Как найти грамматическую основу в сложноподчиненном предложении

Грамматическая основа сложноподчиненного предложения


Грамматическая основа сложноподчиненного предложения

4.4

Средняя оценка: 4.4

Всего получено оценок: 276.

4.4

Средняя оценка: 4.4

Всего получено оценок: 276.

В отличие от простых предложений, в сложных присутствует более одной грамматической основы. В этой статье мы рассмотрим грамматические основы сложноподчинённого предложения.

Классификация сложных предложений

Сложные предложения классифицируются в зависимости от союза. Если части соединены союзом, такое предложение называется союзным, в противовес бессоюзному сложному. Поскольку союзы бывают сочинительные и подчинительные, сложные предложения с союзом делят на сложносочиненные и сложноподчиненные.

Если в первых части равноправны, то во вторых присутствует главная часть и одна или несколько зависимых – придаточных. Придаточные части несамостоятельны и не могут существовать как отдельная синтаксическая единица в том виде, в каком они присутствуют в сложноподчиненном предложении.

Рассмотрим пример.

«Когда начался дождь, мы с друзьями спрятались на веранде».

Вторая часть предложения самостоятельна: «Мы с друзьями спрятались на веранде». Первая же является придаточной, она не может быть отдельным предложением: «Когда начался дождь…»

Союз или союзное слово всегда находятся в придаточном предложении.

Состав частей сложноподчинённого предложения

Части сложноподчинённого предложения включают в себя грамматические основы. Это могут быть как односоставные, так двусоставные основы. В двусоставном предложении или двусоставной части сложного предложения грамматическая основа состоит из двух главных членов: подлежащего и сказуемого. В односоставном – только из одного.

В сложноподчинённых предложениях нередко случается и то, и другое. Например, в предложении «Я не знаю, откуда он приехал» у нас две двусоставные части: в первой грамматическая основа «я не знаю», во второй –«он приехал».

Однако не реже случаются сложноподчинённые предложения, в которых одна из частей односоставная. Например, в предложении «Если мы задержимся, включите мой компьютер» первая часть придаточного двусоставная, грамматическая основа «мы задержимся»; вторая, главная, – односоставное определённо-личное, сказуемое выражено глаголом в повелительном наклонении.

Необычные способы выражения грамматической основы

В сложноподчинённом предложении может быть необычный состав грамматической основы.

Придаточные предложения могут присоединяться не подчинительными союзами, а союзными словами, то есть относительными местоимениями и наречиями.

В том случае, если придаточное предложение присоединяется не союзом, а союзным словом, это союзное слово может входить в грамматическую основу. Союзное слово – это местоимение или наречие, то есть самостоятельная часть речи, а самостоятельные части речи обязательно являются членами предложения. Если это относительное местоимение в именительном падеже, оно и является подлежащим придаточного предложения.

Например, «Никто не знает, что там лежит». В первой, главной, части грамматическая основа «никто не знает», во второй, придаточной, подлежащим является относительное местоимение«что», которое одновременно служит для связи главной и придаточной частей. Союзные слова необходимо отличать от похожих на них союзов. Например, слово «что» может быть и союзом, и союзным словом.

Как отличить союз ЧТО от союзного слова

Чтобы отличить союз от союзного слова, надо помнить, что на односложные союзы ударение не падает, в то время как на местоимения падает ударение, а в данном случае – часто падает логическое ударение.

Например, «Скажите, пожалуйста, что лежит в ящике?» на слово «что» падает не только обычное, но и логическое ударение. Это слово является союзным, оно присоединяет придаточное предложение и одновременно является подлежащим в этом предложении: лежит что? Что.

Рассмотрим для примера второе предложение: «Он сказал, что уже пришёл». В данном случае на слово «что» не падает никакое ударение, оно не является членом предложения, это союз.

Неполные части сложноподчиненного предложения

В сложноподчинённых предложениях одна из частей часто бывает неполной.

Неполным называется такое предложение, в котором пропущено необходимое для понимания смысла слово; часто это один из главных членов. От односоставных неполные отличаются тем, что для понимания коммуникативной цели предложения пропущенные слова необходимы, но восстановить их невозможно, поэтому вне контекста оно непонятно.

