Как найти грамматические основы в сложном предложении

Грамматическая основа сложноподчиненного предложения


Грамматическая основа сложноподчиненного предложения

4.4

Средняя оценка: 4.4

Всего получено оценок: 276.

4.4

Средняя оценка: 4.4

Всего получено оценок: 276.

В отличие от простых предложений, в сложных присутствует более одной грамматической основы. В этой статье мы рассмотрим грамматические основы сложноподчинённого предложения.

Классификация сложных предложений

Сложные предложения классифицируются в зависимости от союза. Если части соединены союзом, такое предложение называется союзным, в противовес бессоюзному сложному. Поскольку союзы бывают сочинительные и подчинительные, сложные предложения с союзом делят на сложносочиненные и сложноподчиненные.

Если в первых части равноправны, то во вторых присутствует главная часть и одна или несколько зависимых – придаточных. Придаточные части несамостоятельны и не могут существовать как отдельная синтаксическая единица в том виде, в каком они присутствуют в сложноподчиненном предложении.

Рассмотрим пример.

«Когда начался дождь, мы с друзьями спрятались на веранде».

Вторая часть предложения самостоятельна: «Мы с друзьями спрятались на веранде». Первая же является придаточной, она не может быть отдельным предложением: «Когда начался дождь…»

Союз или союзное слово всегда находятся в придаточном предложении.

Состав частей сложноподчинённого предложения

Части сложноподчинённого предложения включают в себя грамматические основы. Это могут быть как односоставные, так двусоставные основы. В двусоставном предложении или двусоставной части сложного предложения грамматическая основа состоит из двух главных членов: подлежащего и сказуемого. В односоставном – только из одного.

В сложноподчинённых предложениях нередко случается и то, и другое. Например, в предложении «Я не знаю, откуда он приехал» у нас две двусоставные части: в первой грамматическая основа «я не знаю», во второй –«он приехал».

Однако не реже случаются сложноподчинённые предложения, в которых одна из частей односоставная. Например, в предложении «Если мы задержимся, включите мой компьютер» первая часть придаточного двусоставная, грамматическая основа «мы задержимся»; вторая, главная, – односоставное определённо-личное, сказуемое выражено глаголом в повелительном наклонении.

Необычные способы выражения грамматической основы

В сложноподчинённом предложении может быть необычный состав грамматической основы.

Придаточные предложения могут присоединяться не подчинительными союзами, а союзными словами, то есть относительными местоимениями и наречиями.

В том случае, если придаточное предложение присоединяется не союзом, а союзным словом, это союзное слово может входить в грамматическую основу. Союзное слово – это местоимение или наречие, то есть самостоятельная часть речи, а самостоятельные части речи обязательно являются членами предложения. Если это относительное местоимение в именительном падеже, оно и является подлежащим придаточного предложения.

Например, «Никто не знает, что там лежит». В первой, главной, части грамматическая основа «никто не знает», во второй, придаточной, подлежащим является относительное местоимение«что», которое одновременно служит для связи главной и придаточной частей. Союзные слова необходимо отличать от похожих на них союзов. Например, слово «что» может быть и союзом, и союзным словом.

Как отличить союз ЧТО от союзного слова

Чтобы отличить союз от союзного слова, надо помнить, что на односложные союзы ударение не падает, в то время как на местоимения падает ударение, а в данном случае – часто падает логическое ударение.

Например, «Скажите, пожалуйста, что лежит в ящике?» на слово «что» падает не только обычное, но и логическое ударение. Это слово является союзным, оно присоединяет придаточное предложение и одновременно является подлежащим в этом предложении: лежит что? Что.

Рассмотрим для примера второе предложение: «Он сказал, что уже пришёл». В данном случае на слово «что» не падает никакое ударение, оно не является членом предложения, это союз.

Неполные части сложноподчиненного предложения

В сложноподчинённых предложениях одна из частей часто бывает неполной.

Неполным называется такое предложение, в котором пропущено необходимое для понимания смысла слово; часто это один из главных членов. От односоставных неполные отличаются тем, что для понимания коммуникативной цели предложения пропущенные слова необходимы, но восстановить их невозможно, поэтому вне контекста оно непонятно.

Часть сложного предложения, как правило, становится понятной из минимального контекста, то есть из всего целиком сложного предложения. Приведем пример: «Я думал, что уже опоздал». В первой, главной, части грамматическая основа двусоставная – «я думал»; в придаточной части мы видим неполную основу «опоздал». Пропущено подлежащее «я». В данном случае это сделано для того, чтобы избежать тавтологии, то есть необоснованного повторения одного и того же слова. Из контекста понятно, что иметь в виду «я опоздал».

Такой прием называется эллипсис.

Заключение

Что мы узнали?

Сложноподчинённые предложения – это такие, в которых одна часть главная, а другая придаточная. Она присоединена с помощью подчинительного союза или союзного слова. Грамматические основы частей сложноподчинённого предложения могут быть как двусоставными, так и односоставными или неполными. Неполные части бывают свойственны сложноподчиненным предложениям: подлежащее в них может пропускаться из соображений исключения необоснованного повтора. В придаточных предложениях, присоединенных союзным словом, выраженным относительным местоимением, это союзное слово может являться одновременно подлежащим.

Тест по теме

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда – пройдите тест.

  • Любовь Юркова

    10/10

  • Светлана Максимова

    10/10

Оценка статьи

4.4

Средняя оценка: 4.4

Всего получено оценок: 276.


А какая ваша оценка?

