Как найти глаголы 3 лица в тексте

Лицо глагола — это характерный грамматический признак, который выражает, кто совершает действие. Различают 1, 2 и 3 лицо у глаголов в форме настоящего и будущего времени.

Рассмотрим, что такое лицо глагола в системе этой самостоятельной части речи.

У глагола имеется ряд грамматических признаков (вид, переходность, наклонение, время и пр.), которые кардинально отличают его от существительных, прилагательных, местоимений и т. д. Категория лица является словоизменительным признаком, который можно указать у глаголов только в формах настоящего и будущего времени изъявительного наклонения и в формах повелительного наклонения.

Лицо глагола

Источник изображения: igroland59.ru

В морфологии русского языка различают 1, 2 и 3 лицо глагола. Грамматические формы лица с помощью характерных окончаний показывают, кто именно совершает или будет совершать действие. Рассмотрим более подробно категорию лица глаголов.

1 лицо глагола

Форма 1 лица глагола обозначает, что действие совершает или будет совершать сам говорящий самостоятельно или вместе с другими участниками действия. Формы 1 лица единственного и множественного числа соотносятся с местоимениями «я» и «мы» и отвечают на вопросы:

  • я что делаю? что сделаю?
  • мы что делаем? что сделаем?

Я (что делаю?) смотрю фильм. Мы (что делаем?) смотрим фильм.

Глаголы в форме 1 лица имеют характерные личные окончания:

  • ед. ч. -у/-ю
  • мн. ч.ем (I спр.), -им (II спр.)

Понаблюдаем, как образуются формы 1 лица настоящего и будущего времени глагола несовершенного вида «говорить» и глагола совершенного вида «привести»:

  • я говорю, буду говорить — мы говорим, будем говорить;
  • я приведу — мы приведём.

2 лицо глагола

Форма 2 лица глагола обозначает, что действие совершает собеседник говорящего. Грамматические формы 2 лица соотносятся с местоимениями «ты» и «вы» и отвечают на вопросы:

  • ты что делаешь? что сделаешь?
  • вы что делаете? что сделаете?

Ты (что сделаешь?) польёшь огород.  Вы (что сделаете?) польёте огород.

Глаголы в форме 2 лица имеют личные окончания, написание которых с буквой «е» или «и» зависит от принадлежности глагола к первому или второму спряжению:

  • ед. ч. -ешь (I спр.) -ишь (II спр.)
  • мн. ч. -ете (I спр.), -ите (II спр.)

Посмотрим, как образуются формы 2 лица настоящего и будущего времени:

  • ты говоришь, будешь говорить — вы говорите, будете говорить;
  • ты приведешь — вы приведёте.

Формы 2 лица единственного и множественного числа имеют глаголы в повелительном наклонении, которые отвечают на вопросы:

  • ты что делай? сделай?
  • вы что делайте? сделайте?

Формы 2 лица единственного числа повелительного наклонения образуются с помощью суффикса -и- или нулевого суффикса:

  • ты (что делай?) говори, (что сделай?) приведи;
  • ты (что делай?) сядь  , (что сделай?) набрось  .

Формы 2 лица множественного числа повелительного наклонения имеют постфикс -те:

  • вы (что делайте?) говорите;
  • вы (что сделайте?) приведите.

3 лицо глагола

Форма 3 лица глагола показывает, что действие принадлежит тому, о ком или о чём ведется речь. Формы 3 лица единственного и множественного числа соотносятся с местоимениями «он», «она», «оно», «они» и отвечают на вопросы:

  • он, она, оно что делает? что сделает?
  • они что делают? что сделают?

Он (что делает?) пилит бревно. Они (что делают?) пилят бревно.

Глаголы в форме 3 лица имеют характерные личные окончания:

  • ед. ч. -ет (I  спр.), -ит (II спр.)
  • мн. ч. -ут/-ют (I спр.), -ат/-ят (II спр.).

Образуем формы 3 лица глаголов настоящего и будущего времени:

  • он, она, оно говорит, будет говорить — они говорят, будут говорить;
  • он, она, оно приведет — они приведут.

Таблица

I спряжение II спряжение

Единственное число

1 л. я что делаю? пою лежу
2 л. ты что делаешь? поешь лежишь
3 л. он (она) что делает? поет лежит

Множественное число

1 л. мы что делаем? поем лежим
2 л. вы что делаете? поете лежите
3 л. они что делают? поют лежат

Как определить лицо глагола?

