Как найти глину для посуды

Заготовка глины

Был я на копанце, был я на топанце, был я на кружале, был я на пожаре, был я на обваре. Когда молод был, то людей кормил, а стар стал, пеленаться стал».

Эту загадку в старые годы мог отгадать каждый. Герой загадки — обычный печной горшок. На его примере можно проследить весь путь, который проходит глина, прежде чем стать керамическим изделием. «Копанцами» деревенские гончары называли яму или карьер, где добывали глину. С копанца глина попадала на «топанец» — ровное место во дворе или избе, где ее топтали ногами, тщательно разминая и выбирая попавшие в нее камушки. После такой обработки глина поступала на «кружало», то есть на гончарный круг, где она приобретала форму горшка или какой-либо другой посудины. Когда же горшок окончательно высыхал, его отправляли на «пожар», а точнее в печь, где после обжига он становился твердым как камень. Но чтобы горшок не впитывал влагу, он должен был побывать «на обваре». Для этого его в горячем виде опускали в квасную гущу или жидкую мучную болтушку.

Во второй части загадки образно и кратко показана дальнейшая судьба готовой глиняной посуды. Вряд ли стоит специально объяснять, как печной горшок «людей кормил», а вот почему он в старости «пеленаться стал», современному человеку вряд ли понятно. Дело в том, что в былые годы хозяйки не спешили выбрасывать старые треснувшие горшки. Их обвивали узкими распаренными лентами бересты, словно пеленали. Обвитые берестой горшки и другая глиняная посуда могли служить еще долгие годы. 

Живая глина

«Живой глиной» гончары называли глину, находящуюся в природе в естественном состоянии.

Глина, встречающаяся в природе, настолько разнообразна по составу, что в земных недрах фактически можно найти готовую глиняную смесь, пригодную для изготовления любого вида керамики — от сверкающей белизной фаянсовой посуды до красного печного кирпича. Разумеется, крупные залежи ценных видов глины встречаются редко, поэтому около таких природных кладовых возникают фабрики и заводы по производству керамики, как, например, в Гжели под Москвой, где в свое время была обнаружена белая глина. У каждого уважающего себя деревенского гончара тоже были хотя и небольшие, но свои заветные месторождения, а проще — ямы-копанцы, где он добывал глину, пригодную для работы. Порой за нужной глиной приходилось ездить за многие версты, извлекая ее из глубоких ям с невероятными трудностями. Мало того, одного месторождения было не всегда достаточно, поскольку для разных изделий требовался различный состав глины. Так, например, для чернолощеной керамики подходит лучше всего жирная железистая глина. Она отличается высокой пластичностью, прекрасно формуется на гончарном круге, а после подсыхания ее можно выгладить до зеркального блеска. Посуда из такой глины не пропускает влагу и отличается высокой прочностью. Одна беда: жирная глина при сушке и последующем обжиге легко трескается. У изделий из тощей глины, содержащей значительное количество песка, — шероховатая поверхность, к тому же они сильно впитывают влагу. Зато при сушке и обжиге тощая глина трескается очень редко. Для хорошей глины предпочтительна золотая середина, когда она имеет среднюю жирность.

Жирной считается глина, содержащая менее 5% песка, в то время как тощая включает в себя до 30% песка. В глину средней жирности входит 15% песка.

Где найти глину для лепки

Найти подходящую глину для лепки и гончарных работ можно практически всюду, было бы желание. К тому же небольшое количество глины всегда можно «исправить» отмучиванием и другими способами. Глина может залегать сразу же под слоем почвы на небольшой глубине. На садовых участках ее можно обнаружить при различных земельных работах. Пласты глины довольно часто выходят на поверхность по берегам рек и озер, в откосах и склонах оврагов. В Нечерноземье есть области, где глина буквально находится под ногами и в сырую погоду на проселочных дорогах превращается в сплошное месиво, вызывая негодование прохожих. Даже из такой собранной на дороге «грязи» можно лепить, а затем обжигать небольшие декоративные изделия. Но, разумеется, этого делать не следует. Даже там, где кругом глинистая почва, нужно вырыть хотя бы неглубокую канаву, чтобы добраться до более чистых и однородных слоев.

Глину, пригодную для лепки, можно с успехом заготовить даже в большом городе. Ведь всегда где-нибудь неподалеку строители роют котлованы для нового дома либо идет ремонт водопровода или газопровода. При этом глиняные пласты, залегавшие на большой глубине, оказываются на поверхности.

Определить пригодность глины для лепки можно довольно простым способом. Из небольшого комка увлажненной глины, взятой для пробы, скатайте между ладонями жгут толщиной примерно с указательный палец. Затем медленно согните его пополам. Если при этом в месте сгиба не образуются трещины или их совсем мало, то глина вполне пригодна для работы и, по всей вероятности, в ней содержится 10— 15% песка.

Цвет глины

Каждый вид глины на определенной стадии лепки, сушки и обжига меняет свой цвет. Высохшая глина отличается от сырой лишь более светлым тоном, но при обжиге большинство глин резко меняет свой цвет. Исключение составляет лишь белая глина, которая при увлажнении приобретает лишь легкий серый оттенок, а после обжига остается такой же белой. Окраска «живой глины», обычно находящейся во влажном состоянии, чаще всего обманчивая. После обжига она может неожиданно резко измениться: зеленая станет розовой, бурая — красной, а синяя и черная — белой. Как известно, свои игрушки мастерицы из села Филимоново Тульской области лепят из черно-синей глины. Лишь побывав после просушки в обжиговой печи, игрушки становятся белыми с чуть кремоватым оттенком. Чудесное превращение, которое произошло с глиной, объясняется очень просто: под влиянием высокой температуры выгорели органические частицы, которые придавали глине до обжига черную окраску. Кстати, подобные частицы находятся в черноземе, где они также определяют цвет этой почвы. На цвет глины, как в сыром, так и в обожженном состоянии, влияют также находящиеся в ней различные минеральные примеси и соли металлов.

