же относятся существительные, прилагательные, местоимения, наречия и причастия.
А вот предлоги, союзы и частицы – это зависимые части речи, потому что сами по себе они не имеют смысл и употребляются только вместе с другими словами.
История глагола
Слово «глагол» имеет древнеславянские корни, и тогда говорили с мягким знаком на конце – «глаголь». А славяне полностью заимствовали его из древнегреческого и латыни, где оно произносится точно также.
Но вот что интересно! Изначально «глаголь» обозначал вовсе не действие. Его дословный перевод был «слово, речь». Соответственно, глаголить – разговаривать, произносить. Глаголевый – многословный, разговорчивый.
Более того, азбука древних славян называлась «Глаголица». А четвертая буква в ней, как и сейчас это «Г», называлась «глагол» и означала все то же «слово».
Или вспомните знаменитые строчки из стихотворения Александра Сергеевича Пушкина «Пророк»:
Глаголом жги сердца людей.
В этом контексте имеется в виду именно старое значение слова. То есть Пушкин хотел сказать, чтобы пророк шел и словами (глагол) будил (жги) что-то хорошее в людях или доносил до них какие-то истины.
Но кстати, и сегодня мы иногда употребляем слово глагол в значении «слово, речь». Когда мы говорим «разглагольствует», подразумеваем «много говорит, болтает».
Начальная форма глагола
Начальную форму глагола называют ИНФИНИТИВ от латинского слова «infinitivus», что означает «неопределенный». Ее так иногда и называют неопределенной формой глагола.
Инфинитив отвечает на вопрос «Что делать?» и бывает нескольких видов:
- С окончанием на «-ть». Это самый распространенный вариант. Здесь «ть» является суффиксом, а перед ним чаще всего стоит главная буква. Например: стоять, читать, готовить, учить, любить. Но есть и варианты, когда перед «-ть» стоит согласная. Например: лезть.
- С окончанием на «-ти». Этот суффикс используется, когда корень глагола оканчивается на согласную букву. А на само «-ти» ставится ударение. Например: идти, везти, нести.
- С окончанием на «-чь». Например: стеречь, печь, беречь. Но частица «-чь» здесь является не суффиксом, а частью корня.
Морфологические признаки глагола
У глаголов есть следующие признаки:
- Лицо. Их всего три, и зависят они от местоимений, которые можно поставить перед глаголом.
- Первое лицо – я, мы (читаю, читаем)
- Второе – ты, вы (читаешь, читаете)
- Третье – он, она, оно, они (читает, читают)
Интересный факт! В древние времена у глаголов было четыре времени. Было еще дополнительное «прошлое», которое после того, как произошло еще какое-то действие. Например, он сел читать, когда пришел домой.
- Изъявительное, которое показывает реальное положение дел (я читаю, читал, буду читать).
- Условное или сослагательное – выражает желание и возможность (я бы почитал).
- Желательное – выражает желание, подтвержденное действием (давай почитаю, почитаю-ка).
- Повелительное – приказ другому человеку (читай!).
- Позволительное – разрешение сделать что-то (пусть читает).
- Предлагательное – предложение другому человеку сделать что-то сообща (давай почитаем).
- Совершенный – отвечает на вопрос «Что делать?» (читать).
- Несовершенный – отвечает на вопрос «Что сделать?» (почитать).
У большинства глаголов возможны оба вида, но есть и такие, которые употребляются только в одном.
Спряжение глаголов
Еще один признак глаголов, о котором стоит поговорить отдельно. Это целая система изменений слов в настоящем и будущем времени (изменение глаголов по временам, числам, лицам и родам).
Спряжения бывают двух видов – первое и второе, и обозначаются они римскими цифрами I и II. Чтобы определить спряжение глагола, нужно смотреть на окончание. Какое оно – ударное или безударное.
Если окончание ударное
Для определения спряжения надо просто запомнить:
- К первому спряжению относятся глаголы, которые оканчиваются на ут/ют, ете/ёте, ем/ём, ет/ёт, ешь/ёшь и у/ю.
- Ко второму спряжению относятся глаголы, у которых на конце ат/ят, ите, им, ит, ишь, у/ю. Например: лететь – летят – летите – летим – летит – летишь .
