На
уроке мы узнаем: что такое предложение, каковы его строение и
грамматическое значение.
Мы узнаем
Мы
уже знакомы с тем, что такое словосочетание. Теперь нам узнаем, что такое
предложение.
Предложение
– слова, связанные между собой по смыслу и выражающие законченную мысль.
Предложение – это основная синтаксическая единица.
Рассмотрим
примеры предложений:
Светило
неяркое осеннее солнышко. Мама читает книжку.
Оба
предложения содержат информацию, понятную каждому, то есть мысль закончена.
Предложение
может содержать в себе сообщение, вопрос или побуждение.
Я
пришел к тебе рассказать о том, что экскурсия удалась (сообщение).
Ты
придешь ко мне рассказать об экскурсии? (вопрос)
Приходи
ко мне рассказать об экскурсии (побуждение).
Значит,
по цели высказывания предложения можно разделить на повествовательные,
вопросительные и побудительные.
Строение предложений
По
строению предложения делятся на простые и сложные.
Строение предложений
Простое предложение
Простое
предложение имеет одну грамматическую основу.
Например:
Иван пришел в гости. Я купила новый телефон. Тишина.
Если
рассмотреть структуру (строение) грамматической основы простого предложения,
то мы обнаружим следующее: если в предложении есть подлежащее и сказуемое
– это двусоставное предложение.
Например:
Сын пришел домой вовремя.
Если
в предложении есть только подлежащее или только сказуемое, то это
односоставное предложение.
Например:
Ночь. Тишина. Вечереет. На улице моросило.
Строение грамматической основы
Простое
предложение может содержать в себе только грамматическую основу: Грачи
улетели. Поля опустели. Топот. Это нераспространенное предложение.
Если
же в простом предложении, кроме грамматической основы, есть и второстепенные
члены, то это распространенное предложение: Море шумело
грозно и неспокойно. Ветер шелестел в ветвях.
По наличию второстепенных членов
В
русском языке встречаются полные и неполные предложения.
Если
какой-либо из членов предложения пропущен, но его можно восстановить из
контекста, то это предложение неполное.
–
Ты пойдешь сегодня в кино?
–
Пойду.
В
данном случае контекстом служит предложение: Ты пойдешь сегодня в кино?
Зная
его, мы легко можем понять неполное предложение.
Рассмотрим
другой, полный вариант ответа на вопрос: Да, я пойду сегодня в кино. Это
предложение полное, так как в нем присутствуют все члены предложения.
По полноте
Всегда
следует учитывать факторы, которые осложняют простое предложение. Если в
нем нет осложняющих факторов, то предложение называют неосложненным.
Если факторы, осложняющие предложение, присутствуют, в простом
предложении, то предложение называют осложненным.
По осложняющим факторам
Что
же мы отнесем к осложняющим факторам?
1.
Однородные члены предложения: Лилии, гиацинты и розы благоухали.
2.
Обособленные члены: Небо, умытое дождем, сияло (обособленное
определение, выраженное причастным оборотом).
3.
Вводные конструкции: Видимо, ты не готов мне ответить. Отец – он
был летчиком – вернулся на работу.
4.
Обращения: Ольга, подойди ко мне.
Факторы, осложняющие предложение
Грамматическое
значение предложения мы определяем по его грамматической основе. Оно
зависит от глагола-сказуемого, его значения, наклонений и времени.
Мама
отдыхает. Брат читает книгу. Оба предложения сообщают нам информацию
о деятеле и действии в настоящее время в изъявительном наклонении.
Грамматическое значение предложения
Рассмотрим
эти же примеры в других временах.
Мама
отдохнет. Брат почитает книжку. Информация представлена в будущем
времени, изъявительном наклонении.
Мама
отдыхала. Брат читал книжку. Прошедшее время изъявительное
наклонение.
Мама
отдохнула бы. Брат почитал бы книжку. Условное наклонение, выражает
желательность или вероятность действия.
Отдохни,
мама. Почитай книгу, брат. Повелительное наклонение, выражает
побуждение к действию.
Грамматическое значение предложения
Сложное предложение
Сложное
предложение имеет две или более грамматические основы.
Простые предложения в составе сложного принято разделять запятой.
Наступило
лето, а вместе с ним наступили и каникулы.
Застучал
ливень по крышам, люди укрылись в домах, а цветы закрыли свои бутончики.
Сложное предложение
Сложные предложения делятся на бессоюзные и
союзные. Союзные сложные
предложения, в свою очередь, делятся на сложносочинённые и
сложноподчиненные. Более подробно мы изучим сложное предложение в
следующем году.
Сложное предложение
Мы узнали:
·
По строению предложения делятся на простые
и сложные.
·
Простые предложения бывают двусоставными и
односоставными, распространенными и нераспространенными, полными и неполными,
осложненными и неосложненными.
Предложения
Грамматическая основа – главные члены предложения
Предложение — это синтаксическая единица, содержащая мысль и состоящая из одного или нескольких слов. При помощи предложения можно выразить мысли и чувства, приказ, просьбу и т.д.
Главные члены предложения – это подлежащее и сказуемое, которые являются грамматической основой предложения, его предикативным центром. Рассмотрим подробнее.
Признаки и грамматическая основа предложения
Предложение является минимальной единицей высказывания. В предложениях слова связаны между собой синтаксическими связями. Следовательно, предложения можно определить как цепочки синтаксически связанных слов.
