Выделение основной мысли абзаца
В каждом абзаце любого текста среди всех существенных мыслей есть одна самая важная мысль. То же самое можно сказать и о частях устной речи, выделяемых интонацией. Эта самая важная мысль абзаца объединяет по смыслу все остальные мысли абзаца. Все остальные мысли абзаца могут подчиняться ей или следовать из нее. Эту важную мысль будем называть основной мыслью и обозначать ОМ. Все остальные существенные мысли абзаца следует считать второстепенными. Мы их будем обозначать ВМ.
Читателю или слушателю, плохо разбирающемуся в каком-нибудь запоминаемом тексте, может показаться, что в некоторых абзацах содержится не одна основная мысль, а две или даже три. Если же содержание текста оказывается слишком простым или полностью знакомым, то все мысли абзаца могут показаться второстепенными или даже вовсе не существенными. Запоминающему текст читателю или слушателю не следует опираться на субъективное мнение. Необходимо найти позицию автора. Ведь он почему-то объединил несколько конкретных мыслей в один абзац и подчинил их одной основной мысли. Если Вы правильно поймете именно позицию автора, то лучше запомните текст. О позиции автора можно судить, например, по названию текста.
Основная мысль абзаца может быть выражена либо явным образом, либо неявным. При явном выражении ОМ абзаца автор выделяет ее среди других, акцентирует на ней внимание (иногда неоднократно): выделяет в тексте графически (жирным шрифтом, курсивом, подчеркиванием и т. п.), заключает в рамочки, использует словесные формы (итак, в результате, следовательно и т. п.). В текстах в основном встречаются явно выраженные основные мысли.
Неявно выраженная основная мысль абзаца не записывается автором с помощью слов. Неявно выраженную основную мысль абзаца, как говорят, следует искать «между строк». Неявно выраженная основная мысль автора преподносится через числовые выражения, формулы, короткие умозаключения или через намеки. Выражение основной мысли неявным образом нередко используется автором как прием активизации мышления читателя или слушателя, если он хочет заставить читателя или слушателя напряженно думать.
Выявленные в тексте или в устной речи основные мысли нужно уметь мысленно формулировать. Лучше всего научиться формулировать основные мысли абзацев своими словами, а не словами автора. Вероятность воспроизведения такого текста будет выше.
УПРАЖНЕНИЕ 11. Приготовьте абзац напечатанного текста. Выявите основную мысль абзаца. Письменно или вслух сформулируйте выявленную ОМ своими словами.
Проверьте точность выполнения упражнения: найдите другие мысли абзаца и, путем рассуждений, попытайтесь доказать самому себе, что остальные мысли абзаца являются второстепенными, т. е. они подчиняются основной мысли, либо подкрепляют ее значимость, либо раскрывают ее суть, подтверждают примерами, либо Доказывают достоверность основной мысли.
Рассмотрим пример выявления основной мысли абзаца:
32-летний индиец Раджа и Маха-Деван, человек с феноменальной памятью, стал объектом исследования американских ученых. Еще в детстве Раджан поражал окружающих своими способностями. Сейчас он проживает в штате Канзас, и для изучения его мозга выделено 157 тысяч долларов. Раджан почти не запоминает лица окружающих и обычно долго ищет ключи от своей квартиры, намного дольше по сравнению со средним индийцем или американцем. Зато всегда помнит то, что состоит из цифр. Десять лет назад он отправил письмо составителям Книги рекордов Гиннесса. Они предложили ему продемонстрировать свои способности на числе «к». Раджан перечислил на память 31 811 цифр этого бесконечно иррационального числа, и его имя появилось на страницах Книги рекордов.
Вот все мысли абзаца:
- Сейчас (т. е. на момент написания статьи) индийцу 32 года.
- Индийца зовут Раджан Махаде-ван.
- Этот индиец (тот, которому 32 года и которого зовут Раджан Маха-деван) обладает феноменальной памятью.
- Этот индиец стал объектом исследования американских ученых.
- Этот индиец поражал всех своей памятью еще в детстве.
- Он сейчас проживает в штате Канзас.
- Для исследования его памяти выделено 157 тысяч долларов (здесь написано «памяти», а не «мозга», как было написано в статье, так как уже известно, что в мозге ученых интересует память).
- Этот индиец почти не запоминает лица тех, кого видит.
- Он плохо вспоминает место, куда кладет ключи.
- Он хорошо запоминает числовую информацию.
- В 22 года он подал заявку в Книгу рекордов Гиннесса.
- Сотрудники Книги рекордов предложили индийцу запомнить цифры в числе «л».
- Он смог запомнить 31 811 цифр одного числа.
- Факт запоминания зафиксирован в Книге рекордов.
Среди этих 14 мыслей некоторые являются несущественными, т. е. без некоторых мыслей в тексте можно было бы обойтись, и при этом текст не потерял бы смысла. Так, без ущерба можно было бы убрать следующие предложения:
- №2 — Имя индийца не имеет значения. Конечно, возможны случаи, когда читателю или слушателю подобного текста имя феномена понадобится (например, читатель или слушатель часто общается с индусами и при случае он собирается рассказать этот факт, тогда для проявления своей осведомленности и уважения, возможно, нужно назвать имя индуса).
- №6 — Исследования можно было бы провести где угодно, ведь американские исследователи могли сами поехать в Индию.
- №8 — Ну и что, что он не запоминает лица, особенно если эти лица — лица ненужных прохожих. Среди обычных людей очень многие тоже плохо запоминают лица людей, хотя прекрасно помнят огромные объемы информации по своей специальности.
- №11 — Неважно то, что он пытался зафиксировать свои достижения в 22 года, ведь в тексте говорится, что и в детстве он обладал прекрасной памятью, и через много лет после 22-летия он тоже обладал хорошей памятью.
