Образ
— это любое явление, творчески воссозданное
в произведении. Образ создается при
активном участии воображения автора и
читателя. Он обобщает действительность,
раскрывая в единичном закономерное,
вечное, концентрирует существенные
для автора стороны жизни. При этом образ
нагляден, он стремится сохранить
чувственную целостность и неповторимость
воссозданного явления. Образ способен
объяснять неизвестное известным или
известное неизвестным, он может как
облегчать, так и затруднять восприятие
предмета, преображать вещь, превращать
ее в нечто иное: сложное в простое,
простое в сложное. Образ может выходить
за рамки одного произведения:
—
образы-мотивы
повторяются в нескольких произведениях
одного или нескольких авторов (например,
образ метели);
— образ-топос
представляет «общее место», характерное
для целой культуры данного периода или
данной нации (например, образ дороги,
мира как театра);
—
образы-архетипы
являются наиболее устойчивыми схемами
или формулами человеческого воображения
(таковы Дон-Жуан и Гамлет).
Образ
достраивается в сознании читателя через
детали и подробности, описывающие
явление. Надо уметь выделить слова,
которые прямо указывают на образ (море,
ночь, лес), и слова, которые этот образ
довоссоз-дают в читательском воображении
(шелестит, изумрудный, нежный). В
стихотворении, как правило, можно
выделить несколько образов. Они всегда
взаимосвязаны. При анализе стихотворения
часто бывает важно выделить ключевой
образ и образ-символ.
Поэт-мыслитель
Ф. И. Тютчев, стремясь запечатлеть
свое раздумье о величии и одновременно
ничтожестве человека, обращается к
образу птицы, рисует ее свободный полет:
С
поляны коршун поднялся,
Высоко
к небу он взвился;
Все
выше, дале вьется он
И
вот ушел за небосклон.
Поэт
не спешит отвести взор от коршуна, он
любуется его стремительным полетом.
Зарисовка становится зримой благодаря
контрастно обозначенному пространству:
«поляна» — «небо» и «небосклон», точным
словам, смысловой вектор которых
направлен вверх («высоко», «все выше»,
«дале»), нагнетанию глаголов действия:
«поднялся», «взвился», «вьется», «ушел».
Заключительный
катрен стихотворения Тютчева — это
осмысление темы человека, который,
обладая стремлением к горнему, обречен
влачить свою жизнь в суетном и скорбном
мире:
Природа-мать
ему дала
Два
мощных, два живых крыла —
А
я здесь в поте и в пыли,
Я,
царь земли, прирос к земли!..
Поэтическая
образность создается за счет разной
соотнесенности образов. Так, соотнесены
по ассоциации небо, небосклон — два
мощных, два живых крыла; пот — пыль.
Возможно и контрастное взаимодействие
образов: небо, небосклон, крылья —
поляна, земля; я — коршун. По сходству
соотнесены образы поляна — земля; по
смежности — пыль — земля. Образы могут
соотноситься по умозаключению: я — царь
земли.
При
анализе образного строя стихотворения
следует обращать внимание на следующие
аспекты:
— образы,
связанные с цветовой палитрой:
Фиолетовые
руки
На
эмалевой стене
Полусонно
чертят звуки
В
звонко-звучной тишине.
(В.
Я. Брюсов)
— освещение,
воссозданное художественными сред
ствами:
А
внизу подо мною уж ночь наступила,
ночь
наступила для уснувшей Земли,
Для
меня же блистало дневное светило,
Огневое
светило догорало вдали.
(К.
Д. Бальмонт)
— звуковые
образы:
Нежно
под трепетом ангельских крыл
Звонят
кресты безымянных могил.
(С.
А. Есенин)
— зрительные
впечатления:
Пригорок
Пушкино горбил
Акуловой
горою, а низ горы —
деревней
был, кривился крыш
корою.
(В.
В. Маяковский)
— передача
запахов средствами художественного
слова:
Свеж
и душист твой роскошный венок,
Всех
в нем цветов благовония слышны,
Кудри
твои так обильны и пышны,
Свеж
и душист твой роскошный венок.
(А.
А. Фет)
—
воспроизведение
ощущений:
В
небесах торжественно и чудно!
Спит
земля в сиянье голубом…
Что
же мне так больно и так трудно?
Жду
ль чего? жалею ли о чем?
(М.
Ю. Лермонтов)
— образные
ассоциации:
Где,
как обугленные груши,
С
деревьев тысячи грачей
Сорвутся
в лужи и обрушат
Сухую
грусть на дно очей.
(Б.
Л. Пастернак)
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
СПРАВОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
К КОМПЛЕКСНОМУ АНАЛИЗУ
ЛИРИЧЕСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ
Балабанова
Л.И.
Образ художественный.
Употребление
термина как в широком, обобщающем смысле: образ родины, образ времени,
пространства, образ природы, города, поколения, так и в обозначении ключевых
образов – образ лирического героя, образ осени, музы, свечи и т.д.
