Личные и безличные глаголы
Личные и безличные глаголы — это слова, которые отличаются наличием и отсутствием категории лица. Выясним, что такое личные и безличные глаголы в русском языке, какие имеют грамматические и синтаксические особенности.
Прежде чем узнать, как отличить личные глаголы от безличных, напомним, что глагол — это самостоятельная часть речи, которая обозначает действие или состояние предмета. Это общее понятие охватывает все слова этой части речи, которые могут обозначать действие по-разному: как принадлежащее какому-то лицу, так и совершаемое без участия деятеля. С этой точки зрения в русском языке противопоставляются глаголы, имеющие личные формы, и безличные глаголы.
Личные глаголы
В русском языке обычно действие выполняет лицо или предмет, обозначенный одушевлённым или неодушевлённым существительным:
- я (что сделаю?) расскажу;
- ты (что делаешь?) учишь;
- девочка прыгает;
- дождь идёт
Все эти слова имеют грамматическую категорию лица. Лицо глагола выражает, кто совершает действие.
Глаголы, связанные с производителем действия и имеющие категорию лица, образуют личные формы.
Слова, обозначающие действие, изменяются по лицам и числам в формах настоящего и будущего времени изъявительного наклонения. Каждая форма глагола имеет характерное окончание и сочетается с соответствующим личным местоимением.
Убедимся в этом, образовав личные формы настоящего времени глагола несовершенного вида «учить»:
- 1 лицо я уч у — мы уч им
- 2 лицо ты уч ишь — вы уч ите
- 3 лицо он уч ит — они уч ат
Понаблюдаем, какие личные формы имеет глагол совершенного вида «рассказать» в будущем времени:
- 1 лицо я расскажу — мы расскаж ем
- 2 лицо ты расскаж ешь — вы расскаж ете
- 3 лицо он расскаж ет — они расскаж ут
Итак, большинство глаголов русского языка образуют грамматические формы с характерными личными окончаниями и сочетаются с местоимениями «я», «ты», «вы», «мы», «он», «они». Такие слова имеют также неспрягаемые глагольные формы причастий и деепричастий:
- спорить — спорящий, спросивший, споря;
- рассказать — рассказавший, рассказанный, рассказав.
В двусоставном предложении глаголы в личной форме выполняют чаще всего роль сказуемого и сочетаются с подлежащим, выраженным словом в именительном падеже.
Мы любуемся разноцветной радугой, нависшей над лесом.
Река катит волны прямо к берегу.
В русском языке этим словам противостоят глаголы, которые не имеют полного набора спрягаемых и неспрягаемых грамматических форм.
Безличные глаголы
В предложении ряд глаголов не могут сочетаться с подлежащим в форме именительного падежа. Они обозначают действия или состояния, которые протекают сами по себе и не производятся каким-либо лицом или предметом.
Эти глаголы не соотносятся с действующим лицом ни по смыслу, ни грамматически, то есть не имеют категории лица. Их так и называют — безличные.
Безличные глаголы выражают:
1. состояние человека, не зависящее от его воли:
- тошнит
- знобит
- нездоровится
2. состояние природы или действия стихийных сил:
- рассветать
- сквозить
- подморозить
- смеркаться
3. возможность действия, долженствование, предположение:
- хочется
- кажется
- следует
- подобает
В отличие от большинства слов этой части речи безличные глаголы не имеют полной парадигмы грамматических форм. У них можно указать
1. начальную форму (инфинитив):
- знобить
- хмуриться
2. формы настоящего, будущего времени изъявительного наклонения, совпадающие с формой 3 лица обычного глагола, или прошедшего времени среднего рода:
3. форму условного наклонения
Чуточку подморозило бы, чтобы стало не так сыро.
Ряд безличных глаголов образуются с помощью постфикса -ся/-сь:
- мастер говорит — недаром говорится;
- мальчик пишет — легко пишется;
- она верит — верится не всегда.
Имеем в виду, что некоторые личные формы глаголов используются в роли безличных, когда не соотносятся с производителем действия.
Сравним:
Кто-то стуч ит в дверь. — Стуч ит в висках от напряжения.
Как видим, ряд безличных глаголов совпадают с личными формами обычных глаголов. Как их безошибочно различать?
Как отличить безличные глаголы?
Безличный глагол, совпадающий с личной формой обычного глагола, отличаем в контексте по характерным признакам:
- безличный глагол обозначает действие, которое совершается само по себе, и не связан по смыслу с лицом или предметом;
- безличный глагол не сочетается со словом в форме именительного падежа;
- безличный глагол является сказуемым в односоставном безличном предложении.
Глагол в личной форме, напротив, обозначает действие, которое соотносится с лицом или предметом, и используется в двусоставном предложении. Он составляет грамматическую основу с подлежащим в форме именительного падежа, обозначающим производителя этого действия.
В качестве примера разберем по членам предложения следующие высказывания:
Ветер (сущ. в и. п. ) несёт желтые листья по дороге.
Откуда-то несёт горечью (сущ. в т. п.) пожарища.
Приведем примеры предложений с безличными глаголами.
Примеры
Всех расстроило , что нельзя ничего изменить в этой ситуации.
Под звёздным небом у костра хорошо поётся .
Капает из-под крыши прямо на крыльцо.
Видеоурок
Личные и неличные формы глагола
Личные и неличные формы глагола – одна из ключевых особенностей английской грамматики. С личными формами глагола изучающие язык чаще всего знакомы достаточно близко и активно употребляют их в речи. Однако глагольные формы, относящиеся к категории неличных, могут вызывать некоторые сложности в использовании. Впрочем, разобраться с ними не так сложно: знание правил употребления, значения, немного практики – и еще один грамматический аспект английского языка будет освоен.
