Как найти глагол в переносном значении

Прямое и переносное значение слова. Примеры

У сло­ва может быть как пря­мое, так и пере­нос­ное лек­си­че­ское зна­че­ние. Прямое зна­че­ние сло­ва — это основ­ное лек­си­че­ское зна­че­ние. Переносное зна­че­ние воз­ни­ка­ет как про­из­вод­ное на базе пря­мо­го. Им обла­да­ют мно­го­знач­ные слова.

Узнаем, что такое пря­мое и пере­нос­ное зна­че­ние сло­ва в рус­ском языке.

Прямое значение слова

Слова нашей речи назы­ва­ют пред­ме­ты, их при­зна­ки и дей­ствия. Однозначные сло­ва непо­сред­ствен­но соот­но­сят­ся с объ­ек­том дей­стви­тель­но­сти, напря­мую назы­ва­ют пред­мет, его при­знак или про­цесс дей­ствия. Это пря­мое зна­че­ние слова.

В пото­ке речи такие сло­ва сра­зу вызы­ва­ют пред­став­ле­ние о том, что они назы­ва­ют. Их зна­че­ние не зави­сит от кон­тек­ста, например:

Над лесом, над полем, над дере­вуш­ка­ми рас­ки­ну­лось синее небо .

По небу лени­во плы­вут белые мох­на­тые облака.

Большинство слов рус­ско­го язы­ка высту­па­ют в пря­мом зна­че­нии в соб­ствен­ном смысле.

Возникновение переносного значения слова

У сло­ва может быть несколь­ко лек­си­че­ских зна­че­ний, кото­рые воз­ни­ка­ют на базе пря­мо­го зна­че­ния. Такое новое допол­ни­тель­ное лек­си­че­ское зна­че­ние сло­ва назы­ва­ют пере­нос­ным. Оно появ­ля­ет­ся как отте­нок основ­но­го зна­че­ния на осно­ве похо­же­сти пред­ме­тов по внеш­не­му виду, по при­зна­ку или выпол­ня­е­мо­му дей­ствию (функ­ции).

К при­ме­ру, в сло­во­со­че­та­нии «камен­ное зда­ние» сло­во «камен­ный» назы­ва­ет мате­ри­ал, из кото­ро­го сло­же­но зда­ние, и обо­зна­ча­ет непо­сред­ствен­ный при­знак пред­ме­та «креп­кий, твёр­дый, непо­движ­ный».

В сло­во­со­че­та­нии «камен­ное лицо» при­ла­га­тель­ное «камен­ное» обо­зна­ча­ет «суро­вое, бес­чув­ствен­ное» или «недоб­ро­же­ла­тель­ное» лицо. В этом при­ме­ре сло­во «камен­ное» обла­да­ет вто­рич­ным пере­нос­ным зна­че­ни­ем, обра­зо­ван­ным на осно­ве пря­мо­го значения.

Суть пере­но­са зна­че­ния состо­ит в том, что оно пере­хо­дит на дру­гой пред­мет, дру­гое явле­ние или про­цесс по общим точ­кам сопри­кос­но­ве­ния в зна­че­нии. Тогда одно сло­во упо­треб­ля­ет­ся в каче­стве назва­ния одно­вре­мен­но несколь­ких пред­ме­тов. Так воз­ни­ка­ет мно­го­знач­ность слов. Переносным зна­че­ни­ем обла­да­ют мно­го­знач­ные сло­ва, например:

  • синее море — море пше­ни­цы — море наро­ду ;
  • лёг­кая ноша — лег­кая рука — лег­кая про­мыш­лен­ность .

Лексическое значение

Примеры слов в переносном значении

  • шеп­чет бабуш­ка — шеп­чет листва ;
  • уда­рил пал­кой — уда­рил мороз ;
  • пла­чет малыш — пла­чет дождь ;
  • леле­ять ребен­ка — леле­ять меч­ту ;
  • мед­ный коло­коль­чик — синий коло­коль­чик ;
  • серёж­ки в ухе — бере­зо­вые серёж­ки ;
  • зим­ний вечер — вечер жиз­ни ;
  • желез­ные дета­ли — желез­ные нер­вы ;
  • жем­чуж­ные бусы — жем­чуж­ные зубы ;
  • дере­вян­ный стол — дере­вян­ная поход­ка .

