Как найти глаголы с зависимыми словами

Глагольные словосочетания составляют глагол или его формы, связанные подчинительной связью с зависимым словом.

Узнаем, что такое глагольное словосочетание и приведем примеры глагольных словосочетаний.

Понятие о словосочетании

В словосочетание объединяются два слова, одно из которых является главным, а второе — зависимым. Главное слово управляет зависимым, требует от него определенной грамматической формы или соединяется с ним по смыслу:

  • писать (что?) письмо (сущ. в форме винительного падежа);
  • восхищаться (чем?) музыкой (сущ. в форме творительного падежа);
  • готовый (к чему?) к выступлению (сущ. в форме дательного падежа).

Такая неравноправная синтаксическая связь между словами называется подчинительной.

Определение

Словосочетание — это синтаксическая единица, состоящая из двух слов,  соединенных подчинительной связью.

Словосочетание - это

Что такое глагольное словосочетание?

В зависимости от того, словом какой части речи является главная лексема, различают три типа словосочетаний:

  • именные
  • наречные
  • глагольные

Стержневым словом в глагольном словосочетании является глагол в различных формах, деепричастие или причастие.

Определение

Глагольные словосочетания — это синтаксические единицы, состоящие из глагола, причастия или деепричастия, которые соединены с другим словом подчинительной связью.

Глагол может предопределять выбор формы зависимого слова, требовать определенного косвенного падежа существительного, местоимения, то есть управляет ими:

  • радоваться (чему?) жизни;
  • идти (чем?) лугом;
  • расстелить (перед кем?) перед ним.

Такая подчинительная связь между глаголом и зависимым словом называется управлением.

Глагол и его формы могут соединяться с зависимым неизменяемым словом только по смыслу, то есть примыкать:

  • скакать галопом;
  • интересоваться изредка.

Глагольные словосочетания

Рассмотрим подробно, с какими словами сочетаются глагол и его формы и составляют с ними глагольные словосочетания.

Примеры глагольных словосочетаний

Главное слово — глагол

1. Глагол + существительное (с предлогом и без него)

  • утвердить постановление;
  • обсудить привилегии;
  • написать записку;
  • стыдить притворщика;
  • блестеть на солнце;
  • приплыть к берегу;
  • смотреться в зеркало;
  • прилечь на диване;
  • зайти в дом;
  • остаться без поддержки.

2. Глагол + глагол (инфинитив)

  • продолжать переписываться;
  • хочет поговорить;
  • попытался заснуть;
  • начать рисовать;
  • решила отдохнуть;
  • закончить строгать.

3. Глагол + местоимение

  • зайду к нему;
  • думаю о чём-то;
  • увидели кое-что;
  • спросим у кого-нибудь;
  • узнаете об этом;
  • расспросите о ней.

4. Глагол + наречие

  • холодно простился;
  • спросила кстати;
  • приедем вовремя;
  • потеряла в спешке;
  • сделать назло;
  • сказать сгоряча.

5. Глагол + деепричастие

  • работать стоя;
  • горел дымясь;
  • говорит краснея;
  • двигается поворачиваясь;
  • разговариваешь улыбаясь.

Главное слово — причастие

1. Причастие + существительное

  • лелеемый бабушкой;
  • любимый детьми;
  • блеснувший в траве;
  • заржавевший от сырости;
  • подвешенный над костром;
  • замотанный шарфом;
  • просеянный сквозь сито;
  • вышитый нитками;
  • растертый в порошок.

2. Причастие + наречие

  • смотрящий вдаль;
  • сладко спящий;
  • белеющий впотьмах;
  • просмотренный на ходу;
  • прочтенный бегло;
  • заполненный быстро;
  • налитый доверху;
  • молотый вручную.

Главное слово — деепричастие

1. Деепричастие + существительное

  • блестя на солнце;
  • выйдя за дверь;
  • падая хлопьями;
  • расстилаясь ковром;
  • побледнев от страха;
  • повернув за угол;
  • разговаривая по телефону;
  • увлекшись идеей;
  • прогуливаясь по берегу.

2. Деепричастие + наречие

  • ответив холодно;
  • глядя неприязненно;
  • улыбаясь застенчиво;
  • помахав приветливо;
  • завернув слегка;
  • пройдя направо;
  • расписав поминутно;
  • выучив правило.

