Загрузка…
Как найти Бога и где Его искать — золотые советы Библии
Как найти Бога и путь к Богу? Можно ли вообще понять, где искать Бога? В Библии сказано, что Бога никто и никогда не видел, тем не менее миллионы людей по всему миру хотят найти Бога в своей жизни.
В этой небольшой статье мы попытаемся найти ответы на эти два вопроса, тем более что Библия дает нам очень хорошие подсказки о том, где и как искать Бога.
Где найти путь к Богу
В самом начале Своих взаимоотношений с человеком Бог обитал среди людей в райском саду. И все у них было хорошо… Такую картину описания мира мы видим в первых главах книги Бытия. После того как Адам и Ева согрешили, вкусив запретный плод, Бог отделился от людей, так как Бог не может иметь ничего общего с грехом.
Бог начал общаться с людьми через Своих пророков и ангелов. Бог приходил к людям во снах и видениях. Он передавал Свои законы через Своих доверенных лиц. Одним из таких людей был Моисей, которому Бог передал всем известные десять заповедей (на самом деле их было несколько сотен, но сейчас не об этом). Таким образом, человек мог узнать о воле Бога для своей жизни из заповедей, оставленных Богом и передаваемых на протяжении поколений в течение тысяч лет.
И вот, в начале новой эры, Бог послал на землю Своего единственного Сына — Иисуса Христа. И, кстати, с приходом Иисуса Христа на землю здесь действительно началась новая эра — ведь от рождества Христова мы взяли отсчет нового тысячелетия.
И вот здесь мы подошли непосредственно к нашему вопросу — где же найти путь к Богу? Никто не ответит на этот вопрос лучше, чем это делает Сам Иисус Христос и авторы Нового Завета. Давайте прочтем несколько отрывков из Библии об этом. Вот что сказано в книге Деяний святых апостолов:
«Так как Бог, сотворивший мир и всё, чем полон он, есть Господь небес и земли, то Он не живёт в храмах, построенных руками человеческими, и не руки человеческие служат Ему службу, ибо Он никогда ни в чём не нуждается. Это Он даёт всё человеку — и жизнь, и дыхание, и вообще всё. Бог создал сначала одного, а после него и все народы земли и определил времена и предел их обитания, чтобы они искали Бога; и возможно, они устремятся к Нему и найдут Его: ведь Он так близко от каждого из нас. Ибо в Нём мы живём, двигаемся и существуем, как и сказали некоторые из ваших поэтов: «Ибо мы Его порода» (Деяния 17:24-28).
Когда человек думает о том, где искать Бога, то прежде всего думает о месте, о каком-то месте на земле, где он мог бы оказаться ближе к Богу. Но такого места на земле нет. Люди посещают «святые места», пытаются искать особые храмы или места паломничества, но Библия говорит ясно: «Бог не живет в храмах…». Бог есть Господь небес и земли. В другом похожем отрывке сказано:
«Однако Всевышний обитает не в доме, построенном руками человеческими, ибо, как говорит пророк: «Небеса — Мой престол, а земля — подножие Моё. Какой дом вы построите Мне? — говорит Господь, — или, где место покоя Моего? Не Моей ли рукой сотворено всё это?» (Деяния 7:48-50)
Вся Вселенная принадлежит Богу. Искать Бога в рукотворном храме нет никакого смысла, как бы красив ни был тот или иной храм. Однажды ученики Иисуса Христа решили удивить Его величием Иерусалимского храма, смотрите, что из этого вышло:
«Иисус шёл от храма, когда к Нему подошли Его ученики, чтобы показать Ему храмовые строения. В ответ Он сказал им: «Видите ли всё это? Истинно говорю: камня на камне здесь не останется; всё будет разрушено» (От Матфея 24:1-2).
Пророчество Иисуса о разрушении Иерусалима исполнилось с поразительной точностью всего несколько лет спустя. С приходом Иисуса на землю очень многое изменилось. Сам Бог в теле человека сошел на землю. Если кто-то хочет искать Бога, то он должен искать Его Сына — Иисуса Христа. Вот что говорит Иисус Христос об этом:
«То, чему Я учу, исходит не от Меня, а от Пославшего Меня. Если человек хочет делать угодное Богу, то узнает, от кого это учение: от Бога или от Меня Самого» (От Иоанна 7:16-17).
«Иисус ответил: «Если бы Бог был вашим Отцом, то вы возлюбили бы Меня, ибо Я от Бога, и вот теперь Я здесь. Я пришёл не по собственной воле, это Он послал Меня» (От Иоанна 8:42).
В этих и множестве других отрывках Библии Иисус ясно говорит о том, что Он пришел от Бога. Иисус говорит, что если человек хочет узнать, где найти Бога, то поймет, что необходимо обратиться к Его сыну — Иисусу Христу.
Таким образом, если вы действительно хотите найти Бога, надо понять две важные вещи. Первая заключается в том, что не надо искать никакого особого места, где обитает Бог. Вся Вселенная принадлежит Богу, и земля — подножие ног Его. И вторая — если хочешь найти Бога, ищи Его Сына — Иисуса Христа.
То, о чем учил Иисус Христос и что говорил о Боге, записано в Новом Завете. Начните читать и изучать Новый Завет. Другого пути просто нет, если вы действительно хотите искать Бога. Ведь только в Новом Завете находится первоисточник знаний о Боге.
Данная статья дает лишь основные сведения и направления для поиска Бога. Если вы хотите глубже разобраться в данном вопросе, напишите нам через раздел контакты, мы поможем вам в изучении основ христианства. На нашем сайте вы можете найти сотни историй христиан со всего мира об их духовных поисках Бога.
Как найти Бога
Давайте перейдем ко второму нашему вопросу — как же найти Бога, раз мы знаем теперь, где Его искать. Иисус сказал однажды:
«Не всякий, кто говорит, что Я его Бог, войдёт в Царство Небесное, а лишь тот, кто исполняет волю Отца Моего Небесного. Многие скажут Мне в тот великий день: «Господи, Господи, разве мы не пророчествовали от Твоего имени? Разве не изгоняли бесов Твоим именем и не совершили многие чудеса во имя Твое?» Тогда Я прямо объявлю им: «Я никогда не знал вас. Уйдите от Меня, беззаконники!»» (От Матфея 7:21-23).
Большинство людей, общавшихся лично с Иисусом, так никогда и не нашли Бога. Присутствие человека в храме или в «святом» месте нисколько не приближает человека к Богу. Точно так же и личное знакомство с Иисусом не означает, что тот или иной человек нашел Бога. Новый Завет полон историй о том, как разные люди, жившие во времена Христа, так и не угодили Богу своими жизнями. Что же необходимо, чтобы найти Бога? Мало знать, где Его искать, надо знать еще и то, как Его искать.