Примеры прямых и переносных слов

На осно­ве пере­нос­но­го зна­че­ния сло­ва воз­ни­ка­ют выра­зи­тель­ные образ­ные сред­ства худо­же­ствен­ной лите­ра­ту­ры — тро­пы. Узнаем, как обра­зу­ет­ся мета­фо­ра, мето­ни­мия, синек­до­ха.

Видеоурок

Что такое глаголы в переносном смысле?

Таких глаголов очень много и чаще всего они используются в литературе.

Например, в моем поэтическом творчестве преобладает очень много глаголов в переносном значении.

Приведем примеры : летит птица илетитвремя ( метафора ) ; тянуть веревку итянутьвремя ( метафора ).

Что означает глаголы в переносном смысле?

Что означает глаголы в переносном смысле.

С глаголами Дремать и купаться составить предложения так, чтобы глаголы использовались в переносном смысле?

С глаголами Дремать и купаться составить предложения так, чтобы глаголы использовались в переносном смысле.

Составить два предложения в которых глаголы имеют переносный смысл?

Составить два предложения в которых глаголы имеют переносный смысл.

5 предложений с глаголами в переносном смысле?

5 предложений с глаголами в переносном смысле.

С глаголами (дремать), (купаться) составить предложения так , чтобы глаголы использовались в переносном смысле?

С глаголами (дремать), (купаться) составить предложения так , чтобы глаголы использовались в переносном смысле.

Составить два предложения с глаголами в переносном смысле?

Составить два предложения с глаголами в переносном смысле.

С глаголами “дремать”, “купаться” составить предложения так, чтобы глаголы использовались переносном смысле?

С глаголами “дремать”, “купаться” составить предложения так, чтобы глаголы использовались переносном смысле.

С глаголами ДРЕМАТЬ, КУПАТЬСЯ составить предложения так, чтобы глаголы использовались в переносном смысле?

С глаголами ДРЕМАТЬ, КУПАТЬСЯ составить предложения так, чтобы глаголы использовались в переносном смысле.

Какой из глаголов дан в переносном смысле?

Какой из глаголов дан в переносном смысле.

Что значит глагол в переносном смысле?

Что значит глагол в переносном смысле.

Вы находитесь на странице вопроса Что такое глаголы в переносном смысле? из категории Русский язык. Уровень сложности вопроса рассчитан на учащихся 5 – 9 классов. На странице можно узнать правильный ответ, сверить его со своим вариантом и обсудить возможные версии с другими пользователями сайта посредством обратной связи. Если ответ вызывает сомнения или покажется вам неполным, для проверки найдите ответы на аналогичные вопросы по теме в этой же категории, или создайте новый вопрос, используя ключевые слова: введите вопрос в поисковую строку, нажав кнопку в верхней части страницы.

Учитель 7 букв 6 звук у – [у] – гласная, безударная ч – [ч’] – согласная, непарная глухая, непарная мягкая. И – [и] – гласный, ударный т – [т’] – согласный, непарная глухая, парная мягкая е – [э] – гласная, безударная л – [л’] – согласная, непарная ..

Мама ушла в магазин. Прилетели снегири. Иди мой посуду! Дай мне! Ты пойдешьешь гулять? Будешь есть.

Она шла через лес. Миша переходил улицу по зебре. Помоги же мне! Сядьте уже! А что нам на сегодня задали? Какой ваш любимый цвет.

К дверям – женский род, неодушевлённое, дательный падеж, 3 склонение существительное, яблочный – прилагательное, мужской род, единственное число, именительный падеж.

1)овощное рагу 2)электронные весы 3)тёплое пальто 4)вельветовые брюки 5)справочное бюро 6)горячее кофе 7)дворовые качели 8)приятные хлопоты.