Часть сложного предложения, как правило, становится понятной из минимального контекста, то есть из всего целиком сложного предложения. Приведем пример: «Я думал, что уже опоздал». В первой, главной, части грамматическая основа двусоставная – «я думал»; в придаточной части мы видим неполную основу «опоздал». Пропущено подлежащее «я». В данном случае это сделано для того, чтобы избежать тавтологии, то есть необоснованного повторения одного и того же слова. Из контекста понятно, что иметь в виду «я опоздал».

Такой прием называется эллипсис.

Заключение

Что мы узнали?

Сложноподчинённые предложения – это такие, в которых одна часть главная, а другая придаточная. Она присоединена с помощью подчинительного союза или союзного слова. Грамматические основы частей сложноподчинённого предложения могут быть как двусоставными, так и односоставными или неполными. Неполные части бывают свойственны сложноподчиненным предложениям: подлежащее в них может пропускаться из соображений исключения необоснованного повтора. В придаточных предложениях, присоединенных союзным словом, выраженным относительным местоимением, это союзное слово может являться одновременно подлежащим.

Тест по теме

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда – пройдите тест.

  • Любовь Юркова

    10/10

  • Светлана Максимова

    10/10

Оценка статьи

4.4

Средняя оценка: 4.4

Всего получено оценок: 276.


А какая ваша оценка?

Вопрос 1. Грамматическая основа придаточного предложения; как подчеркнуть обособленное приложение?

Я не знаю, сколько их, монументов славы и победы, у нас в стране и за ее пределами.
Правильно ли расставлены запятые и почему? Будет ли “монументов славы и победы” пояснением к слову “их” или это приложение? Как подчеркнуть в предложении?

Комментарии
– Это СПП с придаточным изъяснительным, здесь две грамматические основы (в главном и придаточном предложениях). Какая именно основа вас интересует? 
– Конечно, в придаточной части, в главном предложении всё понятно: я – подлежащее, не знаю – сказуемое. 

Ответ
Да, вопрос непростой. К сожалению, из-за неправильного оформления он был удален с форума. Вопрос должен быть четко сформулирован, при этом он не должен напоминать домашнее задание. Желательно, указать, чо именно затруднило вас при его решении, а также (по возможности) предложить свой вариант.

1. Это сложноподчиненное предложение (СПП)  с придаточным изъяснительным.
Грамматическая основа придаточного предложения: сколько (их)

Это односоставное безличное предложение, при этом субъект (носитель признака) выражен формой Р.п. «их». 
Сказуемое составное именное, связка «быть» пропущена, именная часть выражена относительным местоимением с количественным значением «сколько». Для сравнения: сколько их было, их было много (в прошедшем времени связка “было” присутствует). Как известно, относительное местоимение является союзным словом, то есть служит средством связи в СПП.

Примечание. Безличные предложения иногда считают бессубъектными. Это неточно. Субъект (носитель признака или состояния) в таких предложениях есть и обычно выражен формой Д.п. или Р.п.

2. Обособленное приложение «монументов славы и победы» относится к личному местоимению “их” (в этом случае приложение обычно обособляется в любой позиции). 

Подчеркивается волнистой чертой, так как приложение – это частный случай определения, выраженного существительным. https://russkiiyazyk.ru/sintaksis/podcherkivaetsia-prilozhenie.html#i-1

Вопрос 2.  Грамматическая основа в предложении с приложением и фразеологическим оборотом

(1) Поднимаешься по склону на вершину кратера — дух захватывает от космического пейзажа.
 Помогите найти грамматическую основу во второй части предложения  Одна основа “поднимаешься” (определенно-личное предложение), а вторая — “дух захватывает” или “захватывает”? Или это фразеологизм и оба слова являются сказуемым?

(2) В предложении “Горы Шиханы — природный памятник Башкирии” подлежащее “Шиханы”, а “горы” это приложение, следовательно, определение или подлежащее “горы Шиханы”? 
В подобных случаях нужно делить словосочетания или это один член предложения? Объясните, пожалуйста. “Кот Васька съел всю рыбу” — подлежащее “кот” или “кот Васька”?