Используя рассуждения, приведенные нами, можно легко определить лицо глагола. Но все же укажем алгоритм, как пошагово выяснить, какое лицо имеет грамматическая форма глагола.

  • 1 шаг — задать вопрос к глаголу (что делаю? что делаешь? что делает? и пр.);
  • 2 шаг — выделить личное окончание глагола;
  • 3 шаг — определить значение, кто выполняет действие (соотнести глагол с личным местоимением);
  • 4 шаг — сделать вывод, какое лицо имеет форма глагола.

Образец рассуждений

Кто поможет мне?

Глагол «поможет»  отвечает на вопрос что сделает? Это слово имеет личное окончание -ет . Глагол обозначает, что действие выполняет тот, о ком говорится в тексте. Его можно соотнести с местоимением «он» (он поможет). Значит, этот  глагол имеет форму 3 лица единственного числа.


Близко локоть, да не укусишь.

Глагол «укусишь» отвечает на вопрос что сделаешь?  Он имеет личное окончание -ишь и обозначает, что действие принадлежит собеседнику. Форму глагола соотнесем с местоимением «ты» (ты укусишь). Значит, это глагол находится в форме 2 лица единственного числа.

Внимание!

Не все глаголы имеют категорию лица. Лицо не определяют у безличных глаголов (смеркается, рассветает), у неопределенной формы глаголы (гулять, искать) и у глаголов в форме прошедшего времени изъявительного наклонения (смотрел, смотрела, смотрело) и условного наклонения, которые имеют категорию рода.

Категория лица и спряжение

Категория лица тесно связана со спряжением глаголов.

В русской грамматике изменение глагола по лицам и числам называется спряжением.

Значение лица глаголов выражается с помощью личных окончаний. Система окончаний 1, 2 и 3 лица единственного и множественного числа соотносится с первым или вторым спряжением глагола.

Глаголы I спряжения имеют в формах 1, 2 и 3 лица окончания, в большинстве которых пишется буква «е»:

  • 1 лицо  я играю — мы игра́ем
  • 2 лицо  ты игра́ешь — вы игра́ете
  • 3 лицо  он игра́ет — они игра́ют.

В формах 1, 2, 3 лица глаголы II спряжения имеют окончания, в которых пишется буква «и». Изменим по лицам и числам глагол «верить»:

  • 1 лицо  я ве́рю — мы ве́рим
  • 2 лицо  ты ве́ришь — вы ве́рите
  • 3 лицо  он ве́рит — они ве́рят.

Вывод

Лица глаголов

Видеоурок «Лицо и число глагола»

Тест

Как в тексте найти глагол 3 лица?

Вы зашли на страницу вопроса Как в тексте найти глагол 3 лица?, который относится к
категории Русский язык. По уровню сложности вопрос соответствует учебной
программе для учащихся 5 – 9 классов. В этой же категории вы найдете ответ
и на другие, похожие вопросы по теме, найти который можно с помощью
автоматической системы «умный поиск». Интересную информацию можно найти в
комментариях-ответах пользователей, с которыми есть обратная связь для
обсуждения темы. Если предложенные варианты ответов не удовлетворяют,
создайте свой вариант запроса в верхней строке.

Лицо глагола


Лицо глагола

4.3

Средняя оценка: 4.3

Всего получено оценок: 933.

4.3

Средняя оценка: 4.3

Всего получено оценок: 933.

В русском языке присутствует такая словоизменительная грамматическая категория, как лицо глаголов. С ее помощью можно узнать, кто именно совершает конкретное действие. Различают три лица глагола как в единственном, так и во множественном числе.

Опыт работы учителем русского языка и литературы – 27 лет.

Что такое лицо глагола в русском языке?

Лицо глагола в русском языке – это словоизменительная грамматическая категория глаголов, выражающая соотнесенность называемого глаголом действия с участником речи. То есть лицо глагола указывает на то, кто совершает действие. Категория лица присуща глагольным формам настоящего и будущего времени изъявительного наклонения, а также формам повелительного наклонения.

Значение категории лица глаголов

В русском языке существует три лица глагола в единственном и во множественном числе, выражающих различное значение называемого глаголом действия.

