Как найти глухой или звонкий звук

Часто детям сложно отличить глухой согласный звук от звонкого. Расскажем, как научить ребенка понимать разницу между этими звуками.

Как отличить глухой согласный звук от звонкого

Пусть ребёнок закроет ушки руками и произнесет звуки: [д], [ж], [л]. После произнесения каждого звука спрашивайте, что слышит ребенок: только свой голос или голос и шум.

При произнесении звонкого согласного звука мы слышим голос, а при произнесении глухого звука – голос и шум.

При этом важно не кричать, когда произносим глухие согласные звуки, иначе они все будут звонкими.

Быстрый и эффективный способ научить отличать глухой согласный звук от звонкого

Если ребенок не смог с первого раза определить, звонкий или глухой согласный звук, попросите его еще раз произнести звук и при этом подумать, что он слышит: только голос или голос и шум.

Четкая инструкция (произнести и подумай) поможет ребенку сконцентрировать внимание.

Вам может быть интересен наш материал о том, как работать с лентой букв и о том, как научить ребенка отличать гласный звук от согласного

Быстрый и эффективный способ научить отличать глухой согласный звук от звонкого

Если вам понравился наш материал, подписывайтесь на наш канал

https://zen.yandex.ru/id/5d7c8662e6e8ef00ad8d4e49

Зная, что звуки [б, в , г, д, ж, й, л, м, н, р], являются звонкими, а остальные все согласные звуки глухие, не составит труда их определить в слове.

Но еще нужно учитывать процессы озвончения и оглушения звуков, когда действует принцип: не верь глазам своим, а ушам, то есть написано слово, а мы слушаем его звучание. Зачастую вместо буквы, обозначающей звонкий или глухой согласный, на самом деле звучит его парный звук по звонкости/глухости.

Например, в слове “сбор” все звуки звонкие в силу того, что происходит озвончение начального “с” и слово звучит как

[з б о р].

И наоборот, в слове “сказка” – все звуки глухие из-за оглушения звонкого “з”. Слово звучит как [с к а с к а].

автор вопроса выбрал этот ответ лучшим

Пожалуй, основным отличием звонких согласных звуков от глухих согласных звуков является то, что при произнесении звонких согласных звуков мы используем голос и шум.

Когда мы произносим глухие согласные звуки, нам нужен только шум, голос не используется.

Это хорошо чувствуется, если произносить согласные звуки, парные по звонкости:

з-с,

д-т,

б-п,

г-к,

в-ф,

ж-ш.

В русском языке есть согласные звуки, непарные по глухости-звонкости:

  • только звонкие согласные: л, м, н, р, й,
  • только глухие согласные: х, ц, щ, ч.

Чтобы не путаться, можно выучить все глухие или все звонкие согласные, их не так уж много. К тому же придуманы специальные фразы, помогающие запомнить все глухие или все звонкие согласные.( см.таблицу)

Важно не забывать, что для русского языка характерно такое явление как оглушение/ озвончение согласных. Например, в слове мороз пишется на конце звонкая согласная з, а произносится глухая с; в глаголе сделать произносим звонкую з, а пишем глухую с. То есть в письменной речи пользуемся правилами орфографии, а не пишем на слух.

Nelli­4ka
[114K]

4 года назад 

Представим, например, что мы забыли, что буква “з” дает звонкий звук.

Наша задача – подобрать слово, в котором вместо “з” будет звучать “с”. Примеров таких в русском языке множество: показ, заказ (имеется в виду последняя согласная), рассказ и т.д.

Отсюда мы можем сделать вывод: “з” – звонкий звук.

Ведь только звонкие могут давать еще какие-то другие, парные звуки. “Б” может порождать “п”, “в” – “ф”, “ж” – “ш” и так далее.

Единственное, это не касается таких букв – “л”, “м”, “н”, “р” и “й”, их нужно запомнить.