Благодаря этому даже в тексте без знаков препинания (например, в памятниках древнерусской письменности) можно догадаться, где кончается одно предложение и начинается другое.
Отличительные признаки предложения:
- Предложение — это высказывание о чём-либо в виде сообщения, вопроса или побуждения.
- Предложение — основная единица общения.
- Предложение обладает интонационной и смысловой законченностью.
- Предложение имеет определённое строение (структуру). Его ядром является грамматическая основа.
- Предложение обладает лексическим и грамматическим значением.
Лексическое значение предложения — это его конкретное содержание. Зима выдалась снежной и морозной.
Грамматическое значение предложения — это общее значение предложений одинакового строения, отвлечённое от их конкретного содержания.
- Она отправилась на экскурсию (лицо и его действие).
- Путники замерзли и устали (лицо и его состояние).
По смыслу и интонации предложения бывают повествовательные (содержат сообщение), вопросительные (содержат вопрос), восклицательные (произносятся с сильным чувством, с восклицанием), побудительные (побуждают к действию), например: Золотая Москва всех лучше. Тебе смешно? А какие звёзды! Подымай меч выше! (По И. Шмелеву)
По наличию второстепенных членов как односоставные, так и двусоставные предложения могут быть нераспространёнными (нет второстепенных членов) и распространёнными (второстепенные члены есть), например: Я дремлю (простое двусоставное нераспространённое предл.). На стеклах лед нарос буграми (простое двусоставное распространённое предл.).
По наличию или частичному отсутствию членов предложения предложения могут быть полными и неполными, например: В холодном зале таинственно дремлет ёлка (полное предложение). Стакан — копейка (неполное предл., выпущено сказуемое стоит). (По И. Шмелеву)
Предложения имеют грамматическую основу, состоящую из подлежащего и сказуемого или одного из них. Грамматическая (предикативная) основа может включать как оба главных члена предложения, так и один из них — подлежащее или сказуемое.
По строению грамматической основы простые предложения делятся на двусоставные (с двумя главными членами) и односоставные (с одним главным членом): Гремят трубы в сенях. Пахнет натертыми полами, мастикой, ёлкой. Вот мороз! (По И. Шмелеву)
По количеству грамматических основ предложения делятся на простые (одна грамматическая основа) и сложные (две или несколько основ, связанных друг с другом по смыслу, интонационно и с помощью лексических средств). Например: Наше Рождество подходит издалека (простое предл.). Под иконой поют священники, и огромный дьякон вскрикивает так страшно, что у меня вздрагивает в груди (сложное предл.). (По И. Шмелеву)
Отличие предложения от словосочетания
Предложение — это всегда законченная мысль, в отличие от словосочетания, которое представляет собой лишь один какой-то фрагмент предложения и не является относительно законченным сообщением. Предложение:
- имеет грамматическую основу, состоящую из одного или двух главных членов;
- характеризуется интонационной и смысловой законченностью;
- служит для сообщения, побуждения, вопроса, а также может быть восклицательным.
Читайте также: Стили текста в русском языке и функционально-смысловые типы речи.
Признаки подлежащего
Подлежащее — главный член предложения, который связан со сказуемым и отвечает на вопросы именительного падежа кто? или что?
Способы выражения подлежащего:
- Имя существительное в именительном падеже или другая часть речи, употреблённая в значении имени существительного. Между тем небо (сущ.) продолжало расчищаться. Наши павшие (прич) — как часовые.
- Местоимение в именительном падеже. Ты цветёшь одиноко, да и мне не вернуть этих снов золотых, этой веры глубокой (А. Блок).
- Неопределённая форма глагола. Работать было не трудно, а главное — весело (П. Павленко).
- Фразеологизмы. Золотые руки были у этого мастера (П. Бажов).
- Неделимое словосочетание. Мы с товарищем выехали до восхода солнца (М. Шолохов).
Признаки сказуемого
Сказуемое — главный член предложения, который связан с подлежащим и отвечает на вопросы что делает предмет? что с ним происходит? каков он? что он такое? кто он такой? Отговорила роща золотая (С. Есенин).
Грамматическое значение сказуемого выражается глаголом в форме одного из наклонений:
- изъявительное: Лошадёнка жует, слушает и дышит на руки своего хозяина (А. Чехов). Толпа напоминала тёмный вал океана (М. Горький).
- условное: Таких две жизни за одну, но только полную тревог, я променял бы, если б мог (М. Лермонтов).
- повелительное: Не биди того, что отмечталось, Не волний того, что не сбылось… (С. Есенин)
Сказуемое может быть простым и составным.
Простое глагольное сказуемое
Сказуемое, выраженное глаголом в каком-либо наклонении, называется простым глагольным сказуемым. В нем лексическое и грамматическое значение выражается одним словом. Например:
1) По утрам крыши обрастали блестящей бахромой из ледяных сосулек.
2) С Ручьевой горы сбегает много ключей и ручейков.
3) Птички-синички будут петь о весне и счастье. (По Д. Мамину-Сибиряку)
В этих предложениях глаголы-сказуемые имеют формы изъявительного наклонения прошедшего, настоящего и будущего сложного времени.
4) Старик вернулся бы в свою избушку — сказуемое выражено глаголом в условном наклонении.
5) Ах, замолчите, мне дурно сказуемое выражено глаголом в повелительном наклонении. (По Д. Мамину-Сибиряку)
Это интересно: Женский, мужской, средний и общий род существительных.