Единственное число:

  • 1 лицо глагола – обозначает, что действие совершает непосредственно говорящий, он является субъектом речи варю кофе, я куплю яблок).
  • 2 лицо глагола – указывает на соотнесенность действия с собеседником (ты читаешь книгу, ты построишь дом).
  • 3 лицо глагола – выражает отношение действия к лицу либо к предмету, который не участвует в речи (он идет в кино, она погладит рубашку).

Множественное число:

ТОП-5 статей

которые читают вместе с этой

Топ похожих

  • 1 лицо глагола – обозначают действие, которое относится к группе лиц, включая говорящего (мы спим, мы решим задачу).
  • 2 лицо глагола – указывают на действие, которое относится к группе лиц, включая собеседника (вы думаете о лете, вы поедете в горы).
  • 3 лицо глагола – выражают отнесенность действия к группе предметов либо лиц, которые не принимают участие в речи (они собирают грибы, они уберут в доме).

Как определить лицо глагола?

Для определения лица глагола выделите личное окончание глагольной формы, определите ее значение в контексте речи, а также поставьте вопросы:

  • Глаголы 1 лица отвечают на вопросы: Что делаю? Что сделаю? Что делаем? Что сделаем?
  • Глаголы 2 лица: Что делаешь? Что сделаешь? Что делаете? Что сделаете?
  • Глаголы 3 лица: Что делает? Что сделает? Что делают? Что сделают?

Для удобства определения лица глагола приводим личные окончания и примеры употребления лиц глаголов в таблице:

Изъявительное наклонение Повелительное наклонение
Ед. число Мн. число Ед. число Мн. число
1-е лицо Я улыбаюсь;
Я построю
Мы улыбаемся;
Мы построим
Давайте мы улыбнемся;
Давайте мы построим
2-е лицо Ты улыбаешься;
Ты построишь
Вы улыбаетесь;
Вы построите
Улыбайся;
Построй
Улыбайтесь;
Постройте
3-е лицо Он улыбается;
Она построит
Они улыбаются;
Они построят
Пусть он улыбается;
Пускай она построит;
Пусть они улыбаются; Пускай они построят;

В повелительном наклонении формы 1-го и 3-го лица образуются при помощи частиц давайте, да, пусть, пускай.

Изменение глаголов по лицам свойственно не для всех глаголов – безличные глаголы (вьюжило, смеркалось) и инфинитив (спешить, шуметь) не имеют категории лица. Не спрягаются по лицам и глагольные формы прошедшего времени.

Тест

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда – пройдите тест.

  • Валерия Шевелева

    7/7

  • Вера Николова

    7/7

  • Марина Батраева

    6/7

  • Сумбуль Яглы

    6/7

  • Сания Абилова

    7/7

  • Саша Самонов

    6/7

  • Артем Дергачев

    4/7

  • Саша Филипенко

    6/7

  • Димас Дмитриевич

    7/7

  • Севенча Кириле

    7/7

Оценка статьи

4.3

Средняя оценка: 4.3

Всего получено оценок: 933.


А какая ваша оценка?

Конспект урока русского языка в 7 классе

1.Организационный момент.

– Здравствуйте ребята, сегодня у нас на
уроке будут гости.

-Я желаю вам удачи, потому что с маленькой
удачи начинается успех.

– Садитесь, проверьте все ли есть у вас на
партах,

записываем число, классная работа.

2. Повторение ранее изученного
материала

– Ребята, какие части речи вы уже изучили? (имя существительное,
имя прилагательное, глагол, местоимение)

Однажды
одной части речи предложили ответить на вопросы анкеты. Послушайте вопросы и
ответы и догадайтесь, какая часть речи давала интервью.

– Что вы
больше всего любите?

– Люблю
действовать.

– Что вы
больше всего не любите?

– Не люблю
предлоги и всем известную частицу.

– Что бы
вы пожелали ребятам?

– Чтобы
русский все ребята

На
«пятерку» знали,
На письме и в разговоре
Меня употребляли.

Что без
меня предметы?

Лишь
названия,

А я приду,
всё в действие придёт.

Летит
ракета.

Люди
строят здания.

Цветут
сады,

И хлеб в
полях растет.

– Кто же
этот незнакомец? (Глагол). 