Глагол с приставкой спрягается точно так же, как и без нее. И для простоты эту приставку можно просто не замечать. Например: закричать – кричать, переспать – спать, дописать – писать.
Если окончание безударное
В этом случае все несколько сложнее. И какой бы глагол нам ни попался, надо будет переводить его в инфинитив.
И если начальная форма глагола имеет окончание «ить», то это второе спряжение. Например: спорить, помнить, верить. Но в данном случае есть исключения, которые надо просто запомнить – слова зыбиться, зиждиться и брить относятся к первому спряжению.
А вот к первому спряжению относятся все остальные глаголы, у которых окончания заканчиваются не на «ить», а на любые другие буквы. Хотя и здесь есть исключения – зависеть, вертеть, обидеть, терпеть, ненавидеть, смотреть, видеть, слышать, держать, дышать, гнать.
Вместо заключения
Многие писатели и лингвисты очень тепло отзывались всегда о глаголах. Они считали эту часть весьма сложной, но способной оживить любой текст. Вот вам только несколько подобных примеров:
Найти нужный глагол для фразы, означает дать движение этой фразе (А.Толстой)
Глагол придает предложению жизнь. И оживляет некоторые слова рядом с собой. (Н.Грач)
Глаголы оживляют все, к чему приложены. (А.Пешковский)
Вот и все, что мы хотели рассказать о глаголах.
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Эта статья относится к рубрикам:
Комментарии и отзывы (2)
Оживить текст — это мягко сказано, без глагола я себе не представляю выражение хоть какой-нибудь здравой мысли, а в английском языке вообще не может быть предложений без глагола.
Сразу вспомнила нашу любимую учительницу русского языка Людмилу Георгиевну и ее уроки. Как она учила нас запомнить глаголы-исключения, относящиеся ко второму спряжению. Это было почти стихотворение:
гнать, держать, смотреть и видеть, ненавидеть и обидеть, дышать, слышать и вертеть и зависеть и терпеть.
Глагол
Глаголы в русском языке не сравнимы ни с какой другой частью речи. Они сообщают читателю или слушателю о действии в отношении предмета. Давно замечено, что глаголы придают языку живость, емкость, вызывают интерес со стороны читателя. Недаром слово «глаголить» в русском языке означает также «разговаривать».
Но глаголы не так просты, как кажутся на первый взгляд. Ими надо уметь пользоваться. Сравните два отрывка:
«Алексей делал ремонт на даче. Ремонт был сложный. Для него нужны хорошие материалы» и «Алексей ремонтировал дачу. Ремонт сложный, поэтому Алексей заказал хорошие материалы».
Во втором случае глагол как будто оживляет текст. Перед глазами сразу возникает картинка действий Алексея. Если же использовать оборот «делал ремонт», такой картинки не будет. Слово не затрагивает ничего в воображении.
Начальная форма глагола
Знакомство с любой частью речи начинается с представления его начальной формой. В начальной форме глаголы называются инфинитивом. Если в части речи есть суффикс «ть», перед нами инфинитив.
Правда, иногда глаголы маскируются и вместо «ть» у них появляется «ти». Такое случается, если корень глагола оканчиваются на согласную букву. К таким словам относят, например, лексему «нести».
Что касается обыкновенного инфинитива, их можно вспомнить очень много:
- Скакать;
- Бежать;
- Лететь.
Совершенный и несовершенный вид глагола
Наверняка, вы уже слышали о том, что бывает совершенный и несовершенный вид глагола. Сложное название, которое может немного запутать. Некоторые ученики полагают, что наименования совершенный и несовершенный вид глагола происходят от слова «совершенство» и стараются найти какие-то нюансы, указывающие на то, что данный конкретный глагол можно чем-нибудь дополнить, а до той поры он несовершенен.
Это не так. На самом деле, слова совершенный и несовершенный вид происходят от прилагательного «совершённый» и сообщают о типе действия. В первом случае имеется ввиду такое действие, которое может привести к конкретному результату. Во втором случае, действие происходит, но конкретный результат отсутствует. Более того: его и невозможно добиться.