Составное глагольное сказуемое
Составным глагольным сказуемым называется сказуемое, состоящее из вспомогательного глагола в каком-либо наклонении, и глагола в неопределенной форме, в котором заключено его лексическое значение. Например:
Мальчик стал сбивчиво рассказывать о случившемся. Не могли бы вы помочь нам?
Вспомогательные глаголы лишь указывают начало, конец, возможность, желательность, продолжительность действия, обозначенного глаголом в неопределённой форме.
Схема составного глагольного сказуемого такова: вспомогательный глагол (начать, принимать, перестать, уметь, решать, собраться, стараться, стать, кончить, мочь, желать, хотеть, продолжить) + неопределённая форма глагола: Он старался казаться молодым. Мери перестала плакать.
Сочетания некоторых кратких прилагательных (рад, должен, намерен, обязан, готов, способен и др.) и глагола-связки быть в форме одного из наклонений могут выступать в роли связки составного глагольного сказуемого:
Человек должен стремиться к высшей, блестящей цели. Печорин был бы рад изменить свою жизнь. Окружающие обязаны были понять мятежный характер героя.
Составное именное сказуемое
Составное именное сказуемое — это сказуемое, которое состоит из глагола-связки (быть, есть) и именной части.
Необходимо отличать глагол-связку быть от глагола быть (в значении иметься, находиться, посещать, существовать и т.д.). Например: У меня был друг. Это были запасы нефти. Я был в США.
В настоящем времени глагол-связка быть не употребляется: День хорош. Он умница.
Глаголы казаться, делаться, остаться, стать, являться, считаться, представляться могут быть глаголами-связками:
Ребенок становится умнее день ото дня. Гостья делалась все веселее. Андрей считался лучшим в классе.
Полные и неполные предложения
По наличию или отсутствию необходимых членов предложения различают полные и неполные простые предложения.
Полные предложения — это такие простые предложения, в которых есть все члены, необходимые для смысловой полноты предложения. Быть сильным хорошо, быть умным лучше вдвое.
Неполные предложения — это такие предложения, в которых пропущен какой-либо член предложения (главный или второстепенный) или же несколько членов предложения. Пропущенные члены предложения легко восстанавливаются из предыдущих предложений или самой речевой ситуации.
Мир освещается солнцем, а человек — знанием. Сравните: … а человек освещается знанием.
Неполные двусоставные предложения следует отличать от односоставных полных, в которых только один главный член предложения, а второго нет и не может быть в структуре.
Неполными могут быть как двусоставные, так и односоставные предложения. Неполными часто являются предложения в диалоге.
Неполным предложением может быть вторая часть сложного предложения. Алёша смотрел на них, а они — на него. Опущено сказуемое во второй части сложного предложения. Вы получили письма, а я не получил. Опущено дополнение.
Пропуск членов предложения в произношении может быть выражен паузой, а на письме обозначен тире. Летом светает рано, а зимой — поздно.
В так называемых ситуативных неполных предложениях пропущенные члены не восстанавливаются. Они в тексте словами нигде не названы, а додумываются из речевой ситуации, т. е. их смысл раскрывается внеречевыми обстоятельствами, жестами, мимикой. За мной! На здоровье! Счастливого пути!
Односоставные предложения
По наличию главных членов простые предложения делятся на двусоставные и односоставные.
Двусоставными называются простые предложения, в грамматической основе которых имеются оба главных члена — подлежащее и сказуемое. В лесу держался запах прелой травы.
Односоставными называются простые предложения, у которых грамматическая основа состоит из одного главного члена — подлежащего (назывные) или сказуемого (глагольные). Летний полдень.
Трудность в определении грамматической основы представляют неполные предложения — предложения, в которых может быть не назван какой-либо член, который ясен из ближайшего текста. При этом неполные предложения могут быть как двусоставными, так и односоставными.
1) Финишировали велогонщики. Распрямили усталые спины. Во втором предложении не названо подлежащее велогонщики, ясное из предыдущего предложения. Второе предложение является неполным двусоставным.
2) В воскресенье утром иду на стадион. Вечером — на концерт. Во втором предложении не назван главный член односоставного предложения иду. Это неполное односоставное (определённо-личное) предложение.
Неполными предложения могут быть только по составу членов предложения, но не по смыслу. Пропущенные члены предложения легко восстанавливаются благодаря предыдущим предложениям (контексту) или соответствующей внеязыковой ситуации.
Назывные предложения
Назывные предложения — это односоставные простые предложения с главным членом — подлежащим. В назывных предложениях сообщается о каком-либо предмете, явлении и утверждается, что этот предмет или это явление есть в настоящем.
- Скорый поезд. Он гремит лесами, стелет дым на жёлтое жнивьё.
Назывные предложения произносятся с интонацией сообщения. Назывные предложения чаще всего употребляются в публицистическом и художественном стилях.
Глагольные односоставные простые предложения
В глагольных односоставных простых предложениях главный член — сказуемое. Глагольные односоставные предложения делятся на определённо-личные, неопределённо-личные, обобщённо-личные и безличные.
1. Определённо-личные предложения
Определённо-личными называются односоставные предложения со сказуемым-глаголом в форме 1‑го или 2‑го лица. Плывём пустынной Ладогой под яркой аркой-радугой.
В определённо-личных предложениях сказуемое не может быть выражено глаголом в прошедшем времени и в форме 3‑го лица единственного числа: 3‑е лицо не является определённым, а прошедшее время вообще не указывает на лицо.
Определённо-личные предложения по смыслу синонимичны двусоставным предложениям и нередко используются для того, чтобы избежать повторения одного и того же слова.
