Как найти глагол в личной форме

Личные и безличные глаголы

Личные и без­лич­ные гла­го­лы — это сло­ва, кото­рые отли­ча­ют­ся нали­чи­ем и отсут­стви­ем кате­го­рии лица. Выясним, что такое лич­ные и без­лич­ные гла­го­лы в рус­ском язы­ке, какие име­ют грам­ма­ти­че­ские и син­так­си­че­ские особенности.

Прежде чем узнать, как отли­чить лич­ные гла­го­лы от без­лич­ных, напом­ним, что гла­гол — это само­сто­я­тель­ная часть речи, кото­рая обо­зна­ча­ет дей­ствие или состо­я­ние пред­ме­та. Это общее поня­тие охва­ты­ва­ет все сло­ва этой части речи, кото­рые могут обо­зна­чать дей­ствие по-разному: как при­над­ле­жа­щее какому-то лицу, так и совер­ша­е­мое без уча­стия дея­те­ля. С этой точ­ки зре­ния в рус­ском язы­ке про­ти­во­по­став­ля­ют­ся гла­го­лы, име­ю­щие лич­ные фор­мы, и без­лич­ные глаголы.

Личные глаголы

В рус­ском язы­ке обыч­но дей­ствие выпол­ня­ет лицо или пред­мет, обо­зна­чен­ный оду­шев­лён­ным или неоду­шев­лён­ным суще­стви­тель­ным:

  • я (что сде­лаю?) расскажу;
  • ты (что дела­ешь?) учишь;
  • девоч­ка прыгает;
  • дождь идёт

Все эти сло­ва име­ют грам­ма­ти­че­скую кате­го­рию лица. Лицо гла­го­ла выра­жа­ет, кто совер­ша­ет действие.

Глаголы, свя­зан­ные с про­из­во­ди­те­лем дей­ствия и име­ю­щие кате­го­рию лица, обра­зу­ют лич­ные формы.

Слова, обо­зна­ча­ю­щие дей­ствие, изме­ня­ют­ся по лицам и чис­лам в фор­мах насто­я­ще­го и буду­ще­го вре­ме­ни изъ­яви­тель­но­го накло­не­ния. Каждая фор­ма гла­го­ла име­ет харак­тер­ное окон­ча­ние и соче­та­ет­ся с соот­вет­ству­ю­щим лич­ным местоимением.

Убедимся в этом, обра­зо­вав лич­ные фор­мы насто­я­ще­го вре­ме­ни гла­го­ла несо­вер­шен­но­го вида «учить»:

  • 1 лицо я уч у — мы уч им
  • 2 лицо ты уч ишь — вы уч ите
  • 3 лицо он уч ит — они уч ат

Понаблюдаем, какие лич­ные фор­мы име­ет гла­гол совер­шен­но­го вида «рас­ска­зать» в буду­щем времени:

  • 1 лицо я рас­ска­жу — мы рас­скаж ем
  • 2 лицо ты рас­скаж ешь — вы рас­скаж ете
  • 3 лицо он рас­скаж ет — они рас­скаж ут

Итак, боль­шин­ство гла­го­лов рус­ско­го язы­ка обра­зу­ют грам­ма­ти­че­ские фор­мы с харак­тер­ны­ми лич­ны­ми окон­ча­ни­я­ми и соче­та­ют­ся с место­име­ни­я­ми «я», «ты», «вы», «мы», «он», «они». Такие сло­ва име­ют так­же неспря­га­е­мые гла­голь­ные фор­мы при­ча­стий и деепричастий:

  • спо­рить — спо­ря­щий, спро­сив­ший, споря;
  • рас­ска­зать — рас­ска­зав­ший, рас­ска­зан­ный, рассказав.

В дву­со­став­ном пред­ло­же­нии гла­го­лы в лич­ной фор­ме выпол­ня­ют чаще все­го роль ска­зу­е­мо­го и соче­та­ют­ся с под­ле­жа­щим, выра­жен­ным сло­вом в име­ни­тель­ном падеже.

Мы любу­ем­ся раз­но­цвет­ной раду­гой, навис­шей над лесом.

Река катит вол­ны пря­мо к берегу.

В рус­ском язы­ке этим сло­вам про­ти­во­сто­ят гла­го­лы, кото­рые не име­ют пол­но­го набо­ра спря­га­е­мых и неспря­га­е­мых грам­ма­ти­че­ских форм.

Безличные глаголы

В пред­ло­же­нии ряд гла­го­лов не могут соче­тать­ся с под­ле­жа­щим в фор­ме име­ни­тель­но­го паде­жа. Они обо­зна­ча­ют дей­ствия или состо­я­ния, кото­рые про­те­ка­ют сами по себе и не про­из­во­дят­ся каким-либо лицом или предметом.

Эти гла­го­лы не соот­но­сят­ся с дей­ству­ю­щим лицом ни по смыс­лу, ни грам­ма­ти­че­ски, то есть не име­ют кате­го­рии лица. Их так и назы­ва­ют — без­лич­ные.

Безличные глаголы

Безличные гла­го­лы выражают:

1. состо­я­ние чело­ве­ка, не зави­ся­щее от его воли:

  • тош­нит
  • зно­бит
  • нездо­ро­вит­ся

2. состо­я­ние при­ро­ды или дей­ствия сти­хий­ных сил:

  • рас­све­тать
  • скво­зить
  • под­мо­ро­зить
  • смер­кать­ся

3. воз­мож­ность дей­ствия, дол­жен­ство­ва­ние, предположение:

  • хочет­ся
  • кажет­ся
  • сле­ду­ет
  • подо­ба­ет

В отли­чие от боль­шин­ства слов этой части речи без­лич­ные гла­го­лы не име­ют пол­ной пара­диг­мы грам­ма­ти­че­ских форм. У них мож­но указать

1. началь­ную фор­му (инфи­ни­тив):

  • зно­бить
  • хму­рить­ся

2. фор­мы насто­я­ще­го, буду­ще­го вре­ме­ни изъ­яви­тель­но­го накло­не­ния, сов­па­да­ю­щие с фор­мой 3 лица обыч­но­го гла­го­ла, или про­шед­ше­го вре­ме­ни сред­не­го рода:

3. фор­му услов­но­го наклонения

Чуточку под­мо­ро­зи­ло бы, что­бы ста­ло не так сыро.

Ряд без­лич­ных гла­го­лов обра­зу­ют­ся с помо­щью пост­фик­са -ся/-сь:

  • мастер гово­рит — неда­ром говорится;
  • маль­чик пишет — лег­ко пишется;
  • она верит — верит­ся не всегда.