Главные образы или
картины, созданные в стихотворении.
Образная
система.
Основные
образы.
Образный
ряд стихотворения.
Обратите внимание, как
развивается основной образ. Выделите главные, с точки зрения развития образа,
слова, строфы, строки.
Проследите, какими средствами создаётся
образ, есть ли портретные зарисовки, каковы мысли и чувства автора, помогающие
раскрыть образ. Если в стихотворении несколько образов, проследите как, в
какой последовательности они сменяются, как соотносятся с жизнью человека, его
чувствами (прямо или косвенно).
Образ –
художественно
воссозданный и эстетически осмысленный предмет или явление;
— это всякий чувственно
вообразимый предмет или лицо, т. е. потенциально каждое существительное;
— это любое явление, творчески воссозданное в
произведении.
Истолкование образов, личностное
восприятие.
Образ создается
при активном участии воображения автора и читателя.
Он
обобщает действительность, раскрывая в единичном закономерное, вечное,
концентрирует существенные для автора стороны жизни.
При
этом образ нагляден, он стремится сохранить чувственную целостность и
неповторимость воссозданного явления. Образ способен объяснять неизвестное
известным или известное неизвестным, он может как облегчать, так и затруднять
восприятие предмета, преображать вещь, превращать ее в нечто иное: сложное в
простое, простое в сложное.
Образ может выходить за
рамки одного произведения:
образымотивы |
повторяются в |
например образ метели |
образ-топос |
представляет |
образ дороги, мира как театра |
образыархетипы |
являются наиболее |
Дон-Жуан и |
Образ достраивается в сознании
читателя через детали и подробности, описывающие явление.
Надо
уметь выделить слова, которые прямо указывают на образ (море, ночь, лес),
и слова, которые этот образ довоссоздают в читательском воображении (шелестит,
изумрудный, нежный).
В стихотворении,
как правило, можно выделить несколько образов.
Они всегда взаимосвязаны.
При анализе стихотворения часто бывает
важно выделить ключевой образ и образсимвол.
Образ-аллегория,
образ-символ. (Гроза, сад, парус, ночь, ветер и др.)
Поэт-мыслитель Ф. И. Тютчев, |
С поляны коршун Высоко к небу он |
Зарисовка точным словам, |
«поляна» — «высоко», «все «поднялся», «ушел» |
Заключительный |
Природа-мать ему дала Два мощных, два живых крыла — А я здесь в поте и в пыли, Я, царь земли, прирос к земли!.. |
Поэтическая образность создается за |
|
по ассоциации |
небо, небосклон — |
контрастное взаимодействие |
небо, небосклон, крылья — |
по сходству |
поляна — |
по смежности |
пыль — |
Образы могут соотноситься по умозаключению |
я — |
При анализе образного строя
стихотворения следует обращать внимание на следующие аспекты:
образы, связанные с |
Фиолетовые руки На эмалевой стене Полусонно (В. Я. Брюсов) |
освещение, |
А внизу подо мною уж ночь (К. Д. Бальмонт) |
звуковые |
Нежно под трепетом (С. А. Есенин) |
зрительные впечатления |
Пригорок Пушкино горбил Акуловой (В. В. Маяковский) |
передача запахов |
Свеж и душист Всех в нем цветов Кудри твои так Свеж и душист (А. А. Фет) |
воспроизведение |
В небесах торжественно Спит земля в сиянье Что же мне так больно и Жду ль чего? жалею ли о (М. Ю. Лермонтов) |
образные ассоциации |
Где, как обугленные С деревьев тысячи Сорвутся в лужи и (Б. Л. Пастернак) |
Лирический герой
Разграничение
понятий: поэт, автор и лирический герой.
Лирический
герой – это условное литературоведческое понятие,
которое было введено в художественную литературу, чтобы не смешивать
возникающий в лирике художественный образ поэта с автором как частным
человеком. Это понятие впервые было употреблено Ю. Тыняновым по отношению к
лирике Блока.
В литературоведении, среди учёных,
мнение о границах этого понятия неоднозначно. Содержание и границы понятия
«лирический герой» спорны, но понятие это необходимо, так как оно ведет к
постижению образа поэта.
В последние десятилетия и в научном
литературоведении, и в практике лирическим героем принято называть
человека, от лица которого написано стихотворение. Как правило,
внутренний мир именно этого человека, его представления о жизни раскрыты в
лирическом произведении.
Лирический герой, в
таком понимании, — это образ человека, созданный в лирическом произведении,
независимо от того, совпадает этот человек с автором стихотворения или,
напротив, отличается от него.
ВЫВОД.
Лирический герой — важное понятие, касающееся изображения
человека в лирических произведениях. Термин необходим для обозначения
человека в лирических произведениях.
Событие в лирике важно лишь
постольку, поскольку оно вызывает эмоциональный отклик в душе художника. Именно
переживание становится в лирике главным событием.