2. Неопределённо-личные предложения
В неопределённо-личных предложениях сказуемое выражается глаголами 3‑го лица множественного числа настоящего или будущего времени либо множественного числа прошедшего времени. Скоро объявят о результатах выборов.
3. Обобщённо-личные предложения
Обобщённо-личные предложения — это односоставные предложения, в которых глагол-сказуемое называет действие, относящееся к любому лицу. Группа обобщённо-личных предложений выделяется по смыслу. Грамматически обобщённое значение передаётся обычно глаголом в форме 2‑го лица единственного числа. Обобщённо-личные предложения типичны для пословиц и афористичных высказываний. Учи других — и сам научишься.
Обобщённое значение может иметь и форма 3‑го лица множественного числа. Спустя лето по малину не ходят.
Определённо-личные и неопределённо-личные предложения приобретают обобщённое значение (т. е. переходят в разряд обобщённо-личных), если называют действие, которое может быть отнесено ко всем и к каждому в отдельности. Добро поощряй, а зло порицай.
4. Безличные предложения
Безличные предложения — это односоставные предложения со сказуемым, при котором нет и не может быть подлежащего. Пахнет черёмухой, медовой кашкой и ландышем.
Сказуемое в безличных предложениях обычно выражается безличными глаголами, но нередко используются и личные глаголы в значении безличных. Дымкой синей серый снег заволокло.
В качестве сказуемого могут выступать глаголы в неопределённой форме, а также слова категории состояния. Страшно, страшно поневоле средь неведомых равнин.
Итак, что такое подлежащее и сказуемое? Подлежащее – это главный член в предложении, обозначающий предмет или лицо, о котором в нем говорится. Выражается чаще всего именем существительным. А вот сказуемое – это тоже главный член предложения, но оно обозначает действие, которое происходит с подлежащим и выражается глаголом.
Часто бывает так, что между подлежащим и сказуемым пропущен еще один глагол – связка. В таком случае между ними нужно поставить тире: Цель жизни – приносить пользу.
При разборе подлежащее подчеркивается одной длинной чертой, а сказуемое – двумя параллельными.
ЛЕКСИЧЕСКОЕ И ГРАММАТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЯ
Слово как единица грамматического строя языка обладает лексическим и грамматическим значениями.
Лексическое значение слова — это его содержание, т.е. устанавливаемая нашим мышлением соотнесенность между звуковым комплексом, понятием и предметом (или явлением), обозначаемым этим комплексом. Лексическое значение слова индивидуально, причем оно остается одним и тем же во всех грамматических формах слова (ср. дом, дома, дому и т.д.), т.е. оно принадлежит не одной словоформе, а всему слову в целом. Лексическое значение выражено в слове непосредственно, поскольку оно соотносит слово с тем или иным понятием и делает его знаком этого понятия.
Грамматическое значение — это абстрактное языковое содержание грамматической единицы, имеющее в языке регулярное (стандартное) выражение (например, грамматическим значением слов новый, старый является общее категориальное значение признаковое™, а также частные грамматические значения — рода, числа и падежа: все эти значения имеют в языке стандартное выражение в аффиксальной морфеме -ый в английском языке грамматическое значение множественного числа регулярно выражается с помощью суффикса
(e)s: book-s, students, hors-es). Грамматическое значение отличается от лексического более высоким уровнем абстракции, так как «это абстракция признаков и отношений» (А. А. Реформатский). Грамматическое значение не индивидуально, поскольку оно принадлежит целому классу слов, объединенных общностью морфологических свойств и синтаксических функций. Некоторые частные грамматические значения могут меняться в слове в разных его грамматических формах (ср. изменение значения числа и падежа у существительных или времени в глагольных формах, тогда как лексическое значение слова остается у них неизменным). Вместе с тем возможность изменения грамматического значения слова ограничивается самим набором грамматических значений той или иной части речи, «закрытостью» их списка в каждом языке, тогда как список лексических значений является открытым, так как лексическая система любого языка носит открытый характер, а это значит, что она способна пополняться новыми словами, а слово соответственно — новыми значениями. В отличие от лексического значения, грамматическое не называется словом прямо, непосредственно, а выражается в нем «попутно», строго определенным способом, с помощью специально закрепленных за ним грамматических средств (аффиксов). Оно как бы сопутствует лексическому значению слова, являясь его добавочным значением.
Абстрагированное языковое содержание, выражаемое грамматическим значением, имеет разную степень абстракции, т.е. по своей природе грамматическое значение неоднородно: оно может быть более абстрактным или менее абстрактным (ср. в слове читал наиболее абстрактным является значение процесса: оно присуще всем глаголам и всем его формам; за ним следует значение прошедшего времени: оно присуще всем глаголам в форме прошедшего времени; более определенным и узким является значение мужского рода: оно присуще только формам глагола, противостоящим формам женского и среднего рода и сочетающимся с местоимением он).
Лексическое и грамматическое значение
(Два урока)
5-й класс
Ученики 5-х классов, осваивая курс русского языка, знакомятся с большим количеством определений. Сталкиваясь с обилием терминов, дети часто не понимают их сути. Пятиклассник бойко дает определение, но теряется, если его надо воспроизвести своими словами. Происходит это не из-за того, что ученик плохо владеет навыком давать определения. Просто ребенок не понимает внутреннего наполнения явления, его сущности, формулировку же легко заучивает, подобно стихам или выражению на иностранном языке, – автоматически.