Имеем в виду, что неко­то­рые лич­ные фор­мы гла­го­лов исполь­зу­ют­ся в роли без­лич­ных, когда не соот­но­сят­ся с про­из­во­ди­те­лем действия.

Сравним:

Кто-то стуч ит в дверь. — Стуч ит в вис­ках от напряжения.

Как видим, ряд без­лич­ных гла­го­лов сов­па­да­ют с лич­ны­ми фор­ма­ми обыч­ных гла­го­лов. Как их без­оши­боч­но различать?

Как отличить безличные глаголы?

Безличный гла­гол, сов­па­да­ю­щий с лич­ной фор­мой обыч­но­го гла­го­ла, отли­ча­ем в кон­тек­сте по харак­тер­ным признакам:

  1. без­лич­ный гла­гол обо­зна­ча­ет дей­ствие, кото­рое совер­ша­ет­ся само по себе, и не свя­зан по смыс­лу с лицом или предметом;
  2. без­лич­ный гла­гол не соче­та­ет­ся со сло­вом в фор­ме име­ни­тель­но­го падежа;
  3. без­лич­ный гла­гол явля­ет­ся ска­зу­е­мым в одно­со­став­ном без­лич­ном предложении.

Глагол в лич­ной фор­ме, напро­тив, обо­зна­ча­ет дей­ствие, кото­рое соот­но­сит­ся с лицом или пред­ме­том, и исполь­зу­ет­ся в дву­со­став­ном пред­ло­же­нии. Он состав­ля­ет грам­ма­ти­че­скую осно­ву с под­ле­жа­щим в фор­ме име­ни­тель­но­го паде­жа, обо­зна­ча­ю­щим про­из­во­ди­те­ля это­го действия.

Безличные глаголы

В каче­стве при­ме­ра раз­бе­рем по чле­нам пред­ло­же­ния сле­ду­ю­щие высказывания:

Ветер (сущ. в и. п. ) несёт жел­тые листья по дороге.

Откуда-то несёт горе­чью (сущ. в т. п.) пожарища.

Приведем при­ме­ры пред­ло­же­ний с без­лич­ны­ми глаголами.

Примеры

Всех рас­стро­и­ло , что нель­зя ниче­го изме­нить в этой ситуации.

Под звёзд­ным небом у кост­ра хоро­шо поёт­ся .

Капает из-под кры­ши пря­мо на крыльцо.

Видеоурок

Личные и неличные формы глагола

личные и неличные формы глагола

Личные и неличные формы глагола – одна из ключевых особенностей английской грамматики. С личными формами глагола изучающие язык чаще всего знакомы достаточно близко и активно употребляют их в речи. Однако глагольные формы, относящиеся к категории неличных, могут вызывать некоторые сложности в использовании. Впрочем, разобраться с ними не так сложно: знание правил употребления, значения, немного практики – и еще один грамматический аспект английского языка будет освоен.

Личные формы глагола в английском языке

Даже не зная специальных языковых формулировок, можно с легкостью понять, что такое личная форма глагола. Изначально глагол выражает действие и в личной форме проявляет следующие грамматические категории:

Число

Изменение глагола по лицам удобнее всего отслеживать в простом настоящем времени, когда в третьем лице и единственном числе у него появляется окончание –s.

He goes to the club every Friday. – Он ходит в клуб каждую пятницу.

We go to the sea every summer. – Мы ездим на море каждое лето.

Our family moved to Italy three months ago. – Наша семья переехала в Италию три месяца назад.

Форма 2 лица (you)

You talk so slowly, be a little faster, please. – Ты говоришь так медленно, будь быстрее, пожалуйста.

Форма 3 лица (he, she, it, they)

They want to join us tomorrow. – Они хотят присоединиться к нам завтра.

Наклонение

Indicative Mood (Изъявительное наклонение)

Jim lives in that big grey house. – Джим живет в том большом сером доме.

Imperative Mood (Повелительное наклонение)

Go down the street and then turn left. – Идите вниз по улице, а потом поверните налево.

Subjunctive Mood (Сослагательное наклонение)

I wish I told him about my feelings. – Как бы я хотела рассказать ему о своих чувствах.

Стоит сказать, что глагол в повелительном наклонении, выражающем побуждение, также относят к личной форме. Все дело в том, что он является сказуемым к подлежащему you, которое подразумевается в таких предложениях.

Видовременная форма

Видовременная форма выражает время, аспект (Indefinite, Continuous, Perfect, Perfect Continuous) и пассивный либо страдательный залог (Passive Voice и Active Voice)

The scientists will present the results of their research tomorrow. – Завтра ученые представят результаты исследований.

Granny has just cooked the dinner. – Бабушка только что приготовила обед.

The palace was built in the 16th century. – Дворец был построен в 16 веке.

Уже на основе примеров видно, что глагол в личной форме можно встретить почти в каждом предложении в английской речи. Изменение по лицам и числам (спряжение), употребление в необходимом нам времени или в нужном залоге – все это и есть осуществление личных форм глагола.

Еще одно важное замечание – во всех упомянутых выше ситуациях данная часть речи является сказуемым независимо от формы спрягаемого глагола.

Неличные формы глагола в английском языке

Как уже выяснилось выше, личная форма глагола не только характеризует действие, но и выражает отношение к исполнителю и времени самого действия, что позволяет ей быть полноценным сказуемым. Однако неличные формы не обладают подобными возможностями – у них нет лица и числа, а видовременные конструкции с ними неизменяемые.

Чтобы узнать больше об особенностях их употребления, рассмотрим подробнее основные неличные формы глагола – герундий, инфинитив и причастие.

Инфинитив (Infinitive)

Изначально инфинитив – своего рода база, на основе которых образуются как неличные, так и личные формы глагола. Инфинитив употребляется в предложениях с частицей to или без нее – последнее характерно для следующих случаев:

  • с модальными глаголами;
  • глаголами, выражающими чувства и ощущения (hear, see, smell, feel);
  • с глаголами let, make, have, will;
  • в сочетании с would rather и had better.

Инфинитив может быть как частью составного сказуемого, так и выступать в качестве подлежащего, дополнения, определения и обстоятельства.

I like to play violin. – Я люблю играть на скрипке.

I decided not to enter the university. – Я решил не поступать в университет.

To work with him is a torture. – Работать с ним – пытка.

She was the last to come. – Она пришла последней.

Let them clean their room by themselves. – Пусть они уберут комнату сами.