Как определить грамматическую основу? Объяснение разбора предложения, сложные случаи

Грамматическая основа предложения (подлежащее и сказуемое) — это его смысловой и синтаксический центр. С определения грамматической основы начинается цепочка синтаксического разбора. Умение верно определять грамматическую основу в предложении дает направление для установления логических отношений между словами в предложении, помогает решению пунктуационных задач (в т.ч. при изучении иностранного языка). Если грамматическая основа была определена неверно, то весь дальнейший анализ пойдет по ошибочному пути.

В составе грамматической основы выделяют подлежащее и сказуемое. Если предложение состоит из одного главного члена, то это только подлежащее или сказуемое. Предложений без основы не бывает (за исключением неполных)!

Этап №1. Находим подлежащее. Вопросы КТО? или ЧТО?

Подлежащее — это главный член предложения, грамматически независимый.

В типичном предложении это предмет (в широком смысле), о котором идет речь в предложении. Это слово, стоящее в именительном падеже. Чаще всего это имя существительное или местоимение, отвечающее на вопросы: Кто? или Что?

Примеры:

  • Волк вышел из лесу (О чем или о чем идет речь в предложении? О волке, то есть ставим вопрос: Кто? Волк. Существительное).
  • Лохматая черная собака вдруг выскочила откуда-то из зарослей осоки (Кто? Собака. Существительное).
  • Я улыбнулась и пошла вперед. (Кто? Я. Местоимение).

Существуют некоторые случаи, когда подлежащее выражено иными способами (не существительным и не местоимением):

Иные способы выражения подлежащего

Примеры

Имя числительное (количественное и собирательное) в роли существительного

Трое вышли из леса.

Имя прилагательное в роли существительного

Сытый голодному не товарищ.

Причастие в роли существительного

Отдыхающие весело проводили время.

Дорогу осилит идущий.

Завтра обязательно наступит.

Далече грянуло ура.

Мы с друзьями выехали раньше.

Немало школьников участвовало в конкурсе.

Неопределенная форма глагола

Сочинять — моя стихия.

Этап №2. Находим сказуемое. Вопросы: ЧТО ДЕЛАЕТ? (и др.)

Какие бывают сказуемые?

Сказуемое связано с подлежащим и отвечает на вопрос, который задается к нему от подлежащего: Что делает предмет?

Но при соответствующем выражении подлежащего (см. таблицу выше) это могут быть и другие вопросы: Что такое предмет?, Каков предмет) и т.п.

Примеры:

  • Волк вышел из лесу (Задаем вопрос от действующего лица, от подлежащего: волк что сделал? Вышел — это сказуемое, выраженное глаголом).
  • Лохматая черная собака вдруг выскочила откуда-то из зарослей осоки (Собака что сделала? Выскочила).
  • Я улыбнулась и пошла вперед. (Я что сделала — улыбнулась и пошла).

Сказуемые в русском языке бывают трех типов:

  • Простое глагольное (один глагол). Пример: Волк вышел.
  • Составное глагольное (вспомогательный глагол + инфинитив). Пример: Я хочу есть. Я должен поехать в Суздаль (по сути два глагола в сказуемом).
  • Составное именное (глагол-связка + именная часть). Пример: Я буду учителем (по сути глагол и другая часть речи в сказуемом).

Смотрите также:

Сложные случаи в определении сказуемых

Ситуация 1. Часто проблемы с определением сказуемого возникают в ситуации, когда простое глагольное сказуемое выражено не одним словом. Пример: Сегодня ты будешь обедать не один (= пообедаешь).

В данном предложении сказуемое будешь обедать — простое глагольное, оно выражено двумя словами по той причине, что это составная форма будущего времени.

Ситуация 2. Я пришел в затруднение, выполняя эту работу(= затруднился). Сказуемое выражено фразеологизмом.

Ситуация 3. Другой трудный случай — это предложения, в которых составное сказуемое представлено формой краткого причастия. Пример: Двери всегда открыты.

Ошибка в определении типа сказуемого может быть связана с неверным определением части речи (следует отличать от глагола краткое причастие). На самом деле в данном предложении сказуемое составное именное, а не простое глагольное, как может показаться.

Почему составное, если выражено одним словом? Потому, что в форме настоящего времени у глагола связка нулевая. Если поставить сказуемое в форму прошедшего или будущего времени, то она проявится. Сравните. Двери всегда будут открыты. Двери всегда были открыты.

Ситуация 4. Подобная ошибка может возникнуть и в случае выражения именной части составного именного сказуемого существительным или наречием.

Пример. Наша изба — вторая с краю. (Сравните: Наша изба была вторая с краю).

Даша замужем Сашей (Сравните: Даша была замужем за Сашей).

Помните, что частью составного сказуемого являются слова можно, нужно, нельзя.

Определение основы в односоставных предложениях

В назывных предложениях основа будет представлена подлежащим.

Пример: Зимнее утро.

В неопределенно-личных предложениях есть только сказуемое. Подлежащее не выражено, но оно понятно.

Пример: Люблю грозу в начале мая.

Самый сложный случай выражения основы в безличных предложениях. Чаще всего это как раз различные виды составных именных сказуемых.

Примеры: Мне нужно действовать. В доме тепло. Мне грустно. Уюта нет, покоя нет.

Если не формировать навык определения основы предложения в младших классах, то это приведет к трудностям при анализе односоставных и сложных предложений в 8-9 классах. Если же постепенно нарабатывать это умение методом усложнения, то все проблемы будут разрешены.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Как определить грамматическую основу предложения?

Содержание:

В каждом предложении выделяется грамматическая основа.