Средняя оценка: 4.6.
Проголосовало: 22

Для того, чтобы определить, какое слово в словосочетании является зависимым, а какое – независимым, нужно научиться правильно ставить вопросы между словами в словосочетании.

Давайте рассмотрим примеры.

1) писать, ручка

Эти два слова не связаны между собой. Чтобы их связать, нужно одно из них изменить. Писать (чем?) ручкой. Глагол “писать” требует, чтобы существительное “ручкой” стояло в форме творительного падежа. Это значит, что форма существительного от него зависит, а само слово “ручкой” является зависимым по отношению к слову “писать”, которое не меняло свою форму, оставаясь независимым.

2) писать, аккуратно

Словосочетание “писать аккуратно” состоит из слов, которые мы соединили по смыслу, а грамматическая их форма при этом не менялась. Как же проверить, какое из них зависимое? Задать вопрос. То слово, которое отвечает на вопрос, является зависимым, а то, от которого мы вопрос задали, является независимым. Писать (как?) аккуратно. В этом примере глагол “писать” снова является независимым.

Глаголы не всегда независимы. Например, в словосочетаниях “попросил (что сделать?) отнести”, “пришли (с какой целью?) передать” оба слова являются глаголами, но одно из них независимое, а второе зависимое.

Глагольное словосочетание — это.. (70 примеров)

Глагольные сло­во­со­че­та­ния состав­ля­ют гла­гол или его фор­мы, свя­зан­ные под­чи­ни­тель­ной свя­зью с зави­си­мым сло­вом.

Приведем при­ме­ры гла­голь­ных сло­во­со­че­та­ний.

Понятие о словосочетании

В сло­во­со­че­та­ние объ­еди­ня­ют­ся два сло­ва, одно из кото­рых явля­ет­ся глав­ным, а вто­рое — зави­си­мым. Главное сло­во управ­ля­ет зави­си­мым, тре­бу­ет от него опре­де­лен­ной грам­ма­ти­че­ской фор­мы или соеди­ня­ет­ся с ним по смыс­лу:

  • писать (что?) пись­мо (сущ. в фор­ме вини­тель­но­го паде­жа);
  • вос­хи­щать­ся (чем?) музы­кой (сущ. в фор­ме тво­ри­тель­но­го паде­жа);
  • гото­вый (к чему?) к выступ­ле­нию (сущ. в фор­ме датель­но­го паде­жа).

Такая нерав­но­прав­ная син­так­си­че­ская связь меж­ду сло­ва­ми назы­ва­ет­ся под­чи­ни­тель­ной.

Словосочетание — это син­так­си­че­ская еди­ни­ца, состо­я­щая из двух слов, соеди­нен­ных под­чи­ни­тель­ной свя­зью.

Глагольное словосочетание - это.. (70 примеров)

Что такое глагольное словосочетание?

В зави­си­мо­сти от того, сло­вом какой части речи явля­ет­ся глав­ная лек­се­ма, раз­ли­ча­ют три типа сло­во­со­че­та­ний:

  • имен­ные
  • нареч­ные
  • гла­голь­ные

Стержневым сло­вом в гла­голь­ном сло­во­со­че­та­нии явля­ет­ся гла­гол в раз­лич­ных фор­мах, дее­при­ча­стие или при­ча­стие.

Глагольные сло­во­со­че­та­ния — это син­так­си­че­ские еди­ни­цы, состо­я­щие из гла­го­ла, при­ча­стия или дее­при­ча­стия, кото­рые соеди­не­ны с дру­гим сло­вом под­чи­ни­тель­ной свя­зью.

Глагол может пред­опре­де­лять выбор фор­мы зави­си­мо­го сло­ва, тре­бо­вать опре­де­лен­но­го кос­вен­но­го паде­жа суще­стви­тель­но­го, место­име­ния, то есть управ­ля­ет ими:

  • радо­вать­ся (чему?) жиз­ни;
  • идти (чем?) лугом;
  • рас­сте­лить (перед кем?) перед ним.

Такая под­чи­ни­тель­ная связь меж­ду гла­го­лом и зави­си­мым сло­вом назы­ва­ет­ся управ­ле­ни­ем.

Глагол и его фор­мы могут соеди­нять­ся с зави­си­мым неиз­ме­ня­е­мым сло­вом толь­ко по смыс­лу, то есть при­мы­кать:

  • ска­кать гало­пом;
  • инте­ре­со­вать­ся изред­ка.