Любой учебник 5-го класса предлагает ученику и учителю освоить тот понятийный аппарат, который, с одной стороны, немного знаком из курса начальной школы, с другой – еще не совсем понятен, так как в начальной школе не всегда даются определения языковых явлений. При этом уже известные вещи рассматриваются вновь, и, безусловно, делать это надо не только на новом научном уровне, но так, чтобы заинтересовать ученика, показать необычное в знакомом.
Осуществляя такой подход к работе с терминами, мы можем по-новому раскрыть уже знакомое явление, пробудить интерес к нему, помочь в нем разобраться и глубже его постичь.
К понятиям, которыми каждый пятиклассник должен свободно владеть, относятся термины лексическое и грамматическое значение.
Обратимся к учебникам. Для примера возьмем традиционно используемый во многих школах учебник под редакцией Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.Т. Григоряна (1) и «Русский язык» под редакцией М.В. Панова (2), который или привлекается в качестве дополнительного материала, или служит основным учебником в ряде гимназий и школ с гуманитарными классами. Рассматриваемые термины в них встречаются при изучении тем: 1) «Лексика», «Словообразование. Морфемика»; 2) «Лексика», «Морфология».
Посмотрим, какие определения лексического и грамматического значения в них предлагаются.
В учебнике под ред. Т.А. Ладыженской читаем:
«Каждое слово что-то обозначает. Например, слово ельник обозначает «лес, состоящий из одних елей». Это его лексическое значение. Кроме лексического, слово имеет и грамматическое значение. Например, у существительных можно определить род, падеж, число, у глаголов – время, лицо и число.
«Русский язык» под ред. М.В. Панова предлагает следующий вариант:
Елка – это вечнозеленое хвойное дерево с конусообразной хвоей и длинными чешуйчатыми шишками. Это основное значение слова елка. Оно обозначает главный смысл в слове, то, о чем мы думаем, когда его произносим. Такое значение слова называется лексическим значением.
Елка – это существительное женского рода в им. пад. ед. ч. Такие значения называются грамматическими значениями.
Согласитесь, не очень удачно давать определение через пример, но зато суть раскрывается очень наглядно.
Обратимся к энциклопедии «Русский язык», где даются общие определения.
Лексическое значение – содержание слова, отображающее в сознании и закрепляющее в нем представление о предмете, свойстве, процессе, явлении и пр.
Грамматическое значение – обобщенное, отвлеченное языковое значение, присущее ряду слов, словоформ, синтаксических конструкций и находящее свое регулярное выражение в грамматических формах.
Безусловно, такие определения никто не будет предлагать в 5-м классе.
Поставив цель совместить принцип научного подхода с увлекательной подачей материала, чтобы таким образом помочь учащимся освоить его глубже, я использовала при изучении терминов лексическое и грамматическое значение знаменитую фразу Льва Владимировича Щербы.
Уроки являются вводными к теме «Лексика» по учебнику под ред. Т.А. Ладыженской.
О глокой куздре
Урок 1
1) познакомить с понятием лексическое и грамматическое значение;
2) закрепить знание о частях речи;
3) совершенствовать навык давать определения языковым явлениям своими словами.
I. Вводная беседа.
Вспомните, какие разделы науки о языке вы уже знаете, что вы уже изучали.
Часто главным объектом нашего изучения было слово. Мы наблюдали, как оно работает в предложении, словосочетании, строили из слов тексты.
Как назвать все слова языка? (Лексика.)
Вспомните название разделов языкознания и подумайте: есть ли у слова лексика еще значения?
II. Работа со словарем.
На доске записаны слова:
Знаете ли вы смысл этих слов?
Если значение слова непонятно, как можно узнать, какое оно? (Воспользоваться словарем.)
Любой ли словарь поможет нам выяснить смысл слов? Почему нам необходим толковый словарь? (Именно там дано определение, толкование слов.)
Прежде чем обратиться к словарю С.И. Ожегова, Н.Ю. Шведовой, подумайте, можно ли сказать что-то о каждом из приведенных слов. Рассмотрим их как части речи и запишем выводы.
колорит – сущ., м. р., ед. ч., им. п. / в. п.
номинироваться – глагол, несов. в., I спр.
лубочный – прил., м. р., ед. ч., им. п. / в. п.
Ниже запишите определение данных слов из толкового словаря.
Скажите, есть ли еще другие слова, обладающие значением «печатающийся с лубков»?
Значит, у слова лубочный уникальное значение, то есть такое, которым обладает лишь оно.
Попробуйте подобрать слова с теми же характеристиками, как у прилагательного лубочный (см. запись выше). Много ли таких слов?
III. Формулирование понятий.
Итак, мы увидели, что у каждого из рассматриваемых нами слов есть два значения. Чем они различаются? (Одно подходит к множеству аналогичных, другое подходит только к конкретному слову.)
Если лексика рассматривает смысл слов, какое из двух значений назовем лексическим? Попытайтесь дать ему определение.
Лексическое значение – смысл слова, значение, свойственное только данному слову, или уникальное значение. Чем будет отличаться от него грамматическое значение? (Не является уникальным.)
Теперь, зная, что грамматическое значение рассматривает слово с точки зрения части речи, попробуйте дать определение ему.
Грамматическое значение – значение слова как части речи; признаки, которые есть у данного слова, могут быть у многих других слов.
IV. Закрепление материала.
1) Запишите лексическое значение слов:
2) Укажите грамматическое значение этих слов и приведите несколько (4–5) слов с аналогичным грамматическим значением.
