Фотография – процесс творческий, соответственно никаких четких правил, отступать от которых нельзя ни при каких условиях, здесь быть не может. Это касается и вопроса о месторасположении линии горизонта на снимке. Несмотря на растиражированное во многих источниках мнение о том, что наилучшее положение горизонта – треть от края кадра, а наихудшее – его центр, положение выбирают, исходя, в первую очередь, из соображений наилучшей композиции и личных предпочтений фотографа.
Линия горизонта – важный элемент снимка, ведь выбранная удачно, она не привлечет к себе внимания, а неверное ее положение отвлечет внимание от действительно важных элементов фото, зачастую погубив задумку автора. Существуют несколько советов, которые помогут начинающим определить, какое положение горизонта сделает снимок наиболее выигрышным.
Низкий горизонт
Такое положение линии горизонта делает верхнюю его часть доминирующей, а потому в ней должно быть что-то, что прикует к себе внимание зрителя. Это может быть красочный закат, или причудливая форма облака. Однако стоит быть осторожным, делая небо центром композиции в случае, когда ничего заслуживающего внимания на нем нет.
Высокий горизонт
Положение линии горизонта, противоположное описанному выше. Разместив подобным образом горизонт, фотограф хочет подчеркнуть какие-то объекты на перднем плане, несущие смысловую нагрузку снимка. Небо в таком случае будет лишь достойным завершением фото.
Как в первом, так и во втором случаях, при последующей обработке снимков следует помнить об искажении близких к краю кадра вертикальных линий на снимках и исправлять его. Как правило, откорректировать выгнутые к центру, либо выходящие за края линии не представляет труда.
Горизонт в центре кадра
Выбрав для себя такое местоположение линии горизонта, следует быть предельно осторожным, ведь даже небольшое смещение в ту или иную сторону создаст у зрителя впечатление дисбаланса композиции на фото. Потому необходимо следить за размещением горизонта на этапе ретуширования фотографий, аккуратно выверяя его, чтобы ни одна часть фотографии не «перевешивала» другую. Наиболее выигрышным станет центральное расположение линии горизонта на фото с отражением. Тем более, что на последних нетрудно определить баланс между частями снимка.
Снимок будет более целостным, если какие-то объекты будут прерывать линию горизонта, как бы строя связь между верхней и нижней частями фото.
Без горизонта
Ну и наконец, стоит упомянуть о ситуации, когда пустое небо не добавит в композицию снимка ничего, кроме лишних утяжеляющих его линий. Стоит ли в таком случае помещать его в кадр, когда лучше сосредоточить внимание зрителя на деталях пейзажа? Ответ очевиден.
Линия горизонта является важным композиционным элементом фотографии. Если во время экспонирования кадра Ваша фотокамера будет наклонена, то Вы получите кадр с так называемым заваленным горизонтом, когда объекты в кадре как бы заваливаются в сторону. Это одна из наиболее распространенных ошибок начинающих любителей фотографии. Впрочем, заваленный горизонт можно всегда при необходимости выровнять в любом графическом редакторе, хоть и с некоторым ухудшением качества картинки. А вот вопрос, как правильно располагать горизонт в кадре, чтобы сделать снимок наиболее выигрышным для зрителя, кажется, куда более сложным. Неверное расположение горизонта может отвлечь внимание зрителя от наиболее важных и интересных деталей, загубив, тем самым, всю идея фото.
В теории фотографии существует несколько основополагающих правил, одно из которых касается и расположения линии горизонта. Это правило гласит, что нельзя размещать линию горизонта прямо в центре кадра, а лучше расположить ее на расстоянии примерно одной трети от границ снимка. То есть иными словами линию горизонта нужно размещать ближе к низу или верху кадра, ориентируясь по сетке.
Однако, как известно, любое правило имеет свои исключения. Что уж говорить о таком творческом занятии, как фотография. Следование этому правилу далеко не всегда является оптимальным решением. Выбор расположения линии горизонта в кадре (сверху, снизу или посередине) будет зависеть от того, что Вы хотите снять и на что хотите акцентировать основное внимание зрителя. В этой связи можно более подробно остановиться на том, какое расположение горизонта будет предпочтительным в той или иной ситуации:
– Линия горизонта ближе к нижней части кадра
Один из наиболее часто встречающихся и распространённых вариантов расположения линии горизонта– это нижний горизонт. Благодаря размещению горизонта ближе к нижней части фотоизображения, верхняя область снимка становится доминирующей. Она то и притягивает внимание зрителя. Выбор нижнего горизонта выглядит наиболее целесообразным, если Вам требуется уделить большее внимание заднему плану или когда передний план на снимке просто отсутствует.
В пейзажной фотосъемке такой прием часто используется, если фотограф хочет показать зрителю завораживающее по своей красоте небо, потрясающий закат или облака причудливой формы. Не нужно размещать линию горизонта слишком низко, если в верхней области кадра нет ничего, что может заинтересовать зрителя. Это сделает фотографию довольно скучной и не выразительной по своему содержанию. Например, далеко не всегда пустое голубое небо может смотреться интересно и привлекательно, поэтому имеет смысл несколько поднять линию горизонта.
– Линия горизонта ближе к верхней части кадра
Противоположный вариант – когда линия горизонта размещается ближе к верхней границе кадра. Это хорошее решение для тех фотографий, где Вам нужно особо подчеркнуть передний план. Ведь в данном случае доминирующей в композиции уже становится нижняя область фотоизображения. Небо или закат на заднем плане станут лишь дополнением к снимку. Высокий горизонт предпочтителен, когда на переднем плане присутствуют какие-либо интересные объекты или детали, несущие в себе определенную смысловую нагрузку.
С верхним и нижним горизонтом необходимо помнить о вертикальных линиях, размещающихся у границ снимка. Это могут быть деревья или архитектурные сооружения. Из-за размещения горизонта эти линии могут получиться вогнутыми по направлению к центру, либо, наоборот, будут выгибаться за границы кадра. Исправить эти возможные недостатки можно в процессе постобработки изображения.
– Линия горизонта посередине
Интересный вариант, который является, как мы уже выяснили, отступлением от общепринятых правил построения композиции. Основная сложность, с которой сталкивается фотограф, размещая линия горизонта по центру кадра – это несбалансированность фотографии, то есть когда одна часть кадра будет визуально «перевешивать» другую. На практике бывает довольно трудно определить правильный баланс фотографии, поэтому такое расположение горизонта следует использовать только в исключительных случаях, когда этого требует общая идея снимка. Например, наиболее выигрышно размещение горизонта посередине будет смотреться на фотографиях с отражением, где изначально гораздо легче получить сбалансированную композицию.
Кроме того, в такой ситуации снимок будет смотреться еще более интересным и привлекательным, если линия горизонта будет прерываться какими-либо объектами, например, идущими от земной поверхности к небу. Это могут быть деревья, столбики, сооружения. За счет них выстроится определенная взаимосвязь между верхней и нижней областью изображения. При использовании центрального расположения следует быть предельно аккуратным: горизонт должен размещаться строго по центру кадра, а не чуть-чуть выше или ниже. В противном случае это усугубит целостное восприятие фотографии. Если Вы решили задуматься о размещении линии горизонта по центру кадра, то помните, что правила композиции вполне можно нарушать, но делать это необходимо обдуманно, взвешивая все за и против.
– Без горизонта
А можно ли снимать в пейзажной или архитектурной фотографии вообще без горизонта? Например, понятие горизонта при съемке в закрытом помещении, в принципе, само по себе бессмысленно. Разумеется, это возможно и более того во многих случаях вполне оправданно. Зачем разбивать снимок линией горизонта, если голубое небо не способно внести в композицию кадра ничего интересного, лишь визуально утяжелив фотографию. В этой ситуации рекомендуется сосредоточиться на отдельных деталях ландшафта, просто оставив линию горизонта вне кадра.
Итак, выбор размещения линии горизонта целиком зависит от того, что Вы хотите получить и на чем акцентировать основное внимание зрителя. Например, если Вы планируете обратить внимание на яркий передний план, то линию горизонта следует расположить сверху на расстоянии одной трети от границ кадра. Если же хочется сделать акцент на заднем плане, то выбирайте нижний горизонт. В некоторых случаях выгодно использовать центральное расположение, но важно, чтобы отдельные области фотоизображения оказались сбалансированными.
Касательно линии горизонта существует только одна рекомендация, адресованная любителям фотографии. Прежде чем нажать на кнопку спуска затвора, лишний раз подумайте над композицией фотографии и оцените кадр по видоискателю или ЖК-дисплею. Потратьте немного свободного времени на то, чтобы подвигать камеру вверх-вниз и вправо-влево для определения наиболее удачного ракурса и выигрышного положения линии горизонта. Это позволит избежать ошибок, способных испортить впечатление от фотографии. Проблему же заваленного горизонта поможет решить электроника. Благо во многих современных цифровых камерах существует функция электронного уровня для облегчения выравнивания аппарата.
На самом деле вопрос о том, как правильно располагать линию горизонта на снимке, во многом дискуссионный. Все зависит не только от композиционных правил, но еще и от личных предпочтений фотографа, а также от его творческой задумки. Иногда даже фотография с заваленным горизонтом, которая противоречит всем общепринятым правилам композиции, может производить невероятно сильное впечатление на зрителей.
Ровная линия горизонта в кадре — это формально верное решение в композиции по всем правилам фотографии. Однако, вы наверняка не раз видели, как в фильмах намеренно заваливали горизонт. Кривая линия горизонта по оси Х — не оплошность операторов, а не что иное, как приём голландского угла. Заваливать его действительно можно и порой даже нужно. Что в кинематографе, что в фотографии. Разбираемся, откуда этот приём взялся, как его использовать и чем он может быть полезен в качестве стилистического инструмента.
Что такое голландский угол
Голландский угол — это визуальный приём с нестандартным расположением горизонта в кадре. Впервые его начали использовать немецкие режиссёры-экспрессионисты XX века, так что на самом деле угол немецкий, а не голландский. Путаница произошла из-за схожести произношения Dutch и Deutch. Однако в массовой культуре этот приём так уже и закрепился как голландский угол.
Суть приёма состоит в намеренном наклоне уровня горизонта относительно оси Х. Первопроходцы-немцы часто использовали его в фильмах ужасов, триллерах и нуар-картинах. В таких фильмах заваленный горизонт помогал усилить тревожные моменты в глазах зрителей. Позднее приём стал массовым: сегодня это один из операторских трюков для работы с определёнными сценами.
Кроме того, голландский угол используют в фотографии. Статичное изображение также можно усилить динамичным расположением по осям.
Как работает голландский угол? Спокойные цвета и округлые формы вызывают чувство гармонии (либо, если не вызывают напрямую, то могут этому способствовать). Контрастные цвета, как и фигуры с острыми углами, воспринимаются более эмоционально. Круг кажется спокойным, а остроугольный треугольник — резким. Ровный горизонт, пусть даже в эмоциональной сцене — статично и спокойно, заваленный горизонт – динамично и эмоционально, появляется ощущение движения.
Для чего используется голландский угол?
Такой ракурс был неотъемлемым элементом хоррор-фильмов, в которых он помогал усилить тревожное состояние героев или самой сцены. Достаточно вспомнить дедушку классических триллеров — Альфреда Хичкока, в фильмах которого этот трюк используется.
Однако голландский угол может быть удобным инструментом в совершенно разных ситуациях. Вот 5 примеров:
1) Диалог. Не только контрастным светом едины: переживания персонажей также можно подчеркнуть, визуально взяв их под острым углом. Особенно, если снимать лица персонажей крупным планом. Такой приём можно увидеть в «Миллионере из трущоб», он же обрамляет героя «Миссия: невыполнима» в особенно сложном диалоге по сюжету.
Изображение: mediafactory.org.au
Изображение: cinemagavia.es
2) Конфликт. Голландский угол сам по себе создаёт напряжение в кадре, а теперь представьте, что на экране ещё и происходит конфликтная сцена. Это эффектный инструмент усиления визуального напряжения. Один из примеров — сцена из фильма «Делай, как надо» Спайка Ли. Что любопытно, доминирующие персонажи усилены как голландским углом, так и ракурсом снизу вверх.
Изображение: nytimes.com
3) Динамичная сцена. Также приём голландского угла может использоваться в своём классическом варианте, чтобы сделать динамичной статичную сцену. Заваленный горизонт сделает движения и героев более живыми. Человек, идущий по коридору отеля с ровным уровнем горизонта, воспринимается как классика статичного портрета. Но стоит только наклонить камеру относительно пола — и вот уже почти детективный триллер или сцена с преследованием. В таком простом решении и кроется сила приёма.
Изображение: scmp.com
Изображение: darkknightnews.com
4) Состояние персонажа в кадре. Рауль Дюк из экранизации «Страх и ненависть в Лас-Вегасе» — классический пример персонажа в измененном психическом состоянии. Режиссёр подчёркивает это задранными ракурсами, ведь в сознании героя под действием всего принятого мир примерно так и выглядит.
Голландский угол также хорошо обрамит апатичное, одинокое состояние персонажа, его тревогу, страх или меланхолию.
Изображение: showbiz.mirtesen.ru
Изображение: seenonceleb.com
5) Усиление экспозиции. Другая планета, индийские трущобы, потайные пространства и секретные локации — всё это будет работать ещё сильнее в глазах зрителя и завораживать, если снимать под острым углом. Так и делают режиссёры фильмов «Трансформеры» и «Миллионер из трущоб».
Изображение: l.yimg.com
Изображение: nyfa.edu
В каких фильмах искать примеры?
Разумеется, приведенные выше стоп-кадры — лишь часть большого количества примеров из мирового кинематографа. Голландский угол — распространённый приём, и встретить его в современных фильмах легко. Среди классики мирового кинематографа он, разумеется, тоже есть. Достаточно взглянуть на того же Хичкока, который часто использовал приём голландского угла в триллерах.
Изображение: kinopoisk.ru
Один из примеров современного массового кино — Гарри Поттер, в последней части которого этот приём периодически мелькает в кадре. Тёмные тучи сгустились, напряжение по сюжету растет, последняя битва близка.
Изображение: motioncue.com
Изображение: studiobinder.com
Изображение: moviesframes.tumblr.com
Хичкок не единственный, кто любил этот приём — его современный соратник по киноремеслу Гай Риччи также часто прибегает к заваленному горизонту в своих картинах.
Изображение: studiobinder.com
Изображение: vox.com
А что на счёт фотографии?
Да, фотография — это статичное изображение, в отличие от кинематографа, но даже такой статике можно придать желаемое движение лишь за счёт ракурса. Голландский угол — лёгкий способ указать на эмоцию персонажа в кадре, подчеркнуть его настроение или усилить окружающую экспозицию.
Фотография: my-greenstyle.com
Приём можно использовать на любых планах, только всегда ориентируйтесь на окружающее пространство. Например, в студийных интерьерах явно будет неуместно брать общий план. На улице же, наоборот, приём позволит взять в кадр больше и визуально подчеркнуть движение героя.
Голландский угол можно задействовать и в стрит-съёмке, и в портретной. Заваленный горизонт создаст ощущение случайности кадра, снимка от бедра, «псевдо-неумелости», что, при качестве самого кадра, только усилит его. Обратите внимание на снимки Линдберга, который использовал такой приём в своих уличных съёмках.
Фотография: fraenkelgallery.com
Фотография: lightstalking.com
Голландский угол также станет отличным решением, когда необходимо вместить в кадр весь объект, который не помещается при ровном горизонте. Например, такой приём часто используют авто-фотографы, создавая диагональную перспективу машины.
Фотография автора
Изображение: expertphotography.com
Некоторые сцены или кадры становятся полноценными и куда более интересными, если просто наклонить камеру. Этот приём своего рода палочка-выручалочка для тех случаев, когда предмет съёмки вроде как есть, а кадр не выстраивается, получается плоско и скучно.
Изображение: hotcore.info
Что важно, всегда держите в голове следующие пункты:
• Угол наклона. Приём не имеет конкретного обозначения градуса наклона, всё на глаз. Главное помнить: больше наклон — больше динамики, меньший градус наклона — меньше динамики.
• Не перебарщивать и наоборот. Завалив горизонт максимально высоко, можно переборщить, и от стилистического приёма останется странное послевкусие. С другой стороны, совсем небольшой градус наклона может восприниматься как ошибка съёмки, силы приёма в этом тоже не будет. У голландского угла нет конкретной схемы применения, руководствуйтесь своим чутьём, которое легко воспитать, посмотрев достаточное количество примеров.
• Уместность. Думайте и анализируйте, приём должен быть уместным и выполнять свою функцию в кадре, работая на эмоциональное восприятие. В общем-то, как и любой визуальный приём.
Многие начинающие фотографы, ознакомившись со всеми важнейшими правилами съемки и сделав, казалось бы, отличный снимок, получают в свой адрес критику из двух слов: «горизонт завален». Рассмотрев изображение в поисках ошибки, не каждый может понять, что именно не так, ведь это может быть практически незаметно. Знать, что такое заваленный горизонт важно фотографу любого уровня, чтобы фотографии выглядели правильно, а иногда это можно использовать как творческий прием. В этой статье вы узнаете, что такое заваленный горизонт и линия горизонта, как держать ее ровной, и как поправить ошибку в фоторедакторе.
- Основные понятия
- Как избежать заваленного горизонта
- Как исправить заваленный горизонт в фоторедакторе
- Photoshop
- GIMP
Основные понятия
Горизонт – это линия, которая на фотографии разделяет небо и поверхность земли или воды. Желательно, чтобы ее положение на снимке было параллельно верхней и нижней границе кадра, поскольку так фотография выглядит оптимально для зрителя. Это является одним из важнейших композиционных правил фотосъемки.
Если в момент создания снимка фотоаппарат будет расположен под наклоном, то в результате получится кадр с небосклоном, который будет не параллелен верхней и нижней границам кадра. Именно это называется заваленным горизонтом. Такая оплошность чаще всего встречается у фотографов в начале профессионального пути. Может показаться, что это совсем незначительная ошибка, не мешающая воспринимать кадр. На самом деле, неверное расположение линии небосклона на снимке может рассеивать внимание зрителя, из-за чего он не заметит нужные детали. Таким образом, теряется весь замысел фотографа.
Но на каждое правило всегда найдется исключение. Сделать наклон можно и намеренно, следуя творческой задумке. Также возникают ситуации, когда на фотографии создаются непредвиденные визуальные эффекты. Небосклон может быть действительно ровным, но окружающие предметы создают иллюзию наклона. В таком случае его лучше намеренно наклонить, чтобы изображение воспринималось легче.
Как избежать заваленного горизонта
Для того, чтобы удержать линию небосклона прямой, не всегда достаточно лишь одного взгляда. Сосредоточившись на главной детали фотографии, фотограф может просто не заметить небольшой уклон. Всегда важно проверять отсутствие наклона в процессе съемки. В этом помогут несколько приемов:
- Простейший способ – ориентироваться по верхней и нижней границе фотографии. Наблюдая за обстановкой на экране или в видоискателе, старайтесь разместить линию так, чтобы она была параллельна верхней и нижней границам изображения. Расстояния от одного и другого концов кадра до концов небосклона должны быть одинаковыми, именно это будет точками измерения для зрителей в проверке ровности расположения;
- Просто выстроить параллель с границами кадра может быть трудно, особенно если снимок вертикальный, а линия расположена примерно посередине. В таком случае следует воспользоваться специальными маркерами, которые есть практически в каждом фотоаппарате. Это могут быть точки фокуса или прямоугольник;
- Также можно воспользоваться специальной сеткой. Обычно она помогает в использовании правила третей, но и для выравнивания тоже пригодится. Включите сетку и постарайтесь сделать линию параллельной одной из полос сетки;
- Если проблемы с выравниванием возникают очень часто, желательно приобрести специальный уровень. Это небольшое устройство с жидкостью и пузырьком воздуха, которое надевается на башмак фотоаппарата. Поворачивая камеру, нужно добиться того, чтобы пузырь воздуха совпал с отметкой в верхней части, тогда горизонт будет находиться в нужном положении. Да и если вы просто забываете проверить его расположение, такое устройство будет напоминать об этом.
Как исправить заваленный горизонт в фоторедакторе
Даже если сначала вы не заметили заваленную линию горизонта, это можно без затруднений поправить на готовом изображении. Для этого понадобится воспользоваться фоторедактором, практически каждый из них обладает такой функцией. Поправить неровную линию небосвода на фотографии очень просто, с этой задачей сможет справиться даже начинающий фотограф.
Photoshop
Рассмотрим, как исправить заваленный небосклон на фотографии в самом популярном графическом редакторе Photoshop. Есть два способа:
- Первым делом нужно открыть фотографию в редакторе. Нажимаем вкладку «Фильтр», в появившемся списке выбираем «Коррекцию дисторсии». После открывается окно, где необходимо нажать на вторую сверху иконку в левом верхнем углу под названием «Выпрямление». Удерживая левую кнопку мыши, проводим линию по существующему горизонту, после чего отпускаем. Ошибка исправлена всего за несколько нажатий;
- Второй способ чуть сложнее. В меню инструментов слева нужно выбрать инструмент «Линейка». Следом проводим линию, как в первом способе. Нажимаем на кнопку «Выровнять слой», она находится сверху. Горизонт на фотографии выравнивается, но остаются пустые края, которые нужно кадрировать. Для этого в меню слева выбираем инструмент «Рамка», после чего регулируем размер фотографии, таким образом, чтобы туда не попадали пустые области, и нажимаем на галочку в правом верхнем углу.
Важно понимать, что в обоих случаях при выравнивании линии на краях остаются пустые области. Если при использовании второго способа вы кадрируете их самостоятельно, то в первом способе они автоматически заполняются алгоритмами программы, дублируя ближайшие области. Поэтому при первом способе, если в углах фотографии есть важные детали, может получиться полная бессмыслица. Поэтому оба способа пригодятся, чтобы исправить небольшой уклон, если же наклон сильный, придется значительно уменьшать изображение, из-за чего может ухудшиться качество и потеряться замысел.
GIMP
Также для исправления заваленного небосвода подойдет не менее известный фоторедактор GIMP. Для этого нужно открыть фотографию, после чего выбрать инструмент под названием «Измеритель». Проводим мышкой линию по существующему горизонту, после чего в панели инструментов находим кнопку «Выровнять». После этого получится корректную фотографию с пустыми углами, которые нужно кадрировать с помощью инструмента «Кадрирование». Выберите область, не захватывая в нее пустые пространства, после чего нажмите на клавишу «Enter». Исправленный снимок готов.
Заваленный горизонт – простейшая ошибка начинающих фотографов. Его неровная линия может значительно повредить восприятию изображения. Поскольку выдержать его ровным может быть довольно сложно, следует воспользоваться наводящими символами при съемке или уровнем. Также неровный небосвод можно поправить на уже готовом снимке в фоторедакторах, например, таких как Photoshop и GIMP. Также важно помнить, что неверная линия горизонта не всегда является ошибкой, наклонить ее намеренно можно, когда этого требует правильность восприятия фотографии или творческое решение.
Выравнивание горизонта кажется одной из простейших задач при работе со снимками. Конечно, большинство фотографов хотят получить прямой горизонт, но этот участок кадра обычно обделен вниманием. А почему он не должен быть обделен? Выровнять горизонт ведь очень просто, не так ли? На практике же может потребоваться намного больше усилий, чем многие могут подумать.
Нельзя просто положиться на «виртуальный горизонт» камеры или «автовыравнивание» в ПО для постобработки, ведь человеческое восприятие уровня горизонта более сложное.
Простые случаи
Иногда не возникает совершенно никаких проблем.
В ситуациях, когда горизонт совершенно плоский и вокруг него в кадре нет очевидных отвлекающих элементов – например, морских пейзажей или широких полей – аккуратно выровнять его не составит проблем.
Конечно, уровень горизонта важен и в таких случаях. Но его намного легче достичь и при этом не требуются какие-то дополнительные шаги. Потребуется внести разве что несколько мелких коррекций направления на этапе постобработки (включая коррекцию потенциальной дисторсии).
Nikon D800E + 24мм f/1.4 @ 24мм, ISO 100, 20 с, f/11.0
Однако, такие простые примеры встречаются реже, чем вам кажется. В большинстве случаев присутствует элемент, который заставляет горизонт выглядеть неровным или искривленным. В некоторых ситуациях выраженного горизонта вообще может не быть. Тогда понадобится совершенно другой подход.
Визуальный горизонт
У каждой фотографии есть так называемый визуальный горизонт – угол, при котором фотография кажется ровной.
В кадре визуальный горизонт не всегда согласуется с действительным. Другими словами, при съемке вы можете пользоваться пузырьковым уровнем и сделать идеально ровный снимок, но все равно будет казаться будто он наклонен. Такая же ситуация происходит с «виртуальным горизонтом» камеры, использование которого может привести к получению неровных фотографий (даже если он работает идеально).
В чем причина? Если отдаленные объекты, например, длинный косогор, проходящий вдоль кадра, расположены под углом, нужно рассматривать их как новый горизонт. Если они неровные, фотография не будет выглядеть ровной, хоть каким бы идеальным ни был реальный горизонт.
Nikon D800E + 105мм f/2.8 @ 105мм, ISO 100, 1/10, f/16.0
Как видите, эта фотография выглядит достаточно ровной. Однако, на отдаленном «горизонте» виден ступенчатый косогор и мне пришлось значительно выпрямлять финальный снимок, чтобы исправить восприятие фотографии. (Другими словами, визуальный горизонт не совпадал с «технически правильным».)
Еще более сложные случаи
В ситуации с неровным холмом большинство людей согласится, что нужно наклонить рамку для получения ровной фотографии. Но зачастую попадаются значительно более сложные задачи.
Иногда определенные визуальные элементы заставляют фотографию выглядеть наклоненной даже, если это не так. Например, горизонт фотографии ниже идеально прямой, но многим покажется, что он сильно наклонен (выше в левой части и ниже в правой):
Nikon D5100 + 18-55мм f/3.5-5.6 @ 32мм, ISO 100, 6 с, f/22.0
Вот точно та же фотография, но с горизонтальной линией. Я нарисовал ее немного ниже горизонта, чтобы всё было максимально очевидно:
Горизонт абсолютно ровный.
Откуда тогда взялся наклон в исходной фотографии?
В нашем случае ответ кроется в других линиях – волнах, омывающих берег. Из-за уклона пляжа волны кажутся скошенными. Поэтому получается так, что практически все визуальные направляющие указывают на то, что справа есть сильный наклон вниз. Единственная ровная линия – сам горизонт, который недостаточно визуально выделяется, чтобы перевесить контрпримеры на переднем плане.
Это не единственный случай, когда ровный горизонт может казаться нарушителем. При правильном подходе, визуальное восприятие человека очень легко обмануть. В качестве примера, посмотрите на фигуру ниже. Ясно видно, что она наклонена (левая сторона задрана вверх, а правая опущена вниз):
На самом деле всё не так. Эта фигура абсолютно ровная. Однако, большинству людей кажется, будто она расположена под углом, поскольку на локальном уровне мозг видит, как наклонен каждый элемент, и делает вывод, что общая фигура тоже неровная. Если закрасить все линии одним цветом и добавить направляющие, становится понятно, что на самом деле квадрат не наклонен:
Точно такая же ситуация с фотографиями. Даже если горизонт фотографии технически правильный (при сравнении его с горизонтальной линией, нарисованной в специальном ПО), это не значит, что он выглядит плоским. Определенные визуальные элементы могут так или иначе его исказить. Снова, опирайтесь на визуальный горизонт, так как это – лучший способ придать фотографии ощущение ровности.
Что можно сделать?
Есть элементы, которые препятствуют получению фотографии с идеально ровным горизонтом:
- Неровный склон в кадре
- Заметная дисторсия объектива
- Простое отсутствие горизонта на некоторых фотографиях
- Другие обманчивые перцептивные элементы
Что делать в таких, то есть почти во всех, случаях?
Я советую работать с визуальным горизонтом. Чаще всего фотографии должны выглядеть ровным, даже если с технической точки зрения это не так.
Для этого обращайте внимание на любые визуальные подсказки в кадре. Может это дерево, которое выглядит наклоненным? Или на переднем плане есть линии, влияющие на восприятие горизонта?
Не стоит слепо доверять функции «автовыравнивания» в вашей программе для постобработки, пузырьковому уровню и встроенному виртуальному горизонту камеры. Даже ровная линия вдоль горизонта не всегда срабатывает. Хоть эти техники и работают в определенных ситуациях, они совершенно бесполезны при коррекции визуального горизонта.
Есть еще один совет, о котором я хотел бы рассказать: во время постобработки горизонтально отразите фотографию. Глядя на зеркальную версию, вы по-новому увидите снимок и заметите потенциальные проблемы с горизонтом, которые до этого были не видны.
Зеркально отразите фотографию по горизонтали.
Помимо этого, я советую время от времени пересматривать старые фотографии и обращать внимание, до сих пор ли их горизонт кажется ровным. Таким образом, вы сможете окинуть свои работы свежим взглядом, не привыкая к ним и не начиная упускать недостатки.
Выводы
Достаточно ли этих советов, чтобы все фотографии выглядели ровными? По всей вероятности, нет. Выравнивание снимков и работа с визуальным горизонтом требует времени и практики. Я могу поспорить с заявлением, что никто не может полностью овладеть этой техникой, так как каждый человек воспринимает мир по-своему. (То, что для одного выглядит совершенно прямым, другому покажется неровным.)
Тем не менее, стоит попробовать. Во многих случаях неровный горизонт создает ощущение отсутствия профессионализма или спешки. Иногда этот эффект добавляется умышленно, тем самым сводя на нет суть этой статьи! Однако, большинство фотографов все же стараются получить прямой горизонт. Если вы тоже к ним относитесь, надеюсь, что мои советы вам помогут!
Автор: Spencer Cox