Определение грамматическую основу предложения
1. Задание 8 Выпишите грамматическую основу предложения 5.
(5)На улице было скверно.
2. Задание 8 Выпишите грамматическую основу предложения 46.
– (46)А кто в Берлине Красное знамя над рейхстагом поднял?
3. Задание 8 Выпишите грамматическую основу предложения 25.
(25)Это потяжелее голода. (26)Честное слово.
4. Задание 8 Выпишите грамматическую основу предложения 17.
(17)Ничего не было слышно из-за ветра: ни ночного разговора большого города, ни посапывания родителей в соседней комнате.
5. Задание 8 Выпишите грамматическую основу предложения 39.
(39)Иногда ты мне кажешься очень хитрым.
6. Задание 8 Выпишите грамматическую основу предложения 34.
(34)Между тем в самолёте сразу стало темно.
7. Задание 8 Выпишите грамматическую основу предложения 26.
(26)Я буду пилотом космического корабля.
8. Задание 8 Выпишите грамматическую основу предложения 19.
— (19)На память патронов не дают.
9. Задание 8 Выпишите грамматическую основу предложения 7.
(7)И не было звёзд.
10. Задание 8
Выпишите грамматическую основу предложения 15.
(15)Других сокровищ у меня не было.
11. Задание 8
Выпишите грамматическую основу предложения 8.
(8)А с нами дружить будешь? (9)А на реку пойдёшь?
12. Задание 8
Выпишите грамматическую основу предложения 2.
(2)Уйти без Ваньки я, разумеется, не мог.
13. Задание 8
Выпишите грамматическую основу предложения 21.
14. Задание 8
Выпишите грамматическую основу предложения 45.
(45)Ему захотелось сказать ей что-нибудь приятное.
15. Задание 8
Выпишите грамматическую основу предложения 17.
(17)Бим постепенно стал даже угадывать некоторые намерения друга.
16. Задание 8 № 10629
Выпишите грамматическую основу предложения 28.
(28)Но до каких пор должен я терпеть его разнузданность?
17. Задание 8
Выпишите грамматическую основу предложения 7.
(7)Резко похолодало.
18. Задание 8
Выпишите грамматическую основу предложения 27.
(27)Ну что она могла мне сделать?
19. Задание 8
Выпишите грамматическую основу предложения 49.
(49)Стёклышка нового у меня нет.
20. Задание 8
Выпишите грамматическую основу предложения 39.
(39)Он был впаян в чёрный дом, стоявший на высоком берегу.
1. Задание 8
Выпишите грамматическую основу предложения 8.
(8)Ёлки были меньше Серого Волка.
2. Задание 8
Выпишите грамматическую основу предложения 4.
(4)Пусто было в голове.
3. Задание 8
Выпишите грамматическую основу предложения 17.
(17)Несколько минут стояла тишина.
4. Задание 8
Выпишите грамматическую основу предложения 1.
(1)По пути домой стало думаться о бабушке.
5. Задание 8
Выпишите грамматическую основу предложения 1.
(1)От модели атома с серебристым ядром и укреплёнными на проволочных орбитах электронами веяло космосом, электронной музыкой и фантастическими романами.
6. Задание 8
Выпишите грамматическую основу предложения 46.
(46)И Асе не было страшно.
7. Задание 8
Выпишите грамматическую основу предложения 11.
(11)Не нашлось ни слов, ни образов.
8. Задание 8
Выпишите грамматическую основу предложения 15.
(15)Теперь всё было кончено!
9. Задание 8
Выпишите грамматическую основу предложения 40.
(40)Это кто же тебя так разукрасил?
10. Задание 8
Выпишите грамматическую основу предложения 23.
(23)Такого между друзьями ещё не бывало.
11. Задание 8
Выпишите грамматическую основу предложения 20.
(20)Поэтому били её всегда очень жестоко.
12. Задание 8
Выпишите грамматические основы предложения 11.
13. Задание 8
Выпишите грамматическую основу предложения 1.
(1)Однажды ранней весной привезли в зоопарк росомаху.
14. Задание 8
Выпишите грамматическую основу предложения 43.
(43)Вздохнув, мальчик уныло поплёлся прочь.
15. Задание 8
Выпишите грамматические основы предложения 13.
(13)Дорогие мои девочки, это вы сейчас так думаете, потому что никаких забот у вас нет.
16. Задание 8
Выпишите грамматическую основу предложения 6.
(6)Лёша очень ловко забил бы этот гвоздь.
17. Задание 8
Выпишите грамматическую основу предложения 25.
(25)Прославится сразу на весь лагерь!
18. Задание 8
Выпишите грамматическую основу предложения 12.
(12)Она была страшная плакса.
19. Задание 8
Выпишите грамматическую основу предложения 34.
(34)Нужно только не щадить себя.
20. Задание 8
Выпишите грамматическую основу предложения 5.
(5)Мир вечно разделён на два полюса: жизнь и смерть.
21. Задание 8
Выпишите грамматическую основу предложения 1.
(1)Сталинград безжалостно бомбили день и ночь.
22. Задание 8
Выпишите грамматическую основу предложения 22.
(22)Надо срочно позвонить в милицию!
23. Задание 8
Выпишите грамматическую основу предложения 10.
(10)С пятого класса по нему сохла.
24. Задание 8
Выпишите грамматическую основу предложения 31.
(31)Это от испуга, гнева и бесстрашия билось птичье сердце.
25. Задание 8
Выпишите грамматическую основу предложения 22.
(22)Эту растяпу в розовом теперь днём с огнём не сыщешь.
26. Задание 8
Выпишите грамматическую основу предложения 17.
