Понятие «грамматическая основа» неразрывно связано с предложением — одной из основных синтаксических единиц русского языка. Выясним, что такое грамматическая основа предложения, как её выделить в высказывании. Но прежде следует вспомнить, что называется предложением в синтаксисе русского языка.
Предложение как единица речи
Определение
Предложение — это наименьшая единица речи, которая представляет собой грамматически организованное соединение слов, обладающее смысловой и интонационной законченностью.
При помощи предложений мы выражаем свои мысли и чувства, обращаемся друг к другу с вопросами, советами, просьбами, пожеланиями и приказаниями. Итак, целью предложения может быть сообщение, вопрос или побуждение. В предложении содержится сообщение о событии, которое воспринимается как реальное, происходящее в каком-то времени или как нереальное.
Предложением называется слово или несколько слов, в которых заключено сообщение, вопрос, или побуждение (приказ, совет, просьба).
Предложение может состоять как из нескольких слов, объединенных между собой грамматически и интонационно, так и из одного слова.
Пришла снежная зима.
Зима. Солнце. Мороз.
Каждое предложение имеет свое ядро, вокруг которого группируются остальные его члены. Это грамматическое ядро состоит из главных членов — подлежащего и сказуемого в двусоставном предложении или только подлежащего или сказуемого в односоставном, например:
Небо меркло.
Воды струились тихо.
Жук громко жужжал.
Уже расходились хороводы; уж за рекой, дымясь, пылал костер рыбачий (А.С.Пушкин).
Сумерки. Рано вечереет. Мы плыли довольно медленно (И.С. Тургенев).
Что такое грамматическая основа предложения
Определение
Грамматическая основа предложения — это основная часть предложения, которая состоит из его главных членов: подлежащего и сказуемого.
Можно дать и такое определение:
Грамматическая основа — подлежащее и сказуемое, включает в себя главные члены в двусоставных предложениях и один главный член в односоставных.
Чтобы выделить грамматическую основу предложения, выясним, о ком или о чём идет речь в высказывании. Для этого зададим вопросы: кто? или что?
Что? — небо. Это подлежащее, которое, как правило, выражается существительным (местоимением) в форме именительного падежа или любой частью речи в значении имени существительного.
Что говорится о небе? Небо что делало? меркло — это сказуемое.
Небо меркло — грамматическая основа простого предложения.
Кто? мы — подлежащее, выраженное личным местоимением в форме именительного падежа множественного числа.
Мы что делали? плыли — сказуемое.
Мы плыли — грамматическая основа.
Видео «Как найти грамматическую основу предложения»
Примеры выражения подлежащего разными частями речи
Метель (существительное) надвинулась сразу (Н.Островский).
Я (местоимение) ехал вечером один на беговых дрожках (И.С. Тургенев)
Кто (местоимение) не работает, тот не ест.
Девять (числительное) делится на три.
Трое (числительное) незаметно проскользнули во двор.
Умный (прилагательное) говорит за себя своими делами.
Наконец наступило долгожданное послезавтра (наречие).
Прибывшие (причастие) шумно рассаживались за столами.
Громкое ура (междометие) прокатилась по площади.
Охранять (инфинитив) природу — значит охранять Родину.
Узы дружбы (словосочетание) связывали их с детства.
Несколько детей (числительное + существительное) окружили её с выражением восторга на лицах.
Вторым основным компонентом грамматической основы является сказуемое, которое может бы выражено всеми спрягаемыми формами глагола. Такое сказуемое называется простым глагольным — ПГС.
Девочка поет. Девочка пела. Девочка будет петь.
Сложность выделения такого сказуемого состоит в том, что оно может быть выражено двумя словами, составляющими сложные формы глагола будущего времени изъявительного наклонения или формы повелительного наклонения, например:
Когда ты будешь завтракать?
Вы будете в этом доме жить?
Мой друг не будет рассказывать об этом.
Мы не будем говорить о прошлом.
Давай обсудим наши планы.
Пусть радуются дети всей Земли!
Пускай она пройдет в сад.
Составное глагольное сказуемое (СГС) состоит из вспомогательного глагола-связки и инфинитива.
Вспомогательный глагол не обладает самостоятельным лексическим значением, а выражает начало, продолжение или конец действия (фазисный глагол) или обозначает возможность, желание, волеизъявление, долженствование, оценку и пр. (модальный глагол).
В качестве связки может выступать также краткие прилагательные:
рад, готов, должен, обязан, вынужден, намерен
Особую сложность представляют собой СГС, в составе которых имеются устойчивые словосочетания с модальным значением:
- имел намерение (хотел);
- сделал усилие (попытался);
- имел возможность (желал) и пр.
Примеры составного глагольного сказуемого
Вы только начинаете жить!
Лектор продолжал приводить интересные факты из жизни насекомых.
Дождь перестал накрапывать, и выглянуло яркое солнце.
Кто велел тебе рвать цветы в моём саду?
Ты должен рассказать мне об этом случае.
Отец с матерью решили ехать в деревню на следующий день.
Мы готовы незамедлительно выехать.
Лесничий не мог отказать гостям и повел их на озеро, где жили лебеди.
Собравшиеся хотели услышать старинную песню.
Все рады помочь тебе.
Я не имел права рисковать и поэтому шел по болоту осторожно.
Девушка имела намерение подойти ближе и рассмотреть этот экзотический цветок более тщательно.
Составное именное сказуемое состоит из глагола-связки, выражающего грамматическое значение сказуемого, и именной части (существительное, прилагательное, местоимение, числительное и др.), выражающей лексическое значение.
В качестве глагола-связки может выступать слово «быть» в любых формах (буду, будешь, будут, был, был бы, есть). Связка может отсутствовать. В таком случае говорят о нулевой связке.
Вода у берегов озера была кристально чистая.
Я буду смелым.
