Как найти главные образы стихотворения

Образ
— это любое явление, творчески воссозданное
в произведении. Образ создается при
активном участии воображения автора и
читателя. Он обобщает действи­тельность,
раскрывая в единичном закономерное,
веч­ное, концентрирует существенные
для автора стороны жизни. При этом образ
нагляден, он стремится сохра­нить
чувственную целостность и неповторимость
вос­созданного явления. Образ способен
объяснять не­известное известным или
известное неизвестным, он может как
облегчать, так и затруднять восприятие
предмета, преображать вещь, превращать
ее в нечто иное: сложное в простое,
простое в сложное. Образ мо­жет выходить
за рамки одного произведения:


образы-мотивы
повторяются в нескольких про­изведениях
одного или нескольких авторов (на­пример,
образ метели);

— образ-топос
представляет «общее место», харак­терное
для целой культуры данного периода или
данной нации (например, образ дороги,
мира как театра);


образы-архетипы
являются наиболее устойчи­выми схемами
или формулами человеческого воображения
(таковы Дон-Жуан и Гамлет).

Образ
достраивается в сознании читателя через
дета­ли и подробности, описывающие
явление. Надо уметь выделить слова,
которые прямо указывают на образ (море,
ночь, лес), и слова, которые этот образ
довоссоз-дают в читательском воображении
(шелестит, изум­рудный, нежный). В
стихотворении, как правило, можно
выделить несколько образов. Они всегда
взаи­мосвязаны. При анализе стихотворения
часто бывает важно выделить ключевой
образ и образ-символ.

Поэт-мыслитель
Ф. И. Тютчев, стремясь запечат­леть
свое раздумье о величии и одновременно
ничтожестве человека, обращается к
образу птицы, рисует ее свободный полет:

С
поляны коршун поднялся,

Высоко
к небу он взвился;

Все
выше, дале вьется он

И
вот ушел за небосклон.

Поэт
не спешит отвести взор от коршуна, он
любу­ется его стремительным полетом.
Зарисовка стано­вится зримой благодаря
контрастно обозначенному пространству:
«поляна» — «небо» и «небосклон», точным
словам, смысловой вектор которых
направ­лен вверх («высоко», «все выше»,
«дале»), нагнета­нию глаголов действия:
«поднялся», «взвился», «вьется», «ушел».

Заключительный
катрен стихотворения Тютчева — это
осмысление темы человека, который,
обладая стремлением к горнему, обречен
влачить свою жизнь в суетном и скорбном
мире:

Природа-мать
ему дала

Два
мощных, два живых крыла —

А
я здесь в поте и в пыли,

Я,
царь земли, прирос к земли!..

Поэтическая
образность создается за счет разной
соотнесенности образов. Так, соотнесены
по ассоци­ации небо, небосклон — два
мощных, два живых крыла; пот — пыль.
Возможно и контрастное взаи­модействие
образов: небо, небосклон, крылья —
поляна, земля; я — коршун. По сходству
соотнесены образы поляна — земля; по
смежности — пыль — земля. Образы могут
соотноситься по умозаключению: я — царь
земли.

При
анализе образного строя стихотворения
следу­ет обращать внимание на следующие
аспекты:

— образы,
связанные с цветовой палитрой:

Фиолетовые
руки

На
эмалевой стене

Полусонно
чертят звуки

В
звонко-звучной тишине.

(В.
Я. Брюсов)

— освещение,
воссозданное художественными сред­

ствами:

А
внизу подо мною уж ночь наступила,

ночь
наступила для уснувшей Земли,

Для
меня же блистало дневное светило,

Огневое
светило догорало вдали.

(К.
Д. Бальмонт)

— звуковые
образы:

Нежно
под трепетом ангельских крыл

Звонят
кресты безымянных могил.

(С.
А. Есенин)

— зрительные
впечатления:

Пригорок
Пушкино горбил

Акуловой
горою, а низ горы —

деревней
был, кривился крыш

корою.

(В.
В. Маяковский)

— передача
запахов средствами художественного

слова:

Свеж
и душист твой роскошный венок,

Всех
в нем цветов благовония слышны,

Кудри
твои так обильны и пышны,

Свеж
и душист твой роскошный венок.

(А.
А. Фет)


воспроизведение
ощущений:

В
небесах торжественно и чудно!

Спит
земля в сиянье голубом…

Что
же мне так больно и так трудно?

Жду
ль чего? жалею ли о чем?

(М.
Ю. Лермонтов)

— образные
ассоциации:

Где,
как обугленные груши,

С
деревьев тысячи грачей

Сорвутся
в лужи и обрушат

Сухую
грусть на дно очей.

(Б.
Л. Пастернак)

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

СПРАВОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

К КОМПЛЕКСНОМУ АНАЛИЗУ
ЛИРИЧЕСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ

Балабанова
Л.И.

Образ художественный.

Употребление
термина как в широком, обобщающем смысле: образ родины, образ времени,
пространства, образ природы, города, поколения, так и в обозначении ключевых
образов – образ лирического героя, образ осени, музы, свечи и т.д. 

Главные образы или
картины, созданные в стихотворении.

Образная
система.

Основные
образы.

Образный
ряд стихотворения.

 Обратите внимание, как
развивается основной образ. Выделите главные, с точки зрения развития образа,
слова, строфы, строки.

 Проследите, какими средствами создаётся
образ, есть ли портретные зарисовки, каковы мысли и чувства автора, помогающие
раскрыть образ.  Если в стихотворении несколько образов, проследите как, в
какой последовательности они сменяются, как соотносятся с жизнью человека, его
чувствами (прямо или косвенно).

Образ
художественно
воссозданный и эстетически осмысленный предмет или явление
;

  это всякий чувственно
вообразимый предмет или лицо, т. е. потенциально каждое существительное; 

— это любое явление, творчески воссозданное в
произведении. 

Истолкование образов, личностное
восприятие.

Образ создается
при активном участии воображения автора и читателя. 