Какие формы глаголов бывают в русском языке

Сложно переоценить роль глагола в русской речи и возможности, которые он дает для передачи состояния явлений, среды, общественной жизни и деятельности человека. По частоте употребления в переписке и ежедневном общении эта составляющая речевых оборотов занимает второе место после существительного. Уже в 3 классе школьники знакомятся с определением и познают, какие формы глаголов бывают в русском языке

Особенности глагола

Вряд ли кто-то задумывается в процессе говорения о морфологических составляющих высказывания. Именно посредством глаголов (ГЛ) описывают происходящее, обозначают действие, дают оценку сообщаемому. Основные вопросы, на которые отвечает его неопределенная форма – «Что делать?», «Что сделать?». Для глагола характерны постоянные и непостоянные признаки, что определяется его общим грамматическим значением.

Какие формы глаголов бывают в русском языке

Отличительная особенность – все глаголы называют действие, но при этом каждый из них передает отдельное, конкретное значение и смысловой оттенок. Может обозначать:

  1. физическую активность (строить, косить, рубить);
  2. умственную, речевую деятельность (анализировать, декламировать, замечать);
  3. передвижение предметов и объектов в пространстве (плыть, ехать, лететь);
  4. физиологическое и эмоциональное состояние (ненавидеть, плакать, удивлять и др).

Кроме ГЛ с полным лексическим значением, есть такие, которые служат как средства передачи модальности, формообразования и установления синтаксической связи с именной частью сказуемого.

Неспрягаемые формы

По способности образовывать лично-временные формы все глаголы русского языка делятся на спрягаемые и неспрягаемые. Если учесть, что спряжение свойственно только ГЛ изъявительного наклонения, чтобы различить эти две группы, достаточно попробовать определить модальность заданной формы. Выразить побуждение или условие с помощью причастия и деепричастия не получится, поэтому их относят к неспрягаемым. Сюда же условно, для упрощения списка, относят и инфинитив.

Какие формы глаголов бывают в русском языке

Причастие

Причастие объединяет в себе ряд признаков, присущих глаголу (вид, время, возвратность) и прилагательному (склонение, способность образовывать краткие формы и согласовываться с существительным). Причастие отражает свойства среды, предметов или событий по действию: пишущий, едущий, огорчаемый, обрезанный.

Какие формы глаголов бывают в русском языке

Причастие, как и прилагательное, имеет род, падеж, число. Благодаря указанной особенности, эта часть речи согласуется с существительным:

  • напечатанный текст (ед. ч., мужской род);
  • напечатанные тексты (мн. ч.);
  • о напечатанном тексте (предложный падеж).

Деепричастие

Для деепричастия характерен признак, свойственный наречию – неизменяемость, а также вид и возвратность, присущие глаголу.

Задача этой формы глагола – обозначить дополнительное действие, в устной речи его заменяют синонимичныой конструкцией с однородным сказуемым:

  • Человек шел по дороге, восхищаясь солнечным днем. – Человек шел по дороге и восхищался солнечным днем.

Инфинитив – особая форма глагола

Исходная форма глагола, инфинитив, служит отправной точкой для образования большинства других форм ГЛ. В нем содержится информация о не/завершенности, не/переходности, не/возвратности, принадлежности к группе спряжения, зато невозможно определить наклонение, а следовательно – и других изменяемых свойств. Поэтому инфинитив также относят к неспрягаемым – грамматическим формам с признаками глагола в неполном составе. Отвечает на стандартные для этой части речи вопросы «Что делать?», «Что сделать?» и заканчиваются на -ть, -ти, -чь. При этом в ГЛ последнего типа (лечь, жечь, сечь) -чь – это часть корня.

Инфинитив только называет идею действия, поэтому не связан с категорией времени. У данной формы лицо и число также не определяется.

В отличие от других форм глагола,синтаксическая функция инфинитива гораздо шире – в предложении может выступать не только в роли сказуемого, но и подлежащего, обстоятельства:

  • Выдать главную тайну – предать доверие.

Признаки спрягаемых форм

Все глагольные формы, за исключением инфинитива, причастия и деепричастия, относят к спрягаемым, имеющим постоянные и непостоянные признаки/

Какие формы глаголов бывают в русском языке

В список непостоянных признаков входят:

  • наклонение;
  • род;
  • время;
  • лицо;
  • число.

Каждый из обозначенных признаков характеризуется рядом особенностей.

Время

Название «непостоянные» указывает на то, что глагол изменяется по временам, но это касается только форм изъявительного наклонения.

Так, в зависимости от времени, глаголы будут изменяться следующим образом:

    Настоящее время.Отражает событие или действие, одновременное с сообщением о нем. Иногда обозначает процесс, который происходил когда-то, либо описывает то, что еще не произошло, при этом сохраняет формальные показатели настоящего времени.
    Представляю себе, что я уже в отпуске, лежу на пляже.Захожу я вчера домой – и вижу постороннего в кухне.

Род, лицо и число

В список непостоянных признаков глаголов изъявительного наклонения, кроме времени, входит число, род, а также лицо.

Что касается рода, этот грамматический признак присущ не всем глаголам, а лишь формам прошедшего времени или условного наклонения:

  • мужской (читал – читал бы);
  • женский (изучала – изучала бы);
  • средний (светило – светило бы).

Глаголы настоящего и будущего времени изменяются по лицам:

  • 1-е лицо обозначает, что о действии сообщает говорящий (я мечтаю, мы смеемся);
  • 2-е лицо означает, что процесс осуществляет собеседник (ты читаешь, вы рассказываете);
  • 3-е лицо указывает на факт, что о действии повествует лицо, которое только наблюдает и не участвует в его осуществлении (он, она, оно бежит, они бегут).

Формы глаголов могут быть в единственном и множественном числе.

Какие формы глаголов бывают в русском языке

Наклонение

Категория наклонения в русском языке, означающая объективность, необходимость или возможность действия, в арсенале имеет три формы. По словообразовательным особенностяи каждой из них можно понять, идет речь о реальных событиях, возможных при некоторых обстоятельствах либо желательных для исполнения.

Какие формы глаголов бывают в русском языке

Благодаря множеству форм глагола, используемых в русском языке, письменная и устная речь становится богаче, приобретает эмоциональную окраску, помогает выразить происходящие события не в застывшем виде, а в развитии. Человек, владеющий грамматикой и правильно использующий глагольные формы, является интересным собеседником и оратором.

[spoiler title=”источники:”]

https://russkiiyazyk.ru/chasti-rechi/glagol/lichnye-i-bezlichnye.html

https://lim-english.com/pravila-anglijskogo-yazyka/lichnye-i-nelichnye-formy-glagola/

https://kakpishem.ru/chasti-rechi/glagol/kakie-formy-glagolov-byvayut-v-russkom-yazyke.html

[/spoiler]

Личные и безличные глаголы — это слова, которые отличаются наличием и отсутствием категории лица. Выясним, что такое личные и безличные глаголы в русском языке, какие имеют грамматические и синтаксические особенности.

