Заготовка глины
Был я на копанце, был я на топанце, был я на кружале, был я на пожаре, был я на обваре. Когда молод был, то людей кормил, а стар стал, пеленаться стал».
Эту загадку в старые годы мог отгадать каждый. Герой загадки — обычный печной горшок. На его примере можно проследить весь путь, который проходит глина, прежде чем стать керамическим изделием. «Копанцами» деревенские гончары называли яму или карьер, где добывали глину. С копанца глина попадала на «топанец» — ровное место во дворе или избе, где ее топтали ногами, тщательно разминая и выбирая попавшие в нее камушки. После такой обработки глина поступала на «кружало», то есть на гончарный круг, где она приобретала форму горшка или какой-либо другой посудины. Когда же горшок окончательно высыхал, его отправляли на «пожар», а точнее в печь, где после обжига он становился твердым как камень. Но чтобы горшок не впитывал влагу, он должен был побывать «на обваре». Для этого его в горячем виде опускали в квасную гущу или жидкую мучную болтушку.
Во второй части загадки образно и кратко показана дальнейшая судьба готовой глиняной посуды. Вряд ли стоит специально объяснять, как печной горшок «людей кормил», а вот почему он в старости «пеленаться стал», современному человеку вряд ли понятно. Дело в том, что в былые годы хозяйки не спешили выбрасывать старые треснувшие горшки. Их обвивали узкими распаренными лентами бересты, словно пеленали. Обвитые берестой горшки и другая глиняная посуда могли служить еще долгие годы.
Живая глина
«Живой глиной» гончары называли глину, находящуюся в природе в естественном состоянии.
Глина, встречающаяся в природе, настолько разнообразна по составу, что в земных недрах фактически можно найти готовую глиняную смесь, пригодную для изготовления любого вида керамики — от сверкающей белизной фаянсовой посуды до красного печного кирпича. Разумеется, крупные залежи ценных видов глины встречаются редко, поэтому около таких природных кладовых возникают фабрики и заводы по производству керамики, как, например, в Гжели под Москвой, где в свое время была обнаружена белая глина. У каждого уважающего себя деревенского гончара тоже были хотя и небольшие, но свои заветные месторождения, а проще — ямы-копанцы, где он добывал глину, пригодную для работы. Порой за нужной глиной приходилось ездить за многие версты, извлекая ее из глубоких ям с невероятными трудностями. Мало того, одного месторождения было не всегда достаточно, поскольку для разных изделий требовался различный состав глины. Так, например, для чернолощеной керамики подходит лучше всего жирная железистая глина. Она отличается высокой пластичностью, прекрасно формуется на гончарном круге, а после подсыхания ее можно выгладить до зеркального блеска. Посуда из такой глины не пропускает влагу и отличается высокой прочностью. Одна беда: жирная глина при сушке и последующем обжиге легко трескается. У изделий из тощей глины, содержащей значительное количество песка, — шероховатая поверхность, к тому же они сильно впитывают влагу. Зато при сушке и обжиге тощая глина трескается очень редко. Для хорошей глины предпочтительна золотая середина, когда она имеет среднюю жирность.
Жирной считается глина, содержащая менее 5% песка, в то время как тощая включает в себя до 30% песка. В глину средней жирности входит 15% песка.
Где найти глину для лепки
Найти подходящую глину для лепки и гончарных работ можно практически всюду, было бы желание. К тому же небольшое количество глины всегда можно «исправить» отмучиванием и другими способами. Глина может залегать сразу же под слоем почвы на небольшой глубине. На садовых участках ее можно обнаружить при различных земельных работах. Пласты глины довольно часто выходят на поверхность по берегам рек и озер, в откосах и склонах оврагов. В Нечерноземье есть области, где глина буквально находится под ногами и в сырую погоду на проселочных дорогах превращается в сплошное месиво, вызывая негодование прохожих. Даже из такой собранной на дороге «грязи» можно лепить, а затем обжигать небольшие декоративные изделия. Но, разумеется, этого делать не следует. Даже там, где кругом глинистая почва, нужно вырыть хотя бы неглубокую канаву, чтобы добраться до более чистых и однородных слоев.