Он
обобщает действительность, раскрывая в единичном закономерное, вечное,
концентрирует существенные для автора стороны жизни. 

При
этом образ нагляден, он стремится сохранить чувственную целостность и
неповторимость воссозданного явления. Образ способен объяснять неизвестное
известным или известное неизвестным, он может как облегчать, так и затруднять
восприятие предмета, преображать вещь, превращать ее в нечто иное: сложное в
простое, простое в сложное. 

Образ может выходить за
рамки одного произведения:

образымотивы

повторяются в
нескольких произведениях одного или нескольких авторов

например 

образ метели

образ-топос

представляет
«общее место», характерное для целой культуры данного периода или
данной нации

образ дороги, мира как театра

образыархетипы

являются наиболее
устойчивыми схемами или формулами человеческого воображения

Дон-Жуан и
Гамлет

Образ достраивается в сознании
читателя через детали и подробности, описывающие явление. 

Надо
уметь выделить слова, которые прямо указывают на образ (море, ночь, лес)
,
и слова, которые этот образ довоссоздают в читательском воображении (шелестит,
изумрудный, нежный
). 

В стихотворении,
как правило,
можно выделить несколько образов.
Они всегда взаимосвязаны. 

При анализе стихотворения часто бывает
важно
выделить ключевой образ и образсимвол.

Образ-аллегория,
образ-символ.
(Гроза, сад, парус, ночь, ветер и др.) 

Поэт-мыслитель Ф. И. Тютчев,
стремясь запечатлеть свое раздумье о величии и одновременно ничтожестве
человека, обращается
к образу птицы,
рисует ее свободный
полет:
 Поэт
не спешит отвести взор от коршуна, он любуется его стремительным полетом.

С поляны коршун
поднялся,
 

Высоко к небу он
взвился;
 Все
выше, дале вьется он
 И
вот ушел за небосклон.

Зарисовка
становится зримой благодаря контрастно обозначенному пространству:

точным словам,
смысловой вектор которых направлен вверх нагнетанию глаголов действия:

«поляна» —
«небо»
и «небосклон», 

«высоко», «все
выше», «дале» 

«поднялся»,
«взвился», «вьется»,

«ушел»

Заключительный
катрен стихотворения Тютчева — это осмысление темы человека, который, обладая
стремлением к горнему, обречен влачить свою жизнь в суетном и скорбном мире:

Природа-мать ему дала

Два мощных, два живых крыла —

А я здесь в поте и в пыли,

Я, царь земли, прирос к земли!..

Поэтическая образность создается за
счет разной соотнесенности образов.
 

по ассоциации

небо, небосклон
два мощных, два живых крыла; 
пот
пыль.

контрастное  взаимодействие
образов

небо, небосклон, крылья
поляна, земля;  я коршун.

по сходству
соотнесены
образы

поляна
земля

по смежности

пыль
земля.

Образы могут соотноситься  

по умозаключению

я
царь земли

При анализе образного строя
стихотворения следует обращать внимание на следующие аспекты:

образы, связанные с
цветовой палитрой

Фиолетовые руки
 

На эмалевой стене  Полусонно
чертят звуки
В
звонко-звучной тишине.

(В. Я. Брюсов)

освещение,
воссозданное
художественными средствами

А внизу подо мною уж ночь
наступила,
ночь
наступила для уснувшей Земли,  Для
меня же блистало дневное
светило,
 Огневое
светило
догорало вдали.

(К. Д. Бальмонт)

звуковые
образы

Нежно под трепетом
ангельских крыл
 Звонят
кресты
безымянных
могил.

(С. А. Есенин)

зрительные впечатления

Пригорок Пушкино горбил  Акуловой
горою, а низ горы —
 деревней
был, кривился крыш

корою.

(В. В. Маяковский)

передача запахов
средствами
художественного слова

Свеж и душист
твой роскошный венок,  

Всех в нем цветов
благовония слышны,
 

Кудри твои так
обильны и пышны,
 

Свеж и душист
твой роскошный венок.

(А. А. Фет)

воспроизведение
ощущений

В небесах торжественно
и чудно!
 

Спит земля в сиянье
голубом…
 

Что же мне так больно и
так трудно?
 

Жду ль чего? жалею ли о
чем?

(М. Ю. Лермонтов)

образные ассоциации

Где, как обугленные
груши,
 

С деревьев тысячи
грачей
 

Сорвутся в лужи и
обрушат
 Сухую
грусть на дно очей.

(Б. Л. Пастернак)

Лирический герой

Разграничение
понятий: поэт, автор и лирический герой.

Лирический
герой – это условное литературоведческое понятие
,
которое было введено в художественную литературу, чтобы не смешивать
возникающий в лирике художественный образ поэта с автором как частным
человеком. Это понятие впервые было употреблено Ю. Тыняновым по отношению к
лирике Блока. 

В литературоведении, среди учёных,
мнение о границах этого понятия неоднозначно. Содержание и границы понятия
«лирический герой» спорны, но понятие это необходимо, так как оно ведет к
постижению образа поэта. 

В последние десятилетия и в научном
литературоведении, и в практике лирическим героем принято называть
человека, от лица которого написано стихотворение.
Как правило,
внутренний мир именно этого человека, его представления о жизни раскрыты в
лирическом произведении. 

Лирический герой, в
таком понимании, — это образ человека, созданный в лирическом произведении,
независимо от того, совпадает этот человек с автором стихотворения или,
напротив, отличается от него. 

ВЫВОД. 
Лирический герой —
важное понятие, касающееся изображения
человека в лирических произведениях. Термин необходим для обозначения
человека в лирических произведениях.

Событие в лирике важно лишь
постольку, поскольку оно вызывает эмоциональный отклик в душе художника. Именно
переживание становится в лирике главным событием.

Содержание,
смысл стихотворения надо искать в «ключевых словах» его, с помощью которых и
выражается переживание лирического героя.

