Как найти грамматические основы в заданиях a

ЗАДАНИЕ 2 ОГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ. КАК ПОДОБРАТЬ КЛЮЧИ К СЕРДЦУ ГРАММАТИЧЕСКОЙ ОСНОВЫ?

ЗАДАНИЕ № 2 ОГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ, НЕСОМНЕННО, МОЖНО ОТНЕСТИ К ОДНОМУ ИЗ САМЫХ СЛОЖНЫХ В ТЕСТОВОЙ ЧАСТИ, ТАК КАК ДЛЯ ЕГО УСПЕШНОГО ВЫПОЛНЕНИЯ УЧАЩЕМУСЯ НЕОБХОДИМО УМЕТЬ ВЫДЕЛЯТЬ ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ, ЗНАТЬ ВИДЫ ПРЕДЛОЖЕНИЙ, ХОРОШО РАЗБИРАТЬСЯ В ТИПАХ СОПОДЧИНЕНИЯ ПРИДАТОЧНЫХ, ПОНИМАТЬ, ЧЕМ МОЖЕТ БЫТЬ ОСЛОЖНЕНО ПРЕДЛОЖЕНИЕ.

Помимо огромного количества теории, данное задание изобилует ловушками, из-за которых дети зачастую теряют балл. Как их избежать? Как не допустить оплошностей при выделении основы предложения?

В данной статье я расскажу Вам о том, как подобрать ключи к сердцу грамматической основы, как избежать ошибок при ее выделении.

Для начала кратко напомню вам о том, что такое подлежащее и сказуемое, а также рассмотрю типы сказуемых.

Подлежащее – это главный член предложения, который отвечает на вопросы именительного падежа (кто? что?). Следовательно, слова МНЕ, ТЕБЕ, ЕМУ, ЕЙ, НАМ, ВАМ, ИМ не могут быть подлежащим, так как отвечают на вопросы косвенных падежей и являются дополнением. Кстати, выделение данных местоимений в качестве подлежащего – одна из типичных ошибок при нахождении грамматической основы.

Обратите внимание! На вопрос что? отвечает не только именительный, но и винительный падеж существительного. Именно совпадение форм именительного и винительного падежей неодушевленных существительных приводит многих школьников в замешательство при выделении грамматической основы и определении типа односоставного предложения. Чтобы разграничить эти падежи, можно подставить существительное 1-го склонения (например – книга): именительный падеж – книга; винительный падеж – книгу.

Например:

На столе лежит учебник (книга) – именительный падеж. Разглядываю тщательно карандаш (книгу) – винительный падеж, значит, в данном предложении карандаш – дополнение, а не подлежащее. Либо предлагаю учащимся при выделении основы вспомнить о том, что подлежащее обозначает действующее лицо, о котором говорится в предложении. Например, необходимо выделить основу в следующем предложении: мне хотелось прочитать письмо. Рассуждаем: письмо может хотеть себя прочитать? Нет! Значит, письмо не обозначает действующее лицо и не является подлежащим. Это дополнение. Перед нами – односоставное безличное предложение.

Также учтите, что в придаточной части СПП слова КТО, ЧТО, КОТОРЫЙ зачастую выступают в роли подлежащего. Например: Я знаю, кто съел это мороженое (кто – относительное местоимение, являющееся подлежащим). Я вижу дом, который находится на высокой-превысокой горе (который- подлежащее).

https://www.donationalerts.com/r/helena_tv

Следует отметить, что нельзя забывать и о том, что подлежащее может быть выражено словосочетанием. Данные случаи отражены на следующей схеме:

ЗАДАНИЕ 2 ОГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ. КАК ПОДОБРАТЬ КЛЮЧИ К СЕРДЦУ ГРАММАТИЧЕСКОЙ ОСНОВЫ?

Сказуемое – это главный член предложения, который обозначает действие или состояние предмета, обозначенного подлежащим в форме именительного падежа, и отвечает на вопросы что делает? что сделал? предмет, каков он? и т.д. Конечно же, зачастую сказуемое выражается глаголом в разных грамматических формах, но может быть обозначено и словами других частей речи, и сочетаниями слов. В зависимости от того, чем выражено сказуемое в предложении, различают три его типа:

Простое глагольное сказуемое (ПГС);

ЗАДАНИЕ 2 ОГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ. КАК ПОДОБРАТЬ КЛЮЧИ К СЕРДЦУ ГРАММАТИЧЕСКОЙ ОСНОВЫ?

Составное глагольное сказуемое (СГС);

Составное именное сказуемое (СИС).

Чтобы успешно выполнить задание № 2 ОГЭ по русскому языку, необходимо хорошо определять тип сказуемого, поскольку от этого будет зависеть и правильность выделения вами грамматической основы, и характеристика типа односоставного предложения.

Напомню Вам кратко о каждом типе сказуемого, а также обращу внимание на «ловушки», которые зачастую вводят в заблуждение многих учащихся.

Простое глагольное сказуемое, как правило, выражается глаголом в разных грамматических формах (наклонениях). Казалось бы, что может быть проще? Но и тут есть определённые нюансы!

Во-первых, следует обратить внимание на то, что простое глагольное сказуемое может состоять из двух слов. Происходит это в том случае, если сказуемое выражено глаголом несовершенного вида будущего времени. Как известно, такие глаголы имеют только составную форму будущего времени – буду читать, буду учиться. По сути, если перед вами форма буду + н.ф. глагола – это ПГС.

Во-вторых, несколько слов может также входить в состав простого глагольного сказуемого в том случае, если они являются устойчивым словосочетанием: Он весь год бил баклуши. Также учитывайте, что при образовании повелительного наклонения используются частицы пусть, пускай, давай, то есть примеры пусть учит, давай читать – это ПГС.

В-третьих, неопределенная форма может быть второстепенным членом предложения, а не частью составного сказуемого.

В-четвертых, одним из сложных случаев для учащихся является ПГС, которое выражено неделимым словосочетанием (фразеологизмом). Конечно же, необходимо учитывать, что фразеологизм является одним членом предложения и не делится на части. Например, команда одержала победу. Спортсмены потерпели поражение. Другие примеры сказуемых-фразеологизмов: задел за живое, вышел из терпения, попал впросак, бьет баклуши, впал в сомнение, пляшет под чужую дудку, пришел к убеждению, пришел в негодование, ходит ходуном, принимает участие, точит лясы, мозолит глаза, поднял тревогу, без ножа зарезал, из пальца высосал, приказал долго жить, положил зубы на полку, выжил из ума, обдал презрением и т.п

Как же тогда отличить фразеологизм от составного именного сказуемого?

1) Фразеологизм зачастую можно заменить одним словом (синонимом). Например, впал в сомнение – сомневается, задел за живое – обидел, принимает участие – участвует.

2) Для проверки фразеологизма надо попробовать заменить в нем глагол на глагол-связку “быть”. Это не получится, в отличие от именного сказуемого.

Сравните:

Он сошел с ума. – Он был с ума. Нельзя заменить. Сказуемое-фразеологи­зм.

Он сидел грустный. – Он был грустный. Можно заменить. Составное именное сказуемое.

Составное глагольное сказуемое отражено мною на следующей схеме:

ЗАДАНИЕ 2 ОГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ. КАК ПОДОБРАТЬ КЛЮЧИ К СЕРДЦУ ГРАММАТИЧЕСКОЙ ОСНОВЫ?

Именно при выделении составного глагольного сказуемого учащиеся часто допускают ошибки, связанные с неумением разграничивать, в какой ситуации инфинитив (неопределенная форма глагола) – часть СГС, а в какой- второстепенный член предложения.

В каких случаях это происходит? Давайте разбираться.

Как избежать подобных ошибок? Дело в том, что сказуемое обозначает действие, совершаемое подлежащим. Поэтому оба глагола: и спрягаемая часть, и инфинитив должны обозначать действие одного и того же лица, в этом случае инфинитив входит в состав сказуемого. Например, девочка умеет читать книги. В данном предложении оба глагола относятся к одному и тому же лицу – девочке. Поэтому оба глагола входят в состав сказуемого.

Если же эти глагольные формы обозначают действия разных лиц, то инфинитив, естественно, в состав сказуемого не входит. Например, учитель попросил его о чём? выйти. (учитель попросил, а вышел не он, а ученик) Значит, и спрягаемая часть, и инфинитив обозначают действия разных лиц, следовательно, выйти –дополнение, а не часть сказуемого.