Например:

  • Блестя на солнце, снег лежит. (В этом высказывании грамматическая основа: снег лежит.)

Определяется это следующим образом:

  1. выяснить, о чем говорится в предложении (о снеге, это подлежащее),
  2. задать вопрос к лексеме лежит (что делает?),
  3. сделать вывод, что лежит – это главный член предложения сказуемое;
  4. обобщить информацию.
  • грамматическую основу составляют подлежащее и сказуемое;
  • чтобы выделить подлежащее, определяют по смыслу, о чем говорится в предложении;
  • чтобы указать сказуемое, выясняют, что делает предмет или что он собой представляет.

Например:

В предложении говорится обо мне: (кто?) я – это подлежащее, я (что делаю?) люблю (сказуемое).

Грамматическая основа не является словосочетанием, но при синтаксическом разборе выделяются группы подлежащего и сказуемого, от главных членов предложения задаются вопросы к второстепенным.

В некоторых предложениях грамматическая основа состоит только из одного главного члена (подлежащего либо сказуемого). Такие предложения называются односоставными.

Например:

  • Дни поздней осени бранят обыкновенно. (грамматическая основа состоит только из сказуемого: (что делают?) бранят).
  • Утро. (В этом односоставном предложении грамматическая основа состоит только из подлежащего: (что?) утро).

Подлежащее

Подлежащее – это главный член предложения, который отвечает на вопросы кто? или что?

Например:

  • В надежде славы и добра гляжу вперед (кто?) я без боязни. Текла в изгнанье (что?) жизнь моя.

Подлежащее выражается следующими частями речи:

  • именем существительным в именительном падеже, например: Октябрь уж наступил.
    (что?) октябрь – подлежащее, выражено именем существительным в форме именительного падежа);
  • местоимением в именительном падеже, например: Во мне почтил он вдохновенье. Я смело чувства выражаю.
    (кто?) он – подлежащее, выражено личным местоимением в именительном падеже,
    (кто?) я – подлежащее, выражено личным местоимением в именительном падеже;
  • глаголом в неопределенной форме, например: Курить – здоровью вредить.

Также роль подлежащего в предложении выполняет синтаксически неделимое словосочетание, например: Пятеро ребят сидели у костра. От мала до велика вышли на субботник.

Сказуемое

Сказуемое – это главный член предложения, который отвечает на вопросы что делает? каков? что такое?

Например:

Сказуемое выражается глаголами в форме изъявительного, условного, повелительного наклонений:

Изъявительное Я люблю море.
Условное Я любил бы море.
Повелительное Любите море!

Виды составного сказуемого:

1. Глагольное. Например:

2. Именное. Например:

Именную часть выражают и синтаксически неделимые словосочетания, в том числе фразеологизмы.

Главные члены предложения – подлежащее и сказуемое

О чем эта статья:

1 класс, 2 класс

Понятие предложения

Предложение — это синтаксическая единица, которая выражает законченную мысль. Может быть простым или сложным.

Простые предложения — это такие предложения, в которых есть одна грамматическая основа.

Сложные предложения — это такие предложения, у которых есть две или более грамматических основы.

Есть три типа предложений по цели высказывания:

  • повествовательное (сообщение);
  • вопросительное (вопрос, проблема);
  • побудительное (совет).

Предложение состоит из слов или словосочетаний, которые объединены по смыслу и грамматически. В каждом предложении есть грамматическая основа — обычно это подлежащее и сказуемое.

У грамматической основы есть две функции:

Смысловой центр. Если отбросить второстепенные и оставить только главные члены, смысл предложения останется понятным.

Грамматический центр. Именно основа привязывает предложение к реальности и времени. Точнее, это функция сказуемого, подлежащее указывает на субъект действия.

Члены предложения

Члены предложения — это слова, которые входят в состав предложения. Они делятся на главные и второстепенные. Каждый член предложения отвечает на какой-нибудь вопрос.

Для примера рассмотрим предложение:

Наша родня зимой переезжает из дома в квартиру.

Кто переезжает? — Родня.

Когда переезжает? — Зимой.

Семья что делает? — Переезжает.

Откуда переезжает? — Из дома.

Куда переезжает? — В квартиру.

Давайте узнаем, на какие вопросы отвечают главные и второстепенные члены предложения.

Главный член предложения: подлежащее

К главным членам предложения относятся подлежащее и сказуемое. Они связаны друг с другом по смыслу и грамматически.

Подлежащее — это главный член предложения, который отвечает на вопросы: «кто?», «что?».

Подлежащее называет субъект, который производит действие, испытывает какое-либо состояние, обладает определенным признаком. Подлежащее подчеркивается одной чертой.

Выделим предлежащее в предложениях:

  • Снег шел все выходные. Что шло? — Снег.
  • Мы бежим в школу. Кто бежит? — Мы.

Главный член предложения: сказуемое

Сказуемое — это главный член предложения, который отвечает на один из вопросов: «что делает?», «что делается?», «каков?», «кто он?», «что такое?».

Сказуемое связано с подлежащим и называет его действие, состояние или признак. От подлежащего к сказуемому можно задать вопрос, как и наоборот. Сказуемое подчеркивается двумя чертами.

Выделим сказуемое в предложениях:

  • Луна ярко (что делает?) светит.
  • На улице (что делается?)светлеет.
  • Цветок (каков?) красив.
  • Фрейд — (кто он?) психолог.

Сказуемое может быть выражено любой самостоятельной частью речи, кроме деепричастия.

На рисунке изображены примеры предложений с разными частями речи в роли сказуемого.