Личные формы глагола в английском языке
Даже не зная специальных языковых формулировок, можно с легкостью понять, что такое личная форма глагола. Изначально глагол выражает действие и в личной форме проявляет следующие грамматические категории:
Число
Изменение глагола по лицам удобнее всего отслеживать в простом настоящем времени, когда в третьем лице и единственном числе у него появляется окончание –s.
He goes to the club every Friday. – Он ходит в клуб каждую пятницу.
We go to the sea every summer. – Мы ездим на море каждое лето.
Our family moved to Italy three months ago. – Наша семья переехала в Италию три месяца назад.
Форма 2 лица (you)
You talk so slowly, be a little faster, please. – Ты говоришь так медленно, будь быстрее, пожалуйста.
Форма 3 лица (he, she, it, they)
They want to join us tomorrow. – Они хотят присоединиться к нам завтра.
Наклонение
Indicative Mood (Изъявительное наклонение)
Jim lives in that big grey house. – Джим живет в том большом сером доме.
Imperative Mood (Повелительное наклонение)
Go down the street and then turn left. – Идите вниз по улице, а потом поверните налево.
Subjunctive Mood (Сослагательное наклонение)
I wish I told him about my feelings. – Как бы я хотела рассказать ему о своих чувствах.
Стоит сказать, что глагол в повелительном наклонении, выражающем побуждение, также относят к личной форме. Все дело в том, что он является сказуемым к подлежащему you, которое подразумевается в таких предложениях.
Видовременная форма
Видовременная форма выражает время, аспект (Indefinite, Continuous, Perfect, Perfect Continuous) и пассивный либо страдательный залог (Passive Voice и Active Voice)
The scientists will present the results of their research tomorrow. – Завтра ученые представят результаты исследований.
Granny has just cooked the dinner. – Бабушка только что приготовила обед.
The palace was built in the 16th century. – Дворец был построен в 16 веке.
Уже на основе примеров видно, что глагол в личной форме можно встретить почти в каждом предложении в английской речи. Изменение по лицам и числам (спряжение), употребление в необходимом нам времени или в нужном залоге – все это и есть осуществление личных форм глагола.
Еще одно важное замечание – во всех упомянутых выше ситуациях данная часть речи является сказуемым независимо от формы спрягаемого глагола.
Неличные формы глагола в английском языке
Как уже выяснилось выше, личная форма глагола не только характеризует действие, но и выражает отношение к исполнителю и времени самого действия, что позволяет ей быть полноценным сказуемым. Однако неличные формы не обладают подобными возможностями – у них нет лица и числа, а видовременные конструкции с ними неизменяемые.
Чтобы узнать больше об особенностях их употребления, рассмотрим подробнее основные неличные формы глагола – герундий, инфинитив и причастие.
Инфинитив (Infinitive)
Изначально инфинитив – своего рода база, на основе которых образуются как неличные, так и личные формы глагола. Инфинитив употребляется в предложениях с частицей to или без нее – последнее характерно для следующих случаев:
- с модальными глаголами;
- глаголами, выражающими чувства и ощущения (hear, see, smell, feel);
- с глаголами let, make, have, will;
- в сочетании с would rather и had better.
Инфинитив может быть как частью составного сказуемого, так и выступать в качестве подлежащего, дополнения, определения и обстоятельства.
I like to play violin. – Я люблю играть на скрипке.
I decided not to enter the university. – Я решил не поступать в университет.
To work with him is a torture. – Работать с ним – пытка.
She was the last to come. – Она пришла последней.
Let them clean their room by themselves. – Пусть они уберут комнату сами.
Какие формы глаголов бывают в русском языке
Сложно переоценить роль глагола в русской речи и возможности, которые он дает для передачи состояния явлений, среды, общественной жизни и деятельности человека. По частоте употребления в переписке и ежедневном общении эта составляющая речевых оборотов занимает второе место после существительного. Уже в 3 классе школьники знакомятся с определением и познают, какие формы глаголов бывают в русском языке
Особенности глагола
Вряд ли кто-то задумывается в процессе говорения о морфологических составляющих высказывания. Именно посредством глаголов (ГЛ) описывают происходящее, обозначают действие, дают оценку сообщаемому. Основные вопросы, на которые отвечает его неопределенная форма – «Что делать?», «Что сделать?». Для глагола характерны постоянные и непостоянные признаки, что определяется его общим грамматическим значением.
Отличительная особенность – все глаголы называют действие, но при этом каждый из них передает отдельное, конкретное значение и смысловой оттенок. Может обозначать:
- физическую активность (строить, косить, рубить);
- умственную, речевую деятельность (анализировать, декламировать, замечать);
- передвижение предметов и объектов в пространстве (плыть, ехать, лететь);
- физиологическое и эмоциональное состояние (ненавидеть, плакать, удивлять и др).
Кроме ГЛ с полным лексическим значением, есть такие, которые служат как средства передачи модальности, формообразования и установления синтаксической связи с именной частью сказуемого.
Неспрягаемые формы
По способности образовывать лично-временные формы все глаголы русского языка делятся на спрягаемые и неспрягаемые. Если учесть, что спряжение свойственно только ГЛ изъявительного наклонения, чтобы различить эти две группы, достаточно попробовать определить модальность заданной формы. Выразить побуждение или условие с помощью причастия и деепричастия не получится, поэтому их относят к неспрягаемым. Сюда же условно, для упрощения списка, относят и инфинитив.
Причастие
Причастие объединяет в себе ряд признаков, присущих глаголу (вид, время, возвратность) и прилагательному (склонение, способность образовывать краткие формы и согласовываться с существительным). Причастие отражает свойства среды, предметов или событий по действию: пишущий, едущий, огорчаемый, обрезанный.
Причастие, как и прилагательное, имеет род, падеж, число. Благодаря указанной особенности, эта часть речи согласуется с существительным:
- напечатанный текст (ед. ч., мужской род);
- напечатанные тексты (мн. ч.);
- о напечатанном тексте (предложный падеж).