Если, например, в состав глины входят оксиды железа, то после обжига она становится красной, оранжевой либо фиолетовой. По цвету, который приобретает глина после обжига, различают беложгущуюся глину (белый цвет), светложгущуюся (светло-серый, светло-желтый, светло-розовый цвет), темножгущуюся (красный, красно-коричневый, коричневый, коричнево-фиолетовый цвет). Чтобы определить, с какой глиной приходится иметь дело, из небольшого куска слепите пластинку или скатайте шарик, который после тщательной сушки обожгите в печи. Заготовленную глину положите в деревянный ящик и залейте водой так, чтобы отдельные ее комочки слегка выступали над поверхностью. Желательно сразу заготовить как можно больше глины. При изобилии глины расходуется лишь небольшая ее часть, а остальная будет постоянно вылеживаться.

Чем больше глина будет находиться во влажном состоянии, тем лучше. Раньше гончары выдерживали глину на открытом воздухе в так называемом глиннике — специальной яме, стены которой делали из бревен, плах или толстых досок. Глина должна была пролежать в глиннике не менее трех месяцев, но порой она находилась в открытом хранилище по нескольку лет. Весной и летом ее обжигали солнечные лучи, осенью обдували ветры и поливали дожди, зимой она замерзала на морозе и оттаивала при оттепели, тогда в нее проникала талая вода. Но все это шло глине только на пользу, поскольку она разрыхлялась от многочисленных микротрещин, при этом окислялись вредные органические примеси и вымывались растворимые соли.

Многовековая практика народных мастеров показала, что чем больше вылеживается глина, тем лучше ее качество.

В лесу при выживании можно улучшить свои условия созданием посуды из глины. Это на самом деле не сложно, да и глину найти проще простого. Единственный минус, это слишком долгий процесс.

Взято с pixabay.com
Взято с pixabay.com

Поиск и подготовка глины

Глину, нужную нам, можно найти во врагах, а также возле рек и родников. А там где достаточно низкий уровень грунтовых вод, глины находится не очень глубоко. Необходимо лишь снять верхний слой почвы.

Достаем нужно нам количество глины, желательно очистить от различных камушков и мусора. Далее следует отломить кусочек глины и попробовать раскатать жгутик. Если он нормально раскатывается и не крошится, то глина нам подходит. Теперь берем и начинаем мять глину как тесто. Можно добавить немного воды.

Разминать глину следует тщательно, избавляясь от камушков и воздуха. В итоге у вас должен получиться кусок глины, который не липнет к пальцам.

Взято с pixabay.com
Взято с pixabay.com

Лепка посуды

Теперь приступаем к лепке самой посуды. Для того чтобы вылепить подобие миски или кувшина, нужно сначала сделать дно. Берем небольшой кусок глины и раскатываем его. Должен получится круглый блин, это и будет дно посуды.

Далее снова берем кусок глины и раскатываем жгут из нее. Чем тоще жгут, тем толще будут стенки и больше глины уйдет на изготовление посуды. В среднем диаметр жгута должен быть 0.5-1 сантиметр. Теперь нужно этот жгут укладывать на дно нашей миски. Укладываем по краю и спиралью. Попутно можно мокрыми руками замазывать наружные стенки, чтобы наверняка избавиться от щелей.

Так, сосуд из глины готов, но это еще не все. Его следует обжечь и это самый долгий этап изготавливания глиняной посуды.

Взято с ppt-history.ru
Взято с ppt-history.ru

Обжиг глиняной посуды

Способов обжига несколько, но я вам предлагаю обжиг в яме и костром сверху.

Для этого роется яма диаметром, чтобы влезли все глиняные котелки. Сначала стенки ямы обмазываются глиной, а чтобы она лучше держалась можно вбить несколько колышков через глину в землю.

После того как стенки ямы высохнут укладываем на дно мелкий хворост. А сверху насыпаем сухую траву или листья. В эту сухую траву кладем нашу глиняную посуду и засыпаем еще раз травой.

Осталось это все посыпать слоем земли с золой и углями из костра. А дальше все просто, сверху разводим жаркий костер. Причем пока он будет гореть около трех часов, можно заниматься своими делами и костер использовать для приготовления пищи и обогрева. Через 3-4 часа, когда наш костер прогорит, оставляем все тлеть до утра.

Взято с info.wikireading.ru/256001
Взято с info.wikireading.ru/256001

Утром раскапываем яму и достаем готовую глиняную посуду, которую можно использовать для еды или переноски воды.

Кроме этого способа обжига посуды в яме существуют и другие. Некоторые имеют схожий принцип, а для некоторых строится специальная печь для обжига. Но об этом мы поговорим позже.

Предыдущие статьи:

Спасибо за внимание, если вам понравилось поставьте ЛАЙК и ПОДПИШИТЕСЬ на мой канал. Это будет хорошей мотивацией писать дальше для вас интересные и полезные статьи.

Содержание

  1. Как найти глину для посуды
  2. Что это за глина?
  3. Как найти глину
  4. Как проверить глину?
  5. Вывод
  6. Как найти глину для посуды
  7. Шаг 1: Определите тип глины, который нужен вам
  8. Шаг 2: Найдите место, где можно добыть глину
  9. Шаг 3: Подготовка глины к использованию
  10. Общий итог

Как найти глину для посуды

Глиняная посуда – это замечательное украшение любой кухни. Она дает особый домашний, ручной характер и природную красоту, несравнимую с другими материалами. К тому же, приготовление пищи в глинянной посуде не имеет аналогов: это один из самых натуральных и экологичных способов готовить пищу. Но как найти глину для посуды? Мы расскажем, как это сделать.