Сказуемые делятся по типам на простые и составные. А составные сказуемые делятся на глагольные и именные.

Простое глагольное сказуемое состоит из одного глагола в любой форме, который выполняет и грамматическую, и смысловую функции.

Составное глагольное сказуемое состоит из вспомогательного глагола с фазовым (начать, продолжить) или модальным (хотеть, мочь) значением или краткого прилагательного с модальным значением (должен, рад) + смысловой глагол.

Составное именное сказуемое состоит из глагола-связки (быть, есть) и именной части. Именная же часть может быть выражена существительным, прилагательным, числительным, инфинитивом глагола, синтаксически неделимым сочетанием и даже наречием.

Простое глагольное сказуемое

Они работают стоя.

Он боится темноты.

Составное глагольное сказуемое

Они продолжают работать стоя.

Он стал бояться темноты недавно.

Составное именное сказуемое

Они стали ночными рабочими.

Он так и остался трусом.

Второстепенные члены предложения

Второстепенные члены предложения — это слова, которые поясняют сказуемое, подлежащее или один из второстепенных членов.

Озорной щенок любопытно разглядывал новую игрушку.

Подлежащее — щенок, сказуемое — разглядывал.

Второстепенные члены предложения: озорной, любопытно, новую, игрушку.

  • Слово «озорной» поясняет подлежащее «щенок», показывая, с каким настроением щенок разглядывал игрушку.
  • Слово «любопытно» поясняет сказуемое «разглядывал» и показывает, как щенок разглядывал игрушку.
  • Слово «игрушку» поясняет сказуемое «разглядывал» и показывает, что разглядывал щенок.
  • Слово «новую» поясняет второстепенный член предложения «игрушку» и показывает, какую игрушку разглядывал щенок.

Как относятся друг к другу члены предложения схематически:

У каждого второстепенного члена есть слово, от которого оно зависит. При этом подлежащее и сказуемое не зависят от других слов, поэтому их называют основой предложения.

Второстепенные члены предложения делятся на определения, дополнения и обстоятельства. В таблице отразили, от чего они зависят и как поясняют другие члены предложения.

Я отдал кислую и горькую конфету.

У стены стояла не большая, а маленькая тумбочка.

Кого? Чего? Кому? Чему? Кого? Что? Кем? Чем? О ком? О чем? (Вопросы косвенных падежей)

Дедушка починил лук и стрелы.

На холсте художник отразил небо и океан.

Как? Где? Куда? Откуда? Когда? Зачем? Почему?

Зимой и осенью нужно надевать более теплые вещи.

Дорога идет то направо, то налево.

[spoiler title=”источники:”]

http://bingoschool.ru/manual/grammaticheskaya-osnova-predlozheniya-s-primerami/

http://skysmart.ru/articles/russian/glavnye-chleny-predlozheniya

[/spoiler]

Одна из основных синтаксических единиц в русском языке — это грамматическая основа предложения. Она является центральной частью каждого отдельного предложения и выражает основную мысль текста. Разберём, что это такое и зачем необходимо находить её.

Что такое основа предложения: теория и примеры

Предложение — это наименьшая единица речи, представляющая грамматически организованное соединение слов, обладающее смысловой и интонационной законченностью. С помощью предложения можно выражать мысль, задавать вопросы или побуждать к определённому действию. Каждое предложение включает в себя грамматическую основу и второстепенные члены.

Предложение может быть простым и сложным. Простое предложение не отягощается дополнительными членами, а сложное часто определяется по громоздкости конструкции и наличию двух основ предложения. Чаще всего связующими частями выступают союзы, частицы или запятые. Сложные предложения связывает общая идея и смысл.

Каждое из представленных предложений имеет ядро, которое притягивает и группирует остальные слова, выражая конечную авторскую мысль. Именно оно и является грамматической основой. В сложных предложения грамматических основ бывает несколько.

Что такое грамматическая основа предложения 

Что же такое грамматическая основа? Грамматическая основа – это сочетание из подлежащего и сказуемого, которое группирует вокруг себя остальные слова и связывает их общим смыслом. В предложении может быть несколько подлежащих или сказуемых, а может быть только одно из них. 

Более правильное определение звучит так: «грамматическая основа предложения — это основная часть предложения, которая состоит из его главных членов: подлежащего и сказуемого».

⚠️ Запомните! В предложении не может быть ни одного из главных членов. Роль сказуемого и подлежащего в предложении очень важна. Именно они являются его ядром.

В классическом случае в предложении имеются обе части. Такие называются двусоставными:

Ветер гулял по улице.

Собака играла с мячиком.

Петя получил двойку.

Мама испекла пирог.

Отец починил машину.

Но случается так, что в предложении присутствует либо сказуемое, либо подлежащие. Такие предложения называются односоставными. Чаще всего они представлены одним словом:

Вечерело.

Как хорошо!

Тоска!

Жара. Лето.

Туманно.

Грамматические основы выделяются интонационно или по смысловой составляющей. Их очень трудно не заметить. Бывают сложные предложения, в которых сказуемое может выражаться не глаголом, а сочетанием глагола и существительного. Разберем виды подлежащих и сказуемых. 

Грамматические основы: подлежащие и сказуемое

Подлежащие – это местоимение или существительное в именительном падеже. Довольно часто подлежащим может быть и любым словом, выступающим вместо существительного. Оно отвечает на вопросы «кто?» и «что?».