(17)Ему тоже хочется покрутить тугую пластмассовую ручку, очень тонкую и поэтому неудобную.
27. Задание 8
Выпишите грамматическую основу предложения 30.
(30)Тогда этому не придали значения.
28. Задание 8
Выпишите грамматическую основу предложения 9.
(9)Надо остановить её!
29. Задание 8
Выпишите грамматическую основу предложения 21.
(21)Эти цветы уже сегодня будут стоять у меня дома…
30. Задание 8
Выпишите грамматическую основу предложения 4.
(4)Никогда не вижу его летом, только зимой.
31. Задание 8
Выпишите грамматическую основу предложения 32.
(32)Скорей бы несли обед.
32. Задание 8
Выпишите грамматическую основу предложения 19.
(19)Но он ведь был твоим лучшим другом!
33. Задание 8
Выпишите грамматическую основу предложения 25.
(25)Так они и скрылись за углом.
34. Задание 8
Выпишите грамматическую основу предложения 37.
(37)Он тяжело дышал, глядя хмуро на удаляющихся мальчишек.
35. Задание 8
Выпишите грамматическую основу предложения 9.
(9)Ну что рассказывать про Тараса Бульбу?
36. Задание 8
Выпишите грамматическую основу предложения 28.
(28)Так оно и было на самом деле.
37. Задание 8
Выпишите грамматическую основу предложения 27.
(27)Не было никаких сомнений в звонкой душе Грэя — ни глухих ударов тревоги, ни шума мелких забот.
38. Задание 8
Выпишите грамматическую основу предложения 11.
(11)Как же идти, не видя пути
39. Задание 8
Выпишите грамматическую основу предложения 47.
(47)Рисунок художника углем на бумаге «Дорога уходит вдаль…», заделав в стеклянную рамку, повесили в моей комнате.
40. Задание 8
Выпишите грамматическую основу предложения 47.
— (47)А можно мне съесть это последнее зёрнышко?
41. Задание 8
Выпишите грамматическую основу предложения 3.
— (3)Дедушка Тит, а ты всё знаешь?
Задания открытого банка ФИПИ часть 1
1. Задание
Выпишите грамматическую основу предложения 11.
(11)О душе теперь не думают, только для брюха и живут.
2. Задание
Выпишите грамматическую основу предложения 14.
(14)Три окна на девятом этаже над квартирой Хлопотовых были неуютно темны.
3. Задание
Выпишите грамматическую основу предложения 44.
(44)И как-то сразу же пропали все белые пятна.
4. Задание
Выпишите грамматическую основу предложения 13.
(13)Первый раз Миху поколотили уже первого сентября — несильно и назидательно — на большой перемене.
5. Задание
Выпишите грамматическую основу предложения 29.
(29)Из тридцати ушедших на фронт местных мужиков вернулись с войны двое.
6. Задание
Выпишите грамматическую основу предложения 9.
(9)Книга была дорогой.
7. Задание 8
Выпишите грамматическую основу предложения 29.
– (29)Хоть одну-то извилину надо иметь!
8. Задание 8
Выпишите грамматическую основу предложения 1.
(1)Девочку звали Алиса.
9. Задание 8
Выпишите грамматическую основу предложения 10.
(10)У него не было отца.
10. Задание 8
Выпишите грамматическую основу предложения 2.
(2)Вокруг пахло вечерней прохладой.
11. Задание 8
Выпишите грамматические основы предложения 10.
(10)Меня же не было в школе, я болел.
12. Задание 8
Выпишите грамматическую основу предложения 26.
(26)По щекам моряков, не раз смотревших смерти в лицо, текли слёзы.
13. Задание 8
Выпишите грамматическую основу предложения 44.
(44)Из-за этого всем не верить?
14. Задание 8
Выпишите грамматическую основу предложения 8.
(8)На дворе светает.
15. Задание 8
Выпишите грамматическую основу предложения 42.
(42)Ему хотелось плакать.
16. Задание 8
Выпишите грамматическую основу предложения 8.
– (8)Заходите, товарищ лейтенант.
17. Задание 8
Выпишите грамматические основы предложения 24.
(24)Только знай: подхалимов нигде не любят!
18. Задание 8
Выпишите грамматическую основу предложения 12.
(12)Он взял три веточки мимозы и пошёл в школу.
19. Задание 8
Выпишите грамматическую основу предложения 2.
(2)Их нужно было внести за обучение в первом полугодии.
20. Задание 8
Выпишите грамматическую основу предложения 4.
(4)Олега торжественно и шумно повели на экзамен в музыкальную школу.
21. Задание 8
Выпишите грамматическую основу предложения 4.
(4)Там, в поднебесных этажах, шла, казалось, совсем иная жизнь, чем внизу.
22. Задание 8
Выпишите грамматическую основу предложения 24.
(24)Было ли это следствием гадания?
23. Задание 8
Выпишите грамматическую основу предложения 17.
(17)3десь, в Доме культуры, есть такая студия.
24. Задание 8
Выпишите грамматическую основу предложения 32.
(32)Хотелось учиться не очень трудно и не очень скучно…
25. Задание 8
Выпишите грамматическую основу предложения 15.
(15)Медленно гасят свет.
26. Задание 8
Выпишите грамматическую основу предложения 21.
(21)Произнесёт тост за мир во всём мире.
27. Задание 8
Выпишите грамматическую основу предложения 18.
(18)В художественной школе организовали встречу с прославленным мастером живописи.
28. Задание 8
Выпишите грамматическую основу предложения 20.
(20)Мне ничего не сулили.
29. Задание 8
Выпишите грамматическую основу предложения 35.