Глину, пригодную для лепки, можно с успехом заготовить даже в большом городе. Ведь всегда где-нибудь неподалеку строители роют котлованы для нового дома либо идет ремонт водопровода или газопровода. При этом глиняные пласты, залегавшие на большой глубине, оказываются на поверхности.
Определить пригодность глины для лепки можно довольно простым способом. Из небольшого комка увлажненной глины, взятой для пробы, скатайте между ладонями жгут толщиной примерно с указательный палец. Затем медленно согните его пополам. Если при этом в месте сгиба не образуются трещины или их совсем мало, то глина вполне пригодна для работы и, по всей вероятности, в ней содержится 10— 15% песка.
Цвет глины
Каждый вид глины на определенной стадии лепки, сушки и обжига меняет свой цвет. Высохшая глина отличается от сырой лишь более светлым тоном, но при обжиге большинство глин резко меняет свой цвет. Исключение составляет лишь белая глина, которая при увлажнении приобретает лишь легкий серый оттенок, а после обжига остается такой же белой. Окраска «живой глины», обычно находящейся во влажном состоянии, чаще всего обманчивая. После обжига она может неожиданно резко измениться: зеленая станет розовой, бурая — красной, а синяя и черная — белой. Как известно, свои игрушки мастерицы из села Филимоново Тульской области лепят из черно-синей глины. Лишь побывав после просушки в обжиговой печи, игрушки становятся белыми с чуть кремоватым оттенком. Чудесное превращение, которое произошло с глиной, объясняется очень просто: под влиянием высокой температуры выгорели органические частицы, которые придавали глине до обжига черную окраску. Кстати, подобные частицы находятся в черноземе, где они также определяют цвет этой почвы. На цвет глины, как в сыром, так и в обожженном состоянии, влияют также находящиеся в ней различные минеральные примеси и соли металлов.
Если, например, в состав глины входят оксиды железа, то после обжига она становится красной, оранжевой либо фиолетовой. По цвету, который приобретает глина после обжига, различают беложгущуюся глину (белый цвет), светложгущуюся (светло-серый, светло-желтый, светло-розовый цвет), темножгущуюся (красный, красно-коричневый, коричневый, коричнево-фиолетовый цвет). Чтобы определить, с какой глиной приходится иметь дело, из небольшого куска слепите пластинку или скатайте шарик, который после тщательной сушки обожгите в печи. Заготовленную глину положите в деревянный ящик и залейте водой так, чтобы отдельные ее комочки слегка выступали над поверхностью. Желательно сразу заготовить как можно больше глины. При изобилии глины расходуется лишь небольшая ее часть, а остальная будет постоянно вылеживаться.
Чем больше глина будет находиться во влажном состоянии, тем лучше. Раньше гончары выдерживали глину на открытом воздухе в так называемом глиннике — специальной яме, стены которой делали из бревен, плах или толстых досок. Глина должна была пролежать в глиннике не менее трех месяцев, но порой она находилась в открытом хранилище по нескольку лет. Весной и летом ее обжигали солнечные лучи, осенью обдували ветры и поливали дожди, зимой она замерзала на морозе и оттаивала при оттепели, тогда в нее проникала талая вода. Но все это шло глине только на пользу, поскольку она разрыхлялась от многочисленных микротрещин, при этом окислялись вредные органические примеси и вымывались растворимые соли.
Многовековая практика народных мастеров показала, что чем больше вылеживается глина, тем лучше ее качество.