Аллея из можжевельника будет как тропинка в лесу.
Греки считали, что мир есть гармония и ритмика.
Ртуть тоже металл.
Порядок выделения грамматических основ
Представленная ниже схема поможет научиться правильно выделять грамматические основы предложения.
Видеоурок «Грамматическая основа предложения. Главные члены предложения»
Тест
Одна из основных синтаксических единиц в русском языке — это грамматическая основа предложения. Она является центральной частью каждого отдельного предложения и выражает основную мысль текста. Разберём, что это такое и зачем необходимо находить её.
Что такое основа предложения: теория и примеры
Предложение — это наименьшая единица речи, представляющая грамматически организованное соединение слов, обладающее смысловой и интонационной законченностью. С помощью предложения можно выражать мысль, задавать вопросы или побуждать к определённому действию. Каждое предложение включает в себя грамматическую основу и второстепенные члены.
Предложение может быть простым и сложным. Простое предложение не отягощается дополнительными членами, а сложное часто определяется по громоздкости конструкции и наличию двух основ предложения. Чаще всего связующими частями выступают союзы, частицы или запятые. Сложные предложения связывает общая идея и смысл.
Каждое из представленных предложений имеет ядро, которое притягивает и группирует остальные слова, выражая конечную авторскую мысль. Именно оно и является грамматической основой. В сложных предложения грамматических основ бывает несколько.
Что такое грамматическая основа предложения
Что же такое грамматическая основа? Грамматическая основа – это сочетание из подлежащего и сказуемого, которое группирует вокруг себя остальные слова и связывает их общим смыслом. В предложении может быть несколько подлежащих или сказуемых, а может быть только одно из них.
Более правильное определение звучит так: «грамматическая основа предложения — это основная часть предложения, которая состоит из его главных членов: подлежащего и сказуемого».
⚠️ Запомните! В предложении не может быть ни одного из главных членов. Роль сказуемого и подлежащего в предложении очень важна. Именно они являются его ядром.
В классическом случае в предложении имеются обе части. Такие называются двусоставными:
Ветер гулял по улице.
Собака играла с мячиком.
Петя получил двойку.
Мама испекла пирог.
Отец починил машину.
Но случается так, что в предложении присутствует либо сказуемое, либо подлежащие. Такие предложения называются односоставными. Чаще всего они представлены одним словом:
Вечерело.
Как хорошо!
Тоска!
Жара. Лето.
Туманно.
Грамматические основы выделяются интонационно или по смысловой составляющей. Их очень трудно не заметить. Бывают сложные предложения, в которых сказуемое может выражаться не глаголом, а сочетанием глагола и существительного. Разберем виды подлежащих и сказуемых.
Грамматические основы: подлежащие и сказуемое
Подлежащие – это местоимение или существительное в именительном падеже. Довольно часто подлежащим может быть и любым словом, выступающим вместо существительного. Оно отвечает на вопросы «кто?» и «что?».
В качестве подлежащего, выступающего в качестве одной из грамматических основ, могут встречаться:
- Частицы (бы);
- Местоимения (именные, отрицательные);
- Числительные (порядковые);
- Неразложимые словосочетания (Российская Федерация, Министерство обороны, красна девица);
- Отглагольным существительным;
- Инфинитивом;
- Прилагательным, перешедшим в существительное (ванная);
- Словом, которое приводится в пример;
- Междометием.
Сказуемое выражено глаголом и отвечает на вопросы:
- Что сделать?
- Что будешь делать?
- Что делать?
- Что сделал?
- Что делал?
Сказуемое может быть выражено не только одним, но и двумя (а иногда и более) глаголами. Составное глагольное сказуемое (СГС) состоит из вспомогательного глагола-связки и инфинитива. Он не обладает самостоятельным лексическим значением, а:
- Выражает начало, продолжение или конец действия (фазисный глагол);
- Обозначает возможность, желание, волеизъявление, долженствование или оценку (модальный глагол).
Довольно часто в качестве связки могут использоваться краткие прилагательные.
- Рад;
- Готов;
- Должен;
- Обязан;
- Вынужден;
- Намерен.
Составное именное сказуемое состоит из:
- Глагола-связки, выражающего грамматическое значение сказуемого;
- Именной части, выражающей лексическое значение.
Связкой выступает глагол «быть» во всех формах, но довольно часто связки вообще нет. Она называется нулевой.
Второй частью именного сказуемого может быть:
Существительное; Прилагательное; Числительное; Местоимение; |
Наречение; Неделимое словосочетание; Фразеологизм. |
Сказуемым в предложении может быть:
Деепричастие | Глагол | Инфинитив |
Рассмотрим грамматическую основу на конкретном примере:
Я был готов к любым лишениям.
В этом предложении подлежащим будет местоимение «я», а сказуемым – сочетание «был готов».
Николай не мог отказать матери в помощи.
В этом предложении подлежащее – личное имя «Николай», а сказуемое – «не мог отказать».
Запомним, что грамматическая основа предложения – это смысловой центр, который позволяет понять ключевое действие и кто его выполняет.
Как выделить грамматическую основу предложения
С выделением грамматической основы часто возникают проблемы. Чтобы избежать подобной ситуации, запомните основной алгоритм выделения и попробуйте выполнить его самостоятельно.
Чтобы найти грамматическую основу предложения, нужно использовать простой алгоритм действий:
- Внимательно прочитать предложение, расставив интонацию;
- Выделить два главных члена предложения. Для этого нужно понять, кто и что делает.
- Задайте вопрос к существительному. Помните, что подлежащее всегда находится в именительном падеже и выражает того, кто мыслит или совершает действие.
- Задайте вопрос к глаголу. Помните, что подлежащих может быть два и более.
- Определите структуру предложения. Оно может быть односоставным или двусоставным, простым или сложным, распространённым или нераспространённым.