Деепричастие
Для деепричастия характерен признак, свойственный наречию – неизменяемость, а также вид и возвратность, присущие глаголу.
Задача этой формы глагола – обозначить дополнительное действие, в устной речи его заменяют синонимичныой конструкцией с однородным сказуемым:
- Человек шел по дороге, восхищаясь солнечным днем. – Человек шел по дороге и восхищался солнечным днем.
Инфинитив – особая форма глагола
Исходная форма глагола, инфинитив, служит отправной точкой для образования большинства других форм ГЛ. В нем содержится информация о не/завершенности, не/переходности, не/возвратности, принадлежности к группе спряжения, зато невозможно определить наклонение, а следовательно – и других изменяемых свойств. Поэтому инфинитив также относят к неспрягаемым – грамматическим формам с признаками глагола в неполном составе. Отвечает на стандартные для этой части речи вопросы «Что делать?», «Что сделать?» и заканчиваются на -ть, -ти, -чь. При этом в ГЛ последнего типа (лечь, жечь, сечь) -чь – это часть корня.
Инфинитив только называет идею действия, поэтому не связан с категорией времени. У данной формы лицо и число также не определяется.
В отличие от других форм глагола,синтаксическая функция инфинитива гораздо шире – в предложении может выступать не только в роли сказуемого, но и подлежащего, обстоятельства:
- Выдать главную тайну – предать доверие.
Признаки спрягаемых форм
Все глагольные формы, за исключением инфинитива, причастия и деепричастия, относят к спрягаемым, имеющим постоянные и непостоянные признаки/
В список непостоянных признаков входят:
- наклонение;
- род;
- время;
- лицо;
- число.
Каждый из обозначенных признаков характеризуется рядом особенностей.
Время
Название «непостоянные» указывает на то, что глагол изменяется по временам, но это касается только форм изъявительного наклонения.
Так, в зависимости от времени, глаголы будут изменяться следующим образом:
-
Настоящее время.Отражает событие или действие, одновременное с сообщением о нем. Иногда обозначает процесс, который происходил когда-то, либо описывает то, что еще не произошло, при этом сохраняет формальные показатели настоящего времени.
Представляю себе, что я уже в отпуске, лежу на пляже.Захожу я вчера домой – и вижу постороннего в кухне.
Род, лицо и число
В список непостоянных признаков глаголов изъявительного наклонения, кроме времени, входит число, род, а также лицо.
Что касается рода, этот грамматический признак присущ не всем глаголам, а лишь формам прошедшего времени или условного наклонения:
- мужской (читал – читал бы);
- женский (изучала – изучала бы);
- средний (светило – светило бы).
Глаголы настоящего и будущего времени изменяются по лицам:
- 1-е лицо обозначает, что о действии сообщает говорящий (я мечтаю, мы смеемся);
- 2-е лицо означает, что процесс осуществляет собеседник (ты читаешь, вы рассказываете);
- 3-е лицо указывает на факт, что о действии повествует лицо, которое только наблюдает и не участвует в его осуществлении (он, она, оно бежит, они бегут).
Формы глаголов могут быть в единственном и множественном числе.
Наклонение
Категория наклонения в русском языке, означающая объективность, необходимость или возможность действия, в арсенале имеет три формы. По словообразовательным особенностяи каждой из них можно понять, идет речь о реальных событиях, возможных при некоторых обстоятельствах либо желательных для исполнения.
Благодаря множеству форм глагола, используемых в русском языке, письменная и устная речь становится богаче, приобретает эмоциональную окраску, помогает выразить происходящие события не в застывшем виде, а в развитии. Человек, владеющий грамматикой и правильно использующий глагольные формы, является интересным собеседником и оратором.
[spoiler title=”источники:”]
https://russkiiyazyk.ru/chasti-rechi/glagol/lichnye-i-bezlichnye.html
https://lim-english.com/pravila-anglijskogo-yazyka/lichnye-i-nelichnye-formy-glagola/
https://kakpishem.ru/chasti-rechi/glagol/kakie-formy-glagolov-byvayut-v-russkom-yazyke.html
[/spoiler]
Личные и безличные глаголы — это слова, которые отличаются наличием и отсутствием категории лица. Выясним, что такое личные и безличные глаголы в русском языке, какие имеют грамматические и синтаксические особенности.
Прежде чем узнать, как отличить личные глаголы от безличных, напомним, что глагол — это самостоятельная часть речи, которая обозначает действие или состояние предмета. Это общее понятие охватывает все слова этой части речи, которые могут обозначать действие по-разному: как принадлежащее какому-то лицу, так и совершаемое без участия деятеля. С этой точки зрения в русском языке противопоставляются глаголы, имеющие личные формы, и безличные глаголы.
Личные глаголы
В русском языке обычно действие выполняет лицо или предмет, обозначенный одушевлённым или неодушевлённым существительным:
- я (что сделаю?) расскажу;
- ты (что делаешь?) учишь;
- девочка прыгает;
- дождь идёт
Все эти слова имеют грамматическую категорию лица. Лицо глагола выражает, кто совершает действие.
Глаголы, связанные с производителем действия и имеющие категорию лица, образуют личные формы.
Слова, обозначающие действие, изменяются по лицам и числам в формах настоящего и будущего времени изъявительного наклонения. Каждая форма глагола имеет характерное окончание и сочетается с соответствующим личным местоимением.
Убедимся в этом, образовав личные формы настоящего времени глагола несовершенного вида «учить»:
- 1 лицо я учу — мы учим
- 2 лицо ты учишь — вы учите
- 3 лицо он учит — они учат
Понаблюдаем, какие личные формы имеет глагол совершенного вида «рассказать» в будущем времени:
- 1 лицо я расскажу — мы расскажем
- 2 лицо ты расскажешь — вы расскажете
- 3 лицо он расскажет — они расскажут
Итак, большинство глаголов русского языка образуют грамматические формы с характерными личными окончаниями и сочетаются с местоимениями «я», «ты», «вы», «мы», «он», «они». Такие слова имеют также неспрягаемые глагольные формы причастий и деепричастий:
- спорить — спорящий, спросивший, споря;
- рассказать — рассказавший, рассказанный, рассказав.