Также если неопределённая форма глагола относится к существительному, то в предложении выполняет роль определения. Например, привычка (КАКАЯ?) бранить окружающих очень ей мешала. В данном случае грамматическая основа – привычка мешала (ПГС).

Если же инфинитив относится к глаголу, обознающему перемещение в пространстве, то в предложении является обстоятельством цели. Например, я пришел (ЗАЧЕМ?) посмотреть фильм. В данном случае грамматическая основа – я пришел (ПГС). Как видите, при выделении грамматической основы очень важно учитывать, каким именно членом предложения является инфинитив.

Следующий тип сказуемого – СОСТАВНОЕ ИМЕННОЕ СКАЗУЕМОЕ – является камнем преткновения для многих учащихся.

Все теоретические сведения, связанные с данном типом, отражены на следующих схемах:

ЗАДАНИЕ 2 ОГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ. КАК ПОДОБРАТЬ КЛЮЧИ К СЕРДЦУ ГРАММАТИЧЕСКОЙ ОСНОВЫ?
ЗАДАНИЕ 2 ОГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ. КАК ПОДОБРАТЬ КЛЮЧИ К СЕРДЦУ ГРАММАТИЧЕСКОЙ ОСНОВЫ?

Этот тип сказуемого труден для выделения по нескольким причинам. Во-первых, связку БЫТЬ следует отличать от глагола БЫТЬ, имеющего следующие лексические значения:

«находиться» – Я была (находилась) в театре.

«иметься» – У меня был интересный журнал.

При наличии таких значений сказуемое является простым глагольным.

Во-вторых, при знаменательной связке (при связке, которая имеет лексическое значение, поэтому может выступать самостоятельно в качестве сказуемого) составное именное сказуемое можно перепутать с простым глагольным сказуемым. Учитывайте, что это прежде всего относится к глаголам движения и положения в пространстве (идти, бежать, стоять и т.д.). В каком же случае мы будем иметь дело с составным именным сказуемым? В том случае, если эти глаголы можно будет заменить связкой (быть, казаться и т.п.), если после них следом идет прилагательное либо причастие, мы будем иметь дело с составным именным сказуемым (СИС).

СРАВНИТЕ:

Лес стоит праздничный, нарядный.

Лес был праздничным, нарядным (прил.).

Дом стоит (находится) на перекрёстке (сущ.).

Отец и мальчики сидят без неё голодные.

Отец и мальчик были голодными.

Все сидят (находятся) на своих местах.

Также бывают ситуации, когда учащийся не понимает, какое именно слово он должен выделить в качестве именной части сказуемого. Например, она была прекрасной женщиной. (кто-то выделяет она была прекрасной, а кто-то – она была женщиной). Кто же прав в этом случае? Именной частью сказуемого может быть как прилагательное, так и существительное. Если они оба используются после связочного глагола, то только существительное мы можем выделить в качестве именной части сказуемого. Именно оно будет передавать лексическое значение.

Необходимо также учитывать, что в настоящем времени в составном именном сказуемом нулевая глагольная связка. В предложении есть только именная часть, которая выражена существительным, прилагательным, причастием, числительным, местоимением. Такие сказуемые отвечают на вопросы: кто такой? что такое? какой? каков? По сути, необходимо подставить глагол быть, чтобы увидеть именную часть и правильно выделить основу. Например, Погода на улице (была) солнечная. Основа данного предложения – погода солнечная (СИС).

Будьте внимательны! Ориентироваться только на количество слов при определении типа сказуемого нельзя!

Если сказуемое выражено одним словом, обязательно нужно определить, какой частью речи оно является!

Если сказуемое выражено глаголом в форме того или иного наклонения, то это простое глагольное сказуемое.

Если кратким причастием (что сделан?) или кратким прилагательным (каков?), то это составное именное сказуемое с нулевой глагольной связкой. Например, Поле засеяно яровыми (это СИС, а не ПГС).

Теперь на базе задания № 2 ОГЭ по русскому языку разберем выделение грамматической основы предложения.

Предлагаю Вам выделить основы и определить тип сказуемого в предложениях с сайта РЕШУ ОГЭ.

В данных предложениях грамматическую основу выделила жирным шрифтом.

1. Кажется (ПГС), что неизвестный мастер придал такую необычную форму (ПГС – ФРАЗЕОЛОГИЗМ, МОЖНО ЗАМЕНИТЬ ОДНИМ СЛОВОМ: СФОРМИРОВАЛ) речному жемчугу.

2.Ландыш представляется (МОЖНО ПОДСТАВИТЬ ДРУГОЙ СВЯЗОЧНЫЙ ГЛАГОЛ: БЫЛ, КАЗАЛСЯ СИМВОЛОМ) мне символом леса (СИС).

3. Тени нарастают (ПГС), и на нас начинает надвигаться ночная мгла (СГС).

4.Переживаешь (ПГС) тревожное настроение, которое (относительное местоимение является подлежащим) будит (ПГС) воображение.

5.Рыба трепетала (ПГС) в его руках, а он смеялся и уговаривал её не биться и потерпеть ещё немного.

В данном предложении биться и потерпеть не входят в состав сказуемого, так как действия совершаются разными лицами (он уговаривал о чём? не биться, потерпеть – дополнения).

6. Матрос немного пришёл в себя. (ПГС – ФРАЗЕОЛОГИЗМ, МОЖНО ЗАМЕНИТЬ ОДНИМ СЛОВОМ: успокоился).

7.Утром туман начал слегка расползаться (СГС).

8.Та модель поведения обычно и становится основой их собственных отношений (МОЖНО ПОДСТАВИТЬ ДРУГОЙ СВЯЗОЧНЫЙ ГЛАГОЛ: БЫЛ, КАЗАЛСЯ ОСНОВОЙ – СИС).

9. А в четырех километрах от Тимашевска, в хуторе Ольховском, сохранен (ЧТО СДЕЛАН? КРАТКОЕ ПРИЧАСТИЕ) маленький домик. (СИС – МОЖНО ПОДСТАВИТЬ СВЯЗОЧНЫЙ ГЛАГОЛ – ДОМИК БЫЛ СОХРАНЁН).

10. Этот неординарный ученый − первый разработчик (СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ) стратостата (СИС – МОЖНО ПОДСТАВИТЬ СВЯЗОЧНЫЙ ГЛАГОЛ – УЧЁНЫЙ БЫЛ РАЗРАБОТЧИКОМ).

11. Каменные лестницы около дворца были освещены (ЧТО СДЕЛАНЫ? КРАТКОЕ ПРИЧАСТИЕ) зарей (СИС).

12. Все начали искать рынки сбыта для своей культуры так же, как для своих товаров и сырья (СГС).

13.Она была прекрасной собеседницей (СИС).

14. Всякий хорошо знал свое дело (ПГС).

15. Учителя будут читать новые методические пособия (ПГС).

НАДЕЮСЬ, МОИ ДОРОГИЕ ЧИТАТЕЛИ И ЦЕНИТЕЛИ ЯРКОГО, ОБРАЗНОГО И МЕТКОГО РУССКОГО СЛОВА, ДАННАЯ СТАТЬЯ ПОМОЖЕТ ВАМ ПОДОБРАТЬ КЛЮЧИ К СЕРДЦУ ГРАММАТИЧЕСКОЙ ОСНОВЫ.

ЕСЛИ ВАМ ПОНРАВИЛАСЬ ДАННАЯ СТАТЬЯ, БУДУ РАДА ВИДЕТЬ В СТРОЮ СВОИХ ПОДПИСЧИКОВ;)

1.

Тестовая часть
ОГЭ-2022 по русскому языку

2.

Тестовая часть: задания 2-8
Тестовая часть экзамена по русскому языку-это 2-я часть
экзамена, она предполагает работу с текстом .
Тестовая часть состоит из 7 заданий, начиная со 2-го и
заканчивая 8-м.
За выполнение этой части ученик получает 7 баллов.
В ответе может быть несколько вариантов ответа (от 1 до
3), но если хотя бы один вариант назван неправильно,
весь ответ не засчитывается.
При выполнении этой части экзамена необходимо быть
предельно внимательным.

3.

Алгоритм выполнения задания 2:
Вспомнить, что такое грамматическая основа предложения (ГО): это подлежащее и
сказуемое.
Вспомнить, чем может быть выражено ПОДЛЕЖАЩЕЕ( только в форме
именительного падежа: Кто? Что?) и СКАЗУЕМОЕ (ПГС,СГС И СИС)
Вспомнить, что предложение могут быть как простое (одна ГО), так и сложное
(несколько ГО).
Вспомнить, что предложения могут быть как двусоставные
( подлежащее и сказуемое), так и односоставное (или подлежащее, или сказуемое).
Вспомнить, что и подлежащее, и сказуемое могут быть однородными членами
предложения.
Вы должны повторить всю теорию синтаксиса простого и сложного предложения.