Что это за глина?

Натуральная глина, подходящая для выработки глиняной посуды, – это минерал, состоящий из кремнезема, фельдспата и глинистых минералов. Она отличается тонкими зернами и мягкими, восковидными свойствами. Она может быть более пластичной и гладкой, или с естественной зернистой текстурой. Каждый вид глины может существенно отличаться по своим характеристикам, поэтому следует внимательно выбирать.

Как найти глину

  • Глину можно купить в магазинах хозяйственных товаров или в интернет-магазинах.
  • Если вы желаете использовать местную глину – то можно подойти к этому вопросу более творчески. Разведайте район, в котором вы живете – возможно, рядом есть глиняное озеро, глиняная яма, где были выкопаны сырьевые материалы. В качестве примера можно привести деревню, где действительно было видно много глинистых копий и керамики. Местный народ иногда очень даже знает любители Lego, ведь это чудесный материал для маленьких скульптур.
  • Также следует обратить внимание на местную историю – возможно, где-то в вашем городе была фабрика глиняной посуды, где использовался особый вид глины.

Поиск подходящего материала может занять какое-то время – но уверены, это вполне стоит того. Мы рекомендуем использовать местную глину, которая не только может быть идеальной для выработки посуды, но также обладает особыми историческими ценностями. И, конечно, самоделка выйдет намного дешевле, нежели покупать все в магазине.

Как проверить глину?

Перед тем, как приступить к работе с глиной, необходимо убедиться в ее качестве. Вот несколько проверенных способов:

  • Используйте зрение: глина должна быть матовой и без блеска. Также она должна иметь хорошую пластичность и держать форму.
  • Физические характеристики: когда вы ломаете глину, ее внутреннее содержание должно быть однородным, без пузырьков воздуха и камней.
  • Запах: если глина имеет запах мокрой земли или нет запаха вовсе, можно считать ее качественной. Если же есть неприятные запахи, глина способна испортить то, что вы из нее сделаете.

Вывод

Окончательно, мы рекомендуем искать местную глину, понимая, что в этом есть масса преимуществ. Используйте проверенные методы для проверки качества сырья и желаемых вариантов текстуры. Таким образом, вы найдете лучшую глину для глиняной посуды, которую вы сможете сделать своими руками – это добавит прекрасную особенность любой вашей готовке!

Помните: глиняная посуда – это проводник милых воспоминаний, которые связаны с традиции и наследием. Сделайте позитивный шаг в связи с окружением, используя местные ресурсы для вашей кухонной керамики.

Как найти глину для посуды

Изготовление посуды из глины – это ремесло, которое было популярно еще во времена древних цивилизаций. Сегодня это искусство продолжает радовать нас. Однако, чтобы создать красивую и прочную керамическую посуду, вы должны сначала найти правильную глину. В этой статье мы расскажем вам, как найти глину для посуды.

Шаг 1: Определите тип глины, который нужен вам

Существует множество разных типов глин, и каждая из них имеет свои особенности. Глины могут отличаться по своей цветовой гамме, структуре, месту расположения и т.д. Поэтому первое, что вам нужно сделать, это определить, какой тип глины подойдет для вашей посуды.

  • Красная глина – высоко пластичная, имеет красноватый оттенок. Из этой глины можно создавать посуду, которая будет иметь теплый и приятный цвет.
  • Белая глина – имеет более светлую цветовую гамму. Из нее получаются более хрупкие изделия, но их можно легко расписать и украсить.
  • Серая глина – имеет более холодную цветовую гамму. В изделиях из серой глины видна зернистая текстура, так что эта глина отлично подойдет для создания посуды в стиле гранж.

Шаг 2: Найдите место, где можно добыть глину

Место, где можно добыть глину, может быть прямо у вас под ногами. Главное – знать, где искать. Вот несколько мест, где можно найти глину для посуды:

  • Вблизи реки или озера – здесь вы можете найти глину, которая была нанесена водными потоками или обнажена эрозией. Эта глина очень пластична и хорошо подходит для создания посуды.
  • В горной местности – если вы живете в городе, рядом наверняка есть горы или горные массивы. Иногда глина может быть найдена в виде слоя, располагающегося ближе к поверхности.
  • В керамической мастерской – если вы не обладаете временем или желанием искать глину в природе, вы можете обратиться в керамическую мастерскую, где глина для посуды будет уже готова к использованию.

Шаг 3: Подготовка глины к использованию

После того, как вы нашли правильную глину, вам нужно подготовить ее к использованию. Следуйте этим шагам, чтобы добиться наилучших результатов:

  • Очистите глину от камней и других примесей.
  • Добавьте воды и тщательно перемешайте глину до той консистенции, которая подходит для создания посуды.
  • Вам может потребоваться добавить специальные присадки для того, чтобы улучшить пластичность глины.

Не забудьте использовать резиновые перчатки во время работы с глиной, чтобы не пачкаться.

Общий итог

Наша статья рассказывает о том, как найти глину для посуды. Мы рекомендуем выбрать тип глины, который подходит для вашей посуды, найти место для ее добычи и подготовить глину к использованию. Помните, что изготовление керамической посуды – это чистое ремесло, которое требует не только определенных навыков, но и тщательной подготовки материала. Храните свою посуду в надежном месте и пользуйтесь ею в удовольствие!

