Грамматическую основу предложения образуют главные члены предложения (подлежащее и сказуемое). То есть, грамматическая основа предложения (предикативная основа, ядро) — это основная часть предложения, которая состоит из его главных членов: подлежащего и сказуемого. Посмотрите также вводные слова. Прочитав эту статью 5-ege.ru, вы сможете легко её найти в любом предложении.
Подлежащее.
Помни!
Подлежащее может быть выражено не только именем существительным или местоимением в именительном падеже, но и:
1) числительным, прилагательным и причастием в И.П. в роли существительного;
Семеро (числит.) одного не ждут. Все прошлое (прил. в роли сущ.) мне только снилось. |
2) конструкциями:
– числительное / несколько, множество, часть, большинство, меньшинство + существительное в Р.П.; У князя в сакле собралось множество народа. Несколько дам скорыми шагами ходили взад и вперед по площадке. – кое-кто, каждый, многое / прилагательное + из + существительное в Р.П.; Лучший из учеников быстро решил эту задачу. – кто-то, что-то + прилагательное, причастие в роли существительного; Что-то такое ничтожное завязано в платке. – существительное / местоимение + с + существительное / местоимение в Тв.П. (но только в том случае, если сказуемое выражено глаголом во множественном числе!). Мы с Ваней пошли по лесной дороге(сказуемое во множ.ч.). Анна с дочкой на руках вошла в комнату(сказуемое в ед.ч.). |
3) инфинитивом, который называет не протекающее во времени действие.
Прожить по-барски – это дворянское дело |
Сказуемое.
В русском языке выделяют три типа сказуемых. Следующий алгоритм действий поможет Вам определить, какой тип представлен в вашем предложении.
Различай!
Если в предложении встречаются однородные сказуемые, то каждое из них следует рассматривать отдельно.
Также посмотрите видео-презентацию.
Подсказка.
1) Чаще всего сомнения вызывает определение простого глагольного сказуемого, выраженного больше, чем одним словом:
Я буду принимать участие в выставке.
В данном примере буду принимать участие – сложная форма будущего времени, которая определяется в синтаксисе как простое сказуемое. А сочетание принимать участие является фразеологическим единством, которое можно заменить словом участвую. Поэтому перед нами простое глагольное сказуемое.
Ловушка!
Нередко ошибаются, называя простыми глагольными сказуемыми следующую конструкцию:
Все в Москве пропитано стихами, рифмами проколото.
Такая ошибка связана с двумя факторами.
Во-первых, следует отличать краткое страдательное причастие от формы глагола прошедшего времени.
Помни!
Краткое причастие имеет суффиксы -Т-, -Н-, а глагол -Л-. Значит, пропитаНо, проколоТо – это краткие страдательные причастия.
Во-вторых, перед нами сказуемое, которое выражено всего одним словом, но какое оно – простое или составное (смотрите Морфологический анализ слова с примерами)? Попробуйте добавить в предложение какое-либо обстоятельство времени, например, в начале ХХ века, и посмотрите, как поведут себя эти формы.
В начале ХХ века все в Москве было пропитано стихами, рифмами было проколото.
Появляется связка было и сказуемое уже явно становится составным. Русскому языку несвойственны конструкции в настоящем времени со связкой быть. Согласитесь, звучит явно по-иностранному, если мы произнесем: Все в Москве есть пропитано стихами, рифмами есть проколото.
Таким образом, если в предложении вы сталкиваетесь со сказуемыми, выраженными краткими страдательными причастиями, то вы имеете дело с составным именным сказуемым.
Помни!
Слова нельзя, можно, необходимо, нужно входят в составные сказуемые.
Мне необходимо сойти на этой остановке.
Ловушка!
Будьте осторожны со словами быть, казаться, являться, так как, выделив только их, вы можете пропустить еще один компонент сказуемого.
Она показалась мне смешной. Неверно!
Если вы выделяете только слова показалась, то смысл предложения полностью меняется (показалась = привиделась, приснились, померещилась).
Верно: Она показалась мне смешной
Неверно: Учитель был строгим (был = существовал, жил).
Верно: Учитель был строгим.
Ловушка!