Содержание,
смысл стихотворения надо искать в «ключевых словах» его, с помощью которых и
выражается переживание лирического героя.
В центре лирического Именно |
||||
Создавая образ лирического героя, поэт может сделать (стихи Лермонтова, Фета, Некрасова, Маяковского, Цветаевой, Ахматовой и др.). Образ лирического героя часто бывает Лирический герой хоть и |
Но иногда поэт словно – Клеопатру |
Понятие «лирический |
||
Говорить о лирическом герое следует Варианты такого несовпадения могут быть различными. |
||||
Проблема соотнесенности лирического героя и |
Два |
|||
Лирическое |
Лирический |
|||
Лирический А.А. |
Лирический герой – это вымышленное «Я», |
|||
Фрагмент стихотворения А. А. Ахматовой: Я научилась просто, мудро жить, Смотреть на небо и Богу, И Когда шуршат в овраге Слагаю я веселые стихи О |
Таковы Муж хлестал меня Ах, со мной, печальной узницей, Ты опять |
|
Настроение и его изменение в |
Переживания |
|
Устойчивое |
Изменяющееся |
|
М.Ю. Лермонтов «Я жить хочу! Хочу «И скучно и грустно» |
А.С. Пушкин «Ненастный день потух, ненастной ночи |
|
Характер лирического героя |
Лирический герой – это образ личности, |
|
Раскрывается через внутреннее эмоциональное |
||
ХАРАКТЕРИСТИКА |
Что вы можете сказать о Каким вы представляете себе лирического – – – – – |
|
– – |
||
Лирический Н. А. Некрасова |
предъявляет «я» |
|
*Клише: |
– – – – – |
Однако отождествлять лирического героя со
всяким лирическим субъектом нельзя. Ведь в большинстве стихотворений
лирический субъект совпадает с самим автором произведения. Поэтому
вместо термина «лирический герой» можно использовать простые и понятные слова,
указывающие на принадлежность мыслей, чувств, настроений, выраженных в
стихотворении: «поэт», «автор».
Можно просто говорить о том, что,
например, в стихотворении «…Вновь я посетил…» именно Пушкину, а не
«лирическому герою» принадлежат мысли о будущем, о «племени младом,
незнакомом», а в стихотворении Некрасова «Размышления у парадного подъезда»
именно сам поэт, автор стихотворения, обращается с горькими словами к русскому
народу.
Пушкин, Некрасов, Тютчев,
Фет — это лирики без лирического героя. Авторский
образ в их лирических произведениях как бы слит с реальной личностью —
личностью самого поэта. Называть этот лирическим героем неуместно, ведь
лирический герой, как точно заметила исследовательница Л.Я.Гинзбург, — «это
всегда отражение, отделившееся от отражаемого».
Нередко термин «лирический
герой» используется при анализе эпических произведений, чаще всего поэм. Некоторые
литературоведы говорят даже о «лирическом герое» в «Евгении Онегине» и в
«Мертвых душах». Вероятно, в этих случаях имеется в виду либо автор,
голос которого открыто звучит в произведении, либо понятие «лирический герой»
заменяет другие — «автобиографический герой», «образ автора». Заметим, что
такая замена ничем не оправдана, так как «лирический герой» — это «герой» лирического
произведении. Недопустимо отождествлять лирику как род литературы и лиризм
как особого рода субъективность, открытость, совокупность настроений и
переживаний, выраженных в тексте.
Как писать план анализа стихотворения по литературе
Краткий план анализа стихотворения — это основные пункты, по которым ученик описывает историю создания произведения, его сюжет, композицию, средства, помогающие автору передать чувства, позицию и характеры героев. Глубина и объем такой работы в школе усложняется от класса к классу.
Как составить план стихотворения
План требуется для структуры и логичной подачи информации. Учителя советуют школьникам для его составления такой алгоритм:
- Определить, о чем произведение. Какими образами и как автор выражает мысли и чувства.
- Найти в тексте основного героя (что или кого описывает автор), определить связь с идеей всего произведения.
- С какой интонацией построен стих.
- Определить композицию стиха.
- Отметить, насколько глубоко автор пользуется изобразительными средствами (подробное описание или краткое, в общих чертах).
- Найти ритмику, ритмическое движение.
- Определить звуковой рисунок.
Порядок составления плана
В среднем звене ученикам важно научиться понимать смысл, эмоции произведения и уметь рассказать о своем личном отношении к прочитанному.
5 класс
Примерный план анализа стихотворения 5 класс (основные пункты):
- Название, автор.
- Эмоциональное восприятие текста.
- Как и какими словами описывается пейзаж, ситуации (словесное рисование).
- Какие обороты речи, слова помогают передать чувства автора (работа на лексическом уровне).
- Определение темы стихотворения, его основной мысли.
- Образ лирического героя.
- Отношение к прочитанному.