В центре лирического
произведения
–  образ лирического
героя.

Именно
его внутренний мир и показан в лирическом произведении, от его имени
художниклирик говорит с читателем, а мир внешний изображается в разрезе тех
впечатлений, которые он производит на лирического героя.

Создавая образ лирического героя, поэт может сделать
его личностно очень близким себе

(стихи Лермонтова, Фета,

Некрасова, Маяковского,

Цветаевой, Ахматовой и др.). 

Образ лирического героя часто бывает
автобиографичным, но его нельзя отождествлять с автором,  как частным
человеком, даже если повествование ведётся от первого лица.

Лирический герой хоть и
отражает личные переживания и ощущения автора, но это не вполне поэт. Это
внутренний образ – переживание, в котором отражается духовный мир
человека, характерные черты людей определенного времени, класса, их идеалы.

Но иногда поэт словно
бы “прячется” за маской лирического героя, совершенно далекого от
личности самого поэта; так, например, А.Блок делает лирической героиней
Офелию (2 стихотворения под названием “Песня Офелии”) или уличного
актера Арлекина (“Я был весь в пестрых лоскутьях…”), М.Цветаева –
Гамлета (“На дне она, где ил…”), В.Брюсов

– Клеопатру
(“Клеопатра”), С.Есенин – крестьянского паренька из народной песни
или сказки (“Матушка в купальницу по лесу ходила…”). 

Понятие «лирический
герой» актуально не для любого стихотворения.
 
О лирическом герое трудно говорить, если художественной задачей стихотворения
является постановка философской проблемы, а не изображение состояния души
человека.
В философских поэтических произведениях
лирического героя определить сложнее всего, поскольку на первый план
выходит проблематика, а не изображение эмоций и чувств.

Говорить о лирическом герое следует
тогда, когда в стихотворении, написанном от первого лица, лирический субъект
в той или иной степени отличается от поэта, автора стихотворения. 

Варианты такого несовпадения могут быть различными.
Иногда поэты сами подчеркивают моменты расхождения между «я» поэта и «я»
человека, о котором они пишут. Поэт как бы вживается в чужую (или чуждую) ему
роль, надевает «лирическую маску». Иногда различия затушеваны, не столь
очевидны.
 

Проблема соотнесенности лирического героя и
автора.
 

Два
типа отношений

Лирическое
«Я»

Лирический
субъект

Лирический
герой – это поэтический двойник автора, способ раскрытия авторского сознания

А.А.
Ахматова «Я научилась просто, мудро жить…» «Я гибель накликала милым…»

Лирический герой – это вымышленное «Я»,
порожден авторской фантазии, способ раскрытия чужого сознания А.А. Ахматова
«Муж хлестал меня узорчатым…», «Сероглазый король»

Фрагмент стихотворения А. А.

Ахматовой:

Я научилась просто, мудро жить, 

Смотреть на небо и
молиться

Богу, 

И
долго перед вечером бродить,  Чтоб утомить ненужную тревогу.

Когда шуршат в овраге
лопухи И никнет гроздь рябины желтокрасной,

Слагаю я веселые стихи О
жизни тленной, тленной и прекрасной.

Таковы
многие стихотворения А.А. Ахматова фрагмент:

Муж хлестал меня
узорчатым,  Вдвое сложенным ремнем. Для тебя в окошке створчатом   Я всю ночь
сижу с огнем. Рассветает. И над кузницей  Подымается дымок. 

Ах, со мной, печальной узницей, Ты опять
побыть не мог.

Настроение и его изменение в
стихотворении

Переживания
лирического героя

Устойчивое
настроение

Изменяющееся
настроение

М.Ю. Лермонтов

«Я жить хочу! Хочу
печали…»,

«И скучно и грустно»

А.С. Пушкин

«Ненастный день потух, ненастной ночи
мгла…», «Сожженное письмо»

Характер лирического героя

Лирический герой  – это образ личности,
которой принадлежат мысли и переживания в лирич. произведении (обычно это или
сам автор или близкий к личности автора).
Его
характер раскрывается в раздумьях, эмоциях.

Раскрывается через внутреннее эмоциональное
состояние, особенности картины мира, воссозданной часто в форме исповеди
героя, его лирического дневника. М.Ю. Лермонтов «Отчего»

ХАРАКТЕРИСТИКА
лирического героя:

Что вы можете сказать о
характере лирического героя, о его

чувствах, отношении к миру, к жизни?

Каким вы представляете себе лирического
героя?

                    
Как образ лирического героя соотносится с образом
автора, его близость автору: равен автору – сам автор; близок автору,
выражает его мысли, чувства, переживания; самостоятелен – далек от авторской
позиции (чем?); рассказ от лица персонажа;

                    
Внутренний облик лирического героя: его мысли,
чувства, переживания;

                    
Как меняются чувства лирического героя от начала к
концу произведения? Диапазон его чувств и переживаний. Чувства лирического
героя могут быть статичны (без развития), а могут развиваться (изображаться в
динамике).

                    
Как лирический герой изменяется в стихотворении, как
трансформируются его мироощущения;

                    
Какие слова можно назвать ключевыми в отображении
динамики образа-переживания?

                    
Основные черты лирического героя.  Какой он – романтический,
неудовлетворённый действительностью, жаждущий новых форм общения, ищущий,
страдающий, эмоциональный, интеллектуальный?.  

                    
Эволюция образа в творчестве автора.

Лирический
герой
поэзии 

Н. А. Некрасова 

предъявляет
высокие требования как к миру, так и к самому себе. Это человек с раненым
сердцем, тонко чувствующий чужую боль и свою вину, способный заражать силой
своей страсти. Лирическое

«я»
порождает интонацию скорби или гнева, упрека или самообличения, мольбы или
жесткого требования, ему чуждо бесстрастное созерцание, философское
спокойствие при столкновении с различными проявлениями зла. Герой Некрасова,
от лица которого ведется повествование, не стремится уйти от надрывающих душу
картин мрачной повседневности, он страстно желает достижения идеала
справедливости и гармонии.