В двусоставном предложении глаголы в личной форме выполняют чаще всего роль сказуемого и сочетаются с подлежащим, выраженным словом в именительном падеже.
Мы любуемся разноцветной радугой, нависшей над лесом.
Река катит волны прямо к берегу.
В русском языке этим словам противостоят глаголы, которые не имеют полного набора спрягаемых и неспрягаемых грамматических форм.
Безличные глаголы
В предложении ряд глаголов не могут сочетаться с подлежащим в форме именительного падежа. Они обозначают действия или состояния, которые протекают сами по себе и не производятся каким-либо лицом или предметом.
К вечеру больного лихорадит.
Давно уже стемнело.
Эти глаголы не соотносятся с действующим лицом ни по смыслу, ни грамматически, то есть не имеют категории лица. Их так и называют — безличные.
Безличные глаголы выражают:
1. состояние человека, не зависящее от его воли:
- тошнит
- знобит
- нездоровится
2. состояние природы или действия стихийных сил:
- рассветать
- сквозить
- подморозить
- смеркаться
3. возможность действия, долженствование, предположение:
- хочется
- кажется
- следует
- подобает
В отличие от большинства слов этой части речи безличные глаголы не имеют полной парадигмы грамматических форм. У них можно указать
1. начальную форму (инфинитив):
- знобить
- хмуриться
2. формы настоящего, будущего времени изъявительного наклонения, совпадающие с формой 3 лица обычного глагола, или прошедшего времени среднего рода:
Его знобит.
Его будет знобить.
Его знобило.
3. форму условного наклонения
Чуточку подморозило бы, чтобы стало не так сыро.
Ряд безличных глаголов образуются с помощью постфикса -ся/-сь:
- мастер говорит — недаром говорится;
- мальчик пишет — легко пишется;
- она верит — верится не всегда.
Имеем в виду, что некоторые личные формы глаголов используются в роли безличных, когда не соотносятся с производителем действия.
Сравним:
Кто-то стучит в дверь. — Стучит в висках от напряжения.
Как видим, ряд безличных глаголов совпадают с личными формами обычных глаголов. Как их безошибочно различать?
Как отличить безличные глаголы?
Безличный глагол, совпадающий с личной формой обычного глагола, отличаем в контексте по характерным признакам:
- безличный глагол обозначает действие, которое совершается само по себе, и не связан по смыслу с лицом или предметом;
- безличный глагол не сочетается со словом в форме именительного падежа;
- безличный глагол является сказуемым в односоставном безличном предложении.
Глагол в личной форме, напротив, обозначает действие, которое соотносится с лицом или предметом, и используется в двусоставном предложении. Он составляет грамматическую основу с подлежащим в форме именительного падежа, обозначающим производителя этого действия.
В качестве примера разберем по членам предложения следующие высказывания:
Ветер (сущ. в и. п.) несёт желтые листья по дороге.
Откуда-то несёт горечью (сущ. в т. п.) пожарища.
Приведем примеры предложений с безличными глаголами.
Примеры
Как дует из-под двери!
Всех расстроило, что нельзя ничего изменить в этой ситуации.
Здесь явно стало сквозить.
Под звёздным небом у костра хорошо поётся.
Капает из-под крыши прямо на крыльцо.
Видеоурок
Тест
В русском языке можно выделить следующие формы глаголов: начальная (неопределенная) форма и личная форма.
- Начальная (неопределенная) форма глагола не указывает на того, кто совершает действие.
- Личная форма глагола: указывают на того (тех), кто совершает действие.
Начальная форма глагола
Начальная (неопределенная) форма глагола — это неизменяемая форма, у которой нельзя определить время, лицо, число и род. Она только называет глагольное действие, процесс или состояние независимо от того, когда, кем и как это действие, процесс или состояние осуществляются.
Неопределенную форму глагола называют инфинитивом, потому что в переводе с латыни infinitivus значит неопределенный.
Разбор начальной формы глаголов в русском языке
- Отвечает на вопросы что делать? (несовершенного вида) что сделать? (совершенного вида).
- Не имеют времени, лица, числа и рода: летать, прилететь.
- Не изменяется (нет окончания).
Образование начальной формы
Образуется с помощью суффиксов:
- -ть, -сть (бороться, спать);
- -ти, -сти (прийти, зайти);
- -чь (стричь, достичь).
Суффиксы в основу глагола не включаются, так как они образуют форму глагола, а не новое слово.
- Если перед суффиксом —ть- стоит гласный звук, он также является суффиксом (стоять, молчать, хотеть, скакать).
- Если перед суффиксом -ти— стоит согласный звук, он является частью корня (пойти, нести, везти, ползти).
Начальная форма + вид глагола: совершенный и несовершенный
- Инфинитивы совершенного вида говорят о том, что действие уже совершено или будет совершено, о том, что результат уже есть или еще будет. Глаголы совершенного вида отвечают на вопрос «что сделать?»: переписать, помыть.
- Инфинитив несовершенного вида выражает действия, которые продолжаются во времени, и не имеют конкретной привязки. Глаголы несовершенного вида отвечают на вопрос «что делать?»: готовить, отдавать.
Примеры
- что делать? играть, читать ;
- что сделать? поиграть, почитать.
В предложении
В предложении глаголы в форме инфинитива могут быть частью составного сказуемого, сказуемым, подлежащим, в редких случаях определением, дополнением или обстоятельством.