4.

Задание 2: синтаксический анализ
Прочитайте текст.
(1) Два дня весь дом работал над костюмом. (2)Груды искромсанного картона и бумаги
лежали на столе в отцовском кабинете. (3)Все были перепачканы краской и
гуммиарабиком. (4)Витя ходил, распорядительно задрав нос, и с него капали пот и
тушь. (5)Папа безуспешно отдирал от пиджака аргентинскую марку, а мама обучала
Марфушу манерам. (6)Перед маскарадом Марфушу нарядили в совсем уже готовый
костюм.
Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в
одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите
номера ответов.
1) дом работал (пр.1)
2)груды лежали (пр.2)
3) были перепачканы (пр.3)
4) папа отдирал марку (пр.5)
5)Марфушу нарядили (пр.6)

5.

Выполнение задания 2
Находим ГО в первом предложении: дом работал . Находим ГО во втором
предложении: груды лежали. Находим ГО в третьем предложении: все были
перепачканы (СИС). Находим ГО в четвёртом предложении: Витя ходил, капали пот
и тушь.(ССП. Находим ГО в пятом предложении: папа отдирал, мама
обучала.(ССП). Находим ГО в шестом предложении: нарядили (односоставное
предложение).
Сравниваем свои ответы с предложенными в тесте, выписать номера совпадающих
ответов.
Ответ: 12
3-й вариант ответа неправильный, т.к. не включено подлежащее.
4-й вариант ответа неправильный, так как вместо подлежащего включено дополнение.
5-й вариант ответа неправильный, так как включено дополнение.

6.

Алгоритм выполнения задания 3:
1. Найдите ГО, определите, какое предложение:
простое, сложное, тип связи.
2. Вспомните, чем может быть осложнено простое
предложение: однородные члены предложения,
вводные слова и вставные конструкции, обращения,
обособленные и уточняющие члены предложения.
3.Читая предложения, на месте цифр
останавливайтесь и определяйте, нужна ли здесь
запятая и почему.
4. Напишите правильный ответ.

7.

Задание 3: пунктуационный анализ
Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять
запятые.
Вечером (1)перед маскарадом(2) надушенную и завитую(3) Марфушу(4) нарядили в
совсем уже готовый костюм. Это был громадный (5) почтовый конверт(6) совершенно
готовый к отправлению.

8.

Выполнение задания 3:
Находим ГО в первом предложении: нарядили(простое предложение). Оно осложнено
уточняющим членом предложения, стоящим в середине предложения – перед
маскарадом (запятые 12). Находим ГО во втором предложении: был конверт ( простое
предложение осложнено обособленным определением, стоящим после определяемого
слова в конце предложения (запятая 6).
Ответ: 126.
Запятые 3,4 не нужны, т.к. одиночные определения, стоящие перед определяемым
словом, не обособляются.
Запятая 5 не нужна, т.к. громадный почтовый (конверт)-это неоднородные
определения.

9.

Задание 4: синтаксический анализ
Замените словосочетание «аргентинскую марку», построенное на основе согласования,
синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся
словосочетание.
Алгоритм выполнения:
1. Вспомнить 3 вида связи словосочетания: согласование, управление и примыкание.
2. Согласование: главное выражено сущ., зависимое-прилагательным, причастием,
числительным или местоимением, отвечает на вопросы какой или чей?
3.Управление: главное выражено глаголом, существительным, зависимоесуществительным или местоимением. Главное «управляет» падежом зависимого, отвечает
на падежные вопросы и на смысловые.
4.Примыкание: главное и зависимое связаны только по смыслу, так как зависимое слово
выражено неизменяемой частью речи: наречием, деепричастием, неопределённой частью
речи.
5.Определить в предложенном словосочетании главное слово, оно должно быть главным и
в новом словосочетании. Зависимое слово заменяем в зависимости от типа связи: при
согласовании-сущ. меняем на прилагательное, при управлении-на сущ. с предлогом или
без, при примыкании-на наречие или деепричастие.

10.

Выполнение задания 4
Замените словосочетание «аргентинскую марку», построенное на основе
согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите
получившееся словосочетание.
1. Находим главное слово –марку.
2.Зависимое слово выражено прилагательным аргентинскую.
3. Обращаем внимание на то, что согласование нужно заменить на управление.
4.Заменяем синонимичным словосочетанием: главное слово марку, зависимое должно
быть выражено однокоренным существительным от прилагательного аргентинскую:
из Аргентины.
Ответ: марку из Аргентины .

11.

Алгоритм выполнения задания 5:
1.Определить часть речи выделенного слова.
2. Определить, в какой морфеме находится орфограмма.
3.Читаем правило, обращая внимание на формулировку, склонение, спряжение, род,
число, падеж и другое.
4.Оставляем только те ответы, в которых нет ошибок или несовпадений.
5. При подготовке к экзамену необходимо повторить и систематизировать все
орфографические правила.

12.

Задание 5: орфографический анализ
Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания
выделенного слова. Запишите номера этих ответов.
1) СДЕЛАЕМ-приставка неизменяемая.
2) ГУСИНЫЙ (укус)-в суффиксе –ин-отымённых прилагательных пишется одна н.
3) ГОРЕЛ-написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от
суффикса, который следует за корнем.
4) (ТЁМНАЯ) НОЧЬ- в именах существительных 1-го склонения после шипящих
буква Ь пишется.
5) (придумать бы) ЧТО-ЛИБО-наречие пишется через дефис, так как с суффиксом
ЛИБО слова пишутся через дефис.

13.

Выполнение задания 5:
Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания
выделенного слова. Запишите номера этих ответов.
1) СДЕЛАЕМ-приставка неизменяемая. (Правильно!)
2) ГУСИНЫЙ (укус)-в суффиксе –ин-отымённых прилагательных пишется одна
н.(ГУСЬ +ИН)-правильно!
3) ГОРЕЛ-написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от
суффикса, который следует за корнем. (Неправильно: чередующаяся гласная зависит
от ударения)
4) (тёмная) НОЧЬ- в именах существительных 1-го склонения после шипящих буква Ь
пишется. ( Неправильно: НОЧЬ-сущ. 3-го склонения)
5) (придумал бы) ЧТО-ЛИБО-наречие пишется через дефис, так как с суффиксом
ЛИБО слова пишутся через дефис. ( Правильно!)
Ответ: 125

14.

Алгоритм выполнения задания 6:
1. Внимательно прочитайте текст, обращая внимание на имена, отчества, фамилии
героев.
2. Обратите внимание на даты и географические названия.
3.Обратите внимание на последовательность событий.
4.Читая варианты ответов, сравнивайте их с текстом, записывайте номера
предложений с правильными ответами.

15.

Задание 6: анализ содержания текста.
Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1)Витя тихо подкатывает со своим ценным пакетом к клубу.
2) За тёмными окнами ухает барабан.
3)Витя высаживает Марфушу и снимает с неё шубу.
4)Он не раскланивается ни с кем..
5)На минуту хохот заглушает музыку.

16.

Выполнение задания 6:
1) 1)Витя тихо подкатывает со своим ценным пакетом к клубу.
(Неправильно: не тихо-лихо)
2) За тёмными окнами ухает барабан. (Неправильно: за тёмными-освещёнными)
3)Витя высаживает Марфушу и снимает с неё шубу. (Правильно)
4)Он не раскланивается ни с кем.. ( Неправильно: он раскланивается с
неподражаемой учтивостью).
5)На минуту хохот заглушает музыку.(Правильно).
Ответ: 35

17.

Алгоритм выполнения задания 7:
1. Вспомнить, какие средства выразительности речи существуют.
2. Тропы: эпитеты, сравнения, метафоры, олицетворения, гипербола, литота, антитеза.
3. Синтаксические средства выразительности: парцелляция, синтаксический
параллелизм, анафора, эпифора, риторические вопросы, обращения, инверсия.
4. Читая предложения, обращайте внимание на слова, употреблённые в переносном
смысле-это признак наличия ТРОПОВ в предложении.
5. Обращайте внимание на наличие синонимов или антонимов.
6. Обращайте внимание на наличие сравнительных союзов СЛОВНО, БУДТО, КАК
,ЧТО, КАК БУДТО, противительный союз А.
7. Обращайте внимание на строение предложений, на наличие вопросов и обращений.
8. Повторите определения выразительных средств.