- №12 — Неважно, что цифры для запоминания были даны из числа «к». Можно было бы использовать произвольное число.
В итоге «забраковано» 5 мыслей из 14. Попробуем в числе оставшихся 9 мыслей выявить основную мысль. Для этого можно продумать, какие мысли подчиняются каким, и построить логику взаимного подчинения:
Возможно, основной мыслью абзаца является мысль №3, как Вы думаете?
Хорошо было бы, если бы Вы время от времени выявляли основные мысли абзацев таким же тщательным образом. Но на это требуется много времени. Поэтому рассмотрим еще один вариант упрощенного выявления основной мысли абзаца:
Интересные сведения удалось разыскать итальянскому историку
Нино Перелли в архивах библиотеки 0 Парме. Оказывается, в 1561 году был проведен необычный конкурс. Студент философии Джулио Джуди демонстрировал публике свою необычайную память. Вначале он в течение шести часов читал вслух книгу, а затем повторил содержащиеся в ней 36 тысяч слов в произвольном порядке. Мало того, он мог повторить сказанное слово в слово, затем — пропуская каждое третье слово, потом — снова в произвольном наборе. За необычные способности современники прозвали Джулио человеком — Великая Память.
В этом тексте первой существенной мыслью является:
1. Существует официальный документ о том, что человек способен запоминать огромные тексты.
Пока не известно, является данная мысль основной в абзаце, ведь нам не с чем ее сравнить. Поэтому выявляется вторая мысль:
2. Человек способен запоминать тексты объемом около 40 ООО слов (это около 100 страниц).
Теперь видно, что первая мысль лишь ДОКАЗЫВАЕТ СПРАВЕДЛИВОСТЬ второй мысли, т. е. из двух мыслей вторая является более важной.
В тексте есть еще одна существенная мысль:
3. Человек может запоминать большие тексты так, что способен вспоминать их дословно и даже вспоминая слова в любом порядке.
Понятно, что третья мысль подчиняется второй, так как третья мысль всего лишь РАСКРЫВАЕТ СУТЬ второй мысли, уточняет, насколько хорошо могут запоминаться большие тексты. В итоге, по схеме можно утверждать, что основной мыслью абзаца является вторая мысль.
УПРАЖНЕНИЕ 12. Прослушайте один абзац устного текста по радио, ТВ или из предварительно записанной Вами на магнитофон речи. Выявите основную мысль абзаца. Мысленно сформулируйте выявленную ОМ своими словами. Перейдите к следующему абзацу.
Вот Вы и изучили весь первый путь развития навыков осмысления СОДЕРЖАНИЯ текстов (следует напомнить, что второй путь — отработка навыков восприятия ФОРМЫ изложения текстов). Вы научились осмысливать СОДЕРЖАНИЕ текста в процессе запоминания. Теперь Вам предстоит в течение целой недели отработанные умения превратить в устойчивые навыки.
Для того чтобы в ходе недельной практики Вы не совершали ошибок, попробуйте оценить, все ли Вы делаете правильно. Для этого мы вместе тщательно проработаем текст о жу-ках-оленях, который Вы читали в качестве тестового задания. Заодно Вы сможете оценить, как бы Вы запомнили этот текст, если бы умели профессионально осмысливать его содержание.
Вернитесь к началу учебника, найдите тест 1 и просмотрите текст еще раз. Текст состоит из пяти абзацев. В начале из всего текста выделим все понятия, т. е. выпишем ответы на вопрос «О чем говорится в тексте?». Затем выделим из текста все существенные мысли, т. е. выпишем ответы на вопрос «Что говорится в тексте?». В заключение среди всех существенных мыслей каждого абзаца выделим основную мысль (ОМ).
В первом абзаце «На юге нашей страны живет большой и рогатый жук-олень. У них прямо-таки оленьи рога!» говорится:
о юге нашей страны; о большом и рогатом жуке-олене; еще раз о жуке (написано «у них»); об оленьих рогах (точнее, о рогах, похожих на оленьи рога).
Теперь Вы самостоятельно напишите все понятия из 2-го абзаца: «У этого жука склонность к дубовому соку. Там, где из-под коры древесных суков обильно истекает сок, собираются жуки на «водопой». Прилетают десятками».
Сверьте со списком понятий:
- этот жук (жук-олень)
- склонность к дубовому соку
- место на дубе, где из-под коры древесных суков обильно истекает сок
- жуки (множество жуков)
- «водопой»
- десятки жуков (количество прилетающих жуков)
Совпали понятия? Возможно, в некоторых случаях Вы использовали синонимы, но по значению должны были написать именно эти слова и словосочетания.
Возможен вариант деления сложного выражения «место на дубе, где из-под коры древесных суков обильно истекает сок» на маленькие фрагменты: «место на дубе», «кора древесных суков», «сок».
Теперь выделите понятия из третьего абзаца:
«Напившись бодрого напитка, жуки дерутся и, как олени, «бодаются». Стараются, поддев других рогами, сбросить с сука. Челюстями кусаются. А челюсти у них очень мощные».
Из четвертого абзаца:
«В финале такого сражения обычно лишь самый сильный жук остается у сладкого источника. Но не долго наслаждается он питьем в одиночестве, так как скоро претенденты возвращаются, и победитель снова вступает в борьбу».
И из пятого абзаца:
Дубовый сок для рогачей не только бодрящий напиток, но и пропитание. Так что склонность к соку у жуков вполне понятная. Хотя все еще остаются сомнения в объяснении необходимости дубового сока как пищи. Некоторые энтомологи уверяют, что взрослые жуки-олени в подобной пище не нуждаются, а дубовый сок является только «хмельным питием».
Написали?