Прежде чем узнать, как отличить личные глаголы от безличных, напомним, что глагол — это самостоятельная часть речи, которая обозначает действие или состояние предмета. Это общее понятие охватывает все слова этой части речи, которые могут обозначать действие по-разному: как принадлежащее какому-то лицу, так и совершаемое без участия деятеля. С этой точки зрения в русском языке противопоставляются глаголы, имеющие личные формы, и безличные глаголы.

Личные глаголы

В русском языке обычно действие выполняет лицо или предмет, обозначенный одушевлённым или неодушевлённым существительным:

  • я (что сделаю?) расскажу;
  • ты (что делаешь?) учишь;
  • девочка прыгает;
  • дождь идёт

Все эти слова имеют грамматическую категорию лица. Лицо глагола выражает, кто совершает действие.

Глаголы, связанные с производителем действия и имеющие категорию лица, образуют личные формы.

Слова, обозначающие действие, изменяются по лицам и числам в формах настоящего и будущего времени изъявительного наклонения. Каждая форма глагола имеет характерное окончание и сочетается с соответствующим личным местоимением.

Убедимся в этом, образовав личные формы настоящего времени глагола несовершенного вида «учить»:

  • 1 лицо  я учу  — мы учим
  • 2 лицо  ты учишь — вы учите
  • 3 лицо  он учит — они учат

Понаблюдаем, какие личные формы имеет глагол совершенного вида «рассказать» в будущем времени:

  • 1 лицо  я расскажу — мы расскажем
  • 2 лицо  ты расскажешь — вы расскажете
  • 3 лицо  он расскажет — они расскажут

Итак, большинство глаголов русского языка образуют грамматические формы с характерными личными окончаниями и сочетаются с местоимениями «я», «ты», «вы», «мы», «он», «они». Такие слова имеют также неспрягаемые глагольные формы причастий и деепричастий:

  • спорить — спорящий, спросивший, споря;
  • рассказать — рассказавший, рассказанный, рассказав.

В двусоставном предложении глаголы в личной форме выполняют чаще всего роль сказуемого и сочетаются с подлежащим, выраженным словом в именительном падеже.

Мы любуемся разноцветной радугой, нависшей над лесом.

Река катит волны прямо к берегу.

В русском языке этим словам противостоят глаголы, которые не имеют полного набора спрягаемых и неспрягаемых грамматических форм.

Безличные глаголы

В предложении ряд глаголов не могут сочетаться с подлежащим в форме именительного падежа. Они обозначают действия или состояния, которые протекают сами по себе и не производятся каким-либо лицом или предметом.

К вечеру больного лихорадит.

Давно уже стемнело.

Эти глаголы не соотносятся с действующим лицом ни по смыслу, ни грамматически, то есть не имеют категории лица. Их так и называют — безличные.

Безличные глаголы

Безличные глаголы выражают:

1. состояние человека, не зависящее от его воли:

  • тошнит
  • знобит
  • нездоровится

2. состояние природы или действия стихийных сил:

  • рассветать
  • сквозить
  • подморозить
  • смеркаться

3. возможность действия, долженствование, предположение:

  • хочется
  • кажется
  • следует
  • подобает

В отличие от большинства слов этой части речи безличные глаголы не имеют полной парадигмы грамматических форм. У них можно указать

1. начальную форму (инфинитив):

  • знобить
  • хмуриться

2. формы настоящего, будущего времени изъявительного наклонения, совпадающие с формой 3 лица обычного глагола, или прошедшего времени среднего рода:

Его знобит.

Его будет знобить.

Его знобило.

3. форму условного наклонения

Чуточку подморозило бы, чтобы стало не так сыро.

Ряд безличных глаголов образуются с помощью постфикса -ся/-сь:

  • мастер говорит — недаром говорится;
  • мальчик пишет — легко пишется;
  • она верит — верится не всегда.

Имеем в виду, что некоторые личные формы глаголов используются в роли безличных, когда не соотносятся с производителем действия.

Сравним:

Кто-то стучит в дверь. — Стучит в висках от напряжения.

Как видим, ряд безличных глаголов совпадают с личными формами обычных глаголов. Как их безошибочно различать?

Как отличить безличные глаголы?

Безличный глагол, совпадающий с личной формой обычного глагола, отличаем в контексте по  характерным признакам:

  1. безличный глагол обозначает действие, которое совершается само по себе, и не связан по смыслу с лицом или предметом;
  2. безличный глагол не сочетается со словом в форме именительного падежа;
  3. безличный глагол является сказуемым в односоставном безличном предложении.

Глагол в личной форме, напротив, обозначает действие, которое соотносится с лицом или предметом, и используется в двусоставном предложении. Он составляет грамматическую основу с подлежащим в форме именительного падежа, обозначающим производителя этого действия.

Безличные глаголы

В качестве примера разберем по членам предложения следующие высказывания:

Ветер (сущ. в и. п.) несёт желтые листья по дороге.

Откуда-то несёт горечью  (сущ. в т. п.) пожарища.

Приведем примеры предложений с безличными глаголами.

Примеры

Как дует из-под двери!

Всех расстроило, что нельзя ничего изменить в этой ситуации.

Здесь явно стало сквозить.

Под звёздным небом у костра хорошо поётся.

Капает из-под крыши прямо на крыльцо.

Видеоурок

Тест

В русском языке можно выделить следующие формы глаголов: начальная (неопределенная) форма и личная форма.

  • Начальная (неопределенная) форма глагола не указывает на того, кто совершает действие.
  • Личная форма глагола: указывают на того (тех), кто совершает действие.

Начальная форма глагола

Начальная (неопределенная) форма глагола — это неизменяемая форма, у которой нельзя определить время, лицо, число и род. Она только называет глагольное действие, процесс или состояние независимо от того, когда, кем и как это действие, процесс или состояние осуществляются.

Неопределенную форму глагола называют инфинитивом, потому что в переводе с латыни infinitivus значит неопределенный.

Разбор начальной формы глаголов в русском языке

  • Отвечает на вопросы что делать? (несовершенного вида) что сделать? (совершенного вида).
  • Не имеют времени, лица, числа и рода: летать, прилететь.
  • Не изменяется (нет окончания).

Образование начальной формы

Образуется с помощью суффиксов:

  • -ть, -сть (бороться, спать);
  • -ти, -сти (прийти, зайти);
  • -чь (стричь, достичь).

