Как найти грамматическую основу в пословицах

МАОУ
СШ №4 г. Бор

Ученическая
исследовательская работа

по
русскому языку

«Грамматическая
основа в предложениях-пословицах».

Работу
выполнили:

Васягин
Денис,

Мельников
Алексей

ученики
7Б класса

Руководитель:

Медведева
Анна Александровна,

учитель
русского языка и литературы.

2017
год

Содержание:

1. Введение.      
    
                                                                                      

2. Теоретическая часть.

Пословицы и поговорки как жанр фольклора.

Способы выражения грамматической основы
предложения.

3. Практическая
часть.

3.1.
Анкетирование учащихся.

3.2.Полученные результаты и выводы.

4. Заключение.

5. Список используемой литературы.

6. Приложения.

1.
Введение

Вся наша жизнь состоит из
определенных жизненных проектов. И еще в школе мы должны уметь их
реализовывать. Часто на уроках русского языка и литературы мы встречаемся с
пословицами и поговорками.

Наше внимание привлекли
пословицы и поговорки, как предложения, в которых бывает сложно определить
грамматическую основу. Мы хотим представить исследовательскую работу на тему
«Грамматическая основа в предложениях-пословицах».

Пословицы и пoгoвoрки
представляют собой народную мудрость. Народная мудрость – это опыт,
накопленный сотнями лет развития человечества. Каждому нарoду на планете
свойственны определенные манеры поведения, особенности общения, речи, ума. И у
каждого народа есть своя сокровищница мудрости. Именнo пословицы и
поговорки стали истинным воплощением народной мудрости. В пословицах выражены
горе и радость, печаль и гнев, ненависть и любовь, юмор и ирония. Они помoгают
понять историю нашего народа, обoбщают различные явления. Поэтому пословицы и
поговорки приобретают особое значение. Они усиливают выразительность речи,
придают остроту, углубляют содержание, помoгают найти путь к сердцу слушателя,
завоевать их уважение и расположение.

Немало важно не только знать
пословицы и поговорки, но и необходимо правильно их применять. В этом и
заключается актуальность нашего исследования.

Объект исследования:
пословицы и поговорки как предложения.

Предмет исследования:
грамматическая основа предложения – пословицы.

Цель исследования:
изучение способов выражения грамматической основы в предложениях –
пословицах.

Задачи исследования:

1. Познакомиться с лингвистической литературой,
посвященной данной теме.

2. Путём анкетирования выявить наиболее
распространенные в речи современной молодежи пословицы.

3. Проанализировать способы выражения
грамматической основы в предложениях – пословицах, которые мы выявили путём
анкетирования.

4. Обработать полученные данные, описать
их, сделать выводы.

Гипотеза исследования в
том, что пословицы – предложения для синтаксического разбора бывают не совсем
просты. И, если учеников чаще знакомить с подобным видом задания, то,
во-первых, обогатится словарный запас и, возможно, возрастет интерес к УНТ, а,
во-вторых, возрастут знания по русскому языку и умения выделять грамматическую
основу в предложения.

Основные методы исследования:

– изучение и анализ литературы по теме исследования;

– анкетирование учеников.

2. Теоретическая
часть.

Пословицы и поговорки как жанр фольклора.

      В наш век мы храним и передаем информацию разными способами:
письменно, на аудио- и видео-носителях, наконец, в электронном варианте. А ведь
когда-то, когда даже письменность была неизвестна, существовал простой и
доступный всем способ передачи опыта – наш язык. До сих пор до нас доходят
послания предков в форме песен, сказок, обрядов. Но самым кратким,
информативным и, возможно, наиболее используемым посланием являются пословицы и
поговорки. Именно они, помимо своей смысловой нагрузки, делают нашу речь яркой
и выразительной, характеризуют колорит самобытной культуры русского народа, его
многовековую историю.

      В пословицах заключен
глубинный смысл и народная мудрость, уходящая своими корнями в далекое прошлое.
В них мы можем увидеть культуру, традиции и историю народа, познать, что такое
добро и зло, почувствовать каким прекрасным средством для воспитания в человеке
нравственности, культуры, духовности являются эти кладези мудрости. Каждый
человек, независимо от того, где он живет, много ли учился, употребляет ли он в
своей речи пословицы и поговорки, обязательно согласиться с тем, что без
пословиц и поговорок наши знания о своем народе и стране были бы,  по меньшей
мере неполными.