*Клише:

                    
Лирический герой – двойник автора, в нем мы видим
отражение авторских чувств, размышлений, судьбы поэта.

                    
Лирический герой – абсолютно самостоятельное
явление. Поэт как бы “примеривает” другой образ, пытается жить
жизнью другого человека, героя.

                    
Лирический герой представляется мне поэтичным
человеком с тонкой душой, глубокими чувствами… 

                    
Лирический герой наделён энергией чувства,
отзывчивостью, естественной для поэта… 

                    
Лирический герой этого стихотворения – это человек,
который…

Однако отождествлять лирического героя со
всяким лирическим субъектом нельзя. Ведь в большинстве стихотворений
лирический субъект совпадает с самим автором произведения.
Поэтому
вместо термина «лирический герой» можно использовать простые и понятные слова,
указывающие на принадлежность мыслей, чувств, настроений, выраженных в
стихотворении: «поэт», «автор».
 

Можно просто говорить о том, что,
например, в стихотворении «…Вновь я посетил…» именно Пушкину, а не
«лирическому герою» принадлежат мысли о будущем, о «племени младом,
незнакомом», а в стихотворении Некрасова «Размышления у парадного подъезда»
именно сам поэт, автор стихотворения, обращается с горькими словами к русскому
народу.

Пушкин, Некрасов, Тютчев,
Фет — это лирики без лирического героя.
Авторский
образ в их лирических произведениях как бы слит с реальной личностью —
личностью самого поэта. Называть этот лирическим героем неуместно, ведь
лирический герой, как точно заметила исследовательница Л.Я.Гинзбург, — «это
всегда отражение, отделившееся от отражаемого».

Нередко термин «лирический
герой»
используется при анализе эпических произведений, чаще всего поэм. Некоторые
литературоведы говорят даже о «лирическом герое» в «Евгении Онегине» и в
«Мертвых душах».
Вероятно, в этих случаях имеется в виду либо автор,
голос которого открыто звучит в произведении, либо понятие «лирический герой»
заменяет другие — «автобиографический герой», «образ автора».
Заметим, что
такая замена ничем не оправдана, так как «лирический герой» — это «герой» лирического
произведении. Недопустимо отождествлять лирику как род литературы и лиризм
как особого рода субъективность, открытость, совокупность настроений и
переживаний, выраженных в тексте.

Как писать план анализа стихотворения по литературе

Краткий план анализа стихотворения — это основные пункты, по которым ученик описывает историю создания произведения, его сюжет, композицию, средства, помогающие автору передать чувства, позицию и характеры героев. Глубина и объем такой работы в школе усложняется от класса к классу.

Как писать план анализа стихотворения по литературе

Как составить план стихотворения

План требуется для структуры и логичной подачи информации. Учителя советуют школьникам для его составления такой алгоритм:

  1. Определить, о чем произведение. Какими образами и как автор выражает мысли и чувства.
  2. Найти в тексте основного героя (что или кого описывает автор), определить связь с идеей всего произведения.
  3. С какой интонацией построен стих.
  4. Определить композицию стиха.
  5. Отметить, насколько глубоко автор пользуется изобразительными средствами (подробное описание или краткое, в общих чертах).
  6. Найти ритмику, ритмическое движение.
  7. Определить звуковой рисунок.

Порядок составления плана

В среднем звене ученикам важно научиться понимать смысл, эмоции произведения и уметь рассказать о своем личном отношении к прочитанному.

5 класс

Примерный план анализа стихотворения 5 класс (основные пункты):

  1. Название, автор.
  2. Эмоциональное восприятие текста.
  3. Как и какими словами описывается пейзаж, ситуации (словесное рисование).
  4. Какие обороты речи, слова помогают передать чувства автора (работа на лексическом уровне).
  5. Определение темы стихотворения, его основной мысли.
  6. Образ лирического героя.
  7. Отношение к прочитанному.

6 класс

В 6 классе больше внимания уделяют средствам, помогающим выразить чувства автора. Как выглядит план анализа стихотворения по литературе для 6 класса, по пунктам:

  1. Название, автор.
  2. Тема стихотворения (о чем оно).
  3. Основная мысль (что хотел сказать автор).
  4. Какую картину рисует автор в своем произведении (описать, обратить внимание на детали, цветовую гамму, слова).
  5. Какие чувства и настроение передает произведение. Как они меняются он начала к концу произведения.
  6. Главные образы стихотворения.
  7. Какими выразительными средствами пользуется автор (сравнения, метафоры, эпитеты). Синтаксис произведения (антитеза, восклицание, обращение).
  8. Собственное отношение к прочитанному.

7 класс

Чем дальше, тем сложнее. При составлении плана анализа стихотворения по литературе в 7 классе уже учитывают более глубокие знания о структуре и построении подобных произведений, добавляют пункт о ритме и рифме:

  1. Название, автор.
  2. Тема стихотворения (о чем оно).
  3. Основная мысль (что хотел сказать автор, как он относится к тому, о чем говорит).
  4. Какие мысли и чувства возникают при чтении.
  5. Какие чувства и настроение передает произведение. Как они меняются он начала к концу произведения.
  6. Главные образы стихотворения.
  7. Какими выразительными средствами пользуется автор (сравнения, метафоры, эпитеты). Синтаксис произведения (антитеза, восклицание, обращение).
  8. Ритм и рифма, как они влияют на настроение и мелодичность произведения.
  9. Какие строчки запомнились больше всего. Почему?
  10. Собственное отношение к прочитанному.