Суффиксы  в основу глагола не включаются, так как они образуют форму глагола, а не новое слово.

  • Если перед суффиксом —ть- стоит гласный звук, он также является суффиксом (стоять, молчать, хотеть, скакать).
  • Если перед суффиксом -ти—  стоит согласный звук, он является частью корня (пойти, нести, везти, ползти).

Начальная форма + вид глагола: совершенный и несовершенный

  • Инфинитивы совершенного вида говорят о том, что действие уже совершено или будет совершено, о том, что результат уже есть или еще будет. Глаголы совершенного вида отвечают на вопрос «что сделать?»: переписать, помыть.
  • Инфинитив несовершенного вида выражает действия, которые продолжаются во времени, и не имеют конкретной привязки. Глаголы несовершенного вида отвечают на вопрос «что делать?»: готовить, отдавать.

Примеры

  • что делать? играть, читать ;
  • что сделать? поиграть, почитать.

В предложении

В предложении глаголы в форме инфинитива могут быть частью составного сказуемого, сказуемым, подлежащим, в редких случаях определением, дополнением или обстоятельством.

Для старших классов:

  • Возвратность: возвратные глаголы неопределенной формы отличаются от невозвратных наличием постфиксов или возвратных суффиксов:
    • -ся-, если корень слова оканчивается на согласный: умыл — умылся;
    • -сь-, если корень слова оканчивается на гласный: сложить — сложилось.
  • Переходность:
    • переходные глаголы могут сочетаться с существительным, местоимением в винительном падеже без предлога. Они передают действие на объект. После переходного глагола можно поставить вопрос «что?» или «кого?»:читать (что?) статью;
    • непереходные не передают действие и после них неуместны вопросы «что?», «кого?»: веселиться, летать.

Личная форма глагола

Личная форма глагола – это спрягаемая форма глагола, то есть изменяющаяся по лицам, числам, временам и наклонениям, выполняющая в предложении функцию сказуемого. То есть,  когда действие выполняет лицо или предмет, обозначенный одушевлённым или неодушевлённым существительным. Например: я расскажу; ты учишь; девочка прыгает; дождь идёт.

Разбор начальной формы глаголов в русском языке

  • К глаголам личной формы можно подставить местоимения: (я) говорю, (ты) говоришь, (он) говорит, (мы) говорим, (вы) говорите, (они) говорят.
  • Образуются с помощью окончаний.
  • Форма прошедшего времени образуется с помощью суффикса -Л-, который образует форму слова и в основу глагола не включается.
  • У глаголов настоящего и бу­дущего времени есть число и лицо
  • У глаголов прошедшем времени есть число и род.

Примеры:

  • я (что делаю?) рассказываю;
  • ты (что делаешь?) учишь;
  • девочка (что делала?) рисовала;
  • они (что сделают?) придут.

В предложении

В предложении личные глаголы выступают в качестве сказуемого.

Определение формы глагола необходимо при морфологическом разборе.

Лицо и окончания глаголов

Для начала вспомним определение глагола.

Глагол — часть речи, которая обозначает действие или состояние как процесс и выражает это значение при помощи категорий вида, залога, наклонения, времени и лица.

Глаголы отвечают на вопросы: «что делать?», «что сделать?», «что делал?», «что сделал?», «что делает?», «что будет делать?».

Каждый глагол в форме настоящего или будущего времени можно соотнести с определенным лицом или с участником речи:

  • я (что делаю?) играю;
  • ты (что делаешь?) играешь;
  • он, она, оно (что делает?) играет.

Личная форма глагола — это такая форма, в которой глагол изменяется по лицам.

С точки зрения грамматики лицо глагола выражается с помощью окончания, которое называется личным. Личные окончания глаголов сопряжены с местоимениями, с помощью которых можно обозначить лицо, которое выполняет действие или участвует в нем.

В русском языке есть три формы лица глагола в единственном и множественном числе:

1. Первое лицо показывает, что субъект действия — говорящий:

  • я плаваю — мы плаваем;
  • я смеюсь — мы смеемся.

2. Второе лицо отражает действие собеседника:

  • ты плаваешь — вы плаваете;
  • ты смеешься — вы смеетесь.

3. Третье лицо указывает на то, что субъект действия не является ни говорящим, ни собеседником:

  • он, она, оно плавает — они плавают;
  • он, она, оно смеется — они смеются.

Спряжение и личные окончания глаголов

Форма лица, соот­не­сен­ная с дея­те­лем, выра­жа­ет­ся с помо­щью лич­ных окон­ча­ний, кото­рые раз­ли­ча­ют­ся у раз­ных глаголов.

Способность гла­го­лов изме­нять­ся по лицам и чис­лам назы­ва­ет­ся спря­же­ни­ем.

Спряжение глагола

В зави­си­мо­сти от систе­мы лич­ных окон­ча­ний боль­шин­ство гла­го­лов рус­ско­го язы­ка отно­сят к пер­во­му или вто­ро­му спряжению.

Таблица спряжения глаголов

Личные окон­ча­ния гла­го­лов I спряжения
Лицо Окончания Примеры
Ед. ч. Мн. ч. Ед. ч. Мн. ч.
1-е -у (-ю) -ем (-ём) иду, узнаю идем, узна­ем
2-е -ешь (-ёшь) -ете (-ёте) идешь, узна­ешь иде­те, узнаете
3-е -ет (-ёт) -ут (-ют) идет, узна­ет идут, узна­ют
Личные окон­ча­ния гла­го­лов II спряжения
Лицо Окончания Примеры
Ед. ч. Мн. ч. Ед. ч. Мн. ч.
1-е -у (-ю) -им слав­лю, научу сла­вим, научим
2-е -ишь -ите сла­вишь, научишь сла­ви­те, научите
3-е -ит -ат (-ят) сла­вит, научит сла­вят, научат

Легко опре­де­лить спря­же­ние у гла­го­лов с удар­ны­ми окон­ча­ни­я­ми, например

петь:

  • 1 лицо  я пою́ — мы поём
  • 2 лицо  ты поёшь -вы поёте
  • 3 лицо  девоч­ка поёт — дети пою́т.

Значит, гла­гол «петь» пер­во­го спряжения.

Узнаем, какое спря­же­ние име­ет глагол

лете́ть

  • 1 лицо  я лечу́ — мы лети́м
  • 2 лицо  ты лети́шь — вы лети́те
  • 3 лицо  само­лёт лети́т — пушин­ки летя́т.