18.

Задание 7: анализ средств
выразительности
Укажите номера предложений, в которых средством выразительности являются
ЭПИТЕТЫ.
1) Музыканты раздувают щёки.
2) Земский угощает Марфушу мороженым.
3) Устрашающие нос и усы Вити сдерживают любопытство гостей.
4) Золушка возвращается на кухню.
5)Счастливая и уставшая, спит Марфуша.

19.

Выполнение задания 7:
Укажите номера предложений, в которых средством выразительности являются
ЭПИТЕТЫ.
1) Музыканты раздувают щёки.
(Нет ВС)
2) Земский угощает Марфушу мороженым. (нет ВС)
3) Устрашающие нос и усы Вити сдерживают любопытство гостей. (Эпитетустрашающие)
4) Золушка возвращается на кухню. (Нет ВС)
5)Счастливая и уставшая, спит Марфуша.(Эпитет-счастливая)
Ответ: 35

20.

Задание 8: лексический анализ.
Найдите в тексте синоним к слову КОТЕЛОК (предложение –Ну, как котелок? Варит?).
Напишите этот синоним.
Алгоритм выполнения задания:
1.Внимательно прочитайте указанное в задании предложение, обратите внимание, в каком значении
употреблено указанное слово в предложении ( прямое или переносное).
2. Обратите внимание, что нужно найти к данному слову: синоним, антоним, омоним или другое.
3. Вспомнить, что означает данный термин.
4. Перечитайте внимательно текст, обращая внимание на синонимы или антонимы к данному слову.
5. Выпишите данное (данные) слово (слова).
6. Повторите основные понятия по теме «Лексика»: общеупотребительная и
необщеупотребительная, историзмы, архаизмы, жаргонизмы, профессионализмы, диалектизмы.

21.

Выполнение задания 8:
Найдите в тексте синоним к слову котелок (предложение –Ну, как котелок? Варит?).
Напишите этот синоним.
Папа перед отъездом в больницу положил свою большую руку мне на макушку,
откинул мою голову назад и спросил: -Ну, как котелок? Варит?
Ответ: голова.

22.

Тренировочные задания
пример1,2:
Задание 2. Синтаксический анализ.
Укажите варианты ответов. В которых верно определена грамматическая основа в
одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите
номера ответов.
(1) Лето я провёл на даче в деревне Подлесное. (2)В то время Россия, Европа, мир
начинали войну. (3)Пароход разворачивал большую вспененную дугу по воде и давал
прощальные гудки. (4)Пахло Волгой, ухой и духами. (5) Прощай, двор и уличные
друзья!
1) я провёл (п.1)
2)начинали войну (п.2)
3)пароход разворачивал (п.3)
4) пахло Волгой (п.4)
5) прощай (п.5)

23.

Тренировочные задания
пример 3:
Задание 3. Пунктуационный анализ.
Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять
запятые.
В окно салона был виден уплывающий(1) крутой берег. Пахло Волгой(2) ухой(3) и (4)
духами.
Задание 4. Синтаксический анализ.
Замените словосочетание «беспокойно вглядывались», построенное на основе
примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите
получившееся словосочетание.

24.

Тренировочные задания
пример 4:
Задание 5 . Орфографический анализ.
Укажите номера ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного
слова. Запишите номера этих ответов.
1) ПРИШКОЛЬНЫЙ (двор)-приставка ПРИ пишется в значении неполного действия.
2) СОЛЁНАЯ (капуста)-в суффиксе причастия пишется одна Н.
3) ПРИКАСАТЬСЯ (к стене)-написание безударной чередующейся гласной в корне
слова зависит от ударения.
4) (упал) НАВЗНИЧЬ-на конце наречий после шипящего буква Ь пишется.
5) (уголь) ЧЁРНЫЙ-ЧЁРНЫЙ сложные имена прилагательные , образованные
повтором слов, пишутся через дефис.

25.

Тренировочные задания
пример 5:
Задание 7.Анализ средств выразительности.
Укажите предложения, в которых средством выразительности является
ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ,
1) В коридоре гимназии было холодно от волнения.
2) Сердце стучало на весь класс.
3)Я прочёл и перевёл какую-то страницу.
4)Блестящие пуговицы, как божьи коровки, выползли на серую гимнастёрку.
5)Прохладный рокот коридора овеял меня.

26.

Сверим ответы:
Задание 2 (пример1)
Ответ: 15.
Задание 3 (пример 2)
Ответ: 2
Задание 4 (пример 3)
Ответ: вглядывались с беспокойством
Задание 5 (пример 4)
Ответ: 45
Задание 7 ( пример 5)
Ответ: 25

27.

Желаю всем успешно сдать
экзамен!!!

Тестовая часть
ОГЭ-2022 по русскому языку
Тестовая часть: задания 2-8

  • Тестовая часть экзамена по русскому языку-это 2-я часть экзамена, она предполагает работу с текстом .
  • Тестовая часть состоит из 7 заданий, начиная со 2-го и заканчивая 8-м.
  • За выполнение этой части ученик получает 7 баллов.
  • В ответе может быть несколько вариантов ответа (от 1 до 3), но если хотя бы один вариант назван неправильно, весь ответ не засчитывается.
  • При выполнении этой части экзамена необходимо быть предельно внимательным.

Алгоритм выполнения задания 2:

  • Вспомнить, что такое грамматическая основа предложения (ГО): это подлежащее и сказуемое.
  • Вспомнить, чем может быть выражено ПОДЛЕЖАЩЕЕ( только в форме именительного падежа: Кто? Что?) и СКАЗУЕМОЕ (ПГС,СГС И СИС)
  • Вспомнить, что предложение могут быть как простое (одна ГО), так и сложное (несколько ГО).
  • Вспомнить, что предложения могут быть как двусоставные
  • ( подлежащее и сказуемое), так и односоставное (или подлежащее, или сказуемое).
  • Вспомнить, что и подлежащее, и сказуемое могут быть однородными членами предложения.
  • Вы должны повторить всю теорию синтаксиса простого и сложного предложения.

Задание 2: синтаксический анализ

  • Прочитайте текст.
  • (1) Два дня весь дом работал над костюмом. (2)Груды искромсанного картона и бумаги лежали на столе в отцовском кабинете. (3)Все были перепачканы краской и гуммиарабиком. (4)Витя ходил, распорядительно задрав нос, и с него капали пот и тушь. (5)Папа безуспешно отдирал от пиджака аргентинскую марку, а мама обучала Марфушу манерам. (6)Перед маскарадом Марфушу нарядили в совсем уже готовый костюм.
  • Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.
  • 1) дом работал (пр.1)
  • 2)груды лежали (пр.2)
  • 3) были перепачканы (пр.3)
  • 4) папа отдирал марку (пр.5)
  • 5)Марфушу нарядили (пр.6)

Выполнение задания 2

  • Находим ГО в первом предложении: дом работал . Находим ГО во втором предложении: груды лежали. Находим ГО в третьем предложении: все были перепачканы (СИС). Находим ГО в четвёртом предложении: Витя ходил, капали пот и тушь.(ССП. Находим ГО в пятом предложении: папа отдирал, мама обучала.(ССП). Находим ГО в шестом предложении: нарядили (односоставное предложение).
  • Сравниваем свои ответы с предложенными в тесте, выписать номера совпадающих ответов.
  • Ответ: 12
  • 3-й вариант ответа неправильный, т.к. не включено подлежащее.
  • 4-й вариант ответа неправильный, так как вместо подлежащего включено дополнение.
  • 5-й вариант ответа неправильный, так как включено дополнение.

Алгоритм выполнения задания 3:

  • 1. Найдите ГО, определите, какое предложение: простое, сложное, тип связи.
  • 2. Вспомните, чем может быть осложнено простое предложение: однородные члены предложения, вводные слова и вставные конструкции, обращения, обособленные и уточняющие члены предложения.
  • 3.Читая предложения, на месте цифр останавливайтесь и определяйте, нужна ли здесь запятая и почему.
  • 4. Напишите правильный ответ.

Задание 3: пунктуационный анализ

  • Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.
  • Вечером (1)перед маскарадом(2) надушенную и завитую(3) Марфушу(4) нарядили в совсем уже готовый костюм. Это был громадный (5) почтовый конверт(6) совершенно готовый к отправлению.

