Как найти главные члены предложения 2 класс

Русский язык. 2 класс.

Урок 13. Главные члены предложения (основа)

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

1) Что такое главные члены.

2)Как находить главные члены в предложении.

3)Как выделяются главные члены.

Тезаурус:

Главные члены предложения – такие члены предложения, без которых нельзя выразить мысль, а значит, нельзя построить предложение. Иначе они называются грамматической основой.

Основная и дополнительная литература по теме урока

  1. Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. Учебник. 2 класс. В 2 ч. Ч. 1. — М.: Просвещение, 2018. – С. 29-30.
  2. Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 2 класс. В 2 ч. Ч. 1. — М.: Просвещение, 2018. – С. 29.

Открытые электронные ресурсы по теме урока

  1. Канакина В. П. и др. Русский язык. 2 класс. Электронное приложение. — М.: Просвещение, 2011. Ссылка для скачивания: http://catalog.prosv.ru/attachment/ca950bac-d794-11e0-acba-001018890642.iso

Теоретический материал для самостоятельного изучения.

На прошлых уроках мы познакомились с предложением. Узнали, что оно состоит из членов предложения. Но все ли члены предложения равны?!

При строительстве дома рабочие укладывают фундамент. Это основа дома. Главная его часть.

Когда готов фундамент – строят дом.

Если не будет фундамента – дому станет не на чем стоять.

Так же и в предложениях.

В любом предложении есть основа. Главная часть предложения.

Весной папа построил кирпичный дом.

В этом предложении 5 слов. Как же узнать какие из них составляют основу предложения?

Уберём первое слово – «Весной».

Получилось предложение:

Папа построил кирпичный дом.

Смысл предложения сохранился.

Уберём другое слово- «папа».

Весной построил кирпичный дом.

Кто построил? Не хватает одного члена предложения. Папа. Без него мы не сможем понять, кто построил дом.

Если убирать слова по очереди, то можно понять без каких членов предложения смысл понять невозможно.

Выходит, что главными являются слова:

Папа построил.

Весной папа построил кирпичный дом.

О ком говорится в предложении? О папе. Папа – действующее лицо.

Значит, определили верно. Папа – это главный член предложения.

Что папа сделал? Построил

Какое действие выполнил папа?

ПОСТРОИЛ

Весной папа построил кирпичный дом.

Среди членов предложения есть такие, без которых нельзя выразить мысль, а значит, нельзя построить предложение. Их назвали главными членами предложения. Иначе они называются грамматической основой.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

Задание. Почтальон.

Отметьте вариант, в котором указаны главные члены.

Подсказка: подумайте, о чём говорится в предложении, и какое действие выполняется.

Правильный ответ:

Нам сегодня почтальон принес огромную посылку.

А. нам сегодня

Б. почтальон принес

В. принес посылку

Г. принес огромную

Задание. Главные члены предложения.

Выделите цветом главные члены предложения.

Подсказка: подумайте, о чём говорится в предложении, и какое действие выполняется.

Правильный ответ:

1)Наступила холодная осень.

2)Весь день льёт дождь.

3)Деревья растут в лесу.

Разбор предложения по членам – одна из самых неприятных тем в начальной школе. В этой статье поговорим о том, как научить ребенка правильно разбирать предложения по членам.

Как быстро научить ребенка разбирать предложение по членам

Главные члены предложения

Нам, взрослым, кажется, что все достаточно просто. Подлежащее – это имя существительное. Глагол – сказуемое. И мы искренне не понимаем, в чем сложность. 

Бывает так, что мама говорит, что занимается с ребенком, она ему подсказывает, а ребенок все равно не может найти в предложении подлежащее. Спрашиваю, как мама подсказывает. Она говорит: “Где в предложении существительное?”.

Поэтому ребенок и не понимает. В предложении может быть несколько имён существительных.

Когда мы ищем подлежащее, то задаём вопрос: “О чём (или о ком) это предложение?”

И от подлежащего задаём вопрос к сказуемому.

Иногда дети сначала находят сказуемое. Как правило, его найти легче. Но это неправильно. Сначала нужно найти подлежащее.

Например, нам нужно разобрать по членам предложение Кошка спит в кресле.