Ответ

1. Поднимаешься по склону на вершину кратера — дух захватывает от космического пейзажа.
Это бессоюзное сложное предложение (БСП), сравнить: когда поднимаешься, то дух захватывает (СПП). Оба простых предложения в составе БСП односоставные.

Поднимаешься по склону на вершину кратера — это ОБОБЩЕННО-ЛИЧНОЕ предложение. Действие может быть отнесено к любому лицу; автор как бы смотрит на себя со стороны, а читатель становится эмоциональным участником действия. Главный член выражен глаголом в форме 2-ого лица ед. числа, так как форма 2-го лица наиболее абстрактна и удобна для обобщения.

Дух захватывает от космического пейзажа.

Здесь используется устойчивое (метафорическое) сочетание “дух захватывает” в роли сказуемого (сказуемое + дополнение как единый член предложения). Но по структуре это безличное предложение, личный глагол “захватывать” применяется в значении безличного.

О фразеологизме “дух захватывает” https://kartaslov.ru/значение-слова/дух+захватывает.

Дух (или дыхание) захватило — затруднилось, остановилось дыхание (вследствие сильного волнения, при быстром движении и т. п.)

2. Горы Шиханы — природный памятник Башкирии. Кот Васька съел всю рыбу.

В вузовской практике все собственные имена считаются приложениями.

В Сети дается такое же определение. К приложениям относятся имена, фамилии, клички, а также географические названия, названия газет, журналов, предприятий, художественных произведений, выступающие в роли определения, например: девочка Оля, мальчик Петя, собака Шарик, соседка Петренко, газета «Коммерсант», озеро Байкал. 
Также это свободное (членимое) словосочетание.

Список нечленимых словосочетаний дается, например,  у Кустовой (стр. 8) Кустова. Синтаксис современного русского языка  https://www.rsuh.ru/upload/main/media/от%20преподавателей/sintaksis-sovremennogo-russkogo-jazyka_kustova-g_i_-i-dr_2005-256s.pdf
Вывод. Подлежащим в приведенных предложениях являются родовые названия: горы, кот. Шиханы и Васька — это приложения

Василий Михайлович подгтовил уже две статьи на тему “Грамматическая основа”. В прошлый раз мы говорили о сказуемом. Сегодня на повестве дня – простые и сложные предложения. 

Одна из главных ошибок при нахождении грамматических основ предложений связана с неумением различать однородные члены и сложные предложения. Однородные подлежащие или сказуемые, сколько бы их ни было, являются частью одной грамматической основы.

В пяти верстах от Красногорья,

Деревни Ленского, живет

И здравствует еще доныне

В философической пустыне

Зарецкий…

Здесь одна грамматическая основа: Зарецкий живет и здравствует. Живет и здравствует – однородные сказуемые.

Он уезжает со двора,

Спокойно дома засыпает

И сам не знает поутру,

Куда поедет ввечеру.

А здесь две: 1) он уезжает, засыпает и не знает; 2) поедет.

Почему глагол “поедет” не однородное сказуемое? Потому что не связано с остальными однородными сказуемыми бессоюзной или сочинительной связью. Куда – союзное слово, связывающее придаточное изъяснительное и главное в сложноподчиненном предложении. Придаточное – двусоставное неполное предложение. Подлежащее опущено, так как оно есть в главном предложении.

Или вот еще подобный пример:

Я, сколько ни любил бы вас,

Привыкнув, разлюблю тотчас…

Тоже две грамматические основы: я разлюблю и любил бы. Тоже сложноподчиненное предложение, на что указывает союзное слово сколько с частицей ни. Придаточное уступительное разрывает главное.

Посчитаем?

Посчитаете сами? Сколько здесь грамматических основ?

Когда случалось где-нибудь

Ей встретить черного монаха

Иль быстрый заяц меж полей

Перебегал дорогу ей,

Не зная, что начать со страха,

Предчувствий горестных полна,

Ждала несчастья уж она.