Если запомнить эту особенность, не составит труда разобраться с тем, какие бывают виды глаголов:
- Несовершенный вид. Отвечает на вопрос «что делать?» и говорит о каком-то действии, завершение которого не подразумевает появление конкретного результата. Например, «рисовать». Согласитесь, если просто «рисовать», результатом может быть что угодно, а может и не быть вовсе.
- Совершенный вид. Отвечает на вопрос «что сделать?» и говорит о каком-то действии, которое можно завершить с конкретным результатом. Например, «нарисовать». Если человек не просто рисует, а желает нарисовать конкретную картину, перед нами глагол совершенного вида.
Впрочем, виды глаголов можно запомнить и с помощью еще одной хитрости. Совершенный вид глагола отвечает на вопрос «что сделать?». Обратите внимание на букву «с». Она присутствует и в слове «сделать» и в слове «совершенный» вид глагола.
Если учитывать особенность русского языка, виды глаголов перестанут быть проблемой.
Дополнительные особенности
Иногда глаголы совершенного и несовершенного вида не имеют своей зеркальной пары. Обратим внимание на слово «принадлежать». Лексема отвечает на вопрос «что делать?», но невозможно себе представить пару, о которой можно было бы сказать, что это совершенный вид глагола. Нельзя кому-то принадлежать и завершить это действие конкретным результатом.
Случается и противоположная ситуация. Например, слово «очутиться» это, без сомнения, совершенный вид глагола. Но нельзя представить его пару в несовершенной форме.
Учимся отличать глаголы
Что такое глаголы совершенного и несовершенного вида немножечко разобрались. Рассмотрим признаки конкретной части речи вне зависимости от того, совершенный вид глагола перед нами или несовершенный вид глагола.
Признаки глагола:
- Лицо. Глагол бывает в первом, втором или третьем лице. Но иногда лицо нельзя определить. Например, «взлететь». Это совершенный вид глагола неопределенного лица.
- Число. Бывает единственного и множественного числа. Например, «я учу». Перед нами предложение, состоящее из местоимения «я» и слова «учу». Это несовершенный вид глагола в единственном числе от первого лица. Если сказать «мы научились», то слово «научились» это глагол совершенного вида во множественном числе. Иногда число невозможно определить. Например, в инфинитиве.
- Время. Прошедшее, настоящее или будущее время. Порой нельзя определить время глагола. Так бывает с инфинитивом. Например, «взлететь» можно и в прошлом и в будущем. В первом случае рассказчик вспоминает о прошлых событиях, а во втором мечтает о будущих. Само слово «взлететь» это глагол совершенного вида и только из контекста можно узнать о каком времени идет речь.
- Наклонение. Включая инфинитив, в русском языке выделяют четыре формы наклонения. С ними вы познакомитесь ниже.
- Вид. Всего два вида. Теперь вы умеете определять вид глагола совершенный или несовершенный как определить тоже знаете.
- Род. Это очень важные признаки глагола. Лучше всего род определять у глаголов в прошедшем времени. Например, «ты уже прочитал книгу». Очевидно обращение к мужчине. Если сказать «ты читаешь книгу» или «тебе следовало бы прочитать книгу», определить род невозможно.
- Залог. Страшное слово означает всего лишь отношение глагола к конкретному объекту. Если «я ем кашу», это действительный залог. Субъект действует. Страдательный залог будет, если сказать «каша естся ртом». Действие совершается над объектом.
- Спряжение глаголов похоже на склонение существительных по лицам и числам. Спрягаются глаголы несовершенного вида и совершенного вида исключительно в настоящем и будущем времени.
- Возвратность. Наличие или отсутствие «ся» в слове.
Наклонение
Читателю уже известно, что такое совершенный и несовершенный вид глагола как определить — тоже. Рассмотрим не менее интересную вещь — наклонение. Для этого обратимся к таблице, которая подскажет некоторые секреты русского языка.
Изъявительное
Не стоит путать изъявительное наклонение с настоящим временем. Данные глагольные формы описывают действие, которое будет происходить на самом деле.