Спрашиваем у ребенка, о ком говорится в этом предложении. О кошке. Задаём вопрос к слову кошка. Кто? Кошка. Это подлежащее. Подчёркиваем одной чертой. Кошка что делает? Спит. Спит- это сказуемое. Подчёркиваем двумя чертами.

Как быстро научить ребенка разбирать предложение по членам

Главные члены предложения, грамматическая основа предложения, подлежащее и сказуемое. Как в этом разобраться? 

Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения. Почему? Потому, что без них предложения не будет. Возьмём предложение. Кошка спит в кресле.

Если мы уберем из предложения все слова, кроме подлежащего и сказуемого, то получится предложение Кошка спит. Это предложение? Да. Потому, что это это законченная мысль. Нам понятно, что речь о кошке и что она спит.

Если же мы уберем из этого предложения подлежащее и сказуемое, то получится ” в кресле”. Являются эти слова предложением? Нет.

Подлежащее и сказуемое называют главными членами предложения потому, что в них содержится основная мысль. Без них предложения не получится. Поэтому их ещё называют грамматической основой предложения. Хорошо, когда ребенок понимает все 3 формулировки и умеет с ними работать.

Как объяснить второстепенные члены предложения

Если с главными членам предложения проблем к 3 классу, как правило, не бывает, то со второстепенными членам все сложнее. 

Как быстро научить ребенка разбирать предложение по членам

Тем не менее, запомнить их не так уж и сложно. Смотрите. Определение выражено именем прилагательным или местоимением.

Дополнение отвечает на вопросы всех косвенных падежей. Т.е. на вопросы всех падежей, кроме Именительного. Если ребёнок знает падежи, то он знает и вопросы дополнения.

Таким образом, остаётся выучить только вопросы обстоятельства.

Порядок разбора предложения по членам

Разберём по членам предложение Жёлтые розы распустились в саду.

1. В предложении говорится о розах. Что? Розы. Розы- подлежащее. Подчёркиваем одной чертой.

2. Розы что сделали? Распустились. Распустились – сказуемое. Подчёркиваем двумя чертами.

Как быстро научить ребенка разбирать предложение по членам

Выписываем словосочетания.

3. Розы какие? Жёлтые. Жёлтые- это определение. Подчёркиваем волнистой линией.

4. Распустились где? В саду. В саду- это обстоятельство. Подчёркиваем точкой и пунктирной линией.

Как быстро научить ребенка разбирать предложение по членам
Как быстро научить ребенка разбирать предложение по членам

Наверное, у многие может возникнуть вопрос. Как правильно спросить: распустились (где?) в саду или распустились (в чём?) в саду?

Когда к слову можно задать два вопроса (вопрос дополнения и вопрос обстоятельства), то слово является обстоятельством. Поэтому в нашем предложении слово “в саду” – обстоятельство.

Делитесь своим мнением в комментариях, подписывайтесь на мой канал

  1. Главная
  2. Справочники
  3. Справочник по русскому языку для начальной школы
  4. Синтаксис и синтаксический разбор
  5. Предложение
  6. Главные члены предложения – подлежащее и сказуемое

Члены предложения бывают главными и второстепенными. К главным членам предложения относят подлежащее и сказуемое. Они составляют его грамматическую основу.

Птицы осенью улетают на юг.

Подлежащее – главный член предложения, который обозначает о ком или о чем говорится в предложении. Подлежащим может быть слово или даже группа слов, отвечающих на вопрос кто? или что? Подлежащее графически подчеркивается одной чертой.

Береза стоит у ручья.

Три сестры любят играть в прятки.

Сказуемое – главный член предложения, который обозначает что говорится о подлежащем, и отвечает на вопросы что делает предмет? каков он? что (кто) это такое? При разборе сказуемое подчеркивается двойной линией. Чаще всего сказуемое бывает глаголом:

Мы (что делаем?) разжигаем костер спичками.

Реже сказуемое бывает именем существительным (в этом случае между главными членами ставится тире) или именем прилагательным:

Знание (что это такое?) – сила.

Сегодня закат (каков?) особенно красив.

Сегодня он (какой?) весёлый.

Предложение, состоящее только из главных членов, называется нераспространённым.

По тому, какая грамматическая основа в предложении, предложения бывают двусоставные (есть подлежащее и сказуемое) и односоставные (есть только подлежащее или только сказуемое).