Глагольное словосочетание - это.. (70 примеров)

Рассмотрим подроб­но, с каки­ми сло­ва­ми соче­та­ют­ся гла­гол и его фор­мы и состав­ля­ют с ними гла­голь­ные сло­во­со­че­та­ния.

Примеры глагольных словосочетаний

Главное слово — глагол

1. Глагол + суще­стви­тель­ное (с пред­ло­гом и без него)

Глагольные словосочетания

Глагольные сло­во­со­че­та­ния состав­ля­ют гла­гол или его фор­мы, свя­зан­ные под­чи­ни­тель­ной свя­зью с зави­си­мым словом.

Понятие о словосочетании

В сло­во­со­че­та­ние объ­еди­ня­ют­ся два сло­ва, одно из кото­рых явля­ет­ся глав­ным, а вто­рое — зави­си­мым. Главное сло­во управ­ля­ет зави­си­мым, тре­бу­ет от него опре­де­лен­ной грам­ма­ти­че­ской фор­мы или соеди­ня­ет­ся с ним по смыслу:

  • писать (что?) пись­мо (сущ. в фор­ме вини­тель­но­го падежа);
  • вос­хи­щать­ся (чем?) музы­кой (сущ. в фор­ме тво­ри­тель­но­го падежа);
  • гото­вый (к чему?) к выступ­ле­нию (сущ. в фор­ме датель­но­го падежа).

Такая нерав­но­прав­ная син­так­си­че­ская связь меж­ду сло­ва­ми назы­ва­ет­ся под­чи­ни­тель­ной.

Словосочетание - это

Что такое глагольное словосочетание?

В зави­си­мо­сти от того, сло­вом какой части речи явля­ет­ся глав­ная лек­се­ма, раз­ли­ча­ют три типа словосочетаний:

Стержневым сло­вом в гла­голь­ном сло­во­со­че­та­нии явля­ет­ся гла­гол в раз­лич­ных фор­мах, дее­при­ча­стие или причастие.

Глагол может пред­опре­де­лять выбор фор­мы зави­си­мо­го сло­ва, тре­бо­вать опре­де­лен­но­го кос­вен­но­го паде­жа суще­стви­тель­но­го, место­име­ния, то есть управ­ля­ет ими:

  • радо­вать­ся (чему?) жизни;
  • идти (чем?) лугом;
  • рас­сте­лить (перед кем?) перед ним.

Такая под­чи­ни­тель­ная связь меж­ду гла­го­лом и зави­си­мым сло­вом назы­ва­ет­ся управ­ле­ни­ем.

Глагол и его фор­мы могут соеди­нять­ся с зави­си­мым неиз­ме­ня­е­мым сло­вом толь­ко по смыс­лу, то есть примыкать:

  • ска­кать галопом;
  • инте­ре­со­вать­ся изредка.

Глагольные словосочетания

Рассмотрим подроб­но, с каки­ми сло­ва­ми соче­та­ют­ся гла­гол и его фор­мы и состав­ля­ют с ними гла­голь­ные словосочетания.

Примеры глагольных словосочетаний

Главное слово — глагол

1. Глагол + суще­стви­тель­ное (с пред­ло­гом и без него)

Глагольные словосочетания

Глагольные словосочетания

В зависимости от того, какой частью речи выражено главное слово, выделяют именные, глагольные и наречные словосочетания. Благодаря широкой валентности (способность сочетаться с другими словами) глаголов глагольные словосочетания составляют самую большую из вышеперечисленных групп.

Что такое глагольное словосочетание

Глагольное словосочетание – это языковая единица, в котором зависимое слово присоединяется к главному, выраженному глаголом, по смыслу и грамматическим категориям.

Необходимо помнить, что для каждого словосочетания обязательным является наличие подчинительной связи. Поэтому нельзя считать глагольными словосочетаниями:

  • Сочетания, которые формируют грамматическую основу предложения: фиалки расцвели, он удивляется, все ожило, птицы взлетят и т.д.;
  • Сочетания, где глаголы являются грамматически равноправными и присоединяются друг к другу с помощью сочинительной связи: увидел и узнал, нахмурился и задумался, побежал, но не догнал и т.д.;
  • Аналитические или составные формы глаголов, которые характеризуются отсутствием каких-либо внутренних синтаксических связей и выступают в роли единых словесных форм: буду стремиться, буду работать и т. д.