Выполнение задания 3:

  • Находим ГО в первом предложении: нарядили(простое предложение). Оно осложнено уточняющим членом предложения, стоящим в середине предложения – перед маскарадом (запятые 12). Находим ГО во втором предложении: был конверт ( простое предложение осложнено обособленным определением, стоящим после определяемого слова в конце предложения (запятая 6).
  • Ответ: 126.
  • Запятые 3,4 не нужны, т.к. одиночные определения, стоящие перед определяемым словом, не обособляются.
  • Запятая 5 не нужна, т.к. громадный почтовый (конверт)-это неоднородные определения.

Задание 4: синтаксический анализ

  • Замените словосочетание «аргентинскую марку», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
  • Алгоритм выполнения:
  • 1. Вспомнить 3 вида связи словосочетания: согласование, управление и примыкание.
  • 2. Согласование: главное выражено сущ., зависимое-прилагательным, причастием, числительным или местоимением, отвечает на вопросы какой или чей?
  • 3.Управление: главное выражено глаголом, существительным, зависимое- существительным или местоимением. Главное «управляет» падежом зависимого, отвечает на падежные вопросы и на смысловые.
  • 4.Примыкание: главное и зависимое связаны только по смыслу, так как зависимое слово выражено неизменяемой частью речи: наречием, деепричастием, неопределённой частью речи.
  • 5.Определить в предложенном словосочетании главное слово, оно должно быть главным и в новом словосочетании. Зависимое слово заменяем в зависимости от типа связи: при согласовании-сущ. меняем на прилагательное, при управлении-на сущ. с предлогом или без, при примыкании-на наречие или деепричастие.

Выполнение задания 4

  • Замените словосочетание «аргентинскую марку», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
  • 1. Находим главное слово –марку.
  • 2.Зависимое слово выражено прилагательным аргентинскую.
  • 3. Обращаем внимание на то, что согласование нужно заменить на управление.
  • 4.Заменяем синонимичным словосочетанием: главное слово марку, зависимое должно быть выражено однокоренным существительным от прилагательного аргентинскую: из Аргентины.
  • Ответ: марку из Аргентины .

Алгоритм выполнения задания 5:

  • 1.Определить часть речи выделенного слова.
  • 2. Определить, в какой морфеме находится орфограмма.
  • 3.Читаем правило, обращая внимание на формулировку, склонение, спряжение, род, число, падеж и другое.
  • 4.Оставляем только те ответы, в которых нет ошибок или несовпадений.
  • 5. При подготовке к экзамену необходимо повторить и систематизировать все орфографические правила.

Задание 5: орфографический анализ

  • Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.
  • 1) СДЕЛАЕМ-приставка неизменяемая.
  • 2) ГУСИНЫЙ (укус)-в суффиксе –ин-отымённых прилагательных пишется одна н.
  • 3) ГОРЕЛ-написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от суффикса, который следует за корнем.
  • 4) (ТЁМНАЯ) НОЧЬ- в именах существительных 1-го склонения после шипящих буква Ь пишется.
  • 5) (придумать бы) ЧТО-ЛИБО-наречие пишется через дефис, так как с суффиксом ЛИБО слова пишутся через дефис.

Выполнение задания 5:

  • Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.
  • 1) СДЕЛАЕМ-приставка неизменяемая. (Правильно!)
  • 2) ГУСИНЫЙ (укус)-в суффиксе –ин-отымённых прилагательных пишется одна н.(ГУСЬ +ИН)-правильно!
  • 3) ГОРЕЛ-написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от суффикса, который следует за корнем. (Неправильно: чередующаяся гласная зависит от ударения)
  • 4) (тёмная) НОЧЬ- в именах существительных 1-го склонения после шипящих буква Ь пишется. ( Неправильно: НОЧЬ-сущ. 3-го склонения)
  • 5) (придумал бы) ЧТО-ЛИБО-наречие пишется через дефис, так как с суффиксом ЛИБО слова пишутся через дефис. ( Правильно!)
  • Ответ: 125

Алгоритм выполнения задания 6:

  • 1. Внимательно прочитайте текст, обращая внимание на имена, отчества, фамилии героев.
  • 2. Обратите внимание на даты и географические названия.
  • 3.Обратите внимание на последовательность событий.
  • 4.Читая варианты ответов, сравнивайте их с текстом, записывайте номера предложений с правильными ответами.

Задание 6: анализ содержания текста.

  • Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
  • 1)Витя тихо подкатывает со своим ценным пакетом к клубу.
  • 2) За тёмными окнами ухает барабан.
  • 3)Витя высаживает Марфушу и снимает с неё шубу.
  • 4)Он не раскланивается ни с кем..
  • 5)На минуту хохот заглушает музыку.

Выполнение задания 6:

  • 1) 1)Витя тихо подкатывает со своим ценным пакетом к клубу.
  • (Неправильно: не тихо-лихо)
  • 2) За тёмными окнами ухает барабан. (Неправильно: за тёмными-освещёнными)
  • 3)Витя высаживает Марфушу и снимает с неё шубу. (Правильно)
  • 4)Он не раскланивается ни с кем.. ( Неправильно: он раскланивается с неподражаемой учтивостью).
  • 5)На минуту хохот заглушает музыку.(Правильно).
  • Ответ: 35

Алгоритм выполнения задания 7:

  • 1. Вспомнить, какие средства выразительности речи существуют.
  • 2. Тропы: эпитеты, сравнения, метафоры, олицетворения, гипербола, литота, антитеза.
  • 3. Синтаксические средства выразительности: парцелляция, синтаксический параллелизм, анафора, эпифора, риторические вопросы, обращения, инверсия.
  • 4. Читая предложения, обращайте внимание на слова, употреблённые в переносном смысле-это признак наличия ТРОПОВ в предложении.
  • 5. Обращайте внимание на наличие синонимов или антонимов.
  • 6. Обращайте внимание на наличие сравнительных союзов СЛОВНО, БУДТО, КАК ,ЧТО, КАК БУДТО, противительный союз А.
  • 7. Обращайте внимание на строение предложений, на наличие вопросов и обращений.
  • 8. Повторите определения выразительных средств.

Задание 7: анализ средств выразительности

  • Укажите номера предложений, в которых средством выразительности являются ЭПИТЕТЫ.
  • 1) Музыканты раздувают щёки.
  • 2) Земский угощает Марфушу мороженым.
  • 3) Устрашающие нос и усы Вити сдерживают любопытство гостей.
  • 4) Золушка возвращается на кухню.
  • 5)Счастливая и уставшая, спит Марфуша.

Выполнение задания 7:

  • Укажите номера предложений, в которых средством выразительности являются ЭПИТЕТЫ.
  • 1) Музыканты раздувают щёки.
  • (Нет ВС)
  • 2) Земский угощает Марфушу мороженым. (нет ВС)
  • 3) Устрашающие нос и усы Вити сдерживают любопытство гостей. (Эпитет-устрашающие)
  • 4) Золушка возвращается на кухню. (Нет ВС)
  • 5)Счастливая и уставшая, спит Марфуша.(Эпитет-счастливая)

  • Ответ: 35

Задание 8: лексический анализ.

  • Найдите в тексте синоним к слову КОТЕЛОК (предложение –Ну, как котелок? Варит?). Напишите этот синоним.
  • Алгоритм выполнения задания:
    1.Внимательно прочитайте указанное в задании предложение, обратите внимание, в каком значении употреблено указанное слово в предложении ( прямое или переносное).
    2. Обратите внимание, что нужно найти к данному слову: синоним, антоним, омоним или другое.
    3. Вспомнить, что означает данный термин.
    4. Перечитайте внимательно текст, обращая внимание на синонимы или антонимы к данному слову.
    5. Выпишите данное (данные) слово (слова).
    6. Повторите основные понятия по теме «Лексика»: общеупотребительная и необщеупотребительная, историзмы, архаизмы, жаргонизмы, профессионализмы, диалектизмы.

Выполнение задания 8:

  • Найдите в тексте синоним к слову котелок (предложение –Ну, как котелок? Варит?). Напишите этот синоним.
  • Папа перед отъездом в больницу положил свою большую руку мне на макушку, откинул мою голову назад и спросил: -Ну, как котелок? Варит?
  • Ответ: голова.