      Возникновение и развитие пословиц и
поговорок относится к глубокой древности. Издавна человек заботился не только о
питании, жилище и близких людях. Он стремился понять окружающий мир, сравнивал
различные явления, создавал новое в природе, и в своем воображении.
Многовековые наблюдения народа, его мечты и надежды воплощались в пословицах и
поговорках.

      Пословицы и поговорки относятся к
фольклорному жанру. Пословица – народное изречение, в котором выражается мнение
не отдельных людей, а народная оценка, народный ум. Она отражает духовный облик
народа, стремления и идеалы, суждения о самых разных сторонах жизни.

      Поговорка это широко
распространенное образное выражение, метко определяющее какое-либо жизненное
явление.

      Созданные в веках, переходя от
поколения к поколению, пословицы и поговорки поддерживали уклад народной жизни,
крепили  духовный и нравственный облик народа.

        На данный момент  очень трудно
сказать, с каких именно времен на Древней Руси появились самые первые
пословицы, которые представляют собой краткие и точные изречения. Точно также
неизвестно и конкретное время, когда впервые возникли на Руси поговорки, в роли
которых выступают меткие речи, способные выразительно и очень точно
характеризовать и описать какое-либо происходящее явление.

Неоспоримым остается только один факт: и
пословицы и поговорки могли возникнуть в древние времена, и с тех самых пор они
стали являться народными спутниками на протяжении всей истории.

3. Практическая часть.

      В связи с тем, что пословицы и
поговорки в нашем языке изначально обладали большой общественной ценностью и
помогали воспитывать молодое поколение, мне захотелось выяснить, какую роль они
выполняют сегодня в современном русском языке.

      В ходе исследования учащимся разных
возрастных категорий было предложено ответить на вопросы анкеты. В
анкетировании принимали участие…

4.Заключение.

      Таким образом,
изучив данную тему и проводя практическую работу,
 мы
пришли к таким выводам:

1. Пословица — это законченное
предложение, содержащее народную мудрость. Пишется простым народным языком,
часто обладает рифмой и ритмом.

Например:

Без труда не выловишь и рыбку из пруда.

За двумя зайцами погонишься — ни
одного не поймаешь.

Мы считаем, что пословицы и поговорки
нужны нам и сегодня, они, прежде всего, украшают нашу речь, являются живостью
нашего языка, умом и начитанностью говорящего. Они необходимы в нашем общении.
И правильное их использование в речи отражает уровень воспитанности,
образованности и культуры, придает речи неповторимое своеобразие и особую
выразительность.

2.

5.
Список используемой литературы.

1. Аникин В.П., Круглов Ю.Г. Русское
народное поэтическое творчество. Л.: Просвещение, 1983.

2. Даль В.И. Пословицы русского народа.-
М.; 1970.

3. Рыбникова М.А. Русские пословицы и
поговорки.- М.; 1981.

4. Рыбников П.Н. Быт русского народа в его
пословицах и поговорках.- М.; 1989.

5. Хлебцова О.А. Русский язык в
пословицах, поговорках, крылатых словах, афоризмах: Учеб.пособие.-М.; 1999.

6. Валгина Н.С. Активные процессы в
современном русском языке.- М.; Логос, 2001.

7. Интернет ресурсы.

6.
Приложения.

Анкета.

Перечислить
вопросы!!!

«Употребляемые пословицы и поговорки в
речи учащихся».

  Таблица №1.

Пословицы

Классы

Место

5-7

8-11

1.

Когда я ем – я глух и нем.

25

10

1

2.

Семеро одного не ждут.

25

10

1

3.

Кто не работает – тот не ест.

23

10

2

4.

Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей.

23

10

2

5.

Работа не волк – в лес не убежит.

13

8

3

6.

Поспешишь – людей насмешишь.

15

7

4

7.

Один в поле – не воин.

10

5

5

8.

Семь раз отмерь, один раз отрежь.

7

5

6

9.

Не все золото, что блестит.

6

5

7

10.

Что посеешь, то пожнешь.