План текста “Ребята в лесу” 1)Пошли в лес. 2)Костёр. 3)Нашли местечко. 4)Ночь прошла успешно. Мысребятамипошли влес. Таммывстретиликабана, белкуимножестводругих, дикихживотных. Янабралмножестворазновидностейгрибовэто – опята, подосиновики, лиси..

Пилой – сущ. , ж. р. , ед. Ч, неодуш. , нариц. , 1 скл. , Т. п.

Пилой окончание ой, основа слова пил, корень пил.

Обычно, когда я прихожу после школы, мой котик встречает меня на пороге, я раздеваюсь, мою руки и Мама накладывает мне покушать. В то время как я ем, котик ходит около моей ноги, пока мама не видит, я даю ему колбаску и похоже ему это нравится. В о..

[spoiler title=”источники:”]

https://russkiiyazyk.ru/leksika/perenosnoe-znachenie-slova-primeryi.html

https://russkij-azyk.my-dict.ru/q/4572955_cto-takoe-glagoly-v-perenosnom-smysle/

[/spoiler]

Как называется глагол в переносном значении? Примеры?

Aleksandr LXXV
[179K]

9 лет назад 

Ксюше­нька
[517K]

9 лет назад 

Глагол в переносном значении называется метафорой. Происходит это за счет переноса значения. Таких глаголов очень много и чаще всего они используются в литературе. Например, в моем поэтическом творчестве преобладает очень много глаголов в переносном значении.

Приведем примеры: летит птица и летит время ( метафора ); тянуть веревку и тянуть время ( метафора ).

автор вопроса выбрал этот ответ лучшим

комментировать

в избранное

ссылка

отблагодарить

Знаете ответ?

Автор статьи

Светлана Остапенко

Эксперт по предмету «Русский язык»

преподавательский стаж — 10 лет

Задать вопрос автору статьи

Глаголы конкретного физического действия

Вопросы классификации глагольной лексики являются актуальными в современной лингвистике. Ученые выделяют несколько типов семантических классов глаголов в соответствии с тем значением, которое они передают. При этом вопрос построения универсальной классификации является открытым, поскольку невозможно выделить единый критерий, который был бы положен в основу типологии.

Основу семантической классификации глаголов заложил В.В. Виноградов, в дальнейшем она была дополнена другими лингвистами. В соответствии с ней выделяются:

  1. Неполнозначные глаголы-модификаторы, выступающие в роли вспомогательных (связки в составных сказуемых: стал учителем, начал заниматься) или модальных (хочу поесть, должен сделать).
  2. Знаменательные глаголы, подразделяющие на два больших класса:

    • акциональные, обозначающие действие. Это глаголы физического действия (чистить, шить, строить), движения и перемещения в пространстве (летать, бежать), речемыслительной деятельности (думать, говорить), взаимонаправленного действия (драться, обниматься), восприятия и выражения чувств (видеть, нюхать, гневаться) и др.;
    • неакциональные, семантика которых не связана с активным действием над объектом; такие глаголы указывают на констатацию факта, состояние или на причинно-следственную связь между объектами: находится, холодает и проч.

Логотип baranka

Сдай на права пока
учишься в ВУЗе

Вся теория в удобном приложении. Выбери инструктора и начни заниматься!

Получить скидку 3 000 ₽

Замечание 1

В зависимости от контекста глагол может выступать и как акциональный, и как неакциональный. Например, глагол «строить» выступает как глагол конкретного физического действия в высказывании «Рабочий строит дом»,и как неакциональный глагол состояния в предложении «Он много из себя строит».

Глаголы конкретного физического действия представляют собой наиболее многочисленный класс лексем. Их основные свойства заключаются в следующем:

  1. Обозначают активное реальное действие: Я мою посуду. Крестьяне косят траву. Плотник пилит доску.
  2. Указывают на целенаправленность данного действия, наличия объекта, на который оно направлено: Техник починил компьютер.
  3. Потенциальная наблюдаемость действия и его локализация во времени и пространстве (данный признак является факультативным): Художник рисует картину. Рабочие разматывают кабель.