Помните, что грамматическая основа – это ядро предложения. Именно она указывает на действующее лицо и совершаемое действие.
Разберёмся, как находить грамматические основы на конкретных примерах:
Я искал информацию для сочинения в интернете.
- Кто? – я. В данном предложении в качестве подлежащего выступает личное местоимение.
- Что делал? – искал. В данном предложении используется простое сказуемое.
Остальные члены предложения являются дополнительными.
Двое направились в класс.
- Кто? – двое. В данном предложении в качестве подлежащего выступает порядковое числительное.
- Что сделали? – направились. В данном предложении используется простое сказуемое во множественном числе.
Министерство обороны планирует выпустить новое постановление.
- Что? — Министерство обороны. В данном предложении в качестве подлежащего выступает неразложимое словосочетание.
- Что делает? – планирует выпустить. В данном предложении используется составное глагольное сказуемое.
Светлана была рада гостям.
- Кто? – Светлана. В качестве подлежащего в предложении выступает имя собственное.
- Что делала? – была рада. В предложении используется составное именное сказуемое со связкой «рада».
Марина весь вечер готовилась к приезду гостей, но они так и не приехали.
Это предложение является сложным и имеет две основы:
- Кто? – Марина (личное имя) и подлежащее первой основы предложения;
- Что делала? – готовилась (простое сказуемое).
- Кто? – они (личное местоимение), подлежащее второй основы предложения;
- Что сделали? – не приехали (простое сказуемое).
Петя вышел из дома и начал носиться по улице.
- Кто? — Петя. Подлежащее, выраженное личным именем.
- Что сделал? — вышел (простое сказуемое) и начал носиться (составное сказуемое).
Никто не сделал домашнюю работу.
- Кто? — никто. В качестве подлежащего используется отрицательное местоимение.
- Что сделал? — не сделал (простое сказуемое).
Мяч отскочил от пола, взлетел и ударился об стену.
- Что? — мяч. Подлежащее выражено существительным в именительном падеже.
- Что сделал? — отскочил, взлетел и ударился. В предложении используются три простых сказуемых, выраженных глаголами.
Основа предложения – это всегда центральное ядро, которое позволяет понять основную мысль и действующих лиц. В сложных предложениях выделаются и анализируются обе основы. Чаще всего это делается отдельно. Полный анализ предложения записывается во время выполнения задания.
Как подчеркивать грамматическую основу
С тем, что такое основа предложения, проблем уже не возникает. Однако нужно определиться, как правильно выделять её во время выполнения заданий.
В этом нет ничего сложного — грамматическая основа имеет свои способы выделения:
Дополнительные члены предложения выделаются пунктирными и волнистыми линиями, а так же точкой-тире, если речь идет об обстоятельствах.
ЗАДАНИЕ № 2 ОГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ, НЕСОМНЕННО, МОЖНО ОТНЕСТИ К ОДНОМУ ИЗ САМЫХ СЛОЖНЫХ В ТЕСТОВОЙ ЧАСТИ, ТАК КАК ДЛЯ ЕГО УСПЕШНОГО ВЫПОЛНЕНИЯ УЧАЩЕМУСЯ НЕОБХОДИМО УМЕТЬ ВЫДЕЛЯТЬ ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ, ЗНАТЬ ВИДЫ ПРЕДЛОЖЕНИЙ, ХОРОШО РАЗБИРАТЬСЯ В ТИПАХ СОПОДЧИНЕНИЯ ПРИДАТОЧНЫХ, ПОНИМАТЬ, ЧЕМ МОЖЕТ БЫТЬ ОСЛОЖНЕНО ПРЕДЛОЖЕНИЕ.
Помимо огромного количества теории, данное задание изобилует ловушками, из-за которых дети зачастую теряют балл. Как их избежать? Как не допустить оплошностей при выделении основы предложения?
В данной статье я расскажу Вам о том, как подобрать ключи к сердцу грамматической основы, как избежать ошибок при ее выделении.
Для начала кратко напомню вам о том, что такое подлежащее и сказуемое, а также рассмотрю типы сказуемых.
Подлежащее – это главный член предложения, который отвечает на вопросы именительного падежа (кто? что?). Следовательно, слова МНЕ, ТЕБЕ, ЕМУ, ЕЙ, НАМ, ВАМ, ИМ не могут быть подлежащим, так как отвечают на вопросы косвенных падежей и являются дополнением. Кстати, выделение данных местоимений в качестве подлежащего – одна из типичных ошибок при нахождении грамматической основы.
Обратите внимание! На вопрос что? отвечает не только именительный, но и винительный падеж существительного. Именно совпадение форм именительного и винительного падежей неодушевленных существительных приводит многих школьников в замешательство при выделении грамматической основы и определении типа односоставного предложения. Чтобы разграничить эти падежи, можно подставить существительное 1-го склонения (например – книга): именительный падеж – книга; винительный падеж – книгу.
Например:
На столе лежит учебник (книга) – именительный падеж. Разглядываю тщательно карандаш (книгу) – винительный падеж, значит, в данном предложении карандаш – дополнение, а не подлежащее. Либо предлагаю учащимся при выделении основы вспомнить о том, что подлежащее обозначает действующее лицо, о котором говорится в предложении. Например, необходимо выделить основу в следующем предложении: мне хотелось прочитать письмо. Рассуждаем: письмо может хотеть себя прочитать? Нет! Значит, письмо не обозначает действующее лицо и не является подлежащим. Это дополнение. Перед нами – односоставное безличное предложение.