Содержание

  1. Виды и процесс изготовления гончарной глины
  2. Что такое гончарная глина?
  3. Виды и характеристика
  4. Красная
  5. Белая
  6. Керамические массы
  7. Особенности приготовления гончарной глины самостоятельно
  8. Поиск и добыча
  9. Измельчение
  10. Получение шликера
  11. Фильтрование
  12. Введение добавок
  13. Нюансы хранения
  14. Сколько стоит создавать керамику дома
  15. Уроки по ручной лепке
  16. Как выбрать глину
  17. Специальные инструменты и приспособления

Виды и процесс изготовления гончарной глины

Гончарная глина обладает неоспоримыми достоинствами, а также сравнительно низкой стоимостью. Распространенность глины и ее легкодоступность позволяют использовать данный материал повсеместно. Качественная гончарная глина должна легко поддаваться обработке и долго держать приобретённую форму. Приготовить гончарную глину для лепки в домашней мастерской не составит большого труда.

Что такое гончарная глина?

В давние времена, когда глина еще не изучалась, но довольно успешно использовалась в строительстве, ее свойства определить можно было одним способом – на ощупь. Даже в наши дни многие профессиональные гончары выбирают глину именно таким способом. Знающий человек может безошибочно и с большой точностью определить свойства глины и ее качество.

Глина, которая используется, в гончарном деле или иными словами глина для гончарного круга, должна обладать такими свойствами как: жирность, тяжесть, упругость. Качественная глина прекрасно поддается обработке, долго держит форму.

Гончарную глину тестируют на растрескивание. Из глины делаются образцы в виде лепешки и небольшого шарика, которые сушат в естественных условиях, а затем испытывают на падение с высоты одного метра. Качественный образец не раскалывается при падении и лепешка из глины не растрескивается.

Глинистый материал бывает красного, голубоватого или белого цвета. В некоторых месторождениях можно найти глину шоколадного оттенка, в простонародье она называется «сникерс», также она может иметь грязно-черный окрас. Наличию такой окраски материал обязан органическим примесям.

Как показывает практика, в глинистом материале всегда присутствуют те или иные органические примеси. Именно из-за органических примесей глина легко поддается обжигу без применения дополнительного топлива. К таким глинам относится, например, межугольная огнеупорная глина.

Обжиг глины – это сложная окислительно-восстановительная химическая реакция. После неё продукт может изменить цвет в белый, желтый или красный.

В том случае, если в сумме оксиды титана и железа превысят один процент, глина приобретет красноватый оттенок, и на это не повлияет ее цвет, который она имела до обжига.

Глинистый материал может приобрести красивый белый оттенок в процессе обжига только в том случае, если в ней содержится не менее чем 60 % окиси алюминия.

Желтый цвет после обжига приобретает, как правило, огнеупорная глина. В гончарном ремесле она используется довольно редко по той причине, что для процедуры обжига данного сорта глинистого сырья необходима очень высокая температура.

В глину специально добавляют окиси титана, железа и алюминия для приобретения ею необходимого оттенка в процессе обжига.

Опытные гончары не рекомендуют работать с глиной грязно-черного оттенка. Этого не стоит делать по той простой причине, что органические примеси, которые содержатся в ней, при обжиге будут источать малоприятный запах.

Виды и характеристика

В состав глины входит каолинита, иллит и другие алюмосиликаты, также в ней есть песчаные примеси и карбонаты.

Чистая порода, как правило, серого цвета, распространены также красные, желтые, синие типы глин. По происхождению данный минерал разделяют на подгруппы.

К глинам данного происхождения относятся наилучшие огнеупорные глинистые породы, которые залегают на дне озер. Плюсом данной породы является то, что в ней содержатся все глинистые минералы.

Глинистый материал в природе широко распространен. Глины разделяют на подгруппы зависимо от минерального состава и диаметра частиц, наличия тех или иных примесей.

Красная

Красный оттенок в естественных условиях придают этой разновидности глинистого материала кислородсодержащие соединения — оксиды феррума, они присутствуют в данной разновидности глины в количестве от 4 до 10 %.

  • Красная глина относится к осадочным породам. Она появляется в природных условиях при нанесении водными потоками размытых пластов.
  • Даная разновидность глинистого материала очень пластична, хорошо разминается, ее эластичность обуславливает применение красной глины в качестве материала для скульптурной лепки, керамики и других гончарных изделий.
  • Готовые изделия из красной глины обладают большой прочностью, износостойкостью.

Красная гончарная глина

Белая

Белая глина гончарная встречается достаточно часто, ее залежи не редки. Чаще всего она накапливается в лагунах.

  • Белая глина представляет собой достаточно неоднородную массу, в ней имеются многочисленные включения, примеси, органические остатки.
  • При взаимодействии с водой этот сорт глины приобретает светло-серый цвет, а после обжига эта глина превращается в продукт красивого белого цвета. Белая глина очень эластична.
  • В данном сырье практически нет оксидов железа, поэтому белая глина слегка просвечивается. Ее используют для лепки бытовых предметов, кувшинов, декоративных глиняных статуэток.
  • Изделия из белого глинистого сырья часто покрывают глазурью, выдерживая в печах при высокой температуре.

Керамические массы

Этот материал содержит примеси кальция, что обуславливает его высокую пористость.

  • Керамические массы имеют в своём составе каолинит, иллита, алюмосиликаты, примеси песка, карбоната кальция и натрия.
  • Пористые керамические массы принадлежат к осадочным породам. Они в природных условиях образуется в результате наносов водными потоками частиц разрушенных ископаемых пород.
  • Цвет керамической массы, как правило, серый или белый. Иногда можно встретить зеленоватую керамическую массу. Этот глинистый материал хорошо подвергается обжигу при невысоких температурах.

Особенности приготовления гончарной глины самостоятельно

Перед приготовлением необходимо удалить из глины ненужные примеси такие как песок и мелкие камушки. Очистка сырья для гончарного дела проводится методом отмучивания. Вода в глине может играть связующую роль, она находится в химически связанном состоянии между частицами прослоек. Порода без примесей представляет собой массу с минимальным диаметром частиц. Данный материал очень пластичен.