6 класс
В 6 классе больше внимания уделяют средствам, помогающим выразить чувства автора. Как выглядит план анализа стихотворения по литературе для 6 класса, по пунктам:
- Название, автор.
- Тема стихотворения (о чем оно).
- Основная мысль (что хотел сказать автор).
- Какую картину рисует автор в своем произведении (описать, обратить внимание на детали, цветовую гамму, слова).
- Какие чувства и настроение передает произведение. Как они меняются он начала к концу произведения.
- Главные образы стихотворения.
- Какими выразительными средствами пользуется автор (сравнения, метафоры, эпитеты). Синтаксис произведения (антитеза, восклицание, обращение).
- Собственное отношение к прочитанному.
7 класс
Чем дальше, тем сложнее. При составлении плана анализа стихотворения по литературе в 7 классе уже учитывают более глубокие знания о структуре и построении подобных произведений, добавляют пункт о ритме и рифме:
- Название, автор.
- Тема стихотворения (о чем оно).
- Основная мысль (что хотел сказать автор, как он относится к тому, о чем говорит).
- Какие мысли и чувства возникают при чтении.
- Какие чувства и настроение передает произведение. Как они меняются он начала к концу произведения.
- Главные образы стихотворения.
- Какими выразительными средствами пользуется автор (сравнения, метафоры, эпитеты). Синтаксис произведения (антитеза, восклицание, обращение).
- Ритм и рифма, как они влияют на настроение и мелодичность произведения.
- Какие строчки запомнились больше всего. Почему?
- Собственное отношение к прочитанному.
Старшие классы
В старших классах требования к анализу еще повышаются. Ученики работают с произведением глубже, детальнее. Подробный план анализа стихотворения в 9 классе (с примерами размера, рифмы, ритма):
- Название, автор.
- История создания стихотворения. Когда написано, кому посвящено, место произведения в творчестве поэта и его вклад в литературу того времени.
- Тема стихотворения (пейзаж, философская, общественно-политическая, интимная, любовная, историческая). Сюжет (есть или отсутствует).
- Художественные средства, которыми автор создает образы. Лексика (бытовая, повседневная, литературная, книжная, публицистическая, устаревшие слова, архаизмы).
- Композиция. Указать основное настроение, чувство, переживание. Отметить стройность построения, подчиненность одной мысли. Выделить лирическую ситуацию, описанную в стихотворении (любовный конфликт, внутренний конфликт, переживание и т. д.). Определить эмоциональный рисунок, основные части произведения и их взаимосвязь. Указать, какая жизненная ситуация спровоцировала переживания (если есть).
- Композиционное деление на строфы. В каждой строфе отражена законченная мысль или отображается только ее часть. Сопоставлен или противопоставлен смысл строф. Содержит ли последняя строфа вывод, раскрытие идеи произведения.
- Размер. Акцентный стих, амфибрахий, анапест, верлибр (свободный или белый стих), дактиль, дольник, хорей 3-стопный, ямб 4-стопный.
- Рифма. Анафоры (одинаковое начало строчек), переносы (значение переносимого слова подчеркивается, на нем делается смысловой акцент), парная (аабб), перекрестная (абаб), кольцевая (абба).
- Поэтическая лексика. Выяснить, какие группы общеупотребительной лексики используются больше всего (антонимы, архаизмы, неологизмы, омонимы, синонимы). Определить, насколько близок язык автора к разговорному. Определить своеобразие, активность использования тропов (слов и оборотов, которые употребляются не в прямом, а в образном, переносном значении). Найти (если есть) аллегории, гиперболы, иронию, литоты, метафоры, олицетворение, эпитеты, параллелизм, сравнение.
- Стилистические фигуры (поэтический синтаксис). Рассмотреть приемы и фигуры поэтической речи в произведении (антитеза или противопоставление, градация, инверсия, риторический вопрос, обращение, повторы или рефрен, умолчание, открытая, невысказанная мысль).
- Поэтическая фонетика. Использование звукоподражаний, звуковых повторов, создающих звуковой рисунок речи (аллитерация, анафора, ассонанс, эпифора).
- Образ лирического героя, образ авторского «Я». Описать, автор играет чью-то роль, рассказ идет от лица персонажа или от лица самого автора.
- Литературное направление (романтизм, модернизм, реализм, авангардизм, футуризм, сюрреализм, символизм, сентиментализм и т. д.).
- Жанр. Определить, в каком жанре написано произведение (эпиграмма, эпитафия, элегия, ода, поэма, баллада, роман в стихах, песня, сонет и т. д.).
Пример плана и анализа по нему
Краткий план анализа стихотворения по литературе в 10 классе на примере стихотворения А.С. Пушкина «Анчар»:
- Автор и название стихотворения.
- История создания стихотворения: когда оно было написано, по какому поводу, кому автор его посвятил.
- Жанр стихотворения.
- Тема, идея, основная мысль стихотворения.
- Композиция стихотворения, его деление на строфы.