В этом задании предлагаются достаточно сложные предложения для анализа и варианты ответа очень часто похожи друг на друга. Какие «ловушки» вас могут здесь ожидать?
1) Предложения могут быть составлены по разным моделям:
- подлежащее + сказуемое;
- только сказуемое или подлежащее (односоставные предложения);
- подлежащее + однородные сказуемые;
- однородные подлежащие + сказуемое.
В варианте ответа может быть пропущено подлежащее, сказуемое или одно из однородных подлежащих или сказуемых.
Помни!
В грамматическую основу входят ВСЕ главные члены предложения, пропуск одного из них – явная ошибка.
https://5-ege.ru/grammaticheskaya-osnova/
2) В варианте ответа могут сочетать подлежащее и сказуемое разных грамматических основ.
3) Подлежащее может быть только в И.П.! Варианты ответа с существительными, местоимениями не в И.П. заведомо неверные (кроме тех случаев, когда они входят в состав сказуемого и без них меняется весь смысл предложения).
4) Вариант ответа может содержать причастный или деепричастный оборот, которые никогда не входят в грамматическую основу.
Различай!
Следует отличать конструкции глагол + существительное в В.П. и существительное + страдательное причастие.
Рассчитывали координаты. ? Координаты рассчитаны.
В первом случае координаты – это существительное в форме винительного падежа, которое зависит от глагола (то есть дополнение), а во втором – это форма именительного падежа, которая согласуется с причастием прошедшего времени (то есть подлежащее). Если изменить каждую из конструкций, будут видны отличия. Поставим сказуемые в каждом из предложений в форму единственного числа:
Рассчитывал координаты. Координата рассчитана.
Подлежащее и сказуемое всегда согласуются друг с другом, а дополнением останется неизменным.
5) Иногда слова который, какой в сложных предложениях являются подлежащими.
[И по его щекам поползли вниз блестящие капельки], (какие бывают на окнах во время дождя).(какие = капельки).
Разбор задания.
1. Какое из сочетаний слов является грамматической основой в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения?
(1) Так в чем же кроется разница между восприятием человека и животного? (2) Для животного существуют лишь конкретные вещи, его восприятие является неотделимым от той реальной среды, в которой оно живет и действует. (3) Так, например, «телевизионный вариант» собаки для кошки ничего не значит. (4) Человек же в процессе эволюции приобрел уникальную способность создавать в своем воображении идеальные образы реальной действительности, но они уже не представляются как бы прямым слепком с конкретной вещи. (5) Благодаря развитию познавательной деятельности, в частности, процессов абстрагирования и обобщения, человек может какие-либо отдельные признаки изучаемого объекта вычленять, отвлекаясь от всех прочих, несущественных деталей. (6) Таким образом, человек обладает способностью формирования обобщенного образа реальной вещи, который позволяет видеть и распознавать общие признаки и качества различных явлений действительности.
1) восприятие является (предложение 2)
2) приобрел способность (предложение 4)
3) они не представляются слепком (предложение 4)
4) который позволяет видеть (предложение 6)
Вариант №1 не является грамматической основой, так как здесь сказуемое представлено не полностью, что искажает смысл всего предложения (восприятие является = в значении «приходит, прибывает куда-либо по какой-либо причине»). См. пункт 3 в разделе «Сказуемое».
Вариант №2 тоже неверный, так как в нем отсутствует подлежащее. Кто приобрел способность? В предложении 4 подлежащим является слово человек.
Вариант №3 верный, хотя на первый взгляд кажется неправильным. Авторы задания намеренно пытаются запутать нас. Хотя слово слепком не стоит в форме И.П., но оно входит в состав сказуемого, так как без него теряется логика повествования. Они не представляются = Образы не называют своим имен?!
Вариант №4 неверный. Подлежащее выделено правильно. Слово который, как мы уже говорили, может быть подлежащим. В придаточной части оно заменяется слово образ и выполняет те же функции, то есть является подлежащим. Но сказуемое представлено не полностью. В предложении оно – позволяет видеть и распознавать.
Таким образом, прав будет тот ученик, который выберет вариант 3.
2. Какие слова являются грамматической основой в шестом (6) предложении текста?