(Четыре: 1) случалось встретить, 2) заяц перебегал, 3) начать, 4) она ждала).

Дни мчались; в воздухе нагретом

Уж разрешалася зима;

И он не сделался поэтом,

Не умер, не сошел с ума.

(Три: 1) дни мчались, 2) зима разрешалась, 3) он не сделался поэтом, не умер, не сошел с ума).

Умел он весело поспорить,

Остро и тупо отвечать,

Порой расчетливо смолчать,

Порой расчетливо повздорить,

Друзей поссорить молодых

И на барьер поставить их…

(Одна: он умел поспорить, отвечать, смолчать, повздорить, поссорить, поставить).

Татьяна взором умиленным

Вокруг себя на все глядит,

И все ей кажется бесценным,

Все душу томную живит

Полумучительной отрадой:

И стол с померкшею лампадой,

И груда книг, и под окном

Кровать, покрытая ковром,

И вид в окно сквозь сумрак лунный,

И этот бледный полусвет,

И лорда Байрона портрет,

И столбик с куклою чугунной

Под шляпой с пасмурным челом,

С руками, сжатыми крестом.

(Три: 1) Татьяна глядит, 2) все кажется бесценным, 3) все: стол, груда, кровать, вид, полусвет, портрет, столбик – живит душу).

Не забываем, что при однородных членах может быть обобщающее слово, которое тоже является одним из однородных членов.

Надеемся, что наши советы помогут вам при подготовке к успешной сдаче ОГЭ. Если же вы все еще сомневаетесь в своих силах, записывайтесь к нам на занятия – сами или с помощью дежурных преподавателей. Удачи в изучении русского языка и до встречи!

© blog.tutoronline.ru,
при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.

images/slideshow/fact34.jpg

Создано: 07 августа 2018

Просмотров: 310171

Синтаксический разбор сложного предложения

Синтаксический разбор сложного предложения считается самым трудным и объёмным из всех грамматических разборов.

Этот разбор, как правило, выполняют на уроках с 9 класса, когда изучаются значения, виды сложных предложений и пунктуация в них. О том, как ставить знаки препинания в сложном предложении мы уже писали ранее, поэтому сосредоточимся на самом разборе.

Прежде всего нужно хорошо узнавать виды связи в сложном предложении, находить границы его частей, определять смысловые отношения в них, средства связи. Без всего этого можно легко перепутать простое предложение со сложным.

 

Порядок разбора сложного предложения

1.Найти грамматические основы, выделить части и пронумеровать их.

2.Построить линейную (горизонтальную) или ярусную (вертикальную) схему.

3.Дать общую характеристику всего предложения.

4.Описать каждую часть отдельно.

Поскольку существует три вида сложных предложений: сложносочинённые, сложноподчинённые, бессоюзные, то и разбор будет существенно отличаться. Таким образом, чтобы сделать синтаксический разбор сложного предложения, нужно придерживаться какого-то одного из нескольких образцов.

Для примеров мы воспользовались предложениями из рассказов писателя-натуралиста Геннадия Снегирёва.

План разбора сложного предложения

  1. Общая характеристика всего предложения:
  • по цели высказывания,
  • по эмоциональной окраске,
  • по количеству грамматических основ,
  • по виду связи между частями.
  1. Характеристика по смысловым отношениям, средствам связи, месту неравноправных частей.
  2. Характеристика отдельных частей:
  • по наличию главных членов,
  • по наличию второстепенных членов,
  • по полноте,
  • по наличию осложнений.
  1. Тип подчинения (для сложноподчинённого предложения с несколькими придаточными).
  2. Виды связи в смысловых блоках (для сложных предложений с разными видами связи).

Образцы разбора сложносочинённого предложения

[Мне надоело* жить в городе], и [весной я уехал в деревню к знакомому рыбаку Михею].

[ = ], и [ – = ].

* – выделены и подчёркнуты главные члены предложения.

Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, состоит из 2 частей, связанных сочинительной связью, ССП с соединительным одиночным союзом И, выражающим причинно-следственные отношения между частями: 1 часть – односоставная, безличная, распространённая, полная, не осложнена; 2 часть – двусоставная, распространённая, полная, не осложнена.