«Лишь тот, кто исполняет волю Отца Моего Небесного…», — сказал Иисус Христос. Кто хочет быть с Богом, должен исполнять волю Бога. И в этом ничего ничего нелогичного или неразумного. Почему-то многие люди считают фанатиками и даже сектантами тех, кто искренне старается исполнять то, что написано в Новом Завете. Но смотрите что написано в Новом Завете об этом:
«Таким образом, мы можем быть уверены, что воистину познали Бога, если будем исполнять заветы Его. Тот, кто говорит: «Я знаю Его!», но не исполняет заповеди Его, лжёт, и нет в нём правды. В том же, кто повинуется учению Божьему, воистину воплощена любовь к Богу. Вот как можем мы удостовериться, что приобщились к Богу: кто говорит, что живёт в Боге, должен жить, как жил Иисус» (1 Иоанна 2:3-6).
Если мы говорим, что познали Бога, то есть способ проверить это, сказано в Библии. Такой человек должен исполнять заповеди Бога и жить, как жил Иисус Христос. И в этом нет никакого нездорового фанатизма. Это настоящая любовь. Ведь не станет же никто осуждать человека, искренне любящего свою жену (мужа) или своих детей и желающего искренне угодить им своей жизнью!
Однажды один человек решил испытать Иисуса Христа и спросил о том, какие же самые важные заповеди в законе? Это был законник, и вот какой ответ он получил от Иисуса Христа:
«Один из них, знаток закона, испытывая Иисуса, спросил Его: «Учитель, какая самая важная заповедь в законе?» Он ответил ему: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, всей душой твоей и всем разумом твоим». Это-первая и самая важная заповедь. Есть вторая заповедь, похожая на эту: «Возлюби ближнего, как самого себя». Весь закон и все учения пророков зиждутся на этих двух заповедях» (От Матфея 22:35-40).
Весь закон и все учения пророков сводятся к одному — люби Бога и ближнего искренне и от всего сердца. Как должна выражаться эта любовь и что есть любовь, описывается в Новом Завете более подробно.
Хочу поделиться с вами одной историей, которая отлично показывает, как человек должен искать Бога. Если вы читали когда-либо Библию, вы должны знать эту историю:
«Иисус проходил через город Иерихон. И был там богатый человек по имени Закхей, старший над сборщиками налогов. Он старался увидеть, кто же Иисус, но не мог за толпой, так как был мал ростом. Побежав вперёд, он взобрался на сикомор, чтобы увидеть Иисуса, ибо Он собирался пройти той дорогой. Когда Иисус пришёл на то место, Он взглянул наверх, и, увидев Закхея, сказал: «Закхей, поскорее спускайся вниз, ибо Я должен остановиться сегодня в твоём доме». Тот поспешил спуститься и с радостью оказал Ему гостеприимство. И все, видя это, стали роптать, говоря: «Он остановился у грешника». Но Закхей встал и сказал Господу: «Господи! Половину состояния своего я отдам бедным, и если я обманул кого в деньгах, то заплачу вчетверо больше!» Иисус сказал ему: «Сегодня спасение пришло в этот дом, ибо и этот человек истинный сын Авраама» (От Луки 19:1-9).
Похож ли Закхей на человека, который очень хотел найти Бога? Да. А как насчет других людей, ведь там было так много народу? Иисус сказал однажды: «Много званых, но мало избранных…». Закхей отлично показал на своем примере, как найти Бога. Если хочешь найти Бога — ты будешь искать Его всем сердцем, будешь готов изменить всю свою жизнь и покаяться во всех грехах. Настоящее желание и смирение помогают не только обрести веру, но и найти настоящего Бога. Возможно, что сегодня Бог стучится в твое сердце и твою жизнь…
Многие люди не хотят искать Бога, так как боятся, что их греховная жизнь выйдет наружу. Они не хотят ничего менять и боятся, что Бог не простит их. Но любящий Бог отдал Своего Сына за грехи каждого человека, чтобы грехи каждого человека могли быть прощены. Плата за грехи каждого из нас уже внесена. Но вот выбор принять эту плату или нет по-прежнему зависит от нас. Закхей покаялся и был прощен. Он нашел Бога и обрел спасение. «Сегодня спасение пришло в этот дом», — сказал ему Иисус.
Мы коротко узнали сегодня о двух важнейших вещах: где найти Бога и как найти Бога. Конечно, если вы никогда не читали Библию и никогда не сталкивались с людьми, живущими по Библии в наше время, у вас могло возникнуть много дополнительных вопросов. Это нормально. Даже апостолы Иисуса Христа, жившие с Иисусом три года своей жизни, многие вещи поняли только после распятия и воскресения Христа, несмотря на то, что общались с Ним каждый день. Всю свою жизнь человек ищет ответы на волнующие его вопросы. Но насколько проще искать ответы, когда ты наверняка знаешь, где и у Кого искать истинные ответы на них!
Ищите Бога. Находите Бога. Любите Его всем своим сердцем, всей душой и всем разумом своим.
Автор: Игорь Петров
Другие темы
Проверь свои знания онлайн!
Хотите проверить свои знания Библии — пройдите тесты на нашем сайте. Выбирайте интересующий тест из списка, отвечайте на 10 вопросов, и сразу получайте результаты!
Пройти тест
Последние новости
Политика конфиденциальности | Написать письмо
Христианский сайт «Хорошие новости»
иеромонах Сергий (Рыбко)
– Во второе воскресенье после Святой Пасхи Православная Церковь вспоминает явление Господа нашего Иисуса Христа апостолу Фоме, когда тот усомнился в Воскресении Господа. Христос не отверг немощного ученика и показал ему язвы на руках и ногах (Ин. 20:24-29). Как же ныне быть человеку, если он хочет убедиться в существовании Бога? Что делать нам, обыкновенным людям, для укрепления веры?
– Желание вполне справедливое. Вера человека должна быть осмысленна, выстрадана. Бог должен быть понят человеком, должен открыться человеку. Человек должен найти Бога, только тогда он сможет верить, и не просто верить, но идти в этой жизни за Христом путем исполнения евангельских заповедей.
– А как искать веру, где ее найти?
– Для человека, ищущего Бога, ищущего истину, вся жизнь наполнена этим святым исканием. И, скорее, не мы ищем и находим Бога, а Бог Сам открывается нам. Потому Священное Писание и называется Божественным Откровением, что Господь открывает нам Свои истины. Вот и человеку, ищущему Бога, нужно обратиться к первоисточнику христианства – Священному Писанию.
Новый Завет для очень многих явился откровением Бога. Часто люди, с которыми мне приходилось встречаться, признавались, что впервые задумались о высших истинах, прочитав Евангелие или даже какой-то отрывок из него. У меня самого в жизни было так: в тот период, когда я искал смысл жизни, я встретил человека, который протянул мне святое Евангелие. Я взял его и прочитал. И действительно, мне открылось очень многое. После прочтения осталась такая мысль: я не знаю, Что такое Бог, Кто такой Бог, но жить нужно именно так, как учил Христос. Образ Христа, любящего людей Учителя жизни, уже навсегда запечатлелся в моем сердце.