У многих людей возникает вопрос – где взять глину для лепки? Есть простой способ – купить. В магазине или на сайтах где продают товары для керамистов. Но есть более интересный способ. Взять ее там где она родилась..в земле! Я всегда говорю что это чудо! Мы ходим по ней, а можно взять и сотворить из нее чудо! Итак один из способов это наш язык) Нужно спрашивать. Можно приехать в ближайшую деревню и расспросить у людей где они берут глину для печей. Можно узнать где есть карьеры недалеко от вас. Дальше вооружаетесь лопатой и пакетом и едете брать пробу, такое путешествие наверняка очень понравится детям. Далее надо понять глина у вас в руках или нет. Очень часто это глина, но настолько запесоченная что приготовление потребует дополнительных усилий. В карьерах глина обычно чистая, там ее можно просто взять, размочить до жидкой сметаны и пропустить… Ой об этом завтра)
Рейтинг
☆
☆
☆
☆
☆
0.0
(0 голосов)
С чего начинается гончарное дело и где лучше всего взять глину
Эта статья будет полезна тем людям, которых интересует гончарное дело Обучение этому ремеслу начинается с выбора глины для работы. Существует три основных пути получения качественной глины. Мы, по очереди, рассмотрим каждый из них.
В первом случае можно приобрести уже подготовленную и упакованную глину в уже готовых брикетах. Обычно в упаковке от 0,5 и до 3 кг глины. Выглядит она как пластилин и бывает разного цвета. В этом, конечно, ее самое большое преимущество. Она продается практически во всех магазинах для рукоделия. После приобретения остается только приступить к работе. После окончания лепки, запечатайте глину, чтоб она не потеряла влагу. Недостаток этого способа получения глины состоит в том, что она достаточно дорогая и много ее не купишь, а соответственно, можно изготовить только небольшие предметы.
Также можно приобрести глину, но только уже в сухом виде, который требует дополнительной обработки. Она ждет вас на прилавках в большинстве хозяйственных магазинах. Упаковки размером от 3 и до 10 кг. Покупать нужно непосредственно «голубую глину» без каких-либо добавок. Если вы привезли домой сухую глину, то ее перед лепкой нужно будет просеять (у некоторых поставщиков встречается глина с примесью песка, камешков), после чего замесить. Кстати, замешивать глину лучше за несколько недель (одна или две) до непосредственно лепки, поэтому на это уйдет определенное количество времени, плюс собственные энергетические затраты. Самый главный плюс данного приобретения глины в том, что она практична в использовании, имеет неограниченный срок хранения и недорогая. Но место хранения глины, должно быть сухим и с хорошей вентиляцией. Учтите, что глина в разных магазинам может отличаться по качеству.
Третий способ получения глины – это ее самостоятельная добыча из природных источников. Искать глину нужно в заброшенных карьерах, склонах холмов, на которых обильно растет мать-и-мачеха, на берегу маленьких водоемов, т.е. место должно быть влажным. Цвет нужной вам глины будет голубого или зеленого оттенка. Пере тем, как набирать ее в мешок и везти домой, проверьте ее качество. Для это вам пригодится кислота и вода. Намочите глину небольшим количеством воды, а затем разотрите ее (после надавливания на нее должен оставаться своеобразный блестящий след). Для лепки глина нужна жирная и пластичная. Ее пластичность можно проверить следующим образом. Смочите небольшим количеством воды, скатайте «колбаску» и соедините два конца. На глиняном кольце не должно быть никаких разрывов и больших трещин. Если смочить глину кислотой, то «скипания» быть также не должно. Некоторые качества глины можно обнаружить не в полевых условиях, а только после обжигания.
Где взять глину
Где взять глину
Глина, глина… А что это такое и где ее берут?
Глину для нас заготовила природа. Это обломочная горная порода, состоящая из мельчайших частичек и чешуек глинозема (окиси алюминия), кремнезема (окиси кремния) и воды.
Но где искать нужную глину? Проще всего купить в специализированных магазинах. Если у вас такой возможности нет, попробуйте заготовить ее сами.