Старшие классы

В старших классах требования к анализу еще повышаются. Ученики работают с произведением глубже, детальнее. Подробный план анализа стихотворения в 9 классе (с примерами размера, рифмы, ритма):

  1. Название, автор.
  2. История создания стихотворения. Когда написано, кому посвящено, место произведения в творчестве поэта и его вклад в литературу того времени.
  3. Тема стихотворения (пейзаж, философская, общественно-политическая, интимная, любовная, историческая). Сюжет (есть или отсутствует).
  4. Художественные средства, которыми автор создает образы. Лексика (бытовая, повседневная, литературная, книжная, публицистическая, устаревшие слова, архаизмы).
  5. Композиция. Указать основное настроение, чувство, переживание. Отметить стройность построения, подчиненность одной мысли. Выделить лирическую ситуацию, описанную в стихотворении (любовный конфликт, внутренний конфликт, переживание и т. д.). Определить эмоциональный рисунок, основные части произведения и их взаимосвязь. Указать, какая жизненная ситуация спровоцировала переживания (если есть).
  6. Композиционное деление на строфы. В каждой строфе отражена законченная мысль или отображается только ее часть. Сопоставлен или противопоставлен смысл строф. Содержит ли последняя строфа вывод, раскрытие идеи произведения.
  7. Размер. Акцентный стих, амфибрахий, анапест, верлибр (свободный или белый стих), дактиль, дольник, хорей 3-стопный, ямб 4-стопный.
  8. Рифма. Анафоры (одинаковое начало строчек), переносы (значение переносимого слова подчеркивается, на нем делается смысловой акцент), парная (аабб), перекрестная (абаб), кольцевая (абба).
  9. Поэтическая лексика. Выяснить, какие группы общеупотребительной лексики используются больше всего (антонимы, архаизмы, неологизмы, омонимы, синонимы). Определить, насколько близок язык автора к разговорному. Определить своеобразие, активность использования тропов (слов и оборотов, которые употребляются не в прямом, а в образном, переносном значении). Найти (если есть) аллегории, гиперболы, иронию, литоты, метафоры, олицетворение, эпитеты, параллелизм, сравнение.
  10. Стилистические фигуры (поэтический синтаксис). Рассмотреть приемы и фигуры поэтической речи в произведении (антитеза или противопоставление, градация, инверсия, риторический вопрос, обращение, повторы или рефрен, умолчание, открытая, невысказанная мысль).
  11. Поэтическая фонетика. Использование звукоподражаний, звуковых повторов, создающих звуковой рисунок речи (аллитерация, анафора, ассонанс, эпифора).
  12. Образ лирического героя, образ авторского «Я». Описать, автор играет чью-то роль, рассказ идет от лица персонажа или от лица самого автора.
  13. Литературное направление (романтизм, модернизм, реализм, авангардизм, футуризм, сюрреализм, символизм, сентиментализм и т. д.).
  14. Жанр. Определить, в каком жанре написано произведение (эпиграмма, эпитафия, элегия, ода, поэма, баллада, роман в стихах, песня, сонет и т. д.).

Пример плана и анализа по нему

Краткий план анализа стихотворения по литературе в 10 классе на примере стихотворения А.С. Пушкина «Анчар»:

  1. Автор и название стихотворения.
  2. История создания стихотворения: когда оно было написано, по какому поводу, кому автор его посвятил.
  3. Жанр стихотворения.
  4. Тема, идея, основная мысль стихотворения.
  5. Композиция стихотворения, его деление на строфы.
  6. Образ лирического героя, авторское «Я» в стихотворении.
  7. С помощью каких художественных средств выразительности раскрывается основная мысль автора, тема и идея стихотворения.
  8. Ритм стиха, стихотворный размер, рифма.
  9. Значение этого стихотворения в творчестве поэта.
  10. Мое восприятие стихотворения.

Анализ стихотворения:

Проанализируем стихотворение Александра Сергеевича Пушкина «Анчар». Поэт написал его в 1828 году, через 2 года после возвращения из ссылки. Историки указывают, что замысел для написания «Анчара» родился из-за дела, возбужденного против поэта за создание произведений «Гаврилиада» и «Андре Шенье». В этом произведении автор приводит печальные размышления о природе власти в виде завуалированных аллегорий.

Что вдохновило автора выбрать такую сюжетную линию: старая легенда о ядовитом растении и заметки доктора Фуше (он рассказывал в них о растущем на острове Ява дереве, к которому посылали преступников, осужденных на смертную казнь). Сюжет вдохновил Пушкина, и он переработал его в соответствии со своим замыслом.

Это стихотворение нередко относят к лирическим, но частично оно является балладой, благодаря событийному сюжету.

Основная тема стихотворения — пагубность влияние неограниченной власти одного человека. Эта тема на тот момент резонировала с автором, что сделало стихотворение эмоционально глубоким и убедительным.

Для усиления своей мысли Пушкин использует противопоставление естественного поведения, когда все живое в природе избегает прикосновений к смертоносному древу, и поведения владыки, который нарушает природный закон.

Таким образом, идея произведения заключается в том, что «непобедимый владыка», который послал своего раба к анчару, — зло во много раз большее, чем ядовитое дерево. Владыка знал, что погибнет раб, и жаждал использовать добытый яд, чтобы нести смерть дальше. Однако повинна не одна власть. Рабы виноваты не меньше: тирания процветает благодаря своим рабам. Главное в жизни — избавление от рабства, обретение свободы. Это основная идея стихотворения.

Стих делится на две почти равные части: в первую входит пять строф, во вторую — четыре.

Сначала автор описывает истекающее ядом дерево, как символ зла. Даже движение, обычно символизирующее жизнь, становится смертоносным — ветер улетает от него уже ядовитым, дождевая вода, стекая с ветвей, капает в песок ядом.

Во второй части произведения поэт описывает владыку, который, не колеблясь, отправляет раба умирать ради добычи яда (он планирует дальнейшие завоевания). Раб подчиняется ему беспрекословно.

Мысли и чувства лирического героя меняются на протяжении повествования. Вначале повествование довольно спокойное, но уже присутствует зловещий холодок и грозные интонации.

Далее лирический герой говорит о том, что животные не подходят к страшному дереву. Человек, которого природа наделила высшим разумом, отправляет другого человека к нему. Посылает на верную смерть. В рассказе лирического героя чувствуется скрытая, замаскированная ненависть ко всему происходящему.