– То есть, для Вас Евангелие стало теми язвами, которые показал Христос усомнившемуся апостолу Фоме. Почему же все-таки люди верят Евангелию?
– В Евангелии заключена какая-то непостижимая сила, удивительная, неземная красота. Современный богослов архиеп. Иоанн (Шаховской) в одном из своих писем говорит, что всякое, хотя бы даже небольшое прикосновение к Слову Божию, к Евангелию уже очень много значит для человека. Евангелие – действительно книга жизни: его святые слова дали жизнь миллионам и миллиардам людей в мире.
– Есть ли другие способы познания Бога?
– Господь открывается человеку на путях его жизни по-разному: через обстоятельства, через встречи с людьми, через слова и даже глаза какого-то человека. Святитель Феофан Затворник говорит, что, кроме мира людей, рядом с нами существует, по крайней мере, еще два мира: мир природы, Божьего творения, где Господь открывается через каждый цветок, каждый листочек, звезду, и мир Церкви – православный храм.
– Что же такое православный храм?
Храм – это дом Божий, это такое место на земле, в котором пребывает Господь во всей Своей полноте, это особое место свидетельства Бога о Себе. И поэтому любой человек, переступающий порог православного храма, чувствует, что он вошел не в простое здание, но что это место особое, здесь душа встречается с небом.
– А может ли это почувствовать человек, который не крещен, который не верует в Бога?
– Это может почувствовать любой человек; и мне приходилось слышать о том, как в трудные минуты даже неверующие люди шли в храм и получали там помощь, поддержку и утешение, чувствуя, что Кто-то находится рядом с ними – Кто-то любящий, родной и близкий говорит с их сердцами, утешает и успокаивает их.
– Человек, в первый раз переступающий порог храма, порой даже не знает, как себя вести. Что Вы ему посоветуете?
– Я посоветую ему обратиться к священнику, т. е. к человеку, который специально поставлен Богом для того, чтобы свидетельствовать людям о Боге. Нужно не стесняться и не бояться подойти к батюшке, задать свои вопросы.
Только вчера был такой случай: одна восемнадцатилетняя девушка обратилась ко мне с несколькими незначительными вопросами о Боге, о вере. Мы с ней долго говорили, затем она ушла. А сегодня пришла вновь. Я спросил ее: «Что же ты вынесла в своем сердце после нашей беседы?» И она мне ответила: «Батюшка, Вы знаете, произошло чудо: для меня теперь существует только вера, только то, что связано с Богом, все остальное как бы отступило, отошло на второй план. Мне совсем неинтересно все то, что было интересно раньше, и у меня только одна мысль: я хочу знать Бога, хочу знать истину, хочу быть с Богом и в Боге».
– Человек, который задумывается над смыслом бытия, не может пройти мимо вопросов веры. Но что такое вера? Может быть, она заложена в человеческой природе и без веры человек жить не может- он рождается с потребностью верить? Бывают ли такие случаи, когда вера рождается из-за страха мучений в аду?
– Это совершенно исключено. Так свойственно думать людям неверующим, не знающим веры. Часто говорят о какой-то слепой вере, – никакой слепой веры не может быть. Бывает слепое неверие: человек не знает, потому и не верит. Верить можно только осмысленно, только «зрячая» вера может быть действительно верой. Вера в Бога – это любовь к Богу; любить из страха наказаний и мучений в аду невозможно. Иногда действительно человека удерживает от греха страх наказаний, но это совсем другое. Есть разные степени побуждения, разные соображения, по которым человек не делает греха.
Совершенная вера – это любовь к Богу. Бог есть любовь (1Ин. 4:8). Христианин, духовно здоровый, не делает греха не потому, что его кто-то накажет, а потому что боится оскорбить любящее его Существо,- вот это действительно вера.
– Но Что же такое Бог. Какие качества присущи Ему?
– Бог есть Личность. Бог есть Существо. Сущий, – называет Ветхий Завет Бога. Бог существует, следовательно, Он не абстракция, Он обладает присущими Ему качествами. Эти качества – премудрость, благость, всеведение и прежде всего любовь. Это самое главное Его качество: Бог есть любовь (1Ин. 4:8). Бог выходит за границы материального мира, за границы чувственного мира, Его нельзя потрогать, увидеть, услышать, но Его можно почувствовать сердцем, можно полюбить. Если мы не видим Бога, это не значит, что Его нет. Это значит, что наше сердце недостаточно зрячее.
Господь говорит: Я путь и истина, и жизнь (Ин. 14:6). Господь есть жизнь. Для христианина Бог – реальность, Личность. Мы не только верим в Бога, мы знаем, что Он есть, мы любим Бога, мы общаемся с Ним в молитве. Как человек говорит с человеком, так душа говорит с Богом, ищет волю Божию и получает ответы, чувствует, что Бог – Существо великое и прекрасное.
Человек имеет бессмертную душу, созданную по образу и подобию Божию. Душа, как существо духовное, стремится к Богу, и этим объясняется то, что люди, даже неверующие, испытывают какую-то смутную тревогу, неудовлетворенность всем земным, желание чего-то высшего. Преподобный Варсонофий Оптинский говорит, что во всех гениальных произведениях великих художников, музыкантов, поэтов звучит тоска по вечности, тоска по чему-то прекрасному, высокому, в конечном счете, — тоска по Богу. Но гении земли, возбуждая в человеке эту тоску, не дают ответа о том, как достигнуть Бога, как прийти к Богу. Ответ на это дает только Евангелие, только христианство.
Человек, который не молится, и не понимает радости молитвы, Бога действительно не знает, хотя, может быть, верит в Бога. Для такого человека Бог – абстракция. По мере углубления в духовную жизнь, по мере вхождения в нее через молитву все больше и больше открывается перед человеком Бог. Бог – это откровение. Не вы Меня избрали, а Я вас избрал (Ин. 15:16),- говорит Он. Он выходит к нам первый, Он встречает нас на разных перепутьях жизни, только мы должны открыть Ему свои сердца, и тогда войдет в наше сердце это дивное чудо – Господь.
– Господь мой и Бог мой (Ин. 20:28), – именно так сказал апостол Фома, осязав раны Христа, т. е. он обратился к Богу, стал говорить с Ним.
В познании Бога важен опыт живого общения с Ним. Недостаточно просто слышать или читать о Боге, необходимо обратиться к Самому Спасителю. Человеку неверующему, но ищущему Бога святитель Феофан Затворник советует даже обратиться к Нему с такой молитвой: «Господи, если Ты есть, откройся мне «. Знаю по себе, что такая молитва бывает очень сильной. Может быть, не сразу это произойдет, но Господь услышит и откроется.
– Батюшка, что бы Вы пожелали нашим читателям?