Еще вариант – это произносить звук с закрытыми ушами. Если будет просто шелест, то тогда звук глухой, если же вибрация – звонкий.

mycha­nge
[73.1K]

5 лет назад 

Правила в учебнике иногда сложны для понимания и запоминания, и наша гениальная учительница русского языка собирала разные стихи фразы и простые схемы для лучшего запоминания правил. Чтобы отличить звонкие согласные от глухих, использовалось следующее правило:

все глухие содержатся в предложении:

Остальные согласные звонкие.

Для сравнения, обычное правило:

kiren­ia
[831]

4 года назад 

Звучание звонких согласных состоит из голоса (участвуют голосовые связки), а также шума, глухих – из одного шума.

Разницу можно заметить с помощью парных согласных, таких как “З” (звонкая) и “С” (глухая).

Правило, позволяющее запомнить только глухие согласные, следующее:

Остальные согласные – звонкие.

Tashe­nka
[398]

6 лет назад 

К звонким относятся следующие звуки: б, в, г, д, ж, з, л, м, н, р, й.

Остальные глухие. Можно объяснить ребенку на примере закрытых ушей. Закройте уши, если при произношении идет вибрация, то звук звонкий. При ее отсутствии- глухой.

Авато­рия
[71K]

6 лет назад 

Все согласные в русском языке подразделяются на звонкие и глухие. Посмотрев в таблицу можно увидеть какие из них звонкие, а какие глухие:

Как же научиться отличать звонкий согласный звук от глухого?

Для этого нужно запомнить, что звонкий согласный произносится с шумом и голосом, а глухой, только шумом. Проверить себя можно, закрыв уши. Если вы услышите с закрытыми ушами звук – значит он звонкий, если нет – то звук глухой:

Чёрна­я Луна
[265K]

4 года назад 

Определить глухой звук или звонкий достаточно просто. Глухой звук запросто можно произнести шёпотом в отличии от звонкого. Звонкий всегда издает сотрясение голоса. Чтобы понять это, нужно закрыть уши и произнести необходимый звук. Глухой звук произноситься только шёпотом, звонкий звук слышно, так как он произноситься голосом. Звонкими являются буквы:

К глухим звукам относятся все оставшиеся звуки.

Барха­тные лапки
[382K]

4 года назад 

Можно определить глухой звук или звонкий довольно простым способом.

Для этого нужно всего лишь – закрываем уши руками и произносим букву.

Если буква звонкая, то идет отзвук, если же вы произносите глухой звук – то никакого отзвука не будет.

Поэтому признаку можно очень легко ориентироваться звонкий звук или глухой.

Сахар­ный имбир­ь
[3.6K]

4 года назад 

Все очень просто, можно даже и не запоминать, какая согласная какой является, есть ли у нее пара и так далее. Просто произнесите согласную, при этом закрыв руками ушки. Отзвук в голове слышите? Значит, звонкий звук рождает буква. А если в голове нет никакого жжужания, отклика, значит, что буква дает глухой звук.

Знаете ответ?

В русском языке существует разделение звуков на звонкие и глухие. Это особенно ярко проявляется во время разговора, на письме и в различных текстах. Наличие звонких согласных звуков необходимо для различения схожих по звучанию или смыслу слов. 

Начнём с теории. Что же такое звонкие буквы (звуки)? Буква — это одна из основных единиц языка, которая составляет слово слово или предложение. Каждая буква имеет звук (кроме твердого и мягкого знаков). Звуки сформировывают слова на уровне фонетики, что позволяет нам безошибочно отличать одно от другого. Благодаря звонким и глухим согласным мы можем отличить слова, схожие по звучанию, друг от друга.

Созвучные слова с добавлением какого-либо глухого или звонкого согласного преобразуются и принимают новое значение. Чтобы не путаться в теории, рекомендуется тщательно подойти к изучению фонетического строя русского языка. 

В русском языке выделяют ровно сорок два звука. Их делят на две обширные группы — гласные и согласные. Те, в свою очередь, делятся на ударные и безударные, глухие и звонкие. 