(35)С появлением Ларисы многое изменилось.
30. Задание 8
Выпишите грамматическую основу предложения 7.
(7)Значит, отец и мама писáли после своей утренней пробежки и перед работой.
31. Задание 8
Выпишите грамматическую основу предложения 42.
(42)Ей, видите ли, своя прихоть дороже.
32. Задание 8
Выпишите грамматическую основу предложения 24.
(24)И вдруг я расхотел пускать с балкона голубков.
33. Задание 8
Выпишите грамматическую основу предложения 14.
– (14)Вот скажите мне, Ваня.
34. Задание 8 № 4004
Выпишите грамматическую основу предложения 12.
(12)Толе очень нравилось бежать в школу под дождём.
35. Задание 8
Выпишите грамматическую основу предложения 26.
(26)Ничего, к сожалению, не вышло и со средней историей.
36. Задание 8
Выпишите грамматическую основу предложения 9.
(9)Даже за тройки, принесённые из школы, меня не ругают.
37. Задание 8 № 4016
Выпишите грамматическую основу предложения 5.
(5)Не будет и тайн, рассказанных верному другу детства Хохолку.
38. Задание 8
Выпишите грамматическую основу предложения 35.
(35)Это понимать надо!
39. Задание 8
Выпишите грамматическую основу предложения 21.
– (21)Сыграйте, Яков Ильич.
40. Задание 8
Выпишите грамматическую основу предложения 5.
(5)У Мешкова от роду не было внутренних тормозов.
41. Задание 8
Выпишите грамматическую основу предложения 29.
(29)Только не нужен был Веньке этот элегантный пиджак!
42. Задание 8
Выпишите грамматическую основу предложения 19.
– (19)Игрушки, вы ожили?
43. Задание 8
Выпишите грамматическую основу предложения 4.
(4)Это случилось в начале июня.
44. Задание 8
Выпишите грамматическую основу предложения 2.
(2)Снегу навалило до половины валенка.
45. Задание 8
Выпишите грамматическую основу предложения 33.
(33)Его охватила холодная, как вода, тьма.
46. Задание 8
Выпишите грамматическую основу предложения 21.
(21)Это было в начале последнего урока.
47. Задание 8
Выпишите грамматическую основу предложения 12.
(12)И он оделся и пошёл на работу.
48. Задание 8
Выпишите грамматическую основу предложения 31.
– (31)Тебе понравился мой голос?
49. Задание 8
Выпишите грамматическую основу предложения 8.
(8)А я улыбался и въявь, и в своём воображении и, как маленький Филипок, утирал мокрый от волнения лоб большой шапкой, нарисованной на картинке.
50. Задание 8
Выпишите грамматическую основу предложения 9.
(9)И в один прекрасный день их купили в подарок девочке Маше.
51. Задание 8
Выпишите грамматическую основу предложения 18.
(18)Его как бы и не было.
52. Задание 8
Выпишите грамматическую основу предложения 1.
(1)Веньке здорово не повезло с именем — Вениамин!
53. Задание 8
Выпишите грамматическую основу предложения 13.
(13)Через неделю всё повторилось.
54. Задание 8
Выпишите грамматическую основу предложения 13.
(13)Детское ликование не остановить.
55. Задание 8
Выпишите грамматическую основу предложения 16.
(16)И я стал звать её.
56. Задание 8
Выпишите грамматическую основу предложения 21.
(21)И обоим смешно!
57. Задание 8
Выпишите грамматическую основу предложения 26.
(26)Нина сбегала в ближайший салон сотовой связи и купила новую сим-карту.
58. Задание 8
Выпишите грамматическую основу предложения 2.
(2)Но до самой старости они остаются для нас всё теми же мамами.
59. Задание 8
Выпишите грамматическую основу предложения 4.
(4)Но ведь это только начало!
Задания открытого банка ФИПИ часть 2
1. Задание 8
Выпишите грамматическую основу предложения 8.
(8)Ёлки были меньше Серого Волка.
2. Задание 8
Выпишите грамматическую основу предложения 4.
(4)Пусто было в голове.
3. Задание 8
Выпишите грамматическую основу предложения 17.
(17)Несколько минут стояла тишина.
4. Задание 8
Выпишите грамматическую основу предложения 1.
(1)По пути домой стало думаться о бабушке.
5. Задание 8
Выпишите грамматическую основу предложения 1.
(1)От модели атома с серебристым ядром и укреплёнными на проволочных орбитах электронами веяло космосом, электронной музыкой и фантастическими романами.
6. Задание 8
Выпишите грамматическую основу предложения 46.
(46)И Асе не было страшно.
7. Задание 8
Выпишите грамматическую основу предложения 11.
(11)Не нашлось ни слов, ни образов.
8. Задание 8
Выпишите грамматическую основу предложения 15.
(15)Теперь всё было кончено!
9. Задание 8
Выпишите грамматическую основу предложения 40.
(40)Это кто же тебя так разукрасил?
10. Задание 8
Выпишите грамматическую основу предложения 23.
(23)Такого между друзьями ещё не бывало.
11. Задание 8
Выпишите грамматическую основу предложения 20.
(20)Поэтому били её всегда очень жестоко.
12. Задание 8
Выпишите грамматические основы предложения 11.
(11)Корж таял с неудержимой силой, и вскоре его не стало…
13. Задание 8
Выпишите грамматическую основу предложения 1.
(1)Однажды ранней весной привезли в зоопарк росомаху.
14. Задание 8
Выпишите грамматическую основу предложения 43.
(43)Вздохнув, мальчик уныло поплёлся прочь.
15. Задание 8
Выпишите грамматические основы предложения 13.