Тренировочные задания
пример1,2:

  • Задание 2. Синтаксический анализ.
  • Укажите варианты ответов. В которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.
  • (1) Лето я провёл на даче в деревне Подлесное. (2)В то время Россия, Европа, мир начинали войну. (3)Пароход разворачивал большую вспененную дугу по воде и давал прощальные гудки. (4)Пахло Волгой, ухой и духами. (5) Прощай, двор и уличные друзья!
  • 1) я провёл (п.1)
  • 2)начинали войну (п.2)
  • 3)пароход разворачивал (п.3)
  • 4) пахло Волгой (п.4)
  • 5) прощай (п.5)

Тренировочные задания
пример 3:

  • Задание 3. Пунктуационный анализ.
  • Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.
  • В окно салона был виден уплывающий(1) крутой берег. Пахло Волгой(2) ухой(3) и (4) духами.
  • Задание 4. Синтаксический анализ.
  • Замените словосочетание «беспокойно вглядывались», построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

Тренировочные задания
пример 4:

  • Задание 5 . Орфографический анализ.
  • Укажите номера ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.
  • 1) ПРИШКОЛЬНЫЙ (двор)-приставка ПРИ пишется в значении неполного действия.
  • 2) СОЛЁНАЯ (капуста)-в суффиксе причастия пишется одна Н.
  • 3) ПРИКАСАТЬСЯ (к стене)-написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от ударения.
  • 4) (упал) НАВЗНИЧЬ-на конце наречий после шипящего буква Ь пишется.
  • 5) (уголь) ЧЁРНЫЙ-ЧЁРНЫЙ сложные имена прилагательные , образованные повтором слов, пишутся через дефис.

Тренировочные задания
пример 5:

  • Задание 7.Анализ средств выразительности.
  • Укажите предложения, в которых средством выразительности является ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ,
  • 1) В коридоре гимназии было холодно от волнения.
  • 2) Сердце стучало на весь класс.
  • 3)Я прочёл и перевёл какую-то страницу.
  • 4)Блестящие пуговицы, как божьи коровки, выползли на серую гимнастёрку.
  • 5)Прохладный рокот коридора овеял меня.

Сверим ответы:

  • Задание 2 (пример1)
  • Ответ: 15.
  • Задание 3 (пример 2)
  • Ответ: 2
  • Задание 4 (пример 3)
  • Ответ: вглядывались с беспокойством
  • Задание 5 (пример 4)
  • Ответ: 45
  • Задание 7 ( пример 5)
  • Ответ: 25

Желаю всем успешно сдать экзамен!!!

Грамматическая основа — это главные члены предложения (подлежащее и/или сказуемое).

Способы выражения подлежащего

  1. Одно слово: подлежащим может выступать любая часть речи.

    Мельница работала, заглушая шум дождя (А. Чехов. Крыжовник).
    Каждый представлял свои требования, и каждый при этом бранил других (Н. Добролюбов. Тёмное царство).
    И танцующие пошли по паркету качающимся, лунатическим шагом, подбородок в подбородок, глаза в глаза (А. Малышкин. Люди из захолустья).
    В каменном жить — это всё равно что острог (Н. Лесков. Загон).
    Это ужасное «завтра» наступило (Е. Замятин. Сибирь).

  2.  Неделимое словосочетание

    Структура

    Пример

    Фразеологизм

    Получался настоящий заколдованный круг, из которого трудно было вырваться (Д. Мамин-Сибиряк. Верный раб)

    Термин По небу, усеянному звездами, широкой полосой протянулся Млечный Путь (В. Арсеньев. Дерсу́ Узала́)

    Слово с количественным

    значением (+) сущ.

    в родительном падеже

    Мне тогда стукнуло двадцать пять лет.

    Так прошло много времени.

    Великолепная пара серых в яблоках рысаков ещё стояла у подъезда дома (Н. Гейнце)

    Сочетания с неопределённым

    значением (неопределённое

    местоимение (+)

    согласуемое слово)

    И в отношении к матери было что-то новое: он иногда подметал пол в комнате, сам убирал по праздникам свою постель, вообще старался облегчить её труд (М. Горький. Мать)

    Конструкция с избирательным

    значением (обязательно

    наличие именной части речи 

    в родительном падеже 

    с предлогом из)

    В свободное время один из них крошил листовой табак или пришивал к куртке отпоровшийся воротник (А. Грин. Бегущая по волнам)

    Каждый из нас был искренно предан своему скромному, среднему делу (М. Салтыков-Щедрин. Помпадуры и помпадурши)

    Конструкции со значением

    совместности (имя в именительном падеже (+) имя в творительном

    падеже с предлогом с).

    Сказуемое стоит в форме множественного числа

    Полчаса спустя Базаров с Аркадием сошли в гостиную (И. Тургенев. Отцы и дети).

    Мы с тобой тогда всё на речке сидели и песни пели… под вербой (А. Чехов. Скрипка Ротшильда)

    Слово начало/середина/конец (+) существительное

    в родительном падеже

    Конец осени и начало зимы — самая лучшая и добычливая стрельба тетеревов с подъезда и на чучелы (С. Аксаков. Записки ружейного охотника Оренбургской губернии)

Сказуемое в двусоставном предложении может иметь разную структуру.

  1. Простое глагольное сказуемое (ПГС).

    Около меня солдаты тихо и сдержанно разговаривали (В. Гаршин. Аясларское дело).
    А завтра он будетждать там, в беседке (И. Гончаров. Обрыв).
    Марк кратко выразил согласие и махнул рукой (Л. Тихомиров. В последние дни).
    Откуда ни возьмись —
    Волчица преогромная
    И хвать овечку Марьину!
     (Н. Некрасов. Кому на Руси жить хорошо)
    Жили-были господа,
    Кушали телятину
    (М. Горький. Дело Артамоновых).

  2. Составное сказуемое.

    а) Составное глагольное сказуемое (СГС).

    Я… начал рассказывать, (как мне тошно жить) (М. Горький. В людях).
    — Пять дней, целых пять дней вы не хотите со мной говорить!(Ф. Достоевский. Село Степенчиково и его обитатели)
    Иногда несколько человек не могли удержать его (Н. Гоголь. Портрет). 

    б) Составное именное сказуемое (СИС).

    А Петя Трофимов был учителем Гриши, [он может напомнить] (А. Чехов. Вишнёвый сад).
    Она считалась хорошей прачкой, поэтому у неё всегда было много работы (А. Грин. Акварель).
    Они расстались врагами.

  1. В роли связки в составном сказуемом глагол движения выступать не может.

    Мы поехали отдыхать на море.

    В предложении простое глагольное сказуемое поехали, а инфинитив отдыхать выполняет функцию обстоятельства: поехали (Куда?/Зачем?) отдыхать.

  2. Глаголы в составном сказуемом называют действия, которые выполняются одним и тем же лицом.

    Мама попросила навестить бабушку.

    Грамматическая основа мама попросила, а инфинитив навестить выполняет функцию дополнения, потому что это действие выполняется не подлежащим: мама попросила (о чём?) навестить.

Синтаксический анализ.

Прочитайте текст.

(1)Пожалуй, наиболее интересная особенность дельфинов — их способ общения. (2)Между собой эти млекопитающие общаются при помощи ультразвуковых сигналов, используемых также для ориентации в пространстве. (3)Ультразвук хорошо отражается от любых предметов, и дельфин органами слуха с высокой точностью воспринимает эхо, указывающее ему, где находится друг, опасность или пища. (4)Благодаря эхолокации мозг дельфинов по своему устройству напоминает мозг человека, а вес и число клеток в коре больших полушарий у некоторых видов даже больше, чем у людей. (5)Эта особенность дельфинов стала причиной появления гипотез о почти человеческом разуме у животного.

Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1) В предложении 1 подлежащее и сказуемое выражены именами существительными в именительном падеже.

2) Предложение 2 осложнено обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом.

3) В предложении 3 три грамматические основы.

4) Во второй части сложного предложения 4 сказуемое составное именное.

5) Грамматическая основа предложения 5 — особенность стала.



В этом уроке вы узнаете, как находить грамматическую основу предложения, чтобы выполнять тестовое задание номер 2. Чтобы выполнить задание номер 2 сначала нужно найти грамматическую основу в каждом предложении.

      Теория для выполнения задания

      1. Что такое грамматическая основа предложения?

Давайте подробно разберем что же такое грамматическая основа предложения. Итак, основа — это подлежащее и сказуемое. Подлежащее — это главный член предложения который отвечает на вопросы именительного падежа. То есть на вопросы: кто? или что? Подлежащее обозначает предмет речи. Для тех, кто не знает, что такое предмет речи — это то, о чем идет речь в предложении.

2. Подлежащее.