3) Рассмотрим словосочетание глокая куздра. Запишите его лексическое и грамматическое значение. Какое значение – лексическое или грамматическое – вы смогли записать? Что легче выполнить? Почему?
Как вы думаете, будут ли эти слова в других словарях?
Скажите: какая часть слова помогла вам узнать грамматическое значение слов?
V. Проверка усвоенных знаний.
1) Расскажите, как вы поняли, что такое грамматическое и лексическое значение.
2) Чем они различаются?
3) Какая морфема показывает грамматическое значение?
4) Назовите слова по лексическому значению:
– требовательный, строгий. ;
– старинная долгополая мужская одежда.
VI. Домашнее задание.
1. Приготовьте рассказ, что такое лексическое и грамматическое значение.
2. Установите лексическое значение слов: комфортабельный, конвейер, нежиться, ополченец, ополчиться, перечить, реверанс.
3. Придумайте свои словосочетания (3–4) из слов, которые не имеют определенного лексического значения, но имеют грамматическое значение.
При проверке данного задания выяснилось, что наибольшие трудности вызывает объяснение (не по словарю, а свое) лексического значения слов. Несомненно, предложенные примеры сложны, принадлежат пассивному словарному запасу, но одной из причин, почему именно такие слова были даны, стала необходимость понять, как (успешно или нет) будет проходить работа с трудными словами. Проблемы в основном возникли с существительными. Я полагаю, вызвано это тем, что для слов конвейер, ополченец нельзя подобрать синонимы, возможно лишь развернутое объяснение. Слово реверанс, имеющее синоним поклон, вызвало меньше трудностей. Такова и ситуация с глаголами. Подбирая синонимы, пятиклассники для себя определяли место конкретного глагола в ряду близких понятий.
Урок 2
1) закрепить понятие о лексическом и грамматическом значении;
2) установить, как знания о лексическом и грамматическом значении помогут при изучении морфемики.
I. Проверка домашнего задания.
Прочитайте, какое лексическое значение имеют данные слова. Встретились ли среди них слова, в определениях которых были пометы, данные в скобках?
Какое грамматическое значение имеют данные глаголы?
Каких частей речи в словах, данных для анализа, было больше?
Были ли слова, относящиеся к возвышенной лексике? Употребляемые в определенном контексте?
II. Закрепление понятий лексическое и грамматическое значение.
Расскажите, что такое лексическое значение и грамматическое значение на примере слов: бежать, бегун, расти, росточки.
Расскажите, какое значение уникально для слова.
Какое значение можно применить к группе слов?
Послушайте текст.
Шарада – это особая загадка, в которой надо отгадать слово по его частям.
Первое – лоб.
Второе – сто лет.
Целое – разумное существо.
Первые шарады появились еще в древнеримской литературе, но особенно их полюбили в XVIII веке.
А теперь скажите: с чего начинается текст? (С того, что дается лексическое значение слова.)
Это частый прием построения научного текста, в котором рассказывается о каком-либо неизвестном для читателя предмете, явлении.
Запишем первое предложение, объясняя знаки препинания.
Укажите грамматическое значение слова шарада. Есть ли в предложении слова с тем же грамматическим значением? (Загадка.)
III. Освоение нового материала.
Внимательно послушайте и подумайте, о чем это.
Глокая куздра штеко будланула бокра и кудрячит бокренка.
Можно ли это понять? Почему?
Эту фразу придумал для своих студентов известный лингвист Л.В. Щерба.
(Раздаются листочки с этой фразой.)
Можно ли понять, какие части речи использует Щерба, какие члены предложения?
Почему мы это понимаем?
Если мы внимательно проанализируем, по какой части слова мы его опознаем, увидим, что это окончание. Можно ли сказать, какая морфема связана с грамматическим значением? Мы видим, что окончание несет грамматическое значение слова.
Попробуйте отбросить окончания, сможем ли мы в этом случае узнать части речи?
Изучите фразу; есть ли в ней однокоренные слова? Как это узнать? Если вспомнить, что основное значение, смысл слова, заключено в корне, то эта морфема – носитель лексического значения.
Как и от чего образуется слово бокренок?
бокр 30 , и свутник повимил на бузень и намензил зантихнуть. Рвубатник зламеньзенье обслензил, и они квытко посюмали.
3. Вомил Турлют Фурклю: «Не потли по Мабраку без драбруса. В Мабраке паблы дотнуют. Скряпают. Праломей не сварзились».
Но Фуркль не заушнил Турлюта. Потлал Фуркль во Мабрак без драбруса. Дуд Фуркля и скряпали. Но дуд сзизмал об удрамле Фуркля Турлют. Скошматила Турклют тукалку и попатлил к Мабраку, ради олил паблу и тикнул тухалкой по дуралке. Пазамался пабл и сдрукнул, а из дуралки пабла выпатлил Фуркль.
источники:
http://studme.org/122995/literatura/leksicheskoe_grammaticheskoe_znacheniya
http://rus.1sept.ru/article.php?ID=200402903
а)
характер
выражаемых отношений:
– объектные (прямой
/ косвенный объект),
– субъектные,
– комплетивные,
– обстоятельственные
(причины, условия, локальные, темпоральные,
уступки, цели)
– определительные:
□ атрибутивные,
□ образа действия,
меры и степени
б)
тип выражаемых
отношений:
– собственно-синтаксические,
– семантико-синтаксические.