Для старших классов:
- Возвратность: возвратные глаголы неопределенной формы отличаются от невозвратных наличием постфиксов или возвратных суффиксов:
- -ся-, если корень слова оканчивается на согласный: умыл — умылся;
- -сь-, если корень слова оканчивается на гласный: сложить — сложилось.
- Переходность:
- переходные глаголы могут сочетаться с существительным, местоимением в винительном падеже без предлога. Они передают действие на объект. После переходного глагола можно поставить вопрос «что?» или «кого?»:читать (что?) статью;
- непереходные не передают действие и после них неуместны вопросы «что?», «кого?»: веселиться, летать.
Личная форма глагола
Личная форма глагола – это спрягаемая форма глагола, то есть изменяющаяся по лицам, числам, временам и наклонениям, выполняющая в предложении функцию сказуемого. То есть, когда действие выполняет лицо или предмет, обозначенный одушевлённым или неодушевлённым существительным. Например: я расскажу; ты учишь; девочка прыгает; дождь идёт.
Разбор начальной формы глаголов в русском языке
- К глаголам личной формы можно подставить местоимения: (я) говорю, (ты) говоришь, (он) говорит, (мы) говорим, (вы) говорите, (они) говорят.
- Образуются с помощью окончаний.
- Форма прошедшего времени образуется с помощью суффикса -Л-, который образует форму слова и в основу глагола не включается.
- У глаголов настоящего и будущего времени есть число и лицо,
- У глаголов прошедшем времени есть число и род.
Примеры:
- я (что делаю?) рассказываю;
- ты (что делаешь?) учишь;
- девочка (что делала?) рисовала;
- они (что сделают?) придут.
В предложении
В предложении личные глаголы выступают в качестве сказуемого.
Определение формы глагола необходимо при морфологическом разборе.
Лицо и окончания глаголов
Для начала вспомним определение глагола.
Глагол — часть речи, которая обозначает действие или состояние как процесс и выражает это значение при помощи категорий вида, залога, наклонения, времени и лица.
Глаголы отвечают на вопросы: «что делать?», «что сделать?», «что делал?», «что сделал?», «что делает?», «что будет делать?».
Каждый глагол в форме настоящего или будущего времени можно соотнести с определенным лицом или с участником речи:
- я (что делаю?) играю;
- ты (что делаешь?) играешь;
- он, она, оно (что делает?) играет.
Личная форма глагола — это такая форма, в которой глагол изменяется по лицам.
С точки зрения грамматики лицо глагола выражается с помощью окончания, которое называется личным. Личные окончания глаголов сопряжены с местоимениями, с помощью которых можно обозначить лицо, которое выполняет действие или участвует в нем.
В русском языке есть три формы лица глагола в единственном и множественном числе:
1. Первое лицо показывает, что субъект действия — говорящий:
- я плаваю — мы плаваем;
- я смеюсь — мы смеемся.
2. Второе лицо отражает действие собеседника:
- ты плаваешь — вы плаваете;
- ты смеешься — вы смеетесь.
3. Третье лицо указывает на то, что субъект действия не является ни говорящим, ни собеседником:
- он, она, оно плавает — они плавают;
- он, она, оно смеется — они смеются.
Спряжение и личные окончания глаголов
Форма лица, соотнесенная с деятелем, выражается с помощью личных окончаний, которые различаются у разных глаголов.
Способность глаголов изменяться по лицам и числам называется спряжением.
В зависимости от системы личных окончаний большинство глаголов русского языка относят к первому или второму спряжению.
Таблица спряжения глаголов
Личные окончания глаголов I спряжения | ||||
Лицо | Окончания | Примеры | ||
Ед. ч. | Мн. ч. | Ед. ч. | Мн. ч. | |
1-е | -у (-ю) | -ем (-ём) | иду, узнаю | идем, узнаем |
2-е | -ешь (-ёшь) | -ете (-ёте) | идешь, узнаешь | идете, узнаете |
3-е | -ет (-ёт) | -ут (-ют) | идет, узнает | идут, узнают |
Личные окончания глаголов II спряжения | ||||
Лицо | Окончания | Примеры | ||
Ед. ч. | Мн. ч. | Ед. ч. | Мн. ч. | |
1-е | -у (-ю) | -им | славлю, научу | славим, научим |
2-е | -ишь | -ите | славишь, научишь | славите, научите |
3-е | -ит | -ат (-ят) | славит, научит | славят, научат |
Легко определить спряжение у глаголов с ударными окончаниями, например
петь:
- 1 лицо я пою́ — мы поём
- 2 лицо ты поёшь -вы поёте
- 3 лицо девочка поёт — дети пою́т.
Значит, глагол «петь» первого спряжения.
Узнаем, какое спряжение имеет глагол
лете́ть
- 1 лицо я лечу́ — мы лети́м
- 2 лицо ты лети́шь — вы лети́те
- 3 лицо самолёт лети́т — пушинки летя́т.
А этот глагол, несмотря на конечное -еть, отнесем в соответствии с ударными окончаниями ко второму спряжению.
Окончания глаголов 1-го спряжения
Если у глагола безударное личное окончание, то спряжение следует определять по инфинитиву (неопределенной форме).
Вспомним правило:
Глагол относится к первому спряжению, если его инфинитив (начальная форма) оканчивается на “-ать (-ять)”, “-еть”, “-уть”, “-оть”.
После определения спряжения по инфинитиву определить личное окончание глагола не составит труда. Воспользуемся следующим правилом:
Глаголы первого спряжения в личной форме оканчиваются на: “-у (-ю)”, “-ешь”, “-ет”, “-ем”, “-ете”, “-ут (-ют)”.
