Как найти градусную меру угла по клеточкам

     Дорогие друзья! Мы уже рассматривали с вами задачи на вписанный в окружность угол. Если вы давно не решали подобных  заданий, и не помните свойство вписанного угла, то обязательно ознакомьтесь с материалами и решите несколько задач, посмотрите статьи на блоге «Угол вписанный в окружность. Часть 1!» и про вписанный четырёхугольник, либо соответствующий раздел в учебной литературе.

Есть ещё один тип заданий с вписанным углом, которые входят в состав ЕГЭ. Их мы и рассмотрим в этой статье. В заданиях имеется одна  особенность – окружность и угол заданы (построены) на листе в клетку и никаких градусных величин в условии не задано. Возникает вопрос: а как тогда углы-то вычислять?

Всё просто! Нужно понимать как «установить» угол, если он построен на листе в клетку, а далее использовать свойство вписанного угла. Запутал?

Начнём с самого простого. Чему равен данный угол?

На клетчатой бумаге изображён вписанный угол

Конечно же, 90 градусам.

Чему равен этот угол?

Понятно, что 45 градусам.

А этот?

Правильно, 135 градусам (90 + 45 или по-другому 180 – 45).

А такой?

225 градусов (180 + 45    или    360 – 135).

Понимания того, как стороны угла расположены относительно клеток вполне достаточно, чтобы решать такие задачи.

Ещё раз напомню основное свойство вписанного угла.

«Вписанный угол равен половине центрального,

опирающегося на ту же дугу»

27891. Найдите градусную величину дуги BC окружности, на которую опирается угол BAC. Ответ дайте в градусах.

Все подобные задания, в которых дан вписанный в окружность угол (либо центральный угол) на листе в клетку, решаются просто – угол определяется по расположению его сторон относительно клеток. Если необходимо, то используется свойство вписанного угла.

Построим центральный угол соответствующий дуге ВС:

Градусная величина дуги на которую опирается вписанный угол равна центральному углу опирающемуся на эту дугу, то есть нам необходимо найти угол  ВОС:

По клеткам видно, что угол ВОС равен 900 + 450 = 1350 (ОС проходит по диагонали клеток).

Ответ: 135

27887. Найдите величину угла ABC. Ответ дайте  в  градусах.

Посмотреть решение

27888. Найдите величину угла ABC. Ответ дайте в градусах.

Посмотреть решение

27889. Найдите величину угла ABC. Ответ дайте в градусах.

Посмотреть решение

27890. Найдите градусную величину дуги AC окружности, на которую опирается угол ABC. Ответ дайте в градусах.

Посмотреть решение

Небольшой итог!

Нужно знать свойство вписанного угла (обязательно).

Для решения подобных задач достаточно построить центральный угол и далее использовать  указанное свойство.

На этом всё. Успеха Вам!

С уважением, Александр Крутицких

Когда маленький Дракула не вернулся домой из школы, его мама так и подумала: «Наверное, кол поставили».

P.S: Буду благодарен Вам, если расскажете о сайте в социальных сетях.

Как вычислить градусную меру угла по клеточкам ?

Определить размер угла в градусах по клеточкам можно, выполнив следующие действия:

  1. Нарисовать угол на сетке так, чтобы вершина угла совпадала с точкой пересечения линий сетки.
  2. Из вершины угла рисуется окружность, которая разбивается на дуги точками пересечения с линиями сетки, причем пересечения с горизонтальной и вертикальной линиями вблизи узлов сетки (или в узле) считаются одной точкой.
  3. Надо подсчитать количество получившихся дуг и определить угол соответствующий каждой дуге, если получилось N дуг, то каждой будет соответствовать угол в 360/N градусов (это размер дуги в градусах).
  4. Подсчитать количество дуг, которые расположены внутри угла и умножить на размер дуги градусах.

По клеточкам можно найти косинус или синус угла

без рисования окружности.

Знаете ответ?

Углы на клетках

-1-

Как построить прямой угол по клеткам? Очень просто! – скажете вы. – Отметим точку,
вершину угла, от неё чертим вправо или влево луч, затем ещё один луч вверх или
вниз. Угол между горизонталью и вертикалью – прямой. А можно и по диагоналям
соседних клеток.

                 

Всё верно. А если один из лучей уже построен и
он не горизонтальный, не вертикальный и не проходит по диагоналям клеток?  Как
начертить второй луч, чтобы угол между ними был прямым?

                        

Найдём узел сетки, через который проходит
начерченный луч. На нашем рисунке до такого узла от начала луча нужно пройти 3
клетки ВЛЕВО и 1 клетку ВНИЗ. Поэтому чтобы получился прямой угол, надо от
начала луча отсчитать 1 клетку ВЛЕВО и 3 клетки ВВЕРХ. Почему?  Обозначим 
упомянутые нами точки – А, В и О. Построим векторы ОА и ОВ. Координаты вектора ОА
равны (-3; -1), вектора ОВ (-1; 3). Их скалярное произведение равно 0, поэтому
они перпендикулярны.

Можно отсчитывать клетки и так: 1 клетку
ВПРАВО и 3 клетки ВНИЗ. Тогда вектор ОВ имеет  координаты (1; -3), при этом
скалярное произведение векторов ОА и ОВ также равно 0.

                  

Вывод. Векторы с координатами (a; b) и (-b; a), или
(
a; b) и (b; –a), – перпендикулярны.

Рассмотрим несколько задач, связанных с
умением находить прямой угол на рисунке.

№ 1. Найти угол АВС на рисунке.