А теперь сверьте выписанные Вами понятия.
Понятия третьего абзаца:
1) бодрый напиток
2) жуки
3) олени
4) другие жуки
5) рога
6) сук
7) челюсти
8) челюсти
9) качество челюстей (мощные)
Понятия четвертого абзаца:
1) финал сражения
2) самый сильный жук
3) сладкий источник
4) длительность (не долго)
5) он (жук)
6) питье в одиночестве
7) длительность (скоро)
8) претенденты
9) победитель
10) борьба
Понятия пятого абзаца:
1) дубовый сок для рогачей
2) бодрящий напиток
3) пропитание
4) склонность к соку у жуков
5) известность информации (понятная)
6) настоящее время (все еще)
7) сомнения в объяснении необходимости сока как пищи
8) некоторые энтомологи
9) взрослые жуки-олени
10) подобная пища
11) дубовый сок
12) «хмельное питие»
Теперь выпишите из всех абзацев все существенные мысли, отвечающие на вопрос «Что говорится в тексте?», и сверьте со следующими:
первый абзац:
На юге нашей страны живет большой и рогатый жук-олень.
У жуков-оленей есть рога, похожие на оленьи рога!
второй абзац:
У жука-оленя имеется склонность к дубовому соку.
На месте, где из-под коры древесных суков обильно истекает сок, собираются жуки.
Жуки собираются на «водопой».
На «водопой» прилетают десятками.
третий абзац:
Жуки напиваются бодрого напитка.
Жуки (напившиеся) дерутся с жуками.
Жуки (напившиеся) «бодаются», как олени.
Жуки (напившиеся) стараются сбросить с сука другого.
Жуки (напившиеся) поддевают других рогами.
Жуки (напившиеся) кусаются челюстями.
Челюсти жуков являются очень мощными.
четвертый абзац:
В финале сражения обычно остается самый сильный жук.
Самый сильный жук остается у сладкого источника.
Но не долго наслаждается он питьем в одиночестве.
Скоро возвращаются претенденты.
Победитель снова вступает в борьбу.
Страницы: 1 2 3 4 5 6
Задания на работу с текстом встречаются и на ЕГЭ, и на ОГЭ. Иногда их дают даже на ВПР. После текста ученика обязательно ждет роковая фраза: «Вам нужно определить тему и главную мысль текста». В школе редко уделяют внимание этой теме — учителя считают, что ее должны были проходить еще в начальной школе. Создатели экзамена хотят проверить навыки работы с текстом, а ученики часто в принципе не понимают, что такое тема и главная мысль. В результате потерянные баллы, слезы и страдания.
В этой статье:
Чем различаются тема и главная мысль текстаКак определить тему и главную мысль текстаОтработка на практике
На деле определить тему и главную мысль текста не очень сложно, если разобраться, что это такое. В статье я дам вам алгоритм, который позволит превратить это непонятное задание в гарантированные баллы. Поехали!
До ЕГЭ все меньше времени, и 11-классники уже на финишной прямой. Усилить подготовку и написать на максимальный балл поможет «ЕГЭ-гонка» 🏁 На экспресс-марафоне вы повторите ключевые разделы предмета, прорешаете множество заданий и попробуете симуляцию экзамена, а также узнаете все секреты ЕГЭ-2023 от преподавателей, написавших работу в досрочный период. Записывайтесь на марафон и придите первыми в гонке ЕГЭ!
Чем различаются тема и главная мысль текста
На экзаменах иногда встречаются публицистические тексты, где сам автор ярко подчёркивает основную идею и открыто высказывает своё мнение по проблеме. Но если мы проанализируем ВПР 8-го класса или ОГЭ по русскому языку, чаще встретим художественные тексты. Никаких риторических вопросов или очевидных ответов! Только персонажи, намеки и выводы, которые делает сам читатель.
Давайте сначала разберемся с основными понятиями.
Тема текста — это то, о чем говорится в тексте в целом. Бывают тексты о любви, природе, взаимоотношении людей, войне… Но каждый из них будет иметь собственных героев, свою сюжетную линию, задумку, основной посыл, который автор хотел вложить в текст и через него донести до нас. Это и есть главная мысль текста.
Также главную мысль часто называют проблемой текста.
Как определить тему и главную мысль текста
Прежде всего нужно внимательно прочитать текст:
- подчеркнуть ключевые слова,
- выделить микротемы по абзацам,
- постараться мысленно пересказать текст, в 4–5 предложениях передать его суть
Отработка на практике
«(1)Утром долго не светало. (2)Проснувшись в своей комнате, музыкант-пенсионер услышал пение вьюги за окном. (3)Морозный, жёсткий снег нёсся по переулку и застилал дневной свет. (4)На оконное стекло ещё ночью, во тьме, легли замороженные леса и цветы неизвестной волшебной страны. (5)Старик стал любоваться этой воодушевлённой игрою природы, точно природа тоже томилась по лучшему счастью, подобно человеку и музыке.
(6)В такие дни музыкант сидел дома, и его единственным утешением было смотреть на замороженное оконное стекло, где складывалась и разрушалась в тишине картина заросшей, волшебной страны, населённой, вероятно, одними поющими птицами.
(7)Идти играть на Тверской бульвар сегодня уже не придётся. (8)Сегодня поёт буря, и звуки скрипки будут слишком слабы. (9)Всё же старик под вечер оделся в пальто, обвязал себе голову и шею шалью, накрошил хлеба в карман и вышел наружу. (10)С трудом, задыхаясь от затвердевшего холода и ветра, музыкант пошёл по своему переулку к Тверскому бульвару. (11)Безлюдно скрежетали обледенелые ветви деревьев на бульваре, и сам памятник уныло шелестел от трущегося по нему, летящего снега. (12)Всё равно музыкант оставил на ступени свой хлеб и видел, как он исчез в сумраке бури.