- Образ лирического героя, авторское «Я» в стихотворении.
- С помощью каких художественных средств выразительности раскрывается основная мысль автора, тема и идея стихотворения.
- Ритм стиха, стихотворный размер, рифма.
- Значение этого стихотворения в творчестве поэта.
- Мое восприятие стихотворения.
Анализ стихотворения:
Что вдохновило автора выбрать такую сюжетную линию: старая легенда о ядовитом растении и заметки доктора Фуше (он рассказывал в них о растущем на острове Ява дереве, к которому посылали преступников, осужденных на смертную казнь). Сюжет вдохновил Пушкина, и он переработал его в соответствии со своим замыслом.
Это стихотворение нередко относят к лирическим, но частично оно является балладой, благодаря событийному сюжету.
Основная тема стихотворения — пагубность влияние неограниченной власти одного человека. Эта тема на тот момент резонировала с автором, что сделало стихотворение эмоционально глубоким и убедительным.
Для усиления своей мысли Пушкин использует противопоставление естественного поведения, когда все живое в природе избегает прикосновений к смертоносному древу, и поведения владыки, который нарушает природный закон.
Таким образом, идея произведения заключается в том, что «непобедимый владыка», который послал своего раба к анчару, — зло во много раз большее, чем ядовитое дерево. Владыка знал, что погибнет раб, и жаждал использовать добытый яд, чтобы нести смерть дальше. Однако повинна не одна власть. Рабы виноваты не меньше: тирания процветает благодаря своим рабам. Главное в жизни — избавление от рабства, обретение свободы. Это основная идея стихотворения.
Стих делится на две почти равные части: в первую входит пять строф, во вторую — четыре.
Сначала автор описывает истекающее ядом дерево, как символ зла. Даже движение, обычно символизирующее жизнь, становится смертоносным — ветер улетает от него уже ядовитым, дождевая вода, стекая с ветвей, капает в песок ядом.
Во второй части произведения поэт описывает владыку, который, не колеблясь, отправляет раба умирать ради добычи яда (он планирует дальнейшие завоевания). Раб подчиняется ему беспрекословно.
Мысли и чувства лирического героя меняются на протяжении повествования. Вначале повествование довольно спокойное, но уже присутствует зловещий холодок и грозные интонации.
Далее лирический герой говорит о том, что животные не подходят к страшному дереву. Человек, которого природа наделила высшим разумом, отправляет другого человека к нему. Посылает на верную смерть. В рассказе лирического героя чувствуется скрытая, замаскированная ненависть ко всему происходящему.
Автор использовал такие художественные средства, как:
- инверсии — «зелень мертвую», «густой прозрачною смолою», «вихорь черный»;
- метафоры — «природа жаждущих степей его в день гнева породила», «вихорь черный на древо смерти набежит», «послушно в путь потек»;
- эпитеты — «в пустыне чахлой и скупой», «зелень мертвую», «густой прозрачною смолою»;
- сравнения — «Анчар, как грозный часовой».
В стихотворении несложно проследить антитезу «царь — раб». Для ее создания А.С. Пушкин использовал эпитеты («бедный раб» — «непобедимый владыка») и глагольное противопоставление: если царь послал раба, то тот потек, причем во втором случае глагол усиливается словом «послушно».
Стихотворный размер — четырехстопный ямб. Рифма — перекрестная. Благодаря стихотворному размеру, автору удалось передать не только все ощущения от смерти в природе, но и проявления зла в плане человеческих отношений.
Стихотворение «Анчар» является трагическим, оно отражает мировосприятие, характерное для того периода жизни Пушкина. Оно показывает, насколько глубоко А.С. Пушкину удалось проникнуть в природу истинного зла, понимая, что тьма существует и сама собой не исчезнет.
Мое восприятие стихотворения «Анчар» аналогично мнению автора. Пока есть рабы, есть и процветание тирании. Когда человек достаточно смел, чтобы отстаивать себя и свою свободу, когда он смел и решителен, чтобы бороться за свое до конца, зло не сможет властвовать над ним.
Скачать подробный план с примером, как анализировать стихотворение (А.С. Пушкин «Анчар»)
Наверх
Этот сайт использует cookie для хранения данных. Продолжая использовать сайт, Вы даете свое согласие на работу с этими файлами.
Adblock
detector
Поэтический образ- художественное изображение
в литературном произведении человека,
природы или отдельных явлений.
Обычно в стихотворении присутствует целый
образный ряд.
Это ряд тех зрительных образов-картинок, которые автор
закладывает в произведение, те, которые мы должны
представлять по ходу прочтения, чтобы понять основной
смысл произведения.
Если это стихотворение о природе, то это ряд картин природы.
Как правило, образный ряд выражен существительными.
Дополняют этот рад эпитеты.
Так, выделяя ключевые слова в тексте мы этот ряд выделяем.