А этот гла­гол, несмот­ря на конеч­ное -еть, отне­сем в соот­вет­ствии с удар­ны­ми окон­ча­ни­я­ми ко вто­ро­му спряжению.

Как определить спряжение глагола
Спряжение глагола правило
Образец рассуждения
Разноспрягаемые глаголы

Окончания глаголов 1-го спряжения

Если у глагола безударное личное окончание, то спряжение следует определять по инфинитиву (неопределенной форме).

Вспомним правило:

Глагол относится к первому спряжению, если его инфинитив (начальная форма) оканчивается на “-ать (-ять)”, “-еть”, “-уть”, “-оть”.

После определения спряжения по инфинитиву определить личное окончание глагола не составит труда. Воспользуемся следующим правилом:

Глаголы первого спряжения в личной форме оканчиваются на: “-у (-ю)”, “-ешь”, “-ет”, “-ем”, “-ете”, “-ут (-ют)”.

Личные окончания глаголов 1-го спряжения
Лицо Окончания Примеры
Единственное число Множественное число Единственное число Множественное число
1-е (я, мы) -у/-ю -ем/-ём я пою, я еду мы поём, мы едем
2-е (ты, вы) -ешь/-ёшь -ете/-ёте ты поёшь, ты едешь вы поёте, вы едете
3-е (он, она, оно, они) -ет/-ёт -ут/-ют он поёт, он едет они поют, они едут

Примечание: глагол “едем” в таблице употреблен в значении “ехать, передвигаться”.

На примере глагола “болеет” определим спряжение.

В глаголе “болеет” вторая гласная “е” находится в безударном положении, поэтому многие совершают ошибки при написании (болеит -неверное написание).

1. Начальная форма – болеть

2. Перед окончанием “-ть” пишется суффикс “е”.

3. Инфинитив “болеть” оканчивается на “-еть”, поэтому он относится к первому спряжению (смотреть правило выше).

4. Так как инфинитив относится к первому спряжению, то глагол “болеет” будет оканчиваться на “-ет” (смотреть правило выше).

Окончания глаголов второго спряжения

У мно­гих гла­го­лов окон­ча­ния явля­ют­ся без­удар­ны­ми, что доста­вит затруд­не­ния в их напи­са­нии. Чтобы пра­виль­но выбрать окон­ча­ние гла­го­ла, опре­де­ля­ем его при­над­леж­ность к пер­во­му или вто­ро­му спря­же­нию по неопре­де­лен­ной фор­ме гла­го­ла. Так, ко вто­ро­му спря­же­нию отно­сят­ся:

1. гла­го­лы, закан­чи­ва­ю­щи­е­ся на -ить:

Примерыкосить, хва­лить, кле­ить, мучитьИсключениегла­го­лы «брить», «сте­лить» и одно­слож­ные (пить, лить и др.)

2. семь гла­го­лов, закан­чи­ва­ю­щих­ся на -еть:

Примерывидеть, вер­теть, оби­деть, зави­сеть, нена­ви­деть, тер­петь, смот­реть

3. четы­ре гла­го­ла, закан­чи­ва­ю­щих­ся на -ать:

Примерыслы­шать, дышать, дер­жать, гнать

Проспрягаем гла­гол «видеть»:

  • 1 лицоя ви́жу — мы ви́дим
  • 2 лицоты ви́дишь — вы ви́дите
  • 3 лицоон ви́дит — они ви́дят

Эти гла­го­лы — исклю­че­ния выучим с помо­щью сле­ду­ю­щей сти­хо­твор­ной запо­ми­нал­ки:Окончания глаголов 1 и 2 спряжения (таблица с примерами и исключениями)

Имеем в виду, что одно­ко­рен­ные гла­го­лы с при­став­ка­ми отно­сят­ся сюда же (воз­не­на­ви­деть, разо­гнать, вытер­петь и пр.). Убедимся в этом на при­ме­ре при­ста­воч­но­го гла­го­ла «рас­смот­реть», кото­рый име­ет без­удар­ные окон­ча­ния вто­ро­го спря­же­ния:

  • 1 лицо я рас­смотрю́ — мы рассмо́трим
  • 2 лицо ты рассмо́тришь — вы рассмо́трите
  • 3 лицо он рассмо́трит — они рассмо́трят.

Глаголы, которые не входят в 1 и 2 спряжения

В русском языке существуют и такие глаголы, которые нельзя отнести ни к 1 спряжению, ни ко 2 спряжению:

  • разноспрягаемые глаголы, которые имеют окончания обоих спряжений (бежать – бежит (2) – бегут (1); хотеть – хотим (2) – хочет (1) и др.);
  • глаголы с архаичными окончаниями (есть – ем; дать – дам и др.).Заключение

Правописание безударных личных окончаний глаголов

Личные окончания глаголов могут быть ударными и безударными.

Глаголы с ударными личными окончаниями не требуют дополнительной проверки, их спряжение определяется сразу. Безударные личные окончания мы проверяем инфинитивом глагола.

По правилу безударных личных окончаний глаголов ко II спряжению относятся:

  • Глаголы с инфинитивом на -ить (исключения: брить, зиждиться, стелить);
  • Семь глаголов с инфинитивом на -еть: вертеть, терпеть, обидеть, смотреть, видеть, ненавидеть, зависеть;
  • Четыре глагола с инфинитивом на -ать: слышать, гнать, держать, дышать.

Все остальные глаголы относятся к I спряжению.

Глаголы-исключения II спряжения
Запоминаем! Глагол стелить используется только в инфинитиве и прошедшем времени, личные глагольные формы образуются от глагола I спряжения стлать (стелешь — стелют).

Алгоритм написания безударных личных окончаний глаголов:

  1. Ставим глагол в неопределенную форму («что делать?», «что сделать?»).
  2. Выясним, какая гласная буква стоит перед окончанием -ть (ать, оть, уть, ить).
  3. По этой гласной букве определяем I или II спряжение (учитываем глаголы-исключения).
  4. Выбираем гласную букву е/и, а/я или у/ю в безударном окончании.

Безударные личные окончания глаголов школьники проходят в 4 классе. Если вы только начали изучать эту тему и хотите запомнить, как определить безударное личное окончание глагола — чаще обращайтесь к правилам и словарю.