(13)Вечером музыкант сидел дома один; он играл на своей скрипке, но некому было его слушать, и мелодия звучала плохо в пустоте комнаты, она трогала лишь одну-единственную душу скрипача… (14)Он перестал играть. (15)На улице шёл поток урагана, — худо, наверно, теперь воробьям. (16)Старик подошёл к окну и послушал силу бури сквозь замороженное стекло. (17)Неужели седой воробей и сейчас не побоится прилететь к памятнику Пушкину, чтобы поесть хлеба из футляра?»
(по А. Платонову)
Чтобы определить тему, необходимо ответить на вопрос: «О чем текст в целом?»
О заботе, человечности, милосердии. Ответ можно сформулировать по-разному. Скорее всего, у вас будут варианты, из которых получится выбрать.
Чтобы правильно определить главную мысль текста, нужно ответить на несколько вопросов:
- Что произошло в тексте?
- О чем вы задумались после прочтения текста?
- Какая мысль заставила автора написать этот текст?
Зачем старик пошёл на улицу во время вьюги? Ответ мы находим в последних предложениях:
С наступлением холодов музыкант не мог выходить играть на бульвар, но продолжал думать о птицах, которых подкармливал хлебом.
Забота о птицах, доброе отношение человека к «седому воробью» — вот что находилось в центре внимания автора, когда он создавал текст.
Главная мысль, которая излагается в конце текста: нужно заботиться о тех, кто без нашей помощи не справится. Хорошие, добрые люди помогают тем, кто в них нуждается, даже если это даётся непросто.
Автор одобряет поступок старого музыканта, а читатель восхищается добротой главного героя. Всё это мы поняли благодаря поэтапному анализу текста, выделению ключевых моментов.
Понятие текста весьма расплывчато. Обычно его определяют как несколько предложений, связанных по смыслу. При этом бывают тексты, состоящие всего из одного предложения, а бывает так, что границы трудно определить: например, в интернете часто можно видеть в одном тексте ссылку на другой или на несколько других, а те, в свою очередь, тоже связаны с другими текстами.
Получается бесконечный лабиринт текстовых массивов, в каком-то смысле являющих собой единое целое, называемое гипертекстом. Тот же принцип можно проследить и в обычных бумажных книгах — словарях и энциклопедиях. В гипертексте заключено множество самых разных тем и мыслей.
Тема и основная мысль: связь и различие
Рассмотрим текст в его обычном, самом распространённом понимании — как совокупность нескольких предложений, связанных между собой по смыслу, — и попробуем ответить на вопрос: как определить тему и основную мысль текста?
С определением темы, как правило, проблем не возникает: она лежит на поверхности. А вот главная мысль, заложенная автором, не всегда очевидна.
Эти два понятия образуют два разных уровня понимания текста: они оба определяют его содержание, но если тема обозначает проблему, то идея ее или развивает и подводит читателя к логическому выводу, или оставляет вопрос открытым, оставляя поле для обсуждения.
Тема
В любом законченном текстовом материале все предложения объединены общей темой. Единство обеспечивает его целостность, независимо от количества частей, на которые он может делиться. Тема задает содержание материала, при этом она может распадаться на ряд микротем, подчиненных ей, раскрывающих ее с разных сторон.
Основная мысль
Здесь речь идет об авторском послании, заключенном в тексте и лежащем в его основе.
Если тема сама по себе не выражает отношения автора к рассматриваемому вопросу, а просто обозначает область этого вопроса, то основной замысел уже передает авторскую оценку, его видение проблемы.
Не всегда главная мысль очевидна и однозначна: все зависит от того, как автор ее выражает, какие использует при этом языковые средства.
Например, в художественной литературе авторскую точку зрения может высказать один из персонажей, причем персонаж этот не обязательно главный.
Часто бывает так, что сама идея вообще не выражена конкретно — в таких случаях читатель либо полагается на собственное восприятие и делает выводы самостоятельно, либо прибегает к дополнительным источникам информации.
Идея, не выраженная однозначно, превращается в образную мысль эмоционально-обобщенного характера, что лишь приблизительно позволяет сформулировать ее в качестве отвлеченного суждения. Именно в таких случаях возникают различные и даже противоположные друг другу интерпретации материала.
Как определить тему текста
Определить тему — значит уяснить, о чем или о ком данный текст. Любой текстовый анализ, в том числе и определение темы, нужно начинать с его прочтения.
Вот несколько подсказок, по которым можно определить тему:
- Заголовок. Очень часто он отражает тему и содержание всего текста, особенно если это информационная, публицистическая или научная статья. Бывает, что он заключает в себе и основную идею, но к этому мы вернемся позже. Что касается художественных текстов, то их названия, на первый взгляд, бывают очень далеки и от темы, и от идеи, и лишь после вдумчивого прочтения и глубокого анализа можно установить эту связь.
- Подзаголовки. Они обычно отделяют друг от друга текстовые фрагменты, посвященные микротемам; при наличии подзаголовков, как правило, определить тему достаточно просто.
- Ключевые (опорные) слова и их синонимы. Любая тема имеет в своем арсенале определенный набор слов, характерных именно для нее. Это могут быть различные термины, например, медицинские, строительные, музыкальные и так далее. По ключевым словам легко определить тему информационных, публицистических или научных статей, но что касается художественных текстов — это удается не всегда, в таких случаях необходимо ознакомиться с содержанием.
Как выделить основную мысль
При работе с любой литературой очень важно уметь самостоятельно выделять одну или несколько основных идей, это помогает составить сжатое изложение текста и способствует лучшему усвоению информации.