Личные окончания глаголов 1-го спряжения | ||||
Лицо | Окончания | Примеры | ||
Единственное число | Множественное число | Единственное число | Множественное число | |
1-е (я, мы) | -у/-ю | -ем/-ём | я пою, я еду | мы поём, мы едем |
2-е (ты, вы) | -ешь/-ёшь | -ете/-ёте | ты поёшь, ты едешь | вы поёте, вы едете |
3-е (он, она, оно, они) | -ет/-ёт | -ут/-ют | он поёт, он едет | они поют, они едут |
Примечание: глагол “едем” в таблице употреблен в значении “ехать, передвигаться”.
На примере глагола “болеет” определим спряжение.
В глаголе “болеет” вторая гласная “е” находится в безударном положении, поэтому многие совершают ошибки при написании (болеит -неверное написание).
1. Начальная форма – болеть
2. Перед окончанием “-ть” пишется суффикс “е”.
3. Инфинитив “болеть” оканчивается на “-еть”, поэтому он относится к первому спряжению (смотреть правило выше).
4. Так как инфинитив относится к первому спряжению, то глагол “болеет” будет оканчиваться на “-ет” (смотреть правило выше).
Окончания глаголов второго спряжения
У многих глаголов окончания являются безударными, что доставит затруднения в их написании. Чтобы правильно выбрать окончание глагола, определяем его принадлежность к первому или второму спряжению по неопределенной форме глагола. Так, ко второму спряжению относятся:
1. глаголы, заканчивающиеся на -ить:
Примерыкосить, хвалить, клеить, мучитьИсключениеглаголы «брить», «стелить» и односложные (пить, лить и др.)
2. семь глаголов, заканчивающихся на -еть:
Примерывидеть, вертеть, обидеть, зависеть, ненавидеть, терпеть, смотреть
3. четыре глагола, заканчивающихся на -ать:
Примерыслышать, дышать, держать, гнать
Проспрягаем глагол «видеть»:
- 1 лицоя ви́жу — мы ви́дим
- 2 лицоты ви́дишь — вы ви́дите
- 3 лицоон ви́дит — они ви́дят
Эти глаголы — исключения выучим с помощью следующей стихотворной запоминалки:
Имеем в виду, что однокоренные глаголы с приставками относятся сюда же (возненавидеть, разогнать, вытерпеть и пр.). Убедимся в этом на примере приставочного глагола «рассмотреть», который имеет безударные окончания второго спряжения:
- 1 лицо я рассмотрю́ — мы рассмо́трим
- 2 лицо ты рассмо́тришь — вы рассмо́трите
- 3 лицо он рассмо́трит — они рассмо́трят.
Глаголы, которые не входят в 1 и 2 спряжения
В русском языке существуют и такие глаголы, которые нельзя отнести ни к 1 спряжению, ни ко 2 спряжению:
- разноспрягаемые глаголы, которые имеют окончания обоих спряжений (бежать – бежит (2) – бегут (1); хотеть – хотим (2) – хочет (1) и др.);
- глаголы с архаичными окончаниями (есть – ем; дать – дам и др.).
Правописание безударных личных окончаний глаголов
Личные окончания глаголов могут быть ударными и безударными.
Глаголы с ударными личными окончаниями не требуют дополнительной проверки, их спряжение определяется сразу. Безударные личные окончания мы проверяем инфинитивом глагола.
По правилу безударных личных окончаний глаголов ко II спряжению относятся:
- Глаголы с инфинитивом на -ить (исключения: брить, зиждиться, стелить);
- Семь глаголов с инфинитивом на -еть: вертеть, терпеть, обидеть, смотреть, видеть, ненавидеть, зависеть;
- Четыре глагола с инфинитивом на -ать: слышать, гнать, держать, дышать.
Все остальные глаголы относятся к I спряжению.
Запоминаем! Глагол стелить используется только в инфинитиве и прошедшем времени, личные глагольные формы образуются от глагола I спряжения стлать (стелешь — стелют).
Алгоритм написания безударных личных окончаний глаголов:
- Ставим глагол в неопределенную форму («что делать?», «что сделать?»).
- Выясним, какая гласная буква стоит перед окончанием -ть (ать, оть, уть, ить).
- По этой гласной букве определяем I или II спряжение (учитываем глаголы-исключения).
- Выбираем гласную букву е/и, а/я или у/ю в безударном окончании.
Безударные личные окончания глаголов школьники проходят в 4 классе. Если вы только начали изучать эту тему и хотите запомнить, как определить безударное личное окончание глагола — чаще обращайтесь к правилам и словарю.
Алгоритм определения окончания глаголов
1 этап. Чтобы определить спряжение глагола, надо узнать, ударным или безударным является его личное окончание. Существует два способа:
- Поставить глагол в третье лицо единственного числа (он, она, оно) и посмотреть, какая гласная отчетливо слышится. Если отчетливо слышится гласная буква Ё, это глагол I спряжения: плыть — плывёт, пить — пьёт. Если отчетливо слышится гласная буква И, то это глагол II спряжения: лететь — летит.
- Поставить глагол в третье лицо множественного числа (они) и посмотреть, какая гласная отчетливо слышится. Если слышится -УТ, -ЮТ, это глагол I спряжения: плыть — плывут. Если слышится -АТ, -ЯТ, то это глагол II спряжения: лететь — летят.
- Если оба способа не помогли, то перед нами глагол с безударным личным окончанием, переходим ко 2-му этапу.
2 этап. Если глагол оказался с безударным личным окончанием, то его спряжение определяется по инфинитиву. При определении инфинитива: вид глагола не менять, -СЯ не отбрасывать, приставку ВЫ- отбросить! Исключить разноспрягаемые глаголы: ХОТЕТЬ, БЕЖАТЬ, а также особо спрягаемые ДАТЬ, ЕСТЬ (впрочем последние и не должны попасть на этот этап, так как у них ударные окончания)
- II спряжение: глаголы, оканчивающиеся в начальной форме на -ИТЬ (кроме глаголов БРИТЬ, СТЕЛИТЬ, ЗИЖДИТЬСЯ — они относятся к I спряжению ), а также глаголы-исключения ГНАТЬ, ДЕРЖАТЬ, ДЫШАТЬ, ЗАВИСЕТЬ, НЕНАВИДЕТЬ и ОБИДЕТЬ, а еще ТЕРПЕТЬ, ВЕРТЕТЬ, СЛЫШАТЬ, ВИДЕТЬ и СМОТРЕТЬ (включая все глаголы, образованные от глаголов-исключений).