В качестве подлежащего, выступающего в качестве одной из грамматических основ, могут встречаться:

  • Частицы (бы);
  • Местоимения (именные, отрицательные);
  • Числительные (порядковые);
  • Неразложимые словосочетания (Российская Федерация, Министерство обороны, красна девица);
  • Отглагольным существительным;
  • Инфинитивом;
  • Прилагательным, перешедшим в существительное (ванная);
  • Словом, которое приводится в пример;
  • Междометием.

Сказуемое выражено глаголом и отвечает на вопросы:

  • Что сделать?
  • Что будешь делать?
  • Что делать?
  • Что сделал?
  • Что делал?

Сказуемое может быть выражено не только одним, но и двумя (а иногда и более) глаголами. Составное глагольное сказуемое (СГС) состоит из вспомогательного глагола-связки и инфинитива. Он не обладает самостоятельным лексическим значением, а:

  • Выражает начало, продолжение или конец действия (фазисный глагол);
  • Обозначает возможность, желание, волеизъявление, долженствование или оценку (модальный глагол).

Довольно часто в качестве связки могут использоваться краткие прилагательные.

Например

  • Рад;
  • Готов;
  • Должен;
  • Обязан;
  • Вынужден;
  • Намерен.

Составное именное сказуемое состоит из:

  • Глагола-связки, выражающего грамматическое значение сказуемого;
  • Именной части, выражающей лексическое значение.

Связкой выступает глагол «быть» во всех формах, но довольно часто связки вообще нет. Она называется нулевой.

Второй частью именного сказуемого может быть:

Существительное;
Прилагательное;
Числительное;
Местоимение;
Наречение;
Неделимое словосочетание;
Фразеологизм.

Сказуемым в предложении может быть:

Деепричастие Глагол Инфинитив

Рассмотрим грамматическую основу на конкретном примере:

Я был готов к любым лишениям.

В этом предложении подлежащим будет местоимение «я», а сказуемым – сочетание «был готов».

Николай не мог отказать матери в помощи.

В этом предложении подлежащее – личное имя «Николай», а сказуемое – «не мог отказать».

Запомним, что грамматическая основа предложения – это смысловой центр, который позволяет понять ключевое действие и кто его выполняет.

Как выделить грамматическую основу предложения

С выделением грамматической основы часто возникают проблемы. Чтобы избежать подобной ситуации, запомните основной алгоритм выделения и попробуйте выполнить его самостоятельно.

Чтобы найти грамматическую основу предложения, нужно использовать простой алгоритм действий:

  1. Внимательно прочитать предложение, расставив интонацию;
  2. Выделить два главных члена предложения. Для этого нужно понять, кто и что делает.
  3. Задайте вопрос к существительному. Помните, что подлежащее всегда находится в именительном падеже и выражает того, кто мыслит или совершает действие.
  4. Задайте вопрос к глаголу. Помните, что подлежащих может быть два и более.
  5. Определите структуру предложения. Оно может быть односоставным или двусоставным, простым или сложным, распространённым или нераспространённым.

Помните, что грамматическая основа – это ядро предложения. Именно она указывает на действующее лицо и совершаемое действие.

Разберёмся, как находить грамматические основы на конкретных примерах:

Я искал информацию для сочинения в интернете.

  • Кто? – я. В данном предложении в качестве подлежащего выступает личное местоимение.
  • Что делал? – искал. В данном предложении используется простое сказуемое.

Остальные члены предложения являются дополнительными.

Двое направились в класс.

  • Кто? – двое. В данном предложении в качестве подлежащего выступает порядковое числительное.
  • Что сделали? – направились. В данном предложении используется простое сказуемое во множественном числе.

Министерство обороны планирует выпустить новое постановление.

  • Что? — Министерство обороны. В данном предложении в качестве подлежащего выступает неразложимое словосочетание.
  • Что делает? – планирует выпустить. В данном предложении используется составное глагольное сказуемое.

Светлана была рада гостям.

  • Кто? – Светлана. В качестве подлежащего в предложении выступает имя собственное.
  • Что делала? – была рада. В предложении используется составное именное сказуемое со связкой «рада».

Марина весь вечер готовилась к приезду гостей, но они так и не приехали.

Это предложение является сложным и имеет две основы:

  • Кто? – Марина (личное имя) и подлежащее первой основы предложения;
  • Что делала? – готовилась (простое сказуемое).
  • Кто? – они (личное местоимение), подлежащее второй основы предложения;
  • Что сделали? – не приехали (простое сказуемое).

Петя вышел из дома и начал носиться по улице.

  • Кто? — Петя. Подлежащее, выраженное личным именем.
  • Что сделал? — вышел (простое сказуемое) и начал носиться (составное сказуемое).

Никто не сделал домашнюю работу.

  • Кто? — никто. В качестве подлежащего используется отрицательное местоимение.
  • Что сделал? — не сделал (простое сказуемое).

Мяч отскочил от пола, взлетел и ударился об стену.

  • Что? — мяч. Подлежащее выражено существительным в именительном падеже. 
  • Что сделал? — отскочил, взлетел и ударился. В предложении используются три простых сказуемых, выраженных глаголами. 

Основа предложения – это всегда центральное ядро, которое позволяет понять основную мысль и действующих лиц. В сложных предложениях выделаются и анализируются обе основы. Чаще всего это делается отдельно. Полный анализ предложения записывается во время выполнения задания.

Как подчеркивать грамматическую основу

С тем, что такое основа предложения, проблем уже не возникает. Однако нужно определиться, как правильно выделять её во время выполнения заданий.

В этом нет ничего сложного — грамматическая основа имеет свои способы выделения:

Дополнительные члены предложения выделаются пунктирными и волнистыми линиями, а так же точкой-тире, если речь идет об обстоятельствах.