Также учтите, что в придаточной части СПП слова КТО, ЧТО, КОТОРЫЙ зачастую выступают в роли подлежащего. Например: Я знаю, кто съел это мороженое (кто – относительное местоимение, являющееся подлежащим). Я вижу дом, который находится на высокой-превысокой горе (который- подлежащее).
https://www.donationalerts.com/r/helena_tv
Следует отметить, что нельзя забывать и о том, что подлежащее может быть выражено словосочетанием. Данные случаи отражены на следующей схеме:
Сказуемое – это главный член предложения, который обозначает действие или состояние предмета, обозначенного подлежащим в форме именительного падежа, и отвечает на вопросы что делает? что сделал? предмет, каков он? и т.д. Конечно же, зачастую сказуемое выражается глаголом в разных грамматических формах, но может быть обозначено и словами других частей речи, и сочетаниями слов. В зависимости от того, чем выражено сказуемое в предложении, различают три его типа:
Простое глагольное сказуемое (ПГС);
Составное глагольное сказуемое (СГС);
Составное именное сказуемое (СИС).
Чтобы успешно выполнить задание № 2 ОГЭ по русскому языку, необходимо хорошо определять тип сказуемого, поскольку от этого будет зависеть и правильность выделения вами грамматической основы, и характеристика типа односоставного предложения.
Напомню Вам кратко о каждом типе сказуемого, а также обращу внимание на «ловушки», которые зачастую вводят в заблуждение многих учащихся.
Простое глагольное сказуемое, как правило, выражается глаголом в разных грамматических формах (наклонениях). Казалось бы, что может быть проще? Но и тут есть определённые нюансы!
Во-первых, следует обратить внимание на то, что простое глагольное сказуемое может состоять из двух слов. Происходит это в том случае, если сказуемое выражено глаголом несовершенного вида будущего времени. Как известно, такие глаголы имеют только составную форму будущего времени – буду читать, буду учиться. По сути, если перед вами форма буду + н.ф. глагола – это ПГС.
Во-вторых, несколько слов может также входить в состав простого глагольного сказуемого в том случае, если они являются устойчивым словосочетанием: Он весь год бил баклуши. Также учитывайте, что при образовании повелительного наклонения используются частицы пусть, пускай, давай, то есть примеры пусть учит, давай читать – это ПГС.
В-третьих, неопределенная форма может быть второстепенным членом предложения, а не частью составного сказуемого.
В-четвертых, одним из сложных случаев для учащихся является ПГС, которое выражено неделимым словосочетанием (фразеологизмом). Конечно же, необходимо учитывать, что фразеологизм является одним членом предложения и не делится на части. Например, команда одержала победу. Спортсмены потерпели поражение. Другие примеры сказуемых-фразеологизмов: задел за живое, вышел из терпения, попал впросак, бьет баклуши, впал в сомнение, пляшет под чужую дудку, пришел к убеждению, пришел в негодование, ходит ходуном, принимает участие, точит лясы, мозолит глаза, поднял тревогу, без ножа зарезал, из пальца высосал, приказал долго жить, положил зубы на полку, выжил из ума, обдал презрением и т.п
Как же тогда отличить фразеологизм от составного именного сказуемого?
1) Фразеологизм зачастую можно заменить одним словом (синонимом). Например, впал в сомнение – сомневается, задел за живое – обидел, принимает участие – участвует.
2) Для проверки фразеологизма надо попробовать заменить в нем глагол на глагол-связку “быть”. Это не получится, в отличие от именного сказуемого.
Сравните:
Он сошел с ума. – Он был с ума. Нельзя заменить. Сказуемое-фразеологизм.
Он сидел грустный. – Он был грустный. Можно заменить. Составное именное сказуемое.
Составное глагольное сказуемое отражено мною на следующей схеме:
Именно при выделении составного глагольного сказуемого учащиеся часто допускают ошибки, связанные с неумением разграничивать, в какой ситуации инфинитив (неопределенная форма глагола) – часть СГС, а в какой- второстепенный член предложения.
В каких случаях это происходит? Давайте разбираться.
Как избежать подобных ошибок? Дело в том, что сказуемое обозначает действие, совершаемое подлежащим. Поэтому оба глагола: и спрягаемая часть, и инфинитив должны обозначать действие одного и того же лица, в этом случае инфинитив входит в состав сказуемого. Например, девочка умеет читать книги. В данном предложении оба глагола относятся к одному и тому же лицу – девочке. Поэтому оба глагола входят в состав сказуемого.
Если же эти глагольные формы обозначают действия разных лиц, то инфинитив, естественно, в состав сказуемого не входит. Например, учитель попросил его о чём? выйти. (учитель попросил, а вышел не он, а ученик) Значит, и спрягаемая часть, и инфинитив обозначают действия разных лиц, следовательно, выйти –дополнение, а не часть сказуемого.
Также если неопределённая форма глагола относится к существительному, то в предложении выполняет роль определения. Например, привычка (КАКАЯ?) бранить окружающих очень ей мешала. В данном случае грамматическая основа – привычка мешала (ПГС).
Если же инфинитив относится к глаголу, обознающему перемещение в пространстве, то в предложении является обстоятельством цели. Например, я пришел (ЗАЧЕМ?) посмотреть фильм. В данном случае грамматическая основа – я пришел (ПГС). Как видите, при выделении грамматической основы очень важно учитывать, каким именно членом предложения является инфинитив.
Следующий тип сказуемого – СОСТАВНОЕ ИМЕННОЕ СКАЗУЕМОЕ – является камнем преткновения для многих учащихся.
Все теоретические сведения, связанные с данном типом, отражены на следующих схемах:
Этот тип сказуемого труден для выделения по нескольким причинам. Во-первых, связку БЫТЬ следует отличать от глагола БЫТЬ, имеющего следующие лексические значения:
«находиться» – Я была (находилась) в театре.
«иметься» – У меня был интересный журнал.
При наличии таких значений сказуемое является простым глагольным.