– Конечно же, богатства веры, потому что вера в Бога есть бесценная жемчужина, которую человек ищет всю жизнь, и где бы он ни искал ответов на самые сокровенные свои вопросы, нигде, кроме Христа, кроме святого Евангелия, он их не найдет.
книга «Возможно ли спасение в XXI веке?» иеромонаха Сергия (Рыбко)
Впервые на русском языке публикуется перевод главного труда выдающегося религиозного мыслителя Герхарда Терстегена (1697–1769) «Путь истины». В своей книге Терстеген говорит о сущности христианской жизни — о внутреннем обретении Христа и сердечном следовании за Ним. В своих размышлениях он обращается к христианину любой конфессии и любой степени церковности. Его учение о любви к Богу и о следовании Христу, об освящении верой должно быть не только интересно современному читателю, но и может стать действенным руководством. Сегодня, когда на путях веры многих христиан подстерегло время разочарования и охлаждения, этот труд способен открыть новое ясное прочтение внутренней духовной жизни христианина. Книга Герхарда Терстегена продолжает ряд публикаций переводов классики немецкой духовной литературы игумена Петра (Мещеринова) – духовных произведений И.С. Баха, трудов Иоганна Арндта и Валентина Вайгеля. Приводим отрывок из книги Трактат IX. Краткое наставление о том, как искать Бога и лица Его.
Взыщите Господа, ищите непрестанно лица Его.
(1 Пар. 16, 11)
Кто обращал взор к Нему, те просвещались,
и лица их не постыдятся
(Пс. 33, 6)
I
Герхард Терстеген
1. О человек (именно ты, читающий сии строки)! Остановись, отрешись хоть немного от круговращения твоей повседневной суеты и задумайся о своём высоком достоинстве и о цели, ради которой ты сотворён и введён Богом в мир сей. Ты создан не для времени и творений, но для Бога и вечности и для того, чтобы Богу и вечности была посвящена вся твоя жизнь. Ты существуешь в этом мире именно и только с той целью, чтобы тебе искать твоего Бога и спасительного лица Его (1 Пар. 16, 11), от которого ты отвратился в грехопадении и прилепился к творениям, – дабы чрез сие ты мог бы подлинно просветиться и освятиться и иметь в Боге, и Бог в тебе, радость и мир, довольство и отраду.
2. В этом одном заключается твоё вечное спасение и временное благобытие – чего тебе не может дать ничто, кроме Бога. …Внутренний твой человек алчет гладом, которого ничто не утолит. Духовное твоё око не насыщается ничем; внутреннее чувство не находит ни в чём мира и полноты – только во всеподательном и бесконечно преисполненном любви Благе, которое есть один лишь Бог.
3. <…> Бог есть дух (Ин. 4, 24), и близок твоему духу (Пс. 33, 19); поэтому тебе нет нужды, взыскуя Бога, высматривать Его здесь и там, или куда-то идти, или рассеивать себя многими и различными телесными упражнениями (1 Тим. 4, 8), а тем более забивать себе голову многообразными исследованиями, соображениями и выводами падшего рассудка. Это как раз путь, всё дальше отводящий человека от Бога и лишающий его способности познавать Бога и Его истину.
4. Ищи же только того, чтобы тебе уподобиться всей душой Богу – и тогда ты сможешь обрести и познать Его легко и безошибочно. Как тот, кто хочет видеть солнце и греться на нём, должен подставить себя его свету, так и тебе, если ты хочешь по-настоящему приобщиться Богу, надлежит поступить в отношении Него так же (1 Ин. 1, 5–7; 2, 6). Сей неприступный вечный свет невозможно увидеть, кроме как только в Его свете (Пс. 35, 10). <…>
II
5. Бог есть духовная, отрешённая Сущность, чуждая грубости мира сего, чувственности и рассудочности. Если ты хочешь обрести Бога и узреть лице Его, то, насколько это возможно для тебя, храни свой дух, свою любовь, желания и сердечные помыслы также отрешёнными и чуждыми миру и тому, что в мире (1 Ин. 2, 15). Пусть по твоей воле никакое творение не входит в тебя; и сам не исходи из себя по любви и вожделению к какому бы то ни было творению. <…>
7. Бог есть всеобъемлющая, неделимая, ничем не ограниченная Сущность, неуразумеваемая никаким умом. Он не есть то или это, но Всё и Одно. Посему, если ты хочешь познать Бога и приобщиться Ему, то со смирением оставь все свои особые, ограниченные, младенческие образы и помышления о Боге (1 Кор. 13, 11), плени свой ум в послушание простой и детской вере (2 Кор. 10, 5) и восходи духом в некую неограниченную всеобщность и безмолвную широту внутри себя (Пс. 17, 20; 118, 32, 96), не останавливаясь на частных предметах и размышлениях – особенно во время молитвы.
8. Бог есть сама простота и чистота. Невозможно иначе узреть и обрести Его, как только простым и чистым сердцем (Мф. 5, 8). Посему взыскуй того, чтобы тебе всегда быть чистым и простым. Будь истинен и непорочен (Иов 1, 1) во всех своих делах, речах, мыслях и желаниях. Дай простому оку (Мф. 6, 22) твоей души прямо взирать на Бога и во всём иметь в виду лишь Его одного, без малейшего нечистого постороннего намерения или искания своего, без всякого, даже самого тонкого, лицемерия, притворства или искусственности. Пусть все твои мысли и желания будут такими, чтобы ты всегда мог поставить их пред светлым солнцем присутствия Божия. Если же против твоей воли подвигнется в тебе что-либо ложное и нечистое, то искренне и спокойно, без всякой утайки, повергни всё таковое пред лицем Божиим – и оно исчезнет.
9. Бог есть милосердная и кроткая Сущность. Он есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нём (1 Ин. 4, 16). Сего ради и ты будь всегда кроток, любвеобилен и милостив, как внутри себя, так и во всех своих поступках. Предоставь духу любви Иисуса Христа умягчить жестокий и строптивый нрав твоей падшей природы, утишить неукротимость твоих страстей и преклонить к послушанию Богу твоё непокорливое своеволие. Если ты почувствуешь, что в тебе начинает проявляться нечто, противоположное милосердию Божию – сразу, не вступая с ним в спор, погружайся в сладчайшие воды (Пс. 22, 2) кротости и любви Христовой.