Все гласные звуки [а], [о], [э], [у], [и], [ы] полностью состоят из голоса, поэтому их можно легко растянуть, напеть или отрывисто повторять. Согласные звуки, в отличие от гласных, образуются либо с участием звука (или тона) или только с шумом. Первые принято называть звонкими, а вторые — глухими. 

Глухой согласный звук образуется из шума, возникающего при произношении, поэтому его очень легко отличить от звонкого, который сопровождается ярким и продолжительным дрожанием в области горла. Если возникают затруднения с определением типа согласного — достаточно использовать этот нехитрый приём.

Согласные звуки: как отличать 

Согласные звуки — это звуки, в образовании которых губы, зубы и язык создают препятствие. Они, как правило, отличаются несколькими параметрами: 

  • глухостью или звонкостью; 
  • парностью или непарностью; 
  • мягкостью или твёрдостью.

Все согласные звуки условно делятся на: 

сонорные шумные

Мягкость и твёрдость глухих и звонких согласных букв появляется благодаря последующему гласному или согласному звуку. Определённые группы гласных могут давать только твёрдость или мягкость. Если после звонкого или глухого согласного идёт другой согласный звук, то он с большой долей вероятности будет твёрдым. 

Твердость и мягкость меняет звучание слова и делает его более выразительным. 

Понятие парных согласных связано с созвучностью звонких и глухих звуков. Парными эти согласные называются потому, что есть глухие звуки, которые звучат подобно им, но только с меньшим количеством голоса и большим шумом.

Глухие и звонкие согласные можно распределить следующим образом: 

  • Пять непарных глухих согласных: х, ц, ч, щ.
  • Звуки [ж], [ш], [ч], [щ] — шипящие.
  • Звуки [ж], [ш] — твердые шипящие звуки.
  • Звуки [ч] и [щ] — мягкие шипящие звуки.
  • Звуки [c], [с], [з], [з], [ц] — свистящие. 
  • Звуки [л], [м], [н], [р] — сонорные. Они всегда звонкие и не имеют пары. 

Запоминаем глухие и звонкие согласные звуки с помощью простой проверки: приложите пальцы к горлу и произнесите слово. Если чувствуете дрожание, то звук звонкий. Если оно отсутствует — глухой. 

Звонких звуков в русском языке 20, а обозначаются они 11 буквами. Подобная разница в значениях обусловлена тем, что некоторые звуки имеют пару (звонкую или глухую). 

Запоминаем звонкие буквы: 

б в г д ж з й л м н р

Запоминаем глухие буквы: 

п ф к т ш х ц ч щ

Глухие и звонкие согласные звуки образуют весь русский алфавит. Всего звуков в русском языке 36. 

Для упрощения задачи запомним, что все звуки в русском языке либо являются парными, либо непарными. В рус­ском язы­ке их значительно меньше, чем парных, но они тоже имеют немаловажное значение и позволяют создавать интересные звучания в стихотворениях или текстах. Непарных согласных не так много. Большинство из них представлены сонорными звуками и очень быстро запоминаются. 

Непарные согласные можно запомнить с помощью фразы: «У льва и жабы много друзей». Подобная нехитрая уловка значительно упростит процесс запоминания столь непростой темы. 

Как знание подобной информации поможет упростить процесс обучения? Благодаря знанию различий между звонкими и глухими согласными можно быстро делать фонетические разборы слов (такой разбор отмечается цифрой 1 и является одним из стандартных заданий на ВПР или ЕГЭ) без лишних затруднений. Различая звонкие согласные звуки и глухие согласные звуки, можно избавиться от ошибок в повседневной речи и показать уровень собственной образованности. 

Для лучшего усвоения темы обратитесь к таблице глухих и звонких согласных: 

Твёрдые Мягкие
Звонкие [б] [в] [г] [д] [ж] [з] [б’] [в’] [г’] [д’] [з’]
Глухие [п] [ф] [к] [т] [ж] [с] [п’] [ф’] [к’] [т’] [с’]

Усвоение разницы между согласными звуками по уровню глухости, твердости, мягкости или звонкости позволит совершенствовать и оттачивать собственные знания по теме. 

