Обработка журнала технического нивелирования
-
Вычисляют превышения
между связующими точками: превышение
равно разности отсчетов заднего и
переднего по формуле, т.е.
h = а – в; вычисление выполняется дважды:
по черной и по красной сторонам реек.
h1 =a1– в1 = 1219 – 1713 = – 0494 мм
h2 = а2 – в2 = 6000 – 6498 =
– 0498 мм
-
Вычисляем
средние значения превышений на каждой
станции
hср.===
– 0496 мм
-
Для контроля
правильности вычислений в журнале
выполняют постраничный контроль по
формуле.
=
Σ hср.
где
– сумма задних отсчётов;
– сумма передних отсчётов; –
алгебраическая сумма средних превышений.
=98465;=98173;
=
мм
-
Невязка
нивелирного хода высчитывается по
формуле:
f
hфак
=
Σ hср.
– (–
)
f
hфак
=
0,146м-(87,312 м-87,155 м)=-0,011 м = -11мм
Невязку распределяют
с обратным знаком поровну на все
превышения.
Вычисляют
исправленные приращения и выполняют
постраничный контроль, т.е. вычисляют
сумму средних вычислений на каждой
странице:
=
+
где
– сумма превышений положительных;
– сумма превышений отрицательных.
h(+)=
0308+0573+0744+0536+1001+0380+1001+0143 = 4686 мм
h(-)
= -0496 – 1979 – 1141 – 0421 – 0503 = – 4540 мм
= 4686 – 4540 = 0,146 мм
-
Вычислим
средние исправленные превышения для
каждой станции:
=
±
=
-0496+1= -0495 мм
=
0308+1=0309 мм
Таким
же образом определяем средние исправленные
превышения на других станциях.
Вычисляем
испр:
∑hср.испр.1=1670мм
∑hср.испр.2=
-1513мм
-
Вычисляем
отметки связующих точек:
=+
где
–
искомая отметка;–
отметка первого репера;– среднее исправленное превышение
=
87,155- 0,495 = 86,660 м
=
86,660 + 0,309 = 86,969 м
Аналогично
вычисляем отметки других точек.
-
Определяем
горизонт инструмента для каждой станции
по формуле:
ГИ=
ПК + а,
где
а – задний отчет по рейке,
ПК
– отметка первого репера
ГИII
=87,155 + 1,978 = 89,133м – для второй станции
Аналогично
вычисляем ГИ для остальных станций.
-
Определяем
абсолютные отметки каждой промежуточной
точки по формуле:
Где
с-
отсчет по рейке ,установленной на
промежуточной точки.
м
-для второй станции
м
Контролем правильности
вычислений является получение в конце
хода известной отметки конечной точки:
HRp2=ПК10+
hcр.исп
=87,815+ (-
0,503)=87,312м
Последовательность составления и вычерчивания продольного профиля трассы автомобильной дороги
-
Продольный
профиль строят в масштабах
1:2000,вертикальный 1:200 по данным пикетажного
и нивелирного журналов. Сначала заполняют
графу расстояний, откладывая в ней
горизонтальные расстояния в масштабе
1:2000. Плановое положение пикетов и
плановых точек фиксируют вертикальными
отрезками, которые должны попасть на
утолщенные вертикальные линии
миллиметровки. Под сплошной линией
графы расстояний подписывают номер
пикетов. -
Заполняют
графу «фактические отметки», выписывая
из нивелирного журнала отметки
соответствующих пикетов с округлением
до сантиметра. -
Графы
«развёрнутый план дороги» и «прямые
и кривые» в плане заполняют по данным
пикетажного журнала. В графе «развёрнутый
план дороги», посередине, проводят ось
дороги и в масштабе 1:2000 строят план
полосы местности, прилегающей к трассе,
в условных знаках. В графе «прямые и
кривые» начало, и конец кривой отмечают
перпендикуляром, опущенным из точки
НК и КК на нижнюю линию. Кривую вычерчивают
условно, на 5 мм ниже прямых вставок,
изгибом, соответствующим повороту
местности. Под кривой записывают
значения всех шести элементов: φ, R,
Т, К, Б, Д. -
По
фактическим отметкам строят линию
профиля, откладывая высоты точек в
масштабе 1:200 вверх, от линии условного
горизонта, на перпендикулярах к ней,
напротив соответствующих пикетов и
других точек профиля. Линию условного
горизонта выбирают в зависимости от
фактических отметок: она должна быть
кратной 10 м и такой, чтобы самая нижняя
точка профиля стояла от линии условного
горизонта на не ближе на 4 см. построенные
точки соединяют кривой линией и получают
соответствующий продольный профиль. -
Проектную
линию на профиль наносят с соблюдением
норм технических условий:
а)
Объёмы земляных работ должны быть
минимальными и приблизительно равными.