Обнаружить глину можно везде. Особенно ее много там, где в доисторические времена проходили ледники. В местностях с глинистой почвой она залегает сразу под слоем земли. На склонах оврагов, карьеров, на обрывистых берегах рек пласты глины часто выходят на поверхность. В городах это нередко можно увидеть во время рытья канав, котлованов при строительстве метро. Жирная, пластичная глина встречается в низинах с повышенной влажностью. Примечательно, что в таких местах в изобилии растут травы, подобные белокопытнику и мать-и-мачехе.
Разные глины отличаются по свойствам. Глина из каждой местности, как новый человек – со своим характером, внешностью, привычками, достоинствами и недостатками. И как с человеком, с ней надо уметь ладить. Существует множество классификаций глин, например, по времени их образования, то есть по геологическому возрасту (юрская, силурийская и т. д.), по содержанию в них органических остатков (орнатовая, спондилусовая), по техническому применению (горшечная, кирпичная). Наконец, по минеральному составу (кварцевая и т. д.), а также по химическому. На территории Украины встречается целый ряд разновидностей глин.
Каолин – самая свободная от примесей глина. Она светлая, вплоть до белой. Именно эта глина стала основой производства в Китае первого фарфора. В Украине она встречается в Киевской, Днепропетровской, Луганской областях.
Сланцевые глины. Их темно-серый или даже черный цвет обусловлен примесью углеродных соединений. Они отличаются слоистостью, что объясняется древностью породы и долгим нахождением под давлением вышележащих горных массивов. В качестве примесей здесь иногда присутствуют листочки слюды, песок, иголочки роговой обманки, серный колчедан, железный блеск и многие другие минералы. Это полугончарная глина, но для изготовления керамической посуды небольших размеров она вполне пригодна и может также использоваться как добавка к другим глинам. Она имеет после обжига очень плотную структуру и не пропускает воду, что очень важно в керамическом производстве. Именно после обжига при температуре 750–790 °C эта глина приобретает светло-желтый цвет. Из нее также изготовляют кирпич. Залегает она на значительной глубине.
Гончарные глины. Это довольно пластичные глины различного цвета, от светло-желтого до темно-коричневого. Их можно использовать для ручной лепки и работы на гончарном кругу. В такой глине достаточно много примесей, которые придают ей цвет и пластичность. При обжиге требуется температура ниже 1000 °C.
Охра. Наличие в коллоидном растворе большого количества гидрата окиси железа придает этой глине желто-бурый цвет.
Мергель, мергелевая глина, или лесс. В материале преобладает известь, что хорошо подходит для производства цемента, но не для гончарных работ.
Суглинок – жесткий, сухой и не пригодный для работ материал, содержащий значительные примеси кремнезема.
Глей – глина, перенасыщенная слюдой и смолой. Для гончарных работ непригодна.
Ознакомившись с некоторыми особенностями и свойствами глины, можно отправляться на поиски ее залежей. К слову, количество глины в одном месторождении, как правило, прямо пропорционально количеству примесей в ней. Более всего распространен мергель и суглинок, менее всего – каолин.
Обнаружив слой глины, попробуем определить, подходит ли она для лепки. Разомните в руках небольшой кусочек влажной глины и скатайте из него колбаску толщиной в палец. Потом попробуйте согнуть из этой колбаски колечко. Если на колечке не образовалось трещин – это жирная глина (рис. 2).
Рис. 2.
На ощупь она мягкая и очень пластичная. Из нее хорошо лепить бижутерию, мелкую пластику. Но для изделий покрупнее она не годится: при сушке и обжиге изделия коробятся, на них образуются трещины. Такую глину можно улучшить – добавить отощающие добавки – промытый песок, измельченный бой керамических изделий.
В центре рисунка изображено колечко из глины средней жирности. Трещин на колечке образовалось совсем мало. Эта глина не липнет к рукам, легко лепится и годится для любой работы. В ней содержится примерно 10–15 % песка.