(1)… (2) Они объединены одним желанием – знать. (3) И возраст у них разный, и профессии самые разные, и совсем разный уровень знаний, но каждый стремился знать больше, чем уже знает. (4) В этом выражалась потребность миллионов и миллионов людей, жадно вбиравших в себя все тайны мира, все накопленные человечеством познания и умения. (5) Посетители библиотеки либо где-то учились, либо мечтали учиться. (6) Им всем нужны были книги, но, приходя в библиотеку, они терялись в книжном океане. (7) … (По К. Чуковскому).
1) книги нужны были, они терялись
2) им нужны были, они терялись
3) книги нужны были, приходя сюда, они терялись
4) книги нужны были, они терялись в океане
Правильным является Вариант 1, так как в остальных вариантах вторы включили в основу второстепенные члены предложения: во втором лишним является слово им (дополнение, стоит в Д.П.), в третьем присутствует деепричастный оборот, не входящий в основу предложения, а в четвертом есть обстоятельство в океане.
3. Какое сочетание слов является грамматической основой в одном из предложений (или его части)?
(1)… (2) Она издохнет с голоду, если ворота крепки и никто не отворит их, но не догадается отойти от ворот и потянуть их на себя. (3) Только человек понимает, что надо потерпеть, потрудиться и сделать не то, что хочется, для того чтобы вышло то, чего желаешь. (4) Человек может сдерживаться, не есть, не пить, не спать только оттого, что знает, что хорошо и должно делать и что дурно и не должно делать, а научает этому человека его способность мыслить. (5) Одни люди ее увеличивают в себе, другие нет. (6)…
1) она издохнет (предложение 2)
2) что хочется (предложение 3)
3) что хорошо и должно делать (предложение 4)
4) научает способность (предложение 4)
Это задание повышенной сложности.
Вариант №1 неправильный, так как не все сказуемые указаны авторами. Предложение имеет достаточно трудную структуру для анализа. Оно сложное с придаточным условия, которое вклинивается между двумя однородными сказуемыми. Поэтому вы можете не заметить, что в основу она издохнет необходимо включить также сказуемое не догадается отойти и потянуть.
Вариант №2 тоже исключается. Глагол хочется является безличным и при нем не может быть подлежащего.
Вариант №3 похож на предыдущий. Это предложение также безличное. Слово должно в словарях определяется как категория состояния, которая употребляется в предложениях без подлежащего.
Верным является Вариант 4.
Рекомендуем:
Теория к заданию А9 ЕГЭ по русскому языку. Предложение. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения
Выполняя данное задание, нужно знать:
- какими частями речи могут быть выражены подлежащее и сказуемое,
- в чем отличие односоставного предложения от неполного.
Необходимо помнить и о том, что подлежащее и сказуемое могут быть выражены не одним словом, а словосочетанием.
Повторим теорию.
Грамматическая основа предложения состоит из подлежащего и сказуемого или одного из них.
Подлежащим называется главный член предложения, который обозначает предмет речи и отвечает на вопросы именительного падежа кто? или что?, например: Цвели розы. Мы любовались их нежной красотой.
Подлежащее может выражаться:
Именем существительным |
Вот уже и проходит день. |
Местоимением в именительном падеже |
Я хожу по зеленому, праздничному двору. |
Именем прилагательным в значении существительного |
Пленный что-то говорил. |
Причастием в значении существительного |
Приехавшие шумно располагались у печки. |
Числительным |
Двое пошли под гору. |
Наречием в значении существительного |
Завтра не будет похоже на сегодня. |
Междометием |
Громко раздалось «ах». |
Инфинитивом |
Жить — Родине служить. |
Синтаксически неделимым словосочетанием |
Азовское море очень обмелело. Максим Горький известен и как драматург. Прошло несколько недель. Часть спасателей ушла разбирать завалы. |
Фразеологизмом |
На защиту Родины поднялись от мала до велика. |
Союзным словом в сложноподчиненном предложении |
Сад, который буйно цвел весной и плодоносил летом, без хозяйской руки зарос и одичал. |
Сказуемое — это главный член предложения, который согласуется с подлежащим и отвечает на вопросы что делает предмет? в каком состоянии находится? каков предмет?что с ним происходит? что он такое? кто он такой? и т.п.