10. Бог есть тихая и ровная Сущность (3 Цар. 19, 12), и обитает Он в безмолвии невозмутимой вечности. Так и твоей душе надлежит быть подобной тихим и прозрачным водам, дабы в них отображалась слава Божия. Избегай поэтому всякого беспокойства, смущения и разгорячения извнутри и совне. Ничто в целом мире недостойно того, чтобы из-за него ты разорял себя. Даже твои прошлые ошибки и грехи должны тебя смирять, но не приводить в смятение. <…>
11. Бог есть радостная, мирная и блаженная Сущность. Посему ищи и ты того, чтобы постоянно пребывать в мирном и радостном духе. Избегай всяких разорительных попечений, досады, ропота и печали, которые помрачают душу и делают тебя неспособным к общению с Богом. Если заметишь в себе нечто подобное, то мягко и кротко отстранись от сего. Пусть твоё сердце будет чуждым и затворённым для всего мира и всех творений, но всецело своим и отверстым для Бога. Относись к себе, к своим злым пожеланиям, самолюбию и своеволию, со строгостью; по отношению же к Богу будь по-детски свободен, ласков и доверчив. Взирай на Него, как на своего ближайшего и лучшего Друга, и не ожидай от Него ничего, кроме блага и добра. <…>
III
12. Если ты возьмёшься со мною за это делание, как оно описано выше, то вся внутренняя твоя (Пс. 102, 1) постепенно будет уподобляться Богу, и в тебе всё больше будет открываться способность сущностно обрести сие всеподательное и преисполненное любви Благо и узреть Его спасительный лик.
13. …Поскольку внешние предметы и занятия (особенно пока человек не укрепился и не укоренился в этом внутреннем делании) легко могут стать причиной многого разорения и препятствовать душе на её пути к Богу и даже сбивать её с этого пути, – то совершенно необходимо, и крайне важно, в продолжение дня стараться использовать любой момент, когда всё видимое и всё рассудочное можно отложить в сторону, дабы собраться внутрь, в присутствие Божие, и поставлять себя, с помощью благодати, в вышеуказанные состояния души, насколько это позволяют человеку его мера и внешние обстоятельства.
14. …Прежде всего надлежит веровать – и быть твёрдо в этом убеждённым, – что всё зависит от Божией милости, а не от нашей воли и действий. Поэтому мы не должны рассчитывать, что своими усилиями, а тем более самоизмышлёнными подвигами или напряжением ума, мы можем найти и узреть Бога. Нам надлежит приближаться к Богу внутренним, тихим, ровным и мирным деланием склонения или расположения к Нему нашего сердца, воли и любви. <…> Как только мы замечаем, что Господь посещает нашу душу, желая возвысить нас над суетой или собрать нас в себя, утишить или умирить; как только мы начинаем ощущать в глубине нашего сердца детское благоговение пред Его присутствием, Его всеохватывающую благость или нечто подобное, – то мы должны без всякого смущения прекратить всё своё делание и всецело предоставить себя Богу в субботствовании и тишине, во всякой простоте и отрешённости от всего.
IV
15. Тогда постепенно ты опытно уразумеешь, что ты есть не только внешний человек, состоящий из тела, чувств и рассудка, которые предназначены для вещей и явлений века сего, – но прежде всего человек внутренний, обладающий благородным духом, укоренённым в вечности, и такими внутренними духовными силами, которые (независимо от того, что происходит в мире сем) способны сущностным образом вкушать и созерцать Бога и вечность и обретать в этом свой истинный покой и совершенное довольство.
16. Тогда, наконец, твоя любовь, твоё сердце, твои пламенные душевные стремления, освободившись и очистившись от всего иного, примут в себя высочайшее Благо, необъятное Божество и соделаются Его необъятным лоном – и именно это есть цель, для которой ты сотворён и искуплен. <…> Как некий Серафим, ты будешь сокровенно пылать в чистейшей любви твоего Бога и в сем кротком огне любви сам станешь поистине милостивым, кротким, тихим, любвеобильным; более того – самой любовью. <…>
18. Твоя душа, твоё постоянно взирающее на Бога внутреннее чувство, отрешённое от всякого удовольствия, услаждения и утешения от творений, преисполнится внутреннейшей чистейшей радостью и глубочайшим миром Божиим. Ты обретёшь всю свою отраду, довольство и блаженство в Боге; и Он, со Своей стороны, возымеет в тебе Свою радость и веселье (Притч. 8, 31). Он будет обитать и покоиться в тебе (Ин. 14, 23; 2 Кор. 6, 16), как на Своём незыблемом престоле мира; и твой дух, который, как беззащитный сирота, столь долго блуждал на чужбине, сладчайше упокоится в месте своего подлинного отдохновения, в своём отечестве, всецело повергнув себя на лоно Божие, в истинный мир, и сокрыв себя в тишайшей вечности. <…>
И так соделаешься ты ясным и светлым небом Пресвятой и Преблагословенной Троицы, Триединого Бога – небом, в котором Он пребывает, которое преисполняет Своим светом, любовью и всеми божественными совершенствами и в котором прославляется во времени и в вечности.
19. Не будь же больше, о человек, славное создание и образ Превечного Бога, столь неразумным, чтобы… порабощать свой царский (если не сказать – божественный) дух немощным и бедным вещественным началам и суете мира сего (Гал. 4, 9), поддавшись похоти плоти, похоти очей и гордости житейской (1 Ин. 2, 16)! Именно для того послал Бог Сына Своего, чтобы искупить тебя из такового рабства (Гал. 4, 4–5) и паки возвысить твой дух в свободу славы детей Божиих (Рим. 8, 21). Помни, что по благороднейшей твоей части ты есть чадо вечности; Сам Бог – твой Отец и твоё отечество, где надлежит тебе обитать и жить. Мир сей должен быть для тебя ссылкой, а твоё тело – исправительным домом и темницей. Ах! подними же вечные врата твоих духовных сил над падшей природой, чувственностью и рассудочностью, да внидет в них к тебе Царь славы (Пс. 23, 7), Господь Саваоф! Аминь.
1 Способность души испытывать радость и покой, иначе именуемая совестью, ощущением Божьего к себе благоволения и т. д.
2 [Перевод по Септуагинте]
Поскольку вы здесь…
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Загрузить PDF
Загрузить PDF
Если вы чувствуете сильное желание соединиться с Богом, эта статья даст вам несколько советов о том, как сделать первые шаги к пониманию того, кто Он на самом деле. Эти шаги помогут вам узнать больше, путем исследований и опыта.
Шаги
-
1
Не обязательно ходить в церковь или другой храм, чтобы найти Бога, хотя это может быть вам полезным. Найдите такой храм, где вы чувствуете себя хорошо. Поспрашивайте, где найти хорошую церковь. Если вам повезет, вы найдете духовную церковь, которая признает, что Бог перемещается свободно, без ограничений, и найдете добрых и принимающих людей. Если вы найдете такое место, было бы хорошо вам узнать, во что они верят.
-
2
Ходите в местный центр почитания, если хотите, поскольку это тоже может быть полезным для ваших поисков.
-
3
Поищите в местной библиотеке или книжном магазине. Вы найдете полезные книги и видео о многих различных конфессиях в отделе религии вашей местной библиотеки или книжного магазина.
-
4
Не отключайте мозг. Вера может быть разумной и рассудительной. Вера отличается от религиозных предрассудков. Как искатель, вы будете искать доводы для вашей веры, истину в духовных вопросах и собственные свидетельства божественного существа. Откройте свой разум сверхъестественному, но не будьте легковерным.