У Есенина – берёза – посеребрённые заснеженные ветви –
зимняя тишина – искры снежинок – заря – лёгкий снежок.
В стихотворении “Когда волнуется желтеющая нива”
Лермонтов создаёт не общую картину природы, а
последовательный образный ряд,
образы которого становятся персонажами стихотворения:
“волнуется желтеющая нива”–свежий лес шумит–прячется
в саду малиновая слива–ландыш серебристый приветливо
кивает головой–студёный ключ играет по оврагу”.
Пример анализа образного ряда в ст. Б. Ахмадуллиной
см. https://otvet.mail.ru/question/207611974
План анализа
Слова и строчки, взятые из текста, оформляются заключением в кавычки:
«Осенние листья по ветру кружат, Осенние листья в тревоге вопят»
При анализе самое главное — придерживаться плана, схемы. Важно не упустить нужные детали при разборе стиха. Целостный, подробный или примерный анализ стихотворного текста пишется произвольно, как сочинение, постепенно добавляя информацию и собственное мнение. План можно разделить на несколько пунктов:
- Дата написания, автор;
- Название стихотворения, тема и идея;
- Сюжет;
- Композиция стихотворения;
- Разбор образов, их характеристика;
- Художественные средства, к которым прибегнул автор;
- Рифма;
- Стихотворный размер;
- Тропы;
- Фигуры;
- Вывод, собственное отношение к произведению;
Дата написания и автор
Здесь пишется краткая историческая информация об авторе и дате написания, к какому литературному направлению относится творчество поэта. Например, поэт Фёдор Сологуб — символист.
Литературные направления — модернизм, реализм, футуризм, символизм, акмеизм, романтизм. Описываются события, предшествующие или подтолкнувшие к написанию либо последовавшие после написания и публикации, оставившие след в творчестве поэта.
В стихотворении, написанном или посвящённом определённому лицу, указываются личность и мотивы, обстоятельства. Описываются настроение и мысли, которые вызывает произведение.
Название, тема и идея
В названии важно раскрыть причины и смысл, объяснить, почему именно такое название выбрал автор. Правильно выбрать жанровое своеобразие стихотворения:
- Баллада — драматическая песня;
- Ода — торжественны стих, прославляющий человека или событие;
- Элегия — печальное, грустное произведение, проникнутое философскими раздумьями;
- Лирическое стихотворение — лирика. Может быть: пейзажная, гражданская, философская, интимная;
- Послание — обращение к конкретному адресату;
- Сонет — четырнадцать строк;
- Сатира — высмеивание пороков людей и общества;
- Басня — короткий рассказ в стихах;
- Белый стих — стих без рифмы;
- Романс — о любви;
Идейно-тематический разбор предполагает сформулировать и проанализировать общую идею стихотворения: какое настроение преобладает, какую главную мысль хотел донести автор и обозначить собственное понимание. Основываясь на своём видении, дать характеристику и раскрыть смысл, тематику произведения и его названия, если оно имеется.
Сюжет, композиция и разбор образов
Описывается сюжет, если он есть, описываются образы событий. Когда сюжет не выражен, то он передается через образы чувств. Выявляется основа содержания стихотворения. Проводится сравнительная характеристика главных героев.
В композиции описываются все строфы по порядку. Содержание, смысл, содержит ли последняя строфа вывод. При лингвистическом анализе текста делается разбор по всем строфам, выявляя и разбирая образы (существительные).
Художественные средства
Какую лексику использует автор для создания художественных образов и присутствуют ли в тексте архаизмы (слова, вышедшие из употребления, которые бывают недоступны для понимания). Примеры:
- «Слышу трепет крыл …
- Бьёт в меня светящими очами
- Ангел бури — Азраил!»
- «Стерегите, злые звери,
- Чтобы ангелам самим
- Не поднять меня крылами ,
- Не вскружить меня хвалами…»
- «Я укрыт до времени в приделе,
- Но растут великие крыла»
Другие худ. средства, которые стоит обозначить при анализе:
- Синонимы (слова, имеющие сходный смысл). Пример: образец — пример, конструкция — структура, тональность — настроенность и т. д.
- Антонимы (слова, которые можно противопоставить друг другу, являются одной и той же частью речи). Например: прогрессивный — регрессивный, абстрактный — конкретный, мир — война, анализировать — синтезировать.
- Омонимы (слова, пишущиеся одинаково, но имеющие различный смысл). Пример: дипломат — это чемодан и дипломат — это должностное лицо внешнеполитического ведомства государства.
- Профессионализмы (слова, наиболее часто распространённые у представителей той или иной профессии). Например: метеорология, азимут, атмосфера, гигрометр — слова, хорошо понятные для метеорологов.
- Устаревшие слова (в современном языке заменённые другим словом). Пример: черевички — женские башмаки на каблучках с острым носом. В современном языке не употребляется.
Можно указать на глаголы, используемые в тексте либо на затрагивание времени: прошлое, настоящее, будущее.