Например: Наступил март. Дни теплые, светлые. Жутко-хорошо в такую пору. Заяц – тварь вредная. (По Д. Мамину-Сибиряку.)
Сказуемое, выраженное глаголом в каком-либо наклонении, называется простым глагольным сказуемым. В нем лексическое и грамматическое значение выражается одним словом. Например:
1) По утрам крыши обрастали блестящей бахромой из ледяных сосулек. 2) С Ручьевой горы сбегает много ключей и ручейков. 3) Птички-синички будут петь о весне и счастье. (По Д. Мамину-Сибиряку.) В этих предложениях глаголы-сказуемые имеют формы изъявительного наклонения прошедшего, настоящего и будущего сложного времени.
4) Старик вернулся бы в свою избушку – сказуемое выражено глаголом в условном наклонении.
5) Ах, замолчите, мне дурно – сказуемое выражено глаголом в повелительном наклонении.(По Д. Мамину-Сибиряку.)
Составным глагольным сказуемым называется сказуемое, состоящее из вспомогательного глагола в каком-либо наклонении, и глагола в неопределенной форме, в котором заключено его лексическое значение. Например: Мальчик стал сбивчиво рассказывать о случившемся. Продолжайте выполнять начатую работу. Не могли бы вы помочь нам?
Вспомогательные глаголы лишь указывают начало, конец, возможность, желательность, продолжительность действия, обозначенного глаголом в неопределенной форме. Схема составного глагольного сказуемого такова:
вспомогательный глагол (начать, принимать, перестать, уметь, решать, собраться, стараться, стать, кончить, мочь, желать, хотеть, продолжить) + неопределенная форма глагола: Девочка перестала плакать. Мы собрались съездить в горы.
Сочетания некоторых кратких прилагательных (рад, должен, намерен, обязан, готов, способен и др.) и глагола-связки быть в форме одного из наклонений могут выступать в роли связки составного глагольного сказуемого: Человек должен стремиться к высшей, блестящей цели. Печорин был бы рад изменить свою жизнь. Окружающие обязаны были понять мятежный характер героя.
Составное именное сказуемое
Составное именное сказуемое – это сказуемое, которое состоит из глагола-связки (быть, есть) и именной части. Именная часть составного сказуемого выражается:
Существительным в именительном и других падежах |
Ирина всегда была красавица. |
Полными прилагательными в именительном или творительном падежах |
Отец был сердитый. |
Прилагательными в сравнительной степени |
Будь со мной добрее. |
Числительным |
Мальчонка был лет семи. |
Наречием |
Наш пес был настороже. |
Междометием |
Взгляд ее – ой-ой-ой! |
Местоимением |
Фонарик у меня был свой. |
Причастием |
Здание было не отремонтировано. |
Синтаксически неделимыми словосочетаниями |
Это был старик лет семидесяти. Он был замечательной осанки. |
Необходимо отличать глагол-связку быть от глагола быть (в значении иметься, находиться, посещать, существовать и т.д). Например: У меня был друг. Это были запасы нефти. Я был в США.
В настоящем времени глагол-связка быть не употребляется: День хорош. Он умница.
Глаголы казаться, делаться, остаться, стать, являться, считаться, представляться также могут выступать в роли не только простых сказуемых, но и быть глаголами-связками: Ребенок становится умнее день ото дня. Гостья делалась все веселее. Андрей считался лучшим в классе.
Обратите внимание!
- В тексте могут быть предложения, в которых грамматическая основа состоит только из подлежащего или только из сказуемого, поэтому повторите односоставные предложения!
На улице смеркается. Хочется лечь спать. Ночь. Тишина. - Неделимые словосочетания, смысл которых нельзя понять из отдельных слов, являются одним членом предложения. Обычно это фразеологизмы, крылатые слова и т. п.: Мальчонка плакал в три ручья. Дамоклов меч беды навис над селом.
- Простым глагольным сказуемым могут быть синтаксически цельные словосочетания или фразеологизмы, если их можно заменить одним личным глаголом: Следователи ведут расследование (= расследуют) преступления. Я имел виды (= рассчитывал) на дядино наследство.