[В лесу было мокро], но [листья на деревьях уже распустились].

[ = ], но [ – = ].

Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, состоит из 2 частей, связанных сочинительной связью, ССП с противительным союзом НО, выражающим противопоставление: 1 часть – односоставная, безличная, распространённая, полная, не осложнена; 2 часть – двусоставная, распространённая, полная, не осложнена.

[Весной в горах лежит снег], и [цветут эдельвейсы], и [голубое перо сойки мелькает в зелёных кедрах].

[ = – ], и [ = – ], и [ – = ].

Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, состоит из 3 частей, связанных сочинительной связью, ССП с соединительным повторяющимся союзом И, выражающим одновременные отношения: 1 часть – двусоставная, распространённая, полная, не осложнена; 2 часть – двусоставная, нераспространённая, полная, не осложнена, 3 часть – двусоставная, распространённая, полная,  не осложнена.

[Колокольчик качнулся], но [паутина его удержала], и [я увидел в нём воздушный шарик].

[ – = ], и [ – = ], и [ – = ].

Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, состоит из 3 частей, связанных сочинительной связью, ССП с противительным союзом НО, выражающим противопоставление, и соединительным одиночным союзом И: 1 часть – двусоставная, нераспространённая, полная, не осложнена; 2 и 3 части – двусоставные, распространённые, полные, не осложнены.

Образцы разбора сложноподчинённого предложения

[Я сел у окна и стал смотреть], (как по лодке бегает трясогузка).

[ – = и = ], (как = – ).

Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, состоит из 2 частей, связанных подчинительной связью, СПП с союзом КАК: 1 часть – главная, двусоставная, распространённая, полная,  осложнена однородными членами; 2 часть – придаточная изъяснительная, в постпозиции, двусоставная, распространённая, полная, не осложнена.

(Кто там живёт), [не знал я раньше].

(Кто = ), [ = – ],

Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, состоит из 2 частей, связанных подчинительной связью, СПП с союзным словом КТО: 1 часть – придаточная местоименно-определительная, в препозиции, двусоставная, распространённая, полная, не осложнена; 2 часть – главная, двусоставная, распространённая, полная, не осложнена.

[Я стал вглядываться в узкую полоску воды], (которую разрезал во льдах наш корабль).

[ – = ], (которую = – ).

Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, состоит из 2 частей, связанных подчинительной связью, СПП с союзным словом КОТОРУЮ: 1 часть – главная, двусоставная, распространённая, полная, не осложнена; 2 часть – придаточная определительная, в постпозиции, двусоставная, распространённая, полная, не осложнена.

[Дома, (когда разбирал патроны), хвостик вынул и положил себе на стол].

[   , (когда = ),  = и = ].

Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, состоит из 2 частей, связанных подчинительной связью, СПП с союзом КОГДА: 1 часть – главная, двусоставная, распространённая, неполная, осложнена однородными сказуемыми; 2 часть – придаточная обстоятельственная времени, в интерпозиции, двусоставная, распространённая, неполная, не осложнена.

Образцы разбора сложноподчинённого предложения с несколькими придаточными

[Верблюды танцевали и радовались], (что прошла зима), (греет солнце) и (они живы).

[ – = и = ], (что = – ), ( = – ) и ( – = ).

Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, состоит из 4 частей, связанных подчинительной связью, СПП с союзом ЧТО: 1 часть – главная, двусоставная, нераспространённая, полная, осложнена однородными сказуемыми; 2, 3 и 4 части – придаточные изъяснительные, в постпозиции, двусоставные, нераспространённые, полные, не осложнены; однородное подчинение придаточных.

[И тут я услышал], (как за пеньком, (на котором я сижу), кто-то возится, шуршит).

[ – = ], (как  , (на котором – = ),  – =, = ).

Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, состоит из 3 частей, связанных подчинительной связью, СПП с союзом КАК: 1 часть – главная, двусоставная, распространённая, полная,  не осложнена; 2 часть – придаточная изъяснительная, в постпозиции, двусоставная, распространённая, полная, осложнена однородными сказуемыми, является главной по отношению к 3 части; 3 часть связана со 2 частью и распространяет её, прикрепляясь к опорному слову союзным словом КОТОРУЮ – придаточная определительная, в интерпозиции, двусоставная, распространённая, полная, не осложнена; последовательное подчинение придаточных.

[Я на неё долго смотрел, (пока она валенки на крыльце чистила от снега), и всё ждал], (что девочка мне скажет ещё что-нибудь).

[ – = , (пока – = ), и = ], (что – = ).

Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, состоит из 3 частей, связанных подчинительной связью, СПП с союзом ПОКА: 1 часть – главная, двусоставная, распространённая, полная, осложнена однородными сказуемыми; 2 часть – придаточная обстоятельственная времени, в интерпозиции, двусоставная, распространённая, полная, не осложнена; 3 часть связана с 1 частью и распространяет её, прикрепляясь к опорному слову союзом ЧТО – придаточная изъяснительная, в постпозиции, двусоставная, распространённая, полная, не осложнена; параллельное подчинение придаточных.

Образцы разбора бессоюзного сложного предложения

[Ёлки стоят и не шелохнутся], [на ветках подушки снега намело].

[ – = и = ], [ = ].

Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, состоит из 2 частей, связанных бессоюзной связью, БСП: 1 часть – двусоставная, нераспространённая, полная, осложнена однородными сказуемыми; 2 часть – односоставная безличная, распространённая, полная, не осложнена, между частями причинные отношения.

[Я ногой по ёлке ударил] — [целый сугроб мне свалился на голову].

[ – = ] — [ – = ].

Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, состоит из 2 частей, связанных бессоюзной связью, БСП: 1 часть – двусоставная, распространённая, полная, не осложнена; 2 часть – двусоставная, распространённая, полная, не осложнена, между частями отношения следствия (результат).

бабочки зимой не могут спать]: [они маленькие и нежные], [сразу замёрзнут].

[ – = ] : [ – = и = ], [ = ].

Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, состоит из 3 частей, связанных бессоюзной связью, БСП: 1 часть – двусоставная, распространённая, полная, не осложнена; 2 часть – двусоставная, нераспространённая, полная, осложнена однородными сказуемыми; 3 часть – двусоставная, распространённая, неполная, не осложнена, между частями отношения пояснительные.

Образцы разбора сложного предложения с разными видами связи

(Когда мама с работы пришла), [Галя ей ничего не рассказала], и [я тоже].

(Когда – = ), [ – = ],  и [ – ].

Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, состоит из 3 частей, связанных подчинительной и сочинительной связью, СПП и ССП: 1 часть – придаточная обстоятельственная времени, в препозиции, прикреплена союзом КОГДА, двусоставная, распространённая, полная,  не осложнена; 2 часть – главная для 1 части, двусоставная, распространённая, полная, не осложнена; 3 часть – двусоставная, нераспространённая, неполная, не осложнена, прикреплена одиночным сочинительным союзом И, присоединительные отношения.

[Это у паука-серебрянки такой домик под водой], и [там паучата живут], [вот он и носит им воздух].

[ ], [- = ], [- = ].

Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, состоит из 3 частей, связанных сочинительной и бессоюзной связью, ССП и БСП: 1 часть – двусоставная, распространённая, неполная, не осложнена; 2 часть – двусоставная, распространённая, полная, не осложнена, прикреплена одиночным сочинительным союзом И; 3 часть – двусоставная, распространённая, полная, не осложнена, между частями причинно-следственные отношения.

[Мы пили чай], а [узбек рассказывал], (что и дед его, и прадедвсе были гончары).

[ – = ], а [- = ], (что и  -, и  –   —   –  = ).

Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, состоит из 3 частей, связанных сочинительной и подчинительной связью, ССП и СПП: 1 часть – двусоставная, распространённая, полная, не осложнена; 2 часть – двусоставная, нераспространённая, полная, не осложнена, прикреплена сочинительным противительным союзом А; 3 часть – придаточная изъяснительная, в постпозиции, прикреплена союзом ЧТО, двусоставная, распространённая, полная, осложнена однородными подлежащими с обобщающим словом.