Глаголы конкретного физического действия употребляются, как правило, в прямом значении и являются в большинстве своем переходными, так как выражают действие, направленное на какой-либо объект: латать рубашку, чинить телевизор, забивать гвозди, солить суп.

«Глаголы конкретного физического действия и их переносное значение» 👇

Однако возможности русского глагола, как и всей лексической системы в целом, заключаются в формировании у них переносного значения, когда семантика конкретного действия утрачивается, а глагол начинает обозначать другие виды действий или переходит в разряд неакциональных.

Переносное значение глаголов конкретного физического действия

Рассмотрим явления употребления акциональных глаголов с семантикой конкретного действия в переносном значении.

Сравним два предложения: Лесоруб пилит дерево / Жена пилит мужа. В первом высказывании глагол «пилит» имеет значение «разрезает с помощью пилы». Действие, выраженное данным глаголом, является конкретным и направлено на объект – дерево. Во втором случае глагол «пилить» употребляется в переносном значении – «придираться, упрекать». В его семантике нет значения конкретного физического действия, производимого над объектом. По выражаемому значению глагол ближе к акциональному глаголу с семантикой передачи эмоционально-чувственных состояний.

Употребление подобных глаголов в переносном значении может изменять их классификационный статус: из акциональных они превращаются в неакциональные. Например: Девочка спускается по лестнице – глагол «спускается» обозначает конкретное действие «перемещаться вниз»; Дорога спускается к реке – глагол «спускается» неакциональный с семантикой локализации в пространстве (располагается под уклоном).

Употребляясь в переносном значении, глаголы конкретного физического действия утрачивают связь с реальной основой действия и приобретают метафорическое значение, поэтому зачастую входят в состав устойчивых сочетаний. Рассмотрим некоторые из них:

  1. Глагол «идти» в переносном значении употребляется в следующих контекстах: Материя идёт на платье (используется). Тебе идёт этот цвет (подходит к лицу). Он идёт по головам (действует беспринципно) и др.
  2. Глагол «бежать»: бежать от проблем – игнорировать что-либо; бежать со всех ног – быстро.
  3. Рубить: рубить с плеча – действовать прямолинейно, решительно; рубить концы – завершать какое-то дело, разрывая все связи.
  4. Резать: резать правду-матку – говорить прямиком, без обиняков; резать слух – диссонировать в звучании; резать по живому – доставлять боль, дискомфорт.
  5. Бросать: бросать взгляд – взглянуть мельком, бегло; бросать слова на ветер – говорить безответственно; бросить камень в чужой огород – дискредитировать кого-то намеком; бросать в беде – оставлять кого-то без помощи, подводить в трудный момент.

Как видно из приведённых примеров, глаголы конкретного физического действия в переносном значении утрачивают связь с конкретным объектом и целенаправленность, приобретая статус неакциональных. Данные процессы указывают на подвижность глагольной лексики внутри существующих семантических групп и на необходимость построения более универсальной типологии глагольной лексики, учитывающей ряд критериев, причем не только семантических, но и грамматических.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • РУССКИЙ ЯЗЫКУпотребление глаголов в прямом и переносном смысле.
Глагол

    1 слайд

    РУССКИЙ ЯЗЫК

    Употребление глаголов в прямом и переносном смысле.

    Глагол

  • ГлаголЧто без меня предметы? 
Лишь названья. 
А я приду – 
Всё в действие при...

    2 слайд

    Глагол
    Что без меня предметы?
    Лишь названья.
    А я приду –
    Всё в действие придёт.
    Летит ракета,
    Люди строят зданья,
    Цветут сады,
    И рожь в полях растёт.

  • Что такое глагол?
Чем чаще всего является в предложении?
Что ещё вы знаете о...

    3 слайд

    Что такое глагол?
    Чем чаще всего является в предложении?
    Что ещё вы знаете о глаголе?

  • Что вы можете сказать о выражениях: Птица летит   и   время летит?