Советуем посмотреть:

Тире между подлежащим и сказуемым

Односоставные и двусоставные предложения

Виды предложения по цели высказывания

Предложения и их эмоциональная окраска (интонация)

Предложение с обращением

Второстепенные члены предложения

Предложения распространенные и нераспространенные

Однородные члены предложения

Простое и сложное предложения

Предложения с прямой речью

Словосочетание

Предложение

Синтаксис и синтаксический разбор


Правило встречается в следующих упражнениях:

1 класс

Упражнение 7,
Полякова, Учебник

Упражнение 9,
Полякова, Учебник

Упражнение 10,
Полякова, Учебник

Упражнение 83,
Полякова, Учебник

Упражнение 116,
Полякова, Учебник

Упражнение 120,
Полякова, Учебник

Упражнение 152,
Полякова, Учебник

Упражнение 154,
Полякова, Учебник

Упражнение 177,
Полякова, Учебник

2 класс

Упражнение 27,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 1

Упражнение 137,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 1

Упражнение 83,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2

Упражнение 119,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2

Упражнение 120,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2

Упражнение 121,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2

Упражнение 93,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 2

Упражнение 194,
Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, часть 2

Упражнение 89,
Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник

Упражнение 1,
Исаева, Бунеев, Рабочая тетрадь

3 класс

Упражнение 46,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 1

Упражнение 67,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2

Упражнение 155,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2

Упражнение 176,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 2

Упражнение 145,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 1

Упражнение 96,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 2

Упражнение 17,
Полякова, Учебник, часть 1

Упражнение 141,
Полякова, Учебник, часть 2

Упражнение 411,
Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, часть 2

Упражнение 453,
Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, часть 2

4 класс

Упражнение 23,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 1

Упражнение 44,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 1

Упражнение 47,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 1

Упражнение 154,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 1

Упражнение 118,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2

Упражнение 100,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 1

Упражнение 210,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 1

Упражнение 53,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 2

Упражнение 146,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 2

Упражнение 41,
Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, часть 1

5 класс

Упражнение 166,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1

Упражнение 169,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1

Упражнение 170,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1

Упражнение 234,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1

Упражнение 711,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2

Упражнение 107,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1

Упражнение 428,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 456,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 466,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 511,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 2

6 класс

Упражнение 449,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2

Упражнение 83,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 145,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 435,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 442,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 503,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 644,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 587,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник, часть 2

Упражнение Задачка стр. 141,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник, часть 2

Упражнение 590,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник, часть 2

7 класс

Упражнение 80,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник

Упражнение 4,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 10,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 314,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 317,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 357,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 505,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 512,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 4,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник, часть 1

Упражнение 232,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

8 класс

Упражнение 93,
Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 94,
Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 98,
Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 172,
Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 66,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 104,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник

Упражнение 128,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник

Упражнение 116,
Бархударов, Крючков, Максимов, Учебник

Упражнение 155,
Бархударов, Крючков, Максимов, Учебник

Упражнение 499,
Бархударов, Крючков, Максимов, Учебник


Подлежащее и сказуемое — это грамматическая основа предложения.

Что такое подлежащее и сказуемое в предложении, начинают знакомить ребят со 2 класса.

Чтобы понять, какие члены предложения — это подлежащее и сказуемое, определим, как слова составляют предложение.

Подлежащее — главный член предложения

Предложение — это не просто набор слов, а определенным образом сгруппированные единицы речи, которые все вместе составляют законченное сообщение о ком-то или о чем-то.

Примеры

солнце, небо, синее, взошло.

Это отдельные слова, которые каждое само по себе что-то обозначают, но существуют самостоятельно, не связаны друг с другом.

На синее небо взошло солнце.

А это уже организованная система слов, которая передает нам сведения о том, что на небе взошло солнце. Эти слова, расположенные в определенном порядке и произнесенные с повествовательной интонацией, выражают законченную мысль. Это предложение. Предложение может состоять из одного или нескольких слов.

Сравним:

Зима. Холодно.

Пришла зима. На дворе очень холодно.

Определение

Предложение — это слово или несколько слов, которые выражают законченную мысль.