Автор использовал такие художественные средства, как:

  • инверсии — «зелень мертвую», «густой прозрачною смолою», «вихорь черный»;
  • метафоры — «природа жаждущих степей его в день гнева породила», «вихорь черный на древо смерти набежит», «послушно в путь потек»;
  • эпитеты — «в пустыне чахлой и скупой», «зелень мертвую», «густой прозрачною смолою»;
  • сравнения — «Анчар, как грозный часовой».

В стихотворении несложно проследить антитезу «царь — раб». Для ее создания А.С. Пушкин использовал эпитеты («бедный раб» — «непобедимый владыка») и глагольное противопоставление: если царь послал раба, то тот потек, причем во втором случае глагол усиливается словом «послушно».

Стихотворный размер — четырехстопный ямб. Рифма — перекрестная. Благодаря стихотворному размеру, автору удалось передать не только все ощущения от смерти в природе, но и проявления зла в плане человеческих отношений.

Стихотворение «Анчар» является трагическим, оно отражает мировосприятие, характерное для того периода жизни Пушкина. Оно показывает, насколько глубоко А.С. Пушкину удалось проникнуть в природу истинного зла, понимая, что тьма существует и сама собой не исчезнет.

Мое восприятие стихотворения «Анчар» аналогично мнению автора. Пока есть рабы, есть и процветание тирании. Когда человек достаточно смел, чтобы отстаивать себя и свою свободу, когда он смел и решителен, чтобы бороться за свое до конца, зло не сможет властвовать над ним.

Скачать подробный план с примером, как анализировать стихотворение (А.С. Пушкин «Анчар»)

Наверх

Этот сайт использует cookie для хранения данных. Продолжая использовать сайт, Вы даете свое согласие на работу с этими файлами.

Adblock
detector

Поэтический образ- художественное изображение
в литературном произведении человека,
природы или отдельных явлений.
Обычно в стихотворении присутствует целый
образный ряд.
Это ряд тех зрительных образов-картинок, которые автор
закладывает в произведение, те, которые мы должны
представлять по ходу прочтения, чтобы понять основной
смысл произведения.
Если это стихотворение о природе, то это ряд картин природы.
Как правило, образный ряд выражен существительными.
Дополняют этот рад эпитеты.
Так, выделяя ключевые слова в тексте мы этот ряд выделяем.
У Есенина – берёза – посеребрённые заснеженные ветви –
зимняя тишина – искры снежинок – заря – лёгкий снежок.
В стихотворении “Когда волнуется желтеющая нива”
Лермонтов создаёт не общую картину природы, а
последовательный образный ряд,
образы которого становятся персонажами стихотворения:
“волнуется желтеющая нива”–свежий лес шумит–прячется
в саду малиновая слива–ландыш серебристый приветливо
кивает головой–студёный ключ играет по оврагу”.

Пример анализа образного ряда в ст. Б. Ахмадуллиной
см. https://otvet.mail.ru/question/207611974

План анализа

План анализа стихотворения по литературе 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 классы

Слова и строчки, взятые из текста, оформляются заключением в кавычки:

«Осенние листья по ветру кружат, Осенние листья в тревоге вопят»

При анализе самое главное — придерживаться плана, схемы. Важно не упустить нужные детали при разборе стиха. Целостный, подробный или примерный анализ стихотворного текста пишется произвольно, как сочинение, постепенно добавляя информацию и собственное мнение. План можно разделить на несколько пунктов:

  • Дата написания, автор;
  • Название стихотворения, тема и идея;
  • Сюжет;
  • Композиция стихотворения;
  • Разбор образов, их характеристика;
  • Художественные средства, к которым прибегнул автор;
  • Рифма;
  • Стихотворный размер;
  • Тропы;
  • Фигуры;
  • Вывод, собственное отношение к произведению;

Дата написания и автор

План анализа стихотворения по литературе 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 классы

Здесь пишется краткая историческая информация об авторе и дате написания, к какому литературному направлению относится творчество поэта. Например, поэт Фёдор Сологуб — символист.

Литературные направления — модернизм, реализм, футуризм, символизм, акмеизм, романтизм. Описываются события, предшествующие или подтолкнувшие к написанию либо последовавшие после написания и публикации, оставившие след в творчестве поэта.

В стихотворении, написанном или посвящённом определённому лицу, указываются личность и мотивы, обстоятельства. Описываются настроение и мысли, которые вызывает произведение.

Название, тема и идея

План анализа стихотворения по литературе 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 классы

В названии важно раскрыть причины и смысл, объяснить, почему именно такое название выбрал автор. Правильно выбрать жанровое своеобразие стихотворения:

  • Баллада — драматическая песня;
  • Ода — торжественны стих, прославляющий человека или событие;
  • Элегия — печальное, грустное произведение, проникнутое философскими раздумьями;
  • Лирическое стихотворение — лирика. Может быть: пейзажная, гражданская, философская, интимная;
  • Послание — обращение к конкретному адресату;
  • Сонет — четырнадцать строк;
  • Сатира — высмеивание пороков людей и общества;
  • Басня — короткий рассказ в стихах;
  • Белый стих — стих без рифмы;
  • Романс — о любви;

Идейно-тематический разбор предполагает сформулировать и проанализировать общую идею стихотворения: какое настроение преобладает, какую главную мысль хотел донести автор и обозначить собственное понимание. Основываясь на своём видении, дать характеристику и раскрыть смысл, тематику произведения и его названия, если оно имеется.

Сюжет, композиция и разбор образов

План анализа стихотворения по литературе 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 классы

Описывается сюжет, если он есть, описываются образы событий. Когда сюжет не выражен, то он передается через образы чувств. Выявляется основа содержания стихотворения. Проводится сравнительная характеристика главных героев.