    4 слайд

    Что вы можете сказать о выражениях:
    Птица летит и время летит?

  • Прямое значение - прямо указывает на предмет, действие и явление: 
седая голо...

    5 слайд

    Прямое значение – прямо указывает на предмет, действие и явление:
    седая голова, потерять шляпу,
    вершина горы, волчий хвост.

    Переносное значение- переносит прямое значение слова на другой предмет:
    седая зима, потерять голову,
    вершина славы, волчий аппетит.

  • Интересное слово
   В русском языке нашёл
   Я такое слово: шёл.
   Шёл...

    6 слайд

    Интересное слово

    В русском языке нашёл
    Я такое слово: шёл.
    Шёл и дождик,
    Шёл и снег,
    Шёл и просто человек.
    Утром шёл десятый час.
    Шёл мультфильм,
    Он шёл для нас.

  • С данными именами существительными составьте
предложения. Какое значение имее...

    7 слайд

    С данными именами существительными составьте
    предложения. Какое значение имеет глагол в
    полученных предложениях.

    спит

  • плывётС данными именами существительными составьте
предложения. Какое значени...

    8 слайд

    плывёт
    С данными именами существительными составьте
    предложения. Какое значение имеет глагол в
    полученных предложениях.

  • Определите значение глаголов в  отрывке стихотворения.

    9 слайд

    Определите значение глаголов в отрывке стихотворения.

  • Полюбуйся: весна наступает, 
          Журавли караваном летят,...

    10 слайд

    Полюбуйся: весна наступает,
    Журавли караваном летят,
    В ярком золоте день утопает,
    И ручьи по оврагам шумят…
    И. С. Никитин

  • ИТОГУ одного глагола может быть несколько значений.
Смысл слова уточняется в...

    11 слайд

    ИТОГ
    У одного глагола может быть несколько значений.
    Смысл слова уточняется в предложении, в тексте.

Вопрос-то в чём?

Прямое и переносное значение глаголов.

Большинство широко употребительных слов многозначно. Многозначность – это способность слова иметь одновременно несколько значений или обнаруживать несколько взаимосвязанных лексико-семантических вариантов слова.

Одно из значений слова – первичное, исходное, а другое – вторичное, появившееся в результате развития первичного значения. Например: глагол “резать” имеет значение “разделить на части острым инструментом” (резать хлеб, мясо) – первичное; другие значения вторичны, “веревка режет руки”, то есть действие веревки сходно острому инструменту.

На уроках русского языка в связи с изучением глагола учащиеся овладевают умением употреблять глаголы в речи в прямом и переносном значении. Практически знакомятся с многозначностью глаголов, выполняя следующие упражнения:

1. Объясните значение выделенных слов:

Говорят: часы стоят,
Говорят: часы спешат,
Говорят: часы идут,
Но немного отстают.
Мы смотрели с Мишкой вместе,
А часы висят на месте. (В. Орлов)

2. Заменить глагол “бежит” близким по смыслу: Время бежит, река бежит, зерно бежит из мешка, молоко бежит из кастрюли.
Надо ли заменить этот глагол в предложении “Лисица бежит по полю”?

3. Прочитай:

Ветры по небу гуляют,
Ветры щеки надувают,
Дуют, дуют, листья рвут.
Злятся, злятся, травки мнут. (П. Потемкин)

Подчеркни глаголы, которые употреблены в переносном значении. Составь предложение, употребив глагол “злятся” в прямом значении.

4. Прочитать стихотворение, объяснить значение глагола:

Кто играет?

И солнце играет (лучами на речке),
И кошка играет (клубком на крылечке),
И Женя играет (есть кукла у Жени),
И мама играет (в театре на сцене),
И папа играет (на медной трубе),
И дедушка (с внуком играет в избе). (А. Шибаев)

Подчеркни глагол “играет” в том сочетании слов, где он обозначает действие неживого предмета.

Понимание многозначности способствует восприятию образов художественного произведения, пониманию его идейного содержания.

Добавить комментарий