- I спряжение: все остальные глаголы, а также глаголы-исключения БРИТЬ, СТЕЛИТЬ, ЗИЖДИТЬСЯ.
Следует запомнить правописание некоторых глаголов в инфинитиве!
- веЯть, блеЯть, чуЯть, лаЯть, реЯть, таЯть, сеЯть, чаЯть и надеЯться, лелеЯть, кашлЯть, каЯться, стоЯть – их писать в начальной форме надо только через -Ять.
- клеИть, вялИть, строИть, жалИть, метИть, молвИть и манИть, беспокоИться, осилИть, ездИть, бросИть, победИть – их писать в начальной форме надо только через -Ить.
Избыточные глаголы (имеют параллельные формы в зависимости от значения)
Источники
- https://skysmart.ru/articles/russian/lichnye-okonchaniya-glagolov
- https://RusskiiYazyk.ru/chasti-rechi/glagol/lichnye-okonchaniya-glagolov.html
- https://RusskiiYazyk.ru/chasti-rechi/glagol/okonchaniya-glagolov-pervogo-i-vtorogo-spryazheniya.html
- https://RusskiyPro.ru/bezudarnye-lichnye-okonchaniya-glagolov/
- https://Sprint-Olympic.ru/uroki/russkij-jazyk-uroki/chasti-rechi/45427-okonchanija-glagolov-1-i-2-sprjazhenija-tablica-s-primerami-i-iskljuchenijami.html
- https://obrazovaka.ru/russkiy-yazyk/tablica-spryazheniya-glagolov-s-isklucheniyami.html
- https://uchitel.pro/%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BE%D0%BF%D0%B8%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D0%BB%D0%B8%D1%87%D0%BD%D1%8B%D1%85-%D0%BE%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D1%87%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B9-%D0%B3%D0%BB%D0%B0%D0%B3%D0%BE/
Наталья Васильевна
Учитель русского языка
Задать вопрос
( 2 оценки, среднее 3.5 из 5 )
1.Познакомить
с определением личной формы глагола.
2.Формировать
умение отличать начальную и личную формы глагола.
3.Формировать
умение находить личную форму глагола в предложении.
4.Формировать
умение образовывать личную форму глагола.
Формировать
умения:
1.
Овладевать действиями целеполагания, планирования, контроля, коррекции, а
также умением выбирать способы и средства, адекватные поставленным задачам.
2.
Контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение
на основании оценки и учета характеристики ошибок.
3.
Пользоваться знако-символическими средствами, логическими операциями,
навыками работы с информацией, навыками осознанного чтения.
4.
Общаться в диалоге, в группе, слушать своего товарища; оценить себя и своего
одноклассника; формулировать собственное мнение и позицию.
1.
Принимать и осваивать социальную роль обучающегося, развивать мотивы учебной
деятельности и формировать личностный смысл учения.
2.Развивать
навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
1.
Организационный момент
– Мы начинаем наш урок.
На каждом уроке вы совершаете маленькое открытие.
– Давайте пожелаем друг
другу удачи! И пусть удача приведет каждого из вас к успеху.
2.
Создание проблемной ситуации
Мы за партами сидим
И на доску все глядим,
Слушаем внимательно.
Все будет замечательно!
– Что же вы делаете?
– К какой части речи
относятся эти слова? Докажите.
– Кто совершил
действие? ВЫ совершили действие.
– Если я заменю слово
ВЫ на слово Я, как изменится форма глагола? Поменяйте слово Я, на слово ТЫ.
мы сидим
я сижу ты сидишь
мы глядим
я гляжу ты глядишь
мы слушаем я
слушаю ты слушаешь
– Какая часть речи помогла
изменить форму глагола?
– Давайте вспомним
личные местоимения.
Посовещайтесь и
назовите личные местоимения.
– сидим,
гладим, слушаем
– Это
глаголы, т.к. отвечают на вопрос «Что сделали?» и обозначают действие.
– Мы
– Местоимение.
1.
Формулирование
темы урока
Прочитайте слова:
? ?
сидим сидеть
глядим глядеть
слушаем
слушать
– Прочитайте те
глаголы, которые не указывают на того, кто совершает действие?
– В какой форме стоят
эти глаголы?
– Прочитайте те
глаголы, которые указывают на того, кто совершает действие. Какая
часть речи помогает нам понять, кто совершает действие?
– Может кто-то уже
знает, как называется такая форма глагола?
– Кто попробует
сформулировать тему нашего урока.
Тема нашего
урока: Личные формы глагола.
2.
Определение
учебной задачи урока
– Посмотрите на
лист достижений, вспомните учебные задачи по данной теме
– Какие пункты
плана освещают получение новых знаний на сегодняшнем уроке? Сформулируйте
задачи на сегодняшний урок (на слайде)
Это и есть наш
план урока
– сидеть,
глядеть, слушать
– в начальной
форме
– сели,
посмотрели
– личная форма,
помогает местоимение
– Личные формы
глагола. (Самостоятельно формулируют тему урока. Учитель корректирует в
случае необходимости)
– Формулируют
учебные задачи темы по листу самооценки. Он используется в течение всей темы
Учебный |
дата |
дата |
дата |
дата |
Знать |
||||
Уметь |
||||
Знать |
||||
Уметь |
||||
Знать |
||||
Уметь |
||||
Знать |
||||
Уметь |
||||
Уметь |
||||
Уметь |
||||
Знать |
||||
Уметь |
– Знать
определение личной формы глагола и образовывать глаголы в личной форме
1.Знакомство
с новым правилом
– С чего
начнём?