Словосочетания, в которых главный член выражен причастиями или деепричастиями, также следует отнести к глагольным. Например, глагольное словосочетание «покраснеть от злости» практически равнозначно по смыслу со словосочетанием «покрасневший от злости».

Виды глагольных словосочетаний

Зависимые слова в глагольных словосочетаниях могут быть выражены существительными, наречиями или инфинитивом. Существительные при сочетании с глаголом ставятся в определенную предложно-падежную форму, в зависимости от смысловых и грамматических особенностей глагола. Примеры: написать сообщение, убедить друга, подъехать к деревне, совещаться с коллегами и т.д.

Наречия являются неизменяемыми словами и примыкают к глаголам только по смыслу: появиться неожиданно, находиться далеко, съесть немного и т.д.

Важно помнить, что в глагольных словосочетаниях зависимое слово может выражаться только неопределенной формой глагола: научил петь, заставить прийти и т.д. Сочетания личных форм глаголов не являются глагольными словосочетаниями.

Синтаксические отношения слов в глагольных словосочетаниях

Для каждого словосочетания свойственен отдельный вид синтаксических отношений, то есть определенная модель смысловых и грамматических связей.

Для глагольных словосочетаний характерны объектные и обстоятельственные отношения.

Суть объектных отношений состоит в том, что подчиняемое слово обозначает объект, на который направлено действие, выраженное глаголом. Примеры: рисовать картину, подвезти девушку, построить здание, организовать встречу, поймать рыбу, заплести косу, отправить родителям, подарить детям, вбить молотком, научить читать и т.д. Такие отношения имеют место, когда зависимое слово выражено существительным или инфинитивом. В предложениях примером объектных отношений являются сочетания сказуемого и дополнений.

Обстоятельственные отношения свойственны для глагольных словосочетаний с зависимыми словами, выраженными наречиями или падежными формами существительных. Например: научиться быстро, судить непредвзято, вернуться поздно, заметить слева, бледнеть от испуга, поехать в столицу, подготовить для работы и т.д.

Способы синтаксической связи в глагольных словосочетаниях

В глагольных словосочетаниях зависимые слова, выраженные формами существительных, присоединяются к главным с помощью управления. Управление представляет собой вид связи, при котором падежная форма подчиненного слова определяется в зависимости от грамматических особенностей главного: обратиться (к кому?) к специалисту, взять (что?) пальто, попросить (у кого?) у знакомого, ознакомиться (с чем?) с инструкцией, переживать (за кого?) за дочь и т. д.

В случаях, когда зависимое слово выражено неизменяемыми частями речи (наречия и инфинитив), словосочетание связывается с помощью примыкания: произносить четко, смеяться заразительно, говорить уверенно, попросить написать и т.д.

[spoiler title=”источники:”]

https://sprint-olympic.ru/uroki/russkij-jazyk-uroki/sintaksis/44539-glagolnoe-slovosochetanie-jeto-70-primerov.html

https://russkiiyazyk.ru/sintaksis/glagolnye-slovosochetaniia.html

https://russkyaz.ru/slova/glagoly/glagolnye-slovosochetaniya.html

[/spoiler]

В синтаксическом строении словосочетания очень важно уметь различать главное и зависимое слово. Зависимое слово – получающее вопрос от главного. На уроках в школе, классе во втором, учатся задавать правильные вопросы, чтобы определить синтаксическую роль того или иного слова. 

Именно правильно заданный вопрос помогает выявить подлежащее, сказуемое и другие члены предложения и даже определить верное окончание слова.

Что такое зависимое слово в русском языке

База русского языка берёт своё начало с такой мельчайшей частицы, как слово. Второй ступенькой является словосочетание – совокупность двух и более слов, имеющих связь со смыслом и грамматикой. Они необходимы для более точного определения предмета и его признака или действия. Первая и вторая ступень в свою очередь образуют последнюю ступень: предложения.

Что такое зависимое слово

В этой статье мы прибегнем к средней части схемы синтаксиса, которая состоит из главного и подчиняющегося ему слова. Главное слово, подчиняя второе, должно связывать его одним из трёх способов, про которые мы расскажем чуть ниже. Важно помнить, что на это не влияет, кому принадлежит первая и вторая позиция – главной или зависимой части.