Рассмотрим, например, такую форму глагола как «видел». Это слово сообщает читателю о том, что действие было на самом деле. Человек действительно что-то видел и об этом сообщает. Но если добавить к этому слову частичку «бы», слово сразу приобретает иное лексическое значение.
Возьмем теперь слово «увидел бы», это будет совершенный глагол, сослагательного наклонения. Такое наклонение сообщают о действиях, которые могут быть только при определенных условиях. В устной или письменной речи, обычно такие условия сразу же перечисляются. Например, «если бы я был орлом, увидел бы каждую песчинку пляжа с огромной высоты». Сослагательное наклонение без перечисления условий вряд ли имеет смысл.
Мы уже выяснили какие бывают виды глаголов в русском языке. Познакомимся теперь с повелительным наклонением. Как изменяется глагол в этом случае? В самом слове «повелительное» уже содержится ответ на этот вопрос. Глагол предстает перед нами в форме приказа, просьбы, повеления в иной форме.
Повелительные глаголы примеры которых читатель может увидеть в таблице могут звучать грубовато, но это не обязательно так. Ведь, просьба это тоже повеление. Сравним два предложения.
Сравните «нарисуй быстро или будешь наказан» с «нарисуй, пожалуйста, и тогда получишь награду».
Одно и то же слово приобретает совершенно разное, даже прямо противоположный смысл в зависимости от контекста.
Спряжения
Хотя, мы уже знаем как определить вид глагола совершенный или несовершенный, но для настоящего мастера русской словесности этого явно недостаточно. Надо еще научиться правильно различать глагольные спряжения в русском языке.
Если не знать спряжения и говорить неграмотно, окружающие могут не понять вашу мысль или понять неправильно. Именно по этой причине чаще всего возникают недопонимания между людьми.
Чтобы такого не было, научимся спрягать. Всего существует два спряжения:
- Первое спряжение глагола. Поставим часть речи в третье лицо множественного числа. Например, «брезгуют». Здесь окончание «ют». Так выглядит глагол первого спряжения. Это верно и для глаголов с окончанием «ут».
- Второе спряжение глагола. Повторим действия первого пункта. Читатель увидит второе спряжение, если глагольное окончание будет «ат» или «ят».
Вместо заключения
Мы узнали определение глагола, выяснили, что такое совершенный и несовершенный вид глагола, узнали о существовании глагольных спряжений и узнали признаки этой очень интересной части речи.
Дальнейшее изучение русского языка обязательно откроет многие интересные особенности глаголов. Невозможно один раз прочитать материал и узнать все о столь необычной и сложной части речи. Над познанием нашего общего языка работают целые коллективы ученых и исследователей. Глагол — это интересная часть речи, не случайно классик придавал этой части большое значение: «Глаголом жечь сердца людей…».
[spoiler title=”источники:”]
https://kakpishem.ru/chasti-rechi/glagol/rod-glagolov-v-russkom-yazyke-kak-opredelit-formu.html
https://ktonanovenkogo.ru/voprosy-i-otvety/glagol-chto-ehto-takoe-kakie-voprosy-otvechaet-morfologicheskie-priznaki.html
[/spoiler]
Как определить родовые и личные окончания.
Вы находитесь на странице вопроса Как определить родовые и личные окончания? из категории Русский язык.
Уровень сложности вопроса рассчитан на учащихся 1 – 4 классов. На странице
можно узнать правильный ответ, сверить его со своим вариантом и обсудить
возможные версии с другими пользователями сайта посредством обратной связи.
Если ответ вызывает сомнения или покажется вам неполным, для проверки
найдите ответы на аналогичные вопросы по теме в этой же категории, или создайте
новый вопрос, используя ключевые слова: введите вопрос в поисковую строку,
нажав кнопку в верхней части страницы.
Глаголы играют немаловажную роль в русском языке. В нашей речи практически нет предложений, где бы не встречались такие слова.
Род глаголов – морфологический признак, характеризующий эту часть речи, наряду с другими постоянными и непостоянными признаками, такими как время, вид, наклонение, залог, возвратность, число и др.
В данной статье мы рассмотрим некоторые изменяемые признаки глаголов, особенно те, у которых определяется род.