Во-вторых, при знаменательной связке (при связке, которая имеет лексическое значение, поэтому может выступать самостоятельно в качестве сказуемого) составное именное сказуемое можно перепутать с простым глагольным сказуемым. Учитывайте, что это прежде всего относится к глаголам движения и положения в пространстве (идти, бежать, стоять и т.д.). В каком же случае мы будем иметь дело с составным именным сказуемым? В том случае, если эти глаголы можно будет заменить связкой (быть, казаться и т.п.), если после них следом идет прилагательное либо причастие, мы будем иметь дело с составным именным сказуемым (СИС).
СРАВНИТЕ:
Лес стоит праздничный, нарядный.
Лес был праздничным, нарядным (прил.).
Дом стоит (находится) на перекрёстке (сущ.).
Отец и мальчики сидят без неё голодные.
Отец и мальчик были голодными.
Все сидят (находятся) на своих местах.
Также бывают ситуации, когда учащийся не понимает, какое именно слово он должен выделить в качестве именной части сказуемого. Например, она была прекрасной женщиной. (кто-то выделяет она была прекрасной, а кто-то – она была женщиной). Кто же прав в этом случае? Именной частью сказуемого может быть как прилагательное, так и существительное. Если они оба используются после связочного глагола, то только существительное мы можем выделить в качестве именной части сказуемого. Именно оно будет передавать лексическое значение.
Необходимо также учитывать, что в настоящем времени в составном именном сказуемом нулевая глагольная связка. В предложении есть только именная часть, которая выражена существительным, прилагательным, причастием, числительным, местоимением. Такие сказуемые отвечают на вопросы: кто такой? что такое? какой? каков? По сути, необходимо подставить глагол быть, чтобы увидеть именную часть и правильно выделить основу. Например, Погода на улице (была) солнечная. Основа данного предложения – погода солнечная (СИС).
Будьте внимательны! Ориентироваться только на количество слов при определении типа сказуемого нельзя!
Если сказуемое выражено одним словом, обязательно нужно определить, какой частью речи оно является!
Если сказуемое выражено глаголом в форме того или иного наклонения, то это простое глагольное сказуемое.
Если кратким причастием (что сделан?) или кратким прилагательным (каков?), то это составное именное сказуемое с нулевой глагольной связкой. Например, Поле засеяно яровыми (это СИС, а не ПГС).
Теперь на базе задания № 2 ОГЭ по русскому языку разберем выделение грамматической основы предложения.
Предлагаю Вам выделить основы и определить тип сказуемого в предложениях с сайта РЕШУ ОГЭ.
В данных предложениях грамматическую основу выделила жирным шрифтом.
1. Кажется (ПГС), что неизвестный мастер придал такую необычную форму (ПГС – ФРАЗЕОЛОГИЗМ, МОЖНО ЗАМЕНИТЬ ОДНИМ СЛОВОМ: СФОРМИРОВАЛ) речному жемчугу.
2.Ландыш представляется (МОЖНО ПОДСТАВИТЬ ДРУГОЙ СВЯЗОЧНЫЙ ГЛАГОЛ: БЫЛ, КАЗАЛСЯ СИМВОЛОМ) мне символом леса (СИС).
3. Тени нарастают (ПГС), и на нас начинает надвигаться ночная мгла (СГС).
4.Переживаешь (ПГС) тревожное настроение, которое (относительное местоимение является подлежащим) будит (ПГС) воображение.
5.Рыба трепетала (ПГС) в его руках, а он смеялся и уговаривал её не биться и потерпеть ещё немного.
В данном предложении биться и потерпеть не входят в состав сказуемого, так как действия совершаются разными лицами (он уговаривал о чём? не биться, потерпеть – дополнения).
6. Матрос немного пришёл в себя. (ПГС – ФРАЗЕОЛОГИЗМ, МОЖНО ЗАМЕНИТЬ ОДНИМ СЛОВОМ: успокоился).
7.Утром туман начал слегка расползаться (СГС).
8.Та модель поведения обычно и становится основой их собственных отношений (МОЖНО ПОДСТАВИТЬ ДРУГОЙ СВЯЗОЧНЫЙ ГЛАГОЛ: БЫЛ, КАЗАЛСЯ ОСНОВОЙ – СИС).
9. А в четырех километрах от Тимашевска, в хуторе Ольховском, сохранен (ЧТО СДЕЛАН? КРАТКОЕ ПРИЧАСТИЕ) маленький домик. (СИС – МОЖНО ПОДСТАВИТЬ СВЯЗОЧНЫЙ ГЛАГОЛ – ДОМИК БЫЛ СОХРАНЁН).
10. Этот неординарный ученый − первый разработчик (СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ) стратостата (СИС – МОЖНО ПОДСТАВИТЬ СВЯЗОЧНЫЙ ГЛАГОЛ – УЧЁНЫЙ БЫЛ РАЗРАБОТЧИКОМ).
11. Каменные лестницы около дворца были освещены (ЧТО СДЕЛАНЫ? КРАТКОЕ ПРИЧАСТИЕ) зарей (СИС).
12. Все начали искать рынки сбыта для своей культуры так же, как для своих товаров и сырья (СГС).
13.Она была прекрасной собеседницей (СИС).
14. Всякий хорошо знал свое дело (ПГС).
15. Учителя будут читать новые методические пособия (ПГС).
НАДЕЮСЬ, МОИ ДОРОГИЕ ЧИТАТЕЛИ И ЦЕНИТЕЛИ ЯРКОГО, ОБРАЗНОГО И МЕТКОГО РУССКОГО СЛОВА, ДАННАЯ СТАТЬЯ ПОМОЖЕТ ВАМ ПОДОБРАТЬ КЛЮЧИ К СЕРДЦУ ГРАММАТИЧЕСКОЙ ОСНОВЫ.