Таким образом, мы можем вывести термин:

Слово, подчиняющееся другому с использованием грамматической и смысловой связи, называется зависимым. Для обозначения главного слова вы должны поставить над ним маленький крестик.

Виды словосочетаний и примеры зависимых слов

Виды словосочетаний

Словосочетания бывают:

Глагольные (главным словом могут быть глагол, причастие или деепричастие).

Тогда зависимым будет существительное + предлог / местоимение / инфинитив / деепричастие / наречие.

Примеры:

  • Рисовать для выставки. Ходить на уроки.

  • Рисовать его. Ходить к нам.

  • Захотеть рисовать. Решиться ходить.

  • Рисовать увлёкшись. Ходить засмотревшись.

  • Рисовать красиво. Быстро ходить. 

Именные – главным словом могут быть имена существительные, имена прилагательные, имена числительные или местоимения.

Примеры:

  • Красивое платье.

  • Дорогая машина. 

Наречные – главным и зависимым словом могут быть только наречия.

Примеры:

  • Безумно сильно.

  • Немного страшно. 

Кроме того, выделяют один из трёх способов связи:

Связь слов

Согласование – зависимое слово целиком и полностью согласуется в непостоянных признаках с главным:

  • В ярких нарядах (Предл. п., мн. ч., рода нет);

  • О живописной картине (Предл. п., ед. ч., ж. р.) 

Управление — главное слово управляет зависимым, ставя его в косвенную форму:

  • Ступать по лезвию (Д. п., ед. ч.).

  • Делать работу (В. п., ед. ч.). 

Примыкание – изменить зависимое слово невозможно из-за её части речи:

  • Сладко спать.

  • Делать больно. 

Как определить зависимое слово и правильно задать вопрос

Самый лёгкий способ найти подчиняющийся фрагмент – поставить мысленно или даже письменно вопрос от первой части словосочетания ко второй.

Определение связи в словосочетании

Давайте приведём примеры:

  1. В причастном обороте «танцующий вальс» мы можем задать вопрос только от слова «танцующий». Танцующий (что?) вальс. Следовательно, зависимая часть – слово «вальс».

  2. Во фразе «спелые яблоки» мы задаём вопрос от слова «яблоки» к слову «спелые». Яблоки (какие?) спелые. Значит зависимым словом будет «спелые».

Образуем правило: если от одного слова получается задать вопрос к другому, то слово, отвечающее на него, будет считаться зависимым.

Однако есть исключение: глагол и имя существительное не являются словосочетанием, т. к. образуют предложение с подлежащим и сказуемым. Значит, они — равноправные члены предложения, среди которых невозможно определить зависимость.

Глагольные словосочетания

Глагольные словосочетания

В зависимости от того, какой частью речи выражено главное слово, выделяют именные, глагольные и наречные словосочетания. Благодаря широкой валентности (способность сочетаться с другими словами) глаголов глагольные словосочетания составляют самую большую из вышеперечисленных групп.

Что такое глагольное словосочетание

Глагольное словосочетание – это языковая единица, в котором зависимое слово присоединяется к главному, выраженному глаголом, по смыслу и грамматическим категориям.

Необходимо помнить, что для каждого словосочетания обязательным является наличие подчинительной связи. Поэтому нельзя считать глагольными словосочетаниями:

  • Сочетания, которые формируют грамматическую основу предложения: фиалки расцвели, он удивляется, все ожило, птицы взлетят и т.д.;
  • Сочетания, где глаголы являются грамматически равноправными и присоединяются друг к другу с помощью сочинительной связи: увидел и узнал, нахмурился и задумался, побежал, но не догнал и т.д.;
  • Аналитические или составные формы глаголов, которые характеризуются отсутствием каких-либо внутренних синтаксических связей и выступают в роли единых словесных форм: буду стремиться, буду работать и т. д.

Словосочетания, в которых главный член выражен причастиями или деепричастиями, также следует отнести к глагольным. Например, глагольное словосочетание «покраснеть от злости» практически равнозначно по смыслу со словосочетанием «покрасневший от злости».