Глухие и звонкие согласные: что стоит запомнить 

Русский язык довольно сложен и коварен. Случается так, что определить положение согласного в слове практически невозможно. Усвоенные знания могут не помочь быстро справиться с этой проблемой и отыскать верное решение, поэтому мы рекомендуем попробовать потренироваться разбивать слова на звуки. 

Существует большая вероятность того, что в которых словах согласные при произношении могут оглушаться. 

Поэтому запомним, что звук ц всегда остаётся глухим и непарным, даже если кажется иначе, а звук ж — всегда является твёрдым, даже если пишется с мягким звуком. 

Рассмотрим примеры подобных изменений в звучании слов: 

  • ко́роб [ко р а п];
  • поро́г [п а р о к];
  • сто́рож [с т о р а ш];
  • но́ров [н о р а ф]; 
  • пара́д [п а р а т];
  • моро́з [м а р о с].

В данном случае наблюдается замена парных согласных. Разбирая слова по аналогии, легко будет научиться распознавать подобные моменты в тексте. Выполнение заданий станет значительно быстрее и проще. 

Попробуйте самостоятельно определить морфологический состав слов: 

  • Жизнь; 
  • Берег; 
  • Цветок; 
  • Кошка. 

Если у вашего школьника есть вопросы, как отличить мягкий согласный от твёрдого, а глухой — от звонкого, предлагаем разобраться в этом вместе, а затем проверить, насколько хорошо ребёнок усвоил тему «звонкие и глухие согласные», при помощи наших простых упражнений.

Содержание:

  • Звуки в русском языке
  • Согласные звуки и их классификация
    • Как отличить глухой согласный от звонкого?
    • Мягкие и твёрдые согласные
  • Звонкие согласные
  • Глухие согласные
  • Звонкие и глухие согласные: таблица пар
  • Упражнения для самопроверки

Звуки в русском языке

звонкие согласные

Pixel-Shot/Shutterstock.com

В русском языке количество звуков и букв — их графических «эквивалентов» — не совпадает: звуков 42, а букв всего 33. Как объяснить ребёнку разницу между звуком и буквой, ведь они выглядят одинаково? Откуда берутся эти «лишние» звуки? Разбираемся по порядку:

  1. Звуки — единицы устной речи, отражающие звучание слов. То есть звуки — то, что мы слышим и говорим, а буквы — знаки для обозначения звуков на письме, чтобы мы могли записать то, что услышали.
  2. Несмотря на то, что две буквы — мягкий и твёрдый знаки — звуков не обозначают вовсе, многие другие буквы имеют два парных звука — твёрдый и мягкий согласные ([п]-[п’]). Поэтому-то звуков и больше, чем букв.
  3. Звуки бывают гласные и согласные. И те, и другие мы всегда произносим на выдохе, но происходит это по-разному: гласные звуки проходят голосовые связки и беспрепятственно выходят через рот; а при произнесении согласных воздух из лёгких всё время встречает преграды в виде губ, зубов или языка. Чем громче мы хотим произнести звук, тем сильнее смыкаем преграду и «шумим».
  4. В русском языке 10 гласных букв, на которые приходится всего 6 гласных звуков: [а], [о], [у], [э], [и], [ы]. Дело в том, что гласные буквы е, ё, ю и я свои собственные звуки не образуют: они либо указывают на мягкость предыдущего согласного (люблю [л’убл’у]), либо обозначают два звука: [йэ], [йо], [йу] и [йа] (например, варенье [вар’эн’йэ]).
  5. Гласные звуки являются слогообразующими, а согласные — нет; поэтому количество слогов в слове считают согласно количеству гласных звуков (например, в слове трость [трост’] целых четыре согласных звука, но гласный всего один — а значит, и слог только один).

Как отличить согласный звук от гласного? Гласный можно пропеть, так как при произношении звук выходит свободно — он не встречает преград в виде замкнутых губ, зубов, языка. Согласный звук пропеть не удастся — помешают губы или язык.