ЕСЛИ ВАМ ПОНРАВИЛАСЬ ДАННАЯ СТАТЬЯ, БУДУ РАДА ВИДЕТЬ В СТРОЮ СВОИХ ПОДПИСЧИКОВ;)
На чтение 10 мин Просмотров 13.4к. Опубликовано 13.12.2020 Обновлено 13.02.2023
Про грамматическую основу школьники слышат с самого начала учебы, с первого класса. Однако у многих возникает проблема с пониманием материала. Поэтому, чтобы не оставалось никаких вопросов, стоит детально разобраться в этой теме и в синтаксисе в целом, понять, что такое предложения, какими они бывают, какие части речи могут нам встретиться.
Оглавление
- 1 Что такое предложение
- 1.1 В чем заключается разница между предложением и словосочетанием
- 2 Что такое грамматическая основа предложения
- 2.1 Как подчёркивается грамматическая основа
- 2.2 Примеры выражения подлежащего разными частями речи
- 2.3 Составное глагольное сказуемое: чем отличается от обычного
- 2.4 Количество грамматических основ в предложении
- 3 Порядок определения грамматической основы
- 3.1 Определение основы в односоставных предложениях
- 3.2 Двусоставные предложения: алгоритм определения грамматической основы
- 3.3 Сложные случаи в определении сказуемых
- 4 Грамматическая основа предложения — как это объяснить ребёнку
- 4.1 Объясняем главные члены предложения
- 4.2 Объясняем второстепенные члены предложения
- 4.3 Алгоритм синтаксического разбора
- 5 Задание. Найдите и обозначьте грамматические конструкции в следующих высказываниях
Что такое предложение
Первоочередно следует разобраться в деталях и в частности понять, что такое предложение, поскольку грамматическая конструкция выделяется именно в нем.
Этот лингвистический термин обозначает сочетание слов, соединенных графически, лексически и по смыслу. Все слова в нем должны сочетаться. К тому же у него должна быть своя микротема. Только при соблюдении этих условий условный набор слов и словосочетаний можно назвать полноценным предложением.
Предложения бывают разными. Они делятся на множество отдельных категорий.
В чем заключается разница между предложением и словосочетанием
Предложение не обязательно должно быть длинным, оно вполне может состоять из одного или двух слов (к примеру, «Вечерело» или «Я приехал»). При таком положении вещей его легко можно спутать со словосочетаниями.
Смысловое и грамматическое сочетание двух и более слов называют словосочетанием.
Его основное отличие от короткого предложения заключается в том, что у словосочетания не может быть грамматической основы. Если оно состоит из подлежащего и сказуемого, то это уже нераспространенное предложение.
Примеры словосочетаний:
- Холодная осень.
- Красочная пора.
- Альбом и кисти.
Еще одно важное отличие, с помощью которого можно определить, какая синтаксическая единица перед нами. Оно заключается в том, что в предложениях, даже коротких, ясна законченная мысль автора. В словосочетаниях такого нет.
Что такое грамматическая основа предложения
Это одно или несколько ключевых слов в предложении. Обычно в ней выделяется объект (подлежащее), который является «главным действующим лицом», а также то, что он делает (сказуемое).
Предложение может быть как односоставным, так и двусоставным. То есть в нём может быть и подлежащее, и сказуемое (в этом случае оно двусоставное и грамматическая основа состоит из двух слов), либо только что-то одно (тогда оно односоставное и грамматическая основа состоит из одного слова).
Грамматических основ в одной фразе может быть две и больше, в последнем случае мы имеем дело со сложным предложением, например:
Ася утром пошла в школу
— это простое предложение;
Ася утром пошла в школу, и свора собак во дворе залаяла
— а это сложное предложение.
В первом случае можно наблюдать только одну грамматическую конструкцию, а во втором — две. Помимо основы в обеих фразах также есть дополнительные слова, поэтому они оба — распространенные.
И подлежащие, и сказуемые могут быть выражены разными лексико-грамматическими категориями слов. Обычно в роли подлежащего выступает существительное, а в роли сказуемого — глагол, однако это далеко не единственный доступный вариант.
Как подчёркивается грамматическая основа
Основы часто нужно выделять на письме графически. Если возникла такая необходимость, то подлежащие надо подчеркивать одной чертой, а сказуемые — двумя. Также иногда нужно рисовать к предложению схему — там главные члены обозначаются аналогичным образом.
Схема к простому продолжению состоит из графически обозначенной грамматической конструкции в скобках.
Я вчера ходил на рыбалку.
Схема такого предложения выглядит следующим образом: [ ]. В схеме же к сложному предложению рисуется несколько скобок — в зависимости от количества основ.
Цветут сады и вишни спеют.
Для данного предложения схема будет следующей: [ ] и [ ]. Для разных видов сложных предложений рисуются разные схемы.
Примеры выражения подлежащего разными частями речи
Чаще всего подлежащее выражается существительным. Пример подобного высказывания:
Стол был сделан из дерева.
Подлежащим в этой конструкции выступает слово «стол», которое обозначает предмет. Однако могут встречаться и другие варианты. По факту, подлежащее может быть выражено множеством других частей речи. Проиллюстрировать это смогут конкретные примеры:
Я ходил весь день
(подлежащее «я», оно выражено местоимением).Девять можно поделить на два
(подлежащее «девять», выражено числительным).Мудрый всегда внимательно выслушает
(подлежащее «мудрый», выражено прилагательным).Наконец наступило долгожданное послезавтра
(подлежащее «послезавтра», выражено наречием).Прибывшие рассеивались по перрону
(подлежащее «прибывшие», выражено прилагательным).Громкое ура
(подлежащее «ура», выражено междометием)прокатилось по площади
.Служить Родине — вот мое призвание
(подлежащее «служить», выражено глаголом-инфинитивом).
При синтаксическом разборе очень важно об этом помнить.