          

Решение.  На первом рисунке угол АОС построен
на диагоналях соседних клеток. На втором рисунке векторы ОА и ОС имеют
координаты соответственно (3; -4) и (4; 3). Поэтому на первом и втором рисунках
центральный угол АОС – прямой, а вписанный угол АВС, опирающийся на ту же дугу,
равен его половине, то есть 45
°. На третьем рисунке угол АОС – половина прямого,
то есть 45
°, а угол АВС соответственно равен 22,5°.

№ 2. Три квадрата расположены так, как  показано на рисунке. Чему равен
угол между прямыми АС и В
D?

Решение. Отрезок ВD
переместим параллельно вниз на одну клетку. Появляется отрезок АМ, равный В
D. Угол
между прямыми АС и В
D равен углу между АС и АМ на втором рисунке.
Соединим отрезком точки С и М. Получается, что угол АМС – прямой и  АМ = МС. Треугольник
АСМ прямоугольный равнобедренный, поэтому искомый угол равен  45°.

№ 3. Найти тангенс угла, изображенного на рисунке.

              

Решение.  Выделим на этом рисунке узлы сетки –
точки А и С. Рассмотрим треугольник АВС. Заметим, что он является
прямоугольным, к тому же катет ВС в 2 раза больше катета АС. Отсюда следует,
что тангенс угла В равен 1:2 = 0,5.

-2-

Правильный треугольник  и описанная около неё
окружность, построенные на клетках, несут в себе много интересных свойств. Известно,
что радиус окружности, описанной около равностороннего треугольника со стороной
а, равен , а радиус вписанной в него окружности – , то есть в два раза меньше. Отсюда
следует, что хорда, перпендикулярная радиусу окружности и проходящая через его
середину, является стороной правильного треугольника. Другими словами, острый
вписанный угол, опирающийся на хорду, перпендикулярную радиусу и проходящую
через его середину, равен 60
°, а центральный угол и тупой вписанный угол,
опирающиеся на эту хорду, – 120
°.

Рассмотрим несколько примеров задач, решаемых
на основе этого свойства.

1)      Угол АВС на рисунке равен 60°,
так как хорда АС  проходит через середину радиуса и перпендикулярна ему.

2)      Угол АВС на рисунке является половиной угла в
60
° из предыдущей задачи и равен 30°.

                          

3)      Угол АВС на следующем рисунке равен 120°.
При этом четырёхугольник АВСО является  ромбом и его острый угол равен 60
°.

                             

-3-

Полезным при решении
задач на клетках является знание углов правильных многоугольников. Рассмотрим
правильный шестиугольник и правильный восьмиугольник. Около них описаны
окружности. Каждый внутренний угол правильного шестиугольника равен 120
°,
угол между диагоналями-диаметрами равен 60
°, угол
между двумя соседними диагоналями, исходящими из одной вершины, равен 30
°,
меньшая диагональ правильного шестиугольника перпендикулярна его стороне, а с другими
соседними сторонами – угол 30
°. Каждый угол правильного восьмиугольника
равен 135
°, угол между соседними
диагоналями-диаметрами равен 45°.

           

Найдите на следующих
рисунках градусные меры отмеченных углов.

                         

          

             

      

Мясникова Т.Ф.

Один из типов задач в задании 3 – это задачи на нахождение углов.

На клетчатой решетке изображен угол, величину которого надо найти.

Это могут быть самые разнообразные углы:

ЕГЭ (профиль). Задание 3. Нахождение углов

Методы вычисления могут быть разные.

Принцип большинства заданий – найти прямоугольный треугольник и вычислить у него стороны и найти угол используя синус или косинус или тангенс (в зависимости от задания)

ЕГЭ (профиль). Задание 3. Нахождение углов

Если необходимо найти тангенс тупого угла, то в начале находим тангенс смежного острого угла и применяем формулу приведения (в ответе появится минус). Напомню, что синус тупого и острого угла имеет один и тот же знак, а вот косинус, так же как и тангенс, тупого и острого угла имеет противоположные знаки.

Если так не получается, то начинаем искать отрезки, треугольники и вычислять стороны. Применять свойство равнобедренных треугольников или теорему косинусов.

ЕГЭ (профиль). Задание 3. Нахождение углов

Если совсем непонятно, что делать, то встройте угол в прямоугольник и посчитайте все стороны и решение придет

ЕГЭ (профиль). Задание 3. Нахождение углов

Мы рассмотрели один из типов задач. Главное, поймите принцип, а тогда решите любую задачу.

Как определить угол без транспортира на листе в клетку?



Профи

(609),
закрыт



1 месяц назад

Светлана Кривошей

Гуру

(2524)


11 лет назад

90 градусов это прямая горизонтальная и прямая вертикальная. . абсолютно перпендикулярные.. . следовательно пополам это 45….разделить чертой ну а там смареть к какой черте ближе и плюсовать или вычетать градусы. . ну и делить пополам полученный угол пока не дойдешь до своего угла

Платон Неганов

Ученик

(234)


6 лет назад

Сразу надо сказать что этим способом мерить можно только острые углы (без транспортира). Лично я не могу найти транспортир, я беру лист бумаги, прикладываю к одной из сторон угла и мыслено намечаю линию (где бы она была если бы это был прямой угол) по клеточкам (в тетради) высчитываю сколько мм от линии к которой не прикладывал до мыслено намеченной линии. Дело в том, что эти мм мы можем заменить градусами (пример: 10 мм=10 градусов) и из прямого угла ( 180 градусов ) вычетаем полученные (пример: 180-10=170градусов). Вот и ответ.

Платон НегановУченик (234)

6 лет назад

Но у меня не всегда получалось измерить тупой угол, хотя немного доработав мой способ можно и тупой всегда измерить.

Платон НегановУченик (234)

1 год назад

Наткнулся на этот ответ спустя 4 года. Теперь сам не могу понять, что там придумал мой гений в 5 классе.

Добавить комментарий