Виды глагольных словосочетаний

Зависимые слова в глагольных словосочетаниях могут быть выражены существительными, наречиями или инфинитивом. Существительные при сочетании с глаголом ставятся в определенную предложно-падежную форму, в зависимости от смысловых и грамматических особенностей глагола. Примеры: написать сообщение, убедить друга, подъехать к деревне, совещаться с коллегами и т.д.

Наречия являются неизменяемыми словами и примыкают к глаголам только по смыслу: появиться неожиданно, находиться далеко, съесть немного и т.д.

Важно помнить, что в глагольных словосочетаниях зависимое слово может выражаться только неопределенной формой глагола: научил петь, заставить прийти и т.д. Сочетания личных форм глаголов не являются глагольными словосочетаниями.

Синтаксические отношения слов в глагольных словосочетаниях

Для каждого словосочетания свойственен отдельный вид синтаксических отношений, то есть определенная модель смысловых и грамматических связей.

Для глагольных словосочетаний характерны объектные и обстоятельственные отношения.

Суть объектных отношений состоит в том, что подчиняемое слово обозначает объект, на который направлено действие, выраженное глаголом. Примеры: рисовать картину, подвезти девушку, построить здание, организовать встречу, поймать рыбу, заплести косу, отправить родителям, подарить детям, вбить молотком, научить читать и т.д. Такие отношения имеют место, когда зависимое слово выражено существительным или инфинитивом. В предложениях примером объектных отношений являются сочетания сказуемого и дополнений.

Обстоятельственные отношения свойственны для глагольных словосочетаний с зависимыми словами, выраженными наречиями или падежными формами существительных. Например: научиться быстро, судить непредвзято, вернуться поздно, заметить слева, бледнеть от испуга, поехать в столицу, подготовить для работы и т.д.

Способы синтаксической связи в глагольных словосочетаниях

В глагольных словосочетаниях зависимые слова, выраженные формами существительных, присоединяются к главным с помощью управления. Управление представляет собой вид связи, при котором падежная форма подчиненного слова определяется в зависимости от грамматических особенностей главного: обратиться (к кому?) к специалисту, взять (что?) пальто, попросить (у кого?) у знакомого, ознакомиться (с чем?) с инструкцией, переживать (за кого?) за дочь и т. д.

В случаях, когда зависимое слово выражено неизменяемыми частями речи (наречия и инфинитив), словосочетание связывается с помощью примыкания: произносить четко, смеяться заразительно, говорить уверенно, попросить написать и т.д.

Что такое глагол – объясняю простыми словами, что это за часть речи, какие у нее есть постоянные и непостоянные признаки

Что такое глагол простыми словами

Глагол – это самостоятельная часть речи, то есть к нему всегда можно задать вопрос и у него есть лексическое значение.

Глаголы обозначают действия в широком смысле.

  1. Действие, которое кто-то делает: читать, работать, играть.
  2. Мысли и чувства: думать, тосковать, надеяться, восхищаться,
  3. Состояния природы: вечереет, смеркается, светает.

Постоянные морфологические признаки глаголов

Вид. Он бывает совершенный и несовершенный. Вид обозначает отношение действия к его пределу. Несовершенный вид – это когда действия «бесконечные». Смотрите: читать, плавать, выть, молиться, дремать – ни о какой «предельности» речи нет.

А вот у глаголов совершенного вида действие всегда «конечное»: прочитать, помолиться, проплыть, взвыть, подремать. Чувствуете «конечность», «предельность» этих действий? Прочитал и всё. Взвыл и всё. Подремал и всё.

Как быстро запомнить

Глаголы несовершенного вида отвечают на вопрос «что делать?»: ждать, думать, верить. Глаголы Совершенного – «что Сделать?»: переждать, поверить, передумать. Если в вопросе есть буква «с» – значит вид совершенный.

Спряжение. Глагол относится либо к первому, либо ко второму спряжению. Определяйте всегда вот по такому плану:

  1. Посмотреть на личное окончание (не на окончание инфинитива), если оно ударное.
  2. Если там -ит, -ишь, -им, -ите, -ат, -ят – второе спряжение.
  3. Если там -ет, -ешь, -ем, -ете, -ут, -ют – первое.
  4. Посмотреть на окончание инфинитива, если личное безударное.
  5. Если там есть -и (вопить, грустить) – спряжение второе. Если там другая буква – первое (читать, петь).