б)
Уклоны отдельных участков проектной
линии не должны превышать определённых
пределов.
в)
Между подъёмом и спуском должна быть
горизонтальная площадка, опирающаяся
на точки пикетов
-
Вычисляем
уклон по формуле:
i
=
,
‰
‰
‰
где
Нн
– начальная проектная отметка пикета
0, которую определяют графически по
профилю, Нк
–
конечная отметка проектной линии, это
отметка 3 пикета, также определяется
графически, по профилю.
Результат
записывают в графе уклонов в промиллях
, предварительно показав схематически,
куда повышается (понижается) проектная
линия. Числовое значение уклона записывают
в графу «длина/уклон» над линией уклона,
а под линией – горизонтальное проложение
между точками.
-
Вычисляют
проектные отметки всех остальных точек
(пикетов, плюсовых, НК и КК):
Н
п+1
= Н
п
+ id
где
Н
п
– начальная, известная отметка;
i
– проектный уклон;
d
– горизонтальное проложение между
точками.
=86,80+0,0033*20=87,07
м
Контролем
служит вычисленная конечная отметка
пикета 10, которая должна быть равна
графически взятой в начале расчётов.
Проектные
отметки записывают в графу «отметки
оси проезжей части», напротив
соответствующих точек.
-
Для
всех точек профиля (пикетов и плюсовых)
вычисляют рабочие отметки (высоты
насыпи или глубины выемок) как разность
проектной и фактической отметок:
r
= Н проектн.
– Н
фактич.
87,00-86,65=0,35
м
На
выемках рабочие отметки записывают под
проектной линией, а на насыпях – над
ней. Над точками пересечения чёрной
линии профиля ( линией земли) с красной
( проектной ) линией, называемыми точками
нулевых работ, записывают рабочую
отметку 0,00.
-
Вычисляют
отметки точек нулевых работ, ( синие
отметки):
Н
син.
= Нn
+ i
x
Н
син.
=87,07+0,0033*20=87,14м
вычислив
предварительно расстояния до точек
нулевых работ по формулам:
X
=
l
Y
=
l
где
а, в – рабочие отметки соответственно
на задней и передней точках профиля,
между которыми находится точка нулевых
работ;
l
– горизонтальное расстояние между теми
же ближайшими точками профиля.
Журнал
нивелирования
трассы
Номер станции |
Номер нивел. |
Отсчеты |
Превышения, |
Горизонт инстру-мента, |
Отметки, |
|||||||
задние |
перед- ние b |
промежу-точные с |
Вычисленные |
Средние |
Исправленные |
|||||||
+ |
– |
+ |
– |
+ |
– |
|||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
|||
I |
Rp |
1219 6000 |
0494 |
+1 |
87,155 |
|||||||
ПК |
1713 6498 |
0498 |
0496 |
0495 |
86,660 |
|||||||
II |
ПК |
1978 6760 |
+1 |
88,638 |
86,660 |
|||||||
+20 |
1840 |
0310 |
0308 |
0309 |
86,798 |
|||||||
+40 |
1540 |
0306 |
87,098 |
|||||||||
ПК |
1668 6454 |
86,969 |
||||||||||
III |
ПК |
1552 6340 |
0572 |
+1 |
88,521 |
86,969 |
||||||
+39 |
0610 |
0574 |
0573 |
0574 |
87,911 |
|||||||
+78 |
2152 |
86,369 |
||||||||||
ПК |
0980 5766 |
87,543 |
||||||||||
+1 |
||||||||||||
IV |
ПК |
1704 6484 |
0746 |
0744 |
0745 |
87,543 |
||||||
+20 |
1335 |
0742 |
89,247 |
87,912 |
||||||||
+45 |
1151 |
88,096 |
||||||||||
+80 |
0298 |
88,949 |
||||||||||
ПК |
0958 5742 |
88,288 |
||||||||||
V |
ПК |
0630 5411 |
0538 |
+1 |
88,918 |
88,288 |
||||||
+40 |
1475 |
0534 |
0536 |
0537 |
87,443 |
|||||||
+79 |
0092 4877 |
88,825 |
2161 0496 2165
0495
Σа= 38078
Σв= 34748Hкон-Hнач=1670
=1665
Σh
ср.= 1665
Σh
ср.испр.= 1670
Журнал
нивелирования
трассы
Номер станции |
Номер нивел. |
Отсчеты |
Превышения, |
Горизонт инстру-мента, |
Отметки, |
|||||||
задние |
перед- ние b |
промежу-точные с |
Вычисленные |
Средние |
Исправленные |
|||||||
+ |
– |
+ |
– |
+ |
– |
|||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
+1 |
8 |
9 |
10 |
|||
VI |
+79 |
1599 7462 |
1002 |
1001 |
1002 |
88,825 |
||||||
ПК |
0597 6462 |
1000 |
+1 |
89,827 |
||||||||
VII |
ПК |
1419 6284 |
1980 |
1979 |
1978 |
89,827 |
||||||
+25 |
0210 |
1978 |
91,246 |
91,036 |
||||||||
ПК |
3399 8262 |
87,849 |