Согласные звуки и их классификация

звонкие и глухие согласные

Источник: lena.spb.ru

Все 36 согласных звуков русского языка делятся на несколько классов.

По способу образования: 

  • сонорные (в их произношении задействовано больше голоса, чем шума);
  • шумные (больше шума, чем голоса. Шумные согласные, в свою очередь, различаются по признаку звонкости или глухости).

Шумы — это посторонние звуки, которые мы издаём не голосовыми связками. Например, при произнесении звука [в] мы прикусываем нижнюю губу, и выдыхаемый воздух упирается в эту преграду.

По степени мягкости произношения:

  • мягкие.
  • твёрдые;
  • мягкие.

Кроме того, по каждому из этих признаков у некоторых согласных есть пары, у других их нет.

Как отличить глухой согласный от звонкого?

звонкие глухие согласные

Olga Apanasenko/Shutterstock.com

Глядя на транскрипцию слова в учебнике, ребёнок не сможет определить, какие согласные в этом слове звучат звонко, а какие — глухо. Для этого необходимо понять, участвуют ли в образовании звука голосовые связки — сделать это можно опытным путём.

Для образования звонких звуков необходим не только шум, который производит воздух, проходя через преграду. Чтобы звук обрёл звонкость, нужен ещё и голос — поэтому в тот момент, когда мы произносим звонкий звук, голосовые связки слегка вибрируют. Ощутить эту вибрацию можно, прикоснувшись к горлу рукой. При произнесении глухих звуков эта вибрация не ощущается — голосовые связки в процессе не участвуют.

Ещё один способ отличить звонкий согласный от глухого — произнести звук, закрыв уши ладонями. Вибрация голосовых связок позволяет услышать звонкий звук даже с закрытыми ушами, в то время как глухой слышен не будет.

Чтобы научиться отличать глухие и звонкие согласные, приложите руку к шее и произнесите звук. Если вибрация есть — звук звонкий, если нет — глухой.

Давайте потренируемся. Приложите ладонь к шее:

  • Произнесите звук [д]. Чувствуете вибрацию? Так работают голосовые связки — мышцы, расположенные в области шеи. Поэтому звук [д] — звонкий.
  • Теперь произнесите парный звук [т]. Вибрации в шее нет. Это значит, что в образовании звука [т] голосовые связки не участвуют. Поэтому звук [т] — глухой.

Мягкие и твёрдые согласные

звонкие согласные буквы

Alla Davydowa/Shutterstock.com

Одна и та же согласная буква в разных словах может звучать по-разному:

лом [лом] — лён [л’он];

баня [бан’а] — бита [б’ита] и т.д.

Согласные звуки в начале этих слов произносятся с разной степенью мягкости, и зависит это от следующей за ними буквы: мягкими согласные делают буквы е, ё, и, ю, я и ь. Мягкость согласного звука в транскрипции обозначается апострофом [‘].

Звук получится мягким, если приподнять середину языка к нёбу, а кончик тянуть к зубам. Чтобы понять, как это происходит, потренируйтесь вместе с ребёнком произнести парные мягкие и твёрдые звуки, например [р]-[р’] (хор–хворь), [л]-[л’] (мол–моль), [з]-[з’] (заря–зяблик) и другие.

Большинство согласных звуков образуют пары по мягкости и твёрдости, но есть и исключения — звуки, которые могут быть только мягкими, либо только твёрдыми:

Твёрдые Мягкие
[л]

[м]

[н]

[р]

[б]

[в]

[г]

[д]

[з]

[п]

[к]

[с]

[ф]

[х]

[т]
[л’]

[м’]

[н’]

[р’]

[б’]

[в’]

[г’]

[д’]

[з’]

[п’]

[к’]

[с’]

[ф’]

[х’]

[т’]
Всегда твёрдые Всегда мягкие
[ж]

[ц]

[ш]
[щ’]

[ч’]

[й’]