Допустим, в предложении идет речь о книге.  Например: Книга была толстая. Значит предметом речи будет книга, если речь идет о животном, например: в стаде корова выделялась своим цветом, то предметом речи будет само животное. В нашем случае предмет речи – корова.

Многие учащиеся почему-то уверены, что подлежащие это обязательно существительное, но это не так, подлежащее может быть выражено практически любой частью речи.

Давайте приведем соответствующие примеры. Итак первое предложение: “Начинается день”. На вопрос кто? что? отвечает существительное “день”, следовательно оно и будет подлежащим. Далее: “Я хожу по полю”. В этом предложении подлежащим будет уже местоимение, а именно местоимение “Я”, так как оно отвечает на вопрос: кто? что ?, то есть хожу по полю кто? —  Я.

Следующее предложение: “Пленный что-то говорил” . Что-то говорил кто? – Пленный. Пленный — это прилагательное. Но так как оно отвечает на вопрос:  кто? , то оно также будет выступать в роли подлежащего.

Надеюсь, убедились, что в роли подлежащего может выступать все что угодно главное, на что вы должны обращать внимание это — вопрос то есть, если слово отвечает на вопросы именительного падежа — кто перед вами. Подлежащие ни на какие другие вопросы, никаких других падежей никогда отвечать не будут. Также хочу, сказать что одна из наиболее распространенных ошибок, которые совершают школьники пытаясь найти подлежащее — это неправильное определение падежа. Именительный падеж очень часто путают с винительным, так как в составе этих падежей есть одинаковый вопрос “что?”.

Путаница между подлежащими может возникнуть только тогда, когда предполагаемое подлежащее — неодушевленный предмет, поэтому при нахождении подлежащего я всем рекомендую делать нехитрую проверку. Итак, если предполагаемое подлежащее в предложении — неодушевленный предмет и у вас получилось задать к нему вопрос что? — замените этот неодушевленный предмет одушевленным, например словом человек, если вставленное слово будет отвечать на вопрос кого, то перед вами винительный падеж и проверяемое слово не будет подлежащим, оно будет дополнением. Если же, при проверке вставленное одушевленное слово будет включать на вопрос кто, то перед вами именительный падеж, следовательно, проверяемое слово действительно подлежащее.

Приведем пример: «Прочти мне какие-нибудь стихи. Прочти мне что? – стихи. Вопрос «что» подходит. Теперь давайте выполним проверку на винительный падеж. Заменим слово стихи — словом человек. «Прочти мне какого-нибудь человека»,  то есть прочти мне кого? – человека. Так как вопрос у нас не “кто”? а – “кого-то”, перед нами винительный падеж. Значит, слово стихи будет дополнением.

3. Сказуемое.

Давайте теперь подробно разберем что же такое сказуемое. Рассмотрим составные сказуемые или проще говоря сказуемые, состоящие сразу из нескольких слов.

Составные сказуемые – это сказуемые, в которых лексическое значение и грамматическое значение (время и наклонение) выражаются разными словами. Лексическое значение выражено в основной части, а грамматическое значение (время и наклонение) – в вспомогательной части.

Существуют составные глагольные и составные именные сказуемые. Начнем с основного глагольного. Оно включает в себя два или три глагола. Причем 2 или 2-3 глаголы обязательно должны быть в начальной форме. Приведем примеры:

«Мальчик стал рассказывать о случившемся». Мальчик что сделал? Он стал рассказывать. Оба глагола выражают действие мальчика. Значит они оба будут одним сказуемым. Еще пример: «Не могли бы вы помочь нам?». Тут то же самое. Действие обозначают сразу два глагола: Могли и помочь, значит они оба будут сказуемым. Последний пример: «Я хотел пойти погулять». В данном случае действие подлежащего выражают сразу три глагола: хотел пойти и погулять. Значит все они также будут одним сказуемым.

Практика 

Итак, давайте рассмотрим пример решения задания №2 ОГЭ по русскому языку. Задание взято из демоверсии ОГЭ 2021.

В задании №2 от нас требуется выполнить синтаксический анализ. Нужно найти грамматическую основу, то есть главные члены предложения. Предлагаю Вам такой алгоритм действий. Для начала в каждом предложении из приведённого текста находим грамматическую основу, то есть подлежащее и сказуемое. Для этого можете переписать данные предложения себе в черновик и подчеркнуть подлежащее одной горизонтальной линией, и сказуемое двумя горизонтальными линиями. Итак, давайте приступим. Проверяем первое предложение:

Способ №1. Находим грамматическую основу от подлежащего.

О чём говорится в предложении? Об уникальности. Уникальность — это подлежащее, выраженное существительным в именительном падеже. Уникальность что делает? Заключается. «Заключается» — это простое глагольное сказуемое, выраженное глаголом в изъявительном наклонении в настоящем времени. О ком еще говорится в предложении?  О нас. «Мы» — это подлежащее, выраженное местоимением в именительном падеже. Мы что делаем — живём.  Живём — это простое глагольное сказуемое, выраженное глаголом в изъявительном наклонении в настоящем времени. О чём еще говорится в предложении? О появлении. Появление — это подлежащее, выраженное существительным в именительном падеже. Появление что сделало? Стало вершиной. Это составное именное сказуемое, выраженное глаголом в связке с «стало» и именной частью, выраженной существительным «вершиной».

Теперь давайте рассмотрим 2-е предложение, применив для этого другой способ нахождения грамматической основы.

Способ №2. Находим грамматическую основу от сказуемого.

Для этого задаём вопросы:

  1. Какое действие совершается в предложении?
  2. Какое состояние описывается?
  3. Кто/что совершает это действие?
  4. Кто испытывает это состояние?

Какое состояние описывается в предложении? Не решена. Это составное именное сказуемое , которое выражено нулевым глаголом связкой и именной частью, выраженной кратким причастием. Что испытывает это состояние? Проблема. Это подлежащее, выраженное существительным в именительном падеже. Такими же способами находим грамматические основы в других предложениях.

Сравниваем найденные грамматические основы с предложенными вариантами ответов. Совпадают варианты грамматических основ в 4-ом и 5-ом предложениях.

Правильный ответ: 45

Решение заданий A6, A7, A8, A9, A10, A11 по русскому языку

Прочитайте текст и выполните задания A6 – A11.

(1)… (2)Вся другая информация (звуки, изображения) для обработки на компьютере должна быть преобразована в числовую форму. (3)Аналогичным образом на компьютере обрабатывается и текстовая информация: при вводе в компьютер каждая буква кодируется определённым числом, а при переводе на внешние устройства по этим числам строятся соответствующие изображения букв. (4)Это соответствие между набором букв и числами называется кодировкой символов. (5)Все числа в компьютере представляются с помощью нулей и единиц, а не десяти цифр, как это привычно для людей. (6)… компьютеры обычно работают в двоичной системе счисления.

A6

Какое из приведённых ниже предложений должно быть первым в этом тексте?

1) Персональные компьютеры – это универсальные устройства для обработки информации.
2) Компьютер может обрабатывать только информацию, представленную в числовой форме.
3) Вся информация, предназначенная для долговременного пользования, хранится в файлах.
4) Информация в компьютере хранится в памяти или на различных носителях, например на гибких и жёстких дисках.

 

Верный ответ – предложение №2. В предложении №2 (Вся другая информация (звуки, изображения) для обработки на компьютере должна быть преобразована в числовую форму) имеется подсказка: словосочетание другая информация указывает на то, что в предыдущем предложении должна была идти речь о том, какая именно информация обрабатывается компьютером (информация, представленная в числовой форме).

Решение задания A7 по русскому языку

A7

Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска в шестом предложении?

1) Прежде всего,      2) Однако      3) Кроме того,      4) Иными словами,

 

Верный ответ – №4 (Иными словами), поскольку в последнем предложении подводится итог всего того, о чем говорится ранее. Вводная конструкция иными словами имеет значение обобщения, подытоживания ранее сказанного.

Решение задания A8 по русскому языку

A8

Какие слова являются грамматической основой во втором (2) предложении текста?

1) информация для обработки
2) информация должна
3) информация должна быть преобразована
4) информация преобразована

Грамматическая основа – это сочетание, образуемое главными членами, или единственный главный член предложения. В ней (грамматической основе), как правило, содержится вся суть предложения.
Во втором предложении подлежащее – информация, сказуемое – должна быть преобразована.
Таким образом, Верный ответ – №3.

https://bugaga.net.ru/ege/rus/resh/A6.html bugaga.net.ru

Решение задания A9 по русскому языку

A9

Укажите верную характеристику третьего (3) предложения текста.