В каких формах можно выделить
Изменяющаяся категория под названием род (сокращённо – р.) выполняет три основных функции:
- Указывает на грамматический (грамм.) р. существительных, с которыми согласуется глагол (коротко – глаг. или гл.);
- Определяет пол субъекта действия – мужской (м. р.), женский (ж. р.).
- Представляет объект в безличной форме – среднего рода (с. р.).
Непостоянность категории выражается в том, что она проявляется не во всех формах глагола.
Вспомним известные формы времени:
- прошедшее время (прош. вр.) – признак действия, которое произошло до начала речи: журавли прилетели;
- настоящее (наст. вр.) – обозначает действие, происходящее сейчас, в данный момент: ласточка летит;
- будущее (буд. вр.) – значит, действие совершилось после того, как о предмете было сказано: я вернусь.
Для наст. и буд. времён характерно спряжение – изменение по лицам и числам (единственное число – ед. ч., и множественное – мн. ч.). Ну а категории, которые характерны для прошедшего времени глаголов – это число и род. Последняя определяется исключительно в ед.ч. и прош.вр. Пример на таблице 1:
Изменение глаголов прошедшего времени
Мы уже знаем, какие формы глаголов обладают категорией рода. Теперь важно научиться их образовывать и выделять окончания.
Процесс формирования происходит следующим образом. Суффикс «-л-» подставляется вместо «-ть» или «-ти» у глагола начальной формы (инфинитива). В итоге, у слова остаётся основа, меняется суффикс и добавляется окончание.
Внимание! В некоторых случаях, после образования гл. прош. вр., суффикс «-л-» может отсутствовать: сжечь – сжёг, стеречь – стерёг, везти – вёз, нести – нёс. А возвратные формы глаг. имеют постфиксы «-сь» и «-ся», которые прибавляются после окончаний.
На табл. 2 видны изменения в столбцах М.р., Ж.р. и С.р.: присутствуют окончания [ ], «-а», «-о», показывающие принадлежность к одному из родов.
Проверить их образование можно задавая вопросы что «делала? что делал? что сделало?» и т.п. к связанным по смыслу существительным или местоимениям.
Например:
- дуть – ветер (муж. р., что делал?) дул [ ];
- прыгать – девочка (жен. р., что делала?) прыгала;
- пролететь – время (ср. р., что сделало?) пролетело.
- мешать – они (мн. ч., что делали?) мешали.
Последний пример доказывает, что определить род глагола во множественном числе невозможно, так как в данной форме слово обозначает действие нескольких лиц или предметов. Любое из слов будет иметь окончание «-и» (волки выли, вьюги выли).
Только в прош. вр., ед. ч., изъявительного наклонения мы сможем точно сказать, что:
- у глаголов женского рода всегда окончание «-а»;
- у среднего – окончание «-о»;
- мужскому – соответствует окончание [ ] – нулевое.
Алгоритм определения рода глаголов
На примерах ниже рассмотрим, как по окончаниям глаголов можно определить род.
Первый способ
Если заданные слова находятся в тексте упражнения:
- Выявим глаголы, которые стоят в форме прош. времени и в ед. ч.
- Задавая вопросы, найдём слова, от которых зависит число и род глаг. (существительные, местоимения).
- Выделим окончания у гл.
- Определим, какому из родов соответствуют найденные окончания.
Второй способ
Если категорию рода нужно определить самостоятельно, предварительно поставив гл. в прош. врем. Например, когда дано предложение:
- (Попросить) его невестка: «Сходи, Емеля, за водой!»
Здесь поможет метод образования глаг. в прош. вр. из его начальной формы. Зададим вопрос к связанному слову:
Невестка (что сделала?) – попросила.
В полученном слове окончание «-а», значит – это ж.р.
В статье был рассмотрен важный признак глагола – категория рода. Для его изучения потребовалось вспомнить и о других формах: о временах действия, о числах. Теперь известно, какие окончания в прошедшем вр., как образуются такие формы слова, какие есть закономерности и др.
И если когда-нибудь снова потребуется определить в упражнении род глагола – возвращайтесь для восполнения знаний!