Приготовить гончарную глину для лепки в домашней мастерской не составит большого труда. Но для производства гончарной глины своими руками нужно запастись терпением. Специалисты рекомендуют разминать глину небольшими кусочками, постепенно добавлять следующие порции. Глина, как и все живые материалы, очень любит тепло рук, поэтому не жалейте своего тепла.

Поиск и добыча

Глина, пригодная для гончарных работ, распространена повсеместно, это естественно, так как она относится к осадочным породам, и является, по сути, измельченными до порошкообразного состояния скальными породами.

  • Залежи глины могут располагаться по берегам рек и озер. Выходы ископаемого на поверхность достаточно многочисленны. Качественная огнеупорная глина и каолин встречаются намного реже.
  • Добыча глины ведется карьерным способом. Карьеры бывают разной глубины. Зачастую в одном месторождении залегает несколько разновидностей глины.
  • Добыча глины производится экскаваторами. Так как залегает она послойно, то срезку лучше проводить пластами различной толщины.
  • Выработку ведут до тех пор, пока техника не достигнет пласта залегания суглинка, после чего экскаваторы направляют в другие места залежей горной породы.

Гончарная глина может располагаться по берегам рек и озер

Измельчение

Глинистый материал имеет слоистое строение, состав и качества глины из различных слоев может быть разным. Для усреднения качества гончарной глины используют процедуру измельчения и другие виды обработки сырья.

Предварительная подготовка улучшает состав и характеристики глины, позволяет повысить качество сырья.

Первым делом необходимо хорошенько высушить глину, дабы она могла легко развестись в воде. После того как она достаточно высохнет ее необходимо раздробить на куски.

Получение шликера

Очистка сырья проводится методом отмучивания. Вода в глине играет связующую роль, она находится в химически связанном состоянии между частицами прослоек.

Шликер — это отмученная жидкая глина, используемая при литье глиняных изделий. Также шликерная масса применяется для соединения частей керамических изделий.

Для получения шликера в большую ёмкость кладут измельченную глину, тщательно разминают комки, удаляют остатки растений, веточки и прочий мусор. При постоянном перемешивании в сырье вливают тоненькой струйкой воду. Производят замес в бадье.

  • Шликер — это разведенная до текучего состояния глина с добавками специальных веществ, способствующих разжижению. Чтоб приготовить шликер, в воду добавляют дефлокулянт и часть пылеобразной глины, после этого смесь интенсивно перемешивают.
  • В полученную суспензию поэтапно вводят оставшуюся сухую глину и воду.
  • Вся сухая глина должна разойтись в воде. После этого процесс приготовления шликера считают завершенным. При смешивании материала с водой образуется масса, похожая на тесто

Фильтрование

Процесс фильтрования и отстаивания проводят так:

  1. После измельчения глину надо положить в достаточно глубокую тару и залить водой. Воды должно быть ровно столько, чтобы после того, как глина в ней разведется, она по плотности была как молоко.
  2. После этого необходимо ждать, пока глина полностью разойдется в воде. Время, которое на это понадобится, зависит от типа глины, который выбрали. После этого глиняную смесь следует тщательно перемешать и оставить в покое на десять минут.
  3. Тяжелые примеси осядут, а глина с водой окажется сверху. Глину, растворенную в воде, нужно аккуратно перелить в другую емкость.
  4. Через некоторое время глина осядет на дно. Процесс может занять от одного до двух часов. Прозрачную воду нужно аккуратно слить.
  5. Мокрую глину нужно переложить в специальную форму для удаления лишней влаги. В качестве формы можно использовать гипсовую емкость или посудину с несколькими слоями газеты на дне. Влажную глину нужно оставить в форме на «дозревание».

Фильтрация гончарной глины

Введение добавок

Добавки вводят для придания материалу различных цветовых оттенков. Разноцветная глина — это материал, который содержит оксиды металлических элементов или пигменты, и представляет собой однородную смесь.

  1. При проникновении в толщу материала пигментов некоторая часть их остаётся во взвешенном состоянии, при этом однородность тона сырья нарушается.
  2. Природные пигменты придают глине тот или иной оттенок, их разделяют на две категории: оксиды металлических элементов и собственно красящие вещества.
  3. Оксиды — это природные компоненты натурального происхождения, образующиеся в толще кары земли. Данные вещества подвергают очистке и тонкому измельчению. Для придания глине той или иной окраски чаще всего используют оксид меди. Это вещество в процессе обжига в результате процесса окисления приобретает зеленоватый оттенок.
  4. Для придания материалу синего оттенка применяют оксиды кобальта. Соединения хрома обеспечивают цвет оливок, а соединения магния и никеля — коричневый и серый соответственно.

Глину после введения добавок тестируют на растрескивание. Из глины с добавками делаются образцы в виде лепешки и небольшого шарика, которые сушат в естественных условиях, а затем испытывают на падение с высоты одного метра. Качественный образец не раскалывается при падении и лепешка из глины не растрескивается.

Нюансы хранения

Готовая глина должна иметь вязкую консистенцию, при разминании в руках материал не должен прилипать к пальцам. Готовую глину следует поместить в полиэтиленовый пакет, дабы она не высыхала.

Хранят готовую гончарную глину в стеклянной, керамической или деревянной таре. Для предотвращения пересыхания рекомендуется обернуть материал несколькими слоями полиэтилена.

Источник

Сколько стоит создавать керамику дома

Я сделала своими руками более 30 керамических предметов.