Звонкие согласные

парные звонкие и глухие согласные

Pavel L Photo and Video/Shutterstock.com

Все звонкие согласные, в образовании которых участвует голос, можно разделить на две группы:

  • парные — согласные звуки, в образовании которых в большей степени участвует шум, в меньшей — голос; они образуют пары с глухими согласными, которые произносятся так же, но без участия голосовых связок;
  • непарные — сонорные звуки, в образовании которых в большей мере участвует голос, и в меньшей — шум.
Парные звонкие согласные Непарные звонкие согласные (сонорные)
[б]

[в]

[г]

[д]

[ж]

[з]

[б’]

[в’]

[г’]

[д’]

[з’]
[л]

[м]

[н]

[р]

[л’]

[м’]

[н’]

[р’]

[й’]

Отличительной особенностью парных звонких согласных является то, что в середине слова перед глухими согласными и в конце слова они оглушаются — произносятся как парные им глухие звуки:

лошадка [лашатка]

столб [столп]

Глухие согласные

звонкие и глухие согласные и гласные буквы таблица

Studio Romantic/Shutterstock.com

В образовании глухих согласных не участвуют голосовые связки: мы слышим только шум, когда воздух проходит сквозь сжатые губы, зубы или язык с нёбом. Глухие согласные также могут быть парными (образовывать пару со звонким согласным) или непарными.

Парные глухие согласные Непарные глухие согласные 
[п]

[ф]

[к]

[т]

[с]

[п’]

[ф’]

[к’]

[т’]

[с’]

[ш]
[х]

[х’]

[ц]

[ч’]

[щ’]

⠀⠀
В произношении глухих согласных звуков тоже есть особенность: в начале или середине слова перед парными звонким согласным (кроме звуков [в]-[в’]) они озвончаются — произносятся как парные им звонкие согласные звуки:

сбор [збор]

просьба [проз’ба]

Не переживайте за своего младшеклассника, когда он находится в школе или передвигается без вас — установите приложение «Где мои дети» и смотрите, где он находится сейчас, каким маршрутом следует, а также узнайте, что происходит вокруг него.

Звонкие и глухие согласные: таблица пар

Звонкие б в г д ж з й л м н р
Глухие п ф к т ш с х ц ч щ

Упражнения для самопроверки

глухие и звонкие согласные

Prostock-studio/Shutterstock.com

Проверьте, насколько хорошо ваш ребёнок понял различия между согласными звонкими и глухими:

  1. Подберите пару по признаку твёрдости-мягкости к этим звукам: [с], [б’], [м], [д], [к’]. Придумайте примеры слов с получившимися звуками.
  2. В каких словах произносится звонкий согласный звук в конце слова: мышь, холод, бор, плач, стол, чай, обоз, дом?
  3. Какие слова получатся, если заменить в этих примерах звонкий согласный в начале на парный глухой: день, жар, голос, дочка, жалость, гол, борт?
  4. В каких словах происходит озвончение глухого согласного: вокзал, метла, сделка, порог, сказка, творог, футбол?
  5. Запишите транскрипции этих слов: сделать, копьё, берёзка, чаща, помощь.

Ответы:

  1. [с’] — напр., ввысь, [б] — бык, [м’] — мёд, [д’] — день, [к] — копоть.
  2. Бор, стол, чай, дом.
  3. Тень, шар, колос, точка, шалость, кол, порт.
  4. Вокзал [вагзал], сделка [зд’элка], футбол [фудбол].
  5. [зд’элат’], [кап’й’о], [б’ир’оска], [ч’ащ’а], [помащ’].

В начальной школе изучению фонетики неслучайно уделяется много времени: поняв особенности звукового строения языка, ребёнок легко сможет отличать схожие по звучанию слова, а также будет правильно говорить и грамотно писать.

Помогите вашему первокласснику научиться отличать гласные звуки от согласных, а звонкие — от глухих, и проверьте полученные знания при помощи наших упражнений!