Существует несколько инструментов и приемов, помогающих это сделать:
- Следование логической нити. Вдумчивое чтение материала позволит выстроить тема-рематическую цепь, вместе с автором проследить за развитием логики повествования. Поясним термины: тема — это то, что уже известно, а рема — это новая информация. Часто такое изучение логического развития текста — чередования тем и рем — подсказывает его основной смысл.
- Ключевые (опорные) слова и их синонимы. Как и в случае с определением темы, здесь могут помочь ключевые слова и словосочетания, несущие важную смысловую нагрузку.
- Подзаголовки и абзацы. Чтение подзаголовков часто само по себе позволяет выстроить логическую цепочку, расшифровать авторскую задумку. Наряду с подзаголовками в текстовом материале встречается деление на абзацы, помогающее разграничить смысловые части, выделить то, что автор считает нужным особо подчеркнуть.
- Связь с темой. Определение темы всегда предшествует выделению основной идеи текста, являясь первым этапом его понимания. Уловив общую тематику и то, как именно раскрывает ее автор, можно установить основную мысль — своеобразный сплав темы с идеей. Только в таком неразрывном сочетании этих двух составляющих и возможна реализация авторского замысла, формирование авторской оценки.
- Анализ и синтез. Любой материал становится понятнее, если при его исследовании суметь соединить изучение отдельных деталей с оценкой общего плана, охватывающей объект целиком. Сочетание анализа и синтеза — необходимый этап, подводящий к итогам исследования материала.
Пошаговая инструкция
При определении темы и основной мысли следуйте таким правилам:
- Внимательно прочитайте весь текст, обращая внимание на его заголовок, подзаголовки и абзацы, отмечая ключевые слова.
- Постарайтесь ответить на вопрос: что интересует автора рассматриваемого текста? Что для него наиболее важно? Предмет изучения часто выносится в заголовок, но следует помнить, что заголовки не всегда прямо указывают на предмет, а бывают и метафорическими, и ассоциативными, и даже парадоксальными. Поэтому не стоит опираться исключительно на смысл заголовка, выделяя основную мысль.
- Определите задачу, которую поставил себе автор при написании текста. Попробуйте понять, что стремится донести автор до читателя. Вот несколько вариантов:
- автор хочет заострить внимание аудитории на актуальной проблеме;
- автор выражает своё субъективное отношение к вопросу;
- автор даёт описание какому-то событию, представляя вниманию читателя конкретную информацию.
- Подумайте, каковы отличительные черты авторского восприятия? С какой стороны освещаются проблемы? Какая позиция отличает авторскую точку зрения? Какую оценку дает автор событиям, явлениям, предметам? Ответы на эти вопросы помогут сформировать общую идею текста, а также цель повествования.
- Определившись с авторской позицией, предположите, почему она именно такова? Какие приводятся аргументы, факты, доказательства, подкрепляющие ее? На чем основана такая оценка?
- Отметьте языковые средства, призванные удержать внимание, заинтересовать читателя, убедить его в правильности суждений автора. В зависимости от стиля, в котором подается материал, в тексте возможно наличие экспрессивных выражений и различных тропов, способствующих выражению отношения автора к предмету или явлению.
- Проанализируйте авторские выводы. Они могут быть сформулированы в конкретной фразе или фразах, обычно в самом конце, реже — в начале повествования. Главная мысль может и не быть четко сформулирована, но цель всего текста — подвести к этой мысли читателя, поэтому попробуйте сделать самостоятельный вывод, достроив последнее звено логической цепи. При этом желательно держаться в рамках общего стиля и использовать те же речевые приёмы, которые применял автор в своей работе.
В последнем пункте могут быть варианты в зависимости от того, какова цель выявления основной мысли.
Если требуется анализ текста в рамках учебной программы, то выводы нужно стараться формулировать так, как это сделал бы сам автор.
Если же вам необходимо составить конспект для собственных целей, лучше записать суть материала своими словами, которые впоследствии помогут быстро восстановить в памяти прочитанное.
Источник: https://LivePosts.ru/articles/education-articles/books-education-articles/opredelenie-temy-i-osnovnoj-mysli-teksta
Что такое основная мысль текста и как ее определить
Чаще всего на уроках литературы, но порой и на русском языке встречаются задания, в которых учитель требует, чтобы ученики определили главную или основную мысль произведения.
Однако для нахождения правильного ответа, а соответственно, и получения хорошей оценки, ребята должны понимать, в чем заключается это задание. То есть что подразумевается под главной идеей произведения или его отдельного предложения.
Чтобы разобраться в этом вопросе максимально тщательно, прочтите статью. И вы узнаете, что такое основная мысль текста.
Что представляет собой текст
Совсем не обязательно текст должен быть объемным и состоять из нескольких простых, сложноподчиненных или сложносочиненных предложений. Существуют даже литературные произведения, в составе которых лишь одно емкое и понятное предложение.
Да и оно само далеко не всегда представляет собой длинную конструкцию. Частенько в речи или на письме можно встретить такой ее вид, где вся необходимая информация будет передана единственным словом.
Тем не менее в каком виде ни был бы представлен рассказ, стихотворение или повседневный диалог, в нем непременно присутствует основная мысль текста.
Что такое связь предложений грамматически и по смыслу
В большинстве случаев мы сталкиваемся с текстами, в состав которых входит не одно, а целая группа предложений. Главное условие составления полноценного, логического, содержательного и интересного текста — это обязательная связь этих предложений грамматически и по смыслу:
- Грамматическая связь подразумевает зависимость форм слов текущего предложения с теми, что использовались в предыдущем и последующем. То есть предложения должны быть согласованы, как бы вытекать одно из другого.
- Связь предложений по смыслу означает, что весь текст связывают предложения и основная мысль (общая для всего текста), которая прослеживается в каждом из них.