5

3

8

11.

Не рой яму другому – сам попадешь.

5

1

9

12.

Делу время – потехе час.

5

2

9

13.

Любишь кататься – люби и саночки возить.

4

2

10

14.

Тише едешь – дальше будешь.

4

1

11

15.

Нет худа без добра.

3

12

16.

Слово воробей вылетит – не поймаешь.

2

13

Помогите найти грамматические основы в пословицах



Ученик

(78),
на голосовании



8 лет назад

Голосование за лучший ответ

Маргарита Гурова

Мастер

(1126)


6 лет назад

Острый язык- дарование, длинный язык- наказание ( 1 основа: язык-подлежащее ( существительное), дарование- сказуемое (сущ); 2 основа: язык- подлеж (сущ), наказание- сказ (сущ).). 2) Родное место- мать родная, а чужбина- мачеха. ( 1 основа: место- подл (сущ), мать- сказ (сущ), 2 основа: чужбина- подл (сущ), мачеха- сказ (сущ). 4) С молодым посидеть- самому помолодеть. ( посидеть- подл (неопределенная форма глагола), помолодеть- сказ ( неопр ф глаг). 5) Для кого труд- радость, для того жизнь- счастье. ( 1 основа: труд- подл (сущ), радость- сказ (сущ), 2 основа: жизнь- подл (сущ), счастье- сказ (сущ). 6) Чужой человек в доме- колокол. ( человек- подл (сущ), колокол- сказ (сущ). 7). Один в поле не воин. ( один- подл ( числит), воин- сказ (сущ). 8) Доброе начало- половина дела. ( начало- подл (сущ), половина- сказ (сущ). 9) Привычка- вторая натура. ( привычка- подл (сущ), натура- сказ (сущ). 10) Голова без знаний как фонарь без свечки. ( голова- подл (сущ), фонарь- сказ (сущ).

Запишите пословицы, выделяя в них грамматические основы. После каждой пословицы в скобках укажите, каким является это предложение   —   простым   или   сложным.
1.   Скоро   сказка   сказыва_т(?)ся,   да   не   скоро дело дела_т(?)ся. 2. Рано пташечка запела, как бы кошечка не с(ъ,ь)ела. 3. Гора с горой не сходит(?)ся, а человек с человеком сойдут(?)ся. 4. Придёт осень, за всё спрост. 5. Под лежачий камень и вода не течёт. 6. Овёс за лошадью не ход_т. 7. Дитя не плач_т, мать не разуме^.   8.   Глаза   страшат(?)ся,   а   руки   делают.
9.   Без   труда   не   вын_шь   и   рыбку   из   пруда.
10.   Всё   перемелется,   мука   будет.
Проверьте, во всех ли сложных предложениях между их частями есть союзы. А как отделяются части  сложного  предложения   во  всех  случаях?
Между частями сложного предложения нужно ставить запятую независимо от того, как связываются эти части — при помощи союзов   или   нет.

Пословицы с подлежащим и сказуемым примеры

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Следующая пословица

Таких пословиц не бывает. Пословица — это законченное изречение, поэтому в ней ВСЕГДА есть грамматическая основа.

Вот, например, в пословицах, которые Вам уже написали, просто не смогли обнаружить эти основы.

Всякому овощу свое время. — Предложение двусоставное, неполное, подлежащее — ВРЕМЯ, сказуемое пропущено, но легко восстанавливается из контекста — ЕСТЬ.

Искрами избы не натопишь. — Предложение односоставное, обобщённо-личное, грамматическая основа — НЕ НАТОПИШЬ.

По поводу _Курить — здоровью вредить_ Вам уже написали.

Первый блин комом. — Двусоставное предложение, подлежащее — БЛИН, сказуемое, вернее его часть — выходит, пропущено.

То же самое видим и в других предложенных Вам пословицах.

Назвался груздем — полезай в кузов. — Сложное бессоюзное предложение; 1-я часть — двусоставное неполное предложение, сказуемое НАЗВАЛСЯ, подлежащее пропущено; 2-я часть — односоставное, обобщенно-личное предложение, сказуемое ПОЛЕЗАЙ.

Взялся за гуж — не говори, что не дюж. — Это вообще сложное предложение с союзной и бессоюзной связь, в нём 3 грамматические основы: ВЗЯЛСЯ (двусоставное, неполное) , НЕ ГОВОРИ (односоставное, обобщённо-личное) , НЕ ДЮЖ (двусоставное, неполное) .

Скучен день до вечера, коли делать нечего. — СПП, в главном предложении подлежащее ДЕНЬ, сказуемое СКУЧЕН, в придаточном — ДЕЛАТЬ (односоставное инфинитивеное предложение) .

В остальных приведённых пословицах то же самое.

Грамматической основы нет в ПОГОВОРКАХ, так как поговорка — это меткое выражение, незаконченное высказывание, например:
не в бровь, а в глаз;
и вкривь и вкось;
ни свет ни заря и т. п.

Либо Вы не так поняли задание и Вам надо привести примеры пословиц, представляющих собой односоставные или неполные предложения, либо.. . я даже не знаю, что и предположить.

Всякому овощу свое время
Искрами избы не натопишь
и
т
п

думаю, минут за 5 выберешь нужные

ps. нижеследующая пословица «курить — здоровью вредить» содержит и подлежащее (курить) , и сказуемое (вредить) . она не подойдет

Следующая пословица

Существует несколько случаев, когда для интонационно-логического членения фразы между подлежащим и сказуемым необходимо поставить тире.

1. Если оба главных члена выражены существительными в именительном падеже, например:
Тамань – самый скверный городишко из всех приморских городов России (Лермонтов) .
2. Если оба главных члена выражены глаголами в неопределенной форме (инфинитивами) , например: Ученого учить – только портить (пословица) .
3. Если оба главных члена выражены числительными, например: Пятью три – пятнадцать.
4. А также если подлежащее и сказуемое выражены всеми возможными сочетаниями этих частей речи:
существительным и инфинитивом, например: Наша задача – отразить атаку;
инфинитивом и существительным, например: Помогать инвалидам – наш долг;
числительным и существительным, например: Четыре – четное число;
существительным и словосочетанием с числительным, например: Площадь треугольника – пять квадратных сантиметров.
5. Кроме этого, тире ставится перед сказуемым, выраженным фразеологическим оборотом: Пирог – пальчики оближешь; Ночь – хоть глаз выколи.
6. Если в составе сказуемого есть указательные слова ЭТО, ВОТ или ЗНАЧИТ, тире надо ставить перед ними всегда, вне зависимости от того, какой частью речи выражены главные члены предложения. Например: Париж – это столица Франции; Понять – значит простить; Все прошедшее, настоящее, будущее – это мы, а не слепая сила стихий (Горький) .

К этому правилу есть три примечания. Тире между подлежащим и сказуемым, которые выражены существительными, глаголами в неопределенной форме, числительными или сочетаниями этих частей речи, НЕ ставится, если

1. Перед сказуемым, которое выражено существительным, числительным или фразеологическим оборотом, стоит отрицательная частица НЕ, например: Старость не радость (посл.) .
Обратите внимание: это не касается предложений со сказуемым-инфинитивом (например: Чай пить – не дрова рубить) и предложений со словами ЭТО, ВОТ, ЗНАЧИТ (например: Аналогия – это не доказательство) ;
2. Перед сказуемым стоит сравнительный союз (КАК, СЛОВНО, БУДТО) , например: Закат словно зарево пожара.
3. Между подлежащим и сказуемым-существительным стоит вводное слово, обстоятельство или дополнение, а также союз или частица: Грач, конечно, птица умная и самостоятельная, но голоса у него нет (Паустовский) ; Москва теперь порт пяти морей; Этот ручей лишь начало реки.

Следующая пословица

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

» Реализация в русских пословицах структурно-семантических типов простых предложений»

учитель русского языка

МАОУ гимназия «Мариинская»

Реализация в пословицах структурно-семантических типов простых предложений

Простое предложение — центральная коммуникативная единица. Оно обладает определенной структурой (строением), обусловленной его семантикой.

По характеру логико-синтаксической членимости простые предложения делятся на членимые (двусоставные и односоставные) и нечленимые. По наличию/отсутствию второстепенных членов членимые предложения делятся на распространенные и нераспространенные. По структурной и семантической полноте членимые (двусоставные и односоставные) предложения делятся на полные и неполные.

Двусоставные предложения — основной структурно-семантический тип простого предложения, обладающий наиболее полным набором дифференциальных признаков простого предложения.

Двусоставные предложения — это предложения с двумя главными членами — подлежащим и сказуемым, которые могут быть распространены второстепенными членами. Например: Тихо август прилег ко плетню (Есенин).

Двусоставное предложение располагает почти безграничными возможностями в плане оформления главных членов. Господствующая форма двусоставного предложения — предложение с подлежащим, выраженным именем существительным и сказуемым, представленным глаголом настоящего времени:

Встречаются предложения с подлежащим, выраженным именем существительным и сказуемым, представленным глаголом прошедшего времени:

Выменял слепой у глухого зеркало на гусли.

Встречаются предложения с подлежащим, выраженным именем существительным и сказуемым, представленным глаголом будущего времени:

Характерны предложения-тождества с главными членами, выраженными именами существительными в И. п. или инфинитивом:

Широко представлены двусоставные предложения, в сказуемом которого выступают формы сравнительной степени и краткие формы прилагательных:

В пословицах и поговорках отмечается употребление только простой формы сравнительной степени, что объясняется ее употребляемостью во всех речевых стилях, в частности разговорной речи.

Краткая форма прилагательных в составе сказуемого предпочтительна полной, так как в краткой форме признак, обозначаемый прилагательными, выражен более категорично, что определяется жанровыми особенностями пословиц и поговорок.

Многочисленную группу представляют пословицы в структуре односоставных предложений.

Односоставные предложения — это такие предложения с одним главным членом, которые не требуют другого главного члена и не могут быть дополнены им без изменения характера выражаемой мысли, без изменения семантики.

По структуре односоставные предложения отличаются от двусоставных наличием одного главного члена, а от нечленимых -синтаксической членимостью, способностью иметь второстепенные члены (или наличием их): Я благодарю Вас за книгу; Благодарю Вас за книгу; Спасибо!

Выделяются следующие виды односоставных предложений:

Определенно-личные — это такие односоставные предложения, в которых сказуемое выражено глаголом, указывающим личным окончанием на определенное (конкретное) лицо, которым может быть говорящий или его собеседник: я, ты, мы, вы. Например: И вот, наконец, едем . Сидим в столовой на станции Шилово (Песков).

Неопределенно-личные — это такие односоставные предложения, в которых действующее лицо мыслится как неопределенное, а сказуемое выражено глаголом в форме мн. ч. 3-го лица настоящего или будущего времени, формой мн. ч. глагола в прошедшем времени изъявительного наклонения, формой мн. ч. кратких прилагательных или причастий: Из Москвы говорят (Проскурин); Из Москвы будут говорить ; Из Москвы говорили; Дома с ним ласковы .

Обобщенно-личные — это такие односоставные предложения, действие которых относится к обобщенному лицу, а сказуемое выражено глаголом в форме 2-го лица (реже — в других личных формах): Слезами горю не поможешь (Пословица); Собираем в августе урожай плодов (Маршак).

Безличные предложения — это такие односоставные предложения, в которых выражается действие или состояние (признак), возникающие и существующие независимо от производителя действия и носителя признака.

Предикативный центр безличных предложений образуют глаголы в форме среднего рода прошедшего времени (реже — в форме 3-го лица единственного числа), краткие страдательные причастия среднего рода и слова категории состояния (безлично-предикативные слова, «наречия со значением состояния»), В состав сказуемого может входить инфинитив: Мотоцикл занесло на мокром песке (Никитин); Нельзя жить только старой славой (Н. Островский).

Инфинитивные — это односоставные предложения с главным членом — сказуемым, выраженным независимым инфинитивом, обозначающие возможное (невозможное), необходимое или неизбежное действие. Например: Быть грозе великой! (Пушкин); Тучам солнца не скрыть , войне мир не победить (Пословица). Инфинитивные предложения отличаются от безличных составом предикативной основы. В безличных предложениях с инфинитивом в состав сказуемого обязательно входит глагол или слово категории состояния, к которым примыкает инфинитив.

Номинативные предложения — это именные односоставные предложения с общим значением бытия предмета речи (мысли).