Источник фото обложки: lev.studio/Shutterstock.com

Получите чек-лист подготовки к школе на свою почту

Письмо отправлено!
Проверьте электронный ящик

Русский язык. 2 класс.

Урок 56. Как отличить звонкие согласные звуки от глухих?

Цель:

  • знакомство со звонкими и глухими согласными.

Задача:

  • научиться различать и правильно произносить глухие и звонкие согласные звуки, парные и непарные.

На уроке

мы узнаем:

  • как делятся согласные звуки;

мы научимся:

  • отличать парные и непарные согласные звуки;

мы сможем:

  • определять звонкие и глухие согласные звуки.

Тезаурус

Звонкие согласные звуки – это звуки, в образовании которых участвуют и голос, и шум.

Глухие согласные звуки – это звуки, которые создаются только одним шумом, без участия голоса.

Парные по звонкости-глухости согласные звуки – это звуки, которые могут озвончаться или оглушаться в зависимости от положения в слове.

Основная и дополнительная литература по теме урока

Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. Учебник. 2 класс. В 2 ч. Ч. 2. — М.: Просвещение, 2018. – С. 16 – 19.

Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 2 класс. В 2 ч. Ч. 2. — М.: Просвещение, 2018. – С. 10-18.

Канакина В.П., Щеголёва Г.С. Русский язык. 2 класс. Контрольные работы. В 2 ч. Ч. 2. – М.: Просвещение, 2018. — С. 35 – 40.

Канакина В. П. Русский язык. 2 класс. Тетрадь учебных достижений. – М.: Просвещение, 2017. – С. 46 – 47.

Канакина В. П. Русский язык. Раздаточный материал. Пособие для учащихся. 2 класс. – М.: Просвещение, 2018. — С. 36.

Тихомирова Е.М. Тренажёр по русскому языку к учебнику В.П. Канакиной, В. Г. Горецкого «Русский язык. 2 класс. В 2 ч.» ФГОС (к новому учебнику) – М.: Издательство «Экзамен», 2018. — С.55-60.

Тихомирова Е.М. Тесты по русскому языку. 2 класс. В 2 ч. Ч. 2: к учебнику В.П. Канакиной, В. Г. Горецкого «Русский язык. 2 класс. В 2 ч. Ч. 1.» ФГОС (к новому учебнику) – М.: Издательство «Экзамен», 2017. — С. 14 – 21.

Русский язык: предварительный контроль: текущий контроль: итоговый контроль: 2 класс: учебное пособие для общеобразовательных организаций / О. Е. Курлыгина, О. О. Харченко. – М.: Просвещение: УчЛит, 2018. — С. 60-63.

Открытые электронные ресурсы по теме урока

Канакина В. П. и др. Русский язык. 2 класс. Электронное приложение. — М.: Просвещение, 2011. Ссылка для скачивания: http://catalog.prosv.ru/attachment/ca950bac-d794-11e0-acba-001018890642.iso

Теоретический материал для самостоятельного изучения.

Мир наполнен разнообразными звуками. Звучат вода и солнце, звучит лес, тишина тоже звучит. И человек тоже живёт со звуками. Только звуки, издаваемые человеком, за многие тысячелетия выстроились в определённом порядке и стали словами.

По мнению учёных, в русском языке всего 42 звука. Различаются они тем, как работает наш речевой аппарат при их произнесении. Следует заметить, что у него есть несколько «инструментов», которые помогают нам произносить звуки по-разному. Это губы, зубы, язык, нёбо, голосовые связки. От действий каждого «инструмента» зависит, каким будет произносимый звук.

В произношении многих звуков принимают участие голосовые связки. Все гласные звуки образуются только с участием голоса. Однако для произношения чуть больше половины согласных звуков нужен голос.

Из 36 согласных звуков русского языка, без голоса произносятся 16, а вот для того, чтобы услышать оставшиеся 22 звука, голосовые связки необходимы.

Конечно, согласные звуки, которые произносятся с голосом, звучат ярче и звонче, чем другие согласные звуки. Поэтому их и назвали «звонкими согласными звуками». А вот другие согласные звуки, в образовании которых голос участия не принимает, назвали «глухими».