Глина, в которой содержится более 15 % песка, называется тощей. Колечко из тощей глины изображено на рисунке справа. Видите, как оно потрескалось? Трещин тем больше, чем больше песка. И такую глину можно исправить с помощью отмучивания. Но это довольно трудоемкий процесс, так что лучше поискать более подходящую глину.
Цвет «живой», не обожженной глины обманчив.
Она может быть сине-зеленой, как, например, кембрийская, а после обжига станет кирпично-красной и т. д. Если вы хотите определить, какого цвета будет ваша глина после обжига, устройте эксперимент. Из небольшого куска глины скатайте шарик и после тщательной сушки обожгите его в печи. По цвету черепка (так называется неглазурованное керамическое изделие) глины делятся на беложгущиеся (к ним относится каолин – сырье для изготовления фарфора и фаянса), светложгущиеся (приобретают после обжига светло-серый, светло-желтый и светло-розовый цвет) и красножгущиеся (становятся красными, коричневыми, фиолетово-коричневыми).
Рано или поздно вы найдете необходимое сырье и захотите сразу же приступить к работе. Но не торопитесь! Переложить глину из карьера на ваш рабочий стол – не самый лучший путь к достижению мастерства. Изделие почти наверняка получится хуже, чем могло быть. Но и вы сами устанете от работы с неподготовленным материалом.
Что же нужно делать с выкопанной из карьера глиной? Как подготовить ее к работе?
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Как найти глину
Глина представляет собой осадочную горную породу, которая, в зависимости от своего состава, используется для многих целей – от строительства до косметологии. Благодаря своей пластичности и возможности дальнейшей обработки, этот материал отлично подходит для лепки посуды, поделок и других предметов. Тем более, что достать ее сейчас не проблема.
Инструкция
Купите глину в магазине. Это самый простой и вполне приемлемый по цене способ достать данный материал. Обычно она продается в канцелярском отделе или в магазинах, специализирующихся на продаже товаров для самостоятельного творчества. Обычная серая глина имеет гладкую и эластичную структуру, идеально подходящую для новичков в лепке.
Для тех, кто уже достаточно хорошо лепит, можно приобрести голубую глину. Продается она чаще всего в виде порошка, упакованного в большие пакеты по несколько килограммов. Перед использованием ее нужно просеять через мелкое сито, чтобы очистить от содержащихся в ней камушков. А затем развести с водой согласно написанной на упаковке инструкции.
Используйте природную глину. Найти ее можно на берегу реки, водоема или в овраге. Правда, для лепки подойдет не всякая природная глина, а только та, которая обладает хорошей эластичностью и не образовывает после высыхания трещин. Чтобы это определить, помните глину в руке, сделайте из нее лепешку и положите ее на солнышко или в теплое место до полного высыхания. Если после этого глина осталась ровной и гладкой, можно попробовать использовать ее в лепке изделий. Правда, новичкам и детям лучше постигать лепку с помощью полимерной глины.
Перед использованием природного материала подготовьте его к работе. В такой глине часто содержатся мелкие камни, веточки и другие породы почв, что делает ее непригодной к лепке. Для начала разложите глину ровным тонким слоем на ткани или дощечке и высушите на открытом воздухе, в печи или на батарее. Сухой материал сложите в брезентовый мешок и разбейте до состояния порошка. Затем просейте глиняный порошок через мелкое сито – это позволит отделить от него камни и щепки.
Часть порошка высыпьте в ведро таким образом, чтобы он занял одну треть емкости. А потом до краев ведра налейте теплой воды. Тщательно перемешайте до состояния однородной массы и дайте ей отстояться 1 день. По истечении этого времени аккуратно вычерпайте жидкую глину, стараясь не захватить осевший мусор и тяжелые породы.
Выложите глинообразную массу в гипсовую посуду или на несколько слоев ткани, которая хорошо впитывает воду. После того как сохнущая глина перестанет липнуть к рукам, но в тоже время останется пластичной, она готова к лепке.
Источники:
- Лепка из глины
Войти на сайт
или
Забыли пароль?
Еще не зарегистрированы?
This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.