Фронтальный опрос

 – Давайте вспомним, что мы знаем о глаголе. Что такое глагол?
(часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что
делать? Что сделать?) Как изменяются глаголы? (по временам, по лицам, по
числам).

Какого числа бывает глагол? (множественного и единственного)

Сколько времен имеют глаголы, и какие? (Три:
настоящее, прошедшее, будущее). На какие вопросы отвечают глаголы настоящего
времени? (что делает, что делают?)

Приведите примеры глаголов настоящего
времени?

На какие вопросы отвечают глаголы
прошедшего времени? (Что делал? Что делали?)

Приведите примеры глаголов прошедшего
времени?

На какие вопросы отвечают глаголы будущего
времени? (Что будет делать? Что будут делать?)

Приведите примеры глаголов будущего
времени?

– Сейчас я предлагаю вам игру «Грамотеи».
Я называю глагол, связанный с обучением в школе, а вы с помощью сигнальных
карточек показываете какое время у этого глагола.

РЕШАЛ, ДУМАЕТ, СОЧИНИТ, ВЫУЧИТ, НАРИСОВАЛА,
ОБЪЯСНЯЕТ, ВЫЧИСЛИТ, напишет, пересказывает,подумал.

– Сейчас каждый из вас получит карточку с
заданием.

Карточка №1

Данил

Найти глаголы, определить время и лицо
глаголов
.

Дерево, напишу, подсолнух, красивое,
сошьем, крыша, сплю, кричал, железный, трамвай, выплывем, умная, веселое.

Остальные

Найти в каждой паре слов глагол,
определить
лицо.

Чистый, чищу. Сторож, сторожишь.  Работа,
работаете. Рассказ, рассказываем
. Песня,
поем. Лейка, польёшь
.

(проверить оба уровня, оценить работу
учащихся)

3.Подготовка
к основному этапу : актуализация знаний, мотивация, целеполагание.

  –
Посмотрите еще раз на свою карточку?
В
каком
же
лице
употреблены
глаголы
в
этом
задании?, 
какие окончания у глаголов 1 и 2 лица?

1 и во
2-м л.,
окончания 1 – у,ю, им,ем; 2 – ишь,ешь, ите,ете)

Сколько
всего лиц у глагола? (три),

как
мы
определяем
лицо
и
число
глагола?
(по
вопросам, по окончаниям, по
местоимению
с которым можно соотнести глагол)

– сегодня мы с вами продолжим  различать 3
лицо глагола настоящего и будущего времени.

4. Первичное восприятие и усвоение новых знаний


На какие вопросы отвечают глаголы 3 лица в единственном числе (что делает? Что
сделает?) например


На какие вопросы отвечают глаголы 3 лица множественного числа (что делают? Что
сделают?)


Ребята, когда я сегодня шла в школу я заметила, что идет снег, каркают вороны,
дует легкий ветер, и в воздухе пахнет

весной.


скажите, в каком времени я употребляла глаголы? (в настоящем)

– а
если мы начнем вспоминать об осени, в каком времени мы будем

говорить?
(в прошедшем)

–  ну
а если помечтаем о весне, то в каком времени будут эти глаголы? (в будущем)

Я предлагаю вам
следующее задание , перед вами рассказ о временах года.

– КАРТОЧКА №2

Данил– Списать
текст, употребляя глаголы в нужном времени, определить лицо, выделить окончание,
будь внимателен, помни о чем мы сейчас говорили.

 Уже (попрощаться) с нами осень. (Улететь)
последние птицы.  (Отцвести) в садах поздние цветы.

Сейчас (ходить) по полям и лесам хозяйкой
белоснежная зима. (Укрывать) землю белым одеялом. (Красить) окна белым узором.

Потом (постучать) в окна весна.
(Раскрасить) природу голубым и зеленым цветом. (Прилететь) домой птицы.

Остальные –
Списать текст, найти глаголы, определить время и лицо, выделить окончание

Арсений –
(укороченный текст)     

Уже попрощалась с нами осень. Улетели последние
птицы. Отцвели в садах поздние цветы.

Сейчас ходит по полям и лесам хозяйкой
белоснежная зима. Укрывает землю белым одеялом. Красит окна белым узором.

Потом постучит в окна весна. Раскрасит
природу голубым и зеленым цветом. Прилетят домой птицы. (проверить по цепочке.