- Иногда можно спутать подлежащее и прямое дополнение, т.е. существительное в винительном падеже: Корабли построили в прошлом веке. В этом предложении слово корабли является дополнением, т.к. их кто-то строил, действие кого-то было направлено на них (построили кого?что?); это неопределенно-личное предложение, в котором нет подлежащего. Или: Настроение испортило неожиданное известие. Не настроение портит известие, а наоборот: неожиданное известие стало причиной плохого настроения.
- Чтобы не спутать подлежащее и дополнение в придаточной части сложного предложения с союзным словом который, подставьте вместо этого союзного слова то, что «прячется» за ним:
Жаркое солнце, которое немилосердно жгло мою голову, закрыла туча. Что немилосердно жгло мою голову? Солнце. Следовательно, это подлежащее.
Дама, которой подал руку Евгений, церемонно сошла с трапа парохода. Кому подал руку Евгений? Даме (сущ. в Д. п.), следовательно, это дополнение.
Добрый день! Навык поиска грамматической основы нужен для многих заданий ОГЭ по русскому языку (8 — 14) и ЕГЭ (как минимум, 15 — 19).
Я предлагаю рассуждать по следующему алгоритму:
- Ищем сказуемое, которое может быть выражено:
- глаголом
- кратким прилагательным/причастием
- существительным
- числительным
2. Ищем «исполнителя» действия, т.е. подлежащее. Оно обязательно (!) должное быть в начальной форме, т.е. может быть выражено:
- существительным в Им.п.
- словосочетанием, в котором главное слово в н.ф.
- инфинитивом
- числительным
Подробнее смотрите разбор в видео:
8,243 просмотров всего, 1 просмотров сегодня
Из «Аналитического отчёта ФИПИ» 2011 года
« Нахождение грамматической основы в предложении с подлежащим,выраженным местоимением (задание А8), не первый год вызывает затруднение у экзаменуемых (средний процент выполнения в 2011 г. – 50, в 2010 г. – 56). Это объясняется прежде всего тем, что работа над темой «Местоимение» в школе мало направлена на уяснение синтаксической роли местоимений разных разрядов. Особую трудность представляет собой относительное местоимение ( который ), выступающее в роли союзного слова и соединяющее предикативные части сложноподчиненного предложения: несформированность у выпускников умения распознавать синтаксические функции слов, конкурирующих с подлежащим как «психологический субъект», а также умения учитывать омонимию форм именительного падежа и винительного падежа объекта приводит к тому, что местоимение в ро-
ли средства связи частей сложного предложения не воспринимается экзаменуемыми как равноправный член предложения и тем более как подлежащее или не опознается как прямое дополнение, сливаясь в сознании выпускников с подлежащим, или просто воспринимается как союзное слово вне связи с его морфологической природой, а следовательно, с возможностью выполнять двойную функцию в предложении…
Неумение отличить главные члены предложения от второстепенных часто не позволяет выпускникам опознать предложение как структурную единицу и правильно определить количество грамматических основ в сложном предложении».
Подлежащее
Часть речи в роли подлежащего
Примеры
Местоиме-ние в И. п.
Что там упало? Кто решил тест?
Кто-то звонит. Это хорошо. Иной не захочет тебя и выслушать. Любой может справиться со своими эмоциями. Все замолчали.
Обратите внимание!
В сложноподчинённом предложении проверьте, относятся ли подлежащее и сказуемое к одной части:
Лесник, который встретил нас, радушно пригласил в дом.
Все, кто приехал на фестиваль, порадовались успехам российских артистов.
Дом, что возвышался на берегу, был построен моим дедом.
Подлежащее
Часть речи в роли подлежащего
Примеры
Сочетание слов, одно из которых стоит в И.п.
Служили два товарища в одном полку. Несколько всадников показались вдали.
Обратите внимание!
Всё сочетание является подлежащим , если это
- фразеологизм ( ахиллесова пята ),
- географическое название (Чёрное море),
- термин (золотое сечение),
- название учреждения ( Организация Объединённых Наций ),
- сочетание прилагательного, местоимения или числительного с существительным в Р.п. ( любимейший из братьев, кое-кто из нападавших, трое из ларца ).