В композиции описываются все строфы по порядку. Содержание, смысл, содержит ли последняя строфа вывод. При лингвистическом анализе текста делается разбор по всем строфам, выявляя и разбирая образы (существительные).

Художественные средства

План анализа стихотворения по литературе 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 классы

Какую лексику использует автор для создания художественных образов и присутствуют ли в тексте архаизмы (слова, вышедшие из употребления, которые бывают недоступны для понимания). Примеры:

  • «Слышу трепет крыл …
  • Бьёт в меня светящими очами
  • Ангел бури — Азраил!»
  • «Стерегите, злые звери,
  • Чтобы ангелам самим
  • Не поднять меня крылами ,
  • Не вскружить меня хвалами…»
  • «Я укрыт до времени в приделе,
  • Но растут великие крыла»

Другие худ. средства, которые стоит обозначить при анализе:

  • Синонимы (слова, имеющие сходный смысл). Пример: образец — пример, конструкция — структура, тональность — настроенность и т. д.
  • Антонимы (слова, которые можно противопоставить друг другу, являются одной и той же частью речи). Например: прогрессивный — регрессивный, абстрактный — конкретный, мир — война, анализировать — синтезировать.
  • Омонимы (слова, пишущиеся одинаково, но имеющие различный смысл). Пример: дипломат — это чемодан и дипломат — это должностное лицо внешнеполитического ведомства государства.
  • Профессионализмы (слова, наиболее часто распространённые у представителей той или иной профессии). Например: метеорология, азимут, атмосфера, гигрометр — слова, хорошо понятные для метеорологов.
  • Устаревшие слова (в современном языке заменённые другим словом). Пример: черевички — женские башмаки на каблучках с острым носом. В современном языке не употребляется.

Можно указать на глаголы, используемые в тексте либо на затрагивание времени: прошлое, настоящее, будущее.

Поэтическая рифма

Определить рифму, используемую в стихотворении. От того, куда падает ударение, происходит подразделение на следующие виды:

  • Мужская (ударение приходится на последний слог): С утра на полдень едет он, Дорога далека. Свет белый с четырёх сторон, А сверху — облака.
  • Женская (ударение падает на предпоследний слог): Весь мир уничтожен — Ни света, ни мрака — Обрывками кожи До первого знака.
  • Гипердактилическая (четырёхсложная рифма): Холод, тело тайно сковывающий, Холод, душу очаровывающий. От луны лучи протягиваются, К сердцу иглами притрагиваются .
  • Дактилическая (трёхсложная): К малышу сегодня в садике Приходили вновь солдатики.

Определить рифму на точность звучания. Рифма может быть:

  • Составная (два или более слова);
  • Усечённая: Свищет вполголоса арии, Блеском и шумом пьяна, — Здесь на ночном тротуаре, Вольная птица она! Детски балуется с локоном, Вьющимся дерзко к глазам, То вдруг наклонится к окнам, Смотрит на радужный хлам;
  • Бедная (рифмующиеся слова — в наибольшей степени распространённые, преимущественно однородной части речи, подобрать рифму к которым не составит труда): Твоих лучей небесной силою Вся жизнь моя озарена. Умру ли я, ты над могилою Гори, гори, моя звезда!
  • Богатая (характерно почти полное совпадение в рифмуемых словах): По станице тополи Гнутся на ветру. По станице топали Кони поутру;
  • Ассонансная (созвучие гласных звуков): Мне хочется домой, в огромность Квартиры, наводящей грусть. Войду, сниму пальто, опомнюсь, Огнями улиц озарюсь;
  • Йотированная (в рифмующем слове будет присутствовать «й»): Мы растём, развёртывая плечи, Завоёвываем воздух, радио, кино; Но — сквозь новый облик человечий Просквозит внезапно век иной;

План анализа стихотворения по литературе 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 классы

Краткий план анализа стихотворения — это основные пункты, по которым ученик описывает историю создания произведения, его сюжет, композицию, средства, помогающие автору передать чувства, позицию и характеры героев. Глубина и объем такой работы в школе усложняется от класса к классу.

Как составить план стихотворения

План требуется для структуры и логичной подачи информации. Учителя советуют школьникам для его составления такой алгоритм:

  1. Определить, о чем произведение. Какими образами и как автор выражает мысли и чувства.
  2. Найти в тексте основного героя (что или кого описывает автор), определить связь с идеей всего произведения.
  3. С какой интонацией построен стих.
  4. Определить композицию стиха.
  5. Отметить, насколько глубоко автор пользуется изобразительными средствами (подробное описание или краткое, в общих чертах).
  6. Найти ритмику, ритмическое движение.
  7. Определить звуковой рисунок.

Порядок составления плана

В среднем звене ученикам важно научиться понимать смысл, эмоции произведения и уметь рассказать о своем личном отношении к прочитанному.

5 класс

Примерный план анализа стихотворения 5 класс (основные пункты):

  1. Название, автор.
  2. Эмоциональное восприятие текста.
  3. Как и какими словами описывается пейзаж, ситуации (словесное рисование).
  4. Какие обороты речи, слова помогают передать чувства автора (работа на лексическом уровне).
  5. Определение темы стихотворения, его основной мысли.
  6. Образ лирического героя.
  7. Отношение к прочитанному.

6 класс

В 6 классе больше внимания уделяют средствам, помогающим выразить чувства автора. Как выглядит план анализа стихотворения по литературе для 6 класса, по пунктам:

  1. Название, автор.
  2. Тема стихотворения (о чем оно).
  3. Основная мысль (что хотел сказать автор).
  4. Какую картину рисует автор в своем произведении (описать, обратить внимание на детали, цветовую гамму, слова).
  5. Какие чувства и настроение передает произведение. Как они меняются он начала к концу произведения.
  6. Главные образы стихотворения.
  7. Какими выразительными средствами пользуется автор (сравнения, метафоры, эпитеты). Синтаксис произведения (антитеза, восклицание, обращение).
  8. Собственное отношение к прочитанному.