Значит, чтобы определить тип согласного звука – звонкий или глухой – достаточно узнать, участвуют ли голосовые связки в образовании этого звука. Но как распознать это? А нужно просто почувствовать, работают ваши голосовые связки или нет.

Известно, что голосовые связки – это мышцы и связки, которые расположены в гортани, в области шеи. Когда мы заставляем эти связки и мышцы работать, то они колеблются, и мы слышим звонкий звук. Почувствовать, работают ли голосовые связки, мы можем, приложив к шее ладонь. Попробуйте это сделать и произнесите звук [З]. Чувствуете, как «вибрирует» шея? Это работают голосовые связки. Определяем: звук [З] – звонкий. А теперь произнесите звук [С]. Никакого движения вы не почувствовали. Это значит, что в образовании звука [С] голосовые связки не участвуют. Определяем: звук [С] – глухой. Проверим этот способ на других звуках. Положи на шею ладонь. Произноси [Б] [Б] [Б]. Шея «вибрирует» – звук звонкий. Произноси [Т] [Т] [Т]. Голосовые связки не работают – звук глухой.

А как же работают другие «инструменты» речевого аппарата при образовании звонких и глухих согласных звуков?

Давайте проведем эксперимент. Произнесите звонкий согласный звук [Б]. Обратите внимание на то, что активно при этом работают губы. Они плотно смыкаются, а потом размыкаются, выпуская струю воздуха. Произнесите ещё раз: [Б] [Б] [Б]. А теперь произнесите глухой согласный звук П. Проследите, как работают губы. Произнесите ещё раз: [П] [П] [П]. Не правда ли, они двигаются так же, как при произношении звука Б. Произнесите попеременно: [Б] [П] [Б] [П] [Б] [П]. Обратите внимание, что губы двигаются одинаково. А вот голос то звучит, то «отдыхает». Такие звуки легко произносить друг за другом, в паре, то «включая», то «выключая» голос. Такие согласные звуки назвали парными.

Но есть и звуки, которые такой пары не имеют. Их назвали непарными.

Эта информация о согласных звуках представлена в специальной таблице. Чтобы легче было выучить парные и непарные согласные звуки, можно запомнить пары букв, которые обозначают эти звуки. Таких пар всего 6. Запомните их! Б – П, В –Ф, Г – К, Д – Т, З – С, Ж – Ш. Не забывайте, что многие буквы обозначают два звука – мягкий и твёрдый согласный звук.

С первого класса вам знакомы глухие и звонкие, парные и непарные согласные звуки. Сегодня мы не просто вспомнили об этом. Мы увидели особенности работы речевого аппарата человека, из-за которых звуки получаются такими похожими и такими разными.

Узнавать новое о знакомом можно бесконечно! Один восточный старец сказал: «Мудрый человек знает, что он знает мало. И только глупец думает, что он знает всё»».

А как думаете вы?

Примеры заданий и разбор их решения. Тренировочный модуль

Задание. Выдели красным цветом буквы.

Выделите красным цветом буквы, которые обозначают в этих словах звонкие согласные звуки.

Черничный пирог, шерстяной свитер.

Подсказка: Определите, какой согласный звук в слове звонкий, какой глухой.

Правильный ответ: Черничный пирог, шерстяной свитер.

Задание. Подчеркни слова.

Подчеркните слова, в которых все согласные звуки глухие.

КОШКА, ЛАМПА, ГРИБ, ПОСТ, КОФТА, БАНОЧКА, БАБОЧКА, ВХОД, КОСА, УШКО, СЛАДКИЙ

Подсказка: Определите, какие согласные звуки есть в слове. Если все согласные звуки в слове глухие, то подчеркни его.

Правильный ответ: КОШКА, ЛАМПА, ГРИБ, ПОСТ, КОФТА, БАНОЧКА, БАБОЧКА, ВХОД, КОСА, УШКО, СЛАДКИЙ.

Добавить комментарий