Подлежащее
Часть речи
в роли подлежа-щего
Примеры
Прилага-тельное
и при-
частие
Умный как интересная книга: оторваться невозможно.
Хромой что-то резко сказал и отвернулся.
Награждённые поблагодарили президента.
Отдыхающие стали свидетелями уникального природного явления – свечения микроорганизмов в воде.
Обратите внимание!
Отсутствие существительного в именительном падеже при этих словах указывает на переход прилагательного и причастия в существительное!
Подлежащее
Часть речи в роли подлежащего
Примеры
Инфини-тив
Курить – здоровью вредить.
Любить – значит верить.
Жить – себя совершенствовать и людям мир дарить.
Обратите внимание!
Инфинитив может входить в словосочетание:
Быть некрасивым – это не беда, а вот быть злым – действительно несчастье.
Простое глагольное сказуемое
Выражается следующими формами глагола
Примеры
- Формой настоящего и прошедшего времени глагола.
Россия готовится к Олипиаде в Сочи. За право её проведения в своей стране боролись многие.
- Формами условного и повелительного наклонения глагола.
Читал бы ты побольше книг.
Пусть сбудутся мои мечты!
- Формой будущего времени глагола.
Вас будут приглашать на роли главных героинь.
Обратите внимание!
Не перепутайте простое глагольное сказуемое ( пусть сбудутся, будут приглашать и т.п.) с составным глагольным!
Составное глагольное сказуемое
ВСПОМОГАТ. ГЛАГОЛ + НЕОПР. ФОРМА ГЛАГ .
- Служит для связи с подлежащим и выражает грамматическое значение сказуемого
Выражает его основное лексическое значение и несёт основную смысловую нагрузку
В роли вспомогательного глагола могут выступать сочетания кратких прилагательных ( намерен, рад, должен, способен, готов, обязан и т. п.) и служебного глагола-связки быть в форме одного из наклонений (в настоящем времени эта связка опускается).
Я не хочу печалить вас ничем. ( Не хочу — это вспомогательный глагол, а печалить — неопределенная форма глагола, несущего смысловую нагрузку.)
Солдат обязан защищать своё Отечество. Он готов нести службу в любой точке страны.
Составное именное сказуемое
ГЛАГОЛ-СВЯЗКА + ИМЕННАЯ ЧАСТЬ
- Служит для связи с подлежащим и выражает грамматическое значение сказуемого.
Выражает его основное лексическое значение и несёт основную смысловую нагрузку
Глагол – связка может быть выражен словами
- быть, есть
- считаться, являться, становиться , казаться, называться, служить и т.п.
Обратите внимание!
В настоящем времени глагол-связка обычно отсутствует (нулевая связка).
Составное именное сказуемое
Именная часть составного именного сказуемого выражается следующими частями речи:
- существительным: Мой брат – летчик.
- полным и кратким прилагательным: Лес красив. День будет чудесный.
- причастием: Экзамены сданы.
- числительным: Саша будет первым в тройке лидеров.
- местоимением: Ты станешь моим !
- наречием: В городе празднично, весело .
- разными формами степеней сравнения прилагательного и наречия: Мать всех милей!
Проверяем себя
Укажите, в каких предложениях
подлежащее выражено местоимением: A) Мокрый дождя не боится.
Б) Всякий может стать героем. В) Наконец пришло и послезавтра. Г) Иной не поможет и в горе.
Д) Кто ответит на этот вопрос?
Е) Некто велел Никите прийти на встречу в соседний двор.
Ж) Дорогу осилит идущий.
З) «Ау!» раздавалось по лесу.
И) Что тебя заставило так поступить с другом?
К) Каждый мечтал о счастье.
Правильные варианты
Б), Г), Д), Е), И), К)
Проверяем себя
Укажите, в каких предложениях
подлежащее выражено причастием: A) Пуганный змеёю и веревки боится.
Б) Добро добром оплатишь – молодец, на зло добром ответишь – ты мудрец. В) Приехавшие долго ждали багаж. Г)Это меня очень настораживает.
Д) Кто здесь обиженный?
Е) Осуждённые признали свою вину.
Ж) Дорогу осилит идущий.
З) Злой подобен псу бездомному.