1) сложное с бессоюзной и союзной сочинительной связью
2) сложносочинённое
3) сложное бессоюзное
4) сложное с бессоюзной и союзной подчинительной связью

Для того чтобы определить тип предложения, необходимо, в первую очередь, найти грамматическую основу предложения. Составим схему предложения:

Аналогичным образом на компьютере обрабатывается и текстовая информация: при вводе в компьютер каждая буква кодируется определённым числом, а при переводе на внешние устройства по этим числам строятся соответствующие изображения букв.

1.[обрабатывается информация]: 2.[буква кодируется], а 3.[изображения букв строятся].

Мы выделили в предложении несколько (3) грамматических основ, следовательно, предложение сложное. Как видно из схемы, часть №1 и часть №2 соединены бессоюзной связью (на письме – двоеточие), а часть №2 и часть №3 с помощью сочинительного союза а. Таким образом, данное предложение характеризуется как сложное с бессоюзной и союзной сочинительной связью.
Верный ответ – №1

Решение задания A10 по русскому языку

A10

Укажите правильную морфологическую характеристику слова ПРЕОБРАЗОВАНА из второго (2) предложения текста.

1) действительное причастие
2) страдательное причастие
3) краткое прилагательное
4) деепричастие совершенного вида

Слово преобразована образовано от глагола преобразовать и отвечает на вопрос какова? Таким образом, это отглагольное образование с общим атрибутивным (признак) значением. В русском языке значение признака по действию имеет только причастие. Действительный или страдательный залог причастий легко определяется по формальным показателям (по суффиксам): действительные причастия имеют в своем составе суффиксы –ущ-/-ющ-, -ащ-/-ящ-, -вш-, -в-, страдательные: -ем-, -им-, – н-/-нн-.
Таким образом, преобразована – страдательное причастие, Верный ответ – №2.

Решение задания A11 по русскому языку

A11

Укажите значение слова КОДИРУЕТСЯ в предложении 3.

1) воспроизводится в определённой последовательности
2) постоянно повторяется
3) записывается в виде текста
4) переводится из одной системы знаков в другую

 

В тексте речь идет о том, что компьютеры воспринимают только числовую информацию. Всю другую информацию, в том числе текстовую, компьютеры преобразовывают в числовую, т.е. переводят из одной системы знаков в другую.
Верный ответ – №4

Следующее задание ЕГЭ >>

Смотри также теорию для решения задания A6.

Еще больше материалов для подготовки к ЕГЭ

27.02.2023
1603

Самое сложное из тестовой части — именно так называют задание 2 ОГЭ по русскому языку на синтаксический анализ. Для его решения нужно безошибочно определить грамматическую основу предложения и не попасться на ловушки составителей. Разбираемся, как справиться с номером 2 и не потерять ценный балл.

В этой статье:

Что проверяет заданиеЛайфхаки по решениюРазбор задания 2 ОГЭ по русскому

Задание 2 ОГЭ

Синтаксический анализ, пунктуационный, орфографический… В тестовой части ОГЭ по русскому языку немало заданий, для решения которых надо хорошо разбираться в теории и правилах. С этим вам помогут курсы подготовки к ОГЭ MAXIMUM Education. На вебинарах вы получите все необходимые знания, а в домашках формата ОГЭ и на пробном экзамене потренируетесь решать задания. Записывайтесь на курсы, чтобы подготовиться к ОГЭ на максимум!

Что проверяет задание

Задание 2 ОГЭ по русскому языку содержит небольшой текст и пять утверждений. В них обозначены грамматические основы предложений из текста. Вам нужно записать в ответ номера утверждений, в которых верно выделены грамматические основы.

Грамматическая основа

Грамматическая основа предложения — это смысловой центр, состоящий из подлежащего и сказуемого (двусоставное предложение) или только одного из главных членов предложения (односоставное предложение). Например, Вчера Саша играл в футбол. Мы знаем, кто и что делал: подлежащее — Саша, сказуемое — играл. Значит, предложение двусоставное. 

Другой пример: За окном уже светло. Нам неясно, кто совершает действие. Здесь описывается состояние дня: стало светло, потому что вышло солнце. Таким образом, есть только сказуемое светло, а подлежащее отсутствует, поэтому такое предложение называется односоставным. 

Подлежащее

В задании 2 часто встречается ловушка со словом мне: его так и хочется выделить как подлежащее, но это неверно. Подлежащее всегда стоит в начальной форме. Мне — это местоимение я в дательном падеже. Значит, в предложении это слово всегда будет дополнением, не подлежащим. Сравните: Сегодня (кто?) я не пошел в школу, потому что (кому?) мне нездоровится. 

Еще один интересный факт про подлежащее: не всегда этот член предложения выражен одним словом — их может быть несколько:

  • Мы с друзьями будем смотреть фильм.
  • Один из нас должен взять на себя ответственность.
  • Большинство жильцов следят за порядком в подъезде.

Дву- и односоставные предложения

С двусоставными предложениями обычно не возникает сложностей: находите, кто что делает, и готово. А вот понять, что предложение односоставное, не всегда просто. Остановимся на этом моменте подробнее. 

Односоставные предложения делятся на несколько видов:

  1. Определенно-личное: нет подлежащего, но можно подставить я, мы, ты или вы. Обожаю спать до обеда = Я обожаю спать до обеда.
  2. Неопределенно-личное: нет подлежащего, но можно подставить они. На улице громко кричат = Они на улице громко кричат.
  3. Обобщенно-личное: можно подставить ты или они на место пропущенного подлежащего, но речь пойдет не про конкретного человека, а про всех людей в целом. Чаще всего такие предложения мы видим в пословицах и поговорках. Тише едешь — дальше будешь = Ты тише едешь — ты дальше будешь. Но обращение не лично к одному человеку, а ко всем сразу.
  4. Безличное: подлежащее восстановить не получится — нет лица, которое выполняет действие. Описываются состояние человека, явления природы, необходимость, желательность, возможность и невозможность действий. Темнеет. Ему весело. Мне пора идти. Не забывайте про коварное словечко мне!
  5. Назывное: нет сказуемого и оно часто не подразумевается; подлежащее выражено существительным, личным местоимением или числительным в именительном падеже. Ночь. Улица. Фонарь. Аптека. Бессмысленный и тусклый свет…

Важно помнить, что грамматическая основа выражает весь смысл предложения. Если по подлежащему и сказуемому неясна логика, значит, вероятнее всего, потеряно какое-то слово. Вечером небо стало черным. Если выделим небо как подлежащее, а стало как сказуемое, то останется небо стало. Сразу появляются вопросы: стало каким, когда, что? Следовательно, не хватает слова: сказуемое в этом предложении — стало черным.

Лайфхаки по решению

  • Когда видите слова быть, стать, являться в формах и настоящего, и будущего, и прошедшего времени, обязательно ищите вторую часть сказуемого.
  • Союз и не входит в состав сказуемого, а вот частица не всегда является частью сказуемого.
  • Сказуемое может быть выражено фразеологизмом — устойчивым выражением. Мои дела идут в гору: весь фразеологизм идут в гору выступает в качестве сказуемого.

Разбор задания 2 ОГЭ по русскому

Давайте разберем это задание из демоверсии ФИПИ 2023 года.

Задание 2 ОГЭ
Задание 2 ОГЭ по русскому языку, демоверсия 2023 года, ФИПИ

Итак, первое утверждение. Помним про лайфхак и сразу видим слово стало — оно не может быть одно в сказуемом. Полная грамматическая основа — появление стало вершиной

Во втором утверждении потеряли сказуемое не решена — не забывайте включать частицу не в состав сказуемого. А подлежащим будет только слово проблема. Таким образом, проблема (какова?) не решена. Такая грамматическая основа содержит полный смысл предложения, а вот проблема (чего?) возникновения жизни будет дополнением. 

В третьем утверждении упустили слово были: следы были обнаружены. Глагол-связка быть всегда появляется в прошедшем и будущем временах и включается в состав сказуемого. 

В последних двух утверждениях видим верные грамматические основы, поэтому в ответ записываем 45.


Эта теория и лайфхаки помогут легко и быстро решить задание 2 ОГЭ по русскому языку и получить за него 1 балл! О том, как справиться с остальными заданиями экзамена и самостоятельно подготовиться на высокий балл, читайте в нашей статье.

`

Лайфхаки экзамена

К рубрике

Добавить комментарий