Алгоритм определения окончания глаголов

1 этап. Чтобы определить спряжение глагола, надо узнать, ударным или безударным является его личное окончание. Существует два способа:

  1. Поставить глагол в третье лицо единственного числа (он, она, оно) и посмотреть, какая гласная отчетливо слышится. Если отчетливо слышится гласная буква Ё, это глагол I спряжения: плыть — плывёт, пить — пьёт. Если отчетливо слышится гласная буква И, то это глагол II спряжения: лететь — летит.
  2. Поставить глагол в третье лицо множественного числа (они) и посмотреть, какая гласная отчетливо слышится. Если слышится -УТ, -ЮТ, это глагол I спряжения: плыть — плывут. Если слышится -АТ, -ЯТ, то это глагол II спряжения: лететь — летят.
  3. Если оба способа не помогли, то перед нами глагол с безударным личным окончанием, переходим ко 2-му этапу.

2 этап. Если глагол оказался с безударным личным окончанием, то его спряжение определяется по инфинитиву. При определении инфинитива: вид глагола не менять, -СЯ не отбрасывать, приставку ВЫ- отбросить! Исключить разноспрягаемые глаголы: ХОТЕТЬ, БЕЖАТЬ, а также особо спрягаемые ДАТЬ, ЕСТЬ (впрочем последние и не должны попасть на этот этап, так как у них ударные окончания)

  • II спряжение: глаголы, оканчивающиеся в начальной форме на -ИТЬ (кроме глаголов БРИТЬ, СТЕЛИТЬ, ЗИЖДИТЬСЯ — они относятся к I спряжению ), а также глаголы-исключения ГНАТЬ, ДЕРЖАТЬ, ДЫШАТЬ, ЗАВИСЕТЬ, НЕНАВИДЕТЬ и ОБИДЕТЬ, а еще ТЕРПЕТЬ, ВЕРТЕТЬ, СЛЫШАТЬ, ВИДЕТЬ и СМОТРЕТЬ (включая все глаголы, образованные от глаголов-исключений).
  •  I спряжение: все остальные глаголы, а также глаголы-исключения БРИТЬ, СТЕЛИТЬ, ЗИЖДИТЬСЯ.

Окончания глаголов: как их определить, разбор с примерами

Следует запомнить правописание некоторых глаголов в инфинитиве!

  • веЯть, блеЯть, чуЯть, лаЯть, реЯть, таЯть, сеЯть, чаЯть и надеЯться, лелеЯть, кашлЯть, каЯться, стоЯть – их писать в  начальной форме надо только через  -Ять.
  • клеИть, вялИть, строИть, жалИть, метИть, молвИть и манИть, беспокоИться, осилИть, ездИть, бросИть, победИть – их писать в начальной форме надо только через -Ить.

Избыточные глаголы (имеют параллельные формы в зависимости от значения)

Окончания глаголов: как их определить, разбор с примерами

Источники

  • https://skysmart.ru/articles/russian/lichnye-okonchaniya-glagolov
  • https://RusskiiYazyk.ru/chasti-rechi/glagol/lichnye-okonchaniya-glagolov.html
  • https://RusskiiYazyk.ru/chasti-rechi/glagol/okonchaniya-glagolov-pervogo-i-vtorogo-spryazheniya.html
  • https://RusskiyPro.ru/bezudarnye-lichnye-okonchaniya-glagolov/
  • https://Sprint-Olympic.ru/uroki/russkij-jazyk-uroki/chasti-rechi/45427-okonchanija-glagolov-1-i-2-sprjazhenija-tablica-s-primerami-i-iskljuchenijami.html
  • https://obrazovaka.ru/russkiy-yazyk/tablica-spryazheniya-glagolov-s-isklucheniyami.html
  • https://uchitel.pro/%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BE%D0%BF%D0%B8%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D0%BB%D0%B8%D1%87%D0%BD%D1%8B%D1%85-%D0%BE%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D1%87%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B9-%D0%B3%D0%BB%D0%B0%D0%B3%D0%BE/

Наталья Васильевна

Наталья Васильевна

Учитель русского языка

Задать вопрос

( 2 оценки, среднее 3.5 из 5 )

1.Познакомить
с определением личной формы глагола.

2.Формировать
умение отличать начальную и личную формы глагола.

3.Формировать
умение находить личную форму глагола в предложении.

4.Формировать
умение образовывать личную форму глагола.

Формировать
умения:

1.
Овладевать действиями целеполагания, планирования, контроля, коррекции, а
также умением выбирать способы и средства, адекватные поставленным задачам.

2.
Контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение
на основании оценки и учета характеристики ошибок.

3.
Пользоваться знако-символическими средствами, логическими операциями,
навыками работы с информацией, навыками осознанного чтения.

4.
Общаться в диалоге, в группе, слушать своего товарища; оценить себя и своего
одноклассника; формулировать собственное мнение и позицию.

1.
Принимать и осваивать социальную роль обучающегося, развивать мотивы учебной
деятельности и формировать личностный смысл учения.

2.Развивать
навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

1.       
Организационный момент

– Мы начинаем наш урок.
На каждом уроке вы совершаете маленькое открытие.

– Давайте пожелаем друг
другу удачи! И пусть удача приведет каждого из вас к успеху.

2.       
Создание проблемной ситуации

Мы за партами сидим

И на доску все глядим,

Слушаем внимательно.

Все будет замечательно!

–  Что же вы делаете?

–  К какой части речи
относятся эти слова? Докажите.

– Кто совершил
действие? ВЫ совершили действие.

– Если я заменю слово
ВЫ на слово Я, как изменится форма глагола? Поменяйте слово Я, на слово ТЫ.

мы сидим               
я сижу            ты сидишь

мы глядим             
я гляжу           ты глядишь

мы слушаем           я
слушаю        ты слушаешь

– Какая часть речи помогла
изменить форму глагола?

– Давайте вспомним
личные местоимения.

Посовещайтесь и
назовите личные местоимения.

     – сидим,
гладим, слушаем

     – Это
глаголы, т.к. отвечают на вопрос «Что сделали?» и обозначают действие.

– Мы

– Местоимение.

1.       
Формулирование
темы урока

Прочитайте слова:

  
?                                      ?

сидим                               сидеть

глядим                           глядеть

слушаем                       
слушать

– Прочитайте те
глаголы, которые не указывают на того, кто совершает действие?

– В какой форме стоят
эти глаголы?

– Прочитайте те
глаголы, которые указывают на того, кто совершает действие. Какая
часть речи помогает нам понять, кто совершает действие?

– Может кто-то уже
знает, как называется такая форма глагола?

– Кто попробует
сформулировать тему нашего урока.

     Тема нашего
урока: Личные формы глагола.