И) Синева разлилась по тайге, равнинам.
К) Поющие невольно привлекали внимание прохожих.
Правильные варианты
А), В),Е), Ж), К)
Проверяем себя
Укажите, в каких предложениях
подлежащее выражено неделимым словосочетанием: A)Эта филькина грамота только насмешила чиновников.
Б) Бледно-розовое облако одиноко путешествовало по лазурному небу. В) Лучший их художников – это Репин. Г) Хорошее настроение не покидало неразлучных друзей.
Д) Парниковый эффект уже даёт свои печальные результаты.
Е) Северная Двина поражает своей величавой суровостью.
Ж) Жили старик со старухой у самого синего моря.
З) Крутой берег реки был алым от маков.
И) Некоторые из присутствующих сдержанно засмеялись.
Правильные варианты
А),В),Д),Е),Ж),И)
Проверяем себя
Укажите, в каких предложениях
подлежащее выражено глаголом: A) Танцующие были необыкновенно элегантны.
Б)Большая радость – быть нужным людям. В)Сдать экзамен – вот наша задача. Г) Хамить – значит настраивать окружающих против себя.
Д) Заболевшие не пришли на занятия.
Е) Ждать да догонять – великая мука.
Ж) Приглашённые чинно расселись по местам.
З) Завтра будет лучше, чем вчера.
И) Окружающие не поймут твоего поступка.
К) Лечить болезнь – дело непростое.
Правильные варианты
В), Г), Е), К)
Проверяем себя
Укажите, в каких предложениях
Правильные варианты
В), Г), Д),З), И)
простое глагольное сказуемое: A) Сын начал заниматься боксом.
Б)На улице стало светлее. В)Я буду учить испанский язык. Г) Снег падал реже и реже.
Д) Катер уносило в море всё быстрее.
Е)Ты, конечно, всех умнее, всех румяней и белее.
Ж) Этот мир придуман не нами, этот мир придуман не мной.
З) Шли бы вы работать, батенька.
И) Пускай цветёт моя Отчизна!
К) Лектор начал лихорадочно перебирать листки бумаги.
Проверяем себя
Укажите, в каких предложениях
Правильные варианты
А), В), Е), З), К)
составное глагольное сказуемое: A)К кругосветному путешествию Фёдор Конюхов стал готовиться заранее.
Б) Письма были написаны, перечитаны и разосланы. В) Дальний Восток начал волновать моё воображение с детства. Г) Будем петь и смеяться, как дети.
Д) Его я видеть не должна.
Е) Хоккейная команда стала атаковать ворота противника.
Ж) Жизнь прекрасна и удивительна.
З)Рад бы в рай, да грехи не пускают.
И) Пусть на Земле есть места иные, но мне милей моя Россия.
К) Я не намерен объяснять поступки своего брата.
Проверяем себя
Укажите, в каких предложениях
Правильные варианты
А), В), Д), Ж),И)
составное именное сказуемое: A) В человеке всё должно быть прекрасно.
Б)Ты теперь не так уж будешь биться, сердце, тронутое холодком. В) Ты одна у меня желанная, солнышко моё долгожданное. Г) Не обижайте любимых упрёками, бойтесь казаться любимым жестокими.
Д) Стань сильней меня, стань ласковей!
Е) Тебя жалеть я не умею, и крест свой бережно несу.
Ж) В горнице моей светло: это от ночной звезды.
З) Красные цветы мои в горнице завяли все.
И) Печален будет мой рассказ, старик.
К) Гид должен был встретить нас в аэропорту.
Проверяем себя
Укажите, в каких предложениях есть все виды сказуемого: простое глагольное, составное глагольное и составное именное.
А) Как я рада, что ты приехал, и теперь мы начнём строить новую жизнь!
Б) А я иду, шагаю по Москве, и я пройти ещё смогу солёный Тихий океан, и тундру, и тайгу!
В) Уверен: ты станешь ходить, и всё будет просто замечательно!
Г) Узнал я, что ты был болен, а потому спешу узнать о твоём здоровье.
Д) Говорю вам, сударь: настроение у меня воинственное, а потому ждите неприятностей!
Правильные варианты
А), Г)
Предлагаю вместе поискать грамматические основы предложений.