Василий Михайлович подгтовил уже две статьи на тему “Грамматическая основа”. В прошлый раз мы говорили о сказуемом. Сегодня на повестве дня – простые и сложные предложения. 

Одна из главных ошибок при нахождении грамматических основ предложений связана с неумением различать однородные члены и сложные предложения. Однородные подлежащие или сказуемые, сколько бы их ни было, являются частью одной грамматической основы.

В пяти верстах от Красногорья,

Деревни Ленского, живет

И здравствует еще доныне

В философической пустыне

Зарецкий…

Здесь одна грамматическая основа: Зарецкий живет и здравствует. Живет и здравствует – однородные сказуемые.

Он уезжает со двора,

Спокойно дома засыпает

И сам не знает поутру,

Куда поедет ввечеру.

А здесь две: 1) он уезжает, засыпает и не знает; 2) поедет.

Почему глагол “поедет” не однородное сказуемое? Потому что не связано с остальными однородными сказуемыми бессоюзной или сочинительной связью. Куда – союзное слово, связывающее придаточное изъяснительное и главное в сложноподчиненном предложении. Придаточное – двусоставное неполное предложение. Подлежащее опущено, так как оно есть в главном предложении.

Или вот еще подобный пример:

Я, сколько ни любил бы вас,

Привыкнув, разлюблю тотчас…

Тоже две грамматические основы: я разлюблю и любил бы. Тоже сложноподчиненное предложение, на что указывает союзное слово сколько с частицей ни. Придаточное уступительное разрывает главное.

Посчитаем?

Посчитаете сами? Сколько здесь грамматических основ?

Когда случалось где-нибудь

Ей встретить черного монаха

Иль быстрый заяц меж полей

Перебегал дорогу ей,

Не зная, что начать со страха,

Предчувствий горестных полна,

Ждала несчастья уж она.

(Четыре: 1) случалось встретить, 2) заяц перебегал, 3) начать, 4) она ждала).

Дни мчались; в воздухе нагретом

Уж разрешалася зима;

И он не сделался поэтом,

Не умер, не сошел с ума.

(Три: 1) дни мчались, 2) зима разрешалась, 3) он не сделался поэтом, не умер, не сошел с ума).

Умел он весело поспорить,

Остро и тупо отвечать,

Порой расчетливо смолчать,

Порой расчетливо повздорить,

Друзей поссорить молодых

И на барьер поставить их…

(Одна: он умел поспорить, отвечать, смолчать, повздорить, поссорить, поставить).

Татьяна взором умиленным

Вокруг себя на все глядит,

И все ей кажется бесценным,

Все душу томную живит

Полумучительной отрадой:

И стол с померкшею лампадой,

И груда книг, и под окном

Кровать, покрытая ковром,

И вид в окно сквозь сумрак лунный,

И этот бледный полусвет,

И лорда Байрона портрет,

И столбик с куклою чугунной

Под шляпой с пасмурным челом,

С руками, сжатыми крестом.

(Три: 1) Татьяна глядит, 2) все кажется бесценным, 3) все: стол, груда, кровать, вид, полусвет, портрет, столбик – живит душу).

Не забываем, что при однородных членах может быть обобщающее слово, которое тоже является одним из однородных членов.

Надеемся, что наши советы помогут вам при подготовке к успешной сдаче ОГЭ. Если же вы все еще сомневаетесь в своих силах, записывайтесь к нам на занятия – сами или с помощью дежурных преподавателей. Удачи в изучении русского языка и до встречи!

© blog.tutoronline.ru,
при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.

Сложное предложение – это какое? Части, образец и примеры. Как его составить, указать, записать, выписать? Русский язык, 5 и 9 класс, тема и конспект урока. Грамматическая основа сложного предложения. Их виды: сложносочиненное и сложноподчиненное, союзное и бессоюзное. Знаки препинания в сложных предложениях: как ставить запятые?

Предложение – это синтаксическая единица, которая выражает законченную мысль. Предложение состоит из слов или словосочетаний.

У предложения есть грамматическая основа – подлежащее и/или сказуемое.

Предложения с одной грамматической основой называются простыми, а с несколькими грамматическими основами – сложными.

Содержание

сложносочиненные и сложноподчиненные) и бессоюзные.

Сложносочиненное предложение состоит из равноправных простых предложений. Они соединены сочинительной связью – то есть одинаковы, от одного предложения к другому нельзя поставить вопрос. Используются сочинительные союзы: а, и, но, однако и другие.
Пример: Гости вошли в помещение, и вскоре отовсюду зазвучала музыка.

Сложноподчиненное предложение состоит из главного предложения и одного или нескольких придаточных, зависимых от него. От главного предложения к придаточному можно поставить вопрос. Используются подчинительные союзы и союзные слова: что, чтобы, потому что, когда, если и другие.
Пример: Мы еще не были знакомы, когда оказались на этой вечеринке.

Бессоюзное предложение не имеет никаких союзов, простые предложения в его составе разделяются, например, запятыми. Связь между частями предложениями только смысловая.
Пример: Прозвенел звонок, дети зашли в класс.

Сложное предложение смешанного типа может содержать одновременно сочинительную, подчинительную и/или бессоюзную связь.
Пример: Вы сказали, что не сможете приехать на конкурс, и мы решили пригласить других участников, чтобы было кому выступать.