На день рождения в декабре 2018 года мне подарили сертификат в гончарную школу. Там я слепила чайную пару — кружку и блюдце — и влюбилась в глину, но мне не понравилось вытягивать предметы на гончарном круге. Поэтому я решила попробовать ручную лепку без него.

В этом виде лепки предметы формируют руками из глиняных жгутов, пластов или комов. Получаются не всегда аккуратные, но потому живые и интересные изделия. Каждый предмет по-своему уникален, его нельзя полностью повторить.

В Екатеринбурге, где я жила, есть много школ по лепке. Разовый мастер-класс больше подходит в качестве развлечения и стоит 2000 Р . Полноценный обучающий курс стоит дорого. Базовый курс «Основы керамики» в школе «Гончарка» обойдется в 14 500 Р : в него входит 10 занятий по три часа. В гончарной школе «Колокол» курс продвинутых гончаров стоит 34 000 Р и включает 24 занятия по три часа.

Денег на это у меня не было, да и в целом хотелось просто попробовать новое хобби, а не делать керамику своей профессией. В 2020 году я переехала в Санкт-Петербург и решила заняться лепкой самостоятельно — училась лепить по видео и текстам дома после работы.

В статье расскажу, как я училась лепить, какие инструменты и материалы понадобятся на старте и сколько придется на них потратить.

Уроки по ручной лепке

Я подписалась в соцсетях на нескольких керамистов, а также нашла полезные каналы и блоги о керамике. Там я узнала все о материалах, процессе работы и техниках лепки для разных предметов.

Одним из первых мне попался канал Кати Климентьевой: эта керамистка в своих видео показывает многие процессы лепки от начала до конца — например, как сделать кувшин или раскатать пласт для тарелки. Также у нее есть видео про инструменты, а ниже ссылки, где все продается.

Когда я решила заказать инструменты и глину для керамики, нашла два крупных интернет-магазина — «Керамистам-ру» и «Лаборатория керамики». На сайтах есть блоги с полезной информацией от выбора глины до программы обжига в печи.

В блоге «Керамистам-ру» я прочитала про техники декорирования, сушку изделий и разные керамические массы. Еще у них есть одноименное сообщество во «Вконтакте» и ютуб-канал — там больше материалов по узким запросам: например, что такое цек и пищевая глазурь.

Большинство статей в блоге «Лаборатории керамики» показались мне чересчур научными и слишком перегруженными цифрами и непонятными названиями. Но там я все же узнала, как из пластичной глины сделать шликер — это своеобразный клей для соединения деталей. Из этого же блога стало понятно, сколько глины нужно для изготовления изделий.

Еще на «Ютубе» я нашла канал школы «Колокол»: там очень много коротких роликов на разные темы. Мне были полезны уроки по подготовке глины для ручной лепки, о техниках и их совмещении.

В телеграм-канале «Керамика на крыше» много полезной информации от керамистки Анастасии Чариной. Раз в неделю она записывает небольшое видео с ответами на вопросы читателей.

Для начала мне показалось достаточным узнать, где и какую глину можно купить, а ответы на возникающие вопросы я искала уже в процессе работы. Теоретической информации очень много, но без практики она была для меня бесполезной.

Как выбрать глину

Я хотела делать разные предметы декора: подсвечники, блюдца для украшений, вазы. А еще было бы здорово иметь дома посуду собственного производства, поэтому я решила лепить кружки, тарелки и подносы.

Глина для лепки должна быть специальная, еще она называется керамическая масса. Керамические массы в каждом магазине классифицируются по-разному.

Глину делят по разным признакам, например по форме выпуска:

  • жидкая, это литейная масса или шликер. Используется для литья в гипсовые формы, а также для склеивания деталей при лепке;
  • сухая, то есть порошок. Задействуется для создания литейной массы, смешивается с водой;
  • пластичная, это масса для лепки, похожая на пластилин.

Для ручной лепки я покупаю пластичные массы, дальше в статье речь пойдет о них.

Массы разделяют по цвету: красная, бежевая, белоснежная, черная, серая. Керамические массы терракотовых цветов называют красножгущиеся, а глины белых и бежевых цветов — светложгущиеся. Также есть эффектарные массы — они окрашены каким-то цветом или имеют вкрапления.

Пластичные массы для лепки можно разделить по составу.

Шамотная масса содержит в себе крошку уже обожженной глины — она называется шамот. Глины с такими частицами хорошо вытягиваются и держат форму, почти не трескаются при сушке и обжиге. Шамот может быть разной фракции, от крупных заметно ощутимых частиц до совсем мелкой крошки. Мелкая шамотная крошка в глине почти не ощущается при лепке руками, но снижает усадку изделия при сушке и обжиге.

Глину с крупной шамотной крошкой используют для больших изделий с толстыми стенками, например для ваз и кувшинов. Крошка «держит» предмет, не дает ему деформироваться и треснуть. Чем крупнее и толще изделие — тем больше должны быть шамотная крошка и ее количество в массе. Крошка может быть размером до 5 мм и составлять до 50% всей массы. Стоит она от 300 Р за 2 кг.

Фарфор не похож ни на одну другую керамическую массу. Из него получаются очень белые и тонкие изделия, пропускающие свет: чайные чашки, блюдца и другие предметы. В состав костяного фарфора входит известь из обожженной кости. Фарфор дороже других масс: 1 кг стоит 700—900 Р .

Также массы для лепки делятся по температуре обжига.

Низкотемпературные керамические массы обжигаются при температуре до 1100 °C. Иногда их называют майоликой. Их лучше использовать для декоративных предметов, так как посуда из такой глины неустойчива к повреждениям. Эти керамические массы стоят от 400 Р за 2 кг, от 1200 Р за 10 кг.