Тема 5 учение о предложении
1. Понятие о предложении. Грамматическое значение предложения – предикативное значение (предикативность).
Всеми
лингвистами признается, что предложение
является основной
единицей синтаксиса,
хотя однозначной трактовки его нет.
Предложение,
в отличие от словосочетания, служит для
сообщения и общения (коммуникативная
функция), это «слово (группа слов)
выражающее законченную мысль» – так
определяет предложение «школьный»
синтаксис. Это определение подчеркивает,
что предложение может быть и однословным,
но само по себе оно недостаточно, так
как не вскрывает языковой стороны
предложения: по какой именно причине
предложение является именно предложением?
что же необходимо, чтобы слово или
словосочетание стали предложением, то
есть превратились в коммуникативную
единицу?
Зима.
Крестьянин, торжествуя, на дровнях
обновляет путь…В
этом отрывке, благодаря интонации
завершенности, содержательно вскрывается
то, что содержание слова зима
как ‘название времени года’ мы соотнесли
с действительностью в плане времени и
объективной модальности, то есть
показали, что зима наступила, что она
существует реально в действительности
в момент речи. Это содержание и есть
особое грамматическое значение
предложения – предикативное
значение (предикативность).
Предикативность
– грамматическое значение предложения,
состоящее в активном
отнесении говорящим содержания
высказывания к действительности в
момента речи.
Отличие предложения
от словосочетания состоит в наличии:
– интонации
законченности («интонации точки»)
– предикативного
значения
– коммуникативной
направленности
2. Дефиниция предложения.
Отталкиваясь от
языковых особенностей предложения, мы
можем дать ему следующее определение:
Предложение
– основная синтаксическая предикативная
единица коммуникативного назначения,
характеризующаяся интонацией завершенности
и предикативным грамматическим значением.
Коммуникативными единицами – коммуникатами
– являются различные по грамматической
природе построения, например:
1. Белеет парус одинокой / В тумане моря
голубом.
2. Вот еще! Ну и ну! Еще как! Ладно…
Спасибо. Нет!!! Здравствуйте!
Во втором случае коммуникаты служат
для выражения реакции
на реплику собеседника или на его
действие, то есть выражают отношение
говорящего к сказанному ранее (или к
ситуации, как в случаях благодарности
или приветствия).
Коммуникаты |
||
Предложения имеют |
Релятивы не |
|
Ну и ну! Ладно… Здравствуйте. |
||
В релятивах есть коммуникативная |
Когда в товарищах согласья нет. На лад
их дело не пойдет.
Из частей сложного предложения невозможно
образовать самостоятельные предложения:
хотя им и присуще предикативное значение,
но у них отсутствуют интонация
завершенности и коммуникативная
самостоятельность.
Сложное предложение
– предложение, в котором соединены
синтаксической (сочинительной или
подчинительной) связью две и более
предикативных конструкции.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Тема: Строение и грамматическое значение
предложений.
Цель: Расширить знания учащихся о
предложении как основной синтаксической
единице, а именно: научить анализировать
строение предложения и определять его
грамматическое значение.
План урока:
- Повторение пройденного (схема).
- Синтаксический разбор предложений (работа в
группах). - Анализ предложений путем сравнения
конструкций. Постижение новых сведений о
предложении. - Игра “Слабое звено”.
- Закрепление нового материала: тренировочные
упражнения из учебника. - Словарная работа.
- Подведение итогов урока.
I. Повторение пройденного
Прежде чем начать освоение новой темы, стоит с
ребятами повторить те сведения о предложении,
которые уже известны. Для этого удобна следующая
схема.
II. Синтаксический разбор предложений
Учащиеся легко вспомнят основные признаки
предложений. Далее предлагается практически
закрепить сведения синтаксическим разбором
предложений, при этом ребят разделить на группы,
чтобы в коллективном обсуждении слабым учащимся
помочь ликвидировать затруднения. Обратим
внимание на инструкцию:
Когда перед вами задача – найти
Главные члены предложения,
Прежде всего отыщите глагол,
Глагол в любом наклонении.
Когда обнаружите этот глагол
Между другими словами,
То подчеркните его поскорей
Сразу двумя чертами.
Потом от него мы вопросы кто? что?
К другим словам направляем
И подлежащее, как на крючок,
На эти вопросы поймаем.
Тут мы его одною чертой
Вмиг подчеркнем без сомненья,
И полюбуйся – перед тобой
Главные члены предложения.
1. Заболел я. Мать в тоске томится и крошит в
заварку зверобой. Я лежу, и огненные птицы
кружатся подолгу надо мной.
2. Про волнистую рожь при луне по кудрям моим
догадайся. Дорогая, шути, улыбайся. Не буди только
память во мне.
По окончании синтаксического разбора ребята
делают вывод: каким бы ни было предложение по
цели высказывания, по интонации, по числу
грамматических основ, наличию второстепенных
членов или осложненности, обязательным
элементом его строения является грамматическая
основа. В ней сосредоточены грамматические
значения предложения, отличающие его от любого
другого сочетания слов.
III. Аналитическая работа
- Выпускники готовятся к сдаче последнего
экзамена. - Выпускники готовились к сдаче последнего
экзамена. - Выпускники будут готовиться к сдаче последнего
экзамена.
Чем отличаются эти предложения друг от друга?
Ответ: различается время: в 1-м предложении
оно настоящее; во 2-м – прошлое; в 3-м – будущее.
Эти значения выражаются глаголами в
изъявительном наклонении, которые являются
сказуемыми. Но наклонение может быть и другим.
Усложняем задачу: сравним предложения.
- Выпускники готовятся к сдаче последнего
экзамена. - Пусть выпускники готовятся к сдаче последнего
экзамена.
Ответ: в 1-м речь идет о событиях реальных,
значение выражено глаголом в изъявительном
наклонении; во 2-м – о событиях лишь желаемых,
значение выражено глаголом повелительного
наклонения. Грамматическое значение времени
выражено только в первом случае, т.к. глаголы в
повелительном наклонении (как и в условном)
значения времени не имеют.
Вывод: Итак, грамматические значения
предложения – это значение наклонения, а в
изъявительном наклонении – и значение времени.
Сосредоточены эти значения в грамматической
основе предложения. Вот почему члены
грамматической основы называются главными
членами предложения.
Однако не всегда грамматическую основу
установить так просто. Предлагается задание
учащимся с целью исследования, где нужно
изменить время или наклонение.
- Писать сочинение было для меня большое
удовольствие. - Писать сочинение будет для меня большое
удовольствие. - Писать сочинение было бы для меня большое
удовольствие.
Ребята приходят к выводу, что грамматическое
значение наклонения и времени выражаются
сказуемым, следовательно, сказуемое –
удовольствие.
IV. Игра “Слабое звено”:
закрепление пройденного материала, подготовка к
выполнению тренировочных упражнений.
Определите, какими частями речи выражено
подлежащее в следующих предложениях и каково
значение грамматической основы:
- Сытый голодного не разумеет.
- Семеро одного не ждут.
- Опоздавшие не допускаются в класс.
- Пришло и послезавтра.
- Из-за, из-под пишутся через
черточку. - Учиться – всегда пригодится.
Отыщите подлежащее и сказуемое в этих
предложениях.
- Чьи бы это были следы?
- Дружба дружбой, а служба службой.
- Я не я и хата не моя.
- Хорошо это – жизнь!
V. Работа с учебником: тренировочные
упражнения – упр. 77, 79.
VI. Словарная работа предполагает проверку
зрительной памяти и внимания учащихся, поэтому
слова подобраны со страниц 36–39 §9.
Спортсмен, цитаты, однообразный, приамурский,
пловцы, поздний, поредевший, горизонт,
далеко-далеко, огненный, колхозники, гражданин,
телефон, командир, хищница, приказание, бассейн,
эскадроны, беспокойно, тренироваться.
VII. Подведение итогов урока
Задание на дом: §9, упр. 78
[Грамматическое] значение предложения
Предмет
Русский язык
Разместил
🤓 niareniatric1970719
👍 Проверено Автор24
выраженная специальными грамматическими средствами «соотнесенность сообщения с тем или иным временным планом действительности».
Научные статьи на тему «[Грамматическое] значение предложения»
Грамматические вопросы как средство презентации категориальных значений частей речи и членов предложения
значение словоформ….
Грамматические вопросы как средство презентации категориальных значений частей речи и членов предложения…
Наблюдения над семантикой предложений позволяют сделать вывод, что грамматические вопросы сами по себе…
выступают не как формальное средство презентации каких-либо членов предложения или частеречных значений…
Таким образом, грамматические вопросы как средство презентации значений частей речи и членов предложения
Статья от экспертов
Маркеры лексико-грамматического значения одушевленности/ неодушевленности в строе предложения
В статье говорится, что лексико-грамматическая семантика предложения формируется на основе сопряжения 2-х факторов: 1) взаимодействия лексического и морфологического уровней, которое проявляется в лексически и морфологически мотивированном значении одушевленности/неодушевленности субстантивов; 2) взаимодействия лексического и синтаксического уровней, которое проявляется в зависимости семантики одушевленности или неодушевленности субстантива от семантики ближайшего контекста. Соотношение подлежащего и дополнения с маркерами лексико-грамматического значения одушевленности/неодушевленности носит свободный характер.
Основные единицы синтаксиса
При этом ее образование сопровождается абстрагированием от лексических свойств и значений их составных…
значением, является отдельной синтаксической формой….
Синтаксическим грамматическим значением называют отношения предикативного характера, существующие между…
значениями, которые объединились в одно, общее значение….
То есть синтаксическая грамматическая категория характеризует внутреннее устройство значений компонентов
Статья от экспертов
Предложения с грамматическими показателями значения сравнения в романе И. С. Тургенева «Дворянское гнездо»
Статья посвящена описанию конструкций с грамматическими показателями сравнения (маркерами): сложноподчинённых предложений, предложений, осложнённых сравнительными или сравнительно-сопоставительными оборотами, простых предложений с компаративными компонентами – членами предложения, реализующими значение сравнения. Подробно рассматриваются структура и семантика предложений с грамматическими показателями сравнения, синкретизм сравнительных конструкций, объективная модальная семантика реальности / ирреальности и субъективные модальные значения анализируемых структур, уточняется морфологический статус маркеров . В статье указываются причины появления в языке имплицитных предложений, синкретичных конструкций и грамматических показателей сравнения, определяются общие особенности языкового стиля И.С. Тургенева. Результаты исследования могут использоваться для уточнения теоретических сведений о системе сравнительных конструкций, а также применяться в процессе преподавания русского языка в ву…
Повышай знания с онлайн-тренажером от Автор24!
- Напиши термин
- Выбери определение из предложенных или загрузи свое
-
Тренажер от Автор24 поможет тебе выучить термины с помощью удобных и приятных
карточек