5 сложных предложений – примеры

    В помещение вошла дама, и джентльмены встали. (Сложносочиненное предложение)

    Пассажир приехал на вокзал к полудню, но поезд уже ушел. (Сложносочиненное предложение)

    Как только опоздавшие вошли в зал, спектакль начался. (Сложноподчиненное предложение)

    Мы почти ничего не услышали, потому что на трибуне не работал микрофон. (Сложноподчиненное предложение)

    Собака лает, караван идет. (Бессоюзное предложение)

Как составить или найти сложное предложение?

Чтобы составить сложное предложение, необходимо:

    Придумать не менее двух грамматических основ (в двусоставном предложении это подлежащее и сказуемое).

    Соединить грамматические основы сочинительной или подчинительной связью, либо составить бессоюзное предложение.

Чтобы найти в тексте сложное предложение, необходимо:

    Найти предложение, в котором содержится не менее двух грамматических основ. Это может быть сложносочиненное, сложноподчиненное или бессоюзное предложение.
    Например: Река еще не замерзала, и ее свинцовые волны грустно чернели в однообразных берегах, покрытых белым снегом.
    Первая грамматическая основа – река не замерзла. Вторая – волны чернели.

    Сложное предложение можно разделить на два простых: Река еще не замерзла. Ее свинцовые волны грустно чернели в однообразных берегах, покрытых белым снегом.

    Будьте внимательны: несколько однородных подлежащих или однородных сказуемых не делают предложение сложным. Например: Мальчики и девочки играли и веселились в песочнице. В данном случае мальчики и девочки – однородные подлежащие, играли и веселились – однородные сказуемые. Это простое предложение.

Запятые и другие знаки препинания в сложных предложениях

В сложносочиненных предложениях запятая ставится между частями предложения перед союзами:

и, да, ни… ни

а, но, однако

или, либо, или… или,

да, да и, тоже, также

то есть, а именно

Пример: Ты всегда был строг ко мне, и ты был справедлив.

В сложносочиненных предложениях запятая НЕ ставится:

Перед союзами и, да (в значении и), или, либо запятая не ставится, если части предложения объединены каким-либо общим элементом (второстепенным членом или придаточным предложением):
Вскоре после восхода набежала туча и брызнул короткий дождь

Между двумя назывными предложениями:
Хриплый стон и скрежет ярый.

Между двумя вопросительными, восклицательными, побудительными предложениями:
Это кто такие и что им надобно?

Между двумя неопределенно-личными предложениями, если подразумевается общий производитель действия:
Стали искать черкесов во всех углах и, разумеется, ничего не нашли.

Между двумя безличными предложениями, имеющими синонимичные слова в составе сказуемого:
Нужно собирать вещи и необходимо предупредить всех об отъезде.

Подробнее о пунктуации в сложносочиненных предложениях.

В сложноподчиненных предложениях главная и придаточные части отделяются запятой, точкой с запятой или тире.
Пример: Он явился с известием, что лошади готовы.

Если придаточное предложение находится внутри главного, оно выделяется с обеих сторон.
Капустин обещал договориться с начальником школы, чтобы он увеличил Мересьеву число вылетов, и предложил Алексею самому составить себе программу тренировок.

Если главная часть сложноподчиненного предложения находится внутри придаточной, то запятая обычно ставится только после главной части:
Хозяйством нельзя сказать, чтобы он занимался…

Между главной и следующей за ней придаточной частью запятая не ставится:

Если перед подчинительным союзом или союзным словом стоит отрицательная частица «не».
В море, в качке, спишь не когда хочешь, а когда можешь.

Если перед подчинительным союзом или союзным словом стоит сочинительный союз и, ни … ни, или, либо.
Он не слышал ни как сестра вошла в комнату, ни как потом бесшумно вышла.

Если придаточная часть состоит из одного союзного слова (относительного местоимения или наречия).
Я бы тоже желал знать почему.

Если имеется несколько относительных слов, выступающих в роли однородных членов предложения:
Позвонят – расспроси кто и зачем.

Подробнее о пунктуации в бессоюзных предложениях.

Сложные предложения с однородными членами и причастными оборотами

Сложное предложение может дополнительно содержать однородные члены, причастные и деепричастные обороты, вводные слова, обращения. В этом случае они также выделяются запятыми в соответствии с правилами.

О знаках препинания при однородных членах читайте здесь: Что такое однородные члены предложения

О том, как выделять запятыми причастные и деепричастные обороты, читайте в статье: Что такое причастие и деепричастие

О том, как выделять вводные слова, читайте в статье: Вводные слова в русском языке

Об обращениях читайте здесь: Обращение в русском языке

10 примеров сложных предложений из русской литературы

Однажды осенью матушка варила в гостиной медовое варенье, а я, облизываясь, смотрел на кипучие пенки.
А.С. Пушкин. «Капитанская дочка»

Уж солнце начинало прятаться за снеговой хребет, когда я въехал в Койшаурскую долину.
М.Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени»

Покамест слуги управлялись и возились, господин отправился в общую залу.
Н.В. Гоголь. «Мертвые души»

Раздался крик команды, опять полк звеня дрогнул, сделав на караул.
Л.Н. Толстой. «Война и мир»

Петр глянул в сторону, куда указывал барин.
И.С. Тургенев. «Отцы и дети»

Сегодня утром вспомнила, что я именинница, и вдруг почувствовала радость, и вспомнила детство, когда еще была жива мама.
А.П. Чехов. «Три сестры»

Когда лошади стали, он выкинул из тарантаса ногу в военном сапоге с ровным голенищем и, придерживая руками в замшевых перчатках полы шинели, взбежал на крыльцо избы.
И.А. Бунин. «Темные аллеи»

Жизнь Берлиоза складывалась так, что к необыкновенным явлениям он не привык.
М.А. Булгаков. «Мастер и Маргарита»

Темные деревья дремали раскорячившись, объятые лаской спокойного дождя; им было так хорошо, что они изнемогали и пошевеливали ветками без всякого ветра.
А.П. Платонов. «Чевенгур»

Хозяйка пришла звать его к телефону, и он, вежливо сутулясь, последовал за ней в столовую
В.В. Набоков. «Дар»

Ошибки в сложных предложениях: ошибка в построении сложного предложения

Одно из заданий в ЕГЭ по русскому языку – найти ошибку в построении сложного предложения.