Поэтическая рифма
Определить рифму, используемую в стихотворении. От того, куда падает ударение, происходит подразделение на следующие виды:
- Мужская (ударение приходится на последний слог): С утра на полдень едет он, Дорога далека. Свет белый с четырёх сторон, А сверху — облака.
- Женская (ударение падает на предпоследний слог): Весь мир уничтожен — Ни света, ни мрака — Обрывками кожи До первого знака.
- Гипердактилическая (четырёхсложная рифма): Холод, тело тайно сковывающий, Холод, душу очаровывающий. От луны лучи протягиваются, К сердцу иглами притрагиваются .
- Дактилическая (трёхсложная): К малышу сегодня в садике Приходили вновь солдатики.
Определить рифму на точность звучания. Рифма может быть:
- Составная (два или более слова);
- Усечённая: Свищет вполголоса арии, Блеском и шумом пьяна, — Здесь на ночном тротуаре, Вольная птица она! Детски балуется с локоном, Вьющимся дерзко к глазам, То вдруг наклонится к окнам, Смотрит на радужный хлам;
- Бедная (рифмующиеся слова — в наибольшей степени распространённые, преимущественно однородной части речи, подобрать рифму к которым не составит труда): Твоих лучей небесной силою Вся жизнь моя озарена. Умру ли я, ты над могилою Гори, гори, моя звезда!
- Богатая (характерно почти полное совпадение в рифмуемых словах): По станице тополи Гнутся на ветру. По станице топали Кони поутру;
- Ассонансная (созвучие гласных звуков): Мне хочется домой, в огромность Квартиры, наводящей грусть. Войду, сниму пальто, опомнюсь, Огнями улиц озарюсь;
- Йотированная (в рифмующем слове будет присутствовать «й»): Мы растём, развёртывая плечи, Завоёвываем воздух, радио, кино; Но — сквозь новый облик человечий Просквозит внезапно век иной;
План анализа стихотворения по литературе 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 классы
Краткий план анализа стихотворения — это основные пункты, по которым ученик описывает историю создания произведения, его сюжет, композицию, средства, помогающие автору передать чувства, позицию и характеры героев. Глубина и объем такой работы в школе усложняется от класса к классу.
Как составить план стихотворения
План требуется для структуры и логичной подачи информации. Учителя советуют школьникам для его составления такой алгоритм:
- Определить, о чем произведение. Какими образами и как автор выражает мысли и чувства.
- Найти в тексте основного героя (что или кого описывает автор), определить связь с идеей всего произведения.
- С какой интонацией построен стих.
- Определить композицию стиха.
- Отметить, насколько глубоко автор пользуется изобразительными средствами (подробное описание или краткое, в общих чертах).
- Найти ритмику, ритмическое движение.
- Определить звуковой рисунок.
Порядок составления плана
В среднем звене ученикам важно научиться понимать смысл, эмоции произведения и уметь рассказать о своем личном отношении к прочитанному.
5 класс
Примерный план анализа стихотворения 5 класс (основные пункты):
- Название, автор.
- Эмоциональное восприятие текста.
- Как и какими словами описывается пейзаж, ситуации (словесное рисование).
- Какие обороты речи, слова помогают передать чувства автора (работа на лексическом уровне).
- Определение темы стихотворения, его основной мысли.
- Образ лирического героя.
- Отношение к прочитанному.
6 класс
В 6 классе больше внимания уделяют средствам, помогающим выразить чувства автора. Как выглядит план анализа стихотворения по литературе для 6 класса, по пунктам:
- Название, автор.
- Тема стихотворения (о чем оно).
- Основная мысль (что хотел сказать автор).
- Какую картину рисует автор в своем произведении (описать, обратить внимание на детали, цветовую гамму, слова).
- Какие чувства и настроение передает произведение. Как они меняются он начала к концу произведения.
- Главные образы стихотворения.
- Какими выразительными средствами пользуется автор (сравнения, метафоры, эпитеты). Синтаксис произведения (антитеза, восклицание, обращение).
- Собственное отношение к прочитанному.
7 класс
Чем дальше, тем сложнее. При составлении плана анализа стихотворения по литературе в 7 классе уже учитывают более глубокие знания о структуре и построении подобных произведений, добавляют пункт о ритме и рифме:
- Название, автор.
- Тема стихотворения (о чем оно).
- Основная мысль (что хотел сказать автор, как он относится к тому, о чем говорит).
- Какие мысли и чувства возникают при чтении.
- Какие чувства и настроение передает произведение. Как они меняются он начала к концу произведения.
- Главные образы стихотворения.
- Какими выразительными средствами пользуется автор (сравнения, метафоры, эпитеты). Синтаксис произведения (антитеза, восклицание, обращение).
- Ритм и рифма, как они влияют на настроение и мелодичность произведения.
- Какие строчки запомнились больше всего. Почему?
- Собственное отношение к прочитанному.