Виды смысловой связи предложений в тексте
Итак, мы выяснили, что предложения должны быть связаны грамматически и по смыслу. Однако смысловую связь необходимо выстроить грамотно и логически. Для этого важно выучить следующую классификацию связи предложений в тексте или речи:
- Цепная — особенность построения текста в том, что каждое последующее предложение подробнее раскрывает содержание текущего. Например: Бурый медведь обитает в лесу. Лес — это то место, где эти животные сооружают себе берлоги, охотятся, выводят потомство. Медвежата с ранних лет учатся добывать себе еду, в этом им помогает мама медведица.
- Параллельная — характер данной связи иной, он подразумевает равноправие предложений (перечисление, сопоставление, противопоставление), а не «цепляние» одного за другое. Например: На улице стояла отличная погода, шел снег. Мы с Васькой решили встретиться и отправиться кататься на санках с горы. Только когда мы с трудом забрались на вершину, и я уже готовился наперегонки съехать вниз, друг струсил. Затея провалилась, а настроение было испорчено.
Таким образом, для того чтобы понять, что такое основная мысль текста, следует вникать в содержание и производить мысленный анализ каждого предложения.
Тема и главная мысль текста
Органично вписать предложения в текст помогают дополнительные части речи. Например, можно использовать союзы, частицы, вводные слова, местоимения и т. п. Ведь именно они придают живость, яркость и насыщенность сухой констатации фактов.
Правильное (по смыслу и грамматически) построение предложений как раз и служит для формирования главной мысли и, следовательно, темы текста.
Тема — это направленность произведения, проблема, что поднимается в нем, его суть. Она определяет, каково повествование, содержание текста. Нередко выражена непосредственно в заголовке.
Основная (главная) мысль — посыл автора к читателям, того, что он хотел передать людям, миру с помощью своего произведения. Может выражаться в заголовке или в одном из предложений текста, но чаще ее необходимо «выудить» самостоятельно, внимательно прочитав весь текст.
Почему важно уметь извлекать главную мысль из произведений
Помните присказку, которая звучала в известном произведении Александра Сергеевича Пушкина, что ваши родители и бабушки с дедушками наверняка читали вам в детстве? Если нет, то вот какова она: «Сказка — ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок!».
Позже это выражение стало крылатой фразой, относящейся практически ко всем детским историям, описанным в книжках. Да и ко многим взрослым произведениям тоже. Ведь «урок» — это совокупность темы и главной мысли любого произведения. То, что оказывает на нас определенное воспитательное влияние.
Однако чтобы уловить этот самый намек, следует разобраться, что предполагает основная мысль сказки. Иначе говоря, научиться самостоятельному определению темы и главной мысли текста.
Как научиться выделять основную мысль
Для того чтобы правильно выявить идею произведения, следует помнить о следующих аспектах, которыми важно руководствоваться при чтении любого текста:
- Следить за течением повествования, развитием событий и логики.
- Обращать внимания на заголовки (они могут быть метафорическими или ассоциативными) и ключевые слова, которые на протяжении текста чередуются синонимами.
- По мере чтения анализируйте, что является важным для автора, на какие моменты он делает больший акцент.
- Определив главную мысль или позицию автора, найдите в тексте, какие доказательства он приводит, чем объясняет свою точку зрения.
- После прочтения произведения попытайтесь привести из текста или сформулировать самостоятельно вывод повествования.
Помните: понять, что такое основная мысль текста, поможет соблюдение вышеописанных критериев оценки, а также сочетание синтеза и анализа как всего текста, так и отдельных его деталей.
Источник: https://www.syl.ru/article/368256/chto-takoe-osnovnaya-myisl-teksta-i-kak-ee-opredelit
Тема, идея, основная мысль, проблема текста, позиция автора… В чём разница?
Столько терминов, и в заданиях частенько просят найти то один, то другой, то несколько… В чем разница между ними – сейчас, кратко, доступно.
И первым термином для нас является тема текста. Она первая, потому что без нее текстов не бывает, абсолютно любой, даже самый маленький текст имеет тему. О чём басня И. А.
Крылова «Ворона и лисица»? Вы подумаете примерно: «О лисице, которая перехитрила ворону, оказавшуюся падкой на лесть». Или кратко: «Собственно, о вороне и лисице». Верно, замечательно! Это тема басни.
Другой пример – мама у сына спрашивает, что рассказывала учительница в этот день на литературе, а сын отвечает: «Да что-то о Лермонтове». Вот это «что-то о Лермонтове» – тема устной лекции учительницы.
То есть, как понятно из выше приведенных примеров, тема – это то, о чём текст. Она может быть широкой: «М.Ю. Лермонтов», «Творчество М.Ю. Лермонтова» – или узкой: «Юность М.Ю. Лермонтова», «Стихотворение «Парус» М.Ю. Лермонтова» и т.п. (слишком много Лермонтова здесь). Часто тема выносится в заглавие.
Проблема в тексте – это какой-то вопрос, значимый для автора и даже общества. Чтобы ее выделить, надо постараться понять, что в затронутой теме волнует автора, что он хочет обсудить.
Учитывайте, что в тексте может рассматриваться несколько вопросов, но самый главный из них будет являться основной проблемой текста. И да, бывают тексты без проблемы.
Например, понравился писателю осенний лес и в тексте описаны березки, листочки, грибочки, красота природы и ВСЁ (нет рассуждений об увядании и старости или загрязнении окружающей среды или чего-то еще проблемного). На экзаменах беспроблемных текстов не встретится.
Теперь об идее. Она же основная мысль.
Да, в одном задании найти идею и основную мысль вас не попросят, только что-то одно =) Это главная обобщающая мысль текста, можно сказать, это ответ на поставленный автором вопрос.