[Интересно мне стало]: [простую свинку я знаю], а [морскую никогда не видел].

[ = ] : [- = ], а [ = ].

Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, состоит из 3 частей, связанных бессоюзной и сочинительной связью, БСП и ССП: 1 часть – односоставная безличная, распространённая, полная; 2 часть – двусоставная, распространённая, полная, не осложнена, между частями пояснительные отношения; 3 часть – двусоставная, распространённая, неполная, не осложнена, соединена с помощью противительного союза А, отношения противопоставления.

[Сел Серёжа в машину], [мама его плащом укрыла], (потому что дождь начал капать).

[ = – ], [ – = ], (потому что – = ).

Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, состоит из 3 частей, связанных бессоюзной и подчинительной связью, БСП и СПП: 1 часть – двусоставная, распространённая, полная,  не осложнена; 2 часть – главная для 3 части, двусоставная, распространённая, полная, не осложнена; 3 часть – придаточная обстоятельственная причины, в постпозиции, прикреплена союзом ПОТОМУ ЧТО, двусоставная, нераспространённая, полная, не осложнена.

[Весной, (когда снег растаял и лес стал зелёный), я проснулся утром и слышу]: [кто-то шуршит под кроватью].

[     , (когда – = ) и ( – = ),  – = и = ] : [  – = ].

Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, состоит из 4 частей, связанных подчинительной и бессоюзной связью, СПП и БСП: 1 часть – главная для 2 и 3 частей, двусоставная, распространённая, полная, осложнена однородными сказуемыми; 2 и 3 части – придаточные обстоятельственные времени, в интерпозиции, прикреплены союзом КОГДА, двусоставные, нераспространённые, полные, не осложнены, однородное подчинение; 4 часть – двусоставная, распространённая, полная, не осложнена, дополнительные отношения.

Яндекс.Метрика

Понятие «грамматическая основа» неразрывно связано с предложением — одной из основных синтаксических единиц русского языка. Выясним, что такое грамматическая основа предложения, как её выделить в высказывании. Но прежде следует вспомнить, что называется предложением в синтаксисе русского языка.

Предложение как единица речи


Определение

Предложение — это наименьшая единица речи, которая представляет собой грамматически организованное соединение слов, обладающее смысловой и интонационной законченностью.


При помощи предложений мы выражаем свои мысли и чувства, обращаемся друг к другу с вопросами, советами, просьбами, пожеланиями и приказаниями. Итак, целью предложения может быть сообщение, вопрос или побуждение. В предложении содержится сообщение о событии, которое воспринимается как реальное, происходящее в каком-то времени или как нереальное.

Предложением называется слово или несколько слов, в которых заключено сообщение, вопрос, или побуждение (приказ, совет, просьба).

Предложение может состоять как из нескольких слов, объединенных между собой грамматически и интонационно, так и из одного слова.

Пришла снежная зима.

Зима. Солнце. Мороз.

Каждое предложение имеет свое ядро, вокруг которого группируются остальные его члены. Это грамматическое ядро состоит из главных членов — подлежащего и сказуемого в двусоставном предложении или только подлежащего или сказуемого в односоставном, например:

Небо меркло.

Воды струились тихо.

Жук громко жужжал.

Уже расходились хороводы; уж за рекой, дымясь, пылал костер рыбачий (А.С.Пушкин).

Сумерки. Рано вечереет. Мы плыли довольно медленно (И.С. Тургенев).

Что такое грамматическая основа предложения


Определение

Грамматическая основа предложения — это основная часть предложения, которая состоит из его главных членов: подлежащего и сказуемого.

Можно дать и такое определение:

Грамматическая основа — подлежащее и сказуемое, включает в себя главные члены в двусоставных предложениях и один главный член в односоставных.

Чтобы выделить грамматическую основу предложения, выясним, о ком или о чём идет речь в высказывании. Для этого зададим вопросы: кто? или что?

Что? — небо. Это подлежащее, которое, как правило, выражается существительным (местоимением) в форме именительного падежа или любой частью речи в значении имени существительного.