7 класс

Чем дальше, тем сложнее. При составлении плана анализа стихотворения по литературе в 7 классе уже учитывают более глубокие знания о структуре и построении подобных произведений, добавляют пункт о ритме и рифме:

  1. Название, автор.
  2. Тема стихотворения (о чем оно).
  3. Основная мысль (что хотел сказать автор, как он относится к тому, о чем говорит).
  4. Какие мысли и чувства возникают при чтении.
  5. Какие чувства и настроение передает произведение. Как они меняются он начала к концу произведения.
  6. Главные образы стихотворения.
  7. Какими выразительными средствами пользуется автор (сравнения, метафоры, эпитеты). Синтаксис произведения (антитеза, восклицание, обращение).
  8. Ритм и рифма, как они влияют на настроение и мелодичность произведения.
  9. Какие строчки запомнились больше всего. Почему?
  10. Собственное отношение к прочитанному.

Старшие классы

В старших классах требования к анализу еще повышаются. Ученики работают с произведением глубже, детальнее. Подробный план анализа стихотворения в 9 классе (с примерами размера, рифмы, ритма):

  1. Название, автор.
  2. История создания стихотворения. Когда написано, кому посвящено, место произведения в творчестве поэта и его вклад в литературу того времени.
  3. Тема стихотворения (пейзаж, философская, общественно-политическая, интимная, любовная, историческая). Сюжет (есть или отсутствует).
  4. Художественные средства, которыми автор создает образы. Лексика (бытовая, повседневная, литературная, книжная, публицистическая, устаревшие слова, архаизмы).
  5. Композиция. Указать основное настроение, чувство, переживание. Отметить стройность построения, подчиненность одной мысли. Выделить лирическую ситуацию, описанную в стихотворении (любовный конфликт, внутренний конфликт, переживание и т. д.). Определить эмоциональный рисунок, основные части произведения и их взаимосвязь. Указать, какая жизненная ситуация спровоцировала переживания (если есть).
  6. Композиционное деление на строфы. В каждой строфе отражена законченная мысль или отображается только ее часть. Сопоставлен или противопоставлен смысл строф. Содержит ли последняя строфа вывод, раскрытие идеи произведения.
  7. Размер. Акцентный стих, амфибрахий, анапест, верлибр (свободный или белый стих), дактиль, дольник, хорей 3-стопный, ямб 4-стопный.
  8. Рифма. Анафоры (одинаковое начало строчек), переносы (значение переносимого слова подчеркивается, на нем делается смысловой акцент), парная (аабб), перекрестная (абаб), кольцевая (абба).
  9. Поэтическая лексика. Выяснить, какие группы общеупотребительной лексики используются больше всего (антонимы, архаизмы, неологизмы, омонимы, синонимы). Определить, насколько близок язык автора к разговорному. Определить своеобразие, активность использования тропов (слов и оборотов, которые употребляются не в прямом, а в образном, переносном значении). Найти (если есть) аллегории, гиперболы, иронию, литоты, метафоры, олицетворение, эпитеты, параллелизм, сравнение.
  10. Стилистические фигуры (поэтический синтаксис). Рассмотреть приемы и фигуры поэтической речи в произведении (антитеза или противопоставление, градация, инверсия, риторический вопрос, обращение, повторы или рефрен, умолчание, открытая, невысказанная мысль).
  11. Поэтическая фонетика. Использование звукоподражаний, звуковых повторов, создающих звуковой рисунок речи (аллитерация, анафора, ассонанс, эпифора).
  12. Образ лирического героя, образ авторского «Я». Описать, автор играет чью-то роль, рассказ идет от лица персонажа или от лица самого автора.
  13. Литературное направление (романтизм, модернизм, реализм, авангардизм, футуризм, сюрреализм, символизм, сентиментализм и т. д.).
  14. Жанр. Определить, в каком жанре написано произведение (эпиграмма, эпитафия, элегия, ода, поэма, баллада, роман в стихах, песня, сонет и т. д.).

План анализа стихотворения

В первую очередь смотрим на название произведения, и кто его написал.

Изучаем историю написания произведения,

в какой период было написано, известен ли повод написания, кому именно было посвящено, есть ли конкретные прототипы у литературных героев.

Исследуется, насколько важным является это стихотворение в творчестве поэта, насколько значимым является среди его произведений, а также среди подобных творений с похожим сюжетом и структурой.

Тема литературного произведения.

Устанавливается основная тема произведения, чему она посвящена.При принадлежности автора к какой-либо литературной группировке назвать примеры, доказывающие это, подтвердить цитатами из текста. Тематика может быть довольно разнообразной: это и пейзаж, и довольно распространенная любовно-интимная, и общественно-политическая, и философская. Стихотворения могут быть написаны как с использованием сюжетной линии(образы событий), так и без нее(образы чувств);

Установление художественных средств, используемых автором.

В зависимости от предпочтений автора, используемая лексика может быть разной: бытовой(повседневной), с использованием архаизмов, публицистическая, литературная.

Композиция.

Довольно важное значение имеет композиция. Для ее полного рассмотрения следует:

  • – установить основное чувство, ощущение, душевное состояние, сказавшееся в лироэпическом работе;
  • -установить согласованность композиционного построения, подчиненность формулированию определенной идеи;
  • -уяснить лирическую ситуацию, описанную в стихотворении(существующий конфликт главного персонажа с собой, его внутренняя несвобода);
  • -установить, какая именно жизненная ситуация могла вызвать эти переживания;
  • -установить эмоциональный рисунок лироэпического произведения, определить ключевые части стиха;

Далее следует установить, как соотносится примененное деление на строфы произведения с его смыслом, противопоставляются ли они между собой. Что представляет собой строфа в тексте-законченную мысль, или же продолжает общую мысль стихотворения. Насколько раскрывается мысль стихотворения в последней строфе, содержится ли в ней какой-либо вывод.

( 1 оценка, среднее 4 из 5 )

Добавить комментарий