К типичным ошибкам в сложных предложениях относятся:

Избыточные союзы с близким значением: Лучше сделать это сразу, чем нежели откладывать на потом.

Избыточное употребление частицы «бы»: Я прошу, чтобы вы сказали бы мне правду.

Лишнее указательное слово в главной части предложения: Она сказала то, что это неправда.

Неправильно использованный союз: Мама всегда меня ругает, что я разбрасываю свои вещи.

Повторное употребление одного и того же союза при последовательном подчинении нескольких придаточных: Я просил, чтобы вы сказали им, чтобы они не опаздывали.

Несогласованность придаточной части: Матрена была тем праведником, без которой, по пословице, не стоит село.

Нарушение смысла при отделении слова «который» от замещаемого слова: Я увидел человека в доме, который раньше был на улице.

Использование причастного оборота и придаточного как однородных членов: На столе лежали книги, купленные недавно и которые мне хотелось прочитать.

Для примера разберем пару заданий из ЕГЭ нового формата:

Задание 1. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между грам­ма­ти­че­ски­ми ошиб­ка­ми и пред­ло­же­ни­я­ми, в ко­то­рых они до­пу­ще­ны: к каж­дой по­зи­ции пер­во­го столб­ца под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столб­ца.

Грамматические ошибки

Предложения

А) на­ру­ше­ние в по­стро­е­нии пред­ло­же­ния с при­част­ным обо­ро­том

Б) на­ру­ше­ние в по­стро­е­нии пред­ло­же­ния с не­со­гла­со­ван­ным при­ло­же­ни­ем

В) на­ру­ше­ние связи между под­ле­жа­щим и ска­зу­е­мым

Г) ошиб­ка в по­стро­е­нии слож­но­го пред­ло­же­ния

Д) на­ру­ше­ние ви­до­вре­мен­ной со­от­несенно­сти гла­голь­ных форм

1) На уроке все, кто про­чи­тал учеб­ник, смог вы­пол­нить са­мо­сто­я­тель­ную ра­бо­ту.

2) Ве­че­ром мы уже были на ту­ри­сти­че­ской базе, ко­то­рая сто­я­ла на бе­ре­гу моря и за­ни­ма­ла почти пол­пар­ка.

3) Я не за­ме­тил, что был ли кто-ни­будь еще так рас­стро­ен, как она.

4) Тех, кто в ХVIII сто­ле­тии вы­ска­зал пред­по­ло­же­ние о воз­мож­но­сти пе­ре­да­чи энер­гии по про­во­дам, счи­та­ли фан­тазерами.

5) Об ис­то­рии со­зда­ния Тре­тья­ков­ской га­ле­реи рас­ска­зы­ва­ет Л. Во­лын­ский в книге «Лицо вре­ме­ни».

6) Со­глас­но плану опе­ра­ции, мне было по­ру­че­но уни­что­жить за­сев­ше­го снай­пе­ра на де­ре­ве.

7) Никто не уди­вил­ся, что он идет и стал ко­пать вме­сте с ра­бо­чи­ми

8) В жур­на­ле «Юно­сти» была опуб­ли­ко­ва­на ре­цен­зия на новый сбор­ник сти­хов мо­ло­дых по­этов.

9) Бла­го­да­ря ду­шев­но­сти, доб­ро­те, вза­и­мо­по­ни­ма­нию ро­ди­те­лей в семье все­гда ца­ри­ли мир и со­гла­сие.

Правильный ответ: 68137
Ошибка при построении сложного предложения допущена в пункте 3: «Я не заметил, что был ли кто-нибудь еще так расстроен, как она». Использован лишний союз – «что». При наличии частицы «ли» союз не ставится.

Задание 2. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Грамматические ошибки

Предложения

А) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

Б) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

В) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

Г) ошибка в построении сложного предложения

Д) нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм

1) Каждый, кто читал повесть А.С. Пушкина «Капитанская дочка», сочувствуют главным героям.

2) Прекрасны бывают не только nобеды, но и поражения, не только корабли, но и причалы.

3) Села розовая птица на песчаный берег и так неторопливо сложила свои волнистые крылья, что как будто кружевной подол платья подобрала.

4) По приезде хорошо знавший город гость легко разыскал ту улицу, которая ему была нужна.

5) Не зная прошлого, невозможно понять подлинный смысл настоящего и цели будущего.

6) Одному из героев романа, ищущим смысл жизни, открывается путь к внутренней свободе.

7) История обогатила нас новыми идеями и расширяет наш умственный горизонт.

8) В журнале «Науке и жизни» не раз публиковались статьи о достижениях генной инженерии.

9) Иллюминатор согласно боевой обстановке был тщательно занавешен.

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Правильный ответ: 68137
Ошибка при построении сложного предложения допущена в пункте 3: «Села розовая птица на песчаный берег и так неторопливо сложила свои волнистые крылья, что как будто кружевной подол платья подобрала». Ошибка снова в том, что использован лишний союз – «что».

Добавить комментарий