-
5
Начните поиск с открытой душой. Изучите свидетельства, поддерживающие веру в Бога. Будьте осторожны с людьми или организациями, которые насмехаются над Богом и верой или которые исповедуют единственную истину о Боге. У большинства церквей есть доля правды.
-
6
Выберите человека веры. Попросите его дать вам направление. Это не обязательно должен быть пастор, викарий, монах или евангелист. Просто попросите человека, которого вы уважаете за его личные убеждения.
-
7
Составьте вопросы для своего поиска:
- Есть ли Бог?
- Каковы признаки или характеристики природы Бога?
- Как безграничное существо открывается смертному?
- Каково Божье суждение о человечестве?
- Если человечеству нужно искупление, в чем оно заключается?
- Есть ли Бог?
-
8
Разговаривайте с Богом. Большинство религий признает молитву основным назначением веры. Расскажите Богу о своих поисках и причинах, по которым вы решили стать искателем. Попросите Бога помочь вам понять Его пути и истину во время поисков.
-
9
Бог может быть на виду. Одна из причин, по которым вы решили искать Бога, в том, что ваш Бог это все, что вы когда-либо видели, с первого дня, все, что вас окружает. Есть очень наглядная история, которая уподобляет человека, ищущего Бога, к рыбе в океане, ищущей моря. Действительно ли возможно искать то, что вы никогда не сможете потерять?
-
10
Будьте готовы отказаться от понятий о природе Бога, которые у вас уже, возможно, есть. Было сказано, что для того, чтобы найти Бога, нужно отказаться от своего человеческого, ограниченного понятия о том, кем и чем является Бог. Использовать свой имеющий границы ум в попытках охватить беспредельное, это как просить рыбу проглотить все океаны мира. Вы обязательно найдете то, к чему не будете на 100% готовы. Если этого не случится, значит, вы не честны с собой в своих поисках.
-
11
Будьте готовы искать за пределами одного организованного вероисповедания. Религия и Бог это не одно и то же. Их отношения сродни отношениям между брендовыми именами и другими. Когда вы слышите об одном бренде, вы автоматически можете начать думать о деталях, но не обязательно решать с названием/брендом, чтобы найти Бога.
-
12
Подумайте о прочтении священных книг. Книг, к которым относятся как к Слову Божию, которые возлагали на пророков и апостолов (последователей) Бога, например, Библия или Коран.
Реклама
Советы
- Вы можете найти Бога легче, чем могли бы ожидать, потому что Бог тоже ищет вас.
- “Любящих меня я люблю, и ищущие меня найдут меня”. (Притчи 8:17)
- Прочитайте эти примеры людей, которые искали Бога: Ару, “Aru” и Рита.
- Вы можете найти Бога и с очень ограниченным количеством веры, таким маленьким, как крошечное горчичное зернышко.
- Если вы живете рядом с церковью, которая предлагает собрания соискателей, то вы можете начать с нее, но любая музыка или служение, вероятно, будут нести “послание”. Это может либо помочь, либо помешать.
- Верьте в Бога, вы можете найти его повсюду, в духе вещей.
- Некоторые храмы предлагают “встречи” или “курсы” в более нейтральной среде, например, в кафе или в книжном магазине, чтобы “задать несколько вопросов о Боге”. Такие курсы могут помочь вам в ваших поисках, но они часто могут быть предназначены для того, чтобы вести вас в определенном направлении.
Реклама
Предупреждения
- После того как вы поверите, что нашли Бога, поймите, что некоторые люди не оценят ваших попыток силой привить им ваши выводы. Будем надеяться, что люди начнут замечать улучшения в вашей жизни и спросят вас об этом. Кроме того, понимайте, что это не возможность проповедовать им в массовом порядке, а, скорее, хорошее время, чтобы рассказать о своем личном опыте.
- Имейте в виду, каким бы убежденным вы ни стали, для веры всегда есть пространство для роста. Решите в меру своих возможностей, во что вы будете верить, и будьте привержены.
- Осматривая “религиозные” тексты, старайтесь найти точные переводы слов, которые использовались во времена написания. Исследуйте происхождение концепций, которые пришли после фактической публикации этих текстов, которые пытаются объяснить “на самом деле здесь имелось в виду то-то и то-то”, поскольку слова, как правило, поддаются культурным мутациям на протяжении поколений. Примите к вниманию целевую аудиторию и будьте осторожны с людьми, которые переводят вам больше, чем на самом деле сказано. Возможно, вам придется рассмотреть различные переводы, чтобы разыскать идеи, которые имелись в виду на самом деле. Религиозные тексты предназначены описать Бога, а не заменить Его.
Реклама
Об этой статье
Эту страницу просматривали 24 733 раза.
Была ли эта статья полезной?
Остался ли на Земле Сад Эдемский? Где находится Рай? Почему мы не видим Бога? Как выглядел Христос? И трудно ли найти Бога? На эти и другие вопросы размышляет журналист портала “ЕлицыМедиа” Марина Струкова.
Библейская география
– Где находится Бог? – На этот вопрос пытались ответить
богословы, философы, учёные. Большинство обычных людей считают, что Бог находится
на небе, некоторые знают, что Бог вездесущ, но всё же его главное жилище – Рай.
Тогда давайте выясним, где находится Рай. И снова большинство
ответит, что на небе. Но в Библии названы конкретные географические координаты Рая:
«И насадил Господь Бог рай в Эдеме на востоке; и поместил
там человека, которого создал. И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево,
прятное на вид и хорошее для пищи, и дерево жизни посреди рая, и дерево познания
добра и зла.
Из Эдема выходила река для орошения рая; и потом разделялась
на четыре реки. Имя одной Фисон: она обтекает всю землю Хавила, ту, где золото.
Имя второй реки Тихон: она обтекает всю землю Куш. Имя третьей реки Хиддекель, она
протекает пред Ассириею. Четвертая река Евфрат. И взял Господь Бог человека, и поселил
его в саду Эдемском, чтобы возделывать его и хранить его» (Быт. 2:8—15).
Заметим, что Сад это восточная часть Эдема, значит, в
Эдеме есть не только Сад.
Из названий рек,
упомянутых в цитате, мне известен только Евфрат. Остальные реки, по одной версии,
не сохранились. По другой, поменяли названия. Глядя на карту, мы видим, что у Евфрата
есть два источника, один из них в Турции, другой в Армении. Выходит примерно там
находился Сад Эдемский?
Когда Бог изгнал из Рая Адама и Еву, то поставил на входе
в свой Сад ангела с мечом обращающимся, чтобы никто не прошмыгнул в обитель блаженства
без позволения.
Но Сада Бог не выкорчевал, значит, тот по-прежнему находится
на Земле.
Живые грешные люди,
разумеется, не видят Сада Эдемского, так же, как не видят ангелов и демонов, хотя
те находятся вблизи нас.