Высокотемпературные керамические массы обжигаются при температуре от 1100 °C. Подходят для посуды, более долговечные. Сюда же входят каменные массы: при высоких температурах они практически превращаются в камень, а после обжига могут оказаться настолько плотными, что даже без глазури не будут пропускать воду. Высокотемпературные массы стоят от 350 Р за 2 кг или от 1400 Р за 10 кг.

Для начала работы я решила сразу заказать 12 кг низкотемпературной белой глины PA. Она подходила мне по всем параметрам:

  1. Я хотела сделать светлую посуду с яркими рисунками — белая глина для этого идеальна, так как на ней можно рисовать так же , как на бумаге.
  2. 12 кг стоили 1580 Р , а заказ на сайте был от 2000 Р , поэтому я купила сразу много и сэкономила.
  3. Низкотемпературная глина подходит для всех техник ручной лепки: жгут, пласт и ком. Так как я собиралась делать много разных предметов в различных техниках, материал точно не пропал бы.

Я сделала из этой глины посуду и мыла под водой, поэтому вскоре появился цек — мелкие трещинки по глазури. Из-за них снижается прочность. Так что лучше все же не использовать низкотемпературную глину для изготовления посуды.

Позже, чтобы понять, какая глина мне больше нравится, я покупала массы подороже и маленькой фасовкой по 2,5 кг. В основном ориентировалась на цену, доступность в магазинах и отзывы в керамических чатах и сообществах. Я пользовалась массами PA из Испании, GOERG & SCHNEIDER и Witgert из Германии, МКФ-1 и МКФ-2, которую производят «Керамические массы Донбасса». У каждого вида глины от разных производителей свой состав и характеристики, которые не меняются.

Я лепила из белых, черных и эффектарных масс с вкраплениями, пробовала глину с добавлением шамота. Также я обращала внимание на различия низкотемпературных и высокотемпературных масс — в процессе лепки они показались мне одинаковыми.

Только перепробовав все глины, можно понять, что нравится больше. Мне понравились массы с добавлением некрупного шамота от Witgert и G&S — они очень пластичные и хорошо держат форму. Думаю, новичкам, которые еще не освоили все техники, лучше всего подходят шамотные массы. С ними легко работать, так как они прощают многие ошибки.

С белой глиной РА работать было приятно, но не очень удобно. Когда я пыталась делать крупные или высокие предметы, глина не держала форму и проваливалась внутрь. Если бы я лепила высокие предметы сразу из шамотной массы, таких провалов удалось бы избежать. В итоге из массы РА у меня получалось создавать только небольшие и несложные изделия.

Специальные инструменты и приспособления

Инструменты. Придавать глине форму можно руками, но, чтобы получалось удобнее и быстрее, я использую разные инструменты.

Я выделила такой минимальный набор для ручной лепки:

  • струна, чтобы отрезать кусок глины от большого пласта;
  • стеки, чтобы заглаживать стыки и удалять излишки глины;
  • петли, чтобы снимать излишки глины с изделия, обтачивать его;
  • цикли, чтобы заглаживать изделие;
  • шило, чтобы делать отверстия;
  • губка, чтобы увлажнять массу при пересыхании и замывать изделие;
  • турнетка, крутящаяся подставка для лепки.

Мне больше нравятся деревянные инструменты: ими мягче работать, их приятнее держать в руке.

Я купила минимальный набор за 1000 Р — в нем уже есть самое необходимое. Так вышло дешевле и не пришлось выбирать каждый инструмент по отдельности.

Вместе с 12 кг глины я сразу заказала и все инструменты, а также выбрала глазурь и три ангоба — это специальные краски для керамики. В итоге на первый заказ я потратила 3000 Р . Из-за глины коробка была тяжелой, и я оформила доставку до двери — на тот момент я уже жила в Санкт-Петербурге, и это обошлось мне в 300 Р . Примерно через пять дней заказ был у меня.

я потратила на первый комплект для лепки

Все материалы и инструменты я покупала в специализированных онлайн-магазинах: «Керамистам-ру», «БризКолор», «Керамика Гжели». Они доставляют по всей России.

В Екатеринбурге, где я делала еще первые шаги в ручной лепке керамики, есть магазин «Салон художник» — там можно купить товары от «Лаборатории керамики». Я брала ангобы, глазурь и глину их производства. На сайте «Лаборатории керамики» можно заказывать все напрямую, но тогда придется оплатить доставку.

Турнетка. Во время лепки изделие постоянно придется крутить. Если брать и переворачивать рукой, мокрая глина деформируется. Чтобы поворачивать изделие, не касаясь его, пригодится турнетка. Турнетка крутится от руки, бывает металлической и пластмассовой.

Турнетки стоят в среднем 2500 Р . Чтобы сэкономить, вместо турнетки я купила пластмассовую крутящуюся тортницу на «Озоне» за 500 Р . Она выдерживает вес небольших изделий вроде кружки.

Некоторые необходимые инструменты можно найти дома.

Фен нужен для того, чтобы подсушивать части изделия при лепке. Изделие из мокрой глины может совсем не стоять и деформироваться, поэтому его аккуратно подсушивают. Желательно иметь отдельный фен для занятий керамикой, потому что он всегда будет в глине.

Деревянная скалка пригодится для раскатывания пластов. Я пробовала использовать стеклянную бутылку, но к ней все прилипает.

Контейнеры понадобятся, чтобы складывать в них материалы: шликер, ангобы, глазурь, глину. Под плотной крышкой мокрые материалы будут медленнее пересыхать.

Ткань необходима как подложка на стол: к ней не липнет глина. В кусочки ткани также можно заворачивать затвердевшие кусочки, чтобы вернуть им пластичное состояние.

Полиэтиленовыми пакетами можно накрывать сложные изделия во время сушки, еще туда удобно складывать остатки глины.