–
Попробуйте в парах сформулировать его, используя знания по этой теме. Возьмите
карточки и заполните пропуски.
Получилось?
Давайте сравним.
– Найдите
в учебнике урок 40.
– Сравните
с правилом в учебнике. Исправьте, дополните, измените правило на карточке,
если вы допустили ошибку.
– Проверяем
правило, прочитаем, что у нас получилось. (по 1 строке 3 человек). У кого
так, поднимите руки.
–
Возьмите лист достижений. Может ли мы уже оценить себя?
– Следующий
пункт нашего плана.
Для
этого выполним упражнение 1. Прочитайте задание.
Какое
задание будете выполнять?
–
Как определить глагол в начальной форме?
Как
определить глагол в личной форме прочитайте в учебнике подсказку.
Подставить
личные местоимения
Распределим
глаголы в 2 столбика, давайте их назовём.
1
столбик – нач.форма глаг., 2 столбик – личн.форм.глаг.
–
Как будете рассуждать?
Продолжайте
самостоятельно. Можно совещаться в парах. Работаем до моей команды «Стоп!»
(2
человека у доски: 1 – нач.ф.глаг., 1 – личн.ф.глаг.)
нач.форма
глаг. личн.форма глаг.
поздравлять
(я) прыгаю
уметь
–
Проверьте. У кого правильно, поднимите руки.
–
Чему учились, выполняя это упражнение?
– Как определить личную форму глагола?
–
Оцените свою работу на листе самооценки, с точки зрения правильности
выполнения. Поставьте !, ,?
2.Отработка
полученных знаний по умению применять правило.
Переходим к
следующему пункту плана нашего урока. Какая задача стоит перед нами? Чему мы
должны ещё научиться?
Посмотрите на
доску: говорить
В какой форме
записан глагол на доске?
Попробуем образовать
личную форму глагола говорить и запишем в тетрадь подставляя местоимения.
Я… (я начинаю,
далее по 1 чел к доске)
Какая часть
слова изменилась?
Выделите
окончание (2 человека к доске)
– Сделаем вывод:
составим модель правила: «Как образуется личная форма глагола». Какую форму
мы учимся образовывать?
– С помощью чего
образуется личная форма глагола?
– Как же
образуется личная форма глагола?
– Давайте
поиграем и потренируемся. На столах у некоторых ребят лежат карточки синего и
розового цвета.
Ребята, у
которых розовые карточки, поднимите свои карточки. Что у вас записано?
У кого синие
карточки поднимите свои карточки. Что записано у вас?
– С помощью
местоимения и начальной формы мы будем образовывать личную форму.
– Первая пара с
карточками, подойдите ко мне.
– А мы запишем
личную форму вместе с местоимением, в строчку через запятую и выделим
окончание. Кто подскажет, что запишем?
– Посмотрите на
следующую пару. Подумайте, запишите.
…
Проверьте друг друга.
Сравните свою работу с работой соседа.
– Чему вы
учились, выполняя это задание?
Оцените
свою работу на листе достижений с точки зрения правильности !, , ?
– С определения личной формы глагола
Глаголы
в личной форме указывают __________________________
Слов
личные образовано от слова __________________. Глаголы в личной форме связаны
с __________________________________
– стр.
102
– Нет,
мы пока не выучили ещё это правило.
– Будем
учиться определять личную форму глагола
–
Распределять в 2 столбика глаголы.
–
Задать вопрос
–
К глаголам в личной форме можно подставить слова я, ты, мы, вы, он, она, оно,
они.
Поздравлять
– что сделать? Это начальная форма глагола, записываю в 1 столбик. Уметь –
что делать? Это начальная форма глагола, записываю в 1 столбик. Прыгаю – я
прыгаю. Это личная форма глагола, записываю во 2 столбик.
– прыгаю
– я прыгаю; сделаешь – ты сделаешь; обучают – они обучают; поздравляем – мы
поздравляем; умеют – они умеют; сделаем – мы сделаем; получаете – вы
получаете; гуляем – мы гуляем; вызываю – я вызываю; воспитываете – вы
воспитываете; запоминаю – я запоминаю
–
Учились определять личную форму глагола
– Подставить
местоимение
–
Научиться образовывать личную форму глагола
– в
начальной
– я
говорю, ты говоришь, мы говорим, вы говорите, она говорит, они говорят
–
Окончание.
– Личную
– С
помощью местоимения и начальной формы глагола.
– Чтобы
образовать личную форму глагола надо подставить к начальной форме местоимение
и изменить глагол.
–
местоимение
–
начальная форма
–
Учились образовывать личную форму глагола.
–
Вернёмся к задачам урока. Все задачи выполнили?
– Предлагаю
проверить знания, выполнить задание.
В
тетради у вас лежат 2 карточки. На карточках № 1 с жёлтым кружочком задание
базового уровня. На карточке № 2 с оранжевым кружочком задание повышенного
уровня по теме сегодняшнего урока.
Посмотрите
на эти задания и выберите одну из карточек. После выполнения прошу оценить
себя, трудно ли вам было выполнять задание.
–
Вложите обе карточки в тетрадь, я их проверю и результат скажу на следующем
уроке.
– У кого
задание не вызвало затруднения? Молодцы, я проверю насколько ваши ощущения
совпали с вашими знаниями.
Следующий
раз на уроке русского языка мы увидимся после выходных, поэтому ваше домашнее
задание будет выучить правило на стр. 102-103.
–
Надеюсь новое открытие на сегодняшнем уроке пригодится вам на следующих
уроках.
–
Спасибо за работу на уроке! Вы молодцы! Урок окончен.
– Вспоминают
задачи урока
– Выполняют
задание на карточках.