Структурную схему номинативных предложений образует имя существительное в именительном падеже (иногда местоимение) или количественно-именное словосочетание, в некоторых разновидностях номинативных предложений в схему входят частицы. Например: Четвертой пятилетки лесосека. Зима. Мороз.- Кругом горят снега (Алигер).

Вокативные предложения («предложения-обращения») — это обращения, осложненные выражением нерасчлененной мысли, чувства, волеизъявления.

. Спаси меня, Ваня, спаси меня. (Чехов);

Ваня!позвала она,Иван Андреич! (Чехов).

В первом примере слово Ваня выполняет роль обращения, во втором — это вокативное предложение, в котором имя собеседника осложнено желанием привлечь его внимание.

Краткость односоставных предложений, способность актуализировать что-либо одно, наиболее важное для сообщения (действие, состояние, признак) и создают их особые свойства.

В синтаксисе пословиц и поговорок используются лишь некоторые структурно-семантические типы односоставных предложений, а именно: односоставные обобщенно-личные, безличные и инфинитивные предложения. При этом следует иметь в виду, что наиболее продуктивными в пословицах являются обобщенно-личные предложения, которые по структуре могут быть определенно-личными или неопределенно-личными.

По семантике – обобщенно-личные, по структуре – определенно-личные:

Милости прошу к нашему грошу со своим пятаком.

Пословицы с подлежащим и сказуемым примеры

Запишите пословицы или крылатые выражения в которых подлежащие или сказуемые выражены инфинитивами

Без труда жить только небо коптить
Любишь кататься люби и саночки возить
Плох тот колодец, в который приходится носить воду.
Нужно наклониться, чтоб из ручья напиться.
С охотой можно и в камень гвоздь забить.
Не бойся медлить, бойся остановиться.
Работающей мельнице некогда замерзать.
Медленно идти лучше, чем стоять.
От трудов праведных не нажить палат каменных.
Трудное обходить хорошего не видать.

Работающей мельнице некогда замерзать.
Медленно идти лучше, чем стоять.
От трудов праведных не нажить палат каменных.
Трудное обходить хорошего не видать.

источники:

http://infourok.ru/realizaciya-v-russkih-poslovicah-strukturnosemanticheskih-tipov-prostih-predlozheniy-2554532.html

http://the-gdz.ru/zapishite-poslovicy-ili-krylatye-vyrazheniya-v-kotoryx-podlezhashhie-ili-skazuemye-vyrazheny-infinitivami/

  1. Прочитайте пословицы и поговорки. Запишите их, вставляя пропущенные буквы. Обозначьте грамматическую основу в первом и во втором предложении.
    1) Умный и без денег б..гат.
    2) Корень учения гор..к, да пло.. его слад..к.
    3) Скуч..н день до вечера, коли делать нечего.
    4) Сам стар, да душа м..лода.
    5) Для умелой руки все р..боты ле..ки.
    6) Бед..н не тот, у кого мало, а тот, кому мало.
    7) Не дор..г подарок, дор..га любовь.
  2. Объясните постановку запятой во втором, в четвёртом и седьмом предложениях.
  3. Какие звуки произносятся на месте выделенных букв?

reshalka.com

Русский язык 5 класс Разумовская. Упражнение №820

Решение 1

1)

У

м

н

ы

й

_

и без денег богат (словар.).
2)

К

о

р

е

н

ь

_

учения горек (бег.гласн.), да

п

л

о

д

_

(

п

л

о

д

_

ы

)

его сладок (бегл.гласн.).
3) Скучен (бег.гласн.) день до вечера, коли делать нечего.
4) Сам стар, да душа молода

(

м

о

_

´

л

о

д

)

.
5) Для умелой руки все работы (словар.) легки

(

л

ё

г

_

о

к

)

.
6) Беден (бег.гласн.) не тот, у кого мало, а тот, кому мало.
7) Не дорог

(

д

о

р

о

_

´

ж

е

)

подарок, дорога

(

д

о

р

о

_

´

ж

е

)

любовь.

Решение 2

Запятая разделяет части сложного предложения.

Решение 3

Бо[г]ат, ску[ч‘]ен, нече[в]о, доро[к], доро[г]а.

Добавить комментарий