Источник

Где взять глину

Где взять глину

Глина, глина… А что это такое и где ее берут?

Глину для нас заготовила природа. Это обломочная горная порода, состоящая из мельчайших частичек и чешуек глинозема (окиси алюминия), кремнезема (окиси кремния) и воды.

Но где искать нужную глину? Проще всего купить в специализированных магазинах. Если у вас такой возможности нет, попробуйте заготовить ее сами.

Обнаружить глину можно везде. Особенно ее много там, где в доисторические времена проходили ледники. В местностях с глинистой почвой она залегает сразу под слоем земли. На склонах оврагов, карьеров, на обрывистых берегах рек пласты глины часто выходят на поверхность. В городах это нередко можно увидеть во время рытья канав, котлованов при строительстве метро. Жирная, пластичная глина встречается в низинах с повышенной влажностью. Примечательно, что в таких местах в изобилии растут травы, подобные белокопытнику и мать-и-мачехе.

Разные глины отличаются по свойствам. Глина из каждой местности, как новый человек – со своим характером, внешностью, привычками, достоинствами и недостатками. И как с человеком, с ней надо уметь ладить. Существует множество классификаций глин, например, по времени их образования, то есть по геологическому возрасту (юрская, силурийская и т. д.), по содержанию в них органических остатков (орнатовая, спондилусовая), по техническому применению (горшечная, кирпичная). Наконец, по минеральному составу (кварцевая и т. д.), а также по химическому. На территории Украины встречается целый ряд разновидностей глин.

Каолин – самая свободная от примесей глина. Она светлая, вплоть до белой. Именно эта глина стала основой производства в Китае первого фарфора. В Украине она встречается в Киевской, Днепропетровской, Луганской областях.

Сланцевые глины. Их темно-серый или даже черный цвет обусловлен примесью углеродных соединений. Они отличаются слоистостью, что объясняется древностью породы и долгим нахождением под давлением вышележащих горных массивов. В качестве примесей здесь иногда присутствуют листочки слюды, песок, иголочки роговой обманки, серный колчедан, железный блеск и многие другие минералы. Это полугончарная глина, но для изготовления керамической посуды небольших размеров она вполне пригодна и может также использоваться как добавка к другим глинам. Она имеет после обжига очень плотную структуру и не пропускает воду, что очень важно в керамическом производстве. Именно после обжига при температуре 750–790 °C эта глина приобретает светло-желтый цвет. Из нее также изготовляют кирпич. Залегает она на значительной глубине.

Гончарные глины. Это довольно пластичные глины различного цвета, от светло-желтого до темно-коричневого. Их можно использовать для ручной лепки и работы на гончарном кругу. В такой глине достаточно много примесей, которые придают ей цвет и пластичность. При обжиге требуется температура ниже 1000 °C.

Охра. Наличие в коллоидном растворе большого количества гидрата окиси железа придает этой глине желто-бурый цвет.

Мергель, мергелевая глина, или лесс. В материале преобладает известь, что хорошо подходит для производства цемента, но не для гончарных работ.

Суглинок – жесткий, сухой и не пригодный для работ материал, содержащий значительные примеси кремнезема.

Глей – глина, перенасыщенная слюдой и смолой. Для гончарных работ непригодна.

Ознакомившись с некоторыми особенностями и свойствами глины, можно отправляться на поиски ее залежей. К слову, количество глины в одном месторождении, как правило, прямо пропорционально количеству примесей в ней. Более всего распространен мергель и суглинок, менее всего – каолин.

Обнаружив слой глины, попробуем определить, подходит ли она для лепки. Разомните в руках небольшой кусочек влажной глины и скатайте из него колбаску толщиной в палец. Потом попробуйте согнуть из этой колбаски колечко. Если на колечке не образовалось трещин – это жирная глина (рис. 2).

Рис. 2.

На ощупь она мягкая и очень пластичная. Из нее хорошо лепить бижутерию, мелкую пластику. Но для изделий покрупнее она не годится: при сушке и обжиге изделия коробятся, на них образуются трещины. Такую глину можно улучшить – добавить отощающие добавки – промытый песок, измельченный бой керамических изделий.

В центре рисунка изображено колечко из глины средней жирности. Трещин на колечке образовалось совсем мало. Эта глина не липнет к рукам, легко лепится и годится для любой работы. В ней содержится примерно 10–15 % песка.

Глина, в которой содержится более 15 % песка, называется тощей. Колечко из тощей глины изображено на рисунке справа. Видите, как оно потрескалось? Трещин тем больше, чем больше песка. И такую глину можно исправить с помощью отмучивания. Но это довольно трудоемкий процесс, так что лучше поискать более подходящую глину.

Цвет «живой», не обожженной глины обманчив.

Она может быть сине-зеленой, как, например, кембрийская, а после обжига станет кирпично-красной и т. д. Если вы хотите определить, какого цвета будет ваша глина после обжига, устройте эксперимент. Из небольшого куска глины скатайте шарик и после тщательной сушки обожгите его в печи. По цвету черепка (так называется неглазурованное керамическое изделие) глины делятся на беложгущиеся (к ним относится каолин – сырье для изготовления фарфора и фаянса), светложгущиеся (приобретают после обжига светло-серый, светло-желтый и светло-розовый цвет) и красножгущиеся (становятся красными, коричневыми, фиолетово-коричневыми).

Рано или поздно вы найдете необходимое сырье и захотите сразу же приступить к работе. Но не торопитесь! Переложить глину из карьера на ваш рабочий стол – не самый лучший путь к достижению мастерства. Изделие почти наверняка получится хуже, чем могло быть. Но и вы сами устанете от работы с неподготовленным материалом.

Что же нужно делать с выкопанной из карьера глиной? Как подготовить ее к работе?

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Добавить комментарий