2.       
Определение
учебной задачи урока

– Посмотрите на
лист достижений, вспомните учебные задачи по данной теме

– Какие пункты
плана освещают получение новых знаний на сегодняшнем уроке? Сформулируйте
задачи на сегодняшний урок (на слайде)

Это и есть наш
план урока

– сидеть,
глядеть, слушать

– в начальной
форме

– сели,
посмотрели

– личная форма,
помогает местоимение

– Личные формы
глагола. (Самостоятельно формулируют тему урока. Учитель корректирует в
случае необходимости)

– Формулируют
учебные задачи темы по листу самооценки. Он используется в течение всей темы

Учебный
результат

дата

дата

дата

дата

Знать
определение глагола.

Уметь
находить глаголы в предложении

 Знать
определение вида глагола

Уметь
определять вид глагола

Знать
определение начальной формы глагола

Уметь
определять начальную форму глагола

Знать
определение личной формы глагола

Уметь
определять личную форму глагола

Уметь
образовывать личную форму глагола

Уметь
определять лицо и число глагола

Знать
определение спряжения

Уметь
определять спряжение глагола

– Знать
определение личной формы глагола и образовывать глаголы в личной форме

1.Знакомство
с новым правилом

– С чего
начнём?


Попробуйте в парах сформулировать его, используя знания по этой теме. Возьмите
карточки и заполните пропуски.

Получилось?
Давайте сравним.

– Найдите
в учебнике урок 40.

– Сравните
с правилом в учебнике.  Исправьте, дополните, измените правило на карточке,
если вы допустили ошибку.

– Проверяем
правило, прочитаем, что у нас получилось. (по 1 строке 3 человек). У кого
так, поднимите руки.


Возьмите лист достижений. Может ли мы уже оценить себя?

– Следующий
пункт нашего плана.

Для
этого выполним упражнение 1. Прочитайте задание.

Какое
задание будете выполнять?


Как определить глагол в начальной форме?

Как
определить глагол в личной форме прочитайте в учебнике подсказку.

Подставить
личные местоимения

Распределим
глаголы в 2 столбика, давайте их назовём.

1
столбик – нач.форма глаг., 2 столбик – личн.форм.глаг.


Как будете рассуждать?

Продолжайте
самостоятельно. Можно совещаться в парах. Работаем до моей команды «Стоп!»

(2
человека у доски: 1 – нач.ф.глаг., 1 – личн.ф.глаг.)

нач.форма
глаг.                 личн.форма глаг.

поздравлять                     
(я) прыгаю

уметь


Проверьте. У кого правильно, поднимите руки.


Чему учились, выполняя это упражнение?

– Как определить личную форму глагола?


Оцените свою работу на листе самооценки, с точки зрения правильности
выполнения. Поставьте !,        ,?

2.Отработка
полученных знаний по умению применять правило.

Переходим к
следующему пункту плана нашего урока. Какая задача стоит перед нами? Чему мы
должны ещё научиться?

Посмотрите на
доску:  говорить

В какой форме
записан глагол на доске?

Попробуем образовать
личную форму глагола говорить и запишем в тетрадь подставляя местоимения.

Я… (я начинаю,
далее по 1 чел к доске)

Какая часть
слова изменилась?

Выделите
окончание (2 человека к доске)

– Сделаем вывод:
составим модель правила: «Как образуется личная форма глагола». Какую форму
мы учимся образовывать?

– С помощью чего
образуется личная форма глагола?

– Как же
образуется личная форма глагола?

– Давайте
поиграем и потренируемся. На столах у некоторых ребят лежат карточки синего и
розового цвета.

Ребята, у
которых розовые карточки, поднимите свои карточки. Что у вас записано?

У кого синие
карточки поднимите свои карточки. Что записано у вас?

– С помощью
местоимения и начальной формы мы будем образовывать личную форму.

– Первая пара с
карточками, подойдите ко мне.

– А мы запишем
личную форму вместе с местоимением, в строчку через запятую и выделим
окончание. Кто подскажет, что запишем?

– Посмотрите на
следующую пару. Подумайте, запишите.

Проверьте друг друга.
Сравните свою работу с работой соседа.

– Чему вы
учились, выполняя это задание?

Оцените
свою работу на листе достижений с точки зрения правильности !,      , ?

– С определения личной формы глагола

Глаголы
в личной форме указывают __________________________

Слов
личные образовано от слова __________________. Глаголы в личной форме связаны
с __________________________________

– стр.
102

– Нет,
мы пока не выучили ещё это правило.

– Будем
учиться определять личную форму глагола


Распределять в 2 столбика глаголы.


Задать вопрос


К глаголам в личной форме можно подставить слова я, ты, мы, вы, он, она, оно,
они.

Поздравлять
– что сделать? Это начальная форма глагола, записываю в 1 столбик. Уметь –
что делать? Это начальная форма глагола, записываю в 1 столбик. Прыгаю – я
прыгаю. Это личная форма глагола, записываю во 2 столбик.

– прыгаю
– я прыгаю; сделаешь – ты сделаешь; обучают – они обучают; поздравляем – мы
поздравляем; умеют – они умеют; сделаем – мы сделаем; получаете – вы
получаете; гуляем – мы гуляем; вызываю – я вызываю; воспитываете – вы
воспитываете; запоминаю – я запоминаю


Учились определять личную форму глагола

– Подставить
местоимение


Научиться образовывать личную форму глагола

– в
начальной

– я
говорю, ты говоришь, мы говорим, вы говорите, она говорит, они говорят


Окончание.

– Личную

– С
помощью местоимения и начальной формы глагола.

– Чтобы
образовать личную форму глагола надо подставить к начальной форме местоимение
и изменить глагол.


местоимение


начальная форма


Учились образовывать личную форму глагола.


Вернёмся к задачам урока. Все задачи выполнили?

– Предлагаю
проверить знания, выполнить задание.

В
тетради у вас лежат 2 карточки. На карточках № 1 с жёлтым кружочком задание
базового уровня. На карточке № 2 с оранжевым кружочком задание повышенного
уровня по теме сегодняшнего урока.

Посмотрите
на эти задания и выберите одну из карточек. После выполнения прошу оценить
себя, трудно ли вам было выполнять задание.


Вложите обе карточки в тетрадь, я их проверю и результат скажу на следующем
уроке.

– У кого
задание не вызвало затруднения? Молодцы, я проверю насколько ваши ощущения
совпали с вашими знаниями.

Следующий
раз на уроке русского языка мы увидимся после выходных, поэтому ваше домашнее
задание будет выучить правило на стр. 102-103.


Надеюсь новое открытие на сегодняшнем уроке пригодится вам на следующих
уроках.


Спасибо за работу на уроке! Вы молодцы! Урок окончен.

– Вспоминают
задачи урока

– Выполняют
задание на карточках.

Добавить комментарий