Составное глагольное сказуемое: чем отличается от обычного
Сказуемое чаще всего выражено глаголом. Но бывает оно представлено и в виде составного глагольного сказуемого. Формируется из вспомогательного глагола-связки и глагола инфинитива. Чтобы проиллюстрировать это, можно привести следующий пример:
Ему следовало начать еще вчера.
Сказуемое в этом предложении — словосочетание «следовало начать», где «следовало» — глагол-связка, а «начать» — инфинитив.
Подобные конструкции очень распространены и часто используются в устной и письменной речи.
Количество грамматических основ в предложении
Основ может быть неограниченное количество. Чаще всего она только одна или их две, однако встречаются конструкции с четырьмя и пятью основами. Между ними преимущественно ставятся знаки препинания, обычно — запятые, однако есть и различные другие варианты. Например, поставить тире или точку с запятой.
В некоторых случаях ставить знаки препинания между частями сложного предложения не нужно. В частности, если они относятся к одному слову или к одной вводной конструкции.
В целом, не рекомендуется использовать предложения с большим количеством основ.
- Во-первых, они тяжело воспринимаются
- Во-вторых, в них можно сделать очень много ошибок.
Порядок определения грамматической основы
Умение определять основы в предложениях — очень важный и полезный навык. От него зависит, правильно человек расставит знаки препинания в предложении или будет делать множество орфографических ошибок.
Чтобы сделать это, нужно внимательно прочитать текст выделить в каждом предложении основные слова. Важно помнить, что любое предложение может быть как односоставным, так и двусоставным.
Определение основы в односоставных предложениях
Наибольшую трудность вызывает определение основы именно в подобных предложениях, то есть в тех, где есть либо подлежащее, либо сказуемое. Они бывают разных видов.
Если в составе основы присутствует только подлежащее, то оно классифицируется как Назывное (например, «Ночь. Улица. Фонарь. Аптека»
). Если же в предложении только сказуемое, то в этой ситуации все намного сложнее. Подобные конструкции делятся на пять подвидов:
- Определённо-личные — те, в которых глагол стоит в форме первого или второго лица (к примеру,
«Лечу!»
— в этом случае можно подставить местоимение первого лица — я, соответственно оно определенно-личное).
- Неопределенно-личные — те, в которых глагол стоит в форме третьего лица (например,
«Его вызвали к директору»
).
- Обобщенно-личные. Не имеют своей специфической формы выражения. Чаще всего к ним относятся поговорки, пословицы и различные другие виды народной мудрости (например,
«Не имей сто рублей, а имей сто друзей»
).
- Безличные. В них сказуемое выражено глаголом в безличной форме. Очень часто они связаны с погодными явлениями (например,
«Вечерело»
).
- Инфинитивное. В подобных предложениях сказуемое выражено глаголом-инфинитивом. (например,
«Не стоит прогибаться под изменчивый мир»
, где «прогибаться» — сказуемое).
С такими предложениями надо работать по стандартной схеме. Первоначально найти объект, который совершает действие, а потом то, что он делает. Если тот или другой член предложения не получается найти, то вполне вероятно, что его там и нет изначально.
Важно запомнить, что подлежащее может быть выражено строго только тем словом, которое стоит в именительном падеже. Зачастую это значительно облегчает выделение грамматической конструкции.
Двусоставные предложения: алгоритм определения грамматической основы
Это действие не должно вызывать трудностей. Все делается по описанной выше, стандартной схеме. Однако есть несколько ситуаций, когда определить основу предложения бывает очень затруднительно. В особенности вопросы вызывают сказуемые.
Сложные случаи в определении сказуемых
Зачастую проблемы с определением сказуемого возникают в ситуации, когда простое глагольное сказуемое выражено не одним словом. Напомним, что такое возможно в сочетании с употреблением вспомогательного глагола «быть» в личной форме, частиц — «пусть», «давай», «пускай», «давайте» и когда сказуемое представлено в виде фразеологизмов, которые могут быть заменены одним словом. Например:
- Сегодня ты будешь завтракать не один.
- Давайте жить дружно!
- Бухгалтер подвёл итоги (подытожил) очередного отчётного периода.
В каждом из примеров мы имеем дело с простым глагольным сказуемым. О таких явлениях стоит помнить и не удивляться, когда они появляются в тексте.
Ошибка в определении типа сказуемого часто бывает связана с тем, что человек неверно определил часть речи (например, перепутал причастие и глагол). Поэтому в любой ситуации следует быть максимально внимательными и все перепроверять по несколько раз.
Грамматическая основа предложения — как это объяснить ребёнку
Такую тему, как грамматическая основа, начинают проходить на уроках русского языка еще в первом классе. Детям не всегда просто дается эта тема. Зачастую они не понимают, что это такое, как выделять эту конструкцию и что от них требует учитель.
Если говорить совсем просто, то грамматическая основа — это главное, что есть в предложении: маленькое предложение внутри большого, распространенного. Она должна передавать всю суть фразы и мысли автора.
Объясняем главные члены предложения
Главные члены предложения — это подлежащее и сказуемое. Важно запомнить, что в предложении они могут быть представлены не в единственном числе, а также то, что одного из них может не быть вообще.
Объясняем второстепенные члены предложения
Второстепенных членов предложения три — это дополнения, обстоятельства и определения. О каждом из них стоит поговорить подробнее.
Дополнение — это предмет, являющийся объектом действия сказуемого. В его роли выступают существительное и местоимение. Оно отвечает на вопросы косвенных падежей (т.е. всех, кроме именительного). Графически дополнение выделяется пунктиром.
Обстоятельство, как можно догадаться из названия обозначает какие-то обстоятельства, например, место или время. Чаще всего оно отвечает на вопросы «где?» или «когда?», однако на деле их гораздо больше. Обычно выражено наречием, деепричастием или существительным, реже — инфинитивом. Графически обозначается пунктиром и точкой.