– (13)Дорогие мои девочки, это вы сейчас так думаете, потому что никаких забот у вас нет.
16. Задание 8
Выпишите грамматическую основу предложения 6.
(6)Лёша очень ловко забил бы этот гвоздь.
17. Задание 8
Выпишите грамматическую основу предложения 25.
(25)Прославится сразу на весь лагерь!
18. Задание 8
Выпишите грамматическую основу предложения 12.
(12)Она была страшная плакса.
19. Задание 8
Выпишите грамматическую основу предложения 34.
(34)Нужно только не щадить себя.
20. Задание 8
Выпишите грамматическую основу предложения 5.
(5)Мир вечно разделён на два полюса: жизнь и смерть.
21. Задание 8
Выпишите грамматическую основу предложения 1.
(1)Сталинград безжалостно бомбили день и ночь.
22. Задание 8 № 8618
Выпишите грамматическую основу предложения 22.
(22)Надо срочно позвонить в милицию!
23. Задание 8
Выпишите грамматическую основу предложения 10.
(10)С пятого класса по нему сохла.
24. Задание 8
Выпишите грамматическую основу предложения 31.
(31)Это от испуга, гнева и бесстрашия билось птичье сердце.
25. Задание 8
Выпишите грамматическую основу предложения 22.
(22)Эту растяпу в розовом теперь днём с огнём не сыщешь.
26. Задание 8
Выпишите грамматическую основу предложения 17.
(17)Ему тоже хочется покрутить тугую пластмассовую ручку, очень тонкую и поэтому неудобную.
27. Задание 8
Выпишите грамматическую основу предложения 30.
(30)Тогда этому не придали значения.
28. Задание 8
Выпишите грамматическую основу предложения 9.
(9)Надо остановить её!
29. Задание 8 №
Выпишите грамматическую основу предложения 21.
(21)Эти цветы уже сегодня будут стоять у меня дома…
30. Задание 8
Выпишите грамматическую основу предложения 4.
(4)Никогда не вижу его летом, только зимой.
31. Задание 8
Выпишите грамматическую основу предложения 32.
(32)Скорей бы несли обед.
32. Задание 8
Выпишите грамматическую основу предложения 19.
(19)Но он ведь был твоим лучшим другом!
33. Задание 8
Выпишите грамматическую основу предложения 25.
(25)Так они и скрылись за углом.
34. Задание 8
Выпишите грамматическую основу предложения 37.
(37)Он тяжело дышал, глядя хмуро на удаляющихся мальчишек.
35. Задание 8
Выпишите грамматическую основу предложения 9.
(9)Ну что рассказывать про Тараса Бульбу?
36. Задание 8
Выпишите грамматическую основу предложения 28.
(28)Так оно и было на самом деле.
37. Задание 8
Выпишите грамматическую основу предложения 27.
(27)Не было никаких сомнений в звонкой душе Грэя — ни глухих ударов тревоги, ни шума мелких забот.
38. Задание 8
Выпишите грамматическую основу предложения 11.
— (11)Как же идти, не видя пути?
39. Задание 8
Выпишите грамматическую основу предложения 47.
(47)Рисунок художника углем на бумаге «Дорога уходит вдаль…», заделав в стеклянную рамку, повесили в моей комнате.
40. Задание 8
Выпишите грамматическую основу предложения 47.
— (47)А можно мне съесть это последнее зёрнышко?
41. Задание 8
Выпишите грамматическую основу предложения 3.
— (3)Дедушка Тит, а ты всё знаешь?
Задания открытого банка ФИПИ часть 3
1. Задание 8
Выпишите грамматическую основу предложения 5.
(5)На улице было скверно.
2. Задание 8
Выпишите грамматическую основу предложения 46.
– (46)А кто в Берлине Красное знамя над рейхстагом поднял?
3. Задание 8
Выпишите грамматическую основу предложения 25.
(25)Это потяжелее голода.
4. Задание 8
Выпишите грамматическую основу предложения 17.
(17)Ничего не было слышно из-за ветра: ни ночного разговора большого города, ни посапывания родителей в соседней комнате.
5. Задание 8
Выпишите грамматическую основу предложения 39.
(39)Иногда ты мне кажешься очень хитрым
6. Задание 8
Выпишите грамматическую основу предложения 34.
(34)Между тем в самолёте сразу стало темно.
7. Задание 8
Выпишите грамматическую основу предложения 26.
(26)Я буду пилотом космического корабля.
8. Задание 8
Выпишите грамматическую основу предложения 19.
(10)На ступеньку вскакивает хлопчик лет пятнадцати.
9. Задание 8
Выпишите грамматическую основу предложения 7.
(7)И не было звёзд.
10. Задание 8
Выпишите грамматическую основу предложения 15.
(15)Других сокровищ у меня не было
11. Задание 8
Выпишите грамматическую основу предложения 8.
(8)А с нами дружить будешь?
12. Задание 8
Выпишите грамматическую основу предложения 2.
(2)Уйти без Ваньки я, разумеется, не мог.
13. Задание 8
Выпишите грамматическую основу предложения 21.
(21)Ко всему ещё он оказался ябедой.
14. Задание 8
Выпишите грамматическую основу предложения 45.
(45)Ему захотелось сказать ей что-нибудь приятное.
15. Задание 8
Выпишите грамматическую основу предложения 17.
(17)Бим постепенно стал даже угадывать некоторые намерения друга.
16. Задание 8
Выпишите грамматическую основу предложения 28.
(28)Но до каких пор должен я терпеть его разнузданность?
17. Задание 8
Выпишите грамматическую основу предложения 7.
(7)Резко похолодало.
18. Задание 8
Выпишите грамматическую основу предложения 27.
(27)Ну что она могла мне сделать?
19. Задание 8
Выпишите грамматическую основу предложения 49.
(49)Стёклышка нового у меня нет.
20. Задание 8
Выпишите грамматическую основу предложения 39.
(39)Он был впаян в чёрный дом, стоявший на высоком берегу.
Карточка 1
Выделите грамматические основы предложений. Расставьте знаки препинания. Определите, простое или сложное предложение. Сделайте схемы предложений.
1. Заспались рыбаки рассолодели от безделья даже шутить перестали.
2. Кедровка перестала кричать неторопливо ощипалась задрала голову и по лесу снова понеслось её скрипучее «кра!»
3. От птицы шёл пар и аппетитный запах: глухарь упрел в собственном соку.
4. Облака спрессованной ватой ложились на тайгу и она растворялась в них.
5. Васютка выбрал посуше место натаскал дров развёл огонь.
Карточка 2
Выделите грамматические основы предложений. Определите, простое или сложное предложение. Сделайте схемы предложений.
1. Рыбаки ужинали курили щёлкали орехи рассказывали были и небылицы.
2. Он много раз слышал от охотников страшные рассказы о том, как блуждают люди в лесу.
3. Из уголков мешка он выковырял щепотку грязных кристалликов раздавил их на прикладе ружья и через силу улыбнулся.
4. Туман росою пал на деревья на землю мелкая пыль искрилась всюду.
5. Наконец он заскочил в бурелом и начал с треском продираться сквозь сухие колючие ветви.
Карточка 3
Выделите грамматические основы предложений. Расставьте знаки препинания. Определите, простое или сложное предложение. Сделайте схемы предложений.
1. Григорий Афанасьевич обошёл вокруг избушки зачем-то потрогал рукой углы и полез на чердак подправил съехавшие в сторону пластишины корья на крыше. (Пластишины корья, пласты корья – слои или пласты содранной с деревьев коры, которыми покрыта крыша избушки)
2. Васютка чувствовал, как стынет взмокшая от пота одежда.
3. Мальчик напряжённо вглядывается и начинает различать вздетые к небу не то руки не то лапы.
4. Солнце пошло на закат когда Васютка заметил среди однообразного мха тощие стебли травы.
5. Медленно спустился Васютка с дерева задумался да так и просидел с полчаса.
Карточка 4
Выделите грамматические основы предложений. Расставьте знаки препинания. Определите, простое или сложное предложение. Сделайте схемы предложений.
1. Васютка поел полистал учебники оборвал листок календаря с радостью отметил что до первого сентября осталось всего девять дней.
2. Васютка уже несколько раз менял направление высыпал из мешка шишки и шагал шагал…
3. Васютка ещё некоторое время стоит неподвижно потом медленно опускает ружьё и облизывает пересохшие губы.
4. Васютка заволновался трава растёт обычно вблизи больших водоёмов.
5. Васютка обломал нижние сухие ветки у дерева ощупью сорвал пучок сухого мха-бородача искрошил мелко сучки сложил всё в кучу и поджёг.
Карточка 5
Выделите грамматические основы предложений. Расставьте знаки препинания. Определите, простое или сложное предложение. Сделайте схемы предложений.
1. Между деревьями зашарахались тени темнота отступила подальше.
2. Васютка лёг на живот отгрёб рукой зелёную кашицу ряски и жадно припал губами к воде.
3. Потом он сел усталым движением снял мешок начал было вытирать кепкой лицо и вдруг, вцепившись в неё зубами, навзрыд расплакался.
4. Лицо и руки жалила крапива но Васютка не обращал внимание на это внимания.
5. Васютка пал на четвереньки затявкал, подражая собаке, и стал осторожно продвигаться вперёд.
Карточка 6
Выделите грамматические основы предложений. Расставьте знаки препинания. Определите, простое или сложное предложение. Сделайте схемы предложений.
1. Небо уже потемнело в лес опускались сумерки.
2. Васютка ощипал уток зарыл их в горячие угли костра лёг на пихтовые ветки и начал щёлкать орехи.
3. Устал Васютка за день но сон не шёл.
4.Когда туман растворился перед мальчиком открылось большое, мало заросшее озеро.
5. Васютка бросился вперёд упал на край берега и жадными глотками стал хватать воду шлёпать по ней руками окунать в неё лицо.
Карточка 7
Выделите грамматические основы предложений. Расставьте знаки препинания. Определите, простое или сложное предложение. Сделайте схемы предложений.
1. Мальчик знал эти фокусы тайги гудок всегда откликается на ближнем водоёме.
2. Васютка погрел ноги высушил сапоги и портянки оторвал от кальсон тесёмки и повязал ими державшуюся на трёх гвоздях подошву правого сапога.
3. Осталось две спички кончались и Васюткины силы.
4. С берега поднялись стаи белых чаек и с недовольными криками закружились над рекой.
5. Григорий Афанасьевич прижал лицо сына к животу и легонько похлопал по спине.
Карточка 8
Выделите грамматические основы предложений. Расставьте знаки препинания. Определите, простое или сложное предложение. Сделайте схемы предложений.
1. Мчались куда-то мохнатые тучи шумел и качался лес в небе раздавались тревожные крики птиц.
2. На Васюткины сапоги налипли комья грязи он устал вспотел и нет-нет да и переходил на рысь.
3. Васютка неожиданно уловил что-то похожее на комариный писк и замер.
4. Васютка снял прохудившиеся сапоги размотал грязные портянки.
5. Взметнулись искры высоко поднялось пламя.
Карточка 9
Выделите грамматические основы предложений. Расставьте знаки препинания. Определите, простое или сложное предложение. Сделайте схемы предложений.
1. Тут же опомнился схватил свои манатки побежал по берегу навстречу боту.
2. На боте послышались голоса и мотор, будто ему сунули в горло паклю, заработал глуше.
3. Раздался звонок из выхлопной трубы вылетел клуб огня.
4. Мотор затарахтел с прежней силой бот подрабатывал к берегу.
5. Но Васютка никак не мог этому поверить и выпалил последний патрон.
Карточка 10
Выделите грамматические основы предложений. Расставьте знаки препинания. Определите, простое или сложное предложение. Сделайте схемы предложений.
1. Рыбаки чинили неводы конопатили лодки изготовляли якорницы вязали смолили.
2. Ходит себе по лесу один напевает иногда из ружья пальнёт
3. Когда он очнулся на лес уже опускалась темнота, смешанная с дождём.
4. Лежит Васютка на топчане разомлевший а мать и дедушка хлопочут возле простуду из него выгоняют.
5. Сделает человек зарубку на одном дереве отойдёт немного ещё топором тюкнет потом ещё.
Карточка 11
Выделите грамматические основы предложений. Расставьте знаки препинания. Определите, простое или сложное предложение. Сделайте схемы предложений.
1. Далеко ушли рыбаки в низовья Енисея и наконец остановились.
2. Мальчик расцарапал себе лицо порвал телогрейку но ничего этого не замечал.
3. Когда она увидела спускавшегося по трапу оборванного Васютку ноги её подкосились.
4. Мать натёрла его спиртом дедушка напарил каких-то, как полынь, корней и заставил пить это зелье.
5. Белка, будто пушинка, подхваченная ветром, метнулась и пошла считать деревья.
Карточка 12
Выделите грамматические основы предложений. Расставьте знаки препинания. Определите, простое или сложное предложение. Сделайте схемы предложений.
1. Он перенёс в сторону костёр убрал все угольки набросал веток с хвоей мху и лёг, накрывшись телогрейкой.
2. Васютка отстал от отца подождал лодку которую тянули бечевой рыбаки.
3. По снегу колхозники забросили туда рыбную тару соль сети и открыли постоянный промысел.
4. Мать хотела ещё что-то сказать но на улице залаял Дружок.
5. Высютка высунул голову из-под одеяла выжидательно и робко следил за отцом.
Карточка 13
Выделите грамматические основы предложений. Расставьте знаки препинания. Определите, простое или сложное предложение. Сделайте схемы предложений.
1. Заросли сошли на нет и вместо них появились высокие обрывистые берега.
2. Васютка встал поёжился раскопал уток раздул угольки.
3. Когда костёр разгорелся он прогрел спину потом отрезал кусочек хлеба взял одну утку и принялся торопливо есть.
4. Он вздрогнул от неожиданности и тут же увидел поднимающуюся с земли большую чёрную птицу.
5. Только слышались с озера громкие и частые шлепки это играла и кормилась рыба.
Упражнения по теме «Предложение»
Упражнение 1.
Прочитайте сочетания слов. Из данных вариантов сочетаний слов выберите сначала те, которые, по вашему мнению, являются словосочетаниями, а затем те, которые можно назвать предложениями:
1) лес тёмный; 2) лес потемнел; 3) тёмный лес; 4) пошли в лес; 5) сразу пошли; 6) решили и пошли; 7) в лес; 8) ребята пошли в лес; 9) тёмный и тихий лес.
Объясните свой выбор. Поясните те ситуации, в которых выбранные варианты словосочетаний могут выступать в роли предложений.
Упражнение 2.
1. Из данных предложений выпишите: а) грамматическую основу; б) словосочетания.
1. Я хотел бы пройти сто дорог, а прошёл пятьдесят; я хотел переплыть пять морей – переплыл лишь одно… (А. Макаревич.) 2. Люблю Отчизну я, но странною любовью. (М. Лермонтов.) 3. Люблю грозу в начале мая. (Ф. Тютчев.) 4. Смерч погубил урожай. Не дай погибнуть, Боже! (К. Левашов.)
Упражнение 3.
Определите грамматическую основу в данных предложениях и охарактеризуйте интонацию предложений.
1. Вот взошла луна златая. (А. Пушкин.) 2. Ночь. Улица. Фонарь. Аптека. (А. Блок.) 3. Весь мир – театр, и люди в нём – актёры. (В. Шекспир.) 4. Пусть заболею, пусть даже умру – вот тогда они не простят себе, что не подарили мне щенка. (А. Линдгрен.) 5. Мудрого не обманешь, глупого не переспоришь. (Пословица.) 6. А не посидеть ли нам за чаем? (А. Чехов.) 7. Нужно было помнить всё рассказанное Дениской, чтобы понять его логику. (Е. Носов.)
Упражнение 4.
Запишите предложения и выделите в них грамматические основы.
1. У меня сегодня радость: подарили мне щенка. (А. Барто.) 2. Возможно, папа и подарил бы мне щенка, но мама всегда была против. (А.Линдгрен.) 3. Это тебе не просто цветок, а малахитовый. (П. Бажов.) 4. Они запретили говорить о Карлсоне, но забыли запретить о нём думать, мечтать и ждать его возвращения. (А.Линдгрен.) 5. Я думаю, всё дело в отношении к нему Бетти. (А.Линдгрен.)
Упражнение 5.
Прочитайте текст. Спишите, расставляя знаки препинания, графически их объясните. Выделите в предложениях грамматические основы, укажите, чем выражены главные члены предложения.
Кто бы мог подумать что Григорий и этого задания не выполнит. С самого утра он ходил туда-сюда придумывал разные отговорки со скучным лицом принимался за дело. Сейчас бы улететь за тридевять земель подальше отсюда! – размышлял ленивец. – Пускай вон Сашка трудится! К полудню дело так и не двинулось с места и нам пришлось помогать Гришке чтобы не отстать от остальных бригад. (Н. Носов.)
В каких предложениях, по вашему мнению, чётко выражена оценка говорящим высказывания с точки зрения реальности и возможности совершения действия.
Упражнение 6.
Укажите в тексте простые и сложные предложения. Аргументируйте.
Мелехов Григорий в январе 1917 года был произведен за боевые отличия в хорунжие, назначен во 2-й запасной полк взводным офицером.
В сентябре он, после того как перенес воспаление легких, получил отпуск; прожил дома полтора месяца, оправился после болезни, прошел окружную врачебную комиссию и вновь был послан в полк. После октябрьского переворота получил назначение на должность командира сотни. К этому времени можно приурочить и тот перелом в его настроениях, который произошел с ним вследствие происходивших вокруг событий и отчасти под влиянием знакомства с одним из офицеров полка – сотником Ефимом Извариным.
С Извариным Григорий познакомился в первый день приезда из отпуска, после постоянно сталкивался с ним на службе и вне службы и незаметно для себя подпадал под его влияние. (М. Шолохов. Тихий Дон.)
Упражнение 7.
Запишите предложения и определите их вид по структуре, наличию и количеству грамматических основ, по цели высказывания и эмоциональной окраске.
1) Ты с басом, Мишенька, садись против альта… (И. Крылов.) 2) Мы с вами попутчики, кажется? (М. Лермонтов.) 3) Уж за чем ты, заря алая, просыпалася? (М. Лермонтов.) 4) Пусть бежит в полях поземка белою змеею. (С. Маршак.) 5) В гранит оделася Нева, мосты повисли над водами… (А. Пушкин.) 6) Как Днепр широк! Как даль ясна! (А. Сурков.) 7) Память моя, сотвори еще раз чудо, сними с души тревогу. (В. Астафьев.)
Тест по теме «Предложение»
1. Какой ответ является неправильным?
По цели высказывания предложения бывают:
1) повествовательные
2) вопросительные
3) восклицательные
4) побудительные
2. Какое из предложений является побудительным?
1) Сквозь серый камень вода сочилась, и было душно в ущелье темном.
2) Приезжайте к нам в Москву!
3) Лишь сердце стучит, да песня звучит, да тихо рокочет струна!
4) Сможем ли мы попасть на выставку?
3. Какое из предложений является повествовательным?
1) He отрекайтесь от мечты!
2) Что день грядущий нам готовит?
3) Пушку осмотреть да хорошенько вычистить!
4) Однако как зыбка в наш поразительный век грань между возможным и невозможным!
4. Какое из предложений является риторическим вопросом?
1) — Печорин! Давно ли здесь?
2) Какой упоительный аромат!
3) — Есть ли у тебя возле дома деревья?
4) Какой русский не любит быстрой езды?!
5. Какой вариант отражает правильную характеристику предложения по цели высказывания и эмоциональной окраске?
Пусть сбудутся все ваши мечты!
1) повествовательное, восклицательное
2) побудительное, восклицательное
3) повествовательное, невосклицательное
4) побудительное, невосклицательное
6. Какое предложение является простым?
1) Десять лет прошло, и все изменилось.
2) Лицо его застыло, и это меня испугало.
3) Хороша воля с умом да с деньгами.
4) Старик молчит, и от этого мне еще тяжелее.
7. Какое предложение является простым?
1) Ярко светит весеннее солнышко, даря первое тепло людям.
2) Будет новый день, будут новые дела.
3) Сможем ли мы попасть на выставку, чтобы увидеть работу известного художника?
4) Ведь вам удалось убедить его, что мы ничего плохого не сделали.
Ответы:
Тренировочные задания по теме «Простое предложение. Грамматическая основа»
Упражнение 1. Из данных предложений выпишите: а) грамматическую основу; б) словосочетания.
1. Я хотел бы пройти сто дорог, а прошёл пятьдесят; я хотел переплыть пять морей – переплыл лишь одно… 2. Люблю Отчизну я, но странною любовью. 3. Люблю грозу в начале мая. 4. Смерч погубил урожай. Не дай погибнуть, Боже!
Упражнение 2. Спишите. Определите количество грамматических основ в предложении, подчеркните их.
-
Сотрясая мостовую, под виадуком прошел, расстелив над ним дымное облако, дачный поезд.
-
Когда мать была жива, Васёк после школы торопился домой, теперь опустевший дом пугал мальчика.
-
Разведчики спустились к реке, в прибрежные заросли, где их уже ожидали саперы с тремя рыбачьими лодками, было одиннадцать часов ночи.
-
Я помню, как осенью, когда ездила к родителям в деревню, собирала в лесу грибы.
Упражнение 3. Выделите грамматические основы предложений. Определите типы односоставных предложений.
1. В лесах было холодно.
2. Ему коня подводят.
3. Снег и чайки.
4. Век живи, век учись.
5. Только давай выйдем как можно пораньше!
Упражнение 4. Запишите предложения, расставьте знаки препинания, подчеркните грамматические основы, определите вид односоставного предложения.
1) Стоят в воде и в небе луны и пахнет донником сухим.
2) Приближался конец мая и нас с сестрицей перевели из детской в так называемую
столовую.
Упражнение 5. Записать текст, подчеркнуть грамматическую основу, определите типы односоставных предложений.
1.Вечереет. Пишу в Переделкине за садовым столом, застеленным белой скатертью. Белые рамы, дома как бы отдаляются, растворяясь в сумерках… Уже совсем темно. Не видно ни места, ни пера, ни руки… (по А.Вознесенскому)
Материалы для закрепления тем «Грамматическая основа предложения» и «Виды сказуемых» (8 класс)
При составлении задания использованы предложения из произведений В.И.Белова, русского писателя и поэта, одного из крупнейших представителей «деревенской прозы»
Задание: спишите, подчеркните грамматическую (-ие) основу(-ы) предложений и обозначьте виды сказуемых.
Стриже(н,нн)ый баран всем пок..зался тощим и маленьким.
Ей (не)х..телось лететь на реку.
Бабушка велела ему надеть б..шмаки а он поб..жал б..сиком и оцарапал ногу.
Миньке стало невес..ло и он начал вспоминать весёлые случаи из св..ей ж..зни.
Д..рога была суха песча(н,нн)а и оттого тепла.
Антон перестал гл..деть в одно место но гл..дел всё ещё (ис)подлобья.
Тут Катюша спрыгнула с копны и п..звала братика рвать тр..ву.
Тетенька поб..жала к ним схв..тила Катюшу на руки и стала целовать потом схв..тила и Антона.
Мне (не)х..телось покидать эти м..ста.
Сне(г,к) под окном (с,з)делался грязный, его становил..сь всё меньше.
Ему ра(з,с)х..телось играть и он глядел на р..ку а по р..ке плыла ло(т,д)ка.
Катюша (не)успела опомнит(?)ся как дом и бабушка на крылеч(?)ке очутились д..леко-д..леко.
После обеда Катюша стала делать кр..вать зайчику.
Бабушка убрала суп с кашей и села к окошку пр(и,е)шивать пуговицу к Антоновой куртке.
Надел он куртку с новой пуговицей и начал просит(?)ся гулять.
В то время радуга стала неяркая а потом и вовсе пот..рялась.
Утром Катюша пр..снулась первая.
Дедушка то(же) п..ехал искать зайчика.
Они ух..дили всё дальше и дальше купат(?)ся на Синий омут.
Она услышала девичий смех визг и ребячий свист но ветряной выдох погас, и в лугах стало жарче от безлюдья и тиш..ны.
Спать Павлуня уже (не)стал а начал глядеть как мать ра(с,з)топляет печ(?).
Его охв..тило х..лодным весе(н,нн)им ветром голова опять закружилась.
Она прибрала оставш..еся на лугу чьи(то) б..соножки и броше(н,нн)ые вверх зубьями грабли.
(Полу)денный зной начал уже спадать в дальнем березняке то и дело смолкала кукушка.
Она взгл..нула опять на д..рогу, д..рога стала темней и короче.
Д..рога была безлюдна, недвижима.
И Верный понемногу стал опять поправлят(?)ся.
Скворешник вышел хорош..й. От него пахло см..лой и черемуховой веткой, щелей не было: проверяли даже на свет.
Скворешник покач..вался в син..м небе а небо за ним было бе(с,сс)конеч(?)ным, чистым и наверное тёплым потому что уж очень весело барабанила с крыши золотая от со(?)нца вода.
Прошло ещё несколько дней а скворц..в не было.
Гол..с кукушки был п..чален и светел а ритм кукования был п..хож(?) на биение сер(?)ца.
К..нфет было конеч(?)но жалко.
Больше н..(у)кого не было н..чего съестного.
Павлуня х..тел ещё что(то) сказать но (не)сказал а потрогал ж..сткие отцовы пальц.. . От них пахло трактор..м и снег..м.
Верный тихо заржал и начал шлепать б..льшой мя(?)кой губой.
Июл(?)ский сумереч(?)но-тёплый лес неспешно готовился отойти (ко)сну.
Лес засыпал, врачуя своим покоем наши смятенные души, он был с нами добр, широк, был понятен и неназойлив, от него веяло родиной и покоем…
Наверное огонь (не)был погашен до конца потому(что) спич(?)ки вдруг вспыхнули, и зап..х заставил меня ощ..тить, как лёгок, незаметен, как чист воздух на Бобришном угоре.
Мир снов(а,о) стал цельным и гармонич(?)ным, как в ра(н,нн)ем де..стве…
Т..перь даже лес был чужим, равнодушным, всюду ш..роко и надменно хозяйничала гр(о,а)за но её грохот к..зался мне (не)лепым, бе(с,сс)мысле(н,нн)ым…
Тыс..чи самых неприметных и д..ступных вещей делают м..ня счас(?)л..вым.
В доме было т..пло и сп..койно, о(д,т)блески молний вспыхивали за окнами, пахло освежённою зеленью.
Размышляя обо всем этом Павлуня чуть (не)забыл, что кр..вать переставле(н,нн)а ближе к окну.
Сне(к,г) в огороде был белый а небо вверху такое син… .
Павлуня слушал его [отца], но успокоит(?)ся не мог никак, и плечи его вздрагивали.
Павлуню ул..жили на печ(?), у него был жар.
Тот к..лодец давно зарыт, и вся остальная постройка давно уничтоже(н,нн)а.
Так сп..койны и умиротворенно-задумч..вы леса з..мою и лет..м.
Доро..ка к открытым в..ротам была размете(н,нн)а, новые дровни перевернутые набок в..днелись (не)подалеку.
Пол..жение было глупым до крайности но меня неожида(н,нн)о выручила Евдокия.
(По Василию Белову)
Использованные ресурсы:
https://skazki.rustih.ru/rasskazy/rasskazy-vasiliya-belova/