Это основа авторской позиции. Это то, зачем автор написал текст, что он хотел донести до читателя. В принципе, до 9 класса термины «основная мысль» и «позиция автора» не разделяются.
Из идеи и эмоционально-нравственной оценки того, о чём говорится в тексте, складывается авторская позиция.
Это мнение писателя по поставленной проблеме, раскрывающееся через всю систему речевого произведения (языковые и образные средства).
Позиция автора далеко не всегда явно написана, бывает её нужно искать, через комплексный анализ (однако в текстах на экзаменах она выделяется легко).
Вот и всё на сегодня. Спасибо дочитавшим) Ставьте лайк и подписывайтесь, если интересны мои материалы по русскому языку)
Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5beaf32cd9e6c600aa2ccfb9/5c153818f3b33900a9e5a48a
Что такое главная тема и мысль текста
В данной статье вы ознакомитесь с тем, что такое главная тема и мысль. Вы научитесь определять и выделять важные детали.
Главная мысль текста это то, что автор хочет донести до читателя. Мысль бывает спрятана в произведении, и чтобы ее понять люди порой читают целую трилогию.
В школе на уроках часто дают задание определить мысль текста, вынести какой – то урок, но этому тоже надо учиться. Чтобы понять, какие чувства вложил автор в свое произведение нужно ознакомиться с биографией автора.
Для полного понимания текста следует прочитать и критические статьи. Не всем дано с первого раза вникать в суть вещей и замечать важные детали. Не нужно расстраиваться и отчаиваться, можно просто перечитать книгу.
Чтобы текст выглядел гармонично и затягивал читателя, авторы используют различные средства выразительности, части речи. Конечно же, больше всего затягивает читателя уникальность текста.
Почти все люди любят классику, а те, кто не любит, уважают. Уважать классику можно за ее неповторимость, раньше не было интернета и развитых технологий, каждый писатель писал по своему и создавал свой особенный стиль.
Правильное построение текста и предложений это залог успешного формирования темы и мысли. Тема текста – это то, что хочет сказать или выразить писатель своим произведением.
Бывает такое, что мы читаем заголовок или эпиграф и даже представить себе не можем как это связано с содержанием, но в последней странице мы откроем для себя всю скрытую суть.
Что нужно, чтобы научиться определять главную мысль текста? Есть несколько простых советов для новичков в этом деле.
Первое, и самое главное – читать вдумчиво и внимательно, обращая внимания на имена героев, на даты, места, ключевые фразы. Можно выписывать главную информацию и цитаты, это полезно для запоминания произведения.
Также нужно обращать внимание на эпиграфы и заголовки, они несут в себе смысловую нагрузку.
Задайте себе вопрос, на чем сконцентрировал внимание автор? Следите за описанием деталей. Иногда писатель может высказывать об обыденных вещах непонятные мысли, но это только первоначально.
После каждой главы пересказывайте прочитанное, таки образом в голове происходит анализ. Очень полезно порассуждать о произведении с друзьями, которые также его читали, только в споре рождается истина, значит можно и поспорить о написанном.
Чтобы подойти к анализу произведения серьезно, нужно понять стиль, речевые обороты, язык автора.
Чтобы обратить внимание на читателя в тексте должны быть повторы, нужно их запоминать или выписывать, все самое главное в деталях.
В работах классиков: Л. Н. Толстого, Ф. М. Достоевского, М. А. Булгакова мысль текста заключена в названии. Из названия “Война и Мир” мы уже можем представить о чем будет идти речь.
Конечно глубина мысли – это война среди классов, но и поверхностное восприятие нас не подвело.
“Преступление и наказание” – название, говорящее за себя. Да, за преступление Раскольников получила наказание, но не физическое, а больше моральное.
В романе “Мастер и Маргарита” рассказывается не только о жизни Мастера с Маргаритой, но и о демонах Маргариты и Рассказе Мастера. В каждом названии есть ключ к разгадке главной мысли.
Но чтобы понять ее, нужно приложить не мало усилий. Давайте ознакомимся и с тем, что такое средства выразительности, и зачем они нужны. Существует несколько типов средств выразительности:
- Синтаксические
- Фонетические
- Лексические
К фонетике относится анафора и эпифора, они используются в стихотворениях, для передачи звуков, или музыки. Тропы – это слова и фразы в переносном значении, они заставляют задуматься и создают образы. К тропам относится:
- Олицетворение – когда неживые предметы или явления наделяются признаками живых существ
- Метафора – переносное значение
- Гипербола – сильное преувеличение, несвойственное предмету, противоположность гиперболе – литота, это преуменьшение
Также в литературе есть стилистические фигуры, такие как градация (расположение схожих по смыслу слов в порядке убывание или увеличения важности), оксюморон (намеренное слияние противоречий), риторические вопросы (используются для усиления мысли или чтобы заставить читателя задуматься).
Чтобы разобраться во всех литературных приемах и стилях потребуется много времени, но после этого вы будете настоящим профессионалом и смело сможете рассуждать о произведениях, выделять главную мысль и тему текста.
Это поможет в написании собственных статей или произведений, расширит кругозор и в целом будет полезно для общего развития.
Желаем вам удачи в постижении новых вершин и расширении границ познания. Каждому по силам понимать литературу.
Источник: https://web-informs.ru/chto-takoe-glavnaya-tema-i-mysl-teksta/
[su_divider top=»no» divider_color=»#3498db» size=»4″]
Определить главную информацию в тексте, то есть отбросить все второстепенное требует во многих заданиях на экзаменах. Многим ученикам это даётся с трудом, поэтому мы подготовили для вас подборку лайфхаков по выполнению этого упражнения.