5.
Динамическая пауза


Молодцы, ребята, вы хорошо поработали, давайте отдохнем. Я буду называть
глаголы, а вы будите выполнять эти действия.

Покачайтесь, покружитесь,

Потянитесь, распрямитесь,

Приседайте, приседайте,

Пошагайте, пошагайте.

Встаньте на носок, на пятку,

Поморгайте, улыбнитесь,

Глубоко теперь вздохните,

Сядьте тихо, отдохните.

Все в порядок приведите

И трудиться вновь начните!

 Словарная
работа


открываем учебник на стр 217 и находим словарные слова

– прочитайте
значение словарных слов, первое слово- материк, планета запишите в тетрадь,
поставьте ударение, подчеркните орфограммы. 

(повесить на
доску)

– Ребята, а
сколько материков всего на нашей планете? (Материков шесть: Евразия
Африка Северная Америка Южная Америка Австралия Антарктида)

– Кто может
показать и назвать? (я записываю)

– Какие ошибки я
сделала в написании названий? (писать с большой буквы, потому что это имена
собственные – географические объекты)

– Сколько планет в
солнечной системе? (8)

– Какие можете
назвать? (Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран и Нептун).

Кто может показать
планету на которой мы живем?

На
карточке написаны  слова, в том числе словарные  из них вы должны составить
предложение

КАРТОЧКА
№ 3 (к доске)

1 ур – составить
из слов предложение, определить время и лицо глагола, найти подлежащее и
сказуемое

2 ур – Списать
предложение, поставить глагол в нужное лицо и время, найти

подлежащее и
сказуемое.     

6. Закрепление (ВРЕМЯ)- 3
предложения

 –
откройте учебник на стр 217, упр 282, прочитайте задание про себя,


вслух

1
ур – списать, вставить пропущенные орфограммы, найти глаголы определить время и
лицо, выделить окончания.

2
ур – списать, вставить пропущенные орфограммы, определить время и лицо глагола

Арсений
– 3 предложения.

7 Итог, рефлексия

– О какой части речи мы говорили на уроке?

– Как определить лицо глагола? (подставить
вопрос, соотнести с местоимением)

– давайте закончим наш урок глаголами,
составьте по одному предложению с каждым глаголом. – знаю, понимаю, умею

 подведение итогов урока выставление
оценок

домашнее задание.,
стр 217 упр 282

– Молодцы ребята,
спасибо за урок


7

2 ответа:



0



0

Задать вопрос Он/ Она/ Оно что делает ?
Вы что делаете ?



0



0

Глагол 3 лица – это глагол, который относится к местоимениям они, он, она. Допустим: они делают, она идёт, он смотрит. 
2 лицо – глаголы относятся к местоимениям мы, вы, ты. допустим, ты делаешь, вы смотрите, мы идём.
1 лицо глаголы относятся к местоимению я: я иду, смотрю, делаю 
у 3 лица окончания ет, ит, ют и так далее

Читайте также

Подобрать проверочные слова:пятак,беглец,длина,синева,мясной,вязание,свисток,листва,беда,река,село,звезда,бревно,зерно,весна,зим

Пятак – пять
беглец – бег
длина – длинный 
синева – синий
мясной – мясо
вязание – вяжет- вязка
свисток – свист
листва – лист
беда – беды
река – речка
село – сельский
звезда – звёздный
бревно – брёвна
зерно – зёрна
весна – вёсны
зима – зимний 

Весна-ес
пора-ор
прилета-ил
летят-ет
родные-од
края-ая
ребята-еб
встречают-еч
своих-ои
пернатых-ер

предприятие
предприя -корень
ти-суффикс
е-окончание

основа-предприяти-

1. Только голодные рыжие лисицы спешат на охоту, осторожно ступают пушистыми лапками( однородные сказуемые СПЕШАТ, СТУПАЮТ)

2. Завывает в поле холодный ветер, гуляет вьюга( повествовательное, невосклицательное, сложное, распространенное, бессоюзное, двусоставное ВЕТЕР ЗАВЫВАЕТ, ВЬЮГА ГУЛЯЕТ. По частям речи завывает – глагол, в – предлог, поле- существительное, холодный- прилагательное,ветер-сущ.,гуляет-глагол, вьюга-существит.

В первом номере ответ В
Во втором номере ответ В

Добавить комментарий