К первому спряжению еще относятся глаголы брить, стелить. А ко второму – вот эти 11 исключений:

Слышать, видеть и обидеть,
Гнать, держать и ненавидеть,
И дышать, смотреть, вертеть,
И зависеть, и терпеть.

Переходность. Если у глагола есть зависимое слово в винительном падеже без предлога – он переходный. В остальных случаях непереходный. Примеры:

  1. Читать (что?) книгу – есть дополнение в винительном падеже без предлога, глагол переходный.
  2. Смотреть в окно – есть предлог, поэтому сразу непереходный.
  3. Сидеть на скамейке – здесь и предлог, и существительное в предложном падеже, поэтому о переходности вообще речи нет.

Про падежи

Вот статья про косвенные падежи существительных – загляните, она очень маленькая. Я там рассказываю, как их легко запомнить, чтобы не путать.

Возвратность. Если есть постфикс -ся – глагол будет возвратным. То есть он «возвращает» действие на того, кто его производит: кот умывается, девочка причесывается. Подробнее – в статье про возвратные глаголы.

Непостоянные признаки

Наклонение. Одно из трех: изъявительное, сослагательное, повелительное. Изъявительное – обозначает действие, которое происходит «наяву», то есть реально: мальчик читает, дельфин прыгает, дюймовочка спит.

Два других обозначают «ирреальные» действия – то есть в реальности ничего не происходит.

Сослагательное – это глагол с частицей «бы»: «проработал бы, но…» – то есть в реальности никто так и не работал.

Повелительное – кто-то кому-то приказал, повелел что-то сделать. Но это не значит, что действие реально сделано: читай – не факт, что он прочитает, наливай – не факт, что нальет, пойте – не факт, что они будут петь.

Время. Оно есть только у глаголов в изъявительном наклонении. Потому что если действия как такового нет (в сослагательном и повелительном наклонении), то не может быть и времени. В изъявительном наклонении время может быть настоящим, прошедшим и будущим.

Про синтаксическое и морфологическое время

В школе этого нет, но на олимпиадах может быть. Морфологическое время – это время глагола, например прошедшее – читал, будущее – буду читать, настоящее – читаю.

Синтаксическое – это время, на которое указывает предложение в целом. Морфологическое время может быть прошедшим, а синтаксическое настоящим: «Вот вчера иду я, значит, по улице, смотрю по сторонам…» – морфологическое время настоящее (иду, смотрю), а синтаксическое – прошедшее, потому что «вчера». То есть я вчера шел и смотрел.

Число. Может быть множественным или единственным: я ем – единственное, они едят – множественное.

Лицо. Лиц три:

  1. Первое – Я, Мы.
  2. Второе – Ты, Вы.
  3. Третье – Он, Она, Оно, Они.

Чтобы определить лицо, надо подставить нужное местоимение: «Хорошо поете» – «Хорошо Вы поете» – второе лицо. «Сегодня весь день работаю, устал уже» – «Сегодня Я весь день работаю, Я устал уже» – первое.

Про безличные глаголы

Это когда лица нет и никакое местоимение подставить нельзя: тошнит, знобит, мутит. Это происходит как-то само собой, никто конкретно действия не производит. Или: вечереет, смеркается – то же самое. Или из Лермонтова: «И верится, и плачется» – он подчеркивает, что действия совершаются как-то сами по себе, без его на то воли.

Род. Мужской, женский или средний. Есть только у глаголов в прошедшем времени: он читал, она читала, оно читало. В настоящем и будущем временах род определить нельзя. Смотрите: он/она/оно читает, будет читать.

Чем глагол является в предложении

Может быть очень разными членами предложения:

    : Жить – Родине служить. Жить – подлежащее, отвечает на вопрос «О чем говорится в предложении?» : самая частая синтаксическая роль: Я жду, Я устал ждать. Жду, устал ждать – сказуемые. : Он попросил меня (о чем?) принести воды. «Принести» здесь не будет сказуемым, потому что попросил он, а нести буду я – разные лица выполняют действия.

Это была общая статья про глагол. Я скоро выпишу много других текстов про глаголы и поставлю сюда ссылки.

Уже сейчас можете читать статьи про две формы глагола: причастие и деепричастие.

источники:

https://russkyaz.ru/slova/glagoly/glagolnye-slovosochetaniya.html

https://vsvoemdome.ru/obrazovanie/chto-takoe-glagol

Добавить комментарий