Старшие классы
В старших классах требования к анализу еще повышаются. Ученики работают с произведением глубже, детальнее. Подробный план анализа стихотворения в 9 классе (с примерами размера, рифмы, ритма):
- Название, автор.
- История создания стихотворения. Когда написано, кому посвящено, место произведения в творчестве поэта и его вклад в литературу того времени.
- Тема стихотворения (пейзаж, философская, общественно-политическая, интимная, любовная, историческая). Сюжет (есть или отсутствует).
- Художественные средства, которыми автор создает образы. Лексика (бытовая, повседневная, литературная, книжная, публицистическая, устаревшие слова, архаизмы).
- Композиция. Указать основное настроение, чувство, переживание. Отметить стройность построения, подчиненность одной мысли. Выделить лирическую ситуацию, описанную в стихотворении (любовный конфликт, внутренний конфликт, переживание и т. д.). Определить эмоциональный рисунок, основные части произведения и их взаимосвязь. Указать, какая жизненная ситуация спровоцировала переживания (если есть).
- Композиционное деление на строфы. В каждой строфе отражена законченная мысль или отображается только ее часть. Сопоставлен или противопоставлен смысл строф. Содержит ли последняя строфа вывод, раскрытие идеи произведения.
- Размер. Акцентный стих, амфибрахий, анапест, верлибр (свободный или белый стих), дактиль, дольник, хорей 3-стопный, ямб 4-стопный.
- Рифма. Анафоры (одинаковое начало строчек), переносы (значение переносимого слова подчеркивается, на нем делается смысловой акцент), парная (аабб), перекрестная (абаб), кольцевая (абба).
- Поэтическая лексика. Выяснить, какие группы общеупотребительной лексики используются больше всего (антонимы, архаизмы, неологизмы, омонимы, синонимы). Определить, насколько близок язык автора к разговорному. Определить своеобразие, активность использования тропов (слов и оборотов, которые употребляются не в прямом, а в образном, переносном значении). Найти (если есть) аллегории, гиперболы, иронию, литоты, метафоры, олицетворение, эпитеты, параллелизм, сравнение.
- Стилистические фигуры (поэтический синтаксис). Рассмотреть приемы и фигуры поэтической речи в произведении (антитеза или противопоставление, градация, инверсия, риторический вопрос, обращение, повторы или рефрен, умолчание, открытая, невысказанная мысль).
- Поэтическая фонетика. Использование звукоподражаний, звуковых повторов, создающих звуковой рисунок речи (аллитерация, анафора, ассонанс, эпифора).
- Образ лирического героя, образ авторского «Я». Описать, автор играет чью-то роль, рассказ идет от лица персонажа или от лица самого автора.
- Литературное направление (романтизм, модернизм, реализм, авангардизм, футуризм, сюрреализм, символизм, сентиментализм и т. д.).
- Жанр. Определить, в каком жанре написано произведение (эпиграмма, эпитафия, элегия, ода, поэма, баллада, роман в стихах, песня, сонет и т. д.).
План анализа стихотворения
В первую очередь смотрим на название произведения, и кто его написал.
Изучаем историю написания произведения,
в какой период было написано, известен ли повод написания, кому именно было посвящено, есть ли конкретные прототипы у литературных героев.
Исследуется, насколько важным является это стихотворение в творчестве поэта, насколько значимым является среди его произведений, а также среди подобных творений с похожим сюжетом и структурой.
Тема литературного произведения.
Устанавливается основная тема произведения, чему она посвящена.При принадлежности автора к какой-либо литературной группировке назвать примеры, доказывающие это, подтвердить цитатами из текста. Тематика может быть довольно разнообразной: это и пейзаж, и довольно распространенная любовно-интимная, и общественно-политическая, и философская. Стихотворения могут быть написаны как с использованием сюжетной линии(образы событий), так и без нее(образы чувств);
Установление художественных средств, используемых автором.
В зависимости от предпочтений автора, используемая лексика может быть разной: бытовой(повседневной), с использованием архаизмов, публицистическая, литературная.
Композиция.
Довольно важное значение имеет композиция. Для ее полного рассмотрения следует:
- – установить основное чувство, ощущение, душевное состояние, сказавшееся в лироэпическом работе;
- -установить согласованность композиционного построения, подчиненность формулированию определенной идеи;
- -уяснить лирическую ситуацию, описанную в стихотворении(существующий конфликт главного персонажа с собой, его внутренняя несвобода);
- -установить, какая именно жизненная ситуация могла вызвать эти переживания;
- -установить эмоциональный рисунок лироэпического произведения, определить ключевые части стиха;
Далее следует установить, как соотносится примененное деление на строфы произведения с его смыслом, противопоставляются ли они между собой. Что представляет собой строфа в тексте-законченную мысль, или же продолжает общую мысль стихотворения. Насколько раскрывается мысль стихотворения в последней строфе, содержится ли в ней какой-либо вывод.
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )