Как найти гос бюджет

Определите состояние государственного бюджета страны, если известно, что в стране расходы

на оборону составили 280 млн. дол.,

на здравоохранение – 40 млн. дол.,

на содержание государственного аппарата – 75 млн. дол.,

на образование – 35 млн. дол.,

на науку – 20 млн. дол.,

на выплату социальных пособий – 400 млн. руб.,

на выплату процентов по государственным облигациям – 140 млн. дол.,

на охрану окружающей среды – 45 млн. дол.,

прибыль государственных предприятий составила 22 млн. дол.,

налоги с продаж – 170 млн. дол.,

личный подоходный налог – 390 млн. дол.,

налог на прибыль фирм – 85 млн. дол.,

акцизы – 32 млн. дол.,

таможенные пошлины – 15 млн. дол.,

взносы на социальное обеспечение – 305 млн. дол.

Решение:

Сальдо бюджета = доходы – расходы =

= (прибыль государственных предприятий + налоги с продаж + личный подоходный налог + налог на прибыль фирм + акцизы + таможенные пошлины и взносы на социальное обеспечение) –

– (расходы на оборону + расходы на здравоохранение + расходы на содержание государственного аппарата + расходы на образование + расходы на науку + расходы на выплату социальных пособий + проценты по государственным облигациям + расходы на охрану окружающей среды) =

= (22 + 170 + 390 + 85 + 32 + 15 + 305) –

– (280 + 40 + 75 + 35 + 20 + 400 + 140 + 45) =

= 1019 – 1035 = – 16 млн. руб.

Так как расходы превышают доходы (сальдо бюджета отрицательное), имеет место дефицит государственного бюджета.

Бюджет

В настоящее время поиск по КБК доступен только для полных строк КБК (20 значимых разрядов, допускаются пробелы-разделители) и только для расходов федерального бюджета

Расходы бюджета за 2022 г.

Крупнейшие ГРБС

по объёму расходования бюджетных средств

База сайта содержит информацию по 116 распорядителям бюджетных средств

Крупнейшие разделы бюджета

по объёму расходования бюджетных средств

База сайта содержит информацию по 14 разделам бюджета

Крупнейшие госпрограммы

по объёму расходования бюджетных средств

База сайта содержит информацию по 54 госпрограммам

Крупнейшие нацпроекты

по объёму расходования бюджетных средств

База сайта содержит информацию по 15 нацпроектам

Главная задача модуля «Бюджет» – обеспечить пользователям портала доступ к информации о расходах федерального бюджета как по завершенным периодам исполнения бюджета, начиная с 2016 года, так и по текущему году в различных разрезах, с несколькими вариантами агрегирования и детализации информации, с возможностью выгрузки данных для дальнейшего анализа и со ссылками на источники информации.

В качестве первичных источников данных в модуле используются ежемесячные отчеты Казначейства России об исполнении федерального бюджета, публикуемые на официальном сайте Казначейства России. Модуль состоит из нескольких разделов, в каждом из которых представлены детализированные записи об отдельных расходах («строки бюджета» или «строки КБК»), сгруппированные по выбранному признаку классификации. Бюджетные расходы можно просматривать в разрезе: разделов и подразделов бюджета (также известном как «функциональная классификация расходов» или ФКР), главных распорядителей бюджетных средств (ГРБС), государственных программ, национальных и федеральных проектов.

Как разобраться в федеральном бюджете?

test

17 августа 2018

Федеральный бюджет – это план государства по доходам и расходам. Он обсуждается и принимается ежегодно в четвертом квартале. Слово “бюджет” постоянно на слуху, но в том, что собой представляет этот бюджет, сейчас разбираются по большей части только финансисты и экономисты. А между тем, обычным гражданам, возможно, тоже было бы полезно в нем ориентироваться, чтобы получать информацию о том, что их интересует.

  • Минфин России получает почти половину (40%) федерального бюджета. Почему так происходит?
  • В этом году было создано Министерство просвещения. Сколько средств на него будет выделено в бюджете?
  • Как распределяется финансирование образования, здравоохранения, национальной обороны и других функций государства?
  • Как узнать, какие университеты получили субсидии от Министерства образования и науки РФ?

Чтобы узнать ответы на эти и многие другие вопросы, достаточно разобраться в том, как устроен федеральный бюджет. Трудность в том, что это очень большая и сложная система. Но есть и хорошая новость: данные федерального бюджета регулярно публикуются в открытом доступе в структурированном виде, так что все желающие могут их использовать. Конечно, какую-то информацию о бюджете можно получать из СМИ. Но СМИ тоже не всегда хорошо разбираются в этой системе. Кроме того, они могут представлять неполную картину. СМИ любят писать о его основных показателях, таких как сумма прогнозируемых доходов и расходов, сумма дефицита или профицита, но тому, как изменяется бюджет в течение года или размеру финансирования отдельных министерств или мероприятий, уделяется меньше внимания.

В этом материале мы попытаемся в общих чертах рассказать об устройстве этой системы.

Прогнозируемые доходы и расходы федерального бюджета на 2018 год, утвержденного 5 декабря, составляли 15,26 трлн. рублей и 16,53 трлн. рублей соответственно, а поправки, внесенные Президентом РФ в июле, увеличивают сумму доходов на 1,8 трлн. руб., а расходов – на 61,9 млрд. руб. 

Помимо поправок, публикуемых в виде федеральных законов, каждые 2 недели Минфин России на своем сайте в формате Excel публикует обновленную сводную бюджетную роспись (СБР), содержащую актуальную информацию о планируемых расходах федерального бюджета. В сводной бюджетной росписи каждый желающий может найти интересующие его данные по нескольким измерениям: по распорядителям бюджета (федеральным госорганам и организациям, которые распределяют деньги между подведомственными организациями или выдают субсидии), по функциональной структуре расходов (на что будут потрачены бюджетные средства) и по видам расходов (каким способом будут осуществляться расходы).

Что мы можем узнать о расходах бюджета из СБР, опубликованной Минфином России в начале августа? Общая сумма планируемых расходов в 2018 году, согласно СБР, составляет 14,08 трлн. руб., а все данные представлены в виде иерархии. Например, общая сумма расходов на Федеральное агентство научных организаций, составляющая 108 млрд. руб., ниже раскрывается по функциональной классификации расходов. Иерархическая структура, в которой публикуются федеральные и региональные бюджеты, не позволяет аналитикам или программистам делать статистические подсчеты без предварительных преобразований. По этой причине данные из официального файла были преобразованы в линейную структуру.

Фрагмент сводной бюджетной росписи по расходам федерального бюджета

Кто распоряжается федеральным бюджетом? (ГРБС) 

Распоряжаться деньгами из бюджета могут 95 организаций, называемых главными распорядителями бюджетных средств (ГРБС). То есть они имеют право тратить выделенные на них средства, например, на зарплату своим сотрудникам, или передать их другим организациям. К ГРБС относятся федеральные госорганы (министерства, агентства, службы), госкорпорации “Росатом” и “Роскосмос” и несколько федеральных учреждений (например, Государственный Эрмитаж, Большой театр России, Российская академия наук, МГУ и СПбГУ).

ТОП-25 ГРБС по суммам расходов представлен на графике. Можно заметить, что расходы Минфина России (5,55 трлн руб.) составляют 39,5% всех расходов федерального бюджета. Это связано с тем, что 75,1% полученного финансирования Минфин России потратит не сам, а перечислит в региональные бюджеты как межбюджетный трансферт, а еще 14,9% потратит на обслуживание государственного долга.

Среди ГРБС, являющихся госкорпорациями или учреждениями, суммы распределились следующим образом: Роскосмос – 175,1 млрд руб., Росатом – 68,9 млрд руб., РФФИ – 21,1 млрд руб., МГУ – 16,0 млрд руб., НИЦ “Курчатовский институт” – 14,8 млрд руб., РАНХиГС – 9,6 млрд руб., СПбГУ – 9,4 млрд руб., Большой театр – 4,7 млрд руб., РАН – 4,33 млрд руб., Государственный Эрмитаж – 2,8 млрд руб., Госфильмофонд России – 0,85 млрд руб. и Российская академия живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова – 0,25 млрд руб.

Что финансируется из бюджета? 

Анализ госорганов и организаций, получающих финансирование, – это только одно из измерений, по которым можно анализировать бюджет. Другими измерениями являются разделы, подразделы, программы и подпрограммы, которые показывают, на что именно пойдут средства.

Например, разделы и подразделы позволяют понять, какие функции и подфункции государства будут выполнены за счет указанных средств. Распределение средств федерального бюджета по разделам представлено на графике. На социальную политику выделяется 33% всех средств бюджета, 16% – на национальную экономику, по 9% – на национальную безопасность и правоохранительную деятельность и общегосударственные вопросы.

Каждый из разделов состоит из нескольких подразделов, например, раздел “Социальная политика” включает в себя пенсионное обеспечение, социальное обеспечение и обслуживание населения, охрану семьи и детства и другие вопросы национальной политики. 

При этом те же самые функции (разделы и подразделы) встречаются и в региональных бюджетах. Например, если вас интересуют федеральные расходы на высшее образование, то вам нужно найти соответствующие раздел (“Образование”) и подраздел (“Высшее образование”) в федеральном бюджете, а если региональные расходы – то в бюджете региона.

Помимо разделов и подразделов в федеральном бюджете выделяются целевые статьи расходов, содержащие информацию о государственных программах, подпрограммах и непрограммных расходах.

Госпрограмма – это документ стратегического планирования, содержащий информацию о комплексе планируемых мероприятий, задачах, сроках, исполнителях и ресурсах. Подробное определение можно прочитать на сайте госпрограмм, но информацию о них на нем изучать не стоит, так как выборочная проверка данных показала, что информация на нем не актуальна. Для изучения исполнителей, показателей и сроков по интересующей вас программе лучше воспользоваться сайтом Правительства России, а информацию о планируемых расходах по госпрограммам можно найти в федеральном бюджете. Примеры госпрограмм: “Доступная среда”, “Развитие здравоохранения”, “Развитие науки и технологий”. Примеры непрограммных расходов (статей) – “Обеспечение функционирования Президента РФ и его администрации”, “Государственная корреспонденция”.

Один и тот же раздел может встречаться в нескольких госпрограммах, точно также одна и та же программа может включать в себя расходы из нескольких разделов. Например, госпрограмма “Развитие физической культуры и спорта” включает в себя расходы по нескольким функциям государства (разделам): образование, общегосударственные вопросы, СМИ, физическая культура и спорт.

В федеральном бюджете на 2018 год больше всего расходов запланировано на “Развитие пенсионной системы” (25,2%), “Реализацию функций иных федеральных органов гос. власти” (14,3%), Госпрограмму “Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков” (11,6%) и Госпрограмму “Социальная поддержка граждан” (10,9%). При этом по данным бюджета за один год нельзя делать выводы о том, какая госпрограмма больше финансируется, так как почти все госпрограммы являются многолетними. Например, расходы Госпрограммы “Развитие науки и технологий на 2013 – 2020 годы” в этом году составят 188 млрд руб., но общий объем финансирования госпрограммы за 8 лет превысит 1 трлн руб.

Каждая программа состоит из нескольких подпрограмм.

Каким способом будет потрачен федеральный бюджет?

Ответить на вопрос “как будут потрачены средства” могут виды расходов. Всего в федеральном бюджете их 8. Например:

  • 37,1% – это межбюджетные трансферты, то есть те средства, которые будут переданы в другие бюджеты (в основном, региональные). Они публикуются на портале Электронного бюджета;
  • 17,3% – расходы на выплаты персоналу, которые в федеральном бюджете не детализированы, но могут включать в себя как расходы на персонал федеральных госорганов, так и учреждений;
  • 10,1% – закупки товаров, работ и услуг, основная часть которых попадает под 44-ФЗ и 223-ФЗ и публикуется на сайте ЕИС “Госзакупки” и на сайте проекта “Госзатраты”;
  • 8,68% – предоставление субсидий учреждениям (например, университетам) и некоммерческим организациям. Все федеральные субсидии в виде машиночитаемого реестра публикуются на портале Электронного бюджета;
  • 7,06% – социальное обеспечение и иные выплаты населению. 

Комбинация измерений, например, разделов и видов расходов, позволяет узнать, что большая часть перечислений в другие бюджеты (межбюджетных трансфертов) идет на социальную политику, а больше половины всех расходов на выплаты персоналу идут на национальную оборону, национальную безопасность и правоохранительную деятельность.

Все статистические данные и примеры рассчитаны на основе сводной бюджетной росписи, актуальной на 1 августа 2018 года и опубликованной Минфином России. Статья не претендует на то, чтобы быть учебником по государственным финансам и точно воспроизводить и объяснять всю терминологию и бюджетную классификацию (для этого нужен отдельный курс или цикл статей), но, на наш взгляд, может быть отправной точкой для погружения в тему госфинансов и использования открытых данных.

Автор: Ольга Пархимович
Источник: polit.ru

2023 год Россия начинает с одним из самых сложных за последнее время федеральных бюджетов.

Планируется, что по итогам года расходы страны превысят ее доходы почти на 3 триллиона рублей. Рекордные суммы потратят на армию и силовые структуры. А дефицит будут покрывать за счет ранее накопленных резервов и наращивания госдолга.

В российском Минфине, где верстался бюджет, его назвали самым сложным за последние годы. Планировать доходы и расходы пришлось в условиях геополитического кризиса и санкций. Ограничения, введенные против России, могут помешать наполнению государственной казны. А события вокруг Украины создают дополнительную нагрузку на расходную часть. Некоторые эксперты называют этот бюджет мобилизационным или оборонным. А еще он станет самым закрытым за всю современную российскую историю. Засекречена почти четверть всех расходов.

Рассмотрим основные параметры бюджета, который многое говорит о перспективах российской экономики.

Каким получился федеральный бюджет

Федеральный бюджет принято называть главным финансовым документом страны. У него статус федерального закона, и документ утверждается президентом. В России бюджеты трехлетние, то есть доходы и расходы у нас планируются сразу на 3 года вперед. Соответственно, новый бюджет — это план на 2023—2025 годы.

Согласно закону, доходы российского бюджета в 2023 году составят 26,1 трлн рублей, в 2024 — 27,2 трлн, в 2025 — 28 трлн рублей. Расходы планируются в объеме 29,1 трлн в 2023 году, 29,4 трлн — в 2024 и 29,2 трлн — в 2025 году.

Из этих чисел следует, что ближайшие три года российский бюджет будет дефицитным. То есть плановых поступлений не хватит на утвержденный перечень расходов. Так, в 2023 году дефицит составит 2,9 трлн рублей, в 2024 — 2,2 трлн, а в 2025 — 1,3 трлн. Чтобы закрыть все потребности, правительству придется искать дополнительные источники финансирования.

Впрочем, для России отрицательный баланс бюджета не редкость. За последние 10 лет лишь трижды доходы страны превышали расходы.

Несмотря на трехлетний формат федерального бюджета, мы уделим основное внимание 2023 году. Чем ближе горизонт планирования, тем вероятнее, что намеченные цели будут реализованы.

Как будут формироваться доходы бюджета

Больше трети российского бюджета будет сформировано за счет нефтегазовых поступлений. Это доходы от экспортных пошлин и налогообложения предприятий нефтегазового сектора. Они пополнят казну почти на 9 трлн рублей. Исторически это главная часть доходов страны, что характеризует нашу экономику как сырьевую.

Еще 7 трлн в 2023 году даст внутренний налог на добавленную стоимость (НДС), почти 3,5 трлн — импортный НДС. Налог на прибыль принесет 1,6 трлн рублей. Внутренние и импортные акцизы — еще 1,2 трлн, пошлины — 0,7 трлн.

А вот доля налога на доходы физических лиц (НДФЛ), который мы платим со своей зарплаты, в федеральном бюджете ничтожно мала. Но лишь потому, что НДФЛ в России оседает в регионах и муниципалитетах, согласно бюджетному кодексу.

Структура ожидаемых доходов федерального бюджета РФ в 2023 году, трлн рублей

Нефтегазовые доходы 8,94
Оборотные налоги и сборы 12,64
Налоги на прибыль/доходы 1,79
Прочие доходы 2,79

Оборотные налоги и сборы

12,64

Налоги на прибыль/доходы

1,79

Планируется, что в последующем доля нефтегазовых доходов в бюджете страны будет уменьшаться — с 34% в 2023 году до 30% в 2025 году. Для сравнения: в 2022 на фоне рекордных мировых цен на энергоресурсы бюджет России более чем на 40% состоял из доходов от нефти и газа, а годом ранее — на 36%.

Сокращать эту сырьевую зависимость придется не по своей воле. Прогноз основан на том, что цены на энергоресурсы будут снижаться. В дальнейшем появится еще один фактор: структура добычи в России должна измениться в пользу льготных режимов налогообложения, то есть нагрузка на добывающий сектор ослабнет.

Доля нефтегазовых доходов в структуре российского бюджета

2021 35,8%
2022 42,1%
2023 34,2%
2024 31,8%
2025 30,3%

Пока же газовики и нефтяники будут нести повышенное налоговое бремя. А вместе с ними еще ряд секторов промышленности, где в поисках источников пополнения бюджета власти обнаружили сверхдоходы.

Так, за счет дополнительного налогообложения добывающих отраслей в ближайшие три года бюджет пополнится на 3 трлн рублей. Часть таких мер будет действовать недолго, как, например, повышенная ставка налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) на уголь, которую ввели до конца 1 квартала 2023 года. А вот повышенный НДПИ на природный газ введен на весь трехлетний период.

В результате в 2023 году только за счет дополнительных налогов и пошлин на газовиков власти планируют добрать в бюджет почти 0,5 трлн рублей. А налоговая нагрузка на производителей угля и удобрений вырастет на 150 млрд рублей. В декабре стало известно, что также под повышенный налог подпадут и производители алмазов.

Такой прием, как внезапное повышение налоговых изъятий в сырьевых отраслях, российское правительство использует не впервые. В 2021 году фискальную нагрузку увеличили для металлургов, получивших сверхдоходы от роста мировых цен.

В Минфине это называют изъятием «части сырьевой сверхренты». Определяя размеры дополнительных налогов, там отталкиваются от «величины нормальной доходности» за предыдущие периоды и прогнозов рыночной конъюнктуры в будущем.

Появились и более экзотические методы пополнения государственной казны. Например, акциз на сахаросодержащие безалкогольные напитки. С июля 2023 года производители сладкой газировки начнут платить государству 7 Р за каждый литр продукции. Это будет ежегодно давать бюджету дополнительные 35 млрд.

Рынок воспринял эту новость негативно. Часть игроков уже заявила, что сократит инвестиции и увеличит отпускные цены. Так что платить за новый акциз, судя по всему, придется рядовым российским потребителям.

Рассматриваются и другие непопулярные меры. По данным РБК, иностранные компании из недружественных стран, которые хотят продать бизнес в России, должны будут уплатить в бюджет не менее 10% от суммы сделки. А Bloomberg пишет о планах собрать еще несколько десятков миллиардов рублей с госкомпаний в качестве дополнительных дивидендов.

Как будет расходоваться федеральный бюджет

В 2023 году Россия планирует потратить 29 трлн рублей федеральных бюджетных денег. Это на 4,3 трлн больше, чем в 2021 году. То есть государство существенно наращивает расходы в сравнении с докризисными периодами.

Армия и силовые структуры. Главная особенность нового бюджета — повышенные расходы на оборону и безопасность. В совокупности они составят больше 9 трлн рублей. Это почти втрое больше, чем объем планируемых трат на всю национальную экономику. И на 60% больше, чем факт расходов на аналогичные статьи в 2021 году.

Распределение бюджета по основным блокам расходов, трлн рублей

Социальная политика 7,34
Национальная оборона 4,98
Нацбезопасность и правоохранительная деятельность 4,42
Национальная экономика 3,51
Общегосударственные вопросы 1,99
Обслуживание государственного долга 1,52
Здравоохранение 1,47
Образование 1,39
Межбюджетные трансферты 1,09
ЖКХ 0,6
Охрана окружающей среды 0,34
Культура, кинематография 0,2
СМИ 0,12
Физкультура и спорт 0,07

Национальная оборона

4,98

Нацбезопасность и правоохранительная деятельность

4,42

Национальная экономика

3,51

Общегосударственные вопросы

1,99

Обслуживание государственного долга

1,52

Межбюджетные трансферты

1,09

Охрана окружающей среды

0,34

Культура, кинематография

0,2

Социальная политика. В сравнении с предыдущими годами заметно вырос не только оборонный бюджет и расходы на силовиков. Почти на триллион рублей увеличиваются траты на социальную политику. Всего в этом блоке заложено 7,3 трлн рублей. Сюда входят различные пенсионные и социальные выплаты и прочие обязательства государства перед россиянами. В их числе, к примеру, новое универсальное детское пособие, которое, по оценкам властей, будут получать семьи, воспитывающие 10 млн детей. Только на них из бюджета планируется потратить 1,7 трлн рублей.

К слову, это больше, чем выделено на всю отрасль здравоохранения в 2023 году, которой достанется 1,5 трлн рублей. Расходы на образование составят 1,4 трлн.

Скромные числа объясняются тем, что текущая деятельность как медицинских, так и образовательных учреждений не финансируется из федерального бюджета.

Так, поликлиники и больницы работают в основном за счет средств Фонда обязательного медицинского страхования, который пополняется отчислениями из заработков россиян. А значительная часть финансирования школ и детских садов идет из местных и региональных бюджетов.

Федеральные деньги направляются главным образом на программы развития и ввод в эксплуатацию новых объектов. Например, в 2023 году за счет бюджета запланировано строительство 5 тысяч школ и ремонт зданий 2,7 тысячи медицинских организаций.

В бюджете предусмотрены индексация пенсий, маткапитала, зарплат бюджетников, рост прожиточного минимума и минимального размера оплаты труда (МРОТ). В целом социальные расходы занимают около трети затрат государственной казны. То есть примерно столько же, сколько на армию и безопасность.

Показатели иллюстрируют смену государственных приоритетов. При стремительном росте расходов на нацбезопасность и оборону траты на экономику существенно сокращаются.

Экономика. Экономическим инициативам уготовано более скромное место. Этот блок похудел сильнее остальных — на 800 млрд рублей по сравнению с бюджетом 2022 года.

Сокращается финансирование нацпроектов «Цифровая экономика», «Малое и среднее предпринимательство», «Туризм и индустрия гостеприимства». На развитие промышленности по соответствующей госпрограмме планируют потратить 1,2 трлн рублей. 400 млрд предусмотрено на поддержку АПК. Всего на национальную экономику в 2023 году выделено 3,5 трлн рублей.

Одной из провозглашенных целей бюджетного стимулирования экономики стала технологическая независимость страны. На развитие современных технологий власти намерены выделить 1,7 трлн рублей, тратить которые начнут в 2023 году. Деньги пойдут на «создание современной научно-производственной базы по ключевым направлениям импортозамещения».

Секретные статьи. Еще одна особенность нового бюджета — его повышенная закрытость. В документе детализировано лишь 77% объема расходов. То есть почти четверть всех федеральных денег потратят по секретным и сверхсекретным статьям.

Как подсчитали «Ведомости», речь идет о 6,5 трлн рублей. Часть этих денег пойдет на восстановление и интеграцию новых территорий. О том, что эти деньги заложены в бюджет, власти неоднократно заявляли. Но в бюджете соответствующие расходы решено не показывать.

В целом бюджет 2023 года будет самым закрытым за всю современную российскую историю. Предыдущий максимум был зафиксирован после присоединения Крыма в 2015 году, когда засекретили 21% расходов.

Как будет работать бюджетное правило

До февральских событий в России действовало бюджетное правило, которое помогало удерживать курс рубля относительно стабильным и обеспечивало управляемость бюджетной политики. В 2022 году после заморозки российских валютных резервов правило действовать по факту перестало. А с 2023 года решено использовать принципиально новый механизм.

Как было. При росте цен на российскую нефть свыше определенного порога — в начале 2022 года он составлял 44 $ за баррель — все получаемые сверхдоходы направлялись в Фонд национального благосостояния (ФНБ).

Это правило решало сразу две задачи. Во-первых, ограничивало объем бюджетных расходов, чтобы избежать перегрева экономики деньгами, который чреват высокой инфляцией.

А во-вторых, позволяло снизить влияние нефтяных цен на обменный курс рубля. Деньги ФНБ направлялись на покупку иностранной валюты, что сокращало ее предложение на рынке и не давало рублю переукрепляться.

При дешевой нефти, когда рубль, напротив, становился уязвимым, механизм работал в обратную сторону: валюту из ФНБ продавали, а вырученные деньги направляли в казну для компенсации недополученных доходов.

В итоге российский бюджет был управляемым как при высоких, так и при низких мировых ценах на углеводороды. Бюджетное правило сглаживало эту волатильность, выступая своего рода демпфером.

Как стало. При отсутствии возможности покупать резервную валюту для пополнения ФНБ бюджетное правило в прежнем виде потеряло смысл. Необходимость ограничения расходов тоже стала неактуальной: появилось слишком много новых потребностей, закрывать которые оказалось важнее, чем блюсти бюджетный баланс.

Новый механизм, который приняли в ноябре, отменяет все прежние настройки с ценой отсечения и вводит фиксированный объем нефтегазовых доходов бюджета, который позволительно тратить. На ближайшие три года этот потолок определен в сумме 8 трлн рублей. С 2026 года он будет ежегодно индексироваться на 4%.

Это значит, что поступления от сырьевиков будут расходоваться при любой цене на нефть. До той поры, пока их объем в годовом выражении не превысит 8 трлн, доходы будут считаться «базовыми». А все, что поступит свыше, назовут «сверхдоходами» и отправят в резерв. Правда, исходя из прогнозов трехлетнего бюджета, отправлять в кубышку почти ничего не придется. С 2023 по 2025 год нефтегазовые доходы планируются в пределах 8,5—8,9 трлн рублей в год.

Еще одно важное изменение касается возможности тратить сверхдоходы. Запрета на их использование теперь фактически нет. Предельный объем трат бюджета ограничили суммой четырех составляющих:

  1. Базовые нефтегазовые доходы, то есть 8 трлн рублей.
  2. Прочие поступления — все, что кроме нефти и газа.
  3. Расходы на обслуживание госдолга.
  4. Сальдо предоставления бюджетных кредитов.

То есть сверхдоходами можно без ограничений финансировать долги государства. И уже если и эти расходы они перекроют с лихвой, тогда остаток будет неприкосновенным.

Более того, в 2023 и 2024 годах потолок расходов решили еще немного сдвинуть вверх — на 2,9 и 1,6 трлн рублей соответственно. Это позволит финансировать заложенный в бюджете на эти годы дефицит.

Таким образом, обновленные бюджетные правила заработают в России в полной мере только в 2025 году.

Как будут финансировать дефицит

Дефицит федерального бюджета по итогам 2023 года составит 2,9 трлн рублей. Для его финансирования есть два основных источника.

Фонд национального благосостояния. Ровно такую же сумму — 2,9 трлн рублей — планируется изъять из денег ФНБ. Эту опцию правительство разрешило себе, инициировав смягчение норм бюджетного кодекса. Если раньше подтягивать деньги из фонда можно было только в объеме недополученных доходов при низких ценах на нефть, то теперь это ограничение снято как минимум на два года.

Интересно и то, как проводится списание денег со счетов ФНБ, учитывая, что его активы в валюте недружественных стран сейчас заморожены. Сообщения о расходовании резервов, в том числе заблокированных, появляются регулярно.

Так, в ноябре 2022 года Минфин отчитался о продаже 2,3 млрд евро, 1,7 млрд фунтов стерлингов и 78,5 млрд японских иен, что позволило пополнить госказну на 300 млрд рублей.

Разгадка в том, что такие операции проводятся сейчас без реальных расчетов в валюте, которые невозможны без посредничества иностранных банков. Банк России, хранящий деньги ФНБ, просто номинально переписывает валюту со счетов Минфина на свои, а правительству зачисляет реальные рубли. По сути, это эмиссия: в оборот вводится дополнительный объем денег, поскольку на валютный рынок ни фунты, ни евро не поступают.

В резервах страны также велика доля китайской валюты, которую можно тратить в обычном режиме, продавая юани на бирже. С их расходованием прежде осторожничали. Но в январе 2023 года ЦБ и Минфин решили распечатать и эту кубышку на фоне дешевеющей нефти. Пополнять ФНБ тоже будут в основном в юанях, если в будущем для этого найдется достаточно сверхдоходов.

Государственные заимствования. Еще один заявленный источник финансирования бюджетного дефицита — государственные заимствования, которые должны помочь сохранить деньги ФНБ.

Доступ к внешнему долговому рынку у России по понятным причинам сейчас сильно ограничен, так что пользоваться предстоит рынком внутренним. В 2023 году планируется размещение государственных ценных бумаг на 2,5 трлн рублей, в 2024 году объем составит 3,4 трлн, в 2025 — примерно столько же.

В январе Минфин начал плановое размещение ОФЗ. По итогам первого аукциона удалось привлечь 41 млрд рублей. План на первый квартал — 800 млрд. Эксперты оценили спрос на госбумаги как невысокий, поскольку инвесторы проявляют осторожность из-за выросших инфляционных рисков.

В перспективе для расширения потенциальной аудитории покупателей рассматривается создание новых инструментов, например бескупонных ОФЗ. Предполагается, что они могут заинтересовать людей с невысокими доходами в качестве инструмента для долгосрочных сбережений.

Что будет с экономикой

Показатели федерального бюджета рассчитываются на основе прогнозов развития российской экономики. Минфин взял за основу социально-экономический прогноз Минэкономразвития на предстоящие три года. От того, насколько он окажется точным, зависит исполнимость бюджета. Поэтому имеет смысл заглянуть в прогноз и узнать его основные параметры.

Валовой внутренний продукт. После снижения в 2022 году на 2,9% спад экономики должен замедлиться. В 2023 году ВВП снизится на 0,8%, а в 2024 и 2025 должен уже расти на 2,6% в год. В денежном выражении показатель увеличится за три года на 25 трлн рублей — до 170,6 трлн в 2025 году.

Валютный курс. Среднегодовой курс рубля к доллару ожидается в диапазоне от 68,3 до 72,2 Р. То есть власть верит, что национальная валюта сохранит устойчивость в течение всего трехлетнего срока.

Инфляция. После инфляции в районе 12% в 2022 году авторы прогноза ждут ее более чем двукратного снижения в 2023 году — до 5,5%. Это близко к нижней границе ожиданий ЦБ, который анонсировал рост цен в диапазоне 5—7% по итогам этого года. Правительство и регулятор едины в убеждении, что в дальнейшем инфляция устаканится на целевом уровне 4%.

Инвестиции. Планируется, что вложения в российскую экономику за 3 года превысят 88 трлн рублей. Из них инвестиции почти 27 трлн должны быть профинансированы в 2023 году. Это на 4 трлн рублей больше, чем в досанкционном 2021 году, так что и эти планы можно считать весьма оптимистичными.

Внешняя торговля. С высоких показателей 2022 года в 581 млрд долларов российский экспорт сократится на 8% и будет балансировать в районе 530 млрд в течение трех лет. В первую очередь это связано с ожидаемым снижением мировых цен на нефть и газ. Импорт, напротив, будет расти. В 2023 году — на 11%, а далее — на 5—6% в год.

Получается, что федеральный бюджет на ближайшие три года сверстан с учетом крепкого рубля, бодрого роста инвестиций, относительно высоких цен на нефть и стабильно низкой инфляции. При значимом отклонении от этой оптимистичной картины параметры придется пересматривать.

Цены на российскую нефть, которые закладывает правительство в бюджет, выше санкционного потолка в 60 $ за баррель и сильно выше фактических цен декабря 2022 года. Источник: «Коммерсант»
Цены на российскую нефть, которые закладывает правительство в бюджет, выше санкционного потолка в 60 $ за баррель и сильно выше фактических цен декабря 2022 года. Источник: «Коммерсант»

Сбудутся ли прогнозы

О многочисленных рисках неисполнения принятого бюджета в своем заключении к его проекту высказались аудиторы из Счетной палаты. Они не согласились с прогнозами инфляции, объемов экспорта и импорта, а главное, сочли завышенной оценку будущего потребительского спроса.

По замыслу авторов бюджета, устойчивый рост потребления должен стимулировать российскую экономику. Планируется, что каждый год россияне будут тратить на 3—4% больше, чем в предыдущем году, — и это в реальном выражении, то есть с учетом инфляции.

Прогноз основан на предполагаемом увеличении доходов людей и росте кредитования. Но по факту в условиях неопределенности эти ожидания могут не оправдаться, предупредили аудиторы. Люди стали гораздо более склонны сберегать деньги, а не тратить их, обрастая новыми кредитами.

Экспорт нефти и нефтепродуктов также может не принести планируемых доходов в казну. В Счетной палате считают, что авторы бюджета недооценили последствия санкций и высокую вероятность рецессии в мировой экономике, которая всегда сбивает цены на сырьевые ресурсы.

Опасения аудиторов нашли подтверждение уже в декабре 2022 года. По данным Минфина, средняя цена на российскую нефть с ноябрьских 66 $ за баррель опустилась до 50 $. А по отдельным январским контрактам она стоила уже около 42 $. При таких ценах в 2023 году нефтегазовые доходы бюджета могут оказаться на четверть ниже планируемого объема, увеличив дефицит еще на 2 трлн рублей.

Реальность таких перспектив косвенно подтверждается данными об исполнении бюджета 2022 года. Если еще осенью в бюджетном пакете фигурировал дефицит в размере 1,3 трлн рублей, то уже в декабре Минфин признал, что его реальный размер составит 2% ВВП, то есть 2,9 трлн.

А вскоре стало известно, что и это не финальные числа. Расходы бюджета превысили его доходы на 3,3 трлн рублей. То есть всего за несколько месяцев, прошедших от оценки до факта, сумма изменилась в 2,5 раза. Это красноречиво говорит о качестве прогнозов Минфина в текущих условиях.

В целом, как считают эксперты, многие показатели федерального бюджета носят откровенно целевой характер. Это значит, что за основу берутся скорее желаемые результаты, а не объективные прогнозы с учетом всех возможных рисков.

Новости, которые касаются инвесторов, — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе происходящего: @investnique.

Конспект по теме «Государственный бюджет»

Анна Маркс

Конспект по теме «Государственный бюджет»

Для того чтобы осуществлять свои функции, например, производить общественные блага или выделять средства на социальные нужды, государству требуются денежные средства. Государственные органы разрабатывают и принимают определенный план, в котором прописываются предполагаемые расходы и доходы государства на определенный отрезок времени. Такой план называется государственным бюджетом.

Государственный бюджет– это сводный план доходов государства и использования полученных средств на покрытие всех видов государственных расходов на определенный период времени.
Важное замечание:бюджет – это именно план, а не реальная сумма денег. Но при этом можно сказать, что он финансово обеспечивает проведение экономической политики государства.

В Российской Федерации есть три уровня бюджета: федеральный (бюджет страны), региональный (бюджет субъектов) и местный (муниципальный).

Государственный бюджет включает в себя несколько частей: доходную (поступления в бюджет и его наполнение) и расходную (траты государства).

Рассмотрим статьи расходов и доходов в государственном бюджете.

У государственного бюджета существует ряд функций. Рассмотрим их.

Какие виды государственного бюджета существуют?

Не всегда доходы и расходы государственного бюджета равны. На это влияют множество факторов, например, фаза экономического цикла в стране (страна находится на подъеме или на спаде) или текущая политика государства. Ситуация, когда расходы превышают доходы называется бюджетным дефицитом, превышение доходов над расходами – профицитом, а их равенство означает сбалансированный государственный бюджет.

Исходя из этого можно выделить виды государственного бюджета:

Самый оптимальный вид бюджета – сбалансированный. Именно такой тип бюджета свидетельствует о том, что планируемые расходы равны доходам.

Профицитный бюджет свидетельствует о том, что средства и ресурсы распределяются неэффективно: появляются «свободные» деньги, которые «лежат на полке» и их «кушает инфляция».

У дефицитного бюджета тоже есть свои риски. Рассмотрим их.

В чем опасность бюджетного дефицита?

– Дефицитный бюджет нередко покрывается за счет эмиссии денег и/или государственных займов, что стимулирует инфляцию и тормозит развитие экономики
– Снижается инвестиционная активность предпринимателей
– Растет социальная напряженность
– Не хватает средств на развитие инфраструктуры

При дефицитном бюджете необходимо найти источник средств для погашения дефицита и решения проблемы дефицитного государственного бюджета.

Дефицит государственного бюджета ведет к появлению государственного долга.
Государственный долг – это долговые обязательства государства перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами и международными организациями.

В зависимости от того, перед кем государство имеет долги выделяют 2 вида государственного долга.

Резидентами считаются физические лица, постоянно проживающие в РФ, юридические лица, созданные по законодательству РФ и находящиеся на территории РФ и некоторые другие субъекты.

Как принимается государственный бюджет?

Государственный бюджет РФ принимается федеральным законом. Чтобы закон о государственном бюджете вступил в силу, ему нужно пройти несколько стадий.

Стадии принятия государственного бюджета в РФ:

Проверь свои знания по этому конспекту

Пройди короткий тест до конца, чтобы закрепить материал и получить новые материалы

Ниже приведены термины экономического содержания. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «государственный бюджет». Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда.

Выберите верные суждения о государственном бюджете.

Государственный бюджет называют профицитным, если доходы государства равны расходам.

Государство перераспределяет через бюджет полученные доходы и направляет средства на обеспечение проводимой им внутренней и внешней политики.

В доходную часть государственного бюджета поступают таможенные пошлины и сборы.

Социальные выплаты – одна из статей доходов государственного бюджета.

Государственный бюджет – это принятый высшим законодательным органом годовой финансовый план государства.

Выберите верные суждения о государственном бюджете и бюджетной политике в РФ.

Под бюджетной политикой понимаются целенаправленные действия правительства, связанные с формированием и использованием централизованного фонда денежных средств, предназначенных для удовлетворения общегосударственных потребностей.

Превышение доходов над расходами свидетельствует о дефиците бюджета.

Средства, передаваемые из вышестоящего бюджета в твёрдой сумме для сбалансирования нижестоящих бюджетов при их дефиците, называют федеральными налогами.

С помощью государственного бюджета происходит перераспределение национального дохода (национального богатства) между отраслями народного хозяйства, сферами деятельности, территориями страны, социальными группами населения.

С помощью государственного бюджета происходит перераспределение национального дохода (национального богатства) между отраслями народного хозяйства, сферами деятельности, территориями страны, социальными группами населения.

Студент готовит реферат о государственном бюджете. Что из пере­численного ниже он должен включить в свой текст, характеризуя виды расходов бюджета?

Платежи по государственному долгу

Поступления от государственного сектора экономики

Средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности

Финансовая помощь, полученная от бюджетов других уровней

Материальное обеспечение внешней политики

Оххх… Лучше все-таки перечитать конспект и выделить самые важные моменты, дерзай! Все получится!

Оу! Что это там? Впереди тайник стобальника… Посмотришь что внутри? ВОЙТИ

Неплохо! Обязательно разбери ошибки и на всякий случай повтори конспект еще раз 😉

Оу! Что это там? Впереди тайник стобальника… Посмотришь что внутри? ВОЙТИ

Понравилось? Можешь похвастаться своими результатами в ВК или Twitter. Жми на кнопку ниже.

Ты топ, материал усвоен отлично!

Понравилось? Можешь похвастаться своими результатами в ВК или Twitter. Жми на кнопку ниже.

Оу! Что это там? Впереди тайник стобальника… Посмотришь что внутри? ВОЙТИ

Понравился материал? Оцени!)

Век репетиторов
в прошлом

Мы официально хороним этот скучный формат, как айфон однажды глубоко закопал кнопочное безобразие, которое валялось в кармане у ваших предков.

Вебинары с проверкой домашек под контролем кураторов — это «Чудо чудное!», как говорит наша ученица Лиза.

Есть запись урока, удобная платформа и куча знакомств с ребятами со всей России. Да ещё и дешевле — в среднем в 3 раза. Дерзай!

Мы работаем с заданиями из ФИПИ. Часто ученикам на экзаменах попадается до 80% заданий, которые они уже решали.

Были случаи, когда абсолютно все задания с реального экзамена ученик уже решал дома или на вебинаре. Есть большой шанс, что повезёт и тебе!

Мы не тешимся тем, что абсолютно все хотят сдать ЕГЭ на сотку или выиграть олимпиаду.

Если нужно просто «пройти» на платку — подберем соответствующую группу и организуем щадящий формат подготовки.

Безумно можно быть первым

>>> Ну, ничего страшного! <<<

Если формат не подойдёт — вернём 100% суммы за подготовку. Главное намекни нам об этом в течение первых трёх дней занятий.

Некоторым кажется, что с репетитором эффективнее. Но мы в это не верим. А результаты наших учеников укрепляют нашу идею с каждым годом.

Эти отзывы ребята записали от души

Все они уже учатся в выбранном вузе

МарксТим

Добавить комментарий