В то же время Библия сообщает о том, как вознёсся на
небо Христос и как с неба звучал голос Господа. С точки зрения христианства, в Рай
поднимаются, тогда как в Ад низвергаются. Значит, Рай находится на небе?
Давайте вспомним структуру Ада. Предположительно он состоит
из девяти кругов, они находятся на разных уровнях. Чем глубже круг Ада, тем большие
грешники там мучаются.
Почему бы не предположить, что Рай тоже имеет многоярусную
структуру? Нижний этаж находится на Земле, там жили до изгнания Адам и Ева. А верхние
этажи уходят в небо.
Из апокрифов и размышлений святых мы знаем, что в Раю
тоже есть иерархия праведников. И чем праведнее человек, тем ближе он находится
к Богу. Ближе, значит, выше? Помните народное выражение «я на седьмом небе от счастья».
Апостол Павел в послании коринфянам упоминает третье небо, на которое он был «восхищен»,
то есть взят с Земли. Исходя из этого, значит, есть небо первое и второе. В апокрифе
Книга Еноха говорится о семи небесах. И хотя этот текст не признан каноническим,
ему уделяли внимание многие раннехристианские мыслители, а в Библии Енох назван
пророком.
Рай и Ад – это,
прежде всего, духовные понятия. Но люди всегда пытались познать иной мир и как материальное
явление, понять, насколько реально Царство Небесное.
«Сокровенная область
земная»
На Руси издревле предполагали: Рай есть и на земле!
В 14 веке священнослужители Твери вели спор о судьбе
Сада Эдемского. Возглавлявший их епископ Феодор
представлял Рай как духовное состояние самого человека. Рай «мыслен», утверждал
он, осязаем только сознанием, а Сад Эдемский погиб.
Новгородский архиепископ Василий, позже причисленный
к лику святых, узнал об этих спорах и написал Феодору дружеское поучение на эту
тему, где доказывал, что Рай не только духовное, но и материальное явление.
«Брат, в Прологе, в описании чудес святого архангела Михаила, для всех засвидетельствовано, что, взяв праведного Еноха, посадил он его в честном Раю. А вот и Илия святой в Раю живет, встретил его там Агапий святой и кусок хлеба у него взял. И святой Макарий за двадцать поприщ жил от святого Рая. А Ефросим святой был в Раю, и три яблока принес оттуда, и дал игумену своему Василию, от них же много исцелений было».
«Когда приблизилось успение владычицы нашей Богородицы, ангел цветущие финиковые ветви из Рая принес, знаменуя этим, где она теперь будет. А если Рай существует только в воображении, то зачем ангел ветвь эту — видимую, а не воображаемую — принес? Апостолы видели, и множество неверных иудеев ветвь эту видело».
Святитель Василий утверждал, что ворота в Рай видели
его земляки-мореходы. Два корабля шторм принёс к высоким горам. На той горе они
увидели красивую икону, словно нечеловеческими руками созданную. Вокруг сиял свет
без солнца. С гор доносилось пение, ликования и веселья исполненное. Моряки велели
одному своему собрату взойти на гору и посмотреть, что там происходит. Тот поднялся,
всплеснул руками и, засмеявшись, бросился от товарищей своих на звук пения. Они
же очень удивились этому и другого послали, строго наказав ему, чтобы, вернувшись
к ним, он рассказал о том, что происходит на гope. Но и этот так же поступил, не
только не вернулся к своим, но с великой радостью побежал от них. Третьего посланца
находчивые моряки привязали за ногу верёвкой, чтобы не сбежал. И когда он поднялся
на гору и тоже бросился на звуки пения, они потянули за верёвку. И что же? Притащили
товарища мёртвым. Моряки испугались и решили убраться прочь. Они сделали вывод,
что им нельзя пытаться постичь это явление.
Из истории христианства мы знаем только двух людей, которых
Бог взял живыми в Рай. Оба праведника жили
еще во времена Ветхого Завета. Это были Енох и Пророк Илия.
“Верою Енох переселен был так, что не видел смерти; и не стало его, потому что Бог переселил его. Ибо прежде переселения своего получил он свидетельство, что угодил Богу” (Евр.11:5). Переселён, но не взят на небо.
И другая цитата:«…вдруг явилась колесница огненная
и кони огненные, и разлучили их обоих, и понесся Илия в вихре на небо» (4
Цар. 2: 11), гласит современный
перевод Библии, однако, если вы найдёте церковно-славянский оригинал текста, заметите
разницу.
«… и се, колесница огненная и кони огненнии, и разделиша
между обема. И взят бысть Илия вихром яко на небо».
«Яко (как) на небо», но не на само небо, что отмечают
многие святые (преподобные Роман Сладкопевец, Андрей Критский, Максим Грек) в своих
размышлениях.
Святитель Григорий Двоеслов описывает место пребывания
пророка Илии так: «Он был отведен в сокровенную
область земную, где должен обитать в телесном и душевном успокоении дотоле,
пока при кончине мира паки явится на земле заплатить долг смерти».
Российские староверы считали, что на земле есть блаженная
страна с цветущей природой, до которой может добраться редкий праведник. Называют
её Беловодьем. Там нет ни бедных, ни богатых, правит духовная власть благочестивых
старцев. Беловодье уходили искать в Сибирь, на Алтай, на Дальний Восток. Есть легенды о том, что Бог прячет это место от
досужего глаза.
Если островки Рая на Земле существуют, то они открываются
только избранным.
Кто разговаривал
с Богом?
Но даже если бы человек мог легко найти Бога, как прошла
бы эта встреча? Ведь Бог – личность могущественная, непостижимая, Он сотворил Вселенную,
а человек – жалкая песчинка в этой Вселенной.
Речь про Господа Саваофа, Отца Небесного. В Ветхом Завете
Он говорит Моисею: «лица Моего не можно тебе увидеть, потому что человек не может
увидеть Меня и остаться в живых».
Но там же многие люди общались с Богом:
Авраам видел Бога: Бытие 17:1-3 «Аврам был девяноста
девяти лет, и Господь явился Авраму и сказал ему: Я Бог Всемогущий; ходи предо Мною
и будь непорочен; и поставлю завет Мой между Мною и тобою, и весьма, весьма размножу
тебя. И пал Аврам на лице свое».
Иаков видел Бога: Бытие 32:30 «И нарек Иаков имя месту
тому: Пенуэл; ибо, говорил он, я видел Бога лицем к лицу, и сохранилась душа моя».
Старейшины Израилевы видели Бога: Исход 24:9-11 «Потом
взошёл Моисей и Аарон, Надав и Авиуд и семьдесят из старейшин Израилевых, и видели
Бога Израилева».
Моисей видел Бога: Исход 33:11 «И говорил Господь с Моисеем
лицем к лицу, как бы говорил кто с другом своим».
Народ Израилев видел Бога: Числа 14:14 «Ты, Господь,
находишься среди народа сего, и что Ты, Господь, даешь им видеть Себя лицем к лицу,
и облако Твое стоит над ними, и Ты идешь пред ними днем в столпе облачном, а ночью
в столпе огненном».