||||||||||
VIII |
ПК |
0249 5166 |
1142 |
+1 |
87,849 |
|||||||
ПК |
1391 6306 |
1140 |
1141 |
1140 |
86,709 |
|||||||
IX |
ПК |
0595 5459 |
+1 |
86,709 |
||||||||
+50 |
0320 |
0420 |
0421 |
0420 |
87,304 |
86,984 |
||||||
ПК |
1015 5881 |
0422 |
+1 |
86,289 |
||||||||
X |
ПК |
1587 6750 |
0380 |
0380 |
0381 |
86,289 |
||||||
ПК |
1207 6370 |
0380 |
+1 |
86,670 |
||||||||
XI |
ПК |
1590 7453 |
1002 |
1001 |
1002 |
86,670 |
||||||
ПК |
0588 6453 |
1000 |
87,672 |
|||||||||
XII |
ПК |
1248 6030 |
0145 |
0143 |
0143 |
88,920 |
87,672 |
|||||
+40 |
2000 |
0141 |
86,920 |
|||||||||
ПК |
1103 5889 |
87,815 |
||||||||||
XIII |
ПК |
1356 6140 |
0504 |
0503 |
0503 |
87,815 |
||||||
Rp |
1860 6642 |
0502 |
87,312 |
2525
4044 2528 4041
Σа
= 60387 Σв
=63425
Hкон-Hнач=-1513
=
-1519 Σh
ср = -1519
Σh
ср испр.= -1513
По
всему ходу:
Σа
= 98465
Σв = 98173
=146
Σh
ср.хода= 146
Σh
ср.испр. =
157
Пикетажный
журнал
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Это не сразу делается, но постепенно.
Вначале необходимо посчитать “пятку рейки” разницу между отсчётами по “красной” стороне рейки и по “чёрной” стороне рейки.
Сделать это нужно на Rp 25, Пк 0 (два раза), Пк 1 (два раза) и Пк 2.
Сделать карандашиком.
Далее – надрать ухи тому, кто напечатал “ПострОничный контроль”
Третье – исправить лажу внизу колонок 3+4.
Там должна быть (сумма задних чёрных) минус (сумма передних чёрных).
Четвёртое – выяснить отметку исходного репера Rp 25.
С этим – либо к методичке, в которой должно быть указано, либо к препу, который почему-либо не дал данных.
Пятое – До горизонта ещё дойти надо, а именно посчитать отметку Пк 1
Как считать – подскажу, когда сделаешь всё вышеуказанное (про ухи не забудь!)
Кстати, внизу твоего вопроса есть ссылочки на похожий вопрос:
Одна:
https://otvet.mail.ru/question/220642508
Другую давать не буду, ибо там этот вопрошаец просто задолбал ответчика комментариями.
Но и там, и там – заметь! уже дана отметка начального репера.
Вот, немного помогу:
Андрей Олегович Катышев
Эксперт по предмету «Геодезия»
Задать вопрос автору статьи
Работа с журналом нивелирования в геодезии предполагает следующую последовательность:
- изначально устанавливается показатель превышения передних связующих точек над задними;
- далее осуществляется постраничный контроль за исчислением превышения;
- затем определяются отметки связующих точек в полной составе, согласно исходной отметке репера;
- определяется высотная неувязка и сравнивается впоследствии с допустимой;
- вычисляются отметки промежуточных точек.
Рисунок 1. Формулы в нивелировании. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Сдай на права пока
учишься в ВУЗе
Вся теория в удобном приложении. Выбери инструктора и начни заниматься!
Получить скидку 3 000 ₽
Далее все данные, которые были определены, заносятся в журнал нивелирования и производятся постраничный контроль.
Журнал нивелирования трассы
Нивелирование трассы осуществляют методом прокладывания нивелирного хода вдоль трассы. При этом он состоит из некоторого количества станций.
Данное нивелирование производится сразу после того, как была выполнена разбивка пикетажа (стандартно это выполняется посредством двух нивелиров по двусторонним рейкам). Благодаря первому прибору нивелируются все точки по трассе (плюсовые точки, пикеты, реперы, а также главные точки кривой). Посредством второго прибора нивелируются для контроля исключительно реперы, связующие пикеты, геологические выработки на трассе и поперечники.
Замечание 1
Пикеты километровых дистанций и реперы обязательно нивелируются в качестве связующих точек двумя нивелирами. Связующими называются точки, которые оказываются общими в отношении двух стоянок нивелира. В то же время остальные находящиеся на трассе точки получили название промежуточных.