Каждое предложение строится по определенным законам. В нем слова связаны друг с другом по смыслу и грамматически. В предложении имеются такие члены предложения, вокруг которых группируются остальные слова. Такие слова составляют смысловой центр предложения. Это главные члены предложения. Они имеют свои названия:

  • подлежащее
  • сказуемое

Подлежащее называет то, о ком или о чем говорится в предложении. Этот главный член предложения обозначает предмет, который сам совершает действие.

Подлежащее

(Что?) Снег идет.

(Кто?) Дети катаются на санках.

Предмет, который обозначается подлежащим, может быть одушевленным и неодушевленным. Одушевленный предмет отвечает на вопрос кто? Неодушевленный предмет отвечает на вопрос что?

Определение

Подлежащее — это главный член предложения, который обозначает предмет, совершающий действие, и отвечает на вопрос кто? или что?

В предложении подлежащее подчеркивается одной прямой линией.

Отыщем и подчеркнем подлежащее в предложениях:

Вечер наступил.

Зажигаются звезды.

Появилась луна.

Что такое сказуемое?

Подлежащее обычно поясняется другим главным членом предложения, который называется словом «сказуемое».

Сказуемое сообщает то, что сказано в предложении о подлежащем. Оно обозначает, что делает предмет, какое действие он производит или в каком состоянии находится.

(Кто?) Девочка (что делает?) рисует.

(Что?) Солнце (что сделало?) встало из-за леса.

(Кто?) Щенок (что делает?) спит.

(Кто?) Сестра (что с ней происходит?) болеет.

Определение

Сказуемое — это главный член предложения, который обозначает действие или состояние подлежащего, и отвечает на вопросы что делает? что сделает? что делал? что сделал? и пр.

Сказуемое

Сказуемое в предложении подчеркивается двумя прямыми линиями.

Соловей поёт.

Прошёл дождь.

Подлежащее и сказуемое — это основа предложения. Эти главные члены дружны между собой. Они равноправны и иногда совпадают в некоторых грамматических формах (число, род).

(Кто?) Мальчик (что сделал?) смастерил самолётик (ед. ч., м. р.)

(Кто?) Дети (что сделали?) пришли в зоопарк (мн. ч.)

Подлежащее и сказуемое составляют главную мысль в предложении. Остальные члены предложения только дополняют, уточняют её.

Подлежащее и сказуемое

Если в сообщении только два главных члена предложения, то это нераспространенное предложение.

Пришло лето.

Цветут ромашки.

Надвигается туча.

Если в предложении имеются другие члены, кроме подлежащего и сказуемого, такое предложение является распространенным.

Пришло теплое лето.

На лугу цветут белые ромашки.

Из-за леса надвигается грозовая туча.

Сказка о подлежащем и сказуемом

Тест

Средняя оценка: 4.8.
Проголосовало: 123

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в I классе на тему: “Связь слов в предложении. Главные члены предложения.”

Данный материал можно использовать для проведения одного из уроков русского языка в 1 классе….

Тема: «Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения. Связь слов в предложении».

Урок русского языка во втором классе.Цели урока: 1).Развивать умение распознавать предложение, оформлять его на письме, находить главные члены предложения.2) Формировать навык грамотного письма.3) Фор…

Урок русского языка во 2 классе. Тема: Предложение. Главные члены предложения

Урок закрепления пройденного материала по теме “Предложение. Главные члены предложения”…

Предложение: “Главные члены предложения”, 3 класс. УМК “Гармония”

Презентация выполнена к теме “Главные члны предложения” в 3 классе, УМК “Гармония”….

урок по теме “Главные члены предложения” (грамматическая основа предложения)

Урок имеет цель: создать условия для знакомства учащихся с существенными признаками главных членов предложения, способствовать развитию умений находить и выделять главные члены предложения….

ТЕМА УРОКА: Члены предложения. Главные члены предложения (основа предложения).

ТЕМА УРОКА: Члены предложения. Главные члены предложения (основа предложения) УМК “Школа России”…

Главные члены предложения. Второстепенные члены предложения

Учебный предметРусский языкКласс4Дата19.10.2017УМК«Перспектива»Тема урокаГлавные члены предложения. Второстепенные члены предложенияТипЗакрепление изученного материалаЦель урокаА) предметн…

Добавить комментарий