Иов видел Бога: Иов 42:5 «Я слышал о Тебе слухом уха;
теперь же мои глаза видят Тебя».
Пророк Амос видел Бога: Амос 7:7 «Такое видение открыл
Он мне: вот, Господь стоял на отвесной стене».
Но если о встрече говорится подробно, то можно заметить,
что Господь, будучи рядом, своё лицо не показывает или человек закрывает лицо.
Вот встреча Бога с пророком Моисеем. «И сказал Господь:
вот, место у Меня, стань на этой скале; когда же будет проходить слава Моя, Я поставлю
тебя в расселине скалы и покрою тебя рукою Моею, доколе не пройду; и когда сниму
руку Мою, ты увидишь Меня сзади, а лицо Мое не будет видимо».
Вот встреча Бога
с пророком Илией. «Илия закрыл лице свое милотью своею, и вышел, и стал у
входа в пещеру. И был к нему голос и сказал ему: что ты здесь, Илия?»
Избранный народ был водим Богом в пустыне, однако, Всевышний
являлся в огненном столпе ночью и в облаке днём. В других случаях подробностей нет,
но можно предположить, что Господь, встречаясь с дорогими ему людьми, скрывает от
них лик. Или приобретает облик человеческий, как в случае визита к Аврааму в дубраве
Мамре – тот узрел трёх мужей.
Иначе люди непременно поделились бы описанием внешности
Отца Небесного. Остается только предполагать, что он выглядит как почтенный старец
с белой бородой и благородными чертами лица. Так рисуют Небесного Отца под сводами
храмов.
Чтобы стать ближе и понятнее людям, чтобы принести им
спасение, Бог воплощается в человека, Сына Божьего. В Библии также нет описания
Христа. Однако Нерукотворный образ Спасителя сохранил его черты. Лик Сына Божия
отпечатался на плате, которым тот вытер своё лицо.
Есть описание облика Христа в письме римлянина Публия
Лентула, который рисует мужчину с волосами орехового цвета, молодым открытым лицом,
короткой вьющейся бородой. Взгляд у него строгий и ясный. Высокий рост, красивые
руки, приятный выразительный голос.
После своего Воскресения и Вознесения Иисус не раз являлся
святым угодникам в сиянии, силе и славе. Из Его современников Христа видели Мария
Магдалина, жёны-мироносицы, апостолы.
В другие столетия видят его немногие из монахов: Христос
являлся преподобному Александру Свирскому, преподобному Пахомию, преподобному Антонию,
преподобному Серафиму Саровскому, старцу Паисию Святогорцу. Многие святые скрывали,
что видели Христа, дабы не возгордиться.
Встречи с Сыном Божьим потрясали людей, но не были опасны
для человеческих очей и разума. Однако и они напоминают, как сложно человеку вынести
явление Бога. Так, юный послушник Симеон однажды увидел Иисуса Христа и ощутил душой
райское блаженство. С тех пор всё в мире
казалось ему суетным, он пребывал в печали по необыкновенному мигу откровения,
по неземному счастью богообщения. Симеона позже мир узнал, как преподобного Силуана
Афонского. Но не каждый готов стать монахом и отринуть мир.
Представьте, если
бы все люди, на миг увидев Бога, потеряли интерес к земной жизни и плакали по утраченному
Раю. Распались бы семьи, рухнули бы государства, каждый возненавидел своё бренное
тело аки темницу души. Видимо, Господь не хочет такого эффекта и щадит нас, скрывая
свой лик.
Храм – дом Божий
Бог обитает всюду, не только в Небесном Царствии. Но
однажды он возжелал поселиться среди людей. Так возникло первое святилище Единого
Бога – скиния. «И устроят они Мне святилище,
и буду обитать посреди их», говорит Бог Моисею в книге «Исход». Скиня была богато
украшенным шатром, который евреи переносили с собой во время странствий. Затем они
получили Землю Обетованную и возвели в Иерусалиме каменный храм.
Православные храмы по аналогии со скинией состоят из
трёх частей:
Алтарь символизирует Небо – как место пребывания Бога,
Царство Небесное. В Ветхом Завете в Святое святых мог входить только первосвященник
и лишь один раз в год. Сейчас, после искупительной жертвы Иисуса Христа в Алтарь
входят каждый день священники и их помощники.
Средняя часть храма символизирует область ангельского
мира. В Ветхом Завете в Святилище входили только священники. Сейчас – в Средней
части храма стоят все верующие христиане – все верные. Алтарь и Средняя часть разделены
иконостасом.
Притвор – символ земного мира. Только во Дворе в Ветхие
времена мог находиться народ. Сейчас Притвор – это преддверие храма. В недавнем
прошлом, здесь стояли готовящиеся к Крещению (оглашенные) и временно отлучённые
от Причастия.
Богу можно молиться на любом месте, и всё же люди строят
храмы. То есть хоромы – дома. Чтобы Бог жил среди нас и часть его славы и силы присутствовала
в каждом городе и селе.
Храмы – тоже частички Рая на Земле, понимаем ли мы это?
“Там, то есть в храмах, – говорит святитель Иоанн
Златоуст, – мы с Небожителями вместе возносим таинственную оную песнь, вместе с
ними воспеваем Трисвятое. Там становимся в один лик с Серафимами, присоединяемся
к сонму Небесному, причисляемся к чину Ангелов, беседуем с Господом, бываем в сообществе
с Иисусом Христом”.
Для того, чтобы действительно обрести Бога, ощутить его присутствие, получить ответ на молитву, необходимы, прежде всего, духовные качества. Если человек будет духовно слеп, глух и нем, его собственная неполноценность помешает встрече с Богом.
Недаром многие из современников Иисуса Христа, которые
видели его лично, при этом остались грешниками, вспомнить хотя бы толпу, вопившую
«Распни его!». Они не узнали в нём Бога! А мы, современные россияне, разглядели
бы?..
Один православный мужчина признаётся, как во время исповеди
поднял глаза на священника и увидел, что кается самому Христу! Вместо духовника
к нему склонился Спаситель. Для встречи с Богом оказалось достаточно искреннего
покаяния, и никаких странствий за тридевять земель.
Путь к Богу лежит в сознании человека. Если грешник окажется
у Райских врат, они всё равно не распахнутся перед ним. Но праведного Бог найдёт
Сам, ведь Он первым обратился к людям, дал Свой Закон и вёл сквозь века. Он вочеловечился
и распялся за нас. Святые получали долю Его благодатной силы и умение творить чудеса.
Когда человек делает шаг к Богу, тот делает два шага
навстречу.
Главное условие встречи с Богом – любовь к Нему и любовь к ближним, поскольку в каждом из нас – отражение образа Божьего.
Если вы или ваши близкие нуждаетесь в молитвенной помощи, вы можете подать записки на молебен Господу и Богу нашему, нажав на кнопку ниже: