Как найти государственный долг в экономике

Экономика24 февраля 2021 в 11:0068 567

Госдолг России

Структура и динамика долга, тенденции и основные показатели

Зачем анализировать, кому и сколько должна Россия

Основные параметры внешнего долга России

Рис. 1. Структура внешнего долга России по секторам (млн долл.). Источник: сайт ЦБ

Рис. 1. Структура внешнего долга России по секторам (млн долл.). Источник: сайт ЦБ

Рис. 3. Структура внешнего долга России по срокам (млн долл.). Источник: сайт ЦБ

Рис. 3. Структура внешнего долга России по срокам (млн долл.). Источник: сайт ЦБ

Рис. 4. Структура внешнего долга по видам валют. Источник: сайт ЦБ

Рис. 4. Структура внешнего долга по видам валют. Источник: сайт ЦБ

Качественные показатели госдолга России

Рис. 6. Тенденции развития госдолга (млрд руб.). Источник: доклад Минфина по бюджетной политике

Рис. 6. Тенденции развития госдолга (млрд руб.). Источник: доклад Минфина по бюджетной политике

Больше интересных материалов

Государственный долг стран в процентах к ВВП по состоянию на 2012 год

Госуда́рственный долг — результат финансовых заимствований государства, осуществляемых для покрытия дефицита бюджета и задействованных государственных гарантий по долгам частных и государственных компаний. Государственный долг равен сумме дефицитов прошлых лет с учётом вычета бюджетных излишков[1].

При рассмотрении государственного долга, как правило, не учитываются встречные требования этого государства к другим, то есть задолженность других государств или физических и юридических лиц этому государству не рассматривается. Также не учитываются обязательства государства в сфере социального и пенсионного обеспечений.

Размер государственного долга выражается в национальной валюте или её эквиваленте в любой другой валюте. Для сравнения уровней задолженности разных стран часто сопоставляют выраженное в процентах отношение государственного долга к размеру валового внутреннего продукта (ВВП).

В Бюджетном кодексе дано юридическое определение этого понятия как сумма долговых обязательств перед юридическими и физическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права[1].

Основная причина образования государственного долга является дефицит государственного бюджета.

Виды[править | править код]

По принадлежности кредитора:

  • Внутренний — в роли кредиторов выступают резиденты субъекта-заёмщика, образуется в виде:
    • Долга по государственным ценным бумагам (ОФЗ и тп)
    • Гарантий государства под ценные бумаги, выпущенные акционерными обществами
    • Кредитов, выданных государству банками и другими кредиторами
    • Не выплаченных физическим и юридическим лицам компенсаций и др.
  • Внешний — перед другими государствами, международными организациями и другими субъектами международного права
    • Долг по государственным ценным бумагам
    • Кредиты, выданных государству внешними кредиторами
    • Гарантии государства под кредиты, полученные за рубежом организациями-резидентами
    • Задолженность по внешнеторговым операциям бюджетных организаций

По валюте долга:

  • Номинированный в национальной валюте
  • Номинированный в иностранной валюте (при этом Евро для европейских стран может считаться иностранной, так как страны еврозоны не могут напечатать или обесценить данную валюту)

По времени погашения:

  • Капитальный долг — вся сумма выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая проценты
  • Текущий долг — это расходы по выплате доходов и погашению обязательств

Другие виды:

  • Валовой внутренний долг — долг образуется внутри каждой страны как сумма взаимной задолженности различных секторов экономики. Он имеет свою структуру и складывается из следующих элементов: государственный внутренний долг, долги корпоративного сектора, долг населения
  • Консолидированный государственный долг — формируется путем продления срока действия кратко- и среднесрочных займов или путем объединения (унификации) ранее выпущенных средне- и краткосрочных займов в один долгосрочный заем. Таким образом, формируется консолидированный долг как часть общей суммы государственной задолженности в результате выпуска долгосрочных займов
  • Краткосрочный государственный долг — это сумма всех долгов, имеющих первоначальное погашение в течение одного года или меньше, и проценты просрочки по долгосрочным долгам
  • Валовой государственный долг — это сумма всех внутренних и внешних обязательств государства с процентами. Она, как правило, выражается в процентном отношении к ВВП страны

Последствия накопления государственного долга[править | править код]

Государственный долг бывает внутренний и внешний, в национальной валюте и в иностранной. Многочисленные исследования показывают, что степень и характер воздействия государственного долга на экономику неоднозначны для различных групп стран, в то время как прослеживается наличие критического порога внешнего долга для развивающихся стран, после которого воздействие на экономический рост становится отрицательным, для развитых стран такой порог чаще отсутствовал:

  • Г. Шиманович на основе линейной модели роста выявил отрицательную зависимость внешнего долга и экономического роста в постсоциалистических странах за период с 1995 по 2007 г: рост соотношения внешнего долга к ВВП на 1 % снижает темпы прироста душевого ВВП на 0,06 %
  • К. Рейнхарт и К. Рогофф на примере выборки из 20 развитых и 24 развивающихся стран провели сравнительный анализ влияния внутреннего государственного долга и совокупного внешнего долга страны на динамику экономического роста. Для развивающихся стран авторы выявили более высокое пороговое значение государственного долга по сравнению с совокупным внешним, превышение которого негативно влияет на изменение душевого ВВП. Так, при достижении уровня внешнего долга 60 % от ВВП среднегодовые темпы прироста ВВП снижаются на 2 %, при превышении отметки 90 % от ВВП — темпы прироста уменьшаются наполовину.
  • Т. Эфтимиадис и П. Тсинзос на основе исследования модели эндогенного роста пришли к выводу, что сокращение удельного веса внешних заимствований в структуре государственного долга положительно влияет на долгосрочный экономический рост, главным образом, за счет снижения оттока внутреннего капитала за границу
  • С. Шаббир, используя данные внешнедолговой нагрузки по 24 развивающимся странам за период с 1976 по 2003 г., установил, что внешняя задолженность отрицательно коррелирует с динамикой инвестиций, что в свою очередь, приводит к снижению темпов экономического роста
  • А. Шкларек и Ф. Рамон-Баллестер по результатам анализа выборки из 20 латиноамериканских стран за период 1970—2002 гг пришли к выводам, что совокупный и государственный внешний долг отрицательно коррелируют с динамикой ВВП на душу населения основным каналом воздействия внешнего долга на динамику роста является изменение уровня накопления капитала, а не его производительности
  • Д. Амассома провел анализ влияния внутреннего и внешнего долга на экономический рост на примере Нигерии за период с 1970 по 2009 г. В результате анализа было установлено, что зависимость динамики душевого ВВП с внутренним долгом имеет положительный характер, и, наоборот, с внешним — отрицательный.

Другие последствия:

Динамика государственного долга России в 1999—2010 годах, в % к ВВП

  • Переложение налогового бремени на будущие поколения (в тех случаях, когда рост ВВП менее стоимости обслуживания долга).
  • Перераспределение доходов среди населения. Те, кто вкладывает сбережения в государственный долг, получают его обратно с процентами, в то время как те, кто не имеет такой возможности вынуждены лишь платить налог на его обслуживание.
  • Вытеснение (сокращение) частных инвестиций в силу выпуска государственных ценных бумаг.
  • Понижение устойчивости экономики страны к негативным рискам (например, сейчас обслуживание американского долга обходится очень дёшево в виду низкой процентной ставки, но в условиях финансового кризиса ставки могут возрасти, что увеличит нагрузку на сокращающийся, из-за снижения деловой активности и как следствия снижения собираемых налогов, бюджет). Особенно опасными с данной точки зрения являются внешние долги в иностранной валюте (например см. долговой кризис в Греции)

Пик Российского государственного долга пришёлся на 1998 г. (146,4 % ВВП)[2]. На 1 января 2000 г. внешний долг достиг 146 млрд долларов (а суммарный внешний и внутренний государственный долг составлял 84 % ВВП). На начало 2007 государственный внешний долг был снижен до 52 млрд долларов (5 % ВВП).

Для сравнения госдолг других стран — экспортеров углеводородов (МВФ, 2011), % ВВП:

  • Кувейт — 7,4 %
  • Саудовская Аравия — 7,5 %
  • Узбекистан — 9,1 %
  • Казахстан — 11 %
  • Азербайджан — 10 %
  • Норвегия — 30 %

Государственный долг по странам Европейского союза в процентах от ВВП в 2013 году[3]:

  • Франция — 93,5 %
  • Германия — 78,4 %
  • Португалия — 129,0 %
  • Италия — 132,6 %
  • Греция — 175,1 %

Для сравнения:

  • США — 116,4 % ВВП (2016 г.)
  • Япония — 239,2 % ВВП (2016 г.)

Государственный долг по странам[править | править код]

Информация в этом разделе устарела.

Вы можете помочь проекту, обновив её и убрав после этого данный шаблон.

Общий государственный долг по государствам-членам ЕС[4]

Государство (валюта) Общий государственный долг по состоянию на 2-й квартал 2021 года
в млн валюты % от ВВП графически проценты от ВВП
Среднее по Евросоюзу EUR 12 617 278 90,9
Среднее по еврозоне EUR 11 606 928 98,3
 Греция EUR 354 010 207,2
 Италия EUR 2 696 249 156,3
 Португалия EUR 277 508 135,4
 Испания EUR 1 424 692 122,8
 Франция EUR 2 761 987 114,6
 Бельгия EUR 546 796 113,7
 Кипр EUR 24 879 112,0
 Хорватия EUR 340 809 87,5
 Австрия EUR 334 657 86,2
 Словения EUR 39 463 80,0
 Венгрия HUF 39 416 661 77,4
 Германия EUR 2 398 303 69,9
 Финляндия EUR 167 074 69,4
 Словакия EUR 57 868 61,4
 Мальта EUR 8 026 59,5
 Ирландия EUR 234 503 59,1
 Польша PLN 1 402 042 57,4
 Нидерланды EUR 447 123 54,2
 Румыния RON 526 213 47,5
 Литва EUR 23 115 44,6
 Латвия EUR 13 295 43,3
 Чехия CZK 2 517 033 42,7
 Дания DKK 955 297 39,7
 Швеция SEK 1 950 305 37,9
 Люксембург EUR 17 884 26,2
 Болгария BGN 30 752 24,7
 Эстония EUR 5 531 19,6

См. также[править | править код]

  • Государственный долг России (внутренний и внешний долг)
  • Государственный долг США
  • Публичный долг
  • Заём

Сноски и примечания[править | править код]

  1. 1 2 Государственный долг РФ. Сущность и формы государственного долга.. Дата обращения: 16 апреля 2012. Архивировано из оригинала 28 марта 2018 года.
  2. Обращение посла Российской Федерации П. В. Стегния к участникам черноморского форума по вопросам развития делового сотрудничества. Стамбул, 3 марта 2004 г. Архивная копия от 30 июня 2011 на Wayback Machine // Посольство Российской Федерации в Турции
  3. Это сравнение не вполне корректно из-за различной степени вовлечённости перечисленных государств в экономику. При высокой степени вовлечённости (Россия, Казахстан), в объём государственного долга следует также включать внешнюю задолженность корпораций, пропорционально степени государственного участия
  4. Government debt down to 98.3% of GDP in euro area (англ.). European Commission (20 октября 2021). Дата обращения: 20 января 2022. Архивировано 7 марта 2022 года.

Литература[править | править код]

  • Солдатова Е. И. Воздействие внешнеэкономической задолженности на ВВП стран с переходной экономикой : автореферат дис. … кандидата экономических наук : 08.00.14 / науч. рук. Осьмова М. Н.. — М. : Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова. Экон. фак., 2007. — 21 с. — ББК У682.641.11-01,0.
  • Шиманович Г. Внешний долг Беларуси: опыт постсоциалистических стран // Исследовательский центр ИПМ. — Минск, 2009. — 20 с., 4 л. ил.
  • Domar D. Evsey. Capital Expansion, Rate of Growth, and Employment // Econometrica. — 1946. — Апрель (т. 14, вып. 2). — С. 137—147. — ISSN 0012-9682. — doi:10.2307/1905364.
  • Robert M. Solow. A Contribution to the Theory of Economic Growth // The Quarterly Journal of Economics. — 1956. — Т. 70, вып. 1. — С. 65–94. — ISSN 0033-5533. — doi:10.2307/1884513.
  • Paul R Krugman. Financing vs. Forgiving a Debt Overhang (англ.) // Journal of Development Economics. — National Bureau of Economic Research, 1988. — Vol. 29, no. 2486. — P. 253—268.
  • Guillermo A. Calvo. Growth, Debt and Economic Transformation: The Capital Flight Problem (англ.) // New Theories in Growth and Development. — London: Palgrave Macmillan UK, 1998. — P. 251–269. — ISBN 9781349262724, 9781349262700.
  • Jeffrey D. Sachs. Conditionality, Debt Relief, and the Developing Country Debt Crisis. — In: Developing Country Debt and the World Economy : [англ.] // University of Chicago Press. — Chicago, 1989. — С. 275—284. — doi:10.3386/w2644.
  • Pattillo Catherine, Poirson Helene, and Ricci Luca, «External Debt and Growth», IMF Working Paper, International Monetary Fund, January 2002.
  • Pattillo Catherine, Poirson Helene, and Ricci Luca, «What Are the Channels Through Which External Debt Affects Growth?», IMF Working Paper, International Monetary Fund, January 2004.
  • Carmen M. Reinhart, Kenneth S. Rogoff, «Growth in a time of debt», Working Paper 15639, National Bureau of economic research, January 2010.
  • Tilemahos Efthimiadis, Panagiotis Tsintzos, «The Share of External Debt and Economic Growth», Centre of Planning and Economic Research (KEPE), Athens, March 2011.
  • Safia Shabbir, «Does External Debt Affect Economic Growth: Evidence from Developing Countries», [http: aysps.gsu.edu/ECON_MA_ShabbirS.pdf], (дата обращения 16.06.2018).
  • Schclarek A., Ramon-Ballester F., External Debt and Economic Growth in Latin America, (дата обращения 16.06.2018).
  • Amassoma D., «External Debt, Internal Debt and Economic Growth Bound in Nigeria using a Causality Approach», Current Research Journal of Social Sciences 3(4), pp. 320—325, July 30, 2011.
  • Abid Hameed, Hammad Ashraf, Muhammed Ali Chaudhary, «External Debt and its Impact on Economic and Business Growth in Pakistan», International Research Journal of Finance and Economics, Is 20 (2008), pp. 132—140.
  • Janice Abilene S. Patenio, Agustina Tan-Cruz, «Economic Growth and External Debt Servicing of the Philippines: 1981—2005», 10-th National Convention on Statistics (NCS), October 1-2, 2007.

Ссылки[править | править код]

  • Государственный долг России
  • Статистика государственного долга по данным Министерства финансов РФ
  • The global debt clock (англ.)
  • Что такое госдолг
  • Какие типы госдолгов существуют
  • В чем отличие между внутренним и внешним госдолгом
  • Как выплачивают госдолг
  • О чем говорит размер госдолга

госдолг сша 2021 россия

Разбираемся вместе, что такое госдолг

28,4 трлн долларов – поистине астрономическая сумма. Чтобы осознать, насколько это много, попробуйте представить гору чистого золота весом в полмиллиона тонн – она будет сравнима с египетской пирамидой средних размеров. И это не оценочные затраты на колонизацию Марса в ближайшем столетии, а размер долга.

Конечно, вы догадались, что речь идет о госдолге США. Объем их ВВП более века является самым большим в мире, но даже он не дотягивает до размера ее государственных обязательств (107% от ВВП).

А госдолг России, к примеру, составляет чуть более 20% ВВП. С учетом разницы «весовых категорий» – ВВП США почти в 15 раз больше российского – он представляется совсем мизерным. По состоянию на 1 сентября 2021 года задолженность России перед миром составляет «всего» 20 трлн рублей – около 270 млрд $.

На первый взгляд положение нашей страны намного устойчивее, чем США. Однако все не так просто.

Что такое госдолг

Кто и кому должен, и, главное, кто понесет ответственность за неисполнение своих обязательств?

Госдолг – это важный макроэкономический показатель, который отражает объем задолженности государства перед различными кредиторами, в числе которых могут быть:

  • другие страны;
  • иностранные и интернациональные корпорации;
  • банки и другие финансовые организации;
  • физические лица (квалифицированные инвесторы и обычные граждане).

Да-да, любой россиянин может одолжить денег государству. Причем не только своему, но и многим другим. И для этого не нужно нести в Министерство Финансов наличные деньги или переводить их на банковскую карту директору ФРС (Федеральная резервная система США – аналог нашего Центробанка).

Достаточно открыть брокерский счет в любом банке и приобрести государственные облигации. В России они называются ОФЗ (облигации федерального займа), в США – казначейские облигации (иначе – трежерис).

Наверняка вы слышали что-нибудь в духе: «Доходность американских трежерис выросла до 2%. На мировом рынке финансов начинается паника». Речь идет как раз о казначейских облигациях США, которые вдобавок являются хорошим индикатором устойчивости мировой финансовой системы.

трежерис госдолг США

Госдолг США заключен в трежерис

Логика следующая: если минфин США поднимает доходность трежерис, это значит, что интерес инвесторов к ним падает. Чтобы его поддержать, приходится увеличивать купонный доход (прибыль с каждой облигации).

Соответственно, с одной стороны будет быстрее расти задолженность государства перед держателями облигаций, с другой – пассивность инвесторов означает слабую веру в потенциал экономического роста страны. Оба фактора не предвещают США, а значит, и всей мировой экономике ничего хорошего.

Таким образом, чем более устойчива экономика страны и выше ее кредитный рейтинг, тем ниже доходность государственных облигаций. Она напрямую зависит от ключевой ставки Центробанка.

К примеру, для США этот показатель является одним из самых низких – базовая ставка ФРС сохраняется на уровне 0,25%. Соответственно, купонный доход для трежерис – в пределах 1-2%.

В России ключевая ставка уже достигла 6,75%, а доходность вновь выпущенных ОФЗ начинается от 7,5%. Приблизительно такая же картина и в других развивающихся странах.

Поэтому обслуживание госдолга для США – не настолько большая проблема, как это может показаться на первый взгляд. К тому же американский «печатный станок» позволяет в значительной мере нивелировать угрозу дефолта.

Дефолт (англ. default – неуплата) – ситуация, когда правительство страны отказывается от выполнения финансовых обязательств перед кредиторами в связи с отсутствием денег. То есть это своего рода банкротство на государственном уровне.

Многие помнят август 1998 года, когда Россия объявила дефолт. Главной причиной была неспособность государственных институтов власти выплачивать купонный доход по ОФЗ из-за неэффективного финансового планирования и управления. Вы можете защитить свои накопления в эпоху экономических бурь, открыв вклад в Совкомбанке с отличной процентной ставкой.

А вот Аргентина, к примеру, объявляет дефолт с завидной регулярностью. Но это характерно только для стран с молодой развивающейся экономикой.

Баннер

Карта «Халва» — отличный инструмент для расчетов

Вот лишь некоторые преимущества:

BenefitIcon

Более 250 000 магазинов-партнеров

BenefitIcon

Снимайте наличные в рассрочку

BenefitIcon

Рассрочка 0% на любые покупки в магазинах-партнерах

BenefitIcon

Кешбэк до 10% с подпиской «Халва. Десятка»

BenefitIcon

Лимит по карте до 500 000 рублей

BenefitIcon

Выпуск, курьерская доставка, пополнение и обслуживание — бесплатно

Покупайте что хотите в рассрочку и без переплат.

Какие типы госдолгов существуют

Есть несколько видов классификации.

В зависимости от того, кому государство задолжало, госдолг делят на:

  • внешний, если кредиторы – другие государства, иностранные компании и частные инвесторы;
  • внутренний – обязательства перед собственными гражданами, отечественными фондами и корпорациями.

В более широком понимании внутренний долг может также включать социальные и пенсионные обязательства государственных служб перед своими гражданами, которые обеспечиваются из казны.

В России и в ряде других стран с федеративным устройством отдельную категорию внутреннего долга занимают обязательства регионов перед инвесторами, муниципалитетами и гражданами.

Кроме того, в зависимости от баланса задолженности и всех видов накоплений, государственный долг может быть:

  • положительным – если больше долгов;
  • отрицательным – если больше накоплений.

Очевидно, что власти любого государства должны стремиться сделать свой госдолг отрицательным. Однако у большинства развивающихся стран есть проблемы.

Россию в этом плане можно поставить в пример. В середине 2000-х годов, благодаря высоким ценам на нефть и, не в последнюю очередь, грамотному руководству, наша страна рассчиталась с большей частью долгов, как доставшихся по наследству от СССР, так и образовавшихся в «лихие девяностые».

До лета 2020 года наш государственный долг был в отрицательных значениях – сумма на счетах двух суверенных российских Фондов (Резервном и Фонда национального благосостояния) превышала задолженность перед всеми кредиторами (внешними и внутренними).

Однако коронавирусный кризис подпортил эту радужную картину, и с тех пор баланс сдвинулся в область положительных значений. В настоящее время дефицит накоплений составляет около 80 млрд долларов США.

На 1 сентября 2021 года внешний долг России составляет 58,5 млрд $, внутренний – 16,5 трлн рублей. Общая сумма обязательств – около 20,8 трлн рублей.

ОФЗ облигации купить

Вы можете «одолжить» государству, купив рублевые облигации федерального займа

В чем отличие между внутренним и внешним госдолгом

В первую очередь – в предсказуемости. В отличие от обстановки на внутреннем рынке, которая более или менее прогнозируема, внешнеполитические игры чреваты резкими изменениями конъюнктуры.

Так, иностранные кредиторы теоретически могут внезапно потребовать исполнения обязательств по некоторым видам долга.

Если вам нужно взять кредит на развитие бизнеса, покупку квартиры, авто или просто на личные цели, то вы всегда найдете выгодное решение в Совкомбанке. Мы выдаем кредиты до 5 млн рублей на срок до 5 лет, а комфортный ежемесячный платеж вы можете рассчитать на нашем кредитном калькуляторе.

Кроме того, и этим часто пугают Россию, международные организации могут ввести санкции на госдолг. США, возглавляя неформальную коалицию западных стран, часто злоупотребляют этим рычагом давления против недружественных, по их мнению, государств. Например, против Ирана или Северной Кореи.

Такое «наказание» означает запрет странам-членам международных сообществ, частным фондам и просто инвесторам одалживать деньги (через покупку государственных облигаций) стране «изгою». А это может быть очень серьезным ударом по ее благосостоянию, поскольку именно кредиты толкают вперед экономику, как на микро-, так и на макроуровнях.

Введение таких санкций в адрес России вызовет «эффект домино»: нерезиденты начнут массово продавать облигации госзайма. А это спровоцирует девальвацию (обвал) курса рубля и, одновременно, рост задолженности перед кредиторами.

Как выплачивают госдолг

В соответствии с графиком. Отвечает за своевременное перечисление средств Министерство финансов, так что такой доход можно считать очень надежным.

минфин россии офз

Минфин России отвечает за выпуск ОФЗ и выплату обязательств по ним

Для каждой государственной облигации установлен срок ее обращения и периодичность выплаты купонного дохода держателю.

Фактически, все происходит просто: если вы открыли брокерский счет в банке, то в определенное время на него поступит заранее известная сумма – накопленный купонный доход (НКД).

Вы можете приобрести российские ОФЗ по уникальной инвестиционной программе «Совкомбанк-лизинг» на выгодных условиях. При этом у вас есть возможность дополнительно получать налоговый вычет до 52 тысяч рублей в год, открыв ИИС.

Важно: с 1 января 2021 года владельцы российских ОФЗ должны уплачивать НДФЛ в размере 13% от прибыли. До этого такой доход налогом не облагался.

Вам не придется заполнять декларацию о доходах. Налог автоматически будет удержан брокером при перечислении вам прибыли.

О чем говорит размер госдолга

Здесь все относительно, поскольку само по себе абсолютное значение долга ни о чем не говорит. Более или менее ясную картину дает соотношение размера финансовых обязательств с ВВП страны.

Большое значение имеют и другие факторы:

  • кредитный рейтинг страны;
  • размер накоплений и их ликвидность (возможность быстро перевести в конвертируемую валюту);
  • доходность государственных облигаций (чем она ниже, тем лучше);
  • среднегодовая инфляция в стране;
  • возможность «печатать» деньги, если они относятся к мировым резервным валютам;
  • различные внешнеполитические и внутриполитические факторы.

Возвращаясь к госдолгу США, следует отметить, что несмотря на его огромный объем, американское правительство пока не считает положение критичным и продолжает повышать потолок долга. Основания для этого у него имеются – доллар уже 70 лет считается главной резервной валютой мира, которая составляет около ⅔ финансовых накоплений в мире.

А для России и других стран с развивающейся экономикой критически важен финансовый суверенитет, если они желают демонстрировать самостоятельность на международной политической и экономической аренах. Здесь, как и в человеческом обществе, – чем больше долг, тем сильнее связаны руки.

Хотите взять кредит? Рассчитайте сумму ежемесячного платежа на нашем удобном калькуляторе и отправляйте заявку в банк.

Глоссарий

Government Debt to GDP
|
Государственный долг к ВВП

Государственный долг к ВВП — это макроэкономический показатель, который рассчитывается как отношение величины государственного долга страны к ее валовому внутреннему продукту (ВВП). Госдолг к ВВП является относительным показателем, рассчитывается в процентах к ВВП и применяется для более объективного и достоверного сравнения уровня долговой нагрузки различных стран мира.

Под государственным долгом, в свою очередь, понимаются долговые обязательства государства перед физическими и юридическими лицами, другими государствами, а также различными международными организациями. Данный показатель является абсолютным и может рассчитываться как в национальной валюте (в качестве примеров можно привести Канаду, Ботсвану, Австралию), так и в ее эквиваленте в валюте другой страны (например, в Нигерии, Парагвае, Замбии долг измеряется в долларах США).

Основной причиной формирования госдолга является дефицит бюджета, вследствие которого государство начинает осуществлять заимствования в разных источниках для его покрытия. Существует понятие чистого госдолга, который представляет собой разницу между общим госдолгом и резервами государства для его погашения. Чистый госдолг может быть положительным и отрицательным. Отрицательное его значение говорит о том, что государственных резервов достаточно для погашения обязательств.

В качестве примеров показателей госдолга к ВВП можно привести индексы по Канаде, Бельгии, Египту, Финляндии, России, Польше, Саудовской Аравии, Болгарии, Беларуси.

Данные по отношению государственного долга к ВВП могут рассчитываться и публиковаться национальными статистическими органами (например, в Чехии), центральными банками различных стран (например, в Объединенных Арабских Эмиратах), министерствами финансов (например, в Чили), казначействами (например, в России).

По данным исследования Всемирного банка, проведенного в 2010 году, значения госдолга к ВВП, превышающие 77%, являются проблемными для экономики страны. При этом органы государственной власти самостоятельно устанавливают максимально возможные значения данного показателя, которые могут менять. Например, в странах Европы по маастрихтским критериям лимит госдолга к ВВП установлен на уровне 60%.

По состоянию на конец 2020 года наибольшие значения государственного долга к ВВП (на уровне больше 100%) наблюдались в Венесуэле, Японии, Судане, Греции, Ливане. На графике ниже представлена динамика госдолга к ВВП в данных странах.

Наименьшие значения госдолга к ВВП по состоянию на 2020 год характерны для Демократической Республики Конго, Кувейта, Афганистана, Каймановых островов, а также Брунея. На графике приведены данные по госдолгу к ВВП в этих странах за 2016–2020 годы.

Термины из этой же категории

Показать все

Скрыть

Все данные по облигациям, акциям и ETF в 1 клик

База из 500 000 облигаций, акций и ETF со всего мира

Многофункциональный поиск финансовых инструментов по заданным параметрам

Рейтинги от более 70 рейтинговых агентств, включая лидирующие РА

Более 300 источников котировок внебиржевого рынка и фондовых бирж

Постоянный 24/7 доступ с любого устройства, мобильное приложение и надстройка Excel

Получить доступ

По итогам 2020 года долг российского правительства вырос почти на 40%, до 18,99 трлн рублей, что составляет 17,8% от ВВП. За первый квартал 2021 года, по данным Счетной палаты, он еще увеличился и приблизился к 20 трлн рублей (около 17% прогнозируемого объема ВВП). Объясняем, что же это значит.

В широком смысле это средства, которые правительство одалживает, чтобы оплатить расходы. Государственный долг России складывается из внутреннего и внешнего долгов правительства, а также обязательств регионов и муниципальных образований.

Часто еще рассматривают чистый госдолг. Это, по сути, сумма, которая осталась бы, если все кредиторы страны разом потребовали вернуть им деньги. То есть отрицательный чистый госдолг означает, что у государства хватает резервов закрыть все свои обязательства и остаться в плюсе. Положительный, соответственно, наоборот.

При этом для развивающихся экономик отрицательный чистый госдолг — явление редкое. Россия, например, к нему пришла в 2019 году, сознательно накапливая резервы и поддерживая долговую дисциплину из-за западных санкций. Но на фоне пандемии и падения цен на нефть госдолг начал расти и к лету 2020 года превысил ликвидные резервы государства и вернулся к положительным значениям.

На 1 мая 2021 года внутренний российский госдолг составил примерно 15,832 трлн рублей, внешний госдолг на ту же дату — $56,517 млрд (около 4,230 трлн рублей по курсу ЦБ на начало мая), а их сумма — 20,062 трлн рублей.

Если долг внешний, то это обязательства перед другими странами, международными организациями и частными иностранными инвесторами.

Если речь идет о внутреннем, то это обязательства перед субъектами, негосударственными организациями, компаниями и населением. Например, негосударственный пенсионный фонд (НПФ) аккумулирует деньги клиентов, а затем покупает на них государственные ценные бумаги. Обычные граждане тоже могут приобрести специально подготовленные для них облигации федерального займа (ОФЗ-н). Последние, впрочем, не рассматриваются в качестве основного инструмента государственных заимствований.

Платежеспособность государства оценивается по разным параметрам. И самый главный — наличие ликвидных активов. 

Ликвидные активы государства — это, в первую очередь, валютные и рублевые депозиты федеральных органов управления, размещенные в Центробанке и коммерческих банках. Так, на конец апреля 2021 года депозиты органов государственного управления составляли 10,651 трлн рублей в Центробанке и 16,393 трлн рублей по всей банковской системе.

Сам по себе госдолг не повод беспокоиться, это больше макроэкономический показатель. В 2020 году его изменения демонстрировали, сколько денег правительство занимает на борьбу с последствиями коронавирусной пандемии на фоне разбалансировки бюджета из-за падения цен на нефть.

По-настоящему ситуацию отражает соотношение размера государственного долга к объему ВВП. Специалисты Всемирного банка в 2010 году подсчитали, что государственный долг становится проблемным для страны, когда достигает 77% от ВВП. Как правило, власти устанавливают ограничение на его размер. Но они же могут и повышать этот лимит. Этим, например, регулярно занимаются США, чей госдолг в абсолютных величинах — самый большой в мире, $28,163 трлн, а соотношение с ВВП ($21,48 трлн по итогам 2020 года) превышает 100%. Подробнее об этом мы писали здесь.

Российскому правительству на фоне пандемии пришлось пойти на резкое увеличение госзаимствований: в 2021 году предполагается рост госдолга до 20,4% ВВП, в 2022 году — до 20,8% ВВП, а в 2023 году — до 21,4% ВВП.

Размер российского госдолга сохраняется на безопасном уровне и остается одним из самых низких в мире, заявлял ранее министр финансов Антон Силуанов. Он отмечал, что сокращение доходов бюджета и необходимость финансировать программы поддержки граждан и бизнеса в 2020 году закономерно потребовали увеличения госдолга. Но и дальше наращивать его такими высокими темпами, как в минувшем году, финансовое ведомство не планирует.

“Объем государственного долга в 2020 году увеличился на 5,4 трлн рублей, однако его показатели не превысили безопасный уровень. Этот год был экстраординарным с точки зрения объемов государственных заимствований, поэтому наращивание государственного долга такими же темпами в предстоящие годы не планируется. Ведь показателем безопасного уровня госдолга является не только его общий объем, но и разумная стоимость обслуживания, которая не снижает доступность кредита для частных инвестиций и не вытесняет другие расходы бюджета, а также сбалансированная структура без пиков платежей”, — заявляли в Минфине в начале 2021 года.

Добавить комментарий