Определение обозначает признак чего-либо. Оно отвечает на вопросы «какой?», «который?», «чей?» и т.д. Чаще всего выражено прилагательным, реже — другими частями речи. Графически отображается волнистой линией.
Алгоритм синтаксического разбора
Для того чтобы объяснить ребёнку как определить грамматическую основу, необходимо найти и выделить все члены предложения и обозначить, какими лексико-грамматическим категориями слов они выражены.
Первоначально нужно всесторонне проанализировать выбранное предложение и выделить его главные члены, а затем и второстепенные. После этого выделить грамматическую основу предложения не составит никакого труда, укажите на подлежащее и сказуемое, вот она и найдена!
Задание. Найдите и обозначьте грамматические конструкции в следующих высказываниях
- Близилась ночь и солнце медленно неспешно заходило за край горизонта.
- Впереди школьников ждал полный уроков день в течение которого они могли узнать много новой и полезной информации.
- Ранним утром мы выехали из города надеясь успеть доехать до деревни начала послеполуденной жары.
- Аня взяла книгу надела пальто и шапку повязал на шею шарф и вышла из квартиры.
- Однажды я пошел в лесу и долго блуждал между вековыми деревьями наблюдал за птицами и просто наслаждался тишиной умиротворением.
- Утренняя тишина была внезапно нарушена громким отчаянным криком петуха да мычанием коровы.
- Лошадь скакала все быстрее и быстрее а наездник не забывал ее подгонять.
- У Маши в саду было много фруктовых деревьев на которых уже поспели плоды.
- Саша заходил около пяти вечера но никого не застал дома.
- Гроза бушевала всю ночь, и утром мы увидели множество поваленных деревьев.
Для того, чтобы определить грамматическую основу предложения, нужно понять, где в нём подлежащее и сказуемое.
Подлежащее.
Если говорить простыми словами, подлежащее – это то, о чём говорится в предложении.
Оно показывает, кто именно выполняет действие / находится в каком-либо состоянии, имеет какой-либо признак.
Подлежащее обычно выражено существительным или местоимением в именительном падеже.
Но в роли подлежащего могут выступать любые части речи, крылатые фразы, цельные словосочетания, названия организаций, географические названия…
Сегодня весь день идёт дождь. (подлежащее – дождь).
Завтра мы поедем на экскурсию. (подлежащее – мы).
Этот ремонт нам сделала компания ООО “Строймастер”. (подлежащее – ООО “Строймастер”).
Сказуемое.
Оно обозначает:
-
Действие, которое совершает объект (несколько объектов).
-
Состояние, в котором находится объект (несколько объектов).
Сказуемое обычно выражается глаголом (простое глагольное сказуемое) или вспомогательным глаголом + инфинитивом (составное глагольное сказуемое).
Также сказуемым могут быть другие части речи (например, существительное), в этом случае мы имеем дело с составным именным сказуемым (оно состоит из глагола связки и именной части, выраженной разными частями речи).
Еще один интересный вариант – это когда сказуемое выражено фразеологизмом (фразеологическим оборотом). Здесь нужно иметь представление о наиболее часто используемых фразеологизмах в русском языке, иначе сказуемое будет определено неверно.
Я пошёл спать.
Здесь подлежащее – это “я”.
Сказуемое является составным глагольным – “пошёл спать” (вспомогательное слово – “пошёл спать”, инфинитив – “спать”).
Он работает спустя рукава.
Здесь подлежащее – это “он”.
Сказуемое выражено фразеологизмом “работать спустя рукава”.
В предложении не всегда имеется подлежащее и сказуемое.
Если нет одного из двух главных членов, то предложение будет либо односоставным, либо неполным.
**
Всего существует 5 видов односоставных предложений.
При этом односоставное предложение, состоящее лишь из подлежащего, называется назывным.
Осень.
Сильный дождь.
Оно показывает, что существует какой-то объект. Но нельзя понять, какое действие он совершает или в каком состоянии находится.
Односоставное предложение, состоящее из сказуемого, бывает 4 видов:
1) Определённо-личное предложение. Здесь объект не назван, но можно догадаться, о ком идёт речь.
Пойду домой.
Двусоставное предложение выглядело бы так: Я пойду домой.
2) Неопределённо-личное предложение. Здесь нельзя определить главное действующее лицо.
Мне звонят.
3) Обобщённо-личное предложение. Действующий объект не назван и мыслится как обобщенный образ.
Цыплят по осени считают.
Нередко подобные предложения можно встретить в пословицах.
4) Безличное предложение. Здесь действие происходит как бы само себе, произвольно, а подлежащее даже не подразумевается. В таких предложениях может говориться об состояниях природы, состояниях человека или другого живого существа, волеизлиянии, бытие.
Уже темнеет. (состояние природы).
Знобит. (состояние человека).
Мне ехать. (волеизлияние).
Бывает… (бытие).
**
В неполных предложениях подлежащее или сказуемое просто пропущено.
Отсутствующий член предложения может быть восстановлен из контекста или просто ясен сам по-себе.
Хорошо поспал!
Здесь пропущено подлежащее, но из контекста разговора оно может звучать как “я”, “он” и т.п.
Таким образом, при определении грамматической основы предложения нужно предварительно разобраться в том какое это предложение – простое или сложное.
**
Если предложение простое, то определяем его тип – односоставное / двусоставное, полное / неполное.
В неполных предложениях грамматическая основа рассматривается в контексте, а чтобы выделить основу в односоставных предложениях достаточно знать об их видах и особенностях.
В стандартных двусоставных предложениях подлежащее и сказуемое определяется исходя из признаков, описанных мною выше.
**
Если предложение сложное, то в нём будет несколько грамматических основ.
Нужно расчленить сложное предложение на простые предложения и в каждом из таких предложений выделить свою грамматическую основу.