«Журнал нивелирования» 👇
Нивелирование по ходу стандартным способом осуществляют посредством «метода из середины», с установлением при этом равенства плеч ориентировочно. Также учитывается, что связующие точки (в зависимости от увеличения размеров зрительной трубы) можно брать:
- через каждые сто метров (связующими точками в данном случае послужат все пикеты);
- через каждые двести метров (будут задействовано только 50% пикетов).
нивелирования трассы. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ”>
Рисунок 2. Пример схемы нивелирования трассы. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Показатель превышения между пикетными и связующими точками будет определен по черной и красной стороне реек. В условиях работы с односторонними рейками он определяется при двух горизонтах нивелира.
Замечание 2
Сложности с определенными условиями местности (например, крутые склоны) зачастую вынуждают существенно преуменьшать расстояния между связующими точками, что крайне нежелательно, поскольку рост числа станций в ходе провоцирует увеличение объема работы и значительное накопление погрешностей при суммарном превышении.
В условиях отсутствия второго нивелира, трасса нивелируется дважды по разбитому пикетажу. При этом имеются в виду прямое и обратное направления. Высотную привязку к реперам трассы выполняют нивелирные ходы (от реперов до точек трассы). Связующими точками (при определенных условиях местности) выбираются соседние пикеты и нивелируются все промежуточные точки между ними с одной станции.
На местности, где присутствуют большие уклоны земной поверхности, часто связующими точками выступают плюсовые точки или же специально устанавливаемые х-точки. Это возможно в ситуации невозможности нивелирования с одной станции двух соседствующих точек пикетажа.
В таком случае между точками пикетажа будет выбираться одна или же количество х-точек будет больше. Это позволит произвести нивелирование, благодаря им. Х-точки служат исключительно для передачи отметок. Это объясняет отсутствие измерений расстояний от них до пикетов и нанесений этих точек на профиль.
Журнал нивелирования поперечников
Определение 1
Поперечники выступают прямыми линиями, перпендикулярными направлению трассы. Разбиваются они обычно экером или теодолитом в правую и левую стороны от оси трассы минимально на 20 м и максимально – на 50.
Если позволяют условия местности, нивелирование поперечников выполняется со станций, ближайших к ним. Это станции продольного нивелирования трассы.
В ином случае поперечники нивелируются уже с отдельных станций, тогда отсчеты по рейке специалисты будут брать на всех точках поперечника. При этом они берутся исключительно по черной стороне рейки. Отсчеты записывают на отдельных страницах в конце журнала нивелирования.
Станции нивелирования на поперечниках выбираются таким образом, чтобы становились заметными отсчеты на все точки поперечника, как левые, так и правые от его оси). Также сюда будут относиться отсчеты на одну либо две точки, которые лежат на трассе (в основном, – на передний или задний пикеты, либо плюсовые точки).
Вычисление высот точек на поперечниках осуществимо через горизонт нивелира. Поперечные профили трассы составляются по высотам точек на поперечниках.
Геодезические приборы для обработки данных журнала нивелирования
Активное развивающаяся в технологическом плане микропроцессорная и вычислительная техника привела к ситуации с широким внедрением цифровых приборов в производство. Так, было отмечено появление таких приборов, как:
- электронные тахеометры;
- цифровые нивелиры;
- высокоточные принимающие устройства сигналов навигационных спутников;
- геодезические сканеры.
Это, в свою очередь, спровоцировало быстрое развитие разных цифровых технологий, разработку мощных пакетов прикладных программ, допускающих обработку геодезических измерений, выполненных любыми геодезическими системами и приборами.
Подобный подход стал определяющим в появлении электронного тахеометра, названного, благодаря своим функциям, общей измерительной станцией. Таким тахеометрам удалось вытеснить, как отдельно существующие приборы, светодальномеры и традиционные оптические теодолиты.
Электронный тахеометр стал выполнять функции главного прибора при проведении топографических съемок, а также разбивочных работах, решении различных инженерно-геодезических задач.
Работа исполнителя (то есть оператора подобного прибора) будет сводиться к визированию на цель (зачастую, веху с отражателем) и нажатию кнопки отсчета. При этом специалист должен иметь соответствующую квалификацию и хорошо знать местность, ее контурную нагрузку и рельеф при выборе места установки отражателя.
Значительная часть времени будет затрачиваться оператором в процессе приближенного наведения, перефокусировки трубы, точного наведения. Стоит учитывать, что спустя несколько часов таких действий начинается снижение внимания оператора, появляется резкая усталость глаз, позвоночника, рук и ног.
Это обуславливает дальнейшее развитие конструкций тахеометров в сторону их роботизации (создание приборов с сервомоторами (простые), с системой слежения (полуроботы), с наличием дистанционного управления (роботы)).
Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу
Поиск по теме