🔹️ Дай, Джим, на счастье лапу мне…
➡️ В этом предложении один главный член – простое глагольное сказуемое. Оно выражено глаголом в форме повелительного наклонения. Подлежащего нет. Джим – это обращение, которое, как известно, членом предложения НЕ является.
🔹️По вечерам над ресторанами горячий воздух дик и глух…
➡️ Грамматическая основа представлена двумя главными членами предложения.
Воздух – подлежащее, выраженное сущ. в И.п.
Дик и глух – два однородных составных именных сказуемых, которые представлены нулевой связкой (опущено слово есть) и именной частью (выражена прилагательными в краткой форме дик и глух).
🔹️Изба паромщика стояла брошенная…
➡️ Подлещащее – изба (сущ. в И.п.). Стояла брошенная – составное именное сказуемое (глагол стояла не передаёт полную информацию о подлежащем, следовательно, не может быть самостоятельным сказуемым без именной части). Именная часть выражена причастием брошенная.
🔹️Один из бокалов упал со стола…
➡️ Подлежащее выражено словосочетанием КТО/ЧТО + ИЗ + Род.п.
Упал – простое глагольное сказуемое.
🔹️Мы с тобою лишь два отголоска…
➡️ Подлежащее представлено выражением с собирательным значением
КТО/ЧТО + С + Тв.п.
Сказуемое в этом предложении состоит из нулевой связки (опущено слово есть) и именной части, выраженной сочетанием с числовым значением (числит.+ сущ.Р.п.). Это составное именное сказуемое.
🔹️Конец месяца оказался жарким.
➡️ Это нераспространённое предложение. Здесь нет ни одного второстепенного члена.
Подлежащее – конец месяца (выражено сочетанием
слово с врем.знач. + сущ.Р.п.)
Сказуемое – оказался жарким. Это составное именное сказуемое, где связка выражена глаголом оказался, не несущим полной информации о прдлежащем без именной части. Именная жасть выражена именем прилагательным жарким.
🔹️ Её сестра звалась Татьяна…
➡️ Сестра – это подлежащее (сущ. в И.п.). Звалась Татьяна – составное именное сказуемое. Связка представлена одним из глаголов, часто входящих в состав СИС: стать, становиться, делаться, являться, казаться, выглядеть, доводиться, представляться, слыть, считаться, называться, зваться… Именная часть выражена сущ. в И.п. Татьяна.
🔹️ Горю желанием увидеть Вас…
➡️ Это односоставное предложение. Грамматическпя основа представлена одним сказуемым.
В предложении мы видим составное глагольное сказуемое (вспомогательный глагол + инфинитив).
Привычный вспомогательный глагол заменен фразеологическим сочетанием, который близок по значению модальному глаголу хочу.
🔹️ Стараясь не шуметь, я стала осторожно убирать со стола…
➡️ Подлежащее я выражено личным местоимением в И.п.
Составное глагольное сказуемое –стала убирать- представлено фазовым глаголом (обозначает начало, продолжение или конец действия) и инфинитивом.
(*стараясь не шуметь – это деепричастный оборот)
🔹️Он был любитель прихвастнуть.
➡️ В составе этого нераспространённого предложения есть подлежащее он (личное мест в И.п.) и составное глагольное сказуемое – был любитель прихвастнуть. На конце сказуемого мы видим инфинитив, а вспомогательная часть выражена сочетанием существительного любитель (с модальным значением)с глаголом был (указание на прошедшее время). Данное сочетание можно заменить привычным модальным глаголом любил. Получаем любил прихвастнуть.
🔹️ С ночи холодно и сыро.
➡️ Грамматическая основа односоставного безличного предложения представлена двумя однородными составными именными сказуемыми. Каждое из них состоит из нулевой связки и слова категории состояния холодно и сыро (похоже на наречие, но обладает рядом особенностей).
🔹️ Спорить – его хобби.
➡️ Подлежащее спорить выражено инфинитивом (спорить= спор), сказуемое представлено нулевой связкой и именной частью, выраженной сущ. в И.п. хобби (составное именное сказуемое). Между подлежащим и сказуемым можно вставить слово это, что на письме обозначаем тире.