Что говорится о небе? Небо что делало? меркло — это сказуемое.

Небо меркло — грамматическая основа простого предложения.

Кто? мы — подлежащее, выраженное личным местоимением в форме именительного падежа множественного числа.

Мы что делали? плыли — сказуемое.

Мы плыли — грамматическая основа.

Грамматическая основа предложения (схема)

Видео «Как найти грамматическую основу предложения»

Примеры выражения подлежащего разными частями речи

Метель (существительное) надвинулась сразу (Н.Островский).

Я (местоимение) ехал вечером один на беговых дрожках (И.С. Тургенев)

Кто (местоимение) не работает, тот не ест.

Девять (числительное) делится на три.

Трое (числительное) незаметно проскользнули во двор.

Умный (прилагательное) говорит за себя своими делами.

Наконец наступило долгожданное послезавтра (наречие).

Прибывшие (причастие) шумно рассаживались за столами.

Громкое ура (междометие) прокатилась по площади.

Охранять (инфинитив) природу — значит охранять Родину.

Узы дружбы (словосочетание) связывали их с детства.

Несколько детей (числительное + существительное) окружили её с выражением восторга на лицах.

Вторым основным компонентом грамматической основы является сказуемое, которое может бы выражено всеми спрягаемыми формами глагола. Такое сказуемое называется простым глагольным — ПГС.

Девочка поет. Девочка пела. Девочка будет петь.

Сложность выделения такого сказуемого состоит в том, что оно может быть выражено двумя словами, составляющими сложные формы глагола будущего времени изъявительного наклонения или формы повелительного наклонения, например:

Когда ты будешь завтракать?

Вы будете в этом доме жить?

Мой друг не будет рассказывать об этом.

Мы не будем говорить о прошлом.

Давай обсудим наши планы.

Пусть радуются дети всей Земли!

Пускай она пройдет в сад.

Составное глагольное сказуемое (СГС) состоит из вспомогательного глагола-связки и инфинитива.

Вспомогательный глагол не обладает самостоятельным лексическим значением, а выражает начало, продолжение или конец действия (фазисный глагол) или обозначает возможность, желание, волеизъявление, долженствование, оценку и пр. (модальный глагол).

В качестве связки может выступать также краткие прилагательные:

рад, готов, должен, обязан, вынужден, намерен

Особую сложность представляют собой СГС, в составе которых имеются устойчивые словосочетания с модальным значением:

  • имел намерение (хотел);
  • сделал усилие (попытался);
  • имел возможность (желал) и пр.


Примеры составного глагольного сказуемого

Вы только начинаете жить!

Лектор продолжал приводить интересные факты из жизни насекомых.

Дождь перестал накрапывать, и выглянуло яркое солнце.

Кто велел тебе рвать цветы в моём саду?

Ты должен рассказать мне об этом случае.

Отец с матерью решили ехать в деревню на следующий день.

Мы готовы незамедлительно выехать.

Лесничий не мог отказать гостям и повел их на озеро, где жили лебеди.

Собравшиеся хотели услышать старинную песню.

Все рады помочь тебе.

Я не имел права рисковать и поэтому шел по болоту осторожно.

Девушка имела намерение подойти ближе и рассмотреть этот экзотический цветок более тщательно.

Составное именное сказуемое состоит из глагола-связки, выражающего грамматическое значение сказуемого, и именной части (существительное, прилагательное, местоимение, числительное и др.), выражающей лексическое значение.



В качестве глагола-связки может выступать слово «быть» в любых формах (буду, будешь, будут, был, был бы, есть). Связка может отсутствовать. В таком случае говорят о нулевой связке.

Вода у берегов озера была кристально чистая.

Я буду смелым.

Аллея из можжевельника будет как тропинка в лесу.

Греки считали, что мир есть гармония и ритмика.

Ртуть тоже металл.

Порядок выделения грамматических основ

Представленная ниже схема поможет научиться правильно выделять грамматические основы предложения.

Порядок выделения грамматических основ (схема)

Видеоурок «Грамматическая основа предложения. Главные члены предложения»

Тест

Добавить комментарий