В текстах самая важная информация находится в начале абзаца, второстепенная-в конце. Поэтому в начале читайте не весь текст а только первые два предложения абзаца и по ним определяйте, что в тексте главное.
Затем прочитайте варианты ответов определяя похожие по смыслу.
После прочитайте текст уже с целью проверки.
Образец выполнения задания
[su_divider top=»no» divider_color=»#3498db» size=»4″]
Образец текста
(1)Как разнообразно и порой неожиданно проявляется трение в окружающей нас остановке! (2)Трение принимает участие, и притом весьма существенное, полезное, там, где мы о нем даже и не подозреваем. (3)Если бы трение внезапно исчезло из окружающего нас мира, множество обычных явлений протекало бы совершенно иным образом: гвозди и винты выскальзывали бы из стен, не одной вещи нельзя было бы удержать в руках, никакой вихрь никогда бы не прекращался, никакой звук не умолкал бы, а звучал бы бесконечным эхом, неослабно отражаясь, например, от стен комнаты.
(4)<…> ничтожное трение на льду может быть успешно использовано технически. (5)Уже обыкновенные сани служат тому примером; еще лучше свидетельствуют об это так называемые ледяные дороги, которые устраивали для вывозки леса с места вырубки к железной дороге или к пунктам сплава; на такой дороге легко можно тянуть сани, нагруженные 70 тоннами бревен.
(по Я. Перельману)
Пример задания. Укажите варианты ответов, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.
- Трение — сила, препятствующая движению одного тела по поверхности другого.
- Сила трения зависит от материалов, их которых изготовлены поверхности взаимодействующих сил.
- Зная, как уменьшить силу трения, можно облегчить себе жизнь.
- Мы и не подозреваем, где действует сила трения.
- Без трения жить на Земле было бы гораздо сложнее.
Рассуждаем. Читаем предложения (1) и (2) первого абзаца: (1) Как разнообразно и порой неожиданно проявляется трение в окружающей нас обстановке! (2) Трение принимает участие, и притом весьма существенное, полезное, там, где мы о нем даже и не подозреваем.
Узнаем о том, что трение полезно.
Читаем предложение (4) — первое предложение второго абзаца: (4) <…> ничтожное трение на льду может быть успешно использовано технически.
Затем читаем варианты ответов. Близкими по смыслу являются предложения (3) и (5). Значит, в них содержится главная мысль текста. Получаем ответ.
Ответ 3 и 5.
Чтобы студенту было проще воспринимать информацию, нам нужно подавать мысли размеренно.
Вернемся к нашему примеру с множествами:
Главная мысль |
Текст |
1. Абстрактные примеры М |
Предположим, у нас есть набор отдельных чисел: или группа букв: |
2. Определение М |
В математике мы называем такую группу множеством |
3. Бытовые примеры М |
Например, множество изучающих программирование, множество книг на полке |
4. Определение КМ |
Конечные множества имеют конечное число элементов |
5. Два типа М |
Существуют конечные и бесконечные множества |
6. Определение БМ |
Бесконечные множества, как вы уже догадались, имеют бесконечное число элементов |
7. Обозначение М |
Для обозначения множества мы используем фигурные скобки |
Попробуем поменять предложения местами и распутать мысль:
Главная мысль |
Комментарии |
Текст |
3. Бытовые примеры М |
Переставили бытовые примеры вперед, чтобы студент пришел от знакомого к незнакомому |
Например, множество изучающих программирование, множество книг на полке |
2. Определение М |
Оставили без изменений |
В математике мы называем такую группу множеством |
7. Обозначение М |
Переставили от общего к частному. Пока собираем информацию только об М, не переходя к КМ и БМ |
Для обозначения множества мы используем фигурные скобки |
1. Абстрактные примеры М |
Переставили сюда, чтобы закрепить определение и обозначения М |
Предположим, у нас есть набор отдельных чисел: или группа букв: |
5. Два типа М |
Оставили без изменений, начинаем переход от общего к частному |
Существуют конечные и бесконечные множества |
4. Определение КМ |
Переставили сюда, чтобы последовательно рассказать о двух типам М |
Конечные множества имеют конечное число элементов |
6. Определение БМ |
Переставили сюда, чтобы последовательно рассказать о двух типам М |
Бесконечные множества, как вы уже догадались, имеют бесконечное число элементов |
Теперь мысли стоят в правильном порядке. В процессе абзац распался на две небольшие темы:
-
Общая информация о М
-
Частная типология М с двумя типами
На этом этапе можно выстроить иерархию и выяснить, где главные мысли, а где — зависимые. Посмотрим на новую структуру:
-
Четыре примера из реальности
-
Определение множества
2.1 — Обозначение множеств
2.2 — Абстрактные примеры множеств -
Два типа множеств
3.1 — Определение конечного множества
3.2 — Определение бесконечного множества
Теперь мы видим главные мысли этого отрывка. Разделим их на отдельные абзацы:
Например, множество изучающих программирование, множество книг на полке.
В математике мы называем такую группу множеством. Для обозначения множества мы используем фигурные скобки. Предположим, у нас есть набор отдельных чисел:
или группа букв:
.
Существуют конечные и бесконечные множества. Конечные множества имеют конечное число элементов. Бесконечные множества, как вы уже догадались, имеют бесконечное число элементов.
Остался последний шаг: подправим формулировки и отформатируем. Получился текст, понятный для новичка:
✅ В реальности мы часто сталкиваемся с наборами предметов и группами людей: видим несколько книг на полке, учимся программированию с несколькими студентами.
В математике такие наборы и группы называются множествами. Для их обозначения используются фигурные скобки:
Математические множества бывают двух типов:
Конечные — у них ограниченное количество элементов, например,
Бесконечные — с неограниченным числом элементов, например,